Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи: На материалах города Набережные Челны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Азиуллина, Татьяна Раифовна

  • Азиуллина, Татьяна Раифовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2004, Казань
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 216
Азиуллина, Татьяна Раифовна. Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи: На материалах города Набережные Челны: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Казань. 2004. 216 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Азиуллина, Татьяна Раифовна

Введение.

Раздел 1. Формирование нравственных ценностей молодежи как проблема социологической науки.

Раздел 2. Место и роль культурного потенциала города в системе факторов формирования нравственных ценностей молодежи.

Раздел 3 Механизм влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи.

Раздел 4. Основные направления совершенствования влияния культурного потенциала современного города на формирование нравственных ценностей молодежи.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи: На материалах города Набережные Челны»

Актуальность исследования.

Период радикальных преобразований, переживаемый российским обществом, характеризуется интенсивными изменениями в социально-экономической и социокультурной сферах.

Ломка привычного образа жизни, разрушение государственной системы воспитания молодежи, исчезновение тотальных общественных организаций, занимавшихся нравственным воспитанием (пионерская организация, комсомол) вызвали большие проблемы в социокультурной жизни страны, связанные с обесцениванием традиционных нравственных ориентиров, массовым бескультурьем молодежи, распространением «массовой» культуры, и, как следствие этого, ожесточенность, рост преступности и насилия.

Парадоксальность ситуации состоит в том, что духовное обнищание населения и, прежде всего молодежи, происходит при наличии в стране неисчерпаемого культурного потенциала, накопленного предшествующими поколениями.

Чтобы спасти свое будущее общество должно спасти молодежь от безнравственности, воспитывая этическую и моральную устойчивость средствами культуры через согласованное влияние всех социальных институтов.

Мера культурности общества может быть определена только при оценке культуры индивида как носителя культурного потенциала, живущего в этом обществе и составляющего нравственный ресурс социума, города, страны в целом.

Отсюда вытекает актуальность данного исследования, исследования рассматривающего проблему нравственного воспитания молодежи в условиях современного города.

Степень разработанности проблемы.

Освещение вопросов нравственного воспитания молодежи мы находим в трудах древних ученых (Аристотель, Конфуций, Платон, Плутарх, Сенека, Сократ, Цицерон и др.)1 Общим в их взглядах на воспитание является признание насилия, физических наказаний воспитуемых и наличие абсолютного авторитета наставника.

В дальнейшем, опираясь на идеи древних, ученые развили идеи нравственного воспитания на принципах гуманизма, обосновав необходимость связи обучения с воспитанием, особо выделяя значимость передачи нравственного опыта от старших поколений молодым. Из российских педагогов наиболее заметный вклад в теорию нравственного воспитания внесли П. П. Блонский, А. С.Макаренко, В. А.Сухомлинский, и др.2 среди татарских просветителей—Закир Хади, Т. Г. Яхин, Риза Фахретдинов и др.3

Воспитание нравственности возможностями культуры, через эстетическое образование обосновали в своих трудах В. С.Библер, JL С. Выготский, Д. Б. Кабалевский, Б. Д. Неменский, Н. Г. Чернышевский,

Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1981-1983;Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2-х т. Т. 1. М., 1972.-С. 170.; Платон. Сочинения в 3-х т. М., 1968-1972; Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990; Сенека Л. А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1986; Цицерон М. Т. Избр. соч. М., 1975.-С. 255.

2 Макаренко A.C. Педагогические сочинения в 8-ми томах. М.: Педагогика, 1983-1986; Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах. М.: Педагогика, 1979-1981; Блонский П. П. Избр. пед. произв. М., 1961.

3. Закир Хади. Избранные произведения. Казань: Таткнигоиздат, 1957; Яхин Т. Рассказы и пословицы, желательные для мальчиков и девочек. .Казань: Типогр. университета, 1897; Фахретдинов Риза. Адэбе тэглим (обучение нравам); Тэрбияле бала (Воспитанный ребенок).

К. Д. Ушинский и др.1 Они считали, что овладение культурным наследием прошлого способствует развитию творческих способностей, учит сопереживанию, эмоциональному восприятию окружающей действительности, формирует потребность строить жизнь по законам красоты.

Татарстанские ученые, Л. А. Волович, К. Т. Гизатов, Т. Г. Исламшина, Г. И. Макарова, В. К. Падерин, Л. И. Харисова2 в своих работах показали связь между состоянием культуры, культурным потенциалом социума и его нравственным здоровьем, возрастание роли культуры в постиндустриальном обществе. В настоящее время вопросы нравственного воспитания и зарубежными, и российскими учеными рассматриваются в русле процесса социализации.

Зарубежные социологи и социальные психологи (А.Бандура,

А. Маслоу, Дж. Мид, А. Оллпорт, Г. Роджерс, В. Уолтере и др.) рассматривают личность как продукт социального взаимодействия людей с их разными социальными ролями и статусами.

Нравственное воспитание в процессе социализации обосновали советские и российские ученые . Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева,

1Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. M., 1990; Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968; Кабалевский Д. Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Неменский Б. М. Мудрость красоты. М., 1981;Чернышевский Н. Г. Избранные эстетические произведения. М., 1974;Ушинский К. Д. Педагогические сочинения в 6-ти томах. М.: Педагогика, 1988—1990.

2 Волович Л. А., Мухаметзянова Г. В. Национальный компонент образовательных факторов в средней профессиональной школе. Казань, 1990; Гизатов К. Т., Хусаинов Л. Формиррование у российского студенчества общественного идеала. Казань, 2000; Исламшина Т. Г. Этнические ценности полиэтнического общества.// Кому принадлежит культура? Казань, 1999;Макарова Г. И. Культурная политика в полиэтническом обществе.// Кому принадлежит культура? Казань, 1999;Харисова Л. И. Педагогический потенциал национальной культуры. Казань, 1996.

3 Bandura A. And Мс. Donald F. Infuence of cocial Reinforcement and the Behavior of Models in Shaping Childrens Moral Judjeements. Bandura A. and Walters D. H. Social learning and personality development.-New York. 1969; Маслоу А. Самоактуализация. // Психология личности. Текты. M., Изд-во Москов. ун-та, 1982.

И. В. Бестужев-Лада, С. П. Иваненков, И. С. Кон, В. С. Мерлин, Б. Д. Парыгин, В. Я. Ядов и др.1

Из татарстанских ученых проблему формирования нравственности в процессе социализации исследовали Р. Ф. Минкина, Ю. Р. Хайруллина, А. Н. Хузиахметов, А. 3. Хурамшина.2

При всем многообразии имеющихся работ, посвященных нравственному воспитанию молодежи, есть необходимость переосмысления ранее наработанного в связи с происходящими общественными изменениями. Остается актуальным изучение механизмов формирования нравственных ценностей в условиях быстрых социокультурных изменений.

Нам не встретилось исследований, посвященных особенностям формирования нравственных ценностей молодежи над влиянием элементов культурного потенциала города в условиях модернизации общества.

Недостаточно работ, рассматривающих влияние культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи при условии взаимодействия, взаимозависимости всех институтов общества: семьи, школы, науки, СМИ, религии, армии и т. д.

Ананьев Б. Г. О психологических эффектах социализации. Человек и общество. Вып. 9, Л., 1971; Андреева Г. М. Социальная психология. М., МГУ, 1980; Бестужев-Лада И. В. К школе 21 века.* Размышление социолога. М., Педагогика, 1981; Иваненков С. П. Проблемы социализации современной молодежи. Оренбург: Димур, 1999;Кон И, С. Социология личности. М., Политиздат, 1967; Мерлин В. С. Становления индивидуальности и социализация индивида. М., 1970;Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., Мысль, 1971; Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентификации личности. М., РАН, Институт социологии, 1993.

2 Минкина Р. Ф. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации российского общества: Автореф. дисс. .канд. социол. наук. Казань, 2000; Хайруллина Ю. Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. Казань: ИСЭПН АНТ, 1998; Хузиахметов А. Н. Формирование личности школьника: проблемы социализации и индивидуализации. Казань: «Дело», 199;Хурамшина А. 3. Образ жизни как фактор социализации личности. Автореф. дисс. канд. социол. наук. Казань, 1999; Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М., Педагогика, 1990.

Все это в совокупности делает актуальным настоящее исследование, определяет его цели и задачи.

Цель исследования—выявить комплекс основных < социальных факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи на основе реализации культурного потенциала и определить пути оптимизации работы общества в этой области.

Достижение этой цели потребовало решения следующих взаимосвязанных задач: с позиций социологического подхода уточнить понятия «нравственность», «нравственные ценности»; «культурный потенциал»; —показать место культурного потенциала современного города в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи; раскрыть социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей современной городской молодежи; наметить основные направления оптимизации влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей современной молодежи.

Объектом исследования являются нравственные ценности молодежи в условиях современного города.

Предметом—культурный потенциал современного города как фактор формирования нравственных ценностей молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования послужили следующие социально-философские и социологические теории, концепции, подходы: системный метод и комплексный подход как направления методологии научного познания социальных процессов

Г.М. Андреева, С. А. Беличева, Л.С. Выготский, В. В. Иванов, И. С. Кон, А. П. Косарев, М. А. Крашенинников, Н. М. Мухарямов, Э. А. Тайсина, Ю. Р. Хайрудлина, Э.Г Юдин, В.А. Ядов); деятельностный подход к формированию нравственных ценностей (Р.З. Алтынбаев, Е. А. Ануфриев, В. Г. Афанасьев, Л. Г. Буева, А. 3. Гильманов, А. И. Леонтьев, В. С. Швырев и др); —концепция социальной стратификации, позволяющая охарактеризовать те процессы в современном российском обществе, в условиях которых происходит формирование нравственных ценностей молодежи

М. Вебер, Г. И. Заславская, В. И. Ильин, Т.Парсонс, Р.В. Рывкина, П. А. Сорокин и др.); социологическая концепция культурного детерминизма, согласно которой явления духовной культуры играют определяющую роль в развитии общества (М. Вебер, Т. Парсонс, М. Мид); —функциональная теория культуры, доказывающая, что одной из главных задач культуры являются закрепление, развитие и передача потомкам духовных потребностей (Б. К. Малиновский, А. Р. Родклиф-Браун).

Информационную базу исследования составили данные вторичного анализа социологических исследований по Российской Федерации и Республике Татарстан; данные статических отчетов Управления образования, культуры, по делам молодежи администрации города Набережные Челны, а также результаты социологических исследований, проведенных автором диссертационной работы в школах, в Училище Искусств, педагогическом институте, на промышленном предприятии города Набережные Челны в период с 2002 по 2004 годы. Выборочная совокупность отражает социально-демографические характеристики молодой части населения города

Набережные Челны. Из 250 тысяч молодых людей, составляющих генеральную совокупность, 25 тысяч—студенты (10%), 83 тысячи— учащиеся (33%), 60 тысяч—работающие в возрасте до 30 лет (24%), 80 тысяч—неработающие молодые люди (32%)—поэтому в выборочной совокупности 1423 человека 10% (142 человека) составили студенты, 33% (470 человек)—учащиеся школ, 24% (342 человека)— работающие, 32% (456 человека)—неработающие. В роли экспертов выступили 11 преподавателей школ и 69 родителей учащихся— старшеклассников. Предельная ошибка репрезентативности составила 5%.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем: уточнены и конкретизированы понятия «нравственность», «нравственны ценности», «культурный потенциал»; на основе эмпирического материала определены место и роль культурного потенциала в системе факторов формирования и развития нравственных ценностей городской молодежи; обосновано, что степень влияния культурного потенциала на формирование нравственных ценностей молодежи, определяемая характером его связей с отдельным индивидом, степенью проникновения в его внутренний мир; раскрыты социальные механизмы влияния культурного потенциала на формирование и развитие нравственных ценностей современной молодежи в условиях молодого города, звеньями которого являются имитация, идентификация, социализация и инкультурация; оптимизация влияния культурного потенциала общества на формирование нравственных ценностей молодежи в условиях молодого города: регуляция, корректировка влияния социальных институтов в масштабах города; модернизация системы образования и воспитания в образовательных учреждениях; совершенствование деятельности социальных педагогов и работы СМИ; обогащение культурного потенциала семьи; государственная поддержка учреждений культуры; разработка государственной воспитательной программы, расчитанной на дальнюю перспективу.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Для эффективного функционирования социальных институтов как факторов формирования нравственных ценностей молодежи требуется соблюдение таких условий, как четкое определение целей, функций деятельности каждого института; скоординированность действий всех институтов; оптимизация деятельности существующих или появление новых институтов.

Выполнение названных условий возможно при преодолении кризиса во всем обществе, при достижении в нем экономической и общественно-политической стабильности, что позволит обеспечить четкую нормативно-правовую базу выполнения долговременных и целевых молодежных программ, их финансовое обеспечение и координацию в соответствии с общенациональной доктриной. Руководство должно осуществляться на самом высоком—президентском уровне и в масштабах всей страны. В масштабах же города или конкретного социального окружения деятельность по нравственному воспитанию молодежи возможно корректировать, улучшать, без ожидания коренных изменений в социальных качествах народонаселения.

2. В условиях современного города формируется молодое поколение—особая социальная общность, характеризующаяся не только специфическим статусом, но и субъективными характеристиками. Для современной молодежи, с одной стороны, характерны и индивидуализм, рационализация мышления, меркантильность, размытость сформированных нравственных ценностей, детерминированных необходимостью адаптации к быстро меняющимся социально-экономическим условиям. С другой стороны, формируется -слой юношества, имеющий свою ценностную систему, свои цели: стремление к совместной деятельности для большей адаптивности; толерантность к иным вероисповеданиям и видам деятельности; открытость, высокая информированность, широта интересов, приверженность к общечеловеческим ценностям.

3. Основной особенностью процесса нравственного становления современной городской молодежи является потребность индивидов в общественном признании, получении доступа к высшему образованию, частых развлечениях; возможность хорошо зарабатывать.

4. Влияние элементов культурного потенциала города на формирование системы нравственных ценностей неодинаково: первенство принадлежит малым группам (семья, круг друзей). Постоянно возрастающее влияние СМИ как детерминанты инкультурации ставит их по силе воздействия на уровень малых групп. Недостаточно влияние таких компонентов культурного потенциала, как образовательные учреждения, религия, учреждения культуры.

5. В условиях большого города, в силу специфики его устройства, особенно сильное влияние на формирование нравственных ценностей молодежи как внешние факторы оказывают институциональные механизмы в силу того, что в городе есть возможности широкого выбора учреждений образования, досуга и культуры.

6. . В сегодняшнем российском поляризованном обществе, характеризующемся материальным и социальным расслоением, противоречивость ценностных детерминант усложняет процесс воспитания молодежи, затрудняет культурное воспроизводство, под которым понимается передача ценностей и норм культуры от поколения к поколению.

7. Социальные механизмы влияния культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи обусловлены не только городскими возможностями, но и особенностями людей молодого возраста, принадлежащих к различным стратам, с вытекающим отсюда неравенством в доходах, степени власти, образовании. Функционально-динамическим звеном механизма формирования нравственных ценностей выступает, с одной стороны, социальная активность молодежи, ее деятельность и поведение, а с другой—социально-психологические воздействия среды, ее культурный потенциал.

8. Осмыслению сложившейся ситуации в сфере воспитания и формирования нравственных ценностей молодежи способствовало возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности как нового социального института. Социально-педагогическая деятельность должна строиться на принципах природосообразности, культуросообразности и гуманизма.

Научно-практическая значимость работы состоит в приращении знаний в области теории культурного потенциала и формирования нравственных ценностей молодежи современного города.

Предложенная аналитика может быть использована при разработке оперативных и долгосрочных программ нравственного воспитания городской молодежи, в деятельности муниципальных органов.

Результаты исследований могут служить основой для социальной диагностики уровня нравственности молодых людей, их приоритетов и потребностей; в преподавании спецкурсов по социологии молодежи, культурологии, социологии образования и воспитания.

Апробация работы.

Основные положения и выводы диссертационной работы докладывались на ряде научно-практических конференций всероссийского, регионального, городского уровней (г. г. Казань, Набережные Челны, 2003-2004 г. г.), отражены в 5-ти публикациях: Роль нравственного воспитания в физической культуре и спорте. // Теоретические и практические аспекты физического воспитания. Материалы итоговой научно-практической конференции молодых ученых и студентов Камского государственного института физической культуры. Набережные Челны, 2004.—С. 50-52; Роль культурного потенциала учителя в формировании нравственных ценностей молодежи. // Наука и школа. Набережные Челны, 2004., №10.—С 810; Нравственное воспитание молодежи средствами искусства, ценностями художественной культуры // Наука и школа. Набережные Челны, 2004, № 12; Азиуллина Т. Р. О роли культурного потенциала семьи в нравственном становлении молодежи, г. Набережные Челны, ИНПО, 2004.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех разделов, заключения, списка использованной литературы, приложений и насчитывает 216 страниц печатного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Азиуллина, Татьяна Раифовна

Выводы:

Функционирование институтов общества, выступающих в роли элементов культурного потенциала города, характеризуется противоречивостью. Для эффективного влияния на формирование нравственных ценностей молодежи они должны воздействовать согласованно, однонаправлено, системно.

Формирование нравственных ценностей происходит как целенаправленно, через воспитание, так и стихийно, под воздействием среды. Поэтому нужна государственная воспитательная программа, расчитанная на дальнюю перспективу, а в ближайшее . время возможна регуляция, корректировка влияния социальных институтов в масштабах города.

Главные пути оптимизации воздействия элементов культурного потенциала города на формирование нравственных ценностей молодежи лежат через модернизацию системы образования с опорой на личностно-ориентированную педагогику, культурноантропологический подход, перенос акцентов на воспитание; —совершенствование деятельности социальных педагогов; —обогащение культурного потенциала социума через всеобщее эстетическое образование и воспитание; государственную поддержку учреждений культуры, увеличение количества театров, музеев, библиотек, культурных центров; сотрудничество светских социальных институтов с религиозными организациями с целью нравственного воздействия на молодежь по формированию и развитию у нее позитивных нравственных традиций; —качественное улучшение продукции СМИ через изменение ее форм и содержания, совершенствование законодательно-правовой базы; —направление социальной активности молодежи на общественно-и личностнозначимую деятельность; —создание новой системы трудоустройства молодежи.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.