Лирика З. Н. Гиппиус: Проблема творческой индивидуальности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Маркевич, Ольга Александровна

  • Маркевич, Ольга Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2002, Вологда
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 182
Маркевич, Ольга Александровна. Лирика З. Н. Гиппиус: Проблема творческой индивидуальности: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Вологда. 2002. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Маркевич, Ольга Александровна

Введение. С. 3

Глава 1. 3. Н. Гиппиус в контексте истории Серебряного века русской литературы. С. 8

1.1. Творческая индивидуальность как литературоведческая категория. С. 8

1.2. 3. Н. Гиппиус в зеркале отечественной критики и литературоведения. С. 13

1.3. 3. Н. Гиппиус на фоне истории «женской» лирики и в русле «новой» духовной поэзии. С. 31

1.4. 3. Н. Гиппиус и эстетические искания литературы начала 20 века. С. 42

Глава 2. Дореволюционный «триптих» 3. Н. Гиппиус как составная чаете «поэтического дневника». С. 50

2.1. Книга-дневник «Собрание стихов 1889-1903 г.». С. 50

2.2. Книга-дневник «Собрание стихов. Книга вторая. 1903-1909». С. 66

2.3. Книга-дневник «Последние стихи. 1914-1918». С. 81

Глава 3. «Мы не в изгнании, а в послании!»: эмигрантский «триптих» 3. Н. Гиппиус. С. 90

3.1. «Буферная» книга «Стихи. Дневник 1911-1921». С. 90

3.2. Книга- дневник «Сияния». С. 116

3.3. Книга-дневник «Год войны (1939)». С. 125

3.4. Поэма «Последний круг». С. 150-156 Заключение. С. 157 - 160 Библиография. С. 161

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Лирика З. Н. Гиппиус: Проблема творческой индивидуальности»

Общая характеристика работы. Актуальность исследования.

Одна из первостепенных задач современных литературоведов восстановление многих имен, искусственным образом изъятых из истории русской литературы 20 в. в силу известных идеологических причин. В своем исследовании мы обращаемся к творчеству одной из самых ярких фигур в русском символизме - 3. Н. Гиппиус, без имени которой невозможно представить историю русской культуры.

До 90-х годов 20 века изучение наследия ярой противницы большевизма не представлялось возможным. Имя Гиппиус либо вовсе не упоминалось, либо сопровождалось уничижительными эпитетами, редко появляясь на страницах литературоведческих трудов, учебников, литературной хроники. Лишь в начале 90-х гг. 20 в. читатель и исследователь получил возможность взглянуть на личность и творчество Зинаиды Николаевны с позиций истины, отбросив несправедливые оценки. На сегодняшний день весь корпус опубликованного творческого наследия Гиппиус и литературы о ней позволяет вплотную подойти к решению насущной проблемы воссоздания целостного портрета художника как яркой творческой индивидуальности, рассмотрения ее лирического наследия в единстве и во взаимодействии с литературным процессом. Как видно из названия диссертации, для решения поставленной задачи выбран проблемный подход к материалу через продуктивную категорию литературоведения - "творческая индивидуальность". Это понятие нацеливает на конкретное, целостное изучение выбранного автора.

В постановке проблемы мы отталкиваемся от формулы, данной А.

Блоком в одном из его дневников: "Единственность Зинаиды Гиппиус.". Эти слова, на наш взгляд, являются квинтэссенцией качественной ее характеристики как художника слова. Поэтическая система Гиппиус несет на себе печать яркой творческой индивидуальности автора, отражая главнейший принцип современной ему поэтической эстетики, видевшей свой идеал в индивидуальном стиле. Чтобы исследовать творческую индивидуальность Гиппиус, необходимо найти на фоне историко-типологического то индивидуально-неповторимое, что позволит говорить о ее "единственности".

Из всего многообразия подходов к изучению творческой индивидуальности мы выбираем, на наш взгляд, наиболее эффективный путь. "Единственность" Гиппиус мы будем устанавливать как на уровне мировоззрения, так и на уровне поэтики. Причем, мы сосредоточимся на двух категориях поэтики: жанрообразовании и свето-цветописи, потому что именно они наиболее индивидуальны у Гиппиус. Своеобразие стиха Гиппиус, ее эксперименты в области метрической системы русской канонической нормы были отмечены еще современниками Зинаиды Николаевны, однако ее "прославленные дольники" оказались скорее явлением - типологическим.

Цель исследования: раскрыть творческую индивидуальность Гиппиус, опираясь на данные, полученные при изучении ее лирики.

В соответствии с основной целью сформулированы задачи работы:

- Проследить эволюцию творческой индивидуальности от начала ее формирования (книга 1-я) - к становлению (книга 2-я) - до итогового развития (лирический дневник "Год войны (1939)", поэма "Последний круг").

- Каждую книгу "поэтического дневника" рассмотреть как определенный этап жизни поэтессы, в котором запечатлена ее духовная биография.

- Осмыслить личность Гиппиус в ее сложном единстве.

- Обосновать цельную концепцию лирического наследия Гиппиус.

Проблемы, рассматриваемые в диссертации, ее цель и задачи определили структуру работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы (336 названий).

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Маркевич, Ольга Александровна

Заключение.

Наше исследование приводит к выводу о том, что лирическое наследие Гиппиус представляет собой единый объемный "метатекст", "поэтический дневник", в основе которого лежит установка автора на выявление своего "Я", полное воплощение своей личности в слове. Убеждение поэтессы в том, что во всяком литературном произведении должна присутствовать "живая душа автора", личность, предопределило "дневниковое" начало ее лирики. Главным объединяющим стержнем дневника является "Я" лирического героя, который воспринимается как его автор, мучимый неодолимым желанием сказать то, что он знает.

За длительный период творческой жизни Гиппиус, конечно, изменялась (от декадентства - к неохристианству, обращалась в своих стихах к политике, к "общественности"; в ее поэтических книгах заявляло о себе неприятие большевизма), но в глубине своего миросозерцания она оставалась неизменной. "Я изменяюсь, но не изменяю." - говорится в одном из ее стихотворений. Бросающееся в глаза настойчивое однообразие поэзии Гиппиус объясняется, прежде всего, ее стремлением оставаться правдивой перед читателем-другом и верной своей метафизике.

Природная религиозность Гиппиус стала одним из основных факторов становления и развития творческой индивидуальности поэтессы. Глубинным путем познания она считала "богоощущение". Путь к Богу для нее лежал через поэтическое слово. Такие стороны личности, как острый ум и волевое независимое начало обусловили особенности взаимоотношений лирического героя с Богом.

Лирический герой Гиппиус в своем отношении к миру не теряет черты индивидуального облика. У него есть свои представления о правде, свободе,

Боге, любви, т. е. у него есть своя метафизика, религиозное сознание, "богоощущение". Для него духовность - это кардинальный и необходимый принцип человеческой реальности, иная степень бытия, которую можно кратко определить как свободу. "Поэтический дневник" Гиппиус акцентирует внимание читателя на загадке уникального духа конкретного человека.

Среди составляющих "поэтического дневника" особо выделяется лирический дневник "Год войны (1939)". Это художественное произведение той же природы, что и стихотворные книги-дневники Гиппиус. Это книга-цикл в дневниковой форме, составляющими которой являются лирические миниатюры в прозе. Без включения этой своеобразной "заповедной" книги в состав "поэтического дневника" представление о жизни духа лирического героя было бы неполным. Гиппиус можно назвать "поэтом одной думы", одной правды. Это правда о возрождении истины Христа в человеческих душах. Наивысшее свое проявление она получила в лирическом дневнике 1939 года.

Стихи Гиппиус разного времени сохраняют общность эстетических основ, верность неким единым принципам художественного мышления. Одним из таких основополагающих принципов можно считать тенденцию к циклизации, характерную для многих жанров и родов литературы 20 века. Цельность составляющих "поэтический дневник" книг стихов - результат циклизации. Они объединяются в циклы циклов - "триптихи". Их два: дореволюционного и эмигрантского периода. Соединяет "триптихи" книга-"буфер" "Стихи. Дневник 1911-1921". В определенном смысле все поэтическое творчество Гиппиус - единый лирический цикл, в центре которого жизнь духа, сознания. В нем действуют закономерности циклического взаимоотражения и взаимопродолжения на уровне идей, проблематики и образной символики. Каждая книга - это очередной бытийный круг лирического героя. 6 поэтических книг и 7-я поэма "Последний круг" - семь кругов мистического восхождения к Богу, которые поэтесса стремилась вытянуть в черту, и тем самым соединить время и вечность.

В поэтической системе Гиппиус нужно различать две жанровые формы: просто цикл и книгу стихов циклической природы. Анализ крупного цикла "Молчания" позволил уточнить принципы циклообразования и природу лирической циклизации.

Природа лирического цикла у Гиппиус глубоко индивидуальна. Ее определило «дневниковое» начало творчества. Подробный анализ цикла "Молчания" убеждает в том, что для Гиппиус, как и для многих поэтов Серебряного века, цикл представлялся значимой формой, способной раскрыть глубину содержания. В процессе кристаллизации книг стихов, практически все циклы, имеющие вторую редакцию, попадая в структуру поэтической книги, подвергались модификации: "рассыпались" или "свертывались", "усекались", подчиняясь логике построения "поэтического дневника", в особенности - фундаментальной идее Пути. Можно говорить о том, что Гиппиус сознательно ориентировалась на создание единого "метатекста". Входя в новый контекст и видоизменяясь, циклы выполняли новую функцию: расширяли этот контекст, направляя читателя к "метатексту". Так, формируя первую книгу стихов, она отказалась от идеи создания особого раздела "иронических стихов", который бы сужал контекст. В дальнейшем поэтесса следовала сложившимся представлениям о структуре поэтической книги как о циклическом образовании, объединяющем стихотворения-молитвы как "полные отражения данной минуты". Уже первая книга стихов воспринималась автором как составная часть целого - пути. Каждая книга-дневник открывает Трагедию поэтессы не в неподвижной точке, а в движении, как этап духовной жизни лирического героя на пути богопознания.

Кроме глубины мысли и совершенства формы, открытые еще современниками, в лирике Гиппиус, на наш взгляд, присутствует еще одно

160 важное эстетическое качество - это ее духовная насыщенность. Рассудочность поэзии Гиппиус, за которую так часто упрекали критики, стала источником обновления ее поэзии. Лиризм Гиппиус сочетает в себе и рационализм, и возвышенную эмоциональность, взволнованность. Он отличается анализирующей, рефлексирующей сущностью и включает в себя глубокое религиозное чувство. В качестве дальнейшей перспективы изучения творчества Гиппиус мы мыслим рассмотрение ее в контексте духовной поэзии и шире - в контексте религиозно-философских исканий русской литературы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Маркевич, Ольга Александровна, 2002 год

1. Адамович Г. Зинаида Гиппиус // Адамович Г. В. Одиночество и свобода: Литературно-критические статьи. СПб., 1993. С. 83-92.

2. Адамович Г. В. «На земле была одна столица, все другие просто города»: Петербургский период в воспоминаниях Г. Адамовича // Дружба народов. 1995. № 11. С. 161-173.

3. Азадовский К. М., Лавров А. В. 3. Н. Гиппиус: метафизика, личность, творчество // Гиппиус 3. Н. Сочинения: Стихотворения; Проза. Л., 1991. С. 3-44.

4. Аксенова Е. М. За хороших и разных. О творческой индивидуальности писателя. Влад. книж. изд., 1961.

5. Александрова Т. Рецензия. // Книжное обозрение. 1996. № 24 (11 июня). С. 13.

6. Александрович Ю. Радость жизни // Александрович Ю. После Чехова: Очерк молодой литературы последнего десятилетия 1898-1908. М., 1908. С. 61-85.

7. Аллой В. Неизвестное письмо Андрея Белого: Вступит, ст. // Минувшее: Ист. альманах. 1991. № 5. С. 205-208.

8. Андреев В. Детство. М., 1963. С. 144-147.

9. Андрианов С. Критические наброски // Вестник Европы. 1911. № 6. С. 332339.

10. Ю.Андрианов С. Критические наброски // Вестник Европы. 1912. № 4. С. 354360.

11. П.Аничков Е. Поэты «Скорпиона» // Аничков Е. Литературные образы и мнения, 1903г. -СПб., 1904. С. 143-184.

12. Анненский Ин. О современном лиризме №. Онь // Аполлон. 1909. №3. С. 529.

13. Анциферов Н. П. Из дум о былом: Воспоминания. М., 1992. С. 324-326.

14. Ар. Т. В. О Мережковских //Возрождение. 1952. № 20. С. 175-178.

15. Бавин С., Семибратова И. Зинаида Гиппиус // Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века: Библиогр. очерки. М., 1993. С. 116-123.

16. Бавин С. П. Зинаида Николаевна Гиппиус (1869-1945): Библиограф, материалы. М., 1995.

17. Багно В. Е. «Красный» цикл писем Зинаиды Гиппиус к Зинаиде Венгеровой // Русская литература. 1998. № 1. С. 84-87.

18. Баевский В. С. История русской поэзии: 1730-1980 гг. 2-е изд. Смоленск, 1994. С. 190, 217.

19. Балуев И. И. Эволюция темы «о человеке» в поэзии Зинаиды Гиппиус // Возрождение. 1965. № 167. С. 26-36.

20. Бальмонт К. Д. Элементарные слова о символической поззии // Бальмонт К. Д. Горные вершины: Сб. статей. М., 1904. Кн. 1. С. 7 95.

21. Банников Н. В. Зинаида Гиппиус // Русская речь. 1994. № 4. С. 105-108.

22. Барабанов Е. «Кто бури знал.» // Наше наследие. 1990. № 4. С. 61-65.

23. Баранов Е. «Игра загадочней всего.» // Гиппиус 3. Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. М., 1991. С. 6-18.

24. Баранов С. Ю. Послесловие // Звезды Рождественской сиянье. Стихи русских поэтов. М, 2000.

25. Баранов С. Ю. Специфика искусства и анализ литературного произведения: Учебное пособие к спецкурсу. Вологда: ВГПУ, 1988.

26. Басаргин А. Поэзия и проза (беллетристическая) «Нового пути» // Московские ведомости. 1903. № 271 (4 окт.). С. 3.

27. Бахрах А. По памяти, по записям. Париж: La press libre, 1980. С. 28-31.

28. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

29. Безродный М. Театр 3. Гиппиус // Гиппиус 3. Пьесы. Д., 1990. С. 3-8.

30. Белова Т. П. Зинаида Гиппиус и «новое религиозное сознание» в России // Женщины России в XX столетии: Уроки прошлого, реалии и перспективы. Иваново, 1993. С. 38-47.

31. Белый А. Арабески: Книга статей. М., 1911. С. 437-447.

32. Белый А. Воспоминания о А. А. Блоке // Эпопея. 1922. № 1. С . 123-273; № 2. С. 105-299; № 3. С. 125-309; № 4. С. 61-305.

33. Белый А. Десять лет «Северных цветов» // Русская мысль. 1911. № 10. С. 2225.

34. Белый А. Критика. Эстетика. Теория символизма. М., 1994. Т. 2. С. 371-374; 394-403.

35. Белый А. Между двух революций. JL, 1934.

36. Белый А. Начало века. М.; JL, 1933.

37. Белый А. Рецензия. // Весы. 1906. № 9. С. 437-447.

38. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994. С. 441-443.

39. Бердяев Н. А. Преодоление декадентства. О Зинаиде Гиппиус // Московский еженедельник. 1909. № 19 (16 мая). С. 49-58.

40. Бердяев Н. Самопознание. (Опыт философской автобиографии). М., 1990.

41. Бердяев Н. А. Типы религиозной мысли в России: Новое христианство // Русская мысль. 1916. № 7. С. 52-72.

42. Бисеров А. Ю. Категория любви в новом религиозном сознании и творчестве 3. Н. Гиппиус // Вестн. Рос. ун-та дружбы народов. 1999. № 4. С. 21-25.

43. Блауберг И. И. Анри Бергсон и философия длительности // Бергсон А. Собр. соч. М., 1922. Т. 1.С. 43.

44. Богданович Б. А. Критические заметки // Мир Божий. 1896. № 2. С. 254-259.

45. А. Б. Богданович А. И. Критические заметки // Мир Божий. 1904. № 1. С. 82-86.

46. А. Б. Богданович А. И. Критические заметки: Гиппиус 3. Н. Зеркала // Мир Божий. 1898. № 2. Отд. 2. С. 6-10.

47. Богомолов Н. А. Любовь одна (О творчестве Зинаиды Гиппиус) // Гиппиус 3. Н. Стихотворения; Живые лица. М., 1991. С. 5-22.

48. Богомолов Н. А. Об одной литературно-политической полемике 1927 года // Российский литературоведческий журнал: Теория и история литературы. М., 1993-1994. №4. С. 19-24.

49. Богомолов Н. А. Русская литература первой трети 20 века. Портреты. Проблемы. Разыскания. Томск, 1999.

50. Богомолов Н. А. Тройная бездонность: Из литературного наследия Зинаиды Гиппиус//Лит. Обозрение. 1990. № 6. С. 103-104.

51. Богомолов Н. А., Котрелев Н. В. К истории первого сборника стихов Зинаиды Гиппиус // Русская литература. 1991. № 3. С. 121-132.

52. Брюсов В. Я. Женщины-поэты // Брюсов В. Я. Далекие и близкие: Статьи и заметки о русских поэтах от Тютчева до наших дней. М., 1912. С. 149-150.

53. Брюсов В. Я. 3. Н. Гиппиус // Русская литература 20 века. 1890-1910 / Под. Ред. Проф. С. А. Венгерова. М., 1914. Т. 1. С. 178-188.

54. Брюсов В. Я. Об искусстве // Сочинения в 2-х т. Т. 2. Статьи и рецензии 1893-1924. М., 1987. С. 37-48.

55. Брюсов В. Я. Рецензия. // Весы. 1906. № 9. С. 94-96.

56. Брюсов В. Я. Рецензия. // Золотое руно. 1906. № 11/ 12. С. 154-155.

57. Брюсов В. Я. Рецензия. // Русская мысль. 1910. № 7. С. 205-206.

58. Брюсов в. Среди стихов. 1894-1924. Манифесты. Статьи. Рецензии. М., 1990.

59. Бурсов Б. О. Писатель как творческая индивидуальность // Проблемы соц. реализма. М., 1961.

60. Бурсов Б. О. Художественный метод и творческая индивидуальность писателя. М., 1964.

61. Васильева Е «Две вещи в мире для меня всегда были святыми: стихи и любовь.»; О Елизавете Васильевой. / Вступит, ст. и публ. Вл. Глоцера // Новый мир. № 12. С. 132-170.

62. Виноградов В. В. Проблема авторства и теория стилей. М., 1961.

63. Венгеров С. А. Героический характер русской литературы. СПб., 1911. С. 49-77.

64. Венгеров С. А. Этапы неоромантического движения // Русская литература 20 в. (1890-1910). Ч. 1.М., 1914.

65. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. М., 1981.

66. Волков С. Диалоги с Иосифом Бродским. М., 1998.

67. Волынский А. Л. Книга великого гнева: Критические статьи. Заметки. Полемика. СПб.: Труд, 1904. С. 167-199; 200-217; 430-445.

68. Волынский А. Л. Литературные заметки // Северный вестник. 1891. - № 6. -Отд. 2.-С. 204-210.

69. Волынский А. Л. Сильфида // Сегодня. № 9. С. 9.

70. Волынский А. Л. Современная русская поэзия // Северные цветы на 1902 г., собранные книгоиздательством «Скорпион». М., 1902. С. 222-246.

71. Воспоминания о серебряном веке / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М., 1993.

72. Время и творческая индивидуальность писателя: Межвузовский сборник научных трудов. Ярославль: ЯГПИ им. К. Д. Ушинского, 1990.

73. Гаспаров М. Л. Антиномичность поэтики русского модернизма // Гаспаров М. Л. Избранные труды, том 2. О стихах. М., 1997. С. 434-455.

74. Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х 1925-го годов в комментариях. М., 1993.

75. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд., доп. Л., 1974.

76. Гиппиус 3. Н. Автобиографическая заметка // 3. Н. Гиппиус. Избранное: чертова кукла: Роман; Повесть и рассказы. М., 1997.

77. Гиппиус 3. Н. Быт и события. Литературный дневник // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

78. Гиппиус 3. Н. Воображаемое (1918) // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. Кн. 2. М., 1999.

79. Гиппиус 3. Н. Время // Сказка Серебряного века: Сборник. М., 1994.

80. Гиппиус 3. Н. Год войны (1939) // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. Кн. 2. М., 1999.

81. Гиппиус 3. Н. Два разговора с поэтами // Звено. 1926. № 159, 14 февраля. С. 4.

82. Гиппиус 3. Н. Дмитрий Мережковский // 3. Н. Гиппиус Живые лица. Воспоминания: В 2 кн. Кн. 2. Тбилиси, 1991.

83. Гиппиус 3. Н. Дневник 1933 года // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. Кн. 2. М., 1999.

84. Гиппиус 3. Н. Дневники: В 2 кн. / Под общей редакцией А. Н. Николюкина. М., 1999.

85. Гиппиус 3. Н. «Знак». О Владиславе Ходасевиче // Лит. обозрение. 1990. № 9. С. 102-104.

86. Гиппиус 3. Н. Из дневника журналиста // Русская мысль. 1908. №. 2. С. 155173.

87. Гиппиус 3. Н. Коричневая тетрадь (1921-1925) // 3. Гиппиус Дневники: В 2 кн. Кн. 1.М., 1999.

88. Гиппиус 3. Критика любви. Декаденты- поэты // Мир искусства. 1901. № 1. С. 28-34.

89. Гиппиус 3. Н. «Негасимая свеча» (Памяти Амалии Фондаминской) // Последние новости. 1935. № 5230, 22 июня. С. 4.

90. Гиппиус 3. Н. Необходимое о стихах // 3. Н. Гиппиус. Стихотворения. СПб., 1999. С. 71-74.91 .Гиппиус 3. Н. О бывшем (1899-1914) // Гиппиус 3. Дневники: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

91. Гиппиус 3. Н. О любви // Русский Эрос. М., 1991. С. 192-193.

92. Гиппиус 3. Оправдание свободы // Октябрь. 1992. № 8. С. 179-187.

93. Гиппиус 3. Отрывочное: О Сологубе // Воспоминания о серебряном веке: Сборник. М., 1993.

94. Гиппиус 3. Н. Предисловие // Восемьдесят восемь стихотворений, избранных Гиппиус. Пг., 1917.

95. Гиппиус 3. Н. Проза поэта. Литературный дневник // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. М, 1999.

96. Гиппиус 3. Н. Серое с красным. Дневник 1940 // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. Кн. 2. М., 1999.

97. Гиппиус 3. Н. Синяя книга. Петербургский дневник (1914-1917) // 3. Гиппиус. Дневники: В 2 кн. М., 1999.

98. Гиппиус 3. Н. Слово о театре // Новый путь. 1903. № 8. С. 229-239.

99. Гиппиус 3. Н. Сочинения: Стихотворения; Проза. Л., 1991.

100. Гиппиус 3. Н. Стихотворения / Вст. ст., сост., подг. текста и примеч. А. В. Лаврова. СПб., 1999.

101. Гиппиус 3. Н. Стихотворения; Живые лица. М., 1991.

102. Гиппиус 3. Н. Тварное // Весы. 1907. № 3. С. 71-73.

103. Гиппиус 3. Н. Хлеб жизни. Литературный дневник // Гиппиус 3. Н. Дневники: В 2 кн. Кн. 1. М., 1999.

104. Гиппиус 3. Н., Кочаровский К. Р. Что делать русской эмиграции: статьи 3. Н. Гиппиус и К. Р. Кочаровского с предисловием Бунакова И. И. Париж, 1930.

105. Гофман М. 3. Н. Гиппиус // Гофман М. Книга о русских поэтах последнего десятилетия: Очерки. Стихотворения. Автографы. СПб., 1909. С. 174-194.

106. Гриневич П. Ф. 3. Н. Гиппиус // Гриневич П. Ф. Очерки русской поэзии. -2-е изд. СПб., 1911. С. 365-368.

107. Гумилев Н. С. Наследие символизма и акмеизма // Гумилев Н. С. Письма о русской поэзии. -Пг., 1923. С. 37-42.

108. Гущина Н. Н., Берсенев Н. Н. Религиозный колорит в творчестве 3. Гиппиус // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1996. Т. 2. С. 83-84.

109. Дальние берега: Портреты писателей эмиграции / Сост., авт. предисл. и коммент. В. Крейд. М., 1994.

110. Дарвин М. Н. Русский лирический цикл: Проблема истории и теории. Красноярск: КРГУ, 1988.

111. Долгополов JI. На рубеже веков: О русской литературе конца 19 начала 20 века. Л., 1985.

112. Евстигнеева А. Л. и Пушкарева Н. К. Письма 3. Н. Гиппиус к А. Л. Волынскому: Вступи. Ст. //Минувшее. 1993. Вып. 12. С. 274-278.

113. Ермилова Е. В. Теория и образный мир русского символизма. М., 1989.

114. Есенин С. А. Дама с лорнетом // Собр. соч. В 3-х т. Т. 3. М., 1970.

115. Жанр и творческая индивидуальность: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1990.

116. Жирмунский В. М. Теория стиха. Л., 1975.

117. Загвоздкина Т. Е. Христианские мотивы в «Литературном дневнике (1899-1907)» Антона Крайнего (3. Гиппиус) // Религия и церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера. Киров, 1996. Т. 2. С. 8384.

118. Закржевский А. Религия; Психологические параллели. Киев, 1913. С. 5294.

119. Записки петербургского РФО. Т. 6. 1915.

120. Запись в альбом поэта Д. Н. Фридберга // ИР ЛИ, р. 1, оп. 42, ед. хр. 70, л. 3.

121. Захаров А. Н. О поэтическом мире Зинаиды Гиппиус: (К 125-летию со дня рождения) // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5/6. С. 70-89.

122. Звонарева Л. У. Образ времени в «Хронике» Николая Уланщика и воспоминаниях Зинаиды Гиппиус // Русь Литва - Беларусь: Проблемы национального самосознания в историографии и культурологии. М., 1997. С. 141-149.

123. Звонарева Л. У. Числовая символика в польскоязычных виршах Симеона Полоцкого и воспоминаниях Зинаиды Гиппиус // Древняя Русь и Запад. М., 1996. С. 220-224.

124. Злобин В. 3. Н. Гиппиус: Ее судьба // Новый журнал. 1952. № 31. С. 139152.

125. Злобин В. «Есть только твердость постоянства»: Из литературного наследия // Дружба народов. 1991. № 6. С. 155-157.

126. Злобин В. Неистовая душа // Возрождение. 1956. № 53. С. 108-114.

127. Злобин В. Последние дни Д. Мережковского и 3. Гиппиус // Возрождение. 1958. № 81. С. 121-137.

128. Злобин В. Тяжелая душа. Посмертное изд. Вашингтон, 1970.

129. Иваницкая Е. Спор о Серебряном веке // Октябрь. 1994. № 10. С. 181 -187.

130. Иванов А. «Все карточки от рая открепляю.»: Штрихи к портрету Зинаиды Гиппиус //Русская мысль. 1995. № 4095. С. 10; № 4096. С 10, 12.

131. Иванов Вяч. Заветы символизма // Иванов Вяч. Борозды и межи: Опыты эстетические и критические. М., 1916. С. 119-144.

132. Измайлов А. Мистическая поэзия 20 века // Биржевые ведомости. 1903. № 604 (6 дек.). С. 2.

133. Ильин В. Искривленный лик // Дни. 1928. № 1318 (3 февр.). С. 2.

134. Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе: Межвузовский сборник научных трудов. Кемерово, 1998.

135. История русской литературы 20 века: Серебряный век. М., 1997.

136. История с «синема» / Вступит, ст., публ. и прим. Янгирова Р. // Лит. обозрение. 1992. № 3/4. С. 101-105.

137. Кадашев В. Рецензия. // Руль. 1922. № 464 (28 мая). С. 9.

138. Клинг О. Серебряный век через сто лет ("Диффузное состояние в русской литературенач. 20 века) // Вопр. литер. № 6. 2000. С. 83-113.

139. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа 19 -20 вв. М., 1990.

140. Колоницкий Б. А. Ф. Керенский и Мережковские в 1917 году // Лит. обозрение. 1991. № 3. С. 98-106.

141. Корман Б. О. Литературоведческие термины по проблемам автора: Ижевск, 1982.

142. Корман Б. О. Практикум по изучению художественного произведения. Лирическая система. Ижевск, 1978.

143. Королева Н. В. Опыт свободы Зинаиды Гиппиус: Вступ. ст. // Гиппиус

144. Н. Опыт свободы. М., 1996. С. 5-22.

145. Костелянец Б. О. Творческая индивидуальность писателя. Л., 1960.

146. Костиков В. В. Не будем проклинать изгнанье. (Пути и судьбы русской эмиграции). М., 1990. С. 270-275.

147. Крайний А . Весна пришла. Поэзия г-жи Галиной // Новый путь. 1903. №4. С. 174-177.

148. Крайний А. Литераторы и литература // Русская мысль. 1912. № 5. С. 2631.

149. Крайний А. Литература и искусство (Беллетристические выводы) // Русская мысль. 1912. № 8. С. 25-28.

150. Крайний А. Полет в Европу // Литература русского зарубежья. Антология. В 2-х т. т. Т. 2., кн. 2. М., 1990. С. 366-381.

151. Кричевская Ю. Р. Модернизм в русской литературе: Эпоха серебряного века. М., 1994.

152. Куаме В. Ю. Традиции духовной поэзии в лирике Вяч. Иванова доэмиграционного периода: Диссертация <.> канд. филолог, наук. Волгоград, 1999.

153. Кузмин М. Письма о русской поэзии // Аполлон. 1990. № 4. С. 62-63.

154. Кузнецова Г. Грасский дневник // Знамя. № 4. С. 168-206.

155. Курганов Е. Я. «Декадентская мадонна»: Вступит, ст. // Гиппиус 3. Н. Живые лица: Стихи. Дневники. Воспоминания: В 2 кн. Тбилиси, 1991. Кн. 1. С. 5-24.

156. Кушнер А. «Книга стихов» // Вопр. лит. 1975. № 3. С. 178-190.

157. Лавров А. В. 3. Н. Гиппиус и ее поэтический дневник: Вступит, ст. // 3. Н. Гиппиус. Стихотворения. СПб., 1999.

158. Лавров А.В. «Люди и нелюди»: Из публицистики 3. Н. Гиппиус первых послеоктябрьских месяцев: Вступит, ст. // Лит. Обозрение. 1992. № 1. С. 52-53.

159. Лавров А. В. «Рожденные в года глухие.»: Александр Блок и 3. Н. Гиппиус // Русская литература. 1995. № 4. С. 126-131.

160. Лармин О. В. Метод, стиль и индивидуальная манера // Творческий метод. Сб. ст. Общ. ред. и сост. В. А. Разумного. М., 1960. С. 113-134.

161. Лейкина Я. В. «Петербургский текст» в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и в поэзии 3. Н. Гиппиус // Пока в России Пушкин длится, метелям не задуть свечу. Смоленск, 1995.

162. Лейкина Я. В. Поэтический мир Зинаиды Гиппиус 1889-1919 годов. Автореф. дисс. Смоленск, 2000.

163. Лейкина Я. В. Творческий путь 3. Н. Гиппиус, 1890-1919: материалы к библиографии // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 1999 г. Смоленск: СГПУ, 1999

164. Лейкина Я. В. Творчество 3. Н. Гиппиус: Материалы к библиографии. Смоленск, 1998.

165. Лейкина Я. В. Формы выражения авторского сознания в лирике 3. Н. Гиппиус 1889-1918 гг. // Русская филология. Ученые записки Смоленского государственного педагогического университета. 2001 г. Смоленск:СПГУ, 2001. С. 182-194.

166. Литературный процесс и творческая индивидуальность. Кишинев, 1990.

167. Литературный смотр: Свободный сборник / Редакторы 3. Гиппиус и Д. Мережковский. Париж, 1939.

168. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. М., 1975.

169. Лотман Ю. М. Избранные статьи: В 3 т. Таллин, 1992.

170. Лотман Ю. М. Между эмблемой и символом // Лотмановский сборник. М., 1997.

171. Луначарский А. В. Письма А. В. Луначарского к поэтессе Анне Барковой / Публ. В. Борщукова // Изв. АН СССР. Отд-ние лит. и яз. 1995. Т. 18, вып. 3. С. 225.

172. Лундберг Е. Г. Религия и лирика несвободной души: (3. Н. Гиппиус) // Лундберг Е. Г. Мережковский и его новое христианство. СПб., 1914. С. 145192.

173. Лундсберг Е. Поэзия 3. Гиппиус // Русская мысль. 1912. № 12. С. 55-56.

174. Лундсберг Е. Проза и поэзия 3. Гиппиус // Заветы. 1913. № 1. Отд. 2. С. 68-79.

175. Лурье С. Религиозные искания в современной литературе // Русская мысль. 1908. № 10. С. 44-67.

176. Ляпина Л. Е. Лирический цикл как художественное единство // Проблема целостности литературного произведения. Воронеж, 1976. С. 122-138.

177. Маковский С. Зинаида Гиппиус // Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, 1962. С. 87-122.

178. Маковский С. Религиозно-философские собрания (1901-1902) // Маковский С. На Парнасе «Серебряного века». Мюнхен, 1962. С. 15-33.

179. Максимов Д. Идея пути в поэтическом сознании Ал. Блока // Блоковский сборник. Тарту, 1972.

180. Максимов Д. Новый путь // Евгеньев-Максимов В., Максимов Д. Из прошлого русской журналистики: Статьи и материалы. Л., 1930. С. 129-254.

181. Мандельштам А. Зинаида Гиппиус // Серебряный век: Русские судьбы. СПб, 1996. С. 88-94.

182. Мартынова Н. Г. Творчество Зинаиды Гиппиус: поэтика лирических жанров. Автореф. <.> канд. филолог, наук. Волгоград. 2000.

183. Мень А. Дмитрий Сергеевич Мережковский и Зинаида Николаевна Гиппиус: Лекция, прочитанная в 1989 году // Русская мысль. Париж, 1994. № 4055. С. 17; 4056. С. 17; №4057. С. 17.

184. Мережковский Д. С. Не мир, но меч: К будущей критике христианства. СПб., 1908. С. 98-101.

185. Мережковский Д. С. Ночью о солнце // Русское слово. 1910. № 138 (18 июня). С. 1.

186. Мережковский Д., Гиппиус 3., Философов Д. Царь и революция: (Париж, 1907): Первое рус. изд. М., 1999.

187. Мескин В. А. Заклинанье: (О поэзии 3. Гиппиус) // Русская словесность. 1994. № 1.С. 74-84.

188. Миллер В. И. Человек и эпоха: Размышления историка // Гиппиус 3. Н. Стихи. Воспоминания. Документальная проза. М., 1991. С. 225-235.

189. Минц 3. Г. А. Блок в полемике с Мережковскими // Наследие А. Блока и актуальные проблемы поэтики: Блоковский сб. 4: Ученые записки Тартуского государств. Ун-та: Выпуск 535. Тарту, 1981. С. 116-222.

190. Михайлова М. В. 3. Н. Гиппиус и Г. И. Чулков // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. М., 1996. № 5. С. 7-18.

191. Михайловский Н. К. Г-жа Гиппиус и «ступени к новой красоте» // Михайловский Н. К. Отклики. СПб., 1904. Т. 1. С. 316-332.

192. Михайловский Н. К. Литература и жизнь // Русское богатство. 1896. № 3. Отд. 2. С. 66-81.

193. Мочульский К. Кризис воображения: Статьи, эссе, портреты. Томск, 1999.

194. Мочульский К. «Хороший поэт или плохой? Не знаю»: Творческие портреты русских писателей // Дружба народов. 1995. № 5/ 6. С. 222-224.

195. Нартыев Н.Н. Религиозные стихи Зинаиды Гиппиус // Материалы 11 научной конференции профессорско-преподавательского состава (18-22 апреля 1994 года). Волгоград, 1994. С. 427-432.

196. Неженец Н. И. Теория верхнего и нижнего неба (3. Гиппиус) // Неженец Н. И. Русские символисты. М., 1992. С. 31-42.

197. Некалендарный 20 век: Материалы Всероссийского семинара 19-20 мая 2000 г. / Сост.: Мусатов В. В.: НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород 2001.

198. Николюкин А. Н. 3. Н. Гиппиус // Русское зарубежье. Золотая книга эмиграции. Первая треть 20 века: Энцикл. биогр. словарь. М., 1997. С. 172175.

199. Николюкин А. Зинаида Гиппиус: Поэт в эмиграции // Русское литературное зарубежье: Сб. обзоров и материалов. М., 1991. Вып. 1. С. 1336.

200. Николюкин А. «Не в изгнании, а в послании»: миссия литературы // Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940: В 2-х кн. М., 1994. Кн. 2. С. 6-16.

201. Одоевцева И. В. На берегах Сены. М., 1989.

202. Одоевцева И. Ожившие голоса / Беседу вела Колоницкая А. // Вопросы литературы. 1988. № 12. С. 124-125.

203. Осокин С. Рецензия. // Русские записки. 1938. № 10. С. 192-194.

204. Осьмакова Н. И. (при участии Макаровой JI.) Гиппиус 3. Н. // Русские писатели. 1800-1917: Биогр. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989. Т. 1: А -Г. С. 566-570.

205. Осьмакова Н. И. Зинаида Гиппиус: «Неугасим огонь души.» // Октябрь. 1992. №8. С. 169-173.

206. Осьмакова Н. И. Послесловие // Гиппиус 3. Н. Стихи и проза: Избранные произведения. Воспоминания. Тула, 1992. С. 404-427.

207. Осьмакова Н. И. После России: Стихи 3. Н. Гиппиус из старых эмигрантских изданий и рассказ «До воскресенья» // Континент. 1992. № 2. С. 145-147.

208. Павлова М. М. Воображаемое: Вступит, ст. // Звезда. 1994. № 12. С. 1923.

209. Павлова М. М. Из небытия (3. Гиппиус. Вторая черная тетрадь) // Наше наследие. 1990. № 6. С. 219-221.

210. Павлова М. М. «Петербургский дневник» 3. Н. Гиппиус // Даугава. 1991. № 1.С. 63-66.

211. Павлова М. М. Письма 3. Н. Гиппиус к П. П. Перцову: Вступит, ст. // Русская литература. № 1. С. 134-157.

212. Пайман Аврил. История русского символизма. М., 1988.

213. Пахмусс Т. Варшавский дневник // Возрождение. 1969. № 214. С. 77-78; №215. С. 90-111; № 216. С. 27-43.

214. Пахмусс Т. Вступительная статья // Гиппиус 3. Н. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Мюнхен, 1972. Т. 2. С. 20-25.

215. Пахмусс Т. 3. Гиппиус // Мосты. 1968. № 13/ 14. С. 204-208.

216. Пахмусс Т. Гиппиус 3. Золотые сны // Новый журнал. 1996. Кн. 205. С. 153-157.

217. Пахмусс Т. Гиппиус 3. Н. Из записных книжек 1932-1939 // Новый журнал. 1996. Кн. 203/ 204. С. 123-124.

218. Пахмусс Т. Зинаида Гиппиус в «Числах» // Лит. обозрение. 1996. № 2. С. 89-90.

219. Пахмусс Т. 3. Н. Гиппиус в эмиграции по ее письмам // Русская литература в эмиграции: Сборник статей / Под ред. Н. П. Полторацкого. Питтсбург, 1972. С. 121-132.

220. Пахмусс Т. 3. Гиппиус: «Эпоха Мира Искусства» // Возрождение. 1968. № 203. С. 66-70.

221. Пахмусс Т. «Зеленая лампа» в Париже // Лит. обозрение. 1996. № 2. С. 7072.

222. Пахмусс Т. Предисловие к роману Д. Мережковского «Маленькая Тереза» // Мережковский Д. С. Испанские мистики. Томск, 1997. С. 209-222.

223. Пахмусс Т. «Прекрасная дама» Зинаиды Гиппиус // Новый журнал. 1997. №207. С. 248-251.

224. Переписка 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Д. В. Философова с В. Я. Брюсовым (1901-1903 гг.) / Публ. М. В. Толмачева, вст. зам. и комм. Т. В. Воронцовой // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5/ 6. С. 288.

225. Перцов П.П. Литературные воспоминания, 1890-1902. М.; Л., 1933.

226. Перцов П. П. Ранний Блок. М., 1922.

227. Пильский П. Об Антоне Крайнем (3. Гиппиус) и о нашем времени // Пильский П. Критические статьи. СПб., 1910. Т. 1. С. 235-248.

228. Писатель в литературном процессе: Межвузовский сборник научных трудов. Вологда, 1987.

229. Пискунов В.М. Андрей Белый и другие: Предисловие // Воспоминания об Андрее Белом. М., 1995. С. 5-13.

230. Письма 3. Н. Гиппиус к А. Л. Волынскому / Публ. Евстигнеевой А. Л. и Пушкаревой Н. К. //Минувшее. М., СПб., 1993. Вып. 12. С. 274-341.

231. Письма Николая Бердяева / Публ. Аллоя В. // Минувшее. М., 1992. Т. 9. С. 294-395.

232. Письмо В. Брюсова С. А. Венгерову // Литературное наследство, Т. 85. М., 1976. С. 82.

233. Письмо 3. Гиппиус А. Белому от 25-26 марта 1902 г. // Литературное наследство. Т. 92, кн. 3. М., 1989.

234. Письмо 3. Гиппиус Гржебину 3. И. // РГАЛИ. Ф. 154. On. 1. Ед. хр. 10.

235. Плеханов Г. В. Искусство и общественная жизнь // Современник. 1913. № 1.С. 141-148.

236. Погорелова Б. «Скорпион» и «Весы» // Воспоминания о серебряном веке. М.: Республика, 1993. С. 312-321.

237. Подгаецкая И. Ю. Границы индивидуального стиля // Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

238. Полукарова JI. В. Надо всякую чашу испить до дна: О личности и творчестве 3. Н. Гиппиус // Литература в школе. 1996. № 5. С. 72-84.

239. Поплавский Б. О мистической атмосфере молодой литературы в эмиграции // Числа. 1930. №2/3. С. 310-311.

240. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики: Сб. статей. М., 1983.

241. Поспелов Г. Н. Лирика среди других литературных родов. М., 1976.

242. Потресов А. Лейтмотивы современного хаоса // На рубеже: Критический сборник. СПб., 1909. С. 302-327.

243. Поярков Н. Поэты наших дней: Критические этюды. М., 1907. С. 30-39.

244. Пришвин М. М. Дневники, 1914-1917. М, 1991. С. 28-30; 53-54; 205; 375.

245. Протопопов М. Жизнь и литература // Одесские новости. 1898. № 4276 (6 мая). С. 2.

246. Пьяных М. Ф. «Серебряный век» русской поэзии // Серебряный век: Петербургская поэзия конца 19 нач. 20 в. Л., 1991. С. 511-517.

247. Рабинович В. Русская лира о жизни и смерти. 20 век // Человек. 1991. № 6. С. 185-186.

248. Рейсер С. А. Творческая индивидуальность (к истории термина) // Страницы истории русской литературы. М., 1971.

249. Ронен Омри. Серебряный век как умысел и вымысел. М., 2000.

250. Савельев С. Н. Жанна д Арк русской религиозной мысли: Интеллектуальный профиль 3. Гиппиус. М., 1992.

251. Савельев С. Н. Послесловие // Мережковский Д. С. Больная Россия. Л., 1991. С. 238-268.

252. Ptux Садовский Б. А.. Обзор русских журналов // Весы. 1909. № 3. С. 529.

253. Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925.

254. Свасьян К. А. Эстетическая сущность интуитивной философии Анри Бергсона. Ереван, 1978 С. 43.

255. Святополк-Мирский Д. Библиография // Версты. 1926. № 1. С. 208.

256. Святополк-Мирский Д. Зинаида Гиппиус // Версты. 1928. № 3. С. 141-144.

257. Святополк-Мирский Д. П. Зинаида Гиппиус //Русская литература. 1990. №4. С. 152-154.

258. Селицкая 3. Я. Творчество Сергея Клычкова (черты творческой индивидуальности художника). Автореф. <.> канд. филолог, наук. Л, 1989.

259. Серафимович А. С. Литература и литераторы // Серафимович А. С. Исследования. Воспоминания. Материалы. Письма. М.; Л, 1950. С. 343; 297299.

260. Сергеев О. В. Статья В. Злобина о 3. Н. Гиппиус // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5/ 6. С. 323-328.

261. Серебряный век в России: Избранные страницы. М, 1993.

262. Серебряный век: Мемуары / Сост. Т. Дубинская-Джалилова; Вступ. ст. Н. А. Богомолова. М, 1990.

263. Слоним М. Живая литература и мертвые критики // Литература русского зарубежья: Антология. М., 1990. Т. 1, Кн. 2. С. 382-386.

264. Слоним М. Литературные отклики (Антон Крайний и Зинаида Гиппиус) // Воля России. 1926. № 8/ 9. С. 93-101.

265. Слонимский Н. Л. «Последние стихи» 3. Н. Гиппиус // Новые ведомости: Веч. вып. 1918. 5 июня (№ 78). С. 7.

266. Смирнов А. Рецензия. // Хроника журнала «Мир искусства». 1903. № 16. С. 181-183.

267. Смола О. П. Черный вечер, белый снег. М, 1993. С. 159-164.

268. Соболев А. Л. «Грядущее» Д. С. Мережковского и 3. Н. Гиппиус // De visu. 1993. №2. С. 42-43.

269. Соболев А. Л. Из переписки 3. Гиппиус: Вступ. заметка. // Русская литература. 1992. № 3. С. 197-200.

270. Соболев А. Л. Мережковские в Париже (1906-1908) // Лица: Биографический альманах. 1992. Вып. 1. С. 319-371.

271. Соколов А. Г. Декадентские течения. Символизм. Младосимволизм // Соколов А. Г. История русской литературы конца 19 начала 20 века. М., 1988. С. 128-161.

272. Соколов А. Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991. С. 42-54.

273. Статья к 10- летию со дня смерти А. П. Чехова. Черновой автограф в тетради. 1914 г.// РГАЛИ, ф. 154, ед. хр. 8.

274. Струве Г. Гиппиус // Струве Г. Русская литература в изгнании. 2-е изд. Paris, 1984. С. 134-139.

275. Сурков А. Вместе с народом // Коммунист. 1957. № 15. С. 136-144.

276. Таборисская Е. М., Штейнгольд А. М. Творческая индивидуальность писателя // Пути анализа литературного произведения: Пособие для учителя. М., 1981.

277. Тарасенков А. К. Гиппиус // Литературная энциклопедия. М., 1929. Т. 2. С. 538-539.

278. Теория литературных стилей. Современные аспекты изучения. М., 1982.

279. Терапиано Ю. 3. Н. Гиппиус // Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953. С. 36-42.

280. Терапиано Ю. «Воскресенья» у Мережковских и Зеленая лампа // Терапиано Ю. Встречи. Нью-Йорк, 1953. С. 43-48.

281. Терапиано Ю. Литературная жизнь русского Парижа за полвека (19241974): Эссе, воспоминания, статьи. Париж; Нью-Йорк, 1987.

282. Терапиано Ю. О зарубежной поэзии 1920-1960 годов // Грани. 1959. № 44. С. 3-12.

283. Терапиано Ю. Памяти 3. Гиппиус // Современник. 1967. № 14/ 15. С. 117121.

284. Тимаков В. П. Лирика П. П. Хузангая: (К проблеме творческой индивидуальности поэта). Автореф. <.> канд. филолог, наук. Чебоксары, 1996.

285. Тименчик Р. Зинаида Гиппиус: Предисл. // Родник. Рига. 1988. № 1. С. 23.

286. Тимофеев JI. О понятии художественного метода // Творческий метод. Сб. ст. общ. ред. и сост. В. А. Разумного. М., 1960. С. 3-60.

287. Толмачева М. В. Переписка 3. Н. Гиппиус, Д. С. Мережковского, Д. В. Философова с В. Я. Брюсовым: Вступит.ст. // Российский литературоведческий журнал. 1994. № 5/ 6. С. 276-281.

288. Томашевский Б. В. Теория литературы. Поэтика. М., 1966.

289. Тресиддер Д. Словарь символов. М., 1998.

290. Тропкина Н. Е. «В дело вмешался «Викжель» .II Русская речь. 1996. № 5. С. 24-27.

291. Тэффи Н. Зинаида Гиппиус // Гиппиус 3. Н. Тихое пламя: Стихотворения 1889-1938 гг.; Из автобиографической прозы; Из дневников. М., 1996.

292. Тынянов Ю. Литературный факт. М., 1993.

293. Тынянов Ю. Н. Сочинения: В 3 т. М., 1994.

294. Устинова В. А. О платоновско-дантовской традиции в русском символизме // Вестник Омского университета. 1997. Вып. 1. С. 79-82.

295. Фарбер Л. М. Переписка из двух миров // Нева. 1971. № 8. С. 184-187.

296. Фельзен Ю. У Мережковских по воскресеньям // Даугава. 1989. № 9. С. 104-107.

297. Фоменко И. В. Лирический цикл: Становление жанра, поэтика. Тверь, 1992.

298. Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла: Учебное пособие. Калинин: Калин, гос. ун-т, 1984.

299. Фоменко И. В. Понятие «цикл» в литературном обиходе нач. 20 в. // Проблемы истории и методологии литературоведения и литературной критики. Душанбе, 1982.

300. Ходасевич В. Двадцать два // Возрождение. 1938. № 4136 (17 июня). С. 9.

301. Ходасевич В. Книги и люди; О форме и содержании // Возрождение. № 2935 (15 июня). С. 3-4.

302. Ходасевия В. Колеблемый треножник: Избранное. М., 1991. С. 590-593.

303. Ходасевич В. О писательской свободе // Возрождение. 1931. № 2291 (10 сент.). С. 3.

304. Ходасевич В. Рецензия. // Современные записки. 1925. № 25. С. 535-541.

305. Храпченко М. Б. Реалистический метод и творческая индивидуальность писателя. М., 1957.

306. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М., 1970

307. Хрисанфов В. И. Д. Мережковский и 3. Гиппиус: Из Петрограда в Варшаву // Петербургские чтения. СПб., 1997. С. 252-254.

308. Цветаева М. И. Об искусстве. М., 1991. С. 385-386.

309. Чалмаев В. А. «Твой брат, Петрополь, умирает.»: о России, революции, культуре // Ясная Поляна. 1992. № 4. С. 89-114.

310. Чуковский К. И. Дневник (1901-1929). М., 1991.

311. Чуковский К. Чертова кукла: Роман 3. Н. Гиппиус // Речь. 1911. № 6. С. 332-339.

312. Шагинян М. О блаженстве имущего: Поэзия 3. Н. Гиппиус. М., 1912.

313. Шагинян М. Петербург // Шагинян М. Человек и время. История человеческого становления. М., 1982. С. 253-350.

314. Шапошников М. «Каким мне коснуться словом.» // Культура и свобода. М., 1992. № 1/2. С. 88-92.

315. Шулятиков В. Критические этюды // Курьер. 1903. № 273 (1 дек.) С. 2-3.

316. Щемелева JI. Несколько граней 3. Н. Гиппиус // Даугава. 1989. № 9. С. 100-104.

317. Щербаков А. Б. Из истории термина «творческая индивидуальность» // Филологические науки. 1986. № 5. С. 43-48.

318. Щербаков А. Б. Творческая индивидуальность писателя как литературоведческая проблема. Автореф. <.> канд. филолог, наук. М.,1987.

319. Эйдинова В. В. Ю. Тынянов о литературной личности // Филол. науки. № 3. С. 74-78.

320. Эллис. О сущности символизма // Эллис. Русские символисты. М., 1910. С. 6-36.

321. Эльсберг Я. Е. Творческая индивидуальность писателя и литературное развитие // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. М., 1965.

322. Эстетические позиции и художественная манера писателя. Кишинев,1988.

323. Эткинд Е. Г. Единство «Серебряного века» (о русской литературе к. 19. -нач. 20 в.) // Звезда. 1989. № 12. С. 185-194.

324. Эткинд Е. Г. Русская поэзия 20 века как единый процесс // Вопросы литературы. 1988. № 10. С. 189-211.

325. Эткинд Е. Г. Там, внутри: о русской поэзии 20 века. Очерки. СПб., 1996.

326. Якобсон Р. Поэзия грамматики и грамматика поэзии // Семиотика. М., 1983.

327. П. Я. Якубович П. Ф.. Русская муза: Художественно-историческая хрестоматия. 3-е изд. СПб.,1914. С. 397-398.

328. Яновский В. С. Поля Елисейские: Книга памяти / Предисл. С. Довлатова. СПб., 1993.

329. Bayley J/ The Versification of Zinaida Hippius: diss. Harvard, 1965.

330. Barda A. Bibliographia des oeuvres de Zihaida Hippius // Paris: Institut d" etudes slavis, 1975/

331. Maslenikov О/ Disruption of Canonicel Verse Norms in the Poetre of Zinaida Hippius // Studies in Slavic Linguistics and Poetics in Honor of Boris О/ Unvegaun. New York, 1968. - P. 89-99.183

332. Matich О. Lines on Circles: The Poetry of Zinaida Gippius // Rassian Literature Triquarterly. 1972/ - № 4/ - P. 289-301.

333. Matich O. The Religious Poetry of Zinaida Gippius. Munich, 1972.

334. Pachmuss T. Intellect and Ideas in Action: Из переписки 3. H. Гиппиус. Munchen, 1972.

335. Pachmuss Т. Introduction // Between Paris and St. Petersburg: Selected diaries of Zinaida Hippius / Transl. and. ed. by. T. Pachmuss. Urbana a. o.: Univ. Of Illinois press, 1975. P. 3-14.

336. Pachmuss T. Zinaida Hippius: An Intellectual Profile. London; Amsterdam, 1971,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.