Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат искусствоведения Прокопчук, Александра Владимировна

  • Прокопчук, Александра Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2006, Владивосток
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 203
Прокопчук, Александра Владимировна. Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи: дис. кандидат искусствоведения: 24.00.01 - Теория и история культуры. Владивосток. 2006. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Прокопчук, Александра Владимировна

Введение.

Глава 1. Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка в контексте развития жанра струнного квартета в России от истоков до начала XX века.

1.1. Некоторые особенности становления квартетной культуры в России от истоков до 1860-х годов.

1.2. Квартетное исполнительство 1870-х - 1900-х годов, творчество современников «беляевцев».

1.3. Меценат М.Беляев. Беляевский кружок: общая характеристика, композиторы, квартетное творчество.

Глава 2. Преломление тенденций российской культуры рубежа XIX

XX веков в квартетах «беляевцев».

2.1. Элементы музыкальной символизации в квартетах композиторов Беляевского кружка.

2.2. Усиление медитативного начала лирики в квартетных циклах «беляевцев».

2.3. Многообразие стилевых истоков в квартетах «беляевцев».

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: историческое значение, преломление художественных тенденций эпохи»

Актуальность данной работы определяется общей ориентацией развития современной культуры в России на повышение уровня национального самосознания. В связи с чем вопросы, посвященные проблемам отечественного искусства, приобретают особенную значимость.

Русское квартетное творчество и исполнительство - одна из многих составляющих в системе ценностей отечественной культуры. Камерно-инструментальные жанры в наследии русских композиторов представляют в данном контексте особый интерес как наиболее чутко реагирующие на веяния времени, впитывающие и отображающие основные тенденции эпохи.

Кроме того, струнный квартет - область камерно-инструментальной музыки, способная воплотить самые интимные, тонкие чувствования автора, его переживания. В отечественной композиторской и исполнительской практике данная разновидность инструментального ансамбля имеет давнюю традицию, постоянно привлекая внимание музыкантов. Сохранив до нашего времени востребованность в творческой среде, квартет, по словам Г.Попова, представляет собой «целый оркестр при любви к их (инструментам ансамбля -А.П.) глубокой душевной эмоциональности, к природе звучания их четырех струн, к их краскам, и при умении, конечно, справиться с их невероятными психологическими и техническими богатствами» [Цит. по Ромащук 1998, с.68].

В отечественном музыкознании в области истории квартетного искусства сложилась традиция, когда вслед за квартетными сочинениями ПЛайковского и А.Бородина выделяют, как продолжателей их линии, А.Глазунова, С.Танеева, и как более поздних композиторов, писавших в этой области музыки -Н.Мясковского, С.Прокофьева, Д.Шостаковича.

Между тем, в формировании камерно-инструментальной культуры как комплексного явления в пространстве Петербурга конца XIX - начала XX века важную роль сыграли композиторы «второго эшелона»1, к которым относят и некоторых участников Беляевского кружка (Петербург), таких как А.Винклер, И.Витоль (Я.Витол), В.Малишевский, Ф.Блуменфельд, Н.Соколов, В.Золотарев, НЛерепнин, А.Копылов (Данный факт практически не отражается в учебных пособиях по истории русской музыки, посвященных исследованию данного периода времени).

Недостаточная изученность их квартетного творчества нарушает целостность картины многообразия проявлений русской культуры рубежа XIX - XX веков . В настоящее время оказались полузабытыми имена большинства этих музыкантов, по силе композиторского дарования, пусть и уступавших «ярким звездам» той эпохи, но сыгравших значительную роль в развитии музыкальной культуры России, Польши (В.Малишевский), Латвии (И.Витоль), Украины (В.Золотарев), в качестве педагогов, исполнителей, общественных деятелей.

В подтверждение актуальности изучения «забытых» квартетов приведем следующее высказывание В.Одоевского: «.для совершенного познания внутреннего языка искусств необходимо изучить все без исключения произведения художников, а отнюдь не одних знаменитых, потому что.всякий художник прибавляет к нему (языку искусств - А.П.) свою черту, свой звук, свое слово.» [Цит. по Махлина 20036, с.116-117].

Е.Сраго справедливо отмечает, что при исследовании истории русской музыки установилась тенденция, при которой «композиторы. меньшего масштаба, чье творчество, однако, сыграло важную роль в развитии русской камерно-ансамблевой культуры, оставались в тени - художественные явления, сопутствующие более крупным, нередко проходят незамеченными» [Сраго 1994, с. 9-10].

1 Об этом, применительно к периоду, предшествующему творчеству «беляевцев» (1860-е - 1880-е годы), пишет в своем исследовании и Е. Сраго. См. Сраго 1994.

2 Квартеты «беляевца» А.Глазунова в данной работе подробно не рассматриваются, поскольку его ансамбли широко известны.

По мнению автора данной работы, любое произведение искусства -«истинно творческий текст» - заслуживает внимания, прежде всего, как «откровение личности» (М.Бахтин)1, учитывая, что в России художественное творчество всегда являлось одним из главнейших носителей духовных интенций общества.

Выбор предмета исследования обусловлен и социо-культурным фактором. Петербург и Москва рубежа XIX - XX веков оставались средоточием лучших творческих сил страны, играли ведущую роль в ее музыкальной жизни. Именно здесь были заложены основы российского музыкального образования и исполнительства (основание Российских музыкальных обществ, открытие консерваторий). Из двух столиц, Петербург, привлекая ведущих музыкантов с момента своего основания, стал, в определенном роде, «колыбелью» русской квартетной культуры. В рецензиях музыкальных критиков от середины XIX века неизменно отмечался высокий интерес профессионалов и любителей, музыкантов и слушательской аудитории к данному виду музыкального искусства.

Беляевский кружок, в который входили композиторы, чьи квартетные сочинения мы рассматриваем, являлся объединением творческих единомышленников. В этой связи необходимо отметить, что деятельность подобных объединений сыграла важную роль в развитии русской художественной культуры рубежа XIX - XX веков . В.Крейд отмечает: «значительная часть творческой энергии серебряного века ушла именно в .кружковую художественно-общественную жизнь. Связи между поэтами, писателями, художниками, артистами, философами оказались столь многосторонними и насыщенными, что о них, взятых вместе, можно говорить как о едином историко-культурном контексте» [ Крейд 1993, с. 14].

В 1880-е годы (в одно время с Беляевским) начинает функционировать Абрамцевский кружок, организованный меценатом С.Мамонтовым.

1 См. Бахтин 1979.

2 Среди них творческие группы «Вечера современной музыки», «Мир искусства», творческий кружок, сформировавшийся вокруг журнала «Музыка», «Голубая роза» и другие.

Д.Сарабьянов, описывая деятельность Абрамцевского (а также Талашкинского) кружка, где зародились ведущие тенденции художественного искусства Серебряного века, говорит о том, что «главный смысл их существования заключался в создании дружеской атмосферы для работы художников и общения деятелей культуры» [Сарабьянов 2001, с.66].

В общекультурном плане до сих пор не оценена должным образом беспрецедентная деятельность русского мецената М.П.Беляева. По словам Г.Некрасовой, отечественное музыкознание в настоящее время «не располагает не только исследованием, но и публикацией связанных с именем Беляева документальных материалов» [Некрасова 2006].

Стешешь разработанности проблемы

Из немногих работ, посвященных истории развития камерно-ансамблевой культуры в России (труды Б.Асафьева, Л.Раабена, Т. Воскресенской, Е.Сраго)1, анализу жанра струнного квартета как музыкального и культурно-исторического феномена (И. Ямпольский, Л.Синявская) , специальных исследований, содержащих развернутое рассмотрение квартетных произведений «беляевцев», не существует. В работах Б.Асафьева, Л.Раабена, Е.Сраго упоминание о данных сочинениях носит скорее обзорный характер. В исследовании О.Шевченко «Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века» квартеты интересующих нас композиторов не анализируются.

Упоминание о создании Ф.Блуменфельдом струнного квартета в работе Н.Растопчиной носит обзорный характер4. Краткие сведения о квартетных

1 Асафьев Б. Камерно-инструментальная музыка/Русская музыка XIX и начало XX века. - Л., 1979; Раабен Л. Инструментальный ансамбль в русской музыке. - М., 1961; Воскресенская Т. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано (проблемы, истоки, стадия формирования): Автореф. дис. канд. искусств-я. - Спб., 1992; Сраго Е. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга 60-х - 80-х годов XIX века. Опыт комплексной характеристики: Дисс.канд. искусств-я. - Спб., 1994.

2 Ямпольский И. Русская квартетная музыка до шестидесятых годов XIX века/Русское скрипичное искусство. -М.-Л., 1951; Синявская Л. Струнный квартет в русской музыке: 1790-1860 гг. - Екатеринбург, 2004.

3 Шевченко О. Камерно-инструментальная музыка в художественном пространстве Серебряного века: Автореф. дис. канд. искусств-я. - Астрахань, 2003.

4 Растопчина Н. Ф.М.Блуменфельд. - Л., 1975. сочинениях В.Золотарева дает в своем исследовании С.Нисневич1. В настоящее время переосмысливается творчество «беляевца» Н.Черепнина . Однако в работах, посвященных анализу музыкального наследия данного композитора, струнный квартет только указывается среди ранних произведений. Специальных исследований о жизни и творчестве Н.Соколова, А.Винклера,

A.Копылова, В.Малишевского в отечественном искусствознании не существует.

Единственной работой, рассматривающей меценатскую деятельность М.Беляева, характер функционирования Беляевского кружка, но не содержащей анализ композиторского творчества, является книга В.Трайнина . Отдельные сведения, касающиеся заявленной проблемы, содержатся в «Музыкально-критических статьях» А.Оссовского, некоторых томах десятитомника «История русской музыки», воспоминаниях Н.Римского-Корсакова, Н.Черепнина,

B.Золотарева, Р.Глиэра, Л.Сабанеева, дневниках С.Танеева, письмах Ц.Кюи, В.Скрябиной4.

В монографических трудах и статьях А.Алыпванга, Л.Баренбойма, Г.Головинского, Л.Соловцовой, Б.Доброхотова, Л.Корабельниковой, М.Ганиной, Е. Edwin, исследованиях А.Тихоновой, И.Цахер рассматривается квартетное творчество композиторов П.Чайковского, А.Рубинштейна, А.Бородина, А.Алябьева, С.Танеева, А.Глазунова.5

1 Нисневич С. В.А.Золоторев. - М., 1964.

2 См. Томпакова О. Н.Н.Черепнин. - М., 1991; Келдыш Ю. Н.Н.Черепнин/ История русской музыки. - Т. 10-а. -М., 1997. - С. 235-244. Некоторые сведения о характере творчества Н.Черепнина приводятся в работе Айзенштадт С. Фортепианные концерты А.Н.Черепнина. Черты стиля: Автореф. дис.канд. искусств-я. - Спб., 1994.

3 Трайнин В. МЛ.Беляев и его кружок. - Л., 1975.

4 Оссовский А. Музыкально-критические статьи. - Л., 1971; Римский-Корсаков Н. Летопись моей музыкальной жизни. - М., 1980; Черепнин Н. Воспоминания музыканта. - Л., 1976; Золотарев В. Воспоминания. - М., 1957; Глиэр Р. Статьи и воспоминания. - М., 1975; Сабанеев Л. Воспоминания о России. - М., 2005; Танеев С. Дневники. - Т. 1-3. - М., 1981 - 1985; Кюи Ц. Избранные письма. - Л., 1955; раздел «Скрябину посвящается». -Музыкальная академия. - 2005. - №4.

5 Альшванг А.Опыт анализа творчества П.И.Чайковского (1864-1874 гг.) - М.-Л., 1951; Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн. - Т.1-2 - Л., 1957-1962; Головинский Г. Камерные ансамбли Бородина - М., 1972; Соловцова Л. Камерно-инструментальная музыка Бородина - М., 1960; Доброхотов Б. А.Алябьев. Камерно-инструментальное творчество - М.-Л., 1948; Корабельникова Л. Инструментальное творчество С.И.Танеева -М., 1981; Edwin Е. «Tchaikovsky» - N.Y., 1963; Ганина М. А.Глазунов. - М., 1961; Тихонова А. Романтические тенденции в струнных квартетах С.И.Танеева: Дисс. канд. искусств-я. - М., 1995; Цахер И. Типология музыкального мышления С.И.Танеева (на примере камерных инструментальных ансамблей): Автореф. дисс.канд. искусств-я - М., 1995.

Отдельные сведения об истории русского квартетного искусства содержатся в исследованиях, посвященных вопросам теории квартетного исполнительства Р.Давидяна «Квартетное искусство» - М., 1984, Л.Раабена «Вопросы квартетного исполнительства» - М., 1960, в работах Л.Гинзбурга, В.Григорьева «История скрипичного искусства» - М., 1990, Л.Гинзбурга «История виолончельного искусства» - М., 1965. Местоположение струнного квартета в контексте мировой традиции рассматривается в исследовании Г.Фельдгуна «История западноевропейского смычкового квартета (от истоков до начала XIX века)» - Новосибирск, 2000. Однако, ни в одном из исследований не содержится подробного анализа квартетного творчества «беляевцев».

Г.Копытова в монографии «Яша Хейфец в России. Из истории музыкальной культуры Серебряного века» - Спб., 2004, описывая творческую атмосферу Петербурга и Петербургской консерватории, не включает в работу каких-либо сведений о рассматриваемых нами композиторах.

Объектом исследования является жанр струнно-смычкового квартета.

Предмет исследования - малоизвестное квартетное творчество композиторов Беляевского кружка: А.Винклера, И.Витоля, В.Малишевского, Ф.Блуменфельда, Н.Соколова, В.Золотарева, Н.Черепнина, А.Копылова 1884 -1917-х годов.

Щель исследования состоит в выявлении значения квартетного творчества композиторов Беляевского кружка в истории развития квартетной культуры в России рубежа XIX - XX веков.

В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи: проследить особенности становления русской квартетной культуры; © определить степень проявления в квартетах «беляевцев» типологических особенностей раннего русского квартета;

• выявить характер преломления художественных тенденций российской культуры рубежа XIX - XX веков в квартетном творчестве композиторов Беляевского кружка.

Материалом исследования послужили:

• партитуры камерно-инструментальных ансамблей русских и зарубежных композиторов конца XVIII - начала XX века1;

• музыковедческие и публицистические работы, посвященные вопросам истории, теории музыки, анализу камерно-ансамблевой литературы и квартетного исполнительства;

• практический опыт камерно-ансамблевого исполнительства.

Методологические и теоретические основания работы Основные методы, применяемые в исследовании - историко-культурологический, историко-сравнительный.

Типологические особенности русского квартета рассматриваются в связи с их разработкой в исследовании Л.Синявской.

В работе использован ряд музыковедческих методов анализа (интонационно-семантический, целостный, жанрово-стилевой), сформированных в трудах Б.Асафьева, Л.Мазеля, В.Цуккермана, В.Холоповой, М.Арановского, В.Варунца, М.Михайлова, И.Земцовского, Г.Григорьевой, Л.Казанцевой.

Междисциплинарный характер исследования потребовал привлечения работ из области анализа состояния отечественной культуры и различных видов искусств И.Бэлзы, В.Конен, Л.Кириллиной, Т.Левой, И.Азизян, Д.Сарабьянова, Е.Кириченко, А.Бенуа, И.Кондакова, С.Гиндина.

1 В том числе копии редких нотных изданий конца XIX - начала XX века (издательств Лейпциг - Беляев, Юргенсон, Лейпциг - Брейткопф, Берлин - Зимрок), не переиздававшиеся с момента их первых публикаций. Диссертант работал с копиями изданий, хранящихся в библиотеках Уральской и Санкт-Петербургской консерваторий, в нотном отделе Российской государственной библиотеки.

В теоретических основаниях работы автор исходил из положения, разработанного культурологами и лингвистами о том, что «каждое произведение искусства существует в культуре как текст»1, обладающий многомерными связями с другими явлениями культуры, прежде всего, с другими текстами (Ю.Лотман, Р.Барт, Ю.Кристева, М.Бахтин).

В данном исследовании анализ интертекстуальных взаимодействий произведений искусства ориентирован на определение интертекстуальности М.Арановского как коммуникации между объектами искусства, тексты которых «воздействуют друг на друга.той информацией, которую несут, и теми способами, с помощью которых ее кодируют»2.

В процессе выявления характера преломления художественных тенденций эпохи в квартетах «беляевцев» мы опираемся на положение С.Махлиной о транскультурных тенденциях, обозначившее, что «все виды искусства в одном месте и в одно время имеют общие черты»3. Проникновение подобных тенденций в тексты произведений различных видов искусства мы рассматриваем в контексте «цитирования» или «заимствования». В Энциклопедии постмодернизма в связи с понятием «интертекстуальность» выделим следующее положение: «Под цитатой понимается заимствование не только (и не столько) непосредственно текстового фрагмента, но главным образом функционально-стилистического кода, репрезентирующего стоящий за ним образ мышления либо традицию» [Можейко 2006].

Художественные знаки в произведениях «беляевцев» определяются нами в соответствии с систематикой, предложенной В.Холоповой4, выделяющей в

Г /" >-1 музыке эмоциональные (голосовые, моторные) , предметные и понятийные

1 Махлина 20036, с. 212.

2 Арановский 1998, с. 65.

3 Махлина 20036, с. 224.

4 Данная систематика художественных знаков нами была выбрана как проекция на музыку теории знаков Ч.Пирса, близкой, в том числе, и немузыкальным видам искусства.

5 Аналог иконических - моделируют психологические процессы, выражают различные эмоциональные состояния.

6 Индексы - существуют в музыке в качестве косвенных отражений по какому либо сопутствующему признаку.

7 Символы - элементы музыки с априорными значениями, закрепленными в исторической музыкальной практике. типы знаков, которые при «внятной теоретической дифференциации, музыкальном контексте постоянно друг друга дополняют»1. в

На защиту выносятся следующие положениям Камерно-инструментальное творчество «беляевцев» является срединным пластом русской квартетной культуры, в котором были продолжены национальные традиции в области струнного квартета, и подготовлена почва для расцвета жанра в творчестве композиторов XX века; Особенности музыкального языка струнных квартетов «беляевцев» отражают ведущие тенденции развития культуры в России рубежа XIX -XX веков, как на информативном уровне, так и на уровне способов развертывания текста: наличие элементов музыкальной символизации, семантическая наполненность которых перекликается с актуальными идеями времени; усиление медитативного начала лирических высказываний; многообразие стилевых составляющих музыкального языка. о В процессе становления струнного квартета в России значительна роль личностного фактора, проявляющаяся в системе любительского музицирования, в частности, в деятельности образованного дилетанта -мецената М.Беляева.

Научная новизна исследования состоит в следующем? о Впервые объектом подробного анализа становятся малоизвестные квартетные произведения композиторов Беляевского кружка: А.Винклера, И.Витоля, В.Малишевского, Ф.Блуменфельда, Н.Соколова, В.Золотарева, Н.Черепнина, А.Копылова. В работе рассматриваются малоизученные инструментальные ансамбли Ц.Кюи, А.Аренского, М.Ипполитовао

Иванова. Это позволяет существенно дополнить картину русской

1 Холопова 1994, с. 53.

2 Из квартетов указанных авторов переиздавались только сочинения А.Аренского. камерно-инструментальной культуры рубежа XIX - XX веков (в поле исследования попадают более 20 малоизученных произведений), о Определено историческое значение «беляевцев» в области камерно-инструментального творчества, заключающееся, главным образом, в активном и систематическом освоении национальных и европейских традиций музыкального искусства. ® Уточнена историческая роль меценатской деятельности М.Беляева (проведение квартетных конкурсов, публикация сочинений) в истории развития русского квартета как стимулирующая квартетное композиторское творчество, являющаяся, таким образом, одним из факторов, способствующих интенсивности развития жанра на рубеже XIX - XX веков.

Временные рамки исследования охватывают период с 1884 по 1917 года. Нижняя граница обусловлена временем написания самого раннего из рассматриваемых квартетов - квартета №1 Соколова1. 1917 год -общероссийский социокультурный рубеж, когда изменения во всех областях жизнедеятельности человека в России затронули и культурную память эпохи . Нами введены и географические рамки, ввиду которых в поле исследования попадают те квартетные произведения, которые были созданы в период проживания «беляевцев» в Петербурге.

Перед тем, как перейти к изложению основного содержания работы, представляется необходимым пояснить использование некоторых определений и терминов.

К представителям Петербургской композиторской школы мы относим композиторов, «связанных с «Могучей кучкой» и Беляевским кружком» [Келдыш 1978, ст.267], выпускников и учеников Петербургской консерватории, прежде всего класса Н.Римского-Корсакова.

1 Квартет №1 Глазунова был написан в 1882 году.

2 После Октябрьской революции к квартетному жанру из бывших «беляевцев» обращались Глазунов и Золотарев.

В обращении композиторов конца XIX - начала XX века к стилям прошлого, мы, вслед за В.Варунцем и Т.Левой выделяем два этапа: классицизирующая тенденция (до окончания первой мировой войны) и неоклассицизм как художественное течение (годы межвоенных десятилетий). Различие методов работы с классическим наследием определено как «стилизация» - намеренность подражания старинным образцам, подчинение авторского стиля, полное сближение с моделью, и «неоклассическая» трактовка - намеренность претворения отдельных особенностей классического наследия, с меньшей узнаваемостью эпохи, откуда заимствован прием1.

1 См. Варунц 1988, Левая 1991.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Прокопчук, Александра Владимировна, 2006 год

1. Николай Яковлевич Мясковский. М.: Музыка, 1985.-192 с. Давидян 1984: Давидян Р. Квартетное искусство. М.: Музыка, 1984. 270 с. Даргомыжский 1952: Даргомыжский А.С. Избранные письма/Ред. М.С. Пекелис. М Музгиз, 1952. 76 с. Доброхотов 1948: Доброхотов Б.В. А.А. Алябьев. Камерно инструментальное творчество. М.- Л., 1

2. Доброхотов 1966: Доброхотов Б. А. Алябьев. М.: Музыка, 1966. 319 с.

3. Ямпольский 1985: Ямпольский И. Избранные исследования и статьи. М Советский композитор, 1985. 280 с. Янкус 2004: Янкус А. Полифоническое письмо в струнных квартетах И.Гайдна: Автореферат дисс.канд. искусств-я. Спб., 2004.-27 с. Abraham 1968: Abraham G. Slavonic and Romantic music. London, 1968.-400 p. Edwin 1963: Edwin E. Tchaikovsky. N.Y., 1963

4. Allegro. м. J.108 А.Копылов квартет №1IV ч. ГП Пример 109 А.Копылов квартет №2 I ч. ГП

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.