Модусы нигилизма в культуре транзитивного общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Константинова, Татьяна Владимировна

  • Константинова, Татьяна Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 139
Константинова, Татьяна Владимировна. Модусы нигилизма в культуре транзитивного общества: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2010. 139 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Константинова, Татьяна Владимировна

Введение.

Глава I. Сущностные характеристики нигилизма и их становление в культуре.

1.1. Социокультурная сущность нигилизма.

1.2. «Протонигилизм».

1.3 Противоречия нигилизма.

Глава II. Нигилизм в пространстве транзитивной культуры.

2.1. Нигилизм как интенция сознания: трансгрессивное преодоление пределов».

2.2,Отрицательная оценка мира и нигилистическое самоотрицание.

Глава III. Темпоральные модусы нигилизма в культуре общества транзита».

3.1. Нигилистическое отношение к прошлому.

3.2. Нигилистическое отношение к настоящему.

3.3. Нигилистическое отношение к будущему.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Модусы нигилизма в культуре транзитивного общества»

Актуальность темы исследования. Важнейшим признаком и духовным фактором кризиса культуры является нигилизм. Его присутствие в современной культуре отмечалось и отмечается ведущими мыслителями, начиная с Ф.Ницше, О.Шпенглера, Н.Бердяева, С.Булгакова, С.Франка, М.Хайдеггера, А.Камю и др. Нигилизм, как показал еще М.Хайдеггер, связан с отрицанием традиции, власти и каких-либо авторитетов Под знаком отрицания, и даже более того - низвержения — авторитета, традиции, смысла и ценностей — проходит современный период европейской истории. Поэтому с середины XIX века и по настоящее время тема нигилизма является одной из наиболее обсуждаемых в гуманитарных науках.

Переживаемый ныне общемировой кризис, ставший кульминацией отдельных кризисных явлений современной цивилизации и «стянувший» их в один узел, расценивается многими как следствие неудачи исторического проекта, начавшегося в эпоху Просвещения, — проекта, ориентирующего на технократическое и рационалистическое переустройство мира, природы и человека. Попытка реализации этого проекта привела к онтологическому отчуждению человека, к разрыву связей и отношений индивидов между собой. «Конец социального», разрыв всеобщих связей и взаимозависимостей, размытость целеполагающих ориентиров исторического развития, разрушение систем ценностей и смыслов — вот итог заявленной Ницше «смерти Бога», т.е. уничтожения сферы сверхчувственного - идеалов, норм, правил, принципов, целей и ценностей, подвергшихся «атаке» нигилизма.

Утрата целей и смысла человеческого существования, цельности-человеческой личности, неясности жизненных ориентиров и установок зафиксирована и обозначена как ситуация «абсурдности существования» (А.Камю), «экзистенциального вакуума» (В. Франкл), абсолютной «недостоверности одинокого бытия» (Ж Батай), «онтологической покинутости» (М.Хайдеггер), «метафизического одиночества» (М.

Мамардашвили). Выходом из этих состояний часто является протест, различные радикальные действия по разрушению существующего положения вещей, духовное и практическое отрицание, неприятие того или иного фрагмента действительности или всей действительности в, целом: «.протест становится отчетливой моральной чертой современности», а «негодование является преобладающей современной эмоцией»1. В связи с этим нигилизм как идея, как настроение, сопровождающееся пессимизмом и моральным разочарованием, и как практика реальных действий, связанных с отрицанием, становится объектом анализа теоретиков самых разных направлений - от религиозных до- атеистических, от анархистски-ориентированных до государственно-охранительных, от лево- до праворадикальных, от позитивистских до экзистенциалистских, от романтиков до авангардистов.

Но является ли нигилизм5 одной из духовных причин этих катастрофических для европейской культуры процессов, или он сам выступает орудием поиска новых оснований человеческого существования? Поиска, осуществляемого наиболее интенсивно в переходные периоды культуры. А.И.Новиков справедливо подмечает, что всплески нигилистического сознания обнаруживают себя в условиях крутой ломки общественных устоев: «от феодализма к капитализму (нигилизм Писарева), от капитализма к социализму (анархо-индивидуалистический нигилизм), от домонополистического капитализма к империализму (ницшеанство)2.

Подобный переходный, период мы переживаем сегодня, когда оказываются невостребованными сложившиеся культурно-исторические традиции, а апробированные формы опыта провозглашаются отжившими. В связи с этим наиболее актуальной представляется задача осмысления

1 Макинтайр А. После добродетели: Исследования теории морали. — М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - С. 101.

См.: Новиков А.И. Нигилизм и нигилисты Опыт критической характеристики —

Л.: Лениздат, 1972. С.18. нигилизма как феномена транзитивного периода истории культуры -переходного периода.

Степень научной разработанности проблемы.Лервым современным мыслителем, констатировавшем наступление эпохи нигилизма, был Ф. Ницше. Эта эпоха нигилизма, обозначенная выражением «Бог умер», характеризуется отсутствием Бога в пространстве человеческого бытия. Именно Ф.Ницше заложил современную традицию понимания нигилизма как отрицания смыслосозидающей и регулятивной функций Бога и сверхчувственного вообще как высшей инстанции. Исторический процесс утраты ценностей и смыслов человеческого существования на индивидуально-личностном и культурно-историческом уровнях исследовался затем на всем протяжении конца XIX и XX веков: состояние человеческой «богооставленности». анализировалось Н.Бердяевым, истоки и сущность утраты трансцендентного в европейской истории - М.Хайдеггером, бессмысленность и абсурдность социальной действительности — А.Камю, духовно-экзистенциальные аспекты отчуждения человека — Ж. Батаем, Г. Маркузе, К. Ясперсом. При этом они не ограничивались констатацией абсурдности, неподлинности и трагизма человеческого существования в современную эпоху, а указывали на главные препятствия на пути обретения утраченной сферы трансцендентного, которые усматривалась ими (при всех различиях их философских установок) в научной рациональности и предметном мышлении. Работы указанных мыслителей имели фундаментальное значение для уяснения истоков и сущности нигилизма в культуре.

В первом десятилетии XX века в сборнике «Вехи» русские философы Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, П.Б.Струве выявили специфику нигилистического мировоззрения, сопоставив его с особенностями христианского мировоззрения и российского менталитета, определили носителя нигилистических идей — леворадикальную интеллигенцию, расширив тем самым пределы исследования нигилизма не только как явления^ духовного, но й как социального. За несколько»лет до выхода «Вех»' С.Н.Булгаков в работе «Душевная драма Герцена» причисляет последнего (наряду с Ницше) к позитивистам, позитивизм отождествляет с «философским нигилизмом», рассматривающего человека как «меру вещей»: «Человек есть мера вещей - вот сущность всей философии Герцена; принцип Герцена не представляет, таким образом; ничего нового, - это принцип софистов, этих позитивистов и ницшеанцев древности»3. С.Н.Булгаков не только отождествляет позитивизм, атеизм и нигилизм, но* и расширяет временные границы существования нигилизма.

Историко-философский анализ нигилизма в советское время был предпринят В.В'.Бибихиным, Ю.Н.Давыдовым; Л.З.Немировской; В современной российской философии большое внимание уделяется определению перспектив преодоления* онтологического нигилизма на основе возрождения классической онтологии^ (работы П.П.Гайденко, В.Д Губина,

A.JI Доброхотова, Т. Б. Длугач, М.С. Кагана, Т.П. Матяш). Изменение традиционных онтологических приоритетов в пользу небытия как первичного и абсолютного принципа существования- предлагают Н.М. Солодухо, А.И. Селиванов, А.Н. Чанышев.

В своём диссертационном исследовании мы опираемся также на работы тех авторов, в которых нигилизм рассматривается как социокультурный феномен во всем богатстве своих проявлений - от этических до правовых (П.П.Гайденко, Л.М.Ганцева, Р.А.Гальцева,

B.Н.Гуляихин, Д.Н.Вороненков, Н.П.Медведев, Л.И.Мосиенко, А.И.Новиков, А.И.Пигалев, И.Б.Роднянская, Савчук В.В., П.А.Сапронов,

C.А.Сирин, В.Б.Ткаченко и др.). Различные аспекты нигилизма рассматривались в 80-е гг. в исследованиях зарубежных авторов: социологические (Й.Губслом), культурологические (У.Хоманн), эстетические (В.Краус), политические (А.Глюксман), психологические (В.Франкл).

Булгаков С.Н. Душевная драма Герцена // Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т.2. Избранные статьи. - М.: Наука, 1993. С. 115.

В перестроечный период нигилизм стал анализироваться как форма социальной- деструктивности, выявлялись его специфика, механизмы, взаимосвязь с процессами становления нового социокультурного порядками поисками идентичности, способы преодоления (см. работы И.И.Валеева, Л'.Гудкова, Р.Н.Павельева, М.М.Тоторкуловой, Г.П.Худякова и др.). Нигилизм как основополагающий момент праворадикальной концепции культуры исследовался Л.С.Николаевой.

Поскольку нигилизм существует не только как социокультурное явление, но и используется в качестве инструмента преодоления-метафизических оснований философии культуры, мы обращаемся к работам постмодернистов — Ж.Бодрийяра, Ф. Гваттари, Ж. Деррида, Ж. Делеза, Ю. Кристевой, Ф. Лиотара, Р. Рорти, М.Фуко и др.

Однако даже в тех работах, где нигилизм рассматривается как социокультурное явление, социокультурная, сущность его оказывается проясненной не до конца. Это связано с неявной подменой, собственно культурологического анализа анализом философским, психологическим, социологическим.

Понимание нигилизма как условия преодоления границ культуры, перехода «границы между двумя возрастами мира» мы находим в работах Э.Юнгера и М.Хайдеггера4. Исследование предельных ситуаций человеческого существования, проблемы границ социального, интенции к преодолению «пределов», предпринятое Ж.Батаем и М.Бланшо, также оказалось полезным при понимании нигилизма как отрицания, выводящего за пределы существующей социокультурной реальности.

Различные процедуры отрицания, способы и формы их манифестирования в культуре и языке исследовались К.Клейном, Д.Леви, Л.Н.Ольховой, Л.Уайтом, В.Штрамом.

4 См.: Юнгер Э. Через линию; Хайдеггер М. О «лшши»//Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер, Мартин Хайдеггер, Дитмар Кампер, Гюнтер Фигаль. СПб., 2006.

Для понимания бытия нигилизма в современной культуре большое значение имеют также работы специалистов по молодежной субкультуре и контркультурным движениям, направленным на отрицание общества массового потребления и господства политических и экономических монополистических структур (Ю.Г.Волков, Ю.Н.Давыдов, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, С.Коэн, А.Маршак, И.П.Савченко, С.А.Сергеев, З.В.Сикевич, В.Я.Суртаев, А.Тоффлер, Т.Роззак, С.И.Левикова, В.А.Шаповалова, Т.Б.Щепанская и др.).

Однако следует признать, что в современной научной литературе отсутствуют концептуальные работы, где нигилизм рассматривался бы в качестве социокультурного явления переходной эпохи.

Объектом исследования выступает культура транзитивного общества.

Предметом диссертационного исследования является бытие нигилизма в пространственно-временном. континууме культуры транзитивного социума.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационного исследования является анализ социокультурной динамики и модусов нигилизма^ как культурного феномена переходной эпохи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- выявить социокультурную сущность нигилизма;

- проанализировать противоречивую природу нигилизма;

- обосновать необходимость введения и раскрыть содержание категории «протонигилизм»; проанализировать «востребованность» нигилистических умонастроений в ситуации культурного перехода;

- рассмотреть отрицательное отношение к миру и образы нигилистов, представленные в классической-русской литературе;

- эксплицировать отрицательное отношение к настоящему, прошлому и будущему как формы темпорального нигилизма.

Теоретические и методологические основания исследования.

Методологической« базой диссертационного; исследования явились разработанные вь диалектике принципы единства противоположностей, системности, детерминизма, историзма; Наряду с: классической рациональной методологией (предполагающей логический анализ; и синтез, абстрагирование; индукцию и дедукцию, историко-философскую реконструкцию и- др:) были востребованы принципы и положения неклассической методологии, (принцип' дополнительности; комплементарности) и постмодернизма; - прежде: всего понятие трансгрессии. Применялся также; анализ текстуально; выраженного' опыта', нигилизма- в русской художественной литературе. В качестве теоретической, базы диссертационного исследования выступают труды современных: отечественных и зарубежных мыслителей: В определении: культуры и модусов ее существования: автор- опирается на теоретические достижения Рострвскош философско-культурологической школы (Ю.А.Жданов, В.Е. Давидович, Г.В.Драч), на деятельностное определение культуры. Научная новизна , диссертационного; исследования-, состоит: в следующем:;:

- выявлена социокультурная сущность нигилизма как «преодоление пределов»;

- изучен текстуально выраженный жизненный опыт, содержащий протонигилистические интенции и идеи, и на этой основе доказана правомерность использования понятия «протонигилизм»;

- проанализированы внутренние противоречия нигилизма и реализация нигилизма в разных модусах его существования;

- показано, что в ситуации культурного- перехода, когда маргинальность и беспочвенность из латентного существования переходят в явную и- агрессивную форму, нигилистические умонастроения становятся наиболее'востребованными;

••■. . ■ ■■ , ' ' . '■■ ' '■•■ . . ;■ "• . 10 прослежена взаимосвязь отрицательной- оценки мира с нигилистическим-само отрицанием;

--• введено понятие, «темпоральный нигилизм» и выявлен его эвристический.потенциал; . , ' .

- определены- временные модусы нигилизма в пространстве культуры -переходного общества. ' •

Положения, выносимые на защиту.

1. Нигилизм как социокультурное явление следует - отличать от социокультурной сущности нигилизма: Как социокультурное явление нигилизм представляет собойюпределенный тип мировоззрения, состоящий в отрицании ценностей, культуры, религиозных и нравственных норм, социальных институтов, причем: это отрицание может быть направлено как на. отжившие, так: и вполне жизнеспособные нормы и ценности. Социокультурная;- же сущность нигилизма- состоит в том, что- он есть механизм выхода за пределы, обозначенные конкретной системой ценностей, норм; социальных институтов. Именно такое «преодоление пределов» с необходимостью? возникает в переходные эпохи,, характеризующиеся рассогласованием' прежних систем регуляции; поведения индивидов; что-порождает неустойчивость социальных норм.

Онтологическая сущность нигилизма состоит в устремленности к Ничто. Ничто - это не ничтожность, не пустота, а возможность прерыва непрерывного, которая может реализоваться в переходные культурные эпохи. Нигилистическая трансгрессивность — это не «зрящное» отрицание», а отрицание одного с выходом в другое. Оно включает в себя в качестве момента диалектическое отрицание.

Нигилизм в разные культурные эпохи проявляет себя по-разному: от отрицания отдельных элементов - культуры, до , отрицания, всей социокультурной системы.

2.Протонигилизм есть исходная форма .нигилизма, состоящая в когнитивном предчувствии неистинности легитимизированных в культуре ценностей и идеалов, сомнение в их действенности и, в то же время, надежда на ошибочность этого сомнения. Протонигилизм запечатлен уже в древних текстах, ориентирующих на сомнение в незыблемости основ культуры. В целом протонигилизм возникает на основе обращенности человека исключительно на себя, на основе страха перед неизбежностью смерти и неотвратимостью ухода в небытие. Протонигилистическая сосредоточенность на смерти перерастает в утверждение небытия, а следовательно, отрицание бытия.

3. Противоречивая «текучая» природа нигилизма проявляет себя в разных формах. Во-первых, границы культуры, «преодолеваемые» нигилизмом, оказываются, вновь возведенными. Во-вторых, отрицание одних средств достижения целей предполагает выбор и утверждение других. В-третьих, неприятие нигилизма сочетается зачастую с его фактической легитимацией- в культуре. В-четвертых, в нигилизме противоречивым образом сочетаются отрицание общества и общественных взаимозависимостей с формированием негативных социокультурных солидарностей, реализующих нигилистических установки и программы действия.

4. Нигилизм существует в разных модусах. Модус нигилизма — это его свойство «поражать», быть направленным на разные объекты, а также мера, образ и способ отрицания, различное сочетание которых приводит к различным последствиям. Первым модусом нигилизма выступает скрытая, глубинная интенция человеческого сознания к отрицанию, которая в переходные эпохи становится все более явной, перерастая в востребованное социумом умонастроение. «Встроенность» нигилизма в человеческое сознание связана с тем, что сама культура не линейна, а многомерна, она существует в противоречивом единстве запрета и трансгрессии, традиции и а возможности ее слома, профанного и священного, равновесие между которыми нарушается в кризисные эпохи. Тогда и возникает такой модус, г как «трансгрессивный нигилизм», благодаря которому осуществляется переход «за границы», за пределы наличной культуры. Именно этот переход выступает условием прорыва- к новому бытию. К модусам нигилизма относятся также латентный и демонстративный; интернациональный и национальный нигилизм; нигилизм, обращенный вовнутрь (на человека) и обращенный вовне (на мир); пассивный и активный нигилизм.

В переходные периоды социокультурного развития возникает такой* модус нигилизма, который состоит в тотальном отрицании принятых в данной культуре социальных и культурных норм ограничения и запрета. Он выражается в локальных и тотальных проявлениях антикультуры, вседозволенности, злокачественной агрессивности, ситуативной этики, распространяемых в сферах и элитарной; и массовой культуры.

5. В русской классической литературе были зафиксированы несколько образов нигилистов и нигилизма: когда отрицание направлено на мир (ничтожен мир), на самого- себя- (ничтожен* человек) и когда нигилизм выступает способом самоутверждения через отрицание. Поэтому русские писатели не только осуждали нигилистов, рисуя их как равнодушных, презрительных, пошлых, высокомерных людей, но выражали сочувствие к их мучительным поискам и стремлению бросить вызов старому миру.

6.Нигилизм существует прежде всего как отрицание, и это отрицание может быть направлено на разные объекты: на мир в целом, на его составные части (например, на ценности), на субъекта (самоуничтожение и самоничтожение). Но есть еще одна форма нигилизма в культуре — это отрицание того или иного модуса времени. Данную форму нигилизма мы называем темпоральным нигилизмом.

Темпоральный нигилизм становится возможен при условии дифференцированной расчленённости потока времени (на прошлое, настоящее и будущее), однако при этом он осуществляет отрицание одного из модусов времени, значительно обедняя оставшиеся два.

7.Нигилистическое отрицание прошлого выражается в полном отказе от него, в отрицании традиций, в низкой оценке его возможностей по реализации, целей человеческой; жизни. Идеализация же прошлого подавляет ростки настоящего и тем/ самым разрывает, искажает действительные связи между прошлым и будущим. Ритуальное воспроизведение: прошлого- или, напротив; доминирование «антикварного» отношения к нему являются симптомами' отживания прошлого: Отрицательное отношение к настоящему может проявляться латентным: образом: посредством преувеличения; значимости прошлого или будущего-. Отрицание же: будущего? осуществляется; прежде всего в виде, сомнения в возможности- его наступления. Различные; эсхатологические и катастрофические: образы в культуре переходных -эпох .могут быть-интерпретированы как нигилистическое отрицание будущего.

Теоретическая» и практическая« значимость исследования? определяется постановкой проблемы существования, нигилизма в пространственно-временном континууме культуры транзитивного социума и конкретизацией; основных аспектов; философско-культурологического анализа нигилизма. Уточнение и детализация , многоаспектиости и многоплановости?даннойшроблемышожет оказать существенное влияние на дальнейшие разработки в области теории и истории культуры.

Ряд. результатов данной диссертаций могут быть использованы при исследованиях в теории и истории культуры, этике, антропологии, социальной философии, они имеют также практическое значение для средств массовой информации и тех структур, которые формируют общественное- мнение. Возможно применение материалов» и выводов диссертации при разработке различных лекционных курсов по гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в 7-ми публикациях общим' объемом 2,2' п.л. и выносились на обсуждение на 5-ти конференциях: международной научно-практической конференции «Архитектура и информационное общество» (Ростов н/Дону, 2008); международной научно-практической конференции

Россия и мировой финансовый кризис: поиски глобальных и национальных ответов» (13 ноября 2009 г., Ростов-на-Дону); Всеросс. науч.-практ. конференции «Проблемы прогресса цивилизационного развития. Патриотизм и духовность как объединяющая основа современного общества» (Волгоград, 2010); международной научной конференции молодых ученых «Перспектива-2010» (пос. Эльбрус,23-26 апреля 2010 г.); Третьем Российском культурологическом конгрессе «Креативность в пространстве традиции и инновации (27-29 октября 2010 г., Санкт-Петербург); Круглом столе «Философская инноватика и междисциплинарные проблемы геополитики Юга России (Г.Ростов-на-Дону, СКАГС, 25 июня 2010 г.), а также на заседании кафедры философии и социологии архитектуры и искусства Института архитектуры и искусства Южного федерального университета 28 июня 2010 г.

Структура диссертации определяется последовательностью решения основных задач и состоит из введения, трёх глав, включающих 8 параграфов, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Константинова, Татьяна Владимировна

Заключение

Кризис современной цивилизации (одним из проявлений которого выступает современный финансовый и экономический кризис) в очередной раз являет миру «переворачивание» цели и средства человеческой жизни. Именно это «переворачивание» и привело к такому типу отрицания, которое было зафиксировано мыслителями, обозначившими его термином «нигилизм». Нигилизм - это больше, чем отрицание; больше, чем мыслительный акт; больше, чем бездумное разрушительное действие. Нигилизм соединяет эти моменты, создавая новое качество отрицания, реализующее себя в переломные исторические эпохи.

Нигилизм как рефлексия по поводу принятия негативного и как практическая реализация интенции к отрицанию становится явным социокультурным фактом с того момента, когда размывается сфера трансцендентного.

Социокультурная сущность нигилизма состоит в устремленности к Ничто. Ничто — это возможность прерыва непрерывного, которая может реализоваться в переходные культурные эпохи.

Используя понятие культурной формы, понятой как образец, модель, механизм, обеспечивающий переход от одного социокультурного состояния к другому, мы рассматриваем нигилизм как культурную форму. Конечно, сложилась устойчивая традиция понимания нигилизма как внешнего, деструктивного отрицания, направленного на полное уничтожение какого-либо явления; оно противопоставляется диалектическому отрицанию, которое способно удерживать положительное содержание отрицаемого. Но сложность современной культуры такова, что однозначных критериев отделения отжившего от перспективного нет. Нигилистическая трансгрессивность — это не «зрящное» отрицание», а отрицание одного с выходом в другое. Оно включает в себя в качестве момента диалектическое отрицание. Поэтому мы солидарны с Ф.Ницше и Т.Адорно, утверждавших

• " " . • . . 123 амбивалентность нигилизма, наличие у него не только разрушительного; но и конструктивного потенциала.

Возникновение: нигилизма было: бы невозможно? без: существования} протонигилистических интенций и настроений; зафиксированных уже в древних текстах. Осмысление сущности: Ничто,« позволило? прийти- к выводу, что протонигилизм; рождается и сопровождается; чувством; одиночества;, ощущением инаковости человека по отношению/ к. другим людям и окружающему миру, сомнением, в, общепринятых истинах, скептицизмом, отчаянием, ощущением ничтожества. Возможность впадения в ничтожность и есть протонигилизм.: Зафиксированная нами и переживаемая, субъектом; конкретной культуры, находящейся; в состоянии кризиса, «икаковость» проистекает из перерождения; самого-' мира; разорвавшего .связь со сферой; трансцендентного. • V ; >

Тяготение- к; Ничто как ведущая интенция нигилизма .предполагает выход за пределы существующего, он есть симптом , кризиса;, культурной; эпохи или социального - периода,, предвосхищающий; еще неявный, но4 уже -существующий в латентном виде закат. Данное, обстоятельство позволяет исследовать нигилизм с помощью понятия трансгрессии.

Понятие трансгрессии; в современной постмодернистской философии дает возможность определить онтологические основания существования нигилизма в культуре, выявить модальные формы его бытия. • Мы прослеживаем уточнение понятия трансгрессии, начиная с его аналога, предложенного еще Гегелем (термин "Aufhebung" в содержательном плане отражает преодоление субъектом границ бытия культуры; и возможность занятия им позиции: внешнего наблюдателя по отношению к тем или иным феноменам культуры), его переосмысление в; неогегельянстве; во французском, экзистенциализме, Ж.Батаем и М:Бланшо, другими; постмодернистами.

В- современной философии трансгрессию определяют как процесс пересечения границ социального бытия, в результате чего возникает ситуация: внешнего отношения субъекта к предметам; чуждым: ему. Тем самым-индивид: оказывается>свободным; ибо он перестает'ощущать давление отрицаемого им внешнего мира- на его мысли, поступки и чувства. Трансгесснвный нигилизм в интерпретации М.Фуко, Ж.Дёлеза и других постмодернистов оказывается; не просто актом:отрицания-чуждого индивиду бытия; но и основой для его освобождения о г жестких форм, сковывающих бытие; человеческой индивидуальности. Трансгрессивный, нигилизм дает возможность, по мнению М.Бланшо, разрушить логику повседневности, и приблизить индивида к трансцендентному.

Введение понятия трансгрессии дает возможность отказаться от представления о нигилистическом, отрицании бытия как о том, что исключено из: сферы обыденной жизни человека. Это глубокая жизненная интенция; содержащаяся в. экзистенциальных глубинах сознания любого. человека. Конечно, основным содержательным моментом здесь является. возможность преодоления границ, пределов, но это такая возможность, которая включает в себя и некоторые элементы прорыва к новому бытию. •

Трансгрессия не означает абсолютности и тотальности 'отрицания; поскольку характерной чертой трансгрессивного нигилизма является признание открытия новых возможностей социальной жизни. Трансгрессивный нигилизм является механизмом* нелинейной эволюции социальной материи и порывает с линейно, т.е. однозначно и, одномерно понятой^ социокультурной действительностью. Однако отметим, что нигилистический? момент здесь, т.е. уход от существующего за границы, . данной культуры, является главным моментом движения человеческого существования, а открытие «новых горизонтов» возможная, но не обязательная его черта. :

Для классической русской культуры и литературы нигилизм неприемлем: Однако образы» нигилистов; созданные Н.В.Роголем, И.С.Тургеневым и- Ф.М.Достоевским, вызвали к. нему интерес и живое обсуждение в обществе. Сочувствие к нигилистам здесь не перерастает в принятие нигилизма, хотя и-вызвали у широкой публики интерес к нему.

Нигилизм может быть направлен на модусы времени. Данную форму нигилизма мы назвали темпоральным4нигилизмом. Темпоральный нигилизм становится возможен при условии дифференцированной расчленённости потока времени, однако при этом он осуществляет отрицание одного из модусов времени.

Характеризуя нигилизм в его отношении" к будущему в качестве культурного феномена, следует отметить то, что он разрывает связь, между настоящим, и будущим. Кризисный мир, окружающий индивида, представляется ему неподлинным, нереальным, не обладающим» статусом достоверности своего бытия. Собственно, и само» будущее носит в интерпретации нигилистического сознания запредельный характер, поскольку оно выводится за рамки настоящего, не является«* продолжением' тех реальных тенденций, которые возникают в современности. Подобное представление об историческом развитии приводит к возникновению особых ценностей и норм поведения, которые явно «выпадают» из сферы настоящего. Нигилизм в, отношении будущего может существовать как на уровне индивида, так и общества в целом, когда нигилистический настрой пронизывает собой'все формы духовной жизни общества.

В диссертации выделяются два типа нигилистического отношения к будущему, а, следовательно, и к настоящему. Один тип культурного поведения представляет собой конформистское, безвольное, дефензивное восприятие окружающего кризисного мира - мира, где человек, как говорится, махнул рукой как на себя, так и на свое будущее. Второй тип нигилистического поведения в отношении будущего предполагает активный негативизм к реалиям бытия, их разрушение и даже эстетическое любование всеми признаками приближающейся катастрофы. Лозунг людей, придерживающихся подобной позиции, заключается в краткой формуле: «чем хуже, тем лучше». Исходя из этой максимы, все критерии культурного поведения, характерные для нормального социума, смещаются, и, следовательно, границы, отделяющие «культурное» от «некультурного», исчезают.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Константинова, Татьяна Владимировна, 2010 год

1. Алексеева, В.А. Нигилизм Текст. / В.А.Алексеева // Современный философский словарь /Под ред. В.Е.Кемерова. - М., 1996.

2. Бакунин, М.А. Философия. Социология. Политика Текст. /М.А.Бакунин. М.: Изд-во «Правда», 1989. - 622 с.

3. Батай, Ж. Внутренний опыт Текст. / Ж.Батай. СПб.: Аксиома,1997.

4. Батай, Ж. Ненависть к поэзии Текст. /Ж.Батай. М.: Ладомир,1999.

5. Батай, Ж. Морис Бланшо Текст. / Ж.Батай//Новое литературное обозрение. 2003. № 61.

6. Батай, Ж. Запрет и трансгрессия электронный ресурс. /Ж.Батай// vispir.narod.ru.

7. Бахтин, М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса Текст. /М.Бахтин. М.: Художественная литература, 1990. — 543 с.

8. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. /З.Бауман. -М.: Логос, 2002.

9. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания Текст. / П.Бергер, Т.Лукман / Пер. с англ. М.: Медиум, 1995.-323 с.

10. Бергсон, А. Творческая эволюция Текст. /А.Бергсон. М.: Кучково поле, 2006.

11. Бибихин, В.В. Место нигилизма в «судьбе бытия» Текст. /В.В.Бибихин// Работы М.Хайдеггера по культурологии и теории идеологий. М., 1981.

12. Бибихин, В.В. Проблема нигилизма в современной западной культурологи Текст. / В.В.Бибихин //Новое в современной западной культурологии. М., 1983.

13. Библер, В.С. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения в двадцать первый век Текст. /В.С.Библер. - М.: Политиздат, 1990. - 413 с.

14. Бланшо, М. Опыт предел Текст. /М.Бланшо// Танатография эроса. Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб.: Мифрил, 1994.

15. Бланшо, М. Последний человек Текст. СПб.: Азбука, 1997.

16. Бланшо, М. Неописуемое сообщество Текст. М.: МФФ, 1998.

17. Блумер, Г. Коллективное поведение Текст. /Г.Блумер//Американская социологическая мысль. М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. С. 166-212.

18. Бодрийяр, Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального Текст. / Ж.Бодрийяр. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та,2000.-96 с.

19. Бор, Н. Избранные научные труды Текст. /Н.Бор. Т.2. М., 1971.

20. Булгаков, С.Н. Душевная драма Герцена Текст. / С.Н.Булгаков// Булгаков С.Н. Соч. в 2-х т. Т.2. Избранные статьи. М.: Наука, 1993. С.95-130.

21. Валеев, И.И. Современность и нравственный нигилизм старшеклассников Текст. /И.И.Валеев. Уфа, 1997.

22. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. /М.Вебер// Вебер М. Избранные произведения. М.: «Прогресс», 1990. С.61-272.

23. Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Из глубины: Сб. статей о русской революции Текст. М.: Правда, 1991. — 608 с.

24. Виппер, Р. Краткий учебник по новой истории Текст. /Р.Виппер. -М., 1912.

25. Волков, Ю.Г. Социология молодежи Текст. /Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов. Ростов н/Д,2001.

26. Вороненков, Д.Н. Правовой нигилизм и правовой идеализм. Теоретико-правовое исследование Текст. /Д.Н.Вороненков: Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. Коломна, 1999.

27. Гайденко, П.П. Нигилизм Текст. / П.П.Гайденко//Философская энциклопедия. Т.4. — М.: Сов. энциклопедия, 1967. С.64-66.

28. Гайденко, П.П. Прорыв к трансцендентному. Новая онтология XX века Текст. /П.П.Гайденко. М., 1997.

29. Гальцева P.A. Нигилизм Текст. / Р.А.Гальцева, И.Б. Роднянская //Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.- С.211.

30. Ганцева, JI.M. Особенности формриования правового сознания россиян в современных условиях Текст. /Л.М.Ганцева //Вестник Башкирского ун-та. 2001. № 1.

31. Гачев, Г. Ментальности народов мира Текст. /Г.Гачев. М.: Алгоритм,ЭКСМО, 2008. - 544 с.

32. Гегель, Г.В.Ф. Феноменология духа Текст. // Гегель Г.В.Ф. Соч. T.IV. М., 1959.

33. Гиббон, Э. История упадка и разрушения Римской империи Текст. /Э.Гиббон. T.I. СПб., 1997.

34. Губин, В. Д. Онтология. Проблема бытия в современной европейской философии Текст. /В.Д.Губин. М., 1998.

35. Гудков, Л. Негативная идентичность. Статьи 1997 2002 гг. Текст. /Л.Гудков. - М., 2004.

36. Гульельми, А. Группа 63. Экспериментальный роман Текст. / А. Гульельми // Называть вещи своими именами: Прогр. выступления мастеров запад.-европ. литературы XX века. Сост., предисл., общ. ред. Л.Г.Андреева. — М.: Прогресс, 1986. С.185-194.

37. Гуляихин, В. Н. Особенности русского менталитета и правовой нигилизм Текст. /В. Н. Гуляихин.//Актуальные проблемы философии и социологии права. Волгоград: Волгоградская академия МВД России, 2005. -С. 14-16.

38. Гуревич, А .Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства Текст. /АЛ.Гуревич. М., 1990.

39. Гусаченко, В. Трансгрессии модерна Текст. /В.Гусаченко. X.: ООО «Озон-инвест», 2002.

40. Давыдов, Ю.Н. Эстетика нигилизма (Искусство и «новые левые») Текст. /Ю.Н.Давыдов. -М.: Искусство, 1975.

41. Давыдов, Ю. Этика любви и метафизика своеволия Текст. / Ю.Н.Давыдов. М., 1989.

42. Делёз, Ж. Ницше Текст. Ж. Делёз. СПб.: Аксиома, Кольна, 1997. -186 с.

43. Делез Ж. Что такое философия? Текст. /Ж. Делёз, Ф.Гваттари / Пер. с французского С. Н. Зенкина. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 1998.

44. Деррида, Ж. Эссе об имени Текст. /Ж.Деррида. — СПб.: Алетейя, 1998. — 190 с.

45. Длугач, Т.Б. Подвиг здравого смысла Текст. /Т.Б. Длугач. М.,1995.

46. Доброхотов, А.Л. Философия и христианство Текст. /А.Л. Доброхотов // Христианство и философия. VII международные рождественские образовательные чтения. Сборник докладов конференции. М., 2000.

47. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание Текст. /Ф.М.Достоевский.- Сыктывкар: Коми книжное издОво, 1982. 528 с.

48. Достоевский, Ф.М. Бесы Текст. / Ф.М.Достоевский.-Ставрополь: РИО Красный Крест, 1993. — 640 с.

49. Драч, Г.В. Культурология. Кредитно-модульный вариант Текст. /Г.В. Драч, О.М.Штомпель, Л.А.Штомпель, В.К.Королев. — СПб.: Питер, 2010.-384 с.

50. Зенкин, С. Морис Бланшо: отрицание и творчество Текст. /С.Зенкин // Вопросы литературы. 1994. № 3. С. 170-191.

51. Иноземцев, В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества Текст. / В.Л.Иноземцев. М.: 1998. - 528 с.

52. Иноземцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы Текст. / В.Л.Иноземцев. М.: Логос, 2000.- 132 с.

53. Каган, М.С. Философия культуры Текст. / М.С.Каган. СПб.: Петрополис, 1996. — 434 с.

54. Камю, А. Миф о Сизифе Текст. / А.Камю //Бунтующий человек. -М.: Республика, 1991. С.23-93.

55. Кармин, A.C. Культурология Текст. /А.С.Кармин.- СПб., 2001.

56. Козловски, П.Культура постмодерна Текст. /П.Козловски /Пер. с нем. М.: Республика, 1997. - 240 с.

57. Корчинский, A.B. «Означающее на все руки»: дискурс(ы) нигилизма Текст. /А.В.Корчинский// Дискурс. 2007. №14-15. С. 34-54.

58. Кузин, И.В. Трансгрессия и чувство Текст. / И.В.Кузин// Философия желания. Сборник статей/ Под ред. И.В.Кузина.- СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Государственного Университета, 2005.

59. Ле Гофф, Ж. Цивилизация средневекового Запада Текст. /Ж.Ле Гофф. -М., 1992.

60. Лермонтов, М.Ю. Люди и страсти Текст. // Лермонтов М.Ю.Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1990. С.5-62.

61. Лермонтов, М.Ю. Странный человек Текст. // Лермонтов М.Ю. Соч. в 2-х т. Т.2. М.: Правда, 1990. С.63-125.

62. Линч, К. Образ времени Текст. //Линч К.Образ города. М.: Стройиздат, 1982.

63. Линч, К. Образ города Электронный ресурс. / К. Линч /URL/http:/\vww.glazychev.ru/books/translations/Linch/Linch2.htm

64. Лиотар, Ж.Ф. Состояние постмодерна Текст. /Ж.Ф.Лиотар. -СПб.: Алетейя, 1998.

65. Лотман, Ю.М. О моделирующем значении понятий «конца» и «начала» в художественных текстах Текст. //Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2001. С.427-430.

66. Лоуэнталь, Д. Прошлое чужая страна Текст. /Д.Лоуэнталь. — СПб.: «Владимир Даль», 2004. - 623 с.

67. Луков В.А. Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания: Текст. научная монография /Вал.А.Луков, Вл. А. Луков. М.: Изд-во Нац. Ин-та бизнеса, 2008. - 784 с.

68. Макинтайр, А. После добродетели: Исследования теории морали Текст. /А.Макинтайр /Пер. с англ. В.В.Целищева. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. — 384 с.

69. Малевич, К. Черный квадрат Текст. /К.Малевич. СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 288 с.

70. Манхейм, К. Идеология и утопия Текст. //Манхейм К. Диагноз нашего времени. -М.: Юрист, 1994. С.7-276.

71. Маркс, К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта- Текст. //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.8. М.: Госполитиздат, 1964.

72. Маркузе, Г. Э. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого постиндустриального общества Текст. / Г.Маркузе /Пер. с англ, послесл., примеч. А.А.Юдина /Сост., предисл. В.Ю.Кузнецова. -М.: ООО «Изд-во ACT», 2002. 526 с.

73. Маршак, А. Проблемы молодежной субкультуры Текст. /А.Маршак//Наука, политика, предпринимательство. 1998. № 1,2.

74. Маслоу, А. Мотивация и личность Текст. /А.Маслоу. СПб.: Питер, 2006.-352 с.

75. Матяш, Т.П. Дионис против Христа Текст. /Т.П.Матяш// Известия вузов Северо-Кавказского региона: общественные науки. 1996. -№4.

76. Медведев, Н. П. Переоценка ценностей как социальный феномен: /Н.П.Медведев: Автореферат * дис.д-ра' филос: наук Текст. Ставрополь. 1996. ' '■.■■.:•■•.'■■■■ , ; , '/.■. • • . ' . . '

77. Межу ев, В.М'. Культура как: проблема философии . Текст. /ВМШежуев//Культура^ человек и картина мира. М-,.1997;^ - 290-с.,

78. Налимов, В.В. Вероятностная модель языка: О соотношении естественных и искусственных языков Текст. /В.В:Налимов. 3-е изд.-Томск-М.: Водолеи РиЬИБЬегБ, 2003. 368 с.

79. Немировская, Л.З. Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла» Текст. /Л.З.Немировская. М., 1981.

80. Неретина, С. «Маскарад» как предчувствие нигилизма. Текст. /С.Неретина //Ё: Психотворец. Обуватель. Филозоф:. Сб. статей /М-во культуры РФ, Рос. Ин-т культурологи; Отв: Ред Д.П.Кудря. М., 2002. — С.115-135.

81. Николаева, Л.С. Радикальные концепции в культуре Текст. /Л.С.Николаева. Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1999. - 201 с.

82. Ницше, Ф. О пользе и вреде истории для жизни Текст. // Ницше Ф. Соч. в 2-х т. Т.1. М.: Мысль, 1990.- С.158-230.

83. Нлцше, Ф: По ту сторону добра и зла Текст.//Ницше Ф: Соч.в 2-хт. Т.2. М.: Мысль, 1990.- С.238-406.

84. Новиков, А.И. Нигилизм и нигилисты. Опыт критической характеристики Текст. /А.И.Новиков. — Л.: Лениздат, 1972. — 296 с.

85. Павельев, Р.Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивиости Текст./Р.Н.Павельев: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. Воронеж, 1998.

86. Песнь из дома усопшего царя Антефа Текст. / Пер. И. М. Дьяконова // Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973.

87. Пигалев, А.И. Нигилизм и проблема кризиса культуры в современной западной философии Текст. /А.И.Пигалев: Авторферат дис. . д-ра филос. наук. -М., 1992.

88. Пигалев, А. И. Философский нигилизм и кризис культуры Текст. /А.И.Пигалев. Саратов, 1991.

89. Плотин. Эннеады, III, 2,15 Текст. К.: PSYLIB, 2003.

90. Риккерт, Г. Науки о природе и науки о культуре Текст. / Г.Риккерт //Культурология. XX век. Антология. М.: Республика, 1995. - 128 с.

91. Рывкина, Р.В. Между социализмом и рынком. Судьба экономической культуры в России Текст. / Р.В.Рывкина. М.: Наука, 1994.

92. Савельева, И.М. Социология знания о прошлом Текст. / И.М.Савельева И.М., А.В.Полетаев. -М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 344 с.

93. Савчук, В.В. Судьба нигилизма в России Текст. /В.В.Савчук// Судьба нигилизма. Э.Юнгер, М.Хайдеггер, Д.Кампер, Г.Фигаль. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006.

94. Сапронов, П.А. Путь в Ничто. Очерки русского нигилизма Текст. / П.А.Сапронов. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная академия», 2010. 400 с.

95. Сартр, Ж.-П. Тошнота Текст. / Ж.-П. Сартр //Стена //Избранные произведения. М.: Изд-во политической литературы, 1992. - С. 15-177.

96. Сенека. Нравственные письма к Луцилию Текст. М.: Наука,1997.

97. Сергеев, С.А. К вопросу о классификации и некоторых особенностях молодежных субкультур России Текст.

98. С.А.Сергеев//Социальное знание: формации и интерпретация. Материалы междунар. Научной конференции. Казань, 1996.

99. Сикевич, З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Заметки, социолога Текст. /З.В.Сикевич. Л., 1990.

100. Соколов, М.Н. Бытовые образы в западноевропейской живописи XV-XVIL веков. Реальность и символика Текст. /М.Н.Соколов. М.: Изобразительное искусство, 1994. -203 с.'

101. Солодухо, Н. М. Понимание онтологического статуса небытия Текст. /Н.М.Солодухо // Известия КГАСУ. 2006. - № 1(5).

102. Солодухо, Н.М. Онтология' неоднородности Текст. /Н.М.Солодухо // Монистическая (онтологическая) традиция и современность. ч.1. Казань, 1990.

103. Сорокин, П.А. Человек, цивилизация, общество Текст. / П.А.Сорокин. М.: Политиздат, 1992. - 544 с.

104. Судьба нигилизма. Э.Юнгер, М.Хайдеггер, Д.Кампер, Г.Фигаль Текст. / Пер. с нем, предисл. и комментарии Г.Хайдаровой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. - 222с.

105. Суртаев, В.Я. Молодежная культура Текст. /В.Я.Суртаев. СПб.,1999.

106. Ткаченко, В.Б. Российский правовой нигилизм Текст. /В.Б.Ткаченко: Автореферат дисс. . канд. юрид. наук. М., 2000.

107. Тоторкулова, М.М. Нигилизм в культуре современного российского общества Текст. /М.М.Тоторкулова: дис. . канд. социол. наук: 22.00.06. Ставрополь, 2002.

108. Тоффлер, О. Третья волна Текст. / О.Тоффлер. М.: ACT, 1999. - 442 с.

109. Тургенев, И.С. Гамлет Щигровского уезда Текст. //И.С.Тургенев. Записки охотника. — М.: Художественная литература, 1985. С. 175-192.

110. Тургенев, И.С. Отцы и дети Текст. //И.С.Тургенев. Полн. собр. соч.: В 28 т. Т.8. М., 1964.

111. Тхагапсоев, Х.Г. К проблеме предметного пространства и научного статуса культурологи Текст. /Х.Г. Тхагапсоев //ФундаментальныеIпроблемы культурологии: В 4 т. T.I: Теория культуры. СПб.: Алетейя, 2008.

112. Флиер, А.Я. Форма культурная Текст. /А.Я.Флиер// Культурология. XX век. Словарь. — СПб.: Университетская книга, 1997. С.499-502.

113. Франк, C.J1. Этика нигилизма Текст. /С.Л.Франк//Вехи. Из глубины.-М.: Правда, 1991.- С.167-199.

114. Франки, В. Человек в поисках смысла Текст. /В.Франкл. М.,1990.

115. Францов, Г. П. У истоков религии и свободомыслия Текст. /Г.П.Францов//Научный атеизм. -М.: Издательство «Наука», 1972.

116. Фрейд, 3. Введение в психоанализ: Лекции Текст. /З.Фрейд. -М.: Наука, 1989.-456 с.

117. Фуко, М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук Текст. /М.Фуко.- СПб.: A-cad, 1994. 406 с.

118. Фуко, М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет Текст. /М.Фуко. М.: Касталь, 1996.

119. Фуко, М. О трансгрессии Текст. /М.Фуко// Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

120. Фуко, М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы Текст. /М.Фуко. М.: Ad Marginem, 1999.- 479 с.

121. Фуко, М. Интеллектуалы и власть. Часть 3. Статьи и интервью 1970-1984 Текст./ М.Фуко. -М.: Праксис, 2002.- 320 с.

122. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» Текст. /М.Хайдеггер// Вопросы философии. 1990. № 7.

123. Хайдеггер, М. Европейский нигилизм Текст. / М. Хайдеггер/ЛЗремя и бытие: Статьи и выступления/ Пер. с нем. . М.: Изд-во «Республика», 1993. - С.63-176.

124. Хайдеггер, М. Письмо о гуманизме Текст. / М. Хайдеггер //Время и бытие: Статьи и выступления/ Пер. с нем. М.: Республика, 1993. С.192-220.

125. Хайдеггер, М. Что такое метафизика?; Введение к: «Что такое метафизика?»; Послесловие к «Что такое метафизика?» Текст. / М. Хайдеггер //Время и бытие: Статьи и выступления/ Пер: с нем. М.: Республика,, 1993. С. 16-41.

126. Хайдеггер М. О «линии» Текст. /М.Хайдеггер//Судьба нигилизма:, Эрнст Юнгер, Мартин Хайдеггер, Дитмар Кампер, Гюнтер Фигаль. СПб., 2006.с

127. Хейзинга, И. Осень средневековья. Исследование форм жизненного уклада и форм мышления в XIV и XV веках во Франции и Нидерландах Текст. /Й.Хейзинга. М.: Наука, 1988. - 540 с.

128. Худякова, Г.П. Мировоззренческий рационализм* и мировоззренческий нигилизм: пути их преодоления Текст. /Г.П.Худякова. -Тюмень, 1999.

129. Хюбнер, Б.Смысл в бес-СМЫСЛЕННОЕ время: метафизические расчеты, просчеты и сведение счетов Текст. / Б.Хюбнер/пер. с нем. А.Б.Демидов. Мн.: Экономпресс, 2006. - 384 с.

130. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии Текст. /А.Н.Чанышев// Вопросы философии. 1990. №10.

131. Чанышев, А.Н. Трактат о небытии Текст. /А.Н.Чанышев//Категории. Философский журнал. 1997.- №2.

132. Чоран, Э.М. Выпасть из времени Текст. /Э.М.Чоран/ Пер. с фр.//Апокалипсис смысла. Сб. работ западных философов XX-XXI вв. — М.: Алгоритм, 2007. С. 123-132.

133. Шиллер, Ф. Собр. соч. в 8-ти тт. Т.7 Текст. /Ф.Шиллер. М., Л.,1937.

134. Ширинянц, A.A. Нигилизм Текст. /A.A. Ширинянц // Русская философия: Словарь /под общей ред. М.Маслина. М.: TERRA - Книжныйклуб; Республика, 1999.

135. Шопенгауэр, А. О ничтожестве и горестях жизни Текст. // Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1993.

136. Щепанская, Т.Б. Символика молодежной субкультуры: опыт исследования системы Текст. /Т.Б. Щепанская. СПб, 1993.

137. Эккерман, И.П. Разговоры с Гёте в последние годы его жизни Текст. /И.П. Эккерман / Пер. с нем. Н.Ман Ер.: Айастан, 1988. - 672 с.

138. Юнгер, Э. Через линию Текст. /Э.Юнгер//Судьба нигилизма: Эрнст Юнгер, Мартин Хайдеггер, Дитмар Кампер, Гюнтер Фигаль. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2006. С.7-64.

139. Яницкий, О.Н. Социология риска Текст. / О.Н. Яницкий. М.: LVS, 2003.

140. Ясперс, К. Философская вера Текст. / К.Ясперс //Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1990.

141. Brandt A. Short national history of nostalgia // Atlantic, 242,6, December, 1978. P.58-63.

142. Eliade M. Myth and Reality (trans. Willard R. Trask)/ Harper & Row, New York, 1963.

143. Goudsblom J. Nihilism and culture. Oxford: Blackwell, 1980. - 2131. P

144. Glucksmann A. Cynisme et passion. Paris, 1981.

145. Homann U. Nihilismus und die Suche nach Sinn// Philosophische Literaturanzeiger. Bd.35. 1982.

146. Humboldt W. Linguistic variability and intellectual development/ Translated by Buck G. С and Frithjof A. R. — Coral Gables, F. L.: University of Miami Press, 1971. —296 p.

147. Kraus W. Der aesthetische Nihilismus // Deutsche Zeitschrift fuer europaeisches Denken. Stuttgart, 1982.

148. Landauer G. Die Revolution. Frankfurt a.M., 1923.

149. Lively P. The Road to Lishfield. New York: Grove Press, 1978. 2161. P

150. Peel J.D.Y. Making history: the past in the Ijesha present // Man (N.S.) 19, 1984. P. 111-132.

151. Yerushalmi Y.H. Zakhor: Jewish History and Jewish Memory.-Seattle and London: University of Washington Press, 1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.