Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.15, кандидат исторических наук Исаева, Елена Владимировна

  • Исаева, Елена Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.15
  • Количество страниц 218
Исаева, Елена Владимировна. Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века: дис. кандидат исторических наук: 07.00.15 - История международных отношений и внешней политики. Санкт-Петербург. 2007. 218 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Исаева, Елена Владимировна

Введение 3

Глава 1. Культурные контакты Санкт-Петербурга и Китая: история и совре- 30-77 менность.

§ 1 Становление и эволюция культурных контактов Санкт- 31

Петербурга и Китая.

§2 Нормативно-правовая база культурного сотрудничества 50

Санкт-Петербурга и Китая в 90-е гг. XX - начале XXI века.

§3 Роль культурных центров, государственных и общественных 57-77 организаций в реализации культурных связей Санкт-Петербурга и Китая в 90-е гг. XX - начале XXI века.

Глава 2. Культурные контакты Санкт-Петербурга и Японии: история и со- 78-150 временность.

§1 Становление и эволюция культурных контактов Санкт- 78

Петербурга и Японии.

§2 Нормативно-правовая база культурного сотрудничества 93

Санкт-Петербурга и Японии в 90-е гг. XX - начале XXI века.

§3 Роль культурных и научных центров в развитии культурных 111связей Санкт-Петербурга и Японии на современном этапе.

§4 Роль общественных и государственных организаций враз- 124-150 витии культурного диалога Санкт-Петербурга и Японии

Глава 3. Культурные контакты Санкт-Петербурга и стран Корейского по- 151 -195 луострова: история и современность.

§ 1 Становление и эволюция культурных контактов Санкт- 152

Петербурга и стран Корейского полуострова.

§2 Нормативно-правовая база культурного сотрудничества 170

Санкт-Петербурга и стран Корейского полуострова в 90-е гг. XX - начале XXI века.

§3 Роль культурных и научных центров, государственных и об- 178-195 щественных организаций Санкт-Петербурга в развитии культурных контактов со странами Корейского полуострова на современном этапе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI века»

Актуальность темы исследования определяется тем, что в современных международных отношениях большую роль играет диалог в сфере культуры. Культурные контакты являются одной из наиболее универсальных сфер межнационального и международного общения, самой демократичной формой взаимодействия государств и «мягкой» разновидностью дипломатии. Гуманитарное сотрудничество обладает уникальными возможностями сближать народы, оно создает плодотворную почву для решения политических и экономических вопросов.

Феномен культурных обменов имеет большое значение, так как диалог продолжается и тогда, когда отношения между государствами осложнены политическими или экономическими проблемами. Данные обстоятельства позволяют рассматривать культурные связи как самостоятельную величину, как явление, обеспечивающее стабильность международных отношений.

Анализируя культурный обмен в контексте современных межгосударственных отношений, необходимо отметить, что в этот процесс вовлечена самая большая аудитория. В некоторых случаях именно культурные контакты становятся единственным направлением взаимодействия народов. В процессе межкультурного общения сегодня участвуют широкие слои общества, которым стали доступны достижения различных народов и цивилизаций благодаря техническому прогрессу, развитию индустриального общества, демократизации международных отношений.

В распространении информации, вовлечении и активизации контактов важную роль играют города. Они рассматриваются сегодня в качестве новых акторов международных отношений, и обнаруживают все особенности и тенденции развития мировой политики.1 В сфере международной культурной интеграции они выступают в качестве своеобразных лабораторий, в которых испытываются новые формы взаимодействия культур, тесного общения представителей различных цивилизаций. Для российской действительности последнего десятилетия XX в. характерным стало развитие внешних связей субъектов Российской Федерации. Право на самостоятельные внешние связи законодательно закреплено в Конституции России, в Федеральном законе от 24 июня 1999 г. N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной ^ власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" с последующими изменениями. Реализуется предоставленное право через деятельность Государственного Совета при Президенте РФ, функционирование соответствующего департамента МИД РФ, осуществляющего координацию внешних связей регионов, в работе органов государственной власти и управления субъектов Федерации.

Актуальность темы работы имеет особое значение в контексте развития культурных контактов Санкт-Петербурга и стран дальнево-• сточного региона. Санкт-Петербург в международном общественном мнении известен, прежде всего, как «Северная столица», «Окно в Европу», «Северная Венеция», «Северная Пальмира». Среди основных идентификаций, «образов» города, отраженных в политических декларациях, публицистике, художественном творчестве подчеркивается западная, европейская природа города, который сыграл особенную роль в развитии политического и культурного диалога с европейскими

1 Лебедева М.М. Мегаполис как актор мировой политики. // Дипломатия городов. Материалы научно-практической конференции-семинара.2-3 июня 2004 г. СПб. 2005. - С.10-11. ~ странами. Выбор культурных партнеров северной столицы России в представленном исследовании отличается иным подходом к географическому вектору культурного сотрудничества города. Он исходит из того, что культурный потенциал города столь грандиозен, что его возможности простираются по всем азимутам. Диалог со странами Дальневосточного региона нацелен на решение специфических задач для России определенных в доктрине внешней политики Российской Федерации. В её внешнеполитических и экономических приоритетах Китай, Япония и в известной степени страны Корейского полуострова, начинают восприниматься как важнейшие партнеры. Эта роль определяется не только тем, что данные страны являются ближайшими соседями России, но и тем, что они составляют важное звено Азиатско-Тихоокеанского региона, становящегося в перспективе основным центром мировой экономической и политической жизни. Проблема развития международных отношений в этом регионе мира осложняется тем, что в активное взаимодействие вовлечены страны, являющиеся наследниками великих культур, настолько самобытных, что взаимопонимание между партнерами становится весьма проблематичным в силу трудностей, возникающих на уровне ментальное™ народов реф гиона. Вот почему духовное общение народов в данном регионе приобретает особую роль. Это нашло свое подтверждение в Тезисах «Внешней культурной политики России - год 2000» и в документе «Основные направления деятельности МИД РФ по развитию культурного сотрудничества с зарубежными странами».3 В этой связи тема

Боголюбова Н.М. Роль Санкт-Петербурга в формировании внешней культурной политики России (к вопросу о развитии двусторонних культурных связей современного города)// Дипломатия городов. Материалы научно-практической конфе-ренции-семинара.2-3 июня 2004 г. СПб. 2005. - С.86-87. Рассвет на Санкт-Петербургом. Санкт-Петербург в мировом сообществе. СПб. 2005.-С.269.

3 Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000.»//Дипломатический вестник.2000. №4. - С.76-84. Основные направления деятельности МИД РФ по культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI веков представляет значительный практический и теоретический интерес.

Таким образом, актуальность темы и её специфика определяются феноменом международных культурных контактов, ролью Санкт-Петербурга в развитии межкультурного диалога, а также выбором партнеров Северной столицы - стран Дальневосточного региона.

Специфика настоящей проблемы определила объект, субъект исследования, его научную новизну, цели и задачи исследования.

Объектом исследования являются культурные связи Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока, а также современные условия их развития.

Предметом исследования является деятельность органов власти, государственных, общественных и частных организаций Санкт-Петербурга по развитию гуманитарного сотрудничества со странами Дальнего Востока в 90-е гг. XX - начале XXI вв.

Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые в отечественной историографии выявляется роль Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации в развитии культурных связей со странами Дальнего Востока в 90-е гг. XX - начале XXI вв.

Цель работы - выявить роль Санкт-Петербурга, как субъекта Российской Федерации, в развитии культурных контактов со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI веков.

Для реализации этой цели решаются следующие задачи:

• определить международные условия становления и развития культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI веков; развитию культурного сотрудничества с зарубежными страна-ми//Дипломатический вестник.2001. №5. - С.91.

• определить содержание нормативно-правовой базы культурного сотрудничества Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в указанный период;

• дать анализ деятельности органов государственной власти и государственного управления Санкт-Петербурга в организации культурных связей со странами Дальнего Востока;

• выявить основные направления и формы сотрудничества в сфере культуры Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI вв, специфические особенности культурных связей с отдельными странами Дальнего Востока;

• определить роль российских общественных и частных организаций в развитии культурного диалога Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX -начале XXI веков.

Хронологические рамки диссертационной работы охватывают современный период культурных контактов Санкт-Петербурга и стран Дальнего Востока, а именно 90-е годы XX века - начало XXI века. Данный период в истории России, и непосредственно в жизни нашего 9 города, связан с коренными преобразованиями в политической, экономической, общественной, культурной жизни. Реформы, охватившие страну, приобрели тотальный характер и способствовали движению по пути модернизации. Они непосредственно повлияли и на жизнь Ленинграда, которому в 1991 году вернули его историческое имя -Санкт-Петербург. В это период город наиболее активно включается в процессы реформирования российского общества и становится одним из центров политической и культурной жизни страны.

Партнеры нашего города по культурному сотрудничеству, стра-► ны Дальневосточного региона, также в этот период переживают весьма важный этап своей истории. Китай на путь реформ, которые осуществляются в рамках существующего строя, демонстрирует впечатляющие успехи в экономической, политической жизни и становится страной, с которой развитие международного диалога имеет особенное стратегическое значение. Он не только уверенно вошел в число новых индустриальных гигантов, но и занял целый ряд ключевых позиций в системе международных отношений.

90-е гг. XX - начало XXI вв. характеризуются сложными политическими процессами на Корейском полуострове. Впервые в политических кругах достаточно отчетливо высказывается мысль об интеграции в какой-либо форме двух корейских государств. Впечатляющие экономические успехи Южной Кореи и сенсационные свидетельства ракетно-ядерных возможностей Северной Кореи обеспечили полуострову качественно новое положение в мировой политике.

Это же время стало этапом стабилизации политической жизни Японии, которая играет важную роль в мировой политике, является активным членом многих международных и региональных организаций. Одновременно появились свидетельства финансовой уязвимости дальневосточного экономического гиганта.

Таким образом, выбранные нами хронологические рамки диссертации выделяют важный этап развития культурных связей Петербурга со странами Дальнего Востока, который характеризовался качественными политическими, социальными сдвигами во внутренней и внешней политике всех участников международного гуманитарного сотрудничества.

Методология исследования определяется так называемым ци-вилизационным подходом к историческому процессу,4 предполагающему использование методов исследования, разработанных в рамках исторической антропологии. При этом мы руководствовались трактовкой этих методов обоснованных в трудах А.С. Лаппо

4 Jaspers К. Die geistige Situation der Zeit. Berlin-Leipzig. 1932.

Данилевского5 и С. Леви-Стросса.6 Такой подход позволяет реализовать исследование в рамках принципа историзма и продиктованных им требований по выявлению причинно-следственных связей в историческом процессе, по установлению достоверности исторических фактов и их анализу с учетом многообразия, взаимосвязей и взаимообусловленности исторических событий, выявления возможной научной достоверности оценок исследователя.

При изучении проблемы культурных контактов в 90-е годы XX - начале XXI века нами была использована уже сложившаяся и апробированная методика исследования межкультурного диалога - компаративные методы. Они позволяют выявить особенности современного этапа развития связей Санкт-Петербурга со странами дальневосточного региона, специфику сотрудничества с каждой страной в отдельности. Компаративистика позволяет обобщить типологические особенности, дать классификацию связей, форм и методов их реализации, выявить общее и особенное в развитии контактов, их динамику.

Предмет исследования требует обращения к методам институционального и функционального анализов. Деятельность органов государственной власти и управления, общественных и частных организаций как институтов общества, занимающих особое место в его структуре, выполняемые ими функции в рамках определенной законом компетенции - всё это явилось предметом диссертационного исследования. Применение указанных методов научного анализа позволило выявить их роль в развитии культурных связей Санкт-Петербурга и стран Дальнего Востока в условиях нарождающегося гражданского общества в России.

Кроме того, в исследовании используется контент-анализ при оценке динамики культурного взаимодействия. При работе с текстами

5 Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1-2. СПб. 1910-1913.

6 Levi-Strauss С. Anthropology structural. Paris. 1931. литературных произведений использовался текстологический анализ источников.

Обзор исследований и различных методов работы над темой диссертации демонстрирует большое разнообразие используемого категориального аппарата, поэтому он нуждается в особых комментариях. Прежде всего, это относится к понятию «культурные контакты», вынесенному в название работы. Сущность самого феномена контактов, вытекает из общего определения явления, которое означает соп прикосновение, соединение, согласованность в действиях. Понятие связи, которое может восприниматься как синоним, заключается в развитии отношений взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-либо.8 Это характеризует достаточно сложные отношения, которые в дальнейшем могут выражаться в заимствовании определенных принципов, моделей, элементов, образов, традиций. Обращение к проблеме культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в различных сферах показывает, что более корректной является именно данная формулировка. Она отражает процесс культурного взаимодействия, которое выражается в соприкосновении культур, но не переходит в отношения взаимной зависимости.

Для понимания проблемы важным и характерным является такое понятие как культурный центр. Зарубежный культурный центр в практике международных отношений - это организация, которая занимается вопросами развития культурных связей, реализуя комплексный набор функций, позволяющий способствовать формированию позитивного образа страны в массовом сознании зарубежных стран, обеспечивать информационное сопровождение внешнеполитических

7 Словарь русского языка, том II, К-С. АНССР. М. 1981,- С. 154.

8 Словарь русского языка, том II, К-С. АНССР. М. 1981. - С. 182. акций своей страны, используя образовательные, культурные проекты в качестве основного инструмента своей деятельности.

Зарубежные культурные центры, по мнению исследователей, являются и общественными институтами, одной из функций которых является «социализация индивидов в процессе освоения культурного наследия других стран путем накопления информационных ресурсов, расширением доступа к ним новых информационных технологий, и методами вовлечения людей в активное осмысление окружающей действительности с целью формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления».9

Однако понятие культурный центр имеет и более широкое значение, которое позволяет его отнести и к музеям, библиотекам, архивам, чья международная деятельность определяется специализацией учреждения, но, безусловно, направлена также и на популяризацию своих собраний, а, следовательно, и создание позитивного образа страны, её богатого наследия, художественного, духовного и интеллектуального потенциала.

Таким образом, в исследовании понятие культурный центр используется как применительно к деятельности специализированных культурных институтов, чья практика является продолжением деятельности дипломатических служб страны, так и к авторитетным центрам науки и культуры: музеям, библиотекам, архивам, которые являются важной частью жизни Санкт-Петербурга.

Анализ проблем темы «Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI веков» предполагает выявление и анализ интеллектуального багажа, накопленного предшественниками.

9 Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития: Материалы респ. науч.-практ. конф., 6 дек. 2000 г. Казань. 2001. - С. 38

Историография темы достаточно обширна и многообразна. Обращение к изданиям в той или иной степени раскрывающим особенности культурных контактов позволяет отметить, что первые работы, посвященные истории развития культурного диалога Санкт-Петербурга и Китая, Японии, Кореи были написаны в XVIII - XIX веках.10

В них, как правило, раскрывается одно из направлений диалога культур. К особенностям данных сочинений можно отнести хорошее знание источников, комплексный подход к анализу проблемы. Названные работы написаны историками, политическими деятелями, духовными лицами, которые, прежде всего, интересовались общими сведениями о стране, нравах и обычаях восточных соседей, особенностями политического строя и образования.

В советской историографии проблема взаимодействия культур рассматривалась, как правило, сквозь призму социально-экономического детерминизма. Кроме того, исследователи испытывали мощное влияние политической конъюнктуры. Тем не менее, был накоплен значительный фактический материал, опубликованы фундаментальные труды по культуре стран Дальнего Востока. Примером тому служат отдельные работы, преимущественно посвященные двусторонним связям и написанные на историческом материале. Отметим, что настоящие публикации выходили в свет с середины XX века. Работы, посвященные нашей проблематике, носили общий характер.

10 Леонтьев А. Китайское уложение (пер. с маньчжурского на российский яз. Ал.Леонтьев) 4.1,2. СПб.Т.1-1778. Т.2 -1779. Кратчайшее описание городам, доходам и протчему Китайского государства, а притом и всем государствам королевствам и княжествам, кои китайцам ведомы; Бичурин И. Описание Пекина. Пер. с кит. Монахом Иакинфом. СПб. 1829; Бичурин И. Китай в гражданском и нравственном состоянии. СПб. 1848; Делоткевич П.М. Дневник по пути путешествия из Сеула в Посьет через Северную Корею. Сб. географических, топографических и статистических материалов. СПб. 1864; Мартене Ф.Ф. Россия и Китай. Историко-политическое исследование, (пер. с франц. В.Телесницкого) СПб. 1881; Позднеев Д. Архиепископ Николай Японский. Воспоминания и характеристика. СПб.1900.

Как правило, активный интерес к изучению двустороннего диалога определялся политическим фактором. Стабилизация межгосударственных отношений способствовала и росту научного, исследовательского интереса, как в России, так и за рубежом.

Новый взгляд на развитие и современное состояние отношений России со странами дальневосточного региона прослеживается в исследованиях представителей различных сфер гуманитарного знания. Определенные аспекты и направления темы рассматривались историками, филологами, политологами, востоковедами, специалистами в области международных отношений. Об этом свидетельствуют материалы современных научных конференций.11

Самостоятельное значение имеет современная научная литература, посвященная различным этапам культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока от становления диалога до наших дней.

В последнее время отечественными и зарубежными учеными наиболее последовательно изучались вопросы деятельности Русской Православной миссии на Востоке. Тема, которая в силу сложных идеологических проблем не получила широкого осмысления в исторической науке и востоковедении в советский период отечественной

Россия и Япония (Доклады симпозиума, Ленинград, ноябрь, 1983). М. 1986; Россия и Япония на заре XX столетия: Аналитические материалы отечественной ориенталистики, РАН, Общество востоковедов, Комиссия по военной истории народов Востока, М.1994; Россия и Китай: перспективы партнерства в АТР в XXI в. (Материалы III российско-китайской конференции. Россия-Китай - стратегия партнерства в XXI в. Пекин, октябрь 1998), М., 2000; Россия и Корея: Модернизация. Реформы, международные отношения, М. 1997; Китай и АТР на пороге XXI в. Тезисы и доклады IX международной научной конференции .Китай, китайская цивилизация и мир. (История, современность, перспективы), М., 29 сентября -1 октября, 1998; Ланьков А.Н. Корея: Будни и праздники. М.2000; Восточная Азия - Санкт-Петербург - Европа: межцивилизационные контакты и перспективы экономического сотрудничества. (Тезисы и доклады международной научной конференции, СПб., 2-6 октября,2000.) СПб. 2000; Латышев И.А. О современном состоянии и перспективах взаимоотношений четырех ведущих стран АТР: США, КНР, Японии и России //Россия и Китай в системе международных отношений на рубеже XXI века // Информационные материалы. СБ. Выпуск 10, М., 2002. истории. Сегодня эта проблема исследована, на наш взгляд, достаточно глубоко и многогранно. Были привлечены материалы архивов, зарубежные источники и исследования. В этой связи особого внимания заслуживают сборники статей «Православие на Дальнем Востоке», в которых представлен широчайший спектр проблем утверждения и распространения православия на Дальнем Востоке. Итогом интереснейших конференций стал выпуск юбилейных изданий, посвященных истории Российской Духовной Миссии на Дальнем Востоке. На страницах настоящих изданий ученые и духовные лица оценили значимость Православных Миссий в распространении и утверждении русской культуры за рубежом.12

Наиболее сложно дело обстоит с вопросами изучения истории контактов нашего города со странами Дальнего Востока в советский период. Здесь следует отметить научную литературу, которая посвящена вопросам осмысления восточного наследия в России и непосредственно в Ленинграде, а также издания, посвященные международным отношениям имеющие ярко выраженную идеологическую направленность.

Следует отметить, что во всех работах, посвященных различным сюжетам нашей темы, анализу форм и направления культурных контактов непосредственно роли города внимание не уделялось. Это, возможно, объясняется тем, что Ленинград не воспринимался как отдельно взятый актор международных гуманитарных связей. Изменение акцентов в исследовании проблемы и выделение в качестве самостоятельных партнеров международных отношений крупных городов, и, в частности, Санкт-Петербурга приходится на 90-е гг. XX - начале XXI вв. Данное обстоятельство является отражением современ

12 История Российской Духовной Миссии в Китае. Сб. ст., посвященных 40-летнему юбилею Китайской Автономной православной церкви. М. 1997; История Российской Духовной Миссии в Японии. Сб.ст. СПб. 1999; История Российской Духовной Миссии в Корее. Сб.ст. СПб. 2000. ной теории международных отношений, и вновь возрастающей ролью Санкт-Петербурга в общественной, политической, экономической жизни обновляющейся России. В этой связи следует отметить издание «Дипломатия городов», «Рассвет над Петербургом. Санкт-Петербург в мировом сообществе»,13 а также серию работ научно-популярного характера, подготовленных известными отечественными историками, востоковедами.14

Самый общий подход заключается в рассмотрении всех аспектов культурных связей как системы, объединенной общим внешнеполитическим курсом. Такой подход позволяет показать зависимость внешнеполитического курса от внутренней политики государства и его общественно-политического строя.15

В отечественной научной практике существуют и работы, посвященные анализу отдельных направлений культурного взаимодействия. Его примером служат работы Е.К. Смирновой «Чешско-русские культурные связи (вторая половина XVIII века.)»,16 Ю.В. Николаевой

1 п

Русско-французские культурные связи 1801-1812гг.». Следует также отметить диссертационное исследование Боголюбовой Н.М. «Русско-европейские театральные связи во второй четверти XIX века», в

11

Дипломатия городов. Материалы научно-практической конференциисеминара.2-3 июня 2004 г. СПб. 2005; Рассвет над Петербургом. Санкт-Петербург в мировом сообществе. СПб. 2005.

14 Самойлов Н.А. Китайский маршрут. Санкт-Петербург на перекрестке культур. СПб. 2003; Санкт-Петербург - Китай. Три века контактов. Сб. научно-информационных материалов, посвященных неделе Санкт-Петербурга в Шанхае в рамках года России в Китае. СПб. 2006.

5 Артановский С.К. Историческое единство человечества и взаимное влияние культур. // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. Т. 355. Л. 1967; Дробижева J1.M. Социально-психологическая обусловленность культурных контактов. М.: Наука. 1973; Фокин В.И. Международный культурный обмен и СССР в 20 - 30-е годы. СПб. 1999; Пшенко К.А. Роль российских и межгосударственных организаций СНГ в формировании общего культурного и образовательного пространства (1991 - 1999 гг.). СПб. 2002.

16 Смирнова Е. Чешско-русские культурные связи (вторая половина XVIII века). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Минск. 1988.

17 Николаева Ю.В.Русско-французские культурные связи 1801-1812 гг. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд.ист.наук. Санкт-Петербург. 2001. котором автор на материале различных документальных и нарративных источников выявляет основные направления и формы театральных связей, отмечая специфическую ценность данного вида творчества для формирования позитивного образа страны в зарубежной ауди-1 б тории. Можно отметить и достаточно широкую географию культурных связей, которую автор рассматривает в своей работе, что также имеет определенное значение для нашей диссертации.

Обращаясь к традициям исследования вопросов межкультурного диалога, можно отметить и работы, которые связаны с анализом развития межцивилизационного общения. Здесь уместно отметить монографию Н. Николаевой «Япония - Европа. Диалог в искусстве»,19 исследование философского характера Е.М. Травиной «Взаимодействие культур социально-философский анализ»20.

Из зарубежных трудов отметим исследование Мервио Мик-ка.21 В диссертации рассматривается место Японии в системе современных международных отношений, культурная составляющая ее внешней политики. В рамках исследования анализируется значение языка и религии для японского этноцентризма. В работе изучено влияние идеологии, национализма, расизма на развитие культурных связей Японии с другими странами.

Однако, вышеназванные исследования связаны с историей и теорией вопроса и лишь в определенной степени отражают особенности гуманитарного общения в современном мире. Хотя, безусловно,

18 Боголюбова Н.М. Русско-европейские театральные связи во второй четверти XIX века. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. - Санкт-Петербург, 2000.

19 Николаева Н. Япония - Европа. Диалог в искусстве. М., 1996.

20 Травина Е.М. Взаимодействие культур: социально-философский анализ. Автореф. на соиск. уч. степ. канд. философ, наук, СПб. 1992.

Mervio М. Cultural representation of the Japanese in international relations and politics: A study of discources and interpretations between different cultural traditions / Univ. of Tampere. Tampere, 1995 . культурные контакты, культурные связи обладают известной инерционностью и сохраняют определенные традиции и сегодня.

Также, в исследовании необходимо отметить, что в основном проведенный анализ работ, в которых раскрываются вопросы межкультурного общения на современном этапе, показывает, что данная проблема рассматривается в контексте международных отношений как основа внешней культурной политики страны, важная стратегическая составляющая политического курса.

Таким образом, можно отметить, что сегодня научных исследований, посвященных анализу деятельности субъектов РФ, включая Санкт-Петербург, в сфере культурного сотрудничества со странами Дальнего Востока нет.

Различные публикации и работы исследователей по отдельным аспектам темы или косвенно затрагивающих предмет данного исследования содержат действительно интересный и оригинальный материал, но не решают в полной мере, поставленные в работе задачи.

Кроме исследовательских работ при написании диссертации нами была активно использована справочная литература, различные энциклопедические издания, которые позволили уточнить фактические сведения.

Источниковой базой исследования является корпус документов и материалов, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот.

Источники изучения заявленной нами проблемы достаточно многообразны и включают как нарративные, так и актовые документы.

Современный межкультурный диалог, международное общение протекает при непосредственном внимании к данному явлению со стороны государств и международных организаций. Специализированной международной организацией по вопросам образования, науки и культуры является ЮНЕСКО, входящая в систему организаций ООН.

Для нашей темы особый интерес представляют документы организаций, определяющие принципы, формы и основные методы сотрудничества в сфере культуры. Их универсальный характер позволяет оценить деятельность отдельных стран и характер их взаимодействия с позиции международного права и гуманистических идеалов мирового сообщества. Эти документы в сопоставлении с двусторонними соглашениями позволяют выявить специфические особенности сотрудничества стран с позиций международных критериев.

Поэтому Декларации ЮНЕСКО, межгосударственные соглашения по вопросам культуры являются важнейшими источниками, определяющими возможные сферы культурного сотрудничества и оценки уровня культурного взаимодействия.22

Во многих странах сегодня инициативы, направленные на развитие культурного сотрудничества являются важной частью деятельности государственных структур. В некоторых государствах существует разработанная документальная база культурного сотрудничества, есть документы концептуального характера.23 Межгосударственное взаимодействие развивается и на основе двусторонних договоров, со

См.: Флорентийское соглашение 1950 с Найробийским протоколом к нему 1976; Всемирная конвенция об авторском праве .1952; Декларация принципов международного культурного сотрудничества. 1966; Всеобщая декларация о культурном разнообразии; Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности 1970; Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 ; Рекомендация о положении творческих работников 1980; Рекомендация о сохранении фольклора 1989; Резолюции Всемирной конференции по политике в области культуры (МОНДИАКУЛЬТ, Мехико, 1982; Всемирное десятилетие развития культуры. Межправительственная комиссия по всемирному десятилетию развитию (1-я Внеочередная сессия, Париж, 4-8 февраля,1991г., Заключительный доклад. Введение // Секретариат всемирного десятилетия развития культуры.ЮНЕСКО,СЬТ / MD/11/22 Р.1991;Всемирная комиссия по культуре и развитию 1995; Межправительственная конференция по политике в области культуры в целях развития. Стокгольм, 1998.

2 Тезисы «Внешняя культурная политика - 2000» .// Дипломатический вестник. №4. 2000. - С. 76-84. глашений и т.д.24 Учитывая всевозрастающую роль современных городов в международных отношениях большое значение приобретают

24 Декларация о содействии развитию торгово-экономического и научно-технического сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея от 28 сентября 1995г. Сеул.//Дипломатический вестник. №10 октябрь. 1995 - С.13-14.

Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001г. // Дипломатический вестник. № 8 август. 2001. - С.40-48.

Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Корейской Народно-Демократической Республикой от 9 февраля 2000г//Дипломатический вестник. №3 март. 2000- С.42-49. Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея от 19 ноября 1992г.//Дипломатический вестник, №12 декабрь. 1992. Киотское воззвание форума Евразии «За мир и дружбу в XXI веке» 15-16 сентября 2002г.//Дипломатический вестник, №10 октябрь. 2002. - С.28-30. Меморандум о взаимопонимании по основным направлениям экономического и научно-технического сотрудничества между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой // Дипломатический вестник, №12 декабрь. 1997. - С.11-12.

Меморандум о связях и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией в области охраны культурного достояния// Вестник Министерства иностранных дел СССР, 1991г. №10(92), 31 мая, 1991. - С.40-41. Московская декларация об установлении созидательного партнёрства между Российской Федерацией и Японией от 13 ноября 1998г.//Дипломатический вестник, №12декабрь. 1998.- С.12-18.

Обменные ноты об утверждении программы реализации Соглашения между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Японии о культурных связях на период с 1 апреля 1991 года по 31 марта 1993года //Вестник Министерства Иностранных Дел СССР, 1991. №10(92), 31 мая, С. 39-40. Основные направления деятельности Корпорации Инкорвуз// Инкорвуз 1-2; 1995. -С.37.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Раздел IX. Культурные обмены Российской Федерации с зарубежными странами .М. 2000г. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2003г. №501 « Об организации деятельности Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Российской Федерации.» Сборник законов РФ. 2003. ст.338.-С.1301.

Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 2 декабря 2002г.//Дипломатический вестник, 1/2003. - С.3-7. Совместная российско-корейская декларация от 2 июня 1994г.// Дипломатический вестник, №7 июль, 1994. - С.5-9.

Совместное советско-японское заявление о сотрудничестве в связи с деятельностью Центра по изучению современной Японии от18 апреля 1991г.// Вестник Министерства иностранных дел СССР, 1991. №10(92), 31 мая, 1991. - С.41. Рогачев И.А.Россия и Китай: перспективы и проблемы двустороннего сотрудничества. К 50-летию установления дипломатических отноше-ний.//Дипломатический вестник. №12, декабрь, 1999. - С.53-55. Российско-Японский план действий .//Дипломатический вестник,. №2. 2003. -С.23-37. документы, принятые непосредственно городской Администрацией: Вестник Мэрии Санкт-Петербурга, Вестник Администрации Санкт-Петербурга , законодательными органами - Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга

В работе особое внимание уделяется данным материалам и собственно их анализу посвящена отдельная часть каждой главы работы.

Самостоятельное значение для анализа основных положений нашей темы имеет практика культурных центров, обществ дружбы и других организаций. В этой связи специально необходимо выделить документацию, которая регламентирует их работу и отражает основ

Россия-Япония. Обмен посланиями по случаю 40-летия восстановления дипломатических отношений. 19 октября 1996г. //Дипломатический вестник,. №1,ноябрь, 1996.-С.8.

Совместное советско-китайское коммюнике от 19 мая 1991 г// Вестник Министерства Иностранных Дел СССР, №11(93), 15 июня, 1991.- с.7. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Народным Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики отЮ ноября 1997г.//Дипломатический вестник,. №12 декабрь. 1997. - С.21-23. Соглашение о сотрудничестве между Администрацией Санкт-Петербурга Российской Федерации и Народным Правительством провинции Цзилинь Китайской Народной Республики от 2001г.//ВАС, 2001.С.7-9.

Токийская декларация о российско-японских отношениях от 13 октября 1993г.// Дипломатический вестник, №11 ноябрь. 1993. - С.14-17.

Социалистическая Конституция Корейской Народно-Демократической Республики. Принята на 1 сессии Верховного Народного собрания КНДР пятого созыва 27 декабря 1972г., в нее внесены изменения 111 сессии Верховного Народного Собрания КНДР девятого созыва 9 апреля 1992г., Корея, Пхеньян, 1993. -27 С. Тезисы «Внешняя культурная политика России-2000»//Дипломатический вестник,^. 2000. - С.74-86.

Указ Президента Российской Федерации от 5 февраля 2002г. №146 «О Российском центре международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве Иностранных Дел Российской Федерации».сборник Законов РФ.2002. Устав Общества советско-китайской дружбы, М. 1959.- 13 С. Хартия ШОС от 7июня 2002г. Санкт-Петербург // Дипломатический вестник. 1/2003.-С. 13-20.

Цзян Цзэминь. Все силы на построение среднезажиточного общества и создание новых условий для дела социализма с китайской спецификой//Материалы XVI съезда КП КНР от 8 ноября 2002г.Пекин. 2002 -57 С. China's Diplomatik Work // China's foreign Affairs. 0verseas(1991-2006). Overseas Public Relations and Cultural Diplomacy of Japan//Diplomatic Blue Book (1991-2006) ные направления деятельности. Это, прежде всего, Уставы и другие материалы, подготовленные и утвержденные организациями в ходе их деятельности, источники данного характера также будут использованы нами в работе. Отметим, что многие материалы сегодня существуют только в рукописном варианте и доступны узкому числу членов той или иной организации или непосредственно исследователям.25

Безусловно, инициативы тех или иных организаций по развитию сотрудничества, масштабным мероприятия, проводимые в Санкт-Петербурге, находили отклик и у политиков, общественных деятелей, представителей администрации города. Выступления, комментарии, аналитические очерки официальных лиц также являются достаточно интересным источником для нашей работы и активно используются нами в диссертации. Они позволяют представить личный вклад политических и общественных деятелей в развитие контактов между нашим городом и странами Дальнего Востока.

Отдельную группу источников составляют материалы, которые непосредственно посвящены анализу тех или иных направлений развития культурного диалога. В данной работе особое внимание уделено деятельности авторитетных культурных центров Санкт-Петербурга Ш - Государственному Эрмитажу, Музею Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамеры), библиотекам культурной столицы: Библиотеке Академии Наук, Библиотеке Санкт-Петербургского филиала Института Востоковедения РАН, Российской национальной библиотеке. В фондах культурных и научных центров

I Неопубликованные документы. Устав общества дружбы «Россия-Япония»// архив, СПб АМС, 2003;

Устав общества российско-корейской дружбы Санкт-Петербург, северо-запад.// архив, СПб АМС,2005 . города хранится богатый и многообразный материал по теме нашей диссертации.26

Важным направлением развития культурного сотрудничества в рассматриваемый нами период были выставки, как художественные, так и посвященные уникальным книжным собраниям. В этой связи особым, и важным источником информации для нас были многочисленные каталоги. В них была представлена информация о текущей экспозиции, дан анализ концепции мероприятия и, как правило, отмечена роль данных мероприятий в развитии культурного диалога.

Практически все выставки в Санкт-Петербурге и сопроводительные материалы, подготовленные к ним, проводились при участии официальных представителей Администрации города. Выступления представителей нашего города, а также выступления, высказанные зарубежными официальными лицами, в которых обращалось внимание на особую роль подобных начинаний в культурном взаимодействии стран, указывая на потенциал города в межгосударственном общении, включены в исследование, как факт, подтверждающий ценность проводимого мероприятия в развитии международного общения. К сожалению не все выставки, проводимые в Санкт-Петербурге в рассматриваемый период, были подкреплены каталогами.

Курьер Петровской Кунсткамеры 1991-2007 Сообщения Государственного Эрмитажа 1991-2007гг, Отчеты Государственного Эрмитажа за 1991-2000гг, Обзор литературы по Санкт-Петербургу (за 1991-2006гг) (СБ РНБ).

27См.: Каталоги художественных выставок: Китай.

Дальневосточный фарфор в России XVIII- н.ХХ вв. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. 1993. СПб. 1994.

Китайские флаконы для нюхательного табака: Каталог временной выставки: Государственный Эрмитаж. Меныпиковский дворец. СПб. 1993. Китайское экспортное искусство XVII-XIX вв. из фондов Государственного Эрмитажа. СПб. 2003.

Редкие народные китайские картины из советских собраний. Альбом. JI. Пекин. 1991.

Chinesishe Materel des 18 und 19 Jahrhunderts.Werke aus dem Kunstmuseum Tianjin 1985. Berlin, Museum Shanghai (Shanghaj) musej Sh. Prired. Shen. Zhiy - Zagreb. Mladost. 1981.

Garverd lacquer in the collection of the Palace Museum, 1985; Imperial Museum. Imperial Palace. Peking. 1985.

Life of the emperors and emppresses in the Forbidden city ed. by the Palace Mu-seum.The China Travel and Tourism Press. 1986.

Muzej Kineske povjestu. Peking. Drevna kineska Kultura.1984. Zagreb. Muzej Kineske povjestu. Peking. Drevna kineska kultura od dinasstije Qing 618-1911 god . Kunstmu-seum (Tianjin). Zagreb. 1988.

The Palace museum. Peking Wan, go Weng, Yang Boda, The Palace museum, Pekin,

Treasures of the Forbidden City-New York. 1982.

Япония.

Календарь-храиитель времени. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 19.12.2000 - 19.3.2001.СП6. 2001.

Коллекция япопской гравюры Ван Гога и традиции искусства школы Утагава в современной Японии. Творчество Утагава Сёкоку. СПб. 1995. Куниёси и его время: японская гравюра XIX века. Школа Утагава. Государственный Эрмитаж. СПб. 1997.

Мир Кавати-момэн. Японская синева, Japan blue, в Государственном Эрмитаже . 30.09 -30.11.2003. выставка х./б ткани. СПб.2003

Японская каллиграфия. Выставка стихотворений японских императоров, написанных современными каллиграфами. Государственный Эрмитаж. 9.4 -16.5.1993. Токио. 1993.

Японское искусство 7-19 вв. Послание древней столицы Нара. Ленинград. 1991. Из зарубежных выставок из фондов Государственного Эрмитажа: Выставка жанровой живописи и эстампа из собрания Государственного Эрмитажа. Судзуока. 1991.

Придворная культура России. 23.7 - 4.8.1992. Токио.1992.

Стихия воды. Выставка живописи и эстампа из собрания Государственного Эрмитажа. Токио. 1995.

Ямасита Рин и её время. 15.8-13.9.1998. Хокадатэ. 1998. Aus den Schatzkammern Eurasiens . Meister werke antiker Kunst. Austelling. Exhibition. Kyoto. 1993.

Buddha. The spead of Buddhistart in Asia. Tobu Museum of Art, Tokyo, 11.4 — 28.6.1998. Exhibition. Tokyo. 1998.

Cload Lorrain and the ideal landscape. Exhibition. 1998. Tokyo, the National Museum of Western Art. Tokyo. 15.9-6.12.1998. Tokyo. 1998.

Dutch and Flemisch art of the 17 th centry from the State Hermitage Museume, Exhibition. 1992, Tokio. Tobu Museum of Art. Tokyo. 10.6-18.8.1992. Tokio. 1992. French art of the XIX - XX centuries from the Stste Hermitage Museum. The Museum of Modern Art. Mito. 24.6 - 30.7.1995. Exhibition. Mito. 1995. God and man. Great art treasuresof the State Hermitage museum. Exhibition. Nagaoka. Osaka. Niigata. 1998.

Grand exhibition of Silkroand Buddhist art. Tokyo National Museum 1996. Exhibition. Tokyo. 1996.

Hidden treasures revealed: Impressionist masterpieces and other important French painting presserreved by the State Hermitage. St. Petersburg. Tokyo. Exhibition Kon-dansha.1995.

Jou of life. Great art treasures from the State Hermitage Museum. The niigata Prefec-tural Museum of Modern Art. Nagaoka. 6.7 - 5.9.2001. АТС Museum. Osaka. 15.9 -4.11.2001. Exhibition. Nagaoka. Osaka. 2001.

Italian Renaissance and Baroque art from the State Hermitage museum. Tobu Museum of Art, Tokyo23.9 - 26.10.1993. Exhibition. Tokyo. 1993-1994.

Japan und Europa, 1543 - 1929, Austelling der, 43. Berliner Fest-wochen„im Martin -Gropus - Bau. Exhibition. Berlin. 1993.

Les 100 sourires de Monna Lisa. Metropolitan Art Museum 29.1-26.3.2000. Exhibition. Tokyo.2000.

Long journey to prehistoric Japan. 18.9 - 11.11.2001. Tokyo. NHK.2001. Kandinsky. The Natonal Museum of Modern. Tokyo. 2002.

Master paintings Nara, Prefectural museum of Art.13.10 - 16.12.1990. Nara. 1990. Masterpieces of the 15-18 th century print from State hermitage Museum. Exhibition Tokyo. 1992.

Matisse Henri (1868 - 1954), Matisse retrospective, Hirosima Prefectural museum of Art. 24.8-29.9. 1991. Exhibition.Hirosima. 1991.

Meissen porcelain al the Russian Imperial Court .From the State Hermitage collection, daimaru museum Tokyo. 28.8 - 15.9 1997. Exhibition. Tokyo. 1997. Millet. Jean - Francois (1814- 1875) .The bun Kamura museum of Art, 10.8 -23.9.1991. Tokyo. 1991.

Netsuke from the Hermitage collection. Brief reading of the report delivered by M. Yspensky at the XI - th Vienna Netsuke Simposium in May. Exhibition. Matsumoto. 1996. Prefectural Museum of modern art, 1.8-17.10.1996. Nagaoka. 1996. Picasso a retrospective. The Ludwig collection with special loan from the State Hermitage museum. Nara. Nara Prefectural Museum of Art. 10.10 - 14.12.1997. Exhibition. Nara. 1997.

Picasso Pablo . The Bunkamura museum of Art Tokyo. 4.7 - 6.9.1998. Nagoya. City Art Museum. 12.9 - 29.11.1998. Exhibition. Tokyo. Nagoya. 1998. Pintura espanola de bodegones у florevos Exposition . The National Museum of Western Art, Tokio,l 1.2 - 12.4.1992, Nagoya City, Art Museum 21.4 - 31.5.1992. Tokio. Exhibition. Tokio. 1992.

Pissaro. Camille. The Pissaro family 1998. Tokyo etc.Museum of Art. 5.3 7.4 1998. Exhibition. Tokyo. 1998.

Rembrandt, his teachers and his pupils. 1992, Tokyo. The Bunkamura Museum of Art, Tokyo, 15.4 - 7.6.1992. Exhibition. Tokio, Nagoya. 1992. Renoir August (1841-1919). Musee dArt Tobu, Tokyo, 24.7-15.9.1993. Exhibition. Tokyo. 1993.

Seiji Togo Memorial Yasu da Kasai museum of Art, 4- 10.6 1992. Tokio. Exhibition 1992.

Spanish art of the XVI -XIX centuries from the State Hermitage Museum. Tobu Museum of Art. 13.7-1.9.1996. Exhibition. Tokyo. 1996.

The beauty of Japan photograpted. Watanabe Yoshio Domon Ken, Ishimoto Yasuhiro., 6.1 - 10.2 2000. Exhibition. St. Petersburg. 2000.

Ukio-e prints that Van Gogh loved and Utagawa. Shokoku. Exhibition. Tokyo. 1995. Water, earth and тапэ Masterpieces from the State Hermitage Museum, Exhibition 1995. Shizuoka etc. Shizuoka Prefectural Museum of Art Yor. Exhibition Tokyo. 1995. Wisdom and compassion. The sacred art oof Tibet. 22.2 - 13.4.1997. Exhibition. Tokyo. 1997. Корея

Гармонизм Кимсу. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 09.0709.08.1993. Выставка. СПБ. 1993.

The Scythian gold from the Hermitage,exhibition .1991. Seoul, national Museum of Korea. 5.10-5.11 1991. Andrei Yu Alexeyer et al. Seoul. 1991.

Самостоятельным, оригинальным и достаточно интересным источником для современной исторической науки можно назвать публицистические и художественные произведения, непосредственно посвященные теме диссертации.

Безусловно, подобные материалы имеют субъективный характер. Они не лишены художественного вымысла, часто их сюжеты дополнены фантазией автора. Однако все использованные в исследовании материалы были написаны участниками дальневосточных экспедиций. Таким образом, публицисты и писатели имели уникальную возможность познакомиться с культурой, традициями, образом жизни соседних для России народов.

Этнографический и страноведческий материал для авторов сочинений стал основой развития сюжета и был с интересом воспринят российским читателем. Именно благодаря их художественным произведениям информация о дальневосточных странах стала известна в широкой аудитории. Повести, романы, публицистические статьи стали основой для формирования образа Китая, Японии, Кореи, причем настолько устойчивого, что и сегодня для россиян Япония является страной Восходящего солнца, Корея воспринимается как Страна Утренней Свежести, Китай - это Поднебесная Империя.

К достоинствам данных произведений можно отнести то, что художественный образ, созданный талантливыми российскими литераторами был без сомнения позитивен. В сочинениях отмечались преимущественно достоинства народов, авторы стремились показать общее и особенное в культуре стран дальневосточного региона. Возможно, литературные произведения способствовали развитию дальнейшего научного, исследовательского интереса к жизни, культуре, традициям Китая, Японии, Кореи.

Отметим, что когда контакты не получали достаточно активного развития в силу политических разногласий, книги русских писателей являлись ценнейшим источником информации о истории и культуре дальневосточных стран, причем источником, ориентированным на широкую аудиторию.28

Кроме вышеназванных источников, учитывая современные хронологические рамки диссертации, в работе мы будем обращаться и к публикациям политиков, официальных лиц, которые выступали с комментариями по поводу различных мероприятий, проводимым в рамках двустороннего или многостороннего диалога.

В конце XX - начале XXI века культурные контакты России и Санкт-Петербурга проходили на регулярной основе. Были организованы встречи на высшем уровне, в развитие политического и культурного диалога вовлекаются представители местной администрации, которые также выступают с комментариями тех или иных событий и конкретными инициативами, направленными на развитие сотрудничества. Материалы выступлений, комментарии, интервью политиков и государственных деятелей, представителей местных органов власти также использованы нами в диссертации.

Композицию диссертационного исследования определили цель и задачи диссертации, а также широкая география развития культурных контактов Санкт-Петербурга со странами дальневосточного региона. В каждой главе диссертации содержится история вопроса, рассмотрена современная нормативно-правовая база сотрудничества, дан анализ основных направлений и форм сотрудничества, а также показана роль и значение различных организаций в развитии двусторонних культурных связей на петербургском материале. Исторический очерк, представленный в каждой главе, во многом определил и выбор сюжетов исследуемой проблемы, отражающих специфику современных контактов. Кроме внимания к развитию традиций культурных

ЛО

Гончаров И.А. Фрегат «Паллада», 1968; Крестовский Вс. В дальних водах и странствиях»2004; Гарин-Михайловский. К.М.Путевые заметки, очерки, 1987. связей Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока, дана характеристика деятельности тех новых акторов, которые вовлечены в процесс межкультурного диалога и решают специфические, часто универсальные задачи, отражающие черты внешней культурной политики своей страны.

Первая глава посвящена становлению, эволюции и современному состоянию культурных контактов Санкт-Петербурга и Китая. Вторая глава соответственно посвящена сотрудничеству с Японией. Третья часть - культурным связям Санкт-Петербурга и странам Корейского полуострова, которые позже своих дальневосточных соседей были вовлечены в культурный диалог с Россией, и, непосредственно, с Санкт-Петербургом.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что её материалы, выводы и обобщения могут быть использованы при изучении культурных контактов Санкт-Петербурга со странами дальневосточного региона в различные исторические периоды и в работах более общего характера, отражающих контакты с другими странами мира. Результаты исследования полезны при оценке роли городов, субъектов РФ в современных международных отношениях, а также при разработке общих и специальных курсов по истории и современному состоянию культурных двусторонних, так и многосторонних контактов.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были изложены в сообщениях, представленных на научных конференциях «Россия в международном культурном взаимодействии: история и современность (Памяти профессора Ю.А. Лимонова)» (17 февраля 2007г.), «Современные проблемы межкультурных коммуникаций»^ марта 2003г.), «Мировая политика и идейные парадигмы» (2004г.), «Международные организации в России и проблемы культурной интеграции(16-17 июня 2006г.), а также в научном проекте

Сравнительные социально-гуманитарные исследования в рамках международного сотрудничества» в программе «Государственная поддержка региональной научно-технической политики высшей школы и развития её научного потенциала»(2004г.). По теме диссертации опубликовано десять статей.29

29 Деятельность Государственного Эрмитажа в процессе культурного взаимодействия России и Японии.//Мировая политика и идейные парадигмы эпохи: Сб.ст. СПб. 2004. С. 460-462

Зарубежные культурные центры в Санкт-Петербурге: сравнительный анализ деятельности// Компаративистика-III. Альманах сравнительных социогум. иссл. СПб: Социологическое общество им. М.М. Ковалевского. 2003. С.370-377(в соавторстве Боголюбовой Н.М. Николаевой Ю.В.) Культурные связи Санкт-Петербурга и Японии на рубеже XX-XXI вв. //Современные проблемы межкультурных коммуникаций. Сб ст., СПб. 2003.Т.158. С.195-197.

Особенности источников по культурным связям России и Японии в Санкт-Петербургских архивах и научных библиотеках//Вестник СПбГУ, вып.1, сер.6, СПб. 2005.С.126-132.

Побратимские связи Санкт-Петербурга с городами Осакой и Шанхаем на современном этапе.//Россия в глобальном мире, Соц.-теоретический альманах. СПб.2004. С.236-240.

Роль международных неправительственных организаций в развитии российско-китайских отношений.//Материалы Межд. Конф. Санкт-Петербургского педагогического университета «Роль международных организаций в развитии межкультурных коммуникаций России». 2006. С.37-44.

Российско-японские культурные связи в условиях глобализации.//Россия в глобальном мире. Соц.-теорет. альманах, ч.2, СПб. 2004г. С.33-38 . Университеты и научные центры в странах Европы и Америке. Музеи мира в системе международных отношений. Международные культурные связи./Учебно-методические материалы, 1,4 п.л. 2003.(в соавторстве с Николаевой Ю.В.) Международные гуманитарные связи Санкт-Петербурга. Университеты и научные центры в странах Европы и Америке/ СПб, 2,09 п.л.,2006.(в соавторстве с Николаевой Ю.В.)

Роль Санкт-Петербурга в развитии межкультурных коммуникаций России со странами дальневосточного региона//Вестник СПбГУ. вып.2(Ч.1)июнь.2007.С.254-259.

Похожие диссертационные работы по специальности «История международных отношений и внешней политики», 07.00.15 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История международных отношений и внешней политики», Исаева, Елена Владимировна

Заключение

Завершая рассмотрение достаточно сложной проблемы культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX -начале XXI века мы можем сформулировать общие и частные выводы.

Культурный потенциал Санкт-Петербурга столь значителен, что его возможности иногда трудно предвидеть. В международном гуманитарном сотрудничестве это позволяет городу устанавливать контакты практически «по всем азимутам». В этой связи тема «Культурные контакты Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока в 90-е годы XX - начале XXI веков» представляет значительный практический и теоретический интерес. Она свидетельствует о том, что Петербург не только российский мегаполис, но и культурный центр мирового уровня.

Страны Дальнего Востока сегодня играют все более активную роль в международных отношениях. Они обладают большим культурным разнообразием, экономическим потенциалом, политическим весом. Контакты со странами этого региона подтверждают достойное место России в мировом сообществе.

В диссертационном исследовании мы уделили особое внимание тем проявлениям культурных связей, которые находят своё подтверждение в современной жизни Санкт-Петербурга и определяются традициями развития гуманитарного диалога города с миром. Подобный подход к поставленной проблеме продиктован широтой географического охвата настоящей темы и языковым многообразием региона Дальнего Востока. В настоящей работе мы обращаемся к примерам культурных контактов, которые непосредственно представлены в культурной жизни северной столицы. Кроме того, активность различных культурных центров стран региона, особенности библиотечного обмена, содержания архивных фондов, музейных собраний, масштаб мероприятий, организованных партнерами, показывают интерес к Санкт-Петербургу и его значение для развития культурного диалога в самом дальневосточном регионе.

История развития культурных контактов нашего города со странами Дальнего Востока показывает, что именно в Петербурге они получили свое признание на государственном уровне. Здесь оформлялись первые коллекции музеев и книжных собраний, отсюда направлялись экспедиции по изучению стран Дальнего Востока, а материал, собранный учеными и мореплавателями, впервые был включен в научный оборот.

Санкт-Петербург и его диалог со странами Дальневосточного региона, так или иначе отражал основные вехи межгосударственного сотрудничества. Так распространение Православия на Дальнем Востоке стало важным периодом в общении стран представленного региона с Россией. Деятельность Духовных миссий Русской Православной Церкви была ориентирована на становление и оформление духовных и образовательных связей. Отметим активное участие выпускников Санкт-Петербургской Духовной Академии в этом процессе.

В целом, для Российской империи развитие культурных контактов со странами этого региона в последней трети XIX - начале XX века было средством утверждения своего влияния на третьестепенном направлении внешней политики. Государство в этой связи поощряло достаточно слабое развитие научных и культурных отношений, видя в них в первую очередь предмет академических исследований несколько экзотического характера. Это невнимание правительства к Дальнему Востоку завершилось позором русско-японской войны.

После революции в России и драматических событий в истории стран дальневосточного региона их динамика изменилась. Сокращается не только объем тех или иных начинаний, но принципиально меняется сама концепция развития культурных контактов. Культурные связи в СССР получили институциональное оформление. Они были ориентированы на решение внешнеполитических задач, направленных на укрепление позиций советского государства на международной арене. Научно-технические и культурные связи с зарубежными странами должны были обеспечить развитие отечественного научного потенциала с целью ускорения экономического развития страны и хозяйственного освоения новых территорий. В это время Ленинграду в развитии культурного диалога с заграницей принадлежала особая роль, город становится центром отечественного востоковедения. Постепенно происходит оформление библиотечных и музейных фондов, атрибуция произведений культуры и искусства стран Дальнего Востока.

После второй мировой войны культурные связи Ленинграда со странами Дальневосточного региона развиваются в условиях холодной войны, изменившейся геополитической ситуации. В качестве наиболее активного партнера в то время выступают Китай (до начала 1960-х годов) и Северная Корея.

Контакты этого времени, при традиционном развитии научного и образовательного направления, идеологизированы. Масштабные мероприятия в культурной сфере проходят под политическими лозунгами. Ленинград выступает как достаточно авторитетный партнер. Однако концепция тех или иных инициатив в культурном сотрудничестве, их объем определятся Москвой с учетом в первую очередь собственных интересов. После 1956 года появляется возможность устанавливать культурные контакты с Японией. Но они укладывались в достаточно узкие рамки культурной дипломатии того времени, ориентированной на отношения с капиталистическими странами. Невозможно было даже подумать об установлении культурных контактов с Южной Кореей и Тайванем. Советская доктрина мирного сосуществования государств с различным общественным строем отвергала всякую попытку «идеологического перемирия».

Новый этап в развитии культурного диалога приходится на 90-е годы XX - начало XXI века. В это время происходят фундаментальные изменения в нашей стране, в жизни города, которому возвращают его историческое имя, и возможность активно включиться в международную жизнь. Изменившаяся концепция внешней культурной политики оказала влияние и на выбор партнеров в Дальневосточном регионе. В этот период наметились тенденции к развитию сотрудничества с Японией, Южной Кореей при общем охлаждении отношений с Северной Кореей. Все более заметную роль в развитии диалога начинает играть Китай.

Культурный обмен с нашими партнерами в это время подкреплен достаточно солидной нормативно-правовой базой межгосударственных соглашений по сотрудничеству в научной и культурной сфере и российского законодательства, предоставившего по этому вопросу право осуществлять самостоятельные связи на уровне субъектов Российской Федерации.

Из основных направлений развития культурных контактов со странами Дальнего Востока можно отметить научные, образовательные, музейные связи и выставочные проекты. В этот период идет процесс постепенного восстановления роли общественных организаций и учреждений культуры в международном сотрудничестве. Общественные структуры выступают организаторами многочисленных культурных мероприятий, фестивалей, выставок. В ряде случаев эта активность во многом подготовлена продуманной политикой Дальневосточных стран Японии, Китая и Южной Кореи. Рост интереса к культурному сотрудничеству направляется ими на создание благоприятных условий экономического и финансового продвижения на российский рынок. Объективно это движение совпадает политикой Российской Федерации на привлечение иностранных капиталов в экономику страны и интеграции в мировые рынки, со стремлением Администрации города сделать регион привлекательным для инвестиций.

В последнее время изменился диалог и с Северной Кореей, которая переживает сложный период в своей истории, из-за политических разногласий двух корейских государств. В силу этого обстоятельства данный диалог пока не смог оказать какого-либо влияния на расширение культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Корейского полуострова.

Новый этап развития переживают и побратимские связи. На современном этапе они наполняются особым содержанием и позволяют выстраивать концепцию культурного сотрудничества непосредственно с зарубежными партнерами на новых демократических основах. Города- партнеры проводят многочисленные культурные акции масштабного характера, сопровождая встречи официальных лиц разнообразной программой, в которую вовлечены ведущие музеи, театры, художественные коллективы.

Активность культурных контактов Санкт-Петербурга со странами Дальнего Востока сегодня является отражением общих тенденций современных международных отношений и отличается особым вниманием к культурному, научному, образовательному потенциалу города. Отметим, что традиции северной столицы, особая роль города в развитии отечественного востоковедения, деятельность признанных культурных центров Санкт-Петербурга позволяют предположить, что культурные контакты будут продолжаться и придадут сотрудничеству России со странами Дальневосточного региона особое содержание и свой неповторимый характер.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Исаева, Елена Владимировна, 2007 год

1. Г.Источники: 1. Неопубликованные источники:

2. Устав Общества дружбы «Россия-Япония», Санкт-Петербургское отделение,.//Архив СПб АМС. 2005.25с

3. Устав Общества российско-корейской дружбы: Санкт-Петербург. Северо-Запад, СПб.// Архив СПб АМС. 2005.14с.

4. Договор об основах отношений Российской Федерации и Республики Корея от 19 ноября 1992г.//Дипломатический вестник. №12 декабрь. 1992. МИД РФ. М. С.16-27.

5. Киотское воззвание форума Евразии «За мир и дружбу в XXI веке» 1516 сентября 2002г.//Дипломатический вестник.№10 октябрь. МИД РФ. М. 2002.-С. 15-21.

6. Международные связи Санкт-Петербурга : Рука об руку со всей планетой//Вестник Администрации С.-Петербурга.СПб. 1996.- № 10. С.121- 124;№ 11. С.139- 143 ;№ 12.-С. 141-143

7. Московская декларация об установлении созидательного партнёрства между Российской Федерацией и Японией от 13 ноября 1998г.//Дипломатический вестник №12 декабрь. МИД РФ. М. 1998. -С.10-15.

8. Основные направления работы МИД РФ по развитию культурных связей России с зарубежными странами//Дипломатический вестник. №5. МИД РФ. М. 2001.- С.20-28.

9. Основные направления деятельности Корпорации Инкорвуз// Инкор-вуз1-2. М.1995. С.66

10. Основы законодательства Российской Федерации о культуре. Раздел IX.1991. С.19-27.

11. Совместная декларация об основах отношений между Россией и Китаем от 18 декабря 1992.//Дипломатический вестник . 1993 .№1.январь. МИД РФ.М. С. 17-27.

12. Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики от 2 декабря 2002г.//Дипломатический вестник, 1/2003. МИД РФ.М. С.20-27.

13. Российско-Японский план действий . //Дипломатический вестник. №2. 2003. МИД РФ.М. -С.21-37.

14. Россия-Япония. Обмен посланиями по случаю 40-летия восстановления дипломатических отношений. 19 октября 1996г. //Дипломатический вестник. №1,ноябрь. МИД РФ. М. 1996 . С.8.

15. Совместное советско-китайское коммюнике от 19 мая 1991 г//Вестник Министерства Иностранных Дел СССР, №11(93), 15 июня. М. 1991. -С.7.

16. Устав Общества советско-китайской дружбы, М. 1959. 13С. Хартия ШОС от 7июня 2002г. Санкт-Петербург // Дипломатический вестник. 1/2003. МИД РФ. М. 2003. - С.11-18.

17. Цзян Цзэминь. Все силы на построение среднезажиточного общества и создание новых условий для дела социализма с китайской спецификой/Материалы XVI съезда КП КНР от 8 ноября 2002г.- 51С.

18. Каталоги художественных выставок. Китай.

19. Выставка современной китайской тушевой и цветной живописи. Российский этнографический музей. СПб.1993. -97 С.

20. Дальневосточный фарфор в России XVIII- н.ХХ вв. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж. 1993. СПб. 1994.- 64 С.

21. Китайские флаконы для нюхательного табака: Каталог временной выставки: Государственный Эрмитаж. Меныпиковский дворец. СПб. 1993.- 115 С. Китайское экспортное искусство XVII-XIX вв. из фондов Государственного Эрмитажа. СПб. 2003,- 258 С.

22. Редкие народные китайские картины из советских собраний. Альбом. Л. Пекин. 1991.-177 С.

23. Chinesishe Materel des 18 und 19 Jahrhunderts.Werke aus dem Kunstmuseum Tianjin 1985. Berlin, Museum Shanghai (Shanghaj) musej Sh. Prired. Shen. Zhiy-Zagreb. Mladost. 1981.-213 P.

24. The Palace museum. Peking Wan, go Weng, Yang Boda, The Palace museum, Pekin, Treasures of the Forbidden City-New York. 1982. 293 P.1. Япония.

25. Календарь-хранитель времени. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург, 19.12.2000 19.3.2001.СП6. 2001.- 115 С.

26. Коллекция японской гравюры Ван Гога и традиции искусства школы Утагава в современной Японии. Творчество Утагава Сёкоку. СПб. 1995. 183 С. Куниёси и его время: японская гравюра XIX века. Школа Утагава. Государственный Эрмитаж. СПб. 1997.- 201 С.

27. Выставка жанровой живописи и эстампа из собрания Государственного Эрмитажа. Судзуока. 1991.-176 С.

28. Придворная культура России. 23.7-4.8.1992. Токио. 1992. -168С. Стихия воды. Выставка живописи и эстампа из собрания Государственного Эрмитажа. Токио. 1995.-158 С.

29. Ямасита Рин и её время. 15.8-13.9.1998. Хокадатэ. 1998.-207 С. Aus den Schatzkammern Eurasiens . Meister werke antiker Kunst. Austelling. Exhibition. Kyoto. 1993. 344 P.

30. Buddha. The spead of Buddhistart in Asia. Tobu Museum of Art, Tokyo, 11.4 -28.6.1998. Exhibition. Tokyo.1998. -387P.

31. Grand exhibition of Silkroand Buddhist art. Tokyo National Museum 1996. Exhibition. Tokyo. 1996.-189 P.

32. Hidden treasures revealed: Impressionist masterpieces and other important French painting presserreved by the State Hermitage. St. Petersburg. Tokyo. Exhibition Kondansha.1995.-291 P.

33. Masterpieces of the 15-18 th century print from State Hermitage Museum. Exhibition Tokyo. 1992. 185 P.

34. Netsuke from the Hermitage collection. Brief reading of the report delivered by M.Yspensky at the XI th Vienna Netsuke Simposium in May. Exhibition. Matsumoto. 1996. Prefectural Museum of modern art, 1.8-17.10.1996. Nagaoka. 1996.-199 P.

35. Picasso a retrospective. The Ludwig collection with special loan from the State Hermitage museum. Nara. Nara Prefectural Museum of Art. 10.10 14.12.1997. Exhibition. Nara. 1997.-215 P.

36. Pissaro. Camille. The Pissaro family 1998. Tokyo etc.Museum of Art. 5.3 7.4 1998. Exhibition. Tokyo. 1998.- 148 P.

37. Rembrandt, his teachers and his pupils. 1992, Tokyo. The Bunkamura Museum of Art, Tokyo, 15.4 7.6.1992. Exhibition. Tokio, Nagoya. 1992. - 112 P. Renoir August (1841-1919). Musee dArt Tobu, Tokyo, 24.7 - 15.9.1993. Exhibition. Tokyo. 1993.-203 P.

38. Seiji Togo Memorial Yasu da Kasai museum of Art, 4- 10.6 1992. Tokio. Exhibition 1992.-112 P.

39. Spanish art of the XVI -XIX centuries from the State Hermitage Museum. Tobu

40. Museum of Art. 13.7-1.9.1996. Exhibition. Tokyo. 1996. 215 P.

41. The beauty of Japan photograpted. Watanabe Yoshio Domon Ken, Ishimoto Yasuhiro. 6.1 10.2 2000. Exhibition. St. Petersburg. 2000. - 167 P.

42. Ukio-e prints that Van Gogh loved and Utagawa. Shokoku. Exhibition. Tokyo.1995.- 151 P.

43. Water, earth and тапэ Masterpieces from the State Hermitage Museum, Exhibition 1995. Shizuoka etc. Shizuoka Prefectural Museum of Art Yor. Exhibition Tokyo. 1995.-231 P.

44. Wisdom and compassion. The sacred art oof Tibet. 22.2 13.4.1997. Exhibition.1. Tokyo. 1997.-321 P.1. Корея

45. Гармонизм Кимсу. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. 09.0709.08.1993. Выставка. СПБ. 1993. -113 С.

46. The Scythian gold from the Hermitage,exhibition .1991. Seoul, national Museum ofKorea. 5.10-5.11 1991. Andrei Yu Alexeyer et al. Seoul. 1991. 310 P.5. Периодические изданиях:

47. Арсеньев В.P. Тенденции музейного дела в МАЭ: Об эстетике выставки «Мир восточного воина»// Курьер Петровской Кунсткамеры. Вып. 1.СП6. 1995. С.108-113.

48. Наук. Материалы международной конференции 28 июня 4июля 1999г, том И/ СПб НЦ РАН, СПб. 1999. - С.224-227

49. Лубо-Лесниченко Е.И. Шафрановская Т.К. Страницы истории китайского искусства. // В глубь веков Л. 1961. С. 141-170.

50. Пчелин К.В. Китайская народная картина провинции Шаньдунь из собрания академика В.М. Алексеева.// 175 лет отделу Востока Государственного Эрмитажа СПб. 1995. - С.57-58.

51. Библиография Китая, 1917-1970.М. 1980.-411 С.

52. Библиография Кореи, 1917-1970. М. 1981.- 345 С.

53. Библиография Японии. Литература, изданная в России с 1734 -1917гг. М. 1965.-379 С.

54. Библиография Японии. Литература, изданная в Советском Союзе на русском языке. 1917-1958гг, М. I960.- 527 С.

55. КНДР (Серия «Экономика и политика зарубежных стран социализма»),М. 1985.-218 С.

56. Академическая наука в Санкт-Петербурге. Исторические очерки.СПб. 2003.543 С.

57. Восточная Азия Санут-Петербург - Европа : межцивилизационные контакты и перспективы экономического сотрудничества.(Тезисы докладов международной научной конференции. СПб. 2-6 октября 2000г.). СП6.2000.-408 С.

58. Галенская J1.H. Музы и право: правовые вопросы международного сотрудничества в области музеев.JI. ЛГУ. 1987. 215 С.

59. Георгиев Ю. Советско-японские культурные связи. СССР-Япония. К 50-летию установления советско-японских дипломатических отношений.(1925-1975). М.1978.- С.171-185.

60. Жирнов Д. А. Россия и Китай в современных международных отношениях. М. 2002.-287 С.

61. Иванова Г.Д. Русские в Японии XIX начала XX вв. М. 1993. - 117С. История Российской Духовной Миссии в Китае. Сборник статей посвящается 40-летнему юбилею Китайской Автономной Православной Церкви М.1997.-568 С.

62. История Российской Духовной миссии в Корее, Сборник статей, М. 1999.673 С.

63. К столетию создания кафедры японской филологии. СПбГУ. Восточный факультет. СПб. 1998. 42 С.

64. Кадзухико Того. 50 лет японской дипломатии. На рус. яз. М. 1996.- 73 с. Китай в мировой политике. М. 2001.- 371 С.

65. Китайские рукописи и ксилографы Публичной библиотеки. Российская Национальная библиотека. Составитель К.С. Яхонтов. СПб. 1993.- 311С. Конрад Н.И. Запад и Восток. Статьи. МЛ 972.- 251 С.

66. Ли Вл.Ф.( Ли У Хё). Россия и Корея в геополитике Евразийского Востока. М.2000.- 115С.

67. Линь Цзэсюй. Основные сведения о российском государстве. Изд. текста, пе-рев. с кит. яз. вступ.ст. и коммент. С.Ю. Врадия. Владивосток. 1996.-273 С. Ли Хуйфань. Направления и течения в русской советской литературе XX века, Сиань, 1997,- 57С.

68. Православие на Дальнем Востоке. 275-летие Российской Духовной Миссии в Китае. 1993.- 231С.

69. Проблемы, состояние и перспективы российско-китайского сотрудничества : (материалы II Междунар. конф. по регион, сотрудничеству и развитию). М. 2003. - 96 С.

70. Пунин А.Л. Архитектура Петербурга середины XIX века. Л, 1990. 352 С. Путешествие на Восток, СПб. 1998.- 15 С.

71. Россия и Корея. Модернизация, реформы, Международные отношения. СБ докладов на международных семинарах. М. 1997. 255 С.

72. СССР и Япония /(Л.Н.Кутаков ,А.Е. Жуков, С.И. Вербицкий. Отв. Ред.И.А. Латышев; АН СССР, Ин-т Востоковедения). М. 1987. -154 С. СССР и Япония: К 50-летию установления дипломатических отношений (1925-1975гг).М. 1978.- 185С.

73. Самойлов Н.А. Санкт-Петербург на перекрёстке культур. Китайский маршрут. СПб. 2004.- 132 С.

74. Сотрудничество Китая и России по международным проблемам .III Российско-китайская научно-практическая конференция (Пекин, 4-5 октября 1995 г.). М. 1996.- 114 С.

75. Сто лет русской культуры в Японии. Сб. статей. МЛ 989.- 350 С.

76. Ся Ишань. Коротко о китайско-российских отношениях в новой обстановке//

77. Россия и Китай в современном мире, вып.Ш, М.1999. 93 С.

78. Ткаченко В.П. Корейский полуостров и интересы России, М. 2000.-152С.

79. Трояновский О. Через годы и расстояния. М. 1997. 134 С.

80. Фокин В.И. Международный культурный обмен СССР в 20-30-егг, СПб.1999.- 197 С.

81. Цветко А.С. Советско-китайские культурные связи. Исторический очерк, М. 1974.- 133 С.

82. Черевко К.Е. Зарождение русско-японских отношений. XVII-XIX вв., М. 1999.-235 С.

83. Ширяев Б.А. Дальневосточная политика России XVII-XX вв. СПб. 2004. -36С.

84. Андреевская Св.Ив. Деятельность Н.Я. Бичурина в качестве главы Российской Духовной Миссии в Китае.(1807-1821гг.) Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. СПб. 2005.- 24 С.

85. Боголюбов A.M. Российская Духовная Миссия в Японии в к. XIX н. XX в. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. СПб. 2004. - 21 С.

86. Боголюбова Н.М. Русско-европейские театральные связи во второй четверти

87. XIX века. Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. СПб. 2000.- 26 С. Молодяков В.Э.Образ Японии в Европе и России второй половины XIX н.1. XX в.М.1996. -24 С.

88. Николаева Ю.В.Русско-французские культурные связи 1801-1812 гг. Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд.ист.наук. СПб. 2001. 29с. Писарева М.В. Российско-французские музыкальные связи в начале XXI в. (2001-2005гг). СПб. 2007.-24 С.

89. Aiwa Ong. Donald М. Konini. Ungrounded Empirres. The Cultural Politis of Modern Chinese Transnatonalism. 1997.-343 3.

90. Berton P. Langer P. Swearingen R. The Russian Impact in Japan. Literature and Social Thought. L.A. 1981.-220 P.

91. H.Byron Earhart. Japanese Religion: Unity and Diversity. California. 272 P. Hideo Kisimoto. Japanese Religion in the Meiji Era. Tokyo. 1969. -377 P.

92. China's Diplomatik Work // China's Foreign Affairs. Overseas( 1991-2006). Chong Yang Kim. Moon Yong-Chul Ballet Poema. 2004. 28 P. Diplomatic Blue Book 2003/ Japeans foreign policy in diplomatic fiedc. - Tokyo. Ministry of Foreign Affairs, 2003 - 115 P.

93. Diplomatic Blue Book 2003/ Japeans foreign policy in diplomatic fiedc. Tokyo.

94. Ministry of Foreign Affairs, 2006. 145 P.

95. Hindus M. Russia in Japan. N.Y. 1942. 103 P.1.nsen George. Russian diplomatic and consular officials in East Asia.

96. NY.Prenting Hall. -1999. 197 P.1.nsen G.A. Report from Hokkaido: the Remains of Russian Culture in Nothern Japan. Hakodate, 1974. 212 P.

97. MEXT programs to promote international cultural exchange. Tokyo. Ministry of Education, Culture, Sports, Science and Technology, 2002. - P. 112-136.

98. Japanese government policies in education. Science and culture, 1993 .Towards a culture-oriented society.- Tokyo/ Science and International Affairs Bureau, 1995. -P.131-135.

99. Russia and Japan: A Istorical survey. Joint symposium of the SBRAS and the CNEAS Tu /by Kyosuke Terayama. Sendai. Tohoki univ.Center for Norteast Asian Studies. 1995-100 P.

100. Semmedo A. Histoir universee de la Chine.-Lyon, 1667.- 459 P. Shiraishi Takashi.A Historic visit to North Korea/ Japanecho, december 2002. Tilley J. London to Tokio.- London, 1942.- 225 P.

101. Tsuyoshi Hasegawa. Russo- Japanese relation and the security of the North-East Asia in the 21st century,in:russia and asia-pasific security. P. 56-65.1.I. Статьи

102. Волохова А.А. Российская политика на Дальнем Востоке: взгляд столетней давности// Российская дипломатия: научные аспекты. МЛ 994 319-326 С.

103. Лебедева Н.А. Культурное взаимодействие России и Китая в XX веке: опыт, проблемы, перспективы // Дальний Восток России и Северо-Восточная Азия. Владивосток. 2001. С.228-237

104. Маевский, Е. И. Культурная политика современной России: институты и тенденции // Вестник Московского университета. Сер. 12, Политические науки. 2002. N2. С.77-87.

105. Муравич А. Книга в жизни японцев: человек в век компьютеров// Япония : собрание очерков «Вслед за кистью»,Наука. М., 2000-С. 17-25. Основные этапы дипломатии КНР./Дипломатия иностранных государств, М, 2004. С. 199-200.

106. Чугров С.В. «Роль Японии в международных отношениях эпохи глобализации// Материалы международной конференции «Японский феномен: взгляд из Европы», Москва, 28-29 сентября 2001.- С. 13-25.I

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.