Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова: начало XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Бикташев, Рустем Ильгизарович

  • Бикташев, Рустем Ильгизарович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 161
Бикташев, Рустем Ильгизарович. Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова: начало XX века: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Казань. 2007. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Бикташев, Рустем Ильгизарович

Введение.

Глава 1. Жизненный и творческий путь А. Биктимирова.

Глава 2. Публицистика А. Биктимирова: тематико-проблематический аспект.

2.1. Журналистская деятельность и общественно-политические взгляды писателя.

2.2. Просветительские идеи в духе эпохи.

2.3. Освещение жизни и быта татарского народа начала XX века.

Глава 3. Литературное наследие А. Биктимирова.

3.1. Переосмысление жанра саяхатнамэ (путевых очерков) в творчестве писателя-просветителя.

3.2. Татарское общество начала XX века в романе «Несчастная Галия или Благополучие после страданий».

3.3. Психология героев в произведениях писателя— просветителя.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Литературное и публицистическое наследие Ахметзяна Биктимирова: начало XX века»

У меня вся надежда на свой народ, хочу увидеть его процветание и прогресс, это будет счастьем для меня.

Мин миллэтемдэн башкапы омид интимен, миллэтемезнец тэрэкъкый вэ тэгалисене кузем илэ курэсем килэ.

Минул вакытмэсгуд вэ бэхтиярым.,1 ) Воссоздание полной картины развития литературы является одной из актуальнейших задач любого национального литературоведения. В татарской литературе, имеющей тысячелетнюю историю, до сих пор остаются «белые пятна», невозвращенные имена и наследие, которое относится к различным этапам ее эволюции. На волне начавшихся демократических преобразований в татарском литературоведении открылись новые возможности для изучения творчества неизвестных широкому кругу читателей или подвергшихся забвению творческих личностей. Возвращение в историю литературы и переосмысление наследия активно участвовавших в литературном процессе тех или иных эпох писателей позволяет воссоздать, реконструировать состояние и национальные особенности художественного творчества. Среди остававшихся в тени авторов есть и имя Ахметзяна Биктимирова — просветителя, прозаика, публициста, переводчика начала XX века. В отечественной традиции научно-исследовательское «замалчивание» всегда связано с причиной общественно-политического или субъективного характера. В случае с А.Биктимировым забвение было обусловлено, скорее всего, с затруднениями в обнаружении биографических данных и его произведений. Он вел активный образ жизни, часто переезжал из одного места жительства в другое, вынужден был зарабатывать на жизнь тяжелым трудом, умер слишком молодым. Казанская литературная элита начала XX века знала его в основном по газетным статьям, журнальным публикациям.

1 Биктимиров Э. Онытылган кеннэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 549.—4 б. 4

Его семья по разным причинам не в силах была позаботиться о сохранении его рукописного наследия.

Творчество самобытного художника «золотого века» татарской литературы А.Биктимирова весьма значительно по объему и жанрово разнообразно: он оставил после себя очерки-путешествия, романы, повести и рассказы, драматическое произведение, стихотворения, публицистические статьи. Возвращение литературного наследия А.Биктимирова в историю татарской литературы, всестроннее изучение его произведений и введение в научный оборот станут шагом вперед в воссоздании панорамы литературной жизни исследуемого периода.

Творчество Биктимирова — одно из значительных достояний татарской культуры, заслуживающее пристального внимания. Его произведения отражают процесс эволюции взглядов одного из представителей мелкой буржуазии, участвовавшего в формировании разносторонних научных и литературных тенденций просветительства. Анализ и оценка литературного и публицистического творчества Биктимирова через принципы его философии, эстетики и общественную деятельность позволяют почувствовать историческую эпоху, осветить конкретные закономерности художественного таланта просветителя, формировавашейся в период обновления татарского общества.

Таким образом, актуальность настоящей работы обуславливается, во-первых, неизученностью жизненного и творческого пути А.Биктимирова, во-вторых, научной потребностью выявления особенностей его публицистических и художественных произведений, изучения жанровой и тематико-проблематической систем литературного наследия; и в-третьих, необходимостью уяснения места самобытной творческой индивидуальности в литературном процессе начала XX века.

Ахметзян Биктимиров родился в конце XIX века в селе Бакрче ныне Зеленодольского района. Точная дата его рождения неизвестна, наши поиски в фондах Национального Архива РТ, в частности, исследование метрических книг2, пока не дали результатов. Прослеживая его передвижения по воспоминаниям современников, мы выяснили, что Биктимиров, занимаясь торговыми делами, пять-шесть лет жил в Самаре. Но поиски в Государственном архиве Самарской области (фонд Самарского губернского жандармского управления и фонд Канцелярии Самарского гражданского губернатора)3 тоже не увенчались успехом. Также не дали результатов, и исследования в документах Санкт-Петербургского архива4. Жизненный путь просветителя мы реконструировали на основе прямой и косвенной информации в национальной периодике.

1905 год стал точкой отсчета творческого пути Биктимирова. Его публицистические и художественные произведения печатаются на страницах газет «Вакыт», «Фикер», «Идел», «Баянел-хак», в журнале «Шура». В апреле 1908 г. в Ташкенте Биктимиров начинает издавать газету «Азия», но ее издание запрещается. В 1909 году с семьей переезжает в Сибирь.

А.Биктимиров умер 22 мая 1915 года после продолжительной болезни.

А.Биктимиров оставил после себя богатое культурное наследие. Основная часть его произведений находятся в архивах и библиотеках Республики Татарстан. В библиотеке им. Лобачевского хранятся такие его произведения, как «Ятим Сабир, яхуд Бай кызы. Алла ташламаса, буре ашамас» («Сирота Сабир, или Байская дочь»), драма «Хэлфз, яки Аны алдаганнар, ул бичара алданган» («Учитель, или Его обманули, он несчастный обманулся», путеводные записки «Выставка, яхуд Месафирлар очен заруриять» («Выставка, или Необходимые для путешественников сведения»), рассказ «Уткэн мэхэббэт» («Прошедшая любовь»), учебник по истории России. В частности, обнаружили рецензию на его учебник по истории России в НА РТ5, роман «Бичара Галия, яки Михнэттэн соц рэхэт»

2 НАРТ, ф.4 , оп. 177, д.45-65.

3 ГАСО, ф. 468; ф.З.

4 ЦГИАСПб., ф. 777, оп. 5/1901, д. 21.

5 НА РТ, ф. 420, оп.1,д.219, л Л1-22.

Несчастная Галия, или Благополучие после страданий») — в фондах Национальной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина (г. Санкт-Петербург).

Объектом исследования является жизненный и творческий путь А.Биктимирова. Предметом работы стало публицистическое и художественное наследие писателя: его статьи, романы, повести, рассказы, стихотворения, драма, опубликованные на страницах периодической печати, и отдельные издания художника слова, учебные пособия и т.д.

Целью настоящего исследования является комплексное изучение жизни и творческого пути Ахметзяна Биктимирова, анализ жанровой тематико-проблематической системы его художественного творчества, определение взглядов и эстетических принципов художника, определение его места и роли в истории татарской литературы.

Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи: —изучение жизненного и творческого пути Биктимирова на основании документальных источников, воспоминаний современников, архивных материалов, а также статей, опубликованных в периодической печати; выявление, сбор и систематизация публицистических и художественных произведений автора; освещение просветительских и политических взглядов; —исследование мировоззренческих основ публицистического и литературного наследия; построение жанровой типологии его творчества; —изучение особенностей поэтики; анализ творческой индивидуальности писателя-просветителя в контексте татарской литературы начала XX века.

В изучении жизненного пути и творческого наследия А.Биктимирова можно выделить два периода. Первый - сведения о его жизни, критические заметки на его публикации и упоминания появились на страницах периодической печати еще при жизни автора6. К ним можно отнести Ф. Амирхана, который подвергал критике, как самого автора, так и его публицистическую деятельность в основном за ее несостоятельность и резкие вольные выражения7. Более того продолжая критику в адрес писателя о

Амирхан затрагивает и других публицистов начала XX века . Вслед за Амирханом подобные замечения можно проследить и в публицистике Г.Тукая, где он также не совсем одобряет публицистическую деятельность писателя, считая ее просто недостойной9. А вот редактор газеты «Идел» в Астрахани 3. Шарифуллин, наоборот, видит в публикациях А.Биктимирова довольно хорошую содержательность, отмечает, что она, несомненно, будет полезной для мусульман Туркестана. Некоторые сведения о жизни и публицистической деятельности А.Биктимирова также изложены в книге И.Рамиева «Вакытлы татар матбугаты»10, а затем находят отражение в его издании «Эдэби сузлек» («Литературный словарь»): «Эхмэтж;ан Биктимиров - Бозаулык шэЬэрендэ яшэгэн могаллим. Матбугатка исеме 1905 еллардан куренэ башлый. 1906 елда патша хокумэтенец мэхкэмэ (суд) эшлэрендэ улем ж;эзасы куллануны яцадан керту турындагы указына каршы «Вакыт» гэзитэсендэ басылган мэкалэ-протесты белэн телгэ керэ»11.

Публицистика А. Биктимирова содержит некоторые

12 автобиографические сведения . Кроме того, ряд его произведений

6 Магазов М. Идарэгз мэктуи/ М. Магазов // Кояш.— 1915.—№ 722.— 4 б.; Идел. — 1908. — № 46, 22 апрель; Идел. — 1908. — № 63, 20 июнь; бмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда. III том. Публицистика / Ф.Эмирхан.— Казан: Тат. кит. нэшр., 1989.— 481 б. и др.

7 Эмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда. IV том. Эдзбият—сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1986.—255 б.

8 Эмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда. IV том. Эдэбият—сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар.— Казан: Тат.кит.нэшр., 1986.—255 б.

9 Тукай Г. Эсэрлэр дурт томда, 4 том. Мэкалэлэр. Очерклар.Фельетоннар. Хатлар.(1902-1913)/Г.Тукай.- Казан: Тат.кит. нэшр.-1977.- 65 б.

10 Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты / И.Рэмиев.— Казан: Гажур, 1926.— 216 6.

11 Рэми И. Эдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты Ьэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И.Г.Рэми, Р.Н.Даутов.— Казан: Татар.кит.нэшр., 2001.— 52 б.

12 Биктимиров Э. Онытылган кеннэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 549.—4 б.; Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров// Бэянел-хак.— 1910.—№ 662.—5 б.; Биктимиров Э. Томда Анохин жэнаблэре доклады/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.— автобиографического характера позволяет разъяснить и корректировать

1 'Х некоторые моменты его биографии: это рассказы «Прошедшая любовь» («Уткэн мэхэббэт»), «Воспоминания о моей молодости»14 («Яшьлек хатирэсе») и «Священный день»15 («Мебарэк кен»).

Второй период начинается с 70-х гг. XX века, когда в печати появляются отдельные материалы, освещающие его жизненный путь и творческое наследие16. Мы имеем в виду, прежде всего, статью С.Хафизова, где в сравнительно-сопоставительном аспекте оценивается роман «Несчастная Галия, или Благополучие после страданий». ««Бичара Галия»дэ сурэтлэнгэн вакыйгалар егерменче йоз башы татар тормышын чагылдыра. Романныц узэгендэ бу чор эдэбияты очен традицион булган мэхэббэт, гаилэ бэхете, хатын-кыз азатлыгы кебек мэсьэлэлэр куела»17. Ф.Башировым этот же роман был проанализирован параллельно с произведениями татарской прозы начала XX, освещающих образ татарской девушки. «Хатын кызныц гаилэдэге бэхете-бэхетсезлеге Э.Биктимиров тарафыннан иждт ителгэн «Бичара Галия яки Михнэттэн соц рэхэт» романында да теп идея, лейтмотив булып тора»18. Продолжая тему женской эмансипации профессор Р.И. Нафигов в своих трудах также ссылался на публицистические статьи А.Биктимирова: «В защиту женщин выступал А.Биктимиров. Он решительно отвергал татарские "дикости" в отношении женщин, в особенности он громил "четвероногих" мулл и ишанов, затемняющих сознание масс, звал девушек учиться и выходить замуж по любви»19. М.Гайнуллин, анализируя произведения,

571.—2 б.; Биктимиров Э. Сибирия эхваленнэн / Э.Биктимиров // Бэянел—хак.— 1910.—№ 636.—5 б. и др.

13 Биктимиров Э. Уткэн мэхэббэт / Э.Биктимиров— Оренбург, 1905.— 16 б.

14 Биктимиров Э. Яшьлек хатирэсе / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 171.—3 б.;№ 229.—3 6.; №231.-3 б.

15 Биктимиров Э. Мебарэк кон / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 667.—2 б.

16 Рамеев 3.3., Ахметзянов М.И. Биктимиров Ахметзян / З.З.Рамеев, М.И.Ахметзянов //Татарская энциклопедия: Т.1.— Казань: ИТЭ, 2002.— С.386.

17 Хафизов С. Онытылган бер эсэр турында/ С. Хафизов// Казан утлары.—1974.—№6.-161-163 б.

18 Бэширов Ф.К. XX йоз башы татар прозасы / Ф.К. Бэширов.- Казан: Фикер, 2002.- 6.100

19 Нафигов Р.И. Тукай и его окружение / Р.И.Нафигов,- Казань: Тат. кн. изд-во, 1986-208 с. изданные на страницах периодической печати, обращает внимание и на произведение А.Биктимирова «Последствия гнева», вышедшее в свет в журнале «Аль-гасрел джадид» в 1906 году. «Журнал «Аль-гасрел джадид» активно публиковал и художественную прозу, отдавая предпочтение рассказам. Среди этих материалов можно назвать рассказ «Ачу нэтижэсе» («Последствия гнева»)» . В 2002 г. историк Ф.Н.Шакуров обращает внимание на учебник А. Биктимирова по истории России, рассматривает его вместе с учебником по истории Н.Надиева, изданный в то же время. ««История России» А.Биктимирова повторяла по форме, структуре и содержанию русские учебные пособия - история царствований, излагаемая в охранительном ключе, иллюстрированная портретами Романовых»21. Ф.З.Яхиным высказываются отдельные суждения о его публицистических произведениях, изданных на страницах газеты «Фикер». «Проблемы просвещения близко воспринимались татарскими писателями, особенно А.Биктимировым, Я.Моради, Чигтаем, Н.Ал-Худжаши и т.д. Произведения А.Биктимирова построены на основе просветительской идеологии. В рассказе «Сирота Сабир, или Байская дочь» на первый план выходит эстетический идеал просветительства. А. Биктимиров по своему мировоззрению тяготел к просветителям. Он пишет в статьях о воспитании, о необходимости приближения татарской культуры к культуре европейских народов»22. О корреспондентской деятельности А. Биктимирова в газете «Фикер» отмечает в своем труде и Р.Амирханов. «Почти каждое (тем более солидное) издание имело своих специальных корреспондентов в различных уголках страны. Так, корреспондентами газеты «Фикер», например, являлись А.Биктимиров, А.Байтиряков, Я.Мурадов» . А.Каримуллин, освещая историческое развитие

20 Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века/ М.Гайнуллин.— Казань: Тат.кн.изд-во, Изд.2-е, доп. 1983.—С. 50.

21 Шакуров Ф.Н.Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года / Ф.Н.Шакуров. - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002. — С. 86.

22 Яхин Ф.З. Татарская литература периодической печати Уральска (1905-1907 гг.) / Ф.З. Яхин.— Казань: Тат.кн.изд-во, 1992. - С. 32.

23 Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток-Запад» (На примере развития русской культуры)/Р.У.Амирханов. - Казань: Татар.кн.изд-во,2002.-53 с.

10 татарской книги, упоминает об издании произведений А. Биктимирова в типографии «Каримовых», в частности здесь речь идет об учебнике «История России»24. В книге 3.3. Гилазева наряду с книжными изданиями начала XX века опубликованы названия изданных произведений писателя .

Таким образом, жизнь и творчество А.Биктимирова по сей день незаслуженно остаются вне поля зрения ученых. Опубликованные материалы носят фрагментарный характер, до сих пор отсутствуют работы, посвященные системному и комплексному изучению его творчества. В литературоведении данная тема не становилась объектом самостоятельного научного исследования.

Научная новизна состоит в том, что жизненный и творческий путь, публицистическое и литературное наследие А.Биктимирова впервые исследуется в монографическом плане в качестве целостного и оригинального литературного явления в тесной взаимосвязи с просветительскими исканиями начала XX века. Осуществляется попытка литературоведческого анализа его романов, повестей, рассказов, саяхэтнамэ и многочисленных статей. Выявляется самобытность художественного мышления писателя, рассматриваются основные темы и проблемы, своеобразие , его художественного почерка.

Впервые нами осуществлена текстологическая обработка арабографических произведений, введены в научный оборот его неизвестные труды и книги, а также архивные материалы.

Практическая значимость работы заключается в использовании ее результатов при разработке курса «История татарской литературы начала XX века», при подготовке учебных программ и учебно-методических пособий по литературному краеведению, в лекционных курсах и на семинарских занятиях соответствующей тематики. Вводимый в научный оборот художественный

24 Каримуллин А. Татарская книга начала XX века/ А.Каримуллин.- Казань: Тат.кн.изд-во.-1974.-С.36. лс

Гилазев З.З.Татарская литература начала XX века в книжных изданиях / Гилазев З.З.Казань, 2005.- С.67. материал и сделанные на его основе выводы могут найти свое применение при подготовке изданий наследия А.Биктимирова.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Бикташев, Рустем Ильгизарович

Заключение.

Подводя итог нашему исследованию, следует отметить, что литературно-публицистическая деятельность Ахметзяна Биктимирова - яркое и значительное явление в общественной и культурной жизни начала XX века, по целому ряду причин не прочитанное и не изученное, неизвестное татарскому читателю. Художественное мышление его в целом можно охарактеризовать как просветительское. Он внес большой вклад в развитие татарской прозы в рамках просветительского реализма, в становление жанровых признаков просветительского романа, повести, рассказа и драмы, очерка-путешествия, публицистических форм.

Литературная деятельность А.Биктимирова была многогранной. Наше исследование подтверждает, что он был опытным журналистом, эрудированным публицистом, самобытным прозаиком, личностью с разносторонними интересами. Он оставил большое литературное наследие, число опубликованных художественных произведений — более десяти, в том числе 1 роман, 2 повести, 8 рассказов, публицистических трудов — более 110. Помимо них, нами выявлены 2 стихотворения, 1 драма и 3 перевода, 1 учебник по истории России.

В творчестве А. Биктимирова не трудно выявить главную его цель — просвещение татарского народа. Именно эта тема красной нитью проходит по всем его произведениям. Автор до глубины души переживал за положение татарского народа. Он верил, что именно образование и воспитание приведет к прогрессу и процветанию нации, научный и общественный прогресс постепенно уничтожит угнетение человека человеком и раскроет его изначально положительные задатки. В его публицистике затрагиваются политические темы, освещается жизнь и быт татарского народа, насущные проблемы всего мусульманского мира.

А. Биктимиров - относится к плеяде молодых писателей начала XX века, которые свою творческую деятельность вели вдали от своей малой родины.

Точкой отсчета его творчества можно считать революцию 1905 года -время значительных перемен для татарского общества, когда появилась периодическая печать и ослабела цензура. Его многогранная и разносторонняя творческая деятельность на этой ниве заслуживает признания и высокой оценки. Он активно сотрудничал с передовыми татарскими газетами и журналами, такими как «Вакыт», «Баянел-хак», «Фикер», «Идел», «Шура», где помимо статей просветительского содержания обнародовал свои литературные произведения. Хотя он жил вдали от центра татарской общественной жизни, он тесно следил за всеми событиями, происходящими в сфере образования, политики, социальной жизни татар.

Благодаря А. Биктимирову татарская периодическая печать пополнилась новым содержанием. Автор опубликовал многочисленные статьи о жизни и быте Туркестана, Сибири, других российских городов. Продолжая традиции написания очерков-путешествий, создал целые циклы произведений, таких как «Провинция Туркестан», «Воспоминания о путешествии». Он обличал все, что мешает свободному развитию индивидуума и национальной общности, видя корень зла в несправедливом устройстве социальных институтов и инертности людей, народов. Описывая другие народы, их жизнь, культуру, А. Биктимиров очень часто переносил свои мысли и взор на жизнь татарского народа.

Освещению же жизни и быта татарского народа А. Биктимиров в своих публикациях придавал особое значение. Эта тема очень часто затрагивается во многих статьях, где он обрушивался с критикой тех или иных явлений в татарском обществе. Главной просветительской идеей автора, которой он придерживался всю жизнь, можно сформулировать так: только образование и техническое развитие могут способствовать тому, что татары займут свое место в общественной жизни в рамках Российского государства. Этой проблеме он даже посвятил цикл очерков «Подобные нам».

Как истинный представитель просветительской литературы, А.Биктимиров в художественном творчестве видел, прежде всего, возможность выработки определенной модели поведения, способа размышления над актуальными проблемами татарской действительности и пропаганды своих воззрений. Его произведениям свойственны морализация, дидактизм и назидательность, построение сюжета как доказательства или опровержения определенного тезиса, введение в систему персонажей героев (и положительных, и отрицательных) — носителей авторских идей. А.Биктимиров четко представлял все проблемы татарского общества. Наряду со старомодными традициями в образовании, он подвергает критике и нравственные качества татар. Наряду с критикой тех или иных явлений, А. Биктимиров показывает и пути разрешения проблем в татарском обществе, часто приводил примеры из жизни других народов - русских, евреев, армян.

Во всех его литературных произведениях красной нитью проходит тема просветительства. В них прослеживаются схожие мотивы, которые нашли свое отражение в произведениях известных татарских писателей-просветителей начала XX века. В своих произведениях автор обличает современное ему положение татарского общества. Он, в частности, рассматривает состояние духовной и материальной жизни татарского народа. Сильно критикует часть духовенства, строящее свое суждение на схоластике, собственной выгоде, их пренебрежение к духовной жизни. Не остается равнодушным к притеснению женщин, поднимает проблему обустройства личной жизни людей, осуждает поведение мулл, которые обманывают доверие своих прихожан в угоду личным интересам.

Еще при жизни автора увидели свет такие его произведения, как роман «Несчастная Галия», повесть «Сирота Сабир, или Дочь богача», драма «Хальфа, или Его обманули, он обманулся», рассказ «Прошедшая любовь», учебник по истории России для начальных и средних классов, путевые записки «Выставка .». Некоторые произведения нашли отражение на страницах периодической печати (исторический роман «Кашгарский эмир Махмуд Ягъкуб», рассказы «Последствия гнева», «Какая только жизнь не бывает на свете?» и др.). Известны также несколько его поэтических произведений («Кыйбла», «Кыйтга» и др.). Художественные произведения А.Биктимирова обогащены элементами сентиментализма, в них можно выделить ярко выраженный психологизм, который проявляется в поступках героев. Автор на первый план выводит отношение своего героя к окружающей действительности и стремится вовлечь читателя в процесс размышления над национальными проблемами.

Таким образом, литературно-публицистическое наследие А.Биктимирова после многолетнего забвения должно непременно вернуться к народу и послужить примером дальнейшему развитию национальной литературы и публицистики. И на наш взгляд, имя автора должно занять достойное место истории татарской литературы своего периода.

Если говорить о перспективах дальнейшего изучения, то еще предстоит опубликовать на кириллице художественные и публицистические произведения А. Биктимирова. По нашему мнению, его роман «Несчастная Галия или Благополучие после страданий», повесть «Сирота Сабир, или Байская дочь», рассказы «Взятие Казани, или Летаргия Габдуллы» достойны войти в вузовский и школьные учебники по татарской литературе как образцы просветительской литературы, найти свое место в истории национальной литературы начала XX века.

Необходимо продолжить поиск в архивах, особенно в РГИА, нужны специальные исследования по литературному наследию автора. Выработанная нами модель дифференцированного изучения может быть применена в отношении публицистико-литературного наследия ряда малоизвестных авторов рубежа Х1Х-ХХ вв.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Бикташев, Рустем Ильгизарович, 2007 год

1. НА РТ, ф.420,оп.1, д.296, л.19-27.

2. НА РТ, ф.4, on. 177, д. 45-65.3. ГАСО, ф. 468, ф.З.

3. ЦГИАСПб, ф. 777, оп. 5/1901, д. 21.

4. НАРТ, ф. 420, оп.1,д.219, л.11-22.1. Источники

5. Биктимиров Э. Бичара Галия, яки Михнэттэн соц рэхэт/ Э. Биктимиров. -Оренбург: М-Ф Г.Кэримов матб., 1906.- 90 б.

6. Биктимиров Э. Ятим Сабир, яхуд Бай кызы. Алла ташламаса, буре ашамас/ Э. Биктимиров.- Казан: «Мэгариф» китапханэсе нэшере, Ермолаев матб., 1907. 44 б.

7. Биктимиров Э. Уткэн мэхэббэт/ Э. Биктимиров. Оренбург.-1905.- 16 б.

8. Биктимиров Э. Хэлфэ, яхуд Аны алдаганнар, ул бичара алданган / в. Биктимиров. Казан: «Нур» матб., 1912.-68 б.

9. Биктимиров Э. Кашгар эмире Мехэммэд Ягъкуб / Э. Биктимиров //Бэянел-хак.- 1909 —№ 553;1910 №.572, №574, №578, №594.

10. Биктимиров Э. Закирэ илэ Фатыйма, яки Туталы-сецелле / Э. Биктимиров.- Оренбург, 1905.- 30 б.

11. Биктимиров Э. Ачу нэтиж;эсе / Э. Биктимиров// Эл-гасрел ж;эдид.- 1906.-№6.- 324-329 б.

12. Биктимиров О. Сэфэр кыйсьме (Идел буе) / Э.Биктимиров //Эл-гасрел жэдид.— 1906.— № 6 — 325 б.

13. М.Биктимиров Э. Яшьлек хатирэсе / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 171.—3 б., № 229.—3 б., № 231.—3 б.

14. Биктимиров Э. Хэят / Э. Биктимиров // Идел.- 1909.- №173.-3 б.

15. Биктимиров О. Деньяда нинди генэ тормыш булмый?/Э.Биктимиров// Эл-гасрел вдид. 1907.- № 3, 108-111 б, №5.- 167-169 б.

16. Биктимиров Э. Казанны алу, яки Габдулланьщ теше // Эл-гасрел >к;эдид.-1907.- №5. 184-190 6.

17. Биктимиров Э. Нэлэр курдем?/ Э.Биктимиров // Шура, 1910.- № 17.- 542 б.

18. Биктимиров Э. Каберлектэ/ Э. Биктимиров// Шура.-1912.-№14.- 442-443 б.

19. Биктимиров Э. Русия тарихы: Ибтидаи мэктэплэрнец дуртенче, решти мэктэплэрнец эувэл сыйныфлары ечен дэреслек/ Э. Биктимиров.- Казан, 1914.- 62 б.

20. Биктимиров Э. Эдэбият кисэге/ Э. Биктимиров/ЯПура.-1911.- №7.- 224 б.

21. Биктимиров Э. Кыйтга / Э. Биктимиров// Шура.-1911.- №7.- 224 б.

22. Биктимиров Э. Нилэр сейли Павлов?/ Э.Биктимиров // Вакыт.— 1906.—№40.—2 6.

23. Биктимиров Э. Эстерханда нугайлар / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1906.—№41.—2 6.

24. Биктимиров Э. Татар гэзитэлэренэ ачык хат/ Э.Биктимиров // Вакыт.— 1906.—№41.—26.

25. Биктимиров Э. Исемсез / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1906.—№ 42.— 2 6.

26. Биктимиров Э. Ярдэм итешергэ кирэк / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1906.— № 82.— 2 б.

27. Биктимиров Э. Казаклар нинди кешелэр? / Э.Биктимиров И Вакыт.— 1906.—№93.—2 6.

28. Биктимиров Э. Ташкент / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№ 197.— 2 6.

29. Биктимиров Э. Теркестан / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№ 201.— 2 6. 31 .Биктимиров Э. Ташкент/ Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№ 204.— 2 б.

30. Биктимиров Э. Сарт гэзитэсенэ/ Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№ 214.—3 6.

31. Биктимиров Э. Теркестан / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№ 213.— 2 6.

32. Биктимиров Э. Кыз сэудэсе/ Э.Биктимиров // Вакыт.—1907.—№ 221.—2 6.

33. Биктимиров Э. Бал бар жирдэ чебен ж;ыела / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№224.—2 6.

34. Биктимиров Э. Теркестан тарихы / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1907.—№ 228.-2 6.

35. Биктимиров Э. Теркестан эхвэле / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1908.— №338.— 2 б.

36. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1908.—№ 345.—2 6.

37. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Вакыт.— 1908.—№ 385.—2 6.

38. Биктимиров Э. Нугай кардэшлэремез / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 160.—3 б.

39. Биктимиров Э. Яшьлек хатирэсе / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 171.—3 6.

40. Биктимиров Э. Яшьлек хатирэсе / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 229.—3 6.

41. Биктимиров Э. Яшьлек хатирэсе / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 231.—3 б.

42. Биктимиров Э. Мэктэп вэ мэдрэсэлэремез / Э.Биктимиров // Идел.— 1909.—№ 151.—36.

43. Биктимиров Э. Хэят / Э.Биктимиров //Идел.— 1909.—№ 173.—1 б.

44. Биктимиров Э. Безнен, эдэбият вэ милли матбугатымыз / Э.Биктимиров // Идел.— 1910.—№245.—3 6.

45. Биктимиров Э. Хижрэт мэсьэлэсе / Э.Биктимиров // Сибирия.— 1912.—№ 5.—1 б.

46. Биктимиров Э. Хилфэт мэсьэлэсе / Э.Биктимиров // Сибирия.— 1912.—№ 7.—1 б.

47. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 453.—3 б.

48. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 465.-2 б.51 .Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 468.—3 б.

49. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 473.—3 б.

50. Биктимиров Э. Бу жа1шлгэ ж;авап / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 473.—4 б.

51. Биктимиров Э. Теркестан фэрьяды / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 474.-2 б.

52. Биктимиров Э. Теркия инкыйлабы/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 475.-4 б.

53. Биктимиров Э. Месафир Михман Габделсамэд Багдади / Э.Биктимиров // Бэянел-хак — 1909—№ 476.-4 б.

54. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 477.—4 б.

55. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 479.-2 б.

56. Биктимиров Э. Илле ел Кырым кампаниясе / Э.Биктимиров // Бэянел-хак,— 1909.—№ 482.-2 б.

57. Биктимиров Э. Хыял булса да, хакыйкать / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№485.—4 б.

58. Биктимиров Э. Тэшэккерлэрэ карты тэшэккерем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак — 1909.—№ 488.—4 б.

59. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 489.—3 б.

60. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 491.—2 6.

61. Биктимиров Э. Пиле ел Кырым кампаниясе / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.—1909.—№ 491.—6 б.

62. Биктимиров Э. Безнен, ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 492.-2 б.

63. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 493.—3 б.

64. Биктимиров Э. Кырым кампаниясе / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 494.-5 б.

65. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 495.—3 б.

66. Биктимиров Э. Урынсыз Иедум / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 497.—3 б.

67. Биктимиров Э. Сэясэт галэмендэ / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 498.—3 б.

68. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 509.-4 б.

69. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№510.-4 6.

70. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 514.—3 6.

71. Биктимиров Э. Татар яшьлэрендэ зур кайгы / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 516.—3 б.

72. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 527.—4 б.

73. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 529,—3 б.

74. Биктимиров Э. Тэгълим вэ тэрбия / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— №531.-4 б.

75. Биктимиров Э. Мегаллимнэр насыл олмалы? / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 533.—26.

76. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№541.—2 6.

77. Биктимиров Э. Сибирия хэллэреннэн/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.—1909.—№541.—4 б.

78. Биктимиров Э. Дала виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.—№ 543.—2 б.

79. Биктимиров Э. Онытылган кеннэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1909.— № 549.-4 б.

80. Биктимиров Э. Тарихи роман. Кашгар эмере Мэхмуд Ягъкуб / Э.Биктимиров II Бэянел-хак.— 1909.—№ 553.—2 б.

81. Биктимиров Э. Томда Анухин жэнаблэре доклады/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак — 1910—№ 571.—2 б.

82. Биктимиров Э. Тарихи роман. Кашгар эмире Мэхмуд Ягъкуб / Э.Биктимиров //Бэянел-хак.— 1910.—№ 572.—2 б.

83. Биктимиров Э. Тарихи роман. Кашгар эмере Мэхмуд Ягъкуб / Э.Биктимиров //Бэянел-хак.— 1910.—№ 574.—2 б.

84. Биктимиров Э. Тарихи роман. Кашгар эмере Мэхмуд Ягъкуб / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 578.—2 б.

85. Биктимиров Э. Тарихи роман. Кашгар эмере Мэхмуд Ягъкуб / Э.Биктимиров //Бэянел-хак.— 1910.—№ 594.—3 б.

86. Биктимиров Э. Сибирия / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 599.— 3 6.

87. Биктимиров Э. К юбилею Потанина / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.—1910.—№600.—3 6.

88. Биктимиров Э. Художник Алтайлы Гуркин / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.—1910.—№ 601.—4 б.

89. Биктимиров Э. Веждансыз ирлэр (булган вакыйга) / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 605.—3 6.

90. Биктимиров Э. Томда су басу/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 607.—3 б.

91. Биктимиров Э. Томда яца жэмгыяте исламия/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 620.—3 б.

92. Биктимиров Э. Экспедиция в Монголию. (Монголиягэ сэяхэт)/ Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 623.—5 б.

93. Биктимиров Э. Томны су басу / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 633.—3 б.

94. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 635.—3 б.

95. Биктимиров Э. Сибирия эхвэленнэн / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№636.—5 6.

96. Биктимиров Э. Тугъры иткэн туганга ярамаган / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910—№ 640.—4 б.

97. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№641.—2 6.

98. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№642.—3 6.

99. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№643.—4 6.

100. Биктимиров Э. Томда тэрэкъкыюн ислам жэмгыяте турында / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 647.—4 б.

101. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.— № 648.—3 б.

102. Биктимиров Э. Меселман сэудэгэрлэре дикъкатенэ / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 650.—3 б.

103. Биктимиров Э. Иркутскийда миссионерлар съезды / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.—1910.—№ 654—3 б.

104. Биктимиров Э. Мунча / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 656.— 4-5 б.

105. Биктимиров Э. Дума хаккында доклад / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 660.—5 б.

106. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№662.—5 6.

107. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.— № 664.-5 б.

108. Биктимиров Э. Сэяхэт хатирэлэрем / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№665.—2 6.

109. Биктимиров 0. Мебарэк кон / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 667.-2 б.

110. Биктимиров Э. Онытмагыз / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 667.—3 б.

111. Биктимиров Э. "Икътисад" журналы / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 668.—4 б.

112. Биктимиров Э. Безнец ишелэр / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.— №671.-3-4 6.

113. Биктимиров Э. Гаеде корбан барча экие иман ечен котлы вэ мебарэк булсын / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 694.—2 б.

114. Биктимиров Э. Экспедиция в Монголию хакында доклад / Э.Биктимиров // Бэянел-хак.— 1910.—№ 695.—2 б.

115. Биктимиров Э. Ятим Сабир, яЬуд Бай кызы / Э.Биктимиров // Эл-гасрел жэдид.—1907.—№ 1.—3 б.

116. Биктимиров Э. Мишэр яки мишэрчэлэр / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№ 14.-436-438 б.

117. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№ 6.-175-176 б.

118. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№ 8.-247-248 б.

119. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№12.-378-379 б.

120. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№13.—411-414 б.б.

121. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№ 23.-731-732 б.

122. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1908.—№ 24.-733-756 б.

123. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1909.—№2.—43-44 б.

124. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1909.—№ 6.-181-182 б.

125. Биктимиров Э. Теркестан виляяте / Э.Биктимиров // Шура.— 1909.—№ 10.-303-304 б.

126. Биктимиров Э. Тэгълим вэ тэрбия хакында. / Э.Биктимиров // Шура.—1910.—№ 19.-607-608 б.

127. Биктимиров Э. Моселманнарда бала тэрбиясе / Э.Биктимиров // Шура.— 1909.—№ 12.-286-288 б

128. Биктимиров Э. Эдэбият кисэге. Кыйтга / Э.Биктимиров // Шура.—1911.—№7.—224 б.

129. Биктимиров Э. Каберлектэ / Э.Биктимиров // Шура.— 1912.—№ 14.— 442-443 6.6.

130. Биктимиров Э. Нэлэр курдем / Э.Биктимиров // Шура.— 1910.—№ 17.— 542 6.

131. Биктимиров Э. Аеры хэрефлэр тугърысында бер-ике суз / Э.Биктимиров //Шура.— 1911.—№ 16.-473-494 б.

132. Биктимиров Э. "Чэчэк ашламак "дигэн уз мэкалэсенэ карата реплика /

133. Биктимиров // Шура.— 1909.—№ 18.—567 б.

134. Биктимиров Э. Чэчэк хэстэлеге / Э.Биктимиров // Шура.— 1909.—№ 13.-400-401 б.

135. Биктимиров Э. Чэчэк хэстэлеге / Э.Биктимиров // Шура.— 1909.—№ 15.-462-463 б.

136. Биктимиров Э. Исемсез / Э.Биктимиров // Фикер.— 1906.—№23.— 3 б.

137. Биктимиров Э. Исемсез / Э.Биктимиров // Фикер.— 1906.—№ 47.— 3 б.

138. Биктимиров Э. Литературно-музыкальный вечер хакында/ Э.Биктимиров // Фикер.— 1906.—№ 45.— 3 б.

139. Биктимиров Э. Сэяси мэхбус куз яше/ Э.Биктимиров // Фикер.— 1907.— №3.-3 6.

140. Литература на татарском языке

141. Абдуллин Я. Миллэт язмышы:Уйланулар / Я. Абдуллин. Казан: Фэн нэшр., 1999. —68 б.

142. Эдэбият белеме сузлеге. / Тез.-ред. А.Г.Эхмэдуллин. Казан: Татар, кит. нэшр., 1990.— 248 б.

143. Эмирхан Ф. Эсэрлэр: Дурт томда. IV том. Эдэбият-сэнгать тэнкыйте, биографик материаллар, хатлар / Ф. Эмирхан. Казан: Тат. кит. нэшр., 1986.255 б.

144. Эмирхан Ф.Эсэрлэр: Дурт томда.Ш том. Публицистика / Ф. Эмирхан.-Казан: Татар, кит. нэшр., 1989,- 231 б.

145. Батталов Г.А. Казан теркилэре. Тарихи язмалар /Г.А. Батталов.- Казан: Татар.кит.нэшр., 1996.-192 с.

146. Бэширов Ф.К. XX йез башы татар прозасы./ Ф.К. Бэширов. Казан: Фикер, 2002.-2876.

147. Биктимирова С. Мэктуп / С.Биктимирова // Вакыт.— 1916.—№ 2124.— 4 6.

148. Вэлиуллин Р.Н. Татар мэктэп-мэдрэсэлэре ечен гуманитар фэннэр буенча дэреслеклэр (XIX йез азагы XX йез башы)/ Р.Н. Вэлиуллин.- Казан: «Фэн» нэшрияты, 2004.-220 6.

149. Гайнетдин М. Хакыйкать юлыннан (Эдэби тэнкыйть) / М.Гайнетдин. -Казан: Татар, кит.нэшр., 2001. 319 б.

150. Гайнетдин М. Гасырлар мирасы / М. Гайнетдин. Казан: Татар, кит. нэшр., 2004.-319 6.

151. Галиуллин Т.Н. Шэхесне гасырлар тудыра: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре, хикэялэр / Т.Н.Галиуллин.— Казан: Татар кит.нэшр., 2003.— 192 6.

152. Галиуллин Т.Н. Шигърият баскычлары: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре / Т.Н.Галиуллин.— Казан: Мэгариф, 2002.— 231 б.

153. Герой, стиль, осталык (татар эдэбиятыныц кайбер мэсьэлэлэре)— Казан: Тат.кит.нэшр., 1972.— 271 б.

154. Гомзров И.Г. Мэгърифэт ж;ырчысы:Гали Чокрыйныц тормыш Ьэм иж;ат сэхифэлэре/ И.Г. Гомэров.- Казан: РИЦ «Школа», 2006.-144 б.

155. Госманов М. Жанрньщ язмышы Ьзм яцаруы/ М. Госманов// Казан утлары. -2001.-№1.- 160-163 б.

156. Госманов М.Г. "Шура" журналыныц библиографик курсэткече / М.Г. Госманов, Р.Ф.Мэрданов. Казан: Милли китап, 2000. - 264 б.

157. Госманов М.Г. Шэркый Теркестан Ьэм Голжа татарлары //М.Г.Госманов.- Мирас.-1992.-№1.- Б.78-88.

158. ЗаЬидуллина Д.Ф. Эдэбият кануннары Ьэм заман (Татар эдэбият нэзариясенец барлыкка килуе Ьзм усеш баскычлары) / Д.Ф.ЗаЬидуллина. -Казан: Татар, кит. нэшр., 2000. 271 б.

159. ЗаЬидуллина Д.Ф. Эдэби эсэргэ анализ ясау: Урта гомуми белем биру мэктэбе укучылары, укытучылар, педагогика колледжлары Ьзм югары уку йортлары студентлары ечен кулланма / Д.Ф. ЗаЬидуллина, М.И.ИбраЬимов, В.Р. Эминева. Казан: Мэгариф, 2005. - 111 б.

160. ЗаЬидуллина Д.Ф. Денья сурэте узгэру: XX йез башы татар эдэбиятында фэлсэфи эсэрлэр: Монография / Д.Ф.ЗаЬидуллина.-Казан: Мэгариф, 2006.- 188 б.

161. ЗаЬидуллина Д. Модернизм Ьэм XX йез башы татар прозасы / Д.ЗаЬидуллина.— Казан: Татар.кит.нэшр., 2003.— 256 б.

162. ЗаЬидуллина Д.Ф. Мэктэптэ татар эдэбиятын укыту методикасы. Яцадан эшлэнгэн Ьэм тулыландырылган икенче басма. / Д.Ф. ЗаЬидуллина. Казан: Мэгариф, 2004. - 367 б.

163. Исемсез // Вакыт.— 1914.—№ 1656.— 3 б.

164. Исемсез. Русия тарихы // Вакыт.— 1914.—№ 1661.— 46.

165. Исхакый Гаяз. Эсэрлэр 15 томда. 8 том/ Гаяз Исхакый. Казан: Татар, кит. нэшр.,2001.-447 б.

166. Магазов М. Идарэгэ мэктуп/ М. Магазов //Кояш.— 1915.—№ 722.— 4 б.

167. Магазов М. Исемсез / М. Магазов // Вакыт.— 1914.—№ 1651.— 4 6.

168. Мэрданов Р.Ф. «Шура» журналы (1908-1917): эдэбият мэсьэлэлэре/ Р.Ф. Мэрданов.- Казан: Рухият, 2001.-152 6.

169. Мицнегулов Х.Й. Бигиев За1шр Ярулла угылы / Х.Й.Мицнегулов // Татарская энциклопедия: Т.1.— Казань: ИТЭ, 2002.— С.378.

170. Мицнегулов X. Й. Гасырлар енен тыцлап / Х.Й. Мицнегулов. Казан: "Мэгариф" нэшр., 2003. - 229 6.

171. Рэмиев И. Г.Вакытлы татар матбугаты / И.Г.Рэмиев.- Казан: Гажур, 1926.-233 б.

172. Рэми И.Г. Эдэби сузлек (элекке чор татар эдэбияты Ьэм мэдэнияте буенча кыскача белешмэлек) / И.Г.Рэми, Р.Н.Даутов. Казан: Татар.кит.нэшр., 2001.-399 6.

173. Татар эдиплэре, мэгърифэтчелэре (XX йез башы): Библиографик сузлек. Казан, 2005.- 276 6.

174. Татар эдэбияты тарихы. Алты томда. XX йез башы татар эдэбияты. -Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. Т.З. - 576 б.

175. Тукай Г. Эсэрлэр: Дурт томда. IV том. Мэкалэлэр, очерклар, фельетоннар, хатлар (1902-1913) / Г.Тукай.- Казан: Тат. кит. нэшр., 1977.- 317 б.

176. Тукай Габдулла. Эсэрлэр: 5 томда / Габдулла Тукай. Казан: Тат. кит. нэшр., 1985.-Т.1.-406 б.; 1985.-Т.2.-400 6.; 1985. - Т.4. - 351 б.

177. Тукай турында истэлеклэр. Казан: Тат. кит. нэшр., 1986. - 256 б.

178. Халит Г. Кешегэ Иэм чынлыкка мэхэббэт белэн./ Г. Халит — Казан, Тат.кит.нэшр., 1975.— 239 6.

179. Хатипов Ф.М. Эдэбият теориясе: Югары уку йортлары, педагогия училищелары, колледж студентлары ечен кулланма /Ф.М.Хатипов.—Казан: Мэгариф, 2000.—324 б.

180. Шэрифуллин 3. /Исемсез / 3. Шэрифуллин // Идел.— 1908.—№ 63.—2 б.

181. Шэрифуллин 3./ Ташкент шэЬэрендэ. /3. Шэрифуллин // Идел.— 1908.—№ 46.-2 б.

182. Литература на русском языке

183. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль. Социальная природа и основные проблемы/ Я.Г. Абдуллин.- Казань, 1976.- 320 с.

184. Абдуллин Я.Г. Джадидизм среди татар: возникновение, развитие и историческое место/Я.Г. Абдуллин Казань: Иман, 1998.- 378 с.

185. Аминева В.Р. Традиции русской психологической прозы в творчестве татарских писателей начала XX в./ В.Р.Аминева// Классические и неклассические модели мира в отечественной и зарубежной литературах. -Волгоград. 2006.- С. 128-133.

186. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте "Восток-Запад" (На примере развития русской культуры). Казань : Татар.кн.изд-во,2002.-240с.

187. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать: 1905-1907/ Р.У. Амирханов.- М: Наука.-1988.- 191 с.

188. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать: 1905-1907/ Р.У. Амирханов.- Казань: Татар. кн.изд-во.-2002. 240 с.

189. Ахмадуллин А.Г.Горизонты татарской драмы: литературная критика/ А.Г.Ахмадуллин. Казань: Таткнигоиздат.-1983.-216 с.

190. Ашмарин Н. Очерк литературной деятельности казанских татар-мухаммедан за 1880-1895г. / Н.Ашмарин // Труды по востоковедению. — Выпуск №4.— 1901.— 58 с.

191. Бахтин М.М. Эпос и роман. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет / М.М.Бахтин.- М.:Худож. лит-ра, 1975 502 с.

192. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М.Бахтин -М.Искусство, 1986 444 с.

193. Баширов Ф.К. Этапы развития татарской прозы XX века: Автореф. дис. докт. филол. наук.-Казань, 2002.- 32 с.

194. Бройтман С.Н. Теория литературы. В 2 т. — Т.2. Историческая поэтика / С.Н. Бройтман. М.: Академия, 2004 - 368 с.

195. Валеев Ф.Т. Западно-сибирские татары во II половине XIX- начале XX века: Историко-географические очерки.- Казань, 1980.- 230 с.

196. Валиуллин Р. Учебники для татарских медресе и мектебе и их роль в развитии национального образования / Р. Валиуллин // Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань: Мастер Лайн, 2002. - 452 с.

197. Введение в литературоведение. Литературное произведение; Основные понятия и термины: Учеб пособие / Л.В.Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман и др. — М.: Высш.школа, 1999.— 556 с.

198. Введение в литературоведение: Учебное пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, А. Я. Эсалнек и др.; Под ред. Л. В. Чернец. М: Высш. школа, 2004. - 680 с.

199. Веселовский А.Н. Историческая поэтика /А.Н.Веселовский. Л.: Наука, 1940.-377 с.

200. Гайнанов Р. Татарская периодическая печать начала XX века/ Р. Гайнанов. Казань, 2000.-316 с.

201. Гайнутдинов М.Х. Татарская литература XIX века. Идейно-художественный генезис и исторические судьбы/ М.Х.Гайнутдинов.- Казань: Экоцентр, 2000.-102 с.

202. Гайнуллин М.Х. Каюм Насыйров и просветительское движение среди татар/М.Х. Гайнуллин.- Казань: Таткнигоиздат.-1955.-232 с.

203. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века. Изд.2-е, доп. Казань, Тат.кн.изд-во, 1983.-352 с.

204. Гилазев З.З.Татарская литература начала XX века в книжных изданиях./ З.З.Гилязев Казань, 2005.-160 с.

205. Гимазова Р.А. Просветительская деятельность Нигматуллиных-Буби/ Р.А.Гимазова.-Казань: Печатный Двор, 2004.-220 с.

206. Гиршман М.М. Литературное произведение: теория и практика анализа /

207. М.М.Гиршман.-М.:Высш. шк., 1991 159 с.

208. Гиршман М.М. Стиль литературного произведения /М.М.Гиршман-Донецк, 1984.- 256 с.

209. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие / А.Б.Есин. М.:Флинта, Наука, 2000 - 248 с.

210. Жирмунский В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и Запад / В.М.Жирмунский. JL: Политическая лит-ра, 1979- 478 с.

211. Дмитриева JI.B. Каталог тюркских рукописей Института Востоковедения Российской Академии Наук/ JI.B. Дмитриева.- М.: «Восточная литература» РАН, 2002.-403 с.

212. Ибрагимов Г. Татары в революции 1905 г./ Г. Ибрагимов. Казань, 1926.-с.233.

213. Ибрагим Т.К. Татарская религиозно-философская мысль в общемусульманском контексте/Т.К. Ибрагим, Ф.М. Султанов, А.Н.Юзеев.-Казань: Татар.кн.изд-во, 2002.-239 с.

214. История татарской литературы нового времени( XIX- начало XX в.). -Казань: Фикер, 2003.- 472 с.

215. Каримуллин А. Татарская книга начала XX века/ А.Каримуллин.-Казань: Тат.кн.изд-во.-1974.-320 с.

216. Литературная энциклопедия терминов и понятий. Гл. ред.и сост. А. Н. Николюкин. — М.: НПК «Интелвак», 2001. — 1595 с.

217. Махмутова А.Х. Становление светского образования у татар (Борьба вокруг школьного вопроса 1861-1917)-Казань: изд-во Казан.унив-та, 1982.96 с.

218. Нафигов Р.И. Тукай и его окружение/ Р.И.Нафигов.- Казань: Тат.книж.изд-во, 1986.-207 с.

219. Нигматуллин А.Г.Татарская литература начала XX века в ее отношении к западноевропейской литературе и эстетической мысли: Дис. канд. филол. наук. Казань, 1972.-32 с.

220. Нигматуллина Ю.Г. Типы культур и цивилизаций в историческомразвитии татарской и русской литератур / Ю.Г.Нигматуллина. — Казань: Фэн, 1997.— 192 с.

221. Никишина С.Р. Проблема феминизма в татарской литературе начала XX века (Эволюция творческого метода и героя) / С.Р. Никишина. Елабуга: ЕГПУ, 2004. - 127 с.

222. Основы литературоведения: Учеб. пособие. / Под общ. ред. В. П. Мещерякова. М., 2000. - 96 с.

223. Поспелов Г.Н. Теория литературы / Г.Н.Поспелов.— М.:Высш.шк., 1978.—351 с.

224. Поспелов Г.Н. Литературный процесс / Г.Н.Поспелов // Литературный процесс.- М.: Изд-во МГУ, 1981.- С.261-278.

225. Салихова А.Р. Татарский театр в литературно-критическом наследии Габдрахмана Карама/А.Р.Салихова.- Казань: Изд-во «Фэн»,2003.-108 с.

226. Татарский энциклопедический словарь. Казань: Институт Татарской энциклопедии АНРТ, 1998.-703 с.

227. Теория литературы. Том 1. Литература М.: ИМЛИ им. А.М.Горького РАН, 2005.-336 с.

228. Теория литературы. Том 4. Литературный процесс / Под ред. Ю.Б.Борева. М.:ИМЛИ РАН, «Наследие», 2001.- 578 с.

229. Теория литературы. Том.З. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении) /Под ред. Ю.Б.Борева. М.: ИМЛИ РАН, 2003467 с.

230. Теория литературы. В 2-х тт. Т.1. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика / Под ред. Н.Д.Тамарченко М.: Академия, 2004.-512 с.

231. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX- начало XX веков/ Л.И. Тухватуллина.- Казань: Татар.кн.изд-во, 2003.-207 с.

232. Шакуров Ф.Н.Развитие исторических знаний у татар до февраля 1917 года. Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2002.- 128 с.

233. Федоров А.А. Введение в теорию и историю культуры: Словарь. /А.А.Федоров.- Уфа: Гилем, 2003.-320 с.

234. Хабутдинов А.Ю. Общественное движение молодежи у татар-мусульман в начале XX века/НИИ им. Фаизханова; Отв.за вып. Д.В.Мухетдинов.- Н.Новгород: НИМ «Махинур», 2005.- 64 с.

235. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализев М.: Высш.школа, 1999.-398 с.

236. Халит Г.М. Портреты и проблемы: Избранные статьи разных лет/ Г.М.Халит.-Казань, 1985.- 93 с.

237. Хафизов С.Х. Татарская проза второй половины XIX века: Автореф.дис. . канд.филол.наук./ С.Х. Хафизов — Казань, 1975.— 32 с.

238. Чернец JI.B. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики / Л.В.Чернец М.: Изд-во МГУ, 1982.- 192 с.

239. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ художественного произведения. / А. Я. Эсалнек. М.: «Флинта», «Наука, 2001. - 111 с.

240. Яхин Ф.З. Татарская литература периодической печати Уральска (19051907 гг.) / Ф.З. Яхин. Казань: Тат. кн. изд-во, 1992.-126 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.