Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века :генезис, эволюция, типологические особенности, национальные традиции тема диссертации и автореферата по ВАК 18.00.01, кандидат архитектуры Султанова, Наталья Георгиевна

Диссертация и автореферат на тему «Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века :генезис, эволюция, типологические особенности, национальные традиции». disserCat — научная электронная библиотека.
Автореферат
Диссертация
Артикул: 362982
Год: 
2009
Автор научной работы: 
Султанова, Наталья Георгиевна
Ученая cтепень: 
кандидат архитектуры
Место защиты диссертации: 
Санкт-Петербург
Код cпециальности ВАК: 
18.00.01
Специальность: 
Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия
Количество cтраниц: 
162

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Султанова, Наталья Георгиевна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Глава 1. Условия развития мемориального зодчества Кыргызстана.

1.1. Историко-культурные условия

1.2. Этногенетические особенности

1.3. Приро дно-географические и климатические условия

1.4. Строительная культура 30 Выводы к первой главе

Глава 2. История происхождения, эволюция и формообразование мемориального зодчества Центральной Азии и Кыргызстана.

2.1. Роль религии и культов в архитектуре мемориальных сооружений

2.2. Генезис, эволюция и преемственность традиций архитектуры мемориальных сооружений 47 2.3 Факторы формообразования и типологическая характеристика мемориальных сооружений

Выводы ко второй главе

Глава 3. Особенности развития мемориального зодчества Кыргызстана ХУШ - начала XX вв.

3.1. Формообразование, типология мемориальных сооружений

3.2. Развитие объемно-пространственной композиции кыргызских мемориальных сооружений

3.3. Приемы архитектурно-художественной выразительности 132. Выводы к третьей главе

Введение диссертации (часть автореферата) На тему "Мемориальное зодчество Кыргызстана XVIII - начала XX века :генезис, эволюция, типологические особенности, национальные традиции"

Актуальность темы исследования.

Развитие суверенного Кыргызстана сегодня ставит проблему более глубокой переоценки исторических, культурных, социальных ценностей республики. Важным вопросом является возрождение духовной культуры, аналитическое,исследование своеобразия национального творческого наследия, его места и ценности вклада в мировую культуру и цивилизацию. Изучение немногочисленных памятников архитектуры, сохранившихся на территории Кыргызстана, ведет к переосмыслению роли архитектурного наследия. Выявление истоков народного творчества, историческое развитие формообразования, объемно-пространственной композиции и строительного мастерства необходимы для дальнейшего становления национальной архитектуры. Благодаря исследователям архитектурных сооружений появилась возможность воссоздать историю, начиная с древнейших времен, была принята периодизация по социально-типологическим этапам, дана характеристика уникальным произведениям народного зодчества средневековья, проведены первые попытки выделения типов архитектурных сооружений. Учеными, историками, этнографами, археологами не выявлены процессы формообразования, истоки эволюционного развития объемно-пространственной композиции, своеобразие национального, народного зодчества, единства архитектурных тенденций и стилей с другими архитектурными школами Центрально-Азиатского региона. Возникла проблема в научно-методологическом, теоретическом исследованиях кыргызского народного зодчества.

Культово-мемориальное зодчество Кыргызстана исследовано недостаточно, имеющийся натурный материал свидетельствует о его огромном архитектурном многообразии. Исторические источники в основном охватывают период X-XII века, время создания замечательных классических памятников

Караханидского периода, исследованные многими историками, учеными и архитекторами. Это уникальные памятники исламской мемориальной архитектуры раннего средневековья: Узгенский мемориальный комплекс, Сафид-Булан, Буранинский комплекс, Гумбез Манаса. Мавзолеи последующего времени не сохранились, на кыргызских некрополях остались XVIII и начала XX веков. Археологические изыскания, проводимые на территории Кыргызстана в конце XIX- начале XX веков, обнаружили множество ранних городищ и поселений, свидетельствующих о высокой культуре и устоявшихся архитектурно-художественных традициях, народов населявших эту землю. Описание памятников архитектуры не дает полного всеобъемлющего, комплексного научного исследования вопроса, без глубины проникновения в мир архитектурно-художественных идей, познания их внутренних законов развития, творческой деятельности архитектора. В основе идеи и функции мемориальных сооружений лежит поминально-погребальный обряд, предусматривающий создание намогильного сооружения над погребением. Идея усыпальницы сохранить тело и память о нем на вечные времена, повлияла на образ мавзолея, являющегося монументальной мемориальной постройкой (в тюркском языке - гумбез), состоящей из помещения, корпуса стен, покрытия. Мемориальное зодчество Кыргызстана, имеет огромное значение в изучении исторического опыта развития культово-мемориальной архитектуры стран Востока и Центральной Азии, что позволяет выявить взаимосвязи, способствующих появлению научного анализа, теоретического подхода и нового взгляда на историю архитектуры, выявлению его историко-генетических и типологических, формообразующих особенностей.

Многие ученые-этнографы, историки, археологи, в течение ряда лет изучают данный регион, в результате появляются публикации по различным вопросам истории и культуры Кыргызстана. Большинство исследований, только в общем затрагивали вопросы истории зодчества Кыргызстана, до сих пор не издано фундаментальных трудов по истории и теории архитектуры, не изучены проблемы, затрагивающие архитектурное наследие, его влияние на современную архитектуру.

Исследование народного зодчества Кыргызстана находится в основном на стадии накопления материала. Это относится и к малоизвестной архитектуре Кыргызстана XVIII - начала XX вв., которая ярко представлена в основном сооружениями культово-мемориального зодчества. Своевременность изучения этих памятников и разработка охранных мер (постановка под охрану, включение в свод памятников) продиктовано аварийным состоянием и гибелью из-за варварской деятельности человека и природно-климатических условий. Кроме того, изучение архитектурного наследия, его популяризация имеет большое значение для проектирования современной архитектуры республики.

Народное мемориальное зодчество является неотъемлемой частью общечеловеческой культуры, его научное, познавательное и воспитательное значение велико для потомков. В этой связи в каждой суверенной республике, в том числе Кыргызстане, принят закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Изучение последующим поколением творческого наследия, бережное отношение к памятникам духовной и материальной культуры, является важным фактором в изучении истории, традиций народного зодчество, его уникальности, самобытности.

Все изложенное выше, а также необходимость ликвидировать пробел в исследовании мемориального зодчества Кыргызстана, имеющийся как в и исторической, так и в профессиональной литературе, обусловили обращение к данной теме.

Актуальность исследования: а) в необходимости систематизации и научного анализа общих принципов закономерностей формирования народного зодчества, последовательной исторической периодизации историко-культурного развития и возникновения архитектуры. б) выявление художественной ценности, разработка охранных мер и включение в свод охраны памятников, реставрацию, представляющих архитектурно-художественную ценность. в) обращение к народным традициям в зодчестве, выявление факторов формообразования мавзолеев, архитектурных приемов, стиля, методов компоновки, основных формообразующих объемно-пространственных структур, типологических признаков, применение декоративного оформления, позволяющих использовать эти достижения в современной проектно-творческой деятельности.

Степень изученности и состояние проблемы.

В архитектуре Кыргызстана памятники мемориального зодчества занимают особое место, потому что представляет собой наглядную, длительную эволюцию развития зодчества с древнейших времен, эти сооружения сохранялись лучше и в большем количестве, чем другие гражданские постройки, в силу исторических обстоятельств и суеверий, связанных с культом предков.

Первые дореволюционные публикации исторического характера относятся к накопительному материалу сведений о зодчестве Центральной Азии и Кыргызстана. Это мемуары Бабура «Бабур-наме», труды арабского историка Табари «Таърих», Ф. Ефремова, также работы географов. Первые упоминания об архитектурных сооружениях кыргызов встречаются в отчетах русских исследователей середины XIX века. П.П. Семенов-Тян-Шанский, Ч.Ч. Валиханов в своих записках и дневниках, отметили среди архитектурных сооружений кыргызские надгробия Иссык-Куля, оставили описания и некоторые сведения о них. Во время путешествия по Кокандскому Ханству, Н.А.Северцев в своих отчетах привел интересные сведения о памятниках народного зодчества, сопровождаемые схематическими зарисовками, литографиями. Французский путешественник Гийом Капю дает общее описание увиденных им типов надгробных сооружений. Информация о религии и надгробиях также встречаются в трудах Ф.П. Пояркова, М.Певцова. И. А. Кастанье прослеживает эволюцию мемориалов Казахстана от древних курганов до мавзолеев XIX века, сопровождается таблицами с рисунками. В.В. Бартольдом были даны первые описания, обмеры, попытки датирования, дана сводка архитектурных объектов. Исследователи Б.П. Деннике, А. Ромм, В.Н. Чепелев их рассматривали в искусствоведческом аспекте. Особое внимание уделил культово-мемориальным памятникам А.Н. Бернштам, впервые давший характеристику мавзолеям, предложил типологию, выдвинул гипотезу происхождения, опубликовал рисунки и фотографии. Советские ученые Б.В. Веймарн, Г.А. Пугаченкова, В.М. Массон, В.А. Воронин, Б.Н. Засыпкин, Л.Ю. Маньковская, внесли большой вклад в изучение, систематизацию, освещение историко-культурного наследия.

Научному исследованию проблем культово-мемориального зодчества посвящены работы ученых и архитекторов Кыргызстана: В.Е. Нусова, В.М. Плоских, С .Я. Перегудовой, В.Д. Горячевой, Б.А. Дуйшеева, Б.Н. Помаскина, P.M. Муксинова, Р.Д. Муксиновой, Д.Д. Иманкулова, A.M. Насирдиновой; по Центральной Азии - Р.С.Мукимова, С.М. Мамаджановой, Э.М. Байтенова, Т.К. Басенова, С.А. Ажигали, М.М. Мендикулова, И.М Азимова, Б.А. Глаудинова. Приведенный историографический обзор свидетельствует об отсутствии специальных исследований и научных работ по исследованию мемориального зодчества ХУШ-нач.ХХ вв., что предопределило выбор данного исследования.

Цель исследования - Провести комплексный анализ архитектурно-планировочной композиции мемориальных сооружений Кыргызстана; сохранить памятники народного зодчества, раскрыть важность архитектурнохудожественного наследия для развития национального своеобразия современной архитектуры. Задачи исследования:

1. Провести натурные обследования мемориальных сооружений, систематизировать исторические, археологические, этнографические исследования, в системе социально-экономических, историко-культурных условий.

2. Выявить условия и влияние природно-географической среды, строительной культуры, местных « доисламских» религиозных верований и ислама, ритуалов и культов на развитие архитектурно-планировочной композиции.

3. Выявить истоки формообразования и их происхождение, процессы эволюции, взаимосвязь и влияние традиций исламской архитектуры Центральной Азии и Ближнего Востока.

4. На основе натурных обследований сохранившихся мавзолеев, провести системный, комплексный анализ типологической характеристики мемориальных сооружений, выделить основные характерные типы архитектурно-планировочных композиций Центральной Азии.

5. Дать типологическую характеристику композиции мемориальных сооружений Кыргызстана.

6. Выявить роль народных традиций в мемориальном зодчестве Кыргызстана, их самобытность и своеобразие, роль декоративно-прикладного искусства в архитектуре.

7. Определить основные направления для возможного использования народных традиций зодчества в современной архитектуре Кыргызстана.

Объект исследования - составляют сооружения мемориального зодчества Кыргызстана XVIII — начала XX вв. Предмет исследования.

Историческое развитие, генезис, эволюция, законы формообразования, типологическая классификация, преемственность традиций мемориального зодчества в рамках стилевого единства исламской архитектуры.

Границы исследования. Хронологические границы объектов мемориального зодчества XVIII - начала XX вв. и география границ определены территорией современного Кыргызстана. Нижняя граница обусловлена постепенным возрождением строительной деятельности после периода упадка, вызванного историческими и социально-экономическими причинами. Верхняя граница определяется установлением Советской Власти в Кыргызстане и постепенным исчезновением к 30 годам XX века традиционных обрядов захоронения с возведением монументальных, мемориальных сооружений. В число изучаемых объектов включены также мемориальные сооружения, возведенные в первой половине XX в., но продолжающие развиваться в традициях архитектуры исследуемого периода.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Основана на комплексном анализе изучаемых мемориальных сооружений, проведенных на базе натурных обследований, изучении научных публикаций, исторических источников по данной теме, также археологических и этнографических материалов по теме диссертации.

Материалы исследования: работа выполнена на основании выявленных, детально изученных автором натурных объектов мемориального зодчества на территории Кыргызстана; произведена их фото-фиксация, обмеры, зарисовки и факты из ранее опубликованных источников, в настоящее время полуразрушенных мавзолеев.

Теоретические исследования проводились в музеях ГИМ, Республиканском историческом музее и Музее изобразительных искусств (г. Бишкек), фондах Института истории НАН Кыргызской Республики, научноисследовательском проектном бюро «Кыргызреставрация», музеях и государственных архивах Ташкента, Душанбе, Оша, Алматы, Бишкека.

На основе сравнительного анализа, комплексного исследования выявлено композиционное разнообразие мавзолеев. Системный, научный анализ композиции позволил выявить систему закономерностей формообразования.

Несмотря на широкий охват натурными исследованиями архитектурных памятников, этого недостаточно для решения вопросов генезиса, функции, закономерностей развития мемориального зодчества рассматриваемого периода. В процессе работы исследованы памятники архитектуры Центральной Азии, Закавказья и зарубежного Востока, имеющие общие стилистические черты. Поэтому для работы были привлечены исследования памятников архитектуры, выполненные в различные годы советскими и зарубежными учеными. В частности, большую помощь оказали материалы, опубликованные в работах: В.А. Нильсена, Г.А. Пугаченковой, П.Ш. Захидова, Б.Ю. Маньковской, М.С. Булатова, А.Н. Бернштама, B.JI. Ворониной, А.К. Писарчик, A.M. Прибытковой, О.Х. Халпахчьяна, В.Н. Ткачева, С.О. Хан-Магомедова, К.И. Антипиной, Д.А. Назилова, В.А. Лаврова, М.Е. Массона. На защиту выносятся:

Теоретические обобщения исследования и выводы по следующим главным вопросам:

1 .Условия и предпосылки формирования, периодизация исторического развития мемориального зодчества: - природно-географические условия,

- наличие строительной культуры и местных строительных материалов, -этногенетические условия. 2.История формообразования, истоки происхождения и эволюция мемориального зодчества Центральной Азии и Кыргызстана:

-принципы формообразования и взаимовлияние местных и исламских традиций,

-формообразование основных архитектурно-планировочных композиций мавзолеев.

3.Особенности кыргызского мемориального зодчества:

-определение характеристики типов кыргызских мавзолеев в общей типологической классификации мемориальных сооружений Центральной Азии, -отличительные, самобытные, национальные черты, как составной части традиций народного зодчества.

Приведенный историографический обзор свидетельствует об отсутствии специальных исследований, научных работ по архитектуре мемориальных сооружений XVIII-начала XX вв., это предопределило выбор данного исследования.

Научная новизна исследования.

1. Первое систематизированное научное исследование памятников мемориального зодчества XVIII- начала XX вв. Приведена историческая, хронологическая периодизация развития мемориальной архитектуры Кыргызстана.

2. Впервые проведен комплексный анализ тенденций формообразования, архитектурно-планировочной композиции, объемно-пространственных структур, влияния стиля исламской архитектуры.

3. Впервые проводится полная типологическая классификация кыргызских мавзолеев, на основе ранее сложившейся в Центральной Азии.

4. Выявлена особенность, своеобразие, самобытность, уникальность, народные традиции, мемориального зодчества Кыргызстана.

5. Впервые разработаны графические, аналитические таблицы, раскрывающие историю, генезис, эволюцию, формообразование, типологию, преемственность народных традиций мемориального зодчества в современной архитектуре.

Практическая значимость работы. Результаты исследования будут иметь практическое применение при разработке охранных мер для памятников архитектуры Кыргызстана XVIII- начала XX вв. и для научного обоснования отбора при составлении «Свода памятников истории и культуры Кыргызстана», а также для их консервации и возможной реставрации. Результаты работы могут быть использованы для чтения лекций по курсу национальной архитектуры на архитектурных факультетах КГУСТА, КРСУ, при подготовке учебника для вузов республики «История архитектуры Кыргызстана», справочно-энциклопедического издания, монографии по архитектуре мемориальных сооружений. Мемориальные комплексы могут быть включены в туристический путеводитель по республике, как памятники народного зодчества.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы были доложены на научно-практических конференциях факультета архитектуры, дизайна и строительства Кыргызско-Российского Славянского Университета в Бишкеке (2003, 2007, 2008г.), Казахского национального технического университета им. К. Сатпаева (2008г.) при чтении лекций по «Истории архитектуры Кыргызстана», публикации монографии «Мемориальное зодчество Кыргызстана XVII- начала XX в». В учебнике для вузов республики «История архитектуры и строительного дела в Кыргызстане» использованы материалы по теме диссертации.

Структура исследования. Исследование состоит из 2 томов, включает в себя: 1 том - введение, три главы, заключение, список используемой литературы, включающей 178 наименований, изложенные на 161 страницах, терминологический словарь и 2 том - иллюстративный материал, представленный на 37 графических листах, также приложение к иллюстрациям.

Заключение диссертации по теме "Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия", Султанова, Наталья Георгиевна

Выводы к 3 главе.

1. Формообразование мемориального сооружения складывается из новизны привнесенных образцов композиции исламского мавзолея и простых архаичных, местных форм. Образовавшиеся устойчивые объемно-пространственные структуры мавзолеев, представляют комбинации из унифицированных простых геометрических объемов.

2. Определены типологические классификационные характеристики мемориальных сооружений Центральной Азии и Кыргызстана, проведена сравнительная характеристика объемно-пространственных структур, архитектурного стиля, выделены формообразующие и самые распространенные типы мавзолеев: портально-купольный и центрический.

3. Формообразование мемориального зодчества исследуемого периода XVIII-нач. XX вв., происходит в пределах единого типа. Развитие идет по двум направлениям: по продолжению сложившихся традиций в исламской архитектуре Центральной Азии, и по новаторскому поиску новых идей в композиции мемориальных сооружений.

4. В результате натурных обследований проанализированы и выявлены шесть основных типов однокамерных мавзолеев и один с многокамерным внутренним пространством. Даны характеристики объемно-пространственным структурам: сагана, ограды, центрические, фасадные, портально-купольные, портальные.

6. 5. Кыргызские мавзолеи, возведенные в народных традициях мемориального зодчества, имеют декоративное решение, орнаментальные мотивы, часто далекие от канонов ислама. Выявлена роль народного творчества в использовании художественных средств выразительности, для придания самобытности, неповторимости, оригинальности композиции мавзолея.

7. Кыргызское мемориальное зодчество, пройдя все этапы формирования, внесло свое мировоззрение, новаторские поиски в концепцию исламского мавзолея.

Заключение.

Исследование, проведенное на основании анализа имеющихся источников, архивных и археологических материалов, а также проведенное обследование сохранившихся памятников мемориального зодчества Кыргызстана, позволяет сделать следующие выводы:

1. Впервые предложена периодизация формирования мемориального зодчества на основе анализа историко-культурных, социально-экономических, общественно-политических условий а) Древний период - (доисламский) с 2 тыс. лет до н. э. до 5 в. н.э., возникновения древних мемориальных сооружений - это курганы и наусы; б) Средневековый период с VI по XVI вв.: Раннесредневековый - VI-X вв., характерен формированием местных традиций мемориального зодчества, появлением центрического типа, со своей архитектурно-пространственной композицией.

Средневековый период с X-XVI вв. - повсеместное распространение исламского типа мавзолея, с местными традициями , формирование новых типов композиций мавзолеев. в) Позднесредневековый период ХУП-нач.ХХ вв. - дальнейшая эволюция формообразования в пределах сложившихся стереотипных объемно-пространственных структур.

2) Выявлена роль и влияние природно-ландшафтной среды, приведшая к образованию региональных, разных по форме, типам мемориальных сооружений, при возведения использовались местные строительные и отделочные материалы, народные традиции возведения сложных конструктивных систем - куполов, сводов, арок. Выявлена тонкая связь между конструктивной системой и объемно-пространственной структурой, которая в процессе развития становится средством художественной выразительности.

3) Определена тесная связь ритуала обряда погребения, культа предков, религиозных вероисповеданий с концепцией архитектурно-планировочной композиции усыпальницы-мавзолея, имеющего доисламские и исламские художественные традиции. Архитектура приобретает стилевое единство со всей исламской архитектурой Центральной Азии и общие принципы формообразования.

4) Проанализированы генезис, эволюция формообразования купольно-сводчатых конструкций, ведущих к древним сакским курганам, местным купольным формам, месопотамским, зороастрийским, буддийским, раннехристианским храмам; портал, фасад - от ранних центричных мавзолеев и входных крепостных ворот. Генезис формообразования имеет общие истоки развития для Центральной Азии. Эволюция в ХУШ-нач.ХХ вв., происходит по двум путям: по пути продолжения канонических схем с мелкими композиционными изменениями в пределах одного типа и по пути творческой импровизации, поиска самобытности и национального своебразия.

5) В процессе исследования и анализа существующих мавзолеев, выявлено формообразование основных архитектурно- пространственных композиций, с планировочной структурой в простых однокамерных и реже в многокамерных вариантах.

6) Впервые определены внешние и внутренние факторы формообразования, позволившие выявить совокупность характеристик архитектурно-планировочных композиций, использование унифицированных, геометрических объемных форм в мемориальном зодчестве.

7) В мемориальном зодчестве определены устойчивые объемно-пространственные композиции шести типов однокамерных мавзолеев. В результате натурных обследований выявлено, что распространенным и доминирующим типом является центрический, трансформируясь в другие форм, становится основой формообразования для шести типов однокамерных кыргызских мавзолеев: фасадных, портальных, портально-купольных, кроме саганы и мавзолея - ограды.

8) В процессе исследования выявлены региональные, национальные традиции в архитектуре кыргызских мавзолеев. Возникшее композиционное разнообразие связано с местными художественными локальными тенденциями. Мемориальное зодчество Кыргызстана является составной частью культуры, искусства, архитектуры народов Центральной Азии и Востока.

9) Использование законов формообразования, традиционных архитектурно-художественных приемов, использование простых унифицированных объемов для создания пространственных структур; анализ членений, пропорций, масштаба, ритма, динамики развития формы; декоративного оформления; позволяет использовать лучшие достижения народного творчества, как источник вдохновения для современной архитектуры.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ

В МЕМОРИАЛЬНОМ ЗОДЧЕСТВЕ

Айван - полуоткрытое пространство; в народном зодчестве — навес, терраса с балочным перекрытием на колоннах.

Балхи - тип сводчатой конструкции, вводимой на прямоугольном основании. Кладка ведется наклонными отрезками от четырех углов. Назван по названию местности Балх в Афганистане.

Гирих -Гумбез -Зиаратхана -Корого -Куфи -Мазар

Мемор -Минарет

Некрополь -Панджара -Парапет

Пилястра

Пештак -Рабат

Терракота

Тромп

Уста -Чортак геометрическии орнамент. мавзолей, усыпальница (тюрк.). помещение для исполнения поминальных обрядов. разборный деревянный каркас жилища кочевника - юрты. древняя арабская письменность. место поклонения святым или усыпальница религиозных деятелей. архитектор, народный зодчий. башенное сооружение, с которого произносится «азан» -призыв мусульман на молитву. комплекс погребальных сооружений. решетка со сквозным орнаментальным декором. ограждение крыши, террас, портала, верхней части фасада мавзолея. конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ. арочный портал-вход в архитектуре Центральной Азии. укрепленные пункты на границах государств и на караванных путях Центральной Азии. неглазурованные керамические изделия в облицовке культовых, мемориальных сооружениях. небольшой свод конической формы, устраиваемый в углу верхней части квадратного помещения для перехода к кругу основания купола. народный мастер. четыре арки), раскрытое на четыре стороны, однокамерное приватное купольное сооружение

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Султанова, Наталья Георгиевна, 2009 год

1. Абдыкалыков А.А., Ассанкунова Б.Т., Иманкулов ДД. Древние строительные материалы в зодчестве Кыргызстана. Бишкек, 2007.

2. Абрамзон С.М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. Л.: Наука, 1971.

3. Абрамзон С.М. Очерк культуры киргизского народа. Фрунзе: Изд-во КиргФАН СССР, 1946.

4. Абрамзон С.М. «Тул» как пережиток анимизма у киргизов // Фрунзе: Изд-во КиргФАН СССР, 1946.

5. Абрамзон С.М., Потапов Л.П. Народная этиология как один из источников для изучения этнической и социальной истории (на материалах тюркоязычных кочевников) // Советская этнография. 1975. - №6.

6. Абрамзон С.М. Черты поздней мемориальной архитектуры Ферганской долины // АСУ. 1980. - №12.

7. Айдаркулов К. Об эпическом гумбезе Манаса // Из истории дореволюционного Киргизстана. Фрунзе: Илим, 1985.

8. Айтмамбетов Д. Культура киргизского народа во второй половине XIX и начале XX в. Фрунзе: Илим, 1967.

9. Аэюигали С.Е. Архитектура кочевников. Феномен истории и культуры Евразии. Алматы: Былым, 2002.

10. Амитин-Шапиро З.Л. Аннотированный указатель литературы по истории, археологии и этнографии Киргизии (1750-1917 гг.). Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 1958.

11. Андреев М.С. По этиологии Афганистана. Долина Панджир. Вып. 8. -Ташкент, 1927.

12. Археологические памятники Прииссыккулья. Фрунзе: Илим, 1975.1Ъ.Асимова Н.А., Агзамова Г.А. Об употреблении географических названий

13. Мавераннахр» и «Туркестан» // Общ. науки в Узбекистане. 1988. - №7.

14. Бабаев А.Д. Крепости и погребальные сооружения древнего Вахана (Илкашимский район ГБАО): Автореф. дис. канд. ист. наук. Душанбе, 1965.

15. Бабур Захириддин. Бабур-наме. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1948.

16. Байрон Роберт. Памятники эпохи Тимур идо в в Афганистане // Международный конгресс по иранскому искусству и археологии. Вып. 3. -Л., 1935.11 .Байтенов Э.М. О связях мемориального зодчества Казахстана с архитектурой Средней Азии // АСУ. 1989. - №11.

17. Бардашев И. Заметки о дикокаменных киргизах // Материалы для статистики Туркестанского края: Ежегодник. Вып. 3. СПб., 1874.

18. Бардашев И. Сведения о дикокаменных киргизах // Туркестанские ведомости. 1870. - №15.

19. Бартолъд В.В. Киргизы. Исторический очерк // Соч. Т. 2. Ч. 1. М.: Изд-во восточной литературы, 1963.

20. Бартолъд В.В. Отчет о поездке в Среднюю Азию с научной целью в 18931894 гг. // Записки импер. Академии наук по историко-филологическому отделению. СПб., 1897. - Т. 1. - №4.

21. Бартолъд В.В. История Туркестана. Ташкент: Туркест. гос. изд-во, 1922 (см. также Бартолъд В.В. Соч. Т. 2. Ч. 2. - М., 1963).

22. Бартолъд В.В. История культурной жизни Туркестана. Л.: Изд-во АН СССР, 1927.

23. Бартолъд В.В. Туркестан в эпоху монгольского нашествия. Географический очерк Мавераннахра // Соч. Т. 1. М., 1963.

24. Бартолъд В.В. Ислам // Соч. Т. 6. М.: Наука, 1966.

25. Бачинский Н.М. Исследование и освоение материалов и методов старых среднеазиатских зодчих // Доклады АН СССР. М., 1941. - Т. 30.

26. Бачинский Н.М. Резное дерево в архитектуре Средней Азии. М.: Изд-во по архитектуре, 1947.

27. Бачинский Н.М. Антисейсмика в архитектурных памятниках Средней Азии. -М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1949.

28. Баялиева Т.Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов. Фрунзе: Илим, 1972.

29. Баялиева Т.Д. Религиозные пережитки у киргизов и их преодоление. -Фрунзе: Илим, 1981.

30. ЪХ.Баситханов З.Б. Способы построения некоторых гирихов в памятниках XIV-XVII вв. // Из истории искусства великого города (к 2500-летию Самарканда). Ташкент: Изд-во лит. и искусства им. Гафура Гуляма, 1972.

31. Ъ2.Бейсембиев Т.К. «Тарихи Шахрухи» как исторический источник. Алма-Ата: Наука, 1987.

32. ЪЪ.Бернштам А.Н. Археологический очерк Северной Киргизии. Фрунзе: Изд-во Ком. наук при СНК КиргССР, 1941.

33. ЪЪ.Бернштам А.Н. Архитектурные памятники Киргизии. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

34. ЪЪ.Бернштам А.Н. Историко-археологические очерки Центрального Тянь-Шаня и Памиро-Алая // МИА СССР. №26. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1952.

35. Ъб.Бернштам А.Н. Памятники старины Таласской долины. Историко-археологический очерк. Алма-Ата: Казогиз, 1941.

36. Ъ1 .Бернштам А.Н. Чуйская долина // МИА СССР. №14. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950.

37. Ъ&.Бируни Абурейхан. Памятники минувших поколений. Т. 1. Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1957.

38. Ъ9.Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в Древние времена. Т. 1-3. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1953 гг.

39. Бойс Мери. Зороастрийцы. Верования и обычаи. -М.: Наука, 1987.

40. Большаков О.Г. Ислам и изобразительное искусство // Культура и искусство Востока. Вып. 7 (Тр. Госэрмитажа. Т. 10). Л., 1969.

41. А2.Бородина И.Ф. Типология среднеазиатских мавзолеев XI-XV вв. // АН. -1985. -№33.

42. ЛЬ.Бородина И.Ф. Декоративные облицовки как элемент тектоники архитектуры Средней Азии IX-XII вв. // АН. 1986. - №34.

43. Бретаницкий Л.С. Проблемы типологизации архитектурного наследия Переднего Востока // Искусство и археология Ирана и его связь с искусством народов СССР с древнейших времен: Тез. докл. III Всесоюзн. конф. М., 1979.

44. Бретаницкий Л.С. К проблеме взаимосвязей и стилистической общности культур народов Переднего Востока // Художественное наследие Переднего Востока эпохи феодализма. М.: Сов. художник, 1983.

45. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. -М.: Наука, 1973.

46. АП.Брыкина Г.А. Раскопки замка в Карабулак в 1964 г. // КСИА. 1966. - Вып. 108.

47. АП.Брыкина Г.А. Юго-Западная Фергана в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры. М.: Наука, 1982.

48. Булатов М.С. Мавзолей Саманидов жемчужина архитектуры Средней Азии. - Ташкент: Фан, 1976.

49. Булатов М.С. Геометрическая гармонизация в архитектуре Средней Азии IX-XV вв. 2-е изд. М.: Наука, 1988.

50. Булатова В.А., Маньковская Л.Ю. Памятники зодчества Ташкента XIV-XIX веков. Ташкент: Изд-во литер, и искус., 1983.

51. Булгаков П.Г. Сведения арабских географов IX-X вв. о маршрутах и городах Средней Азии: Автореф. дис. . канд. ист. наук. Л., 1954.

52. Вайнберг Б.И., Костин Г.С. Гоглен-Медресе // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо-Маклая. М., 1958. - Вып. 30.

53. Валиханов Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль. 1856 г. // Собр. соч.: В 5 т. -Алма-Ата, 1984.-Т. 1.

54. Валиханов Ч. Записки о киргизах // Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1985. - Т. 2.

55. Валиханов Ч. Записки о Кокандском ханстве // Собр. соч.: В 5 т. Алма -Ата, 1985. - Т. 3.

56. Валиханов Ч. Кашгарский дневник I // Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1985. -Т. 3.

57. Валиханов Ч. Кашгарский дневник П // Собр. соч.: В 5 т. Алма -Ата, 1985. -Т. 3.

58. Ъ9.Валиханов Ч. Описание пути в Кашгар и обратно в Алатавский округ // Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1985. - Т. 3.

59. Валиханов Ч. Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1985. - Т. 1-5.

60. Валиханов Ч. О киргиз-кайсакских могилах (молах) и древностях вообще // Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1984. - Т. 1.

61. Валиханов Ч. Очерки Джунгарии // Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1984. - Т. 3.

62. Валиханов Ч. Следы шаманства у киргизов // Собр. соч.: В 5 т. Алма-Ата, 1985.-Т. 4.

63. Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. -М.: Искусство, 1940.

64. Веймарн Б.В. Архитектурно-декоративное искусство Узбекистана. М.: Гос. архит. изд-во, 1948.61 .Воронина B.JJ. Архитектурный орнамент Средней Азии (к вопросу о классификации) // АН. 1980. - № 28.

65. Воронина B.JI. Эстетика архитектурной формы в условиях Средней Азии // АН.-1981.-№29.

66. Воронина B.JT. Тектоника в зодчестве Средней Азии // АН. 1982. - №30. Ю.Воронина B.JI. Ислам и архитектура (на примере Средней Азии) // АН. -1984.-№32.

67. Х.Воронина В.Л. Мавзолей Саманидов и его зарубежные аналоги // АН. 1985.- №33.

68. Воронина В.Л. Доисламская символика в архитектуре Средней Азии и зарубежного Востока // АН. 1985. - №33.

69. Воронина В.Л. Соразмерность и форма в архитектуре // АН. 1988. - №35.

70. А.Воронина В.Л., Крюков КС. Мавзолей Мухаммада Босшаро // Древности и средневековье народов Средней Азии. М.: Наука, 1978.

71. Веткин Н.Я. Библиография по Средней Азии (указатель литературы по колониальной политике царизма в Средней Азии / Под ред. А.В. Шестакова.- М.: Изд-во Комм, университета трудящихся Востока им. И.В. Сталина, 1929.

72. Галкин М.Н. Этнографические и исторические материалы по Средней Азии и Оренбургскому краю. СПб., 1869.

73. Галицкий В.Я., Плоских В.М. Старинный Ош. Очерк истории. Фрунзе: Илим, 1987.1%.Горячева В.Д. Средневековые городские центры и архитектурные ансамбли

74. Киргизии (Бурана, Узген, Сафид-Булан). Фрунзе: Илим, 1983. 19.Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии. - М.; Л.: Изд-во

75. Всесоюзн. акад. архит., 1939. 80.Денике Б.П. Искусство Средней Азии. М.: Центриздат народов СССР, 1927.

76. Джамгерчинов БД. Добровольное вхождение Киргизии в состав России. -Фрунзе: Киргосиздат, 1963.

77. Джамгерчинов БД. Из истории господства Кокандского ханства в Киргизии // Изв. АН КиргССР. 1958. - Вып. 6.83Дэюамгерчинов БД. Очерки политической истории Киргизии XIX века. -Фрунзе: Кыргызстан, 1966.

78. Доган Кубан. Традиции в архитектуре ислама // Курьер ЮНЕСКО. 1981. -Сентябрь-октябрь.

79. Дуйшеев Б. Скульптуры древних тюрков в комплексе киргизских гумбезов // Из истории дореволюционного Киргизстана. Фрунзе: Илим, 1985.

80. Дуйшеев Б., Плоских В.М. Гумбезы, мазары, сагана Киргизии // Декоративное искусство СССР. 1983. - №8.

81. Ефремов Ф. Десятилетнее странствие. -М., 1950.

82. Захидов П.Ш. Архитектурные памятники Зеравшанской долины. Ташкент: Наука, 1985.

83. Зибберштейн Ф.К. Путевые замечания Омского гарнизонного полка лекаря Зибберштейна // Исторический архив. Т. 1. М.; Л.: Изд-во АН СССП, 1936.

84. Ибраев Б.А. К генезису форм купольных мавзолеев Западного Казахстана // Архитектурное наследство. М.: Стройиздат, 1981. - № 29.91 .Иванов С.В. Киргизский орнамент как этногенетический источник // Тр. Кирг. археолого-этнограф. экспедиции. 1959. - Т. 3.

85. Иванов С.В. О некоторых традициях согдийского декоративного искусства в орнаменте таджиков и узбеков // Мат-лы II Совещания археологов и этнографов Средней Азии. М.; JL: Изд-во АН СССР, 1959.

86. Иманкулов Д.Д. Монументальная архитектура юга Кыргызстана XI-XX в. -Бишкек, 2007.

87. Из истории дореволюционного Киргизстна. Фрунзе: Илим, 1985.

88. История Киргизской ССР с древнейших времен до наших дней: В 5 т. Т. 1. С древнейших времен до середины XIX в. Фрунзе: Кыргызстан, 1984.

89. Кадыров В. Искусство кочевников. Кыргызстан. Бишкек: Раритет, 2005.

90. Кастанье И.А. Надгробные сооружения киргизских степей // Тр. Оренбургской ученой архивной комиссии. Оренбург, 1911.

91. Колпаковский Г.А. О древних постройках, найденных в озере Иссык-Куль //Изв. РГО.-1870.-Т. 6.

92. Крюков КС. Прогрессивные тенденции зодчества Средней Азии XVI века. М.: Стройиздат, 1965.

93. Крюкова Е.Р. Маршрутами Великого Шелкового пути (Ферганская долина) // АСУ. 1999. - №10.

94. Лавров В.А. Градостроительная культура Средней Азии (с древнейших времен до второй половины XIX века). — М.: Госиздат архитектуры и градостроительства, 1950.

95. Леонов Н., Рацек В. По Алаю. Ташкент: Госиздат УзССР, 1962.

96. Литвинский Б.А. Курганы и курумы Западной Ферганы. М.: Наука, 1972.

97. Литвинский Б.А. Среднеазиатский центрический мавзолей. Проблемы генезиса // Этнография и археология Средней Азии. М.: Наука, 1979.

98. Литвинский Б. А. Древнее и раннесредневековое архитектурно-строительное дело в Восточном Туркестане // Центральная Азия. М.: Наука, 1987.

99. Лунина С.Б. Резная глина в Средней Азии // История и археология Средней Азии. Ашхабад: Ылым, 1978.

100. Лыкошин И.С. Очерки археологических изысканий в Туркестанском крае до учреждения Туркестанского кружка любителей археологии // ПТКЛА. Ч. 1. Ташкент, 1896.

101. Мавлютов P.P. Ислам. М.: Политиздат, 1969.

102. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX -начало XX в.). Ташкент: Фан, 1980.

103. Маньковская Л.Ю. Мемориальное зодчество Средней Азии // Художественная культура Средней Азии IX-XIII вв. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1982.

104. Маньковская Л.Ю., Бабаджанов Б.Б. Новое в изучении мемориальных памятников «хазира» в архитектуре Средней Азии // Общественные науки в Узбекистане. 1966. - №4.

105. Маргулан А.Х., Басенов Т.К., Мендикулов М.М. Архитектура Казахстана. -Алма-Ата: Казгосиздат, 1959.

106. Массой В.М., Пугаченкова Г.А. Мавзолей Манаса. М.: Госиздат, архитектуры и градостроительства, 1950.

107. Материалы по истории киргизов в Киргизии. Вып. 1. М.: Наука, 1973.

108. Мендикулов М.М. Памятники народного зодчества Западного Казахстана. -Алма-Ата: Онер, 1987.

109. Мукимов Р. С. История и теория Таджикского зодчества. Душанбе, 2002.

110. Муксинов P.M. Архитектура Кыргызстана с XVII до начала XX в.: Автореферат диссертации д-ра архитектуры. М., 1995.

111. Муксинова Р.Д. Архитектура народного жилища Кыргызстана 18- начала 20века. Автореферат диссертации канд. архитектуры. Алматы, 2005.

112. Мусаев С. Эпос «Манас». Фрунзе: Илим, 1979.

113. Набиев Р.Н. Из истории Кокандского ханства. Ташкент: Фан, 1973.

114. Назилов Д.А. Культовый комплекс в Газгане // АСУ. 1968. - №7.

115. Наливкин В.Н. Краткая история Кокандского ханства. Казань, 1886.

116. Наливкин В.П. Киргизы Наманганского уезда // ТВ. 1881. - №20.

117. Насиридинова A.M. Архитектура культовых сооружений кочевого мира. Курганные сооружения и ритуально каменные образования. Автореферат диссертации канд. архитектуры. - Бишкек, 2004.

118. Ншъсен В.А. Монументальная архитектура Бухары XI-XII вв.: Автореферат диссертации канд. архитектуры. Ташкент, 1948.

119. Новожилов Г. Архитектурные памятники Казахстана. Алма-Ата: Казахстан, 1968.

120. Ноткин И.И. Национальное и региональное в архитектуре Узбекистана: грани проблемы // АСУ. 1986. - №10.

121. Нусов В.Е. Архитектура Киргизии с древнейших времен до наших дней. -Фрунзе: Кыргызстан, 1971.

122. Нусов В. Памятники архитектуры Киргизстана. Фрунзе: Киргосиздат, 1963.

123. Обозрение Кокандского ханства в нынешнем его состоянии // Зап. РГО. -1849. Кн. 3.

124. Окладников А.П. Исследования мустьерской стоянки и погребения неандертальца в гроте Тешик-Таш, Южный Узбекистан. Тешик-Таш. М., 1949.

125. Певцов М.В. Путешествие в Кашгарию и Куньлунь. М.: Гос. изд-во географ, литературы, 1949.

126. Певцов М.В. Путешествие по Восточному Туркестану, Куньлуню, северной окраине Тибетского нагорья и Чжунгарии в 1889-м и 1890-м гг. С картой и 40 фототипиями. СПб., 1895.

127. Перегудова С.Я. Таш-Рабад. Фрунзе: Илим, 1989.

128. Писарчик А.К. Строительные материалы и строительные приемы народных мастеров Ферганской долины в XIX начале XX в. // СЭС. Вып. 1. - М.: Изд-во АН СССР, 1954.

129. Плоских В.М. Вакф медресе Алимбека // Страницы истории и материальной культуры Киргизстана (досоветский период). Фрунзе: Илим, 1975.

130. Плоских В.М. Киргизы и Кокандское ханство. Фрунзе: Илим, 1977.

131. Плоских В.М., Джунушалиев ДД. История кыргызов и Кыргызстана. -Бишкек, 2007.

132. Поярков Ф.П. Из области киргизских верований // Этнографическое обозрение. 1891. - Кн. 9. -№4.

133. Прибыткова A.M. О некоторых местных традициях в зодчестве Средней Азии IX-X вв. // АН. 1958. - №10.

134. Прибыткова A.M. К вопросу о влияниях и местных традициях в архитектуре Средней Азии IX-X вв. // АН. 1967. - №16.

135. Прибыткова A.M. Строительная культура Средней Азии в IX-XII вв. М.: Стройиздат, 1973.

136. Про1{енко А. Причуйская страна по рекогносцировке 1862 г. // ЦГВИА. Ф. 400. Аз. часть. Оп. 1911. Д. 52. Л. И.

137. Пугаченкова Г.А. О народной традиции в орнаментации «Гумбеза Манаса» // Тр. Ин-та языка и литературы. Фрунзе: Изд-во КиргФАН СССР, 1948. - Вып. 2.

138. Пугаченкова Г.А. Памятники искусства Советского Союза. Средняя Азия: Справочник-путеводитель. -М.; Лейпциг: Искусство, 1983.

139. Радлов В.В. Краткий отчет о поездке в Семиреченскую область и на Иссык-Куль летом 1889 г. // Изд. РГО. 1870. - Т. 6.

140. Ромм А. Очерки истории изобразительного искусства Киргизской ССР. -М.; Л.: Искусство, 1941.

141. Ромодин В.А., Кондратьев А.А. Опыт сопоставления сведений из китайских, кокандских и русских источников по истории киргизов // Сов. востоковедение. 1958. -№4.

142. Русские путешественники и исследователи о киргизах. Фрунзе: Илим, 1973.

143. Саидбаев Т.С. Ислам и общество: Опыт историко-социологического исследования. М.: Наука, 1978.

144. Северцов НА. О русских поселениях к югу и западу от Иссык-Куля // Материалы для статистики Туркестанского края: Ежегодник. СПб., 1876. -Вып. 4.

145. Северцов НА. Путешествие по Туркестанскому краю. М.: Госиздат, географ, литературы, 1947.

146. Семенов-Тян-Шанский П.П. Путешествие в Тянь-Шань в 1856-1857 гг. -М.: ОГИЗ, 1947.

147. Смолина И.И. Строительный канон и традиции культуры Средней Азии XV-XVII вв. // АН. 1986. - №34.

148. Средняя Азия (Этнический состав) // БЭС. М., 1958.

149. Средняя Азия. Архитектурные памятники IX-XIX вв. М.: Планета, 1985.

150. Средняя Азия: Справочник-путеводитель / Сост. Г.А. Пугаченкова. М.: Искусство, 1983.

151. Табари. Таърихи. Литогр. изд. -Каунпор, 1847.

152. Ташбаева К.И. Из истории и археологии Древнего Тянь-Шаня. Б. 1995.

153. Улеманн К., Винник Д.Ф., Ысманова К., Культурно-исторические памятники. Бишкек 2003.

154. Усенбаев К.У. Общественно-экономические отношения киргизов в период господства Кокандского ханства (XIX в. до присоединения Киргизии к России). - Фрунзе: Изд-во АН КиргССР, 1961.

155. Циммерман. Извлечения из донесения Полковника Циммермана от 28 августа и 5 сентября 1860 года // Русский Туркестан. Вып. 3. СПб., 1872.

156. Чепелев В.Н. Киргизское народное изобразительное искусство // Искусство. 1949. - №5.

157. Чоробаев А. Тайлак-Батыр. Фрунзе: Киргосиздат, 1959.

158. Шер А.Я. Каменные изваяния Семиречья. Л.: Наука, 1966.

159. Шнитников В.Н. Поездки по Семиречью (Загорская часть б. Пишпекского у. и юго-западная часть б. Пржевальского у.). Фрунзе, 1930.

160. Шашкин В.А. К вопросу о древних культурных связях народов Средней Азии с другими странами и народами // Материалы второго совещания археологов и этнографов Средней Азии, 29 октября 4 ноября 1956 года. Сталинабад. - М.; Л: Изд-во АН СССР, 1959.

161. Markus Hattstein and Peter Delius. Islam art and architecture. Konemann, 2004.

162. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет.

163. На правах рукописи УДК 72.033/.036 (575.2)10420 0.9 0 8 7 1 6 *

164. СУЛТАНОВА Наталья Георгиевна

165. МЕМОРИАЛЬНОЕ ЗОДЧЕСТВО КЫРГЫЗСТАНА

166. XVIII-НАЧАЛА XX ВЕКА, (генезис, эволюция, типологические особенности,национальные традиции)1800.01 Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкцияисторико-архитектурного наследия.1. ТОМИ

167. Диссертация на соискание ученой степени кандидата архитектуры

168. Научный руководитель доктор архитектуры, профессор Муксинов P.M.1. Санкт-Петербург 2009

169. Маршруты обследования мемориальных сооружений на территории Кыргызстана

170. Буддийские, христианские и мусульманские памятники средневекового Кыргызстана.

171. Мемориальные памятники Кыргызстана 18 начало 20 вв.

172. Памятники раннего средневековья: Памятники исследуемого периода:

173. Узгенский комплекс. 5. с. Боэтери. 9, Тайлак. 13. Нияэбек-Коргон. 17. Гумбез Балчака.

174. Буранинский комплекс. 6. с. Соготту. 10. Ат-баши. 14. Гумбез Ногоя. 18. Идрис Пайгамбар.

175. Гумбез Манаса. 7. с. Тору-Айгыр. 11. Кочкорка. 15. Кырк-Чороо.

176. Шах-Фаэиль. в. Джумгал. 12. Садыр-Коргон, 16. Дархан.1.-Ч.-1. О Кокандские крепости• Кыргызские укрепления

177. Jj Гумбеэы-мазары. мечети,• медресе

178. Расположение памятников культуры и архитектуры ЛИСТ

179. Трассы Великого Шелкового пути- Северная----Ферганская1. Южная

180. О средневековые поселения А буддийские храмы и монастыри Q буддийские надписи на камнях ^ памятники эпиграфии Я мечети1. В мавзолеи | минаретынамогильные камни христиан g христианские церкви и монастыри @ сирийские надписи на керамике

181. Памятники архитектуры и культуры на территории Кыргызстана {древний и средний периоды)

182. Памятники каменного века * Поселения (6-12в)

183. Памятники бронзового века * Памятники архитектуры (10-15в.)

184. Наскальные рисунки * Памятники письменности

185. Памятники сако-усуньского времени (бв.до Н.э.-5в.н.э.) . Подводные памятники озера Иссык-Куль

186. Поселения сако-усуньского времени (бв.до Н.э.-5в.н.э.) с Курганные могильники древних тюрков (6-12в.)х Каменные изваяния дреаних тюрков (6-12в.)1. АРХЕОЛОГИЯit 0 «

187. Географическое положение Кыргызстана и сопредельных государств Центральной Азии.

188. Казахстан; 2 Тщрмкиствн; 3, Узбекистан 4. Туркменистан; 5. Кьрпэостан

189. Система расселения тюркских групп народов. Алтайская семья1. Токи с1 «Турки 100 Азербайджанцы !01 Различныеножоюычные народы Ирака ИЦТуршет 103 Татары КХЕашшив 105 КарЗДМш |' ) йа гульки, чданцы 106 Кетин1.1 107 Караоионя 108 Киргизы 109 Узбии

190. МО Уйгуры шмпйцн.ппснш MUCH 112 Тувинцы ШЪупя.дилыы ГИчраши4 1.3. Природно-географические условия.1. ЛИСТ1. Бишкек

191. Территориальное деление на Север и Юг Кыргызстана.

192. Алайский и Ферганский горные хребты1. Чуй ска я долина Север1. Ошская область Юг1.I Таласская долина- Север1. Enj Нары некая зона Север1. Ысык-Кульскаядолина Север

193. Основные хребты и долины Кыргызстана. Естественное деление горными хребтами на Северный и Южный регионы Кыргызстана.1. Долины

194. Кочкорская 4. Кетмен-Тюбинекая 7. Чуйская 10. Ак-Сайская

195. Джумгальская 5. Чаткалская 8. Иссык-Кульская 11. Алайская

196. Суусамырская 6. Таласская 9. Среди е-Н ары некая 12. Ферганская

197. Административные и экономические подрайоны до средины 20 века.

198. Равнинный тип поселения, с. Покровка, Таласская обл.

199. Условные обозначения: X/yS/J^ зона жилой застройки

200. ВуЙИ * зона производственно-хозяйственных построекв живопйеной предгорной Одиночный мавэапаи-гумбез КочкорскоЙ долине, Тянь-Шань, на холме с. Кароол-Добе.- зона садов и озеленения- культово-мемориальна я зона-£

201. Глава 1. Условия возникновения мемориального зодчества Кыргызстана.

202. Природно-географические условия. Схемы расположения мемориальных сооружений ЛИСТ в системе поселений.

203. Расположение комплекса мавзолеев на территории поселения.

204. Комплекс (старое и новое кладбища) мавзолеев располагается на территории поселения.в) Расположение комплекса мавзолеев вдали от поселений,располагаются на живописных склонах гор, на возвышенностях и т.д.

205. Расположение комплекса мавзолеев за пределами границ поселения.

206. Тип 1, Расположение мавзолеев на склонах гор, живописных местах.

207. Тип 2. Комплекс мавзолеев вдали от поселения.

208. Предгорный тип поселения, село Боз-Тери, Иссык-Кульская котловина. Хребет Кунгей Ала-Тоо.

209. Кладбище конец 19-нач. 20 вв. с. Боз-Тери,

210. Горное поселение, с. Чаек, Нарынская обл., Тянь-Шанские горы.

211. Мавзолеи, расположенные на горных склонах.

212. Склон горы Сулейман-Тоо, Мавзолей Тахти Сулейман. Одиночный мавзолей имеет символическое значение -"Хозяин горы"кладбище с мавзолеями конец 19-нач. 20 вв. с. Тосор

213. Глава 1. Условия возникновения мемориального зодчества Кыргызстана.

214. Л. Строительная культура. ЛИСТ

215. Виды кирпичной кладки при возведении мемориальных сооружений.

216. Обликов*» из жженого кирпича Кирпичная кладка из жженого кирпича Тип глинобитной пахсовой кладки

217. Мавзолей Бэты Зууры. 19 век. Чаткал Мэв»г>вй Имам-Aia. 19 век. Оигеим оби

218. Глинобитная пахсо&ап кладка Кирпичная сырцоаан кладка

219. Мавзолей-оградо Иссик Кульской котловины с. Чок-Тал 19 век.

220. Примеры использования & строительстве мавзолеев жженого, сырцового кирпича

221. Технология возвещения конструкций из глины

222. А. Типы пахсо&ой кладки. 1-41

223. Виды конструкции покрытий используемых в строительстве \ мавзолеев XVlll-начала XX веков.

224. Конструкция купольного свода2. Конструкция фундаментов

225. Фрагмент конструкции перекрыт»» с плоской кровлей и сводом4. Конструкция свода

226. Средневековый метод возведения архитектурного объекта Строительство дворца Хаварнак, Герат, 1494-95,

227. J Средний мавзолей. Конструкция парусов (тромпов)1. Виды купольных покрытий

228. Конусообразное покрытие с многогранным барабаном, многочастная структура

229. Полусферическое купольное покрытие на высоком барабане, трехчастная стр.

230. Купольное покрытие сферической формы с порталом, двучастная структура

231. Мавзолей Шах-Фазиль. 11 век

232. Мавзолей Асаф ибн Бурхия 18-19 вв.

233. Мавзолей Джаркинбая нач. 20 векаместные доисламские традиции вмемориальном зодчестве1. Единая религия Ислампринята 9-10 в в Центральной Азии.привнесенный образ исламскогомавзолея-усыпальницы

234. Роль религий и культов. Влияние ислама на архитектуру мавзолеев.

235. ДРЕВНИЙ ПЕРИОД, Рели га оз но-культовые представления кыргызов1. Влияние культа предков назахоронения. "Черный Курган" в Дархане. Архаичные культы предков. Ранние формы религий: анимизм, тотемизм, шаманизм.

236. Влияние Зороастрийской религии на вид захоронения. Наус, с. Красная речка.

237. Влияние религии на вид захоронения. Буддизм, Христианство, Манихейство. Ак-Бешим.

238. Узгенский мавзолей 11 век. лортально-купольный тип. Один из первых мусульманских построек на территории Кыргызстана

239. ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. Исследуемый период.

240. Портально-кулольный тип мазар Тахти Супейман. 19 а,, типичная исламская постройка. Ош.1. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ1. ПЕРИОД,

241. Мавзолей Саманидов, 9 век. основополагающий тип. Одна из первых мусульманских построек. Узбекистан.1. Святыня ислама Кааба

242. МУСУЛЬМАНЕ j Сунниты j Шииты 5. Хариджиты (ибадфы) ИУДАИСТЫмавзолей Тадж Махал Агра. 17. в. Индия.

243. Глава 2. История происхождения, генезис, эволюция мемориального зодчества ЦА и Кыргызстана

244. Роль религии и культов в архитектуре. Стилевое единство исламской архитектуры ЛИСТ Центральной Азии и Ближнего Востока.14 в Иран- Афганистан.

245. Мавзолей Фахр аль-Дин Рази Куна Ургенч 12 а Туркменистан

246. Архитектура мемориальных сооружений Центральной Азии

247. Культовая и мемориальная архитектура ислама на Ближнем Востоке, Африке и Азии.

248. Мавзолей Али Несеф. Шэх и-Зиндз Самрканд 14-15 вв. Узбекистан.10

249. Генезис архитектуры мемориальных сооружений.

250. ЛИСТ Истоки возникновения древних типов мавзолеев.1 тип. Гипотеза происхождения сагана.1. Древний период1. Средневековый период.

251. Исследуемый период 18-начало 20 ев.мjEL1. Схема Сагана Сагана,сагана. мавзолея Джуука.

252. Шах-Фа зи ль Иссык-Куль. Ошская обл.1. Саганамавзолея1. Шах-Фаэиль

253. Сагана у мавзолея. Зубайда. 12-13 век.

254. Сагана. Конец 19 в. Каджи-Сай.2 тип. ГИпотвза происхождения мавзолея-ограды

255. Могила Борижары, 5-8 вв, (л о Hyp муха нбетову 6.)

256. Объемно-пространственная структура.1. Мавзолей-ограда.

257. Мавзолей-ограда, конец 19 в. Иссык-Куль,

258. Мавзолей-ограда. кон.19-нач 20 вв. Иссык-Куль.А

259. Глава 2. История происхождения, генезис, эволюция мемориального зодчества ЦА и Кыргызстана

260. Генезис архитектуры мемориальных сооружений. ЛИСТ Источники формообразования мавзолеев1#

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания.
В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Автореферат
200 руб.
Диссертация
500 руб.
Артикул: 362982