Либертинаж во французской поэзии первой трети XVII века: Философия и поэтика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.05, кандидат филологических наук Жак, Галина Михайловна

  • Жак, Галина Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2000, Минск
  • Специальность ВАК РФ10.01.05
  • Количество страниц 143
Жак, Галина Михайловна. Либертинаж во французской поэзии первой трети XVII века: Философия и поэтика: дис. кандидат филологических наук: 10.01.05 - Литература народов Европы, Америки и Австралии. Минск. 2000. 143 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Жак, Галина Михайловна

Введение.

Глава 1. Литературный либертинаж в исследованиях.

Глава 2. Историко-культурный контекст развития либертинажа во Франции в первой трети XVII века.

2.1. Французское общество в первой трети XVII века.

2.2. Философские источники либертинажа.

2.3. Либертинаж в литературной жизни.

2.4. Эстетическая программа либертинажа.

Глава 3. Человек и мир в поэзии либертинажа.

3.1. Вольнодумная характеристика мироздания. Интерпретация мотивов «Бег времени», «Непостоянство», «Протей».

3.2. Человек и судьба. Мотивы «Рок» и «vanitas» в поэзии либертинажа.

3.3. Бог в лирике вольнодумцев.

3.4. Вольнодумная трактовка мотива «Уединение».

3.5. Поэтическое выражение жизненного идеала.

Глава 4. Индивидуальность в лирическом выражении

Теофнля де Вио.

4.1. Образ автора в обращениях к читателю.

4.2. Любовное чувство в лирике Теофиля.

4.3. Вольнодумное понимание дружбы в жизни и творчестве Теофиля.

4.4. Личность и мироздание. Философская лирика Теофиля.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Либертинаж во французской поэзии первой трети XVII века: Философия и поэтика»

Проблема литературного либертинажа была впервые поставлена в книге А. Адана «Т. де Вио и французская свободная мысль 1620-х годов» (1935). Однако до настоящего времени литературный либертинаж является одним из наименее известных явлений литературного процесса во Франции в XVII веке. Современные исследователи проявляют интерес к творчеству отдельных авторов-вольнодумцев. В работах французских литературоведов последних десятилетий, посвященных барокко, анализируются содержательные и поэтические особенности литературного наследия Т. де Вио, А. де Сент-Амана, Т. Л'Эрмита, Буаробера, Ж.-В. де Барро и некоторых других поэтов и писателей-либертенов. Благодаря трудам, посвященным проблемам барочной эстетики и художественной практики, имена многих либертенов стали более известными, чем в течение двух предыдущих столетий, не только узкому кругу специалистов, но и читателям, как имена представителей барочной литературы.

Однако до сих пор не опубликовано ни одной работы, посвященной вольномыслию как литературному явлению, сыгравшему значительную роль в литературной жизни Франции всего столетия. На наш взгляд, такое положение объясняется следующими причинами. Во-первых, несмотря на значительное продвижение в литературоведческом изучении барокко, многие вопросы, касающиеся его теоретического обоснования, продолжают дискутироваться. Сложность эстетической природы барокко, а также особенности функционирования его французского варианта порождают противоречивые положения в исследовательских подходах и выводах. Во-вторых, недостаточно изученные взаимоотношения барокко с сосуществующими в литературном процессе XVII века стилями (маньеризм, классицизм) вызывают зачастую противоположные характеристики особенностей творческого метода литераторов-либертенов. В-третьих, говоря о литературном либертинаже необходимо учитывать социальные, идеологические, философские аспекты вольномыслия. Наконец, изучение литературного либертинажа осложняется, с одной стороны, недостатком засвидетельствованных фактов, характеризующих особенности существования этого явления в литературном процессе. С другой стороны, многие документы, имеющие отношение к литературе либертинажа, остаются малодоступными. Это также относится к художественным текстам вольнодумцев. Произведения наиболее известных поэтов и писателей-либертенов - Т. де Вио, А. де Сент-Амана и некоторых других - можно найти в современных переизданиях собраний их сочинений и антологиях. Но при изучении менее популярных вольнодумных авторов исследователь часто ограничен несколькими стихотворениями, опубликованными в сохранившихся антологиях XVII века и, как правило, не вошедших в современные издания.

Данное диссертационное исследование посвящено литературному аспекту либертинажа в первой трети XVII столетия. Это первый период в развитии вольномыслия как идейного и художественного движения. На первое десятилетие века приходятся юношеские годы многих авторов-либертенов. В это время важнейшие для становления их личностей и творческих индивидуальностей традиции предыдущего века - века расцвета поэзии, представленной именами членов Плеяды, века, прославившего гуманистическую ученость, - корректируются особенностями социально-исторического развития Франции, вступающей в новый век и в Новое время в истории.

Второе десятилетие особенно важно для становления литературных и философских взглядов вольнодумцев. На формирование эстетических принципов либертинажа влияет деятельность Ф. Малерба по реформированию литературного языка и самой литературы. С другой стороны, творческий метод либертинажа определяется расцветом лирической поэзии барокко во многих европейских странах, прежде всего, в Италии и Испании. В 1615 году во Францию приезжает Марино, что «является датой в истории французской литературы» [22, 19]. Новый исторический этап, начавшийся для Франции в 1610 году (гибель короля Генриха IV), способствует развитию и укреплению вольнодумных умонастроений в атмосфере свободы, вызванной кризисом государственной и религиозной власти. Для идейного становления либертинажа имеет большое значение распространение в эти годы итальянской натурфилософии, в частности, пребывание во Франции итальянского философа-атеиста Ванини.

Третье десятилетие века является периодом зрелого творчества авторов-вольнодумцев. В это время их эстетическая позиция, выраженная в литературной программе Теофиля и некоторых других либертенов, получает подтверждение в художественной практике. Издаются три части «Поэтических произведений» Т. де Вио (1621, 1623, 1626), печатается первая редакция вольнодумного романа Ш. Сореля «Комическая история Франсиона» (1623), в коллективных сборниках и отдельно публикуются произведения других вольнодумцев. 1621-1622 годы представляют собой «апогей вольнодумного движения» [19, 257]. В первой половине третьего десятилетия века влияние либертинажа на жизнь французского общества имеет наиболее выраженный характер. В этот период именно в среде литераторов вольнодумные идеи проявляются особенно заметно. Середина двадцатых годов становится переломным моментом в развитии первого периода вольномыслия. Религиозная и государственная власть, стремясь восстановить свой авторитет, предпринимает решительные меры по борьбе с вольнодумством. Показательным примером наступления на свободную мысль является процесс Т. де Вио (1623-1625). С приходом к власти Ришелье (1624) начинается новый этап в жизни страны. По мнению А. Адана, в 1625 году либертинаж «побежден» [19, 404]. Однако, несмотря на смерть Теофиля в 1626 году, его произведения продолжают переиздаваться. Вольнодумные поэты и друзья Теофиля - Буаробер, Сент-Аман - хотя и разорвавшие отношения с ним во время процесса и внешне полностью покончившие со своим вольнодумным прошлым (к примеру, Буаробер становится одним из литераторов, пишущих для Ришелье), в своих произведениях демонстрируют верность эстетике и философии вольномыслия. Вольнодумная по содержанию и форме лирика продолжает существование в стихотворениях Воклена дез Ивето, Ф. Менара, Т. Л'Эрмита, Мальвиля, Г. Кольте и других поэтов, среди которых одни были друзьями и последователями Теофиля, другие, возможно, не знакомые с ним лично, испытали воздействие его идей. В конце двадцатых годов выходит на арену литературной жизни молодое поколение поэтов-либертенов - Ж.-В. де Барро, Ж. Скюдери, Ш. Вийон д'Алибре, Мере и другие. Их произведения начинают создаваться именно в этот период, когда художественное и идейное влияние либертинажа по-прежнему очень сильно.

Оригиналы текстов поэтов-вольнодумцев цитируются в основном по подготовленной Ж.-П. Шово «Антологии французской поэзии XVII века» (Paris, Gallimard, 1987), а также по составленной С. Бертьер и JI. Видаль «Антологии французской литературы XVII века» (Paris, Librairie Generale Franchise, 1993). Эти сборники были избраны как наиболее новые из доступных нам и достаточно разнообразно представляющие авторов интересующего нас периода. Некоторые вольнодумные тексты цитируются по антологии А. Адана «Либертены в XVII веке» (Paris, Buchet/ Chastel, 1986). Это единственное современное издание, в котором представлены отрывки художественных и философских текстов, отображающих основные вольнодумные идеи XVII столетия.

Творческое наследие Т. де Вио - крупнейшего представителя первого периода либертинажа - это лирические стихотворения, трагедия «Пирам и Тисба», отрывки из неоконченного прозаического произведения «Первый день», новелла на латыни «Larissa», личные письма на французском языке и латыни. Основное внимание уделяется его поэтическому творчеству. Что касается прозы Теофиля, нами привлекается некоторый материал, представляющий интерес в рамках темы, в целом же, вслед за рядом французских историков литературы повторим, что великолепная проза этого автора заслуживает отдельного внимания и ожидает своего исследователя.

Библиографическое изучение поэтического наследия Теофиля выполнено «восхитительно и полно» [19, 437] в книге I и III исследования Ф. Лашевра «Либертинаж в XVII веке» (I. 1909, v.2, pp. 257-295; III. 1911, pp. 128-129). A. Адан пополнил эту библиографию некоторыми переизданиями [19, 437-441].

Основным источником оригинальных поэтических текстов Теофиля в нашей работе являются «Поэтические произведения», опубликованные Ж. Стрейшером в серии «Французские литературные тексты». Первый том (1967) этого критического издания включает первую часть «Поэтических произведений», второй том (1958) содержит вторую и третью части. Это издание мы предпочли другим современным публикациям (Полное собрание сочинений в издании М. Аллона в серии «Bibliotheque Elzevirienne», т.1, 1856, т. 2, 1855; в издании Г. Саба, т. 1, 1984, т. 2, 1978, т. 3, 1979, т. 4, 1987); «Поэтические произведения» в издании Г. Саба в серии «Classiques Gamier», 1990) по следующим причинам. Во-первых, представляется наиболее удачным выбор первоисточников, сделанный и аргументированный Ж. Стрейшером [См.: 6, XVI-XVII]. Во-вторых, каждый том сопровожден комментариями издателя, который приводит существенно отличающиеся от базового издания варианты из других изданий. Издатель сохранил орфографию первоисточников, исправив лишь очевидные ошибки и добавив некоторые знаки препинания для облегчения чтения. Таким образом, мы имели возможность читать стихотворения Теофиля практически в том же виде, в каком их читали его современники. Следование орфографии базовых изданий также обеспечивает возможность более обоснованного анализа некоторых поэтических особенностей, которые могут исчезнуть при адаптации текста.

Проведение исследования по данной теме отвечает необходимости определить статус вольномыслия во французской литературе XVII века. Творческое наследие литературного либертинажа первой трети века представляет интерес ^сак для изучения в рамках отечественного литературоведения истории французской литературы XVII века, так и для исследования литературы барокко в европейских странах и, в частности, в Беларуси. Мы надеемся, что наша работа будет способствовать привлечению внимания специалистов и читателей-ценителей поэтического слова к образцам оригинального лирического выражения, представленным в малоизвестной у нас французской поэзии барокко, часть литературного наследия которого составляет практически неизвестная у нас поэзия либертинажа.

Основная часть диссертации состоит из четырех глав. В Главе 1 «Литературный либертинаж в исследованиях» рассматриваются основные этапы в изучении литературы вольномыслия, а также называются работы, важные для решения теоретических и практических проблем при исследовании темы. В Главе 2 «Историко-культурный контекст развития либертинажа во Франции в первой трети XVII века» характеризуется историческая и социальная обстановка в стране, исследуются мировоззренческие основы либертинажа, рассматривается положение, занимаемое либертинажем в литературной процессе времени, анализируется вольнодумная творческая теория и выявляются черты эстетики либертинажа. В Главе 3 «Человек и мир в поэзии либертинажа» проводится анализ поэтических произведений вольнодумцев, раскрываются содержательные особенности их лирики, прежде всего, философские представления о мире и месте в нем человека. Определяется также специфика поэтики литературного либертинажа, которая объясняет многие творческие открытия вольнодумцев, важные для дальнейшего развития французской литературы и, в первую очередь, поэзии. Глава 4 - «Индивидуальность в лирическом выражении Т. де Вио» - посвящена крупнейшему представителю литературного либертинажа первой трети XVII века. В главе анализируются произведения этого талантливого поэта, определяются основные черты его художественной манеры, изучается значение его идейной позиции для философского становления либертинажа, а также воздействие его эстетики и поэтики на развитие литературы того периода и на последующую французскую поэтическую традицию. Результаты исследования обобщаются в «Выводах».

Полный объем диссертации составляет 142 страницы. Список использованных источников состоит из 92 наименований и занимает 5 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Европы, Америки и Австралии», 10.01.05 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Европы, Америки и Австралии», Жак, Галина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Литературный либертинаж

Вольнодумные идеи, распространившиеся в первые десятилетия XVII века в различных слоях французского общества, оказали воздействие на все сферы духовной жизни страны.

Вольномыслие как умственное движение, проходящее через все столетие, в первой трети века активно развивается именно в литературной среде. Мировоззрение либертинажа - результат вольнодумного осмысления общественных, исторических, культурных реалий времени - отражается в литературных произведениях. Положения, общие для миросозерцания эпохи, в трактовках либертенов приобретают отличительные вольнодумные нюансы. Анализ творчества различных авторов подтверждает, что идейно-философская позиция целого ряда поэтов и писателей этого периода определяется вольномыслием.

Однако либертинаж имеет не только мировоззренческое значение для творчества Т. де Вио, А. де Сент-Амана, Буаробера, Т. Л'Эрмита, Г. Кольте, Ф. Менара, Ж. Валле де Барро, Ш. Вийона д'Алибре и других либертенов. Вольнодумные убеждения этих авторов оказали значительное влияние на их художественную программу. Высказанные в их произведениях литературные взгляды свидетельствуют о тесной связи творческой позиции либертенов с философией вольномыслия. Многие общие пункты в творческой программе различных авторов позволяют сделать вывод о существовании единой вольнодумной эстетики.

Произведения либертенов доказывают влияние вольномыслия не только на содержание, но и на поэтическую форму, подтверждая взаимозависимость и взаимопроницаемость философского смысла и поэтической техники в художественной манере вольнодумцев. Либертинаж представляет собой идейно-эстетический феномен в культурной жизни Франции и одно из течений в литературе первой трети века.

Существование либертинажа не ограничивается указанными хронологическими рамками. Рассматриваемый в нашем исследовании период является первым этапом в развитии литературного вольномыслия. После смерти Т. де Вио, несомненно, наиболее яркого и значительного представителя вольнодумства первой трети века, либертинаж не исчезает из литературного процесса. Вольнодумные традиции продолжаются авторами-либертенами из поколения Теофиля и более молодыми его друзьями и почитателями (А. де Сент-Аман, Буаробер, Т. Л'Эрмит, Ф. Менар, Ж. Балле де Барро и другие), а также воспринимаются и воплощаются в художественных произведениях литераторов, чья юность пришлась на 20-е годы (Ж. Скюдери, Мере, и другие).

Идейно-эстетические принципы вольномыслия первой трети века оказывают влияние на поэтов и писателей середины столетия, которые не могли помнить время «пылающего» вместе с Теофилем либертинажа, поскольку были тогда детьми или родились позже. Тридцатые - пятидесятые годы - это новый этап в развитии вольномыслия в целом, важный период в его идейно-философском оформлении (деятельность представителей «ученого вольномыслия» Гассенди, Ноде, Патена). Сирано де Бержерак является наиболее известным автором-либертеном нового поколения.

Во второй половине века литературное вольномыслие представлено именами Сент-Эвремона, Шапеля, мадам Дезульер, Д. Вераса, Г. де Фуаньи и некоторых других авторов. В литературной истории всего XVII века наблюдается не только преемственность вольнодумных настроений, но и эстетических взглядов, впервые провозглашенных литераторами-вольнодумцами второй половины 10 - 20-х годов.

Таким образом, значение творчества либертенов первой трети века заключается не только в его содержательном и художественном своеобразии, но и в его воздействии на дальнейшее развитие вольномыслия во французской литературе.

2. Либертинаж в литературном процессе первой трети XVII века

Литературный либертинаж является одним из течений французской барочной литературы. Барочная поэтика составляет общую основу художественного метода религиозных поэтов, прециозных авторов и вольнодумцев. Однако на барочное художественное сознание либертенов оказывает влияние философская концепция либертинажа, что объясняет особенности вольнодумной эстетики.

Принцип свободы творчества является одним из основных положений эстетической программы либертинажа. С одной стороны, он связан с культом воображения и фантазии, свойственным миросозерцанию и поэтике барокко. С другой стороны, вольнодумцы рассматривают свободу творчества как необходимое условие для воплощения в произведении индивидуальности, присущей каждому автору. Согласно барочному пониманию, изобретательный ум является свидетельством гениальности. Вольнодумное отрицание подражания соответствует художественному сознанию эпохи барокко. Однако в вольнодумной эстетике осуждение подражания связано с философскими идеями либертенов. Вольнодумцы отвергают любую имитацию, так как подражание разрушает индивидуальную природу каждого человека, препятствует истинному самовыражению. В эстетике либертинажа положение о следовании своей фантазии является преломлением в творческом сознании призыва «следовать своей природе». Таким образом, мировоззрение и философия определяют те нюансы, которые творческая позиция вольнодумцев вносит в эстетическое сознание эпохи барокко.

Несмотря на преобладание барочных тенденций в литературе первой трети века, несомненное воздействие на литературный процесс оказывает формирующаяся классицистическая доктрина. Реформа литературного языка, предложенная Ф. Малербом, и выработанные в его произведениях принципы обозначили тенденцию к современному поэтическому выражению, которая является основной особенностью развития французской литературы всего XVII века.

Более двух столетий эстетика либертинажа и классицизма представлялись как абсолютно противоположные. Однако творческая теория и практика вольномыслия подтверждает влияние не только барочных, но и классицистических принципов на эстетику и поэтику либертенов.

Во многих пунктах стилистики, риторики, метрики Т. де Вио является продолжателем Малерба. Авторы-вольнодумцы - «современные», прежде всего, в поэтическом языке. В творчестве Ф. Менара особенно наглядно просматривается совокупное влияние классицистической эстетики и идейно-художественной позиции либертинажа. Другие либертены также следуют принципам малербовской поэтики в некоторых своих произведениях. Вольнодумцы внесли свой вклад в теоретическое обоснование классицизма (работы Ш. Вийона д'Алибре, А. де Сент-Амана).

Основное отличие эстетики классицизма и либертинажа заключается в понимании самой сути поэзии. Теофиль, высказывая принципиальное согласие с Малербом в вопросах формы и языка, протестует против восприятия поэзии как версификации, когда единственной целью и основным содержанием творчества становится следование строгим стилистическим нормам. Поэт-вольнодумец растаивает на возвращении поэзии ее творческого содержания, определяемого не правилами, а вдохновением.

Вольнодумная концепция сущности поэзии продолжает в первой трети XVII века традицию предыдущего столетия. Понимая поэзию как свободный и гениальный акт, вольнодумцы развивают взгляды поэтов Плеяды на суть поэзии и критерии ее оценки. Эстетика либертинажа представляет альтернативу формальному подходу к поэтическому творчеству, характерному для литературных идей Малерба и его последователей.

3. Художественное освоение эпохи

В поэтическом образе мира, представленном в вольнодумной литературе, отражаются идеи, характерные для барочного миросозерцания. Поэзия либертинажа исполнена драматизма, присущего философскому и творческому сознанию XVII века. Вольнодумцы, как и другие авторы этого времени, выражают ощущения противоречивости мира, несовершенства действительности и человека, несоответствия между видимостью и сущностью явлений. Однако философско-художественная концепция либертинажа обусловила также наличие отличительных красок в вольнодумной картине мира.

Всеобщее движение и изменчивость в выражении вольнодумцев выступают не только как константы, характерные для миропонимания эпохи, но как основополагающий закон, необходимое и естественное условие существования мира и человека. Потому вольнодумные трактовки барочных мотивов «Бег времени», «Непостоянство» «Протей» лишены ощущения безысходности, свойственного интерпретации этих тем в лирике других барочных авторов. В понимании либертенов быстротечность жизни не исключает, а, напротив, усиливает привязанность к полноте бытия. Призрак неизбежной смерти, по мысли вольнодумцев, не должен отравлять человеческое существование.

Призыв к наслаждению объединяет вольнодумные трактовки названных мотивов с горациевым принципом «сагре diem». Именно в стихотворениях вольнодумцев в первой трети XVII века получает продолжение «галльская» линия в литературе, что проявляется в культивировании некоторых традиционных жанров, например, застольной песни. Лирика либертенов, прославляющая чувственные удовольствия, обогащает жизнерадостными красками барочную палитру. Значение вакхической и эротической лирики либертинажа также заключается в том, что она представляет собой один из этапов развития французской эпикурейской поэзии.

В вольнодумных трактовках темы судьбы, в отличие от произведений других барочных авторов, «рок» выступает не как домоклов меч неизбежного несчастья, а как реальность, с которой нужно считаться. Либертены признают, что жизнью человека управляет безжалостный Рок. Принять законы судьбы, по мысли либертенов, означает осознанно подчиниться объективно существующей необходимости. Судьба контролирует область прошлого, в котором нельзя ничего изменить, и будущего, в которое властный рок может всегда внести коррективы. В своих произведениях вольнодумцы основное внимание концентрируют на настоящем, ибо именно в этом временном плане у человека больше всего возможностей совершать самостоятельные поступки. Проживаемое мгновенье -вот чем в полной мере обладает человек, и в его власти наполнить этот миг радостью, поэтому вольнодумные интерпретации мотива «рок» отличаются от трактовок этой темы в произведениях других барочных поэтов жизнеутверждающим пафосом.

С вольнодумным пониманием судьбы связаны особенности разработки в лирике либертинажа жанра «утешения», распространенного в поэзии этого периода. Выражая соболезнования, вольнодумцы строят утешающие доводы не только на смирении и разуме, как религиозные поэты или авторы-классицисты, а на необходимости вновь обрести счастье.

Подобно другим барочным авторам либертены выражают тщетность многих усилий человека. Однако, интерпретируя известный барочный мотив «vanitas», вольнодумцы считают напрасным не человеческое существование вообще, а стремление людей к обладанию ложными благами. По мысли либертенов, богатство, власть, слава не стоят времени и сил, которые человек тщетно теряет на их достижение. Разрабатывая мотивы «Жизнь есть игорный дом», «Жизнь есть сон», «Жизнь есть театр», литераторы-либертены демонстрируют обманчивость культивируемой в обществе иерархии ценностей.

В произведениях вольнодумцев представлена критика различных аспектов социальной действительности, в чем проявляется гражданская и патриотическая позиция вольномыслия. Сатира и сарказм в изображении современного общества и подчиненного его законам человека свидетельствуют о продолжении в лирике либертинажа традиций сатирической поэзии.

Либертены, не будучи в большинстве случаев в подлинном смысле слова атеистами, в своих произведениях крайне редко отрицают Бога. Их позиция в вопросах веры подтверждает направленность против официальных религиозных ценностей.

В произведениях либертенов по отношению к божественной сущности часто употребляется форма множественного числа. Языческие боги и божества в лирике либертинажа свидетельствуют не только о влиянии мифологии, но и о пантеистических взглядах вольнодумцев. Поэты-либертены создают собственные культы», выражая готовность преклоняться перед Бахусом или Непостоянством, природой или очами любимой. О том, что подобные трактовки божественного воспринимались в то время не только как поэтические вольности, свидетельствует процесс Т. де Вио, на котором строчки из стихотворений приводились обвинителями поэта как доказательство его преступления перед Богом.

Религиозные воззрения либертенов в большинстве случаев основываются на деизме. Деистические представления вольнодумцев проявляются в том, что в их произведениях Богу чаще всего отводится функция Творца, создавшего мир и остающегося безразличным к его дальнейшей судьбе. Христианский Бог редко изображается либертенами. Зато насмешки над элементами христианского культа в вольнодумных стихотворениях часто перерастают в богохульные утверждения. На фоне глубоко религиозных произведений поэтов «католического Возрождения» и протестантского барокко, с одной стороны, и расцвета мистической лирики, с другой, либертинаж представляет свое постижение роли божественного в мироздании и жизни человека, важное для изучения миропонимания эпохи во всей полноте.

В своих произведениях вольнодумцы воспевают мир, созданный, согласно философской концепции либертинажа, чтобы приносить человеку радость. Именно в наследии представителей литературного либертинажа представлены образцы описательной поэзии, которые практически не встречаются у других авторов не только первой трети века, но и всего столетия. Вольнодумные интерпретации барочного мотива «уединение» содержат великолепные пейзажные зарисовки, которые дополняют поэтический образ мира свежими и насыщенными красками.

4. Особенности творческого метода литературного либертинажа

По мысли Ю. В. Виппера, творческое воплощение жажды открытия новых форм поэтической выразительности присуще художественным исканиям барокко в целом [См.:73, 156]. Творчество либертенов обогащает литературное наследие французского барокко в области стиля, жанра, ритмико-мел одической организации стиха, образной системы. Открытия авторов-вольнодумцев в области формы объясняются особенностями идейно-эстетической позиции литературного либертинажа.

Либертены наполняют оригинальным содержанием традиционные барочные приемы. Поэтический принцип «discordia concors» в произведениях многих либертенов передает не ощущение противоречивости мира, а воплощает естественность и закономерность «схожести несхожего». Формальный прием «Протей» выражает не только изменчивость и неуловимость предметов и явлений, а их взаимосвязь. Оригинальное использование вольнодумцами мифологических элементов является следствием пантеистических взглядов. Либертены «оживляют» застывший мифологический мир, они используют мифологические образы наряду с реальными, что передает вольнодумную идею животворящих сил природы и многообразия форм, составляющих мир.

Натурфилософская концепция либертинажа влияет на появление в творческом методе вольнодумцев новаторских элементов художественного изображения. Понимание единства природы и человека приводит к частому использованию пейзажа. В вольнодумной поэзии возможности эмблемно-аллегорического барочного пейзажа дополняются стремлением описывать настоящую «живую» натуру. Связь описательности и психологизма в творчестве либертенов сближает литературное наследие вольнодумцев с произведениями поэтов-романтиков XIX века. С помощью пейзажа либертены часто передают внутреннее состояние лирических героев своих произведений. Вольнодумные «пейзажи души», отличающиеся тонкой образностью и музыкальностью, позволяют провести параллель между открытиями либертенов и манерой поэтов-импрессионистов.

Поэтическая манера вольнодумцев отличается ярко выраженным спонтанным началом. Это качество, воспринимаемое классицистическим вкусом как стилистическая невыдержанность, в ряде случаев придает поэтическому выражению либертенов разнообразие и жизненность, что выгодно отличает вольнодумную манеру от однообразия стиля тех, кому принадлежность к «школе» предписывала соблюдать правила и следовать образцу.

У либертенов нередко в рамках одного произведения поворот темы сопровождается сменой тональности, мелодики, метрики, что делает лирику вольнодумце не только тематически, но также стилистически и ритмически богаче поэзии классицистов и представителей других барочных течений, к примеру, поэтов прециозной школы.

Индивидуализм, характерный для философских и творческих взглядов либертинажа, придает манере вольнодумцев личностность. Как правило, либертены используют выражение от первого лица. Направленность поэзии вольнодумцев проявляется во внешней и внутренней адресности их произведений. Это объясняет особое внимание, уделяемое вольнодумцами жанру стихотворного послания и элегии. Именно в творчестве представителей либертинажа, прежде всего, в лирике Т. де Вио поддерживаются и развиваются традиции элегического выражения. Элегии и послания Теофиля вносят значительный вклад в жанровое разнообразие французской поэзии этого периода и оказывают влияние на укрепление в ней лиризма и искренности.

Лозунги свободы мысли и творчества определяют широкий спектр формально-поэтических поисков либертенов. Не случайно, что среди многообразия поэтического выражения первой трети XVII века именно в манере вольнодумцев обнаружили близость к своим идейно-эстетическим устремлениям романтики и символисты, импрессионисты и сюрреалисты. Основное значение наследия литературного либертинажа для дальнейшего развития французской поэзии, на наш взгляд, заключается в том, что в XVII столетии именно в творчестве либертенов воплотилось извечно присущее подлинной поэзии стремление к новым, неведомым способам высказать мысль и чувство.

5. Философское содержание творчества либертенов

Литературный либертинаж первой трети XVII не был лишь проявлением жизнелюбия и жажды свободы. Основные положения вольнодумной философии в этот период формируются и выражаются в литературных произведениях либертенов. Вольнодумцы оставили в своих стихотворениях глубокие раздумья о человеке и его положении в мире. Стихотворения либертенов первой трети века являются одними из тех немногих зафиксированных источников, по которым можно судить о вольнодумных теориях.

Принципиально важной для либертинажа является идея независимости мысли. В своем творчестве вольнодумцы утверждают не только возможность, но и необходимость иметь собственное мнение и думать самостоятельно. Вольнодумное отрицание авторитетов, в эстетике проявившееся в требовании права на свободу творчества, а в поэтике - в спонтанности художественной манеры и в поисках нетрадиционных средств выразительности, отразилось также в философском и интеллектуальном содержании лирики либертинажа.

Поэты-либертены используют сомнение в качестве одного из наиболее эффективных средств анализа действительности и человека. Выражаемый в вольнодумных стихотворениях скептицизм в вопросах веры получит обоснование в трудах либертенов-эрудитов второй трети и середины века (Гассенди, Ноде, Патен). На вольнодумные интерпретации тем и мотивов, характерных для поэзии барокко, оказывает влияние натурфилософская концепция. Во многом благодаря поэтическому выражению основные ее положения, в особенности моральный призыв «следовать природе», получили широкое распространение в сознании того времени и стали впоследствии предметом дальнейшего осмысления у философов-вольнодумцев.

В произведениях либертенов первой трети века передаются многие эпикурейские тезисы, что способствовало распространению философии Эпикура и ее влиянию на мировоззрение эпохи. В трудах представителей «ученого вольномыслия» середины века эпикурейская философия станет объектом серьезного изучения и разъяснения.

В ряду воспеваемых вольнодумцами ценностей почетное место занимают удовольствия ума, среди которых важнейшие - «учеба» и «знание». Литераторы-либертены прославляют разум, освобожденный от общих заблуждений, как преимущество мудреца. Одной из задач философии вольномыслия середины и второй половины века будет выработка методологических принципов разоблачения суеверия и поиск критериев истинности познания. Стремление к свободе суждения, получившее творческое воплощение в произведениях поэтов-вольнодумцев первой трети века, повлияло на осмысление этой проблемы в деятельности либертенов-эрудитов и было важно для философского оформления либертинажа.

Наследие либертинажа имеет социальную и культурную значимость. В произведениях поэтов-либертенов представлена жизненная позиция, возвращающая человеку уверенность в своей значимости и ценности. В стихотворениях вольнодумцев человек представлен не только как слабое существо, участь которого в полном опасностей мироздании - неизбежная гибель. Согласно натурфилософским убеждениям вольнодумцев, человек изначально наделен лучшими качествами, и многое в его существовании зависит от его воли. В способности мыслить, чувствовать, совершать осознанные поступки вольнодумцы видят реальные преимущества человека. Конформизму, к которому толкает социальная действительность, и смирению, которого требует христианская вера, либертены противопоставляют умение оставаться собой.

Вольномыслие предлагает собственную шкалу ценностей, отличную от той, что предлагают общество и церковь. Стремлению к богатству, знатности, славе поэты-либертены предпочитают уединенную жизнь, посвященную наслаждению ума, чувств и чувственности. Вместо подчинения чужой воле вольнодумцы предлагают человеку реализовать собственную индивидуальность.

Жизненное кредо либертинажа представляет собой духовную оппозицию давлению официальной религии и укрепляющейся государственной машины. Отметим, однако, что провозглашенный либертинажем жизненный идеал имеет характер этической альтернативы и не проявляется в формах активного сопротивления государственной и религиозной власти. Одно из достоинств вольнодумной позиции в том, что либертены не стремятся навязать свое кредо, признавая право каждого человека на самостоятельный выбор.

6. Поэтическое наследие либертинажа и XX век

Вновь открываемые произведения авторов далекой эпохи дают возможность не только наблюдать оригинальные поэтические миры, изучение которых позволяет углубить знание литературного наследия прошлого. Мы считаем, что мироощущение первой трети XVII века близко восприятию мира в наше время. Поворот в сознании, вызванный социальными и другими катаклизмами последних десятилетий нашего века, сопровождается, как и три столетия назад, крушением идеалов. Современный человек нуждается сегодня в том, чтобы «найти опору в этом мире». Особенно актуальными в наше время являются идеи внимания к внутреннему миру каждого человека и ценности индивидуального, которые были восприняты либертинажем у гуманистической традиции Возрождения и переосмыслены в соответствии с новыми реалиями эпохи. Несомненный интерес представляет также наблюдаемая общность эстетической позиции литераторов-либертенов и современных авторов в стремлении, отвергая авторитеты, искать новых способов словесной выразительности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Жак, Галина Михайловна, 2000 год

1. Художественные тексты

2. Antologie de la Litterature franchise. XVII siecle / Composee par S. Bertiere et L. Vidal. P.: Librairie Generate Fran9aise, 1993. - 796 p.

3. Antologie de la poesie amoureuse de Г age baroque. 1570-1640 / Introduction, choix de textes, notices et notes de G. Mathieu-Castellani. P.: Librairie Generate Franfaise, 1990. - 477 p.

4. Antologie de la poesie franchise du XVII siecle / Edition de J.-P. Chauveau. P.: Gallimard, 1987. - 50 lp.

5. Antologie des poetes frant^ais du XVII siecle / Edition de A. Dumas. P.: Delagrave, 1933. -340 p.

6. Les libertins du XVII siecle / Par A. Adam. P.: Buchet-Chastel, 1986. - 328 p.

7. Viau Th. de. Oevres poetiques / Edition critique par J. Streicher *. 2 vol:V.I, ^ Premiere partie. Geneve / Lille, Droz / Giard, 1951. 215 p.

8. Viau Th. de. Oevres poetiques / Edition critique par J. Streicher: 2 vol.V.H, i Seconde et Troisieme parties. Geneve / Paris, Droz / Minard, 1958. 233 p.

9. Viau Th. de. Oevres completes / Edition critique par G. Saba. P. / Roma, Nizet / Edizioni dell'Ateneo;4 vol.i I, 1984; II, 1978, III, 1979; IV, 1987.

10. Бодлер Ш. Цветы Зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М.: Высшая школа, 1993.

11. Европейская поэзия XVII века. М.: Худ. лит-ра, 1977. - 927 с.

12. Западноевропейский сонет (XIII XVII века): Поэтическая антология / Сост. А. А. Чашеев и др. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 496 с.

13. Кудинов М. Из французской поэзии // Новый мир. 1977. - N 2. - С. Lli-L8l.

14. Монтень М. Опыты. -М.: Правда, 1991. 656 с.

15. Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. М.: Правда, 1990,- 592 с.

16. Таллеман де Рео Ж. Занимательные истории. Л.: Наука, 1974. - 316 с.

17. Хрестоматия по французской литературе XVII века / Сост. Т. Г. Хатисова. Л.: Просвещение, 1975.1. Критические исследования

18. Adam A. Histoire de la litterature franchise au XVII siecle. T.l, L'Epoque d'Henri IV et de Louis XIII. P: Domat, 1948. - 615 p.

19. Adam A. // Preface a Les libertins du XVII siecle P.: Buchet-Chastel, 1986. - P. 7-31.

20. Adam А. ТЬёорЬ11е de Viau et la libre pensee frarn^aise en 1620. Geneve: Slatkine Reprints, 1966. - 480 p.

21. Ambiana S. Themes et formes dans les oevres poetiques de Th. de Viau: une etude de structure. These 3 cycle, Litt. Frantpaise, Univ. Bordeaux III, 1976, dactil. - 333 p.

22. Bernardin N.-M. Hommes et moeures au XVII siecle. P.: Societe frant^aise d'impremerie et de librairie, 1990. 360 p.

23. Cart A. La poesie fran<?aise au XVII siecle (1594-1630). P.: Boivin et С , 1939.- 248 p.

24. Chauveau J.-P. Preface a Antologie de la poesie frant^aise du XVII siecle. P.: Gallimard, 1987. - P. 9 - 35.

25. Chedezeau B. Le baroque. Nancy: Nathan, 1989. - 253 p.

26. Cohen G. Les ecrivains franfjais en Hollande dans la premiere moitie du XVII siecle. La Haye: M. Nijhoff; P.: Champion, 1921. - 756 p.

27. Colombey Em. Les poetes de cabaret // Ruelles, salons et cabarets. P. 1858.-P. 73 - 132.

28. Dauzat A. La preparation de la lange classique // Le preclassicisme franipais. P.: Les cahers du Sud, 1952. P. 101 - 114.

29. Dubois C.-G. Le Baroque. -P, 1973.

30. Faguet E. Theophile de Viau // Faguet E. Histoire de la poesie frant^aise de la Renaissance au Romantisme; 5 vol. Vol. II. P.: Boivin, s. d. - P. 129 - 199.

31. Falicki J. Autot61isme dans la poesie franf^aise. Epoque du manierisme et le XX siecle // Acta Universitatis Wratislaviecsis. N 215. Romanica Wratislaviensia. T. 10.-Wroclaw, 1974.- 119 p.

32. Gautier Th. Les Grotesques. P.: M. Levy, 1853. - P. I - XV. - 402 p.

33. Guerre P. Pouvoir et poesie // Le preclassicisme frantpais. P.: Les cahers du Sud, 1952.-P. 79 88.

34. Heriot E. Les livres du second rayon. Irreguliers et libertins. P.: Le livre, 1926.- 404 p.

35. Idees et doctrines litteraires du XVII siecle / Par F. Vial, L. Denise. P.: Delagrave, 1906.-294 p.

36. Kamwa A.-E. Les metamorfphoses de la liberie: libertinage et baroque chez Th. de Viau // DAI. 1993. - Vol. 53. - N 10. 3547-A.

37. Lachevre F. Le Catechisme des libertins du XVII siecle // Voltaire mourant. P.: Champions, 1908. - P. 99 - 110.

38. Lachevre F. Le libertinage au XVII siecle. III. Une seconde revision des oevres du poete Th. de Viau, publiee en 1633 par Esprit Aubert. P.: Champion, 1911. -148p.

39. Lachevre F. Le libertinage au XVII siecle. VII. Melanges. P.: Champion, 1920.- 316 p.

40. Lachevre F. Le Prince des libertins du XVII siecle Jaques Vallee des Barreaux. Sa vie et ses poesies. P.: H. Leclerc, 1907. 265 p.

41. Lafay H. La poesie franfaise du premier XVII siecle (1598 1630). - P.: Nizet, i 1975.- 603 p.

42. Lafay H. Le premier XVII siecle poetique: aux sources de la modernite // Destins et enjeux du XVII siecle. P.: Presse Universitaires de France, 1985. - P. 271 -279.

43. Lassalle J.-P. Meynard et Th. de Viau // Cahiers Maynard. 1987. N 16. - P. 40 -42.

44. Leiner W. Theophile reedite // Papers of French XVII th century Literature. -1986. Vol. XIII. N 25. - P. 67 - 74.

45. Magne E. La vie quotidienne au temps de Louis XIII. P.: Hachette, 1942. - 254 P

46. Manuel R. La musique au siecle de Louis XIII // Le preclassicisme franfais. P.: Les cahers du Sud, 1952. - P. 89 - 98.

47. Matheu-Castellani G. Mythes de l'Eros baroque. P.: Presses Universitaires de France, 1981.-255 p.

48. Matheu-Castellani G. Pygmalion et Narcisse / Antologie de la poesie amoureuse de l'age baroque. 1570-1640. P.: Librairie Generale Franfaise, 1990. - P. 5 - 38.

49. Mongredien G. La vie litteraire au XVII siecle. P.: Tallandier, 1956. - 443 p.

50. Pages G. Naissance du Grand siecle. La France de Henri IV a Louis XIV. P.: Hachette, 1948. - 224 p.

51. Perrens F. Les libertins en France au XVII siecle.- P.: Leon Chailley, 1896. 4161. P

52. Pintard R. Le libertinage erudit dans la premiere moitie du XVII siecle. P.: Boivin etC , 1943. - 765 p.

53. Pintard R. Les problemes de l'histoire du libertinage. Notes et reflexions // XVII siecle. 1980. - N 127. - P. 132 - 161.

54. Raymond M. Baroque et renaissance poetique. P.: Jose Corti, 1985. - 167 p.

55. Reynold G. de. Synthese du XVII siecle. La France classique et l'Europe baroque. P.: Editions du conquistador, 1962. - 316 p.

56. Rizza C. La tragedie de Pasiphae (1627), entre Baroque et Libertinage // Papers of French XVII th century Literature. 1986. - Vol. XIII. N 25. - P. 53 - 67.

57. Rohou J. Histoire de la litterature franchise du XVII siecle. P.: Nathan, 1989. - 383 p.

58. Rousset J. La litterature de l'age baroque en France. Circe et le paon. P.: Jose Corti, 1954.-316 p.

59. Saba G. Les «epttres en vers» de Th. de Viau // Travaux de litterature. 1994. - N VII.-P. 103 - 118.

60. Saba G. Introduction a Oevres poetiques de Theophile de Viau, P.: Bordas, 1990. -P.I- LXXXI.

61. Sabatier R. Histoire de la poesie franfaise. P.: Albin Michel, 1975. - 367 p.

62. Strzalkowa M. Francuska liryka barokowa // Zeszyty naukowe Uniwersytetu Jagiellonsk., 83, Prace historycznolieterackie. Zeszyt 7.- Krakow: Nal. Uniwers. Jagellonsk., 1964. - 121 s.

63. Strzalkowa M. Saint-Amant. Poete du baroque franfais // Towarzystwo w Toruniu. Prace wydzialu filologiczno-filozoficznego. Tom IV. Zeszyt 3.- Torun, ^ 1955.- 113 s.

64. Tardieu J. Etienne Durand, poete supplicie // Le preclassicisme fran9ais. P.: Les cahers du Sud, 1952. P. 189 - 195.

65. Tortel J. Quelques constantes du lirisme preclassique // Le preclassicisme franfais. P.: Les cahers du Sud, 1952. P. 123 - 161.

66. Tournand J.-Cl. Introduction a la vie litteraire du XVII siecle. P.: Bordas, 1984.- 191 p.

67. Van Tighem F. Les influances etrangeres sur la litterature franchise (1550 -1880). P.: Presse universitaires de France, 1961. - 275 p.

68. Zuber R. La litterature franchise du XVII siecle. P.: Presse universitaires de France, 1993.- 128 p.

69. Андреев JI. Г., Козлова Н. П., Косиков Г. К. История французской литературы. М.: Высш. шк., 1987. - 542 с.

70. Барокко в авангарде авангард в барокко: Тез. и материалы конф., Москва, дек. 1993.-М., 1993.- 56 с.

71. Бондарев А. Авантюрный мир «Франсиона» // Сорель Ш. Правдивое комическое жизнеописание Франсиона. М.: Правда, 1990. - С. 5 - 22.

72. Большаков В. П. Французская драматургия первой половины XVII века и мировоззрение Нового времени: Учеб. пособие / М-во Рос. Фед.- Орехово-Зуево: Орехово-Зуев. пед. ин-т, 1992. 130 с.

73. Виппер Ю. Б. О разновидностях стиля барокко в западноевропейских литературах XVII века // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М.: Худ. лит-ра, 1990. С. 147 - 159.

74. Виппер Ю. Б. Превратности посмертной судьбы поэта // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М.: Худ. лит-ра, 1990. С. 159 - 171.

75. Виппер Ю. Б. Поэзия барокко и классицизма // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история. М.: Худ. лит-ра, 1990. С. 79 - 108.

76. Виппер Ю. Б. Формирование классицизма во французской поэзии XVII века. М.: Изд-во МГУ, 1967. - 543 с.

77. Виппер Ю. Б., Самарин Р. М. Курс лекций по истории зарубежных литератур XVII века. М.: Изд-во МГУ, 1954.

78. Женет Ж. Об одном барочном повествовании // Женет Ж. Фигуры: В 2т. Т 1.М.: Изд-во Сабашниковых, 1998.-С. 391-412.

79. Золотов Ю. К. Пуссен и вольнодумцы // Советское искусствознание. 1978. - Вып. 2. - М.: Сов. Художник, 1979.-С. 123-171.

80. История всемирной литературы: В 9 т. Т. 4. М.: Наука, 1987.

81. История французской литературы: В 4 т. Т. 1. M.-JL: Изд-во АН СССР, 1946.

82. Лансон Г. История французской литературы. М.: Изд-во тип. А. И. Мамонтова, 1897.

83. Лихачев Д. С. Сады барокко // Лихачев Д. С. Поэзия садов. М.: Наука. 1982.-С. 70- 82.

84. Михайлов А. В. Поэтика барокко: завершение риторической эпохи // Историческая поэтика. -М., 1994. С. 326 - 391.

85. Морозов А. А. «Маньеризм» и «барокко» как термины литературоведения // Русская литература. 1966, N 3. - С. 28 - 43.

86. Поршнев Б. Ф. Святые и либертины // Поршнев Б. Ф. Мелье. М.: Молодая гвардия, 1964.-С. 101-124.

87. Ренессанс. Барокко. Классицизм: Проблема стилей в западноевропейском искусстве XV XVII веков. - М.: Наука, 1966. - 348 с.

88. XVII век в мировом литературном развитии. М.: Наука, 1969. - 500 с.

89. Сент-Бев Ш. Пьер Корнель // Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М.: Худ. лит-ра, 1979. -С. 47-66.

90. Синило Г. В. Маньеризм и барокко в искусстве и литературе западной Европы конца XVI и XVII века. Мн.: Ротапринт, 1991.-23 с.

91. Смирнов А. А. Шекспир, Ренессанс и барокко // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.-Л.: Худ. лит-ра, 1965. - С. 181 - 206.

92. Софронова Л. А. Человек и картина мира в поэтике барокко и романтизма // Человек в контексте культуры: Славянский мир. М.: Индрик, 1995. - С. 83 -92.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.