Мировоззрение и образ жизни крестьян в 1920-х гг.: на материалах Урала тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Воробьева, Анна Леонидовна

  • Воробьева, Анна Леонидовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2007, Екатеринбург
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 228
Воробьева, Анна Леонидовна. Мировоззрение и образ жизни крестьян в 1920-х гг.: на материалах Урала: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Екатеринбург. 2007. 228 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Воробьева, Анна Леонидовна

Введение.

Глава 1. Историческая литература и проблемы источниковой базы изучения мировоззрения и образа жизни крестьян Урала 1920-х гг.

1.1. Мировоззрение крестьян в исторической литературе

1.2. Проблемы источниковой базы исследования мировоззрения крестьян.

Глава 2. Традиция и модернизация в мировоззрении и образе жизни уральского сельского населения.

2.1. Изменения в повседневной жизни крестьян под воздействием государственной политики.

2.2. Взгляды крестьян на сельскохозяйственный труд и общественно-политическую работу.

2.3. Взгляды крестьян на социальные различия, положение женщины в сельском обществе 1920-х гг.

2.4. Православные традиции и антиклерикализм в религиозном сознании крестьян.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мировоззрение и образ жизни крестьян в 1920-х гг.: на материалах Урала»

В последнее время в исторической науке возрос интерес к изучению социальных проблем развития общества, особенно к исследованию повседневной жизни людей, которое позволяет заглянуть в глубины народной жизни, расширить границы предмета исследования.

Конкретно-исторические исследования, предметом которых станут социально-психологические явления, будут способствовать эффективному реформированию аграрного сектора экономики. Современные ученые убедительно отстаивают тезис о том, что успешность реформ любого уровня во многом определяется и социально-психологическими факторами1. Опыт реформ, который приобрела наша страна в 1990 - начале 2000-х гг. показал, что осуществление назревших, жизненно важных социальных преобразований может оказаться под угрозой при отсутствии соответствующих мировоззренческих предпосылок, равнодушии или негативном отношении к общественным новшествам со стороны масс населения. Для эффективного продолжения реформирования современной экономики необходимо четко представлять особенности мировоззрения и социально-психологических аспектов образа жизни населения страны, причем с учетом региональной специфики.

Особый интерес представляют 1920-е гг., когда наряду со старыми традициями в повседневной жизни российской деревни стали появляться черты нового уклада, стало меняться сознание крестьян, система отношений, вырабатывались новые мировоззренческие ориентиры.

Именно к этому периоду восходят истоки психологии современного российского гражданина, так как большинство жителей нашей индустриальной, урбанизированной страны, 73 % населения которой живет в городах (из них 45 % в больших городах), по-прежнему частично ведут

1 Шарнин, Т. Крестьянства нет, крестьянский вопрос есть /Т. Шанин // Политический журнал. - 2005. - № 12. сельский образ жизни и являются носителями крестьянской или полукрестьянской психологии1.

Актуальность специального изучения изменений, происходивших в образе жизни и мировоззрении крестьян в 1920-х гг. обуславливается также тем обстоятельством, что долгое время при изучении истории советского периода преобладала недооценка аспектов повседневности, в результате чего во многих трудах история приобретала «обесчеловеченный» характер. Многие аспекты повседневной истории основной массы населения нашей страны до сих пор являются не изученными.

Актуальность темы диктует цели и задачи диссертационного исследования. Его цель состоит в том, чтобы выявить изменения в образе жизни и мировоззрении сельских жителей Уральского региона 1920-х гг., возникающие под воздействием государственной политики.

Поставленная цель достигается путем решения комплекса задач:

- рассмотреть степень изученности в исторической литературе проблем образа жизни и мировоззрения крестьянства 1920-х гг., в том числе и на материалах уральской историографии, выявить наиболее сложные, проблемные моменты в исследованиях такого рода;

- дать анализ источников, опираясь на которые возможно изучение образа жизни и мировоззрения социальных групп давно ушедших эпох. Показать значение различных групп источников для изучения мировоззренческих основ социальной психологии;

- выявить специфику внедрения новаций (таких как, новые советские праздники, советские просветительские учреждения, комсомольское и пионерское движение) в образ жизни крестьянства Уральской области 1920-х гг., определить отношение крестьян к указанным новшествам;

- исследовать особенности бытового уклада крестьянского социума 1920-х гг.; Нефедова, Т. Сельская Россия на перепутье: Географические очерки / Т. Нефедова. - М., 2003. - СЛ. 4 дифференцировать особенности взглядов крестьян на сельскохозяйственный труд, общественную работу, социальные различия в зависимости от возрастных, половых, социальных особенностей; охарактеризовать положение женщины-крестьянки в сельском социуме, показать ее роль в укреплении прежних традиций и модернизации жизни Уральской деревни 1920-х гг.;

- охарактеризовать тенденции в развитии религиозных воззрений, как основного элемента духовной культуры крестьян.

Хронологические рамки исследования включают период с 1921 г. по 1929 г. В эти годы действовали законы новой экономической политики, в основном применялись экономические, а не административно-командные методы управления и воздействия на крестьянство. Начальная грань исследования - март 1921 г., X съезд РКП (б), провозгласивший переход от военного коммунизма к НЭПу. Конечная - ноябрь 1929 г., Пленум ЦК ВКП (б), после которого началась массовая коллективизация.

Территориальные рамки. Урал, как и в настоящее время, в 1920-е гг. являлся одним из крупнейших регионов страны. В исследуемый период здесь проживало более 10 млн. чел., что составляло около 7% населения СССР и более 11% - РСФСР1. В нашей работе мы изучаем крестьянство Уральской области, организованной в ноябре 1923 г. (в случаях, когда анализируется период до декабря 1923 г., территориальные рамки ограничиваются границами Пермской, Екатеринбургской, Челябинской, Тюменской и Уфимской губерний).

Объект исследования - уральское крестьянство в 1920-е гг.

Предмет исследования - проявление традиций и новаций в образе жизни и мировоззрении крестьянства Уральской области, появившиеся под воздействием государственной политики в 1920-х гг.

Для осмысления предмета нашего исследования необходимо раскрыть суть всех понятий, включенных в его формулировку. Традицию можно

1 ГАСО.-Ф. 239. - Оп.1. - Д. 11.-Л. 6. определить, как передачу социального и культурного наследия, сохранение его в определенном сообществе, социальной группе в течение длительного времени1. Новация - нововведение, определенная стадия процесса социального изменения2. Под крестьянством мы понимаем социальную группу земледельцев, проживающих в деревне и занимающихся сельскохозяйственным трудом3.

Термин «мировоззрение» имеет различные толкования. В частности, наиболее распространено такое определение: мировоззрение это - система взглядов на мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации4.

Выделяют три основных типа мировоззрения: житейское (обыденное) мировоззрение, в котором отражаются представления здравого смысла, традиционные взгляды о мире и человеке; религиозное мировоззрение, связанное с признанием сверхъестественного, мирового начала и философское мировоззрение, в котором обобщается опыт духовного и практического освоения мира. Носителем мировоззрения может быть как отдельная личность, так и социальная группа5.

Важно отметить, что мировоззрение имеет огромный практический смысл, влияя на нормы поведения, жизненные стремления, интересы, труд и быт людей, в конечном счете, на их образ жизни. В связи с чем, необходимо обозначить термин «образ жизни», который применяется в социальных науках для характеристики условий и особенностей повседневной жизни людей в том или ином обществе.

Образ жизни охватывает все существенные сферы деятельности людей: труд, формы его социальной организации, быт, формы использования

1 Социология: Учебник для вузов / Ю. Г.Волков, И.В. Мостовая - М., 1999. - С. 424.

2 Социология. Основы общей теории: Учебное пособие / Г.В. Осипов, Л.И. Москвичсв, A.B. Кабыша [и др.]. -М„ 1996.-С. 322.

3 Словари по общественным наукам [Электронный ресурс]: www. Глоссарий.ру

4 Социологический энциклопедический словарь / Рсд.-координатор Г.В. Осипов. - М., 1998

5 Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. - M., 1991. - Т. 1. - С. 814-815. 6 людьми своего свободного времени, их участие в политической и общественной жизни, формы удовлетворения их материальных и духовных потребностей, вошедшие в повседневную практику нормы и правила поведения. Поэтому на образ жизни сказываются не только экономические отношения, но и общественно-политический строй, культура и мировоззрение людей. В свою очередь образ жизни людей оказывает решающее влияние на их образ мыслей, мировоззрение.

Учитывая, что понимание образа жизни достаточно широко, мы сознательно ограничили круг исследовательских задач изучением социально-психологической стороны образа жизни, как специфики межличностных отношений. Оставив в стороне весь комплекс вопросов, связанный с материальной культурой и экономическим развитием крестьянства в этот период времени (хозяйственные постройки, сельскохозяйственные орудия, одежда и пр.). В работе сконцентрировано внимание на изучении историографического опыта изучения социально-психологической стороны образа жизни и мировоззрения крестьян, источниковедческих основ подобного исследования; изучении повседневных интересов крестьян, дифференцированию их отношения к общественной работе, сельскохозяйственному труду, религии, бедности и богатству в зависимости от возрастных, половых, социальных особенностей. В то же время, не все из указанных проблем раскрыты нами в равной степени в силу того, что исследовательское пространство широко, и не все существующие источники одинаково репрезентативны.

Образ жизни и мировоззрение сельского населения непосредственным образом проявляются в их повседневной жизни, в связи с чем, теоретико-методологической базой диссертационного исследования мы называем теорию повседневности.

История повседневности - отрасль исторического знания, в центре внимания которой находится комплексное исследование образа жизни и его изменений у представителей разных социальных слоев, их поведения и эмоциональных реакций на жизненные события, возможное при использовании междисциплинарных связей с этнологией, социологией, психологией.

Предмет истории повседневности - анализ эмоциональных реакций, переживаний отдельных людей в связи с тем, что его в быту окружает. В центре внимания историка повседневности не просто быт, но жизненные проблемы и их осмысление теми, кто жил до нас'.

Основателями теории повседневности по праву считаются Э. Гуссерль, А. Шютц. Ученые в своих трудах высказали, что в своих исследованиях историк должен отказаться от восприятия «мира, в котором мы живем», как «пред-данного» и сосредоточиться на анализе «мира человеческой непосредственности»: стремлений, фантазирования, сомнений, реакций на непосредственные частные события .

В то же время, истоки теории повседневности восходят к общетеоретическим постулатам школы «Анналов», теоретиками которой по праву считаются французские историки М. Блок и Л. Февр. Они предложили видеть в реконструкции «повседневного» элемент воссоздания истории в ее целостности. Исследователи школы «Анналов» считали, что основное содержание истории - повседневность то, что и составляет жизнь человека. «Люди, оказавшись в той или иной конкретной экономической или политической ситуации, будут вести себя не адекватно требованиям законов производства и даже не в соответствии с политической целесообразностью, но, прежде всего в зависимости от картины мира, которая заложена культурой в их сознание, от своего психического состояния»3.

В последствие историки, работающие в этом направлении сформировании некое «поле» историко-антропологических исследований, на котором рядом расположены (и часто пересекаются) такие направления:

1 Пушкарева, Н.Л. Предмет и методы изучения «История повседневности» / Н.Л. Пушкарева // Этнографическое обозревание. - 2004. - № 5. - С. 13.

2 Пушкарева, Н.Л. Указ. соч. - С. 14.

3 Гуревич, А.Я. О кризисе современной исторической науки / А.Я. Гуревич // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3.-С. 25. историческая антропология, история ментальностей, микроистория, история повседневности, новая культурная история1.

Внутри каждого из этих направлений выработаны собственные исследовательские программы. Однако для всех видов антропологической истории характерен перенос акцента исследования государственных институтов, экономических структур, больших «воображаемых» общностей (класс, нация и т.д.) - на изучение микромиров, взаимодействия людей в небольших группах, стратегий поведения индивидов и семей; а также переход от описания «исторических моментов» и громких событий к анализу рутины и повседневности.

Особую популярность в нашей стране получило детище школы «Анналов» - история ментальности (почему-то более употребительной у нас стала немецкая форма этого слова: «менталитет»). «Слово mentalite, означающее ключевое понятие, вводимое Февром и Блоком в историческую науку, считается непереводимым на другие языки (хотя в английском есть слово mentality). Его действительно трудно перевести однозначно. Это и «умонастроение», и «мыслительная установка», и «коллективные представления», и «воображение», и «склад ума». Но, вероятно, понятие «видение мира» ближе передает тот смысл, который Блок и Февр вкладывали в этот термин, когда применяли его к психологии людей минувших эпох»2.

В современных отечественных исследованиях «менталитет» чаще всего понимают как совокупность представлений, воззрений, «чувствований» общности людей определенной эпохи, географической области и социальной среды, особый психологический уклад общества, влияющий на исторические и социальные процессы3. В.А. Шкуратов обращает внимание на то, что менталитет объективирован в памятниках культуры4. А.Я. Гуревич, А.В.

1 Кромм, М.М. Историческая антропология: Пособие к лекционному курсу / М.М. Кромм. - СПБ., 2000.

2 Гуревич, А.Я. Исторический синтез и школа «Анналов» / А.Я. Гуревич. - М., 1993. - С. 68.

3 Пушкарев, Л.Н. Что такое менталитет / Л.Н. Пушкарев // Отечественная история. - 1995. - № 3; Шкуратов В.А. Психика. Культура. История. / В.А. Шкуратов. - Ростов-на-Дону, 1990. - С. 100.

4 Шкуратов, В.А. Указ. соч. - С. 101.

Петровский подчеркивают, что менталитет выражает повседневный облик коллективного сознания, не отредактированного и не систематизированного1.

И.Г. Дубов отметил, что содержание понятия «менталитет» определяется, прежде всего, теми знаниями, которыми владеет изучаемая общность. Совместно с верованиями знания составляют представления об окружающем мире, которые являются базой менталитета, задавая вкупе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, характеризующую данную общность2.

Другое понимание истории повседневности превалирует в трудах теоретиков и практиков микроистории: Э. Генди, X. Медика, Ж. Ревеля. В центре интересов историка данного направления - поступки личностей или единичные события3. Итальянские представители данного направления (К. Гинзбург, Д. Леви и др.) считали достойным внимания науки не только распространенное, но единственное, случайное и частное в истории, будь то индивид, событие или происшествие.

Неразрывно связана с микроисторией «новая культурная история», которая изучает социально-психологическую, культурную сторону исторического процесса. Историки этого направления (JI. Хант, Р. Дарнтон, в России - Л.П. Репина, В.В. Зверева и др.) стремятся познать индивидуальные и коллективные представления и символы; интересы, потребности, идеалы и ценности, отдельного человека и сознание целого общества; практику повседневных отношений, быт, поведение людей4.

Следует отметить, что реконструкция повседневной жизни людей неизбежно ставит ряд методологических проблем, которые связаны со

1 Гуревич, А.Я. Смерть как проблема исторической антропологии / А.Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. - 1989. - С. 115; Петровский, A.B. Менталитет / A.B. Петровский // Российская психологическая энциклопедия. - М., 1994. - С. 312.

2 Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. - 1993. -№ 5. - С. 22.

3 Лсви, Дж. К вопросу о микроистории / Д.К. Леви // Современные методы преподавания новейшей истории: Материалы из цикла семинаров при поддержке TACIS. - М., 1996. - С. 172.

4 Уварова, H.A. Новые тенденции изучения крестьянства России конца XIX - начала XX вв. в зарубежной историграфии / H.A. Уварова // Ярославский педагогический вестник. - 2005. - № 9. - С. 360.

10 сложностями обобщения и оценок многообразных, часто взаимоисключающих данных, раскрывающих внутреннюю неоднородность и изменчивую динамичность хода повседневной жизни. Отдельные ее детали не могут автоматически свидетельствовать об исторической реальности. Исследовательский процесс должен обязательно сопровождаться реконструкцией отдельных элементов в единую систему их взаимосвязей. Поэтому при изучении повседневности необходимо безусловное сочетание различных методов исторического исследования.

В связи с чем, помимо традиционных для любого исторического исследования методов (историко-сравнительный, историко-системный, проблемно-хронологический, методов логического и статистического анализа, графических методов предоставления данных) в работе используются: метод вчитывания в текст, размышлений об обстоятельствах высказывания запечатленных в нем идей и оценок, проникновения во внутренние смыслы сообщаемого, учета недоговоренного и случайно прорвавшегося. В работе также использовался статистический анализ тематики (проблематики) выявленных нарративных источников, контент-анализ, когда в собранном однородном материале (записях судебных процессов, письмах и т.п.) выделяются отрывки текста (секвенции), которые структурируются по темам и в дальнейшем формализованный материал подвергается новому анализу с точки зрения повторяемости встреченной информации.

В нашем диссертационном исследовании помимо теоретико-методологичеких постулатов истории повседневности мы опираемся на положения модернизационной теории. Так как цель диссертационного исследования - изучение изменений в образе жизни и мировоззрении крестьянства под воздействием государственной политики, заставляет учитывать неразрывную связь изменений в мировоззрении и образе жизни уральского крестьянства с теми модернизационными переменами, которые происходили в это время в политической, экономической, культурной и других сферах жизни советского общества.

В частности, теоретико-методологическая основа работы базируется на нескольких принципах. Основным из них является социокультурный, позволяющий раскрыть повседневную жизнь крестьян как результат сложного переплетения технических, экономических, политических, религиозных и других социальных факторов. Принцип объективности ориентирован на всесторонний анализ исторических событий и явлений, привлечение к исследованию разнообразных по происхождению и содержанию источников. Исходя из данного принципа предусматривалось формирование необходимой документальной базы исследования, критический анализ фактов, создающих условия для реконструкции повседневной жизни, максимального приближения ее к исторической действительности.

Научная новизна исследования связана с выбором ее теоретической основы - истории повседневности, как отрасли исторического знания, позволяющей выявить не только жизненные проблемы, но и их осмысление рядовыми участниками исторического процесса. В диссертационном исследовании впервые в историографии на основе разнообразного комплекса источников и с использованием новейших методов исторических исследований предпринимается попытка изучить изменения в образе жизни и мировоззрении крестьян Уральской области 1920-х гг., проследить моменты сохранения традиционного бытового уклада и проявления новаций в образе жизни, выявить реакцию крестьянства на мероприятия, проводимые государственной властью.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории российского крестьянства, при чтении лекционных спецкурсов по истории Урала, а также при написании учебных и методических пособий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Воробьева, Анна Леонидовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное в рамках диссертационной работы исследование позволило на материалах Урала проанализировать изменения в мировоззрении и образе жизни крестьянского социума, происходившие в 1920-е гг. под воздействием государственной политики.

Историографический анализ данной тематики, проведенный в рамках первой главы, свидетельствует, что в настоящее время в исторической науке сложился интерес к социальным проблемам развития общества, к «истории повседневности». Долгое время исследователи различных исторических школ Советской эпохи концентрировали внимание на экономических процессах и классовой борьбе, в то время как внутренние побудительные мотивы человеческой деятельности в конкретной исторической реальности оставались за пределами исследований. Тем не менее, как советской, так и современной историографией накоплен богатый материал по истории культуры, быта, традиционного крестьянского образа жизни, трудовой этики, религиозному сознанию и т.д. В то же время, работы, посвященной изучению мировоззрения и образа жизни крестьян Урала до сих пор нет.

В рамках первой главы исследования также изучены проблемы источниковой базы заявленной проблемы. Проанализированы фонды двух центральных и пяти местных архивов. А также многочисленные опубликованные справочные и информационные материалы органов официальной власти.

Для решения отдельных исследовательских задач привлекались материалы архива административных органов (УГААОСО), где хранятся тысячи дел репрессированных крестьян. В качестве источника привлекались материалы ОГПУ, как опубликованные в специальных сборниках, так и архивные материалы, хранящиеся в фондах Уралбюро ЦК.

Определенные выводы об изменениях взглядов сельчан можно сделать изучив результаты различных обследований, проводившихся в 1920-е гг. партийными организациями Урала, и хранящихся в фондах Свердловского обкома ВКП(б) (ф.4.); Уралбюро ЦК (ф. 1494), Свердловского областного комитета ВЛКСМ (ф. 61.).

Особо ценными, в плане изучения мировоззрения социальной группы, всегда считались источники личного происхождения. В первую очередь, это письма. Мы изучили как опубликованные письма (Крестьянская газета), так и не опубликованные письма крестьян, направляемые в адрес указанной газеты, хранящиеся в фондах РГАЭ. Статистический анализ тематики выявленных писем позволил сформулировать наиболее интересные и волнующие крестьян проблемы, а сравнение полученных данных с данными других источников позволил выявить наиболее типичные ситуации и явления, характерные для социальной психологии крестьян.

В ходе исследования были изучены дошедшие до нас отрывочные воспоминания современников, и имеющиеся в фондах краеведческих организаций, и в фондах Крестьянской газеты фольклорные данные. Прочувствовать «дух времени» дает возможность периодическая печать того времени.

Проанализированы материалы «Крестьянской газеты» и пяти областных журналов. Нами был проведен статистический анализ публикаций по религиозной тематике, статистический анализ тематики опубликованных здесь писем. Большой информационный материал содержат в себе фонды редакции данной газеты. Так, в результате изучения отчетов отдела писем «Крестьянской газеты» составлена динамика писем-запросов, полученных редакцией за 1927-1929 гг., в результате такого анализа, и сопоставления данных с информацией, полученной от других источников, выявлены наиболее злободневные для крестьян темы.

В многочисленных публикациях как местных, так и центральных журналов и газет мы встречаем рассказы о радостях, бедах и чаяниях сельчан того времени. Причем идеологическая направленность, характерная для СМИ, помогла нам сформировать социально-психологический портрет человека, востребованный новой советской властью, так как именно посредством публикаций в газетах (в первую очередь газетах!) власти формировали новые, социально одобряемые образцы поведения, стереотипы, традиции, настроения и т.п.

В связи с тем, что проблематика повседневности очень широка, проведенный историографический анализ позволил сконцентрировать внимание на недостаточно исследованных проблемах жизненного мира крестьян Урала в 1920-х гг. В качестве основных проблем был выделен круг исследовательских задач, связанный с изучением социально-психологической стороны образа жизни, как специфики межличностных отношений. Мы сознательно оставили в стороне весь комплекс вопросов, связанный с материальной культурой и экономическим развитием крестьянства в этот период времени (хозяйственные постройки, сельскохозяйственные орудия, среда обитания, труд, отдых, одежда и пр.). В работе сконцентрировано внимание на изучении изменений, происходивших в повседневных интересах крестьян, в связи с внедрением в сельскую жизнь различных Советских новаций, таких как: многочисленные общественные объединения и организации (сельские советы, общества долой неграмотность, комитеты крестьянской взаимопомощи, женотделы, избы-читальни, народные дома и проч.), новые советские праздники, традиции, стереотипы поведения.

При рассмотрении мировоззрения и образа жизни крестьян, мы опирались на положение, что в основе их образа жизни лежит земледельческий труд, который является признаком, характеризующим крестьянина как человеческий тип, определяющий отношение к различным явлениям окружающей действительности.

Войны и революции пагубно сказались на состоянии крестьянских хозяйств. В начале 1920-х гг. сложная ситуация с продовольственным снабжением влияла на все стороны повседневной жизни и настроения крестьян. В частности, в 1921-1923 гг. в период интенсивных сельскохозяйственных работ в деревне не созывались общегражданские собрания, прекращалась активная деятельность делегаток женотделов. Если собрания и проводились, то их посещаемость была низкой, а круг обсуждаемых на них вопросов ограничивался тематикой, связанной с сельскохозяйственными работами.

В начале 1920-х гг. крестьянине проявляли активности в поддержке мероприятий государственной власти по ликвидации безграмотности и повышению культурного уровня жителей села. Крестьяне занятиям в школах ликвидации безграмотности предпочитали сельскохозяйственные работы. В то же время, проведенный анализ позволяет определить некоторые наметившиеся изменения в повседневной жизни деревни:

Начиная с 1923-1924 г. в целом по стране, и на Урале в частности, экономическая ситуация налаживается. Изменения происходили и в государственной политике по отношению к деревне. В новых условиях сельчане оказали поддержку компании по ликвидации неграмотности, распространении газет и книг в деревни, однако доминирование традиционных крестьянских представлений о главенствующем значении для жизни знаний и умений только в области сельского хозяйства являлись факторами, выступающими тормозом в распространении грамотности, наряду с нехваткой материальных средств на содержание сельских школ.

Молодежь, сельские активисты активно участвовали в работе просветительских учреждений (пункты ликвидации безграмотности, избы-читальни). Среди данных групп крестьян начинает формироваться политически и общественно активный слой. Тогда как пожилое сельское население приступало к изучению азов грамотности настороженно, не отступая от традиционных канонов сельского мировоззрения.

Крестьяне поддержали введение новых советских праздников: День 9 января («Кровавое воскресенье»), День свержения самодержавия, День Парижской Коммуны, День Интернационала, День Пролетарской революции,

День Урожая, и активно принимали участие в них. Однако формы и методы проведения Советских праздников зачастую носили традиционный характер.

Появление в деревне юношеских общественно-политических организаций тоже привносило изменения в повседневную жизнь сельской молодежи. Членство в такой организации обязывало читать политическую агитационную литературу, участвовать в организации общественно-политических мероприятий (собрания, советские праздники и пр.). Однако изменения носили формальный характер. Комсомольские собрания сопровождались распиванием спиртного и драками, их посещаемость во второй половине 1920-х гг. была не высокой. Свободное время сельские активисты проводили в традиционных формах: вечерки, танцы, гуляния, которые тоже сопровождались употреблением спиртных напитков.

В 1920-е гг. крестьяне проявляли интерес к внедрению в сельское хозяйство агрономических новаций. Однако этот процесс сопровождался и негативными последствиями: выражением недовольств и протеста в письмах со стороны крестьян, сокращением посевов, дроблением хозяйств, отказом от внедрения новых орудий, различных сельскохозяйственных культур и пр.

Причины указанных явлений различны, во-первых, это грубые и насильственные, административно-карательные действия представителей государственных властей по отношению к крестьянам, особенно к их зажиточной категории. Во-вторых, сохранение традиционных установок сельчан, согласно которым новшества, не приносившие выгоды хозяйству земледельца, и ни каким образом не улучшавшие качества жизни, сельчане блокировали. Эти же причины повлияли и на отношение крестьян к коллективным хозяйствам, к которым в течение 1920-х гг. не проявляли активного интереса.

1920-е гг. стали поворотным временем в изменении межличностных взаимоотношений сельского социума. Государственные преобразования в социально-экономической сфере изменили не только количественное соотношение бедных и богатых в деревне, но и специфику социальных взаимоотношений между данными категориями крестьян. Налоговая реформа середины 1920-х гг. усилила социальный антагонизм между бедными и богатыми, вызвала желание многих зажиточных крестьян перейти в разряд бедняков или середняков, т.к. этой категории предоставлялись дополнительные льготы. Однако однозначно охарактеризовать специфику межличностных взаимоотношений в сельском социуме мы не можем. Так как в нашем распоряжении имеется информация о поддержке, понимании беднейшими слоями тяжелого положения зажиточных крестьян.

Все эти сложные взаимоотношения часто выходил за пределы крестьянского мира. Иногда земледельцы называли причиной своего бедственного положения обеспеченную жизнь рабочих и служащих в городе. Во многих случаях такое отношение складывалось из-за незнания реальной ситуации жизни горожан. Тем не менее, в 1920-е гг. крестьяне ревностно относились к рабочим и служащим, называя их привилегированным сословием, и сравнивая их с помещиками и дворянами.

В этой ситуации большую роль, как в сохранении прежних традиций, так и в модернизации повседневной жизни села играла женщина-крестьянка. Именно в 1920-е гг. советское партийное руководство уделяет огромное внимание проблемам женщин, живших в сельской местности. Политическая агитация, газеты, устройство литературных вечеров, работа женских отделов при местных сельсоветах, женских делегатских собраний способствовали расширению мировоззрения крестьянки. Однако ожидания властей, что женская часть сельского населения станет активным проводником политики партии в деревне, оправдались частично. Женщины очень осторожно отступали от вековых традиций. В крестьянском социуме не произошло кардинального изменения понимания тендерных ролей как женщинами, так и, прежде всего мужским населением, и это наиболее ярко проявлялось в повседневной жизни.

Для изучения изменений в духовной жизни сельского общества, мы рассмотрели особенности религиозного сознания крестьян. К концу 1920-х гг. окончательный разрыв с религией можно отметить только у сельской молодежи, которая в основном и составляла актив коммунистической партии. Для них разрыв с религией означал возможность определенного продвижения по служебной лестнице, а значит и возможность приобщения к социальным благам. Как раз на эту категорию сельчан в будущем и будет опираться советская власть, претворяя в жизнь идеи коллективизации.

Однако в 1920-х гг. большая часть сельского населения продолжала поддерживать православные традиции, хотя не в той мере, и не с той силой, как это было в годы царской России. В большинстве случаев религиозность сохранялась по привычке, так как прошло еще мало времени. Еще было живо поколение, впитавшее в себя православные традиции с молоком матери. Для того чтобы полностью в умах сельского населения произошло замещение православных традиций на советские, понадобится десятки лет.

Таким образом, традиции проявлялись в повседневной жизни крестьян 1920-х гг. Все изменения в их мировоззрении и образе жизни происходили при одновременном сохранении традиционных форм и методов повседневного времяпровождения что, по нашему мнению, обусловлено сохранением традиционного бытового уклада жизни в уральских деревнях даже к концу НЭПа. Государственная власть активно проводила мероприятия по изменению мировоззрения крестьян, в то же время быт сельчан мало подвергался модернизации. Сельскохозяйственный труд оставался главной характеристикой деревенской жизни.

В результате проведенного нами исследования, мы можем сделать вывод, что в 1920-е гг. кардинальные изменения произошли только в мировоззрении сельской молодежи, для которых в силу их возраста традиционные социально-психологические стереотипы, установки, правила поведения не были так важны, как для более старшего поколения. Они были ориентированы на дальнейшее успешное развитие в современных для них условиях, а потому шли на сотрудничество с советской властью, формируя тем самым новый социально-психологический портрет крестьянина.

Таким образом, изменения в мировоззрении и образе жизни различных категорий крестьян (взрослого населения, молодежи, мужчин, женщин) проявлялись в различной степени. Данный вывод позволяет ответить на вопрос, сформулированный в первой главе исследования: почему в исторических исследованиях как советских, так и современных авторов мы встречаем различные, порой взаимоисключающие выводы о степени изменений, происходивших в сельском социуме. Исследователи советского периода, отмечавшие, что к концу 1920-х гг. крестьяне были готовы к коллективизации, были правы, наряду с историками, указывающими на различные аспекты «недовольств», отказа от поддержки мероприятий государственной власти. Так как различные группы крестьян проявляли свои повседневные интересы, поведение, и мировоззрение в целом по-разному. Основными критериями, определяющими данные различия можно назвать: пол и возраст.

В целом, процесс восприятия нововведений со стороны основной части крестьян был неоднозначным. Новации, соотносившиеся с традиционными представлениями сельчан, принимались ими и развивались. Другие новшества не находили понимания и поддержки, однако меняли мировоззрение и образ жизни крестьян - они начинали привыкать, приспосабливаться к появившимся возможностям. Наметившиеся изменения традиционных устоев крестьянской жизни с одной стороны рушили замкнутость крестьянского мира, а с другой, пагубно отражались на нравственном облике крестьянства.

Эволюция мировоззрения и образа жизни уральского крестьянства в 1920-х гг. в целом характеризовалась тенденциями, присущими для всей страны. Специфика же этих процессов определялась особенностями социально-экономического положения, более медленными темпами экономических преобразований, чем в целом по стране, определенную роль здесь играл также своеобразный исторический опыт. Особенно ощутимо проявлялись в данном регионе традиционные черты мировоззрения и образа жизни, что было связано с социально-культурными условиями региона того времени (отдаленность, слабость коммуникаций и культурных очагов).

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Воробьева, Анна Леонидовна, 2007 год

1. Архивные источники

2. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ).

3. Фонд р- 4033 Центральное издательство народов СССР при ЦИК СССР (1922-1931)

4. Фонд р-374 Центральная контрольная комиссия ВКП (б) - народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР (ЦКК ВКП(б) - НК РКИ СССР) (1923-1934)

5. Фонд р- 5407 Центральный Совет союза воинствующих безбожников СССР (1925-1941)

6. Российский государственный архив экономики (РГАЭ)

7. Фонд 396,- редакция «Крестьянской газеты».

8. Государственный архив Свердловской области (ГACO)

9. Фонд р—101 — Уральское общество любителей естествознания

10. Фонд р-677 Свердловское областное бюро краеведения народного комиссариата просвещения РСФСР (1924-1934).

11. Фонд р-678 Свердловский областной совет краеведения (1924-1946).

12. Фонд р-1088 Уральский областной совет всероссийского общества «Долой неграмотность» (1925-1935).

13. Фонд р-1875 Свердловский окружной комитет крестьянских обществ взаимопомощи (1924-1930).

14. Фонд р-2266 Бирюков Владимир Павлович

15. Фонд р-88 Уральский областной исполнительный комитет советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (1923-1934).

16. Центр документаций общественных организаций Свердловской области (ЦДООСО)

17. Фонд 4. Уральский областной комитет РКП(б)

18. Фонд 6 Екатеринбургский (Свердловский) окружной комитет партии,

19. Фонд 8 Ирбитский окружной комитет партии,

20. Фонд 61 Свердловский областной комитет Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи

21. Фонд 77 Верхотурский обком ВКП(б) Фонд 141 - Ачитский районный комитет партии, Фонд 161 - Свердловский городской комитет партии. Фонд 1494 - Уральское бюро ЦК РКП(б) (1919-1926)

22. Учреждение государственный архив административных органов Свердловской области (УГААОСО)

23. Фонд 1 Управление народного комиссариата внутренних дел по Свердловской области.

24. Объединенный государственный архив Челябинской области Фонд р-634 Общество изучения местного края при Челябинскомкраеведческом музее.

25. Фонд р-627 Челябинский областной краеведческий музей

26. Фонд р 623 - Горбунов Федор Ильич

27. Фонд 77 Челябинский губком РКП(б) (1919-1923)1.. Опубликованные источники

28. Архивы Кремля. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. Кн.1.

29. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг./ Отв. Ред. А.К. Соколов. М.: РОССПЭН, 1997. - 328 с.

30. Деревня родина нашего детства: Из летописи сысертских деревень / Сост. В.В. Иванова. - Екатеринбург: Издательский дом «Пакрус», 2002. -266 с.

31. Ю.Калиниченко, Н.П. Деревенька моя (Из истории деревни речкиной) / Н.П. Калиниченко. Талица, 2004. - 153 с.

32. НЭП на территории Уральской области. 1921-1927гг. Государственное учреждение Центр документации общественных организаций Свердловской области: Екатеринбург, 2000. 106 с.

33. Советская деревня глазами ВЧК -ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. / под ред. А. Береловича, В. Данилова. М.: Российская политическая энциклопедия, 1998. - Т. 1. 1918-1922

34. Советская деревня глазами ВЧК -ОГПУ-НКВД. 1918-1939. Документы и материалы. В 4-х т. / под ред. А. Береловича, В. Данилова. М.: Российская политическая энциклопедия, 2000. - Т.2. 1923-1929. - 1168 с.

35. I. Документы и материалы центральных партийных, государственных органов и общественных организаций

36. Коммунистическая партия Советского союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 9-е изд., испр. и доп. - М., 1983-1990. Т. 2. (1917-1922). 1983; Т. 3. (1922-1925). 1984; Т.4. (1926-1929). 1984.

37. Из истории народного хозяйства Урала (1917-1945). Ч. I. Свердловск, 1988.

38. К докладу Уралсовета Совнаркому РСФСР. Краткие цифровые итоги. Свердловск, 1924.

39. Культурное строительство на Среднем Урале (1917-1941). Сборник документов. Свердловск, 1984.

40. Социальный портрет лишенца (на материалах Урала): Сб. док-в.

41. Информационный бюллетень краеведческой работы на Урале. -Свердловск, Уральское областное бюро Краеведения. 1928. - № 1-2.1. V. Периодическая печать

42. Антирелигиозник. 1927. № 3 Местные газеты и журналы

43. Новая деревня. 1928. - № 1. - С.2.

44. Уральское краеведение. 1927. - Вып.1.

45. Уральское краеведение. 1928. - Вып.2.

46. Уральское краеведение. 1929. - Вып.З.

47. Уральский коммунист. 1929. - № 10.

48. Уральский коммунист. 1929. - № 97.

49. Уральский кооператор. 1924. - № 1.

50. Уральский кооператор. 1929. - № 30.

51. Уральская новая деревня. 1929. - № 7.

52. Пермский краеведческий сборник. 1924. - Вып.1.

53. Пермский краеведческий сборник. 1926. - Вып.2.

54. Пермский краеведческий сборник. 1927. - Вып.З.

55. Пермский краеведческий сборник. 1928. - Вып.4.

56. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1923. №№ 1-61.

57. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1924. №№ 1-61.

58. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1925. №№ 1-61.

59. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1926. №№ 1-61.

60. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1927г. №№ 1-61.

61. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1928. №№ 1-61.

62. Крестьянская газета. Свердловский обком ВКП(б). 1929. №№ 1-61.

63. VI. Опубликованная статистика

64. Всесоюзная перепись населения 1926 года. М., 1928. - Т. IV.

65. Культурное строительство в СССР: Стат. сб. М.-Л., 1940.

66. Культурное строительство РСФСР: Стат. сб. М., 1958.1. Региональные публикации

67. Бюджеты крестьянских хозяйств на Урале за 1925-1926 гг. -Свердловск: Издание Уральского областного статистического управления, 1928.

68. Материалы по районированию Урала. Екатеринбург, 1923. - Т. 3.

69. Материалы по изучению Тагильского округа. Н-Тагил: изд-во Тагильского музея краеведения и Тагильского общества изучения местного края.-Вып. 1.- 1917-1929гг.

70. Материалы по изучению Камского Приуралья. Вып. 1. - 1928

71. Пермский округ Уральской области 1926 г.: Статистический справочник. Пермь, 1926.

72. Сборник материалов по изучению Челябинского округа. Челябинск,1927.

73. Удмуртское хозяйство к десятилетию Октябрьской революции. -Ижевск, 1927.

74. Уральский статистический ежегодник на 1923г. Труды Уральского областного статуправления. Екатеринбург, 1923г. - Серия 1. Т. 1

75. Уральский статистический ежегодник 1923-1924 гг. Труды Уральского областного статуправления. Свердловск, 1925. - Серия 1. Т.2.

76. Уральское хозяйство в цифрах. 1926 г. Краткий статистический справочник. Свердловск: Изд-во Уральского областного статистического управления, 1926. - 390 с.

77. Уральское хозяйство в цифрах. 1927 г. Краткий статистический справочник. Свердловск: Изд-во Уральского областного статистического управления, 1927 г. - 514 с.

78. Уральское хозяйство в цифрах. 1928 г. Краткий статистический справочник. Свердловск: Изд-во Уральского областного статистического управления, 1928 г. - 571 с.

79. Уральское хозяйство в цифрах. 1929г. Краткий статистический справочник. Свердловск: Изд-во Уральского областного статистического управления, 1929г. - 587 с.1. VII. Книги и статьи

80. Ануфриев, Е.А. Социалистический образ жизни / Е.А. Ануфриев. -М, 1980

81. Берлинских, В. Крестьянская цивилизация в России / В. Берлинских. -М.: Аграф, 2001.-432 с.

82. Боброва, Е.Ю. Основы исторической психологии / Е.Ю. Боброва. -СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1997.

83. Большаков, A.M. Деревня. 1921-1927 / A.M. Большаков. М. 1927

84. Васьковский, О.В. Историография социалистического строительства на Урале в переходный период: учеб. пособие. Свердловск: УрГУ, 1982. -103 с.

85. Верховская, А.И. Письмо в редакцию и читатель / А.И. Верховская. -М., 1972.

86. Вопросы аграрной истории Урала и Западной Сибири: материалы науч. конф. Свердловск, 1966.

87. Вопросы аграрной истории Урала и Сибири. Курган, 1971.

88. Воробьева А. Л. Традиции и новации в повседневной жизни женщины-крестьянки в 1920-е гг. (на материалах Уральского региона) / А.Л. Воробьева // Омский научный вестник. 2007. - № 2 (54). - Серия «Общество. История. Современность». - 36-39.

89. Грандов, М. О классовом расслоении в деревне и о положении деревенской бедноты / М. Грандов М., 1926.

90. Грациози, А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933 / А. Грациози. М. РОССПЭН, 2001.

91. Громыко, М.М. Традиционные нормы поведения и формы общения русских крестьян в XIX в. / М.М. Громыко. М., 1998.

92. Гумилев, Л.Н. Конец и вновь начало: популярные лекции по народоведению. М.: Айрис-Пресс, 2004. - 384 с.

93. Гуревич, А.Я. О кризисе современной исторической науки / А.Я. Гуревич // Вопросы истории. 1991. - № 2-3. - С.21-35.

94. Гуревич, А.Я. Теория историка / А.Я. Гуревич // Одиссей. Человек в истории. М., 1996. - С. 90-96.

95. Гуров, В.П. Общественно-политическая жизнь уральской деревни в первые годы НЭПа (1921-1925) / В.П. Гуров // Общественно-политическая жизнь Уральской советской деревни. Свердловск, 1985.

96. Гуров, В.П. Перестройка деятельности сельских партийных организаций Урала применительно к условиям НЭП и повышение их руководящей роли в деревне / В.П. Гуров // Из истории партийных организаций Урала периода строительства социализма. Свердловск, 1972.

97. Гуров, В.П. Рост и качественный состав сельских парторганизаций на Урале в восстановительный период (192101925) / В.П. Гуров // Из истории партийных организаций и социалистического строительства на Урале. -Свердловск, 1969.

98. Гущин, Н.Я. История крестьянства советской Сибири: итоги и задачи изучения. // Гуманитарные исследования в Сибири: итоги и перспективы. Новосибирск, 1984.

99. Деревня родина нашего детства: Из летописи сысертских деревень / сост. В.В. Иванова. - Екатеринбург: изд-во «ПАКРУС», 2002.

100. Деревня при НЭПе. Кого считали кулаком. Кого труженником. Что говорят об этом крестьяне. - М., 1924.

101. Динамика ценностных ориентаций в системе социалистического образа жизни: Межвуз. Сб. научных работ. Л., 1989.

102. Дробжев, М.И. В.И. Ленин о психологии крестьянства / М. И. Дробжев // Вопросы философского наследия В.И. Ленина. М., 1970.

103. Дубов, И.Г. Феномен менталитета: психологический анализ / И.Г. Дубов // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-22.

104. Духовная культура Урала. / под ред. H.A. Миненко 2-е изд. -Екатеринбург. Скорат, 1998. - Вып. 3.-104 С.

105. Еремин, A.C. От разверстки к налогу: Ницинск. Крестьяне при переходе от «военного коммунизма» к НЭПу / A.C. Еремин. Екатеринбург, 1997.- 108 с.

106. Ефременков, Н.В. Социально-экономическая характеристика состава уральских колхозов накануне перехода к массовой коллективизации / Н.В. Ефременков // Из истории крестьянства и аграрных отношений на Урале

107. Ибрагимова, Д.Х. НЭП и Перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку / Д.Х. Ибрагимова. М., 1997.

108. Ибрагимова, Д.Х. Рыночные свободы и сельский менталитет: чего жаждал крестьянин при НЭПе / Д.Х. Ибрагимова // Менталитет и аграрное развитие России (Х1Х-ХХ вв.). М., 1996. - С. 260-275.

109. Из истории крестьянства и аграрных отношений на Урале: Материалы науч. конф. Свердловск, 1963.

110. Историческая наука на Урале за 50 лет. 1917-1967. Материалы 3-й научной сессии вузов ур. экономического региона. Исторические науки. Свердловск, 1967.

111. История крестьянства СССР в 5-ти т. Т. 1 .Крестьянство в первое десятилетие Советской власти (1917-1927). М. Наука, 1986.

112. Историография истории Урала переходного периода (1917-1937): Сб. научных трудов. Свердловск: УрГУ, 1985. - 151 с.

113. Историография социально-экономического развития Урала в период строительства основ социализма (1917-1937): Сб. научных трудов. -Свердловск: УрГУ, 1987. 141 с.

114. История репрессий на Урале: идеология, политика, практика. 1917 1980-е гг.: Сб. статей науч. конф. - Нижний Тагил, 1997. - 207 с.

115. Кабытов, П.С. Русское крестьянство: этапы духовного освобождения / П.С. Кабытов, В.А. Козлов, Б.Г. Литвак. М.: Мысль, 1988.

116. Казанский, Ф. Социально-классовая структура уральской деревни / Ф. Казанский. Свердловск: Хозяйство Урала, 1929.

117. Козлов, В.А. Культурная революция и крестьянство (1921-1927) / В.А. Козлов. М.: Изд-во «Наука», 1997.

118. Количественные методы в исследованиях по истории советского рабочего класса и крестьянства: Сб. науч. трудов. Свердловск: УрО АН СССР, 1991.- 176 с.

119. Кондратьева, P.B. Мероприятия партийных и советских органов Урала по вовлечению крестьянства в сельскохозяйственные кооперативы 1921-1923гг. / Р.В. Кондратьева // Из истории партийных организаций Урала. Сб.2.

120. Корнилов, Г.Е. Эволюция крестьянского менталитета (на материалах Урала 1920-30-х гг.) / Г.Е. Корнилов // Уральское село в XX веке: Статьи и информац. материал к "Летописи уральских деревень". -Екатеринбург, 1994.

121. Кривова, H.A. Власть и церковь в 1922-1925гг. / H.A. Кривова. -М., 1997.

122. Крестьянские истории. Российская деревня 20-х гг. в письмах и документах / сост. С.С. Крюков. М.: РОССПЭН, 2001. - 232 с.

123. Кузнецов, И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-егг. / И.С. Кузнецов. Новосибирск, 1992. - 94 с.

124. Кузнецов, И.С. Богатые и бедные: взгляды сибирского крестьянства 1920-х гг. на социальные различия / И.С. Кузнецов // Вестник НГУ. Серия: История, филология. Т.1. Вып. 3.: История / Новосибирский гос-ый ун-т. Новосибирск, 2002. - С. 55-62.

125. Куренышев, A.A. Крестьянство и его организации в первой трети XX в. / A.A. Куренышев. М., 2000.

126. Лежнев-Финьковский, П.Я. Как живет деревня. Очерки о состоянии деревни в Челябинском и Пермском округах Уральской области. / П.Я. Лежнев-Финьковский. М.: Изд-во Новая Деревня, 1925.

127. Ленин, В.И. О пролетарской культуре. Поли. Собр. Соч., Т. 41. -М.: Политиздат, 1988.

128. Литвак, К.Б. Жизнь крестьянина 20-х годов: современные мифы и исторические реалии / К.Б. Литвак // НЭП приобретения и потери. М., 1994.

129. Манулов, A.A. Несколько страниц из истории крестьянского хозяйства Ярославской губернии / A.A. Манулов. Ярославль. 1921.

130. Методика и опыт изучения сельских поселений Урала: Из опыта работы. Екатеринбург, 1993. - 73 с.

131. Методология, историография и источники изучения исторического опыта регионального развития. Вып. 2. Источниковедение, 1990.-171 с.

132. Миненко, H.A. Право и обычай в крестьянской семье (Урал и Сибирь) / H.A. Миненко. Челябинск, 1998.

133. Миронова, Т.П. Модели будущего в письмах крестьян 20-х гг. / Т.П. Миронова // Актуальные проблемы исторической науки. Ярославль, 1990.-С. 55-56.

134. Миронова, Т.П. Политическое сознание советского доколхозного крестьянства в общественной литературе 70-80-х гг. / Т.П. Миронова // Проблемы историографии и истории культуры народов СССР. М., 1988. - С. 115-127.

135. Моисеенко, Т.Л. Крестьянское хозяйство России на рубеже XIX-ХХвв. / Т.Л. Моисеенко // Россия в XX веке. Историки спорят. М., 1994. - С. 78.

136. Мордвинцев, Г.В. Партийное руководство кооперативным движением в Башкирии (1921-1925) / Г.В. Мордвинцев // Аграрная политика Коммунистической партии и Советского правительства в период восстановления народного хозяйства (1921-1925). Ярославль, 1979.

137. Нарский, И.В. Жизнь в катастрофе. Будни населения Урала в 1917-1922 гг. / И.В. Нарский М.: Росс-пэн, 2001. - 613 с.

138. Новиков, В.В., Особенности психологии крестьянства (прошлое и настоящее) / В.В. Новиков, О.И. Зотова, Е.В. Шорохова. М., 1983.

139. Общественно-политическая жизнь уральской советской деревни. -Свердловск, 1985.

140. Осипова, Т. Российское крестьянство в революции и гражданской войне / Т. Осипова. М.: Стрелец, 2001. - 400 с.

141. Очерки истории партийных организаций Урала. Т.2. 1921-1973. -Свердловск. Сред.-Урал. кн. изд-во, 1974.

142. Покровский, H.H. Староверы-часовенные на востоке России в XVII-XX вв.: проблема творчества и общественного сознания / Покровский H.H. М., 2002.

143. Попов, М.В. Культура и быт крестьян Урала 1920-1941 гг. / М.В. Попов. Екатеринбург, 1997. - 201 с.

144. Попов, М.В. Традиционный крестьянский быт на Урале в 1920-е гг. / М.В. Попов, А. JL Шолохова // Четвертые Татищевские чтения. Тезисы докладов и сообщений. Екатеринбург, 18-19 апреля 2002г. Екатеринбург: ИИиА УрО РАН. 2002. - С. 77-80.

145. Росницкий, М. Лицо деревни: по материалам обследования 28 волостей из 32630 крестьянских хозяйств в Пензенской губернии / М. Росницкий. -М.Л., 1926.

146. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.

147. Симуш, П.И. Проблемы становления и развития социалистического образа жизни в советской деревне / П.И. Симуш // Становление и развитие социалистического образа жизни в советской деревне: Сб. статей. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1982.

148. Слово об Урале: Очерки советских писателей и журналистов. -Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1984. 432 с.

149. Советское государство и русская православная церковь: к истории взаимоотношений. М.: ГПИБ, 1990. - 50 с.

150. Советское крестьянство активный участник борьбы за социализм и коммунизм: Доклады и сообщения. Межвузовской научной конференции. - Барнаул, 1969. - 415 с.

151. Советское крестьянство. Краткий очерк истории (1917-1970) / под ред. В.П. Данилова. М.: Политиздат, 1973. - 592 с.

152. Солопов, А. Кого считали кулаком в 1924-1925гг. / А. Солопов // Трудные вопросы истории: поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты. М., Политиздат, 1991. - С. 83-98.

153. Социально-психологические факторы формирования классового сознания. Межвуз. Сб. Горький, 1983.

154. Степанов, В. Свидетельство обвинения. В 3-х тт. / В. Степанов. -М.: Русское книгоиздательское товарищество, 1999.

155. Толмачева, Р.П. К истории сельскохозяйственной кооперации на Урале / Р.П. Толмачева // В помощь краеведу. Свердловск, 1966.

156. Трофимов, В.К. Генезис и сущность русского национального менталитета: Монография / В.К. Трофимов. Ижевск: Шеп, 2000. - 286 с.

157. Урал: век двадцатый. Люди. События. Жизнь: очерки истории. -Екатеринбург: Уральский рабочий, 2000. 415 с.

158. Урал и Сибирь в сталинской политике: Сб. статей Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 266 с.

159. Уральцы пишут Ленину: Сборник. Свердловск: Сред. Урал. кн. Изд-во, 1977.- 151 с.

160. Фицпатрик, Ш. Сталинские крестьяне. Социальная история советской России в 30-е гг.: деревня / Ш. Фицпатрик. М. РОССПЭН, 2001.

161. Фунтов, А.Ф. Колхозное движение в бывшем шатровском районе Тюменского округа (1919-1933гг.) / А.Ф. Фунтов // Из истории крестьянства и аграрных отношений на Урале: Материалы науч. конф. Свердловск, 1963. -С. 185-167.

162. Хвостова, Л.Б. Советская кооперация и общественное сознание крестьянства во второй половине 20-х гг. / Л.Б. Хвостова // Вестник МГУ. -1982.-Сер.8.-История.

163. Чагин, Г.И. Народы и культуры Урала в XIX-XX вв. / Г.И. Чагин. Екатеринбург, 2003.

164. Чуфаров, В.Г. Деятельность партийных организаций Урала по осуществлению культурной революции (1920-1937гг.) / В.Г. Чуфаров -Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1979. 378 с.

165. Чуфаров, В.Г. От неграмотности к вершинам культуры / В.Г. Чуфаров, Д.П. Горбунова. Свердловск, 1963.

166. Шолохова, А.Л. Социальные воззрения крестьян Урала в 20-е гг. / А.Л. Шолохова // Урал индустриальный: Бакунинские чтения. Материалы 4-йрегион, науч. конф., 2000 г. Екатеринбург: УГТУ-УПИ. - Екатеринбург: Из-во «Академкнига», 2001. - С. 49-54

167. Шкуратов, В.А. Историческая психология. 2-е, переработанное издание / В.А. Шкуратов. - М.: Смысл, 1997. - 505 с.

168. Яковлев, Я.А. Наша деревня. Новое в старом и старое в новом / Я.А. Яковлев. М., 1924.

169. VIII. Диссертации и авторефераты диссертаций

170. Боровик, Ю.В. Старообрядчество Урала и Западной Сибири на переломе эпох (1905-1927 гг.): дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. / Ю.В. Боровик. Екатеринбург, 2003.

171. Булавин, М.В. Взаимоотношения государственной власти и православной церкви в России в 1917-1927гг (на примере Урала): дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. / М.В. Булавин. Екатеринбург, 2000.

172. Кравцов, B.C. Роль партийно-советской печати в духовном развитии трудящихся Урала в годы первой пятилетки: автореф. дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. Свердловск, 1975.

173. Кузнецов, И.С. Социальная психология сибирского крестьянства в 1920-е гг.: дис. . д-ра. ист. наук: 07.00.02. / И.С. Кузнецов. Новосибирск, 1992.-401 с.

174. Кузнецов, И.А. Письма в «Крестьянскую газету» как источник для изучения менталитета российского крестьянства 1920-х гг.: Дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. / И.А. Кузнецов. М., 1996. - 205 с.

175. Лямзин, A.B. Периодическая печать как источник по взаимоотношению церкви и государства в 1920-е гг. (на примере Уральскогорегиона: дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. / A.B. Лямзин. Екатеринбург, 2000.

176. Поршнева, О.С. Менталитет и социальное поведение рабочих, крестьян и солдат России в период первой мировой войны (1914-1918): Дис. . д-ра. ист. наук: 07.00.02. / О.С. Поршнева Екатеринбург, 2000. С. 62-63.

177. Хвостова, Л.Б. Воздействие советской кооперации на общественное сознание крестьянства во второй половине 1920-х гг.: дис. . канд. ист. наук: 07.00.02. / Л.Б. Хвостова. М., 1982.

178. Шеврин ИЛ. Крестьянство Урала в 1920-е гг.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.