Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей: На примере шерсти тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.03, кандидат культурол. наук Качанова, Ирина Михайловна

  • Качанова, Ирина Михайловна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.03
  • Количество страниц 157
Качанова, Ирина Михайловна. Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей: На примере шерсти: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.03 - Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. Москва. 1999. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Качанова, Ирина Михайловна

1. Введение.

1.1. Постановка задачи.Я.

1.2. Актуальность темы.f

1.3. Методы исследований.?.

1.4. Научная новизна.

1.5. Практическая ценность работы и ее реализация.

1.6. Публикация и апробация.

2.Обзор существующих проблем в реставрации музейных тканей.^.

2.1. Основные факторы, влияющие на сохранность музейных тканей./-?

2.2. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью мучного клея.

2.3. Проблемы, возникающие при дублировании музейных тканей с помощью синтетических клеев.#

2.4. Проблемы, возникающие при разработке новых клеевых материалов из-за отсутствия критериев качества дублирования и единых методик исследования.

2.5. Выводы. Определение направлений исследований по выбору новых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей и оценке их качества с целью создания новых методов реставрации.А&

3. Анализ структуры шерсти применительно к проблемам реставрации шерстяных музейных тканей.

3.1. Постановка задачи необходимости исследования структуры шерстяных музейных тканей.А&.

3.2. Особенности строения и состава шерсти применительно к задачам реставрации шерстяных тканей.#

3.3. Особенности химического состава шерсти.Н.

3.4. Физико-механические свойства шерстяных нитей и тканей применительно к задачам реставрации.

3.5. Выводы.№

4. Влияния света на музейные ткани и разработка методики ускоренного искусственного старения.&

4.1. Влияния света на сохранность шерстяных музейных тканей.^

4.2. Обоснование выбора режима ускоренного искусственного старения (УИС).

4.3. Описание расчета ускоренного старения.

4.4. Сравнение тенденций старения шерстяных тканей в естественных условиях и при искусственном воздействии УФ облучением. ?£

4.5. Выводы.$

5. Разработка системы критериев для оценки качества дублирования шерстяных музейных тканей.¿

5.1. Необходимость экспертного метода выбора показателей качества клеевого дублирования музейных тканей.

5.2. Описание статистической обработки субъективных экспертных оценок для определения объективной шкалы показателей качества дублирования.

5.3. Выводы.&

6.Экспериментальные исследования по выбору оптимальных клеевых материалов для дублирования музейных шерстяных тканей.

6.1. Описание методики проведения эксперимента и объектов исследования.

6.1.1. Описание методики проведения эксперимента.£

6.1.2. Выбор и описание клеевых материалов. Анализ дублирования (1 этап).

6.1.3. Выбор и описание исследуемых шерстяных тканей.

6.1.4. Подготовка объектов исследования.№

6.2. Приборы и методы исследований.ЯО

6.3. Анализ результатов экспериментов (2 этап).

6.3.1. Исследование внешнего вида сдублированных шерстяных тканей (критерий Хд).'

6.3.2. Исследование прочности склеивания и жесткости сдублированных пакетов (критерий Х5). б.3.3. Исследование обратимости клеев (критерий

6.4. Анализ результатов экспериментов ( 3 этап).

6.4.1. Исследование физико-механических свойств шерстяных тканей (критерий Х4).

6.4.2. Исследование сорбционных свойств шерстяных волокон (критерий Х7).&

6.4.3. Исследование морфологии волокон шерсти методом растровой электронной микроскопии (критерий Хе).

6.4.4. Исследование структуры шерстяных волокон методом ИК-спектроскопии (критерий Хб).

6.4.5. Исследование структуры шерстяных волокон методом рентгенографии (критерий Хв).

6.4.6. Исследование степени поврежденноети шерстяных волокон микрохимическим методом (критерий Х©)./.а

6.5. Выводы.

7. Создание и внедрение новых методов реставрации музейных шерстяных тканей с использованием выбранных клеевых материалов----/чб

7.1. Реставрация двустороннего знамени.

7.2. Реставрация черкески.

7.3. Реставрация шляпы императора Петра ТТ.

7.4. Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Методология выбора новых клеевых материалов для дублирования музейных тканей: На примере шерсти»

1.1. Постановка задачи.

Современная реставрация памятников культуры как составная часть музееведения выстраивается на стыке гуманитарных, естественных и технических наук. Как известно, исторические и культурные памятники - это в первую очередь памятники материальные, подверженные неизбежному процессу старения. Поэтому вопросы их сохранения являются приоритетными для музееведения. Современные требования к реставрационной науке предполагают знание материальной структуры памятников, процессов, вызывающих их разрушение. Только на основании этих знаний можно правильно оценить влияние тех или иных факторов окружающей среды, тех или иных консервационных материалов, используемых при их реставрации.

В большинстве научных работ в области исследования и применения новых материалов для текстильной реставрации, появившихся в последние годы, исследуются хотя и очень актуальные, но в основном частные проблемы. Например, отдельно исследуются клеи, отдельно ткани. Рассмотрение частных вопросов без учета их взаимодействия, зачастую приводит к погрешностям, имеющим системный характер, возникающим из-за отсутствия обобщенного взгляда на проблему.

В данной работе впервые поставлена комплексная задача при выборе оптимальных дублировочных материалов для реставрации шерстяных изделий. На примере комплексного решения этой проблемы видно, что системный подход позволяет создать качественно новую методологию исследований. При таком подходе все частные вопросы систематизируются, определяются приоритеты и взаимоотношения научных и практических (реставрационных) аспектов исследований, выстраивается науч-нообоснованная логическая последовательность исследований от постановки проблемы до внедрения в практическую реставрацию. На примере решения задачи выбора оптимальных клеев для дублирования шерстяных тканей в работе показана необходимость использования системного подхода для решения задач не только текстильной, но и иных областей реставрации. 7

1.2. Актуальность темы.

Для сохранения изделий из текстиля в процессе реставрации широко применяется дублирование древней ткани - укрепление ее на новом дублировочном основании, которое поддерживает экспонат, предохраняя от дальнейшего разрушения и позволяет придать памятнику экспозиционный вид.

Традиционно в текстильной реставрации применяют два метода дублирования - с помощью иглы и с использованием натуральных и искусственных клеев. Дублирование с помощью иглы и нитки зачастую ведет к разрушению ветхих тканей и волокон, искажает истинную фактуру ткани, ее рисунок, что ограничивает применение этого метода. Укрепление старых тканей с помощью клея позволяет избавиться от этих недостатков, однако нередко вызывает появление других: входящий в структуру старой ткани клей со временем приводит к возрастанию жесткости и хрупкости, изменяет ее физико-механические и химические свойства.

При реставрации музейных тканей долгое время основным дублирующим материалом являлся мучной клей. Многолетние наблюдения за сохранностью сдублированных с его помощью текстильных памятников позволили выявить ряд негативных свойств: измение цвета проклееных тканей, образование пятен и затеков; подверженность поражению микроорганизмами и насекомыми; появление хрупкости и ломкости тканей вследствие нарушения их структуры; отсутствие должной обратимости (клей практически не вымывается при необходимости повторной реставрации) .

Неудовлетворенность состоянием сохранности текстильных памятников, сдублированных мучным клеем инициировала поиск новых клеевых материалов. Разработки и внедрение различных синтетических клеев активно ведутся в России и за рубежом, однако результаты проводимых исследований не позволяют уверенно использовать новые материалы для реставрации музейных памятников.

Отсутствие весомых результатов объясняется тем, что: -Клеи специально для целей реставрации тканей, как правило, не создаются, а модернизируются и исследуются клеевые материалы, разработанные для других целей. Выбор клеев зачастую проводится субъективно, так как нет единой научно обоснованной методики исследования клеевых материалов. Сами исследования проводятся бессистемно. нескоординированно. Отсутствие единых подходов к исследованиям часто приводит к тому, что в различных научных центрах один и тот же эксперимент (например, ускоренное искусственное старение (УИС) -опрерация, позволяющая прогнозировать долговременные изменения свойств клея и ткани) проводится в разных режимах. Это не дает возможности сопоставить результаты экспериментов чтобы выбрать тот или иной клей и уверенно использовать его в практической реставрации;

-Нет единых критериев, по которым производится оценка пригодности клея. Так, у разных авторов можно встретить несколько десятков разных, зачастую несопоставимых критериев, характеризующих свойства клеев. Одни разработчики предпочитают исследовать прочностные физико-механические свойства, другие - биостойкость клеев, третьи используют в качестве критериев химические свойства, четвертые -структурные изменения и т.д. Причем, качественные характеристики типа "хорошая" или "плохая" адгезия часто превалируют над количественными оценками.

-Б реставрации тканей отсутствует должная связь между научными лабораториями, разрабатывающими клеевые материалы, и реставрационными центрами. Новые клеи как правило исследутся вне композиции с реставрируемыми тканями, и вследствие этого негативные свойства предлагаемых материалов часто проявляются только после того, как экспонат был отреставрирован.

Таким образом, целью настоящей работы являлось создание методологии выбора новых клеевых материалов при разработке новых методов дублирования шерстяных музейных тканей.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

-расчет и моделирование УИС на основе анализа многофакторного влияния внешних воздействий на структуру и свойства шерсти в процессе естественного старения;

-выбор объективных научно обоснованных критериев оценки качества клеевого дублирования;

-разработка алгоритма проведения эксперимента с целью выбора оптимальных клеев

-создание новых методов реставрации шерстяных музейных тканей на основе использования выбранных по результатам исследований новых дублировочных материалов. в

Похожие диссертационные работы по специальности «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», 24.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов», Качанова, Ирина Михайловна

7.4. Выводы

Теоретические предпосылки возможности использования исследованных термоклеевых материалов на основе СПА, ПЭ и СПЭ для дублирования шерстяных музейных тканей были подтверждены экспериментально, что позволило на их основе разработать принципиально новые методы укрепления шерстяных тканей и внедрить их в практическую реставрацию.

8. Заключение

Настоящая работа, являющаяся результатом двадцатилетней деятельности в областии научной и практической реставрации тектильных изделий, впервые демонстрирует новый научно обоснованный комплексный подход к исследованию материалов для реставрации текстильных музейных памятников, суть которого - в создании методологии выбора оптимальных реставрационных материалов и на их основе новых методов реставрации.

Согласно этой методологии для музейных памятников из шерсти: -проведен анализ структуры и свойств волокон шерсти; -изучено влияние различных факторов на сохранность шерсти; -проведен расчет и моделирование УИС с целью установления корреляции между естественным и искусственным старением тканей;

-проведен выбор критериев оценки качества дублирования музейных шерстяных материалов на основе экспертного опроса специалистов с последующей статистической обработкой результатов опроса и выбора необходимого и достаточного числа значимых критериев;

-на основании выбранных критериев разработан алгоритм проведения экспериментов по исследованию пригодности клеевых материалов для реставрации музейных шерстяных изделий;

-в соответствии с созданными алгоритмами проведен комплекс исследований с целью выбора оптимальных клеев для шерстяных тканей;

-на основании выбранных клеевых дублировочных материалов разработан и внедрен в реставрационную практику новый метод реставрации музейных шерстяных тканей.

Решение проблемы выбора оптимального клеевого материала для реставрации шерсти можно рассматривать как частный случай более общего подхода. Действительно, все стадии исследований, проведенные в настоящей работе применительно к шерсти, являются важными, взаимозависимыми и необходимыми в каждом случае выбора новых материалов для реставрации любых других памятников (см.илл.8.1). В предложенной методологии в единстве рассматриваются все аспекты исследовательского и реставрационного процессов, учитываются проблемы как реставраторов - практиков, так и ученых - разработчиков. Вычленение из единой стройной системы исследований какого-либо этапа приводит к путанице в оценках, нескоординированности в исследованиях, недостоверности в результатах. Тем самым, разработанный автором комплексный системный подход пригоден не только для решения проблем реставрации текстильных экспонатов, но может быть использован (с соответствующими оговорками) и в других областях реставрации.

В итоге в результате проведенной работы

-был разработай ряд научных положений, совокупность которых позволяет сформулировать перспективное направление развития реставрации в области исследования новых материалов для консервации текстильных памятников;

-использование предложенного комплексного подхода для конкретной задачи реставрации шерстяных музейных тканей позволило решить большую практическую задачу: для музейных изделий из шерсти выбраны оптимальные дублировочные материалы, создан новый метод реставрации и с его помощью отреставрирован ряд уникальных памятников отечественной культуры. этап 1 Изучение вопроса, постановка проблемы, определение целей и задач исследований ---,I

Этап 2 Изучение структуры, химических и физико-механических свойств материала памятника I

Этап 3 Изучение факторов,вызывающих деградацию материала,разработка методики УИС с целью прогнозирования его поведения -1

Этап 4 Разработка системы критериев для оценки степени влияния нового предлагаемого материала на структуру и свойства памятника. Выбор алгоритма и методов исследований I

Этап 5 Экспериментальные исследования. Анализ по выбранным критериям -1

Этап 6 Создание новых методов реставрации музейных памятников с использованием выбранных новых материалов

Илл.8.1. Обобщенный алгоритм проведения комплексных исследований

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Качанова, Ирина Михайловна, 1999 год

1. Александер П. Дадсон Р.Ф. Физика и химия шерсти.М.: Гиз-легпром, 1958.- 390 с:2-1% ЗЮ-328

2. Барамбойм Н.К. Механохимия высокомолекулярных соедине-ий.М.: Химия,1971.-335 с.

3. Бартенев Г.М. Высокомолекулярные соединения.М.:Химия,1969.-231 с.

4. Берестнев В.А.,Флексер Л.А. Макроструктура волокон и элементарных нитей и особенности их разрушений. М.: Легкая и пищевая промышленность,1982.-246 с.

5. Бешелев С.Д.,Гурвич Ф.Г.Математико-статистические методы экспертных оценок.М.: Наука,1974.- 319 с.

6. Брилл Т. Свет. Воздействие на произведения искусства^.: Мир,1983.-304 с\/6-2 3;

7. Бузов Б.А.,Модестова Т.А.,Алыменкова Н.Д. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая индустрия, 1978.-479 ^

8. Горшкова С.С. .Соловьев А.Н. Сравнение кинетики старения синтетических тканей при естественных и искусственных воздействиях светопогоды.//Известия ВУЗов. Технология легкой промышленности. М. ,1979,N2, с.21 23.

9. Гришкова А.Ф. Петушкова Ю.П. Консервация музейного текстиля и кожи полимерами, устойчивыми к старению и биоповреждениям: Тезисы докладов всесоюз.науч.семинара "Исследования, консервация и реставрация этнографических предметов". Рига,1987, с. 23 25.

10. Гузеева Е.Ю. Изучение возможностей дополнения музейной ткани методом долива.// Реставрация памятников истории и культуры. Экспресс информация. М.,1987,N.2, с. 1-4.

11. Гуль В.Е. Кулезнев В.Н. Структура и механические свойства полимеров.М.: Высшая школа,1979.- 352 с.

12. Гусев В.Е. Сырье для шерстяных и нетканных изделий и первичная обработка шерсти. М.: Легкая индустрия, 1977 -405

13. Гуторов М.М. Сборник задач по основам светотехники. М. : Энергия, 1977, с. 106 109, Ио-Ш.

14. Дехант И.,Денц Р., Киммер В., Шмольке Р. Инфракрасная спектроскопия полимеров. М.:Химия,1976.-376 с.

15. Жакланов И.Г. Новые методы исследования строения свойств и оценки качества текстильных материалов. Минск,1977, с.157 159.

16. Значение первой Всероссийской реставрационной конференции .921 года в теории и практике реставрации.//Реставрация и консервация музейных ценностей. Экспресс инфоромация. М. ,1955",вып.Ц, c-2-Ч

17. Каргин В.А.,Слонимский Г.Л. Краткие очерки по физико-химии юлимеров.М. .-Химия, 1967.-231 сt^-/9,2 ^-28,31-3в

18. Качанова И.М. О возможности использования в реставрации *узейных тканей новых материалов и методов дублирования.// Рестав-)ация и консервация музейных ценностей. Научный реферативный :б. .М. ,1981,N6,- с. 9-13.

19. Качанова И.М. Способ реставрации музейных тканей. Авторское свидетельство СССР, N1266761 от 1.07.1986.

20. Качанова И.М. Восполнение утрат на предметах одежды из зетра. // Реставрация памятников истории и культуры. Экспересс информация. М.,1987, вып.2, с. 5-7.

21. Качанова И.М. Опыт реставрации тканей с применением тер-юклеевого материала в музеях Московского Кремля: Тезисы докладов 5сесоюзного научного семинара по обмену опытом ведущих реставрато->ов и научных сотрудников. Рига,1987,с. 43 -46.

22. Качанова И.М.»Макарова Т.А.,Литовченко С.Ф. К вопросу о влиянии различных методов дублирования на свойства музейных тка-юй.//Материалы и исследования. Гос. музеи Московского Кремля. М., L989, N YI, с.130 -138.

23. Качанова И.М.,Козлов С.Н. ,Рушалкин С.Ю.,Скляр Т.А. Разработка термоклеевых прокладочных материалов для реставрации музейных гканей. Отчет по НИР. Всесоюзный НИИ пленочных материалов и искусс-гвенной кожи. М.,1989.

24. Качанова И.М., Беляева O.k., Кирьяков Т.Л., Гудков М.Ю. Разработка способа, средств и клеевых материалов для укрепления ивейных изделий, представляющих высокую историко-художественную денность. Отчет по НИР. НПО швейной промышленности. М.,1990.

25. Качанова И.М. Критерии оценки качества дублирования тканей фи использовании клеевых материалов: Тезисы докладов научного се-шнара "Новые матариалы и технологии в реставрации произведений жи-юписи и прикладного искусства".Львов,1990, с.14-15.

26. Качанова И.М. К вопросу о комплексной оценке качества рес-?аврации произведений декоративно- прикладного искусства: Тезисы окладов всесоюзного семинара "Критерии оценки качества реставрации <узейных художественных ценностей".М.,1990,с. 30-34.

27. Качанова И.М.,Рушалкин С.Ю. Применение термоклеевых мате-)иалов для реставрации текстильных изделий.// Кожевенно-обувная фомьпменность. М.,1990,N7,с.44 47.

28. Качанова И.М. Обзор существующих проблем в реставрации музейных тканей.//Консервация и реставрация памятников истории и культуры. Экспресс информация. М.,1997, N 4 5, с. 1 -23.

29. Качанова И.М. Разработка системы критериев для оценки ка-1ества дублирования шерстяных музейных тканей: Материалы конференци 'Современные естественнонаучные методы реставрации произведений 1рикладного искусства". М., 1997,с.6-9.

30. Кесслер И. Методы инфракрасной спектрометрии в химическом анализе.М.:Мир,1964.-237 с.

31. Кирюхин С.М.»Соловьев А.Н. Выбор и оценка значимости нормируемых показателей качества текстильных материалов по разности ледиан.// Известия ВУЗов.Технология текстильной промышленности, й.,1974,N1,0.19 -22.

32. Кнорринг Г.М.,Фадин И.М., Сидоров В.Н.,Справочная книга цля проектирования электрического освещения. С.-Петербург.:,Энерго-атомиздат,1992, с. 71 72.

33. Крапухин В.В.,Каган Н.Б.,Качанова И.М. Методические аспекты растровой электронной микроскопии музейных тканей. //Известия

34. Академии Наук. Серия физическая.М.,1994,Том 58,,N1, с. 200 204.

35. Крутиков П.Г.,Принцев H.A. Эрмитаж. Науки служат музам. Л. .-Наука, 1989.- 171 с г 91- 9Я

36. Кузьмич Л.А. К вопросу исследования структуры поверхности льняного холста.//Реставрация, исследование и хранение музейных ценностей. Реферативный сборник. М. ,197P,N2, с.25~-2б

37. Дузьмич Л.А. Защита экспонатов из льна в музеях под открытым небом.// Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М. ,1978,N.4, С.5l/-jrs

38. Кузьмич Л.А., Горельченкова Л.И. Исследование физико-механических свойств живописных льняных холстов.//Реставрация, исследование и хранение художественных ценностей. Реферативный сборник. М. ,1978,N4, С-27-3}

39. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. Часть 3. М.: Легкая индустрия, 1967.- 301 с\%/оз,/бг/2.о/-2/о,22*,27г-*&.

40. Кукин Г.Н., Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение, часть 2. М.: Легкая индустрия, 1964.- 327 с: (2^ ¡З^, 264-25S:

41. Кукин Г.Н.,Соловьев А.Н. Текстильное материаловедение. М.: Легпромбытиздат, 1985.- 213 с: 63.

42. Кукин Г.Н.Соловьев А.Н., Кобляков А.И. Текстильное материаловедение. М.: Легпромбытиздат, 1989.- 348 с: 8-/0,296

43. Лабораторный практикум по текстильному материаловедению. Под редакцией А.И.Коблякова. М. .-Легпромбытиздат, 1986.-343 с.

44. Ланди С. Консервация текстиля в музее Биктрии и Альберта.// Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М.,1976, вып.З.

45. Лиин Д. Искусственное старение пряжи под действием и в отсутствии света, а также под действием атмосферных условий.// Реставрация, исследование и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник.,М., 1976, N3.

46. Лодевейкс И. Применение синтетических материалов в реставрации древних тканей. Материалы конференции Международного совета музеев 1967 и 1969 г. г. .М.:Искусство, 1972^ с.

47. Макарова Т.А.,Литовченко С.Ф.,Качанова И.М. Влияние способа дублирования тканей на их физико-механические свойства. Известия ВУЗов. Технология текстильной промышленности. М.,1984,N1.с.16 19.

48. Макарова Т.А.,Потапова Л.В. Текстильное материаловедение. М. ,1986.-171 с.

49. Максимова H.H. Эмульгированный клей для реставрации бумагии ткани.//Сообщения ВЦНИЛКР. М.,1967, N9, С-12T-J2S

50. Мальцева Е.П. Материаловедение текстильных и кожевенно-ме-ховых материалов. М.:Легпромбытиздат,1989.-235 с.

51. Мартынов М.А.,Вылегжанина К.А. Рентгенография полимеров. М. .-Наука, 1972.-274 с.

52. Методические указания к лабораторным работам по курсу "Структурный анализ текстильных материалов". Московский Текстильный институт. М.,1991.-43 с.

53. Мешков В.В.Основы светотехники.4.1 .М. .-Энергия, 1979.-376с.

54. Музейное освещение и защита экспонатов от действия света. Составитель К.К.Кроллау.// Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация.М. 1976.-78 с: 17-20

55. Наканиси К. Инфракрасные спектры и строение органических соединений. М.:Мир,1965.-259 с.

56. Опись Московской Оружейной палаты. Часть 1.'Тардероб Императора Петра II".М.,1884.

57. Петере P.C. Текстильная химия.Часть 1,М.: Легпромбытхим, 1989.-380 с.

58. Пинягина Н.С. Методы и принципы реставрации тканей.// Реставрация и хранение музейных художественных ценностей. Реферативный сборник. М., 1974, вып.5(8) 64 с.

59. Протоколы Реставрационных советов НИРЦ: N1 от 2.03.1990 и N2 от 10.10.1990

60. Протоколы Реставрационных советов НИРЦ: N1 от 24.11.89 и N3 от 10.05.1990.

61. Протоколы Реставрационных советов Государственных музеев Московского Кремля: N7 от 24.05.1984г. и N 11 от 14.03.1985г.

62. Рохлин Г.Н. Разрядные источники света. М.: Энергоатомиз-дат,1991.-319 с.

63. Рэнби В., Рабек Я. Фотодеструкция, фотоокисление и фотостабилизация полимеров. М. :Мир, 1978.-315 с:26-Г9, 7?, /20-/28,/4?,28S-29/.

64. Садыкова Ф.Х. Кудряшова Н.И.Текстильное материаловедение и основы текстильных производств.М.: Легпромбытиздат,1989.-287 с.

65. Семенович H.H. Реставрации музейных тканей. Л.,1961.-155 с.

66. Сентавитиене Ю.,Лукшенене Я. Применение акриловых полимеров для дублирования музейного текстиля.// Реставрация и консервирование музейных ценностей. Реферативный сборник. ,М. 1983, N1 лс./9.

67. Соловьева И.М. Мастиковка поврежденных молью тканей. Сообщения ВЦНШЖР.М. ,1967,N.9.

68. Соловьв А.Н.,Кирюхин С.М. Оценка и прогнозирование качества текстильных материалов,М.:Легкая и пищевая промышленность,1984.-213 с.

69. Тарутина л.И. .Позднякова Ф.О. Спектральный анализ полимеров. Л.:Химия,1986.-157 с.

70. Технические средства освещения музеев и реставрационных мастерских. Составитель Бредняков А.В. и др.// Реставрация, исследования и хранение музейных художественных ценностей. Обзорная информация. М. , 1984. -121 с: 3-9

71. Херл Д.В.С.,Петере Р.Х. Структура волокон. М.:Химия,1969. 399 Q-.132-I39,208-2/2,2JST-2/7, 297-299, 303-30S

72. Хувинк Р.,Ставерман А. Химия и технология полимеров.М.: Химия, 1966.-1123 с; 85"/, /0ХЧ-/05Т.

73. Юсупова М.В.»Иванова А.В. Использование синтетических полимеров для реставрации пергамента.// Художественное наследие. М,.1979,N35.

74. Aleksander and Earland.//"Textile Reaserch". 1950,N20,p.298

75. Autorenco 11 ektiv. Textile Faserstoffe.Leipzig, 1963, S-4oOj684.

76. Blackshaw S.M. Report on testing of vinil acetates and methacrylate based emulsion and risins for use in the conservation of textiles. British museum Department Conservation.// Intern. Report VI11,p. 126,1989.

77. Bobeth W. Sintetischee Faberstoffe-Eigeuschaften und mikroskopische Erkennengsreaktionen. // Fazerforschung und Textiltechnick.Leipzig,1963 (14), S.417 425.

78. Ersfeld J. Die Konservirung vorgeschichtler Gewebe von Kautschuklatex. //Neue Museumskunde. Halle (Saale). 1959, v.2, N.1,5.37-*"/

79. Genard J. Lighting of museum objects, extreme ultraviolet radiation from tubular fluoriscent lamp and its effect on museum lightings.//Museum. 1952, Vol.5,

80. Genard J. Extreme utra-violet radiation from tubularfluoriscent lamps and its effect on museum lighting.// Museum Jornal.1952,vol.52,N1, P. f~/£

81. Harrion L.S. Report on the Deterioration Effects of Modern Light sources.//The Metropolitan Museum of Art. New York. 1954, P.

82. Hiller L.The use of adhesive techniques at the Victoria and Albert museum.//Newsletter. Wording group of textiles. I COM, 1990, N1,P. 7-8.

83. Howelis R. Adhesives and Consolidants. // Preprints of the Contributions to the Paris Congress.11C.1984.

84. Kachanova I. On the problem of comprehensive evaluationof the quality of restoration of objects of decorative applied art.//Conservation News. London, 1993,N 50, P. L/f

85. Katchanova I.M. La restaurafcion des tissus avec 1'utilisation du materiau non-tisse thermocollable dans les musees du Kremlin de Moscou//.International Counsil of Museums. Sidney,1987, ?■ 382-385"

86. Leene J. Textile conservation. London, 1972, p /37-/^2

87. Leene J. Textile conservation.//1C0M News. UNESCO.Paris, 1962,v. 15, N4, ?. 15-3-163.

88. Lehman D. Die Restaurirung und Konservirung bruchiger Gewebe.// Arbeitsblatter fur Restauratoren. 1977, 7, N1, S-27-36

89. Lindberg, Philip and Gralen//Nature,1948,p.162.

90. Merser, Rees//Austr. Jornal "Exp.Biol.Med. ".1946,N24, PlW^

91. Merser,Lindberg,Philip. Jurnal"Textile Research".1949,N19. v/ 97. Opitz G. Warum Kunststoffe alt werden.//Wissenchaft und

92. Fortschritt.Berlin. 1960, N2.

93. Plenderleith H.J. The conservation of Antiquities and works of Art. London, Oxford University press,1971.

94. Richter M. Die Restaurirung und Konservierung bruchiger Fahnen und anderer textiler Gewebe in Museum.// Neue Museumskunde. 1962,N2> $.132-/89.

95. V 100. Richter M. Kunstwerke und Klima.//Maltechnik.1971,N1,2.

96. Rowson-Botton W. Ultra-violet radiation from fluoriscent lamps. //Museum Jornal. 1952, N3, p. 8

97. Sieders R., Uytenboguart J.W.H., Leene J. The restoration and preservation of old fabrics.//Conservation. 1956, II, N4,16-/69.

98. Shashoua Y. Evaluation of Vinamul 3252 for use an adhesive for paint flakes. British Museum. Department of Conservation // Intern.Reports VIII, 1989, 4.so

99. Tinker Z. Thermoplastic adhesive.// Conservation News 1992,N48, P-39-4/.

100. Tsuneo Fujit.a, Takashi Nagatani, Akira Hattori. A simple Method of Ion-Etching for Biological Materials. // Arch.Histo1.Japan.1974,V.36,N3, p.195.

101. Wandrus H. Restoration of a silk flag.// Museum Jornal London. 1960. vol. 60, N8,P.2o^/-206

102. Willmar S. Werkstoffkunde der Textilien. Leipzig.1964.

103. Winsor P. Infofmation of . adhesives of Canadian Conservation Institute.//Conservation News. 1980,N30,p. 36-li/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.