Менталитет и ментальность как феномены бытия личности, общества и Вооруженных Сил: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лутцев, Михаил Вячеславович

  • Лутцев, Михаил Вячеславович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 217
Лутцев, Михаил Вячеславович. Менталитет и ментальность как феномены бытия личности, общества и Вооруженных Сил: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2005. 217 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лутцев, Михаил Вячеславович

Введение.

Глава 1. Менталитет и ментальность как объекты социально-философского анализа.j.j.

1.1. Социально-философский анализ феноменов менталитета и ментальности в трудах зарубежных и отечественных мыслителей.

1.2. Менталитет' и ментальность в социально-философском измерении: сущность, структура, типология и функции.

1.3. Социокультурная динамика менталитета и ментальности.

Глава 2. Специфика менталитета российской армии и ментальности российского военнослужащего.

2.1. Менталитет Вооруженных Сил России и ментальность российского военнослужащего: сущность и содержание.

2.2. Современное состояние, проблемы и перспективы формирования ментальных феноменов российской армии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Менталитет и ментальность как феномены бытия личности, общества и Вооруженных Сил: Социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Социально-философский анализ исследования феноменов ментальности и менталитета человека обусловлен необходимостью осмысления происходящих в современном российском обществе глубинных процессов преобразования всех сторон общественной жизни, в том числе духовности и культуры'. Повсеместно в мире (Россия здесь не является исключением) наблюдается интенсивный рост этнического, духовного, религиозного, культурно-исторического самосознания отдельных народов и как следствие - возрастание интереса к духовным истокам различных социумов. Все это вызывает необходимость расширения и уточнения содержания многих категорий и понятий системы социально-философского знания, которые могли бы адекватно отразить и описать реалии современных социальных процессов, перспективы культурной самойдентификации общества, проблемы национальной и социальной политики российского государства на ближайшее время и в перспективе. К таковым принадлежат и исследуемые нами в данной работе понятия ментальности и менталитета, которые благодаря своей универсальности, сегодня прочно вошли в лексикон языка как научного, так и обыденного познания.

Интерес к проблемам ментальности и менталитета во многом связан с развитием социальной философии и, особенно, философской антропологии, которая исходит из понимания человека как -биосоциальной целостности.-Путь-человека к самому себе, познание им собственного «Я» обусловлено сегодня, прежде всего, всеобъемлющим кризисом человеческого сообщества, размыванием и деформацией западного идеала рационализма и т.д. Антропологический поворот, обращение человека к своей внутренней сущности - это ответ на вызов, брошенный временем, попытка решить задачу обретения им некогда утраченной целостности. В российской философской мысли интерес к менталитету и ментальности возник относительно недавно, в постсоветский период российской истории.

Вообще же появление в нашем языке новых слов, вдруг становящихся ультрамодными, всегда остается загадкой. В «Философском словаре» 1981 г. (4-е издание), например, термин «менталитет» еще отсутствует, но уже в словаре «Современная западная философия» 1991 г. имеется статья о менталитете, где дается его подробное раскрытие. Менталитет и ментальность, как феномены социального и духовного бытия человека, достаточно быстро овладели умами многочисленных исследователей - представителей различных! гуманитарных дис

I I циплин:

Столь повышенное внимание к вышеуказанным феноменам можно объяснить следующими причинами:

Во-первых, .осмыслением природы и специфики этнического сознания и самосознания и, как следствие, обострением межнациональных противоречий и конфликтов.

Во-вторых, возрастанием интереса к духовной составляющей человеческой сущности, усилением влияния религии на общественное сознание и ростом религиозности современного общества.

В-третьих, появившимися возможностями знакомства российских исследователей с трудами их коллег на Западе в области социально-гуманитарных дисциплин.

В-четвертых, попытками духовной самоидентификации современного российского общества на базе возрождаемых исторических особенностей российского общества, его коренных духовных, культурных идей и ценностей, создания новой национальной идеологии взамен утраченной советской.

Все это актуализирует необходимость социально-философского исследования феноменов ментальности и менталитета как неотъемлемых модусов социального и духовного бытия человека, их сущности, динамики, содержания, воздействия на различные виды человеческой деятельности.

В данной работе предпринимается попытка исследовать смысл понятий «менталитет» и «ментальность», выяснить их категориальный статус. По мнению исследователя, это необходимо, поскольку от введения в научный оборот новой категории, в известной степени изменяется иерархия остальных. С одной стороны, это может свидетельствовать о сложности и многогранности тех явлений, которые определяются этими новыми понятиями, с другой - об определенной девальвации некоторых старых понятий, которые уже не могут претендовать на полноту охвата этих явлений.

Столь же важно, на наш взгляд, осуществить следующее:

1. произвести анализ всех известных на сегодняшний момент отечественных и зарубежных исследований по пробл1ме ментальности и менталитета в контексте различных научных дисциплин;

2. исследовать под социально-философским углом зрения ментальность человека и менталитет социальных групп, выявить их структуру, типологию и функции; 1

3. раскрыть и исследовать динамику становления, развития и функционирования ментальности личности и менталитета социальных групп в различных условиях их существования;

4. максимально подробно исследовать менталитет российской армии и ментальность российского военнослужащего как духовных феноменов, закономерно возникших и сформировавшихся в процессе исторического развития российского общества и его Вооруженных Сил, выявить их сущность и особенности;

5. произвести социально-философский анализ состояния менталитета российской армии и ментальности российского военнослужащего в современных условиях, исследовать причины поразившего их кризиса и предложить авторское видение способов его преодоления.

Степень разработанности проблемы. Следует отметить, что в российской социально-философской мысли проблема ментальности и менталитета стала исследоваться только в постсоветский период, по причине того, что советская философская мысль не обращалась к данным феноменам по «идейным соображениям», считая их чуждыми для диалектического и исторического материализма «влияниями Запада». В других же странах их изучение осуществлялось весьма всесторонне и интенсивно, обогащая теорию менталитета и мен-тальности глубоким анализом с точки зрения различных сфер гуманитарного знания. В настоящее время и в России исследование данных феноменов также получило значительное распространение. Появились работы, осуществляющие анализ менталитета и ментальности с позиций различных гуманитарных дисциплин.

В широком спектре работ отечественных и зарубежных ученых, посвященных ментальности и менталитету как феноменам социальногр и духовного бытия человека, можно выделить следующие основные группы.

Первая группа - работы общегуманитарного характера, в которых проблемы менталитета й ментальности затронуты косвенно, в контексте других, более общих проблем1. Употребления самих "терминов «ментальностЬ» или «менталитет» в данных исследованиях не встречается вообще, тем не менее, эти работы имеют определенное отношение к изучению нашей проблемы, так как в них раскрываются исторические, социально-экономические, идейно-политические, географические и духовные предпосылки генезиса, формирования и развития феноменов менталитета и ментальности человека, различных общностей людей.

Вторая группа - исследования зарубежных исследователей, характеризующие состояние и степень разработанности проблемы менталитета и ментальности. Значительный интерес представляют работы таких западных ученых, которые посвящены семантическому и социально-историческому анализу категорий ментальности и менталитета, (М. Блок, Ф. Брод ель, Г. Дюби, А. Дю

См.: Гегель. Философия истории. - М.-Л., 1993. - Т. 8; Философия природы. - M., 1975. - Т. I; Философия религии. - М., 1971. - Т. 2; Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в историю человеческой культуры. - М., 1986; Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. - M.: Педагогика-Пресс, 1996; Энгельс Ф. Армия Европы. - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 11; Энгельс Ф. Внешняя политика русского царизма. - Маркс К. Энгельс Ф. Соч. - Т. 22; Энгельс Ф. Может ли Европа разоружиться? - Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т. 22; Энгельс Ф. Фейербах. Противоположность материалистического и идеалистического воззрения. - Маркс К. Энгельс Ф. Соч. - Т. 3; Поппер К. Логика и рост научного знания. - М., 1989; Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990; Юнг К.Г. Аналитическая психология. Глоссарий. - СПб, 1994; Юнг К.Г. Архетип и символ. - М.: Ренессанс, 1991. прон, Э. Леруа-Ладюри, Л. Февр; Д. Филд); историческому становлению феноменов ментальности и менталитета, их социокультурной и цивилизационной специфики (Г. Бутуль, М. Вовель, Б. Геремек, П. Динцельбахер, Р. Райхард, И. Тренар; Р. Шпрандель); историко-антропологическим проблемам феноменов ментальности и менталитета (Ж. Арьес, Ч. Берг, К. Раульф); философско-социологическим аспектам исследуемой научной задачи (Л. Леви-Брюль, Э.

Кассирер,.Р. ]Цандру; Д. .Рушмайер, LLI.A. Фаберман, M.IJ. Фуко, Р. Эмерсон);

I I , психологическому анализу менталитета (Ж. Древер, А.С. Ребер, Ж.П. Чаплин).

Третья группа - источники и труды отечественных философов-классиков, прямо или косвенно описывающих и подвергающих анализу проблемы русского менталитета и ментальности: Н.А.'Бердяева," И.А. Ильина, Л.Н.

1 См. .; Bloch М. La socieate feodale. - Paris, 1968. - P. 134.; Braudel F. Ecrits surhistoire. - Paris, 1969. - P. 50 - 51.; Braudel F. History of Civilization. - N.Y., 1994. - P. 136; Дюби Г. Развитие исторических исследований во Франции после 1950т. // Одиссей. Человек в истории. - М.: Наука, 1991. - С. 52. Dubi G. L'histoire des mentalites // L-histoire et ses methodes. - Paris, 1961. - P. 237 -266; Dupront A. Problemes et methodes d'une histoire de la psiholo-gie collective // Annalis v. 16 (1) Jan - Feb, 1961. - P. 3 - И; Февр JJ. Бои за историю. - М„ Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе // Менталитет и аграрное развитие России в XIX - XX вв. - М., 1996. - С. 10.; 1991. - С. 107;. Bouthoul G. Les mentalites. - Paris, 1971. - P. 31 - 32; M. Вовель. Ментальность// 50/50. Опыт словаря нового мышления. - М., 1993. - С. 458;;Geremek В. Umislawose i psihologia zbiorowo w his-torii (Mentalite et psihologie collective en histoire) // Przeglad historiczny. - 1962. - P. 629 - 643; Dinzelbacher P. Zu Theorie und Praxis der Mentalitatgeschichte // Europaische Mental^tgeschichte; Stuttgart, 1993, Kroners Tasche-naufgabe, Band 469.; Современная западная философия. Словарь. - M., 1991. - С. 177; ; Reihardt R. Histoire des menntalites. Eine neie Dinension der socialgeschichte an beispie! des franzflsischen Ansien Regime // Internationales Archive fiire socialgeschichte der deutchen literature. - 1978. - № 3. - S. 130;; Sprandel R. Mentalitaten und Sisteme: neue Zugange zur mittelalterlichen Geschichte. - Stuttgart, 1972; Trenard L. Histoire des mentalites collectives les livres, bilans et perspectives // Revye d'histoire modeme et conterportaine. - 1968. - V. 2. - P. 691 - 703.; История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. - М„ 1996. - С. 29-56; Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. - М.: Педагогика - Пресс. 1994. - С. 28.: Кассирер Э. Опыт о человеке: введение в историю человеческой культуры. Проблема человека в западной философии. - М., 1986;. ; Mandrou R. L'histoire des mentalites // Enceclopedia universalis. V. VIII. - Paris, 1968. -- P. 436 - 438; Ruschmeyer D. Mentalitat und ideologic // Sociologie. D. Konig. - Berlin. 1967. - S. 631 - 648: Faberman H.A. Manheim, Coeley and Meat. Toward a Social Theory of mentaliti !J Sociological Qatrerly. - 1970. - Vll. - P. 3 -13: Drever J. A dictionary of psychology. - Harmohdsworth, 1967. - P. 171; Reber A.S. The penguin dictionary of psychology. - Harmohdsworth, 1985.-P. 454.; Chaplin J.P. Dictionary of psychology. - N.Y., 1975. - P. 313.

Толстого, C.JI. Франка, П.Я. Чаадаева, Ф.М. Достоевского, А.Ф. Лосева, И.О. Лосского, С.Н. Булгакова, B.C. Соловьева.1

Четвертая группа - социально-философские исследования современных российских ученых, посвященные уточнению категориального статуса ментальности и менталитета как феноменов социального и духовного бытия, их сущности, структуры и содержания, функций в социуме, обоснованию социокультурного и 1|ивилизационного подхода к их осмыслению.2

Пятая группа - работы российских военных ученых прошлого и настоящего, а также гражданских исследователей, посвященные разработке проблем менталитета Вооруженных Сил, ментальности российского военнослужащего и их отдельных моментов и фрагментов.3

См.: Бердяев Н.А. Судьба России. - M., 1990: Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Соч. в 2 т. - М.: Наука, 1993; Ильин И.А. Путь духовного обновления. - Coop. соч. в 10 т. - Т. J. - М.: Русская книга, 1993; Лосев А.Ф. Родина. // Русская идея. - М.: Республика, 1992.; Лосский Н.О. Характер русского народа // Условия абсолютного добра. - M.: Политиздат, 1991; Соловьев B.C. Соч. в 2 т. - М.: Правда, 1989; Толстой Л.Н. Война и мир. - Т. 3, 4. - M.: Художественная литература, 1983; Толстой Л.Н. Полн. собр. соч. - Т. 2. - М.-Л., 1929; Федоров Н.Ф. Русская история - международная история - М.: Раритет, 1994,'Франк С.Л. Духовные основы общества. - М.: Республика, 1992; Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего. Статьи и письма. - М., 1987.

2См.: Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен. -Социально-политический журнал. - 1997. №3-4; Бессмертный Ю.Л. Кризис «Анналов»? // Споры о главном: дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». - М., 1993; Га-чев Г.Д. Национальные образы мира. - М.: Академия, 1998; Гуревич А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов». - М„ 1993; Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории и ремесло историка». - М., 1973; Гуревич А.Я. Проблема ментальности в современной историографии // Всеобщая история. Дискуссия, Новые подходы. Вып. 1. - М., 1989; Гуревич П.С. Культурология. - М.: Гардарики, 2000; Коган Л.Н. Проблема национального менталитета // Проблема развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: Тезисы докладов научной конференции. - Казань, 1994; Корнев В.Г. Евразийство и особенности российского менталитета. - Азия и Африка сегодня. - 1995. -№ 2; Кузнецов В.Д. Сущность и общественно-политический смысл российского менталитета и евразийства. - КЛИО. - 1998. - № 1 -4; Крапивенский С.Э. Социальная философия. - Волгоград. 1996: Михальская Н.М. Русский Сократ. Лекции по сравнительной исторической риторике. - М.: Академия. 1996: Огурцов А.П., Панарин А.С., Пактин И.А. Российская ментальность Н Вопросы философии. - 1994. - № 1; Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация. - М., 1992; Чеснов Я.В. Лекции по исторической этнологии. - М.: Гардарики, 1998.

См.: Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ) - М.: ВУ, 1997; Кулешов В.Е. Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной военной службы // Автореферат диссертации доктора философских наук - М.: ВУ, 1997; Лутовинов В.И. На благо Отечества или что такое патриотизм // Ориентир. -2000. 12. - С 55-58; Его же. Патриотизм, верность воинскому долгу - неотъемлемые качества российского воина // Ориентир. - 2000. - № 6. - С. 59-62; Озеров А.А. Смысл жизни как проблема российского менталитета // Автореферат диссертации кандидата философских наук - М.: СГУ, 2000; Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих российской армии в современных условиях // Диссертация доктора философских наук М.: ВУ, 2002; Рахимов О.А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система // Диссертация доктора философских наук - М.: ВУ, 1995; Романченко С.Н. Менталитет российской армии: классическая парадигма и современность // Автореферат диссертации кандидата философских наук -Краснодар, 2000; Ружейников В.В. Политическое содержание менталитета личности военнослужащего: проблема исследования и формирования // Автореферат диссертации кандидата философских наук - М.: ВУ, 1996; Стрельников B.A. Патриотизм - источник морального духа российского воина // Ориентир - 2002. - № 7. - С. 55-59; Его же. Патриотизм - важнейший фактор укрепления Вооруженных сил РФ // Ориентир. - 2003. - № 1. -С. 57-61.

Анализ состояния и степени разработанности исследуемой научной задачи свидетельствует о том, что теоретические разработки в этой области существенно обогащают социально-философские представления о ментальности и менталитете как феноменах социального и духовного бытия человека, их структуре, содержании, функциях и механизмах влияния на характер социальных отношений и деятельности.

Вместе с тем, анализ изученных работ по проблеме менталитета и ментальности, показывает, что на наш взгляд, зарубежные исследования имеют недостатки в виде чрезмерной теоретизированности, отрыва от социальной практики, и решения конкретных проблем, российские же работы имеют, в основе своей характер прикладных исследований, применительно к русскому (российскому) менталитету. К тому же, некоторые важные аспекты проблемы ментальности и менталитета, их состояния, ценностной ориентированности, структуры, содержания, типологии и функций, в том числе применительно к военной организации государства, фактически оказались вне поля зрения авторов, работающих в этой области.

Все вышеуказанное и явилось побудительным мотивом исследования избранной автором научной задачи.

Объектом диссертационного исследования выступают ментальность и менталитет человека и социальных образований как духовные явления.

Предметом исследования являются сущность, структура содержание и функции ментальности и менталитета человека как духовных феноменов, социальный механизм и специфика их проявления в Вооруженных Силах России.

Целью диссертационного исследования является осуществление социально-философского анализа феноменов ментальности и менталитета и их влияния на бытие человека как части социума, их специфики применительно к российскому военнослужащему.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести аналитическое исследование всех известных на сегодняшний момент отечественных и зарубежных исследований по изучаемой проблеме.

2. С социально-философских позиций раскрыть сущность ментальности и менталитета как феноменов социального и духовного бытия человека в обществе, их структуру, типологию и функции.

3. Раскрыть генезис и эволюцию ментальности и менталитета, исследовав их социокультурную динамику.

4. Произвести социально-философский анализ менталитета Вооруженных С|ил России и ментальности российского военнослужащего в процессе их становления и развития.

5. Исследовать современное состояние менталитета Вооруженных Сил России и ментальности российского военнослужащего, проблемы их функционирования и перспективы их дальнейшего существования и развития, предложить и обосновать теоретические и практические методы, которые возможно применить в процессе современного военного образования и воспитания для выхода из кризисной ситуации.

Теоретико-методологическую базу исследования составляют последовательно реализуемый в диссертации социально-философский анализ в единстве основополагающих методологических принципов, подходов, категорий, а также идей и положений, содержащихся в философских трудах мыслителей прошлого, отечественных и зарубежных ученых по проблемам общественного и индивидуального сознания, мировоззрения, соотношения сознательного и бессознательного, ментальности и менталитета.

Автором проанализирован широкий круг источников историко-философской, философско-исторической, философско-антропологической литературы, кандидатских и докторских диссертаций, отражающих результаты социально-философских исследований в последние 10-12 лет, материалов общероссийских и региональных конференций и семинаров, публикаций в общественно-политических и научных журналах, средствах массовой информации.

В диссертации используются методологические принципы, подходы и методы различных гуманитарных дисциплин: психологии, этнографии, лингвистики, культурологи, политологии, этики, культуры. Непосредственную же

I . - I

I • . / и методологическую основу составляют идеи и положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат в их применении к объектно-предметной области исследования. В частности, комплексно и всесторонне применяются такие методологические средства, как принципы единства исторического и логического, сущностного, структурно-содержательного, функцйонально-деятельностного, социально-онтологического, системного, социально-гносеологического, социокультурного, цивилизационного, философ-ско-антропологическогб и других подходов.

Эмпирическая база исследования включает: анализ и обобщение источников, документов и литературы по теме, использование статистических данных, результатов конкретных социологических исследований, материалов периодической печати, электронных средств массовой информации, личных наблюдений и педагогического опыта автора по вопросам, относящимся к менталитету и ментальности человека (военнослужащего), его разнообразных проявлений в процессе профессионально ориентированной деятельности.

Научная новизна исследования заключается в самой постановке избранной автором научной задачи и результатах ее социально-философского анализа, непосредственно связанных с уточнением, обобщением и обогащением ряда теоретических положений о сущности, содержании, типологии, функциях менталитета и ментальности как феноменов бытия человека, социокультурной динамике их развития, специфике проявления в военной сфере российского государства.

Более конкретно научная новизна диссертации состоит в достижении следующих научных результатов:

- уточнении понятий менталитета и ментальности, отражающих соответствующие феномены социального и духовного бытия общества и человека;

- раскрытии места и роли ментальности и менталитета в духовном мире человека и общества, их типологии, структуры и функций;

- исследовании с социально-философских позиций социокультурной динамика ментальности и менталитета человека и общества;

- анализе специфики менталитета Вооруженных сил России и ментальности российского военнослужащего, зависимости их формирования и функционирования от различных объективных и субъективных факторов.

- исследовании современного состояния менталитета Вооруженных сил России и ментальности российского военнослужащего, обосновании перспектив формирования и развития в условиях строительства Вооруженных Сил.

Положения, выносимые на защиту:

1. Менталитет - это синтезированная в процессе исторического развития общества интегральная система умонастроений социальных образований, сформированное на основе взаимодействующих форм общественного сознания и коллективного бессознательного в единстве базовых идей и мыслей, и проявляющихся в способности этих социальных образований видеть мир и действовать определенным, свойственным только им образом. Ментальность - это система личностных умонастроений, построенная на базе способностей человеческого сознания и бессознательного хранить в себе идеальные образы, заимствованные из сфер менталитета, общественного сознания, коллективного бессознательного или сформированные им самим, и определяющие принадлежность человека к социуму, к тому или иному историческому времени, иными словами, это есть не что иное как «личностный менталитет» человека. Менталитет и ментальность связаны между собой по принципу связи парных диалектических категорий общего и единичного и представляют две стороны единой ментальной целостности.

2. Менталитет представляет собой систему, состоящую из элементов -идеалов, из которых состоит его «твердое ядро» (из наиболее важных и значимых идеалов) и «защитного пояса» (из других идеалов). По ряду оснований, выделяются три наиболее важных, и значимых для общества типа менталитета: этнический, социально-классовый (социально-групповой) и религиозный. В сфере социального и духовного бытия менталитет проявляется и реализуется в различных видах социальных отношений и деятельности посредством ряда функций: мировоззренческой, консолидирующе - социализирующей, реагиро / вания и адаптации, регулятивно — аксиологической, защитной, прогностической. Ментальность имеет аналогичную структуру и функции и делится на два типа - авторитарную и конформистскую (в зависимости от значимости .доминирующего в ней фетиша - авторитета).

3 Менталитет и ментальность относительно статичны, но и они способны изменяться в процессе их социально-культурной динамики, под которой понимается процесс их становления и раз|ития на основных этапах социального и онтогенетического становления и развития человека и социума в историческом времени. Изменения в менталитете и ментальности происходят в связи с изменениями в системе составляющих их идеалов.

4. Специфика менталитета российской армии и ментальности российского военнослужащего, проявляется в рельефно выраженных идеях защиты Родины, патриотизма, воинского долга, чести, верности присяге, корпоративности, духовности, ценностном отношении к обеспечению безопасности личности^ общности и государства, устойчивом идеальном образе врага, стойкости, готовности выносить тяготы и лишения военной службы.

5. Современное состояние армейской духовности базирующейся на основе фундаментальных идеалов менталитета и ментальности военнослужащих Вооруженных Сил Росси кризисно, однако ее возрождение, стабилизация, формирование и развитие возможно в случае создания и практического применения предложенных и обоснованных автором исследования организационно-социальных условий и методов.

Практическая значимость и апробация исследования. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для дальнейшей разработки актуальных проблем социальной философии. В методологическом отношении диссертационная работа может быть полезна специалистам в области конкретных наук: социальной психологии, социологии, истории, культурологи, политологии.

Практическая ценность исследования определяется новыми результатами, их актуальностью, новизной, выводами практического характера. Практическая реализация представленных в диссертации положений и рекомендаций может способствовать решению проблем межнациональных, межклассовых, межконфессиональных отношений, преодолению социального нигилизма и конфликтности в современном российском обществе и в Вооруженных Силах.

Теоретические результаты исследования могут быть использованы в деятельности общественно-политических институтов, прежде всего в образовательной деятельности, г^ри разработке и чтении курсов социальной |философии, социальной психологии, политологии, культурологии, истории.

Практический эффект можно достигнуть используя материалы и выводы в области прикладной социологии и государственного управления. Материалы ч диссертационного исследования также целесообразно использовать при разработке научно-методических пособий по общественно-государственной подготовке в Вооруженных Силах, а также в процессе осуществления допризывного военно-патриотического воспитания молодежи.

Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях автора на всероссийских, региональных и межвузовских конференциях (1997-2003 гг.), в частности, на конференциях:

1. Историко-культурная эволюция понятия «менталитет» // Российский менталитет в системе российского образования (часть 1). — Оренбург, 1996. - С. 13-20.

2. Роль менталитета в жизненной защите человека // «Жизненная защищенность человека». — Межвузовская конференция. - Оренбург, 1997. - С.89 -91.

3. Самоопределение через ментальность // «Ценностное самоопределение в сферах жизнедеятельности выпускников школ». - Материалы VI научно-практической конференции. — Оренбург, 1997. - С. 110 - 114.

4. Вопрос о земле в русском национальном менталитете // «История аграрных отношений в России». - Материалы межвузовской научно-практической конференции. - Оренбург, 1998. - С. 269 - 273.

5. Русское православие как синтез христианства и язычества // «Христианство и ислам на рубеже веков». - Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Оренбург, 1999. - С. 91 - 93.

6. О военно-патриотическом воспитании молодежи // «Оренбургу — 260 лет». - Материалы городской научно-практической конференции. - Оренбург, 2003. - С.47 - 48.

7| Духовно-нравственный потенциал российской армии на различных •этапах истории // Научные материалы одиннадцатой военно-научной конференции Военного университета ВПВО ВС РФ. - Сборник научных материалов. Часть 2. - Смоленск: Изд-во ВУ ВПВО ВС РФ, 2003. - С. 98 - 99.

8. Патриотизм и его роль в Великой Отечествённой войне // «Оренбуржье в годы Великой Отечественной войны». Материалы региональной научно-практической конференции. Оренбург, Издательство ОГПУ, 2005. Т.1 С.226-235.

Кроме этого, они представлялись автором на методологических семинарах, в процессе преподавания курса философии в Оренбургском высшем зенитном ракетном училище (военном институте), а также в опубликованных научных работах свыше 1,5 п. л. p.——-

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лутцев, Михаил Вячеславович

2. Практические рекомендации.

Изучение менталитета и ментальности в целом, менталитета Вооруженных Сил и ментальности военнослужащего в частности, кроме теоретических способны дать и определенные положительные практические результаты. Однако для эффективного практического применения результатов, предлагаемых исследователем, необходимы прежде всего государственная воля и скоординированные усилия органов государственной власти, командования и воспитательных структур Вооруженных Сил всех уровней, а также граждан России, всех социальных слоев.

На уровне государственной власти, по нашему мнению, следовало бы сделать следующее:

1. Следует провести координацию курса реформ в политике и экономике страны в соответствии с национальными интересами и ценностями российской цивилизации, решительно отказавшись от тотальной «вестернизации» россий-. ского общества.

2. Важно добиваться последовательного и неукоснительного исполнения Государственной программы «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.» в среде молодежи допризывного возраста в учебных заведениях, призывников, военнослужащих по призыву и по контракту.

3. Следует популяризировать военную службу среди граждан России с помощью создания эффективно действующего аппарата агитации и пропаганды армейских идеалов и ценностей, с привлечением известных деятелей отечественной науки и культуры. - ^

4. Было бы не лишним создать в Вооруженных Силах органы государственного контроля с целью проведения ими государственно-патриотической политики с опорой на идеалы и ценности армейского менталитета.

На уровне командования и воспитательных структур Вооруженных Сил, мы рекомендуем следующее:

1. Важно учитывать и использовать в учебной и воспитательной работы с различными категориями военнослужащих особенности менталитета социальных групп (этносов, религиозных конфессий, социальных классов), из которых они вышли и их индивидуальные ментальности.

2. Следует создать, внедрить в Вооруженные Силы и добиваться выполнения программы духовного оздоровления Вооруженных Сил, базирующейся на фундаментальных «священных» и «светских» идеях армейского менталитета, на фетишах-авторитетах ментальности «идеального» воина. Для этого необходимо привлечение военных и гражданских ученых различных социальных наук.

3. Нужно уделять больше внимания преподаванию социальных и гуманитарных дисциплин в военных ВУЗах, ужесточить требования к отчетности за успеваемость курсантов по этим дисциплинам. Программы преподавания дисциплин должны быть построены с учетом особенностей армейского менталитета и ментальности военнослужащих в отдельности.

4. Целесообразно воссоздать в военных ВУЗах факультеты и группы для обучения офицеров, отвечающих за духовно-идеологическую работу в войсках, с отбором в них слушателей, имеющих склонность к работе с людьми. Про- ^ грамма их обучения должна строиться с учетом особенностей российского армейского менталитета.

5. С учетом роста религиозности в обществе желательно привлекать к воспитательной работе с различными категориями военнослужащих представителей традиционных религиозных конфессий России, разделяющих государственно-патриотическую направленность политики.

6. Следует уделять больше внимания пропаганде в Вооруженных Силах героических традиций российской армии, подвигов российских воинов, мотивируя их особенностями российского армейского менталитета, ментальности российского военнослужащего.

Вышеизложенные практические рекомендации, гпо мнению исследователя, являются в значительной степени идеальными. Однако даже частичное их воплощение в реальную практику, как мы полагаем, способно улучшить духовное состояние персонала Вооруженных Сил. Но для этого необходимы скоординированные усилия государственной власти, армейского руководства и общества. Они должны проявляться в изменении отношения к армии самого российского общества. Государство должно четко сформулировать цели и задачи Вооруженных Сил на современном этапе, их деятельность и реформирование. Необходимо совмещать моральное и материальное стимулирование военной службы со стороны государственных органов. Армия, в свою очередь, должна отходить от формального подхода к воспитательной работе в своих рядах и проводить ее реально, очистить свои ряды от коррумпированных, духовно чуждых военнослужащих всех уровней, вплоть до высшего звена. Наконец, и государство, и армия, и общество должны активизировать государственно-патриотическую и военно-патриотическую обработку молодого поколения в соответствии с особенностями и положительными качествами менталитета общества и армии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лутцев, Михаил Вячеславович, 2005 год

1. Специальная литература

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Педагогика - Пресс, 2002. - 478 с.I12.|Антипов Г.А., Кочергин А.Н. Проблемы методологии исследования общества как целостной системы. Новосибирск: Наука, 1988. - 257 с.

3. Барулин B.C. Социальная философия. Ч. 2. - М.: МГУ, 1993.

4. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX-XX веков. // О России и русской философской культуре. М.- Наука, 1990.

5. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990. - 205 с.

6. Бескровный Л.Г. Русская армия и флот в XVIII веке. М., 1958.

7. Бессмертный Ю.Л. Кризис «Анналов»? // Споры о главном: Дискуссии о настоящем и будущем исторической науки вокруг французской школы «Анналов». Под ред. Бессмертного Ю.Л. М., 1993,.

8. Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. 1903. - Т. 76.

9. Бромлей Ю.В, Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990. - 392 с.

10. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. М., 1990.

11. Булгаков С.Н. Размышления о национальности. // Сочинения в 2. Т.-М.: Наука. 1993.

12. Бурда С.М. Оценка престижа военной службы // Ракурс: теория, практика, информация. № 4. - М.: ГУВР ВС РФ, 2003.

13. Виппер Р.Ю.Иван Грозный.-М., 1922.

14. Военный энциклопедический словарь. Т. II. - М.: БРЭ, 2001.114. Во имя России.-М., 1999.

15. Гадамер Х.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. - 699 с.

16. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М.: Академия, 1998. - 430

17. Гегель Г. Сочинения. M.-JI., 1993. - Т. 8. Философия истории.

18. Гегель Г. Философия природы. Т. I. - М., 1975

19. Гегель Г. Философия религии. М., 1971. - Т. I, II.

20. Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). М., 1997.

21. Горшуков А.Е. Проблемы информационно-воспитательной работы и информационные потребности военнослужищих // ракурс: теория, практика, информация. № 4. - М.: ГУВР ВС РФ, 2003. , '

22. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995. - 310 с.

23. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. 3-е изд. Л.: Издательство ЛГУ, 1989. - 495 с.124.'Генерал Багратион. Сборник документов и материалов. М., 1945.

24. Гуревич А .Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

25. Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории и ремесло историка». -М., 1973. *

26. Гуревич А.Я. Проблема ментальностей в современной историографии //Всеобщая история. Дискуссия. Новые подходы. Вып. I. М., 1989.

27. Гуревич П.С. Культурология. М.: Гардарики, 2000. - 215 с.

28. Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982.

29. Достоевский Ф.М. Из «Дневника писателя» II Возвращение человека.-М., 1989.

30. Дубинин Н.П. Вечное движение. -М., 1989. 164 с.

31. Дюби Г. Развитие исторических исследований во Франции после 1950 г. // Одиссей. Человек в истории. М.: Наука, 1991.

32. Евангелие от Иоанна // Библия. М., 1979.

33. Евсюков В.В. Мифы о Вселенной. Новосибирск, 1988.

34. Ерасов Б.С. Социальная культурология. М., 1996.

35. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. М., 1970.

36. Зобов В.В., Колосьев С.И. Русский и советский менталитет. Интеллигенция и нравственность. М., 1993.

37. Золотарев В.А., Межевич М.Н., Скородумов Д.Е. Во славу Отечества российского. М.: Мысль, 1984. - 355 с.

38. Ильин И.А. О России // М.: Российский Архив, 1991.

39. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собрание соч. в 10 т. - Т. I. -М.: Русская книга, 1993. - 399 с.

40. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996. |

41. Кассирер Э. Опыт о'человеке: введение в историю человеческой культуры. // Проблема человека в западной философии. М., 1986

42. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

43. Керсновский А.А. История русской армии. В 4-х томах М.: Голос," 1992- 1993.

44. Кон И.С. К проблеме национального характера // Сборник статей под ред. Поршнева Б.М.-М., 1971.

45. Кон И.С. Ребенок и общество. М., 1989.

46. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. - 350с.

47. Кропоткин П.А. Записки революционера. М., 1966.

48. Ключевский В.О. Соч. Т. И. - М., 1957.

49. Ключевский В.О. Соч. Т. 8. - М., 1959.

50. Коган JI.H. Проблема национального менталитета // Проблема развития национальных культур народов Поволжья и Приуралья: Тезисы докладов научной конференции. Казань, 1994.

51. Копалов В.И. Общественное сознание. Критический анализ фетишистских форм. Томск, 1985.

52. Г.53. Коротаев В.И. Судьба русской идеи в советском менталитете // Архангельский Поморский педагогический университет. Архангельск, 1993. - 23 с.

53. Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. М.: Политиздат, 1980.

54. Краткий словарь современных терминов и понятий. М.: Республика, 1993.

55. Культурология. М.: Знание, 1993. - 159 с.

56. Культурология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1994. - 575 С.

57. Лавриненко В.Н. Философия. -М.: ЮНИТИ, 2002.

58. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М.: Педагогика - Пресс, 1996. - 384 с.

59. Левинсон А.Г. Школа жестокости. // M.f Человек. 1992.

60. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. М., 1990.

61. Лосев А.Ф. Родина // Русская идея. М. Республика. 1992.1.-63. Лосский Н.О. Характер русского народа. // Условия абсолютного1добра. М.: Политиздат, 1991.

62. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3.

63. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 11.

64. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22.

65. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 41.

66. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. М.: МГУ, 1982.-250 с.

67. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительной исторической риторике. М.: Академия, 1996. - 190 с.

68. Нестеров Ф.Ф. Связь времен. Опыт исторической публицистики. -М., 1984.-240 с.

69. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -М„ 1992.

70. Певень Л.В. Ценностные ориентации курсантов-выпускников военно-учебных заведений и их отношение к перспективам службы в Вооруженных Силах Российской Федерации // Ракурс: теория, практика, информация. № 4. -М.: ГУВР ВС РФ, 2003.

71. Петренко В.А. Психосемантика сознания. М., 1988.

72. Петрий П.В. Духовность как сущностная характеристика личности военнослужащего // Личность, общество и государство в современной России. -М.: Мегапир, 2004.

73. Петрий П.В. Духовные ценности военнослужащих Российской армии: сущность и процесс // Сборник научных статей адъюнктов. М.: ВУ, 1995.

74. Пивоваров Д.В. Проблема носителя идеального образа. Свердловск, 1986.

75. Пивоваров Д.В. Религиозное самоопределение человека в многореальном мире // Философия самоопределения. Оренбург, 1996. - 210 с.

76. Пикуль B.C. Баязет. Л.: Лениздат, 1982. - 510 с.I

77. Пикуль B.C. Крейсера. -М.: Современник, 1987. 524 с.

78. Пикуль B.C. Честь имею. -М.: Современник, 1990. 715 с.

79. Политический словарь. М., 1993.

80. Попадичев И.О. Воспоминания суворовского солдата. СПб., 1899.

81. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1989.

82. Пушкарев Л.Н. Менталитет. Проблема его национального своеобразия // Судьба России: прошлое, настоящее, будущее. Екатеринбург, 1995.

83. Пушкин А.С. О народности в литературе. — М.: Правда, 1969.

84. Пушкин А.С. Полн. собр. соч. М.: Изд-во АН СССР. - Т. 9.187. 50/50. Опыт словаря нового мышления. М., 1993.

85. Рахимов О. Х.-А. Моральная регуляция воинской деятельности (социально-философский анализ). М.: ГА ВС, 1994. - 166 с.189. Русский архив.-М., 1871.

86. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. М., 1989.

87. Симонов К.М. Стихотворения. Поэмы. М.: Правда, 1982.

88. Словарь современной западной философии. М., 1991. - 414 с.

89. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России // Соч. в 2 Т. Т 1. -М.: Правда, 1989."

90. Соловьев B.C. Русская идея // Соч. в 2 Т. Т 2. - М.: Правда, 1989.

91. Сорокин П. Общедоступный учебник по социологии // Статьи разных лет. М., 1994.

92. Сорокин П. Человек. Общество. Цивилизация. М., 1992. - 543 с.

93. Сперри Р.У. Перспективы ментальной революции. Мозг и Разум. -М., 1994. •

94. Старков Я.М. Рассказы старого воина о Суворове. М., 1847.

95. J 17. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.-304 с.2. Периодическая печать

96. Ануфриев Е.А., Лесная Л.В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен. Социально-политический журнал. - 1997. - № 3 - 4.

97. Боровик А.Г. Спрятанная война // Огонек. 1989. - № 46.

98. Величковский Б.М. Ментальное пространство // Вопросы психологии.- 1986.-№3.

99. Иваненков С.И., Кусжанова А.Ж. Размышления о российском менталитете // Россия XXI. 1994. - № 11 - 12.

100. Корнев В.Г. Евразийство и особенности российского менталитета. -Азия и Африка сегодня. 1995. - № 2.

101. Кузнецов В.Д. Сущность и общественно-политический смысл российского менталитета и евразийства. КЛИО. - 1998. - № 1 (4).

102. Лутовинов В.И. На благо Отечества или что такое патриотизм // Ориентир. 2000. -№ 12.

103. Лутовинов В.И. Патриотизм, верность воинскому долгу неотъемлемые качества российского воина // Ориентир. - 2000. - № 6.

104. Постановление Правительства Российской Федерации № 122 от 16 февраля 2001 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». Красная Звезда. - 2001. -2 марта. "

105. Стрельников В.А. Патриотизм источник морального духа российского воина // Ориентир.- 20.02. - № 7. '

106. Пушкарев Л.Н. Что такое менталитет? Отечественная история. -1995.-№3.

107. Розанов В.В. Одна из замечательных идей Ф.М.Достоевского. Начала.-1991.-№ 1.

108. Российская ментальность. Вопросы философии. - 1994. - № 1.

109. Смирнов В.Н. Воспитание патриотов задача государственная. -Ориентир. - 1998.-№ 8.

110. Чугаев С. Начальник Генштаба разочарован армией. Комсомольская правда. - 2002. - 1 июня.

111. Чупина Г.М. Российский менталитет. Социально-политический журнал. - 1994.-№ 9.3. Авторефераты

112. Вызова В.М. Психология этнических различий: проблема менталитета, отношения, понимания // Автореферат докторской диссертации. Санкт-Петербургский государственный университет. СПб., 1998. - 34 с.

113. Вилков А.А. Менталитет крестьянства и российский политический процесс // Автореферат докторской диссертации. Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского. Саратов,. 1998. — 40 с.

114. Кулешов В.Е. Диалектика смысла жизни и воинского долга в условиях профессиональной воинской службы (социально-философский анализ) // Автореферат докторской диссертации. М.: ВУ, 1997. - 43 С.

115. Озеров А.А. Смысл жизни как проблема российского менталитета // Автореферат диссертации кандидата философских наук. M.:i СГУ, 2000. - 20 с.

116. Пальцев А.И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей // Автореферат кандидатской диссертации. Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет. Новосибирск, 1998. - 221.•

117. Пищик В.И. Транслирование менталитета в процессе общения воспитателя и ребенка // Автореферат кандидатской диссертации. Ростовский государственный педагогический университет. Ростов-на-Дону, 1997. - 21 с.

118. Полежаев Д.В. Тоталитаризм и ментальность личности // Автореферат кандидатской диссертации. Волгоградский государственный университет. -Волгоград, 1996. 24 с.

119. Романченко С.Н. Менталитет российской армии: классическая парадигма и современность // Автореферат кандидатской диссертации. Краснодарский государственный университет культуры и искусств. Краснодар, 2000.22 с.

120. Ружейников В.В. Политическое содержание менталитета личности : военнослужащего // Автореферат кандидатской диссертации. М.: ВУ, 1996.23 с.

121. Сторчак В.М. Архетип и ментальность в контексте религиоведения // Автореферат кандидатской диссертации. Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. М., 1997. - 22 с. •

122. Шерпаев М.Ю. Духовно-нравственный потенциал российской армии // Автореферат кандидатской диссертации. Уральский государственный университет им. А.М.Горького. Екатеринбург, 1995. - 20 с.

123. Шевяков М.Ю. Менталитет: сущность и особенности функционирования // Автореферат кандидатской диссертации. Волгоградский государствен- * ный университет. Волгоград, 1994. — 23 с.4. Диссертационные.работы1.!

124. Рахимов О.-Х.А. Моральная регуляция воинской деятельности: сущность, содержание, система (социально-философский анализ) // Докторская диссертация. М., 1995.

125. Щеголев И.М. Моральный дух российской армии: сущность, содержание и формирование в современных условиях (социально-философский анализ) // Диссертация кандидата философских наук. М.: ВУ, 1999.

126. Работы иностранных авторов

127. Braudel F. Ecripts sur histoire. Paris, 1969.

128. Braudel F. History of Civilization. New York, 1994.

129. Bloch M. La socieate feodale. Paris, 1968.

130. Bouthoul G. Les mentalites. Paris, 1971.

131. Chaplin J.P. Dictionary of psychology. N.Y., 1975.

132. Dictionaire de la lange philosophigue. Paris, 1986.

133. Dinzelbacher P.: Zu Theorie und Praxis der Mentalitatgeschichte // Eu-ropaische Mentalitatgeschichte // Stuttgart, 1993; Kroners Taschenaufgabe, Band 469.

134. Drever J. A dictionary of psychology. Harmohdsworth, 1967.

135. Dubi G. L'histoire des mentalites // L-histoire et ses methodes. Paris,1961.

136. Dupront A. Problemes et methodes d'une histoire de la psihologie col-lektive // Annalis v. 16 (1) Jan Feb, 1961.

137. Faberman H.A. Manheim, Coeley and Meat. Toward a Social Theory of mentaliti // Sociological Qatrerly. 1970. - VII. j

138. Funk & Wagnalis new standart dictionary of English language. N.Y.,1962.

139. Geremek B. Umislawose i psihologia zbiorowo w historii (Mentalite et psihologie collective en histoire) 1.J Przeglad historiczny. 1962.

140. Grand Dictionaire Enciclopedigue Larusse. Paris, 1989. - V - 10.

141. Le Goff J. Les Mentaliteasies: A History of ambiguuities. Paris, 1974.

142. Mandrou R. L'-histoire des mentalites // Enceclopedia universalis. V. VIII.-Paris, 1968.

143. Reber A.S. The penguin dictionari of psychology. Harmohdsworth,1985.

144. Reihardt R. Histoire des mentalites. Eine neie Dinension der social-geschichte an beispiel des franzosischen Ansien Regime // Internationales Archive flire socialgeschichte der deutchen literature. 1978. - № 3.

145. Ruschmeyer D. Mentalitat und ideologie // Sociologie. D. Konig. Berlin, 1967.

146. Sprandel R. Mentalitaten und Sisteme: neue Zugange zur mittelalter-lichen Geschichte. Stuttgart, 1972.

147. The universal dictionary of English language. L.,1961.

148. Trenard L. Histoire des mentalites collectives les livres, bilans et perspectives // Revye d'histoire moderne et conterportaine. 1968. - V. 2.

149. Webster's third new international dictionary. L., 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.