Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чёрная, Маргарита Юрьевна

  • Чёрная, Маргарита Юрьевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2012, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 240
Чёрная, Маргарита Юрьевна. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Санкт-Петербург. 2012. 240 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чёрная, Маргарита Юрьевна

Введение.

Глава 1. Обоснование возможности использования звукового программно-аппартного комлекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ

1.1. Анализ особенностей обучения информатике учащихся музыкальных школ.

1.2. Компетентностный подход в обучении информатике учащихся-музыкантов

1.3. Музыкальный компьютер как основной элемент в формировании новой творческой образовательной среды - музыкально-компьютерные технологии.

1.4. Электронный музыкальный инструмент как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ.

Глава 2. Обучение информатике учащихся музыкальных школ на базе эзвукового программно-аппартного комплекса в реализации интегративно-контекстного подхода.

2.1. Педагогические условия и методические принципы обучения информатике в музыкальных школах с применением электронного музыкального синтезатора.

2.2. Программа «Электронный музыкальный синтезатор» как модель реализации технологии интегративно-контекстного подхода в обучении информатике.

2.3. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ на базе электронного музыкального синтезатора.

2.3.1. Электронный музыкальный синтезатор как современный программно-аппаратный комплекс обучения информатике в музыкальных школах.

2.3.2. Обучение основам информатики учащихся младших и средних классов музыкальных школ.

2.3.3. Программное обеспечение современного музыкального синтезатора как средство обучения информатике учащихся музыкальных школ.

2.3.4. Формирование новой дисциплины «Музыкальная информатика» в музыкальных школах

Глава 3. Экспертная проверка результатов исследования

3.1. Обоснование методики педагогического эксперимента, основные этапы.

3.2.Результаты экспериментального обучения по предложенной методике.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса»

Стремительная информатизация общества естественным образом затронула сферу музыкального образования, где идёт поиск новых форм, методов, средств обучения, обновление методического содержания. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень - информационное музыкальное образование, связанное с появлением новых электронных и компьютерных технологий. Информатика становится одной из основных дисциплин в музыкальном образовании, способствует расширению содержания обучения и усовершенствованию творческой деятельности музыканта, превращает процесс обучения в более высокотехнологичный и интенсивный. Вследствие этого предъявляются новые требования к уровню подготовки современного музыканта.

В настоящее время в музыкальном образовании появился новый инструментарий - электронный музыкальный синтезатор: чтобы научиться играть и уметь управлять этим инструментом, недостаточно знаний по классической теории музыки, гармонии, полифонии. Современный синтезатор является цифровым инструментом с соответствующим программным обеспечением, по сути, специализированным компьютером для работы с музыкальной информацией. Взаимообусловленность технических и программных средств в электронном музыкальном синтезаторе характеризует звуковой программно-аппаратный комплекс инструмента. С учётом этого появляется необходимость развития новых для музыканта способностей оперативно и качественно работать с музыкальной информацией на базе нового инструментария, анализировать и обрабатывать полученные результаты, обосновывать принятые решения в творческой деятельности, исходя из имеющейся музыкальной информации.

Это надо учитывать в подготовке специалистов, поскольку с самого раннего обучения у учащихся музыкальных школ появляется практическая необходимость в знаниях об информации, информационных процессах, базовых понятиях информатики как элементах реальной творческой деятельности на синтезаторе.

В этой связи возникает необходимость создания методики обучения информатике учащихся музыкальных школ и введения новой дисциплины «Информатика» на электронных отделениях детских музыкальных школ и школ искусств, где звуковой программно-аппаратный комплекс становится новым средством обучения информатике музыкантов и в то же время сам выступает объектом практической направленности в обучении, что и является предметом нашего исследования.

Многие исследователи в своих работах, учитывая процесс информатизации музыкального образования, указывают на необходимость более эффективной подготовки современного музыканта как специалиста, нового уровня его образованности (Л.Г. Арчажникова, В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, Ю.Н. Рагс, В.Г. Ражников). На особенности преподавания информатики для гуманитариев указывали Л.И. Алешин, А. Бешенков, В.П. Демкин и др. В отечественной системе музыкального образования проблеме необходимости обучения информатике посвящены научные и научно-методические публикации (Г.Г. Белов, И.А. Большакова, Т.И. Воронина, И.Б. Горбунова, A.B. Горельченко, М.И. Карпец, И.М. Красильников, Е.В. Орлова, Ж.Ю. Ситникова, A.B. Харуто и др.). Во многих странах вопросы обучения информатике музыкантов рассматриваются уже с середины прошлого века (Дж. Дрекслер, П.-Э. Йанолз, В. Реллин, Н. Хайнес и др.), примерно с этого же времени композиторы применяют музыкально-компьютерные технологии и электромузыкальный инструментарий в своем творчестве (Э. Артемьев, П. Булез, С. Крейн, Я. Ксенакис, Д. Лигети, А. Шнитке, К. Штокхаузен и многие другие).

Сегодня среди существующих исследований нет таких, в которых электронный музыкальный синтезатор рассматривался бы как инструмент, с помощью которого можно изучать информатику:

• как звуковой программно-аппаратный комплекс обучения информатике учащихся музыкальных школ;

• как средство и объект обучения информатике, создающие такую обучающую среду, которая способствует формированию и развитию информационных компетентностей музыканта.

Между тем потребность в таком исследовании явно диктуется современным состоянием подготовки учащихся и преподавателей музыкальных школ. Как показали результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента, использование музыкантами знаний по информатике и умения применять их в творческой деятельности, как правило, фрагментарно, музыканты слабо владеют необходимым уровнем знаний, чтобы в полном объёме освоить современный музыкальный синтезатор как звуковой программно-аппаратный комплекс. Данные результаты свидетельствуют о наличии проблем в этой сфере:

- неучтённый факт потребности в интеллектуально-технологическом усовершенствовании музыкально-образовательного процесса;

- отсутствие специального внимания к психологической особенности восприятия информации учащимися-музыкантами (образное мышление, художественное восприятие, эмоциональная память, тяготение к определенным видам художественной деятельности), влияющее на затруднения в обучении информатике и низкую учебную мотивацию учащихся музыкальных школ;

- отсутствие внимания к возрастным особенностям обучения учащихся музыкальных школ, где уже дошкольники получают элементарные представления о музыкальной информации на синтезаторе;

- нехватка учебных и методических пособий по информатике для учащихся и преподавателей-музыкантов.

Научный поиск решения проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ направлен на разрешение следующих противоречий:

- несоответствие уровня подготовки учащихся и преподавателей музыкальной школы в области обучения информатике и современными требованиями к музыкантам-специалистам;

- необходимость знаний по информатике, без которых музыканту становится невозможно разобраться в информационных процессах на электронном синтезаторе и отсутствие методики обучения информатике учащихся музыкальных школ.

Возникшая проблемная ситуация определила цель исследования: разработка методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса. Объектом исследования выступает процесс обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе компетентностного подхода. Предмет исследования - методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса.

Гипотеза исследования заключается в том, что если:

• учитываются возрастные и психолого-педагогические особенности восприятия информации музыкантами (образно-ассоциативное мышление, эмоциональная память, приоритет творческого начала) при выборе методов, средств, форм организации учебной деятельности, с ориентацией на интегративно-контекстный подход к обучению;

• содержание обучения строится на основе междисциплинарной интеграции, формирующей единую систему знаний и опыт междисциплинарного применения знаний, связывающей учебно-познавательную и творческо-практическую деятельность;

• содержание обучения направлено на выяснение информационных процессов, связанных с особенностями хранения, передачи и обработки музыкальной информации на синтезаторе, учитывающих профессиональные потребности и интересы учащихся-музыкантов;

• электронный музыкальный синтезатор в учебном процессе представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, имеющий набор технических и программных средств обработки звуковой и музыкальной информации, выступает, как новое средство обучения информатике (являясь источником информации) и объект для изучения и усвоения учебного материала, — то возможно создание методики обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, способствующей повышению результативности обучения информатике учащихся-музыкантов и формированию устойчивых знаний и умений по информатике, обеспечивая успешное выполнение творческой деятельности.

Для решения указанных проблем и проверки достоверности принятой гипотезы исследования, были поставлены следующие задачи:

1) исследовать состояние проблемы и перспективы обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе анализа научной и методической литературы;

2) ввести понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс»;

3) разработать методику обучения информатике с использованием звукового программно-аппаратного комплекса;

4) сформулировать принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ;

5) выявить особенности использования звукового программно-аппаратного комплекса в качестве средства обучения и объекта изучения информатики учащимися музыкальных школ;

6) разработать учебно-методический комплекс (программа, учебное пособие, учебник-словарь, творческая тетрадь, электронный учебник дистанционного обучения, аудио- и видеоматериалы) для музыкантов;

7) экспериментально проверить результативность использования звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ. Методы исследования. В процессе осуществления задач исследования были использованы следующие методы:

• методы теоретического исследования: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы, диссертационных работ по проблемам музыкально-информационного образования, материалов научно-практических конференций и интернет-ресурсов; изучение методической документации (государственных образовательных стандартов, программ по информатике средней школы, учебных планов, нормативных документов); изучение педагогического опыта, связанного с информатизацией музыкального образования с введением музыкально-компьютерных технологий;

• методы эмпирического исследования: интервьюирование, анкетирование, экспертная оценка, собеседование, наблюдение за деятельностью обучающихся и изучение их самостоятельных творческих работ, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный);

• методы математической статистики: качественный и количественный анализ результатов педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту: 1. Обучение информатике учащихся музыкальных школ является необходимой и важной составляющей профессиональной подготовки современного музыканта. В качестве основных целей обучения информатике выделены следующие:

• развитие творческого мышления и художественного потенциала через звуковой мир цифровых технологий;

• формирование навыков элементарной информационной деятельности, связанной с процессами получения, преобразования, накопления и передачи музыкальной информации;

• развитие компетентностей (познавательная, информационная, профессиональная), позволяющих успешно применять в творческой деятельности звуковой программно-аппаратный комплекс на основе усвоенных знаний, акцентируя внимание на самостоятельность, активность и ответственность самих учащихся. 2. Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ строится на интегративно-контекстном подходе, с учётом специализации деятельности музыкантов:

• отбор содержания обучения представлен как трансформация учебно-познавательной деятельности в практическую на основе междисциплинарной интеграции, при активном включении учащихся в деятельность по решению творческих задач (усвоение одной дисциплины базируется на знаниях другой);

• ориентация на активные методы обучения (проблемное, развивающее, исследовательское, проектное), позволяющие вовлечь учащихся в учебно-познавательную деятельность;

• современные формы организации обучения (творческие работы, обучающие игры, проблемное и интерактивное обучение) предоставляют учащимся не только готовые знания, но и опыт самостоятельного нахождения знаний через творческую деятельность на музыкальном синтезаторе;

• применение звукового программно-аппаратного комплекса, являющегося средством обучения и объектом изучения информатики, создаёт условия для лучшего понимания и эффективного усвоения материала по информатике, позволяет учитывать профессиональные потребности и интересы учащихся музыкальных школ.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: • труды учёных-музыкантов, композиторов, проводящих исследования по проблематике электронно-компьютерного музыкального инструментария (Э. Артемьев, Э. Денисов, Ч. Додж (США), Ж.-М. Жарр, М. Заливадный, М. Кёниг (Нидерланды), Я. Ксенакис (Франция); Е. Мурзин, А. Немтин, Ж.

Риссе (Франция), Р. Ружичка (Чехия), JI. Термен, JI. Хиллер (США), А. Шнитке, К. Шульц (Германия);

• работы музыкантов-исследователей и учёных, занимающихся проблемой создания и изучения строения электронно-музыкального инструментария (А. Володин, Б. Галеев, И. Красильников, Т. Кэхилл, Р. Муг, Е. Мурзин, М. Мэтьюз, JI. Термен, JL Хаммонд, Д, Эпплтон и др.); труды математиков, исследующих процессы, связанные с моделированием элементов электронно-музыкального творчества (Г. Вейль, Ю. Вигнер, В. Ф. Зайцев, Р. Зарипов, Ч. Пирс, С. Чибирёв);

• педагогические аспекты использования музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании (В.О. Белунцов, А.Г. Гейн, И.Б. Горбунова, А. Камерис, И.М.Красильников, Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин, А.Б. Родионов, A.B. Харуто, В.М. Цеханский);

• необходимость введения в музыкальное образование музыкальной информатики (А.П. Ментюков, Ю.Н. Parc, Н.С. Сушкевич, A.B. Харуто);

• разработка стандартов и программ по информатике (И.Ф. Базлов, С.А. Бешенков, Л.Л. Босова, A.A. Кузнецов, Н.В. Макарова, A.B. Могилев, И.Г. Семакин, А.Л. Семенов, А.И. Сенокосов, Н.Д. Угринович, Е.К. Хеннер, А.Н. Шляго и др.);

• методология компетентностного подхода в педагогическом образовании (О.В. Акулова, И.С. Батракова, А.К. Маркова, С.А. Писарева, Т.Н. Носкова, Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.);

• основные положения знаково-контекстного обучения (В.П. Беспалько, Н.В. Борисова, A.A. Вербицкий, Н.Б. Лаврентьева, Ю.Г. Татур и др.).

В своей работе мы взяли за основу концепцию курса информатики, разработанную профессором Натальей Владимировной Макаровой. Объектом нашего внимания являются следующие принципы данной концепции:

• обеспечение базового уровня информационной культуры учащегося при условии непрерывности образования;

• развитие логического и творческого мышления, познавательного потенциала школьника, его коммуникативных способностей на базе современного компьютерного инструментария;

• освоение базовых технологий в процессе решения задач из конкретной предметной области;

• приобретение опыта использования информационных технологий в практической музыкальной деятельности; интеграция информатики и межпредметные связи с другими предметами, как возможность закрепления и углубления знаний, полученных на других предметах.

Источником диссертационного исследования явился также собственный шестнадцатилетний опыт автора как заведующей электронным отделением музыкальной школы им. М.И. Глинки (СПб), преподавателя и разработчика курсов повышения квалификации на базе РГПУ им. А.И. Герцена.

Логика и основные этапы исследования

Исследование, базируясь на основных методологических и методических принципах теории и практики обучения, имело следующие этапы:

1. Предварительный этап (1996 - 2002 гг.): изучение научной литературы, теоретических источников, методического материала по предмету «Информатика», разработка и написание программы обучения для детских образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты»;

2. Теоретический этап исследования (2003 - 2007 гг.).:

• определение конкретных путей, способов и средств достижения поставленных целей и задач исследования:

• применение теоретических выводов в практике преподавания информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса в музыкальных школах;

• отбор содержания, конкретных тем, разделов в реализации междисциплинарных связей;

• разработка методики преподавания информатики на основе интегративно-контекстного подхода в обучении учащихся музыкальных школ;

3. Экспериментальная часть исследования (2006 - 2011 гг.): содержит проверку выдвинутых идей в практике обучения информатике учащихся ДМШ, ДШИ, а также в программе курсов повышения квалификации «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах» и «Музыкальное компьютерное творчество» на базе РГПУ им. А.И. Герцена, в программе для детских музыкальных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», в написании учебного пособия для педагогов и студентов факультетов компьютерных технологий высших учебных заведений «Электронные музыкальные инструменты».

Научная новизна исследования

• Обосновано использование звукового программно-аппаратного комплекса в обучении информатике учащихся музыкальных школ, представленного как средство обучения и как объект изучения информатики.

• Разработана методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса на основе интегративно-контекстного подхода.

• Разработана программа обучения электронному инструментарию учащихся музыкальных школ, включающая изучение информатики с использованием звукового программно-аппаратного комплекса, позволяющая развить познавательную деятельность музыкантов с учётом их профессиональных интересов.

Выявлены критерии отбора содержания курса информатики для учащихся музыкальных школ, основанные на междисциплинарных связях (общий тематический материал, сближающий дисциплинарные знания) с учётом психолого-педагогических особенностей восприятия.

Теоретическая значимость исследования

• Обоснована необходимость обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе интегративно-контекстного подхода с учётом специализации деятельности музыкантов;

• уточнено понятие «звуковой программно-аппаратный комплекс», раскрыта его сущность; выявлены принципы отбора содержания обучения информатике учащихся музыкальных школ на основе междисциплинарной интеграции; уточнена структура и расширено содержание дисциплины «Музыкальная информатика» в связи с введением звукового программно-аппаратного комплекса в учебный процесс учащихся музыкальных школ.

Практическая значимость проведенного исследования

Создано учебно-методическое пособие «Электронные музыкальные инструменты», рекомендованное при изучении информатики в ДМШ, ДШИ;

• внедрена программа обучения для детских музыкальных образовательных учреждений «Электронные музыкальные инструменты», включающая учебный материал по информатике;

• организованы курсы повышения квалификации по модульной программе, профессиональная переподготовка преподавателей и музыкантов в области освоения электронного музыкального инструментария. Новый инструмент представлен как звуковой программно-аппаратный комплекс, требующий грамотной работы со звуковой и музыкальной информацией;

• разработаны Всероссийский музыкально-образовательный портал для преподавателей и музыкантов - Муз.Учитель.Ру (http .-//muzuchi tel.ru/) и Музыкально-образовательный портал для современных родителей и их детей http://muzroditel.ru/, позволяющие расширить и преобразовать самостоятельную деятельность музыкантов в информационной образовательной среде (сетевые конференции, семинары, проекты, организация консультационной помощи, возможность получение новых знаний из предложенной информации, участие в дистанционных курсах повышения квалификации);

• организованы дистанционные курсы повышения квалификации «Методика обучения игре на электронном музыкальном синтезаторе», «Аранжировка на электронном музыкальном синтезаторе», «Компьютерное музыкальное творчество», «Основы компьютерной грамоты», разработаны материалы для дистанционной поддержки этих курсов;

• внедрена разработанная электронная система проверки знаний по информатике в форме тестов (задания с выбором ответов), позволяющая определить уровень подготовки обучающихся;

• введена новая дисциплина «Музыкальная информатика» в образовательном процессе на электронных отделениях музыкальных школ, как практический отклик на необходимость знаний по информатике в деятельности современного музыканта.

Апробация основных положений, результатов и выводов исследования осуществлялась:

• в процессе проведения городского семинара «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», проводимого на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена (ноябрь 2008г.);

• на ежегодной международной научной интернет-конференции «Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве» (с декабря 2009г.);

• на ежегодной Международной научно-практической конференции «Современное музыкальное образование», проводимой в РГПУ им. А.И. Герцена совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. H.A. Римского-Корсакова (с декабря 2002 г.);

• на конкурсах, семинарах, мастер-классах для преподавателей музыкальных и общеобразовательных школ, музыкальных и музыкально-педагогических училищ;

• в процессе преподавания на курсах по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях (музыкальные училища и музыкально-педагогические колледжи)» слушателей с высшим и средним профессиональным образованием;

• в процессе обучения учащихся в детских музыкальных школах: МОУ ДОД «Детская музыкальная школа №3 им. Н.К. Гусельникова» г. Дзержинска Нижегородской области, МОУ ДОД Нижний Тагил «Детская музыкальная школа №1 им. Римского-Корсакова», МОУ ДОД «Сланцевская ДМШ» Ленинградской обл., МОУ ДОД «Детская школа искусств им. М.И. Глинки» Санкт-Петербурга.

Достоверность и обоснованность результатов исследования предоставляется точной методической основой исследования, многосторонним теоретическим анализом проблемы, выбором показателей эффективности предложенных подходов, адекватных предмету исследования, к реализации концепции обучения, а также репрезентативной выборкой количества респондентов констатирующего и формирующего эксперимента.

Личный вклад автора заключается в постановке и решении проблемы обучения информатике учащихся музыкальных школ, в том числе в разработке методики обучения информатике, в создании программы обучения на электронном музыкальном синтезаторе и учебного пособия «Электронные музыкальные инструменты», в разработке модульных курсов повышения квалификации преподавателей «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах», «Аранжировка на электронных музыкальных инструментах» и «Компьютерное музыкальное творчество», в создании Всероссийского музыкально-образовательного портала МузУчитель.Ру (http://muzuchitel.ru), в проведении авторских дистанционных курсов обучения игре на электронных музыкальных инструментах.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и библиографии. Основной текст занимает 186 страницы. Библиография содержит 183 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.