Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Бурганов, Игорь Александрович

  • Бурганов, Игорь Александрович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 147
Бурганов, Игорь Александрович. Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Москва. 2001. 147 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Бурганов, Игорь Александрович

Введение.

Глава 1. Роль художественных и культурных факторов в формировании малых музеев.

Глава 2. Типы малых художественных музеев: разнообразие программ.

Глава 3. Особенности коммуникативных построений малых художественных музеев.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Малый художественный музей в контексте культуры второй половины XX века»

Тенденция к выделению категории «малых» музеев из многообразия музейных учреждений последней трети XX века объясняется их значением как для музейной практики, так и культурной жизни общества в целом. Возникшее внимание к обозначенной группе свидетельствовало о качественных изменениях в восприятии искусства, о приоритетности у современников стремления через частное, конкретное продвигаться к более глубокому и дифференцированному постижению художественных явлений. Главным же стал импульс к свободе выбора, к частному самоопределению зрителя, освобождению от массовых, организованных форм восприятия искусства. И именно современный зритель с его тонким психологическим строем и стремлением к индивидуальным формам со-переживания творчества вызвал к жизни и утвердил малые формы в устройстве музеев.

Специалисты-музееведы с некоторых пор стали обращать внимание на непосредственную связь музеев с развитием общества: «В условиях современного общества музей не в состоянии развивать деятельность и завоевывать положение, основываясь лишь на опыте и интуитивном подходе к музейной работе».1 Музееведение все определеннее связывает само существование музеев со спецификой отношения человека к действительности, «которому единственно приходится решать гамлетовскую дилемму: быть или не быть музеям».11

Малые музеи, существуя с момента зарождения самого института музея, до последнего времени в отечественной практике не выделялись. Это, думается, было связано с активной ролью крупных, ведущих музеев страны в пропаганде искусства, а также с установившимся вниманием к многообразию типов и специализаций самих малых музеев (мемориальные, производственные, учебные, тематические, а также исторические, биологические, художественные и т.д.). До конца XX века наука не расматривала их как единый тип организации и функционирования музейного учреждения. Отечественные словари музейных терминов также не содержат даже самого определения малого музея111.

Факт возникновения подобной проблемы в музейной теории, который отмечается сегодня как интересом к нему отдельных исследователей, так и стихийными тенденциями в изменении зрительских приоритетов, свидетельствует о том, что проблема малого музея выросла из сути общественных процессов второй половины XX века. Наряду с обозначением музеев по роду их специализации, мы стали отмечать различие по видам организации. Такое оказалось возможным благодаря происшедшему развитию и совершенствованию самой музейной деятельности, отражению в ней более тонких духовных процессов общества и пониманию того, что форма музея и связанная с ней специфика, есть суть его функции. Именно на этом стыке располагается наш интерес к обозначенной проблеме. Как видим, малый музей оказался на средокрестии интересов эволюционизированного музейного зрителя и усовершенствованной формы работы музеев.

К пониманию целесообразности и необходимости дифференцированного отношения к крупным и малым формам музеев шли через долгую практику, совершенствуя в комплексе каждодневную работу по разным направлениям музейной деятельности. В ее основе лежат результаты многолетнего опыта по формированию коллекций, исследованию посетительского потока, изучению изменений интересов зрителей, и, не в последнюю очередь, расширение музейной сети и самого музейного пространства. Эти обозначенные параметры позволили с углублением в частные проблемы музейной работы осознать место и значение различных типов музеев в художественной и культурной жизни общества своего времени. В результате такого дифференцированного отношения к музеям и выявилась роль их малых форм как значимой и самостоятельной области музейной практики, со своей спецификой отношений «музей-зритель», что предстает важным признаком в характеристике современных культурных тенденций развития общества, где выявляется активная роль зрителя, в конечном итоге осознанная музеями и ставшая определяющей в их деятельности.

Известная до сих пор невыделенность категории малого музея в отечественной теории музееведения, думается, объясняется несколькими важными факторами. В первую очередь, следует назвать сложность определения самого явления. Имея более четкие параметры характеристики коллекций, ведомственной принадлежности, тематической направленности они проще всего систематизируются по этим признакам. Обозначить же масштабы малых музеев, что более всего предполагает само определение, довольно трудно. Учитывая заданность естественного роста малых музеев, их стадиальность для крупных музеев, сделать это по признаку размера не представляется возможным.

Действительно, что может лежать в основании определения малого музея? Фиксация размеров музейного пространства и его коллекции на определенном этапе роста? Тематическая направленность деятельности или типовое единство собранного материала? Принцип удаленности от культурных центров? Представляя, что все сказанное может иметь отношение к малому музею, все же хочется найти более специфический стойкий признак, объединяющий в себе вариативное многообразие его реальных форм. И такими, на наш взгляд, могут быть особенности организации работы музея и принципы его отношений с посетителем.

Наш интерес к проблеме, ставшей темой диссертационной работы, был вызван вниманием к современной музейной практике, ее неоднозначным процессам и обращением к теории музееведения, зафиксировавшей в трудах исследователей конца XX века наметившиеся тогда изменения в деятельности музеев и давшей первые ее аналитические оценки.

Литература по музейной теории и практике обширна. Она освещает путь осмысления этой области деятельности с момента ее фиксации до настоящего времени, расширяясь тематикой исследований соответственно возрастанию направлений работы и усложнению взаимоотношений музея со своим посетителем. Одними из ранних работ в области отечественного музееведения стали материалы по подготовке предварительного съезда по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей музеев. Естественно он был обусловлен всей предшествующей практикой, а также обращениями и публикациями конца XIX века. Все вместе они отразили факт сложения этой специфической области культурной деятельности, зафиксировали высокие духовные устремления и воспитательные идеи, положенные в ее основание: «Музей, признанный надлежащею компетентною инстанцией, соответствующим своему назначению, имеющим научное, общественное или государственное значение, становится предметом государственного попечения, и в случаях, угрожающих его существованию, ограждается местною правительственной властью».IV Вместе с тем потребность в съезде могла возникнуть лишь при необходимости решения серьезных насущных проблем. Вкупе эти моменты свидетельствовали об активности процессов и их актуальности.

Главной особенностью трудов по музееведению являются не футурологические высказывания, а опора на практику, на анализ текущих процессов. В этом нам видится специфика этой области науки и ее достоверность. Большое значение при таком отношении к материалу имеют социологические исследования, опросы посетителей музеев/

О стабильном развитии этой области научной мысли свидетельствует наличие регулярных и периодических специальных изданий, в которых отражается текущая практика музеев, дается научный анализ и комментарий к современным процессам. Картина мировой музейной практики может быть получена широкими потребителями такой информации со страниц журнала «Museum» -ежеквартального издания ЮНЕСКО. В краткой форме в нем дается обзор музейной жизни на всех континентах, обращено специальное внимание на выявление новых форм работы. У нас в стране в серии «музееведение» регулярно выходят сборники научных трудов института культурологии, где публикуются работы не только специалистов института, но и сотрудников музеев страны. Это соединение на одних страницах теории с практикой создает для читателя объемную картину происходящего в области музейной практики. К регулярным изданиям относятся также экспресс-информации ГИВЦа. Все эти серийные издания сориентированы на современный процесс, на рассмотрение актуальных проблем музейной деятельности. В этом отношении они оказались полезными для создания картины развития музеев во второй половине и конце XX столетия важной для настоящей работы.

Работ, непосредственно касающихся рассматриваемой в диссертации темы, немного. Здесь следует назвать статью

М.А.Пожаровой «Проблема камерного музея и современный процесс», в которой она озвучивает необходимость в малых музеях. Заостренность внимания на одном художнике, на определенном круге художественных проблем или периоде в истории искусства, как утверждает автор, - это потребность времени. Статья Д.Жаммо «Эффективность малых музеев» представляет нам пример деятельности Музея естественных наук в Орлеане (Франция), на котором он рассматривает интересующие нас проблемы музеев малой формы. В работе он показывает преимущества компактной структуры: «Исходя из опыта повседневной работы мы верим, что будущее - за компактными функциональными организациями. Этому есть две основные причины. Во-первых, действуя на местном уровне, они эффективно препятствуют географическому рассредоточению коллекций (последние не могут быть по-настоящему поняты вне местного контекста) и таким образом предотвращают утрату культурного наследия, которое трудно восстановить. Во-вторых, штат таких учреждений ограничен, и поэтому любой проект осуществляется коллективными усилиями, что исключает пагубное для музеев деление персонала на руководителей, проектировщиков, исполнителей, популяризаторов»/1 В этих двух работах - отечественной и зарубежной заключается видение проблемы малого музея, характерное как нашей, так и западной практике. В принципе они развивают и дополняют друг друга.

К числу работ, в которых рассматриваются близкие настоящему исследованию проблемы следует отнести статьи М.Б.Гнедовского «Музейная коммуникация и ритуал», «Современные тенденции развития музейной коммуникации», работы В.Ю.Дукельского «Музей и культурно-историческая среда», «Музейные коллекции и предметный мир культуры», Д.А.Равиковича «Социальные функции и типология музеев», Ю.У.Гуральника «Каким быть музею будущего», а также публикации Н.А.Никишина, Е.Г.Вансловой, В.П.Арзамасцева, М.Т.Майстровской, А.С.Соустина, А.К.Ломуновой и др. В них рассматриваются частные проблемы современной музейной практики -задачи экспозиционной работы, «язык музея», как универсальная моделирующая система, тенденции развития музейной коммуникации. Все они в той или иной степени касаются проблем самоопределения малых музеев, так как тенденции, выявленные ими, характеризуют современный музейный процесс, актуальным выражением которого и является рассматриваемый нами камерный музей.

Методологическую и историческую основу исследования специфических проблем музейной деятельности мы выработали, основываясь на трудах Н.Ф.Федорова,А.В.Бакушинского и др.

Актуальность темы. Отмеченная во второй половине и конце XX столетия актуализация малых музеев стала знаменательной. Это свидетельствовало о серьезной внутренней перестройке музейной работы. Но только вывод проблемы малого музея из круга его внутренних проблем во вне, на его отношение со своим зрителем, представляется важным, открывающим новые грани не только в деятельности малых музеев, но и в музейной практике в целом. Происходит значительное смещение акцентов в приоритетах функций музеев, что кардинальным образом влияет на систему их коммуникативных отношений. В этом видится зрелость современной стадии развития музеев, совершенствование музееведческой науки, отмечающей более тонкие связи и отношения музея с внешним миром, возврат к музейной специфике - к выделению духовных сфер деятельности, к развитию и усложнению коммуникативных связей музей-зритель». Факт выхода на такое понимание является достижением современного общества. Не случайно проблема поднимается во всей своей полноте именно сейчас.

Обоснование темы. Обращение к этой теме вызвано ее малой изученностью в отечественном музееведении. Наблюдающиеся на практике процессы лишь отмечены специалистами. В известной мере такое положение связано с объективным ходом современного общественного развития. Малые музеи, быстро набиравшие силу в доперестроечный период, оказались приостановленными в своем формировании. Не все намеченное и проявившееся было завершено.

Между тем многие процессы конца XX века обозначились сегодня и требуют своего осмысления. В их ряду малые художественные музеи выступают как явление большой социальной и культурной значимости, в характере развития которых усматриваются многие свойственные для времени черты. Они дают возможность на изломе двух веков отметить трансформацию деятельности музеев - завершение модернистского этапа истории и выявление новых постмодернистских приоритетов. Пропагандистско-воспитательная работа музеев с их ориентацией на массового зрителя утратила всякую почву в том реальном мире и сменилась на диалоговую форму общения музея со своим посетителем, обозначив самоценность индивидуальных форм обслуживания.

Целью настоящей работы является исследование проблемы художественного музея малой формы, обозначившейся в результате социальных и культурных процессов современного общества, в комплексе его внутренних и внешних проблем, а также в контексте общего развития института музея и современного общества в целом.

Художественные музеи объединены приоритетами эстетической и художественной значимости представляемых произведений и особенностями зрительского восприятия. Эти параметры определяют лишь внешние границы интересующего нас огромного и разнообразного специфического поля деятельности. Внутри его конфигурация складывающихся между этими данностями отношений служит образованию новых актуальных форм в деятельности, в коммуникациях со зрительскими массами. Они прослеживаются от формирования частных коллекций до создания крупных музейных комплексов. Выделение же из этого ряда малых форм, как наиболее актуальных для современного этапа, дает возможность внимательно присмотреться к современным культурным и художественным процессам, подметить в малой форме порой скрытые пока от нас тенденции.

Бурное развитие музейного дела в XX веке в масштабах всего мира неминуемо должно было привести к качественным изменениям в его практике и констатации этого факта специалистами. В настоящей работе, отмечая объективность и распространенность самого явления, мы фокусируем внимание на художественных музеях малых форм, имеющих ряд специфических черт, выделение которых, как отмечалось выше, стало достижением современного культурного развития общества.

Объектом исследования стали современные процессы музейного строительства, обозначившие дифференциацию типов музеев и специфику их деятельности.

Предметом исследования настоящей диссертации являются отечественные малые художественные музеи второй половины и конца XX столетия, взятые в специфике своей деятельности и в контексте общественных и социальных отношений. Обращение к зарубежному опыту, неминуемое в такой работе, лишь подтверждает течение некоторых процессов в нашей практике.

Метод исследования. В работе применен аналитический метод исследования музейных процессов и комплексный подход ко всем явлениям, входящим в систему коммуникативных связей малых музеев.

Научная новизна работы заключена в выявлении типов малых художественных музеев, системы их коммуникативных отношений и, в первую очередь, связи «музей-посетитель», особо выделены направления работы музеев, обозначенные функциями формирования экспозиций, экскурсионным обслуживанием, досуговыми мероприятиями. Эта работа на отечественном материале проводится впервые.

Практическая ценность исследования заключена в результатах проведенной работы, которые станут научным вкладом в теорию отечественного музееведения, а также могут быть использованы музеями в сложении своей деятельности, в установлении контактов со своими зрителями. Материалы работы могут представлять интерес как учебный материал для студентов кафедр музееведения.

Апробация результатов работы проведена в виде.

Настоящая работа состоит из Введения, трех Глав и Заключения. Имеет в качестве приложения альбом иллюстраций.

13

Примечания

I Странский 3. Понимание музееведения // Музеи мира. - М.,1991. С. 16

II Странский 3. Понимание музееведения // Музеи мира. -М.,1991. С. 19 ш Краткий словарь музейных терминов (проект) - М., 1974; Терминологические проблемы музееведения. Сборник научных трудов - М., 1986; Словарь музейных терминов и определений - Челябинск.: Рифей, 2000

1V Предварительный съезд по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей музеев.-СПб, 1913. С.60 v Среди них выделим работы: Ю.У.Гуральник. Каким быть музею будущего (опыт социологического анализа) // На пути к музею XXI века. Сборник научных трудов-М., 1989; Е.Г.Ванслова. Динамика социальных функций светского музея (по материалам экспертного опроса) // Вопросы теории и методики. Сборник научных трудов. -М., 1987; Музей и посетитель. Вып.1. -М., 1975 и др. V1 Жаммо Д. Эффективность малых музеев // Museum, 1984, № 141

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Бурганов, Игорь Александрович

Заключение

Представленная работа, является одной из первых в отечественном музееведении попыток рассмотреть малые художественные музеи в контексте современной культуры. Проведенное исследование позволило сделать вывод, что малые музеи представляют не только самоценное явление, но и знаменуют собой серьезные перемены в общемузейной практике.

В свою очередь выделение музеев по такому признаку стало возможным в результате глобальных процессов постмодернисткого этапа развития общества. Музей на уровне духовных потребностей его членов стал отражением тонких процессов. К числу главных факторов следует отнести развитие индивидуалистических тенденций, усложнение коммуникативных связей между явлениями и людьми. В музейном деле это выразилось в отходе от массовых форм работы, в обращении к отдельному посетителю, удовлетворении его частных интересов. Их многообразие обусловило развитие камерных мобильных форм, какими и являются малые музеи!

Отмечая актуальность такой формы для постмодернистской эпохи с ее плюрализмом вкусов, пристрастий и мнений в целом, мы все же усмотрели в этом явлении еще более тонкую внутреннюю дифференциацию по направлениям работы. Выделяя малые художественные музеи, мы обращаем внимание на специфичность программ таких музеев, благодаря чему имеем возможность выявить широкий спектр интересов зрителей и пути их удовлетворения музеем.

Малые музеи, отмеченные в истории с момента зарождения музейной отрасли как этапные, к настоящему моменту трансформировались в совершенно самобытное и самостоятельное явление. Их характеристики следует определять сегодня не с позиций размеров, а выводить из специфики работы. В ее основе, как нам удалось убедиться, преобладают задачи установления коммуникативных связей музея со своим зрителем. Они не одномерны, а сложны и прихотливы, как многообразны запросы посетителей.

Ситуация, выявившая новые тенденции в музейной практике, не имела резких переходов. Перемены происходили на том же самом традиционном музейном пространстве, на привычном материале. Произошло смещение акцентов в функциях музеев: из воспитательного и пропагандистского по преимуществу он становится местом духовного общения индивидов. В работе показано, что начиная с 1980-х годов стали выявляться диалоговые формы контактов музея со своим зрителем. Это прежде всего стало возможным на базе камерных музеев, компактных и мобильных, где процессы протекали активнее и выступали рельефнее.

Выделяя, как основную, коммуникативную функцию малых музеев, в работе рассмотрены каналы прохождения специфических музейных коммуникаций по направлениям: экспозиция, экскурсионное обслуживание, досуговая деятельность. Именно на их основе формировалось и отрабатывалось новое, которое спустя некоторое время обозначилось как специфика малых музеев в контексте общей музейной деятельности.

В работе рассмотрены типы малых художественных музеев: учебных заведений, предприятий художественной промышленности и народных промыслов, тематические, одной картины, монографические, музеи частных коллекций. Автором были выявлены особенности их формирования, специфические задачи, характер деятельности. В результате анализа удалось обозначить специфику каждого из типов.

Так, учебные музеи активно развивают две функции -документирования (формирование фондов) и методической работы. Четкие учебные задачи этих заведений несколько отодвигают экскурсионную работу с посетителями, досуговые формы работы. Музей художественного вуза является в первую очередь серьезной практической базой для учебного процесса.

Музеи предприятий художественной промышленности и народных промыслов призваны представлять искусство конкретного центра, формировать коллекции, в которых прослеживается художественная традиция производства, отмечается ее эволюция, представляются значительные произведения. Большое место в их собраниях и экспозициях занимают персоналии - стенды с работами художников и мастеров этих предприятий. Довольно много уделяется внимания работе по пропаганде местного искусства, продукции предприятия. В этих же целях развивается издательская деятельность. Заметное место в таких музеях занимает экскурсионное обслуживание, как одна из действенных форм пропаганды своего искусства.

Приоритетами тематических музеев является работа с посетителем. Они собирают людей, близких по интересам, в них мероприятия по досуговой работе преобладают или должны стремится к этому. В программу этих музеев входит развитие контактов во множестве их связей - между вещью и зрителем, художником-экспозиционером и зрителем, зрителями между собой. В них вещь, предмет, посредством которых выстраивается тематический ряд, «работают» как посредники в реализации темы.

Многочисленны и многообразны музеи монографические (персональные). В нашей стране большей частью они развиты в виде мемориальных музеев. Однако в последнее стали появляться и персональные. Характер их экспозиционного решения и деятельности имеет широкий диапазон - от самых традиционных по подаче материала до авангардных по пониманию роли музея в современном обществе. Автору удалось отметить своеобразие каждого из видов, рассматривая характер организации музея-мастерской А.С.Голубкиной и Бурганов-Центра. Задачи таких персональных музеев заключаются в пропаганде искусства отдельных личностей, в сохранении той творческой микросреды, которая позволяет наиболее полно дать представление о личности художника, его творческом процессе. В таком музее предполагаются все имеющиеся формы музейной работы - от создания значимой экспозиции, где каждый предмет в отдельности становится знаком, а все вместе служат раскрытию содержания и активной экскурсионной работы до яркой досуговой деятельности, способной привлекать многих посетителей.

Музей одной картины, единственный в нашей стране, вошедший в число рассматриваемых музеев, представляет собой эксперимент работы со зрителем, где возможность общения индивида с отдельно взятым произведением искусства становится главной идеей деятельности коллектива сотрудников. При такой форме отношений музея и зрителя обострены все каналы связи, происходящие через посредство картины. Со стороны музея выстроенность ситуации и большая работа самостоятельного осмысления произведения зрителем становятся залогом рзультативной коммуникативной связи.

Последней группой, рассмотренной нами в работе, стали музеи, созданные на основе частных коллекций. Для нашей страны это новая форма. Главным признаком таких музеев, широко развитых на Западе, является элитарность. Контингент их посетителей ограничен и просвещен. Малые размеры музея и изысканность коллекции - грани таких образований.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Бурганов, Игорь Александрович, 2001 год

1. Актуальные проблемы музейного дела в РСФСР // Труды государственного ордена Ленина Исторического музея. Выпуск № 66. -М., 1987

2. Агтьфонси Л. На перекрестках культур: музеи Марселя // Museum N 202 (N 4. 1999)

3. Арзамасцев В.П. О семантической структуре музейной экспозиции // На пути к музею XXI века: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1989

4. Бакушинский А.В. Искусство и музеи. Современные музеи искусства и музей будущего // Исследования и статьи, (сер. Избранные искусствоведческие труды). -М.:Советский художник, 1981

5. Барабанов Е. Музейный универсум // Декоративное искусство, 1997. № 1-2.

6. В помощь народным музеям. Научно-исследовательский институт культуры. Труды 42. Москва, 1956

7. Ванслова Е.Г. Динамика социальных функций советского музея (по материалам экспертного опроса) // Вопросы теории и методики: Музевеедение. Сборник научных трудов. -М., 1987

8. Ведерникова Л.В. Музей и историзация культуры // Музеи России: Поиски, исследования, опыт работы: Сборник научых трудов. СПб, 1996

9. Вирзинг М. Различия в работе музеев Росийской Федерации и Западной Европы // Музей и общество на пороге XXI века: Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 120-летию Омского государственного историко-краеведческого музея. -М., 1998

10. Ю.Волкова Е.В. Зритель и музей (Понимание и объяснение. Сопереживание и созерцание). -М., Знание, 1989

11. П.Выготский Л.С. Психология искусства. -М.: Педагогика, 1987

12. Галкина Е.Л. Перспективы размещения музейной сети в РСФСР с учетом формирования системы населенных мест // Региональные проблемы развития музейного дела. На пути к музею XXI века. -М., 1990

13. З.Гаранина Е.Г. Специфика современной нтерпретации музея-памятника // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Музееведение.Сборник научных трудов. -М., 1989

14. Гнедовский М.Б. Музейная коммуникация и ритуал // Некоторые проблемы исследований современной культуры. -М., 1987

15. Гнедовский М.Б. Проектирование в музейном деле: история и перспективы // Музеи мира. -М., 1991

16. Гнедовский М.Б. Современные тенденции развития музейной коммуникации // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Музевеедение. Сборник научных трудов. -М., 1989

17. Гнедовский М.Б., Хлопина О.В. Принципы классификации музеев // Вопросы теории и методики: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1987

18. Годунова J1.H. Музеи в современном мире // Музей город - регион: история и современность (по материалам конференций музейных работников, состоявшихся в гг.Москве и Орле в 1997г.) - М., 1998

19. Гордон В.М. Организация экспозиции памятников культуры (психологические особенности ее восприятия) // Теория, методология, практика (сер. Памятниковедение). Сборник научных трудов. М., 1986

20. Гуральник Ю.У., Киселев Е.Ю., Коваль М.Ю. Музей в социологическом контексте нашего общества // Музей и общество. Экспресс-информ. Выпуск 3-4-. -М., 1991

21. Дадамян Г.Г., Дондурей Д.Б. Опыт теоретического построения типов зрительского восприятия и понимания изобразительного искусства // Советское искусствознание'78. Первый выпуск. -М: Советский художник, 1979

22. Данилова И.Е. Искусство и зритель в Италии XY века. К постановке вопроса // И.Е.Данилова. Искусство Средних веков и Возрождения: работы разных лет. -М.:Советский художник, 1984

23. Джойнз P.P. Музеи и перемены: некоторые сображения о созидании, разрушении и самоорганизации // Museum N 202 (N 4. 1999)

24. Доброхотов А. Общество и музей // Музей и общество. Экспресс-информ. Выпуск 3-4-. -М., 1991

25. Доминов М.Ш. Музей в философии Н.Ф.Федорова // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов.Выпуск 1.-СП6,. 1995

26. Дондурей Д.Б. Искусство и публика: о новых социальных функциях современной критики // Советское искусствознание'80. Вып.2 М.: Советский художник, 1981

27. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1989

28. Дукельский В.Ю. Музейные коллекции и предметный мир культуры // Некоторые проблемы исследований современной культуры. Сборник научных трудов. М., 1987

29. Дукельский В.Ю. Памятники истории и культуры в системе музейной деятельности // Теория, методология, практика: Памятниковедение. Сборник научных трудов. -М., 1986

30. Ермолаев А., Шулика Т. «Открытое проектирование» // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. (На пути к музею XXI века). Сборник научных трудов М., 1997

31. Жаммо Д. Эффективность малых музеев // Museum. Вопросы музейной практики. -1984, № 141

32. Завещано России. Меценаты и коллекционеры: Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. -М.: «Памятники Отечества», 199435.3айгер Н.Я. Музей-мастерская скульптора Анны Семеновны Голубкиной. Путеводитель. -М., 1983

33. Капитана Н.Н. Музеи Парижа (Города и музеи мира). -М.: Искусство, 1986

34. Калугина Т. Эстетически ориентированные тенденции в экспозициях художественных музеев // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. (На пути к музею XXI века). Сборник научных трудов М., 1997

35. Калугина Т.П. Истоки культурно-коммуникативной функции экспозиции художественного музея // Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1989

36. Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей // Музеи мира. -М.,1991

37. Калугина Т.П. Общественное сознание и художественный музей // Музеи мира. -М., 1991

38. Качиа Фрэнсис. Коммуникация и музей // Museum, 1984, № 141

39. Киселева Е. Дом Павла Корина. -М.: Московский рабочий, 1975

40. Кнабе Г. Местоимения постмодерна. Обзор некоторых событий, фактов и текстов // Красные холмы. -М.,1999

41. Кнабе Г.С. Вещь как феномен культуры // Музеи мира. -М., 1991

42. Колганов В.Н. Временный научно-исследовательский коллектив «Музей» Министерства культуры СССР. Концепция развития музейного дела в СССР // Музей и общество. Экспресс-информ. Выпуск 3-4-. -М., 1991

43. Колокольцова Н.Г. Музыка и музей (опыт исследовательского этюда) // Музеи мира. -М., 1991

44. Кондратенко А.И. Музейное дело в контексте провинциального микромира // Музей город - регион: история и современность (по материалам конференций музейных работников, состоявшихся в гг.Москве и Орле в 1997г.) - М., 1998

45. Коссова И.М. Выставочная работа музеев в современных условиях. Конспект лекций. -М.,1987

46. Коссова И.М. Музей в культурной жизни края. М.: Советская Россия, 1989

47. Красилина Г.Н. Из опыта работы советских музеев по популяризации и изучению музейного зрителя в 1920-30-е годы // Музей- 2: Художественные собрания СССР. -М.: Советский художник, 1981

48. Кузина Г.А. Государственная политика в области музейного дела в 1917-1941 гг // Музей и власть: Государственная политика в области музейного дела (XYII1-XX вв). Сборник научных трудов.Часть 1. М., 1991

49. Кузнецова И.А. Первый Художественный музей в Москве // Сезоны. -М., 1995

50. Кузнецова Н.Б. Новые направления в работе вузовских музеев // Музеи России: поиски, исследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Выпуск 2. СПб., 1996

51. Кузьмин А.С., Кузьмина Е.Е. О диалектике функций историко-культурного музея (музей как средство межкультурной трансляции и внутрикультурной рефлексии) // Музеи мира. -М., 1991

52. Кутя В.В. Центр музейных инициатив Музей «Кунцево» и его система работы с посетителями // Музей - город - регион: история и современность (по материалам конференций музейных работников, состоявшихся в гг.Москве и Орле в 1997г.) - М., 1998

53. Лещинский А.Н. Культурная политика и современная социокультурная ситуация // Ориментиры культурной политики. Информационный выпуск № 4. М., 1994

54. Ломунова А.К. Воспитание музейной культурой посетителя. Конспект лекций.-М., 1988

55. Ломунова А.К. Музей и семья // Вопросы теории и методики: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1987

56. Лурье В.Г. Музей на предприятии. -М.: Профиздат, 1982

57. Майстровская М. Музейная экспозиция: Тенденции развития // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. (На пути к музею XXI века). Сборник научных трудов М., 1997

58. Майстровская М. Музейный образ поиски и находки (экспозиционное искусство 90-х годов) // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. (На пути к музею XXI века). Сборник научных трудов -М., 1997

59. Майстровская М.Т. Архитектурно-художественные компоненты в музейной экспозиции // Искусство музейной экспозиции и техническое оснащение музеев: Музееведение. Сборникнаунчых трудов № 139. -М., 1985

60. Майстровская М.Т. Очерк развития современного экспозиционного дизайна (музеи искусств) // На пути к музею XXI века: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1989

61. Майстровская М.Т. Художественные музеи РСФСР (современное состояние и тенденции развития сети) // Региональные проблемы развития музейного дела. На пути к музею XXI века. -М.,1990

62. Мамонтова Н.Н. К истории художественно-промышленных музеев в России // Научные чтения памяти В.М.Василенко: Сборник статей. Выпуск 2. -М., 1998

63. Модернизация музейных экспозиций: Методические рекомендации. -М„ 1989

64. Московский музей искусств «Бурганов-центр». В контексте современных проблем культуры. -М., 2000

65. Музеи России. Справочник в 4- частях. Часть 1. М., 1993

66. Музей и власть: Государственная политика в области музейного дела (ХУШ-ХХ вв). Сборник Ч. 1,2. -М, 1991

67. Музей и коммуникация. Концепция развития Самарского областного историко-краеведческго музея им.П.В.Алабина. Самара, 1998

68. Музей истории вуза действенная форма воспитания : Информационно-методическое пособие. -М.: Издательство Московского университета, 1975

69. Музей-квартира И.И.Бродского (сер.Художественные музеи СССР). -М. Изобразительное искусство, 1985

70. Никишин Н. Музейные средства: знаки и символы // Музейная экспозиция: Теория и практика. Искусство экспозиции. Новыесценарии и концепции. (На пути к музею XXI века). Сборник научных трудов М., 1997

71. Никишин Н.А. «Язык музея» как универсальная моделирующая система музейной деятельности // Проблемы культурной коммуникации * музейной деятельности: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1989

72. Новожилова Л.И. Музей и зритель // Музей -2: Художественные собрания СССР. -М.: Советский художник, 1981

73. Пелевин Ю.А. Эстетические представления массовых зрителей художественных музеев. Конспект лекций. -М., 1988

74. Первый Всероссийский музейный съезд. Тезисы докладов. -М.,Л., 1930

75. Переверзев Л. Музей в современном мире. XI Генеральная конференция ИКОМ // Декоративное искусство СССР, 19

76. Пирс С. Новый взгляд на старые вещи // Museum N 202 (N 4. 1999)

77. Пожарова М.А. Проблема камерного музея и современный художественный процесс // Музей и зритель. Архангельск, 1990

78. Полунина Н., Фролов А. Основатели. Российские просветители. М.: Советская Россия, 1990

79. Поляков Т.П. Образно-сюжетный метод организации музейной экспозиции // Некоторые проблемы исследований современной культуры. Сборник наунчых трудов. -И., 1987

80. Предварительный съезд по устройству Первого Всероссийского съезда деятелей музеев. СПб., 1913

81. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев // Вопросы теории и методики: Музееведение. Сборник научных трудов. М., 1987

82. Разгон A.M. Предварительный музейный съезд итоги развития музейного дела в России // Музей и власть. Ч. 2-М., 1991

83. Размустова Т.О. Местный музей: эволюция взглядов и динамика моделей // Российская провинция XYIII-XX веков: реалии культурной жизни. Материалы IIIВсероссийской научной конференции (Пенза25-29 июня 1995). Книга 2. Пенза, 1996.

84. Розенблюм Е. Время и пространство в музейной экспозиции или (Тридцать лет спустя) // Музейная экспозиция: Теория и практика.

85. Искусство экспозиции. Новые сценарии и концепции. (На пути к музею XXI века). Сборник научных трудов М., 199791 .РомановН.И. Местные музеи и как их устраивать. М., 1919

86. Русакова Р.И. «Зачем вы пришли в музей» // Музейное дело в СССР. -М„ 1971

87. Саверкина И.В. Вещь в культуре России второй половины XYII-первой четверти XYIII века: Учебное пособие. -СПб: СПбГАК, 1995

88. Свецимский Е. Модернизация музейных экспозиций: Методические рекомендации. -М., 1989

89. Свецимский Е. Эстетические ценности естественноисторических и художественных экспозиций: сходство или различия? (эссе из области музейной эстетики) // Музеи мира. -М., 1991

90. Словарь музейных терминов и определений. -Челябинск, 2000

91. Соустин А.С. Выставочная деятельность музеев: некоторые пути интенсификации и повышения эффективности // На пути к музею XXI века: Музееведение. Сборник научных трудов. М., 1989

92. Соустин А.С. Некоторые методологические проблемы анализа музейного дела // Вопросы теории и методики: Музееведение. Сборник научных трудов. -М., 1987

93. Сундиева А.А. Провинциальные музеи России в социальном пространстве и времени // Российская провинция XX вв. Материалы всероссийской конференции. Книга 2. -Пенза, 1996

94. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение // Сочинения (сер. Философское наследие). Т.85. -М.: Мысль, 1982

95. Федосеева О.А. Экспозиция современного музея // Музеи России: поиски, иследования, опыт работы. Сборник научных трудов. Выпуск 1.-СПб., 1995

96. Филатов В.П. Духовное состояние и культурная жизнь общества // Музей и общество. Экспресс-информ. Выпуск 3-4-. -М., 1991

97. Фролов А.И. Из истории становления музееведческих центров России // Музей и власть. Сборник научных трудов. 4.2 -М., 1991

98. Хатгон А. Музеи и наследие: есть ли между ними реальное противоречие // Музеи мира. -М., 1991

99. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление. -М.: Наука, 1982147

100. Шацияло Л.А. -Музей в условиях мегаполиса // Музей город регион: история и современность (по материалам конференций музейных работников, состоявшихся в гг.Москве и Орле в 1997г.) -М., 1998

101. Щеглова Н. Сохранить дляло-томков. -М.:Советская Россия, 1988

102. Muaees de France. Un nouveau visage. Paris, 1988

103. Hudson K. Museum of influence. Cambridge, 1988

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.