Культура общения личности: Социально-философские аспекты тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Петрова, Ирина Фаритовна

  • Петрова, Ирина Фаритовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 142
Петрова, Ирина Фаритовна. Культура общения личности: Социально-философские аспекты: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2003. 142 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Петрова, Ирина Фаритовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

1.1. Сущность культуры общения личности

1.2. Структура и функции культуры общения личности.

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

2.1. Детерминанты культуры общения личности в современном обществе.

2.2. Роль Интернета в развитии культуры общения личности

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культура общения личности: Социально-философские аспекты»

Актуальность темы исследования. Человечество вступило в XXI век. В условиях глобальных изменений, охвативших все мировое сообщество, — усложнения жизни и ускорения ее ритмов, революции в области средств массовой информации, интеграции мировой экономики и финансов, формирования информационной парадигмы социально-экономического развития, расширения международных политических и культурных контактов - все большее значение приобретает культура общения. Ускоряется обмен ценностями, широкие миграционные потоки способствуют взаимопроникновению культур. Диалог культур, в котором участвует и Россия, превращается в «полилог» народов.

Эра информационного общества знаменует радикальные преобразования не только в сфере производственных структур и технологии, но, главным образом, в сфере социально-экономических отношений и в культуре, в том числе в культуре общения. В условиях преобладания случайных, поверхностных форм общения, развившихся под влиянием информационной революции, а также возрастающей функциональной изменчивости личности возникает необходимость в выработке новых принципов межличностного взаимодействия.

Культура общения - важная составная часть общей культуры личности, формирование которой выступает как насущная потребность наших дней, когда происходит ломка старых форм жизни, переоценка ценностей и идеалов, привычных убеждений и представлений, поиск новых жизненных установок и ориентиров. Проблемы личностного общения требуют специального рассмотрения, т.к. именно на этом уровне происходит удовлетворение сущностных потребностей личности. Именно эта сфера в нашем недавнем прошлом оказалась заметно подверженной влиянию тоталитарной идеологии, когда личность растворялась в коллективе и неизменный приоритет отдавался служебно-деловым, общественным контактам.

Современное общество — сложная динамическая система, коммуникативное пространство которого характеризуется интерактивностью и диалогичностью, а также наличием равноценных и независимых друг от друга участников. При этом не только традиционные формы воспроизводства и трансляции культуры, но и модели общения, еще вчера казавшиеся незыблемыми и устоявшимися, значительно изменяются. Новое время предлагает и новые средства общения, одним из которых является Интернет, перевернувший привычные представления об общении и породивший немало проблем. Усиление роли СМИ, появление большого количества коммуникативных посредников, и в особенности благодаря новейшей компьютерной технике — все это придает проблеме культуры общения личности современное звучание.

Степень научной разработанности проблемы. Многоаспектность исследования феномена культуры общения личности требует междисциплинарного подхода с использованием достижений философии, культурологии, социологии, психологии и других областей социально-гуманитарного знания. Уже в самых ранних философских, исторических, литературных трактатах, дошедших до наших дней, вопрос о том, какой должна быть культура общения, как должно относиться к людям, занимал центральное место. Эта проблема является наиболее дискуссионной и в наше время. В своей работе мы сосредоточили внимание на исследованиях советского и постсоветского периодов.

Теоретическому осмыслению проблемы культуры общения личности способствовали работы по общим вопросам теории культуры таких отечественных исследователей, как А.И.Арнольдов, Е.А.Вавилин,

Ю.Р.Вишневский, В.Е.Давидович, Н.С.Злобин, Л.Н.Коган, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, И.М.Орешников, Н.З.Чавчавадзе, В.Б.Чурбанов и др.1

Важное значение для нас имели исследования феномена личности. В этом ряду следует назвать труды М.М.Бахтина, В.С.Библера, М.Бубера, л

Е.К.Быстрицкого, Э.В.Ильенкова, А.Н.Леонтьева, Э.В.Соколова, К.Ясперса . Проблеме сущностного определения личности и ее смысложизненных ориентаций посвящены работы М.В.Демина, А.Т.Москаленко и В.Ф.Сержантова. Различные стороны культуры личности (духовная, нравственная, базовая культура личности) и особенности ее формирования проанализированы в трудах Е.М.Бабосова, В.А.Бачинина, О.С.Газмана, Н.Б.Крыловой, Е.М.Михеевой и др.4

Общение как динамичный многомерный процесс, характеризующийся многофункциональностью, является предметом комплексного изучения представителей многих наук. Довольно широко этот процесс разработан специалистами в области социальной психологии (работы Б.Г.Ананьева, Г.М.Андреевой, А.А.Бодалева, М.И.Лисиной, Б.Ф.Ломова, В.Н.Мясищева,

Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. - М: Изд-во МГИК,1992; Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория культуры. Теоретико-методологический аспект. - Новосибирск: Наука, 1983; Давидович B.E., Жданов Ю.А. Сущность культуры. - Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1979; Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. -М.: Наука, 1980; Коган Л.Н. Теория культуры. - Екатеринбург, 1993; Коган Л.Н., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. — Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1972; Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). - М.: Мысль, 1983; Межуев В.М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма). - М.: Политиздат, 1977; Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? - Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992; Чавчавадзе H.3. Культура и ценности. — Тбилиси: Мецниереба, 1984; Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. - М.: Педагогика, 1981 и др.

2 Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979; Библер B.C. От наукоучения -к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991; Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. Н.Е.Покровского. - М.: Прогрес, 1989.- С. 88-98; Быстрицкий E.K. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. - Киев: Наукова думка, 1991; Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991; Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975; Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972; Ясперс К. Истоки истории и ее цель. - Вып.1. М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

3 Демин М.В. Проблемы теории личности: (Социально-философский аспект). - М.: Изд-во МГУ, 1977; Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. - Новосибирск: Наука, 1984.

4Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. - Минск: Наука и техника, 1985; Бачинин B.A. Духовная культура личности: Философские очерки. - М.: Политиздат, 1986; Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С.Газмана. - М.: АПН СССР, 1989. - С. 5-12; Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. - М.: Знание, 1978; Михеева Е.М. Культура личности и рынок труда: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. - Тюмень, 1998 и др.

С.Л.Рубинштейна)1. Для нас наиболее важными оказались работы по проблеме общения таких философов, как Л.П.Буева, Е.Г.Злобина, М.С.Каган, Б.Ф.Поршнев, А.В.Рязаев, которые подняли вопросы о месте общения в системе конкретно-исторических общественных отношений .

Выяснению содержания общения, его форм, видов и типов, места в структуре человеческой деятельности способствовали труды А.М.Агальцева,

A.А.Брудного, В.М.Соковнина3. Для нас оказался полезен анализ культуры общения личности с философских позиций, предпринятый в публикациях

B.П.Левкович, В.М.Соковнина и Э.В.Соколова, придерживающихся мнения о том, что для развития общества необходимы единые правила и нормы общения4; Р.И.Ирназарова, Л.Н.Когана, И.А.Серовой, Р.М.Тухватуллина, затрагивающих вопросы культуры межнационального общения5; В.Л.Бенина, В.В.Соколовой, Р.М.Фатыховой, изучающих проблемы педагогического общения в контексте педагогической культуры6.

1 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2 т. - М,, 1980; Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998; Бодалев А.А. Личность и общение. - М.: Международная педагогическая академия, 1995; Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. - М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997; Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. — С. 3-17; Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995; Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - M.: Наука, 1997.

2 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. - M.: Мысль, 1978; Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. — Киев: Наукова думка, 1981; Каган M.C. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М.: Политиздат, 1988; Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979; Резаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, Иваново: Политинформ, 1993 и др.

3 Агальцев A.M. Общение и его внутренняя противоречивость // Проблемы диалектики / Ред. Ф.Ф.Вяккерев, В.В.Ильин. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. - Вып. 3. - С. 102-106; Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы социальной психологии. - М.: Наука, 1975. - С. 165-183; Соковнин B.M. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). - Фрунзе: Мектеп, 1974.

4 Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. - М.: Наука, 1976. -С. 209-213; Соковнин В.М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). - Фрунзе: Мектеп, 1974; Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения // Духовное становление человека. -Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1972. - С. 100-124.

5 Ирназаров Р.И. Равенство этносов в республике Башкортостан. - Уфа: Гилем, 1997; Коган Л.Н. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. - М.: Наука, 1982. - С. 199-208 ; Серова И.И. Культура межнационального общения. - Минск: Университетское, 1986; Тухватуллин P.M. ВлйянйёГ общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1997.

6Бенин В.Л. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. - Уфа: БГПИ, 1998; Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. - Уфа: Восточный университет, 1998; Соколова В.В. Культура речи и культура общения. -М.: Просвещение, 1995.

Роли культуры общения в становлении личности посвящены работы Г.С.Батищева, И.А.Ильяевой, Л.М.Кантора, Л.К.Кругловой, И.А.Попова, З.Я.Рахматуллиной, Е.П.Савруцкой, В.Н.Финогентова и др.1

Для осмысления заявленной темы важное значение для нас имели исследования в области методологии социального познания Г.А.Антипова, Г.С.Арефьевой, В.С.Барулина, Б.С.Галимова, В.Е. Кемерова, А.Н.Кочергина, А.Ф.Кудряшева, А.Б.Курлова, В.Г.Федотовой2.

Принципиальное значение для понимания проблемы культуры общения личности в условиях современного российского общества имело изучение работ, анализирующих особенности переходного общества, формы его трансформации, прогнозы на будущее. Это работы Т.А.Алексеевой, А.С.Ахиезера, А.А.Ахмадеева, Л.А.Беляевой, Д.М.Гилязитдинова, А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, А.А.Кара-Мурзы, В.В.Козловского, Н.И.Лапина, А.В.Лукьянова, А.С.Панарина, С.М.Поздяевой и др. .

1 Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. — 1995. - № 3. - С. 103-130; Ильяева И.А. Культура общения. - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989; Кантор Л.М. Межличностное общение как явление культуры (философско-социологический анализ): Дис. . канд. филос. наук. - Уфа, 1988; Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура. - М.: Высшая школа, 1990; Попов И.А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе: Дис. .канд. филос. наук. -Томск, 1987; Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимание. - Уфа: БГУ, 2002; Савруцкая Е.П. Социалистический образ жизни и культура общения. - Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1986; Финогентов В.Н. Социально-исторические регуляторы человеческих отношений // Духовность и культура. Алгоритмы культуры. - Екатеринбург: Изд-е УРГУ, 1994. - С. 54-65 и др. 2

Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. -Новосибирск: Наука, 1988; Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. - М.: Мысль, 1988; Барулин B.C. Социальная философия. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999; Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984; Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. - 1999. - № 7. - С.3-14; Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988; Курлов А.Б. Методология социального моделирования. - Уфа: Автор-Проект, 2000; Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. -1995. - № 12. - С.21-34.

3 Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. - 1998. - № 7. - С. 58-65; Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. - М.: Философское общество, ИФРАН, 1991. -Т.1; Ахмадеев А.А. Социологические проблемы региона. -Уфа: Изд-е БашГУ, 1992; Беляева Л.А. Социальная модернизация в России в конце XX века. - М.: ИФРАН, 1977; Гилязетдинов Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляемом обществе. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1994; Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. - М.: Наука, 1999; Иванов В.П. Россия: обретение будущего. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998; Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? // Вопросы философии. - 1996. - № 5. - С. 155-165; Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995; Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 3-8; Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. - Уфа: Изд-е БашГУ, 1993; Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). - Уфа: Изд-е БашГУ, 1988 и др.

Особый интерес для нас представляют исследования, посвященные анализу изменения форм и условий общения в информационном обществе (труды Р.Ф.Абдеева, Н.Н.Богомоловой, В.П.Зинченко, М.Кастельса, А.Моля, Б.Д.Парыгина, А.И.Ракитова, И.В.Юшкиной и др.1).

Значимыми оказались публикации, в которых рассматривается Интернет как социальное явление и его роль в становлении личности в современном обществе (Ю.Д.Бабаева, А.Е.Войскунский, В.Е.Иванов, В.В.Тарасенко и др.2). Заметим, что эта проблема в последние годы стала предметом широкого исследовательского интереса, о чем свидетельствует возросшее количество диссертационных работ (Е.В.Грязнова, А.А.Родионов, Т.В.Рягузова, И.Г.Савельева и др. ).

Таким образом, анализ имеющейся литературы показывает, что, несмотря на большое количество работ, посвященных проблемам сущности общения личности и его роли в развитии личности, на наш взгляд, недостаточно исследованы в рамках социальной философии следующие аспекты: культура общения как системообразующий элемент в структуре культуры личности; функциональная значимость, структура и детерминанты культуры общения личности; влияние Интернета на развитие культуры общения личности.

Это и определило выбор объекта и предмета исследования.

1 Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994; Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. - М.: Знание, 1988; Зинченко В.П. Культура и техника // Знание - сила. -1988. -№ 2. - С. 64—71; Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И.Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000; Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с франц. - М.: Прогресс, 1973; Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. - M.: Мысль, 1971; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - M.: Политиздат, 1991; Юшкина И.В. Информатизация общества в России: принципы и специфика: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - М., 2001 и др.

2Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 89-101; Иванов В.Е. Интернет в формированиии диалогического пространства в социокультурной среде // Мир психологии. - 2000. - № 2. - С. 52-56; Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. -2000.-№ 5.-С. 111-121 и др.

3 Грязнова Е.В. Компьютерное общение как социальный феномен: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -Н.Новгород, 2001; Родионов А.А. Интернет: сущность и социальные функции (социологический подход): Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Саратов, 2000; Рягузова T.B. Интернет как фактор социокультурного развития российского общества: Автореф. дис. канд. социол. наук. - М., 2001; Савельева И.Г. Массовая и популярная культура в современном обществе: коммуникационный аспект: Автореф. дис. . канд. социол. наук. - Казань, 2000 и др.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта диссертационного исследования выступает культура общения личности как явление общественной жизни. Предмет исследования — особенности развития культуры общения личности в современном обществе.

Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является анализ процесса становления культуры общения современной личности.

В соответствии с поставленной целью в диссертации решаются следующие задачи:

- проанализировать сущность культуры общения личности;

- определить структуру и функции культуры общения личности;

- выявить детерминанты культуры общения личности в современном обществе;

- показать роль Интернета в развитии культуры общения личности.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Определяющим для данной работы является системный анализ с элементами структурно-функционального подхода, который позволяет раскрыть взаимосвязь исследуемого явления с основными социальными процессами общества. Автор также использовал эвристические возможности диалектического и деятельностного подходов.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что автором

- обосновано, что культура общения личности выступает как связующее звено между динамичными и относительно устойчивыми компонентами структуры культуры личности; она может быть представлена как качественный уровень форм и способов взаимодействия человека с другими людьми, являющийся результатом, с одной стороны, социализации, а с другой — саморазвития личности;

- выявлены основные подструктуры в системе культуры общения личности: 1) когнитивная, включающая знания и умения, обеспечивающие эффективное протекание процесса общения; 2) аксиологическая, представляющая систему ценностных ориентаций личности и являющаяся ядром культуры общения личности; 3) поведенческая, определяющая нормативные основания поведения и общения;

- обнаружено, что, по сравнению с традиционной, в современной модели культуры общения личности актуализируются: расширение и обновление когнитивной подструктуры; личностный выбор ценностных приоритетов в аксиологической подструктуре; творческое начало в поведенческой подструктуре;

- установлен полифункциональный характер культуры общения личности и показана следующая иерархия ее функций в современном обществе: 1) ценностная, 2) познавательная, 3) регулятивно-нормативная, 4) информативная, 5) семиотическая, 6) социально-психологическая;

- проанализировано развитие культуры общения личности в четырехуровневой модели детерминации: мегауровень (человечество в целом), макроуровень (отдельное общество), мезоуровень (социальная группа), микроуровень (конкретная личность);

- раскрыта роль Интернета в развитии культуры общения личности, заключающаяся: в компенсации неудовлетворенных потребностей общения и самовыражения в реальных контактах; в появлении новых субъектов, средств и форм общения; в изменении требований к культуре общения личности.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическое значение работы состоит в том, что положения и выводы диссертации могут служить основой для дальнейшего исследования современных социокультурных процессов и позволят продолжить теоретические изыскания в сфере личностного самоопределения и социализации общественных субъектов.

Основные положения диссертации найдут применение в вузовских курсах философии, в частности, при изучении тем «Генезис личности», «Культура и личность», «Духовная жизнь общества» и др.

Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы диссертации могут быть положены в основу разработки специальных курсов для студентов, а также использованы в практической деятельности социальных работников, педагогов и психологов.

Апробация работы. Основные положения и выводы докладывались автором на научных конференциях различного уровня, в том числе: международных - «Язык. Культура. Деятельность: Восток-Запад» (Набережные Челны, 1999), «Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия» (Уфа, 1999); всероссийских — «Проблемы реализации права на высшее образование в Российской Федерации» (Уфа,

1999), «Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в вузе, техникуме, школе» (Пермь, 1999); межрегиональных и региональных -«Мировоззрение в системе духовности» (Уфа, 1999), «Стратегия развития для будущего президента России» (Уфа, 2000), «Наука в жизни современной молодежи. Вступая в XXI век» (Уфа, 2000), «Культура и образование» (Уфа,

2000), «Личностно-ориентированное профессиональное образование» (Екатеринбург, 2001), «Культура и образование» (Уфа, 2002), а также на ежегодных научно-теоретических конференциях БГПУ (Уфа, 1997-2001гг.).

Результаты исследования отражены в 12 публикациях автора общим объемом 2,1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка использованной литературы, включающего 235 наименований. Общий объем диссертации -142 страницы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Петрова, Ирина Фаритовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный анализ культуры общения личности позволил прийти к следующим выводам:

1. Общение как одна из форм человеческой жизнедеятельности выступает необходимым условием формирования и развития личности. Оно является неотъемлемой частью социального бытия, средством формирования и функционирования индивидуального и общественного сознания. Общение пронизывает всю культуру, охватывая как внутренние, так и внешние взаимосвязи. Именно на основе одновременного процесса единения-обособления возможна культура, начиная с общения как основной составляющей индивидуального сознания и заканчивая общением между культурами и единением их в интегральном понятии человеческой культуры.

2. Культура и общение находятся в диалектическом единстве и взаимодействуют через опосредованную деятельность личности. Интегрируясь друг с другом, культура и общение образуют новое в содержательном и структурном плане понятие «культура общения».

3. Культура общения личности выступает как связующее звено между динамичными и относительно устойчивыми компонентами структуры культуры личности. Она может быть представлена как качественный уровень форм и способов взаимодействия человека с другими людьми, являющийся результатом, с одной стороны, социализации, а с другой — саморазвития личности.

4. Культура общения личности - сложное структурное образование, состоящее из ряда взаимосвязанных подструктур. В структурной модели культуры общения личности выделены три подструктуры: когнитивная, аксиологическая и поведенческая. Аксиологическая подструктура представляет ядро культуры общения личности, обеспечивая ее целостность.

5. Культура общения личности - открытая система. В реальном процессе ее развития диалектически соединяются преемственность и появление нового, стабильность и изменчивость. Различное их соотношение позволило выделить традиционную и современную модели культуры общения личности. В функционировании современной модели культуры общения личности по сравнению с традиционной актуализируется:

1) расширение и обновление знаний и умений в когнитивной подструктуре;

2) повышение значимости личностного выбора ценностных приоритетов в аксиологической подструктуре; 3) приоритетность творческого, личностного начала в поведенческой подструктуре.

6. Полифункциональность культуры общения личности в современном обществе обеспечивается следующей иерархией функций: 1) ценностная,

2) познавательная, 3) регул ятивно-нормативная, 4) информативная, 5) семиотическая, 6) социально-психологическая. Выделенные функции взаимосвязаны и взаимозависимы.

7. Важнейшим свойством культуры общения личности выступает ее изменчивость. Динамика культуры общения личности в современном обществе представлена системной четырехуровневой моделью детерминации. Наблюдается детерминирующее влияние: 1) факторов мегауровня: интернализации общественной жизни, информатизации общества, научно-технического прогресса, развития средств массовой информации; 2) общественно-экономического, политико-правового и социокультурного факторов макроуровня; 3) социальной группы, представляющей мезоуровень; 4) самодетерминации на микроуровне.

8. В современном обществе Интернет обусловливает следующие направления в развитии культуры общения личности: 1) расширение связей между людьми; 2) появление новых субъектов, средств и форм общения;

3) рост интерактивности общения; 4) изменения в словарном запасе и структуре языка; 5) перенос навыков общения, приобретенных в процессе компьютерного общения, в условия традиционного общения личности.

9. Отсутствие границ, цензуры, анонимность в ситуации компьютерного общения только создают ощущение подлинного диалога, поскольку здесь возможно проявление таких негативных его последствий, как: 1) отсутствие реальной картины личности, эффект сокрытия или презентация ложных сведений; 2) снижение уровня ответственности; 3) «удвоение мира»; 4) «очеловечивание» компьютера как образца для подражания; 5) информационное «заражение личности машинным видением мира»; 6) стирание индивидуальных различий людей; 7) повышение социальной отчужденности и одиночества.

10. Массовое применение новых технических средств и информационных технологий изменило требования к культуре общения современной личности. Новые требования предполагают: 1) переосмысление целей общения; 2) усвоение новых норм и этикета общения;

3) интенсификацию изучения иностранных языков; 3) развитие критичности мышления; 4) овладение знаниями и умениями в использовании современных интерактивных информационных технологий; 5) приоритетность принципа диалогичности.

Несмотря на многообразие проблем, рассмотренных в диссертационном исследовании, можно отметить, что в изучении культуры общения личности еще существует круг вопросов, требующих своего решения. Предметом * специального исследования может стать, во-первых, культура компьютерноопосредованного общения; во-вторых, выявление каналов, регулирующих взаимоотношения личности; в-третьих, анализ теоретических и практических проблем культуры общения людей XXI века позволит выработать практические пути ее совершенствования в системе отношений «человек-техника», «человек-человек» и «человек-мир».

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Петрова, Ирина Фаритовна, 2003 год

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994.-336 с.

2. Абульханова-Славская К.А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981— С. 218-241.

3. Агальцев A.M. Общение и его внутренняя противоречивость // Проблемы диалектики / Ред. Ф.Ф.Вяккерев, В.В.Ильин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1973. -Вып. 3. — С. 102-106.

4. Актуальные проблемы культуры XX века. М.: Общество «Знание», 1993. -190 с.

5. Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти // Вопросы философии. 1998. - № 7. - С. 58-65.

6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2002. -288 с.

7. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

9. Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 258 с.

10. Антонюк В.И., Напельбаум Э.Л. Информатизация общества: ожидания возможных последствий и структурные подвижки // Информатизация общества: анализ проблем и поиски решений. М.: ВНИИ системных исследований. - № 12. - 1989. - С. 3-17.

11. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. — М.: Мысль, 1988. 204 с.

12. Аристотель. Сочинения: В 4 т.- М.: Мысль, 1984. Т. 4. - 830 с.

13. Арнольдов А.И. Теория культуры: историзм и вопросы методологии // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. - С. 5-28.

14. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: введение в культурологию. -М.: Изд-во МГИК, 1992. 240 с.

15. Архангельский JI.M. Социально-этические проблемы теории личности. — М.: Мысль, 1974.-221 с.

16. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: В 3 т. — М.: Философское общество, ИФРАН, 1991. Т. 1. - 318 с.

17. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. - № 9. — С. 29—46.

18. Ахмадеев А.А. Социологические проблемы региона. — Уфа: Изд-е БашГУ, 1992.- 112 с.

19. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические последствия информатизации // Психологический журнал. 1998. - Т. 19. — № 1. — С. 89-101.

20. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. — Минск: Наука и техника, 1985. 184 с.

21. Барулин B.C. Социальная философия. М.: Ф АИР-ПРЕСС, 1999. - 560 с.

22. Батищев Г.С. Особенности культуры глубинного общения // Вопросы философии. 1995. - № 3. - С. 103-130.

23. Баткин М.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. — М.: Наука, 1978.- 199 с.

24. Бахтин М.М Проблемы поэтики Достоевского. — М.: Художественная мысль, 1972.-470 с.

25. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

26. Бачинин В.А. Духовная культура личности: Философские очерки. — М.: Политиздат, 1986. 111 с.

27. Беляева JLA. Социальная модернизация в России в конце XX века. — М.: ИФРАН, 1977.- 173 с.

28. Бенин B.JI. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. Уфа: БГПИ, 1998. - 131 с.

29. Бенин B.J1. Трансформация гуманизма из утопии в науку // Человек, природа, общество: условия формирования позиции ненасилия. — Ч. 1. — Уфа: БГПИ, 1999. С. 10-13.

30. Бенин В.Л., Фатыхова P.M. Педагогическое общение в структурепедагогической культуры. — Уфа: Восточный университет, 1998. — 140 с.

31. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. -480 с.

32. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. — М.: Наука, 1994.-400 с.

33. Библер B.C. Мышление как творчество. (Введение в логику мыслительного диалога). М.: Политиздат, 1975 — 399 с.

34. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских ¥ введения в двадцать первый век. - М.: Политиздат, 1991. - 413 с.

35. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-312 с.

36. Боголюбова Е.В. Культура и общество (вопросы теории и истории). — М.: Наука, 1978.-232 с.

37. Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М.: Знание, 1988. -80 с.

38. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая • академия, 1995.-328 с.

39. Бодалев А.А. Психология общения. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.-256 с.

40. Борев В.Ю. Культура, коммуникация, общение // Общение и культура личности: Сб. статей / Отв. ред. Э.В.Бурлакин. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1984.-С. 39-53.

41. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты //Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. — М.: Смысл, 1997.-С. 201-223.

42. Брудный А.А. О проблеме коммуникации // Методологические проблемы ^ социальной психологии. М.: Наука, 1975. - С. 165—183.

43. Бубер М. Два образа веры. М.: Республика, 1995. — 464 с.

44. Бубер М. Проблема человека. Перспективы // Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост., общ. ред. Н.Е.Покровского. М.: Прогрес, 1989. -С. 88-98.

45. Бубер М. Я и Ты // Квинтэссенция: Философский альманах, 1991. — М.: Политиздат, 1992. С. 294-370.

46. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.

47. Булавка Л.А., Бузгалин А.В. Бахтин: диалектика диалога versus * метафизика постмодернизма // Вопросы философии. 2000. — № 9. —1. С. 117-125.

48. Буш Г. Диалогика и творчество. Рига: АВТОС, 1985. - 318 с.

49. Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. — Киев: Наукова думка, 1991. 200 с.

50. Бытие человека в культуре (опыт онтологического подхода). — Киев: Наукова думка, 1992. — 176 с.

51. Вавилин Е.А., Фофанов В.П. Исторический материализм и категория • культуры. Теоретико-методологический аспект. — Новосибирск: Наука,1983.- 199 с.

52. Вавилов В.К. Микрокомпьютерная смерть // Компьютер и жизнь. -1998. Апрель. - С. 42^4.

53. Васильева И.И. О значении идей М.М.Бахтина о диалоге и диалогических отношениях для психологии общения // Психологические исследования общения. -М.: Наука, 1985. С. 81-94.

54. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. - 804 с.

55. Волченко Л.Б. Гуманность, деликатность, вежливость и этикет. М.: Изд- во МГУ, 1992. - 117 с.

56. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т.3.-367 с.

57. Газман О.С. Базовая культура и самоопределение личности // Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: Сб. научн. трудов / Под ред. О.С.Газмана. М.: АПН СССР, 1989. - С. 5-12.

58. Гайденко П.П. Человек и история в свете философии коммуникации К.Ясперса // Человек и его бытие как проблема современной философии. — М.: Наука,1978. С. 97-134.

59. Гайдученок И.А. Слово о личности: Философское эссе. Минск: Навука i тэхнжа, 1990.-158 с.

60. Галимов Б.С. Принцип развития в основаниях научной картины природы. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. 246 с.

61. Гарпушкин В.Е. Культура общества и культура личности // Социально-философские проблемы формирования личности. М., 1986. — С. 90-94.

62. Генис А. Вавилонская башня: искусство настоящего времени: Эссе. — М.: Независимая газета, 1997. 256 с.

63. Генон Р. Кризис современного мира. М.: АРКТОГЕЯ, 1991. — 160 с.

64. Гилязетдинов Д.М. Обновление духовной деятельности в обновляемом обществе. Уфа: Изд-е БашГУ, 1994. - 2,6 п.л.

65. Грушин Б.А. Массовое сознание: Опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. - 367 с.

66. Грязнова Е.В. Компьютерное общение как социальный феномен: Автореф. дис. канд. филос. наук. Н.Новгород, 2001. - 29 с.

67. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. 1984. - № 5. - С. 48-63.

68. Гуревич П.С. Этика Артура Шопенгауэра. — М.: Знание, 1991. — 62 с.

69. Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1979. — 176 с.

70. Даниленко О.И. Культура общения и ее воспитание. Л.: ЛГИК, 1989. — 98 с.

71. Даниленко О.И. Методологические проблемы изучения культуры общения // Методология и методы исследования культуры: Сб. научн.трудов Л.: ЛГИК, 1984. - С. 79-88.

72. Декларация Независимости Киберпространства. Http: // www-win. Zhurnal. ru / deklare. Htm.

73. Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. — Минск: Экономпресс, 1999.-180 с.

74. Демин М.В. Методологические проблемы анализа человеческого общения // Вестник МГУ. 1979. - № 4. - («Философия»). - С. 12-22.

75. Демин М.В. Проблемы теории личности: (Социально-философский аспект). М.: Изд-во МГУ, 1977. - 240 с.

76. Диалектика общения (Гносеологические и мировоззренческие проблемы). М.: АН СССР, Институт философии, 1987. - 125 с.

77. Дорфман Л .Я. Детерминированность и свобода человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г.Щур. М.: Смысл, 1997. -С. 145-156.

78. Дюркгейм Э. Социология. М.: «Канон», 1995. - 349 с.

79. Ерасов Б.С. Социальная культурология: В 2-х ч. — Ч.1.- М.: АО «Аспект Пресс», 1994.-384 с.

80. Зборовский Г.Е. Общая социология. Екатеринбург: УГППУ, 1999. — 610 с.

81. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М.: Политиздат, 1986.-221 с.

82. Здравомыслов А.Г. Социология российского кризиса. — М.: Наука, 1999. -344 с.

83. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. О культуре и культурности человека // Духовное становление человека. Л.: Общество «Знание» РСФСР, 1972.- С. 19-31.

84. Зинченко В.П. Культура и техника // Знание сила. - 1988. - № 2. —1. С. 64-71.

85. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. — М.: Наука, 1980. — 303 с.

86. Злобина Е.Г. Общение как фактор развития личности. Киев: Наукова думка, 1981.-115 с.

87. Иванов В.Г. Детерминация, инициация, детерминизм // Проблемы диалектики / Под ред. В.В.Ильина. Вып. 1. - Д.: Изд-во ЛГУ, 1972. -С. 106-114.

88. Иванов В.Е. Интернет в формированиии диалогического пространства всоциокультурной среде // Мир психологии. 2000. - № 2. - С. 52-56.

89. Иванов В.П. Россия: обретение будущего. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1998. -313 с.

90. Иванова Е.Л. Культурные механизмы формирования личности // Проблемы теории культуры / Сост. и отв.ред. Н.С.Злобин. М: Наука, 1980.-С. 84-97.

91. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Политиздат, 1991. - 464 с.

92. Ильяева И.А. Культура общения (Опыт философско-методологическогоанализа). Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1989. - 168 с.

93. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М.А.Вуса. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1999. 212 с.

94. Ирназаров Р.И. Равенство этносов в республике Башкортостан. — Уфа: Гилем, 1997.-160 с.

95. История философии и вопросы культуры. М.: Наука, 1975. - 319 с.

96. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. 319 с.

97. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избранные статьи. — JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 383 с.

98. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). — М.: Политиздат, 1974. -328 с.

99. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. М.: Роспедагентство, 1995. -108 с.

100. Кант И. Сочинения: В 6 т.- М.: Мысль, 1966. Т.5. - 544 с.

101. Кантор Л.М. Межличностное общение как явление культуры (философско-социологический анализ): Дис. канд. филос. наук. — Уфа, 1988.- 159 с.

102. Кара-Мурза А.А., Панарин А.С., Пантин И.К. Духовный кризис в России: есть ли выход? // Вопросы философии. 1996. — № 5. -С.155-165.

103. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в философию человеческой культуры // Культурология. XX век. Антология. М.: ИНИОН РАН, 1994. — С.81-103.

104. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И.Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.

105. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс, 1996.-215 с.

106. Кемеров В.Е. Концепция радикальной социальности // Вопросы философии. 1999. - № 7. - С. 3-14.

107. Кемеров В.Е. Проблема личности: методология исследования и жизненный смысл. М.: Политиздат, 1977. - 256 с.

108. Коган JI.H. Культура межнационального общения // Интернациональное и национальное в социалистическом образе жизни советского народа. М.: Наука, 1982. — С. 199-208.

109. Коган JI.H. Социология культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1992. -120 с.

110. Коган JI.H. Теория культуры. Екатеринбург: УрГУ, 1993. - 160 с.

111. Коган JI.H., Вишневский Ю.Р. Очерки теории социалистической культуры. Свердловск: Средне-Уральское книжное изд-во, 1972. — 168 с.

112. Козловский В.В., Уткин А.И., Федотова В.Г. Модернизация: от равенства к свободе. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1995. -278 с.

113. Коломинский Я.Л. Социальные эталоны как стабилизирующие факторы «социальной психики» // Вопросы психологии. 1972. - № 1. -С. 99-111.

114. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

115. Кравченко А.И. Социология: Словарь. М.: Академия, 1997. - 240 с.

116. Красил ьникова Т.И. Культура личности в условиях реформирования общественных отношений в России: Автореф. дис. . канд. филос. наук. М., 1994.-38 с.

117. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: Смысл, 1999.-279 с.

118. Кризисный социум. Наше общество в 3-х измерениях / Отв. ред. Н.И.Лапин. М.: ИФ РАН, 1994. - 245 с.

119. Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура. М.: Высшая школа, 1990.-144 с.

120. Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. М.: Знание, 1978. — 64 с.

121. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. — М.: Высшая школа, 1990. 140 с.

122. Кудряшев А.Ф. Единство наук: основания и перспективы. — Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. — 182 с.

123. Культура человек — философия: к проблеме интеграции и развития // Вопросы философии. - 1982. - № 1. - С. 34-53.

124. Культура жизни личности: (Проблемы теории и методологии социально-психологических исследований). — Киев: Наукова думка, 1988.-192 с.

125. Культура и развитие человека: (очерк философско-методологических проблем). Киев: Наукова думка, 1989. - 320 с.

126. Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — 278 с.

127. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. М.: Наука, 1981.-238 с.

128. Курлов А.Б. Методология социального моделирования. — Уфа: Автор-Проект, 2000. 284 с.

129. Курлов А.Б. Основы теории коммуникации. — Уфа: РИО БашГУ, 2002. 124 с.

130. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 608 с.

131. Левкович В.П. Обычай и ритуал как способы социальной регуляции поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Ред. Е.В.Шорохова, М.И.Бобнева. М.: Наука, 1976. -С. 209-213.

132. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.-304 с.

133. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 383 с.

134. Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975.-С.-3-17.

135. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991.-524 с.

136. Лукьянов А.В. Философия, предвидение, духовность. Уфа: Изд-е1. БашГУ, 1993.-109 с.

137. Малахов В.А. Культура и человеческая целостность. Киев: Наукова думка, 1984.-118 с.

138. Малькова Т.П., Фролова М.А. Введение в социальную философию. -М.: Международная педагогическая академия, 1995. 192 с.

139. Мамардашвили М.К. Мысль в культуре // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990. - С. 143—155.

140. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука: (логико-методологический анализ). М.: Мысль, 1983. - 284 с.

141. Марксистская концепция человека и культура личности. Межвузовский сборник. — Владимир: Владимирский ГНИ, 1987. — 154 с.

142. Маствилискер Э.И. Индивидуальный стиль общения в совместной игровой и предметной деятельности // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. С. 63-71.

143. Межуев В.М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма). М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

144. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.

145. Методологические проблемы теоретико-прикладных исследований культуры: Сб. научн. тр. М.: НИИ культуры, 1988. - 301 с.

146. Методология и методы исследования культуры: Сб. научн. тр. — Л.: ЛГИК, 1984. Т.89. - 168 с.

147. Мировоззренческая культура личности. (Философские проблемы формирования). Киев: Наукова думка, 1986. - 295 с.

148. Миролюбова Т.Г. Приемы формирования личности «нового типа» в условиях современной социокультурной ситуации // Культура и образование: Сб. статей. Вып.1. - Уфа: БГПИ, 1999. - С. 70-76.

149. Миронов В.В. Наука и «кризис культуры» (или затянувшийся карнавал?). Статья 2 // Вестник Московского университета. 1996. — № 5. - («Философия»). - С. 3-13.

150. Михеева Е.М. Культура личности и рынок труда: Автореф. дис. . д-ра филос. наук. Тюмень, 1998. - 39 с.

151. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с франц. М.: Прогресс, 1973.-406 с.

152. Морфология культуры. Структура и динамика / Сост. Г.А.Аванесов, В.Г.Бабаков, Э.В.Быкова и др. М.: Наука, 1994. - 415 с.

153. Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Личность как предмет философского познания. — Новосибирск: Наука, 1984. 319 с.

154. Мясищев В.Н. Психология отношений. — М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 363 с.

155. Ночевник М.Н. Культура и этика общения. — Ташкент: Узбекистан, 1985.- 192 с.

156. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура? — Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. 148 с.

157. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. — М.: Изд-во МГИК, 1994.-214 с.

158. Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М.: ИФРАН, 1995. - 262 с.

159. Парыгин Б.Д. Анатомия общения. СПб.: Изд-во В.А.Михайлова, 1999.-301 с.

160. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. — М.: Мысль, 1971.-348 с.

161. Петров JI.B. Методологические предпосылки анализа процессов массовизации в сфере культуры // Методология и методы исследования культуры: Сб. научн. тр. Л.: ЛГИК, 1984. - С. 50-57.

162. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1989. 216 с.

163. Поздяева С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). — Уфа: Изд-е БашГУ, 1998. 210 с.

164. Попов И.А. Культура межличностного общения в социалистическом обществе: Дис. канд. филос. наук. — Томск, 1987. — 161 с.

165. Попович В.М. Понимание как логико-гносеологическая проблема // Понимание как логико-гносеологическая проблема: Сб. научн. тр. — Киев: Наукова думка, 1982. — С. 5-24.

166. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. М.: Наука, 1979. — 232 с.

167. Потылико Г.П. Этико-психологические основы общения. М.: Знание, 1983.-64 с.

168. Прилюк Ю.Д. Проблема общения в историческом материализме. — Киев: Наукова думка, 1985. — 192 с.

169. Проблема человека в западной философии: Переводы / Сост. П.С.Гуревич. М.: Прогресс, 1988. - 544 с.

170. Проблемы нравственной культуры общения. Материалы симпозиума. Вильнюс, 1986. - 386 с.

171. Развитие личности: проблемы, поиски, решения / Под. ред. А.В. Меренкова. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1989. - 124 с.

172. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М.: Политиздат, 1991.-286 с.

173. Рахматуллина З.Я. Культура общения и взаимопонимание. Уфа: БГУ, 2002.-162 с.

174. Резаев А.В. Парадигмы общения: Взгляд с позиций социальной философии. СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, Иваново: Политинформ, 1993.-210 с.

175. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. 2001. - № 3. - С. 3-10.

176. Родионов А.А. Интернет: сущность и социальные функции (социологический подход): Автореф. дис. . канд. социол. наук. — Саратов, 2000.-21 с.

177. Родионов Б А. Коммуникация как социальное явление. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1984. - 144 с.

178. Роль культуры в формировании личности / Сост. Е.М.Бабосов, Г.Н.Соколова, А.П.Ждановский и др. Минск: Наука и техника, 1980. -192 с.

179. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. -М.: Наука, 1997. 191 с.

180. Рывкина Р.В. Какие варианты будущего России возможны? // Общественные науки и современность. — 2001.- № 1. С. 27-34.

181. Рягузова Т.В. Интернет как фактор социокультурного развития российского общества: Автореф. дис. . канд. социол. наук. М., 2001. -23 с.

182. Савельева И.Г. Массовая и популярная культура в современном обществе: коммуникационный аспект: Автореф. дис. . канд. социол. наук. Казань, 2000. - 19 с.

183. Савруцкая Е.П. Социалистический образ жизни и культура общения. — Горький: Волго-Вятское книжное изд-во, 1986. 126 с.

184. Сапунов Б. Русский язык и этика экрана // Высшее образование в России. 2000. - № 5. - С. 95-97.

185. Семенов B.C. Культура и развитие человека // Вопросы философии. -1982.- №4. -С. 15-30.

186. Серова И.И. Культура межнационального общения. — Минск: Университетское, 1986. — 159 с.

187. Сильвестров В.В. Философское обоснование теории и истории культуры. М.: Изд-во ВЗПИ, 1990. - 239 с.

188. Ситниченко Л.А. Человеческое общение в интерпретациях современной западной философии (критический анализ). — Киев: Наукова думка, 1990. 108 с.

189. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. -М.: Политиздат, 1989. — 319 с.

190. Соковнин В.М. О природе человеческого общения (Опыт философского анализа). Фрунзе: Мектеп, 1974. - 147 с.

191. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972. - 228 с.

192. Соколов Э.В. Смысл и культура человеческого общения // Духовное становление человека. Л: Общество «Знание» РСФСР, 1972. — С.100-124.

193. Соколов Э.В. Урбанизация и общение // Социально-психологические проблемы научно-технического прогресса. Л.: Наука, 1982. - С. 73-100.

194. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. М.: Просвещение, 1995.- 192 с.

195. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992.-543 с.

196. Сычев Ю.В. Микросреда и личность (Философские и социологические аспекты). М.: Мысль, 1974. -192 с.

197. Тавризян Г.М. Техника. Человек. Культура. М.: Наука, 1988. - 200 с.

198. Тарасенко В.В. Антропология Интернет: самоорганизация «человека кликающего» // Общественные науки и современность. 2000. - № 5. -С. 111-121.

199. Титаренко А.И. Нравственные основы общения. — М.: Знание, 1979. — 64 с.

200. Тойнби А. Постижение истории: Сборник. М.: Прогресс-Культура, 1996.-607 с.

201. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. М.: Политиздат, 1973.- 121 с.

202. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. — М.: РОССПЭН, 1997.-440 с.

203. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. — Уфа: Изд-е БашГУ, 1997. — 370 с.

204. Фатыхова P.M. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. Уфа: БПТУ, 2000. - 164 с.

205. Федотова В.Г. Судьба России в зеркале методологии // Вопросы философии. 1995. - № 12. - С. 21-34.

206. Философия культуры. Становление и развитие / Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской. СПб.: Лань, 1998. -445 с.

207. Философско-методологические проблемы теории общения: Сб. научн. трудов. Фрунзе: Мектеп, 1982. - 112 с.

208. Философско-социологические проблемы формирования личности: Сб.статей / Под ред. Г.М. Коростелева. Свердловск: Свердловский ГПИ, 1979.-171 с.

209. Финогентов В.Н. Социально-исторические регуляторы человеческих отношений // Духовность и культура. Алгоритмы культуры. — Екатеринбург: Изд-е УРГУ, 1994. С. 54-65.

210. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.

211. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. 366 с.

212. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. - 430 с.

213. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть?: Пер. с англ. — Минск: Издатель В.П.Ильин, 1997. 416 с.

214. Хазиев B.C. Истина и культура философского мышления. — Уфа: БГПИ, 1992.-115 с.

215. Хараш А.У. Межличностный контакт как исходное понятие психологии устной пропаганды // Вопросы психологии. — 1977. — № 4. — С. 52-64.

216. Хьелл Д., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер, 2003. — 608 с.

217. Цукерман B.C., Соковиков С.С. Актуальные проблемы развития культуры. Челябинск: ЧГИК, 1990. - 75 с.

218. Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. Тбилиси: Мецниереба, 1984. -171 с.

219. Чернышева М.А. Культура общения. — Л.: Знание, 1983. 32 с.

220. Чурбанов В.Б. Культура и развитие личности в социалистическом обществе. М.: Педагогика, 1981. - 152 с.

221. Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.

222. Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. — М.: Прометей, 1993. 512 с.

223. Шевченко А.К. Культура. История. Личность. Введение в философию поступка. Киев: Наукова думка, 1991. - 192 с.

224. Шевченко И.О. Интернет-общение (особенности, типы, причины) // Психология на пороге XXI века: актуальные проблемы: Материалы конференции. Ч. 1. - М.: Изд-во СГИ, 1999. - С. 74-76.

225. Шибутани Т. Социальная психология: Пер. с англ. — Ростов н/Д.: Феникс, 1999.-544 с.

226. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории: В 2 т.: Пер. с англ. М.: Мысль, 1998.

227. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. — М.: Эдиториал, 1997.- 444 с.

228. Юшкина И.В. Информатизация общества в России: принципы и специфика: Автореф. дис. . канд. социол. наук. -М., 2001. — 19 с.

229. Ясперс К. Истоки истории и ее цель. Вып.1. — М.: ИНИОН АН СССР, 1991.

230. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.: Республика, 1994. — 527 с.

231. BecvarRJ. Skills for Effective Communicatioh: A Guide to Building Relationship. N.Y.,1974. - 217 p.

232. Equity Theory: Toward a General Theory of Social Interaction / Ed. By Berkowitz L. and Walster E. N.Y., 1976. - Vol. 9. - 327 p.

233. Gamble Т., Gamble M. Communication works. N.Y., 1990. - 387 p.

234. Mc Groskey J.C., Larson C.E., Knapp M.L. An In^oduction to Interpersonal Communication. New Jersey, 1971. - 343 p.

235. Rogers C.R. Client-centered theory. Boston: Houghton Mifflin, 1951. -243 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.