Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX - XXI веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат искусствоведения Булатова, Ирина Леонидовна

  • Булатова, Ирина Леонидовна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 173
Булатова, Ирина Леонидовна. Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX - XXI веков: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.09 - Теория и история искусства. Санкт-Петербург. 2008. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Булатова, Ирина Леонидовна

1 ГЛАВА. МАЛАЯ СЦЕНА КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВА. МАЛОЙ СЦЕНЫ

1.2 ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА АКТЕРА, РЕЖИССЕРА И ХУДОЖНИКА В ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОЙ СЦЕНЫ

1.3 СЦЕНИЧЕСКОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА МАЛОЙ СЦЕНЕ

1.4 ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗРИТЕЛЯ В ПРОСТРАНСТВЕ МАЛОЙ СЦЕНЫ

2 ГЛАВА. МАЛАЯ СЦЕНА В РОССИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

2.1 МАЛОЕ ПРОСТРАНСТВО В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2.2 МАЛАЯ СЦЕНА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

2.3 МАЛАЯ СЦЕНА В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

3 ГЛАВА. МАЛАЯ СЦЕНА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

3.1 ЗАКРЫТЫЙ ТИП СЦЕНЫ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ СЦЕНА ПОД РУКОВОДСТВО А. ПРАУДИНА

3.2 ОТКРЫТЫЙ ТИП СЦЕНЫ: ТЕАТР «ОСОБНЯК»

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Малая сцена как художественное явление театральной культуры на рубеже XX - XXI веков»

Актуальность проблемы.Театральное искусство и его специфику в значительной степени определяет сценическое пространство, в частности, размеры сценической площадки и зрительного зала. В отечественном театроведении, в основном, изучались постановки большой сцены, а малой сцене не уделялось должного внимания. Тем не менее, малая сцена является неотъемлемой частью современного театрального процесса, активно участвуя в развитии театрального искусства. Большую и малую сцены объединяют общие законы драматического театра: художественная целостность спектакля, условность происходящего, принципы работы над ролью, создание образа роли и образа спектакля. Оба вида сцены сосуществуют, влияя друг на друга, но при этом, не заменяя один другого.Своеобразие малой сцены в том, что она лаконична, аскетична и более близка сложным театральным жанрам, которые апеллируют к зрителю интеллектуальному, стремящемуся прикоснуться к глубинным проблемам, которые решает высокое искусство, к проблемам бытия. Малая сцена дает возможность сконцентрировать на небольшом пространстве игры усилия актера, режиссера, художника, выразить мысль автора, используя минимум театральных выразительных средств.У театральных деятелей и у зрителей отношение к малой сцене всегда было различным. Кто-то считал ее веянием моды, не имеющим глубоких корней, кто-то в постановках малой сцены видели дополнительную возможность работать из-за недостаточной востребованности на большой сцене. Но были и те, для кого пространство малой сцены стало основным и единственным делом, смыслом всей творческой жизни.Каким бы ни было отношение к малой сцене театральных деятелей, все сходились в одном, что она предоставляет большие возможности для творческого эксперимента в театральном искусстве.Значение малой сцены подчеркивал классик отечественной режиссуры XX века Г.А. Товстоногов: «Малые сцены ... ни в коей мере не противостоят театрам. Они катализаторы театрального процесса, они в состоянии его подтолкнуть, обогатить»'. Опыт работы на малой сцене необходимо рассматривать не как опыт театральной работы вообще, а как часть театрального процесса. Малая сцена была вызвана к жизни самим ходом развития театра, ее уникальность состоит в особом значении, которое еще предстоит изучить.Сегодня малая сцена активно развивается, все более набирая темп, что подтверждается практикой современного театра.В данной работе будет исследоваться развитие малой сцены конца XX - начала XXI века на примере Санкт-Петербургских театров. Также будут изучены художественно-эстетические особенности бытования малой сцены, история возникновения и развития малой сцены в России, влияние на театральный процесс, позволяющее выделить ее в особое художественное явление современной театральной культуры.Степень разработанности проблемы.На сегодняшний день в искусствоведении не существует специального целостного научного исследования, посвященного проблемам малой сцены.Следовательно, при комплексном подходе в изучении такого явления, как малая сцена автор диссертации опирался на ряд источников, касающихся философии и эстетики художественного пространства таких исследователей, как М.М. Бахтин, В.А. Фаворский, П.А. Флоренский, Ю.М. Лотман.Важный материал для исследования дала работа по изучению художественного пространства М.М. Бахтина «Вопросы литературы и эстетики»2, в которой изучается понятие художественного хронотопа. Эта взаимосвязь художественного времени и пространства, позволяющая исследовать, в том числе, и особенности малого пространства.Издание В.А. Фаворского «Литературно-теоретическое наследие»3, представляющее собой сборник статей, материалов, рецензий и интервью, наиболее ценный материал предоставляет в исследовании «О пространстве в живописи». В данной работе формулируется типология пространства, используемая в диссертационном исследовании.Исследование П.А. Флоренского «Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях»4 является фундаментальным трудом по изучению художественного пространства и времени в искусстве. Особенности пространства исследованы максимально полно и дают богатый материал для изучения сценического пространства.Фундаментальный труд Ю.М. Лотмана «Об искусстве»5, посвященный общим проблемам искусства и, в частности, театра раскрывает основные законы возникновения и существования художественного произведения, в том числе спектакля. Законы взаимоотношения актеров на сцене, воздействие актера на зрителя, сущность художественного текста, произносимого со сцены, раскрыты во всей художественно-эстетической полноте и носят универсальный философский характер, без которого трудно себе представить разработку такого понятия как «художественное явление» в современной театральной культуре.Для рассмотрения истории театра, автор воспользовался трудами таких исследователей, как: А.А. Гвоздев, В.Н. Всеволодский-Гернгросс, П.А. Марков, К.Л. Рудницкий, С.Данилов, Б.Н. Асеев, В.В. Базанов. Данные работы предоставили возможность изучить исторический процесс развития театрального искусства с точки зрения его возможного влияния на возникновение малой сцены.Труды А.А. Гвоздева, представленные в сборнике «Театральная критика»6, носят фундаментальный характер. Статьи, содержащиеся в данном сборнике, дают возможность охарактеризовать своеобразие культурной жизни и самые важные ее события, связанные, в первую очередь, с именами Вс.Э. Мейерхольда и А.Я. Таирова, а также с именами других режиссеров данной эпохи.Труды по истории русского театра С. Данилова «Очерки по истории русского драматического театра»7, Б.Н. Асеева «Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века»8, В.Н. Всеволодского-Гернгросса «Русский театр от истоков до середины XVIII века»9, П.А. Маркова «О теат-ре» в 4-х т.т.10 и «История русского драматического театра»11 предоставляют большой фактический материал для изучения развития театрального процесса и изучения истоков такого явления, как малая сцена.В работе К.Л. Рудницкого «Режиссер Мейерхольд»12 исследуется творческий путь великого режиссера, анализируется процесс создания лучших его постановок, в том числе и на малой сцене, оказавших большое влияние на развитие российского и мирового театра. Книга особо ценна тем, что в ней уделяется большое внимание изучению творческих принципов Мейерхольда, как в режиссуре, так и в работе с актером, носящих фундаментальный характер и ставших основой одной из систем современного российского театра.В исследовании В.В. Базанова «Сцена XX века»13 рассматривается, главным образом, пространственная организация сцены, в том числе и малой.Архитектура и техника театральной сцены, как в нашей стране, так и за рубежом. Обширный фактический материал, а также исследования эволюции различных типов сцены помогают раскрыть особенности малого сценического пространства и его отличия от большой сцены. Монография Базанова также затрагивает развитие новых, экспериментальных площадок в тесной связи с породившими их художественными течениями и художественно-эстетические программы великих режиссеров мира, таких как: К.С. Станиславский, Вс.Э. Мейерхольд, Н.П.Охлопков, Г. Крэг, А. Антуан, Ж. Копо, Е. Гро-товский и других, работавших, в том числе, и на малой сцене.Теорию и практику постановки спектаклей в пространстве малой сцены помогли исследовать работы знаменитых театральных деятелей XIX-XX веков: К.С.Станиславского, Вл.И. Немировича-Данченко, Вс.Э. Мейерхольда, К.Л. Рудницкого, Ф.Н. Каверина, А.Д. Попова.Книги и публикации великих практиков сцены, а именно: Собрание сочинений К.С. Станиславского в 9-ти томах14, ставшее основой отечественного театроведения, подробно рассматривает работу и в студиях, что, безусловно, важно для данного диссертационного исследования. Также в данном собрании рассматривается такое направление деятельности, как театральный экс-перимент в малом пространстве, определенным образом характеризующий постановки на малой сцене.В двухтомнике Вл.И. Немирович-Данченко «Театральное наследие»1'' собраны статьи, речи, беседы, письма, относящиеся к различным периодам творчества великого режиссера и театрального деятеля. Многие из этих статей представляют большой интерес для автора диссертации, ибо в них исследуется работа над спектаклем, идет речь об искусстве актера и режиссера.Сборник статей Вс. Э. Мейерхольда «О театре»16 заключает в себе развитие его взглядов на сущность театра и тесно связанных с режиссерскими постановками 1905 - 1912 годов. Особый интерес для исследования представляет 1-я часть, в которой рассматривается работа Студии на Поварской, основанной К.С. Станиславским и Вс.Э.Мейерхольдом в Москве в 1905 году.Среди режиссеров, обращавшихся к практике работы на малой сцене заслуживают внимания работы Ф.Н. Каверина и А.Д. Попова «Спектакль на малой сцене»,17 дающие практически ценный материал об искусстве актера, режиссера и художника в пространстве малой сцены на примере «Театра на Сретенке». В работе исследованы такие вопросы, как преодоление малых размеров сцены для создания художественного образа спектакля; организация светового оборудования в пространстве малой сцены, поиск сценографического решения, опыт построения мизансцен, особенности актерской игры, а также грима, реквизита, костюмов в спектакле на малой сцене.В следующих трудах Ф.Н. Каверина «Техника работы на малой сцене»18 и «Оформление спектакля на малой сцене»19 более полно раскрыты такие вопросы, как основные принципы работы малой сцены, общее оформление сцены, роль света на малой сцене, работа с актером и построение мизансцен. Теоретические выводы здесь подкреплены примерами из спектаклей и дают достаточно полную картину специфики работы в пространстве малой сцены. Но практика данной работы относится к опыту 1930-х годов и адресуется, главным образом, самодеятельным театрам, работающим в пространстве малой сцены.Помимо крупных работ при разработке темы было исследовано большое количество газетных и журнальных статей, посвященных постановкам спектаклей в пространстве малой сцене, появившихся в конце 1970-х -начале 1980-х годов. Среди них работы критиков и театроведов: З.В. Владимировой20, А.П.Свободина21, А.М.Смелянского22, Ю.С.Смелкова23, Т.К.Шах-Азизовой24, осмысляющих теоретические и практические особенности развития малой сцены. В статьях также затрагиваются вопросы истории развития малой сцены, представлен критический анализ отдельных спектаклей.Высказывания относительно определения малой сцены как художественного явления и ее роли в развитии театра, представленные драматургами М.М. Рощиным25, Н.С. Павловой26, режиссерами Г.А.Товстоноговым27, О.Н. Ефремовым28, Р.Г. Виктюком29, Ф.Р.Веригиной30, актерами Р.Я. Пляттом31, А.С. Лазаревым32, Н.И. Дробышевой33 и другими помогли осветить особенности и проблемы малой сцены периода расцвета (1970-1980-е годы) изнутри, с точки зрения практического опыта.Особо необходимо отметить статьи авторов: М.Ю. Дмитревской34, О.Е. Скорочкиной35, Ж.О. Зарецкой36, Н.В. Песочинского37, Н.А. Шалимовой38, Е.Ю. Герусовой39 и других, которые помогли исследовать развитие современной малой сцены и в том числе театров, спектакли которых наиболее полно были раскрыты в 3-й главе.Ценный материал дали диссертации Б.М. Поюровского «Проблемы театра малых форм»40; Ю.М. Орлова «Московский художественный театр: новаторство и традиции в организации творческого процесса»41; Э.С. Капи-тайкина «О студийных принципах формирования творческого коллектива»42; М.М.Гавриловой «Пространственная организация учебных театров»43, позволившие автору диссертации теоретически разграничить малую сцену с другими видами театра.В 2006 году была защищена диссертация по культурологии К.И. Возгривцевой, изучающая проблему малой сцены через театральное пространство: «Малая сцена в театральном пространстве России XX — начала XXI веков: культурологический аспект». Автор в данной работе выделил следующие особенности малой сцены, а именно: «элитарность, превалирование диалога над коммуникацией, человеческого компонента над техническим, активного личностного начала над пассивной анонимностью»'4. Вероятно, это справедливо, но думается, что изучение особенностей малой сцены, происходящее в культурологическом аспекте, важно, но не исчерпывающе. Так как исследование художественно-эстетических особенностей малой сцены необходимо решать в первую очередь в области искусствоведения, не исключая при этом достижений культурологического исследования, помогающего посмотреть на предмет с социально-культурной стороны.Несмотря на полноту вышеперечисленных изданий, специального научного исследования, посвященного проблеме малой сцены в современном театроведении, до сих пор не существует. Поэтому автор данной работы, обобщив уже накопленный опыт в изучении проблем малой сцены, систематизировал все аспекты исследования в трех главах, касающихся: теоретических основ бытования малой сцены, ее истории, и сегодняшнего дня на примере спектаклей двух Санкт-Петербургских театров: «Экспериментальной сцены под руководством Анатолия Праудина» и театра «Особняк». На основе полученных данных будет сделан общий вывод о существовании малой сцены как художественного явления современной театральной культуры.Объектом исследования является малая сцена в современной театральной культуре.Предметом исследования являются художественно-эстетические и исторические аспекты развития малой сцены.Цель диссертационной работы — определить значение малой сцены в современной театральной культуре на примере Санкт-Петербургских театров «Экспериментальной сцены под руководством Анатолия Праудина» и театра «Особняк».Основные задачи работы: - раскрыть художественно-эстетические принципы и особенности пространства малой сцены; - выявить специфику творчества актера, режиссера, художника в пространстве малой сцены; - определить особенности воплощения драматургических произведений на малой сцене; - выявить особенности зрительского восприятия спектаклей малой сцены; - определить основные этапы истории развития малой сцены в России; - проанализировать принципы работы малой сцены на примере Санкт-Петербургских театров: «Экспериментальная сцена под руководством Анатолия Праудина» и театра «Особняк»; - обосновать существование малой сцены как художественного явления в современной театральной культуре.Теоретико-методологическим основанием для данного исследования являются работы по философии и эстетике: П.А. Флоренского, М.М. Бахтина, В.А. Фаворского, Ю.М. Лотмана, С Т . Махлиной, Т.Е. Шехтер и других. По истории и теории театра: А.А. Гвоздева, П.А. Маркова, К.Л. Рудницкого, A.M. Смелянского, А.П. Свободина, Л.И. Гительмана, Д.Н. Катышевой и других. По теории и практике театрального искусства: К.С. Станиславского, В.Э. Мейерхольда, Н.П. Охлопкова, Г.А. Товстоновгова, О.Н. Ефремова и других.В работе над диссертацией автор использовал комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-худо-жествеиное осмысление малой сцены как явления театральной культуры, в том числе: 1. Культурно-исторический метод. Цель - изучение становления и развития в театральной культуре такого художественного явления, как малая сцена; 2. Типологический метод. Цель - создание типологии пространства малой сцены для систематизации и изучения ее особенностей; 3. Метод описания и анализа драматических спектаклей. Цель - выявление особенностей постановки спектаклей малой сцены; 4. Метод сравнительного анализа. Цель - сопоставление особенностей спектаклей разных типов малой сцены.5. Метод интервью. Цель — получение фактической информации о художественной деятельности малой сцены.Источники исследования: 1. Научные труды по теме диссертации (монографии, авторефераты диссертаций, доклады на научных конференциях, научно-исследовательские статьи по теории и истории драматического театра, соответствующие теме диссертационного исследования); 2. Рецензии, статьи о драматических спектаклях на малой сцене; 3. Анализ спектаклей современной малой сцены на основе театральных впечатлений автора; 4. Интервью автора диссертации с режиссерами А.А. Праудиным, Л.Я. Сту-каловым, Л.Б. Эренбургом, директором театра «Особняк» А.А. Алексеевым, заведующей литературной частью театра «Особняк» Т.Г. Яковлевой, заведующей литературной частью «Экспериментальной сцены под руководством Анатолия Праудина» Н.В. Дьяченко.Научная новизна диссертационного исследования заключается: 1. В теоретическом обосновании значения малой сцены в современной театральной культуре на примере Санкт-Петербургских театров; 2. В выявлении типологии пространства малой сцены; 3. В определении художественно-эстетических особенностей спектаклей малой сцены и специфике их восприятия зрителем; 4. В теоретическом обосновании существования малой сцены как независимого вида театрального драматического искусства, имеющего свои особенности и законы.Практическая значимость. Данное исследование может служить: 1. Учебным пособием для театральных академий, факультетов искусств, для обучения театроведов, искусствоведов, режиссеров, актеров и других специалистов в сфере театрального искусства; 2. Научно-методическими рекомендациями или пособием для режиссеров, актеров, художников, работающих в пространстве малой сцены; 3. Материалом для дальнейшего исследования малой сцены; 4. Лекционным курсом по истории и теории театра.На защиту выносятся следующие положения: 1. Обоснование художественно-эстетических особенностей малой сцены, позволяющее выделить ее в особый вид театрального искусства, а именно - малое расстояние между сценой и зрителем, требующее особого подхода при выборе драматургического произведения, разработке сценографического решения, поиска стиля игры и построения рисунка роли актеров; 2. Типология пространства малой сцены: открытый тип (интегрированное пространство), закрытый тип (дифференцированное пространство); 3. Характеристика особенностей зрительского восприятия спектаклей, существующих в пространстве малой сцены. В открытом пространстве зрительское восприятие может быть как опосредованным, так и непосредственным. В закрытом пространстве только опосредованным, но в том и другом случае на малой сцене создаются больший «эффект присутствия» для зрителя, чем на большой сцене; 4. Обоснование значения малой сцены как художественного явления в современной театральной культуре, состоящее в том, что она открывает новые возможности развития театра.Апробация работы По данной теме были опубликовано 7 работ, кроме того, результаты диссертационной работы обсуждались на научно-практических конференциях: на третьем круглом столе «Музей и проблемы «культурного туризма» Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2004 год; на 2-й ежегодной международной научно-практической конференции 24-25 февраля 2005 года «Реклама и PR в России. Современное состояние и перспективы развития»; на Международной научно-практической конференции: «На пересечении наук: новая проблематика и методика современного исторического исследования» 4 апреля 2006 года; на всероссийской научно-практической конференции «Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок» 25 января 2008 года.Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Булатова, Ирина Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования, можно сделать следующие выводы:

1. Малая сцена обладает своими художественно-эстетические принципами и особенностями, которые заключаются в специфике творчества актера, режиссера, художника в пространстве малой сцены, особенностях воплощения драматургических произведений на малой сцене, особенностях зрительского восприятия спектаклей малой сцены.

- Специфика актерской игры заключается в особой камерной манере игры, где важное значение приобретают нюансы взгляда, жеста, прикосновения.

- Специфика режиссуры состоит в том, что режиссеру приходится малыми выразительными средствами, в малом пространстве воплотить суть драматического произведения.

- Специфика сценографии заключается в том, что художнику приходится обозначать в малом пространстве место действия через изображение его детали. Также особую роль начинает играть фактура предмета, часто теряющаяся на больших сценах. В исследовании приведена классификация малых сцен с точки зрения архитектуры пространства.

- Особенности воплощения драматического произведения в пространстве малой сцены состоит в том, что внутренние противоречия личности героев драмы, сложные движения души передаются через «крупный план», который предполагает углубленное исследование жизни человеческого духа. Эффект этот достигается за счет особо тонкой проработки ткани драматического произведения.

- Особенности зрительского восприятия спектаклей малой сцены заключаются в том, что для зрителей здесь создается больший «эффект присутствия» в спектакле, чем на большой сцене. Также в пространстве малой сцены есть возможность обратиться не к зрительской массе, а к каждому зрителю в отдельности. В исследовании приведены примеры типологии пространства по способу общения со зрителем: дифференцированного (закрытый тип сцены) и интегрированного (отрытый тип сцены).

2. Изучение исторического аспекта бытования малой сцены позволило сделать вывод о вполне закономерном появлении ее в театральном искусстве, предопределенном всем ходом развития театра.

- Изучение особенностей существования театра в малом пространстве в дореволюционный период позволяет сделать вывод, что такие явления русского театра, как «школьный театр» ХУП-ХУШ веков, крепостные театры XVIII века, «домашние» спектакли во второй половине XIX века, студийное движение в начале XX века в разной степени повлияли на формирование малой сцены в ее современном понимании.

- Изучение развитие театральных студий в советский период позволили сделать вывод о наиболее активном их влиянии на формирование художественно-эстетических принципов малой сцены. Это влияние определило во многом форму организации работы малой сцены как экспериментальную. Изучение наиболее активного периода развития малой сцены в России в 1980-е годы дало возможность представить автору диссертации все многообразие принципов режиссерской работы, актерской игры и сценографии малой сцены в этот период.

- Исследование истории развития малой сцены в постсоветский период позволило сделать вывод о том, что в течение этого времени малая сцена становилась не просто явлением театральной жизни, но совестью эпохи, двигателем театрального процесса. Движение малых сцен остается перспективным потому, что центр их исследований — личность — неисчерпаем и способен давать все больше материала для работы.

3. Рассмотрение постановок Санкт-Петербургских театров: Экспериментальной сцены под руководством Анатолия Праудина и театра «Особняк» на малой сцене открытого и закрытого типов, позволили автору диссертации сделать вывод, что оба типа пространства обладают своими особенностями, и все они, в сочетании, присущи такому явлению, как малая сцена.

- Особенности постановки спектаклей в закрытом пространстве малой сцены состоят в возможности творить иллюзию отдельного мира внутри сцены-коробки, не нарушая границ между игровым и зрительским пространствами. Это позволяет актерам и режиссеру создать наиболее тонкий психологический рисунок роли и спектакля, а приближенность зрителя позволяет увидеть в постановке те нюансы игры, которые бы остались незамеченными на большой сцене. Можно предположить, что наиболее органично в закрытом пространстве будет существовать театр, развивающий принципы русского психологического театра и, в качестве эксперимента, пытающийся применить их к современным условиям.

- Особенности открытого пространства малой сцены заключаются в том, что оно дает наибольшие возможности поисков новых средств театральной выразительности. Также, открытая сцена позволяет трансформировать пространство, вести напрямую диалог со зрителем, осуществлять поиск в общении между актерами. Можно предположить, что в таком пространстве наиболее органично будет существовать радикально экспериментальный театр, стремящийся раздвинуть рамки привычных средств театральной выразительности.

Подытоживая все вышесказанное, автор диссертации приходит к выводу, что значение малой сцены состоит в том, что она является тем «увеличительным стеклом», которое отражает жизненные процессы во всем их многообразии и потребность в них это, прежде всего, потребность не в массовом сознании, а в отдельной личности и в возможности ее самореализации. Искусство, создаваемое на малой сцене, противостоит массовой культуре и принадлежит скорее искусству элитарному. Таким образом, можно сделать вывод, что причины активного появление малой сцены — это поиск новых форм в искусстве.

В условиях сложной для искусства экономической ситуации малая сцена сформировалась как художественное явление современной театральной культуры, которое заключается в повышенных требованиях к актерской игре, качеству драматургии, внимательным отношением к деталям, близости зрителя, что облегчает установление контакта с ним и, наконец, возможности поиска во всех областях сценического искусства, без которого невозможно развитие театра.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Булатова, Ирина Леонидовна, 2008 год

1. Авров Д.Н. Спектакль и зритель: как смотреть и оценивать спектакль. -М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

2. Агишева Н. В. В пространстве малой сцены (проблемы малой сцены. Примеры из моек, постановок) // Правда. 1982. - 18 янв. - С.З

3. Алексеев А. Кто есть кто в театре «Особняк» (беседу вела В. Строгале-ва) // Театральный Петербург. 2002. - №2. - С.26-27.

4. Андреева Т.И. Клубный самодеятельный театр 1920-х годов. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1977. - 25с.

5. Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М.: Искусство, 1977. - 576 с.

6. Афанасьев Д.В. Пространственное оформление спектакля. Л.: ЛГИТМиК, 1990. - 105 с.

7. Базанов В.В. Сцена XX века. Л.: Искусство, 1990. - 240 с.

8. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. Л.: ЛГИТМиК. 1988.-200 с.

9. Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1994. - 616 с.

10. Басин Е.Я. Семантическая философия искусства. М.: Лепель, 1973. -216 с.

11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Вопросы литературы и эстетики М.: Художественная литература, 1975. - С.234-408

12. Бачелис Т.И. Шекспир и Крэг. М.: Наука. 1983. - 350 с.

13. Белинский В.Г. О драме и о театре в 2-х т.т. Л.: ЛГИТМиК, 1983. - т.1. - 446 е.; т.2. - 488 с.

14. Березкин В.И. Искусство сценографии мирового театра. Кн. 1. От истоков до середины XX века. М.: Гос. Ун-т искусствознания, 1997. - 544с.

15. Березкин В.И. Искусство оформления спектакля. М.: Знание, 1986. -128 с.

16. Бойкова И.И. Художественная атмосфера и действие спектакля. Авто-реф. дисс. канд. искусствоведения. СПб.: СПбГАТИ, 1998. - 16 с.

17. Борисова Т. «Особняк» // Санкт-Петербургская панорама. 1992. - №12.- С.13-14.

18. Бродская Г.Ю. Алексеев-Станиславский, Чехов и другие. В 2-х т.т.1., Середина XIX века - 1898 г. - М.: Аграф, 2000. - 286 с.

19. Брук П. Блуждающая точка: статьи, выступления, интервью. СПб.: 1996. 288 с.

20. Брук П. Пустое пространство. М.: Прогресс, 1976 . - 236 с.

21. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. - 236 с.

22. Варначева Л.В. Театральные работы Бориса Мессерера. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. СПб.: Институт искусствознания, 2001. -20 с.

23. Васенина Е. Уходящая роскошь высокого // Независимая газета. 2003.- 7 апр. С.4.

24. Введенский А.И. Московские ведомости. 1902. - 28 окт. - С.З.

25. Велехова Н. Охлопков и театр улиц. М.: Искусство, 1970. -178 с.

26. Вельвич В. Эпоха бунта личности // Современная драматургия. 1990. -№5 (сент-окт.). - С. 154-161.

27. Веригина Ф. Необходима лаборатория! (Проблемы малых сцен) // Театральная жизнь. 1984. -№2. - янв. С.20-21.

28. Виктюк Р. Ради главного (о малой сцене) // Современная драматургия. -1985. -№3. -С.229- 231.

29. Вишневская И. Малой сцене — большие идеи // Литературная Россия. -1981. 8 мая. - С. 19.

30. Владимирова 3. «Малая сцена» с большой буквы (МХАТ) // Московская правда. 1984. -16 нояб. - С.4.

31. Владимирова 3. Спросите как с большой. О малых сценах размышляет критик // Комсомольская правда. 1983. - 8 мая. - С.З.

32. В Министерстве культуры СССР // Театр. 1985. - №7. - С.56-57.

33. В Министерстве культуры СССР // Театр. 1986. -№7. - С. 102-103.

34. Возгривцева К.И. Малая сцена в театральном пространстве России XX-начала XXI веков: культурологический аспект. Автореф. дисс. канд. культурологии. Екатеринбург.: 2006. - 19 с.

35. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. М.: Искусство, 1989. - 251с.

36. Всеволодский-Гернгросс В.Н. Русский театр от истоков до середины XVIII века // История русского драматического театра. В 7 томах. М.: Искусство, 1957.- Т.1. - 262 с.

37. Высказывания о малых сценах (М. Рощин, О. Ефремов, Р. Плятт, А. Лазарев) // Культура и жизнь. 1983. - №8. - С.20-22.

38. Гаврилова М.М. Пространственная организация учебных театров. Автореф. дисс. канд. архитектуры. М.: Институт искусствознания, 1975. - 23 с.

39. Гасснер Дж. Форма и идея в современном театре. М.: Иностранная литература, 1959. - 256 с.

40. Гвоздев A.A. Театральная критика. Л.: Искусство, 1987. - 279 с.

41. Гвоздев A.A. Хрестоматия по истории западного театра на рубеже XIX-XX веков. М-Л.: Искусство, 1939. - 378 с.

42. Герусова Е. Царь, который мечтал о городе из Луны // Коммерсантъ. -2003.- 19 сент. С. 15.

43. Герусова Е. Образец аскетизма // Коммерсантъ. 2004. -19 марта. - С.4.

44. Гительман Л.И. Зарубежное актерское искусство XIX века. Франция. Англия. Италия. США: Хрестоматия. СПб.: СПбГУП, 2002. - 408 с.

45. Гительман Л.И. Искусство режиссуры за рубежом. Первая половина XX века. Хрестоматия. СПб.: Чистый лист, 2004. - 319 с.

46. Горфункель Е. Бытие времени абсурда // Театр. 2004. - №2. - С.7-9.

47. Границы спектакля.: Сб. статей и материалов научно-мет. отд. театроведческого ф-та, Царскосельского филиала «Интерстудио / Под ред. Ю.М. Барбой. СПб.: СПбГАТИ, 1999. - 176 с.

48. Гринер В.А. Ритм в искусстве актера. М.: Просвещение, 1966. - 170с.

49. Гротовский Е. От бедного театра к искусству проводнику. Вст. ст. П. Брука. - М.: Артист, режиссер, театр, 2003. -351с.

50. Давыдов В.Г. Элементы театральной выразительности. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: ВНИИ Искусствознания, 1986. - 24 с.

51. Давыдова М.Ю. Конец театральной эпохи. М.: ОГИ, 2005. - 381 с.

52. Давыдова М.Ю. Очерки истории театрально-декорационного искусства XVIII XX веков. - М.: Наука, 1974. - 188 с.

53. Далин К. Внеплановое размышление о судьбах бытия // Театральная жизнь. 1989. - №14. - С.6-7.

54. Данаилова P.JI. Актер и театральный зритель. Диссертация канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1978. - 206 с.

55. Данилов С.С., Португалов М.Г. Русский драматический театр XIX века. 2-я половина XIX века. Т.2. - Л.: ЛГИТМиК, 1974. - 383 с.

56. Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. -М.;Л.: Искусство, 1948. 587с.

57. Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. - 457с.

58. Демидов А. Какое лицо у Гамлета? (о современном стиле актерской игры. О влиянии на него малых сцен.) // Советская культура. 1985. -14 февр.- С.4.

59. Державин К.Н. Книга о Камерном театре 1914-1934 г.г. М.: Художественная литература, 1934. - 240 с.

60. Диалог культур. Проблемы взаимодействия русского и мирового театра в XX веке.: Сб.ст. СПб.: Дмитрий Буланин, 1997. - 265 с.

61. Дмитревская М. Мучеников тьма // Петербургский «Час Пик». -2005-2006. -28 дек.-10 янв. С. 10.

62. Дмитревская М. Поединок амбиций // Культура. 2003. - 3-9 апр. - С. 11.

63. Дмитревская М. Театр не для всех // Петербургский «Час Пик». 2004.- 7-13 июля. С.15.

64. Дмитриевская Е., Дмитриевский В. Малая сцена. Границы и возможности // Театр. 1980. - №7.- С.79-86.

65. Доннеллан Д. Актер и мишень. М.: ИД МКТС, 2001.- 172 с.

66. Дробышева Н. Высказывания о малых сценах // Культура и жизнь. -1983. -№8. -С.22.

67. Духовная энергия театра. Сборник статей / Под ред. Т.В.Котович Витебск: Исследовательская лаборатория искусств Белорусского Фонда Сороса, 1995.- 128с.

68. Дьяченко Н. Настоящий двадцатый век // Петербургский «Час Пик». -2004.-5-11 мая.-С. 15.

69. Дьяченко Н. Страшная, страшная сказка // Петербургский «Час Пик». -2004.- 8-13 янв.-С.15.

70. Ефремов О.Н. Высказывания о малых сценах // Культура и жизнь. -1983.-№8.-С.21.

71. Ефремова Е. Судьбы «новых театров» // Театральная жизнь. -1999. -№3. с. 10-14.

72. Жерновая Г.А. Русский театр и общественно-политическая ситуация 1880-х г. // Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1983. - 30 с.

73. Зарецкая Ж. Альтернатива этим правым не левые, а неправые // Вечерний Петербург. - 2000. - 8 июля. - С.4.

74. Зарецкая Ж. Антиигры Анатолия Праудина // Театральная жизнь. -2001. №4 (июнь). - С.22-25.

75. Зарецкая Ж. Ахматовские бдения // Вечерний Петербург. 2004. - 11 июня. - С.4.

76. Зарецкая Ж. Сказка о царе Пиотре // Вечерний Петербург. 2003. - 12 сент. - С.5.

77. Зарецкая Ж. Сказания о царе Петре и его девочке // Вечерний Петербург. 2003. - 18 сент. - С.З.

78. Зарецкая Ж. Театральные эксперименты. Вне закона // Вечерний Петербург. 2002. - 20 марта. - С.З.

79. Зарецкая Ж. Театральный подъезд Ж. Зарецкой // Вечерний Петербург 2001. 9 нояб. - С.З.

80. Зарецкая Ж. Я представляю себе. (О театре «Особняк») // Вечерний Петербург. 2004. -16 апр. - С.8.

81. Захава Б. Государственный театр им. Вахтангова. М: Изд-во театра им. Вахтангова, 1933. - 48 с.

82. Знамеровская Т.П. Направление, творческий метод и стиль в искусстве. -Л.: Знание, 1975.-39 с.

83. Золотницкий Д. Мейерхольд. Роман с советской властью. М.: АГРАФ, 1999.-384 с.

84. Извеков Н.П. Сцена в 2-х ч. Вып. 1. Архитектура сцены. М.: Художественная литература, 1935. - 197 с.

85. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л.: Лениздат, 1987. - 203 с.

86. Иллюстрированная история мирового театра / Под ред. Дж. Рассела Брауна. М.: Бертельсманн Иедиа Москау АО, 1999. - 582с.

87. Искусство режиссуры за рубежом. 1-я пол XX века: Хрестоматия / Отв. ред. Л.И.Гительман СПб.: 2004. - 318 с.

88. Исмаилова Н. Двойной портрет в театральном интерьере: Олег Борисов и Татьяна Шестакова // Этюды об искусстве. М.: Известия, 1989. - С. 151-154.

89. История зарубежного театра от античности до просвещения / Под ред. Г.Н. Бояджиева М.: Просвещение, 1981. - 335 с.

90. История западноевропейского театра т.1. / Под ред. С.С.Мокульского -М.: Советская Россия, 1961. -125 с.

91. История русского драматического театра. В 7-ми т.т. М.: Искусство, 1980. -Т.5. -550 с.

92. История русского драматического театра. В 7-ми т.т. М.: Искусство, 1982.-Т.6.-576 с.

93. История советского театроведения. Очерки 1917-1941 г.г. / Отв. ред. Г.А.Хайченко М.: Наука, 1981. - 365 с.

94. Каверин Ф.Н. Воспоминания и театральные рассказы. М.: ВТО, 1964. -412 с.

95. Каверин Ф.Н. Оформление спектакля на малой сцене. М.: Госкульт-просветиздат, 1951. - 80 с.

96. Каверин Ф.Н. Попов А.Д. Спектакль на малой сцене. М.: Теакинопе-чать, 1929. - 119 с.

97. Каверин Ф.Н. Техника работы на малой сцене. М.: Гослитиздат, 1936.- 135с.

98. Казанцев А. Сцены, открытые для всех (о малой сцене) // Современная драматургия 1985. - №3. - С.227-229.

99. Кантор Д. Необыкновенный театр стоит «Особняком» // Смена. 1999.- 2 июля. С.2.

100. Катышева Д.Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. -СПб.: СПбГУП, 2001. 205 с.

101. Катышева Д.Н. Литературный монтаж как метод сценического мышления. СПб.: 1997,- 125 с.

102. Катышева Д.Н. Театр поэта. М.: Советская Россия, 1989. - 127с.

103. Катышева Д.Н. Литература и сцена. Театр одного актера (моноспектакль). Литературный театр. Театр поэта. СПб.: Нестор, 2004. - 320 с.

104. Калмановский Е.С. Книга о театральном актере. Л.: Искусство, 1984. -223 с.

105. Камерный театр и его художники. 1914-1934. М.: Изд-во Камерного театра, 1934. - 211с.

106. Капитайкин Э.С. О студийных принципах формирования творческого коллектива Из опыта работы Б.М. Сушкевича и H.H. Бромлей. (Театр им. Ленсовета). Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1968. -19 с.

107. Кириллина Т. Самый правый взгляд на театральную жизнь из Омска // Вечерний Петербург. 2006. - 20 янв. - С.З.

108. Киселев Е. «Особняк» на Петроградской // Смена. 1991. - 20 дек. - С. 3.

109. Клубков C.B. Последняя студия К.С. Станиславского (1935-1938). Ав-тореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: Гос. Инс-т искуссвознания.1996. -26 с.

110. Клюевская К. Малая сцена: какой ей быть? // Ленинградская правда. -1978.-20 июня.-С.З.

111. Коваленко Г. Подразумевалось нечто иное // Санкт-Петербургская панорама. 1993. - №6. - С.28-29.

112. Коваленко Г. Судьба буквы Ъ. Петербургский парад студийцев // Экран и сцена. 1998. - №7, февр. - С.11.

113. Кузнецова А. Попадет ли Золушка на бал?: Болевые точки детских спектаклей // Литературная газета. 2005. - 10-16 авг. - С. 10.

114. Лазарев А. Высказывания о малых сценах // Культура и жизнь. 1983. -№8. -С.21.

115. Лапина М. Скорбное бесчувствие // Петербургский «Час пик». 2006. -5-11 апр. - С.15.

116. Лебедева Л. Первый шаг. Молодые режиссеры, эксперименты на малой сцене // Московский комсомолец. 1985.-3 июля. - С.З.

117. Левинская Е. «Балтийский дом» в Москве // Театр. 2003. - №5. - С. 40-47.

118. Лотман Ю.М. Об искусстве. Академический проект. СПб: Искусство, 1998.-708 с.

119. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике культуры и искусства. СПб.: Искусство. 2002. - 544 с.

120. Лордкипанидзе Н. Несколько часов с Г.А. Товстоноговым (По материалам беседы с режиссером. В частности — о малых сценах) // Литературная газета. 1984. - 15 авг. - С.8.

121. Лордкипанидзе Н.Г. Режиссер ставит спектакль. М.: Искусство, 1990. - 287с.

122. Лукьянова Е.А. «Особняк» без комнат (беседу вела Е. Ефремова) // Вечерний Ленинград. 1990. - 1 сент. - С.З.

123. Луначарский A.B. Театр и революция. М.: МОД ПиК, 1924. - 466 С.

124. Макаров Ан. В двух шагах от тебя (В частности — о малых сценах) // Литературная газета. 1984. - И янв. - С.8.

125. Максимова В. Поединок (о спектакле «Кроткая» во МХАТе) // Советская культура. 1985. - 7 окт. - С.5.

126. Малочевская И.Б. Выразительные средства спектакля. Л.: ЛГИТМиК, 1985.- 54 с.

127. Мамедов Э.А. Театры малых форм Чехии 1960 — х г.г. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: Институт искусствознания, 2001. - 24 с.

128. Марков П.А. О театре в 4-х т.т. Т.1Из истории русского и советского театра. М.: Искусство, 1974. - 541с.

129. Марков П.А. Театральные портреты. М.: Искусство, 1974. - Т.2. - 495с.

130. Маркова Е. Особые премьеры (Театр «Особняк») // Театральный Петербург. 2002. - №6 (март). - С. 10-11.

131. Марчук И. Театр «Особняк» // Театр. 2001. - 1 окт. С.22.

132. Махаев Ю.А. Для молодых (О малой сцене. Беседа с зав. лит. частью Моск. драм, театра, им. Ленинского комсомола) // Московский комсомолец. -1984.- 18 окт. С.4.

133. Махлина С.Т. Семиотика культуры и искусства. Опыт энциклопедического словаря. В 2-х т. СПб.: СПбГУКИ, 2000. -Т.1.-254 е.; Т.2. - 552 с.

134. Махлина С.Т. Язык искусства. Учебное пособие для студентов вузов культуры. Л.: ЛГиК, 1990. - 84 с.

135. Меженинов М. О художественном пространстве и немного о хронотопе. Теория театра. М.: «А.Д.&Т», 2001. - 296 с.

136. Мейерхольд Вс.Э. О театре. Собрание статей. СПб.: Книгоизд. тов-во Просвещение, 1913. - 208 с.

137. Мейерхольд. К истории творческого метода. Сб. статей / Под ред. Н.В.Песочинского. СПб.: Культинформпресс, 1998. - 247с.

138. Мейерхольд Вс.Э. Статьи, письма, речи, беседы. / Под ред. Б.И. Ростоцкого М.: Искусство, 1968. - В 2-х т.

139. Михайлова A.A. Образный мир сцены. М.: Знание, 1979. - 48 с.

140. Мордисон Г.З. История театрального дела. Основание и развитие государственного театра в России (XVI-XVIII веков). Автореф. дисс. докт. искусствоведения. СПб.: ЛГИТМиК. 1992. - 37с.

141. Москвина Т. Воронья слободка — 2. О режиссерах // Театр. 2003. -№1-2. - С.49.

142. Москвина Т. Прогулки с Островским // Петербургский театральный журнал. 2004. - №1 (35). - С.74-78.

143. Мочалов Ю.А. Композиция сценического пространства. Поэтика мизансцены. М.: Просвещение, 1984. - 239 с.

144. Наливайко Д.С. Искусство: направления, течения, стили. Киев, 1985. -365 с.

145. Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие. В 2-х т. М.: Искусство, 1952. - Т. 1. -403 с.

146. Новикова Л. От разума к разуму, от сердца к сердцу. (В беседах мастеров сцены соц. стран — о экспериментах на малых сценах) // Театральная жизнь. 1984. - №17. - сент. С. 12-13.

147. Орлов Ю.М. Московский художественный театр: новаторство и традиции в организации творческого процесса. Автореф. дисс. докт. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1989. - 36 с.

148. Охлопков Н.П. О сценических площадках // Театр. 1959. - №1. - С.54.

149. Очерки истории русской театральной критики конец XIX— начало XX века / Под ред. А.Я. Альтшуллера Л.: Искусство, 1979. - 325 с.

150. Павлова Н.С. Уроки малой сцены // Современная драматургия. 1985. -№3. - С.224-226.

151. Павлова Я. «Особняк» кочует по Америке // Вечерний Петербург. -1995.-20 июля.-С.З.

152. Пажитнов Л.Н. А.П. Ленский. М.: Искусство, 1988. - 352 с.

153. Пази П. Словарь театра. М.: Прогресс, 1991. - 504 с.

154. Панина А. Счастливчиков всего двенадцать (об открытии малой сцены Санкт-Петербурского театра «Особняк», премьерой «Счастливые дни» С. Беккета) // Смена. 1999. - 23 июня. - С.2.

155. Песочинский Н. Бесприданница за стеклом // Независимая газета. -2003. 16 янв. - С.6.

156. Петрова Н.К. Театральное искусство Монмартра (Формирование театров малых форм во Французской культуре XIX века). Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: ВНИИ искусствознания, 1985. - 25 с.

157. Петровская И. Театр и зритель российских столиц. 1895-1917. J1.: Искусство, 1990. - 270 с.

158. Пименов В. Нужна ли малая сцена? (размышления критика) // Современная драматургия. 1984. - №3. - С.252-256.

159. Плятт Р. Высказывания о малых сценах // Культура и жизнь. 1983. -№8. - С.21-22.

160. Поднозов Д. Наше дело правое // Вечерний Петербург. 2000. - 24 пояб. С.З.

161. Поднозов Д. «Особняк» история виртуальная // Вечерний Петербург. -2001.-22 июня.-С.З.

162. Покаржевский Б. Малые сцены большие надежды (Проблемы и предварительные итоги) // Театральная жизнь. - 1983. - № 9. - май. - С.8.

163. Поляков М.Я. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М.: «АД & Т», 2001.-384с.

164. Портреты режиссеров. Вып. 1. М.: Искусство, 1972. - 223 с.

165. Портреты режиссеров. Вып. 2. М.: Искусство, 1977. - 160 с.

166. Портреты режиссеров. Вып. 3. Л.: Искусство, 1982. - 183 с.

167. Портреты режиссеров. Вып. 4. Л.: Искусство, 1986. - 160 с.

168. Поюровский Б.М. Зачем нужна малая сцена? // Театр. 1985. - №4. - С. 142-150.

169. Поюровский Б. И тогда воздастся сторицей // Советская культура. -1979. 28 дек. - С.4.

170. Поюровский Б.М. Проблемы театра малых форм. (Опыт созданий театра «Двух актеров»), Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Тбилиси.: 1981. -20 с.

171. Праудин А. Печальные прогнозы // Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. М.: Изд-во Московского Художественного театра. 1999. -С.327-336

172. Праудин А. Мы репетируем извиняющимся тоном. (Беседу вел Р. Дол-жанский) // Коммерсантъ. 1999. - 14 апр. - С.4.

173. Праудин А. Молодежь становится объектом потребления // Вечерний Петербург. 2003. - 23 янв. - С.З.

174. Праудин А. Золушка против закона. (Беседу вела Ж.Зарецкая) // Вечерний Петербург. 2004. - №39. - С.8.

175. Праудин А. Не хочу, чтобы мы стали Швейцарией. (Беседу вела М. Дмитревская) // Культура. 2003. - 5-11 июня. - С.11.

176. Праудин А. Театр это дом, где постоянно хлопают двери // Час пик. -1996.-бнояб.-С.15.

177. Пространство спектакля и театральное пространство. Художественный альбом / Под ред. В.В. Листовского, сост. Л.Г. Лупандина. М., 1984. - 49 с.

178. Путешествие в театральном пространстве. А. Васильев и И. Попов. Сценография и театр в 2-х частях. Вст. ст. Н. Борисовой. М.: ОАО Типография новости, 2003. - 135 с.

179. Пчельников П.М. Справочная книжка по театральному делу. М., 1900. - 307 с.

180. Режиссерский театр от Б до Ю. Разговоры под занавес века. Сб. ст. -М.: Изд-во Московского Художественного театра. 1999. 530 с.

181. Режиссерский театр от Б до Я. / Под ред. А.М.Смелянского М.: Изд-во Московского Художественного театра, 2001. - 501 с.

182. Режиссерское искусство сегодня. Сб. ст. / Сост. З.В.Владимирова М.: Искусство, 1962. - 384 с.

183. Режиссура: взгляд из конца века. Сб. ст. / Сост. О.Н.Мальцева СПб.: РИИИ, 2005. - 248 с.

184. Рехельс М. Режиссер — автор спектакля: этюды о режиссуре. Л.: Искусство, 1969. - 232 с.

185. Рождественская Н.В. Проблемы сценического перевоплощения. Л.: ЛГИТМиК, 1978. - 129 с.

186. Рождественская Н.В. Психология художественного творчества. СПб.: Языковой центр, 1995. - 270 с.

187. Роев Ю. Без рампы (О театр, представлениях на малой сцене) // Театр. -1980.-№7.-С.68-78.

188. Россихина В.П. Московская частная опера Мамонтова. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. М.: АН СССР Институт искусствознания, 1954. -27 с.

189. Рощин М. Высказывания о малых сценах // Культура и жизнь. 1983. -№8. - С.20.

190. Рудницкий К.Л. Мейерхольд. М.: Искусство, 1981. - 423 с.

191. Рудницкий К.Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. - 526 с.

192. Рудницкий К.Л. Спектакли разных лет. М.: Искусство, 1974. - 344с.

193. Рудницкий К.Л. Театральные сюжеты. М.: Искусство, 1990. - 464 с.

194. Русский драматический театр / Под ред. проф. Б.Н.Асеева и проф. А.Г.Образцовой М.: Просвещение, 1976. - 382 с.

195. Русский драматический театр конца XIX- начала XX века. / Под ред. Г.А. Лапкиной, Т.Д. Болгарской. М.: ГИТИС, 2000. - 309 с.

196. Русское актерское искусство XX века. Сб. статей / Под ред. С.К.Бушуе-ва.-СПб.: 1992.-308 с.

197. Рыбаков Ю. Большая роль малых сцен // Лицо театра. М.: Советская Россия, 1980. -С.27-40.

198. Савицкая О. Высота колодца равняется его глубине. (Облики «Кроткой») // Театральная жизнь. 2002. - №8. - С.17.

199. Савицкая О. «Формула» малой сцены // Современная драматургия. -1985. -№3.-С.237-239.

200. Свобода П. Тайна театрального пространства. М.: Гитис, 1999. - 140с.

201. Свободин А. Существует ли проблема малых сцен? // Современная драматургия. 1985. - №3. - С. 233-237.

202. Свободин А. Театр в лицах. М.: Знание, 1997. - 171с.

203. Свободин А. Театральная площадь. М.: Искусство, 1981. - 335с.

204. Сизенко Е.Е. История русского драматического театра. Советский период, 1946-1990-е годы. Программа для студентов творческих вузов. М.: ГИТИС, 2002. - 48с.

205. Скальковский К. В театральном мире. Наблюдения, воспоминания и рассуждения. СПб.: Типография A.C. Суворина, 1899. 395 с.

206. Скорочкина О. Неоконченный портрет // Петербургский театральный журнал. 1999. - №17. - С.23-26

207. Смелянский A.M. Наши собеседники. М.: Искусство, 1981. - 367с.

208. Смелянский A.M. Предлагаемые обстоятельства. М.: Артист, режиссер, театр, 1999. - 351с.

209. Смелянский A.M. Уходящая натура. М.: Искусство, 2001. - 446с.

210. Смелянский A.M. Пустое пространство? // Литературная газета. 1981.- 5 авг. С.8.

211. Смелков Ю.С. Зачем нужны малые сцены? // Московский комсомолец.- 1983. Юнояб. -С.З.

212. Смелков Ю.С. Ожидание. Малые сцены и дефицит режиссуры // Московский комсомолец. 1981.-2 дек. - С.З.

213. Смелков Ю.С. Интонация общения. (Размышления о возможностях малой сцены) // Московский комсомолец. 1980. - 9 апр. - С.4.

214. Смолина К. 100 великих театров мира. М.: Вече, 2002. - 479 с.

215. Смышляев B.C. Техника обработки сценического зрелища. М.: Пролеткульт, 1922. - 215 с.

216. Соколова И. Праудин А. Мы хотим делать то, что считаем нужным // Петербургский театральный журнал. 2000. - №21 (май). - С. 14-15.

217. Сон в весеннюю ночь // Вечерний Петербург. 2001. - 30 марта. - С.З.

218. Спектакль как предмет научного изучения: Материалы всероссийской научно-практической конференции, ноябрь, 1991г. / Отв. ред. A.A. Чепуров -СПб.: ЛГИТМиК, 1993. 55с.

219. Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980. -430 с.

220. Станиславский К.С. Собрание сочинений. В 9-ти т. / Гл. ред. О.Н. Ефремов М.: Искусство, 1988-1999

221. Строева М.Н. Режиссерские искания Станиславского. 1898-1917. М.: Наука, 1973.-373 с.

222. Табатчикова Е. Русское актерское искусство в провинциальном театре на рубеже XIX XX веков. - Л.: ЛГИТМиК, 1981. - 60 с.

223. Тарабукин Н. М. Проблема пространства в живописи // Вопросы искусствознания. 1993. - №1. - 189 с.

224. Тарабукин Н.М. О Вс.Э. Мейерхольде. М.: О.Г.И., 1998. - 110 с.

225. Театр Гротовского. Театральная лаборатория, опыты. Сборник материалов. М.: ГИТИС, 1992. - 256 с.

226. Театр «Особняк» // Театральное дело. 2003. - №5-6 (дек). - С.17.

227. Театральная энциклопедия в 8т. М.: Советская энциклопедия, 1968.

228. Тимашева М. Балтийская интеграция от Рюрика до Шуба: Заметки домового // Театр. 2004. - №4. - С.48-54.

229. Тихвинская Л.И. Русские кабаре и театры миниатюр. Автореф. дисс. докт. искусствоведения. М.: Рос. инс-т искусствознания, 1992. - 55 с.

230. У истоков режиссуры. Очерки из истории русской режиссуры конца XIX- начала XX века. / Отв. ред. Ю.К. Герасимов Л.: ЛГИТМиК, 1976. -335 с.

231. Уит Мати. Пространство для общей игры. (Проблемы малой сцены) // Современная драматургия. 1986. - №1. - С.265-268.

232. Унгуряну Йон. Расширение внутреннего пространства (о малых сценах в театре) // Современная драматургия . 1982. - №2. - С. 234-238.

233. Успенский Б.А. Семиотика искусства: поэтика композиции. Семиотика иконы, ст. об искусстве. Монография. М.: Языки русской культуры, 1995. -357с.

234. Фаворский В. А. О пространстве в живописи // Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие. М.: Советский художник, 1988. - 586 с.

235. Флоренский П. А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 302с.

236. Фролов В. На малых сценах // Вопросы театра.: сб.статей М.: 1987. -С.43-77.

237. Фукс О. .Вариации на тему «Гамлета»: в одной отдельно взятой театральной Москве // Современная драматургия. 1999. - №4. - С.148.

238. Хидекель Р. Выявляя свое предназначение: (О сценографии малой сцены) // Театр. 1986. - №5. С.142-147.

239. Черкасов Б.В. Проблема трагического и комического в теории искусства. Автореф. дисс.канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1978. - 28с.

240. Чехов и театр // Письма, фельетоны. М.: Искусство, 1960. - 157 с.

241. Цекиновский Б.Б. Программа МХТ в культурно-исторической ситуации XIX —XX века. Автореф. дисс. канд. искусствоведения. Л.: ЛГИТМиК, 1990. -25 с.

242. Шалимова Н. Жить в Бряхимове.: Ирина Соколова — Харита Игнатьевна Огудалова // Петербургский театральный журнал. 2004. - №1(35). -С.79-80.

243. Шалимова Н. Дух времени и сцена драматическая // Петербургский театральный журнал. 2005. - №1(39). - С.6-14.

244. Шах-Азизова Т. Антракт // Театр. 1983. - №3. - С.40-44.

245. Шах-Азизова Т. Эффект малых сцен // Современная драматургия. -1985. -№3.-С.220-223.

246. Шехтер Т.Е. Искусство как реальность. Очерки метафизики художественного. СПб.: Астерион, 2005. - 256 с.

247. Шидловкий Р. Театр в Польше. Варшава.: Интерпресс, 1972. - 175с.

248. Шитенбург JI. Новобрачная была в черном: А.Н. Островский. «Бесприданница». Мужская версия // Смена. 2003. - 16 янв. - С. 10.

249. Штейн А.П. В поиске (малые сцены Москвы и Ленинграда) // Наедине со зрителем: сб.статей. М.: Всероссийское театральное общество, 1982. -304 с.

250. Штода H.H. Режиссерские искания Ф.Н. Каверина в студии Малого театра. Автореф. диссерт. канд. искусствоведения. М.: Российский институт искусствознания, 1993. - 27 с.

251. Щербаков К. Мир малой сцены. Заметки критика (О спектаклях Ленинграда и Москвы. Значение малой сцены в жизни театра) // Правда. 1984. - 9 янв. - С.З.

252. Якубовский A.A. Театр во времени и пространстве. М.: ГИТИС, 2002. -341с.

253. ЛИТЕРАТУРА НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

254. Albert, Maurice. Les Theatres de la Foire (1660-1789). Paris, Hachette, 1900.312p.

255. Albert, Maurice. Les Theatres de la Boulevards (1789-1848). Paris, 1902, 381p.

256. Contemporary theatre review // Volume 17, issue 4, 2007 november.

257. Goldberg, RoseLee. Perfomance Art. London, Thames and Hudson, 1996, 216р/

258. Jean-Francois Dusigne. Le Theatre d'Art avanture europeenne du XX-e siecle. Edutions theatrales. Paris, 2000, 354p.

259. Peacock, John. The Stage Designs of Unigo Jones. Cambridge, Cambridge University Press, 1995, 387p.

260. Peter Sellars. Etudes. Paris, CNRS Edutions, 2003, 447p.

261. Richards, Tomas. Travailler avec Grotowski. Б. м. 1995, 201р.1. ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ

262. Официальный сайт театра «Особняк» www.osobniak.ru2. www.theatre.ru/htzharchives//1999/17.3. www. 2002-2003 300online.RU

263. РАБОТЫ, ОПУБЛИКОВАННЫЕ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИИ

264. В изданиях, рекомендованных ВАК:

265. Булатова И.Л. Малая сцена и современная театральная культура // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. Научный журнал. СПб., 2007. - №15 (39).-С. 62-65.

266. Булатова И.Л. Малая сцена и особенности художественного восприятия зрителя // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена: Аспирантские тетради. Научный журнал. СПб., 2008. - № 26 (60). - С. 49-52.

267. В других научных изданиях:

268. Булатова И.Л. Малые театры Санкт-Петербурга «Наш театр» // Актуальные проблемы театрального искусства. Сборник научных статей аспирантов. Вып. 1. СПб.: Родные просторы, 2004. - С. 28-30.

269. Булатова И.Л. Проблемы «культурного туризма» в сфере театра // Музей и проблемы «культурного туризма»: Сборник материалов третьего круглого стола. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2005. - С. 19-21

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.