Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Фазылова, Евгения Рафаэлевна

  • Фазылова, Евгения Рафаэлевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Казань
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 182
Фазылова, Евгения Рафаэлевна. Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания XX века: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Казань. 2008. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фазылова, Евгения Рафаэлевна

Введение С. 3

Глава I: Социально-философский анализ языка как символической программы человеческого бытия.

§ 1 Теоретико-философская база исследований языка. С. 13

§ 2 Эволюция лингвистических учений. С. 20

Глава II: Трансцендентальный субъект классической философии и дилемма замкнутой вселенной индивидуального сознания.

§ 1 Классический тип рациональности. С. 27

§ 2 Социально-философский анализ кризиса и последующей трансформации позитивистской познавательной установки. С. 38-

§ 3 Логоцентризм как квинтэссенция нововременной парадигматики. С. 51

Глава III: Переход к социальному (надындивидуальному) пониманию языка как источнику и механизму социокультурных £ изменений.

§ 1 Прагматическое измерение Лингвистического поворота в контексте надындивидуальной языковой игры: от «структуры» к i «событию». С. 97

§ 2 Теория речевых актов как практическое применение философии анализа обыденного языка. С. 121

§ 3 Трансформирование проблематики Лингвистического поворота в (интерсубъективную) коммуникацию.

С.128

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лингвистический поворот и его роль в трансформации европейского самосознания XX века»

Актуальность исследования.

Проблема, оказавшаяся в фокусе нашего внимания, вероятно, еще не может претендовать на адекватное своим масштабам осмысление в силу того, что нам подчас не хватает той исторической дистанции, которая для этого необходима. То, что в XX веке получило название Лингвистического поворота, простирается*от сциентизации языка средствами логики, получившей хождение в рамках философии анализа, от структурной лингвистики де Соссюра к лингвистическим интуициям Гуссерля, онтологизации языковой парадигмы Хайдеггером, структурализму и герменевтике, семиотике, кибернетике, модальной логике.

Если вся совокупность этих дисциплин и поддается некой тематизации, то сделать это возможно лишь на основании понимания языка в качестве смыслового поля, образованного множеством центробежных сил, составляющих в своей целокупности то, что принято называть Лингвистическим поворотом как концептуальной трансформацией философской парадигматики, приведшего к изменениям в культуре и самосознании европейцев.

Актуальность исследования коренится в имманентных самому предмету неисчерпаемых возможностях его интерпретации, не только позволяющих, но и требующих периодического возвращения к языковой и социальной проблематике лингвистического поворота с целью осмысления* события в новой точке временного континуума, а, следовательно, и обогащения применяемых к нему герменевтических процедур. По значимости своих притязаний и полученных результатов, лингвистический поворот сравним с такими революционными' прорывами в истории' европейской мысли как картезианский поворот Нового времени в его философском приложении и коперниканский поворот в науке. Так же как и лингвистический поворот, последние вызвали глубокие трансформации всего спектра бытия европейского человечества, а, следовательно, и его самосознания. Тем самым эксплицировать его значимость не представляется даже необходимым. Вопрос в другом: диссертанту представляется важным эксплицировать сам факт «явленности» явления как некоего центра бифуркации устоявшейся системы существующих парадигматических установок европейского сознания и культуры. Подобный интеллектуальный взрыв имеет своим следствием неуправляемую цепную реакцию со шлейфом расходящихся следствий, что имело место и в рассматриваемом в работе новом духовном событии: философия, история, политические и социальные науки ассимилировали и развили новейшие достижения, полученные в результате лингвистической революции.

Благодаря усилиям и достижениям мыслителей времени XX века современная картина мира в принципе приводится к языковой. Номинализм, возобладавший над реалистскими, универсалистскими проектами, релятивизм, оттеснивший'догматические системы «эпохи модернити» (и более ранние), и, наконец, современный эмпиризм, изменивший наше представление о рациональности, породили особую социально-философскую установку исследователей социума и культуры. Разнообразные «практики и техники» были поставлены на место системообразующих принципов (экономический или технологический детерминизм, психологизм, логицизм); прагматика возобладала над семантикой, то есть «событие над структурой». Сложилось убеждение, в своей основе кантианское, но неклассическое, что исследование общественных феноменов не в состоянии «пробиться к сущности» сквозь экран культуры, центральным феноменом которой является язык. Объект, как его понимает классическая философия, стал недостижим для абсолютного и «объективного» знания о нем. Классический субъект сменился интерпретатором культуры, и интерпретация, (а это1 лингвистическая операция) стала общепринятым методом познания в гуманитарной, сфере. В- условиях такого методологического плюрализма эффективность коммуникации ставится под угрозу, познание распадается на индивидуальные «понимания», мнения, позиции, убеждения, и искренность ученого заменяет истинность знания.

В этих социальных условиях для восстановления взаимопонимания ученых, коммуникации вообще, как полагает автор диссертации, необходимо выделить некие объединяющие принципы, и они по своей природе будут гносеологическими. В противном случае плюрализм станет таким же тормозом на пути познания, как и догматизм, а место картезианского Cogito займет и уже занял постмодернистский самопорождающий дискурс.

Как прагматика, отказавшаяся от абстрактной высоты семантики и ее информационной силы, превращается в набор сведений, лишь регистрирующих эмпирические факты, так и социальная философия, лишенная объяснительной силы теории познания, теряет высоту и опускается на уровень конкретной науки: теории культуры, теории искусства, социологии и т.д.

Поэтому в данной диссертации постоянно идет обращение к приемам классической и неклассической гносеологии ради более глубокого понимания источников и механизмов социокультурных изменений, происходящих в самосознании европейцев в течение XX века. Обращение к теоретико-познавательным способам получения и организации знаний об обществе позволит продвинуться по пути самопознания современного общества.

Степень разработанности проблемы.

Монографических исследований, посвященных философскому анализу Лингвистического поворота, в отечественной литературе практически нет. Философские словари дают краткие общие сведения о существе поворота и степени его значимости. Показателен тот факт, что конкретные науки об обществе, например, социология, значительно быстрее отреагировали на Лингвистический поворот, чем собственно философия. Так, в Казанском государственном университете в 90-е гг. XX века прошел целый ряд международных конференций социологов в аспекте несомненного признания факта Лингвистического поворота (под общим названием «Кому принадлежит культура», в рамках четырехстороннего Объединенного Европейского проекта). Существенный вклад в изучение и экспликацию причин Лингвистического поворота внес историк Н.Е.Копосов, на чьи исследования во многом опирается настоящая работа; однако в целом это интеллектуальное событие ждет именно философской интерпретации.

В настоящее время имеется возможность говорить об истоках самой лингвистической парадигмы, нашедшей свое воплощение в рамках поворота, собственно в философском ключе. Фундированная в аналитической философской традиции; она, эта парадигма, отсылает к ключевым этапам своего становления:

Вполне, отчетливо линия; сциентизации языка проступает уже в трудах ученых новоевропейской философской традиции; XVII-XVIII веков: Фрэнсиса Бэкона, видящего в «идолах рынка1 (площади)» существенное препятствие к познанию истины вследствие порождаемых ими; неточностей в использовании языка, и Готфрида Лейбница- мечтавшего о так называемом; Адамовом языке, в котором понятия : сводились бы к некоему алфавиту человеческих мыслей, и тогда все, что выводится разумом из данных, могло бы (открываться посредством некоторого рода исчисления.

В своем современном прочтении аналитическая' традиция заложена в трудах Готтлоба Фреге, Бертрана Рассела и Людвига Витгенштейна:

Витгенштейн - ключевая фигура лингвистического поворота, как в его первой фазе «объектной» трансформации философии от философии сознания к философии языка, так и во второй, несущей парадигмальные сдвиги всего философского «здания». В нашей стране исследованию его творчества посвящены труды А.Ф. Грязнова, М.С. Козловой, А.II. Портнова, 3;И. Сокулер, из зарубежных работ выделим труды Г.Х. фон Вригта, Н. Малкольма, Р. Рорти и К.-О. Апеля, хотя список его исследователей; мог бы быть значительно больше. Поздняя концепция Витгенштейна получила свою дальнейшую разработку в рамках кембриджской и оксфордской школ лингвистической - философии. К первой принадлежали ученики Витгенштейна,. находившиеся под сильным влиянием учителя (работы Дж. Уиздома, М. Лазеровица, А. Эмброуз, Hi Малкольма и др.). Другую школу представили Г. Райл, Дж. Остин, П. Стросон и др. Теория речевых актов Джона Остина послужила методологической основой для сформулированной Юргеном Хабермасом теории коммуникативного действия, эксплицирующей закономерности взаимопонимания участников коммуникативного процесса ничем иным, как связывающим их языком - носителем форм жизни.

Объектом исследования является Лингвистический поворот как событие, приведшее к смене классической европейской философской парадигмы и, как следствие, трансформации европейского самосознания. Предметом исследования выступают этапы осуществления означенной трансформации в свете общности лингвистических социальноокрашенных интенций ее пропонентов.

Цель исследования: выявление имманентных причин трансформации субъектоцентристской философской парадигмы в интеллектуальное движение, фундированное в лингвистическом повороте, и утверждение роли последнего в качестве источника и механизма социокультурных изменений, имевших место в самосознании европейцев в XX веке. С t*

Задачи исследования: вывести «язык» в просвет социального бытия путем анализа последнего в t качестве символической- программы человеческого мышления, растворенной в социальной практике и действии; проследить эволюцию философских взглядов на язык от эпохи античности до момента «реализации» Лингвистического поворота; рассмотреть истоки и предпосылки формирования классического типа рациональности как атрибута Нового времени, чья методологическая база берется в качестве тезиса, подразумевающего своим антитезисом вторую «прагматическую» фазу Лингвистического поворота; эксплицировать в качестве кризисной ситуацию, сложившуюся в философии к концу XIX-го началу XX века, представив последнюю в терминах кризиса нововременной субъектоориентированной познавательной установки; очертить логоцентристский этап обращения к языку в качестве первого систематического размышления о новом понимании философии как средстве логического анализа языка; обозначить переход к социальному (надындивидуальному) пониманию языка как источнику и механизму социокультурных изменений в свете второй «прагматической» фазы витгенштейновской философии, ее радикальной трансформации от «структуры» к «событию»; рассмотреть теорию речевых актов как пример практического применения философии анализа обыденного языка, получившую последующее развитие в теоретической лингвистике и теории коммуникативного действия; проследить трансформирование проблематики- лингвистического поворота в теориях ориентированной на язык философии как базиса (интерсубъективных) коммуникативных установок постмодернистского европейского самосознания.

Методологические и теоретические основы исследования. В целом, настоящая работа базируется на генерализации результатов собственно философских и частных научных исследований (логических, математических, лингвистических) в области языка и сознания.

В качестве теоретической и методологической основы исследования были использованы: логико-философская концепция JI. Витгенштейна, эксплицирующая природу значимых пропозиций; практика «языковых игр» JI. Витгенштейна, теория «речевых актов» Дж. Остина;

Dasein-аналитика М. Хайдеггера, прогрессивно-регрессивный метод П. Рикера; общие формально-логические методы: анализ- и синтез, индукция, дедукция и традукция, обобщение и ограничение и др.; общая диалектическая установка на принципы всеобщей взаимосвязи, развития, конкретности истины и роли практики в познании.

В ряде случаев были использованы элементы герменевтического анализа.

Теоретическую основу исследования составили логико-философские труды Г. Фреге, Б. Рассела, JI. Витгенштейна, Р. Карнапа; работы отечественных и зарубежных исследователей философского наследия JI. Витгенштейна А.Ф. Грязнова, М.С. Козловой, З.И. Сокулер, Г.Х. фон Вригта, Н. Малкольма, Р. Рорти; философские работы Дж. Остина; труды по онтологии М. Хайдеггера и исследователей его творчества В.А. Подороги, А.В. Михайлова, С.Н. Ставцева, А.Н. Портнова; герменевтические исследования К.-О. Апеля, П. Рикера; работы по гносеологии и семиотике - В.А. Лекторского, Э.А. Тайсиной, Т. Хилла и др.

Научная новизна и теоретическая значимость работы:

Выявлены симптомы, указывающие на глубинные сдвиги философской парадигматики, что позволило определить механизм социокультурных трансформаций европейского самосознания. V

Установлена укорененность языка в социальной ткани надындивидуального бытия, представляющего из себя систему кодов, которые 1 обеспечивают формирование «категориального» сознания человека посредством перехода от симпрактического к синсемантическому характеру функционирования языковых единиц.

В качестве имманентной причины лингвистического поворота может быть определен поиск решений, способных составить альтернативу исчерпавшей себя на данном этапе и ставшей причиной затяжного кризиса «европейских наук» и всего «европейского человечества» философской познавательной модели эпохи «модернити».

Выявлена ограниченность «замкнутой вселенной индивидуального сознания», механицизм и физикализм метода универсальной редукции в социально-гуманитарных науках. Именно эта ограниченность сформировала требующую преодоления преграду на пути развития гуманитарного и социального знания.

Лингвистический поворот определен как проявление диалектического перехода от парадигмальных установок, фундированных в субъекто- и наукоцентризме, к пониманию языка как надындивидуальной смыслообразующей априорной сферы интерсубъективной коммуникации, задающей стандарты и нормы человеческого бытия-в-мире.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту:

1. Картина развития взглядов на сущность языка и его структуру от античности до эпохи Нового времени иллюстрирует истоки унифицированного подхода к грамматическим и логическим конструкциям; это приводит к тому, что репрезентативная функция языка и наукообразная форма языкового высказывания в виде суждений о мире по формуле «Дело обстоит так-то» «скрадывает» полноту феномена «языка».

2. Становление классического типа рациональности, фундированного в идеологии Нового времени, обусловило формирование критического подхода, чья методологическая база может быть сформулирована в картезианском «De omnibus dubitandum». Последнее трансформирует онтологическую традицию «что?» в познавательную установку «как?», отсылающую к взаимоотношениям субъекта с противолежащим ему объектом и к логически вытекающему из этой дихотомии вопросу: как возможен «выход» на объект? Подобная форма вопроса сохранится вплоть до выхода витгенштейновского «Логико-философского трактата», центральный вопрос которого звучит «Как возможна значимая пропозиция?». Предлагаемая трактовка познавательной установки эпохи Нового времени принимается в диссертации как тезис, подразумевающий в качестве своего антитезиса вторую «прагматическую» фазу Лингвистического поворота.

3. Своим «Логико-философским трактатом» Л. Витгенштейн впервые сформулировал максиму о том, что целью философии является логический анализ языка: «логическое прояснение мыслей», их облачение в ясную логическую форму, упорядочивание и организация. Впервые за всю историю философии язык оказывается не средством, а центральным объектом философствования и его методологическим базисом. Дилемма «модернити» преодолевается путем введения изоморфной триады мир -сознание - язык, пронизанной универсализмом логического закона.

4. «Прагматический поворот», имевший место в «Философских исследованиях», связан с предложенным Витгенштейном функционально-деятельностным подходом в отношении понятия «значения». Прагматика «языковых игр» ввела язык, а вместе с ним и всю философию, в плюральный мир смыслов разнообразных «жизненных миров», где остенсивное определение значения слова отнюдь не универсально, а является лишь одним из правил, принятым в одной из «языковых игр». Приравненная к «событию» «языковая игра» преодолевает универсализм и монизм парадигмы Нового времени, отождествляемого со «структурой», и утверждает ей антитезу в виде плюралистской модели эпохи постмодерна. Здесь прослеживается ключевая роль Лингвистического поворота в трансформации европейского самосознания XX века.

5. После «Философских исследований» произошел окончательный (неокантианский) перелом в парадигматике - все социальные и гуманитарные науки признали, что между субъектом (скорее, интерпретатором) и объектом (встроенным в «жизненный» мир социального взаимодействия) существует «экран» всевозможных «языковых игр».

6. XX век - век гипостазирования языка, когда центральным «объектом» философствования (в неклассическом смысле; так как ему не противостоит классический «субъект», а, напротив, последний «растворен» в своем объекте), носителем различных социальных практик и инструментом, формирующим социальное пространство европейского человечества, признается язык, и в этом согласны философы самых разных направлений.

Апробация исследования. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры теоретических основ коммуникации Казанского государственного энергетического университета, на заседании кафедры общей философии Казанского государственного университета. Существенные аспекты содержания настоящей работы изложены в 5 публикациях автора и апробированы в ряде выступлений на международных, российских, межвузовских конференциях, симпозиумах, республиканских форумах и магистерско-аспирантских семинарах.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав (первая из которых содержит два параграфа, вторая и третья - по три параграфа) и заключения. Список литературы содержит 227 наименований, в том числе 30 публикаций на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Фазылова, Евгения Рафаэлевна

Заключение

Событие, вошедшее в историю философии под именем Лингвистического поворота, стало знаковым для всей европейской науки и культуры XX века. В нем нашла свое воплощение реакция на кризис господствующей познавательной установки картезианства, повлекшая за собой выработку альтернативных решений проблем познания и коммуникации. В целях экспликации социальной сущности Лингвистического поворота необходимо было, во-первых, выявить имманентные причины процессов, вызвавших трансформацию в парадигмальной ткани субъектоориентированной философской установки Нового времени и приведших к переводу философской проблематики из терминов философии сознания в термины философии языка. И, во-вторых, - подтвердить решающую роль Лингвистического поворота в процессах социокультурных изменений, произошедших в самосознании . европейцев во второй половине XX века.

Отдаваясь размышлениям о Лингвистическом повороте, нам пришлось еще i раз констатировать, что место и время интеллектуального события неуловимы в своем вот, поэтому единственная возможность воззвать к его явленности -это попытаться «стянуть» явление к триадическому единству его настоящего, осуществившегося и наступающего, чтобы в нем явление обнаружило свое само-по-себе-себя-выказывание. Только так мог возникнуть горизонт говорения-о.

Тем самым уже на уровне термина («Лингвистический поворот») проблема обусловливает постановку двух вопросов: от чего, к чему и почему произошел «поворот»? И что следует понимать под словом «язык»?

Для ответа на второй вопрос нам было важно сфокусировать свое внимание прежде всего на проблеме соотношения языка и сознания, а также обозначить свою позицию в отношении природы языка. Наиболее полно данная проблематика отражена, на наш взгляд, в трудах нейролингвиста А.Р.Лурия. Ссылаясь на его работу «Язык и сознание», мы продемонстрировали укоренненость языка в социальном взаимодействии членов человеческого сообщества, понимаемого как система кодов, обеспечивающих формирование «категориального» сознания: человека посредством перехода от симпрактического к синсемантическому характеру функционирования языковых единиц. Таким образом;, сущность языка раскрывается в качестве символической программы человеческого мышления, фундированной . в социальной практике и сознательной деятельности людей: Другим «фокусным» аспектом языка стала логика развития представлений о нем. Проследив; эволюцию философских взглядов на язык, мы пришли к заключению, что логико-грамматический подход, к системе языка, возобладавший; в эпоху Античности благодаря'трудам Аристотеля, стал доминирующим в языкознании вплоть до XVIII столетия, послужив, с одной стороны, тормозом для развития собственно лингвистических учений, но, с другой, предопределив его философское прочтение и понимание. Последнее, проходя^краснойшитью через эпоху Нового- времени с его основным требованием «точности» ^ позволит вывести на первый? план диаду «логика- - язык», нашедшую свое; наивысшее. воплощение в философии логического анализа XX века.

Вопрос о социальной сущности «поворота» обязывает нас решать три задачи: от чего, к чему и почему он имел место?

Лингвистическому повороту» предшествовала почти трехсотлетняя эпоха господства так называемой научной установки или парадигмы Нового времени. Ее основной «продукт» - классический тип рациональности, - занял прочное место в умах европейцев в свете научной революции, берущей свое начало от «коперниканского поворота» XVI: века. Авторство: в; создании фундаментального- принципа, зарождающейся науки Нового . времени -принципа радикального- сомнения* - принадлежит Декарту. Формулируя положение об основании; эксплицирующее: существо: европейской- мысли1 и задающее тон всему ее развитию за прошедшие триста лет, мы являемся наследниками «философии сознания», или «философии субъективности», фундированной в картезианстве и исходящей из самоочевидности мира сознания, субъективных феноменов, и неочевидности внешнего сознанию мира.

Вместе с тем та же нововременная установка нашла свое выражение в экспериментальном методе научного естествознания, основанного на идее методологического монизма «галилеевской науки», опирающейся, с одной стороны, на эксперимент, а, с другой, на «непогрешимый» базис точных наук -математики и физики, сопоставлением с которыми измерялась степень развития и совершенства всех других отраслей знания, включая гуманитарное.

В- рамках методологического монизма общим знаменателем научной г установки XIX-го столетия^ оказалась так называемая тенденция онтической редукции, базирующаяся на сведении одного сущего к другому сущему. В области эмпирической науки ее истоки можно усмотреть все в той же галилеевской традиции, с присущим ей каузально-механистическим подходом, в области же исследования механизмов сознания признается ее непосредственная связь с английской ассоциативной ^психологией.

В' ходе нашего исследования мы пришли к выводу, что причины Лингвистического поворота кроются в ситуации кризиса, в котором' оказались «европейские науки» и все «европейское человечество» в конце XIX-го начале - XX века: ограниченность «замкнутой вселенной индивидуального сознания», механицизм и физикализм используемых подходов, в том числе и к наукам о человеке, метод универсальной редукции сформировали требующую преодоления^ преграду на пути развития гуманитарного и социального знания. Догматизм нововременной парадигмы превратился» в тормозящий дальнейшее поступательное развитие наук анахронизм.

В* этой ситуации- затяжного кризиса первая фаза «Лингвистического поворота» стала поворотом от философии сознания, ю философии языка. Логическое изучение языка привело в результате к признанию явного несоответствия общеупотребительного обыденного языка критериям ясности и точности, выдвигаемым положениями современной науки. Тем самым ключевым словом к пониманию восприятия языка Расселом и Фреге является «прояснение» (языка). Прежде всего логики и математики, они ратовали за предельную чистоту и прозрачность языкового материала, неточности же естественного языка воспринимались ими как основные помехи логической точности. Отсюда и предложенный учеными выход: разработка аналитического-аппарата символической логики и перевод содержательных фрагментов знания на-искусственный-формализованный язык.

Критикуя" в этом* плане естественный язык, Рассел всемерно подчеркивал преимущества* искусственного языка математической логики, обнажающего логическую1 структуру мысли и, наконец, снимающего все психологические оттенки. смысла.

Во многом именно Расселу принадлежит разработка логических основ учения зарождающейся аналитической философии, однако(заслуга подведения под нее философского фундамента, бесспорно, связана с именем JI. Витгенштейна. Его учение - квинтэссенция; всех предыдупц^ представлений: согласно Витгенштейну, язык идеален, рационален сам по себе. Он должен лишь пройти очистку в горниле логически рационализированных процедур - и тогда откроется его истинная природа, - а именно, быть объективным отображением фактов мира.

Размышляя о природе пропозиций, Витгенштейн закладывает совершенный фундамент познания, как воплощенного триединства Мира, Языка и Мышления, в котором сходятся магистральные направления познавательных сил человечества. Рационализм, эмпиризм, языковые структуры - все зиждется на одной всепроникающей и всеобъемлющей логической^ форме. Тем самым субъект-объектная дихотомия- вылилась* у Витгенштейна в объективизм и логоцентризм, преодолевающий фундаментальное противоположение априорным изоморфизмом мира -сознания - языка. А наукоцентристскаяг установка воплотилась в концепции языка как границы смысла и бессмыслицы.

Тем самым, признав за философией исключительное право-анализа языка, Витгенштейн задал вектор всего дальнейшего развития новейшей философской мысли, сфокусировавшей свои познавательные интенции на языке.

Финальным аккордом уходящей в прошлое эпохи Нового времени стал логический позитивизм, интегрировавший выводы витгенштейновской философии в познавательную установку эмпиризма. То, что дало «венцам» возможность перевести всю проблематику «Трактата» в плоскость гносеологии, определяется тем, что Витгенштейн считал язык «границей мышления», а соответственно и мира, определив все, что лежит по ту сторону -бессмыслицей. Область его действия ограничивается, следовательно, областью фактов, чья дескрипция, по мнению^ «венцев», может быть получена путем фиксации чувственных впечатлений посредством протокольных предложений. Задача же философии сводится, таким образом, к окончательному прояснению языка путем его приведения в соответствие с изучаемыми явлениями и к полному контролю над соблюдением правил логического синтаксиса.

Соединяя, таким образом, в себе рациональные логические процедуры анализа с классическим идеалистическим сенсуализмом, логический позитивизм стал завершающей фазой гносеологической установки Нового времени, фундированной в субъекто- и наукоцентризме.

Таким образом, стало ясно, что ничто иное как субъективизм (с парной ему категорией объективизма), выраженный будь то в чувственной, будь то рациональной форме, есть корень неразрешимой проблемы познания. А, следовательно, и двухчастная эпистемологическая модель потребовала кардинального пересмотра.

Новое решение появляется на страницах «Философских исследований» Витгенштейна, ознаменовав своим появлением так называемую вторую волну лингвистического I поворота. Отказываясь от лейбницианских проектов улучшения языка, Витгенштейн заменяет их исследованием и описанием различных языковых практик, разворачиваемых в обыденном функционировании языка. «Прагматический поворот», имевший место в «Философских исследованиях», во многом связан с предложенным Витгенштейном функционально-деятельностным подходом в отношении понятия «значения», позволившего расширить рамки синтаксического и семантического анализа языковых явлений. Прагматика «языковых игр» ввела язык, а вместе с ним и всю философию в плюральный мир смыслов разнообразных «жизненных миров», где остенсивное определение значения слова, принимаемое как единственно возможное на страницах «Логико-философского трактата», отнюдь не универсально, а является лишь» одним из правил, принятым в одной из «языковых игр». Значение же остается «значимым», если слово обеспечивает понимание в рамках коммуникативного акта, заданного определенной языковой игрой, и несет в себе смысл, значимый и понятный для участников определенной языковой игры. Приравненная к «событию», последняя преодолевает универсализм и монизм парадигмы Нового времени, отождествляемого со «структурой» и утверждает ей антитезу в виде плюралистской модели эпохи постмодерна. Здесь прослеживается ключевая роль Лингвистического поворота в трансформации европейского самосознания XX века.

Выросшая из поздней философии Витгенштейна Теория речевых актов послужила методологической основой для сформулированной Хабермасом Теории коммуникативного действия, детерминировавшей функционированием языковых норм закономерности взаимопонимания участников коммуникативного процесса. В понимании Хабермаса, произнесение слов само по себе является действием, меняющим в силу своей природы положение дел в социальном мире межличностных отношений, в котором речевой акт только тогда считается успешным, когда слушатель» признает такие притязания высказывания на значимость как притязание на истину (говорящий предполагает соответствие того, что он говорит существующему положению дел), притязание на нормативную > правильность (речевой акт не должен идти вразрез с существующими институциональными структурами) и притязание на правдивость (говорящий действительно руководствуется теми принципами, на которых он строит свое высказывание).

Итак, в ходе проделанного нами исследования мы пришли к следующим ключевым выводам: 166 Лингвистический поворот стал проявлением скачкообразного (диалектического) перехода; от модели познания:, соответствовавшей XIX веку и рассматривавшей сознание в качестве исходного пункта, основы и цели философствования; к философии XX века, обращающейся; к языку каю первоисточнику, детерминирующему формирование картезианского cogito (сознания) в рамках языковых, практик человеческого сообщества. Переход от априоризма сознания^ к a priori языка; формирует в качестве объекта; исследования; надындивидуальную область языковой реальности,, доминирующую по отношению к субъективному сознанию. Впервые в «Логико-философском* трактате» Л: Витгенштейна была сформулирована максима о том, что целью философии является логический анализ языка: «логическое прояснение мыслей», их облачение в ясную логическую форму, упорядочивание и организация. Так впервые за всю историю философии язык оказывается не средством, а центральным объектом философствования и его методологическим базисом. После «Философских исследований» Л. Витгенштейна произошел окончательный перелом в парадигматике - все социальные и гуманитарные науки признали,, что между- субъектом (скорее, интерпретатором)^ и объектом (встроенным в «жизненный» мир социального взаимодействия), существует, «экран» всевозможных «ЯЗЫКОВЫХ игр»;

Социальная! природа языка является его' важнейшей «сущностной» характеристикой; поэтому односторонняя^ трактовка языка с учетом исключительно! его репрезентативной; функции; что*имело-место вфанней . концепции? Людвига Витгенштейна; то есть первой' фазе Лингвистического-поворота, обречена на неполноту, и «обеднение» данного феномена: В;ХХ веке центральным «объектом» философствования (в неклассическом смысле; так как ему не противостоит классический «субъект», а, напротив, последний «растворен» в своем объекте), носителем различных социальных практик и инструментом, формирующим социальное пространство европейского человечества, признается язык. Его «явленность» и его гипостазирование есть прямое следствие Лингвистического поворота. Трансформирование проблематики поворота от «языка науки» к «естественному языку» вывело изучение социально-культурных феноменов на качественно новый уровень, дав толчок к изучению природы (интерсубъективной) коммуникации.

168

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фазылова, Евгения Рафаэлевна, 2008 год

1. Айер А.Д. Язык, истина и логика // Аналитическая философия: Избранные тексты./Сост. Грязнов А.Ф. М., Изд-во МГУ, 1993.

2. Н.Ф.Алефиренко. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие. М. : Флинта : Наука, 2005.

3. Аналитическая философия: Становление и развитие (антология)./Сост. Грязнов А.Ф. М.: ДИК - «Прогресс-Традиция», 1998.

4. Апель К.-О. Две фазы феноменологии // Апель К.гО. Трансформация философии. М.: «Логос», 2001.

5. Апель К.-О. Трансформация философии. Пер. с нем. / Перевод В.Куренной, Б.Скуратов, М.: «Логос», 2001.

6. Арепьев Е.И. Аналитическая философия математики. Курск, 2003.- 7. Аристотель. Этика. Политика., Риторика. Поэтика. Категории.-- Мн.: Литература, 1998.

7. Аристотель. Сочинения в 4т, т.2, Об истолковании. М., 1978.

8. Асмус В.Ф. Античная философия. М.: Высшая школа, 1976.

9. Е.А.Беляев, В.Я,Перминов. Философские и методологические проблемы математики. М.: Изд-во МГУ, 1981.11 .Бернал Дж. Наука и общество. М.: Изд-во иностранная литература, 1953.

10. Боброва Л.А. Фреге или Витгенштейн? О путях развития аналитической философии // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996.

11. Боррадори Дж. Американский философ беседует с Куайном, Дэвидсоном, Патнэмом, Нозиком, Данто, Рорти, Кэйвлом, Куном. М.: Дом интеллектуальной книги, 1998.

12. Бравайс Дж. И Перри Дж. Ситуация и установки // Философия, логика, язык: Пер. с англ. и нем./ Сост. и предисл. В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987.

13. Бэкон Ф. Новый органон // Сочинения в 2-х томах. Т.2 - М.: Мысль, 1978.

14. Бюлер К. Теория языка: Репрезентативная1 функция языка, / Общ.ред.Т.В.Булыгиной. М.: Прогресс, 1989.

15. Вайсман Ф. Витгенштейн и Венский кружок // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

16. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Сост. В.В: Петрова;- Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. ст. Ю.Н: Караулова и> В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989.

17. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политическая литература, 1991.

18. Вендлер 3. Факты в языке // Философия, логика, язык: Пер. с англ. и нем./ Сост. И предисл. В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987.2Г.Виноградов Е.Г. Виллард Куайн: портрет аналитического философа XX века // Вопросы философии, 2002, №3,х. 108-109.

19. Витгенштейн JI. Логико-философский.трактат. М.: Изд-во иностранная литература, 1958. , , ,23 .Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Л.Витгенштейн. Философские работы. Часть I. М.: Гнозис, 1994.

20. Витгенштейн Л. Философские исследования // Л.Витгенштейн. Избранные труды. М.: Гнозис, 1994.25 .Витгенштейн Л. О достоверности // Вопросы философии. 1991. №2. С.67-120:

21. Витгенштейн Л. Дневники. 1914-1916 (сокращенный^ перевод)' // Современная аналитическая философия. Вып.З. М.,,1991\ С. 167-178'.

22. Витгенштейн- Л. «Голубая книга» и «Коричневая книга» (сокращенный-перевод) // Современная аналитическая философия3. Вып.З. М., 1991.

23. Витгенштейн Л. Лекция об этике // Историко-философский ежегодник. М., 1989. С. 238-245.29 .Витгенштейн Л. Заметки о «Золотой ветви» Дж. Фрэзера // Историко-философский ежегодник. М., 1989. С. 251-263.

24. Вригг фон Г.Х. Логико-философские исследования' Избранные труды. -М. Прогресс, 1986.

25. Вригт фон Г.Х. Логика и философия в XX веке // Вопросы философии;: 1992. №8:

26. Вригт фон Г.Х. Людвиг Витгенштейн (биографический: очерк) // Людвиг . Витгенштейн: человек и мыслитель. — М.: Прогресс, Культура, 1993.33 :Выготский; Л:С. Развитие; высших психических функций; Mi: Изд. Акад. пед. наук, 1960:

27. Гадамер Г.-Г. Истина и-метод. М.: Мысль, 1994.35'.Гальперин П:Я; Введениев психологию. М;: Ун-т, 2000.

28. Гальперин, Ждан «История психологии. XX век». М., Екатеринбург, 2002.

29. Гегель. Лекции по истории философии. СПб:: «Наука», 1994.

30. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб.: «Наука», 1997. .;.

31. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1993.40:Гильберт Д. Основания геометрии. Ml-Л:, Гостехиздат, 1948; Y,'

32. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации: М;:,Наука, 1980.

33. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: М.: Высшая школа, 2006.43 .Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: проблемы и дискуссии? последних лет // Вопросы философии, 1997. №9г

34. Грязнов А.Ф. Аналитическая философия: Становление и развитие // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология): М:, 1998:

35. Грязнов. А.Ф: Как; возможна правилосообразная деятельность? // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996: - 169 с.

36. Грязнов А.Ф. Материалы к курсу критики современной буржуазной; философии: Философия языка Л. Витгенштейна.М:, 1987.:

37. Грязнов А.Ф: Феномен аналитической философии; в западной культуре XX столетия // Вопросы философии, 1996. №4.

38. Грязнов А.Ф. Эволюция философских взглядов Л. Витгенштейна: Критический анализ. М.:Изд-во МГУ, 1985.

39. Грязнов А.Ф. Язык и деятельность: Критический анализ витгенштейнианства. М., 1991.

40. Губин. Философия: Учебник для вузов. М.: Русское слово, 1998.

41. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М.: Айрис Пресс: Рольф, 200Г.

42. Даммит М. Что такое теория значения // Философия, логика, язык: Пер. с англ. и нем./ Сост. И предисл. В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987.

43. Декарт Р. Рассуждения о методе.// Сочинения в 2-х томах. Т.2 М.: Мысль, 1989.55 .Джеймс У. Что такое прагматизм? М.: Республика 2000.

44. Джохадзе И.Д. Неопрагматизм Ричарда Рорти. М.: УРСС, 2001.

45. Дмитриевская И.В. Системные модели идеального // Актуальные проблемы исследования сознания: онтология и гносеология. Иваново: ИГУ, 1997.

46. Дэвидсон Д. Общение и конвенциональность // Философия, логика, язык: Пер. с англ. и нем./ Сост. И предисл. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

47. Дэвидсон Д. Метод истины в метафизике // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

48. Жуков Н.И. Философские основания математики. Минск, 1990.61.3авершнева Е.Ю. Проблема кризиса в современной психологии:диссертация. М., 2004.

49. Ионин Л.Г. Понимающая социология. М., 1979.63 .История психологии. XX век: Хрестоматия для высшей школы / под ред. Г.Я. Гальперина М.; Екатеринбург: Академический проект, 2005.

50. История психологии: период открытого кризиса. М.: Изд-во МГУ, 1992.65 .История языкознания (Донауч период) / Под ред. П.Я. Гальперин, А.Н.

51. Ждан, 2002. с. 136, ч.2 гл 1. 66.Канке В.А. Основные философские направления и концепции- науки:

52. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000. 67 .Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.Лосского. М.: Изд-во Эксмо, 2006.

53. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966.

54. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки. Итоги XX столетия. М.: Логос, 2000.70'.Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Институт языкознания РАН; Волгоградский пединститут, 1992.

55. Карнап Р. Значение и необходимость: Исследование по семантике и модальной логике. М.: Изд-во иностранная литература, 1959.

56. Карнап' Р. Преодоление метафизики логическим анализом» языка // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

57. Касавин И.Т. Понятие знания в социальной гносеологии. // Познание в социальном контексте. М.: РАН, Институт философии, 1994.

58. Кемеров В.Е Введение в социальную философию: Учебник для вузов. Изд. 3-е. М.: Академический проект, 2000:

59. Козлова М.С. Философия и язык: Критический анализ некоторых тенденций эволюции позитивизма XX в. М., 1972.

60. Козлова М.С. Концепция философии в трудах позднего Витгенштейна //Природа философского знания. М., 1975. с. 218-263.

61. Козлова М.С. Размышления о феноменах сознания в работах позднего Витгенштейна.// Проблема сознания в современной! западной философии. М., 1989. С. 190-212.

62. Козлова М.С. Вера и знание: Проблема границы.// Вопросы философии. 1991. №2. С. 58-66.

63. Козлова М.С. Идея "языковых игр" // Философские идеи .Людвига Витгенштейна. М., 1996. - 169 с.

64. Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М.,1997.

65. Куайн У. Вещи и их место в теориях // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.85 .Кюнг Г. Онтология и логический анализ языка.

66. Лабов У. Исследование языка в его социальном контексте // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М.: Изд-во "Прогресс", 1975.

67. Лабов У. О механизме языковых изменений // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М.: Изд-во "Прогресс", 1975.

68. Лабов У. Отражение социальных процессов в языковых структурах // Новое в лингвистике. Вып. VII. Социолингвистика. М.: Изд-во "Прогресс", 1975.

69. Ланге Н.Н. Психология // Итоги науки. т.VIII. М., 1914.

70. Лейбниц Г.В. Новые опыты о человеческом разумении. // Соч. в 4-х т. / Ред., авт. Вступ. Статьи и примеч. И.С.Нарский. М.: Мысль, 1983.

71. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.: Наука, 1980.

72. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2006.93 .Ленин В.И. Материализм и Эмпириокритицизм. М.: Госполитиздат, 1961.

73. Ленин В.И. Философские тетради // Полное собрание сочинений. Изд. 5-ое. Т.29. М.: Госполитиздат, 1961.

74. Леонтьев А.Н. Философия психологии. М., 1994.

75. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Н.А. Шматко. СПб: Алетейя, 1998.97 .Логический анализ языка. Семантика начала и конца / Ин-т языкознания РАН. М.: Индрик, 2002.

76. Локк Дж. Опыт о человеческом разумении // Сочинения в 3-х томах: Т.2 -М.: Мысль, 1985.

77. Лукьянец B.C. Философские основания математического познания. Киев, 1980.

78. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998'.

79. Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М.: Изд. Группа "Прогресс"; "Культура", 1993.

80. Малкольм Н. Мур и Витгенштейн о значении выражения «я знаю» // Философия, логика, язык. М., 1987.С. 245-248. :

81. Малкольм Н. Людвиг Витгенштейн: Воспоминания // Людвиг Витгенштейн: человек и мыслитель. М. Изд. Группа "Прогресс"; "Культура", 1993.

82. Малкольм Н., Мур и обыденный язык // Аналитическая философия: Избранные тексты./Сост. Грязнов А.Ф. М., Изд-во МГУ, 1993.

83. Мамардашвили М.К. Кантианские вариации. М.: Аграф, 1997.

84. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: Лабиринт, 1994.

85. Марков Б.В. М. Хайдеггер: критика классических форм метафизики. // История современной зарубежной философии: компаративистский подход. 1997.

86. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания реальности. -М.: РОССПЭН, 1997.109: Микешина Л.А. Витгенштейн: проблема веры и достоверности в познании // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996. - 169 с.

87. Миллер Е.Н. Что такое язык?: Гносеол. аспект: учеб. пособие к спецкурсу. М.:МГПИ, 1988.

88. Михайлов A.B. Хайдеггер. Человек в мире. М.: Моск.раб., 1990.

89. Михайлов А.В. Вместо введения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М, 1993.

90. Михайлов И.Ф. Витгенштейн и проблема мистического, опыта // Философские идеи Людвига Витгенштейна. М., 1996. - 169 с.

91. ОстинДж. Чужое сознание // Философия, логика, язык. / Сб. статей под ред. Горского Д.П., Петрова В'.В. М.: «Прогресс», 1987.

92. Остин. Дж. Значение слова // Аналитическая философия: Избранные тексты./Сост. Грязнов А.Ф. М., Изд-во МГУ, 1993.

93. Остин Дж. Избранное. Как производить действие при помощи слов. М., 1999.

94. Остин Дж. Истина. // Избранное.

95. Остин Дж. Истина- // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

96. Остин Дж. Слова как вещи // Остин Дж. Избранное: Пер. с англ. Л.Б. Макеевой, В.П. Руднева. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999.

97. Остин Дж. Три способа пролить чернила: Философские работы / Пер. с англ. В.Кирющенко. СПб.:Изд-во «Алетейя»: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

98. Панфилов В.З. О некоторых аспектах социальной природы языка. // Вопросы языкознания: 1975. №3.

99. Панченко Т.Н. Стросон и Витгенштейн. Анализ как выявление формальной структуры неформального- языка и анализ как терапии // Философские идеи Людвига Витгенштейна! М., 1996. - 169 с.

100. Патнем X. Реализм с человеческим лицом // Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. Общая редакция и составление А.Ф.Грязнова. М. 1998. С 466-494.

101. Патнем X. Философия сознания. М.: ДИК, 1999.

102. Перминов В .Я. Философия и основания математики: М:: Прогресс-Традиция, 2001.

103. Петросян В.К. Общий кризис теоретико-множественной математики»и пути его преодоления. М., 1997.

104. Пирс Ч.С. Принципы философии. Т.2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001.

105. Пирс Ч.С. Рассуждение и логика .вещей: Лекции, для Кембриджской конференции 1989 года. М.: Р1 ГУ, 2005. ' ' .

106. Платон. Сочинения в 3-х томах. М:: Мысль, 1968. .

107. Подорога В.А. Метафизика ландшафта. М.: Наука, 1993.133 . Подорога В.А. Выражение и смысл.- М.: Ad Maiginem, 1995 .

108. Попова З.Д. Общее языкознание. Воронеж: Изд-во Воронежского унта, 1987.135; Поппер «Иммануил Кант — философ Просвещения http: //khazarzar. skeptik .net/books/popper03 .htm

109. Портнов A.H. Язык m сознание:* основные парадигмы- исследования? проблемы в философии XIX-XX вв. Иваново: Ивановский? государственный университет, 1994. .

110. Райл Г. Обыденный язык // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология).- МС, 1998:

111. Райл Г. Категории // Понятие сознания. Перевод с англ. М. Идея-Пресс. Дом Интеллектуальной книги // www. philosophy. ru/categ. html

112. Рамсей Ф. Философия // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М1., 1998.

113. Рассел Б. Логический атомизм // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

114. Рассел Б. История западной философии и ее связь с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. М.: Акад. проект, 2000.

115. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. М. Институт общегуманитарных исследований, 2001.

116. Реале'Д., Антисери Д. Западная философия от истоков-до наших дней. Том 4. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.

117. Решер Н. Взлет и падение аналитической философии // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

118. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: «Медиум», 1995.

119. Рикер П. Герменевтика и психоанализ; Религия и вера / Пер.с фр. И.С. Вдовина. М.: Искусство, 1996.

120. Рорти Р. Американская философия сегодня // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

121. Рорти Р. Философия и будущее // Вопросы философии, 1994, №6.

122. Российский гуманитарный энциклопедический словарь (В 3 т. М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС: Филол.фак.С.-Петерб.гос.ун-та, 2002.- 704с.

123. Семенов В.В. Кризис теории познания и его разрешение. Пущино, 1997.

124. Семенов В.В. От теории познания к теории сознания. Отходная методологии XX века. Пущино, 1997.

125. Серебренников Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка. М.: Наука, 1983.

126. Серль Дж., Вандервекен Д. Основные понятия* исчисления речевых актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVIII. М., «Прогресс», 1986.

127. Серль Дж. Природа; интенциональных состояний // Философия; логика, язык: Пер. с англ. И>нем./ Сост. И иредисл. В.В.Петрова. М.: Прогресс, 1987.

128. Смирнова Е.Д! Языюишогика: М:: «Росспэн», 1996.

129. Современные теории познания: Сб: обзоров и^рефератов; М:: ИНИОН^ 1992.

130. Сокулер З.А. Гносеологические: проблемы математического познания: современные: зарубежныеисследования: М., 1984.

131. Сокулер З.А. Проблема обоснования знания: Гносеологические концепции Л. Витгенштейна и.К. Поппера. М., 1988.

132. Сокулер З.А. Людвиг Витгенштейн и его место в философии XX века. Долгопрудный:,«Аллегропресс», 1994.

133. З.А.Сокулер. Проблема "следования правилу" в философии Людвига Витгенштейна и; ее. значение для? современной философии математики» // Философские идешЛюдвига Витгенштейна;:-М;, 1996:.- 169с.

134. Ставцев А.Н:.Введение в:философию Хайдеггера.- М;: Лань, 2000:

135. Ставцев А.Н; Трансцендентальный характер фундаментальной онтологии Хайдеггера // Альманах Лаборатории метафизических исследований при философском фак-те СПбГУ. Вып. 6, 1998.

136. Тайсина Э.А. Философские вопросы семиотики. Казань: Изд.-во казанского ун.-та, 1993.

137. Тарский А. Семантическая концепция истины и основания семантики // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

138. Твардовский Д.В. Концепция коммуникативной рациональности в трудах Юргена Хабермаса: диссертация. М., 2006.

139. Уинч П. Идея социальной науки. М.: Пирамида, 1996.

140. Фарман И.П. Социально-культурные проекты Юргена Хабермаса. М. ИФРАН, 1999.

141. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. М.: наука, 1989.

142. Фреге Г. Мысль: логическое исследование // Философия, логика, язык: Пер. с англ. и нем. / Сост. и предисл. В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

143. Фреге Г. Логика и логическая семантика: Сборник трудов. М.: Аспект Пресс, 2000.

144. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. -СПб.: «Наука» РАН, 2006.

145. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии, 1989. №2.

146. Хайдеггер М. Разговор на просёлочной дороге. М.: Высш. шк, 1991.

147. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Ad marginem, 1997.

148. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М.: Логос, 1997.

149. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии / Пер. с нем. А.Г.Чернякова. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001.

150. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме, http: //www. philosophy. ru/library/heideg/humanism. html

151. Хайдеггер M. Исток художественного творения, http: //www. philosophy. ru/library/heideg/istok .html

152. Хайдеггер M. Язык. http://lib.rn/HEIDEGGERyyazyk.txt

153. Хакинг И. Почему язык важен для* философии? // Аналитическая философия: Становление и развитие (антология). М., 1998.

154. Хилл Т. Современные теории познания. М.: «Прогресс», 1965.

155. Цвейг С. Статьи; Эссе; Вчерашний мир. Воспоминания европейца. М.: Радуга, 1987.

156. Чизолм Р. Философы и обыденный язык // Аналитическая философия: Избранные тексты./Сост. Грязнов А.Ф. М., Изд-во МГУ, 1993.

157. Шлик М. Поворот в» философии. О фундаменте познания // Аналитическая философия: Избранные тексты./Сост. Грязнов А.Ф. М., Изд-во МГУ, 1993.

158. Шулежкова С.Г. «История лингвистических учений», М., 2007.

159. Шульц B.JI. Философия Юргена Хабермаса. М.: Наука, 2005.

160. Эволюция философских взглядов Л.Витгенштейна. // Грязнов'А.Ф.,.М., 1985.

161. Юм Д. Трактат о человеческой природе.// Сочинения в 2-х томах. Т. 1. -М.: Мысль, 1996.

162. Юм Д. Исследование о человеческом.разумении. М.: Прогресс, 1986.

163. Язык и наука конца 20 века. М.: Ин-т языкознания РАН, 1995.

164. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины XX века. М., 1996.

165. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М.: Политиздат, 1974.

166. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М:: Политиздат, 1991.

167. Abbott В. The formal approachto meaning: Formal'semantics and'its recent developments //abbottb@pilot.msu.edu, 1999.

168. Alleau R. La science de symbole. Paris, 1989:

169. Alliez E. De l'impossibilite de la phenomenologie // Philosophie contemporaine en France. Pais: Min. Des Aff. Etr., 1994.

170. Benoist J. Vingt ans de la phenomenologie francaise // Philosophie contemporaine en France. Pais: Min. Des Aff. Etr., 1994.

171. Carnap R. Philosophical foundations of Physics. Chapters 23 to 26. Basic Books Inc., 1966.

172. Carnap R. Empirism, semantics and ontology. Revue Internationale de Philosophie, № 4, 1950. Reprinted in the Supplement to Meaning and Necessity: A Study in Semantics and Modal.Logic, enlarged edition: University of Chicago Press, 1956.

173. Davidson D. The Method of Truth in Methaphysics // Inquiries into Truth and Interpretation. Oxford, 1985, pp. 199—214.

174. Deely, John, Brooke Williams. Frortiers in semiotics. IUP, ©86.

175. Descamps Ch. Interrogation philosophique contemporaine en France // Philosophie contemporaine en France. Paris Min. Des Aff. Etr., 994.

176. Durkheim E. The elementary forms of religious life. / Trans, and with introduction by Karen E. Ffelds. New York ets.: The Free Pess, 1995.

177. Eco U. A heory of semiotics. Loncbn, 1977.

178. Kripke Saul A. Wittgenstein on rules and private language: An Elementary Exposition. Canbridge (Mass.), 1982.

179. Phenomenology and Social Reality. Essays in memory of Alfred Schutz / Ed. ByNatanson. The Hagie, 1970.

180. Philosophie contemporaine en France, Pais: Min. Des Aff. Etr., 1994.

181. Que sais-je? Heidegger. V.2^80.

182. Que sais-je? La pensee allemande moderne. V.2991.

183. Que sais-je? La philosophie analytique. V.2^50.

184. Que sais-je? Les philosophes francais de 1945 a 1965. V.1279.

185. Saussure F. Gburs de linguistique generale. Payot, Paris, 1974.

186. Schutz A. Lickman T. Phenomenology and'Sociology. Penguin, 1978:

187. Schutz A. On phenomenology and"social relations. The Univ. Of Chicago press, 1970.

188. Scruton R. Madern philosophy. London: Mandarin, 1994.

189. Sicourel A. The role of cognitive-linguistic concepts in understanding everyday social interactions //Annual review of sociology. 1981. Yd. 7.о ^

190. Von Wright G.H. Explanation and Understanding, London, 1971 Philosophical papers Vol. 1,2, 3. Oxford 1982, 1983,1984.

191. Wittgenstein L. Notebooks 1914-1916. /Ed. by G.H. von Wright, G.E.M. Anscombe. Oxford; Blackwell, 1961.

192. Wittgenstein L. Lectures and conversations on aesthetics, psychology and religious belief. /Ed. by Barett C. Oxford: Blackwell, 1966.

193. Wittgenstein L. Remarks on the foundations of mathematics. /Ed. by G.H. von Wright, Ehees R., Anscombe G.E.M.Oxford, 1967.

194. Wittgenstein L. On Certainty. Oxford, 1969.

195. Wittgenstein L. Philosophical investigations. Oxford, 1978.

196. Wittgenstein L. Culture and values./Ed. by G.H. von Wright, H. Nyman. Oxford, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.