Литературно-художественное осмысление исторических судеб коренных народов северо-запада Сибири: на материале ненецкой и хантыйской литератур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, доктор филологических наук Цымбалистенко, Наталия Васильевна

  • Цымбалистенко, Наталия Васильевна
  • доктор филологических наукдоктор филологических наук
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 315
Цымбалистенко, Наталия Васильевна. Литературно-художественное осмысление исторических судеб коренных народов северо-запада Сибири: на материале ненецкой и хантыйской литератур: дис. доктор филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Санкт-Петербург. 2005. 315 с.

Оглавление диссертации доктор филологических наук Цымбалистенко, Наталия Васильевна

Введение.

Глава 1. Культурно-исторический базис развития литературы коренных народов северо-запада Сибири.

§ 1. Этапы развития духовной культуры народов Ямала на протяжении ХУ11-ХХ веков.

§ 2. Проблема языков коренных народов Ямала.

Глава 11. Осмысление исторических судеб коренных народов

Ямала в литературе XX века.

§ 1. Утопический дискурс в произведениях писателей Ямала и его жанровое воплощение.

§ 2. Художественное изображение культурной самоидентификации коренных народов Севера: взгляд изнутри и со стороны.

§ 3. Проблема этнокультурной самоидентификации в фольклоре и поэзии коренных народов Ямала.

§ 4. Жанр путевого очерка и его роль в осмыслении культурноисторического бытия Ямала в XX веке.

Глава 111. Обретение поэтического статуса.

Теоретические выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературно-художественное осмысление исторических судеб коренных народов северо-запада Сибири: на материале ненецкой и хантыйской литератур»

Исследование посвящено анализу процесса развития литературы в северо-западном регионе Сибири в XX в. и непосредственно связано с отражением в словесном творчестве истории, культуры и духовного склада двух коренных народов Ямала - ненцев и ханты. Особое внимание в работе уделено проблемам социокультурной адаптации и этнической самоидентификации коренных жителей Ямала в условиях нового социального устройства и специфике художественного воплощения этих проблем в литературном произведении.

Актуальность темы. На рубеже ХХ-ХХ1 веков исследование этнических и региональных культур приобретает особое значение и интерес. Эти культуры всё громче заявляют о себе в мире, регионализм становится одним из важнейших факторов современной истории и политики. Мир дробится на всё более мелкие сегменты и даже самые немногочисленные народы заявляют о своем праве на культурную и духовную суверенность. В определенной степени этот феномен является реакцией на глобализацию современной культуры, на унифицирующие тенденции научно-технического прогресса. Наиболее наглядным доказательством усиления значения этно-регионального фактора является распад Советского Союза и образование десятков новых государств на этнической основе в Восточной Европе и на Балканах. Менее заметным, но также очень важным в контексте настоящего исследования является своеобразный этнический «ренессанс» в Российской Федерации. Не все склонны соглашаться с его присутствием в нашей стране, показательна дискуссия, развернувшаяся по поводу книги академика РАН В.А. Тишкова с многозначительным названием «Реквием по этносу»1. Её автор констатирует постепенно умирание явления полиэтничности в России и склонен считать страну обычным национальным государством.

1 Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2003.-544 с.

С ним полемизирует известный специалист по аборигенным литературам Северной Америки профессор А. В. Ващенко, который утверждает: «.целый ряд тенденций последних десятилетий -повышение роли этнокультурного фактора в общественной жизни, возникновение понятий этно-истории, затем этнической музыки, наконец, этнических литератур, как раз является свидетельством обратного процесса, и многогранный феномен этот сам по себе должен стать материалом для пристального изучения»2.

Как представляется, обе позиции имеют под собой почву и право на существование. Будучи разнонаправленными, они отражают две стороны сложного комплекса проблем, связанных с понятием «этнос»: определенное угасание чувства этнической идентичности на уровне массового сознания и усиление его роли в эстетической сфере, в сознании творческой интеллигенции, болеющей за сохранение культуры этноса.

Поэтому изучение этно-региональных культур становится одной из преобладающих тенденций в развитии гуманитарных знаний в XXI веке. Литература занимает одно из первых мест в этом ряду, поскольку именно она наиболее ярко и наглядно высвечивает «болевые» точки этнического сознания.

В отношении литературного развития в северо-западном регионе Сибири это особенно актуально, поскольку богатые и своеобразные культурные традиции края не были до сих пор в должной мере осмыслены в литературно-теоретическом аспекте. Имеются в виду следующие важнейшие проблемы, которые так или иначе, прямо или косвенно затронуты в произведениях писателей Ямала3:

• Чёткое разграничение этапов культурно-исторического развития края и уяснение специфики их отражения в литературе. Подразумевается

2 Ващенко А.В. Так рождаются мифы: хантыйская литература и литература коренных американцев: принципы компаративного подхода. Мир Севера. № 6. 2004. С. 35.

3 Имеется в виду п-ов Ямал, который объемлет значительную часть территории Ямало-Ненецкого автономного округа и является одним из мест жизнедеятельности двух основных коренных народов -ненцев и ханты. В дальнейшем термин «Ямал» будет использоваться как синонимичный термину «Северо-западный регион Сибири». интеграция истории, культуры и литературы коренных народов Ямала в общеевропейскую и российскую культурно-историческую парадигму. Здесь существуют дискуссионные проблемы. Так, например, некоторые исследователи называют средневековым весь период историко-культурного развития народов Ямала вплоть до ХУ111 в.4 Такое толкование средневековья существенным образом отличается от общепринятого понимания этого исторического периода в европейской истории. С другой стороны, исходя из литературоведческих позиций, период средневековья, который характеризовался устным характером словесного творчества, в культуре северных народов можно расширить до начала XX в., поскольку обретение письменности произошло здесь лишь в 30-е годы прошедшего века.

• Осмысление в литературе внешних идеологических, цивилизационных и технократических воздействий на ментальность и культуру коренных народов Ямала. Было ли воздействие русского православия на коренные народы только идеологическим, или же одновременно и цивилизационно-просветительским моментом? Тот же вопрос возникает в XX в. в эпоху усиленного внедрения коммунистической идеологии и современных индустриальных технологий. Оценки воздействия на культуру и литературу коренных народов новой идеологической системы - коммунизма советского типа -варьируются в самом широком диапазоне. Эта проблема является одной из важнейших в литературе писателей Севера конца XX века, которые констатировали, что новая идеологическая догма, предложенная русско-советским миром, имела очень поверхностное влияние на ментальность коренных народов Ямала. Патриархальный кочевой мир не укладывался в рамки марксистской теории о классовой борьбе. С другой стороны, апелляция Советской власти к социальной справедливости и

4 См.: Культура народов Ямала / Борко Т.И., Галкин В.Т., Еманов А.Г., Павлов А.В. /. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002. С. 126. имущественному равенству не могла не оказать определённого воздействия на беднейшие слои коренного населения.

• Оценка взаимодействий культур и литератур двух основных коренных народов - ненцев и ханты. Не следует забывать, что два народа-соседа достаточно четко различаются этнически, их языки существенно разнятся, различен и доминирующий образ жизни (ненцы - кочевники, ханты в основном ведут оседлый образ жизни), взаимоотношения этих народов между собой не всегда были безоблачными.

• Учёт факторов, связанных с культурными традициями еще двух народов, издавна живущих на Ямале - коми-зырян и сибирских татар. Эти народы вплетали в сложный культурный орнамент Ямала свои обычаи и иные конфессиональные принципы (коми-зыряне в основном православные, татары - мусульмане) и внесли свою лепту в литературное развитие края (коми Иван Истомин, татарин Габдель Махмут и др.).

• Оценка воздействия русской культурной парадигмы на материальное бытие и духовную культуру коренных народов Ямала в исторической ретроспективе и на современном этапе. Имеются в виду российское военное, государственное, правовое, конфессиональное, экономическое, духовное и материальное воздействие на протяжении четырехсот лет, а также те кардинальные изменения, которые русско-советский мир принес коренным народам в XX веке.

• Рассмотрение проблемы взаимодействия двух конфессиональных систем: христианского монотеизма и языческого многобожия. Сложное переплетение и взаимозависимость этих двух конфессиональных систем нашли отражение в произведениях почти всех писателей Ямала, проявившись наиболее ярко в своеобразном синтезе религий в творчестве Анны Неркаги.

• Анализ экологической проблемы. Осмысление воздействия промышленного освоения недр Ямала на жизнь коренного населения стало доминирующей темой в литературе Севера 70-80 гг. XX века.

Спасение родной природы с одной стороны и необходимость разработки недр с другой стали источником этической и эстетической раздвоенности и противоречивости в произведениях северных писателей.

• Осмысление изменений, которые произошли в сознании коренных народов в связи с распадом советской системы. Семьдесят лет идеологического давления не прошли бесследно, под его воздействием сформировалось первое поколение национальной интеллигенции, которое в настоящее время мучительно ищет выходы из сложившейся ситуации. Одни видят спасение в возвращении к истокам национальной культуры, другие пытаются совместить традиционные ценности, элементы христианского учения и новый уровень технологического прогресса.

• Оценка перспектив дальнейшего развития духовной и материальной культуры коренных народов Ямала в XXI веке. Эта тема в литературе писателей Севера пока не лежит на поверхности текста, четко обозначенной положительной программы действий пока не выдвинул никто, и нужен достаточно скрупулезный социокультурный и литературоведческий анализ, чтобы понять чаяния и устремления коренного жителя.

Все эти проблемы изучаются в комплексе исследований историков, социологов, философов, этнографов, психологов, культурологов и литературоведов. Получить более или менее исчерпывающие ответы на эти вопросы, видимо, удастся ещё не скоро, необходима историческая дистанция для их осмысления.

В настоящей работе делается попытка рассмотреть вышеуказанные проблемы с литературоведческой точки зрения.

Гипотеза исследования: развитие литературы коренных народов Ямала с определенными поправками на местный колорит подчиняется общим закономерностям развития литературы в России и в мире. Имеется в виду тенденция к индивидуализации и субъективизации литературного творчества, к доминированию символико-концептуального метода изображения действительности, к углублению психологического анализа, обновлению художественной формы и усложнению поэтических средств.

Цели и задачи исследования. Основной целью работы является рассмотрение проблем материального и духовного бытия коренных народов Ямала с точки зрения их литературно-художественной интерпретации в произведениях писателей Севера.

Понятно, что литература не может дать абсолютно объективные и всеобъемлющие ответы на все поставленные вопросы, оно скорее их ставит и дает свои ответы на запросы общества и личности. Тем не менее, именно писатели и художники нередко раньше, чем историки и учёные, подмечают горячие, животрепещущие проблемы времени и дают свои субъективные, но нередко провидческие оценки действительности. Литературоведческий анализ артефакта позволяет сделать достаточно глубокие выводы, касающиеся как материальной, так и, в первую очередь, духовной жизни социума и индивидуума.

Отсюда вытекают основные литературоведческие задачи работы:

1. Анализ генезиса, формирования и развития литератур коренных народов Ямала на протяжении XX века.

2. Объяснение причин ретардации литературного процесса на Ямале и ускоренного его развития во второй половине XX века.

3. Истолкование роли мифологической составляющей в произведениях литературы коренных народов Ямала.

4. Классификация произведений писателей Ямала в соответствии с традиционной градацией литературного процесса на направления и течения.

5. Коррекция устоявшихся представлений о жанровой системе литературы коренных народов Ямала и ее теоретическое обоснование.

Методология исследования. Работа базируется на современных философских, культурологических, этнографических и литературоведческих концепциях. Её важнейшим мировоззренческим и методологическим принципом является гуманистический и мультикультурный подход к оценке явлений действительности, человеческой личности и её проявлений в сфере духовного творчества.

Речь идет об отказе от какой-либо тенденциозности и предвзятости и стремлении к максимально возможной объективности в расстановке идеологических, этических и эстетических акцентов. Автор стремился избежать двух крайностей в анализе культуры и литературного творчества коренных народов: патерналистско-покровительственного подхода с одной стороны и апологетического с другой. Именно такой подход представляется наиболее правильным при исследовании «чужой» культуры и литературы. В работе на равных правах сосуществуют социологический, экзистенциальный, этнокультурный и психоаналитический подходы к анализу рассматриваемых явлений.

В литературоведческом отношении работа построена на принципах культурно-исторической и компаративистской школ в литературоведении. Основными методами литературоведческого исследования являются культурно-исторический, сравнительно-исторический и типологический подходы к анализу литературного произведения. Теоретико-литературоведческий анализ базируется на принципах и положениях работ С. Аверинцева, М. Бахтина, Н. Бердяева, А.В. Ващенко, А. Веселовского, Г. Гачева, А. Гениса, А. Гулыги, Д. Затонского, В. Кожинова, Е. Мелетинского, И. Неупокоевой,

B. Проппа, В. Топорова, В. Шкловского, зарубежных культурологов и теоретиков литературы Р. Барта, Р. Генона, Р. Грейвза, А. Димы, А. Камю, И. Тэна, И. Хейзинги, Дж. Холла, М. Элиаде и др.

Особое внимание в работе было уделено мировоззренческой, поэтической и жанровой характеристикам анализируемых произведений и их классификации в соответствии с традиционным членением литературного процесса по направлениям и течениям. Автор стремился ввести анализ литературы Севера в контекст современных литературоведческих подходов, связать его с достижениями реализма Х1Х-ХХ вв., модернистскими и постмодернистскими поисками. Творчество писателей Севера рассматриваются в широком поле компаративистских параллелей и типологических аналогий с произведениями мировой и русской литературы. Именно типологический критерий выдвигает в качестве важнейшего условия научности подхода к изучению этнических литератур А.В. Ващенко5.

При изучении молодых культур невозможно пренебречь этнографическим аспектом исследования. Методологической базой исследования культуры и духовного творчества коренных народов циркумполярного ареала в целом, и Ямала в частности, являются труды выдающихся этнографов, антропологов, фольклористов Х1Х-ХХ вв. (Ф. Боаса, Д. Фрейзера, Э. Тайлора, Б. Малиновского, Э. Дюркгейма, JL Леви-Брюля, К. Леви-Стросса и др.), заложивших основы научного подхода к исследованию культуры автохтонных народов.

Особую роль в методологическом обосновании работы сыграли исследования М. А. Кастрена, А. Регули, К. Ф. Карьялайнена,

А. Алквиста, Б. Мункачи, Т. Лехтисало, В. Иславина, К. Носилова,

C. Патканова, А. Дунина-Горкавича, Б. Житкова, В. Евладова,

5 Ващенко А.В. Так рождаются мифы: хантыйская литература и литература коренных американцев: принципы компаративного подхода. Мир Севера. № 6.2004. С. 35.

Г. Прокофьева, В. Чернецова, Г. Вербова, имевшие непосредственное отношение к коренным народам Ямала.

Неоценимую методологическую помощь при создании настоящей работы оказали научные исследования, историко-публицистические очерки, библиографические работы Е.Д. Айпина, Ю.Н. Афанасьева, Г. Гачева, А.И. Гашилова, А.В. Головнева, JL Гумилева, Г.И. Данилиной,

A.П. Зенько, Г.Н. Ионина, И.И. Крупника, В.М. Кулемзина, К.Я. Лагунова, O.K. Лагуновой, Л.А. Лара, С.В. Лёзовой, Л.Ф. Липатовой, Н.В. Лукиной, A.M. Мансуровой, Е.А. Нёмысовой, В.Н. Няруй,

B.В. Огрызко, А.К. Омельчука, Е.В. Переваловой, Ю.И. Попова, Е.Т. Пушкаревой, В.А. Рогачёва, Н.А. Рогачёвой, Р.П. Ругина, P.P. Скамейко, З.П. Соколовой, Е.Г. Сусой, Н.М. Терещенко, А. Урванцева, Г.П. Харючи, Л.В. Хомич, Н.В. Фёдоровой, М.В. Черкезовой, Г.А. Шапоренковой, Е.Н. Эртнер, Н.Н. Ядне, а также К. Пюигренье, Е. Тулуз, Д. Нормана де Шамбура, А.В. Шаррен (Франция), В.В. Фитцхью (США).

Специфической методологической особенностью работы является то, что исследуемый материал анализируется в глубинной междисциплинарной взаимосвязи истории, этнологии, этнокультурологии и собственно литературоведения. Традиционный литературоведческий подход, применяемый обычно к анализу произведений русской и мировой литературы, требует в данном контексте постоянных корреляций этнографического и этнокультурного характера. Лишь при этом условии исследуемые произведения могут быть достаточно полно и адекватно поняты.

Объектом исследования диссертации явились закономерности развития ненецкой и хантыйской литературы в XX веке.

Предметом исследования стали этно- и социокультурные аспекты произведений писателей Ямала. Этническое и общечеловеческое тесно соприкасаются в литературе коренных писателей, сосуществование и взаимодействие этих культурологических оппозиций представляет основной интерес для литературоведческого анализа. Исследование сосредоточено вокруг трёх основных концептуально-содержательных комплексов: это проблемы утопизма, культурной самоидентификации и экзистенциального выбора в литературных произведениях ненецких и хантыйских авторов. Анализ дополняется параллельным сопоставительно-сравнительным рассмотрением этих же проблем в публицистических, научных и художественных книгах русских и зарубежных авторов.

Концептуально-содержательный анализ позволяет сделать выводы о жанровой и поэтической специфике исследуемых произведений.

Материалом исследования явились, в первую очередь, художественные тексты ненецких, хантыйских и коми-зырянских писателей и поэтов (Е. Айпина, И. Истомина, А. Неркаги, Р. Ругина), а также художественные произведения и публицистика российских литераторов, посвятивших свое творчество проблемам Ямала и его коренных жителей (В. Евладова, Ю. Афанасьева, Э. Тополя).

В работе были также проанализированы исследования зарубежных литературоведов, посвящённые творчеству коренных писателей Ямала и представляющие собой альтернативный взгляд на проблемы Севера. Это работа о творчестве Анны Неркаги французского литературоведа Доминика Нормана де Шамбура «Ненецкая повесть Анны Неркаги, или Боли сибирского сердца» (Dominique Normand de Chambourg. Un recit nenets d'A. Nercagi. 1991-1992) и диссертация о творчестве Романа Ругина французской исследовательницы Карин Пюигренье «Творчество Романа Ругина. Волшебная земля: литература на службе пробуждения национального сознания ханты» (Carine Puigrenier. L'ceuvre de Roman Rouguine. La Terre enchantee: La litterature au reveil de la conscience nationale khanty. Traduction commentee. 2000-2001).

В исследовании был рассмотрен путевой альбом французского фотографа Стефана Пейрона с очерком о современных проблемах кочевых ненцев В. Дюпоншель (Les Carnets de voyages de Stephane Peyron. Textes de Valerie Duponchelle. Editions du Chene, Hachette Livre, 1998).

Были исследованы также статьи финских исследователей и политиков, посвященные проблемам коренных народов российского Севера. Это работа Ю. Пентикинена «Чувство природы в сознании человека Севера» (J. Pentikinen. «Le sens de la nature dans l'esprit de l'homme du Nord») и статья Сату Хасси «Ханты и манси в опасности!» (Satu Hassi. «The Hantys and Mansis are in Danger!»).

Автор использовал также материалы по истории и культуре коренных народов Ямала, опубликованные в Российской Федерации, а также директивные документы Министерства образования РФ, касающиеся северных народов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Литература коренных народов Ямала переживает во второй половине XX века период ускоренного развития.

2. Основными концептуально-содержательными составляющими литературы Ямала в XX в. стали проблемы социальной утопии, этнической и культурной самоидентификации, экзистенциального выбора, возвращения к национальным корням.

3. Роль советской литературы в формировании младописьменных литератур Ямала неоспорима и значительна, однако ее воздействие на молодые литературы было не всегда тактичным и органичным.

4. Начальный этап развития литературы коренных народов Ямала носил просветительский, дидактический характер, сближавший ее с русской и европейской просветительской литературой ХУ111 в.

5. Самым существенным фактором влияния на литературы Ямала во второй половине XX в. стали эстетика и поэтика неоромантизма.

6. Принципы реализма бы восприняты писателями Ямала в основном через призму теории и практики социалистического реализма.

Психологический анализ и социальный критицизм не является сильной стороной молодых литератур.

7. В конце века в литературе Ямала появляются элементы модернистской эстетики.

8. Важнейшей чертой литературы Ямала является неомифологизм.

9. Устоявшееся мнение о доминирующей роли повести в жанровой системе ямальской литературы требует существенной коррекции.

10. В литературе Ямала во второй половине XX в. появились жанры философской повести, эпической повести, романа-антиутопии, медитативной лирики.

11. Развитие литературы на Ямале в XX в. условно можно подразделить на два этапа: классицистически-просветительский и романтический.

Первая глава посвящена культурно-историческому контексту, вне которого невозможно адекватно понять и оценить весь процесс развития национальных литератур на Ямале.

Речь идет, во-первых, о дописьменных формах духовной жизни коренных народов на протяжении ХУ11-Х IX вв. (мифология, фольклор, верования, шаманизм, христианизация, коммунистическая идея).

В главе также обозначена проблема создания и функционирования письменности коренных народов, без понимания которой невозможно правильно понять процесс развития литературы.

Во второй главе представлен анализ наиболее значительных произведений национальных литератур коренных народов, а также ряда сочинений о Ямале русских и зарубежных авторов в единстве концептуально-содержательного и формального подходов. В частности, основное внимание уделено утопическому дискурсу и проблеме культурной самоидентификации коренных народов Ямала в свете исторических пертурбаций XX века.

Третья глава посвящена теоретическому осмыслению процесса развития литературы на Ямале в XX в. В ней представлено авторское понимание процесса развития литературы на Ямале, объясняются причины её то замедленного, то ускоренного развития, уясняется роль мифологического компонента в литературе Севера, даётся подразделение произведений по литературным направлениям, уточняется и теоретически обосновывается жанровая система литературы коренных народов Ямала

Теоретическая значимость работы заключается прежде всего в расширении диапазона исследований национальных литератур Российской Федерации, во включении в него ранее не изученного материала. Литература коренных народов северо-запада Сибири вводится таким образом в общий контекст развития российской и мировой литературы. Анализ мировоззренческого и жанрового своеобразия произведений писателей Севера будет способствовать лучшему пониманию экзистенциальных, социальных, этнокультурных и этнопсихологических проблем бытия коренных народов Севера и тем самым откроет пути к их разрешению. Наконец, исследование может послужить одним из первых шагов к дальнейшему исследованию региональных литератур.

Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в преподавании курса литературы народов Севера в вузах, при изучении национально-регионального компонента в средних школах Ямало-Ненецкого, Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Исследование будет полезным сотрудникам администрации автономных округов, представителям национальной интеллигенции, учителям школ, преподающим национально-региональный компонент, всей общественности, заинтересованной в благоприятном развитии национальных отношений в Российской Федерации.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные положения диссертационной работы обсуждались на заседаниях Учёного совета Ямало-Ненецкого окружного института повышения квалификации работников образования. Отдельные положения работы излагались в виде докладов на конференциях и научно-практических семинарах:

1. Научно-практический семинар «Культура общения, риторика и риторизация в школе: проблемы и перспективы» (ЯНАО, г. Губкинский, 1999 г.).

2. Научно-практическая конференция «Мой край: история, современность, будущее» (ЯНАО, Салехард, 2000 г.).

3. Научно-практическая конференция «Образование на Севере: роль национально-регионального компонента в сохранении единого образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера» (Москва, ИНПО, 2001 г.).

4. Ямальские гуманитарные чтения (Салехард, 2001-2003 гг.)

5. Девятая региональная научно-методическая конференция «Культура общения и её формирование» (Воронеж, 2002 г.).

6. Четвёртая Международная научно-практическая конференция «Реальность этноса 2002. Образование и проблемы межэтнической коммуникации» (Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 2002 г.).

7. Научно-практическая конференция «Учебник XXI века: проблемы создания учебной и познавательной литературы для национальной школы» (Санкт-Петербург, Издательский дом «Дрофа», 2002 г.).

8. Вторая международная научно-практическая конференция «Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение» (Санкт-Петербург, 2002 г.).

9. Конференция «Выживание через слово: литература в культуре коренных народов Сибири и Америки» (Салехард, 2003 г.).

10. Научно-практическая конференция «Реализация концепции модернизации образования в условиях ЯНАО» (Салехард, 2003 г.);

11. Научно-практическая конференция «Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения» (Салехард, 2003 г.).

12. Шестая международная конференция «Реальность этноса. Образование и национальная идея» (СПб, РГПУ им. А.И.Герцена, 2004 г.)

13. Седьмая международная конференция «Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса» (СПб, РГПУ им. А.И.Герцена, 2005 г.)

Материалы исследования были использованы при создании учебного комплекса по литературе Ямала (хрестоматия и учебники для среднего и старшего звена, пособие для учителей в соавторстве с Ю.И. Поповым), а также при написании сценариев к шести научно-популярным фильмам, посвященным творчеству Романа Ругина, Анны Неркаги, Габделя Махмуда, мифам и легендам Ямала, этнической школе в Лаборовой под руководством А.П. Неркаги. Фильмы были показаны на канале ОГТРК «Ямал-Регион».

Материалы диссертации были также использованы в следующих лекционных курсах: «Литература народов Севера», «Культура Ямала», «Основы этнопедагогики», «История мировой и отечественной культуры», «Фольклор и мифология Ямала», «Детская литература», которые в течение шести лет читались на курсах повышения квалификации работников образования в территориях Ямало-Ненецкого автономного округа и в филиале Тобольского педагогического института в г. Салехарде. Результаты исследования использовались при написании конкурсных и дипломных работ студентами этого филиала.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Цымбалистенко, Наталия Васильевна

Результаты исследования в первой главе позволяют сделать вывод о том, что развитие литературы коренных народов Ямала во многом было предопределено её мифологическим субстратом. Важную роль в генезисе I литературы сыграли конфессиональные и идеологические факторы, особенности географического, исторического, культурного и этнографического характера. Ретардация с созданием письменности на национальных языках предопределила преимущественное использование русского языка в качестве основного культурного кода.

Вторая глава включает в себя основной пласт авторского исследования произведений коренных и русских писателей, посвященных судьбам автохтонных народов северо-запада Сибири. Концептуально-содержательный анализ произведений позволяет утверждать, что молодые национальные литературы сумели представить , впечатляющую художественную картину культурно-исторических судеб коренных народов Ямала в XX веке.

Содержательный план произведений охватывает все основные этапы становления истории и культуры коренных народов Ямала на протяжении XX в.

Через литературную призму показано как начало формирования новой исторической эпохи на Севере (И. Истомин), так и завершающий , её этап (А. Неркаги).

В литературе затронуты, с одной стороны, сфера коллективного сознания народов («По тундрам Ямала к Белому Острову» В. Евладова,

Живун» И. Истомина, «Ханты, или Звезда Утренней Зари» Е. Айпина, «Молчащий» А. Неркаги).

С другой стороны, показано формирование индивидуального сознания человека Севера, его выделение из родового мира («Анико из рода Ного» А. Неркаги, «Ланги» Р. Ругина).

Мир и человек Севера изображены как изнутри (Е. Айпин, И. Истомин, Р. Ругин, А. Неркаги), так и со стороны (В. Евладов, Ю. Афанасьев, Э. Тополь, Д.Н. де Шамбур).

В анализируемых произведениях так или иначе высвечены все основные исторические катаклизмы и этапы социокультурного развития коренных народов в XX в.

Последние годы царской России и становление Советской власти на Севере показаны в романе И. Истомина «Живун». Тема коллективизации и репрессий, борьбы с шаманизмом в 30-е гг. затронуты в книге очерков В. Евладова и в эпическом романе Е. Айпина. Военные и послевоенные годы показаны в повестях Р. Ругина. Драматическая эпопея освоения нефтегазовых месторождений в 60-80 гг. затронута в произведениях всех писателей этой эпохи: это краеугольный камень всей литературы северо-запада Сибири во второй половине века. Наконец критическая переоценка пройденного в XX в. народами Севера исторического пути, проблема выбора дальнейшего развития становятся важнейшими идейными доминантами произведений Е.Айпина, А.Неркаги, Э.Тополя, появившихся в 80-90 гг.

Таким образом, из региональной, провинциальной в середине века литература Севера выходит к постановке важнейших социальных, политических, исторических, экзистенциальных проблем во второй половине века.

В художественно-эстетическом отношении литература Севера представлена во всей полноте её связей с русской и мировой литературой. Эти связи прослеживаются как на типологическом уровне, так и в сфере взаимовлияний и заимствований. Они проявляются как в виде сознательных аллюзий и цитирований, так и на интуитивном, подсознательном уровне, в виде «общих мест», «встречных движений», «бродячих сюжетов» в мировой культуре (литературные сказки Р. Ругина, «сюрреализм» А. Неркаги).

Третья глава посвящена теоретическому осмыслению развития литературного процесса на северо-западе Сибири в XX в.

В теоретико-литературном отношении проанализированные произведения писателей Севера представляют целый ряд жанровых разновидностей эпического рода (повесть-эпопея Е. Айпина, философская повесть А. Неркаги, традиционная повесть и рассказы Р. Ругина, роман-утопия И. Истомина, очерки В. Евладова). Тем самым уточняется и отчасти опровергается распространённое мнение об абсолютном доминировании жанра повести в северной литературе.

Стихотворения Р. Ругина представляют различные жанры лирического рода - от дидактической поэмы до медитативно-философской поэзии. Не представлена пока существенными достижениями в северной литературе драма, однако драматический элемент занимает существенное место в прозе северян.

Важнейшую роль в литературе коренных народов Ямала играют неомифологические тенденции. Миф как концептуальный архетип сознания, компонент стиля художественного мышления и сюжетообразующий фактор является одним из важнейших составляющих современной северной литературы.

Сложен вопрос о принадлежности произведений писателей сибирского Севера к тому или иному литературному направлению. Определенно можно говорить о доминировании социалистического реализма в ранней поэзии и отдельных повестях Р. Ругина, некоторые отголоски этого направления прочитываются в романе Е. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» и в утопии И. Истомина «Живун». Творческое становление всех этих писателей пришлось на те годы Советской власти, когда этот метод воспринимался всерьёз и его влияние так или иначе, в большей или меньшей степени не могло не ощущаться в их произведениях. Тем более, что социалистический реализм как художественный метод многое перенял и у эстетики классицизма, и у просветительской литературы ХУ111 в., поэтому отдельные черты этих направлений явственно присутствуют в творчестве северных писателей середины XX в.

Присутствие барочных мотивов прослеживается в поздней лирике Р. Ругина, а также в фантасмагорическом произведении А. Неркаги «Молчащий».

Важным содержательным и стилистическим стержнем всей северной литературы является неоромантическая эстетика. Конфликт «цивилизация-природа» одинаково близок романтикам XIX в. и писателям-северянам второй половины XX в., причём и в том, и в другом случае предпочтение отдаётся природному, естественному началу. В этом смысле можно говорить о спонтанном руссоизме северной литературы.

Несомненно стремление писателей Севера к реалистическому способу отражения действительности. Однако глубинные основы реалистической литературы Х1Х-ХХ вв. еще требуют серьёзного р освоения. То же касается принципов модернизма и постмодернизма.

Таким образом, следует признать, что литература коренных народов северо-запада Сибири успешно развивалась на протяжении XX в. и ускоренно прошла ряд этапов, характерных для исторического развития i' европейских литератур. В большей или меньшей степени она впитала в себя достижения поэтики классицизма, барокко и Просвещения, романтизма и реализма. В какой-то степени искусственно она была , приобщена к принципам социалистического реализма.

Залогом успешного дальнейшего развития литературы коренных народов Ямала и Сибири в целом является благоприятное решение их социально-экономических и культурных проблем. Только свободный человек на принадлежащей ему земле в достойных условиях может продвинуться дальше в столь хрупкой и требующей полной самоотдачи материи, которой является литературное творчество. 1 i

Заключение

Проведённое исследование является первой попыткой системного рассмотрения процесса развития литературы на северо-западе Сибири в XX в. с позиций культурно-исторической и компаративистской школ в литературоведении и в тесной взаимосвязи с этнокультурными факторами. Основное внимание было уделено проблемам культурного и этнического самоопределения коренных народов, их отношению к социальным преобразованиям в регионе в XX в., а также тому, как этот содержательный комплекс повлиял на поэтику произведений писателей Севера. Существенное место в работе уделено теоретическому осмыслению литературного процесса, в частности, проблемам ускоренного процесса развития литератур коренных народов в XX в., принадлежности произведений к основным литературно-художественным направлениям, неомифологическому компоненту в художественных произведениях писателей Севера и их жанровой специфике.

Работа ни в коей мере не претендует на завершённость изучения исследуемой проблемы. Представлялось непродуктивным строго привязывать исследование к писателям отдельного географического ареала и определенной этнической принадлежности. Поэтому в сферу исследования вошли писатели и поэты не только Ямала, но и других регионов России и мира.

Главным критерием отбора произведений для исследования было их касательство к северной проблематике, обращённость к судьбам двух основных коренных народов, проживающих на Ямале - ненцев и ханты, что закономерно подразумевало и освещение их взаимоотношений с русским и другими народами, оказавшимися волею исторической судьбы в этом регионе.

Важную роль при отборе исследуемого материала сыграл и собственно эстетический принцип, то есть тот уровень художественного мастерства, который позволял серьёзно говорить о литературных достоинствах.

Три главы работы посвящены соответственно культурноисторическим предтечам формирования литературы на северо-западе Сибири, социокультурному и поэтическому анализу наиболее значительных произведений, написанных на Ямале и о Ямале в XX в. и теоретико-литературоведческим выводам.

Список литературы диссертационного исследования доктор филологических наук Цымбалистенко, Наталия Васильевна, 2005 год

1. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. 367 с.

3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Иушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Просвеп];ение, 1988. 352 с.

4. Лукина Н.В. Культурные традиции в хозяйственной деятельности хантов Культурные традиции народов Сибири. Л.: Наука, 1986.-С. 121-138.

5. Лукина Н.В. Формирование материальной культуры хантов (восточная группа). Томск: Изд-во ТГУ, 1985. 365 с.

6. Мансурова A.M. Программа интегрированного курса родной, русской и зарубежной литератур для школ малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (У-ХП классы). М.: ИНПО, 2001.-80 с.

7. Мансурова A.M., Деспотопулу Э.К. Толковый словарь этнографической лексики к произведениям современных писателейбилингвов малочисленных народов Севера. Сибири и Дальнего Востока, изучаемых в У-Х1 классах. М.: ИННО, 2001. 68 с.

8. Мартынов В. Кроваво-красное вино времени Хантыйская литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2002. 56-57. 109. 110.

9. Мелетинский Е.М. Иоэтика мифа. М.: Наука, 1976. 408 с. Миф фольклор литература. Л.: Наука, 1978. 252 с. Мифологии древнего мира. М.: Наука, 1977. 456 с.

10. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. М.: Сов. энциклопедия, 1980. Т.1. А-К. 672 с Т.2. К-Я. 720 с. 300

11. Мифы и предания ненцев Ямала Автор-составитель Л.А.Лар. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. 294 с.

12. Морозов Ю.А. Мир поэта мир поэту Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. Екатеринбург: Сред. Урал. кн. изд-во, 2000. 91-97.

13. Ненецкая литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2003. -352 с.

14. Ненецкие сказки и энические песни «сюдбабц», «ярабц» Сост. Н.М.Янгасова; Под редакцией М.Я.Бармич. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001.-292 с.

15. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы: проблемы системного и сравнительного анализа. М.: Наука, 1976. 359 с.

16. Никитин Н.И. Освоение Сибири в ХУ11 веке. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

17. Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. СПб., 1884.-116 с.

18. Няруй В.Н., Сэрпиво В.М. Ненцы: уроки предков: Научнометодическое пособие для педагогов и родителей. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. 239 с.

19. Обдорский край и Мангазея в ХУ 11 веке. Сборник документов. Екатеринбург: «Издательство «Тезис», 2004. 200 с.

20. Огрызко В.В. Бегство от цивилизации Ненецкая литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2003. 39-45

21. Огрызко В.В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиографический справочник. Часть 1.- М.: Концерн «Литературная Россия», 1998. 536 с. 301

22. Огрызко В.В. Политик возвращается в литературу //Хантыйская литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2002.-С. 153-163.

23. Очерки русской литературы Сибири. В 2-х т. Новосибирск: Наука, 1982. Т.

24. Дореволюционный нериод. 606 с.

25. Павлов П. Права коренных народов на земли: Российская ретроспектива и международная перспектива Мир коренных народов, №11-12, 2002. 35-53.

26. Паршев А.П. Почему Россия не Америка. М.: Крымский М0СТ-9Д, Форум, 2003. 416 с.

27. Перевалова Е.В. Северные ханты: этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004.- 414 с.

28. Петрова В.П., Харючи Г.П. Ненцы в истории ЯмалоНенецкого автономного округа Под ред. Н.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 222 с.

29. Платонов А. П. Чевенгур: Роман М.: Высш. шк., 1991.-654 с.

30. ПоновЮ.И., Цымбалистенко Н.В. Мифология, фольклор и литература Ямала Учебник. 5 -7 классы. Тюмень: Изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2001.- 134 с.

31. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Литература Ямала XX в.: Пособие для учителей литературы старших классов. 2-е изд., испр. и доп.- СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. 160 с.

32. Попов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Сага о народе ханты Хантыйская литература: Сборник Составитель Вячеслав Огрызко. М.: Литературная Россия, 2002.- 360 с.

33. Понов Ю.И., Цымбалистенко Н.В. Слово о Ямале. Документально-этнографические, публицистические и художественные произведения о жизни народов Ямала в XX веке: 302

34. Психология масс. Хрестоматия Редактор-составитель Райгородский Д.Я. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998. 592 с.

35. Прокофьев Г.Н. Остяко-самоеды Туруханского края Этнография. 1928. 2. 96-103.

36. Прокофьев Г.П. Этногония народностей Обь-Енисейского бассейна Советская этнография. 1940. 3.

37. Прокофьева Б.Д. Старые представления селькупов о мире Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. -Л.: Наука, 1976. -С.106-128.

38. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Д.: Издво Ленинградского ун-та, 1946. 340 с.

39. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. СПб.: Изд-во «Алетейя», 1997.- 288 с.

40. Пушкарева Е.Т. Историческая типология и этническая специфика ненецких мифов-сказок. М.: Мысль, 2003. 286 с.

41. Рогачева П.А. Мифологические мотивы в творчестве писателей Тюменского Севера Космос Севера: Сборник статей Редактор- составитель O.K. Лагунова. Тюмень: «СофтДизайн», 1996. 73-80.

42. Рогачева Н.А. Право выбора. Миф и ритуал в прозе Анны Неркаги Ненецкая литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2003. 154-160.

43. Роговер Е.С. Изучение творчества Р. Ругина в школе: Пособие для учителя. СПб.: филиал изд-ва «Просвеп1,ение», 2003. 176 с.

44. Свентоховский А. История утопии. М., 1910.

45. Североведение в Герценовском университете. Институт народов Севера Под науч. ред. Г.А. Бордовского. СПб.: Астерион, 2003. 196 с. 303

46. Североведческие исследования. Научно-методический ежегодник. Материалы Герценовских чтений. Вып. 2.-СПб.: Издво РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. Вып. 1. 151 с.

47. Соколова З.П. Социальная организация обских угров и селькупов Общественный строй у народов у народов Северной Сибири. М.: Наука, 1970. 103-153.

48. Соколова З.П. Обские угры (ханты и манси) Этническая история народов Севера. М.: Наука, 1982. 8-47.

49. Сословно-правовое положение и административное устройство коренных народов Северо-Западной Сибири (конец ХУ1 начало XX века): Сборник правовых актов и документов Редактор-составитель А.Ю.Конев. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1999.-238 с.

50. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 1994.- 173 с.

51. Сязи A.M. Орнамент и вещь в культуре хантов Нижнего Приобья. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 248 с.

52. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 573 с.

53. Таксами Ч.М., Левченко В.Ф., Черникова А., Славинский Д.А. Проблемы развития коренных народов Севера: Этноэкологический подход. Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН, 2003. 110 с.

54. Творческий потенциал народов Севера в XX1 веке: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. 174 с.

55. Терещенко Н.М. Ненецкий энос: Материалы и исследования по самодийским языкам. Л.: «Наука», 1990. 336 с.

56. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социальнокультурной антропологии. М.: Наука, 2003. 544 с. 304

57. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифоноэтического: Избранное. М.: Издат. группа «Прогресс» «Культура», 1995. 624 с. 163. Тэн И. Философия искусства. М.: Республика, 1996. 351 с.

58. Урванцев А.С. Бард снежной державы Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000. 74-78

59. Урванцев А.С. Сердце, пронзенное любовью Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000. 69-74.

60. Утопия и утопическое мышление: Антология зарубежн. лит.: Пер. с разн. яз./ Сост., общ. ред. и предисловие В.А.Чаликовой. М.: Прогресс, 1991.-405 с.

61. Федорова П.В. Олень, собака, кулайский феномен и легенда о сихиртя Древности Ямала. Вып.

62. Екатеринбург Салехард: УрО РАИ, 2000. 66.

63. Избранное. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. 352 с.

64. Остроумие и его отношение к бессознательному. СПб.-М.: ACT «Университетская книга», 1997. 320 с.

65. Хайруллин Р. Образование аборигенных народов Севера в Канаде Мир коренных народов, Х» 11-12, 2002. 64-71.

66. Харамзин Т.Г., Хайруллина П.Г. Традиционный уклад и образ жизни обских угров (по материалам социологических исследований). М., 2002. 296 с.

67. Харючи Г.П. Традиции и инновации в культуре ненецкого этноса Под ред. П.В.Лукиной. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 228 с. 305

68. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М.: КРОН-ПРЕСС, 1996. 656 с.

69. Хомич Л.В. Шаманы у ненцев Проблемы истории общественного сознания аборигенов Сибири. Л.: Наука, 1981. 5-41.

70. Хомич Л.В. Ненцы. СПб.: Русский Двор, 1995. 336 с.

71. Цымбалистенко Н.В. Иллюзии человечества (Мифы и реалии в творчестве Р.Ругина) Обская радуга: Альманах писателей Ямала. Вып.

73. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. История северной утопии (о романе И.Истомина «Живун») Мир Севера. 2

74. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. Литература Ямала XX века: Сборник литературно-критических статей. Салехард: ЯНОИУУ, 2001.114 с.

75. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. Литература Ямала XX века: тенденции и направления. Научный вестник ЯНАО. Вып.

76. Актуальные вопросы современного образования. Салехард, 2003. 35-38.

77. Цымбалистенко Н.В. Мелодии полярного круга Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000. 53-68.

78. Цымбалистенко Н.В. Опыт создания учебного комплекса по мифологии, фольклору и литературе Ямала //Образование на Севере: роль национально-регионального компонента в сохранении единого образовательного пространства России, этнической идентичности и здоровья детей Севера. Материалы научнопрактической конференции (Москва, 17-20 декабря 2001 г.). Москва: Институт национальных проблем образования, 2002. 159165. 306

79. Цымбалистенко Н.В. Особенности коммуникативного поведения заполярных хантов //Сб-к «Культура общения и ее формирование». Вып.

80. Воронеж, ВОИПКРО, 2000.

81. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.И. Откровение от Анны. «Обская радуга»: Альманах литераторов Ямала. Вып.7. 2002. 232-240.

82. Цымбалистенко Н.В., Попов Ю.П. Ощущение полноты бытия (Мир легенд и сказок Р.Ругина). Паучный вестник ЯПАО. Вып.

83. Проблемы педагогики и системы образования. Салехард, 2002. 54-57.

84. Цымбалистенко П.В. Повести А.Перкаги: Традиции и новаторство Мой край: История, современность, будущее: Сборник материалов по краеведению. Салехард: ЯПОИУУ, 2001. 5-7.

85. Цымбалистенко П.В. Север есть Север...: Исторические судьбы коренных народов Ямала в литературном освещении. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2003. 172 с.

86. Цымбалистенко П.В. Специфика мироощущения народов Севера и ее художественное воплощение в творчестве Романа Ругина Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2000. 34-39.

87. Цымбалистенко П.В. Специфика развития литературного процесса на Ямале в XX веке //Евразийское Ожерелье. Альманах общественного института истории народов Оренбуржья имени Мусы Джалиля [Текст] отв. Ред. И.М. Габдулгафарова. Вып.

88. Оренбург: изд-во ОГПУ, 2004. 16-30.

89. Цымбалистенко П.В. Специфика развития литературы на Ямале в XX веке Родной язык: опыт и перспективы развивающего обучения. Материалы окружной научно-практической конференции. Салехард: ЯПОИПКРО, 2004. 8-12. 307

90. Цымбалистенко П.В. Традиции и новаторство. «Обская радуга»: Альманах писателей Ямала. Вып.

92. Цымбалистенко П.В., Попов Ю.И. Триллер о Ямале (о романе Э.Тополя «Красный газ»). Паучный вестник ЯПАО. Вып.

93. Актуальные вопросы современного образования. Салехард, 2003. 39-42.

94. Цымбалистенко П.В., Попов Ю.И. Умолчания эпохи//Мир Севера. 2000. Ш 6 (22). 84-87.

95. Цымбалистенко П.В. Утопические и антиутопические мотивы в произведениях писателей Ямала XX века Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации. Материалы 1У науч.-нракт. Конференции «Реальность этноса. Образование и проблемы межэтнической коммуникации» (СанктПетербург, 17-20 апреля 2002 г.) Под науч. ред. И.Л. Пабока. СПб.: Астерион, 2002. 515-517.

96. Цымбалистенко П.В. Утрата корней //Хантыйская литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2002. 179-190.

97. Цымбалистенко П.В. Формирование развивающеобразовательной среды школы семейно-родового типа на фактории Лаборовая Приуральского района Ямало-Пенецкого автономного округа Реальность этноса. Глобализация и национальные традиции образования в контексте Болонского процесса. Материалы У11 международной научно-практической конференции «Реальность этноса» (Санкт-Петербург, 22-25 марта 2005 г.)/ Под науч. ред. И.Л. Пабока. СПб.: Астерион, 2005. 436-439.

98. Чернецов В.П. Фратриальное устройство обско-угорского общества Советская этнография. 1939. 2. 20-42. 308

99. Шаманизм. Мн.: Плопресс, 2003 4 1 6 с

100. Шапоренкова Г.А. Видение апокалипсиса Ненецкая литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2003. 148-153

101. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности. М.: 0 0 0 «Издательство ACT», 2004. 221 с.

102. Шкловский В. Избранное: Т.2. М., 1983.

103. Штильмарк Р. Уникальный талант Хантыйская литература: Сборник. М.: Литературная Россия, 2002. 50-53.

104. Элиаде М. Оккультизм, колдовство и моды в культуре. К.: «София»; М.: ИД «Гелиос», 2002. 224 с.

105. Элиаде М. Тайные общества: Обряды посвящения. К.: София, М.: Гелиос, 2002. 352 с. инициации и

106. Энциклопедия литературных произведений. М.: ВАГРИУС, 1998.-656 с.

107. Энциклопедия символов, знаков, эмблем. М.: Локид; Миф, 2000. 576 с. 210. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. М.-К.: ЗАО «Совершенство» «Port-Royal», 1997. 384 с.

108. Berelowitch Alexis, Radvanyi Jean. Les 100 portes de la Russie. De rURSS a la CEI, les convulsions dun geans. Paris, les Editions de 1Atelier/ Editions Ouvrieres, 1999, 301 p.

109. Chambourg Dominique Normand de. Un recit nenets dA. Nerkagi, ou "Les peines dun cceur siberien". Institut national des langues et civilizations orientales. 1991-1992.

110. Charrin Anne-Victoire (sous la direction d). Les Siberiens, De Russie et dAsie, une vie, deux mondes, Paris, ed. Autrement, Octobre, 1994 (serie Monde), 253 p. 309

111. Karjalainen K.F. Die Religion der Jugra-Volker. Helsinki: Porvoo, 1921-1927.

112. Pentikinen Juha. Le sens de la nature dans Tesprit de Thomme du Nord. SORBONNE NOUVELLE Boreales. Numro 66-69.

113. Piugrenier С Loeuvre de Roman Rugin. La terre enchantee: La litterature au service du reveil de la conscience nationale khanty. Traduction commentee. LN.A.L.C.O. 2000-2001.

114. Radvanyi Jean. La nouvelle Russie. Lapres 1991: un nouveau "temps des troubles". Geographie economique, regions et nations, geopolitique. Paris, ed. Masson/Armand Colin, 1996, 406 p. 219.

115. Righter W. Myth and Literature. -London and Boston, 1975.132 p. Servier J. Histoire de Iutopie. Paris, 1967.

116. Toulouze Eva. "Les Khantys et les Mansis au debut des annees quatre-vingt dix" in Peuples des Grands nords, Traditions et transitions, Paris, Presses de la Sorbonne nouvelle INALCO, 1995, pp. 39-42.

117. Walsh Ch. From Utopia to Nightmare. L., 1962. 310

118. Айпин Е.Д. И уходит мой род Народов малых не бывает Сост. Э.СКоробова. -М.: Мол.гвардия, 1991. C.127-14L

119. Афанасьев Ю.Н. На солнечной стороне Истомин И.Г. Живун: Роман, новесть, рассказы. Т.

120. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997.-С. 4-18.

121. Афанасьев Ю.Н. «Однажды настунив на грабли...»: Очерки, размышления, мысли вслух. Шадринск: Изд-во НО «Исеть», 1999. 152 с.

122. Бард снежной державы: Страницы жизни и творчества Романа Ругина. Екатеринбург: Сред.- Урал. кн. изд-во, 2000. 112 с.

123. Достоевский Ф.М. Дневник писателя 1876 года Достоевский Ф.М. Собр. соч., т. 23. М., 1982.

124. Евладов В.Н. Но тундрам Ямала к Белому острову: Экснедиция на Крайний Север полуострова Ямал в 1928-1929 гг. Тюмень: Изд-во и н о е СО РАН, 1992. 281 с.

125. Носилов К.Д. У вогулов: Очерки и наброски Составление тома Ю.Л. Мандрики. Тюмень: СофтДизайн, 1997. 304 с.

126. Овчинников В.В. Сакура и дуб: Ветка сакуры; Корни дуба. М.: Дрофа, 2003.-512 с.

127. Омельчук А.К. Ее величество Обь: Но сибирской реке в пространстве и во времени. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. 208 с.

128. Омельчук А.К. Рыцари Севера. Свердловск: Сред.-Урал. кн. издво, 1982.-192 с.

129. Омельчук А.К. Север с большой буквы: Очерки. М.: Современник, 1989.-272 с.

130. Омельчук А.К. Частное открытие Сибири: Каждый сам открывает свою родину. Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999. 392 с. 311

131. Цымбалистенко Н.В. Вернуть народу утерянные ориентиры //Ругин Р.П. Избранное: Повести. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. 3-12.

132. Цымбалистенко Н.В. От горизонта одного к горизонту всех «Обская радуга»: Альманах писателей Ямала. Вып.

133. Салехард, 2001. 161-163.

134. Цымбалистенко Н.В. Проза Ямала конца XX века: Кризис или ренессанс? Обская радуга: Альманах писателей Ямала. Вып. З.Салехард, 2000. 136-138.

135. Цымбалистенко Н.В. Полет в пространство вечности и добра Мой край: История, современность, будущее: Материалы региональной научно-практической конференции. 4.

136. Салехард: ЯНОИУУ, 2000. 61.

137. Цымбалистенко Н.В. Территория любви на фактории Лаборовая Мир Севера. №1. 2005. 37 19. Les Camets de voyages de Stephane Peyron. Textes de Valerie Duponchelle. Editions du Chene, Hachette Livre. 1998.

138. Satu Hassi. The Hantys and Mansis are in Danger! www.tele3.net PENTIKA. Htm. 312

139. Айпин Е.Д. В ожидании первого снега: Повести. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. -144 с.

140. Айпин Е.Д. Ханты, или Звезда Утренней Зари: Роман. М.: Мол.гвардия, 1990. 334 с.

141. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. Российское библейское общество, 1994. 1376 с.

142. Владимов Г.Н. Верный Руслан. М.: «Издательство Астрель», «Издательство «Олимп», «Фирма «Издательство ACT», 2000. 208 с.

143. Гарсиа Маркес Г. Сто лет одиночества. СПб.: «Азбука», 2001. 384 с.

144. Голдинг У. Повелитель мух Голдинг У. «Шпиль» и другие повести: Сборник. М.: Прогресс, 1981. 23-166. 7. Д. Дефо. Дальнейшие приключения Робинзона Крузо. М.: «Восточная литература», РАН, 1996. 272 с.

145. Замятин Б. Мы: Роман; Хаксли О. О дивный новый мир: Роман. М.: Худож. лит., 1989. 351 с.

146. Истомин И.Г. Живун: Роман, повесть, рассказы. Т.

147. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997. 432 с.

148. Истомин И.Г. Первые ласточки: Роман, пьеса, стихи, песни, сказки, воспоминания. Т.

149. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1997. 352 с. П.Камю А. Посторонний //Камю А. Избранное: Сборник. М.: Радуга, 1989.-464 с.

150. Перкаги А. Анико из рода Ного Неркаги А.П. Молчащий: Повести.- Тюмень: «СофтДизайн», 1996. С 307-403. 313

151. Неркаги А. Молчащий Перкаги А.П. Молчащий: Повести. Тюмень: «СофтДизайн», 1996. 231-306. 15.0руэлл Д. 1984: Роман; Скотный Двор: Сказка-аллегория. М.: 0 0 0 «Издательство ACT», 2003. 412 с.

152. Ругин Р.П. В ожидании сына Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.

153. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. 91185. П.Ругин Р.П. Гул далекой буровой Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т. 1. -Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. С 241-360.

154. Ругин Р.П. Ланги Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т.

155. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. 215-239.

156. Ругин Р.П. Мелодии нолярного круга: Стихи. Том

157. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. 288 с. 2О.Ругин Р.П. На нерестовой реке Ругин Р.П. Избранное: Повести. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. 469-550.

158. Ругин Р.П. По следу Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т. 1.-Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. 187-214.

159. Ругин Р.П. Ранний ледостав Ругин Р.П. Сорок Северных Ветров: Повести. Т. 1. -Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1996. 590.

160. Ругин Р.П. Сватовство //Ругин Р.П. Волшебная земля: Легенды, сказки, новести, рассказы Т.З. Екатеринбург: Сред.- Уральск, кн. изд-во, 1997.-С. 412-427.

161. Ругин Р.П. Снежная держава: Книга стихов. Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1998.-128 с. 314

162. Ругин Р.П. Счастливые деньки на Шум-Югане //Ругин Р.П. Волшебная земля: Легенды, сказки, новести, рассказы Т.З. Екатеринбург: Сред.- Уральск, кн. изд-во, 1997. 309-374

163. Ругин Р.П. Три шкуры Ругин Р.П. Избранное: Повести. Екатеринбург: Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. 419-468.

164. Русская фантастическая проза XIX начала XX века. М.: Правда, 1986.-704 с.

165. Сердце в ритме с нриродой. Произведения коренных народов Крайнего Севера, Дальнего Востока России и коренных народов Северной Америки в двух книгах. Составители А. Ващенко, А. Чадаева. М.: Фирма «Лантим», 1

166. Родная земля: мать или мачеха?.. Литература коренных народов Крайнего Севера и Дальнего Востока России. 174 с.

167. Сердце в ритме с нриродой. Произведения коренных народов Крайнего Севера, Дальнего Востока России и коренных народов Северной Америки в двух книгах. Составители А. Ваш;енко, А. Чадаева. М.: Фирма «Лантим», 1

168. Книга 11. «Матерь словотворящая утром». Литература коренных народов Северной Америки. 174 с.

169. Сказы седой старины: Пенецкая фольклорная хрестоматия Сост. Лабанаускас К.И. М.: «Русская литература», 2001. 320 с.

170. Скотт Момадэй П. В присутствии солнца: собрание ш;итов. М.: Кинокомпания SRS, 1993. 62 с. ЗЗ.Тоноль Э. Красный газ: Роман. М.: 0 0 0 «Издательство ACT», 2001.-320 с.

171. Хемингуэй Э. Старик и море Хемингуэй Э. Избранное. М.: Просвеш,ение, 1984. 304 с. 315

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.