Межпоколенческая динамика сексуальной культуры: социологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Зайцева, Екатерина Васильевна

  • Зайцева, Екатерина Васильевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2006, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 160
Зайцева, Екатерина Васильевна. Межпоколенческая динамика сексуальной культуры: социологический анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Екатеринбург. 2006. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Зайцева, Екатерина Васильевна

Введение.

Глава 1 Теоретико-методологические проблемы социологического исследования сексуальной культуры.

1.1 Сексуальная культура: сущность, структура, типология.

1.2 Стереотипы сексуальной культуры: межпоколенческий подход

Глава 2 Социологический межпоколенческий анализ современной сексуальной культуры: тенденции и перспективы.

2.1 Добрачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений.

2.2 Брачная сексуальность в представлениях респондентов разных поколений.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Межпоколенческая динамика сексуальной культуры: социологический анализ»

Актуальность. На рубеже веков в России кардинально изменилась социально-экономическая и социокультурная ситуация. Это не могло не отразиться на всей сфере сексуальных отношений и сексуальной культуре. В современных условиях российское общество переходит от традиционной к современной сексуальной культуре. Это аюуализирует проблему социологического изучения сексуальных отношений. Сексуальная жизнь давно стала признанной областью социологических, культурологических, исторических, психологических, психоаналитических, антропологических и философских исследований. Основы изучения данного предмета в современной российской социальной науке заложили исследования И. Кона и С. Голода, проводившиеся с 1970-х гг.1 В 1990-е гг. на основе открытия публичного дискурса сексуальности (она репрезентирована в средствах массовой информации, в публицистической и профессиональной литературе, на политической арене) она становится легитимной областью исследований. Результаты западных социологических (теоретических и эмпирических) исследований сексуальности стали доступными российскому читателю.

Большинство исследователей сексуальности разделяют точку зрения, согласно которой ключевую роль в сексуальной идентификации играет смысл, придаваемый той или иной сексуальной практике. Однако эта идея редко находит применение при рассмотрении процесса осмысления сексуальных практик людьми, придерживающимися определенных норм в интимных отношениях. Взаимосвязь этих практик и норм двоякая: с одной стороны, практики способствуют укреплению тех или иных норм, их превращению в традиционные, стереотипные; с другой, новые сексуальные практики, первоначально присущие лишь незначительному большинству общества, постепенно подрывают сложившие стереотипы сексуального поведения и культуры. В частности, исследователи

1 Здравомыслова Е., Темкина А. Российская трансформация и сексуальная жизнь // В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темклной. СПб. 2002. С 7. гомосексуального поведения подчёркивают зависимость значения, которым гомосексуалисты наделяют свою сексуальность, от исторических и культурных идеологий, описывающих сексуальность и пол. В процессе трансформации индивидуальных . значений этих проявлений нормативных сексуальных практик складываются исторические и социокультурные различия в нормах сексуальной культуры общества, отдельных социальных и тендерных групп. Изменение сексуальных практик этих групп, наталкиваясь на общепринятые нормы и стереотипы сексуального поведения, порождают целый комплекс противоречий, касающихся социальных, социально-политических, социокультурных, юридических и этических проблем во всех областях социальной жизни, затрагивающих тему человеческой сексуальности. В центре общественной и научной дискуссии о современных проблемах сексуальности сегодня такие темы: как связаны сексуальность и брак; сексуальность до брака, в браке и вне брака; гомосексуальность и право на законный брак; правомерность и распространенность разнообразных форм интимной жизни и интимного поведения; сексуальность и рождаемость (в том числе, следует ли ограничивать или нет доступность абортов; сексуальность и контрацептивные средства (особенно применительно к подросткам, начинающим сексуальную жизнь); модели ролевого поведения в сексе?

Понимание сексуальности как социального феномена подразумевает, что сексуальная культура, в рамках которой формируется сексуальная идентичность, оказывает влияние на индивидуальные интерпретации сексуального поведения. Социально-исторический контекст формирует сексуальные модели, которые включают представления людей о нормативной сексуальности, их сексуальную культуру и собственно их сексуальное поведение.

Сексуальность и сексуальная культура, её ценности, нормы и стереотипы получают различные теоретические интерпретации в рамках современных позитивистских, социально-конструктивистских и постструктуралистских социологических парадигм. Плюрализация и дифференциация современной сексуальной жизни находит выражение в различных интерпретациях таких опытов интимной жизни, как беременность, аборты, материнство, однополая любовь и прочее; анализируются поколенческие, возрастные и тендерные различия сексуального опыта. Но далеко не всегда функционирование сексуальной культуры в них рассматривается как социальный процесс. Особенно сказывается недооценка механизмов становления и трансформации сексуальной нормативности, уровень и масштабы её влияния на различные социальные и социально-демографические группы. Одновременно обнаружилась недостаточность эмпирических знаний о таких социально-стратификационных различиях в интерпретациях и опытах сексуальной жизни, как средовые, поколенческие, возрастные и тендерные. Вплоть до настоящего времени на русском языке опубликованы только единичные работы, посвященные анализу опыта и репрезентациям сексуальности.2

Особую значимость в современный период представляет проблема места и роли гетеросексуальности. На протяжении веков она понималась как сексуальное влечение между мужчиной и женщиной и стала нормой сексуальной культуры. Естественность такой ориентации обосновывалась биологическими функциями, обусловленными репродуктивными императивами, которые были впоследствии оформлены важнейшими социальными институтами брака, семьи и материнства. Институт гетеросексуальности, несмотря на основополагающее место в структуре современного общества, подобно многим ведущим (массовид-ным) практикам, часто остается невидимым для большинства индивидов. И тут возникает проблема: как сексуальные желание, выбор объекта и активность в сексуальном поведении соотносятся с гетеросексуальной идентичностью. Неудивительно, что, несмотря на растущее внимание социологов к гетеросексуальности, по-прежнему отсутствуют эмпирические исследования этой практики. Тем не менее, лишь осознав специфику социологического подхода к гетеросексуальности, с позиций которого она рассматривается как особый социальный институт, выполняющий одну из важнейших функций общества - воспроизвод

2 Голод С.И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. М., 2005. С. 5. ство его членов, можно представить целостную и динамичную картину интимной и семейной жизни как основы социальных отношений и структуры.

Социологический подход к рассмотрению института гетеросексуальности и гетеросексуального взаимодействия обусловлен самим предметом исследования. Сексуальность отражает не столько физиологические особенности мужчины и женщины, индивидуальные психологические черты их личности, сколько динамику социального взаимодействия, которая, в свою очередь, подвержена влиянию институциональных факторов, особенностей социального и экономического положения представителей полов. Многочисленные исследования указывают на то, что сексуальность - нечто большее, чем совокупность актов, в которых участвует индивид. Результаты социологических изысканий убедительно демонстрируют: приверженность к сексуальной норме, а, следовательно, и приемлемость различных проявлений сексуальности, зависит от субъективной значимости, которую индивиды придают конкретным сексуальным практикам. В то же время, согласно заключениям исследователей, исторически изменчивые идеи о надлежащих формах сексуального поведения - нормативы сексуальной культуры - играют важную роль в том, как люди определяют сексуальность

Традиционно принадлежность к сексуальной норме подразумевает строгое следование тендерной роли. Учитывая современное сближение мужских и женских гендерных ролей, актуально исследование, выявляющее наличие или отсутствие связи в установках и сексуальности различных поколений, социализировавшихся в разные исторические периоды жизни страны. Изучение процесса перехода от традиционной к современной сексуальной нормативности имеет особую ценность, поскольку позволяет взвешенно оценить эволюционные процессы, происходящие в сексуальных отношениях, а, значит, и в непосредственно связанных с ними институтах брака и семьи, строить прогнозы их развития и разрабатывать проекты дальнейшего совершенствования государственной молодежной и семейной политики.

Актуальность межпоколенческому социологическому анализу сексуальной культуры поколений российских мужчин и женщин придает тот факт, что в последнее десятилетие XX века, в связи с распространением западных тендерных идеалов, традиционные представления о сексуальности в РФ претерпели значительные изменения. Последовавшая за распадом СССР демократизация российского общества по западному образцу привела к заимствованию ряда западных духовных и культурных ценностей, либеральных нравственных и эстетических идей и, в частности, к вестернизации сексуальной культуры. Косвенным свидетельством такого процесса социокультурной глобализации является значительная доля переводных изданий, затрагивающих отношения представителей полов3. Русскоязычные версии одноимённых американских журналов доминируют и среди популярных ген-дерно-ориентированных периодических изданий. Таким образом, в 19902000-х гг. тендерные и сексуальные стереотипы, характерные для российского общества, подверглись значительному влиянию западной культуры.

Отказ от унитарной бесполой асексуальной социальной роли «советского человека» обусловил необходимость формирования новых моделей женской и мужской сексуальности. Однако некритическое заимствование западных представлений о сексуальности потенциально противоречит нормам советской и/или формирующейся российской сексуальной культуры. Отсутствие равноправия в сфере сексуальных отношений, основанное на эс-сенциалистских представлениях об универсальной пассивной женственности и навязанной маскулинности препятствует установлению эгалитарных отношений между представителями полов в других сферах. Поэтому особо важным и актуальным является межпоколенческий анализ процесса транс

3 Так, по данным социологов, с 1998 г. 70 % опубликованных книг, посвящённых сексуальному поведению, воспитанию детей, домоводству, физическому и психическому здоровью, гармонизации отношений в быту и на работе и другим вопросам, связанным с рационализацией повседневной жизни, были переводными, как правило, американскими изданиями. В области художественной литературы 3/4 всех названий были представлены переводными дамскими романами, детективами и боевиками, фэнтези, сайенс-фикшн и проч. См. подр. Гудков Л., Дубинин Б. Молодые «культурологи» на подступах к современности // Новое литературное обозрение. -2001, №50.-С. 147-167. формации реальных поливариативных сексуальных установок различных поколений.

Теоретический анализ эволюции сексуальной нормы в России развивает социологическое понимание аспектов сексуальности. Эмпирическая часть работы - сравнительный межпоколенческий социологический анализ процесса изменения форм проявления сексуальной культуры российских мужчин и женщин пяти поколений - позволяет говорить об относительности сексуальной нормы, табуирующей проявления некоторых сексуальных практик и сексуальных ролей.

Степень разработанности проблемы. Сексуальные взаимодействия являются неотъемлемой частью отношений между полами, которые традиционно развивались в условиях экономического и социального неравенства мужчин и женщин. Постепенное сокращение этого разрыва на протяжении XX века привело к распространению эгалитарных отношений в современном российском обществе. Эти изменения, однако, практически не затронули сферу сексуальных отношений, по-прежнему связанную с неравенством.

Различные аспекты маскулинности, сексуальная культура молодежи являются традиционным объектом социологического анализа, тогда как сравнительный анализ норм сексуальной культуры различных поколений, противоречащих устоявшимся тендерным ролям, по-прежнему мало изучены. Развитие тендерной социологии в России и за рубежом отчасти восполнило этот пробел за счёт изучения патологических, девиантных форм сексуального поведения. Однако понятия «норма», «представления» и «стереотипы» в отношении женской и мужской сексуальности остаются неразработанным. Представления о нормальном половом поведении во многом основаны на стереотипах, тогда как собственно социологическое исследование межпоко-ленческих аспектов сексуальности отсутствует.

Частичная неразработанность категориального аппарата и социологических подходов в изучении сексуальной культуры, сексуальности приводят к неизбежному заимствованию категорий и подходов смежных областей знания, и, прежде всего, - психологии и медицины. Тем не менее, более глубокое изучение аспектов сексуальной культуры в рамках социологии позволит обнаружить и интерпретировать специфику сексуальности мужчины и женщины как социального явления.

К изучению неравенства в сексуальных отношениях обращались классики зарубежной сексологии - И. Блох, О. Вейнингер, Дж.Л. Каспер, Р. фон Крафт-Эбинг, Ч. Ламброзо, Л. Левенфельд, П.Дж. Мёбиус, А. Молль, Ж.-Ж. Моро, К.Г. Ульрихс, А. Форель, 3. Фрейд, Ч. Фере, М. Хиршфельд, А. Шренк-Нотцинг, X. Эллис, А. Юленберг и К.Г. Юнг. Опираясь на материалы клинической практики, они обосновывали естественную противоположность сексуальных темпераментов представителей полов.

Российские исследователи В.М. Бехтерев, A.M. Свядощ, П.А.Сорокин также внесли значительный вклад в рассмотрение половых отношений как взаимодействия взаимодополняющих противоположностей - мужчин и женщин. Упрощённо интерпретируя сексуальное поведение женщины как зеркальное отражение мужского, исследователи не уделили должного внимания особенностям нормальной мужской и женской сексуальности.

Отсутствие единой социологической теории, способной предоставить строгое определение сексуальной нормы, существенно ограничивает возможности её эмпирического изучения. Не удивительно, что нормальная сексуальность остается мало изученной в отечественной социологии. Российские исследователи традиционно рассматривают интимные отношения в рамках сексопатологии, а с конца XX века - сексологии. Так, медицинские труды В.М. Бехтерева, Г.С. Васильченко, A.M. Свядоща, А.А.Ткаченко и Л.Я. Якобзона лишь систематизируют значительный опыт, накопленный этими практикующими российскими сексопатологами. Тем не менее, наряду с этими описательными работами, в рамках сексопатологического и затем сексологического подходов отечественными учеными были представлены теоретические обобщения (А.И. Андреева, Д.Л. Буртянский, С.И. Голод, Д.Д. Еникеева, И.С. Кон, С.С. Либих, Ю.П. Прокопенко, В.И. Фридкин).

Однако сексопатология не может успешно развиваться, не опираясь на фундаментальное общенаучное изучение пола и сексуальности. Поскольку эти вопросы по своей сути являются междисциплинарными, современные исследователи сексуальности обнаруживают приверженность к сочетанию трёх основных подходов.

В отечественной литературе наиболее широко изучены биомедицинские аспекты женской сексуальности (Г.С. Васильченко, В.И. Здравомыслов, В.В. Кришталь, С.С. Либих, Ю.П. Прокопенко, A.M. Свядощ, А.А. Ткачен-ко). Среди американских сторонников экспериментального подхода можно выделить У. Мастерса и В. Джонсон, а также А. Кинзи.

Психолого-педагогические исследования женской сексуальности представлены в трудах П.П. Блонского, JI.C. Выготского, В.Е. Кагана, В.А. Кольцовой, И.С. Кона, А.С. Макаренко, А.В. Меренкова, JI.JI. Рыбцовой. В зару-ежной психологии анализ интимных отношений между полами осуществляется в рамках психоаналитической теории 3. Фрейда, К. Хорни и Д. Диннер-штейн, социобиологии (эволюционной психологии) Д.М. Басса, Р. Адри, Э. Маккоби, Д. Бэрэша, а также когнитивных теорий гендерных схем С. Коль-берга и «экзотическое-становится-эротическим» Д. Бема.

Несмотря на то, что большинство современных российских исследователей признает зависимость сексуальной жизни от социального и экономического положения индивида, область сексуальных отношений традиционно оставалась вне поля зрения отечественных социологов. Жесткие запреты институтов власти на изучение социокультурных аспектов сексуальности во многом обусловили отсутствие традиций изучения этой сферы советскими социологами. Этот пробел восполняют работы современных российских исследователей И.С. Андреевой, В.Ф. Анурина, О.А. Ворониной, Т. Бараули-ной, О.А. Бочаровой, Т.А. Гурко, Ю. Зеликовой, Е.А. Кащенко, Н.М. Лебедевой, O.K. Лосевой, А.В. Меренкова, Е.Л. Омельченко, О. Паченкова, Л.П. Репиной, Г.Ж. Силласте, Ж.В. Черновой, С. Чуйкиной, Н. Яргомской, С. Яро-шенко, Е.Р. Ярской-Смирновой. Этот подход представляется более умеетным для изучения аспектов мужской и женской сексуальности различных возрастных групп.

Ориентируясь на изучение российских проблем, Е. Гапова, И.А. Же-реб-кина, Е.А. Здравомыслова, А.А. Тёмкина, А. Усманова, С.А. Ушакин и др. критически осмысливают основные подходы, сформированные в рамках теории феминизма. Большинство отечественных авторов использует ролевой подход, тогда как в западной традиции преобладает рассмотрение социокультурных аспектов сексуальности в рамках сценарного подхода, сочетающего идеи символического интеракционизма и социального конструктивизма. Так, американские социологи Дж. Ганион и У. Саймон, Э. Лауманн, К. Пламмер, А. Штайн и С. Эпштейн подчеркивают сконструированную, интерактивную природу сексуального желания и форм его выражения.

Возможности использования сексуальности человека как средства власти очень мало изучены. Они наиболее полно раскрыты в работах зарубежных исследователей. Критикуя идеи классиков сексологии, представительницы второй волны феминизма - С. Бартки, Э. Гросс, А. Дворкин, К. Дельфи, Л. Иригарэй, К. Маккиннон, Ш. Роботам, Г. Рубин - предложили альтернав-ные социальные объяснения различий в сексуальном поведении мужчин и женщин. В 1990-2000-х гг. американские исследователи внесли значительных вклад в анализ собственно властных аспектов сексуального взаимодействия. Развивая идеи символического интеракционизма Г. Мида и Э. Гофф-мана, представительницы третьей волны феминизма Д. Асснер, Дж. Батлер, Р. Брайдотти, Ш. Джеффрис, Т. Де Лауретис, К. Рамазаноглу, Д. Ричардсон, П. Сандэй, Дж. Сигал, К. Уестно, Дж. Холланд и Н. Чансер рассматривают господство и подчинение в сексуальном взаимодействии как ролевую игру, увеличивающую эротическое наслаждение обоих партнеров.

Европейская школа, представленная постмодернистскими работами М. Виттиг, М. Фуко, К. Клемон, X. Сиксю и Дж. Уикса, также противостоит традиционному представлению о естественной противоположности половых темпераментов мужчин и женщин. Эти авторы уделяют особое внимание дискурсивным аспектам сексуальности, рассматривая её в рамках культурологической и философской парадигм. Изучая многочисленные запреты, накладываемые культурой на физически возможные действия человека, они приходят к заключению о том, что, вопреки обыденному представлению о соотношении души и плоти, именно тело человека является пленником его разума. В западной культуре женская сексуальность традиционно подвергается более жёсткому социальному нормированию, нежели мужская. Труды О. Лорд, Ш. Ортнер, Н. Уотте и С. Фалуди подчёркивают социальную обусловленность отрицания активных аспектов женской сексуальности.

Таким образом, анализ литературы показал, что различия в сексуальных установках, мотивах, их реализации практически не исследована. Нормальная сексуальность считается результатом неизбежных биологических процессов, закреплённых современными социальными институтами и нормализованная в ежедневном рутинном индивидуальном взаимодействии. Такого рода естественный подход исключает социологический анализ различных аспектов сексуального и жизненного опыта гетеросексуальных индивидов. Настоящее исследование стремится разрушить молчание вокруг «непроблемной» сексуальной нормы и продемонстрировать, что межпоколенческие различия, так же, как и их отсутствие, в сексуальном поведении нормальных мужчин и женщин являются продуктом социального конструирования.

Таким образом, объектом исследования является сексуальная культура российских мужчин и женщин, достигших половой зрелости в различные периоды.

Предметом исследования представляет собой процесс трансформации сексуальной культуры и ее проявления в нормативном сексуальном поведении людей различных поколений.

Цель: диссертационного исследования состоит в межпоколенческом анализе сексуальной культуры и выявлений тенденций ее развития. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда исследовательских задач:

- обосновать специфику социологического, социокультурного подхода к анализу сексуальной культуры;

- выявить сущность сексуальной культуры и разработать ее типологию;

- выявить процесс трансформации сексуальной культуры через реальное сексуальное поведение людей, представления о сексуальности различных поко-ленческих групп;

- определить специфику социального контекста для формирования традиционной модели нормативной сексуальной культуре в России;

- выявить основные характеристики современных нормативных представлений о сексуальности в России;

- обосновать основные противоречия в нормативном сексуальном поведении российских мужчин и женщин разных поколений в настоящее время.

Теоретико-методологической основой исследования являются межпоколенческий, тендерный, кросскультуральный, исторический, междисциплинарный, субкультурный подходы. Межпоколенческий подход позволил раскрыть относительность сексуальной нормы, табуирующей проявления некоторых сексуальных практик и ролей в современной сексуальной культуре, обнаружить общее и специфическое в нормах, правилах и представлениях респондентов, определяющих изменения сексуальной культуры мужчин и женщин различных поколений. Кросскультуральный подход акцентирует вариативность сексуальной культуры, так как каждая культура устанавливает свой нормативный специфический код сексуальных гетеросексуальных отношений. Субкультурный подход позволил исследовать особенности сексуальной культуры различных поколений. Учитывая то, что сексуальная культура различных поколений имеет свой социоисторический контекст, автором был использован исторический подход.

Недостаточная изученность проблем сексуальной культуры в российской социологии отразилась в том, что и подходы к их изучению, и соответствующий категориальный аппарат разработаны недостаточно. Применение междисциплинарного подхода позволило определиться с категориальным аппаратом социологического исследования этих проблем.

Также к теоретико-методологическим основаниям исследования относятся идеи и концепции С.И. Голода, И.С. Кона, К. Пламмера, А. Штайн. Авторы рассматривают социальные аспекты формирования сексуальной культуры в рамках социального конструктивизма. Также использован сценарный подход, представленный в работах Дж.Х. Ганьона, У. Саймона, Э. Лауманна, А. Роткирх, Е. Здравомысловой и А. Тёмкиной. Необходимость комплексного рассмотрения сексуального поведения обусловила использование системного и междисциплинарного анализа в диссертационной работе.

Специфика объекта исследования обусловила использование количественных методов для его эмпирического изучения в проведении опроса. Поэтому Эмпирическая база диссертационной работы представлена результатами проведенного автором эмпирического исследования: особенностей трансформации сексуальной культуры, сексуального поведения мужчин и женщин, специфики нормальной сексуальности (Екатеринбург, май 2006 года; объем выборки 665 мужчин и женщин в возрасте от 16 до 75 лет; выборка квотная, пропорциональная). Использовались и материалы исследования, проведенных при участии автора: «Валеологическая культура студента» (УГТУ-УПИ, зима 1997/98, объем выборки 419 студентов, выборка многоступенчатая, квотная).

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

• на основе самореализационной концепции культуры уточнена сущность сексуальной культуры, как социокультурного феномена, характеризующегося поведенческо-деятельной составляющей и реализующегося в развитии и обогащении личности в процессе сексуальных практик; определено место сексуальной культуры в системе культуры личности и общества, предложена ее типология по критериям отношения к стереотипам и нормам (традиционная, переходная, современная);

• обоснована эвристичность использования методологии и методики межпоколенческого анализа (сравнение ценностных ориентаций и представлений людей разных условных поколений начала XXI века) к явлениям сексуальной культуры и сексуального поведения, что позволило осуществить анализ изменения норм и стереотипов сексуальной культуры, раскрыть тенденции и противоречия социокультурной динамики сексуальных отношений в современном российском социуме;

• разработана модель ориентаций-характеристик, присущих традиционному и современному типам сексуальной культуры, осуществлена её эмпирическая интерпретация и определены индикаторы устойчивости сексуальных норм и стереотипов;

• на её основе проведен межпоколенческий анализ сексуальной культуры в контексте добрачной и брачной сексуальности и выявлены особенности сексуальной культуры, содержания сексуальных норм и представлений разных поколений (традиционные установки сохраняются у старшего поколения и выборочно у младшего; у старшего поколения нарастает готовность принять в отношении других изменившиеся нормы сексуального поведения -кроме гомосексуализма; среднее поколение частично сохраняет стереотипы сексуальной культуры, господствовавшие в период его первичной социализации, но с ориентацией на нормы и правила сексуальной жизни эпохи сексуальной революции; младшее поколение реализует нормы новой, современной /постсоветской/ сексуальной культуры - толерантность к добрачным сексуальным связям, гомосексуальным отношениям и свободе вербализации сексуального опыта, но более нетерпимо относится к внебрачным связям).

Научно-практическая значимость работы заключается в расширении и углублении научных представлений нормативной сексуальности. Полученные результаты демонстрируют, что сексуальная культура людей разных поколений различна, так как изначально является социокультурным явлением. Предложенные теоретические и практические выводы могут найти применение в деятельности практикующих социологов, сексологов, семейных психологов и социальных работников. Использование материала, представленного в тексте диссертации, возможно при подготовке лекций и практических занятий курсов «Гендерная социология», «Социология семьи», «Социология сексуальности», «Социология молодежи» как на социологических, так и на других социально-гуманитарных факультетах. Социологический анализ сексуального поведения, сексуальной культуры свидетельствует о переходе от рассмотрения сексуальных отклонений, маргиналов, к критическому анализу тех, чьё поведение прежде считалось непроблематичной «нормой».

Ряд теоретических положений работы был использован при разработке курса «Социология», «Демография», читаемого автором студентам дневной формы обучения Уральского государственного технического университета -УПИ.

Апробация работы. Положения и выводы настоящего исследования были представлены на научных и научно-практических конференциях: V Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2003), II Всероссийский социологический конгресс «российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы» (МГУ, Москва, 2003), V Всероссийская научно-практическая конференция «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2004), IX отчетной конференции молодых ученых ГОУ ВПО УГТУ-УПИ (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2005), научно-практическая конференция «Гуманитарное образование в современном Российском вузе» (УГТУ-УПИ, Екатеринбург, 2006).

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Зайцева, Екатерина Васильевна

Заключение

Подводя итоги проведенного нами диссертационного исследования, отметим роль сексуальной культуры как важного аспекта культуры любого общества. Представляется плодотворным обоснованный в работе подход к сексуальной культуре с позиции деятельностной, самореализационной концепции культуры. Это позволяет, с одной стороны, рассматривать сексуальность как отношение и как взаимодействие, соответственно, преодолевать одностороннее ее толкование с акцентом на субъектность и субъективность сексуального поведения. С другой стороны, в центре внимания в социологическом анализе оказываются не столько сами по себе ценности и нормы сексуальной культуры, сколько ценностные установки участников сексуального взаимодействия, их отношение к нормам и стереотипам сексуальной культуры (осознанное следование им, формальное соблюдение или вольное и невольное нарушение их).

Важнейшими факторами, определяющими дифференциацию сексуальной культуры - это поколенческие различия. Индивиды, принадлежащие к разным поколениям, осмысливают пережитый сексуальный опыт по-разному. Иногда различия в репрезентациях интимного опыта столь велики, что можно говорить о разных тендерных группах. Все разнообразие сводится к воспроизводству базовой дихотомии тендерной идентичности - мужской и женской. Сексуальность истинной мужественности презентируется как активная и наступательная; истинная женственность сохраняет черты сексуального объекта. Такая концепция поляризованной биологизированной сексуальности составляет ядро социального контроля, управляющего интимной жизнью индивидов и групп.

В связи с тем, что сексуальная культура является, безусловно, динамической системой, на это накладывается еще и то, что сексуальная культура в России в советский период была основана на патриархальных принципах, что привело к игнорированию сферы сексуальных отношений во всех аспектах социальной жизни.

Добрачная сексуальная активность женщины отрицалась практически полностью; только ухаживание признавалось допустимым, а в остальном ей предписывалась пассивная роль. Впрочем, и в браке в рамках традиционной сексуальной культуры советского периода женщинам не предписывалось испытывать сексуальная функция как сколько-нибудь заметная, сексуальное удовольствие очень часто ассоциировались с сексуальной распущенностью.

Девственность, замаскированная сексуальность во внешнем облике, безупречность поведения в смысле отсутствия добрачных и внебрачных половых связей - вес это было институционализировано и социально ожидаемо от женщин того времени. Мужское сексуальное поведение гораздо в меньшей степени табуировано.

Наоборот, добрачные и внебрачные половые связи являлись подтверждением мужественности, хотя не афишировались. С одной стороны, легализированная мужская сексуальность давала мужчинам почти неограниченную свободу в сексуальных отношениях, с другой, от мужчины ожидается активная позиция, это безусловно накладывало и большую ответственность.

Рассмотренные в данной работе различные поколения социализировавшиеся в советской и постсоветской сексуальной культуре, их представления, иллюстрация процесса трансформации исторического контекста позволяют утверждать, о наличии в данное время трех условных поколений, соответствующих традиционной, переходной современной сексуальной культуре. Оба периода (советский и постсоветский) имели различные, но одинаково важные социальные нормы, регулирующие сексуальное поведение индивидов. Советский период может быть охарактеризован как период ограничений, тогда как постсоветский - как расширение сексуального и тендерного выбора. Несмотря на различную ценность альтернативных идей в обе эпохи, представители всех поколений, безусловно, подверглись влиянию такого рода доминирующих представлений.

Гипотетически старшее поколение, которое подверглось влиянию норм традиционной сексуальной культуры, будет считать подчинённую роль женщины в процессе ухаживания, добрачных отношений и в половой жизни центральным элементом их жизни. Таким образом, старшее поколение рассматривает такое участие в практиках как социальное и личное подтверждения их статуса «нормальных» мужчин и женщин, поскольку оно было социальным индикатором сексуальности в советской культуре. Несмотря на то, что они иногда экспериментировали с сексом до брака, культурные правила, запрещающие добрачный секс, ограниченные возможности и информация о сексе подталкивали старших россиянок избегать половых отношений с их партнёрами. Избегание секса оказало парадоксальное влияние на их «нормальный» статус. Оно позволило сохранить репутацию и, таким образом, обеспечило возможность нахождения будущих «нормальных» сексуальных отношений с наиболее достойными мужчинами. Соответствуют традиционной морали способы трансляции нормативного представления о сексуальности старшим поколением: публичное молчание о сексе, преднамеренно социально ограниченные возможности для сексуального экспериментирования и контроль родителей. Ответы респондентов свидетельствуют о том, что сексуальность не была предметом обсуждения ни дома, ни в кругу друзей на протяжении нескольких поколений.

Напротив, представители молодого поколения, которые имели доступ к более либеральным идеям о реализации сексуальности, боле расширенный спектр источников информации о сексе должны придавать меньшее значение пассивной роли женщины в ухаживании, добрачных отношениях и интимной близости, при популяризации фактических браков.

Незавершённость трансформации сексуальной культуры подтверждают представления респондентов среднего поколения. «Среднее» поколение выросло в старорежимной системе, имеет множество стереотипов сходных с поколением, гораздо старше себя. Трансформация всей общественной системы, привела к изменению представлений о сексуальности, это поколение было вынуждено изменить модели сексуального поведения, их сексуальные сценарии отличаются от сценариев старших, но возможности вербализации с родителями остались табуированы.

Традиционная сексуальная культура оказала формирующее влияние на вербализацию сексуального опыта. Так треть респондентов старшей возрастной группы указывает на невозможность обсуждения с кем-либо сексуальных вопросов. Более свободно младшее поколение относится к обсуждению сексуального опыта и проблем с половым партнером (респондентов, считающих это возможным, в 4 раза больше, чем в старшем поколении). В каких- то вопросах среднее поколение, как и в этом единодушно со старшим.

Неоднозначны представления респондентов в отношении девственности - среднее и старшее поколение считают девственность необходимым качеством женщины. Молодежь более демократична - менее 20% респондентов до 30 лет считают девственность необходимой. Объясняется это следующим: среднее поколение, воспитанное в советский период, имело более строгие нормы сексуальной морали, но с изменением социальной системы системы, они были вынуждены приобретать новые сексуальные сценарии, эти изменения наблюдаются, например, в увеличении количества сексуальных партнеров, переходе к серийной моногамии. Таким образом, часть стереотипов утратили свое значение для среднего поколения, другие изменились, в определенных вопросах его представители придерживаются старых моделей сексуальной культуры, в каких-то вопросах новых.

Очевидные различия в моделях сексуального поведения и половых практиках старшего и младшего поколений опрошенных подтверждают существенные изменения сексуальной культуры. Правила периода застоя в стране, контролирующие сексуальность, ослабили свое влияние к концу прошлого века. В отличие от старшего поколения, молодежь более склонна вступать в сексуальные отношения до брака и с несколькими сексуальными партнёрами. Эта возрастная группа также подверглась влиянию сексуального просвещения, по крайней мере, в рамках школьной программы, отмечается высокая контрацептивная культура молодых. Более того, относительно лёгкий доступ к контрацептивам позволил женщинам исследовать свою сексуальность без последствий нежелательной беременности. В социальной среде, где добрачный секс был допустим, сексуальные отношения с позволили молодому поколению воплотить «нормальную» половую идентификацию, к которой они стремились. В отличие от старших, которые избегали секса из-за культурных норм, запрещающих им сексуальную активность.

Некоторое несоответствие традиционной половой идентичности и современных половых практик среднего поколения говорит об избирательной трансформации их сексуальной культуры. Незавершённость процесса изменения создает благоприятные условия для противоречий.

Таким образом, сравнительный анализ нормативов сексуальной культуры и моделей поведения поколений подтвердил переход от традиционной к современной сексуальной культуре. Нормативные структуры - официальная идеология - и модели поведения среднего поколения подверглись наибольшим изменениям. При наличии в старшем и среднем поколении традиционной половой идентичности, старшие реализовывали традиционные половые практики, среднее поколение - современные, поэтому у первых наличествует низкий уровень трансформации сексуальной культуры, у вторых - высокий. Младшее поколение при смешанной форме половой идентичности реализует современные половые практики, при среднем уровне трансформации сексуальной культуры. Уровень индивидуальных значений (гендерной и сексуальной идентичности молодых) претерпел лишь частичные изменения, тогда как модели поведения и половая идентичность представителей старшего поколения по-прежнему отражают традиционные ориентации, с некоторым нарастанием готовности принять в отношении других изменившиеся нормы сексуального поведения - кроме гомосексуализма.

Специфика трансформации сексуальной культуры россиян во многом определяется уникальным социокультурным контекстом, ограничившим возможности для реализации традиционных тендерных идеалов. В этой ситуации половые практики среднего поколения подверглись более значительным изменениям, чем их половая идентичность.

В последние годы наметилась выраженная тенденция к вступлению в брак в более позднем возрасте по сравнению с предшествующими десятилетиями. Вследствие этого многие молодые мужчины и женщины, выйдя из юношеского возраста, подолгу живут холостяками, что, безусловно, сказалось на характере их полового поведения, ориентируясь не на сохранении девственности, а на приобретение сексуального опыта.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о существенных изменениях моделей сексуального поведения как мужчин, так и женщин. Однако процесс трансформации нормативных предписаний незавершён. Безусловно, для изменений сексуальной культуры, культурных представлений потребуется большой период времени, чем для изменения поведения. Здесь наблюдается эффект «культурной инерции», поскольку представители не только старшего, но младшего поколения не всегда желают менять традиционные стереотипы сексуального поведения, прежде доказавшие свою эффективность, сила полоролевых стереотипов продолжает быть доминирующей, но все же распространение отдельных сексуальных практик, ранее не популярных в обществе приведет к формированию новых стереотипов сексуальной культуры России.

146

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Зайцева, Екатерина Васильевна, 2006 год

1. Агапкина Т.А., Топорков A.JI. Ритуальное обнажение в народной культуре славян // Мифология и повседневность: Тендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции 19-21 февраля 2001 года. СПб., 2001. С.11-25.

2. Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // СОЦИС. 1987. №4

3. Агильдиева Е.Ф. Городская многодетная семья// СОЦИС. 1990. №94. М.: 1999.№ 51

4. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально- психологические методы исследования супружеских отношений. М., 1987.

5. Андреев Е.М., Волков А.Г. Демографические модели. М. 1977

6. Аномальное сексуальное поведение. Под ред. А.А. Ткаченко; М., 2003.-688 с.

7. Анурин В.Ф.Сексуальная революция: двойной стандарт // Социологические исследования № 9, 2000,, с.88-96

8. Аусландер JI. Женские +феминистские + мужские + гей-лесбийские + квир исследования = тендерные исследования? // Тендерные исследования. Харьков, 2001. № 6. С.43-72.№ 5.

9. Ю.Бабаева J1.B. Женщины: актуальные направления социальной политики (концептуальный подход к разработке Федеральной программы)// СОЦИС. 1997.№7

10. Батай Ж. Из слез «Эроса» // Танатография эроса. СПб., 1994. 269-310.

11. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин // Социол. исследования. 2000 - N 12. - С.122-124.

12. З.Белкин А. Третий пол. Судьба пасынков Природы. М., 2000.

13. Бердяев Н.А. Эрос и личность. Философия любви и пола. М., 1989.

14. Берн Э. Секс в человеческой жизни. М., 1990.

15. Беседина В. Социально-демографический аспект воспроизводства населения и трудовых ресурсов // Маркетинг. 1998. №1

16. БЛ0Х И. История проституции. СПБ 1994

17. БЛУМКА И. Будущее русских женщин: только дом и семья// СПЖ. 1993. №4

18. Бодрова В, Гольдберг X. Здоровье российских женщин: репродуктивные аспекты // Мониторинг общественного мнения. 1997. - № 3. - С. 50.

19. Бондаренко Л.Ю. Мир в котором мы живем. Ролевые сходства и различия между российскими и американскими женщинами//ОНС. 1997 №3

20. Борисов С.Б. Эротические тексты как источник сексуального самооб-разования//СОЦИС, 1989 № 1. С. 81-84.

21. Бородай Ю.М. Эротическая аскеза как культурно-исторический идеал // Эротика. Смерть. Табу. Трагедия человеческого сознания. М., 1996. Раздел 5. С.351-360.

22. Босанац М. Внебрачная семья : Пер. с сербохорв. / Босанац М. М.: Прогресс, 1981.-С.204

23. Бочарова О., Лернер А. Особенности образа жизни подростков // Мониторинг общественного мнения. 1998. - № 6. - С. 33.

24. Брант Г.А. Природа женщины как проблема(концепции феминизма) /ЮНС 1998, №2

25. Бюхпер П., Крюгер Г.-Г., Дюбуа-Раймон М. «Современный ребенок» в Западной Европе // СОЦИС, 1996, № 4.5

26. В поисках сексуальности: Сборник статей / Под ред. Здравомысловой Е.и Темклной А. СПб.: «Дмитрий Буланин», 2002. — 612с.

27. Введение в тендерные исследования./ Под ред. И.В. Костиковой.

28. Издательство: М., Изд-во Моск.ун-та, 2000, 224 с.

29. Винокурова Н.А. Женщины и мужчины в науке: двойной портрет// СОЦИС. 1999. №4

30. Вишневский А.Г. Страсть и супружество // СОЦИС, 1986,№2

31. Восточная культура секса: Дао любви. Л., 1990.

32. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса / Сост. Сапова В. В. М: Республика, 1994. - 368 с. - С.352.

33. Габриэлян Н.М. Пол. Культура. Религия //ОНС.1996.№6

34. Гарди Т. Тэсс из рода д Эрбервилей: Чистая женщина правдиво изображенная. М.: Художественная литература, 1987. 317с.

35. Гачев Г. Русский Эрос. "Роман" Мысли с Жизнью. М., 1994.

36. Герасимова К. Вербализация сексуальности: разговоры о сексе с партнёром // Биографический метод в изучении постсоциалистических обществ /Под ред. В.Воронкова и Е.Здравомысловой. СПб., 1997. С.104-110.

37. Гидценс Э. Тендер и сексуальность // Гидценс Э. Социология. М., 1999.

38. Гидденс Э. Пол, патриархат и развитие капитализма // СОЦИС, 1992,№7

39. Гидденс Э. Социология. М. 1999. С. 1 18-121,149

40. Голдберг X., Бодрова В. Репродуктивное здоровье российских женщин в конце XX столетия // Мониторинг общественного мнения. -2001.-№ 1.-С. 55-59.

41. Голод С. И. Социологические проблемы сексуальной морали. Авто-реф. канд. дис.Л.:ЛГУ, 1968. 368 с.

42. Голод С.И. 20 век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб., 1996.

43. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. Л., 1990.

44. Голод С.И. Проституция в контексте изменения половой морали// СОЦИС, 1988, №2. С.65-70.

45. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ СПб., 1998.

46. Голод С.И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб. 1996

47. Голод С.И. Что было пороками, стало нравами: Лекции по социологии сексуальности. М.: Ладомир, 2005. — С. 233

48. Голод, С. И. Будущая семья: какова она?: (Социально- нравственный аспект) / С. И. Голод,- М.: Знание, 1990.- 64 е.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. Этика; N5).

49. Голосенко И.А., Голод С.И. Социологические исследования проституции в России (история и современное состояние вопроса). СПб. 1998

50. Грошев И.В. Тендерная невербальная коммуникация в рекламе// СО-ЦИС. 1999. №4

51. Гудков Л., Дубинин Б. Молодые «культурологи» на подступах к современности // Новое литературное обозрение. 2001, № 50. - С. 147167.

52. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социокультурных условиях //СОЦИС, 1997, № 1

53. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // СОЦИС, 1995, №10

54. Дворкин А. Порнография. Мужчины обладают женщинами // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. 4.2. Харьков, СПб., 2001. С.201-213.

55. Демидов А.Б. Любовь // Демидов А.Б. Феномены человеческого бытия. Минск, 1999. С. 123-172.

56. Дерягин Г.Б., Сидоров П.И., Соловьёв А.Г. Сексуальное насилие на Европейском Севере России // Сексология и сексопатология. 2003. -№ 7.-С.28-32.

57. Динамика ценностных ориентации молодежи в трансформирующемся обществе // Е, М. Бабосов, С. Е. Бабосов., Ю. М. Бубнов, В. А. Клименко, Т.Н. Яковук. Мн., 2001.С. 11, 19-21,26-28,41-44.

58. Дубин Б. П. социологические границы понятия. // Мониторинг общественного мнения. - 2002. -№ 2. - С. 11-15

59. Дубин Б. Старшие и младшие. Три поколения на переходе// Дружба народов, 1994, № 2

60. Ермолаева Е. Выбор брачного партнера в кросс культурной перспективе//СОЦИС. 1989. №2

61. Ерохина Л.Д. Сексуальное насилие и тендерный конструкт // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005. М.: «Современные тетради», 2005. - Т.5. - С.507-508.

62. Жаров J1.B. Андрогинность как сущностная особенность тендера // Философия и будущее цивилизации. Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005. -М.: «Современные тетради», 2005. Т.5. - С.508.

63. Жвинкаене А. Семейная интеграция как объект исследования // СОЦИС. 1989. №2

64. Жельвис В.И. Поле брани. Сквернословие как социальная проблема. М., 1997.

65. Иванова Е.И., Михеева А.Р. Внебрачное материнство в России. // СОЦИС. 1999. №6

66. Кант И. О различии возвышенного и прекрасного у мужчин и женщин // Кант И. Сочинения. М.: Мысль, 1964. - Т.2. - С. 151-168.

67. Келли Г. Основы современной сексологии. СПб., 2000,-896с.

68. Клецин А. Внебрачные и альтернативные (немодельные) формы семьи: формы и содержание//СОЦИС. 1991.№ 6

69. Клименкова Т.А. Женщина как феномен культуры. Взгляд из России. М., 1996.

70. Козлова Н.Н. Тендер и вхождение в модерн // ОНС. 1999. - № 5. -С. 164-174.

71. Колесов Д.В. Пол и секс в современном обществе. М., 1999.

72. Коллонтай A.M. Любовь и новая мораль. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений. Дорогу крылатому эросу // Коллонтай A.M. Радикальный проект женской эмансипации: коллекция текстов. Тверь, 2002. С. 49-50, 245-254, 226-232, 279-300

73. Коллонтай A.M. Любовь и новая мораль. Тезисы о коммунистической морали в области брачных отношений. Дорогу крылатому эросу // Коллонтай A.M. Радикальный проект женской эмансипации: коллекция текстов. Тверь, 2002. С.245-254,226-232, 279-300.

74. Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989

75. Кон И. С. Маскулинность и феминность. // Кон И.С. Дружба. СПб.: Питер, 2005.-С.246-248.

76. Кон И.С Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978, с.209-211

77. Кон И.С. Битва за штаны: этикет, мода, политика, идеология. Человек, 2001, №5, с.322

78. Кон И.С. Вкус запретного плода. Сексология для всех. М., 1998.88.Кон И.С. Дружба.-М.,1987

79. Кон И.С. Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви. М., 1998.

80. Кон И.С. Половая мораль в свете социологии //Советская педагогика, 1966, №12.

81. Кон И.С. Сексология: Уч.пос. М., 2004 - С.137-155;

82. Кон И.С. Сексуальная культура в России: клубничка на березке. М., 1997

83. Кочкин Е., Либоракина М. Кому нужна тендерная экспертиза? // Кто защищает женщин. М., 1996 . - С. 26-28.

84. Крабб Л. Мужчина и женщина / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002. - 203 с. - Библиогр. в примеч.: с.201-202.

85. Кравченко Е.И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу (социологические мозаики Эрвина Гоффмана) // СоцИс: Соц. исслед. 1993. -N 2. - С.117-131.

86. Краснухина Е.К. Тематизация пола в философии // Философия и будущее цивилизации, тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса. Москва, 24-28 мая 2005. М.: «Современные тетради», 2005. - Т.5. - С.514-515.

87. Кристева Ю. Дискурс любви // Танатография эроса. СПб., 1994. С. 101110.

88. Кузьмин А.И. Семья на Урале: демографические аспекты выбора жизненного пути. Екатеринбург, 1993

89. Левада Ю. Заметки о «проблеме поколений» // Мониторинг общественного мнения. 2002. - № 2. - С.8-9.

90. Левада Ю. Поколения XX века: возможности исследования // Мониторинг общественного мнения. 2001. - № 5. - С. 7 - 14.

91. Лев-Старович 3. Секс в культурах мира. М., 1991.

92. Лихачев Д.С. Будущее литературы как предмет изучения. Новый мир, 1969, №9, с. 171

93. Ломброзо Ч. Любовь у помешанных // Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство. Минск, 1997. С.535-574.

94. Мастере У., Джонсон В., Колодны П. Мастере и Джонсон о любви и сексе. В 2 т. СПб., 1991.

95. Междисциплинарные исследования семьи // СОЦИС, 1982, №2

96. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. -М.: Мысль, 1987

97. Меренков А.В. Социология стереотипов. Екатеринбург, 2001.С.57

98. Меренков А.В. Наука и исскуство любви.- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2002. 224с.

99. Меренков А.В., Рыбцова Л.И. Кольцова В.А. Семейное воспитание: кризис и пути его преодоления. Екатеринбург, 1997

100. Миллет К. Теория сексуальной политики // Феминизм и тендерные исследования. Хрестоматия под ред. Успенской В.И. Тверь, 1999. С.120-132.

101. Рябова Т.Б. Стереотипы и стереотипизация как проблема тендерных исследований // Личность. Культура. Общество. T.V. Вып.1-2 (15-16). С. 120-139.

102. Мир и эрос: антология философских текстов о любви. М., 1991.

103. Митчелл Дж. Женская сексуальность // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. 4.2. Харьков; СПб., 2001. С.534-560.

104. Навайтис Г.А. Отношение молодежи к добрачным половым связям// СОЦИС, 1989, №5

105. Окладникова Е.А. Символы мужского и женского начал в космогонических представлениях индейцев Северной и Центральной Калифорнии // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. -СПб, 1991. С.170-182.

106. Омельченко Е. От пола к «тендеру»: опыт анализа секс-дискурсов молодежных российских журналов // Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сыктывкар, 1999. С.77-115.

107. Осипович Т.Е. Победа над рождением и смертью или Женофобия русской утопической мысли на рубеже XIX-XX веков // ОНС. 1998. -№ 4. - С.174-181.

108. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.

109. Пигров К.С, Стукалова Г.Е. Научно-техническая революция и духовное развитие личности: (Две актуал. пробл.) // Научно-техническая революция и личность. JI, 1982. - С.51-67.

110. Позднякова М.Е, Рыбакова J1.H. Преступная страсть //СОЦИС, 1989, №4 (изнасилование)

111. Поленина С.В. Социогендерный подход в социологии пра-ва//СОЦИС, 1995, №7

112. Пономаренко Н.П. Многомерность культуры и философские проблемы феминизма // Феминизм и российская культура. СПб, 1995. -С.75-82.

113. Практикум по социологии молодежи / Ю.Р.Вишневский и др.; М.: Социум, 2000.239 с.

114. Преемственность поколений как социологическая проблема. М, 1973

115. Преемственность поколений: диалог культур. СПб, 1996 кн. 1-3

116. Прокопенко Ю.П.Сексуальность: современный взгляд на вечную проблему.-М, 1991.С. 18-79

117. Психология женщины: Хрестоматия / Сост. Криулина А.А. Курск, 1992.- 128 с.

118. Публикации по женскому вопросу в российских журналах второй половины XIX -начала XX века / Сост. Успенская В.И., Шиловская Н.М. // Женщины в социальной истории России. Тверь, 1997. -С.106-112.

119. Пушкарева H.J1. «Тендер сила, тендер - власть.!»: (III Рос. летняя школа по жен. и тендер, исследованиям «Азов-98») // Этногр. обозрение. -1999.-N 1. - С.147-151.

120. Пушкарева H.JI. Тендерные исследования: Рождение, становление, методы и перспективы // Вопр. истории. 1998. - N 6. - С.76-86.

121. РайхВ. Сексуальная революция. СПб.; М., 1997.

122. Ротрих А. Советские культуры сексуальности / В поисках сексуальности / Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб., 2002. -С.128-171

123. Рубанцова Т. А. Философия феминизма и культура // Семья и женщина: реальность и тенденции: материалы международного симпозиума / Супрун В.И. (ред.). Новосибирск, 1998. - С.126-129.

124. Рубенис А. Сущность любви тема философского размышления // Философия любви. - М., 1990. - Вып.1. - С.205-230.

125. Рубин Г. Размышляя о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. 4.2. Харьков; СПб., 2001. С.464-533.

126. Ручкин Б.А. Молодежь и становление новой России // СОЦИС, 1998, №5

127. Рыбцова JI.JI. Жизненные ценности женщин//СОЦИС. 1997. №10

128. Рывкина Р.В., Симагин Ю.А. Возрастные различия в оценках будущего России / / Социологический журнал, 1996, №3/4

129. Рябов О.В. «Умом Россию не понять»: Тендерный аспект «русской загадки» // Женщина в российском обществе. 1998. - № 1. - С. 34-41.

130. Рябов О.В. Идея женственности России в сочинениях B.C. Соловьева и поиски национальной идентичности в отечественной историософии // Соловьевские исследования: Периодический сборник научных трудов. Иваново, 2001. - Вып. 2. - С. 216-229.

131. Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной и западной философии // Филологические науки. 2000. - № 3. - С. 28-38.

132. Рябов О.В. Миф о русской женщине в отечественной и западной философии // Тендерные отношения в России: история, современное состояние, перспективы. Материалы международной научной конференции / Хасбулатова О.А. (ред.). Иваново, 1999. - С. 16-19.

133. Свядощ А. М. Женская сексопатология.-М.:1988

134. Секс и эротика в русской традиционной культуре. Под ред Пушка-ревой Н.Л. М., 1996.

135. Сексология. Энциклопедический справочник по сексологии и смежным дисциплинам. Минск, 1993.

136. Селин А.А. Новые материалы о гомосексуализме в Новгороде начала XVII века // Мифология и повседневность: Тендерный подход в антропологических дисциплинах. Материалы научной конференции 1921 февраля 2001 года. СПб., 2001. С.41-45.г

137. Семья на пороге третьего тысячелетия. М.:Центр общечеловеческих ценностей, 1995. 237с

138. Силласте Г.Г. Социогендерные отношения в период социальной трансформации России // СОЦИС, 1994, №3

139. Силласте Г.Г., Кожамжарова Г.Ж. Социальная дискриминация женщин как предмет социологического анализа // СОЦИС. 1997. №12

140. Силласте Г.С. Русская семья в новой межнациональной ситуации // СОЦИС, 1995, №3

141. Силласте.С. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // СОЦИС, 1995, №10

142. Силласте Г.С. Эволюция социальных позиций женщин в меняющемся российском обществе // СОЦИС, 1995, №4

143. Смелзер Н. Сексуальные роли и неравенство // Смелзер Н. Социология. М., 1995.

144. Солодников В.В. Накануне разводаУ/ СОЦИС, 1988, №1

145. Солодников В.В. Предразводная ситуация в молодой семье// СОЦИС, 1986, №4

146. Сосновский А.В. Лики любви. Очерки половой морали. М., 1992.

147. Социальные проблемы молодежи. Социологические очерки. СПб., 1995

148. Социология сексуальности. Антология. СПб, 1997

149. Стабильность семьи как социальная проблема. М., 1978

150. Старус М., Джеллес Р., Стейнметц С. За закрытыми дверями (насилие в американской семье). Нью-Йорк, 1980 (рецензия на книгу) // СОЦИС, 1983,№3

151. СТУДЕНТ 95 : Социальный портрет. - Екатеринбург, 1995

152. СТУДЕНТ -99. Екатеринбург. 1999.

153. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986

154. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.-М.,1983

155. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факты, условия.-М.,1981

156. Тартаковская И. Любовь // Тартаковская И. Социология семьи и пола. Самара, 1997.

157. Тартаковская И.Н. Тендерные аспекты стратегии безработных // Со-цИс: Социол. исслед. 2000. -N 11. - С.73-83.

158. Тартаковский М.С. Акмеология . Эрос и личность. Формула души. М., 1992

159. Тёмкина А.А. Динамика сценариев сексуальности в автобиографиях современных российских женщин: опыт конструктивистского исследования сексуального удовольствия // Тендерные тетради. Вып.2. СПб., 1999. С.20-54.

160. Тикнер Л. Феминизм, история искусства и сексуальное различие // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. 4.2. Харьков; СПб., 2001. С.695-717.

161. Топилин А.В. Межнациональная семья и миграция: вопросы взаимовлияния// СОЦИС, 1995 №7

162. Тхевеляйт К. Женщина как агрессор // Тендерные исследования. Харьков, 2001, №6. С.154-162.

163. Тшавская Е. Любовь мужчинам, женщинам - война // Женщина не существует: современные исследования полового различия. Сыктывкар, 1999. С.132- 142.

164. Тэйлор В., Уиттьер Н. Коллективная идентичность в группах общественных движений: лесбийская феминистская мобилизация // Введение в тендерные исследования. Хрестоматия. 4.2. Харьков, СПб., 2001. С.963-991.

165. Фабрика А.А. Семья в стрессовых условиях//Семья в России, 1994, №2

166. Философия любви. В 2 ч. М., 1990.

167. Форсова В.В. Православные семейные ценности //СОЦИС. 1997. №1

168. Фрейд 3. Три очерка по истории сексуальности //Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

169. Фромм Э. Искусство любви: Исследование природы любви. -Мн: Полифакт, 1990

170. Фуко М. Воля к знанию: История сексуальности. Том первый // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С.97-268.

171. Фуко М. Использование удовольствий. Введение ко второму тому истории сексуальности // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996. С.269-307.

172. Фуко М. История сексуальности III: забота о себе./пер. с фр. Т.Н. Титовой, О.И. Хомы, под общ. ред. А.Б. Мокроусова.-Киев: Дух и литера; Грунт; М.:Рефл-бук, 1998-228 с.

173. Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. В 3 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1996.

174. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М. 1978

175. Чанышев А.Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. 4.1. С.44-46, 53- 56.

176. Чирикова А.Е. Деловая женщина в экстремальных ситуаци-ях//СОЦИС. 1998, №10

177. Шапиро В.Д. Взаимоотношения старшего и среднего поколений семьи//СОЦИС, 1981, №1

178. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. М.: Советский писатель, 1990.-230с.

179. Шопенгауэр А. Метафизика половой любви // Трактаты о любви. -М., 1994.-С. 40-65.

180. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Наука, 1993. -Т. 2. С. 515-562.

181. Штарке К, Фридрих В. Любовь и сексуальность до 30 лет. М.: Высшая школа, 1991. 383с.

182. Шурыгина И.И. Жизненные стратегии подростков//СОЦИС. 1999. №5

183. Щеглов Л.М. Мужская сексуальность. СПб.: Бельведер, 1994. с.7

184. Щепанская Т.В. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования. СПб. 1993.

185. Энгельс Ф. происхождение семьи, частной собственности и государства. -Маркс К, Энгельс Ф. Соч., 2-е изд, т. 21, с. 25-26

186. Энгельштайн Л. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже 19-20 веков. М, 1996.

187. Эрос и порнография в русской культуре / Под ред. М.Левитта и А.Топоркова. М, 1999.

188. Эрос. Россия. Серебряный век. М, 1992.

189. Эрос. Страсти человеческие. М. 1992.

190. Яргомская Н. Сценарии сексуального дебюта женщин: переход от традиционной к альтернативной модели в поисках сексуальности / Под ред. Е. Здравомысловой и А.Тёмкиной. СПб, 2002. - С.287-315.

191. Ятина Л.И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования// Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.