Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности: На материале национальных школ Карачаево-Черкессии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Аганов, Ибрагим Муссович

  • Аганов, Ибрагим Муссович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 207
Аганов, Ибрагим Муссович. Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности: На материале национальных школ Карачаево-Черкессии: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2000. 207 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Аганов, Ибрагим Муссович

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. МЕСТО И РОЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ В СИСТЕМЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ

1.1. Потребности в изобразительной деятельности как составная часть эстетического воспитания и художественного образования школьников как один из ведущих факторов формирования их личности и изобразительного творчества.

1.2. Взаимосвязь национального и интернационального в традиционной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшее условие повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников.

ГЛАВА II. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДИКА

ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТИ У /

УЧАЩИХСЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССИИ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Психолого-физиологические и дидактические основы обучения изобразительному искусству как средства целенаправленного формирования художественно-творческих способностей и потребностей у учащихся.

2.2. Обоснование экспериментальной методики формирования потребности в изобразительной, художественно-творческой деятельности у учащихся 1-8 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности: На материале национальных школ Карачаево-Черкессии»

Проблема исследования и ®© актуальность» Проблемой данного диссертационного исследования является раскрытие специфики, психолого-педагогических основ формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ потребности в изобразительной деятельности. Демократизация и гуманитаризация современной школы предполагают значительное усиление эстетического потенциала учебных предметов и, прежде всего, предметов гуманитарно-эстетического цикла. Это определяется тем, что в условиях коренной перестройки всего нашего общества требуются люди неординарные, творчески мыслящие, активные, с развитым комплексом эмоционально-чувственного и ценностного отношения к явлениям и событиям окружающего мяра, способные осуществить социально-экономические преобразования и проявить свои личные способности.

Занятия искусством, художественной деятельностью во многом способствуют решению общего психического, творческого развития личности школьника, развитию его способностей и индивидуальности, и, конечно, формированию эмоционально-эстетического отношения к действительности, развитию потребности к тому или другому виду творчества.

Задачи улучшения художественного образования и эстетического воспитания современных школьников предполагают развитие у них чувства прекрасного, формирования высоких эстетических вкусов, идеалов, потребностей, умения понимать и ценить произведения искусств, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы, что особенно важно в условиях необходимости возрождения национальной культуры народов России. В решении этих задач особую задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности.

В указанном законе воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Причем важно сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни.

Важно отметить и то, что в документах указанных выше Коллегий Министерств, подчеркивается, что эстетическое образование должно включать в себя народное и профессиональное искусство как важнейшие составные части единого процесса, обеспечивающего гармоническое развитие личности, ее духовного мира. Это во многом определяет успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Следовательно, в процессе преподавания предметов искусства важно основываются на национальных традициях воспитания и обучения, учитывать особенности художественной культуры, народного искусства, быта и природных условий конкретного региона, конкретной территории Российской Федерации.

К настоящему времени в школьной практике накоплен значительный опыт эстетического воспитания и художественного образования школьников, имеется ряд исследований, научных разработок по проблеме эстетического воспитания и художественного образования школьников. Большой вклад в современную теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования школьников внесли А.В.Луначарский, Н.К.Крупская, А.С.Макаренко, известные педагоги-новаторы: С.Т.Шацкий и В.А. Сухомлинехий.

Научная разработка этой проблемы находит свое место в трудах таких ученых, как А.Д.Алехин, С.А.Аничкин, О.А.Апраксина, АА.Балян, Л.С.Нерсисян, Л.С.Выготский, С.Е.Игнатьев, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Квятковский, Т.С.Комарова, Э.И.Кубышкина, В.С.Кузин,

B.КЛебедко, Б.Т.Лихачев, Н.Н.Ростовцев, АА.Уыковский, А.С.Хворостов, Ю.В.Шаров, В.Н.Шацкая, Т.Я.Шпикалова, Е.В.Шорохов,

C.П.Ломов и др.

Значительный вклад в раскрытие философских, психологических, искусствоведческих аспектов эстетического воспитания молодежи внесли работы А.И.Бурова, Л.С.Выготского, Е.И.Игнатьева, Б.Г.Лукьянова, М.Ф.Овсянникова, И.А.Джидарьян, В.К.Скатерщихова, Л.Н.Столовша, Ю.У.Фохт-Бабушкина, Л.Г.Юлдашева, П.М.Якобсона, Е.Г.Яковлеза, М.А.Некрасовой.

Особый интерес вызывают диссертационные исследования, посвященные раскрытию роли национального искусства, национальной культуры в эстетическом воспитании подрастающих поколений, в их духовном развитии, в формировании познавательных и эстетических интересов и потребностей. Это исследования Ю.К.Беджанова, М.Х.Даутова, С.Ф.Абдуллаева, С.С.Булатова, Б.Б.Байметова, А.К.Жаксыбергенова, и других.

Вместе с тем, при всем, казалось бы, понимании важности и необходимости развития потребностей у школьников в изобразительной деятельности, это требование часто остается в педагогической литературе на декларативном уровне, не находит должного воплощения в теории и практике эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения. изобразительной деятельности (ее материале национальных и::кол

Есследошшииш: повышение эффективности эстетического воспитания к художественного образования учащихся 1-8 классов национальных школ, активизация у них интересов и потребностей к общению с изобразительным и народным декоративно-прикладным искусством, в художественном творчестве.

Объект исследившем: процесс формированию у учащихся национальных школ потребности в изобразительной деятельности.

Предмет исслвдишашшш: методика (программа, педагогические пути, методы и средства) формирования у учащихся 1-8 классов национальных школ (Карачаево-Черкессия) потребности в изобразительной деятельности в процессе обучения изобразительному искусству.

Г:яшсткзсж шсощщозжипея послужило предположение о том, что разработка научно-обоснованной эффективной методики формирования потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1-8 классов в процессе обучения изобразительному искусству возможна при условиях: изучения истории проблемы формирования потребностей у школьников; выявления места и роли потребности в изобразительной деятельности в системе эстетического развития и художественного образования школьников; раскрытия психолого-педагогических основ формирования потребности в изобразительной деятельности, художественном творчестве школьников в процессе обучения изобразительному искусству; раскрытия и научно-теоретического обоснования взаимосвязи национального и интернационального з традиционной художественной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшего условия повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников; определения продуктивных методических путей, рекомендаций и средств формирования потребности в изобразительной деятельности.

В соответствии с указанными целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задтчюй исслкедовяишш;

1. Определить место и роль потребности в изобразительной деятельности, художественном творчестве в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-8 классов национальных школ.

2. Раскрыть специфику, психолого-педагогические основы формирования потребности у школьников в изобразительной деятельности.

3. Выявить и теоретически обосновать взаимосвязь национального и интернационального в традиционной художественной культуре народов Карачаево-Черкессии как важнейшего условия повышения эффективности эстетического воспитания и художественного образования школьников, как необходимого фактора формирования интереса и потребности в изобразительной деятельности.

4. Установить индивидуально-психологические особенности в развитии и формировании потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1-8 классов национальных школ.

5. Разработать и экспериментально проверить эффективную методику формирования потребности в изобразительной деятельности у учащихся 1-8 классов в процессе обучения изобразительному искусству.

МетФДФЛФпическуш ©спишу исслкедша шиш составляют: философское положение о всестороннем и гармоническом развитии личности; положения отечественной психологии и эстетики, трактующие потребности как специфическую форму отражения действительности; положения психологии и педагогики о необходимости учета в учебновоспитательном процессе психолого-педагогических особенностей возраста учащихся; научно-теоретические основы педагогики в области эстетического воспитания и художественного образования школьников, методики обучения изобразительному искусству на основе учета национальных особенностей культуры и искусства.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован следующий комтшекс метод©® жследдаашшш:

-теоретический анализ философской, социологической, педагогической, методической, психологической и искусствоведческой литературы;

-изучение и обобщение опыта педагогов, ведущих уроки изобразительного искусства;

-наблюдения за учебным процессом, творческой деятельностью учащихся и педагогов;

-беседы, анкетирование и интервьюирование; -психолого-педагогический развивающий эксперимент; -изучение продуктов деятельности школьников (рисунков, художественных поделок, сочинений, рассказов по репродукциям и т.п.).

Опытно-экспериментальная работа проводилась в школах №№2 и 5 г.Карачаевска.

Исследование проводилось в три этг&тш с 1990 по 2000 гг. На II этапе (1990-1992 гг.) изучалась и анализировалась философская, искусствоведческая, педагогическая и психологическая литература, инструктивные материалы Министерства образования Российской Федерации, выяснялось состояние эстетического воспитания и художественного образования учащихся в национальных школах (в массовой практике). Все это позволило разработать первый вариант программы и методических рекомендаций к проведению занятий по рисунку, живописи, тематическому и декоративному рисованию, беседам об искусстве, направленных на эффективное сформирование эстетических потребностей, потребности у школьников в изобразительной деятельности, разработать методику эксперимента. (Систематический анализ специальной литературы и доработка содержания методических рекомендаций осуществлялись и дальше, до момента завершения работы над диссертацией).

На Ш этгаше (1993-1998 гг.) проводился психолого-педагогический развивающий эксперимент.

Сущность методики эксперимента заключалась в проведении экспериментального обучения изобразительному искусству в экспериментальных классах (1-8 классы) с установкой на эффективное формирование потребности в изобразительной деятельности, художественному творчеству по разработанным диссертантом методическим рекомендациям при постоянном сравнении с обычным, традиционным обучением изобразительному искусству в параллельных классах (контрольные классы).

Одновременно сравнивались и педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных и контрольных классах. В экспериментальных классах занятия велись по предложенной диссертантом методической системе с использованием разработанных методических рекомендаций, поурочных разработок и специальной системы оригинальных учебно-методических пособий.

На Ш злгзш© (1999-2000 гг.) проводились итоговые, сравнительные занятия, обобщались результаты опытно-экспериментальной работы, формулировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации.

На защиту вышквсяпгш следующие положения:

1. Исходя из задач и требований учебных программ в общеобразовательных национальных школах, государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, формирование эстетических потребностей, потребности в изобразительной деятельности у школьников является одной из важнейших приоритетных задач в условиях гуманизации и демократизации образования, возрождения культуры, национальных традиций народов России.

2. Формирование потребности в художественном творчестве, изобразительной деятельности может наиболее успешно осуществляться на основе глубокого изучения национального искусства и посредством комплексного воздействия искусств, позволяющего наиболее реально обеспечить разносторонний и вместе с тем дифференцированный, личностный подход к эстетическому освоению действительности, к тому или иному явлению искусства, культуры, художественно-творческой деятельности.

3. Формирование эстетических потребностей, потребности в изобразительной деятельности предполагает усвоение ряда художественно-эстетических понятий, знаний, представлений, умений и навыков, которые в дальнейшем должны расширяться и углубляться.

4. Одновременно с усвоением специальных знаний, понятий, представлений и навыков, формирование потребности к изобразительной деятельности, художественному творчеству предполагает использование полученных знаний, умений и навыков в процессе анализа художественных произведений, в собственном творчестве, в повседневной жизни.

Научпншш новшшш и тефргтпигчесошзп пдвшпшфстъ исокедашяшшп состоят в том, что в нем определены и обоснованы место и роль потребностей и, прежде всего, эстетических потребностей, потребностей в изобразительной деятельности в общей системе эстетического воспитания и художественного образования учащихся 1-8 классов национальной школы; раскрыты психолого-педагогические условия формирования потребности у школьников к художественному творчеству; установлены связи в формировании художественно-эстетических потребностей и в развитии эстетических вкусов, интересов, восприятия и эмоционально-чувственной сферы личности; в разработке и экспериментальной проверке эффективной методики формирования потребности у учащихся 1-8 классов национальных школ к изобразительной деятельности, художественному творчеству.

Прявтпчесиош зшшчиимостть жследовашпиш заключается: в разработке методических рекомендаций к проведению занятий по изобразительному искусству на основе обстоятельного изучения национальных традиций искусства и художественной культуры (Карачаево-Черкессии), нацеленных на продуктивное формирование эстетических потребностей, потребности к изобразительной деятельности, художественному творчеству; в создании комплекса наглядных учебно-методических пособий - таблиц к указанным занятиям.

Результаты исслвдовашшш могут быть шкшолпьзовашы при разработке новых учебных планов, программ для общеобразовательных школ, лекционных курсов для педагогических училищ (колледжей) и педагогических институтов (университетов), на кафедрах изобразительного искусства, в кабинетах эстетического воспитания институтов усовершенствования учителей, при подготовке учебников, учебных и методических пособий по предметам художественно-эстетического цикла для общеобразовательной школы и системы профессионального художественно-педагогического образования. стотшь Д©0"©!В®рШ1(П)(ЕТШ1 И ©§©ОТ©ШШ1Ш©<ШШ СПФоШу^ШШИЬПК результат©® проведенной работы обеспечены использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, искусствознания и эстетики, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования.

Аппрфбадшп и вшкедреипш© р©зулпьтжт©и исследования осуществлялись в ходе экспериментальной работы в общеобразовательных школах №№2 и 5 г.Карачаевска.

Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на Тульской областной научно-практической конференции «Искусство и образование в современных условиях» (1996 г.), на научно-практической конференции преподавателей и аспирантов в г.Нальчике (1998 г.), на кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения Mill У (1995-1996 гг.), на заседаниях отделения культуры и искусства Международной Академии наук педагогического образования (1996-1999 гг.), в лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федерации (1996-2000 гг.). Материалы исследования внедрены в школьную практику также в виде опубликованных научных работ диссертанта.

Структура дмссертодют. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В нее вошли также таблицы и рисунки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Аганов, Ибрагим Муссович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования можно сформулировать следующие основные выводы:

В условиях перестройки системы народного образования в стране, возрождения национальных традиций в искусстве со всей остротой встает задача значительного улучшения эстетического воспитания и художественного образования молодежи, более активного формирования их духовной культуры. В свою очередь, решение этой проблемы предполагает научную разработку комплекса проблем психолого-педагогического и методического характера. Одно из центральных мест в этом комплексе занимает проблема эффективного формирования потребности у учащихся в изобразительной деятельности.

Патриотизм неразрывно связан с воспитанием интернационализма, глубокого уважения и любви к другим народам и их культурному достоянию. Поэтому так важно не ограничиваться знакомством детей с искусством родного края, а постепенно расширяя их кругозор, вовлекать их в общение с искусством всего народа, с искусством других стран, прогрессивной мировой художественной культурой. При соблюдении этого условия искусство вообще, и, в частности, народное декоративно-прикладное искусство выступает средством патриотического и интернационального воспитания учащихся.

Эксперимент показал, что знакомство детей с произведениями народных мастеров приносят особенно большую пользу. В изделиях народных умельцев, которые дети видят ежедневно, они как бы заново открывают красоту, начинают смотреть на них другими глазами. Ознакомление учащихся с изобразительным и декоративно-прикладным искусством родного края помогает более глубокому освоению краеведческого материала, истории, литературы, географии.

Более того, приобщение школьников к народному, декоративно-прикладному искусству пробуждает, развивает и формирует присущее детям творческое начало, придает их познавательной и трудовой деятельности эстетическую направленность.

Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что межпредметные связи изобразительного, декоративно-прикладного искусства с историей, литературой, музыкой, литературным и музыкальным фольклором, архитектурой является эффективным средством формирования эстетических потребностей у школьников, средством формирования интереса и потребности к изобразительному искусству, поскольку такой педагогический прием позволяет значительно расширить общие представления учащихся о красоте, гармонии предметов и явлений действительности и одновременно осуществить дифференцированный избирательный подход к этим явлениям, осуществить развитие индивидуальности школьника.

Проведенное исследование позволило решить поставленные задачи, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Результаты эксперимента убедительно доказывают эффективность разработанной нами экспериментальной методики формирования потребности у учащихся 1-8 классов в изобразительной деятельности, художественном творчестве.

171 fi

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Аганов, Ибрагим Муссович, 2000 год

1. Абадзины. Историко-этнографический очерк. /Научн.ред. А.И.Першиц/, Черкесск, 1989. 237 с.

2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука,1977.-380 с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. /Под ред. Г.И.Щукиной. М.: Просвещение, 1984. - 176 с.

4. Актуальные проблемы педагогики и эстетическое воспитание. М.: Педагогика, 1973. - 176 с.

5. Алпатов М. Задачи пропаганды искусства к научный анализ художественных произведений. //Искусство, №7, 1964.

6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. -Минск, 1990.-254 с.

7. Антология педагогической мысли России XVIII в. М.: Педагогика, 1985. - 479 с.

8. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. М.: Высшая школа, 1974; - 486 с.

9. Атутов П Р. Некоторые вопросы использования наглядности в обучении. //Советская педагогика, №5, 1967.

10. Всероссийской научной конференции по вопросам эстетического воспитания в высших и средних педагогических учебных заведенияхфевраль, 1970).

11. Балян А.А. Основы, категории и принципы эстетического воспитания:

12. Автореф. дисс. .докт. философ. Наук. Тбилиси, 1971. - 18 с. И.Баранов М.Т. Эстетическое воспитание учащихся на уроках русского языка в IV-VIII классах. //Русский язык в школе, №3, 1976.

13. Баранов С П. Принципы обучения. М., 1975. - 168 с.

14. Беджанов Ю.К. Народное декоративно-прикладное искусство. Учебное пособие. Карачаевск, 1994. 97 с.

15. Белик А.П. Эстетика и современность. М.: Политиздат, 1963.

16. В.Белинский В.Г. Полн.собр.соч., М.: Изд-во АН СССР, 1953-1959 гг. Т.2.

17. Белинский В.Г. Мысли и заметки о русской литературе. Избр. философ, произв. М., 1941.

18. Буров А.Н. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975.-174с.

19. Байкер Й. Искусство как средство эстетического воспитания. //Эстетическое воспитание студентов. /Под ред. М.Ф.Овсянникова. М.,1.SC. с. 132-144.

20. Введение в психологию: /Учебник под общей редакцией профессора А.В.Петровского. М.: Академия, 1996. - 494 с.

21. Верб М.А. Актуальные проблемы изучения и формирования эстетической культуры школьников. В кн.: Искусство и художественное развитие учащихся (ШЛИ им. Герцена). - М., 1977. - с.3-9.

22. Вейзе А.А. Методика адаптации текстов художественных произведений в учебных целях: Дисс. .канд.пед.наук. -М., 1967. 181 с.

23. Веселовская М.В. Эстетическое воспитание в системе профессиональной подготовки студентов педагогических институтов: Дисс. . .канд. пед.наук. -М., 1981.- 183 с.

24. Волков И.В. Творческие методы и художественные системы. 2-е изд. доп.- М.: Искусство, 1988.-253 с.

25. Волков Н.И. Восприятие картины. М., 1976. - 198 с.

26. Вопросы теории эстетического воспитания. /Под ред. Г.З.Апресяна. М.: МГУ, 1970.-ПО с.

27. Воспитание молодежи в новых социально-экономических условиях. Выступление В.В.Давыдова. /Краткая стенограмма отчета общего собрания Академии педагогических наук АПН СССР 16-18 апреля 1991 г. -М., 1991.

28. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 342 с.3 i .Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967.

29. Герасимов С.А. Воспитание искусством. //Народное образование, 1976, №7, с.56-58.

30. Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. Картина и иллюстрация на уроках литературы. Из опыта работы в 4-20 классах. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 127 с.

31. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. М., 1970.- 278 с.

32. Гольдпггейн С.Н. И.Н.Крамской. Жизнь и творчество. М., 1965. - 321 с.

33. Голынец Г.В., Голынец С.В. Иван Яковлевич Билибин. М.: Изобразительное искусство, 1972. - 223 с.

34. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: Интер, 1996. - 544 с.

35. Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. М.: Наука,1968.-286 с.

36. Данильченко М.Г. П.Блонский о школе и учителе. М.: Знание, 1979. - 32 с.

37. Дарвин Ч. Автобиография. М., 1957. - 243 с.41 .Джидарьян И.А. Эстетическая потребность. М.: Наука, 1976. - 192 с.

38. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1986. - 319 с.

39. Днепров Э.Д. Школьная реформа между "Вчера" и "Завтра". М., 1996. -432 с.

40. Добролюбов Н.А. О значении авторитета и воспитания. Мысли по поводу "Вопросов жизни" Пирогова. В кн.: Добролюбов А.Н. Избранные педагогические сочинения. /Сост. В.Ф.Козьмин, Ю.А.Рудь. - М.: Педагогика, 1986. - 352 с.

41. Дуганов Р.В. Рисунки русских писателей XVII начала XX века. - М.: Советская Россия, 1988. - 255 с.

42. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. ML: Советский писатель, 1974. - 416 с.

43. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М.: Искусство, 1967.

44. Живопись. Программа для школ и классов с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. 5-8 классы. М.: Просвещение, 1975. - 15 с.

45. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. - 226 с.

46. Зильберштейн А.И. Дидактический анализ иллюстраций учебников средней школы (на материале учебников истории, географии, естествознания). // Советская педагогика, 1954, № 6.

47. Зинченко В.П. О проблеме визуальной культуры подрастающего поколения. // Вопросы философии, 1973, № П, с. 42-47.

48. Зоркина Д.Я. Программа учебник - учитель. - М., 1989. - 169 с.

49. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей, 2-е изд. доп. М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.

50. Иогансон Б.В. За мастерство в живописи. М., 1952.

51. Иогаысон Б.В. Роль интуиции и логики в художественном творчестве. В кн.: О композиции. М., 1959.

52. Искусство и художественное развитие учащихся. Сборник научных трудов. -Ленинград, 1977. 115 с.

53. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986.

54. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М., 1981. - 196 с.

55. Каган В.И. Искусство как феномен культуры. // Искусство в системе культуры. Л.: Наука, 1967, с. 6-22.

56. Каган В.И. Начало эстетики. М.: Искусство, 1964. - 210 с.

57. Каган В.И. мир общения. М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

58. Каган м.С. Эстетическое и художественное воспитание. JI.: Общество "Знание", РСФСР, 1984. - 31 с.

59. Калинки?: А.Т. Эстетический идеал, искусство, познание. М.: МГУ, 1983.- 119 с.

60. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск, 1988.229 с.

61. О.Калоев Б.А. Материальная натура и прикладное искусство Осетии. М.,1. Наука, 1973. 147 с.

62. Квятковс:<ий й.В. Перспективы и проблемы развития художественного воспитания школьников. // Эстетическое воспитание населения, м., 1988, с.42.49.

63. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. М.: Молодая гвардия, 1977. - 192 с.

64. Колескмченко Т.О. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах: Дисс. . канд. под. наук. М., 1969.- 380 с.

65. Колокольцев Е.И. Художественная картина в процессе изучения литературы в 5-8 классах. Ученые записки МШИ им. В.И.Ленина, 1967,т. 265.

66. Козлинсккй В.И., Фрезе Э.П. Художник и театр. М.: Советский художник, 1975. - 239 с.

67. Красногорский Н.И. Труды по изучению высшей нервной деятельности человека и животных. Т. I. М.: Медгиз, 1954.

68. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. М.-Л., 1963.

69. Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. М.: Учпедгиз, 1957. -600 с.

70. Крупская Н.К. Педагогические сочинения. В 10-ти томах. Т. 3. М.: Педагогика, 1959. - 469 с.

71. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

72. Кузин B.C. Психология: Учебник для под. училищ. 3-е изд. М.: Агар, 1996. - 304 с. илл.

73. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997. - 95 с.

74. Кузин B.C., Кубывкина Э.И. Изобразительное искусство. 1-2 классы. Учебник. Часть 2. М.: Дрофа, 1997. - 126 с.

75. Кузин B.C., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 3-4 классы. Учебник. Часть I. М.: Дрофа, 1997.- 104 с.

76. Кузин B.C. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. Учебник для средних специальных учебных заведений, 3-е изд. -М.: Агар, 1998. 334 с.

77. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству. М., Просвещение, 1977. 208 с.

78. Кузин B.C. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М., Просвещение, 1979. 191.

79. Кузнецова А .Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, изд-во "Эльбрус", 1982. 175 с.

80. Кузнецова А.Я. На земле Балкарии и Карачая //Декоративное искусство СССР. 1970, №8.

81. Коган Д.Н. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979! - 620 с.

82. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971.

83. Дежнев В.Т. Учение о потребностях в современной психологии. "Ученыезаписки МГПИ. Психология", вып. I. М., 1939. - 195 с.

84. Лифпшц М.А. В мире эстетики. М: Изобразительное искусство, 198ё.318 с.

85. Лихачев С.Д. Древнерусская культура и современность //Декоративное искусство. СССР, 1970. №1.

86. Лихачев Б.Т. Эстетическое воспитание школьников. Киев: Знание, 1973. -32 с.

87. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972. - 159 с.

88. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.: Прометей, 1996. - 463 с.

89. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников,- М.: Просвещение, 1965. 175 с.

90. Ломов С.П. Русские живописцы ХУШ-Х1Х веков. Учебное пособие. Беседы об искусстве для школьников. М., 1997. - 80 с.

91. ЮО.Лордкипанидзе Д.О. Педагогическое учение К.Д.Ушинского. 3-е изд. М.: Гослитиздат, Мин. прос. РСФСР, 1954.

92. Лукин Ю.А., Скатерщиков В.К. Основы марксистско-ленинской эстетики. М.: Высшая школа, 1971. - 498 с.

93. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики: Книга для учащихся старших классов. -М.: Просвещение, 1983. 192 с. илл.

94. Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М.: Искусство, 1975. -391 с.

95. Луначарский А.В. О народном образовании. М., 1958. - 598 с.

96. Луначарский А.В. Наука, религия, искусство. м., 1923.

97. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М.: Педагогика, 1976. -636 с.

98. Макаренко А.С. О воспитании. М.: Политиздат, 1988. - 256 с.

99. Макаренко Ю.А. Мудрость чувства. М.: Советская Россия, 1970.

100. Маль6ахов Б.Х. Кабардинское народное декоративное искусство. Нальчик, изд-во "Эльбрус", 1984. 108 с.

101. Ю.Мамбетов Г.Х. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкариии. Нальчик, 1962.

102. Основы эстетического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. /Под ред. А.К.Дремова,- М.: Высшая школа, 1975. -327 с.

103. Островский К. Воздействие искусства на человека.- Минск, 1969. 176 с.117,Очерки истории искусства. /Под ред. Г.Г.Поспелова. М., 1987. - 327 с.

104. Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980). /Под ред. Н.П.Кузина, М.Н.Колмаковой. М.: Педагогика,

105. П9.ПавловЙ.П. Поли. Собр.соч., т.З, кн.1. M.-JL, 195.

106. Павловские среды, т.2. M.-JL, 1949.

107. Педагогический словарь. В 2-х т. Т. 2. /Под ред. й.А.Каирова и др. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 767 с.

108. Педагогическое наследие /Белинский В.Г., Герцен А.И., Чврююевский Н.Г., Добролюбов Н.А., сост. А.Ф.Смирнов. -М.: Педагогика, 1987. 400 с.

109. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. I. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина. М.: Педагогика, 1981. -336 с.124 .Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя.

110. Казань: Изд-во Казанского университета. 1976. 200 с.

111. Переверзев JL Дизайн и фольклор //Декоративное искусство СССР. 1973.4.

112. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1958. Т.5. 127 .Плеханов Г.В. Искусство и литература. - М.: Ошз Гос. изд-вохудожественной литературы, 1948. 888 с.

113. Подласый И.П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996,- 631 с.

114. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика, 1976. - 280 с.

115. Популярная художественная энциклопедия. Кн. 1,2. /Гл. ред. В.М.Полевой.- М., 1986.131 .Порудоминский В.И. Первая Третьяковка. И.: Датская литература, 1979.- 127 с.

116. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество,- М., 1987. -254 с.

117. Пружан ИЛ., Пушкарев В.А. Натюрморт в русской и советской живописи. -Л., 1971.

118. Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство. 1-9 классы. М.: Агар, 1996,- 160 с.13 5.Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.

119. Начальная школа. М.: Дрофа, 1998. - 224 с. 136 Программно-методические материалы. Изобразительное искусство. 5-9 классы. - И.: Дрофа, 1998.

120. Психология одаренности детей и подростков. /Под ред. Н.С.Лейтеса. -М. 1996.-408 с.138. 50 биографий мастеров западноевропейского искусства. Л., 1968. - 289с.

121. Развитие творческой активности школьников. /Под род. А.М.Матюшкина,-М., 1991. 324 с.

122. Разин А.В. Воспитанию красотой. /Эстетическое воспитание в сельской юколе. Из опыта работы. Пособие для учителей. М.: Просвещение, I960.79 с.

123. Разин Т.М. Народное искусство и современная творческая практика. //Сб.трудов НИИ ХП. Вып.2. М., 1963.

124. Разина Т.М. Русское народное творчество. М.: Изобразительное искусство, 1970. - 254 с.

125. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы. -М.: Мысль, 1969. 188 с.

126. Репин И.Е. Далекое близкое. М.-Д, 1949. - 436 с.

127. Российская педагогическая энциклопедия. Т. I. М.:Большая Российская энциклопедия, 1993. - 608 с.

128. Ростовцев Н.Н. Лекции по курсу методики преподавания изобразительного искусства в школе. М., 1968.

129. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, 1998. - 251 с.

130. Ростовцев Н.Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка. М., 1983.151 .Рубинштейн С.Д. Проблемы общей психологии. М.:Педагогика, 1973.= 423 с.

131. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Учпедгиз, 1946.

132. Салтыков-Щедрин М.Е. в портретах, иллюстрациях, документах /Сост. В.Н.Баскаков, под ред. Е.И.Покусаева.- Л. 1968.

133. Сатарова Д.А. Формирование интереса и потребностей подростков в изобразительной деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М.: МОГУ, 1997. - 24 с.

134. Семашко А.Н. Художественные потребности и их развитие у молодежи. -Киев: Вища шкода, 1977. 159 с.

135. Семашко А.Н. Социально-эстетические проблемы развития художественных потребностей: Автореф.дисс. . докт. философ, наук. -Киев, 1963.-48 с.

136. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. М., 1970. -294 с.

137. Сеченов И.М. Элементы мысли. — Избр. произв. М., 1958.

138. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность. Избр. произв. М., 1958.

139. Скатерщиков В.К. Об эстетическом вкусе. М.: Знание, 1974. - 93 с.

140. Сластенин В.А., Мищенко А.И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. В сб.: Научные труды Mill У им.В.И.Ленина. Серия: Психолого-педагогические науки. - М.: Прометей, 1994. - 196с.

141. Содружество искусств и уроки литературы. // Литература в школе, № I,1965, с.З.

142. Средний Д.Д. Основные эстетические категории. М.:Знание, 1974. - 112 с.

143. Старкова З.С. Литература и живопись. М.: Просвещение, 1985. - Ш с.

144. Стасов В.В. Избранные статьи о русской живописи.- М.: Детская литература, 1984. 154 с.

145. Стасов В. Наши итоги на Всемирной выставке. Избр. соч.- М., 1962. 474с.

146. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. М., Наука, 1989.-287 с.

147. Столович Л.Н. Философия красоты. М.: Политиздат, 1978. -118 с.

148. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека.- Минск, 1978. -288 с.

149. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина, 2-е изд.- М.: Педагогика, 1971.-270 с.

150. Тегоюв Б.И. Избранные труды в 2-х томах. М.: Педагогика. Т. I, 1985 -328 е.; т. 2, 1986-360 с.

151. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. //Советская педагогика. 1946, №6.

152. Теория эстетического воспитания. М.: Искусство, 1979. - 225 с.

153. Толстой Л.Н. и художники. Толстой об искусстве. Письма. Дневники. Воспоминания. М., 1978. - 321 с.

154. Толстой Д.Н. Полн. собр. соч. Т. 70. 483 с.

155. Толстой А.Н. Книга для детей. Полн. собр. соч. М.: Художественная литература. 1947-1951. Т. XI У. - 353 с.

156. Толстой А.Н. Педагогические сочинения. /Сост. Н.В.Вейкшан

157. Кудрявая). М: Педагогика, 1989. - 544 с.

158. Торшилова Д.Д. Принципы формирования эстетического восприятия вструктуре эстетического отношения школьников младшего и среднего возраста. // Эстетическое отношение подростков к искусству и действительности. М., 1963.

159. Унковский А.А. Живопись. Вопросы колорита. М., 1980.

160. Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР,1957.

161. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 9. М.: АПН СССР, 1950. - 604 с.

162. Ушинский К.Д. Избр.соч., т.2. М., 1939.

163. Филиппенко Л.А. Формирование эстетической потребности: Автореф. дисс. канд. философ, наук. М., 1972. - 18 с.

164. Филиппов Ф.Р. Школа и социальное развитие общества. М., 1990. - 126с.

165. Формирование системы эстетического воспитания. Материалы симпозиума, проведенного 25-26 января в г.Москве, 1983. М., 1983.

166. Ходякова Д.А. Связь уроков русского языка и изобразительного искусства в работе по развитию речи учащихся В сб.: Межпредметные связи в преподавании русского языка. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1977,- 176 с.

167. Ходякова Л.А. Научные основы методики использования живописи в процессе обучения русской речи учащихся в нерусской аудитории. М., 1992.

168. Чернышевский Н.Г. Об искусстве. М.: Академия художеств СССР, 1950.-298 с.

169. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. M.-JI., 1953.

170. Чумичева P.M. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов-на-Дону, 1995. - 270 с.

171. Шаров Ю.В. Вопросы психологии духовных потребностей. "Проблема формирования духовных потребностей личности. Научные труды". Вып. 47.1. Новосибирск, 1970. 445 с.

172. Шацкая В.Н. и др. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. -М : АПН РСФСР, 1966. 184 с.

173. Шингаров Г.Х. Социальная природа эстетических чувств. М.: Знание,1978.

174. Шмаринов Д.Н. Роль искусства в формировании среды //Искусство. 1973.9.

175. Шпикалова Т.Н. Народное искусство на уроках декоративного рисования. М., 1979.

176. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. М., 1977.

177. Шорохов Е.В. Основы композиции. М., 1979.

178. Эстетическое воспитание школьников. /Под ред. А.И.Бурова и Б.Т.Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 301 с.

179. Эстетическое развитие и воспитание молодежи (Лармин О.В., Ануфриев Е.К., Москвичева Е.Н. и др.). /Под ред. О.В. Лармина. М.: МГУ им.М.В.Ломоносова, 1978. - 325 с.

180. Эстетическое воспитание в школе (вопросы системного подхода). /Под ред. Б.ТЛихачева. -М.: Педагогика, 1960. -136 с.

181. Эстетическое воспитание студентов. М.: Высшая школа, 1980. - 247 с.

182. Эстетическая культура и эстетическое воспитание /Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л., Каган М.С. и др. М.: Просвещение. 1983. - 304 с.

183. Юлдашев Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства. М.: Мысль, 1969.

184. Юон К.Ф. Об искусстве. М., 1959. Т. I.

185. Юон К.Ф. О живописи. М., 1937.

186. Юный художник. Ежегодник. JL, 1961.

187. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Знание. 1976.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.