Малые эпические жанры в творчестве А. И. Куприна: К проблеме жанровой динамики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Ташлыков, Сергей Андриянович
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 230
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ташлыков, Сергей Андриянович
Оглавление
Введение с.З
Глава 1. Очерковые формы в творчестве А.И.Куприна.
1.1 .К вопросу об истории и теории жанра с
1 ^.Трансформация жанровых форм в очерковой прозе с.21.
1.3. Жанровое своеобразие цикла «Листригоны» с.34.
Глава 2. Новелла в творчестве А.И.Куприна
2.1. К вопросу о генезисе русской новеллы. с
2.2. Специфика жанра новеллы в творчестве А.И.Куприна. с
2.3. Синтетические и гибридные жанровые новеллистические формы с
2.3.1. Новел л а-л егенда с. 10
2.3.2. Новелла-письмо с
Глава 3. Рассказ в творчестве А.И.Куприна
3.1. Теория и история жанра
3.2. Рассказ-роман
3.3. Рассказ-миниатюра
Заключение Примечания Список литературы
с.145 с.157 с
с
с
с
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Судьбы малых жанров в русской литературе конца XIX - начала XX вв.: Святочный и пасхальный рассказы, модернистская новелла2000 год, доктор филологических наук Калениченко, Ольга Николаевна
Публицистика А. И. Куприна: Проблемы жанрового своеобразия2003 год, кандидат филологических наук Ефименко, Людмила Николаевна
Новелла и рассказ в адыгейской литературе 20-х - 90-х г.г. XX века: национальные истоки, динамика, художественная типология2008 год, кандидат филологических наук Матыжева, Аминет Кущуковна
Становление и развитие жанра рассказа в английской литературе викторианского периода: на материале творчества Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Т. Гарди2009 год, кандидат филологических наук Еремкина, Наталья Ивановна
Проза Ч. Цыдендамбаева: специфика создания национальной картины мира2007 год, кандидат филологических наук Халхарова, Лариса Цымжитовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Малые эпические жанры в творчестве А. И. Куприна: К проблеме жанровой динамики»
Введение.
Данная работа посвящена исследованию жанровой динамики в прозе
A.И.Куприна, то есть осмыслению жанровых исканий писателя в области малых эпических форм и выявлению специфики межжанровых образований.
Изучение творческого пути А.И.Куприна, одного из русских писателей конца XIX - начала XX века, было начато его современниками и имеет давние и прочные традиции. Дореволюционная критика представлена работами Е.А.Аничкова, Н.Я.Абрамовича, А.И.Богдановича, В.В.Воровского, А.А.Измайлова, П.С.Когана, В.П.Кранихфельда, Н.К.Михайловского, П.Пильского, К.И.Чуковского, и др. и богата интересными, хотя и противоречивыми оценками творчества писателя. Так, П.Коган называл А.Куприна одним из «полюсов современной литературы» (второй «полюс» - Л.Андреев), «оба писателя самые яркие и законченные выразители тех двух духовных течений, к одному из которых примыкает всякий современный писатель»1. Р.Иванов-Разумник наоборот относит А.И.Куприна к «второстепенным беллетристам», характеризуя его как «милого анекдотиста и недурного "бытовика"» .
Изучение творчества А.И.Куприна в постоктябрьский период представлено монографиями как отечественных (Н.Берков, Ф.И.Кулешов, А.А.Волков,
B.Н.Афанасьев, Л.В.Крутикова, О.Н.Михайлов), так и зарубежных исследователей (Н. Лукер). Оно также освещено в трехтомном исследовании «Русская литература конца XIX - начала XX века», в четырехтомной «Истории русской литературы», в трехтомнике «Развитие реализма в русской литературе», в вузовских пособиях и многочисленных вступительных статьях к собраниям сочинений и отдельным изданиям произведений писателя. Ценные наблюдения о творчестве А.И.Куприна высказаны и в мемуарной литературе. Это воспоминания, М.К.Куприной-Иорданской, К.А.Куприной, Г.Адамовича, И.А.Бунина, А.Седых и др.
Сложившаяся к настоящему времени литература о творчестве А.И.Куприна богата интересными наблюдениями, тонкими замечаниями, верными выводами. Вместе с тем, необходимо отметить, что до настоящего времени в научно-критической литературе преобладает стремление осмыслить наследие писателя в одном аспекте - критико-биографическом. Практически все монографии не что иное как экстенсифицированная энциклопедическая статья
о творчестве писателя. И в этом плане работа американского ученого Н.Лукера принципиально не отличается от двухтомного исследования Ф.И.Кулешова.
Такой подход к наследию писателя приводит к парадоксальной ситуации: наличие достаточного количества работ монографического плана создает иллюзию изученности творчества А.И.Куприна, вследствие чего современные исследователи крайне редко обращаются к прозе писателя. Свидетельством этому является ограниченный круг диссертационных исследований ^ малое количество статей, посвященных различным аспектам творчества А.И.Куприна, в том числе и жанровым.
Можно с большой долей вероятности говорить об отсутствии в современном отечественном литературоведении куприноведения как такового.
В то же время значительный вклад в изучение творчества А.И.Куприна внесли польские литературоведы: И.Фиялковская-Яняк, З.Кахневский, Д. Шмо-ник 4, посвященные частным проблемам творчества писателя.
Актуальность диссертационного исследования.
Одним из малоизученных в творчестве писателя, как уже отмечалось, является жанровый аспект. Между тем, внимание к проблемам жанра - одна из плодотворных тенденций современного литературоведения. Ибо жанры как «формы видения и осмысления определенных сторон мира»5 закрепляют объективное содержание материала определенной эпохи, своеобразие авторской позиции, в которой воедино сплавляется «память жанра» и преобразующая сила творческого таланта писателя. Здесь жанр выступает как «кристалл, через который анализируется жизнь»6.
Жанровый аспект анализа творчества А.И.Куприна помогает выявить типологические, исторически устойчивые характеристики и особенности очерков, рассказов, новелл писателя. Сам выбор писателем того или иного жанра отражает отношение его к изображаемому и ориентацию на определенную литературную традицию, вместе с тем через жанр проявляется и новаторство писателя, то, что является достижением автора и его эпохи, «выяснение жанра художественного произведения является одним из главных моментов в исследовании его поэтической системы, потому, что отнесение произведения к какому-либо жанру уже и предполагает отчасти ответ на вопрос о его художественной природе» 7.
Характеризуя жанровое своеобразие творчества А.И.Куприна, нельзя не отметить особое место малой прозы в литературном наследии писателя.
При этом практически отсутствуют работы, в которых самостоятельным предметом исследования стало бы жанровое своеобразие малой прозы
A.И.Куприна. В названных выше монографиях освещаются лишь отдельные вопросы, связанные с проблемами малого эпического жанра. Наиболее подробно они освещаются в ранних работах Ф.И.Кулешова, статьях Л.А.Смирновой, И.В.Мыльциной, Л.А.Колобаевой, Б.М.Козлова, Т.М.Бонами, исследованиях польских литературоведов И.Фиялковской-Яняк, Д. Шмоник, З.Кахневского.
Внеся неоспоримый вклад в разработку теории малого жанра, эти исследования тем не менее не исчерпывают проблему. Все они рассматривают каждый отдельный жанр — очерк, новеллу, рассказ - вне связи с другими жанрами. Тем самым жизнь жанра - в его становлении, динамике и развитии, в притяжении, отталкивании и взаимодействии с другими жанровыми формами — остается вне поля зрения исследователей.
Кроме того, в основу классификаций произведений А.И.Куприна ставится не жанровый критерий, а иной, например, проблемно-тематический. Такая классификация не имеет серьезного значения для теории жанра в малой прозе писателя и не способствует выяснению жанрового своеобразия его творчества.
При исследовании последнего вопроса важно помнить, что одна из особенностей литературы рубежа веков - прозрачность родовых и жанровых границ, что способствует взаимодействию жанров и образованию жанровых разновидностей, обогащению жанрового фонда эпохи.
«Пограничные феномены» для литературного процесса начала века не случайные моменты, а общелитературная закономерность в виде постоянно возникающих в искусстве пограничных явлений, промежуточных состояний. Они-то и приносят с собой более точное знание о взаимоотношениях между основными художественными системами. Именно наличие «пограничных явлений» является одной из характерных типологических особенностей художественного процесса в русской литературе начала XX века. Это отмечают
B.А.Келдыш, Э.А.Полоцкая, К.Д.Муратова, В.Я.Гречнев, Л.В.Усенко и др.
Творческие искания представителей различных течений и направлений
протекают на широком жанровом пространстве: от миниатюр-стихотворений в
прозе до романных форм. Так жанровый диапазон Л.Андреева простирается от рассказов и повестей до романов («Сашка Жегулев», «Дневник Сатаны»), И.А.Бунина - от рассказов и очерков до очерковых циклов («Тень птицы») и повестей романной емкости («Деревня», «Суходол»), Ф.К.Сологуба - от «сказочек» («Книги сказок») до романов («Мелкий бес», «Заклинательница змей», «Творимая легенда»), Д.С.Мережковского - от новелл («Итальянские новеллы») до романных трилогий («Христос и Антихрист» и «Царство зверя»). Список этот может быть продолжен именами В.Я.Брюсова, М.Горького, З.Н.Гиппиус, Б.К.Зайцева, М.П.Арцыбашева и др.
При этом следует отметить, что освоение различных жанровых форм, жанровые искания писателей шли зачастую не последовательно - от рассказо-вых и очерковых к романным, а параллельно: на одном и том же этапе своей литературной деятельности писатели обращались как к малым, так и большим эпическим формам.
Особенно остро процесс жанровых исканий протекает в области малых эпических форм, господствующих в литературном процессе конца XIX - начала XX века («в литературе для смены форм используются малые жанры» -В.Шкловский). Писатели осваивают не только традиционные формы, но и способствуют созданию новых жанровых образований, зачастую соединяя в одном произведении романную емкость, новеллистическую остроту, очерковую документальность, научную точность и объективность.
Все вышесказанное нашло свое отражение в творчестве А.И.Куприна, чьи жанровые искания протекали в русле литературного процесса рубежа веков и вбирали в себя все характерные для него особенности. Это и преимущественное обращение к малым жанрам как к «формам времени», и пристальное внимание к образу «маленького человека», и мозаичность, многотемность произведений, и создание синтетических и гибридных жанровых форм. «Чем шире спектр жанров, доступных художнику, тем полнее его искусство»8, - отмечал А.Нинов. Жанровая сфера А.И.Куприна довольно обширна: от прозаических миниатюр до романов; жанровые искания писателя разнообразны: от простых к сложным синтетическим и гибридным жанровым формам. Это вызвано как особенностями всего литературного процесса эпохи («издавна традиционный для русской литературы процесс жанровых взаимопроникновений принял в конце XIX - на-
чале XX века особенно острую форму»9, «двадцатый век склонен к формотворчеству, каноны жанров размыты»10), так и ростом художественного мастерства писателя, его желанием расширить возможности жанра, объединить в одной жанровой структуре достоинства нескольких жанровых форм.
Таким образом, актуальность работы заключается в исследовании малой прозы А.И.Куприна в жанровом аспекте, выявлении её жанровой динамики и изучении межжанровых повествовательных структур, что позволит составить более целостное представление о поэтике А.И.Куприна.
Значимость такого подхода определяется тем, что «изучение «младших», «гибридных», вообще полупризнанных жанров очень важно для истории литературы, потому что эти жанры особенно пластичны и подвижны; в них закладываются основы более поздних жанровых явлений»11.
Совершенно очевидно, что такая постановка вопроса требует уточнения базового понятия «жанр».
Из работ последних лет, связанных с изучением проблемы жанра, нам представляется особенно интересной статья И.Ф.Копыстянской. Формулируя определение жанра, она опирается на положения М.Бахтина: «Жанр всегда и тот, и не тот, всегда и стар, и нов одновременно»12, «жанры сохраняют свою устойчивость и каноничность; их вариации по эпохам, направлениям, школам периферийны и не задевают затвердевшего жанрового костяка»13. В своей работе исследовательница приходит к выводу, что жанр - это диалектическая совокупность и взаимосвязь устойчивых и изменчивых признаков.
Устойчивые признаки - общетеоретические, абстрактные - помогают сохранить «ощущение» жанра на протяжении длительного времени. Именно эти признаки, «дающие основания объединять произведения разных эпох, разных народов под общим понятием и названием»14, заключены в «памяти жанра», составляют его молекулу.
Аналогичная мысль выражена в работе Г.Д. Гачева и В.В. Кожинова: «Художественная форма - это как раз та сфера..., которой более всего присущи устойчивость, постоянство, повторяемость... В течение целых литературных эпох могут господствовать одни и те же типы сюжета, системы тропов и стихотворных метров, одни и те же жанры и т.п.»15.
«Жанры представляют собой явление исторически повторяющееся, в развитии различных национальных литератур, в разных направлениях одной эпохи национально-литературного развития. Иначе говоря, жанры - явление не исторически конкретное, а типологическое»16, - пишет Г.Н.Поспелов.
Изменчивые признаки жанра обусловлены своеобразием страны, эпохи, автора. Именно поэтому жанр следует рассматривать в «динамике, в комплексе идейно-эстетических причин его возникновения, развития, видоизменения, оскудения, в связи с историко-общественной обстановкой эпохи, в двусторонней связи с развитием литературного направления, течения, с внутрилитературным процессом преемственности и отрицания достигнутого прежде, с развитием критики и теории»17.
Понятие «жанр» учитывает и специфику национальных литератур, национальный климат («каждый жанр по-своему выражает содержание эпохи»18), что позволяет еще более конкретизировать, сузить понятие «жанр» по его «национальной принадлежности»: итальянская новелла эпохи Возрождения, немецкая романтическая новелла, русская новелла рубежа веков.
Дальнейшая конкретизация понятия идет по линии «автор, творческая индивидуальность». При этом понятие «автор» метонимично: оно может выступать как показатель и эпохи, и страны: новелла Боккаччо, рассказ Бунина.
«Таким образом, в самом понятии жанра сочетается устойчивое и изменчивое, - пишет в заключение Н.Ф.Копыстянская. - Жанр устойчив как понятие общетеоретическое. Жанр изменчив в непрерывном историческом развитии и национальном своеобразии. Жанр неповторимо индивидуален»19. В свое время Ф.Шлегель отмечал, что «каждое поэтическое произведение - само по себе отдельный жанр»20.
Именно этими положениями мы будем руководствоваться при анализе малых жанров А.И.Куприна, рассматривая жанровые формы писателя как совокупность признаков: традиционных, устойчивых; изменчивых, характерных для реализма рубежа веков; авторски-индивидуальных.
Новизна диссертационного исследования состоит
• в осмыслении жанровых исканий А.И.Куприна как процесса освоения различных жанровых форм в русле литературного процесса рубежа веков и создания новых - авторских - жанровых структур;
• в изучении малой прозы писателя в аспекте жанровых взаимодействий;
• в разграничении синтетических и гибридных жанровых форм;
• в уточнении теоретических представлений о природе и художественной ценности жанровых модификаций.
Как отмечалось выше, жанровые искания А.И.Куприна протекали в русле эпохи рубежа веков, были отражением ее жанровой динамики. Процесс этот включает в себя три составляющих:
- актуализация традиционных и классических жанров, старые жанры модернизируются, при этом происходит переосмысление, переориентация жанровых признаков с главных на второстепенные и наоборот;
- перемещение жанров из «центра» на «периферию» и наоборот - «старшие жанры становятся младшими»21, - так в период рубежа веков малые эпические формы существенно потеснили роман;
- синтез и дифференциация - слияние жанровых структур и образование новых жанровых модификаций - гибридных и синтетических, включающих исходные взаимодействующих жанровых форм.
Последнее в высшей степени характерно для малой прозы А.И.Куприна и потому должно быть тщательно осмыслено при изучении её поэтики.
Процесс взаимодействия и трансформации жанров («смещения» по Ю.Тынянову, «слома жанров» по В. Шкловскому, диффузии, деформации, мутации, контаминации, синтеза и дифференциации etc.) и создания новых жанровых форм - межжанровых образований - обостряется в переломные эпохи. «Совершенство формы есть преимущество падающих эпох» (В.Розанов), эпох «инерции». Только «революционные» эпохи, «промежутки» создают новые жанры. При этом процесс предстает «как бесформенный эволюционный процесс... без выяснения темпов и сроков, без вычленения этапов»22, «новый убедительный жанр возникает спорадически»23.
Таким образом, можно сказать, что явление взаимодействия и образования новых жанров в литературном процессе явление имманентное. Его обострение в переломные литературные эпохи вызвано сменой литературных направлений, когда относительная нормативная жесткость преодолевается и жан-
ровые каноны «ломаются»; так, относительно устойчивая жанровая система классицизма была разрушена романтизмом.
Процесс возникновения новых жанров (промежуточных, стыковых, пограничных, синтетических, гибридных) обусловлен как взаимодействием литературных течений и направлений и их жанровых систем, так и жанровыми исканиями самих писателей, которые обостренно чувствуют «ломку» жанров, хотят писать «вне всякой формы... высказывать, выливать, как можешь» (Л.Н.Толстой), «без всякой формы, не согласуясь ни с какими литературными приемами» (И.А.Бунин), «не справляясь о родах и видах литературы и не думая о границах дозволенного» [IX, 104] (А.И.Куприн), и способствуют тем самым созданию новых жанров.
Но любое новое жанровое образование «всегда помнит свое прошлое, свое начало» (М.Бахтин), Обладая «памятью» и «логикой», жанр активно сопротивляется нововведениям, и «сотворение уникального произведения протекает как единоборство новой творческой идеи и преднаходимой жанровой структуры»24. При этом «категория жанра остается куда более существенной, весомой, реальной, нежели категория авторства; жанр как бы имеет свою собственную волю, и авторская воля не смеет с ней спорить»25.
Спор традиционного жанра с творческой идеей автора, ломка жанровой структуры должна иметь свои пределы. В.Б.Шкловский определял жанр как «сферу понимания», «конвенцию - соглашение о значении и согласовании сигналов. Система должна быть ясна и автору, и читателю» 2б.
Нарушение «конвенции» со стороны писателя - радикальная трансформация жанра вопреки его «памяти», «логике», «воле» - повлечет за собой утрату «ощущения» жанра читателем. Это может привести или к отторжению данной жанровой структуры, ибо традиционное читательское восприятие ориентировано на определенные жанровые формы, или к перенесению этой структуры в иную жанровую сферу. Последнее имеет немаловажное значение: жанровое ожидание, войдя в противоречие с жанровым предложением, может привести к неверному восприятию произведения.
Как представляется, взаимодействие жанров может протекать двумя основными путями и порождает разные типы жанровых модификаций.
Одни жанровые формы сохраняют исходные компоненты жанров-«родителей»; эти компоненты легко могут быть вычленены и не утрачивают своей самостоятельности.
В других исходные компоненты нерасчленимы, возможность такого членения носит чисто условный, теоретический характер и исключена в живой ткани произведения.
Отмеченное различие, думается, должно быть отражено в терминологии, поэтому предлагается называть жанровые модификации первого типа гибридными, а второго - синтетическими.
В дальнейшем на конкретных художественных произведениях мы постараемся более убедительно доказать обоснованность такого разграничения.
Следует оговорить употребление терминов в данной работе. С одной стороны, «жанр движется, поэтому статистические определения должны быть заменены динамическими» (В.Шкловский), с другой стороны, это ведет к неоправданному расширению и рыхлости терминологического аппарата, а «для того, чтобы слова сохранили свою терминологическую чистоту, они должны употребляться как можно точнее и уже» (С.Аверинцев). Попытаемся отыскать компромиссное решение. Научно не проверенные названия - «синтетические и гибридные жанровые формы», «межжанровые разновидности», «жанровые модификации» - мы будем употреблять как рабочие термины.
Образование межжанровых форм и исследование их в литературном процессе определенной эпохи и творчестве отдельного писателя ставит перед автором работы ряд проблем:
- отсутствует внутрижанровая типология или «типология второго уровня, если под типологией первого уровня иметь в виду классификацию литературных произведений на такие жанровые типы, как роман, повесть, эпопея и т.д.»27. Такая типология должна исходить именно из жанровых признаков, но у нас еще нет общепринятых критериев для определения видовых различий внутри жанра;
- не разработана методика анализа межжанровых форм, а попытка подойти с одним и тем же инструментарием к традиционным жанрам и жанровым модификациям может оказаться несостоятельной, ибо различные жанровые тенденции «очень сложно взаимодействуют между собой и одна из них чаще
всего подчиняется другой в интересах художественного целого»28. Поэтому С.С.Аверинцев подчеркивает, что эти жанры - «должны быть внимательно изучаемы, но иными методами», чем жанры традиционные («признанные "de jure"»). «Всякая путаница в этом пункте может только вести к недоразумениям и плодить псевдопроблемы» 29;
- существует опасность видеть в любом произведении проявление жанрового синтеза, различные жанровые тенденции, что может исказить ход анализа и привести к несостоятельным выводам.
Цель работы - исследовать динамику жанровых исканий в творчестве писателя, выявить специфику и место новеллистики А.И.Куприна в литературном процессе рубежа веков, осмыслить творческую роль писателя в трансформации малых эпических жанров: очерка, новеллы, рассказа.
Задачи работы.
1. Изучить жанровую динамику в малой прозе А.И.Куприна как движение от более простых жанровых форм к более сложным и как процесс создания новых межжанровых структур.
2. Осмыслить природу жанровых взаимодействий: исследовать способы образования жанровых модификаций, разграничить гибридные и синтетические жанровые формы.
3. Охарактеризовать отдельные межжанровые образования через анализ сюжетно-композиционного, пространственно-временного, речевого и персонажного уровней.
4. Выявить особенности поэтики малой прозы писателя через изучение жанрового своеобразия его новеллистики.
5. Осмыслить жанровые искания писателя как стремление найти адекватные формы отражения и воплощения его внутреннего мира.
6. Дополнить представления о жанровой палитре русской прозы рубежа веков и оценить вклад А.И.Куприна в ее обогащение.
7. Уточнить теоретические представления о природе и художественной ценности жанровых модификаций.
Материал исследования составляют произведения А.И.Куприна как доэмигрантского, так и эмигрантского периода, как вошедшие в отечественные издания, так и вышедшие за границей. Привлекаются по необходимости произведе-
ния других писателей рубежа веков, что позволяет рассмотреть жанровое своеобразие творчества исследуемого писателя на широком литературном фоне.
Научное и практическое значение диссертационного исследования состоит в том, что его выводы способствуют пониманию природы малого жанра в творчестве А.И.Куприна, уточняют жанровую специфику ряда произведений писателя, помогают понять своеобразие жанрового фона литературы рубежа веков.
Материалы диссертации могут быть использованы в исследованиях общих и социальных проблем истории русской литературы конца XIX- начала XX века, в вузовском преподавании.
Методологической основой исследования являются труды М.М.Бахтина, Ю.Н.Тынянова, В.Б.Шкловского, Б.М.Эйхенбаума, а также работы современных исследователей С.С.Аверинцева, Г.Д.Гачева, В.В.Кожинова, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана, Н.Л.Лейдермана и др.
Метод исследования. В диссертации используется историко-литературный метод исследования; в отношении ряда произведений применяется структурный метод анализа.
Цель и задачи работы определяют ее структуру. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Структура каждой главы трехчастна. Первые части носят теоретический характер и посвящены исследованию одного из малых жанров - очерка, новеллы, рассказа. Понимая, что такая структура диссертации несколько утяжеляет работу, автор оставляет за собой право сохранить ее. Наличие в каждой из трех глав развернутой теоретической части дает возможность прояснить спорные моменты, конкретизировать отдельные положения и обосновать авторское понимание и решение проблемы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Поэтика марийского рассказа о Великой Отечественной войне2019 год, кандидат наук Гусева Надежда Васильевна
Жанровый канон новеллы в творчестве Реймонда Карвера2023 год, кандидат наук Ляпин Иван Викторович
Жанровая система А. А. Бестужева-Марлинского2002 год, кандидат филологических наук Никольская, Татьяна Алексеевна
Жанровые модификации в творчестве В.Н. Крупина2008 год, кандидат филологических наук Кошурникова, Татьяна Владиславовна
Рассказ В. Распутина: Динамика жанра2006 год, кандидат филологических наук Угловская, Галина Михайловна
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ташлыков, Сергей Андриянович, 1999 год
Список использованной литературы
1. Куприн А.И. Полное собрание сочинений в девяти томах. - Спб.: А.Ф.Маркс, 1912-1915.
2. Куприн А.И. Собрание сочинений в 6 т. - М.: Худож. литература, 1957-1958.
3. Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 т. - М.: Правда, 1964.
4. Куприн А.И. Собрание сочинений в 9 т. - М.: Худож. литература, 1971-1973. (Дальнейшие ссылки на произведения А.И.Куприна делаются в тексте диссертации по этому изданию с указанием тома и номера стр.).
5. Куприн А.И. Извощик Петр. // Наш современник - 1988. - № 11. - с. 107.
6. Куприн А.И. Купол св. Исаакия Далматского. - Рига, Литература, 1928.
7. Куприн А.И. Новые повести и рассказы. - Париж, Изд. т-ва «Н.П.Карбасников», 1927.
8. Куприн А.И. Родина. «Светлана» //Москва. - 1958. - № 3. с.119.
9. Куприн о литературе. Сост. Ф.И.Кулешов. - Мн.: Изд-во БГУ, 1969. - 456 с.
10. Бунин И.А. Собрание сочинений в 9 т. - М.: Худож. лит. 1965-1967.
И. Гумилев Н.С. Собрание сочинений в 4 т. -М.: Терра, 1991.
12. Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. - М.: Терра, 1993.
13. Сологуб Ф.К. Творимая легенда. Кн. 1. - М.: Худож лит. 1991.
14. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем в 30 т. - М.: Наука, 1975.
15. Адамович Г. Одиночество и свобода. - Нью-Йорк: Изд-во им. Чехова, 1955. -316с.
16. Амфитеатров A.B. Заметы сердца. - М.: А.Д.Друтман, 1909.
17. Аничков Е. «Allez!» А.Куприн. Т.Ш . СП б, 1907 // Весы. 1907. № 2. - С.69-73.
18. Аничков Е.В. Литературные образы и мнения. 1903. - СПб.: тип. Порохов-щиковой, 1904.
19. Афанасьев В.Н. Александр Иванович Куприн: Критико-биографический очерк. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Худож. лит. 1972. - 173 с.
20. Бабичева Ю.В. Александр Куприн. // История русской литературы в 4 т. -Л.: Наука, 1983. Т. 4. - С.373-394.
21. Берков П.Н. Александр Иванович Куприн. - М.- Л.: АН СССР, 1956. - 196 с.
22. Вестник Европы, 1909. № 11.
23. Волков A.A. Творчество А.И.Куприна. Изд. 2-е исправ. и доп. - М.: Худож. лит. 1981.-360 с.
24. Геккер Н. Из текущей беллетристики.// Одесские новости. 1906. 9 марта. № 6874.
25. Г-льд. А. Куприн. Миниатюры. - Киевское слово, 1898, 7 января, № 3589. с. 3.
26. Горбов Д.А. Поиски Галатеи. - М.: Федерация, 1929. - 298 с.
27. Дженбарова Б.И. Повести А.И.Куприна 90-х - 900-х годов (проблема жанровой специфики и поэтики). Автореф. дис.... канд. филол. наук. -М., 1991.
28. Жекановска Э. А.И.Куприн и фольклор. Автореф. дис.... канд. филол. наук. -М, 1980.
29. Иванов-Разумник Р.В. Калиф на час (А.И.Куприн). В его кн.: Заветное. - П.: 1922.
30. Измайлов A.A. Литературный Олимп. - М., 1911.
31. Ильев С.П. Страна Листригония Александра Куприна // А.И.Куприн. Лист-ригоны. Повесть, рассказы, очерки. - Одесса: Маяк, 1988.
32. Кадмин Н. (Абрамович Н.Я.) А.И.Куприн (Его жизнь и литературная деятельность.) - СП б.: Новая Россия, 1911. - 127 с.
33. Кипко Ю.В. Стиль раннего Куприна. Автореф. дис.... канд. филол. наук. -Донецк, 1970.
34. Коган П. Очерки по истории новейшей русской литературы. Современники.
- Т.1. Вып.З. - М., 1910.
35. Козлов Б.М. Рассказы и повести А.И.Куприна (Из армейского быта и русская военно-бытовая проза второй пол. XIX - нач. XX веков). Автореф. дис.....канд. филол. наук. -М,. 1972.
36. Колтоновская Е. Поэт жизни. // Вестник Европы. 1915. № 1. - С.302-318.
37. Корецкая И.В. А.И.Куприн. (К 100-летию со дня рождения) - М.: Знание, 1970.
38. Кранихфельд В.П. В мире идей и образов. Т.Н.- Пб.: Просвещение, 1912.
39. Кранихфельд В.П. Поэт радостной случайности. (А.И.Куприн).// Современный мир. 1908. № 4. отд.2. - С. 52-79.
40. Криницкий М. Как писать рассказы //Женский журнал. 1927. № 1. - С.5.
41. Крутикова Л.В. А.И.Куприн. - Л.: Просвещение, 1971..- 119 е. .
42. Кулешов Ф.И. Куприн-очеркист // Ученые зап. Белорусского ун-та. Вып. 18.
- Мн.: Изд-во БГУ, 1954. - С.117-133.
43. Кулешов Ф.И. Лекции по истории русской литературы конца XIX - начала XX в. - Мн.: Изд-во БГУ, 1976. - 368 с.
44. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна, 1883-1907. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Изд. БГУ, 1983. - 351 с.
45. Кулешов Ф.И. Творческий путь А.И.Куприна, 1907-1938. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Изд-во «Университетское», 1983. - 319 с.
46. Кулешов Ф.И. Художник-гуманист//А.И.Куприн. Избранное. - Мн., 1981.
47. Куприна К.А. Куприн - мой отец. Изд. 2-е испр. и доп. - М.: Худож. лит. 1979.-287 с.
48. Куприна-Иорданская M.K. Годы молодости. Воспоминания о А.И.Куприне. - М.: Сов. писатель, 1960. - 240 с.
49.Левина Л.И. Концепция человека в творчестве А.И.Куприна (дореволюционный период). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Ташкент, 1969.
50. Лилин В. Александр Иванович Куприн. - Л.: Просвещение, 1975.
51. Литературное наследство, тт. 37-38. М.: Изд-во АН СССР, 1939.
52. Маковский С.К. На Парнасе «Серебряного века». - Мюнхен, 1962.
53. Михайлов О.Н. Куприн. - М.: Молодая гвардия, 1981. - 270 с.
54.Михайлов О.Н. Страницы русского реализма (Заметки о русской литературе XX века). - М., 1982. С. 142- 182.
55. Михайловский Б.В. Русская литература XX века (с девяностых годов XIX века до 1917 г.) - М.:Учпедгиз, 1939. - 420 с.
56. Мыльцына Е.В. Из наблюдений над публицистикой А.И.Куприна («События в Севастополе») // Вестник Моск. ун-та. Серия 7. Филология, журналистика.- 1961. - № 6.
57. Никулин Л. Чехов, Бунин, Куприн. Литературные портреты. - М., 1960.
58. Пильский П. Радости земли. О Куприне // А.И.Куприн. Купол св. Исаакия Далматского. - Рига: Литература, 1928. - 240 с.
59. Протанская Е.С. Нравственный смысл жизни в русской литературе конца XIX - началаХХ века (А.П.Чехов, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, И.А.Бунин А.М.Горький). Автореф. дис... канд. филол. наук. - Л., 1980.
60. Регинин В. (Раппорт В.А.) Куприн. (Отклики писателя на литературные злобы). // Биржевые вед., вечер, вып. 1908, №№ 10551, 10553, 10557, от 13, 14, 17 июня.
61. Русское богатство. 1909. № 9.
62. С.Я. Беседа с Куприным. // Одесские новости. 1909. 8 октября № 7934
63. Седых Андрей. Далёкие, близкие. Изд. 3. - Нью-Йорк, 1979. ....
64. Современное слово. 1911. - 1 января. №1075. С.З.
65. Тихонов И.А. Формы и функции фантастики в русской прозе начала XX века. - Автореф. дис... канд.. филол. наук. - Вологда, 1994.
66. Трофимова Л.П. Куприн и романтизм // Русский романтизм. - М., 1974.
67. Трофимова Л.П. Романтические тенденции в творчестве А.И.Куприна. Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Казань, 1970.
68. Усачева Т.П. Художественный психологизм в творчестве А.И.Куприна. Автореф. дис... канд. филол. наук. - Вологда, 1995.
69. Фонякова H.H. Куприн в Петербурге - Ленинграде. - Л.: Лениздат, 1986. - 239 с.
70. Черный Саша. Собрание сочинений: В 5 т. Т. 3. Сумбур-трава. 1904-1932. Сатира в прозе. Бумеранг. Солдатские сказки. Статьи и памфлеты. О литера-
туре. /Сост., подгот. текста и коммен. А.С.Иванова. - М.: Эллис Лак, 1996. -480 с.
71. Чуковский К.И. От Чехова до наших дней. Изд.З-е испр. и доп. - Пб., М., 1908.
72. Шестериков С.П. Смерть корнета Десятова (К истории литературного наследия Чернышевского, Лескова и Куприна) // Русская литература. 1981. № 1. - СЛ53-158.
73. Шугаев В. - Эрдэне С. Жанр трудный, жанр любимый // Литературная газета. - 1982. - № 48. - 1 декабря. - С.2.
74. Этов В. Четыре урока Куприна // Лит. учеба. 1984. №4. - С. 199-207.
75. Fijalkowska-Janiak I. Kuprinowska «Piesn nad piesniami»//Zes2yty nauk, Wydz.human. Uniw. Gdanski. Fil ros. 1981. №9.- S. 21-33.
76. Fijalkowska-Janiak I. Nowele epistolarne Aleksandra Kuprina. //Zeszyty nauk, Wydz.human. Uniw. Gdanski. Fil ros. - 1978. - № 7. - S. 21-39.
77. Fijalkowska-Janiak I. Reportaz prodykcyiny Aleksandra Kuprina. //Zeszyty nauk, Wydz.human. Uniw. Gdanski. Fil ros. - 1979. - №8. - S. 21-39.
78. Kachniewski Z. Szkis w tworczosci Alekcandra Kuprina (do 1919 roku) // Przeglad humanistyczny. - W-wa., 1981, - 25. - № 5. - S.129-142.
79. Luker N.J.L. Alexander Kuprin. - Boston, 1978.
80. Maruskova De Maitis J. La narrativa di A.I.Kuprin. // Annali délia Scuola normale / Superiore di Pisa. Classe di Lettere e filosofía. Serie III, vol v, 2. Pisa. 1975.- P. 797-836.
81. Szymonik D. Aleksandra Kuprina opowiadania neoromantyczne // Acta univer-zitatis Wratislaviensis. № 977. Wroclaw, 1989.- S. 73-83.
82. Szymonik D. Struktury narracyne zobiektywizowane we wczesnej prozie Kuprina lat 1889-1896 // Slavif Orientalis. Rocznik XXXII. -№ 1-2. Warszawa, 1983. - S. 331-339.
83. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности. // Новый мир. 1988. № 7. С.210-220, № 9. С.227-239.
84. Аверинцев С.С. Риторика и истоки европейской литературной традиции. -М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. - 448 с.
85. Анненский И.Ф. Книги отражений. - М.: Наука, 1979. - 679 с.
86. Антонов С. Я читаю рассказ. Из бесед с молодыми писателями. - М.: Молодая гвардия, 1973.
87. Ауслендер С.А. Из Петербурга. //Золотое руно. 1908. №3-4. - С. 120.
88. Балухатый С.Д. Вопросы поэтики: Сб. статей. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1990.-320 с.
89. Барахов B.C. Литературный портрет (Истоки. Поэтика. Жанр). - Л.: Наука, 1985.-312 с.
90. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. - М.: Худож. лит. 1975. - 504 с.
91. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. / Сост. С.Бочаров и В.Кожи-нов. - М.: Худож. лит. 1986. - 543 с.
92. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд.4-е - М.: Сов. Россия, 1979.-320 с.
93. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - 2-е изд. М.: Худож. лит. 1990. - 543 с.
94. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979.
95. Бегак Б. Очерковый портрет и портрет в очерке. // Наши достижения. 1935. № 12.
96. Бегак Б. Советская новелла. // Знамя. 1935. № 7.
97. Белинский В.Г. Собрание сочинений в 9-ти т. - М.: Худож. лит., 1978-1982.
98. Бент М.И. Немецкая романтическая новелла. Генезис, эволюция, типология.
- Иркутск: Изд-во ИГУ, 1987. - 120 с.
99. Бердяев H.A. Самопознание (Опыт философской автобиографии). - М.: Книга, 1991.-446 с.
100. Берковский H .Я. Статьи о литературе. - М.-Л.: Гослитиздат, 1962. - 452 с.
101. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. - Л.: Худож. лит., 1973. - 556 с.
102. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. - М.: Худож. лит., 1979. - 511 с.
103. Богданов В.А. Теория в долгу. О жанровой специфике очерка // Вопросы литературы. 1964. № 12. - С.46-68.
104. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина (очерки) - М.: Наука, 1974. - 207 с.
105. Бранка Витторе. Боккаччо средневековый. - М.: Радуга, 1983. - 399 с.
106. Булгаков C.B. Православие: Праздник и посты. Богослужение. Требы. Расколы, ереси, секты. Противные христианству и православию учения. Западные христианские вероисповедования. Соборы Восточной, Русской и западной Церквей. - М.: Современник, 1994. - 575 с.
107. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI - XVII века. - М.: Мысль, 1992.-637 с.
108. Ванслов В.В. Эстетика романтизма. - М.: Искусство, 1996. - 404 с.
109. Веллер М. Технология рассказа. // Радуга. Таллин. 1987. №№ 10-12; 1988. -№№ 1-6.
110. Ветловская В.Е. Поэтика романа «Братья Карамазовы». - Л.: Наука, 1977.
111. Византийские легенды: Изд. подгот. С.В.Полякова. Репринт с изд. 1972 г.
- М.: Ладомир, 1994. - 304 с.
112. Виноградов И.А. О теории новеллы //Вопросы марксистской поэтики. -М.: Сов. писатель, 1972.
113. Вулис А. Литературные зеркала. - М.: Советский писатель, 1991. - 480 с.
114. Габитова P.M. Философия немецкого романтизма. - М.: Наука, 1989.
115. Галанов Б. Живопись словом. Портрет. Пейзаж. Вещь. - М.: Советский писатель, 1974.- 344 с.
116. Гаман Р. Импрессионизм в искусстве и жизни. - М.-Л.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1935.
117. Гачев Г.Д. Содержательность художественных форм (Эпос. Лирика. Театр) - М.: Просвещение, 1968. - 302 с.
118. Гей Н.К. Проза Пушкина. Поэтика повествования. - М.: Наука, 1989.
119. Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997. - 415 с.
120. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.: Сов. писатель, 1971.
121. Глушков Н.И. Очерк в русской литературе. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1966. - 75 с.
122. Глушков Н.И. Очерковая проза. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростов, ун-та, 1979. -216 с.
123. Головко В.М. Поэтика русской повести. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та. - 1991.- 192 с.
124. Голубкова В.П. Рассказ в жанровой системе русской литературы конца XIX - начала XX века // Проблемы типологии литературного процесса. Меж-вуз. сб. научн. тр. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1983. - С.97-104.
125. Горелов A.A. Н.С.Лесков и народная культура. - Л.: Наука, 1988. - 296 с.
126. Гоффеншефер В.Ц. Окно в большой мир. - М., Совет, писатель, 1971. -424 с.
127. Грешных В.И. Ранний немецкий романтизм: фрагментарный стиль мышления. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 144 с.
128. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX-XX века. - Л.: Наука, 1978. - 208 с.
129. Грифцов Б.А. Психология писателя. - М.: Худож. лит. 1988. - 462 с.
130. Грознова H.A. Ранняя советская проза. 1917-1925. - Л.: Наука, 1976. - 202 с.
131. Данилко М.И., Нижникова Л.В., Глумова H.A. Типы коммуникационных отношений «автор-читатель» в художественной и документальной прозе. // Коммуникативная направленность текста и его перевод: Сб. научн. трудов. -Киев, 1988.-С.19.
132. Данилова Т.В. Архетипические корни притчи. // Рациональность и семиотика дискурса. - Киев, 1994. - С.59-73.
133. Дебрецени Пол. Блудная дочь. Подход Пушкина к прозе./Пер. с англ. -СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1996. - 398 с.
134. Державина O.A. «Великое зерцало» и его судьба на русской почве. - М., 1965.
135. Державина O.A. Фацеции. Переводная новелла в русской литературе XVII века. - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 192 с.
136. Дмитриев А. Предисловие.// Избранная проза немецких романтиков. В 2-х томах. Т.1. - М.: Худож. лит., 1979.
137. Дмитриева Е.Е. Русская новелла начала XX века // Русская новелла начала XX века,- М.: Сов. Россия, 1990. - С.5-14.
138. Дмитриева Е., Сапожков С. «Случившееся неслыханное происшествие» // Нечаянная свадьба: Русская новелла конца XVIII - начала XIX в. / Сост. авторы предисл., очерков и коммент. Е.Дмитриева. С.Сапожков. - М.: Детская литература, 1991. - 270 с.
139. Дмитриева Р.П. О структуре повести о Петре и Февронии.// Повесть о Петре и Февронии. - Л.: Наука, 1979. С. 6-34
140. Добин Е.С. Сюжет и действительность. Искусство детали. - Л.: Сов. пи-сат., 1981.-430 с.
141. Елеонская A.C. Новые тенденции в развитии ораторской прозы.// Развитие барокко и зарождение классицизма в России XVII - начала XVIII в. - М.: Наука, 1989.-233.
142. Елеонская A.C. Русская ораторская проза в литературном процессе XVII в. - М: Наука, 1990. - 224 с.
143. Еремин И.П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы. Изд. 2-е испр. и доп. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та.. 1987. - 327 с.
144. Есин Б.И. Репортажи В.А.Гиляровского. - М.: Изд-во МГУ, 1985.
145. Жиркова И.А. Новеллистика старших символистов (Жанрово-стилевые модификации). - Автореф. дис.... канд. филол. наук. - М., 1989.
146. Залыгин С. О ненаписанных рассказах. - Новосибирск, 1961.:
147. Залыгин С. Рассказ и рассказчик. Заметки писателя.// Наш современник. 1971. № 11. - сЛ 13-119.
148. Заморий Т.П. Современный русский рассказ. - Киев: Наукова думка, 1968.-253 с.
149. Захаров В.Н. Система жанров Достоевского (типология и поэтика) - Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.-208 с.
150. Золотусский И. Время синтеза (Пути современного очерка). // Вопросы литературы. 1964. № 12. - С.3-20.
151. Иванова Н. О живом и застывшем (Полемические заметки о современном рассказе) // Литературное обозрение. 1985. №2. - С.20-26.
152. Иссова Л.И. Жанр стихотворений в прозе в русской литературе (И.С.Тургенев, В.И.Гаршин, В.Г.Короленко, И.А.Бунин). Автореф. дис.... канд. филол. наук. - Воронеж, 1969.
153. Истоки русской беллетристики. Возникновение жанров сюжетного повествования в древнерусской литературе. - Л.: Наука, 1970. - 595 с.
154. Канторович В.Я. Заметки писателя о современном очерке. Изд. второе, допол. - М.: Сов. писатель, 1973. - 544 с.
155. Канторович В. О правде и субъективности. // Наши достижения. 1934. № 7-8.
156. Канунникова И.К. Поэтика романтической новеллы. // Жанры в историко-литературном процессе. Межвуз. сб. науч. тр. - Вологда: Изд-во Вологод. гос. пед. ин-та, 1985. - С. 18 - 36.
157. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. - М.: Наука, 1975. - 280 с.
158. Кенигсберг М. Об искусстве новеллы. // Корабль, 1923, № 1-2. - С..28-31.
159. Ким. А. Путешествие к истокам. // Дружба народов. 1981. № 8. - С.238-243.
160. Кожинов В.В. Происхождение романа. — М.: Сов. писатель, 1963. - 440 с.
161. Кожинов В.В. Размышления о русской литературе. - М.: Современник, 1991.-526 с.
162. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 336 с.
163. Колосов Б.Г. Поэтика очерка. - М.: Изд-во МГУ, 1977.
164. Копыстянская Н.Ф. Понятие «жанр» в его устойчивости и изменчивости // Контекст. 1986. Литературно-теоретические исследования. - М.: Наука, 1987.-С.178-204.
165. В.Г.Короленко о литературе. - М.: Гослитиздат, 1957.
166. Крамов И.Н. В зеркале рассказа: Наблюдения, разборы, портреты. - М.: Сов. писатель, 1979. - 294 с. . . .......
167. Крутикова Л.В. Реалистическая проза 1910-х годов. (Рассказ и повесть) // Судьбы русского реализма в начале XX века. - Л:: Наука. 1972. - С. 164-227.
168. Кубасов A.B. Рассказы А.П.Чехова: поэтика жанра. Учебное пособие. -Свердловск, 1990. - 72 с.
169. Кубасов A.B. Проблемы романизации рассказов А.П.Чехова. Автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Свердловск, 1989.
170. . Кулешов В.И. Натуральная школа в русской литературе XIX века. - М., 1965.
171. Курганов Е. Анекдот как жанр. - СПб.: Академический проект, 1997. -123 с.
172. Ларин Б.А. Эстетика слова и русский язык писателя. - Л., 1974. - 263 с.
173. Лебедев Ю.В. У истоков эпоса (Очерковые циклы в русской литературе 1840-1860 годов). - Ярославль, 1975.
174. Левин Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. - М.: Языки русской культуры. 1998. - 824 с.
175. Левитан Л.С., Цилевич Л.М. Сюжет в художественной системе литературного произведения. - Рига: Зинатне, 1990. - 512 с.
176. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра: Монография. -Свердловск: Сред. - Урал. кн. изд-во, 1982 - 256 с.
177. Липатов A.B. Древнеславянские письменности и общеевропейский литературный процесс. // Барокко в славянских культурах. - М.: Наука, 1982. -С. 14-77.
178. Литературный энциклопедический словарь (под. общ. ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева). - М.: Советская энциклопедия, 1987.
179. Литературные манифесты западноевропейских романтиков. - М.: Изд-во МГУ, 1980.-639 с.
180. Лихачев Д.С. Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет. -Л.: Сов. писатель, 1989. - 608 с.
181. Лихачев Д.С. Избранные работы в 3 т. - Л., 1987.
182. Лихачев Д.С. Историческая поэтика русской литературы. Смех как мировоззрение. - СПб, 1997.
183. Локтев Н.Ф. О больших проблемах «малого жанра» // Русская литература. - 1979.-№2.
184. Локтев Н.Ф. Об эпической тенденции в современном русском рассказе // Жанрово-стилевые поиски советской литературы 70-х годов. Межвуз. сб. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1981. - С.81-94.
185. Локтев Н.Ф. Проблема внутрижанровой классификации рассказа в современном литературоведении // Жанрово-стилевые проблемы советской литературы. - Калинин: Изд-во КГУ, 1980.
186. Лоскутов М. Экзотические очерки. // Наши достижения. 1934. №5.
187. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин: Александра, 1992. - 479 с.
188. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. - М.: Искусство, 1970. - 3 84 с.
189. Лотман Ю.М. Феномен культуры. // Труды по знаковым системам. 10.Ученые записки Тартуского государственного университета. 463 вып. Тарту, 1978.
190. Лужановский А. В. Рассказ в русской литературе 1820-х—1850-х годов (становление жанра). Автореф. дис. ...докт. филол. наук. - М., 1991.
191. Макина М.А. Русский советский рассказ. Проблемы развития жанра. - JL: Наука, 1975.
192. Малахова М.А. Поэтика эпистолярного жанра // В творческой лаборатории Чехова. - М.: Наука, 1974. - С.310-328.
193. Манн Ю.В. «Повесть о капитане Копейкине» как вставное произведение // Русская новелла: Проблемы истории и теории: Сб. статей - СПб., 1993, с.105-113.
194. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. 2-е изд., доп. М.: Худож лит., 1988. - 413 с.
195. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.: Наука, 1976. - 372 с.
196. Манн Ю. В. Философия и поэтика «натуральной школы» // Проблемы типологии русского реализма. - М.: Наука, 1969.
197. Маркович В.М. О трансформациях «натуральной новеллы» и двух «реа-лизмах» в русской литературе XIX века. // Русская новелла: Проблемы истории и теории: Сб. статей,- СПб., 1993. - С. 113-134
198. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. - М.: Наука, 1990. - 275 с.
199. Мень А. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. - М.: СП «Слово», 1991,- 191 с.
200. Мифы народов мира. Энциклопедия (В 2 томах). - М.: Советская энциклопедия. 1980.
201. Моэм У.С. Искусство слова. - М.: Худож. лит. 1989. - 339 с
202. Моэм С. У. Подводя итоги: /Эссе, очерки/ - М.: Высшая школа, 1991. -559 с.
203. Мущенко Е.Г. Скобелев В.П. Кройчик JI.E. Поэтика сказа. -Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1978. - 286 с.
204. Нагибин Ю. Размышления о рассказе. - М., 1964.
205. Немзер А. Тринадцать таинственных историй. // Русская романтическая новелла. / Сост.подгот. текста, вступ. статья и примеч. А.Немзера. - М.: Худож лит. 1989. - С.3-7.
206. Нинов H.A. Современный рассказ. Из наблюдений над русской прозой (1956-1966). - Л.: Худож. лит. 1969.
207. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. - М.: Мысль, 1989.
208. Новиков Вл. На территории рассказа и новеллы //Литературная учеба 1981. № 4. - С.126-132.
209. Новиков Вл. Ощущение жанра. Роль рассказа в развитии современной прозы // Новый мир. 1987. № 3. - С.239-254.
210. Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. В 2 т. -М.: Худож. лит., 1989..
211. Огнев A.B. О поэтике современного русского рассказа. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1973. - 218 с.
212. Огнев A.B. Русский советский рассказ 50-70-х годов. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1978. - 208 с.
213. Одиноков В.Г. Поэтика русских писателей XIX века и литературный прогресс. -Новосибирск, Наука, 1987. - 158 с.
214. Паустовский К. О новелле. // Новый мир. 1970. № 4.
215. Петровский М.А. Морфология новеллы. // Ars poética. 4.1. - М.: Государственная академия художественных наук, 1927. - С.69-100.
216. Повесть о Петре и Февронии. - JL: Наука, 1979.
217. Полоцкая Э.А. А.П.Чехов. Движение художественной мысли. - М.: Сов. писат., 1979.
218. Полоцкая Э.А. Реализм Чехова и русская литература конца XIX - начала XX века (Куприн, Бунин, Андреев). // Развитие реализма в русской литературе. Т.З. М., Наука. - 1974. - С. 77-164.
219. Проблемы исторического развития литератур. - М.: Просвещение, 1972.
220. Пропп В.Я. Поэтика фольклора (Собрание трудов В.Я.Проппа) Составление, предисловие и комментарий А.Н.Мартыновой. - М.: Лабиринт, 1998. -352 с.
221. Пропп В.Я. Русская сказка. - Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1984.
222. Проходова В.П. Эволюция жанра миниатюры в прозе И.А.Бунина. Авто-реф. дис.... канд . филол. наук. - М., 1990.
223. Реформатский A.A. Опыт анализа новеллистической композиции. // Семиотика. - М.: Радуга, 1983. - С.557-565.
224. Роменец М.В. Проблемы гуманизма в современном русском рассказе. -Харьков, 1969.
225. Ромодановская Е.К. Русская литература на пороге нового времени: Пути формирования русской беллетристики переходного периода. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма. - 1994. - 232 с.
226. Русская новелла: проблемы теории и истории. - Спб.: Изд-во С.-Петербургского университета. - 1993. -275 с.
227. Русский романтизм. - М.: Высш. школа, 1974.
228. Русский романтизм. - Л.: Наука, 1978.
229. Сапаров М.А. Размышления о структуре художественного произведения. // Структура литературного произведения. - Л.: Наука, 1984. - С.179 - 205.
230. Сахаров В.И. Страницы русского романтизма: Книга статей. - М.: Сов. Россия, 1988. - 352 с.
231. Сахаров К.С. Мастерство И.А.Бунина (новелла и повесть 20-х годов). Ав-тореф. дис.... канд . филол. наук. - М., 1971.
232. Светлов М.А. Собрание сочинений в 3 т. - М.: Худож. лит. 1975. Т.З.
233. Семенова Н.В. Новелла и рассказ. Современное состояние вопроса // Романтизм в русской и зарубежной литературе. - Калинин: - Изд-во КГУ, 1979. - С.24-39.
234. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1982. - 155 с.
235. Скобелев В.П. Слово далекое и близкое: Народ. Герой. Жанр: Очерки по поэтике и истории литературы. - Самара, 1991. - 280 с.
236. Слепухов Г.Н. Пространственно-временная организация художественного произведения // Философ, науки. - 1984 - № 1.
237. Смирнова JT.A. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
238. Смирин И.А. Миниатюра в системе малых жанров прозы. // Проблема типологии литературного процесса. / Межвуз. сб. научн. тр. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1981. С. 114-122..
239. Старов Н. Идею рождают факты // Наши достижения. - 1936 - № 12.
240. Степанов Г. Назидательные примеры Сервантеса. //Мигель де Сервантес. Назидательные новеллы. - М.: Худож лит. 1982.
241. Степанов Н. Дружеское письмо XIX в. //Русская проза. Сб. статей. Под. ред. Б.М.Эйхенбаума, Ю.Н.Тынянова. - Л.: «Academia», 1926. - с.74-101.
242. Степанова К.П. Очерк как жанр описательный. // Жанровое новаторство русской литературы конца XVIII-XIX вв. - Сб. науч. работ. - Л.,ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1974. - С.48-57.
243. Стюфляева М.М. Поэтика публицистики. - Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1975.
244. .. Сурков Е.А. Русская повесть первой трети XIX века. (Генезис и поэтика жанра). - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1991. - 160 с.
245. Сухих И.Н. Проблемы поэтики А.П.Чехова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
246. Тагер Е.Б. Избранные работы по литературе. - М.: Сов писатель, 1988
247. Теория литературы. - Т.2. - М., 1964, с. 17
248. Ткачев П.И. Границы жанра. - Мн.: Изд-во БГУ, 1977. - 208 с.
249. Тодд III У.М. Дружеское письмо как литературный жанр в пушкинскую эпоху /Пер. с англ. И.Ю.Кубенского. - Спб.: Академический проект, 1994. -207 с.
250. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 334 е..
251. Трубецкой E.H. Смысл жизни. - М.: Республика, 1994.- 432 с.
252. Тынянов Ю.Н. Архаисты и новаторы. - JL: Прибой, 1929.
253. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. - М.: Наука, 1977. -574 с.
254. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. - М.: Высшая школа, 1989.- 135 с.
255. Ульяшов П.С. Этот неумирающий жанр (Современный советский рассказ). - М.: Знание. 1987. - 112 с.
256. Усенко JI.B. Импрессионизм в русской прозе начала XX века. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 1988.- 240 с.
257. Успенский Б.А. Культ Николы на Руси в историко-культурном освещении (Специфика восприятия и трансформация исходного образа). // Ученые записки Тартуского госуд. ун-та. Вып. 463. Семиотика культуры. Труды по знаковым системам. - Тарту, 1978. - С.86 -140.
258. Утехин Н.П. Жанры эпической прозы. - JL: Наука, 1982. - 184 с.
259. Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2 т. - СПб.: София, 1991.
260. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. Учебное пособие. — Калинин: Изд-во КГУ, 1984.
261. Фомичев С.А. Поэзия Пушкина. Творческая эволюция. - JL: Наука, 1986. - 304 с.
262. Фрейд 3. Психология бессознательного. - М.: Просвещение, 1990.-448 с.
263. Хёйзинга И. Homo Ludens; Статьи по истории культуры. - М.: Прогресс-Традиции, 1997.- 416 с.
264. Хлодовский Р.И. Декамерон. Поэтика и стиль. - М.: Наука, 1982. - 348 с.
265. Христианство: Энциклопедический словарь в 3 т. - М.: Большая Российская энциклопедия. 1995.
266. Цейтлин А.Г. Становление реализма в русской литературе - М.: Наука, 1965.
267. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. Изд. 2-е перераб. и доп. -М.: Мысль, 1973.-269 с.
268. Шкловский В.Б. О теории прозы. - М., 1926.
269. Шкловский В.Б. Собрание сочинений в 3 т. - М.: Художественная литература, 1974.
270. Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. - М.: Сов. писатель, 1961. - 667 с.
271. Шкловский В.Б. Энергия заблуждения - М.: Сов. писатель, 1981. - 352 с.
272. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2 т. - М.: Искусство, 1983.
273. Штейн А. Джованни Боккаччо и его «Декамерон» // Джованни Боккаччо. Декамерон. - М.: Гос. издат., 1955. - С.3-25.
274. Шубин Э.А. Современный русский рассказ. Вопросы поэтики жанра. - JL: Наука, 1974. - 182 с.
275. Шукшин В. Как я понимаю рассказ // Литературная Россия. 1964. 20 ноября.-С.15.
276. Эвентов И. Возвышение новеллы //Литературный современник. 1935. № 12. - С.149-166.
277. Эйхенбаум Б.М. О'Генри и теория новеллы // Звезда. 1925. № 6. - С. 291308.
278. Эйхенбаум Б.В. О прозе. О поэзии. Сб. статей./Сост. О.Эйхенбаум; Вступ.ст. Г.Бялого. - Л.: Худож. лит., 1986. - 456 с.
279. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни. - М.: Худож. лит, 1981.
280. Эпштейн М.Н. Парадоксы новизны: О литературном развитии XIX-XX веков. - М.: Сов. писатель, 1988. - 416 с.
281. Эсалнек А.Я. Внутрижанровая типология и пути ее изучения. - М.: Изд-во МГУ. 1985. - 184 с.
282. Эсалнек А.Я. Типология романа (теоретический и историко-литературный аспекты). - М.: Изд-во МГУ, 1991. - 159 с.
283. Этов В.И. Современный рассказ. Проблемы и герои. - М.: Знание, 1983.
284. Явчуновский Я. Документальные жанры. Образ, жанр, структура произведения. - Саратов, 1974. - 232 с.
285. Якимович Т. Французский реалистический очерк 1830-1848 гг. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
286. Янушкевич A.C. Русский прозаический цикл как форма времени //Исторические пути и формы художественной циклизации в поэзии и прозе. - Кемерово: Изд-во КГУ, 1992.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.