Личность, общество и политика в концепции "персоналистического солидаризма" С.А. Левицкого: 1908-1983 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.01, кандидат политических наук Магомедбеков, Мартын Залбекович

  • Магомедбеков, Мартын Залбекович
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.01
  • Количество страниц 163
Магомедбеков, Мартын Залбекович. Личность, общество и политика в концепции "персоналистического солидаризма" С.А. Левицкого: 1908-1983: дис. кандидат политических наук: 23.00.01 - Теория политики, история и методология политической науки. Москва. 2008. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Магомедбеков, Мартын Залбекович

Введение.3-

Глава 1. Идейные истоки концепции С.А. Левицкого и основы его мировоззрения.14

§ 1.1. Жизненный и творческий путь С.А. Левицкого в контексте истории русской послеоктябрьской эмиграции.14

§ 1.2. Идейные истоки и предпосылки концепции «персоналистического солидаризма» в зарубежной мысли.28

§ 1.3. Отечественные философы-солидаристы — идейные предшественники С.А. Левицкого.50

§ 1.4. Философско-религиозные основы политической концепции С.А. Левицкого.66

Глава 2. Концепция С.А. Левицкого: теоретико-политологические аспекты.86

§ 2.1. Проблема свободы личности и общественной солидарности в персоналистическом солидаризме» С.А. Левицкого.86

§ 2.2. Проблематика демократии, тоталитаризма и национализма в концепции С.А. Левицкого.107

§ 2.3. «Персоналистический солидаризм» и эволюция идейных установок Народно-Трудового Союза.127

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личность, общество и политика в концепции "персоналистического солидаризма" С.А. Левицкого: 1908-1983»

Актуальность темы исследования. Происходящий сегодня в России процесс общественной трансформации влечет за собой определенные изменения и в системе общественных ценностей. Вопрос стоит не только о пересмотре (в каких-то пределах) содержания духовно-культурных основ общества, но и о путях их возможного дальнейшего развития. Технологическое развитие современной цивилизации, глобальная информационная взаимосвязанность человечества опережают социально-политическое и нравственно-духовное развитие общества. Одной из наиболее важных проблем в этой ситуации становится формирование системы ценностей, которая бы предполагала гармонию личных и общественных интересов.

Для современного состояния российской цивилизации как следствия разрушения устоявшихся политических и духовных ценностей характерна неопределенность дальнейшего пути развития общества в его стратегически важных чертах. С этим связаны и попытки поиска личностью нового уклада жизни в складывающейся социокультурной среде.

В условиях глубокой общественной трансформации необходимым оказывается определенный пересмотр сложившихся до этого духовных оснований жизни общества. Сегодня «не работает» коллективизм советского типа, а также расчет на государство во всех важных вопросах жизни общества. В то же время ничего не дает попытка «перевести» общество на рельсы западного индивидуализма, личной выгоды как главной движущей силы общественной активности людей.

Все эти обстоятельства обусловливают актуальность изучения политических идей выдающихся представителей русской общественной мысли, обращавшихся к проблеме общественной солидарности. И, в частности, вновь становятся актуальными идейные поиски в направлении «персоналистического солидаризма», сочетания индивидуальной свободы с общественной солидарностью, особенно характерные для творчества Сергея Александровича Левицкого (1908-1983).

Актуальность изучения политического наследия С.А. Левицкого обусловлена и тем, что его политические идеи, часто разбросанные по небольшим статьям, до сих пор во многом остаются неизвестными широкому кругу читателей, не востребованными в политической практике современной России.

Ряд оригинальных работ С.А. Левицкого, раскрывающих теоретические истоки органического мировоззрения, существо политической свободы и ответственности, демократии, социализма; трудов, посвященных политическому наследию А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского и др., просто оказались в забвении. Данное диссертационное исследование является также попыткой преодолеть и это обстоятельство.

Идеал служения обществу, концепция соборности, социальной солидарности и персонализма, идея общества, гарантирующего социальную справедливость и свободу отдельной личности, - все то, о чем С.А. Левицкий много писал в середине XX века, - представляет, на наш взгляд, несомненную ценность как для теории, так и для политической практики современной России.

Степень научной разработанности темы исследования. Несмотря на некоторый интерес, появившийся, особенно в последнее время, в России к С.А. Левицкому, его политическими идеями ученые до сих пор практически не занимались, основательных научных исследований его политического творчества в нашей стране пока не существует. Относительный интерес к нему обусловлен скорее всеобщим вниманием к идейному наследию русского зарубежья в целом. Слабая разработанность заявленной тематики объясняется также и тем, что идеи мыслителя стали в определенной части доступны читателю разве что с середины 90-х гг. XX века, после издания в России его главных трех книг1. Основная же часть научных и публицистических трудов Левицкого публиковалась за рубежом в виде статей и разбросана по различным изданиям русского зарубежья, многие из которых стали библиографической редкостью. Различного рода работы, касающиеся научного наследия Левицкого, в виде коротких статей были опубликованы в эмигрантских изданиях «Посев», «Грани», «Мосты», «Новый журнал», «Вольная мысль», «Русская мысль», «Новое русское слово», «Русское возрождение», «Эстония», «За Россию» и др.

Научным наследием мыслителя занимались главным образом российские эмигранты, такие, как Р.Н. Редлих2, А. Седых3, В. Киселев4, В. Самарин5, С.

6 7

Исаков , Т. Бернацкая-Иванс и др., в то время как в России изучению его идей п посвятил несколько работ лишь В.В. Сапов . Особо стоит отметить работу В.В. Сапова, посвященную жизнеописанию С.А. Левицкого, где собран богатый биографический материал о его детстве, юношестве, студенческих годах, его научных интересах и нелегкой эмигрантской судьбе. Работы указанных авторов носят в основном научно-публицистический характер и чаще всего касаются биографии или некоторых аспектов его философских идей. Определенный интерес в смысле изучения политических идеалов

1 Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». М., 1995; Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995; Левш/кий С.А. Очерки по истории русской философии. В 2 т. М., 1996. В 2008 г. благодаря стараниям В.В. Сапова впервые в России вышел обширный том избранных произведений мыслителя (Левицкий С.А. Трагедия свободы: избранные произведения. М., 2008. - 992 е.), однако ряд важных работ Левицкого по философско-политической проблематике в него, к сожалению, не вошли.

2 Р.Н. Редлих посвятил изучению идей Левицкого следующие работы: Редлих Р.Н. Что такое персоналистический солидаризм по С.А. Левицкому. Посев, 1974; Редлих Р.Н. Два тома сочинений С.А. Левицкого // Посев, № 5, 1996; Редлих Р.Н. Размышления солидариста об идеологии и партийности // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси, 1991; Редлих Р.Н. К кончине С.А. Левицкого // Посев № 11 (1318), ноябрь 1983; Редлих Р.Н. Последний или первый? // Посев, № 6, 1993; Редлих Р.Н. С.А. Левицкий - философ-солидарист. Посев, Франкфурт-на-Майне, 1972.

3 Седых А. Памяти С.А. Левицкого // Новое русское слово. 1984.

4 Киселев В., прот. Памяти старого друга //Русское возрождение. 1983, № 21.

5 Самарин В. Русский философ (К 75-летию С.А. Левицкого) // Единение. 1983,•№ 34, 26 авг.

6 Исаков С.Сергей Александрович Левицкий // Эстония, 1995, № 83, 11 апр., С. 4

7 Бернацкая-Иванс Т. «Загадка человеческой личности» [о лекции С.А. Левицкого] // Новое русское слово, Париж, 1977, май.

8 Сапов В.В. Мировоззрение свободы (о жизни и творчестве С.А. Левицкого) // Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003; Сапов В.В. «Единственный мост» (Сергей Левицкий и философия русского солидаризма) // Социологические исследования. 1991, №4, СЛ23-129;Сапов В.В. С.А. Левицкий // Русская философия. Словарь. М., 1995, С. 255-256; Сапов В.В. СЛ. Левицкий // Новая философская энциклопедия. М., 2001, т. 2 С. 380-381; Сапов В.В. Левицкий Сергей Александрович // Русская философия. Энциклопедия / Под общ. ред. М.А. Маслина. М., 2007.

Левицкого представляют различного рода программные документы и статьи членов Народно-Трудового Союза1, касающиеся идеологии. Здесь необходимо особо выделить Р.Н. Редлиха, посвятившего довольно большое количество трудов исследованию всего творчества Левицкого в связи с его жизнью и деятельностью. Особое значение имеют работы Р.Н. Редлиха «Что такое персоналистический солидаризм по С.А. Левицкому»2, «С.А. Левицкий -философ-солидарист»3 и «Два тома сочинений С.А. Левицкого»4, которые имеют целью познакомить читателя с философскими и политическими идеями мыслителя. В этом смысле интерес представляет также и работа В.В Сапова5.

Левицким же как политическим мыслителем исследователи занимались пока сравнительно мало. Между тем в мировоззрении С.А. Левицкого как в зеркале отразилась трансформация духовного облика значительной части русской эмигрантской интеллигенции середины XX века, а его социально-философское творчество легло в основу целого направления русской общественно-политической мысли, так называемого «персоналистического солидаризма». О слабой научной разработанности темы свидетельствует также и то, что до сих пор ни о философских идеях, ни о политическом идеале С.А. Левицкого не было защищено ни одной диссертационной работы.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основная цель исследования - на основе изучения всего философско-политического наследия С.А. Левицкого выявить существо политических идей мыслителя и

1 Народно-Трудовой Союз (НТС) - общественно-политическая организация российских солидаристов, начало которой положило новое поколение белой эмиграции в 1930 году в Белграде (Югославия). Эта молодежь стремилась бороться с советской властью «не оружием, а идеями и воспитанием собственного характера» для подготовки национальной революции. Основой ее политической программы являются: твердая центральная власть, надклассовая и надпартийная; обеспечение личных свобод и равенство всех перед законом; свобода экономических отношений и частная собственность (прежде всего, на землю); национально-государственные интересы во внешней политике.

2 Что такое персоналистический солидаризм по С.А. Левицкому. Сост. Р.Н. Редлих. Франкфурт-на-Майне, 1974.

3 С.А. Левицкий - философ-солидарист. Сост. Редлих Р.Н. Франкфурт-на-Майне, 1972.

4 Редлих Р. Н. Два тома сочинений С.А. Левицкого // Посев № 5, 1996.

5 Сапов В.В. Сергей Александрович Левицкий (Историко-биографический очерк) // Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995. осуществить комплексный анализ «персоналистического солидаризма» как целостной политико-философской концепции. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

• Изучение биографических, философско-религиозных и идейно-политических истоков учения С.А. Левицкого для выявления основы и проведения комплексного анализа всей политико-философской системы мыслителя;

• Уточнение понятия «персоналистического солидаризма» в трактовке С.А. Левицкого;

• Выявление и исследование основных положений системы персоналистического солидаризма как политического идеала С.А. Левицкого, ее сравнительный анализ с учениями российских и западных солидаристов и персоналистов;

• Анализ трактовки концептов «народ», «нация», «национализм», а также их роли, места и значения в системе солидаризма Левицкого;

• анализ классификации Левицким демократических политических форм и трактовки феномена «персоналистической демократии» в системе солидаризма, изучение методологических оснований его критики «либерального» и «формального» типов демократии;

• Определение степени влияния социально-политических идей Левицкого на идеологические установки и программные положения политического движения НТС и их эволюцию;

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• В диссертации впервые представлен целостный анализ мыслительной системы С.А. Левицкого: выявлен смысл концепции органического мировоззрения, его трактовки проблем свободы, философии социального персонализма и солидаризма, а также теории ценностей как истоков и фундамента его политической философии;

• Показано, что учение С.А. Левицкого уходит корнями в отечественную мыслительную традицию, наследует важнейшие общие идеи органического мировоззрения Н.О. Лосского, солидаризма С.Л. Франка, по основной направленности сближается с идеями коммюнотаризма Н.А. Бердяева и соборной личности Л.П. Карсавина, выступая в то же время в своих конкретных чертах оригинальным философско-политическим учением.

• Впервые осуществлено комплексное исследование «персоналистического солидаризма» как политического идеала Левицкого, основанного на признании ценности личности и одновременно - на признании солидарности как первичного фактора общественно-политического развития, в контексте политических идей отечественных и зарубежных мыслителей;

• Проведен ранее не выполнявшийся в отечественной политической науке анализ трактовки Левицким нации как «соборной личности» и идеи «нации как открытой системы», исследовано содержание вводимого им понятия «сознательного национализма»;

• Впервые исследована трактовка С.А. Левицким феномена демократии, ее реально существующих форм и тенденций ее развития, определено понятие «персоналистической демократии» в сравнении с другими демократическими формами и проанализировано ее место в системе общественной солидарности;

• Впервые проведен анализ влияния философии персонализма, учения о «персоналистической демократии» и теории «сознательного национализма» С.А. Левицкого на политическое движение Народно-Трудовой Союз в контексте трансформации его идеологии и программы после Второй мировой войны.

Положения, выносимые на защиту:

1. С.А. Левицкий разработал целостную философскую систему органического мировоззрения, в основе которого лежат интуитивизм, идеал-реализм и теория ценностей. В этой системе обосновывается необходимость органического сочетания в общественной жизни солидаризма и персонализма на основе свободы. Учение о личности как органическом целом занимает в ней центральное место, в силу чего органическое мировоззрение в трактовке Левицкого раскрывает себя как «иерархический персонализм» - учение об иерархии личностей, с человеческой личностью на вершине.

2. Персоналистический солидаризм С.А. Левицкого — это социально-политическое учение, основанное на органическом мировоззрении, философии солидаризма и этике персонализма, проникнутое религиозным духом и направленное на утверждение общественной гармонии. Персоналистический солидаризм как целостная социально-политическая концепция утверждает ценность личности при солидаризации ее с обществом через служение высшим ценностям.

3. Национальная солидарность, по Левицкому, вытекает из племенной солидарности, основана на органическом объединении людей, творящих общую культуру и сознающих свое единство, и строится на взаимодополнении людей. Полноценный «сознательный национализм» как продуманная система идей и как система поступков, определяемых волей к творческому расцвету своего народа, по мнению мыслителя, включает выработку национального характера и стремление к совершенствованию. Нация как открытая система, согласно Левицкому, взаимодействует с другими нациями и именно в этом взаимодействии выражает себя как «соборная личность».

4. «Персоналистическая демократия» в трактовке С.А. Левицкого, утверждая ответственность свободы, утверждает не только права человека и гражданина, но и органически связанные с ними обязанности, дополняя тем самым идею свободы идеей служения. «Персоналистическая демократия» является неотъемлемым элементом солидаризма и стремится к объединению людей на началах свободы, дополняя демократию гарантией ее сохранения. Одновременно «персоналистическая демократия» отвергает формальное понимание демократии как не выражающее ее подлинной сути.

5. Социальный персонализм и политические идеи Левицкого оказали значительное влияние на идейные основы деятельности эмигрантской политической организации Народно-Трудовой Союз, проявившееся в принятии последним после Второй мировой войны в качестве программных целей демократического режима и парламентского строя, основанного на многопартийной системе. В то же время идеологические установки НТС вобрали в себя лишь некоторую часть положений политико-философской концепции С.А. Левицкого.

Методологические основы исследования. В процессе работы над диссертацией автор использовал философские и общенаучные методы, в частности, такие, как дедукция, индукция, диалектический метод, метод системно-структурного синтеза, сравнительно-исторический анализ, текстологический анализ, метод аналогий.

При раскрытии политического мировоззрения С.А. Левицкого автор опирался на следующие категории: «органическое мировоззрение», «идеал-реализм», «интуитивизм», «субстанциональный деятель», «социальный персонализм», «персоналистический солидаризм», «персонализм», «соборность», «всеединство» и др.

Диалектический метод органично присущ стилю философствования С.А. Левицкого, само мышление которого насквозь антиномично. Поэтому диалектический метод присутствует и в анализе его работ. Метод системно-структурного синтеза позволяет подходить к политическому наследию С.А. Левицкого целостно, последовательно раскрывая его отдельные грани. Сравнительно-исторический анализ незаменим постольку, поскольку необходимо рассматривать идеи мыслителя в контексте его времени и учитывать разницу исторических эпох при сравнении С.А. Левицкого с другими философами. Текстологический анализ помогает войти в герменевтический круг политического мышления С.А. Левицкого. Формальная логика, обязательная в любом научном исследовании, дополняется методом аналогий.

Источниковедческой базой диссертации стали труды С.А. Левицкого1 (3 книги и около 250 статей), исследования его жизни и творчества, работы российских и зарубежных ученых, направленные на изучение солидаризма и персонализма, их элементов и особенностей.

Книга Левицкого, в которой изложены большей частью его политические идеи, — «Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» - может служить полноценным введением в политическую философию солидаризма.

Трагедия свободы» - главная философская книга Левицкого, - которая, коротко говоря, посвящена целостному исследованию проблематики свободы.

Значительным трудом Левицкого являются и «Очерки по истории русской философской и общественной мысли», где автор преследовал более педагогическую и литературную, чем собственно исследовательскую цель.

Большое количество статей, посвященных Левицким различным отечественным и западным философам, а также русским писателям и поэтам, тоже легли в основу данного исследования. Большинство работ Левицкого посвящены собственно философской проблематике; они также явились частью источниковедческой базы данной диссертационной работы. Политические идеи Левицкого разбросаны по его многочисленным статьям в разных изданиях русского зарубежья, которые были выше указаны.

1 Левицкий С.А. Солидаризм как социальное мировоззрение // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». М., 2003; Левицкий С.А. Вл. Соловьев и Достоевский // Новый журнал, № 41, 1955; Левицкий С.А. Воспоминания о Лосском // Новый журнал, № 126, Нью-Йорк, 1977; Левицкий С.А. Гносеология самопознания // Грани, № 25, 1955; Левицкий С.А. Еще о трагедии свободы // Мосты, № 6, 1965; Левицкий С.А. Загадка человеческой личности // Грани, Франкфурт-на-Майне, 1977; Левицкий С.А. Комментарии к заметке Н.О. Лосского // Вольная мысль, февраль, № 4, 1968; Левицкий С.А. Наше идеологическое лицо // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». М., 2003; Левицкий С.А. О духовной генеалогии солидаризма // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М., 2007.; Левицкий С.А. О русском национализме // Трагедия свободы (Сочинения). М., 1995; Левицкий С.А. О философии Владимира Соловьева // Новь, № 3, Таллинн, 1930; Левицкий С.А. Свобода и творческое воображение // Грани, № 26, 1955; Левицкий С.А. Социализм и демократия // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». М., 2003; Левицкий С.А. Социализм и солидаризм // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения». М., 2003; Левицкий С.А. Воскрешаемость ренессанса // Новый журнал, № 129, Ныо Йорк, 1977; Левицкий С.А. Истоки и перспективы свободы // Континент, № 14, Мюнхен, 1977; Левицкий С.А. Трагедия свободы - современный вариант // Континент, № 5, Мюнхен, 1975; Левицкий С.А. Оправдание духа // Грани, № 49, Франкфурт-на-Майне, 1961; Левицкий С.А. История русской политической мысли // Грани, № 60, Франкфурт-на-Майне, 1966; Левицкий С.А. Свобода и общее дело // Посев, № 13 (252), 1951; Левицкий С.А. В защиту антикоммунизма // Посев, № 5, 1996.

При работе над диссертацией автор использовал материалы журнальных и книжных фондов российских библиотек, отечественные и •зарубежные монографии, журнальные статьи и публикации российских, зарубежных и эмигрантских изданий, выходящие в текущей периодике, и ресурсы Интернета. Кроме того, следует подчеркнуть, что политическая концепция С.А. Левицкого опирается на опыт предшественников — мыслителей, работавших в русле русской философской традиции, таких, как А.С. Хомяков, B.C. Соловьев, Е.Н. Трубецкой, П.А. Кропоткин, Г.К. Гинс, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Л. Франк1, труды которых проанализированы с целью определения влияния их идей на политическую концепцию философа.

Необходимо подчеркнуть также, что для определения зарубежных истоков концепции Левицкого и проведения сравнительного анализа автором изучены и труды французских мыслителей солидаристского направления, таких, как С. Бугле, Л. Буржуа, Л. Дюги, Э. Дюркгейм, Ж. Изуле, П. Леру, Ш. Жид2.

Научно-практическая значимость диссертации обусловлена тем, что её материалы, положения и выводы могут быть использованы в учебном процессе при чтении общих и специальных курсов по истории современной политической мысли в курсах «Истории русской философии», «Политологии», Бердяев Н.А. Избранные произведения. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону, 1997; Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание и общественность. М., 1999; Франк С.Л. Духовные основы общества. Введение в социальную философию. Нью-Йорк, 1988; Лосский Н.О. Избранное. (Серия: из истории отечественной философской мысли). М., 1991; Лосский Н.О. Мир как органическое целое. М., 1917; Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. СПБ., 1906; Хомяков А.С. Полное собрание сочинений: В 8 т. М., 1900-1914; Хомяков А.С. Сочинения: В 2 т. М., 1994; Соловьев B.C. Соч. В 2-х томах. Т. 1. М., 1988; Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Пер. с англ. В.П. Батуринского, под ред. автора. СПб., 1907; Кропоткин П.А. Этика. Происхождение и развитие нравственности. Т.1. СПб. 1922; Гинс Г.К. На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму. Харбин, 1930; Гинс Г.К. Новое право. Харбин, 1941.

2 Bougie С. Le solidarisme. Paris, 1907; Bourgeois L. Solidarite. P., 1912; Duguit L. L'Etat, le droit objectif et la loi positive. P., 1901; Gide Ch. Histoire - des doctrines economiques 3 ed. Paris, 1920. Бугле С. Эгалитаризм. Социологический этюд. Пер. с франц. под ред. Брусиловского И.К. Одесса, 1904; Буржуа Л. Воспитание французской демократии. Пер. с франц. Зарайская А. М., 1900; Дюги Л. Общество, личность и государство. СПб., 1990; Общие преобразования гражданского права со времени Наполеона. М., 1919; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Этюд об организации высших обществ. Одесса, 1900; Дюркгейм Э. О Метод социологии. Харьков, 1899; Жид Ш. Кооперация. М., 1917; Жид Ш. Основы политической экономии. М., 1919; Жид Ш. Потребительные общества. М., 1912.

Истории политических учений России», «Отечественной истории», а также в практической политической деятельности.

Апробация исследования. Общие положения и основные выводы диссертации нашли отражение в научных публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на кафедре истории социально-политических учений философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Структура диссертации определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка использованной литературы на русском и иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория политики, история и методология политической науки», 23.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория политики, история и методология политической науки», Магомедбеков, Мартын Залбекович

Заключение

В результате предпринятого исследования политико-философского наследия С.А. Левицкого было выявлено, что мыслитель стремился объединить глубокие философские, религиозно-мистические и социально политические основы в единую, целостную концепцию, сформулированную им как «персоналистический солидаризм». Самые разные идеи сосуществовали и сложным образом переплетались в рамках единой политико-философской системы, представив ее целостный облик и создавая в целом неоднозначное и трудное поле для исследования.

Концепция «персоналистического солидаризма» придает Левицкому как политическому мыслителю определенную оригинальность и значимость и выступает необходимой частью его мировоззренческой системы. В концепции Левицкого нашли выражение идеи и чаяния молодого поколения русской эмиграции. В его учении проявился синтез школы органической теории общества и персонализма в духе русской религиозной философии Вл. Соловьева, С. Булгакова, Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, С.Л. Франка и др.

Левицкий, в сущности, создал целую политико-философскую концепцию органического персонализма, философским основанием которой послужила идея наличия взаимной связи между индивидуальной личностью и общественным целым, зависящим от своих членов. Общество выступает как особая область бытия, не сводимая к простой сумме его членов и существующая для развития и морального совершенствования личности, что, как и справедливость, может быть осуществлено только в солидарном обществе совместно с другими людьми и на основе свободы.

Философским основанием солидарности является нравственная связь между людьми, определяющая человеческого поведения, основанная на взаимозависимости. Развитие современного государства идет по направлению к солидаризму, являющемуся фундаментом совершенного человеческого общества, причем государство есть наиболее яркая форма выражения человеческой солидарности. Совершенное человеческое общество наделяется обязанностями по отношению к его членам, а права и свободы гражданина ограничиваются обязанностями по отношению к другим членам общества, отрицая тем самым идею полной и неограниченной свободы в либеральном ее понимании. Эти и другие изложенные в работе идеи западных солидаристов являются общими практически и для всех отечественных солидаристов, в том числе и Левицкого.

В отличие от западных солидаристов, в основании философской системы Левицкого, как и других отечественных философов-солидаристов находятся идеи «всеединства» и «соборности» - понятия так или иначе общие для представителей русской религиозной философии. Соборность понимается при этом как органически неразрывное единство, основанное на свободе и стремлении к абсолютным ценностям, т.е., это живое взаимодействие личности и общества, принадлежащих одному целому. «Соборная личность» как коллективная личность является согласованным гармоническим иерархическим единством, стремящимся в идеале к всеединству и главными принципами которого являются служение, солидарность и свобода. Таким образом, общество столь же первично как и личность. Подлинная общественная солидарность невозможна без интуиции чужого «я» и требует единодушного соборного творчества.

Оригинальность Левицкого как философа и политического мыслителя заключается в созданной им системе органического мировоззрения, основанной на противопоставлении органического понимания мира механистическому пониманию и являющейся онтологическим фундаментом персонализма. Персонализм, в свою очередь, дает философское обоснование солидарности как первооснове социальной жизни. Если личность по своей природе свободна и направлена на сверхличные и сверхобщественные ценности, то общество по своей изначальной сути солидаристично.

Органическое целое как система является единством причинности и целесообразности, характеризуется персональностью и имеет сверхвременного и сверхпространственного индивидуального носителя органических процессов - «субстанционального деятеля». Именно «субстанциональный деятель» обладает свободой, как неотъемлемым атрибутом человеческой личности, определяющейся категорией «сущего», являющейся условием возможности творчества и предшествующей бытию. Посредством свободного проявления воображения осуществляется акт творчества — положительное проявление свободы. Личность свободно совершает акт выбора руководящей ценности, ставящейся во главу иерархии ценностей и определяющей все поведение человека. Таким образом, основной идеей персоналистской этики является бесспорная связь личности с абсолютной личностью, а идея абсолютной личности занимает высшее место в иерархии ценностей философа.

Все эти философские и идейные позиции легли в основу социальных и политических разработок философа, которые выстроены вокруг понятий личности и общества. Именно в личности как в венце божественного творения в наиболее яркой и полной форме проявляется органическая целостность. Личность, однако, необходимо рассматривать не только в ее свободе, которая является условием ее бытия, но и в отношении к обществу, так как общественное бытие предполагает существование и других личностей. Общество как коллективная личность имеет органическое строение и является целостным органическим образованием. Особенными соборными личностями с высокой степенью устойчивости и органичности являются семья и нация, от которых, по мнению Левицкому, церковь отличается солидарностью исключительного характера.

Иерархия идей персонализма Левицкого базируется на понятиях идеализм, солидаризм и национализм, причем солидаризм как культивирование сознательной солидарности лежит в основе общественного целого. При анализе основ иерархического персонализма выделяется три модели единства общественного целого: либерализм, тоталитаризм и солидаризм.

Персонализм подразумевает добровольное служение личности обществу путем солидаризации при условии его сверхобщественной направленности, утверждая принцип взаимодополнения общества и личности. Солидарность в человеческом обществе носит сознательный характер и свойственна природе органического целого. Единство социального целого образуется посредством солидаризации через общую цель и невозможно при взаимодействии враждебных друг другу целостностей. Персоналистический солидаризм органически сочетает идеи социальной справедливости и свободы личности с идеей общественной солидарности, основанной на принципе совпадения интересов общества и личности, возможной лишь на религиозно-этическом фундаменте.

На идеях свободы личности и правового государства основан принцип народного самоуправления, являющийся главным атрибутом демократии и предполагающий высокую степень политической зрелости общества. А демократический режим характеризуется принципом недопустимости духовной монополии какого-либо политико-философского мировоззрения. Массы нуждаются в социальной защищенности больше чем в свободе, что в результате порождает вождей, стремящихся к неограниченной личной свободе и искоренению в обществе свободы как таковой.

Персоналистическая демократия преодолевает культ эгоизма и общественный произвол, освобождается от главных недостатков либерализма, руководствуется идеей ответственной свободы личности и общественной солидарностью. В персоналистической демократии личность становится полноценной лишь в служении абсолютным ценностям, через служение своему народу и всему человечеству. Это является принципиальным отличием свободы и демократии в понимании Левицкого от либерального понимания, подменяющего дух служения культом эгоизма, что ведет к деградации общества и личности.

В итоге, солидаризм противоречит некоторым догмам либеральной демократии, не отрицая наиболее ценного в ней - гражданских свобод и свободы частной инициативы. Солидаризм Левицкого означает демократические свободы, дополненные гарантиями их сохранения. Подлинная политическая свобода проявляется в акте творчества, в служении своей нации, добровольном ограничении отрицательной свободы для осуществления национальной солидарности.

Национальное единство складывается инстинктивно и основывается на органической солидарности личностей, творящих общую культуру и сознающих это единство, на общности духовных ценностей и национальных интересов. Нация объединяет в организованное и согласованное целое все общественные слои и группы, выражая тем самым их объективное стремление к национальной государственности. Развитая нация, проявляя личностные признаки, характеризуется единством национального самосознания, стремлением к образованию суверенного государства, национальным характером, менталитетом, уникальной культурой и направленностью на высшие ценности, выражающейся в национальной миссии.

Левицкий по существу за равноправие всех религиозных движений, направлений и других духовных организаций. Однако он против государственного покровительства какой-либо определенной религии, так как национально-трудовая Россия будет руководствоваться принципом солидаризма, исключающим претензию на духовную монополию. Для Левицкого, как и для солидаристов вообще, характерна некоторая доля утопизма (наряду с неполной проработанностью важных доктринальных принципов), выражающаяся в стремлении к построению «государства всеобщего счастья», в недооценке силы человеческого эгоизма и переоценке разумности личности, в отвлеченности и неприменимости на практике, хотя отдельные аспекты его учения нашли выражение в современных государствах. Он не претендует на абсолютность и законченность своей концепции и оставляет место для развития и совершенствования, полагая, что законченные концепции обречены.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Магомедбеков, Мартын Залбекович, 2008 год

1. Bougie С. Le solidarisme. Paris, 1907.

2. Bourgeois L. Solidarite. P., 1912.

3. Duguit L. L'Etat, le droit objectif et la loi positive. P., 1901.

4. Gide Ch. Histoire des doctrines economiques. 3 ed. Paris, 1920.5. http://ntsrs.nm.ru.6. http://posev.ru.7. http:www.cadet.ru.

5. Levitsky S.A. The Soul and Mask of Bolshevism // The Scientific Monthly, September 1951.

6. Андреева E. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. Лондон, 1990.

7. Артемов А. Идеология солидаризма и ее развитие. Франкфурт-на-Майне, 1953.

8. Артемов А. О солидаризме. (Новая идея революционного российского движения). Франкфурт-на-Майне, 1953.

9. Бердяев Н.А. Избранные произведения. Судьба России. Самосознание. Ростов-на-Дону, 1997.

10. Бердяев Н.А. Новое религиозное сознание или общественность. М., 1999.

11. Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. М., 1995.

12. Бердяев Н.А. Проблема человека // Путь, 1936, №50.

13. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 2004.

14. Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1997.

15. Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.

16. Бугле С. Эгалитаризм. Социологический этюд. Пер. с франц. под ред. Брусиловского И.К. Одесса, 1904.

17. Буржуа JI. Воспитание французской демократии. Пер. с франц. Зарайская А. М., 1900.

18. Бутков В. Памяти профессора Сергея Александровича Левицкого // Русское Возрождение. 1984, № 1.

19. Варшавский B.C. Незамеченное поколение. Нью-Йорк, 1956.23. Вольная мысль. 1968, № 4.

20. Воробьев Р. Философские основы национально-трудового солидаризма. Кассель, 1946.

21. Вощинин И. Солидаризм. Рождение идеи. Франкфурт-на-Майне, 1969.

22. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

23. Гинс Г.К. На путях к государству будущего: от либерализма к солидаризму. Харбин, 1930.

24. Гинс Г.К. Новое право. Харбин, 1941.

25. Гинс Г.К. Новые идеи в праве. Харбин, 1931.

26. Гинс Г.К. Право и сила. Очерки по теории права и политики. Харбин, 1929.

27. Гинс Г.К.Социальная психология. Харбин. 1936.

28. Гоббс Т. Сочинения. В 2 т. М., 1991.

29. Дюги Л. Общество, личность и государство. СПб., 1990.

30. Дюги Л. Общие преобразования гражданского права со времени Наполеона. Под ред. и с предисловием Гойхбарга А.Г. М., 1919.

31. Дюркгейм Э. Метод социологии. М., 1991.

32. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996.

33. Егоров Ю.Н. Реформа национальной экономики и солидаризм. М., 1997.

34. Жид Ш. Кооперация. Перевод с 3-го франц. издания под ред. Цедербаума С.И. М., 1917.

35. Жид Ш. Основы политической экономии. Под ред. Тотомианца В.Ф. М., 1919.

36. Жид Ш. Потребительные общества. Перевод с франц. под ред. Зельгейма В.Н. М., 1912.41. За новый строй. 1940.42. За что бороться. 1938.

37. Зеньковский В.В. Рец. на книгу «Трагедия свободы» // Грани, 1959, № 41.

38. Изуле Ж. Современное общество // Париж, 1895.

39. Как создавался НТС. Франкфурт-на-Майне, Посев, июль 1983.

40. Карсавин Л.П. О личности. Каунас, 1929.

41. Карсавин Л.П. О началах. Берлин, 1925.

42. Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993.

43. Карсавин Л.П. Философия истории. Берлин, 1923.

44. Карсавин Л.П. Церковь, личность и государство. Берлин, 1923.

45. Кисилев В., прот. Памяти старого друга // Русское возрождение, 1983, № 21.

46. Кропоткин П.А. Анархия. Сборник. М., 2002.

47. Кропоткин П.А. Взаимная помощь как фактор эволюции. Харьков, 1919.

48. Кропоткин П.А. Этика. Происхождение и развитие нравственности. СПб. 1922.

49. Курс Национально политической подготовки, часть 4, 1938.

50. Левицкая М.Н. Десятая годовщина смерти С.А. Левицкого. Воспоминания о муже.

51. Левицкая М.Н. Письмо к В.В. Сапову от 6. II. 1993.

52. Левицкий С.А. В защиту антикоммунизма // Посев, 1996, № 5.

53. Левицкий С.А. Вл. Соловьев и Достоевский // Новый журнал, 1955, № 41.

54. Левицкий С.А. Воспоминания о Лосском // Новый журнал, Нью-Йорк, 1977, № 126.

55. Левицкий С.А. Гносеология самопознания // Грани, 1955, № 25.

56. Левицкий С.А. Достоевский в свете миросозерцания современности // Новь, Таллинн, 1928, № 1.

57. Левицкий С.А. Достоевский и Кьеркегор // Кварт, 1934.

58. Левицкий С.А. Еще о трагедии свободы // Мосты, 1961, № 6.

59. Левицкий С.А. Загадка человеческой личности // Грани, Франкфурт-на-Майне, 1977.

60. Левицкий С.А. Злые парадоксы // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

61. Левицкий С.А. Истоки и перспективы свободы (На Западе и в России) // Континент, Мюнхен, 1977, № 14.

62. Левицкий С.А. Классические доказательства бытия Божия и современная философия // Трагедия свободы (Сочинения). М., 1995.

63. Левицкий С.А. Комментарии к заметке Н.О. Лосского // Вольная мысль, февраль, 1968, № 4.

64. Левицкий С.А. Мировоззрение психоанализа (от Фрейда к Юнгу) // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

65. Левицкий С.А. Миссионизм, не мессианизм // Русское возрождение, Нью Йорк, 1980, № п (Ш).

66. Левицкий С.А. Наше идеологическое лицо // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

67. Левицкий С.А. О духовной генеалогии солидаризма // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М., 2007.

68. Левицкий С.А. О духовных основах солидаризма // Портрет солидаризма. Идеи и люди. М., 2007.

69. Левицкий С.А. О русском национализме // Трагедия свободы (Сочинения). М., 1995.

70. Левицкий С.А. О современном кризисе // Трагедия свободы. М., 1995.

71. Левицкий С.А. О философии Владимира Соловьева // Новь, Таллинн, 1930, №3.

72. Левицкий С.А. Оправдание духа // Грани, Франкфурт-на-Майне, 1961, № 49.

73. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. В двух томах. М., 1996.

74. Левицкий С.А. По ту сторону славянофильства и западничества // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

75. Левицкий С.А. Против духоморов и духоморства // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

76. Левицкий С.А. Свобода и общее дело // Посев, 1951, № 13 (252).

77. Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., Посев. 2003.

78. Левицкий С.А. Свобода и творческое воображение // Грани, 1955, № 26.

79. Левицкий С.А. Солидаризм как социальное мировоззрение // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

80. Левицкий С.А. Социализм и демократия // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

81. Левицкий С.А. Социализм и солидаризм // Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

82. Левицкий С.А. Страх, свобода и психология масс // Трагедия свободы. М., 1995.

83. Левицкий С.А. Трагедия свободы современный вариант // Континент, Мюнхен, 1975, № 5.

84. Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.

85. Левицкий С.А. Трагедия свободы: избранные произведения. Вступ. статья, сост. и комментарии В.В. Сапова. М., 2008.

86. Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4 т. М., 1982, Т. 1.

87. Леру П. О человечестве, его принципах и его будущем. Париж, 1840.

88. Лосский Н. О. История русской философии. Пер. с англ. М., 1991.

89. Лосский Н.О. Избранное. (Серия: из истории отечественной философской мысли). М., 1991.

90. Лосский Н.О. Мир как органическое целое. М., 1917.

91. Лосский Н.О. Обоснование интуитивизма. СПБ., 1906.

92. Лосский Н.О. Рец. на книгу «Трагедия свободы» // Новый журнал, 1959, №57.

93. Лосский Н.О.Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

94. Мордвинкин И.Б. Белогвардейцы. 2001.

95. Национальный Союз нового поколения. (Национально-Трудовой Союз) Издание исполнительного бюро Совета Союза, 1935.

96. Неймирок А. Новая Португалия //За Родину, 1937, июль, № 61.

97. Об устройстве власти. Сост. Редлих Р. Франкфурт-на-Майне, 1973.

98. Основы дела Национально-Трудового Союза. 1946.

99. Парето В. Трактат по общей социологии. М. 1997.

100. Парламентаризм и солидаризм. Сост. Редлих Р. Франкфурт-на-Майне, 1973.

101. Пеш Г. Народное хозяйство и солидаризм. Очерки. Под ред. Егорова Ю.Н. Иваново, 1998.

102. Поремский А. (Арсеньев Вл.) Силой идеи. Франкфурт-на-Майне, 1961.

103. Портрет солидаризма. Идеи и люди. Сост. Сендеров. М., 2007.

104. Программа Национально-Трудового Союза. 1950.

105. Программные положения и Устав, Белград, 1938.

106. Прянишников Б. Новопоколенцы. Силвер Спринг, США, 1986.

107. Путь к будущей России. Франкфурт-на-Майне, 1988.

108. Пушкарев Б. Российский солидаризм: вчера и сегодня // Посев, 2003, № 4.

109. Редлих Р. Н. Два тома сочинений С.А. Левицкого // Посев, 1996, № 5.

110. Редлих Р. Н. Размышления солидариста об идеологии и партийности // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси, 1991.

111. Редлих Р. Н. Свобода и солидарность // Франкфурт-на-Майне, 1984.

112. Редлих Р.Н. К кончине С.А. Левицкого // Посев, 1983, ноябрь, № 11 (1318).

113. Редлих Р.Н. Последний или первый? // Посев, 1993, № 6.

114. Росс Н. Об отношении НТС к фашизму в 1930-е годы // Посев, 1984, № 1.

115. С.А. Левицкий философ-солидарист. Сост. Редлих Р.Н. Франкфурт-на-Майне, 1972.

116. Самарин В. Русский философ. (К 75-летию С.А. Левицкого) // Единение, 1983, 26. VIII.

117. Сапов В.В. Мировоззрение свободы (о жизни и творчестве С.А. Левицкого) // Левицкий С.А. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме. М., 2003.

118. Сапов В.В. Сергей Александрович Левицкий (Историко-биографический очерк) // Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995.

119. Свобода союзов. Сост. Редлих Р. Франкфурт-на-Майне, 1973.

120. Семья и нация. Сост. Редлих Р. Франкфурт-на-Майне, 1973.

121. Солидаризм идея будущего. Роттердам, 1974.

122. Солидаризм и диалектика. Сост. Редлих Р. Франкфурт-на-Майне, 1973.

123. Солидарность: от истоков до военного положения. Сост. Лясота И. Нью-Йорк, 1986.

124. Соловьев B.C. Сочинения. В 2. т. М., 1988. Т. 1.

125. Социальная философия С.Л. Франка. Сост. Р.Н. Редлих. Франкфурт-на-Майне, 1972.

126. Столыпин А. Португалия // За Родину, 1937, июль, № 61.

127. Схема национально-трудового строя. Словакия, 1944.

128. Тотомианц В.Ф. История экономических и социальных учений. Париж, 1921.

129. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С. Соловьева. М., 1995.

130. Франк С. JT. Непостижимое // Сочинения. М., 1990.

131. Франк С. JI. Очерк методологии общественных наук // Сочинения. М., 1990.

132. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

133. Фулье А. Современная наука об обществе. М., 2007.

134. Хомяков А.С. Избранные статьи и письма. М., 2004.

135. Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. В 8 т. М., 1900.

136. Хомяков А.С. Сочинения. В 2 т. М., 1994.

137. Что такое персоналистический солидаризм по С.А. Левицкому. Сост. Р.Н. Редлих. Франкфурт-на-Майне, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.