Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Михайлова, Екатерина Николаевна

  • Михайлова, Екатерина Николаевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2009, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 191
Михайлова, Екатерина Николаевна. Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Саратов. 2009. 191 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Михайлова, Екатерина Николаевна

Введение.

I Глава. Факторы многослойности художественного пространства балетов Щедрина

1.1. Многослойность сюжетных источников

1.2. Роль символов в балетах.

1.3. Константные черты драматургии балетов.

II Глава Методы формирования многослойного художественного пространства

2.1. Метод работы по моделям.

2.2. Метод монтажа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Многослойность художественного пространства балетного театра Р. Щедрина»

Актуальность исследования. Популярность хореографических опусов Р.Щедрина, продолжительность их сценической жизни, связанной с именами известных балетмейстеров, режиссёров, художников, исполнителей (М.Плисецкой, А.Алонсо, В.Левенталя, Б.Мессерера, П.Кардена и других), обусловлены высокой художественной ценностью произведений композитора. Его балеты органично вошли в искусство второй половины XX столетия, отразив черты, свойственные современному театру: полистилистику, интертекстуальность, многоплановость структуры. Созвучие художественным исканиям эпохи при ярко выраженной творческой индивидуальности очерчивают важность изучения балетного театра композитора. Отражающие многие тенденции культуры, взаимодействующие с явлениями современного искусства и прошлых эпох, балеты Щедрина отличает широкое художественное пространство, что определяет актуальность их рассмотрения в ракурсе, избранном в исследовании.

Столь значимые для балетного театра второй половины XX века, хореографические опусы композитора не могли не вызвать многочисленных откликов в рецензиях, статьях, монографиях. В отзывах на их премьерные спектакли затрагиваются вопросы музыкально-хореографической драматургии, сценографического воплощения известных сюжетов. В монографиях В.Комиссинского («О драматургических принципах Р. Щедрина»), И.Лихачёвой («Музыкальный театр Родиона Щедрина»), М.Тараканова («Творчество Родиона Щедрина»), рассматриваются особенности музыкальной драматургии балетов композитора; работы А.Демченко и М.Черкашиной, опубликованные в сборнике «Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии», освещают жанровые особенности его сочинений и эволюцию его балетного творчества; в диссертации С.Наборщиковой «Интерпретация литературного произведения в балете» очерчиваются проблемы трактовки сюжетных источников в его хореографических сочинениях. Многоаспектный подход к музыке композитора представлен в монографии В.Холоповой «Путь к центру. Родион Щедрин», освещающей особенности стилистики творчества, истории создания, сценической жизни и интерпретации его балетов.

Несмотря на широкий круг литературы о музыке Щедрина, отдельные её грани изучены явно недостаточно. К таковым относятся, прежде всего, вопросы, связанные с основополагающими принципами творчества композитора, определяющими целостность его художественного облика. Одним из таких принципов представляется многослойность художественного пространства его произведений — качество, рассматриваемое в работе на основе балетного театра, в котором оно проявлено полно и наглядно1.

Объект исследования включает, наряду с партитурами балетов Щедрина «Конёк-горбунок», «Кармен-сюита», «Анна Каренина», «Чайка» и «Дама с собачкой», также видеозаписи их премьерных постановок, обращение к которым обусловлено ориентацией диссертации именно на авторские конг\ещии спектаклей. Такой подход определён особым свойством балетного театра Щедрина — включённостью выдающихся художников, балетмейстеров, исполнителей в совместный с композитором процесс создания спектаклей.

Предмет исследования - многослойность художественного пространства балетного театра. Семантические параметры и стилистические черты этого художественного явления рассматриваются в работе в двух ракурсах: с позиции взаимодействий с другими явлениями и в аспекте внутренней организации.

Терминологический аппарат работы. Проблематика исследования диктует необходимость обращения к ряду понятий, связанных с многослойностью художественного пространства — такими, как «интертекст» 2, «палимпсест», «полистилистка» и др.

В настоящее время понятие «многослойность» широко применяется во многих научных областях в связи с интегрированным подходом, многоаспектным взглядом на исследуемые явления. В балетах это явление обретает особую

1 Понятие многослойности широко употребимо в современных научных областях и искусстве, к примеру, в трудах Григорьева (многослойное сознание при восприятии музыки); Назайкинского (многослойность музыкального времени), Цветкова (синтетическая многослойность оперы), Мурзиной (многослойная музыкальная форма) и т.д.

2 Явление интертекстуальности (основатели этой теории - Р.Барт, Ю.Кристева) определяется многомерной диахронической глубиной текста (его взаимодействием с явлениями разных эпох). значимость в силу жанровых особенностей хореографического спектакля, среди которых: множественность составляющих его видов искусств, невербальная природа танца и инструментальной музыки, перевод словесных источников в условный язык жестов и др.

Явление многослойности определяет ракурс исследования в силу того, что оно более пластично, не столь структурировано и иерархично, как, например, тесно связанные с ним факторы многоуровневости или многоплановости, в которых прочитывается количественный показатель, оттенок перечисляемости уровней или планов. Понятие многослойности отвечает осмыслению художественного произведения как «живого организма» (определение Р.Щедрина). В сравнении с ним понятие «полистилистика» в большей степени акцентирует сам факт совмещения (чаще всего, парадоксального) принципиально разных стилистических планов. В балетах же Щедрина чаще фигурируют явления, не взаимоисключающие, а сопряжённые друг с другом. Например, фольклорный колорит музыкального тематизма «Конька-горбунка» органичен тексту И.Ершова и жанру сказки в народном духе; цитируемая в партитуре «Анны Карениной» музыка П.Чайковского относится к эпохе создания и к времени действия романа Л.Толстого, и тем самым также органична художественному пространству балета.

Близкое многослойности явление «интертекста» отвечает чертам стиля произведений Щедрина, хотя это понятие, в отличие от многослойности, в большей степени фиксирует внимание на самом моменте определённых межтекстовых связей, - качестве, не акцентированном в поэтике балетов композитора. Многослойность, в отличие от «интертекста», акцентирующего внешние диалогические связи с другими явлениями культуры, предполагает свободное развёртывание и свёртывание слоёв художественного пространства в разных его параметрах (не столько по горизонтали, сколько по вертикали и в горизонтально-вертикальной проекции).

В большей степени явлению многослойности соответствует категория «палимпсест». Однако в современных исследованиях она обычно связана с постмодернизмом, черты которого, безусловно, присущи балетному театру Щедрина. Тем не менее, безоговорочно отнести его произведения к постмодернизму вряд ли правомерно в силу их органичности традициям русского искусства прошлых эпох. Кроме того, понятие «палимпсест» более указывает на художественный приём, нежели «многослойность» — явление, включающее в себя и семантические параметры.

Поскольку понятие «многослойность» связано с названными родственными категориями, то они также фигурируют в работе, так как в ряде случаев синонимичны явлению многослойности, которое объемлет многие подходы и даёт возможность рассмотрения балетного театра композитора как целостной художественной системы.

Тем самым, основным критерием выбора понятия «многослойность» послужила его органичность балетному театру Щедрина (и творчеству композитора в целом). То же относится и к понятию «художественное пространство», так как ряд явлений (например, роль М.Плисецкой, её облика в создании музыки и спектаклей) не «вмещается» в категорию «текст» или же требует безграничного расширения его ареала.

Согласно представлениям Ю.Лотмана, понятие художественного пространства трактуется в диссертации как «модель структуры пространства вселенной». При этом, «моделируя безграничный объект (действительность), . произведение искусства своим пространством заменяет не часть (вернее, не только часть) изображаемой жизни, но и всю эту жизнь в её совокупности» [91, 204; 91, 220]. Свободное взаимодействие слоёв художественного пространства в разных его измерениях и проекциях обуславливает правомерность обращения к явлению многослойности, которое основано на пластичном соединении элементов, на принципе диалогических и полилогических отношений.

Цель исследования состоит в представлении многослойности художественного пространства балетного театра Щедрина как целостного смыслопорождающе-го явления, отразившего самобытные черты творческого облика композитора.

Задачи исследования:

- обосновать широкую семиосферу художественного пространства балетов композитора;

- обнаружить и систематизировать факторы, обуславливающие много-слойность художественного пространства его балетного театра;

- выявить черты поэтики балетов композитора, определённые авторской интерпретацией сюжетных источников;

- обосновать структурообразующую и смыслопорождающую функции системы символов в балетах композитора;

- обнаружить особенности хронотопа балетов, проявленные в процессе драматургического развёртывания произведений;

- исследовать методы конструирования художественного пространства балетных текстов Щедрина;

- рассмотреть ведущие черты творческого облика композитора, созвучные явлению многослойности художественного пространства его балетного театра.

Методология работы. Тематика исследования инициировала обращение к методам исследования, связанным со следующими аспектами:

- с функционированием текстов в транскультурном пространстве современности (интертекстуальный, структуралистский, семиотический подходы: труды Ю.Лотмана, Р.Якобсона, Р.Барта, Ю.Кристевой, К.Леви-Стросса,

A.-Ж.Греймаса и других);

- со связью балетов с ситуацией постмодерна в её философском осмыслении (труды Ж.Деррида, Ж.Делеза);

- с жанровыми особенностями, определяющими обращение к трудам театроведов (Б.Брехта, А.Михайловой, М.Френкеля), филологов (Б.Зингермана, З.Паперного, В.Основина), исследователей балетного театра (Л.Волынского,

B.Гаевского), музыковедов (В.Медушевского, Е.Назайкинского и других).

Наряду с методологическим источниками, связанными с основной проблематикой работы, в ней задействованы труды, относящиеся к отдельным разделам диссертации. Так, в связи с рассмотрением драматургических особенностей балетов Щедрина в аппарат исследования входят работы М.Бахтина, сопряжённые с явлением хронотопа; при анализе техники монтажа привлекаются труды

С.Эйзенштейна. Анализ балетов, производимый с позиций сказочной поэтики, мифа, ритуала, повлёк обращение к трудам В.Проппа, Д.Кэмпбелла и А. ван Геннепа.

Раскрытие черт творческого мышления и художественных принципов композитора определило важность обращения к его статьям и интервью (многие из них собраны в книге Щедрина «Автобиографические записи» и в сборнике «Монологи разных лет»). В процессе работы над исследованием были задействованы также высказывания художников, причастных к созданию исследуемых спектаклей (исполнителей, сценографов, балетмейстеров, в том числе М.Плисецкой, А.Алонсо, Б.Львова-Анохина, Б.Левенталя).

Научная новизна исследования состоит в рассмотрении хореографического творчества Щедрина как единого явления, что принципиально не только для балетных партитур композитора, но и для их пластического, сценографического, актёрского решения. Это качество определило впервые полно представленный в диссертации целостный подход к балетному театру композитора в ракурсе разных видов искусства. Вне этого синтеза хореографический театр Щедрина немыслим в силу уникальности ситуации создания произведений, ориентированных на великую балерину, формировавшихся в процессе совместного творчества всех создателей премьерных спектаклей. Такой подход к произведениям композитора позволил высветить черты, ранее не отражённые в исследованиях о балетах композитора.

В качестве одного из ведущих стилистических приёмов, присущих творчеству Щедрина, в диссертации подробно рассматривается метод работы по моделям, впервые так широко привлекаемый к условиям балетного жанра. Выявлены глубинные пласты художественного пространства хореографических спектаклей (мифологические корни, «архесимволы», протоинтонации и др.), вскрыта смыслопорождающая функция перевода сюжетных источников в другой вид искусства. Присущий творчеству композитора принцип монтажа раскрыт в срезе многосоставного хронотопа, включающего относительно автономные, но при этом взаимосвязанные слои произведений.

Практическая и научная значимость: Содержащиеся в работе новые подходы к изучению музыкально-театральных сочинений могут быть использованы в исследованиях, посвященных как творчеству Щедрина, так и современному балетному театру. Материалы диссертации могут входить в образовательный процесс в рамках ряда учебных дисциплин («История отечественной музыки», «Современная музыка», «История балета», «Мировая художественная культура» и др.). Кроме того, благодаря подходу к балетному театру как целостному явлению и комплексному его рассмотрению (с позиций динамичного взаимодействия музыки, хореографии, сценографии) материалы работы могут оказать содействие при постановке хореографических спектаклей.

Стратегия научной работы направлена на выявление сформулированных в Заключении сущностных черт творческого мышления и художественного метода композитора на основе доказательства многослойности семиосферы балетного театра Щедрина (I глава диссертации) и рассмотрения ведущих приёмов создания художественного пространства сочинений (II глава).

Положения, выносимые на защиту.

1. При всей самобытности каждого хореографического опуса Щедрина, балетный театр композитора представляет собой целостное художественное явление.

2. Радикальное преобразование сюжетных источников (сжатие, пропуск отдельных драматургических линий и фаз развёртывания фабулы и т.д.) не приводит в балетах Щедрина к разрушению их поэтики и образной концепции.

3. Рассматриваемые в работе черты балетного театра Щедрина (слоистость, множественность субтекстов, их монтаж, приводящий к новым смысловым ракурсам) обнаруживают генерирование смыслового потенциала и продуцирование новых значений.

4. Многослойность художественного пространства балетов Щедрина обусловлена их сюжетными источниками, а также чертами личности и художественными принципами композитора.

Апробация исследования проходила на кафедре истории музыки Саратовской государственной консерватории им.Л.В.Собинова. Основные положения диссертации отражены в выступлениях на девяти научно-практических конференциях: I Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2001 г.); II Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2002 г.); III Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2003 г.); V Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов (Саратов, 2005 г.); Всероссийские Научные Чтеиия, посвященные Б.Л.Яворскому (Саратов, 2005 г.); Международная научно-практическая конференция «VII Серебряковские чтения» к 100-летию со дня рождения народного артиста СССР П.А.Серебрякова (Волгоград, 2009 г.); Всероссийская научно-практическая конференция аспирантов (Саратов, 2009 г.); VIII Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Актуальные вопросы искусствознания: музыка — личность — культура» (Саратов, 2009 г.); Научно-практическая конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Б.Асафьева (Саратов, 2009 г.).

Структура исследования состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка литературы и двух приложений (нотные примеры и схемы).

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Михайлова, Екатерина Николаевна, 2009 год

1. Акопян J1. «Художественные открытия» Четырнадцатой симфонии» Д.Шостаковича // Музыкальная академия. - 1997. - № 4. - С. 185-193.

2. Акопян JI. Анализ глубинных структур музыкального текста. М.: Практика, 1995.-256 с.

3. Аракина Н. Балет и литература // Искусство. 1987. - №4. - С.27-36.

4. Арановский М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. М., - 1987. - Вып.6. - С. 157-159.

5. Арановский М. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.-342 с.

6. Асафьев Б. Путеводитель по концертам. Вып.1: Словарь наиболее необходимых музыкально-технических обозначений. 2-е изд. - М., 1978.-346 с.

7. Бабаев В. «Анна Каренина» JI. Толстого. М.: Художественная литература, 1978.-60с.

8. Базанов А. Техника и технология сцены. Д.: Искусство, 1976. 260 с.

9. Басилов А. Монологи о Щедрине // Музыкант-классик. 2004. - № 1. - С. 6-9: ил.

10. З.Бауман 3. Философия и постмодернистская социология // Вопросы философии. 1993. - №3. - С.43-64.

11. Бахтин М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров; Текст подгот. Г. С. Бернштейн и JI. В. Дерюгина; Примеч. С. С. Аверинцева и Г. Бочарова. 2-е изд. - М.: Искусство, 1986. - 445 с.

12. Бахтин М. Собрание сочинений: В 7 томах, том 5. М.: Русские словари, 1996.-732 с.

13. Бахтин М. К эстетике слова // Контекст: литературно-теоретическое исследование, 1973. М., 1974. - С. 258-280.

14. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. С. 9-193.

15. Берн Э. Люди, которые играют в игры (психология человеческой судьбы) / Пер. А.А.Грузберга; Екатеринбург: ЛИТУР, 1999. Терминологическая правка Данченко К.: PSYLIB, 2004. 238 с.

16. Бретаницкая А. Послесловие, или Попытка понять толкование Петром Сувчинским проблемы Пространство и Время в контексте художественной и философской мысли XX века // Музыкальная академия. 2001. -№2.-С. 102-114.

17. Брехт Б. Театр.: Собр.соч.: Т. 5/1. -М.: Искусство, 1965. 350 с.

18. Брехт Б. Театр: Собр.соч.: Т. 5/2 -М., Искусство 1965. 346 с.

19. Бурлюк Д. Кубизм, Пощечина общественному вкусу. М., 1912. (Опубл.: 18 декабря 1912 г. Источник: http://www.futurism.ru4)

20. Бялик М. Глинка Щедрин.// Музыкальная академия. - 2005. - № 2. -С.79.

21. Бялик М. Соглашаясь и споря: о Щедрине // Советская музыка. — 1982. -№ 4. С.96.25 . Вайнштейн О. Леопарды в храме: Деконструктивизм и культурная традиция // Вопросы литературы. 1989. - № 12. - С. 161-198.

22. Вартанова Е. Психологические модусы аллюзийности в музыке Шнитке // Альфреду Шнитке посвящается. Вып. 2. - М.: МГИМ им. А.Г.Шнитке, 2001.-С. 172-175.

23. Вартовский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. — М.: Прогресс, 1988.-507 с.

24. Васильева А. Ритм в сценографии русских балетных спектаклей XX века. Диссертация на соискание. кандидата искусствоведения (специальность 17.00.09). СПб., 2003. 260 с.

25. Виноградов В. Стиль Пушкина. -М., Гослитиздат, 1941г. 620 с.

26. Волынский Л. Книга ликований. Азбука классического танца. М.: Изд.: «Артист. Режиссёр. Театр», 1992. — 580 с.

27. Ворошило А. Его музыка пронизывает человека: (Мастеру приношение: Р.Щедрин) // Музыкальная академия. - 2002. - № 4. - С. 10.

28. Выготский JI. Психология искусства. СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

29. Гаспаров, Б. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века / Б.М. Гаспаров. М.: Наука, 1994. - 428 с.

30. Генина Л. Анна Каренина: театр чувств. // Советская музыка. 1972. № 10.- С.18 — 31.

31. Генина Л. Бытие над бытом // Советская музыка. 1986. - № 3. - С. 6-8.

32. Генина Л. Прелюдии по мотивам «Чайки» // Советская музыка. 1980. -№11.- С.20-23.

33. Геннеп А., ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов / — М.: Изд. «Восточная литература» РАН, 1999. 198 с.

34. Гецелев Б. О Щедрине-педагоге // Музыкальная академия. 2007. - № 4.- С.35-38.

35. Глебов И. Книга о Стравинском. Л.: Изд. Тритон, 1929. - 399 с.

36. Горная Б. Мир читает «Анну Каренину». М.: Книга, 1979. — 36 с.

37. Греймас, А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму. -М.: Прогресс, 2000. -С. 153-170.

38. Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. М., 1974.

39. Григорович Ю. Традиции и новаторство // Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. — М., 1974. — С.89-145.

40. Громов Н. Основные модели сценического пространства спектакля. // Пространство и время в искусстве. — Л., ЛГИТМиК . С. 120-156 с.

41. Давиташвили Г. «Делать сны явью», http: // www.izm.ru

42. Давыдов С. К вопросу о хореографическом симфонизме // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. М.-Л., 1978. — С.87 - 113.

43. Дараган Д. Высокая простота стиля (о творчестве Р.Щедрина) // Советская музыка. 1983. - № 1. - С.28-36.

44. Дараган Д. Обращение к истине Р.Щедрин. // Советская музыка. 1989. -№ 5. -С. 12-20.

45. Деген А., Ступников И. Ленинградский балет. 1917-1987. Словарь-справочник. Л., Советский композитор, 1988. — 288 с.

46. Демченко А. Балетная поэтика Родиона Щедрина // Статьи о музыке. -М.:, Композитор. 2008. - С. 269-294.

47. Демченко А. Золото первых десятилетий: Р.К.Щедрин. // Музыкальная академия. 2003. - № 1. - С.66.

48. Демченко А. Творчество Р.К.Щедрина. Лекции по истории музыки. Саратов: Альфа, 2004. 24 с.

49. Деррида, Ж. Вкрадчивое слово // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2000. С. 275-318.

50. Дмитриев Г. Ударные инструменты: Трактовка и современное состояние. -М., Советский композитор, 1973. 120 с.

51. Добрынина Е. «Конёк-горбунок» Р.Щедрина // Советская музыка. 1960. - № 6. — С.111.

52. Доманский Ю. Вариантивность и интерпретация текста неклассической художественности. Дисс. .д-ра филол.наук. М.: РГБ, 2006. - 240 с.

53. Друскин М. Игорь Стравинский. Личность, творчество, взгляды: Исследование. 3-е изд. Л.: Советский композитор, 1982. -208 с.

54. Друскин М. О западноевропейской музыке XX века. М.: Советский композитор, 1973. - 272 с.

55. Дьячкова J1. Гармония в музыке XX века. М.: Музыка, 2003. - 296 с.

56. Ершов И. Конёк-горбунок. -М.: Изд.: Махаон, 2006 г., — 112 стр.

57. Иванов И. // Иностранная литература. 1989, №1, - С. 226-231.

58. Ивашкин А. «Беседы с Альфредом Шнитке». М.: Изд. РНК, «Культура», 1994.-336 с.

59. Ильин П.П. Постмодернизм: Словарь терминов / Российская академия наук, Ин-т научной информации по общественным наукам; Науч. ред.А. Е. Махов. -М.: INTRADA, 2001.-384 с.

60. Калошина Г. Парадоксальная монтажность в творчестве Моцарта и Прокофьева // Моцарт и Прокофьев. Тезисы докладов всесоюзной научной конференции. Изд.-во Ростовского гос.пед.института. — С.57-60.

61. Камю А. Калигула: Сб.: М.: ACT Хранитель, 2007. 345 с.

62. Кирбаба Ю. Генезис синергетической парадигмы: культурологические аспекты. Автореферат на соискание учёной степени кандидата культурологии. Саратов, 2004. 24 с.

63. Князева Е., Курдюмов С. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. 1992. - № 12. - С. 2 - 20.

64. Комарницкая О. «Очарованный странник»: на пересечении традиций // Музыкальная академия. 2007. - № 4. - С.26.

65. Комиссинский В. О драматургических принципах Р. Щедрина. М.: Советский композитор, М., 1978. - 192 с.

66. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. От истоков до середины XVIII века. Издательство: Лань, 2008. - 319 с.

67. Кривошей А. О методе многоплановой организации музыкального материала // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. материалов 2-й Юж.-Урал. межвуз. науч.-практ. конф. / Юж.-Урал. гос. ун-т. Челябинск: Изд-во ЮУРГУ, 2005. - С. 34-41.

68. Кристева Ю. Порождение формы. VI. Театр. Четырехкомпонентная матрица // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., 2004. -248 с.

69. Кузичева А. О философии жизни и смерти. // Чехов и Толстой. Сб. статей. -М.: Наука, 1980.-С. 48-72.

70. Кузьменкова О. Стилевое моделирование в творчестве отечественных композиторов 70-90 гг. XX века: симфоническая и инструментальная музыка. Дисс. . кандидата искусствоведения. - Спб., 2004. - 190 с.

71. Курышева С. Музыкальная хореодрама в творчестве Р.Щедрина и А.Шнитке // Антология музыкального театра московских композиторов (вторая половина XX века). Вып.2. М.: Композитор, 2006 г. С. 109-122.

72. Кушнина JI. Взаимодействие языков и культур в переводческом пространстве: гельштальт-синергетический подход. Автореферат дисс. на соискание учён.степени д.филол.наук (специальность 10.02.19). Че-ляб.гос.ун-т. М.: РГБ, 2005. - 24 с.

73. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой. Ваклер. Рефи - Бук. ACT. 1997г. - 379 с.

74. Левин Ю. Зеркало как потенциальный семиотический объект // Труды по знаковым системам. Тарту. 1988. - № 22. - С.8.

75. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. с фр. под ред. и с примеч. Вяч. Вс. Иванова; АП СССР, Ин-т этнографии им. И. Ы. Миклухо-Маклая. -М.: Наука, 1985. 535 е.: ил.

76. Леви-Стросс К. Структура и форма //Семиотика. М.: Радуга, 1983. - С. 700-729.

77. Лианская Е. Отечественная музыка в ракурсе постмодернизма. Дисс.на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Нижний Новгород. 2003г.-190 с.

78. Липков А. Проблемы художественного взаимодействия: принцип аттракциона. М.: Наука, 1990. 240 с.

79. Лихачёва И. Музыкальный театр Родиона Щедрина. М.: Советский композитор, 1977.-208 с.

80. Лихачёва И. На авторском вечере Р.Щедрина // Советская музыка. 1976. — № 6. — С.35.

81. Лосев А. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М.: Изд-во МГУ, 1982.-479с.

82. Лотман Ю. Семиосфера: Культура и взрыв; Внутри мыслящих миров; Статьи, Исследования, Заметки. СПб.: Искусство-СПБ, 2004. - 704 с.

83. Лотман Ю. К современному понятию текста // Лотман М.Ю. История и типология русской культуры. СПб., 2002. - С. 188-191.

84. Лотман Ю. Об искусстве / СПб.: Искусство-СПБ, 1988. -704 с.

85. Лотман Ю. Структура художественного текста // Об искусстве. — СПб.: Искусство-СПб, 2000. 290.

86. Лотман Ю. Теория и семиотика других искусств. Механизм культуры // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Таллин, «Александра» Т. 3, 1993. -314-390.

87. Львов-Анохин Б. Либретто «Анны Карениной». -М., ГАБТ, 1972. 20 с.

88. Махлина С. Семиотика культуры и искусства. Словарь-справочник. В 2 тт.: Т.1./Т.2. СПб.: Композитор, 2003. 260 с.

89. Медушевский В. Музыкальный стиль как семиотический объект // Советская музыка. 1979. -№ 3. - С. 31- 32.

90. Медушевский В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. -254 с.

91. Медушевский В. Музыкальное мышление и логос жизни. / Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты, исследования. Киев, 1989. -280 с.

92. Мериме П. Новеллы; Пер.с франц./Ил. А.Д.Гончарова. М.: Правда, 1982. - 240 с.

93. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. / Предисловие Б.Ахмадуллина. 2-е изд. -М.: Искусство, 1990. 266 с.

94. Михайлова А. Сценография: теория и опыт. — М.: Советский художник, 1990.-358 с.

95. Моль А. Социодинамика культуры. Издательство: М., Директ-Медиа, 2007. 787 с.

96. Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. — Л.: Музыка, 1974. 295 с.

97. Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. Вып.2. Л.: Музыка, 1977. - 240 с.

98. Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. Вып.З. Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

99. Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. Вып.4. Сост. Ю.Розанова и Р.Косачёва. М.: Музыка, 1982. - 204 с.

100. Музыка и хореография современного балета: Сборник статей. Вып.5. Л.: Музыка, 1987. - 248 с.

101. Музыка идёт к слушателю: Беседа Р.Щедрина с Л.Григорьевым и Я.Платеком // Советская музыка. — 1983. — № 1. — С.8-28.

102. Музыкальный словарь Гроува. М., Практика, 2007. - 1104 с.

103. Наборщикова С. Интерпретация литературного произведения в балете: Автореф. дисс. . канд. искусствоведения (17.00.02). Киев, 1991. — 24 с.

104. Наборщикова С. Ранние балеты Р.Щедрина // Антология музыкального театра московских композиторов (вторая половина XX века). Вып.2. М.: Композитор, 2006 г. С. 53-63.

105. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1993. 254 с.

106. Назайкинский Е. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-381 с.

107. Ницше Ф. Злая мудрость: Сборник / Пер. с нем.; Худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО "Попурри", 1997. - 704 с.

108. Олейник М. Философские проблемы интерпретации символов и их онтологические основания. Дисс. .канд. философ, наук (специальность 09.00.01). Барнаул, 2004. - 178с.

109. Осинцева Н. Танец в аспекте антропологической онтологии: Дисс. . канд. философских наук (специальность 09.00.01). Тюмень, 2006. -270 с.

110. Основин В. Драматургия JI. Н. Толстого. М.: Высшая школа, 1982. 164 с.

111. Очарованный странник: диалог с Родионом Щедриным, (вел беседу Семён Гурарий («Доминанта», 2006)) // Музыкальная академия. 2008. -№3.-С.34-37.

112. Пави П. Словарь театра: Пер с фр. М.: Прогресс, 1991. - 501 с.

113. Панов. Е. Знаки, символы, языки. 2-еизд., доп. - М.: Знание, 1983г.-248 с.

114. Паперный 3. «Чайка» А. П. Чехова. М. Художественная литература, 1980. - 80 с.

115. Плисецкая М. Фотоальбом. М.: Планета, 1980. - 89 с.

116. Плисецкая М. Я Майя Плисецкая. - М.: Новости, 1998. - 496 с.

117. Поляков М. О театре: поэтика, семиотика, теория драмы. М.: "A.D. & Т.", 2000. - 320 с.

118. Поляков М. Семиотическая проблематика театра // Проблемы семиотики. Знак. Текст. Культура: Хрестоматия / Федерал, агентство по образованию. Пятигор. гос. лингв, ун т; Ред. Петренко Т.Ф. - Пятигорск: Изд - во ПГЛУ, 2007. - Ч. 2. - С. 23-38.

119. Постмодеризм. Энциклопедия. Интерпрессервис. Книжный дом, Минск, 2001.-840 с.

120. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ./ Общ. ред. В. И. Аршинова, Ю. JI. Климонто-вича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. - 432 с.

121. Пропп В. Морфология «волшебной» сказки. — М.: Лабиринт, 1998. -111с.

122. Прохорова И. Родион Щедрин: начало пути. — М.: Советский композитор, 1989. 72с.

123. Пудовкин В. Собрание сочинений в 3-х томах. Т.1: О киносценарии. Кинорежиссура. Мастерство киноактёра. — М.: Искусство, 1974. -440 с.

124. Раабен Л. О духовном ренессансе в русской музыке 1960 80-х годов. - СПб.: Бланка, Бояныч, 1998. - 351 с.

125. Расторгуев А. Обманки // Декоративное искусство СССР. 1984. -№ 6. -С.38.

126. Родион Константинович Щедрин. Жизнь и творчество Текст.: Альбом фортепианных переложений с комментариями и иллюстрациями / Составитель Е.Власова. Челябинск: MPI, 2006. - 140 с.:ил.

127. Родион Щедрин. http^/ormn.net/Vp^l03

128. Родион Щедрин. Беседа записана Е. Барковой. // Творчество: Вестник композитора. 1973. - № 1. - С.74 - 89.

129. Родион Щедрин. Материалы к творческой биографии: Сб. рецензий, исследований и материалов / ред.-сост. Е.С.Власова. М.: Композитор, 2007. - 488 е., ил.

130. Рождественский Г. Высоковольтная передача // Советская музыка. — 1973. — №2. С.29.

131. Ромадинова Д. Озорные контрасты о Р.Щедрине. // Советская музыка. 1967. -№ 5. - С.7.

132. Рославлена Н. Майя Плисецкая. М.: Искусство, 1968. - 124 с.

133. Русская музыка и XX век: Сб. ст./ Ред.-сост. М.Арановский. М.: Музыка, 1997.-580 с.

134. Светланов Е. Снова открытие. / Р.Щедрин «Чайка» // Советская музыка. 1980. - № 9. - С.56-59.

135. Синельникова О. Монтаж как принцип музыкального мышления Родиона Щедрина: на примере инструментальных произведений композитора. Дисс. канд. искусствоведения. М., 2004. -271 с.

136. Синельникова О. Принцип монтажа в инструментальной музыке Родиона Щедрина: Монография. Кемерово: Кемер. гос. ун-т культуры и искусств, 2007. - 291 с.

137. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988.-608 с.

138. Слонимский Ю. О драматургии балета. // Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. -М., 1974. С. 48-69.

139. Советская музыка на современном этапе // Сб.статей. М., 1960. -360 с.

140. Сокольский М. Две Кармен. // Советская музыка. 1970. - № 12. -С. 92-96.

141. Стравинский И. Диалоги. JL: Музыка, 1971. - 414 с.

142. Страженкова И. Один из самых знаменитых (о творчестве Р.Щедрина) // Советская музыка. 1980. - № 11.-С.35.

143. Сыров В. Типологические аспекты композиторского стиля // Стилевые искания в музыке 70-80-х гг. XX в.: Сб. статей / сост. Е.Шевляков. Ростов, 1994. - С. 62-65.

144. Таиров А. Записки режиссера. М: Изд-во Камерного театра, 1921. -180 с.

145. Тараканов М. Поэма Гоголя на оперной сцене // Советская музыка. 1977.-№Ю.-С. 89.

146. Тараканов М. Творчество Родиона Щедрина. М.: Советский композитор, 1980.-328 с.

147. Текст. Интертекст. Культура: / Сб.докладов международной научной конференции. -М.: «Азбуковник», 2001. 607 с.

148. Трембовельский Е. Два этюда к проблеме аналогий. Этюд второй: о выражении «художественное открытие». // Музыкальная академия. -2006. № 2. - С.171-176.

149. Тросников В. Человек и информация. М., Наука, 1970. - 390 с.

150. Турков А. Размышления по женскому вопросу. // Чехов и Толстой. Сб. статей. М., 1980. - С.117 - 154.

151. Усовская Э. Постмодернизм: учебное пособие. Минск: Тетраси-стемс, 2006. - 255с.

152. Успенский Б. О семиотике иконы // Труды по знаковым системам. Тарту. -1971. -Вып.5. -С. 206.

153. Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер. с фр. И вступит.ст. Г.К.Корсикова. м.: Издательская группа «Прогресс», 2000. - 536 с.

154. Фрейверт JI. Общие принципы формообразования в невербальных искусствах: музыка, живопись, архитектура. Дисс. канд.философ.наук (09.00.04). -М.: РГБ, 2003. 180 с.

155. Фрейденберг. О.Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. — 445 с.

156. Френкель М. Пластика сценического пространства: (Некоторые вопросы теории и практики сценографии). — Киев: Мистецтво, 1987. — 430 с.

157. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. — СПб.: «А-cad», 1994. 406 с.

158. Хакимова А. Новаторское прочтение жанра (к изучению творчества Р.Щедрина) // Советская музыка. 1980. - № 11.- 46.

159. Хализев В. Художественное миросозерцание Чехова и Традиция Толстого. // Чехов и Толстой. Сб. статей. М., 1980. - С.155-187.

160. Хёйзинга Й. Homo Ludens: В тени завтрашнего дня. / Пер.с англ. и примечания В.В.Ошисе. М.: Прогресс, 1992. -458 с.

161. Ходус В. Корреляция драматургического и театрального текста: А.П.Чехов К.С.Станиславский // Речь. Речевая деятельность. Текст. Таганрог, 2002. - С. 160-170.

162. Холопов Ю. Щедрый Щедрин // Музыкальная академия. 2007. -№ 4. - С.45.

163. Холопова В. Вселенная музыковеда. Мир творчества и мечтаний: Беседа. / Вел Петров А. // Музыкальная академия. 2006. - № 2. - С. 5357.

164. Холопова В. Праздник, который всегда с тобой: Фестиваль к 70-летию Родиона Константиновича Щедрина // Музыкальная академия. -2003.-№ 1.- С.70-77.

165. Холопова В. Путь к центру. Родион Щедрин. М.: Композитор, 2000.-310 с.

166. Холопова В. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50-80-е годы) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах вуза: Сб. тр., Вып. 132, М., 1994. С.46-49.

167. Хохлова А. Игровое пространство-время в клавирных триоиИ.Гайдна. Автореферат дисс.уч. степ, кандидата искусствоведения. -М., 2005.-24 с.

168. Хренов Н. Социальная психология искусства: Переходная эпоха. — М.: Альфа-М, 2005. 623 с.

169. Хренов Н. Художественный опыт XX века в контексте становления интегральной культуры // Теория художественной культуры. — Вып. 3. М., 1999.- 180 с.

170. Черкашина М. Балет «Анна Каренина»: тридцать лет спустя // Муз. академия. -2003. -№ 3. С. 117-120.

171. Чехов А. Избранные сочинения. В 2-х т. Т.1, /Сост. Г.Бердникова; Примеч. В.Пересыпкиной; Ил .худож. С. Алимова и Кукрыниксов. — М.: Художественная литература, 1979. 701 с.

172. Чипизубова М. Дискурсивные приёмы театра авангарда как разновидность коммуникативного семиозиса. Дисс.канд.искуствоведения. Краснодар, 2004. 180 с.

173. Шкловский В. Сентиментальное путешествие: Воспоминания. Берлин, 1923.-280 с.

174. Шнитке А. Полистилистические тенденции в современной музыке // Холопова В., Чигарёва Е. Альфред Шнитке. М., 1990. - 106 с.

175. Шпенглер О. Закат Европы. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 640 с.

176. Щедрин Р. Автобиографические записи / Родион Щедрин. М.: ACT: ACT МОСКВА: НОВОСТИ, 2008. - 288 е.: 96 л.ил.

177. Щедрин Р. Искусство это царство интуиции, помноженной на высокий профессионализм творца // Музыкальная академия. - 2002. - № 4. -С. 1 -9: ил.

178. Щедрин Р. Музыка идёт к слушателю: Беседа Р.Щедрина с Л.Григорьевым и Я.Платеком. // Советская музыка. 1983. - № 1. - С.25.

179. Щедрин Р. Музыкант-мыслитель // Музыкальная академия. 1995. -№4-5. - С.7

180. Щедрин Р. Мысли и пожелания молодого музыканта (Беседа) // Советская музыка. 1959. -№ 12. С.40.

181. Щедрин Р. Я не ощущаю в себе перемен: Беседа. // Музыкальная академия. 1998. - № 2. - С. 3 - 9: ил.

182. Щедрин Р. Монологи разных лет / Сост. Платек Я.; Коммент. Власова Е. М.: Композитор, 2002. - 192 с.

183. Щербакова А. Чеховский текст в современной драматургии. Диссс.канд.филол.наук (10.01.01) Иркутск: РГБ, 2006. - 190 с.

184. Эйзенштейн С. За кадром / Монтаж. М.: ВГИК, 1998. С. 19-29.

185. Эйзенштейн С. Избранные произведения 6-ти томах, Т.З. М., Искусство, 1964.-671 с.

186. Эйзенштейн С. Избранные произведения: В 6 ти томах, Т.2. М., Искусство, 1964. — 567 с.

187. Эйхенбаум Б. О поэзии. JL: Искусство, 1969. 168 с.

188. Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / Умберто Эко // Иностранная литература. 1988. -№10.

189. Эткинд Е. Ритм поэтического произведения как фактор содержания // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. JL, 1974. - С. 115-119.

190. Лотман Ю. Текст в тексте // Лотман Ю. М. Избранные статьи: ВЗ т. Таллинн, 1992. - Т. I. - С. 148-160.

191. Юнг К. Человек и его символы. М.: Серебряные нити, 2006. 352 с.

192. Юнг К. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991. - 304с.

193. Юренев Р. Эйзенштейн: Замыслы. Фильмы. Метод. Часть 1. 18981929. -М.: Искусство, 1985.-303 с.

194. Якобсон Р. В поисках сущности языка // Семиотика. М., 1983. - С. 102-117.

195. Якобсон. Р. Избранные работы. М., - М.: Прогресс, 1986. - 264 с.

196. Au S. Ballet and Modern Dance. London: Thames and Hudson, 1988. -216 p.

197. Barthes R. Essais critigues. Paris, 1964. - 280 p.

198. Barthes R. Texte // Enyclopedia universalis. P., 1973. - Vol. 15

199. Cargher J. How to enjoy ballet without really trying or Ballet forbeginners. Melbourne, 1990. - 143 p.

200. Cultural life: Music; Popular culture; Theatre; Dance // The CambridgeEncyclopedia of Russia and the former Soviet Union. Cambridge: Cambridge univ. press, 1994. - P. 246 - 278.

201. Febvre M. Danse contemporaine et theatralite. P.: Chiron, 1995.

202. Kristeva J. Language the unknown: an Initiation into Linguistics: Translated by Anne M. Menke. - New York: Columbia University press, -1996.

203. Kristeva J. Reader / Edited by T. Moi New York: Columbia University Press, - 1986.

204. Lalande A.Vocabulaire technique et critique de la philosophie, v.2. P.: P.U.F., 1993, pp.1031-1032.

205. M.W. Recensio. // Osterreichische Musikzeitschrift. 2004. - № 1. - S. 88. - Rec. ad op.: Cholopova V. Der Weg ins Zentrum. Annaherungen an den Komponisten Rodion Shchedrin. - Mainz, 2002. - 201 S.

206. Cholopova V. Der Weg ins Zentrum. Annaherungen an den Komponisten Rodion Shchedrin. Mainz, 2002. - 201 S.

207. Nelson T. Literary machines. Sausalito ; С A : Mindful Press, 1993. -252 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.