Личный опыт в лирике Пушкина и проблема построения биографии поэта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, доктор филологических наук в форме науч. докл. Сурат, Ирина Захаровна

  • Сурат, Ирина Захаровна
  • доктор филологических наук в форме науч. докл.доктор филологических наук в форме науч. докл.
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 59
Сурат, Ирина Захаровна. Личный опыт в лирике Пушкина и проблема построения биографии поэта: дис. доктор филологических наук в форме науч. докл.: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2001. 59 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук в форме науч. докл. Сурат, Ирина Захаровна

Введение. Общеметодологические основы исследования.

Глава 1. Построение синтетической биографии Пушкина как актуальная проблема пушкиноведения.

Глава 2. Лирика Пушкина в аспекте его внутренней биографии. Мировоззрение к творчество.

Глава 3. Духовный кризис 1835 г. в лирике Пушкина.

Глава 4. Гибель Пушкина как биографическая проблема и лирика 1836 г.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Личный опыт в лирике Пушкина и проблема построения биографии поэта»

В развитии пушкинистики произошел исторически обусловленный разрыв между изучением и пониманием, между эмпирическими дисциплинами, занявшими в ней преобладающее место, и традицией целостного философского осмысления Пушкина как культурного феномена. Этот разрыв, наметившийся еще в трудах первых пушкинистов — П.В.Анненкова и П.И.Бартенева, в их антагонизме, связанном с различным пониманием задач и способов жизнеописания Пушкина, к концу XX века достиг предела; линия

Бартенева в целом возобладала, и пушкинистика пошла по пути экстенсивного развития, позитивистского описания материала. Даже в лучших своих представителях она осталась, используя определения Анненкова, "школой тех археологов и изыскателей, которые, освободив себя от труда мышления, заменили его трудом простого собирания документов <.> и тому подобными предварительными работами, считая их за самую науку исторических и литературных исследований и устраняя, как излишество, критику и оценку приобретенных фактов по существу"1. Этот путь оказался не, самым продуктивным, а главное — конечным; сегодня пушкинистика очевидным образом зашла в методологический тупик: факты и тексты исследовайы и описаны со всей полнотой и самым тщательным образом, и при этом наука о Пушкине не может ответить на главные вопросы, ради которых, по нашему разумению, она и существует — мозаика никак не собирается -в целое. Современной академической пушкинистике недостает "философского отношения к своему предмету" — условия, возводящего исследование "в степень научного знания"3. Отдельные блестящие работы о поэтике Пушкина, проникнутые интуицией целого, не меняют общей картины.

Задачу осмысления феномена Пушкина, проигнорированную академической наукой, еще в начале века взяли на себя философы — Мережковский, Соловьев, Розанов, Вяч.Иванов, Федотов, Франк; их труды значительно подняли уровень постижения Пушкина, но оторванные от фактологической базы, опиравшиеся зачастую на искаженные тексты, на устаревшие в текстологическом отношении издания и недостоверные биографические источники (так, для Мережковского и Соловьева основным источником оказались фальсифицированные и впоследствии дезавуированные записки

2 П.В.Анненов и его друзья. Т. 1. СПб., 1892. С. 445 — 446.

3 Г.О.Винокур. Биография и культура. М., 1927. С. 86. А

А.О.Смирновой), они принадлежали больше области свободной эссеистюш, чем сфере объективно-научного знания.

Только в последние годы целостный подход к Пушкину получил научное обоснование как центральная задача пушкинистики — в статьях и книгах В.С.Непомнящего4.

Отсутствие научной биографии Пушкина (при многих десятках разного рода монографий о "жизни и творчестве") не может считаться случайностью — оно напрямую связано с возобладавшей позитивистской тенденцией в пушкинистике, с отсутствием в ней установки на целостное знание о предмете. Такая биография не может быть создана без осмысления пройденного Пушкиным духовного пути, она должна стать, как сформулировал еще в начале прошлого века П.Е.Щеголев, "не фактической только историей внешних событий его жизни, а историей движений его души, ее жизни"5. Именно эта задача встала в перспективе перед автором настоящего доклада в середине 1980-х годов как внутреннее обоснование исследований лирики Пушкина в детальном соотнесении текстов с биографическими фактами и поступками поэта. Такого рода исследования помогут преодолеть разрыв между изучением и пониманием, объединить две разошедшие ветви познания Пушкина — результаты полуторавекового развития академической науки и традицию целостного подхода ж Пушкину, заложенную, к слову сказать, еще при его жизни в статьях Гоголя.

4 В.С.Яепомнящий. Феномен Пушкина как научная проблема. К методологии историко-литературного изучения. Диссертация в форме научного доклада на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1999; В.С.Непомнящий. Пушкин. Русская картина мира. М., 1999.

5 П.Е.Щегояев. Из жизни и творчества Пушкина. 3-е изд. М. —Л., 1931. С. 259.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Сурат, Ирина Захаровна

Заключение

Наши многолетние исследования, нацеленные на построение духовной биографии Пушкина, вплотную подводя^ Пушкинистику к решению этой задачи. Автором настоящего доклада дано теоретическое обоснование для построения такого рода биографии, осмыслено само понятие биографии исторического лица и художника в

75 Г.ПФедотов. Певец Империи и Свободы // Пушкин в русской философской критике. С. 388. частности, разработана методология создания синтетической биографии Пушкина. Главное в этой методологии — целостный подход к изучению жизни и творчества поэта, преодоление разрыва между хорошо развитым у нас и принесшим определенные успехи эмпирическим изучением фактической стороны жизни Пушкина и целостным осмыслением его как культурно-исторического явления, какое невозможно без понимания его личной судьбы. В этом ключе мы и строим свои конкретные исследования. На первый план в наших работах вышла лирика, содержащая аутентичный материал для создания связной картины внутренней жизни Пушкина в ее развитии. Этот подход к лирике интегрирует все лучшие достижения предшествующей пунпсиноведческой традиции, но дает им новый ракурс в связи с задачей построения биографии. Мы предложили новое прочтение большого ряда пушкинских произведений — прочтение, основанное на всестороннем, контекстуальном их анализе в связи с жизненными обстоятельствами поэта. Это привело нас к переосмыслению важнейших этапов внутреннего развития Пушкина. Наиболее подробно исследован нами последний период его жизни, выявлен духовный кризис 1835 г., о котором до сих в пушкинистике не писалось. Ключ к этому открытию дала пушкинская лирика 1835 г., в которой прочитывается драматическая предыстория его ухода. Лирика предсмертного каменноостровского цикла 1836 г. и проблема гибели Пушкина рассмотрены нами в едином контексте, что позволило существенно продвинуться в понимании этой важнейшей проблемы его биографии.

Таким образом, открыта реальная перспектива нового синтетического жизнеописания Пушкина в единстве его творчества, биографии, судьбы. Таким жизнеописанием и занят в настоящее время автор доклада. Решение этой первостепенной задачи пушкинистики — шаг на пути целостного осмысления феномена Пушкина.

Основные публикации по теме

Монографии:

1. Сурат И.З. "Жил на свете рыцарь бедный." М.: Московское культурологическое общество, 1990. -166 с. 6,5 п.л.

2. Сурат И.З. Пушкинист Владислав Ходасевич. М.: Лабиринт, 1994. -112 с. 6п.л.

3. Сурат И.З. Жизнь и лира. М.: Книжный сад, 1995. - 192 с. 10 п.л.

4. Сурат И.З. Пушкин: биография и лирика. Проблемы. Разборы. Заметки. Отклики. М.: Наследие, 1999. - 240 с. 15 п.л.

Составление, комментарии, научное редактирование:

5. Сурат И.З. <Комментарий к текстам: Ходасевич Вл. О Пушкине. Из книги "Пушкин"> // Ходасевич. Вл. Собр. соч. в 4-х томах. Т.З. М.: Согласие, 1997. С. 526 — 539, 560 — 590.-3 пл.

6. Сурат И.З. доставление книги> // Пушкин A.C. Поэзия. М.: Слово, 1999.-808 с. 52 пл.

7. Сурат И.З. <Комментарий к текстам А.С.Пушкина> // Пушкин A.C. Поэзия. М.: Слово, 1999. С. 764 —797. 3 пл.

8. Ответственный редактор тома: Пушкин A.C. Собрание сочинений. Т. 1.1809 — 1819. М.: ИМЛИ РАН — Наследие, 2000. - 526 с. 33 пл.

Статьи, публикации:

9. Сурат И.З. Бедный смотритель (о литературном фоне повести А.С.Пушкина) И Литературные произведения ХУШ — XIX веков в историческом и культурном контексте. М.: ИЗД-во МГУ, 1985. С. 46 — 50. 0,3 п.л.

10. Сурат И.З. О "Памятнике" Н Новый мир. 1991. № 10. С. 193 — 196. 0,5 пл.

11. Сурат И.З. Пушкин как религиозная проблема // Новый мир. 1994. № 1. С. 207 — 223. 1,5 п.л.

12. Сурат И.З. "Кто из богов мне возвратил."(Пушкин, Пущин и Гораций) // Новый мир. 1994. № 9. С. 209 — 226. 1,6 п.л.

13. Сурат И.З. "Кто из богов мне возвратил."(Пушкин, Пущин и Гораций) (доп.): Московский пушкинист. Вып II. М.: Наследие, 1996. С .94—127. 1,7 п.л.

14. Сурат И.З. "Кто из богов мне возвратил."(Пушкин, Пущин и Гораций) (сокр.): Знание — сила. 1997. № 12. С. 105 — 112. 0,8 пл.

15. Сурат И.З. Памятник Зайцу/У Новый мир. 1994. № 10. С. 237 — 239. 0,3 пл.

16. Сурат И.З. "Твое пророческое слово." II Новый мир. 1995. № 1. С. 236 — 239. 0,4 пл.

17. Сурат И.З. "Стоит, белеясь, Ветилуя." // Новый мир. 1995. № 6. С. 200 — 208. 0,8 п.л.

18. Сурат И.З. "Стоит, белеясь, Ветилуя." II Московский пушкинист. Вып. III. М.: Наследие, 1996. С.135 — 151.0,8 п.л.

19. Сурат И.З. Священнник о поэте // Новая Европа. (1996) № 8. С. 132 — 134. 0,3 п.л.

20. Сурат И.З. "Родрик": житие великого грешника // Новый мир. 1997. №3. С. 187 —199. 1,3 п.л.

21. Сурат И.З. О старом академизме и новой русской пушкинистике // Новый мир. 1997. № 7. С. 225 — 229. 0,5 п.л.

22. Сурат И.З. Два сюжета поздней лирики Пушкина II Московский пушкинист. Вып. IV. М.: Наследие, 1997. С. 51 — 85. 2,1 пл.

23. Сурат И.З. Две заметки к рисункам Пушкина И Московский пушкинист. Вып. IV. М.: Наследие, 1997. С. 278 — 284. 0,4п.л.

24. Сурат И.З. Биография Пушкина как культурный вопрос И Новый мир. 1998. № 2. С. 177 195. 1,8 пл. ■ ,

25. Сурат И.З. Пушкин и гибель Помпеи // Наука в России. 1998. № 3. С. 73 — 79. 0,7 п.л.

26. Сурат И.З. Пушкин в прижизненной критике // Новый мир. 1998. № 4. С. 223 — 224. 0,2 п.л.

27. Сурат И.З. Восторг и умиленье // К 60-летию профессора А.И.Журавлевой. М., 1998. С. 32 — 38.0,3 п.л.

28. Сурат И.З. Сонет // Наука в России. 1998. № 5. С. 85 — 87. 0,35 п.л.

29. Сурат И.З. Заметки о поэзии'Пушкина// Московский пушкинист. Вып. У. М.: Наследие, 1998. С. 201 — 217.1 п.л.

30. Сурат И.З. "Два чувства дивно близки нам." // А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 76. 0,1 п.л.

31. Сурат И.З. "Когда владыка ассирийский." // А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 91. 0,1 п.л.

32. Сурат И.З. "На Испанию родную." // А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 100 — 101. 0,1 пл.

33. Сурат И.З. "Поэт" // А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 118—119.0,1 п.д.

34. Сурат И.З. "Чудный сон мне Бог послал." // А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 134 — 135.0,1п.л.

35. Сурат И.З. "Ходасевич В.Ф." И А.С.Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 1999. С. 487 — 488. 0,1 п.л.

36. Сурат И.З. "Да приступлю ко смерти смело."(О гибели Пушкина) И Новый мир. 1999. № 2. С. 166 — 182. 1,5 пл.

37. Сурат И.З. "Да приступлю ко смерти смело."(О гибели Пушкина) // Московский пушкинист. Вып.VI. М.: Наследие, 1999. С. 68 — 94. 1,5 п.л,

38. Сурат И.З. О пушкинистике Вл. Ходасевича // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 1999. № 1. С. 104 — 112. 0,7 п.л.

39. Сурат И.З. Путь Пушкина // Пушкин A.C. Поэзия. М.: Слово, 1999. С. 5—14.0,8 пл.

40. Сурат И.З. Библейское и личное в текстах Пушкина // Московский пушкинист. Вып. VII. М. Наследие, 2000. С. 85 — 95. 0,5 пл.

41. Сурат И.З. Библейское и личное в текстах Пушкина (доп.) II Коран и Библия в творчестве А.С.Пушкина. Иерусалим, 2000. С. 109 — 120. 0,7 п.л.

42. Сурат И.З. Пушкинский юбилей как заклинание истории // Новый мир. 2000. №6. С. 176 —186. 1 пл.

43. Сурат И.З. Пушкинский юбилей как заклинание истории (сокр.). Ответы на вопросы // Московский пушкинист. Вып. IX. М.: ИМЛИ РАН — Наследие, 2001. С. 3 — 18. 0,8 пл.

44. Сурат И.З. Библейский подтекст в оде "Вольность"// Пушкин и его современники. Вып. 2 (41). СПб.: Академический проект, 2000. С. 202 — 203. 0,1 п.л.

45. Сурат И.З. Le biblique et le personnel dans les textes de Pouchkine // L'Universalite de Pouchkine. Paris, 2000. P. 472 — 481. 1 пл. (на франц. языке).

46. Сурат И.З. «¡Комментарий к произведениями Пушкина 1825 г> // А.Битов. Вычитание зайца. 1825. М., 2001. С. 321 — 366. 3 пл.

Рецензии на монографии соискателя

1. Осповат Л.С. Его боренья // Новый мир. 1992. № 9. С. 235 — 236 (рец. на кн.: Сурат И.З. "Жил на свете рыцарь бедный." М.: Московское культурологическое общество, 1990).

2. Дмитриева Е.Е. "Роковое разделение души и тела": вокруг одного стихотворения Пушкина // Русская мысль. 18.12.1992. № 3959 (рец. на кн.: Сурат И.З. "Жил на свете рыцарь бедный." М.: Московское культурологическое общество, 1990).

3. Немзер A.C. Памяти "Книги" // Сегодня. 24.03.1994. № 54 (рец. на кн.: Сурат И.З. Пушкинист Владислав Ходасевич. М.: Лабиринт, 1994).

4. Бак Д.П. <Рец. на кн.: Сурат И.З. Пушкинист Владислав Ходасевич. М.: Лабиринт, 1994>// Новый мир. 1994. № 9. С. 248 — 249.

5. Рейтблат А.И. <Рец. на кн.: Сурат И.З. Пушкинист Владислав Ходасевич. М.: Лабиринт, 1994> // Новое литературное обозрение. (1995) № 12. С. 391 —392.

6. Немзер A.C. Непостижное уму // Сегодня. 21.02.1996. № 27 (рец. на кн.: Сурат И.З. Жиэчь •» адуа. М.: ж-ж. * 1995).

7. Строганов М.В. - v-г кн.: O'Ríir ' 'ушкин: биография и лирика. Проблемы. Разборы. За- - ;м с a, vi.: Наследие, 1999> // Новое литературно ^• •ix ^¿000) Л >'- 577 — 379.

Подп.кпеч. 28.11.2001 <' Типограф;

Зак.420 Тир. 100

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.