Мировоззренческие универсалии Российской армии (социально-философский анализ) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бурков, Федор Евгеньевич

  • Бурков, Федор Евгеньевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 175
Бурков, Федор Евгеньевич. Мировоззренческие универсалии Российской армии (социально-философский анализ): дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2009. 175 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бурков, Федор Евгеньевич

Введение Стр. 3

Раздел I. Сущность мировоззренческих универсалий Стр. 17-61 российской армии

Раздел II. Содержание и культурно-историческая дина- Стр. 62-108 мика мировоззренческих универсалий российской армии

Раздел III. Основные направления противодействия раз- Стр. 109-153 рушению мировоззренческих универсалий российской армии в современных условиях

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззренческие универсалии Российской армии (социально-философский анализ)»

Современный мир характеризуется различными кризисными явлениями, различающимися масштабами и глубиной. Одним из таких кризисов является кризис мировоззренческий. В определенной степени даже можно говорить о бегстве от мировоззрения. Но ведь именно мировоззрение на протяжении тысячелетий определяло ориентацию человека в мире. Мировоззренческое многообразие определяло и многообразие социальное, которое в последнее время все больше сворачивается в русло технологической стандартизации и формального единообразия.

Тем не менее, роль мировоззрения, как показывают современные исследования, остается жизненно необходимой, без сохранения и развития которого человек и общество впадают в невроз, который ведет к утрате субъ-ектности1. Мировоззрение есть основа бытия жизни общества и личности. Без мировоззрения не может быть и здорового социального института и группы, например, армии. По наличию или отсутствию мировоззрения, по самому его характеру можно судить о подлинности и неподлинности человека и общества, характере их отношений, типе и направленности развития. С другой стороны, мировоззренческая сфера личности и общества выступает определяющей в социальных процессах и отношениях. Эта сфера является одним из самых напряженных пространств социального противоборства.

Предыдущие эпохи воплощали определенные мировоззренческие универсумы, которые вступали в самые разнообразные варианты отношений между собой, а посредством них и общества от конкуренции и противопоставления до синтеза. А в наши дни «эпохальные Универсумы подвергаются раз

1 Перцев A.B. Душа в дебрях технологий. - М., Екатеринбург, 2004. С. 75. 3 борке (деконструкции)»1. А вместе с ними демонтажу подвергаются целые социальные системы от семьи до цивилизации. Это подтверждают и зарубежные и отечественные исследователи, отмечая появление такого феномена как «культурная война», включающая мировоззренческое пространство2 и разворачивающаяся в условиях восстания масс, элит, мятежа номенклатур и предательства интеллектуалов3.

Более конкретно актуальность исследования обусловливается следующими обстоятельствами.

Во-первых, глобальным антропологическим и социальным кризисом современного человечества, усиливающимися процессами глобализации и деструкциями современного мироустройства. Эти процессы определяются проявлением экономикоцентристских тенденций в жизнедеятельности обществ и доминированием транснациональных корпораций, в том числе и в военной сфере.

Во-вторых, современным мировоззренческим конфликтом в российском обществе, противостоянием альтернативных мировоззренческих систем, представлений и отношений, подрывающих социальное единство и аутентичность. Данный конфликт вызван как объективными, так и субъективными факторами, которые связаны с пересмотром собственного исторического прошлого, мировоззренческих оснований культурно-исторических периодов с целью выработки наиболее оптимального пути дальнейшего развития современного российского общества и армии.

В-третьих, особой ролью и значением армии в исторических судьбах России. Это обусловлено характером мировоззренческих универсалий, кото

1 Ахутин А. В. Поворотные времена. - СПб., 2005. С. 6.

2 Фукуяма Ф. Великий разрыв. - М., 2003; Быокенен П. Гибель Запада. - М., 2004; Крашенинникова В. Америка — Россия. Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М., 2007.

Венда Ж. Предательство интеллектуалов. - М., 2009; Кольев А. Мятеж номенклатуры (Москва 1990-1993). - М., 1995; Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. -М., 2002; Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. - М., 2008. рые выступают в качестве структурообразующих оснований сознания военнослужащих и определяют характер их социального поведения и отношений.

В-четвертых, тенденцией смещения социокультурного противоборства в сферу сознания, что в свою очередь ставит вопрос о приоритете качества сознания российского общества, армии и личности, необходимости сохранения и развития самосознания на мировоззренческом уровне.

В-пятых, процессами реформирования современной российской армии, поиском её наиболее адекватного современным реалиям облика, который невозможен без обращения к решению вопросов мировоззренческого характера, конкретизирующих место и роль современной российской армии в современных социокультурных процессах как непосредственно в самой стране, так и за её пределами.

В целом проблема изучения мировоззренческих универсалий российской армии, их сущности, содержания и характера, вопросов генезиса, их типологии и культурно-исторической динамики в контексте формирования наиболее оптимального для российского общества облика её армии в настоящее время приобретает особое значение.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема роли и значения мировоззрения в развитии личности, социальных групп и систем, их типология, причины мировоззренческих кризисов, негативных явлений в обретении индивидами и социальными группами мировоззренческой определенности в наши дни предстает как одна из активно изучаемых проблем различными социально-гуманитарными науками.

Представление об уровне социально-философского анализа мировоззрения и мировоззренческих универсалий российской армии можно составить на основе рассмотрения имеющейся литературы, в которой представлен сущностной анализ мировоззрения, мировоззренческих универсалий, их содержательных элементов, специфики и тенденций развития российской армии.

Результаты анализа научных работ по теме диссертационного исследования позволяют выделить наиболее и наименее изученные стороны, условно разделить имеющуюся литературу на следующие группы.

Первую группу составляют работы, в которых исследуется проблемы универсалий, их типология и специфика. Основными являются труды Платона, Аристотеля, стоиков, неоплатоников, Августина Блаженного, каппадо-кийцев, Г. Паламы, И.Канта, Г.Ф.В. Гегеля, Й. Фихте, К. Маркса и др. Анализ идей и концепций указанных мыслителей показывает, что проблема универсалий в философии осознается фактически с момента её формирования и предстает как проблема соотношения единого и многого, реального и номинального и формирует характер определенных социальных стратегий и типов социальных систем. Так, например, в философии Платона универсалии представлены идеями и эйдосами1, а сам платонизм рассматривается как интеллектуальное явление, обусловленное потребностями социального бытия и поиска его единства и справедливости2.

В эпоху средневековья проблема универсалий представлена тремя философскими направлениями: реализмом, номинализмом и концептуализмом, неразрывно связанных с проблемами субъективизма и объективизма, общего и частного, части и целого, а применительно к социально-философской проблематике - с соотношением общественного и индивидуального, консерватизма и либерализма и т.п.3

Заслуживает внимания труд С.С. Неретиной и А.П. Огурцова, в котором обобщены исследования по проблемам универсалий и показана их динамика с древнейших времен (в форме тотемов) до наших дней в контексте процессов глобализации4.

1 Лосев А.Ф. Учение Платона об идеях в его систематическом развитии // Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М., 1993. С.287-708.

2 Лосев А.Ф. Социальная природа платонизма. // Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1993. С.773-904.

3 См.: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. - М., 1984; Соколов В.В Средневековая философия. - М., 1979. С. 97-190; 354-423.

4 Неретина С.С., Огурцов А.П. Пути к универсалиям. - СПб., 2006. 6

В современной философской литературе исследуются универсалии в контексте типологии различных культур1 и их специфика в современных условиях2. Активно изучается специфика универсалий в семантическом контеко сте и в описании языков . К проблеме мировоззренческих универсалий в психологическом и когнитивном аспектах примыкают концепция A.A. Ухтомского о доминантах сознания4 и учение К.Г. 'Юнга об архетипах5, в которых исследуются базовые структуры сознания и бессознательного личности и социальных групп.

В типологии универсалий выделяются мировоззренческие универсалии, имеющие большое социальное значение, так как отражают наиболее общие понятия того или иного социума относительно мироустройства и понимания своей собственной сути и места в мироздании. Так, B.C. Степин в мировоззренческих универсалиях видел основания культуры и давал следующее определение: «Мировоззренческие универсалии - это категории, которые аккумулируют исторически накопленный социальный опыт и в системе которых человек определенной культуры оценивает, осмысливает и переживает мир, сводит в целостность все явления действительности, попадающие в сферу его опыта»6.

В контексте данного исследования важно обращение к типологии мировоззрения, которая раскрывается в работах B.C. Буянова, В. Дильтея, М. Шелера, C.JI. Франка и др.7

1 Универсалии восточных культур. - М., 2001.

2 Левин Г. Д. Проблема универсалий. Современный взгляд. - М., 2005; Огурцов А.П. Проблема универсалий в философии XX века // Истина и благо: универсальное и сингулярное. - М., 2002.

3 См., например: Айдукевич К. К вопросу об «универсалиях» // Логос. — 2000. - № 1; ВежбицкаяА. Семантические универсалии и описание языков. — М., 1999.

4 Ухтомский A.A. Доминанта. - СПб., 2002.

5 Юнг К.Г. Архетип и символ. - М., 1991.

6 Степин B.C. Философская антропология и философия науки. - М.: Высшая школа, 1992. С. 32; его же: Степин В.С Мировоззренческие универсалии как основание культуры // Универсалии восточных культур. - М., 2001. С. 14-41.

7 Буянов В. С. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. - М., 1987; Ващекин II. П. Информация, деятельность, мировоззрение. - Тула, 1983¡Дгшьтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Новые идеи в философии.

Постижению сущности мировоззренческих универсалий посвящены труды русских философов H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Ф.М. Достоевского, Л.П. Карсавина, Н.О. Лосского, Ф.И. Тютчева, С.Л. Франка, А.С.Хомякова, Т. Шпидлик и др.1 Ноосферный аспект мировоззренческих универсалий представлен в диссертационном исследовании B.C. Даниловой2.

Ко второй группе относятся труды, в которых рассматриваются мировоззренческие основания воинской деятельности в различных культурах, обществах и цивилизациях. К этой группе следует отнести работы В.А. Ветю-кова, П. Виймара, М. Кревельда, В.В Куренного, В.В. Кучмы, A.B. Махлаю-ка, А.И. Синицына, Э. Тоффлера, Ж. Флори, С. Хантингтона, E.H. Успенской, о

Р. Уэсселера и др. Анализ работ указанных авторов позволил выявить специфику мировоззренческих универсалий российской армии в контексте общемирового развития и зафиксировать определенные культурно-исторические связи и отношения.

К третьей группе относятся исследования, посвященные анализу мировоззрения российского воинства и армии в различные культурно

- СПб., - 1912. - № 1; Шелер М. Философское мировоззрение. // Шелер М. Избр. произв. М., 1994; Франк С.Л. Русское мировоззрение. - СПб., 1996. и др.

1 Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989; Бердяев H.A. Царство духа и царство кесаря. - М., 1995; Булгаков С.Н. Карлейль и Толстой// Новый путь. -1904. - №12; Достоевский Ф. М. Братья Карамазовы. ПСС. - Т. 1. - М., 1987; Карсавин Л.П. О свободе // Малые сочинения. - СПб., 1994; Лосский Н. О. Характер русского народа. - М., 2005; Тютчев Ф.И. Россия и Запад. - М., 2007; Франк С.Л. Духовные основы общества. - М., 1992; Хомяков A.C. Полн. собр. соч. Т. 2. - М., 1986; Шпидлик, о. Томаш. Русская идея: иное видение человека. - СПб., 2006.

2 Данилова B.C. Ноосферная репрезентация мировоззренческих универсалий: Авто-реф. дис. д-ра филос. наук. - Якутск, 2004.

3 Ветюков В.А. Меч, сокрытый в глубине вод: военная традиция средневекового Вьетнама. - СПб., 2005; Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. — СПб., 2008; Кревельд М. Трансформация войны. - М., 2005; Куренной В. Философия войны на закате Просвещения. // Отечественные записки. №8. 2002; Кучма В.В. Военная организация Византийской империи. Научное издание. - СПб., 2001; Махлаюк A.B. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. - СПб., 2006; Флори Ж. Идеология меча. Предыстория рыцарства. - СПб., 1999; Кодекс Бусидо. Хагаку-рэ. Сокрытое в листве. - М.5 2007; Синицын А.Ю. Самураи - рыцари Страны восходящего солнца. История, традиции, оружие. - СПб., 2007; Тоффлер Э., Тоффлер X. Война и антивойна. - М., 2005; Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. - СПб., 2000; Уэсселер Р. Война как услуга. - М., 2007; Хантингтон С. Офицерская служба как профессия. // Отечественные записки. - 2002. - № 8 и др. исторические периоды с древнейших времен и до настоящего времени в контексте специфики российской государственности, общества и цивилизации. Это работы H.H. Алексеева, A.C. Ахиезера, А. Баиова, А.Е. Вандама, A.M. Величко, H.H. Головина, H.A. Ильина, A.A. Керсновского, Б.И. Колоницкого,

A. Мариюшкина, А.Е. Мусина, A.C. Панарина, C.B. Перевезенцева, JI.A. Тихомирова, И.Я. Фроянова, И.Р. Шафаревича и др.1

Сюда же относятся работы военных исследователей, посвященные различным аспектам самосознания личности военнослужащего, его ценностным и духовно-нравственным сторонам, а также роли воина, офицера и армии в общественном развитии России. Особо следует отметить работы

B.И. Гидиринского, А.И. Горячева, А.И. Дырина, A.B. Деникина, Б.И. Каверина, В.И. Ксенофонтова, C.B. Клягина, Ю.Г. Носкова, П.В. Петрия, А.Е. Савинкина, В.П. Сергеева, С.А. Тюшкевича, Ю.А. Чернавина, П.И. Чижика, В.М. Чугунова и других2.

1 См., например, Алексеев H.H. Русский народ и государство. - М., 1998; Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему. Изд. 3-е доп. - М., 2008; Баиов А. Начальные основы строительства будущей русской армии. Философия войны. М., 1995. - С.209-226.; Вандам (Едрихин) А.Е. Геополитика и геостратегия. - М., 2002 Величко А.М. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. - СПб., 1999; Головин H.H. Наука о войне. // Философия войны. М., 1995; Какая армия нам нужна? Взгляд из истории. - М., 1995; Ильин И.А. Что есть государство - корпорация или учреждение? // Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. - М., 1993; Керсновский A.A. История русской армии. В 4 т. - М., 1992.; Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? — М., 1997; Коло-ницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. - СПб., 2001; Маршошкин А. Помни войну // Философия войны. - М., 1995; Не числом, а уменьем! Военная система А.В.Суворова. Российский военный сборник. Выпуск 18. - М, 2001; Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб., 2005; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. - М. 2002; Перевезенцев C.B. Русский выбор: очерки национального самосознания. - М., 2007; Стратегия духа: Основы воспитания войск по взглядам A.B. Суворова и М.И. Драгомирова. - М., 2000; Суворов A.B. Наука побеждать // Не числом, а уменьем! Военная система А.В.Суворова. Российский военный сборник. Вып. 18. - М, 2001; Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. - М., 1998; Фроянов И.Я. Из истории русской государственности // Фроянов И.Я. Начала русской истории. М., 2001; Христолюбивое воинство (Православная традиция Русской Армии). - М., 1997; Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. — М., 2003 и др.

2 См., например: Гидиринский В.И. Русская идея и армия. — М., 1997; Деникин A.B. Консерватизм и либерализм в социально-философской мысли России XIX века: становле

В четвертой группе внимание ученых сосредоточено на выявлении угроз мировоззрению российского общества и армии. Методы и средства деструктивного воздействия вызовов и угроз мировоззренческим универсалиям российской армии выявлены в трудах книгах М.М. Горинова, Н.В. Громыко, Ю.А. Квицинского, Н.М. Коняева, Н.А. Нарочницкой, О.С. Смыслова и др.1

Особняком стоят книги Е. Андреевой, Д.П. Вертепова, А. Киселёва, В.Г. Науменко, Э. Нольте, В. Суворова, С. Штеенберга, В.К. Штрик-Штрикфельдта, которые делают возможным манипуляцию сознанием российских военнослужащих и способствуют разрушению мировоззренческих универсалий российской армии2.

В изученной научной литературе высказывается много различных точек зрения, подходов и мнений по проблеме мировоззрения и мировоззренческих универсалий российского общества и армии. Следует отметить, что в работах мировоззрение российской армии исследуется в большей степени по ние методологии. - М., 2000; Каверин Б. И. Духовная безопасность российского общества и личности воина Вооруженных Сил. - М., 2000; Ксенофонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема //Философские науки. 1991. № 12; Клягин C.B. Пути к духовности //Актуальные вопросы исследования духовности российского офицера. - М., 2000; Носков Ю.Г. Религиозный фактор и духовная безопасность. - М., 2000; Петрий П.В. Духовные ценности общества и армия. - М., 2001; Савинкин А.Е. Возрождение христолюбивого воинства // Христолюбивое воинство (Православная традиция Русской Армии). - M., 1997; Тюшкевич С.А. Законы войны: сущность, механизм действия, факторы использования. -M., 2002; Чернавин Ю.А. Социальный статус военнослужащего. - М., 1997; Чижик П.И. Духовная безопасность российского общества как фактор военной безопасности. — М, 2000; Чугунов В.М. Духовный потенциал военной безопасности государства. - Монино, 1998 и др.

1 Горинов М.М. Зоя Космодемьянская // Отечественная история. - 2003. - №1; Громыко Н.В. Использование информационных технологий в качестве консциентального оружия // Альманах Восток. Вып. № 7-8 (31-32), июль-август 2005; Квщинский Ю.А. Генерал Власов: путь предательства. - М., 1999; Коняев Н.М. Власов. Два лица генерала. Жизнь, судьба, легенды. — М., 2003; Нарочницкая H.A. За что и с кем мы воевали. - М., 2005; Смыслов О.С. «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова. - М., 2004; Шифферс Е. Излечиться от бреда // Российское аналитическое обозрение. - №1. - 1995.

Андреева Е. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. - London: Overseas Publication Interchange Ltd, 1990; Киселёв A. npom. Облик генерала A.A. Власова, 1978. Library of Congress Catalog Card No. 76-50910; Науменко В.Г. Великое предательство. Казачество во второй мировой войне. - М., 2003; Нольте Э. Европейская гражданская война 1917-1945 гг. Национал-социализм и большевизм. - М., 2003. Русский Корпус на Балканах. 1941-1945 гг. - М., 2008; Суворов В. Тень Победы. - М., 2005; Штеенберг С. Генерал Власов. - М., 2005; Штрик-Штрикфельдт В.К. Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. - Париж, 1993. различным культурно-историческим периодам. При этом практически отсутствуют работы обобщающего характера, посвященных непосредственно мировоззренческим универсалиям российского общества и армии в социально-философском аспекте. Указанное явление не изучалось в единстве, так как последнее столетие российская история рассматривалась через призму отрицания исторического прошлого и современный этап не является исключением. Это характерно в определенной мере для советского периода во многом отрицавшего предыдущую историческую Россию и её армию. Ныне и советская эпоха стала тотально отрицаться и извращаться, особенно в сфере мировоззрения.

Актуальность исследовательской задачи, предпосылки ее научного и практического решения определили объект, предмет, цель и задачи диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является мировоззрение российской армии. Предметом — сущностные и содержательные особенности мировоззренческих универсалий российской армии, их источники, специфика, культурно-историческая динамика, а также возможности их сохранения, воплощения и развития в современных условиях.

Цель исследования состоит в рассмотрении с социально-философских позиций глубинных сущностных черт и особенностей мировоззренческих универсалий российской армии, выявления их источников, генеалогии, типологии, характера их культурно-исторической динамики и специфики проявления в современных условиях.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих взаимосвязанных конкретных задач:

- исследование сущности мировоззренческих универсалий российской армии, как базовых оснований её социального характера и роли;

- раскрытие их содержания и специфики;

- выявление характера культурно-исторической динамики мировоззренческих универсалий российской армии; определение основных направлений противодействия разрушению мировоззренческих универсалий российской армии в современных условиях. I

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составляют идеи и положения представителей отечественной и зарубежной философской мысли, в которых исследуются социальные явления общественной жизни, феномены общественного и индивидуального сознания, проблемы мировоззрения, духовности, ценностей и ценностно-нравственных оснований жизнедеятельности личности и социальных групп, места и роли их в жизни общества и человека. В работе широко представлены итоги осмысления мировоззренческого кризиса и идентичности российского общества и армии в научно-методических материалах различных социальных институтов, научно-практических конференций и семинаров, диссертаций, публикаций в научных журналах, средствах массовой информации по теме исследования.

Непосредственно методологическую основу диссертации составили базовые положения социально-философской науки, ее понятийно-категориальный аппарат применительно к объекту и предмету исследования. В работе используются и реализуются принципы философского анализа: функционально-деятельностный, организационно-системный, структурно-содержательный, аксиологический, герменевтический, феноменологический, цивилизационный и формационный подходы, принципы социального детерминизма, историзма и т.д. Использовались также более конкретные методы классификации и систематизации, теоретического обобщения и описания и др. В данном исследовании учитывались методологические требования принципа познаваемости объективной реальности, многомерности истины, ее опосредованности различными формами научного познания.

Эмпирическую базу исследования составили социологические данные, полученные и использованные другими авторами и научно-методические обобщения различных исследователей по исследуемой проблеме, контент-анализ материалов периодической печати, а также обобщение практики профессиональной деятельности различных органов общества и государства и собственный профессиональный опыт воинской службы автора.

Научная новизна исследования заключается в постановке и социально-философском анализе актуальной научной задачи, которая применительно к современному этапу развития российского общества оставалась недостаточно исследованной.

Более конкретно новизна исследования заключается в следующем:

- в раскрытии сущности мировоззренческих универсалий российской армии, как базовых оснований, определяющих её социальный характер и роль;

- в раскрытие содержания и специфики мировоззренческих универсалий по сравнению с мировоззренческими универсалиями других армий;

- в выявлении характера культурно-исторической динамики мировоззренческих универсалий российской армии.

- в определении основных направлений противодействия разрушению мировоззренческих универсалий российской армии в современных условиях.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Мировоззренческие универсалии российской армии - это наиболее общие архетипы, образы, символы и понятия, аккумулирующие в себе исторически накопленный российской армией социокультурный опыт, в системе которых военнослужащий России оценивает, осмысливает и переживает мир и войну, проблемы добра и зла, сводит в целостность все явления военной действительности, определяет свой облик, место и роль в системе социальных связей и отношений как внутри российского общества так и за, его пределами.

2. По своему содержанию мировоззренческие универсалии российской армии включают в себя мифологические, религиозные, философские компоненты мировоззрения и характеризуются направленностью на максимально объективные, всеобщие, реально-сущие, социально справедливые, духовно-нравственные, органические, миро- и жизнеутверждающие смыслы и их реализацию в пространстве войны и в деле сохранения мира и безопасности российского общества и человечества.

3. Несмотря на различия в генезисе и культурно-исторической динамике мировоззренческие универсалии характеризуются устойчивой преемственностью, благодаря чему российская армия сохраняет свою мировоззренческую идентичность, субъектность и позитивную историческую роль в отечественной и мировой социокультурной динамике, и напротив, отход от мировоззренческих универсалий вел к духовной деградации армии, потере военнослужащими смысложизненных, профессионально-этических и ценностных ориентаций.

4. Основные направления противодействия разрушению мировоззренческих универсалий российской армии могут быть обозначены как в различных его сферах: экономической (противодействие направленности экономического сознания россиян лишь на потребительские ценности, борьба с духом наживы и стяжательства), политической (показ губительного воздействия на мировоззрение идеологии либерализма, выявление двойных стандартов со стороны западных государств в подходах к европейской безопасности), социальной (сосредоточение усилий и ресурсов на повышении качества жизни российских граждан, снижении уровня социального и имущественного неравенства населения, коренное улучшение демографической ситуации) и духовной, так и на различных уровнях (государственном, общественном, личностном).

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в углублении и расширении социально-философских знаний о сущностных и содержательных особенностях, основных чертах функционирования мировоззренческих универсалий российской армии как в рамках исторического прошлого так и на современном этапе, а также выявлении их источников и факторов формирования и развития, рассмотрении основных этапов развития, культурно-исторической динамики. Полученные в исследовании результаты социально-философского анализа могут рассматриваться в качестве основы дальнейшего изучения места и роли, состояния и специфики мировоззрения российского общества и армии, определения особенностей инициирования вызовов и угроз в мировоззренческой сфере российского общества в современных условиях, и на этой основе выработки возможных направлений противодействия их распространению и влиянию.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в возможности и необходимости совершенствования мировоззренческой системы российской армии в современных условиях, выработки адекватных мер по защите мировоззрения российских воинов в условиях современных типов войн, особенно информационных и психологических. Содержание диссертации, сделанные в ней выводы, создают определенную теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности мировоззренческих универсалий российской армии на современном этапе, их развития и путей преодоления негативного влияния на них в условиях процессов современной глобализации. Положения и выводы диссертационного исследования могут иметь практическое значение для государственных органов, общественных и научных организаций, военно-педагогических коллективов, проводящих исследования в области духовной жизни социальных групп и личности.

Апробация исследования. Основные теоретические положения диссертации обсуждались на кафедре философии и религиоведения Военного университета, на кафедре гуманитарных и социально-экономических дисциплин Дальневосточного высшего военного командного училища имени Маршала Советского Союза К.К. Рокоссовского, в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах, в ходе проведения занятий со слушателями, курсантами и студентами.

Основные результаты исследования нашли отражение в публикациях:

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Бурков Ф.Е. Характер мировоззренческих универсалий российского общества и армии // Вестник МГОУ. Серия «Философские науки». - №3, 2009. Вып. № 8-9. - М.: Изд-во МГОУ - С. 50-55.

15

Публикации в других изданиях:

2. Бурков Ф.Е. Мировоззренческие универсалии как основания культуры // Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке» Благовещенск, 2007 г. - С. 43-57.

3. Бурков Ф.Е. Мировоззренческие универсалии русского воинства // Материалы международной научно-практической конференции «Молодежь в XXI веке» Благовещенск, 2008 г. - С. 61-72.

Объем публикаций по теме исследования составил 2,1 печатных листа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бурков, Федор Евгеньевич

- выводы исследования могут быть использованы в интересах дальнейшего совершенствования духовной сферы российского общества в целом и её отдельных элементов; сформулированные подходы к проблеме преодоления мировоззренческого кризиса в российском обществе и постсоветском пространстве могут служить методологической базой для разработки научно обоснованных мер взаимодействия государства, общества, общественных и религиозных организаций в преодолении кризисных явлений в развитии российского общества.

Предложенные рекомендации могут быть предметом дальнейших исследований и изучения их учеными, государственными органами и общественными организациями в духовной сфере жизнедеятельности современной России.

2. Рекомендации непосредственно практического характера: а) ученым, педагогам вузов, специалистам в области СМИ материал диссертации предлагается использовать: для проведения занятий по социальной философии, политологии, социологии, праву, истории, психологии, культурологии; для разработки методик изучения мировоззрения и мировоззренческих универсалий различных социальных групп и регионов российского общества;

- в тематических передачах средств массовой информации и публикациях, посвященных как отдельным проблемам, противоречиям так и в целом мировоззрению российского общества;

- для подготовки с учетом материала диссертации учебно-методических пособий, в частности «Мировоззренческие универсалии российского общества и армии: история и современность». б) для активизации прикладной исследовательской работы выводы диссертации рекомендуются:

- специалистам социологической, кадровой и юридической служб различных государственных органов и общественных организаций России для разработки частных методик исследований по изучению мировоззренческого самоопределения и её влиянию на отдельных индивидов и на коллективы в целом;

- для проведения межвузовских научно-практических конференций по проблемам мировоззрения как Российской Федерации, так и других государств и особенно СНГ.

Содержание диссертации, сделанные в ней выводы создают определённую теоретическую основу для более глубокого уяснения сущности и специфики мировоззренческих универсалий армии России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Любая мировоззренческая система не мыслима без понятий о добре и зле, без понятий правды и справедливости, любви и ненависти, созидания и разрушения, войны и мира. Мировоззренческие универсалии имеют непосредственное отношение к этим проблемам. Они являются их выражением и отражением. Что касается России, то её мировоззрение во многом ковалось в условиях многочисленных войн. Войны неоднократно ставили Россию и её народы на грань жизни и смерти. И эта пограничная ситуация требовала поиска и реализации только такого мировоззрения, которое могло бы способствовать выстоять и победить смерть. Поэтому мировоззрение России характеризуется универсальностью и жизнеутверждающим потенциалом.

В целом проблема универсалий в историко-философской традиции связана с решением проблем соотношения единичного и общего, абстрактного и конкретного, ноуменального и феноменального, бытия и мышления. Данная проблема спровоцировала появление нескольких научных направлений в логике, семантике, математике. В наши дни проблема универсалий напрямую связывается с противостоянием живого и искусственного. Но данная проблематика имеет и социально-философское значение. Мировоззренческие универсалии являются базовыми основаниями культуры, типологию общества, характер деятельности той или иной социальной группы, социального института.

Тема универсалий актуализируется в условиях социальных кризисов, когда рушатся былые социальные системы и формируются новые. Значимость универсалий заключается в том, что они выражают наиболее общие социальные ценности, идеалы, нормы. Мировоззренческие универсалии определяют тип того или иного общества, характер целых исторических эпох.

Что касается непосредственно России, то русский язык выступает исходной универсальной мировоззренческой системой и определяет характер российского общества и армии. Неспроста в русском языке народ и есть

154 язык. Это наиболее убедительно нам показывают наши летописи. Однако в современных условиях русский язык переживает определенный кризис, а его пространство сужается.

Мировоззренческие универсалии — есть основа бытия и жизни российского общества, армии и личности. Без мировоззренческих универсалий не может быть и здорового социального института и группы (например, армии). По наличию или отсутствию мировоззренческих универсалий можно судить о подлинности и неподлинности человека и общества. В этой связи особую актуальность приобретает вопрос о мировоззренческом характере современной российской армии.

Мировоззренческие универсалии российской армии — это наиболее общие архетипы, образы, символы и понятия, аккумулирующие в себе исторически накопленный российской армией социокультурный опыт, в системе которых военнослужащий России оценивает, осмысливает и переживает мир и войну, проблемы добра и зла, сводит в целостность все явления военной действительности, определяет свой облик, место и роль в системе социальных связей и отношений как внутри российского общества так и за его пределами.

Этот опыт формировался на протяжении тысячелетней истории России как типа цивилизации и государственности. Он выкристаллизовался к конкретных подвигах русских воинов, чьи имена стали символами-архетипами общественного и воинского самосознания в России: Святогор и Микула Се-лянинович, Илья Муромец и Пересвет, Александр Невский и Дмитрий Донской, A.B. Суворов и Ф. Ушаков, Иван Сусанин и Денис Давыдов, крейсер «Вараяг» и Брестская крепость-герой, Сталинградская битва и блокада Ленинграда, Зоя Космодемьянская и Карбышев.

В своих мировоззренческих универсалиях Россия, включающих в себя органически мировоззренческие универсалии своей армии, всегда представляла собой определенную альтернативу и Западу и Востоку. Россия - есть альтернативный Запад и Альтернативный Восток. По меткому выражению

155

B.C. Соловьева, Запад есть безбожное человечество, Восток — есть безчело-вечный Бог. Россия - воплощение Богочеловечества. В определенной степени можно утверждать, что и Россия как таковая выступает концентрированным выражением определенной универсальности, противостоящей и Западу и Востоку, и утверждая в себе альтернативу и тому и другому.

Специфика мировоззренческих универсалий российской армии заключается в четком позиционировании в системе духовно-нравственных координат в условиях войны на стороне жизнеутверждающих смыслов и идеалов, которые образуют основу целеполагания воинского служения российской армии.

В системе мировоззренческих универсалий можно выделить несколько уровней: уровень отдельной личности воина, содержащий совокупность базовых архетипов, образов, символов и понятий, определяющих его развитие; уровень армии в целом, совокупность базовых архетипов, образов, символов и понятий, определяющих её развитие как социальной группы в целом; уровень российского общества, включающей совокупность базовых архетипов, образов, символов и понятий, определяющих его развитие России в целом.

По своему содержанию мировоззренческие универсалии российской армии включают в себя мифологические, религиозные, философские компоненты мировоззрения и характеризуются направленностью на максимально объективные, всеобщие, реально-сущие, социально справедливые, духовно-нравственные, органические, миро- и жизнеутверждающие смыслы и их реализацию в пространстве войны и в деле сохранения мира и безопасности российского общества и человечества.

Мифологические компоненты мировоззренческих универсалий формируются в глубокой древности и включают в себя понятия высшего духовно-нравственного закона Роты, идеи славы, чести. Мировоззренческими универсалиями являются понятия рода, Родины, народа. Особенностью является также и тот факт, что и само название-имя Русь является мировоззренческой универсалией, уходящей своими корнями в тотемическое прошлое русского народа и воинства. В системе мировоззрения большую роль играют представления о свободе и загробной жизни, необходимость служения правде. Данную совокупность мировоззренческих Универсалии мифологического периода во многом связаны с образно-символической формой выражения.

В период Средневековой Руси формируется система мировоззренческих универсалий русского воинства на основе православия. В состав мировоззренческих универсалий входят понятия Бога-Личности, т.е. Христа, святости, соборности, воскресения, преображения, подвижничества идеи спасения, воинского служения, самопожертвования, государства как Катехона-Удерживающего, Москвы-Третьего Рима и др.

В XVIII веке формируется светская философская составляющая мировоззренческих универсалий российской армии, которая в определенной степени является противоречивой, в силу отражения противоположных миро- ) воззренческих и цивилизационных ориентаций различных социальных классов и групп России связанных в своем истоке с преобразованиями Петра Первого, в результате которых возникло две противостоящих друг другу субкультуры, выраженных философской и идеологической форме как противостояние западничества и славянофильства.

В послереволюционный период утверждается материалистическо-атеистическая система мировоззрения в которой основными универсалиями выступают Труд, Разум, Развитие, Прогресс, Коллектив, творческая личность. I

Определенный синтез всех компонентов мировоззренческих универсалий российского общества и армии формируется в годы Великой Отечественной войны, однако глубокого и всестороннего осмысления данного явления в послевоенные годы не происходит. Однако сама Победа становится символом сознания народов Советского Союза и сохраняет свое позитивное и объединяющее значения и на постсоветском пространстве, являясь одной из центральных мировоззренческой универсалий данного периода, синтетически вобрав в себя жизнеутверждающие мировоззренческие универсалии предыдущих культурно-исторических периодов.

Необходимо отметить, что в содержании мировоззренческих универсалий современной российской армии наблюдаются определенные кризисные явления, связанные с очередным историческим выбором России.

Несмотря на различия в генезисе и культурно-исторической динамике мировоззренческие универсалии характеризуются устойчивой преемственностью, благодаря чему российская армия сохраняет свою мировоззренческую идентичность, субъектность и позитивную историческую роль в отечественной и мировой социокультурной динамике, и напротив, отход от мировоззренческих универсалий вел к духовной деградации армии, потере военнослужащими смысложизненных, профессионально-этических и ценностных ориентаций.

Традиционно мировоззренческие универсалии российской армии в различные культурно-исторические периоды рассматриваются как сменяющие друг друга, но в перспективе цивилизационного подхода между ними просматривается довольно определенная преемственность и органическое единство.

Преемственность мировоззренческих универсалий российской армии определяется во многом интенцией (направленностью) познания и самопознания российской армии на объективно сущие, всеобщие, общезначимые, жизнеутверждающие смыслы, ценности и идеалы, разные грани которых раскрываются различными способами их постижения от мифологического до философского.

В то же время следует отметить, что исторические кризисы в России в определенной степени были связаны с мировоззренческими кризисами российского воинства и армии. Наиболее яркие из них: период феодальной раздробленности, Смутное время, гражданская война и современный этап.

Мировоззренческие кризисы следует рассматривать как следствие выпадение российской армии и обществ из универсума собственного исторического бытия, возвращение к которому ведет к восстановлению органичности и единства.

Основные направления противодействия разрушению мировоззренческой матрицы российского общества могут быть обозначены как в различных его сферах: экономической (противодействие направленности экономического сознания россиян лишь на потребительские ценности, борьба с духом наживы и стяжательства), политической (показ губительного воздействия на мировоззрение идеологии либерализма, выявление двойных стандартов со стороны западных государств в подходах к европейской безопасности), социальной (сосредоточение усилий и ресурсов на повышении качества жизни российских граждан, снижении уровня социального и имущественного неравенства населения, коренное улучшение демографической си-туаг{ии) и духовной, так и на различных уровнях (государственном, общественном, личностном).

Наиболее важной сферой социума в сохранении и развитии мировоззренческих универсалий является духовная сфера (в которой выделяются различные научные, религиозные, культурные, художественно-эстетические аспекты) являющаяся приоритетной для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично развивающейся современной культурой, создания системы духовного и патриотического воспитания граждан России.

В сфере науки для противодействия духовным угрозам и для защиты мировоззренческих ориентиров российского общества «Стратегия национальной безопасности РФ» требует направить силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества на осуществление гражданского воспитания новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога. История как научная дисциплина должна не только накапливать и интерпретировать исторические факты, но активно заниматься противодействием историческим фальсификациям, ведь сегодня наше общество по сути, оказывается в ситуации, когда мы должны отстаивать историческую истину и даже еще раз доказывать те факты, которые еще совсем недавно казались абсолютно очевидными. Педагогика большое внимание уделяет формированию патриотического воспитания как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Психология должна показывать возможности манипулятивного воздействия на сознание людей, раскрывать его общественно-опасный характер и деструктивные последствия, особенно для молодежи. Философия может и обязана показать необходимость сохранения в российском социуме его особых нравственных основ соборности, всеединства, выявленных русской философией, которые ориентированны на коллективное бытие, взаимопомощь, этику дол-жествования и служения своей стране. Кроме того, в этом отношении философия играет роль интегративного научного знания, позволяющего аккумулировать в единое целое различные мировоззренческие аспекты, имеющиеся в других науках для достижения кумулятивного эффекта не только для защиты собственных универсалий, но и для создания привлекательного и для других национальных и культурных общностей мировоззренческого продукта.

Важную роль в сохранении мировоззренческих универсалий играет религия, которая будучи одной из опор функционирования общества, имеет возможность эффективного воздействия на большие массы людей, способствует развитию всего разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения народов, а также развития межнациональных и меконфессио-нальных культурных связей.

В сфере культуры развитие мировоззренческих универсалий предполагает расширение доступа россиян к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства, содействие развитию культурного потенциала российского общества. Для укрепления мировоззренческих позиций следует активно использовать и художественные возможности искусства.

Проведенное исследование проблем, поставленных в диссертации, позволяет предложить ряд рекомендаций, выделенных в следующие группы:

1. Рекомендации, касающиеся дальнейшей теоретической разработки поднятой проблемы:

- необходимо дальнейшее углубленное, всестороннее изучение причин и особенностей мировоззренческих кризисов в культурно-историческом развитии России. Данные исследования помогут наиболее полно понять истоки зарождения и протекания мировоззренческих кризисов России, что позволит более точно спрогнозировать пути их преодоления в современных условиях;

- следует продолжить комплексное изучение основных культурно-исторических этапов формирования мировоззренческих универсалий российской армии, детального анализа их влияния на характер и состояние мировоззрения других социальных групп и российского общества в целом;

- необходимо дальнейшее комплексное изучение мировоззрения российской армии и общества как объекта поражения в современном социальном информационном и психологическом противоборстве между различными геополитическими и цивилизационными субъектами;

- следует обратить внимание на изучение негативных последствий на состояние российского общества и отдельных его элементов в случае усиления мировоззренческого кризиса современного российского общества и её армии или же его симулятивного характера;

- важно обратить внимание на дальнейшую оптимизацию отношений различных субъектов современного российского общества на основе осмысления и развития мировоззренческих универсалий, идеалов, ценностей и убеждений;

- предложенные идеи могут служить базой междисциплинарного исследования взаимосвязи в развитии современного российского общества и оптимизации мировоззренческого общества вообще с выходом на цивилиза-ционный уровень;

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Бурков, Федор Евгеньевич, 2009 год

1. Аверьянов В. Природа русской экспансии. М.: «Лепта-Пресс», 2003. -512 с.

2. Алексеев H.H. Русский народ и государство. М., «Аграф», 1998. - 640 с.

3. Андреева Е. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. -London: Overseas Publication Interchange Ltd, 1990.

4. Архиепископ Серафим (Соболев). Об истинном монархическом миросозерцании. // Сочинения. В 2 тт. СПб., 1994. - Т.1. С. 28-32.

5. Ахиезер A.C. Россия: критика исторического опыта. (Социокультурная динамика России). От прошлого к будущему. Изд. 3-е доп. М.: Новый хронограф, 2008. - 938 с.

6. Ахутин А. В. Поворотные времена / А. В. Ахутин. СПб.: Наука, 2005. -743 с.

7. Ашкеров А. Экспертократия. Управление знаниями: производство и обращение информации в эпоху ультракапитализма. М.: Издательство «Европа», 2009. - 132 с.

8. Баиов А.К. Суворов и будущая война // Российский военный сборник. Не числом, а уменьем. Военная система A.B. Суворова. М.: Русский путь, 2001. -616 с.

9. Барулин B.C. Российский человек в XX веке. Потери и обретения себя / Монография. СПб.: Алетейя, 2000. - 431 с.

10. Бенда Ж. Предательство интеллектуалов. М.: ИРИСЭН, Социум, 2009. -310с.

11. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, 1955 г. М.: Наука, 1990. - 224 с.

12. Бердяев H.A. Русская идея. // Бердяев H.A. Самопознание: Сочинения. М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков; Изд-во Фолио, 1999 - С. 11-248.

13. Бердяев H.A. Смысл истории // Бердяев H.A. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон+, 2002. С. 7-220

14. Бессонов В. Пропаганда и манипуляция как инструменты духовного порабощения // Идеология духовного подавления. М.: Политиздат, 1978. С. 17-18.

15. Бжезинский 36. Не опускать глаза перед русскими // Time. 14 авг. 2008. ИноСМИ.ги. http://www.inosmi.ru/stories/06/06/13/3482/243263.html

16. Битва за столицу // Сборник документов. От обороны к наступлению. — М., 1994. Т. 1.С. 130.

17. Булгаков С.Н. Карл Маркс как религиозный тип (Его отношение к религии человекобожия Л.Фейербаха). // Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб: Изд-во РХГИ, 1997. - С.51-70.

18. Буянов В. С. Научное мировоззрение: Социально-философский аспект. -М.: Политиздат, 1987. 208 с.

19. Величко A.M. Государственные идеалы России и Запада. Параллели правовых культур. СПб.: Издательство Юридического института (Санкт-Петербург). 1999. - 235 с.

20. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12 т. М.: Современник, 1986. Т. 1. Вставай страна огромная. С. 5-6.

21. Ветюков В.А. Меч, сокрытый в глубине вод: военная традиция средневекового Вьетнама. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005 -240 с.

22. Виймар П. Крестовые походы: миф и реальность священной войны. СПб.: Евразия, 2008.-383 с.

23. Военно-морская идея России. Духовное наследие Императорского флота. Российский военный сборник. Выпуск 11. М.: Военный университет. Общественный совет «300 лет Российскому Флоту». Русский путь, 1997. - 578 с.

24. Волков C.B. Русский офицерский корпус. М.:Воениздат, 1993. - 368 с.

25. Волков C.B. Трагедия Русского офицерства. М., 1999. - 382 с.

26. Вышеславцев Б. Русский национальный характер // Русский мир: Сборник. -М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. С. 621-641.

27. Гареев М. Какие вооруженные силы нужны России? // Отечественные записки. № 8. 2002. С. 65-76.

28. Гедеонов С. Варяги и Русь. В 2 частях. СПб., 1976. 568 с.

29. Гидиринский В.И. Русская идея и армия (философско-исторический анализ). Москва, 1997.-324 с.

30. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.: «Аграф», 1998.-416 с.

31. Горинов М.М. Зоя Космодемьянская // Отечественная история. 2003. -№1.

32. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. №422.

33. Громыко Н.В. Использование информационных технологий в качестве консциентального оружия // Альманах Восток. Вып. № 7-8 (31-32), июль-август 2005.

34. Громыко Ю. Консциентальное оружие как оно работает // www.dataforce.net/~metuniv/consor/Seminar/ygrom.htm

35. Громыко Ю. Оружие, поражающее сознание, что это такое? // www.dataforce.net/~metuniv/consor/gromO.htm

36. Громыко Ю. Оружие, поражающие сознание, что это такое? // Кому будет принадлежать консциентальное оружие в XXI веке? Приложение к журналу Россия - 2010. http://www.df.ru/~metuniv/consor/title.htm

37. Гумилев JI.H. "От Руси до России. Очерки этнической истории". М.: Танаис ДИ-ДИК, 1994. - 560 с.

38. Давыдов Д.В. Встреча с великим Суворовым (1793) // Давыдов Д.В. Дневник партизанских действий 1812 года. Дурова H.A. Записки кавалерист-девицы.-Д.: Лениздат, 1985.-С. 180.

39. Державин Н.С. Происхождение русского народа: великорусского, украинского, белорусского. М.: Политиздат, 1944. - С.3-151.

40. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. // Новые идеи в философии, № 1. СПб., 1912.

41. Дмитриев Ю. Правда о Зое. Репортаж-исследование с опозданием на четверть века // Труд. 1991. 29 ноября.

42. Долгий путь российского пацифизма. Идеал международного и внутреннего мира в религиозно-философской и общественно-политической мысли России. -М.: ИВИ РАН, 1997. 374 с.

43. Драгомиров А. «Наука побеждать» Суворова // Российский военный сборник. Выпуск 18. Не числом, а уменьем: Военная система А.В.Суворова. — М.: Военный университет, Русский путь, 2001 С.251-258.

44. Драгомиров М. Можно ли менять редакцию текста военной присяги // Разведчик. 1903. № 637.

45. Жовтис А. Уточнения к канонической версии // Аргументы и факты. 1991. №38

46. Зиновьев А. Русская трагедия. М.: Эксмо, 2008. - 608 с.

47. Зоя Космодемьянская: Героиня или символ? // Аргументы и факты. 1991. №43.

48. Ильин И. А. Путь к очевидности: Сочинения. — М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998. —912 с.

49. Ильин И.А. Что есть государство корпорация или учреждение? // Ильин И.А. О грядущей России: Избранные статьи. - М.: Воениздат, 1993. - С.21-26. Калашников М. Сломанный меч империи. - М.: Крымский Мост-9Д, Форум, 2000. - 560 с.

50. Какая армия нужна России? Взгляд из истории. Российский военный сборник. Выпуск 9. Москва: Военный университет. Ассоциация «Армия и общество», 1995. - 368 с.

51. Калашников М. Битва за небеса. М.: Крымский Мост-9Д, Форум, 2001. -800 с.

52. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. - 688 с.

53. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. Книга первая. От начала до Великой Победы. (Серия: История России. Современный взгляд). М.: Алгоритм, 2002. - 528 с.

54. Квицинский Ю.А. Генерал Власов: путь предательства. М.: Современник, 1999. - 320 с.

55. Керсновский А. Философия войны // Философия войны. М.: Изд. центр «АНКИЛ-ВОИН», «Российский военный сборник», 1995. С.11-17

56. Киселёв А. прот. Облик генерала А.А.Власова, 1978. Library of Congress Catalog Card No. 76-50910

57. Кичин В. Полумгла слепит глаза. Авторы сценария пытаются запретить готовый фильм //Российская газета. 1 дек. 2005.

58. Кодекс Бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. М.: Эксмо, 2007. - 432 с.

59. Кожинов В.В. История Руси и русского Слова. Современный взгляд. — М., «ЧАРЛИ», 1997.-528 с

60. Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М.: Алгоритм, 2002. -384 с.

61. Кожинов В.В. Победы и беды России. М.: Алгоритм, 2000. 448 с.

62. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й (1939 1964). - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. - 448 с.

63. Кожинов В.В. Россия. Век ХХ-й. (1901 1939). - М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002.-448 с.

64. Колоницкий Б.И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2001. - 350 с

65. Коняев Н.М. Власов. Два лица генерала. Жизнь, судьба, легенды. — М.: Вече, 2003.-464 с.

66. Кормина Ж. Воинская присяга: к истории одного перформатива // Неприкосновенный запас. — 2004. — №1(33).

67. Котенёв A.A., Лукьянов А.Е. Миросознание. М.: Наука-Пресс, 2002. -255 с.

68. Коупленд Н. Психология и солдат. М.: Воениздат, 1991. - 96 с.

69. Крашенинникова В. Америка Россия. Холодная война культур. Как американские ценности преломляют видение России. - М., Изд-во «Европа», 2007. - 392 с.

70. Кревельд М. Трансформация войны. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. -344 с.

71. Крупнов Ю.В. Кто такие русские? // www.p-rossii.ru/articles/stat29.phtml.htm).

72. Кураев А, дьякон. Перестройка в Церковь. Эскиз семинарского учебника миссиологии. -М., Центр библейско-патрол. исслед.: Alapa, 2009. -512 с.

73. Кутырёв В. А. Человеческое и иное: борьба миров. СПб.: Алетейя, 2009. - 264 с.

74. Кутырев В.А. Культура и технология: борьба миров. М.: Прогресс-Традиция, 2001.-240 с.

75. Кучма В.В. Военная организация Византийской империи. Научное издание. СПб.: Алетейя, 2001. - 426 е.;

76. Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.-512 с.

77. Леонтьев К.Н. Средний европеец как идеал и орудие всемирного разрушения // Леонтьев К.Н. Храм и Церковь. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. - С.427-492.

78. Леонтьев К.Н. Храм и Церковь. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. -636 с.

79. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Глобальная империя зла. М.: Крымский Мост-9Д, Форум, 2001. - 448 с.

80. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.: Мысль, 1993.-959 с.

81. Лотман Ю.М. «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Проблемы литературной типологии и исторической преемственности: Труды по русской и славянской филологии. 32: Литературоведение. Тарту, 1981 (Ученые записки ТГУ; Вып. 513).

82. Лэш К. Восстание элит и предательство демократии. М.: Издательство «Логос», Издательство «Прогресс». 2002. - 224 с.

83. Манягин В. Г. История Русского народа от потопа до Рюрика / В. Г. Ма-нягин. М.: Эксмо : Алгоритм, 2009. - 384 с.

84. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ООО «Издательство ACT», 2003.-526 с.

85. Махлаюк A.B. Солдаты Римской империи. Традиции военной службы и воинская ментальность. СПб.: Филологический факультет СПБГУ; Издательство «Акра», 2006. - 440 с.

86. Медведев недоволен вопросами ЕГЭ по истории войны // Газета.ги. http://www.gazeta.ru/news/lenta/ 2009/01/27/п1321926.shtml

87. Митрополит Иоанн (Снычев). Русь Соборная. Очерки христианской государственности. СПб.: Царское Дело, 1995.-251 с.

88. Морковчин В., Шур Э. Клубков, который назвал «Таню» Зоей // Известия. 2000. 2 февраля.

89. Москва прифронтовая. 1941-1942. Архивные документы и материалы. -М, 2001.-644 с.

90. Мусин А.Е. Milites Christi Древней Руси. Воинская культура русского Средневековья в контексте религиозного менталитета. СПб.: Петербургское востоковедение, 2005. 368 с.

91. Мяло К.Г. Между Западом и Востоком. Опыт геополитического и исторического анализа. М., 2003.

92. Мяло К.Г. Русский: универсализм и национальные интересы // Мяло К.Г. Между Западом и Востоком. Опыт геополитического и исторического анализа. М., 2003. - С. 111-117.

93. Назаров М.В. Тайна России. Историософия XX века. М.: Альманах «Русская идея» (вып. 6), 1999. - 736 с.

94. Нарочницкая Н. А. Россия и русские в современном мире. -М.: Алгоритм, 2009.-416 с.

95. Нарочницкая H.A. За что и с кем мы воевали. М.: «Минувшее», 2005. -80 с.

96. Нарочницкая H.A. Россия и русские в мировой истории. М.: Междунар. отношения, 2003. - 536 с.

97. Науменко В!Г. Великое предательство. Казачество во второй мировой войне. СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 448 с.

98. Неретина С. С. Верующий разум. К истории средневековой философии. Архангельск, 1995.

99. Неретина С. С. Слово и текст в средневековой культуре. Концептуализм Петра Абеляра. М., 1994.

100. Неретина С., Огурцов А. Пути к универсалиям. СПб.: РХГА, 2006. - 1000 с.

101. Неретина С.С. Верующий разум. К истории средневековой философии. -Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета, 1995. — 368 с.

102. Новоселова Е. Мазепа-фест. Что собираются праздновать на Украине в юбилей Полтавской битвы? // Союз. Беларусь-Россия. №397. - 12 марта 2009.

103. Нольте Э. Европейская гражданская война 1917-1945 гг. Национал-социализм и большевизм. М.: Логос, 2003. - 528 с.

104. Огневая подготовка российских военных намного выше грузинских // РИА Новости, http://www.rian.ru/defensesafety/20080818/150467787-print.html

105. Огнестрельное оружие в свободную продажу? ФОМ. http://bd.fom.ru/report/ whatsnew/d081924

106. Олейник А. Тайна лагеря Бадабера // Красная Звезда. 1990. - 21, 24, 25, 26 июля.

107. Ортега-и-Гассет X. Восстание масс. М.: ACT, 2008. - 347 с.

108. Оруэлл Дж. Вспоминая войну в Испании // «1984» и эссе разных лет. М., 1989.-С. 255.

109. Остин Дж. Л. Слово как действие // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVII. М., 1986. С. 66-67.

110. Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М.: Алгоритм, 2002. - 496 с.

111. Петухов Ю. Д. Суперэтнос русов: от мутантов к богочеловеку. Сверхэволюция и Высший Разум Мироздания. М.: РИПОЛ классик, 2006. -576 с.

112. Петухов Ю.Д. «Сверхэволюция и Высший Разум Мироздания. Суперэтнос Русов: от мутантов к богочеловечеству». М.; «Метагалактика», 2005.-512 с.

113. Петухов Ю.Д. Тайны древних русов. М.: Вече, 2001. - 432 с.

114. Пивоваров Ю.С. Истоки и смысл русской революции // В поисках теории российской цивилизации: памяти A.C. Ахиезера М.: Новый хронограф, 2009. - С. 23-49.

115. Поппер К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. -448 с.

116. Приказ №400 МО РФ «О награждении деньгами офицеров Вооруженных Сил Российской Федерации», http://www.mil.ru/849/11873/1062/1347/18-16/13139/ index.shtml?id=50793

117. Присяга под знаменем. СПб., 1895.

118. Проверим алгеброй мировую дисгармонию. Беседа с В.А. Лефевром // Кентавр. -2003. -№31. С. 64-66.

119. Режиссер резал нашу правду и добавлял много своей лжи. Сценарист Игорь Болгарин о том, почему он попросил убрать свою фамилию из титров фильма «Полумгла» // Новая газета. - №66. - 8 сент. 2005.

120. Решин Е.Г. Генерал Карбышев. М. ДОСААФ, 1987. - 317 с.

121. Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты: Энц. словарь / Ред. кол.: Мчедлов М. П. и др.; Авт. кол.: Андреев А. Л. и др. — М.: Республика, 2001. — 544 с

122. Российское законодательство Х-ХХ вв. в 9 т. / Отв. ред. А.Г.Маньков. -М.: Юридическая литература, 1986. Т.4. С. 327-328.

123. Русская идентичность на постсоветском пространстве. М., ИнфоРос, 2008. -140 с.

124. Русские сломили грузин силой духа // Дни.ги http://www.dni.ru/polit/ 2008/8/48/ 147533.html

125. Русский Корпус на Балканах. 1941-1945 гг. / Под ред. Д.П. Вертепова. -М.: Вече, 2008.-427 с.

126. Русский мир: Сборник. М.: Изд-во Эксмо; СПб.: Terra Fantastica, 2003. -864 с.

127. Русский народ: Терминология, исследования, анализ / Сост. Андреев А.Р., Кривошеев В.Д., Круговых Н.Э. Жуковский; М.: Кучково поле; Полиграфические ресурсы, 2001. - 384 с.

128. Сахаров А.Д. Воспоминания. В 3 т. М.: Из-во Время, 2006. Т. 1. С. 57.

129. Силаев А. Г. Истоки русской геральдики/ А. Г. Силаев. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 240 с.

130. Синицын А.Ю. Самураи рыцари Страны восходящего солнца. История, традиции, оружие. - СПб., Издательство «Паритет», 2007. — 352 с.

131. Смыслов О.С. «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова. М.: Вече, 2004. - 506 с.

132. Совершенно секретно! Только для командования! // Стратегия фашистской Германии в войне против СССР. Документы и материалы. М.: Воениздат, 1967. - 752 с.

133. Соколов В. В. Средневековая философия: Учеб. Пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. М.: Высш. школа, 1979. - 448 с.

134. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 37 // Независимое военное обозрение. 2009. - 15 мая. http://nvo.ng.ru/ concepts/2009-05-15/4strategy 1 .html

135. Суворов В. Тень Победы. М.: Сталкер, 2005. - 384 с.

136. Толстой Л.Н. Война и мир // Собр. соч. в 22 т. -М., 1980. Т. 6. С. 52-53.

137. Тоффлер Э., Тоффлер X. Война и антивойна. М.: ACT, 2005. - 416 с.

138. Троицкий Е.С. Что такое русская соборность? М., 1993. - 104 с.

139. Тютчев Ф.И. Россия и Запад. М.: Культурная революция; Республика, 2007. - 574 с.

140. Уайтхед А. Избранные работы по философии. М.: Прогресс, 1990. - 720с.

141. Успенская Е. Н. Раджпуты: рыцари средневековой Индии. СПб.: Евразия, 2000.-384 с.

142. Ухтомский A.A. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. - 448 е.; Ухтомский A.A. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. - СПб.; Петерб. писатель, 1996. - 528 с.

143. Фукуяма Ф. Наше постчеловеческое будущее: Последствия биотехнологической революции. М.: ООО «Издательство ACT»: ОАО «ЛЮКС», 2004. - 349 с.

144. Хренов Н. А. Кино: реабилитация архетипической реальности. М.: Аграф, 2006. - 704 с.

145. Шафаревич И.Р. Русский народ в битве цивилизаций. М.: Изд-во Эксмо, 2003.-448 с.

146. Шифферс Е. Излечиться от бреда // Российское аналитическое обозрение. -№1.- 1995.

147. Шкурлатов Р. Последнее па Пешаварского вальса // Братишка. — 2006. — июль.

148. Шпидлик, о. Томаш. Русская идея: иное видение человека. — СПб.: «Издательство Олега Абышко», 2006. 464 с.

149. Штеенберг С. Генерал Власов. М.: Эксмо, 2005. - 320 с.

150. Штрик-Штрикфельдт В.К. Против Сталина и Гитлера. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. Париж: Издательство: Посев, 1993.

151. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., Издательство «Ренессанс», 1991. — 304 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.