Лезгинская поэма 30-40-х годов XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бутаева, Анжела Мирзегасановна

  • Бутаева, Анжела Мирзегасановна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 192
Бутаева, Анжела Мирзегасановна. Лезгинская поэма 30-40-х годов XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Махачкала. 2003. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бутаева, Анжела Мирзегасановна

введение.

глава i. поэмы алибека фатахова

§ 1. ЭПИЧЕСКАЯ ПЕСНЬ О РАБОЧЕМ: «УДАРНИК ГАСАН».

§ 2. В ТРАДИЦИЯХ МАЯКОВСКОГО: «ВОЙНА», «У НАС И У НИХ».

§ 3. В ЦЕНТРЕ ПОВЕСТВОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ: «МТС»,

УДАРНИКИ ДОРОГ».

§ 4. ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ: «РАЗВЕДЧИКИ ГОР».

глава и. поэмы сулеймана стальского

§ 1. ПОЭТИЧЕСКАЯ ХРОНИКА: «ДАГЕСТАН».

§ 2. ЖАНР БИОГРАФИИ: «ПОЭМА О СЕРГО ОРДЖОНИКИДЗЕ».

§ 3. ЛИРИЧЕСКИЙ ЭПОС: «ДУМЫ О РОДИНЕ».

глава iii. поэмы тагира хурюгского

§ 1. ПОПЫТКА СОЗДАНИЯ ЭПИЧЕСКОЙ ПОЭМЫ: «СЕЛО ГЮГЕЗ».

§ 2. ОБЛИЧЕНИЕ ЛИЦЕМЕРИЯ: «МУЛЛА ИСА».

§ 3. С ОПОРОЙ НА ФОЛЬКЛОР И ТРАДИЦИЮ: «СКАЗКА О ВОЛКЕ И ША

V \ ГТТ

КАЛЕ».

§ 4. ЛИРО-ЭПОС И САТИРА ВОЕННЫХ ЛЕТ: «ВОЗДУШНЫЙ БОГАТЫРЬ»,

МАХОРКА АЛХАС А».

§ 5. ЛИРИЧЕСКИЕ ПОЭМЫ 40-Х ГОДОВ: «ЧЕТЫРЕ ГОДА», «СЧАСТЛИВЫЕ

ГОДЫ».

§ 6. СОЧЕТАНИЕ ЭПОСА И ЛИРИКИ В ПОЭМАХ О РАБОЧЕМ И КОЛХОЗНИКЕ: «ЧЁРНОЕ ЗОЛОТО», «ГЕРОЙ ТРУДА».:.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лезгинская поэма 30-40-х годов XX века»

Актуальность темы. 30-40-е годы XX века в жизни советского общества были временем серьезных политических, социальных и экономических сдвигов, больших достижений и трагических противоречий, небывалого в истории трудового энтузиазма народа и нарушения принципов демократизма, которое, прежде всего, сказалось в необоснованно масштабных репрессиях. А Великая Отечественная война явилась величайшим испытанием материальных и духовных сил советского народа, разгромившего фашизм.

В эти годы советские поэты и писатели, в том числе и дагестанские, совершили свой гражданский подвиг, мобилизуя, поднимая народ на борьбу. Их музы не только не молчали, но говорили с такой силой, что их слышал весь мир.

При этом следует отметить, что литература 30-х и второй половины 40-х годов XX века, за исключением ряда запрещенных произведений, не воплощала трагические моменты современной действительности или давала о них аллегорическое представление.

В этом плане и лезгинская поэзия, как составная часть многонациональной дагестанской литературы, не является исключением. Художники слова 30-40-х годов основное внимание уделяли положительным явлениям, трудовым и военным победам народа. А если и говорили о противоречиях, то давали их поверхностно или сглаживали так, что они лишались своей сути. Такие произведения и породили так называемую «теорию бесконфликтности».

Это можно проследить и на материале лезгинской литературы, в частности, на ее поэмном жанре в творчестве Алибека Фатахова, Сулеймана Стальского и Тагира Хурюгского. При всех издержках в художественном творчестве названных поэтов, их поэмы, созданные в эти годы имели немаловажное значение для своего времени. А большинство поэм указанных авторов не утратило свое значение и в наши дни.

Поэтому системное исследование лезгинской поэмы 30-х - 40-х годов XX века приобретает особую актуальность. Делается оно на основе достижений современного российского и дагестанского литературоведения, с новых оценочных подходов к художественному творчеству прошлого.

При этом литературное движение мы, конечно, представляем себе не как однолинейный процесс, идущий только вперед. В нем мы находим и отклонения, и неудачи, и достижения, ибо литература - это особая форма отражения действительности. «Литературная история - не механическая сумма явлений, а динамичная система взаимосвязей и переходов, обеспечивающая ее цикличность и ее функционирование именно как процесса»1.

Цель и задачи исследования. Принимая во внимание современный научный опыт, настоящая работа призвана впервые дать системное представление о лезгинской поэме 30-х - 40-х годов XX века в контексте общедагестанской литературы этого периода, определить ее истоки и новаторские тенденции, выявить национальные традиции, отметить влияние русской литературы на развитие этого жанра в лезгинской поэзии. Это определяет характер нашего исследования и его задачи:

Во-первых, подробно проанализировать поэмы А. Фатахова (19101935), С. Стальского (1869-1937), Т. Хурюгского (1893-1958), дать полное представление об их тематическом богатстве, жанровой природе и поэтике.

Во-вторых, показать, что именно в эти годы были заложены основы жанра поэмы в лезгинской литературе почти во всех его разновидностях (эпическая, лиро-эпическая, сатирическая, лирическая), что дало возможность лезгинской поэзии подняться на уровень зрелых литератур. Это предопределило ее дальнейшее развитие, которое сказалось в творчестве поэтов 50-60-х годов (Ш.-Э. Мурадова, А. Саидова, И. Гусейнова, Б. Салимова, А.

Алема, X. Хаметовой и др.), которые в поэмном жанре достигли больших успехов.

Методологическая основа диссертации. В диссертации использованы методы, предполагающие изучение литературы в ее социально-исторической детерминированности: культурно-исторический, сравнительный, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения.

Основным при этом является аналитический метод исследования, предполагающий объективность оценки произведений в контексте времени. В работе используются и другие методы: системно-структурный, типологический и комплексный. Исходным методологическим принципом является анализ произведений в единстве формы и содержания. В ходе работы над диссертацией мы ориентировались на труды известных теоретиков и историков литературы: Г.Ф. Гегеля, В.Г. Белинского, А.Н. Потебни, А.Н. Весе-ловского, В.Ф. Переверзева, Л.И. Тимофеева, А.Н. Соколова, А.К. Долгопо-лова, И.Г. Неупокоевой, А.Н. Лурье, В.В. Гусева, В. Жирмунского, Л.Я. Гинзбург, Ю.М. Лотмана, Г.А. Червяченко, М. Числова, Ю.Н. Мясникова и др.2

В диссертационной работе учитываются и труды ряда современных исследователей - Г.И. Ломидзе, Р.Ф. Юсуфова, К.К. Султанова, Н.М. Федь, С.У. Алиевой и др., которые посвящены переосмыслению многонациональной литературы России3.

И, наконец, мы обращаемся к трудам дагестанских учёных, имеющим то или иное отношение к теме нашей работы: Г.Г. Гамзатова, А.Г. Агаева, А,-К.Ю. Абдуллатипова, A.M. Вагидова, P.M. Кельбеханова, Ш.А. Мазанаева, С.М. Хайбуллаева, Ч.С. Юсуповой, Г.Г. Гашарова, К.Х. Акимова, P.A. Ахме

- 4 довои.

До настоящего времени основными принципами в характеристике жанра поэмы остаются суждения Г.Ф. Гегеля и В.Г. Белинского, которые заключаются в том, что в эпосе «субъект поглощен «предметом», а содержанием лирики является духовный мир самого субъекта, т.е. поэта.

В традиционном понимании поэма - крупное стихотворное произведение лиро-эпического жанра.

Учитывая художественный опыт поэтов первой трети XIX в., В.Г.Белинский дал такое определение поэмы: «В новейшей поэзии есть особый род эпоса, который не допускает прозы жизни, который схватывает только поэтические, идеальные моменты жизни, и содержание которого составляют глубочайшие миросозерцания и нравственные вопросы современного человечества. Это род эпоса один удержал за собою имя «поэмы»5.

Вместе с тем великий критик о «новейших стихотворных поэмах» своего времени писал, что это - «эпопея смешанная, проникнутая насквозь и лиризмом, и драматизмом, и нередко занимающая у них и формы. В ней событие не заслоняет собою человека.».6

Определение В.Г.Белинского и сегодня не подвергается сомнению. Исследователи советского времени тоже высказали немало интересного по теории поэмы, дали определения, в чем-то дополняющие суждения В.Г.Белинского.

А.Н. Соколов в «Очерках по истории русской поэмы XVIII века и первой половины XIX в.» о поэме пишет так: «.это произведение «воспевающее» и в этом смысле «героическое»7, которое является правильным применительно к определённому типу поэмы прошлых веков.

Исследователь советской поэмы Г.А. Червяченко не без основания утверждает, что еще в XIX веке в русском литературоведении сформировалось понимание жанра поэмы не только как героического, но и философского содержания.8

Другой критик М. Числов считает поэму жанром «синтетическим» и не связывает ее с определенным поэтическим родом - лирикой, эпосом, дра-мои .

Интерес представляет и жанровая классификация поэмы, предложенная К.Н. Мясниковым, которая предполагает «сочетание перекрестного принципа, разработанного А.Г. Веселовским, и принципа «многомерного»10.

На сегодняшний день в теории литературы нет ещё всеобъемлющего определения поэмы. Что же касается её жанровой дифференциации, то и тут нет единой точки зрения. Да её и не может быть, потому что появляются новые жанровые образования поэмы, которые трудно связать или привязать к какой-нибудь существующей её разновидности. Например, драматическая поэма и её виды.

Конечно, все приведенные определения поэмы относительные.

В наше время принято называть поэмой «большую стихотворную форму», т.е. крупное, многочастное поэтическое произведение, независимо от его стилевой окраски - возвышенной или тяготеющей к конкретно реалистическому изображению повседневности и художественной структуры — повествовательного или эпического, лиро-эпического, лирического характера (в последнем случае имеется ввиду «большая форма лирики»).

Поскольку в нашей диссертации речь идет и о сатирических поэмах, заметим, что в них авторская идея дается по «принципу обратного действия» (Дерри) посредством отрицания утверждается положительное.

Степень изученности темы. В 30-е и 40-е годы XX века в поэмном жанре выступали три лезгинских поэта: С. Стальский, Т. Хурюгский, А. Фа-тахов. Среди них только Т. Хурюгский создавал поэмы как во второй половине 30-х годов, так и в годы войны и послевоенное время, вплоть до 1957 года. Но его поэмы 50-х годов требуют специального исследования, так как 50-е годы - качественно новый этап в истории лезгинской поэмы.

Творчество С. Стальского, А. Фатахова, Т. Хурюгского много лет привлекает внимание исследователей лезгинской литературы. И здесь в первую очередь следует назвать работы А.Г. Агаева: сборник статей «Лезгинская литература» (Махачкала, 1959; на лезг. яз.), монографии «Творчество

Алибека Фатахова» (Махачкала, 1956; на лезг. яз.) и «Сулейман Стальский» (Махачкала, 1963).

В сборнике статей «Лезгинская литература» обзорно рассматривается творчество многих лезгинских поэтов, но вопросы жанра поэмы в нём не затрагиваются. В небольшой по объему монографии А.Г. Агаева «Творчество А. Фатахова», в которой исследуется все творчество поэта, отмечается, что он поэт коммунистических убеждений и основная тема его поэзии - тема социалистических преобразований в Дагестане, а также, что на поэта оказало влияние русская литература, и в первую очередь - В.В. Маяковский.

Характеристика поэм А. Фатахова занимает в них немного места, но А.Г. Агаев справедливо указывает, что в 30-е годы XX века «произведений поэмного жанра, основу которых составляет событие, становится все больше и больше»11. При этом А.Г. Агаев акцентирует внимание на идейной стороне произведений А. Фатахова в духе того времени.

Монография «Сулейман Стальский» — самый значительный литературоведческий труд А.Г. Агаева. В ней он подробно излагает биографию поэта, анализирует его творчество, рассматривает отдельные вопросы его поэтики, полемизирует с учеными и критиками, которые пытались представить Су-леймана Стальского как явление экзотическое, как этнографический феномен.

А.Г. Агаев уделяет внимание таким поэмам С. Стальского как «Дагестан», «Поэма о Серго Орджоникидзе», «Думы о Родине», оценивая их как одические произведения. Исследователь говорит и о том, что при создании этих поэм ему оказывали помощь Г. Гаджибеков и Э. Капиев, которые готовили для него конспекты по истории Дагестана, читали ему их, а С. Стальский осмысливал услышанное, дополнял исторические факты своим пониманием.

А.Г. Агаев так определяет значение и место поэта в лезгинской литературе: «Досулеймановская лезгинская народная поэзия по существу еще не знала образной речи, образного языка, в широком и глубоком смысле этого слова. Было «поэтическое выражение». Большой художник слова Сулейман Стальский обогатил лезгинскую литературу, внедрив в нее художественно-поэтические средства литературного характера».

Значение С. Стальского, действительно, огромно, но нельзя, на наш взгляд, согласиться с А.Г. Агаевым в том, что «досулеймановская лезгинская поэзия не знала образной речи, образного языка».

О Т. Хурюгском А.Г. Агаев написал большую вступительную статью к сборнику произведений поэта 1958 года на лезгинском языке. О нем же есть у него статья в сборнике «Лезгинская литература» (на лезгинском языке), вышедшем в 1959 году.

Исследователь, отметив важность поставленных Т. Хурюгским в поэмах проблем, замечает, однако, что «Село Гюгез» и «Черное золото» не являются художественными удачами автора.12 Что же касается его аллегорических сатирических поэм, то они остались вне поля зрения исследователя.

Большой вклад в изучение лезгинской поэзии внесла Ф.И. Вагабова. Ее работа «Формирование лезгинской национальной литературы» (Махачкала, 1970) и по сей день не утратила своего значения. Но в ней речь идет о лезгинской поэзии, начиная с фольклора и кончая творчеством Етима Эми-на.

Ф.И. Вагабовой принадлежит и ряд статей о лезгинских поэтах и писателях. К теме нашего исследования имеют отношение и ее очерки о творчестве С. Стальского, А. Фатахова и Т. Хурюгского, вошедшие во второй том «Истории дагестанской советской литературы» (Махачкала, 1967).

В очерке о С. Стальском Ф.И. Вагабова только одну страницу посвящает его поэме «Дагестан». Других поэм не касается. По мнению Ф.И. Вагабовой, «Дагестан» - поэма-хроника. В ней наиболее ярко проявилось новаторство поэта.13

Из поэм А. Фатахова Ф.И. Вагабова уделяет внимание только «Шаловливым детям» и «Ударнику Гасану».

Поэму «Ударник Гасан» она не без основания называет эпической. Справедливо сказано исследовательницей: «Ударник Гасан» есть решение центральной, столетия стоявшей перед всей лезгинской поэзией, проблемы создания сюжетно-композиционной песни».14

В очерке о Т. Хурюгском Ф.И. Вагабова почти не уделяет внимание его поэмам. Сатирическо-аллегорические поэмы Т. Хурюгского «Имел осла Агакиши», «Вредный кот Балаша», «Сказка о волке и шакале» автор очерка называет произведениями для детей. В них, по утверждению Ф.И. Вагабовой, талант «Хурюгского-баснописца» раскрыт в полной мере.15 И больше об этих поэмах не сказано ничего. Однако, с утверждением, что названные поэмы - произведения для детей, согласиться нельзя.

Примерно две страницы Ф.И. Вагабова уделила поэме Т. Хурюгского «Село Гюгез» 16, полагая, что это удача поэта. Мы же в своей работе попытаемся доказать, что дело обстоит не так.

Наиболее глубокими в изучении творчества Сулеймана Стальского, Та-гира Хурюгского и Алибека Фатахова стали монографии P.M. Кельбеханова, вышедшие в 1995 году, и последняя, по времени издания, его книга «Два крыла. Традиции и новаторство лезгинской поэзии XV - первой половины XX века» (Махачкала, 2002), которые дают наиболее полное представление о творчестве названных поэтов в плане традиций и новаторства.

P.M. Кельбеханов по-новому осмысливает поэмы названных авторов. Особого внимания заслуживает анализ им сатирических поэм Т. Хурюгского, которые явились откликом на негативные процессы, уже тогда наметившиеся в жизни советского общества. Конечно, со всеми утверждениями P.M. Кельбеханова тоже нельзя согласиться, и поэтому мы в работе вступаем в полемику с некоторыми утверждениями исследователя.

В 1998 году в Дагестанском книжном издательстве вышла книга Г.Г. Гашарова «Лезгинская литература. История и современность». Во второй главе первого раздела этой книги есть параграф, посвященный традициям и новаторству в творчестве С. Стальского, а во втором разделе - статья о Т. Хурюгском «Одна из' вершин горской поэзии». Г.Г. Гашаров не затрагивает проблему жанра поэмы у этих авторов, хотя об их творчестве высказывает немало интересных мыслей.

Необходимо отметить исследование P.A. Ахмедовой «Жанр поэмы в кумыкской литературе» (Махачкала, 1999), в котором дана картина эволюции кумыкской поэмы, представляющей собой «динамичный процесс», в котором активно развиваются такие «внутрижанровые разновидности» поэмы, как эпическая, лиро-эпическая и лирическая, лирико-драматическая, лирико-публицистическая, лирико-философская и др., отражающие основные этапы в духовном развитии дагестанского общества.

Особо следует сказать о книге Ч.С. Юсуповой «Дагестанская поэма. Становление и развитие жанра» (М.,1989). Эта работа историко-теоретическая. В ней, как свидетельствует само название, исследуются проблемы возникновения жанра поэмы в дагестанских литературах, изменения в этом жанре, его эволюция, начиная с начала XX века и до середины 80-х годов. Конечно, такой масштабный разговор о судьбе поэмы в дагестанских литературах носит во многом обобщенный характер. Ч.С. Юсупова показывает, как само время, социальные потрясения на каждом этапе истории советского общества сказывались и на проблематике дагестанской поэмы, и на ее структурных особенностях, усиливая в ней лирическое начало.

Автор «Дагестанской поэмы» справедливо считает, что «. дагестанская поэма ни в целом, ни в отдельных своих звеньях - аварском, кумыкском, лезгинском, даргинском, лакском, табасаранском и т.д. - до сих пор не стала объектом серьезного, дифференцированного и целенаправленного изучения»17.

В книге Ч.С. Юсуповой преобладающее место занимает аварская поэма. Это и понятно. Она носительница этого языка. О поэмах авторов других дагестанских народов исследователь судит по имеющимся переводам. И в этом отношении лезгинской поэзии не повезло, ибо переведенных на русский язык поэм очень мало. Это поэмы С. Стальского - «Дагестан», «Дума о Родине» и А. Фатахова - «Ударник Гасан», и они оказались в поле зрения Ч.С. Юсуповой.

Заслуживает внимание теоретическое положение, высказанное Ч.С. Юсуповой: «.наряду с общими для жанра формами развития дагестанская поэма вырабатывает и свои специфические качества, свои национальные традиции, проходящие через весь ее непростой путь исторического становления и эволюции. Такими сквозными линиями, берущими начало у самых истоков жанра и доходящими в тех или иных проявлениях до наших дней, являются в ней традиции, заложенные в древних хроникальных и дидактических поэмах, поэмах на фольклорной основе и лирической поэме

1 о исповеди».

Все сказанное дает представление о степени изученности лезгинской поэмы 30-х-40-х годов. Ее серьезному исследованию в полном объеме кладёт начало наша диссертация.

Научная новизна темы. Наше исследование - первая монографическая работа, в которой обстоятельно, в хронологической последовательности рассматриваются поэмы лезгинских авторов, созданные в ЗО^Ю-е годы XX в., самые трудные годы в истории советского общества.

В работе сделана попытка дать широкий и развернутый анализ поэм указанного периода. Даже те произведения поэмного жанра, которые оказались в поле зрения предыдущих авторов, рассмотрены по-новому, с учетом больших изменений, происшедших в стране, во всех сферах культуры и науки, в том числе и литературоведения.

Новизна нашей работы заключается и в том, что в ней впервые в научный оборот вводится ряд поэм А., Фатахова и Т. Хурюгского, которые до сегодняшнего дня оставались вне поля зрения дагестанских исследователей. Это, прежде всего поэмы «Герой труда» и «Счастливые годы» Т. Хурюгского, «Война» «У нас и у них», «Ударники дорог» А. Фатахова.

Объект исследования - произведения поэмного жанра лезгинских авторов 30-х-40-х годов: С. Стальского, А. Фатахова, Т. Хурюгского.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что в ней комплексно рассмотрены поэмы лезгинских авторов 30-40-х годов XX в. Содержание работы может быть использовано при создании истории лезгинской литературы, чтении лекций по литературе народов России на филологических факультетах вузов республики, при создании специальных курсов по истории и теории дагестанской поэмы.

Апробация диссертации. Основные положения диссертации изложены в статьях, которые публиковались в научных сборниках, излагались на итоговых конференциях профессорско-преподавательского состава факультета дагестанской филологии.

Структура диссертации определена проблемами и целью ее исследования. Она состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Диссертация снабжена подстрочными переводами автора.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бутаева, Анжела Мирзегасановна

выводы

В жанре поэмы Тагир Хурюгский самобытен. Он не похож ни на Су-леймана Стальского, ни на Алибека Фатахова. Его первая поэма «Село Гю-гез», которую следует рассматривать как попытку создания крупного эпического полотна, оказалась неудачной. Особенно показательна в этом отношении та часть поэмы, где речь идет о жизни села в советское время. Эта часть носит информативный характер. Но каждая неудача для истинного поэта - это шаг, позволяющий двигаться дальше, подниматься выше. Об этом свидетельствует поэма «Мулла Иса», в которой обличается не просто духовное лицо, но и лицемеры, все, кто вел с народом двойную игру, маскируя свою истинную суть.

Особого успеха Тагир Хурюгский добился в аллегорической сатире. Его поэмы «Сказка о волке и шакале», «Имел осла Агакиши», «Вредный кот Балаша» и по сей день остаются образцовыми в лезгинской поэзии. Близкие басне, притче, сказке, они перерастают рамки своего времени, обретая общечеловеческое значение.

Сатирическая аллегория позволила Тагиру Хурюгскому говорить о негативных явлениях своего времени, не опасаясь за свою жизнь. Вышеназванные поэмы написаны Тагиром Хурюгским в 30-е годы.

В годы Великой отечественной войны он написал две поэмы: «Воздушный богатырь» о Герое Советского Союза Валентине Эмирове и «Махорка Алхаса» - сатиру на мошенников и аферистов, которые в суровые годы войны преступным путем пытались добиться личного благосостояния. «Воздушный богатырь», хотя и не лишен отдельных недостатков, является образцом поэмы-биографии. «Махорка Алхаса» - блестящее дополнение ряда его сатирических поэм, в которой отточенность диалога доведена до совершенства.

Как поэтическую удачу Тагира Хурюгского следует рассматривать и поэму «Черное золото», в которой четко проходит мысль о двух слагаемых технического прогресса - науки и труда. Поэт в этой поэме поет гимн не только героическому труду простых людей, но и говорит о тех больших трудностях, испытаниях, которые выпали на долю тех, кто искал, находил и добывал нефть. Он сумел в поэме передать героику и красоту труда.

Это же можно сказать и о поэме «Герой труда», в которой речь идет, однако, о колхозном труде и об энтузиастах этого труда на примере звеньевой Ханум Магомедовой.

И, наконец, в сороковые годы (после войны) Тагиром Хурюгским созданы лирические поэмы «Четыре года» и «Счастливые годы». Первая - несомненная удача поэта. В ней он говорит о страшных испытаниях, выпавших на долю советского народа, который сумел перенести их и сломать хребет фашистскому чудовищу.

Вторая поэма - о послевоенных годах. Их можно с оговоркой назвать счастливыми, если учесть суровые годы войны. Но в этой поэме чувствуется влияние теории бесконфликтности, в ней лакировка дагестанской действительности налицо.

заключение

В зарождении лезгинской поэмы в одинаковой мере сыграли важную роль три фактора. Первый - богатый национальный фольклор, в котором представлены такие шедевры эпических и героических песен, как «Шар-вили», «Каменный мальчик», Сказание об ашуге Лукмане». Второй - социальные и политические изменения в жизни народа, которые произошли в конце XIX века и в первой трети XX века. Третье - влияние более богатой и развитой русской литературы и в какой-то мере и азербайджанской.

Первыми образцами поэм в лезгинской литературе можно считать «Бунтам 1877 года» Етима Эмина и «Путь жизни» Гасана Алкадари. Произведение Етима Эмина поэма-трагедия, а «Путь жизни» Алкадари - автобиографическая поэма.

Но эти произведения как произведения поэмного жанра продолжения не имели. И время с 80-х годов XIX века до 30-х годов XX века в лезгинской литературе - это годы бурного развития стихотворений разных жанров, но отсутствия в ней поэмы. Поэмы А. Фатахова строго прикреплены к своей эпохе, современны. Поэт шел непосредственно за историческими событиями начала 30-х годов. В его поэмах нашли отражение важнейшие проблемы того времени: индустриализация, коллективизация, противостояние капитализма и социализма, новые взаимоотношения человека и природы.

Во всех своих поэмах А. Фатахов изображает жизненные явления с позиций классовости и партийности, хотя его произведения и имеют общечеловеческий характер. Значение его поэм выходит далеко за рамки породившего их времени. Это касается, прежде всего, понимания роли науки, техники и механизированного труда в жизни общества.

До А. Фатахова поэма у лезгин - редкое исключение. Таково, например, «Послание наибу Гасану» Е. Эмина и «Мой путь» Г. Алказари. Но эти небольшие произведения являются повествованиями от автора, в них нет действующих лиц. А. Фатахов наполнил поэму людьми, их голосами, действиями. Он оставил нам образцы сюжетно-событийной поэмы.

На возникновение жанра поэма в творчестве А. Фатахова повлияли: во-первых, родной, лезгинский фольклор, в котором представлены такие образцы устного эпоса, как «Шарвили» и «Каменный мальчик», не говоря уже о сюжетной лирике и произведениях диалогической формы; во-вторых, на поэта оказала серьезное влияние русская классическая литература (Пушкин, Лермонтов) и советская (В. Маяковский); в-третьих, А. Фатахов хорошо знал азербайджанский язык и был знаком с творчеством лучших поэтов азербайджанского народа, что тоже имело для него положительное значение.

А. Фатахов дал родной литературе разные типы поэм: сказочную («Шаловливые дети»); сюжетно-событийную, реалистическую, с всесторонне разработанным характером главного героя («Ударник Гасан»); сюжетно-повествовательную с обобщенным собирательным образом солдатской массы («Война»), коллектива механизаторов («МТС»), геологов («Разведчики гор») У А. Фатахова встречаем и образцы маленьких лирических поэм-монологов («Ударники дорог» и «У нас и у них»).

В его поэмах важную композиционную роль играет пейзаж, в них блестяще разработаны монолог и диалог, индивидуальные и коллективные характеристики, использованы приемы и средства, идущие от родного фольклора. Как и во всем своем творчестве, так и в жанре поэмы, А. Фатахов — новатор.

Значительным явлением в дагестанской поэзии второй половины 30 годов XX века были поэмы С. Стальского. Они являются свидетельством субъективного понимания поэтом своего времени, тех изменений, которые происходили на его родине и союзе в целом. В них он выступает, как певец советской нови и новое противопоставлено старому, настоящее прошлому. Советский строй для поэта разумный справедливый общественный порядок.

Первая из поэм С. Стальекого «Дагестан», как отмечалось в работе поэтическая хроника, художественно осмысленная история страны гор, в которой автор повествование ведет как сторонний наблюдатель, временами, выражающий свои мысли и чувства по поводу тех или иных событий. Поэтому «Дагестан» следует квалифицировать как поэтическую хронику и повествовательную поэму, не лишенную лирических моментов, прерывающих объемное изложение фактов.

Мы в работе пришли к выводу, что «Поэма о Серго Орджоникидзе» -лиро-эпическая Можно сказать, что это одическая поэма о революционере, коммунисте, в котором поэт видел идеал справедливого человека, руководителя, который немало сделал и для развития Дагестана. В структуре этой поэмы определенное место занимает и биографический элемент. Сравнив поэму «Дагестан» с «Поэмой о Серго Орджоникидзе» по части авторской экспрессии, прерывающих местами повествование о герое, то во второй поэме неизмеримо больше лирических моментов (в процентном отношении) Такое же явление мы пронаблюдали и в поэме «Дагестан» там, где речь идет о У. Буйнакском, М. Дахадаеве, К. Агасиеве и других большевиках.

Поэма «Думы о Родине» - лирическая. Это мы аргументируем тем, что здесь повествователь и лирический герой - одно и то же лицо. Эта поэма, на наш взгляд, синтезирует основные мотивы творчества поэта, является в его поэзии итоговым. Кроме того, мы находим оригинальным в «Думах о Родине» решение вопроса «мир и человек». Поэт дает убедительное представление о том, что в прошлом, до Советской власти, мир был враждебен человеку. Мир его союзник, друг. «Думы о Родине» тоже не лишены биографических моментов. По содержанию данной поэмы можно судить о жизненном пути поэта, который привел его к вершине славы. «Думы о Родине», хотя и лирическая поэма, она поражает масштабностью охвата жизненных явлений, былого и настоящего. Объективный мир в поэме С. Стальекого воплощен лирическими приемами и средствами, среди которых не первом месте сравнение, метафора, гипербола. Его поэмы - самобытная страница дагестанской литературы.

Поэмы Сулеймана Стальского принципиально отличаются от поэм А. Фатахова по структуре. В них нет сравнительного сюжета в классическом понимании как «хода событий в произведении» (Веселовский А.), действующих лиц, столкновения характеров, а главный структурный принцип -повествование от автора, то есть доминирует лирический принцип воплощения жизненных явлений. Во всех своих поэмах С. Стальский как основную форму строфической композиции использовал строфу, характерную гошме (с рифмованием, а а а в), которой блестяще пользовался в своей лирике и, которая оказывалась, пригодна и для создания больших поэтических форм.

В настоящее время поэмы С. Стальского рассматриваются, оцениваются как поэтические памятники 30-х годов XX века, созданные поэтом коммунистической эпохи, для которого Ленин и большевики олицетворяли идеал человечности, высшей справедливости. Сегодня, такая точка зрения считается необъективной или утопической. Но осуждать или выбрасывать его из литературы, мы не имеем права, для того, чтобы иметь в демократическом государстве (если оно таковое на самом деле) полное и правдивое представление о литературном процессе прошлого столетия.

В создании жанра поэмы в лезгинской литературе Тагир Хурюгский не похож ни на Сулеймана Стальского, ни на Алибека Фатахова и в этом он самобытен. Его первую поэму «Село Гюгез» следует рассматривать, как попытку создания крупного эпического полотна мы расцениваем как неудачную. Особенно показательна в этом отношении та часть поэмы, где речь идет о жизни села в советское время. Эта часть носит информативный характер. Но каждая неудача для истинного поэта - это шаг, позволяющий совершенствовать свое поэтическое мастерство, и чем свидетельствует поэма «Мулла Иса», в которой он обличает не просто духовное лицо, но и лицемеров, всех тех, кто вел с народом двойную игру, маскируя свою истинную суть.

Проанализированный нами материал подтверждает, что особого успеха Тагир Хурюгский добился в аллегорической сатире. Его поэмы «Сказка о волке и шакале», «Имел осла Агакиши», «Вредный кот Балаша» и по сей день, остаются образцовыми в лезгинской поэзии. Близкие басне, притче, сказке, они перерастают рамки своего времени, обретая общечеловеческое значение. Сатирическая аллегория позволила Тагиру Хурюгскому говорить о негативных явлениях своего времени, не опасаясь за свою жизнь.

Вышеназванные поэмы написаны Тагиром Хурюгским в 30-е годы XX века. В годы Великой отечественной войны он написал две поэмы: «Воздушный богатырь» о Герое Советского Союза Валентине Эмирове и «Махорка Алхаса» - сатиру на мошенников и аферистов, которые в суровые годы войны преступным путем пытались добиться личного благосостояния. Поэма «Воздушный богатырь», хотя и не лишена отдельных недостатков, является образцом поэмы-биографии. «Махорка Алхаса» - блестящее дополнение ряда его сатирических поэм, в которых отточенность диалога доведена до совершенства.

Поэму «Черное золото» следует рассматривать, как поэтическую удачу Тагира Хурюгского. В ней четко проходит мысль о двух слагаемых технического прогресса - науки и труда. Это же можно сказать и о поэме «Герой труда», в которой речь идет, однако, о колхозном труде и об энтузиастах этого труда на примере звеньевой Ханум Магомедовой.

И, наконец, в сороковые годы (после войны) Тагиром Хурюгским созданы лирические поэмы «Четыре года» и «Счастливые годы». Несомненной удачей поэта явилась поэма «Четыре года». В ней он говорит о страшных испытаниях выпавших на долю советского народа, который сумел перенести их и сломать хребет фашистскому чудовищу.

Во второй поэме «Счастливые годы» чувствуется влияние теории бесконфликтности, в ней лакировка послевоенной дагестанской действительности налицо.

Таким образом, 30-е и 40-е годы прошлого века в лезгинской литературе - период, когда поэмы создавали единичные поэты. До 1935 года это был Алибек Фатахов, с 1935 по 1937 годы - Сулейман Стальский, с 1937 -Тагир Хурюгский, плодотворная деятельность, которого в жанре поэмы продолжавшаяся в послевоенное время - это отдельная тема.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бутаева, Анжела Мирзегасановна, 2003 год

1. Абрамов А. Лирика и эпос Великой Отечественной войны. М.: Сов. писатель, 1972.-559 с.

2. Абдуллатипов А.-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала, 1984. -98с.

3. Абуков К. На посту: Литературно-критические статьи, рецензии, штрихи к портретам. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.-223 с.

4. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретения и потери. Национальные литературы в системе взаимосвязей и поиске соответствия — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992. 236 с.

5. Абуков К.И. Национальные литературы народов Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей. Махачкала, 1993. - 242 с.

6. Абуков К.И. И судный день впереди: Проза, лит. Критика, публицистика. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998. - 544 с.

7. Агаев А.Г. Сулейман Стальский. Жизнь и творчество. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963. - 228 с.

8. Агаев А.Г. Зачем было выдумывать врагов народа // Дагестан литературный: Сб. / Сост Н.Г. Рагимова. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990.-С. 309-326.

9. Агаев А.Г. Алибек Фатахов. Махачкала: Даггиз, 1956 (на лезг. яз.).

10. Агаев А.Г. Народный поэт Дагестана Тагир Хурюгский // Хурюгский Т. Стихотворения, песни, поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958. — С. 5— 32 (на лезг. яз.).

11. Агаев А.Г. Лезгинская литература. Сб. ст.- Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. 167 с. (на лезг. яз.).

12. Адалис А. Что есть поэма? // Лит. газета. 1965. - 15 июля. - С.З.

13. Арутюнов JI.H. Взаимодействие литературы и проблема новаторства. -М.: Наука, 1972.-С. 373.

14. Акимов К.Х. Лезгинская национальная проза. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998.-136 с.

15. Алиева С. Формирование общесоветских традиций в художественной культуре народов Северного Кавказа // Всесоюзная научная конференция 19-22 сентября 1984 г.: Тез. докл. Черкесск, 1984. - С.147-160.

16. Ахмедова P.A. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы. -Махачкала, 1999. 96 с.

17. Ахмедова P.A. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 207 с.

18. Базанов В.В. Об изучении русской советской поэмы 20-х годов // Русская литература, 1973.-№ 1.-С. 17-21.

19. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР, 1953-55. Т.2. 1953. 765 с.

20. Т.5. 1954. 863 с. Т.6. 1955. 799 с.

21. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975. - 502 с.

22. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства. М.,1956. - 287 с.

23. Вагабова Ф.И. Формирование лезгинской национальной литературы. — Махачкала,1970. 250 с.

24. Вагидов A.M. Восхождение к единству: общесоюзный литературный процесс и своеобразие художественного опыта даргинской литературы. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. — 252 с.

25. Вагидов A.M. Поиск продолжается. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 2000. — 464 с.

26. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. Л., 1940. — 648 с.

27. Выходцев П.С. Новаторство. Традиции. Мастерство. Л.: Сов. писатель, 1973.-336 с.

28. Гаджикулиев Б. В созвездии братских литератур. Махачкала, 1977. -78с.

29. Гаджиева 3.3. Аварская элегическая лирика. Национальные истоки. Генезис и развитие жанровых разновидностей. Поэтика. XIX в. Ч 1. — Махачкала, 1997. 150 с.

30. Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. М.: Наследие, 1996. - 652 с.

31. Гамзатов Г.Г Гражданский и художественный подвиг Эфенди Капиева (Вместо предисловия) // Эфенди Капиев и его роль в развитии дагестанской советской литературы: Сб. ст. / ДФ АН СССР /Сост. Э.Ю. Кассиев, С.М. Хайбуллаев. Махачкала, 1981. - С. 3-6.

32. Гамзатов Г.Г. Преодоление. Становление, Обновление: На путях формирования дагестанской советской литературы. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986.-429 с.

33. Гамзатов Г.Г. Гамзат Цадаса: Жизнь и творчество до революции. -Махачкала: Дагучпедгиз, 1973.-303 с.

34. Гашаров Г.Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. - 160 с.

35. Гашаров Г.Г. История лезгинской литературы: Краткий очерк. — Махачкала, 1983. 70 с.

36. Гашаров Г.Г. Лезгинская литература: история и современность. — Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1998.

37. Гашаров Г.Г. Певцы обновленного края. Махачкала, 1987. - 172 с.

38. Гегель Г.В.Ф. Эстетика в 4 т. Т.З. М.: Искусство, 1968. - 621 с.

39. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. Т.7. 436 с.

40. Дагестан литературный 1990: Сб. / Сост. Н.Т. Рагимова. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. - 352 с.

41. Далгат У.Б. Фольклор и литератур народов Дагестана. М.: Изд-во вост. лит., 1962.-206 с.

42. Жаков А.Г. Современная советская поэма. Минск, 1981. - 282 с.

43. История дагестанской советской литературы: В 2 т. Махачкала, 1967. -Т.1. 418 е.; Т.2.499 с.

44. История советской многонациональной литературы: В 6 т. М.: Наука, 1970-1974.

45. Казимов K.M. Тагир Хюругский. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990 (на лезг. яз.).

46. Капиева Н.В. Жизнь, прожитая набело. М.: Сов. писатель, 1963. - 235 с.

47. Капиева Н.В. По тропам времени. О писателях Дагестана. М.: Сов. писатель, 1982. - 224 с.

48. Капиева Н.В. Скрещение дорог. Махачкала: Дагкнигиздат, 1990. — 266 с.

49. Капиев Э. Избранное: В 2 т. / Сост. Н.В. Капиева. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1971. Т. 1.288 е.; Т. 2. 236 с.

50. Капиев Э. Моя работа с Сулейманом Стальским // Сулейман Стальский в критике и воспоминаниях. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1969. - С. 42-55.

51. Карпов A.C. Русская советская поэма 1917-1941. -М.: Сов. пис., 1983.

52. Карпов A.C. Стих и время. Проблемы стихотворного развития в русской советской поэзии 20-х годов. М.: Наука, - 404 с.

53. Кельбеханов P.M. Алибек Фатахов. Традиции и новаторство. Махачкала: ИПЦДГУ, 1954.- 113с. .

54. Кельбеханов P.M. Два крыла. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2002. — 341 с.

55. Кельбеханов P.M. Сулейман Стальский в школе. Махачкала, 1983. — 96 с.

56. Кельбеханов P.M. Сулейман Стальский. Традиции и новаторство. -Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. 139 с.

57. Кельбеханов P.M. Тагир Хурюгский. Традиции и новаторство. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 1995. - 152 с.

58. Киканс B.JI. Современная советская поэма. Рига, 1982. - 240 с.

59. Кирпель И.И. Лирический герой современной поэмы. Киев: Ряд. письменник, 1977. - 172 с.

60. Коваленко C.A. Поэма как жанр литературы. М.: Знание, 1982. - 112 с.

61. Корабельников Г.М. Сулейман Стальский и Гамзат Цадаса. Махачкала, 1977.-151 с.

62. Курганян М.С. Человек и литература XX века. М.: Наука, 1987.

63. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1979. -355с.

64. Лихачев Д.С. Принцип историзма в изучении единства содержания и формы литературного произведения // Вопросы методологии литературоведения. М.: Наука, 1966. - С. 142-170.

65. Луговской В.А. Собр. соч.: В 3 т. Т.З. М.: Худ. лит., 1989. - 411 с.

66. Липкин С. Бессмертный ашуг // Дружба народов. 1957. - № 11. - С. 222-227.

67. Луговской Вл. Раздумье о поэзии. М.: Сов. писатель, 1960.

68. Лурье А.Н. Поэтический эпос революции. Л.: Наука, 1975. - 207 с.

69. Македонов А. Николай Заболоцкий. Жизнь. Творчество. Метаморфозы. -Л.: Сов. писатель, 1987.

70. Малышкин А. О себе // Советские писатели. Автобиографии. — М.: Сов. писатель, 1959.-Т.2.

71. Мусаев К. М. Путем сближения и единства. Баку: Элм, 1986. — 201 с.

72. Мусаев K.M. Сулейман Стальский.-.- Махачкала: Дагучпедгиз, 1991. -83с.

73. Нагиев Ф.Р. Поэтическобе наследие Сулеймана Стальского: вопросы текстологии. Махачкала, 2000. - 324 с.

74. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана. Проблемы национального и интернационального взаимодействия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. —31 с.

75. Маркевич Г. Основные проблемы науки о литературе. М.: Прогресс, 1980.-374 с.

76. Наследие, возвращенное народу: Материалы о жизни и творчестве репрессированных поэтов и писателей Дагестана: Сб. / Сост. Г.Б. Мусаханова; Отв.ред. С.Х. Ахмедов. Махачкала: Изд-во ДФ АН СССР, 1990.-224 с.

77. Неупокоева И. Г. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века. -М.: Наука, 1971. 520 с.

78. Озеров JI.A. Мастерство и волшебство. М.: Сов. писатель, 1972. - 336 с.

79. Орбели И. Басни средневековой Армении. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1956.- 180 с.

80. Османова З.Г. Художественные искания // История советской многонациональной литературы: В 6 т.Т.5. М.: Наука, 1974. - С. 61-70.

81. Поспелов Г.Н. Лирика среди литературных родов. М.: Изд-во МГУ, 1976.-208 с.

82. Поспелов Г.Л. Вопросы методологии"й поэтики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-336 с.

83. Плеханов Г.В. Литература и эстетика: В 2 т. Т.1. М., 1958. - 614 с.

84. Поляк Л. О лирическом эпосе Великой Отечественной войны // Знамя. -1943.-№9Ю.

85. Расулов М-Р. Папаха и посох Сулеймана (О национальном характере): Литературные эссе. Этюды. М.: Сов. писатель, 1987. - 253 с.

86. Репрессии 30-х годов в Дагестане (Документы и материалы) / ДНЦ РАН. Махачкала: Изд-во «Юпитер», 1997. - 528 с.

87. Сельвинский И.Л. Я буду говорить стихами. М.: Сов. писатель, 1973.

88. Спивак И.А. Советская поэзия периода Великой Отечественной войны в жанровом развитии. Львов: Изд-во Львовского ун-та, 1975. - 158 с.

89. Соколов А.Н. Очерки по истории русской поэмы XVIII и первой половины XIX века. — М., 1955. 692 с.

90. Степанов Н. Николай Заболоцкий // Н. Заболоцкий. Собр. соч.: В 3 т. — М.: Худ. лит., 1983. Т.З. - С. 3-41.

91. Султанов К.Д. Очерки истории дагестанских литератур XIX начала XX вв. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1978. - 216 с.

92. Султанов К.Д. Певцы разных народов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. -458 с.

93. Султанов К.Д. Сулейман Стальский. Махачкала: Даггиз, 1949. - 59 с.

94. Султанов К.Д. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. писатель, 1978. -270 с.

95. Султанов К.К. Литература в контексте культуры // Известия СевероКавказского научного центра высшей школы. Общественные науки. № 1. 1989.-С. 153-156.

96. Султанов К.К. По законам художественности. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979.-229 с.

97. Султанов К.К. Поэзии неугасимый свет. Размышления. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. 160 с.

98. Теория литературы: В Зт. -М.: Наука, 1962-1965. Т.1.451 с.1. Т.2. 485 с. Т.З. 503 с.

99. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1996. - 494 с.

100. Хайбуллаев С.М. Наследие и открытия. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983.- 190 с.

101. Хайбуллаев С.М. Поэзия мужества и нежности. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978. -108 с.

102. Хайбуллаев С.М. Современная дагестанская поэзия (Система жанров). -Махачкала: Дагучпедгиз, 1996.

103. Чудакова М. Эфенди Капиев. М.: Мол. гвардия, 1970. - 240 с.

104. Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы типологии и поэтика). -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 191 с.

105. Шолохов А. Воспоминания // Комсомольская правда. 1970. - 24 июля.

106. Червяченко Г.А. Поэма в советской литературе. Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1978. - 337 с.

107. Числов М. Время зрелости время поэмы. - М.: Сов. писатель, 1982. -385 с.

108. Ярахмедов М.Я. Из истории азербайджанско-дагестанских литературных связей. Баку: Элм, 1985. - 307 с. (на азерб. яз.).

109. Юсупова Ч.С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века. -Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000. - 320 с.

110. Юсупова Ч.С. Дагестанская поэма. М.: Наука, 1988. - 408 с.

111. Юсупова Ч.С. Три десятилетия аварской поэзии (1955-1900 гг.). -Махачкала: ДНЦ РАН, 1998. 247 с.

112. Юсуфов Г.Ф. Дагестан и русская литература конца XVIII и первой половины XIX в. М.: Наука, 1964. - 269 с.

113. Юсуфов Р.Ф. Общность литературного развития народов СССР в дооктябрьский период. М.: Наука, 1985. - 266 с.

114. Юсуфов Р.Ф. Русским романтизм и национальные культуры. — М.: Наука, 1970.-319 с.

115. Юсуфов М. Г. Табасаранская национальная литература. Махачкала, 1995.-229 с.1.. Диссертации

116. Алахвердова С.А. Поэмы Расула Гамзатова: Дис. . канд. филол. наук. -Баку, 1971.-160 с.

117. Ахмедова P.A. Жанр поэмы в кумыкской советской литературе: Дис. . канд. филол. наук. -Тбилиси, 1988. 171 с.

118. Бадалов М.О. Азербайджанская советская поэма 1960-1970 гг.: Дис. . канд. филол. наук. Баку, 1980. - 159 с.

119. Бирюкова Л.Г. Становление жанра русской советской поэмы (1921-1925 гг.): Дис. . канд. филол. наук. М., 1979. - 190 с.

120. Быков Л.П. Жанровые разновидности русской советской поэмы. 19291936 гг.: Дис. д-ра филол. наук. — Свердловск, 1976. — 216 с.

121. Васильковский А.Г. Жанровые разновидности русской советской поэмы 1917-1940 гг.: Дисд-ра филол. наук. Донецк, 1978. - 400 с.

122. Волкова Г. Современная поэма 1965-1975 гг.: К вопросу о типологии жанра: Дис. . канд. филол. наук. М., 1977. - 182 с.

123. Карпов A.C. Пути развития русской советской поэмы (1917-1941 гг.): Дис. . д-ра филол. наук. М., 1977. - 468 с.

124. Орочко H.H. Белорусская советская поэма. Закономерности становления и развития: Дис. д-ра филол. наук. Минск, 1960. - 356 с.

125. Саакян P.M. Современная армянская поэма: Дис. . канд. филол. наук. -Ереван, 1977.-168 с.1.I. Авторефераты

126. Абдурагимова М.Н. Идейно-художественное своеобразие прозы Кияса Меджидова: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Махачкала, 2002. — 20с.

127. Базанов В. Русская поэма 20-х годов: Традиции, периодизация и типология жанра: Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1975. - 30 с.

128. Гаджимурадова Т.Э. Основные мотивы поэзии Етима Эмина: Автореф. дис. канд. филол. наук. Махачкала, 1998. - 20 с.

129. Казиева A.M. Поэмы Кайсыны Кулиева (Проблемы жанрового развития): Автореф. дис. канд. филол. наук. -Карачаевск, 1998. 17 с.1.. Источники

130. Сулейман Стальский. Сочинения. М.: ГИХЛ, 1948.

131. Сулейман Стальский. Сочинения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.

132. Сулейман Стальский. Сочинения. — Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994 (на лезг. яз.).

133. Сулейман Стальский. Сочинения. -М.: economica.ru, 2002.

134. Тагир Хурюгский. Родина. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1949 (на лезг. яз.).

135. Тагир Хурюгский. Избранные стихотворения, песни, поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1958 (на лезг. яз).

136. Тагир Хурюгский. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.

137. Тагир Хурюгский. Моя мечта. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983 (на лезг. яз.).

138. Алибек Фатахов. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1955 (на лезг. яз.).

139. Алибек Фатахов. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979 (на лезг. яз.).

140. Алибек Фатахов. Разорванные цепи. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990 (на лезг. яз.).

141. Капиев Эф. Избранное. -М.: Худ. лит., 1966.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.