Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Пэн Чэн

  • Пэн Чэн
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 301
Пэн Чэн. Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Нижний Новгород. 2011. 301 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Пэн Чэн

Введение.

I глава. Система юнь-гун-дяо.

1.1. Пентатоника и гун-группа.

§ Пентатоника.

§ Гун-группа.

§ Устойчивость и тяготение.

§ Ступени.

1.2. Гептатоника и юнь.

§ Дополнительные тоны.

§ Гептатоника.

§ Юнь.

§ Ладотональные отношения внутри юня

§ Юнь-гун-дяо и система ключевых знаков.

1.3. Неполные лады и отношения вне юня

§ Гексатоника.

§ Малообъёмные лады.

§ Хроматические звуки.

§ Отношения ладов разных юней.

§ Восьми-девятиступенные лады.

1.4. Определение ладотональности в системе юнь-гун-дяо.

§ Определение пентатоники.

§ Определение гептатоники и гексатоники.

§ Определение одноимённых ладов одного юня.

§ Выходы за пределы одного юня.

§ Переменность тоники.

§ Определение малообъёмных ладов.

1.5. Европейские аналоги.

1.6. Концепция инь-ян и ладовые системы.

§ Концепция инь-ян.

§ Концепция инь-ян и европейские ладовые проявления.

§ Концепция инь-ян и система юнь-гун-дяо.

II глава. История становления системы юнь-гун-дяо.

2.1. Из истории системы.

§ Время «До династии Цинь». Ранняя ладовая система.

§ Периоды «Цинь-Хань» и Цзинь. Ранние «системы-троицы».

§ Время «Суй-Тан». Усложнение ладового звукоряда. Транспозиция и модуляция.

§ Время «Сун-Юань». Образование системы юнь-гун-дяо.

2.2. Историко-философский контекст формирования системы юнь-гун-дяо.

§ Конфуций и учение Конфуция.

§ Философия музыки Конфуция и её влияние на китайскую музыкальную культуру.

§ Влияние конфуцианского учения на становление системы юнь-гун-дяо.

III глава. Ладовая традиция и её претворение в творчестве китайских композиторов XX века.

3.1. Наиболее важные тенденции в творчестве китайских композиторов.

3.2. Традиционное и новаторское

§ Традиционная система.

§ Многоголосие.

§ Трёхъюневый лад.

§ Индивидуально-новаторские лады.

3.3. Влияние европейских ладотональных структур на систему юнь-гун-дяо.

§ Влияние мажоро-минорной системы.

§ Политональность.

§ Новомодальность.

§ Додекафония.

§ Другие пути.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Ладовая система китайской музыки и её претворение в творчестве композиторов XX века»

Актуальность исследования. Китайская ладовая система представляет собой явление значительное и самобытное. Однако, явление это малоизучено в российской литературе. И не вызывает сомнения, что его всестороннее изучение является актуальной задачей сегодняшнего дня.

Исследование ладовой системы в любой музыкальной культуре представляется необходимым условием изучения данной культуры. В музыкальной традиции Китая система юнь-гун-дяо является основной ладовой системой, возникшей на философском фоне старинной Хуася-цивилизации 1 . На протяжении многих столетий она использовалась в китайской традиционной музыке, особенно в музыке основной национальности Китая Хань 0ЯШ), и оказала сильное влияние на музыку других национальностей, проживавших на территории Китая и Азии. Важным представляется и то, что в наше время данная система не потеряла своей актуальности как для китайской народной музыки, так и для творчества професиональных композиторов.

В XX веке китайская музыкальная культура испытала сильное влияние западной музыки. В результате этого мышление китайских композиторов усложнилось, впитав в себя не только национальные традиции, но и открытия западной музыкальной теории и композиторской техники. Перед такими музыкальными произведениями традиционные методы ладового анализа оказываются бессильны. Поэтому современная наука должна выработать новые методы ладогармонического анализа, которые были бы применимы в изучении не только традиционных, но и новых ладовых явлений.

1 Хуася - древнее название Китая.

Следует подчеркнуть, что в XX веке, благодоря влиянию европейской теории музыки, в китайской музыковедческой науке были разработаны теоретические методы анализа ладовой системы.

Впервые они были сформулированы в 1934 г. китайским ученым Ван Гуанци в его книге «История музыки Китая», где даётся описание семиступенной ладовой теории «Янь дяо ( зй£ 'Ш! )». Эта теория упоминалась в древней китайской книге «Янь юэ» периода правления династии Сун (960 - 1279 гг.) и книге «История Сун». В 1952 г. Ян Иньлю в «Тезисах истории музыки Китая» выдвинул теорию о трёх типах традиционных гептатоник: древняя гамма ("¿т Р^), новая гамма (^ГтзР^) и светская гамма — третья из них совпадает с «Янь дяо» Ван Гуанци.

В 1959 г. композитор Ли Инхай изменил названия трёх типов звукорядов: я-юэ (ШЯ^), цин-юэ (ШлК) и янь-юэ Теоретик Ли

Чунгуан использовал эти термины в своём учебнике «Основы музыкальной теории», предназначенном для музыкального училища при Центральной консерватории в Пекине (издание 1962 г.). В учебнике Ли Чунгуан перечислены звукоряды 15 гептатоник из трёх групп, названных «системой одного гуна». С этого момента до создания теории «три гуна одного юня» остался лишь один «шаг».

Таким образом, для анализа традиционной и современной музыки в Китае использовалась теория, согласно которой китайская ладовая система рассматривалась как совокупность пяти пентатонических или гептатонических ладов с одинаковым тоновым составом их звукорядов, называемая «системой одного гуна» (в нашей работе для её обозначения вводится понятие «гун-группы»). Система одного гуна имеет три уровня: низший - уровень звуков (7 звуков), средний - уровень «дяо» (5 ладов), высший - уровень «гун» (1 гун). В определенной степени такая теория способствовала начальной систематизации представлений о традиционных ладах китайской музыки, однако для решения проблем, связанных с анализом китайских традиционных мелодий и современной музыки, она не вполне подходит.

В 1986 г. Хуан Сянпэн усовершенствовал теорию ладовой системы, предложив ввести в неё четвёртый уровень — уровень высшего объединения 3 гун-групп в один юнь. В его работах китайская ладовая система получила название «три гуна одного юня».

Предложение это было встречено неоднозначно и вызвало полемику в научной литературе. Некоторые китайские учёные поддержали новую теорию. Например, Тун Чжунлян в статье «Основы теории с 15 дяо до 180 дяо - записка изучения «Трёх гунов одного юня» Хуан Сянпэна», Чжао Сунгуан в статье «Логика структуры систематической концепции «180 дяо» и др. Однако многие учёные высказывали сомнения в существовании явления юня, в том числе Пу Хэнцзянь в «Вопросах учения о трёх традиционных гептатониках» (1990 г.) и Сюй Жункунь в статьях: «К прояснению проблемы: «три гуна одного юня»», ««Три гуна одного юня» - ложность и иллюзия».

Дискуссия была многосторонней, но центром полемики были вопросы: «существует ли юнь?» и «что такое юнь?».

Как историк, Хуан Сянпэн уже в самом начале выдвижения понятия юня отметил, что оно уже существовало в древней теории музыки. Это заявление открыло исторический ракурс развернувшейся дискуссии. Однако единого решения вопроса историки так и не достигли, поскольку теория музыки в древних китайских книгах часто излагалась несистематично, отрывочно, иногда с использованием излишне многозначных выражений.

Тем не менее, в XXI веке данная полемика продолжилась в

2 180 дяо - 15 разных дяо (ладов) на 12 ступенях (15x12=180). теоретическом ракурсе. Например, Ду Ясюн считает, что юнь существует, но он, как и гун, - разные названия одного явления. Поэтому использование термина юнь является избыточным. Некоторые учёные в процессе полемики меняли свои взгляды. Так, через 13 лет после своей первой статьи, отрицавшей юнь, Пу Хэнцзянь опубликовал новую работу «Ход моего размышления о вопросе «три гуна одного юня», в "которой признал его существование, но одновременно исключил явление гуна.

Для подтверждения своей теории Хуан Сянпэн собрал 180 народных песен и образцов других традиционных музыкальных жанров Китая с разными ладотональными структурами. После смерти автора этот сборник был издан в 2003 г. в Пекине, вызвав критику многих учёных. В частности, некоторые отмечали, что приведенные примеры не вполне могут быть использованы для доказательства существования юня как высшего уровня ладовой системы музыки хань-нации.

Несмотря на многочисленные споры вокруг открытия Хуан Сянпэна, один из его сторонников, Дин Чэнюнь, отметил, что выдвижение теории I трёх гунов одного юня» «повысило значение явления гун-дяо, которое предшественники выявили, но оставили без внимания. Это открывало новые перспективы и стало одним из самых видных достижений в области исследования китайской традиционной музыкальной теории в XX веке» (85,15).

Однако, даже среди сторонников идеи «юнь» не было исследователей, кто попытался бы осуществить полный и всесторонний теоретический анализ новой системы. Вместе с тем, создание целостной системы "юнь-гун-дяо и разработка на её основе методов ладового и гармонического анализа представляют собой незаменимый инструмент для изучения не только традиционной китайской музыки, но и творчества китайских композиторов XX века.

Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью теоретического обоснования системы юнь-гун-дяо как ладовой основы китайской музыки и изучения путей её преломления в творчестве национальных композиторов XX века.

Объектом исследования являются традиционная китайская музыка и современное творчество китайских композиторов XX века.

Предмет исследования - ладовая система юнь-гун-дяо и её претворение в музыке китайских композиторов XX века.

Материалом исследования послужили китайские традиционные мелодии, в том числе, не только древние, но и современные народные, звучащие в традиционном стиле (изданы во второй половине XX века и начале нашего века), а также вокальные, инструментальные, камерные, музыкально-театральные и симфонические произведения китайских композиторов XX века.

Цель исследования - теоретическое обоснование ладовой системы юнь-гун-дяо и разработка на её основе методов ладогармонического анализа китайской традиционной и современной музыки.

Задачи исследования:

- изучить и систематизировать существующие в литературе теоретические представления о ладовой системе китайской музыки;

- сравнить систему юнь-гун-дяо с европейскими традиционными ладовыми системами;

- изучить исторический и философский контекст формирования системы юнь-гун-дяо;

- рассмотреть китайскую и европейскую ладовые системы в аспекте философской концепции «инь-ян»;

- исследовать влияние конфуцианства на развитие китайской ладовой системы;

- разработать методы ладогармонического анализа традиционной и современной китайской музыки; изучить возможности взаимодействия ладовой системы юнь-гун-дяо с новейшими западными техниками композиции.

Теоретической и методологической основой исследования стал ряд трудов китайских и российских учёных. Среди них: 4 сборника статей Хуан Сянпэна («Традиция как река», «Поиск источника и школы», «Музыка и музыковедение китайцев», «Вопросы музыки»), «Тезисы истории музыки Китая» Ян Иньлю, «Обзор традиционной музыки Китая» Ван Яохуа, Ду Ясюн, «Китайская современная музыка: диалог Отечества с Западом» Ли Шиюаня, «Эволюция композиторской техники в Китае» Ван Чжэнья. Ладогармоническим проблемам посвящены: «Музыкальный строй» Мю Тяньжуя, «Основа музыкальной теории» Ли Чунгуана, «Лады и гармония хань-нации» Ли Инхая, «Теория и способы гармонизации в китайских пентатонных ладах» Фань Зуинь, «Учебник современной теории музыки» и «Вся теория музыки» Тун Чжунляна, «Типы ладотональности в китайской современной гармонической технике и их историческая тенденция» Люй Сяоцзяна и другие книги, также это докторские диссертации и статьи, посвящённые китайским музыкально-историческим и ладогармоническим проблемам. Если говорить о русскоязычных работах, то это, в первую очередь: «Всеобщая история музыки» Р. Грубера, «История зарубежной музыки. XX век» под ред. Н. Гавриловой, «Теория современной композиции» под ред. А. Соколова. Среди работ, посвященных гармонии, это: «Гармония. Теоретический курс» и «Китайский авангард: от Сан Туна до Тан Дуна» Ю. Холопова, «Лекции по гармонии» Л. Бершадскойг «Из"истории учений о ладе и гармонии» Ю. Бычкова, «Искусственные лады» М. Ройтерштейна, «Исторические формы модальности» Т. Барановой, «Ангемитоника в модальных и тональных системах: на примере музыки тюркских и финно-угорских народов Поволжья и Приуралья» Л. Бражник и другие труды, посвящённые различным ладогармоническим проблемам, в том числе вопросам композиции XX века.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- дано полное теоретическое обоснование концепции юнь-гун-дяо как единой китайской ладовой системы, использующейся в традиционной и современной музыке;

- разработана методика ладогармонического анализа китайской музыки на основе теории юнь-гун-дяо;

- проведен сравнительный анализ европейской и китайской ладовых систем под углом зрения древнекитайской философской концепции «инь-ян»;

- изучен процесс эволюции китайской ладовой системы на основе анализа памятников древней письменности и нотных примеров;

- раскрыто влияние конфуцианства на становление и развитие ладовой системы китайской традиционной музыки;

- раскрыты пути взаимодействия ладовой системы юнь-гун-дяо с европейскими музыкальными системами и техниками композиции на • г примере творчества китайских композиторов XX века. <

Практическая ценность работы состоит в том, что она даёт возможность использовать её выводы при анализе музыкальных произведений, в теоретических и исторических исследованиях китайской музыкальной культуры, материал ее также может войти в учебные предметы вузовской подготовки музыкантов различных специальностей.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждалась на кафедре теории музыки Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки, на кафедре теории композиции Музыкального института Линьиского университета (в Китае). Материал диссертации вошел в лекционный курс «Гармонический анализ», прочитанный автором в Линьиском университете. Основные положения работы опубликованы в ряде научных изданий (см. список в конце автореферата).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.