Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Дынникова, Ирина Владимировна

  • Дынникова, Ирина Владимировна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 388
Дынникова, Ирина Владимировна. Морозовский хор в контексте старообрядческой культуры начала XX века: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Москва. 2008. 388 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Дынникова, Ирина Владимировна

Содержание.

Вступление.

Глава I Старообрядчество и его место в общественной и культурной жизни России начала

XX века.

§ 1 Российское старообрядчество в начале XX века.

§2 Династия Морозовых и её роль в общественной и культурной жизни России рубежа веков.

Глава II Старообрядческая певческая культура начала XX века (по материалам старообрядческих периодических изданий).

§1 Общая характеристика.

§2 Женское пение.

§3 Старообрядческие любительские хоры.

§4 Подготовка певцов.

§5 Концерты старообрядческих хоров.

§6 Хор Московского Братства Честнаго и Животворящаго Креста Господня

Яков Алексеевич Богатенко.

§7 Новые тенденции.

Глава III Морозовский хор.

§1 Богородск - Глухово: уезд, мануфактура, община.

§2 Арсений Иванович Морозов.

§3 Некоторые факты из истории Морозовского хора.

§4 Состав Морозовского хора.

§5 Женский хор.

§6 Руководители Морозовского хора.

§7 Певцы.

§8 Учителя крюкового пения - воспитанники Морозовского хора.

§9 Богослужебная деятельность.

§10 Концертная деятельность Морозовского хора.

§ 11 Обзор рецензий и полемических статей связанных с выступлениями Морозовского хора (по материалам светских и старообрядческих периодических изданий 1908годов).

§12 Морозовские книги.

§13 Граммофонные пластинки.

Глава IV Интерпретация песнопений знаменного роспева в исполнительской практике

Морозовского хора.

§1 Анализ песнопений знаменного роспева, исполняемых Морозовским хором.

§2 Особенности интерпретации песнопений знаменного роспева Морозовским хором (на основе анализа фонограмм).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Дынникова, Ирина Владимировна

Заключение

Морозовский хор - яркое, поистине уникальное явление в истории старообрядческой певческой культуры. Этот коллектив, по сути своей, явился выразителем эстетических взглядов и устремлений значительной части российского старообрядчества, объединяющей в своих рядах представителей буржуазии и интеллигенции. Сформировавшийся в новой социальной среде рабочих и служащих, в пореформенную эпоху, отмеченную подъемом в экономической, политической, общественной и культурной жизни России, Морозовский хор отразил в музыке те тенденции, которые наиболее ярко были воплощены в современных ему старообрядческой архитектуре и иконописи. Так же, как и в этих сферах церковного искусства, в деятельности морозовцев древние традиции получили своеобразное переосмысление. Как и в неорусском стиле в архитектуре, здесь на первый план вышли те стороны древнерусского искусства, которые оказались наиболее созвучны современному мироощущению. Фактически древняя традиция рассматривалась сквозь призму эстетических и философских взглядов начала XX столетия. Не случайно большинству современников оказался близок представленный морозовцами личностный подход к трактовке дренерусского певческого наследия, нашедший наиболее яркое отражение в эмоциональном осмыслении литургического текста.

В нашей работе неоднократно звучала мысль о том, что старообрядчество никогда не было абсолютно изолированной частью русского общества. Для периода конца XIX - начала XX веков это утверждение особенно актуально. Морозовский хор явился, по своей сути, неким связующим звеном, может быть, даже компромиссом между древним музыкальным наследием и современностью, который так необходим был старообрядчеству в бурную эпоху, именуемую сегодня его «золотым веком». Он продемонстрировал широкой общественности, что древнее культурное наследие многогранно и всеобъемлюще, что в рамках традиции возможно отражение современности.

Морозовский хор без преувеличения можно назвать феноменом старообрядческой культуры. Прежде всего — впервые в истории русского старообрядчества деятельность певческого коллектива получила принципиально новую направленность и перестала ограничиваться только богослужебными рамками. Церковный хор, его руководители, певчие получили новый социальный статус. Впервые в истории старообрядчества перед церковным хором были поставлены эстетические, воспитательные, просветительские задачи. Впервые в истории старообрядчества на решение этих задач были направлены строго организованные репетиционный и учебный процессы. По своей масштабности деятельность этого коллектива не знает себе равных в старообрядчестве и по сей день.

Появление хора, пропагандирующего традиции древнерусской церковно-певческой культуры, оказалось актуальным не только для старообрядчества, но и для более широкого круга российской музыкальной общественности. Связано это было со своего рода встречным движением, которое в наибольшей мере нашло свое отражение в деятельности композиторов Московской школы. Интерес к древнерусскому певческому наследию выразился не только в произведениях русских композиторов начала XX века, теоретических изысканиях таких видных русских ученых, как о. Д. В. Разумовский, Ст. В. Смоленский, о. В. М. Металлов, деятельности Синодального хора. Он проявлялся и в организации обществ и кружков любителей знаменного пения (не старообрядческих), обращении хоров к песнопениям знаменного роспева.

Для самого же старообрядчества значение Морозовского хора неоценимо. При неоднозначном отношении к нему современников именно с деятельности этого коллектива началась в старообрядчестве эпоха подъема церковно-певческого искусства, продлившаяся до 1917 года. Морозовский хор явился образцом отношения к делу церковного пения.

Одной из важных его функций была воспитательная. Для ревнителей «древлего благочестия» (и не только) Богородска, Глухова и прилегающих к ним деревень коллектив являлся своеобразным духовным центром, не только воспитывающим детей и молодежь в духе лучших старообрядческих традиций, но и знакомящим их с историей русского церковного пения. Многие из воспитанников Морозовского хора впоследствии организовали свои любительские коллективы в разных уголках России. Почти всегда это были кружки любителей крюкового пения, открытые для общения и взаимного обучения.

К сожалению, в наше время вследствие скудной информации о Морозовском хоре, низкого качества сохранившихся фонограмм к нему сложилось несколько предвзятое отношение. Этот коллектив, бесспорно, заслуживает большего внимания.

Записи Морозовского хора, являющиеся на сегодня самым ранним источником, дающим представление о реальном звучании песнопений, относящихся к древнерусскому певческому наследию, несправедливо отвергаются современными исполнителями. Причина такого отношения кроется в том числе и в представлении о морозовцах как о модернистах, отказавшихся от традиционных для старообрядческой певческой культуры принципов. Между тем анализ интерпретации песнопений знаменного роспева Морозовским хором, предпринятый в этой работе, показал, что фонограммы коллектива могут по праву служить ценным источником по изучению старообрядческой певческой традиции конца XIX - начала

XX веков. Следует помнить, что основной функцией хора была отнюдь не концертная, а богослужебная практика, в рамках которой мгновенные и радикальные стилистические изменения были невозможны. На суд публики выносилась живая певческая традиция, находившаяся во взаимодействии с окружающей ее музыкальной культурой, но не терявшая при этом своих основ. Руководители хора главной своей задачей считали именно сохранение и пропаганду древнерусского певческого наследия. Нововведения в определенной мере способствовали этой цели, облегчая процесс восприятия неподготовленной аудиторией не знакомой для нее монодийной культуры. Несмотря на новаторский для старообрядчества подход к исполнению древних богослужебных песнопений, Морозовский хор являлся хранителем и продолжателем сложившейся многовековой певческой традиции. Следовательно, сохранившиеся аудиоисточники представляют для современных исполнителей и музыковедов несомненную ценность.

И последнее. Из настоящей работы очевидно, что устоявшийся термин «Морозовский хор» - понятие более емкое и не ограничивается лишь определением конкретного певческого коллектива. Такие факторы, как богатая история, сложившаяся на протяжении десятилетий, характерная исполнительская манера, существование певческой школы с разработанной собственной методикой преподавания, преемственность как среди певчих, так и среди руководителей, наличие последователей, свойственные только этой традиции письменные источники, позволяют считать Морозовский хор одним из ярких локальных старообрядческих певческих центров конца XIX - начала XX веков, игравшим ведущую роль в старообрядческой певческой культуре своего времени.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Дынникова, Ирина Владимировна, 2008 год

1. Азбука демественного пения. — Киев: Знаменное пение. — 1911.

2. Азбука знаменного пения старца Александра Мезенца / Объясн. и примеч. С. В. Смоленского. Казань: Тип. имп. ун-та, 1888. - 132 с.

3. Алексеев Ст. (Степан) О книгах крюкового пения // Старообрядцы. — 1908. № 1. — С. 82-84.

4. Алексеев Степан О напевах крюкового пения // Церковь. — 1908. -№ 45. С. 1367.

5. Архиерейское богослужение // Церковь. 1910. - № 11. - С. 296.

6. Архиерейское богослужение. Г. Богородск, Московской губернии (От нашего корреспондента) И Церковь. 1909. -№ 38. - С. 1109-1110.

7. Б (Богатенко Я. А.) Концерт старообрядческого хора А. И. Морозова на съезде хоровых деятелей в Москве // Церковь. — 1910. — № 31. — С. 774-775.

8. Баранов Б. В. Курс хороведения. Учебник. М.: ПОП Музфонда, 1991. - 214 с.

9. Барышников М. Н. Деловой мир России. СПб.: Искусство-СПб (Санкт-Петербург); СПб.: Logos (Санкт-Петербург), 1998. - 445 с.

10. Белякова М. М., Курзина (Клочкова) Е. С. Благотворительность как духовная потребность старообрядческого купечества // Традиционная культура М., 2001. -Вып. З.-С. 124-137.

11. Благовещенский В. Хоровая церковная музыка в роли эстетического фактора русского народа // Музыка и жизнь. -1908. -№ 5. — С. 14-16.

12. Благодарность за вечер Морозовского хора // Старообрядческая мысль. — 1915. — № 7. С. 659.

13. Бобков Е. А. Певческие рукописи гуслицкого письма // ТОДРЛ. 1977. - Т. 32: Текстология и поэтика русской литературы XI-XVII вв. - С. 388-394.

14. Бобков Е. А., Бобков А. Е. Певческие рукописи с Ветки и Стародубья // ТОДРЛ. — 1989.-Т. 42.-С. 448-451.

15. Боборыкин М. Китай-город. Проездом. — М.: Правда, 1988. — 476 е., ил.

16. Бовыкин В. И. Морозовы и судьбы российского предпринимательства // Труды Первой науч.-практ. конф. «Морозовы и их роль в истории России («Морозовские чтения»)». Ногинск, 16-18 нояб. 1995 г. Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1996. - С. 6-16 .

17. Богатенко Я. (Богатенко Я. А.) В защиту старины // Старообрядец. 1907. - № 1. — С. 99-104.

18. Богатенко Я. (Богатенко Я. А.) Воскрешение древности (По поводу последнего концерта Синодального хора) II Старообрядческая мысль. 1915. - № 5, 6. — С. 560564.

19. Богатенко Я. (Богатенко Я. А.) Несколько слов по поводу статьи «Церковное пение и хоры» // Слово Церкви 1915. № 14. - С. 328-330.

20. Богатенко Я. А. К предстоящему старообрядческому духовному концерту // Церковь. 1909. -№ 9. - С. 321-322.

21. Богатенко Я. А. «Забытое искусство». (Доклад Я. А. Богатенко, прочитанный на съезде хоровых деятелей в Москве 22 июля 1910 г.)// Музыка и жизнь. 1910. - № 9. - С. 27-30; № 10. - С. 10-12; Церковь. - 1910. -№ 34. - С.845-848.

22. Богатенко Я. A. Requiem // Церковь. 1911. -№ 14. - С. 337-338.

23. Богатенко Я. А. Близорукие ценители (возражения на статью П. Тихова «Церковно-старообрядческое унисонное пение») // Церковь. 1911. - № 20. - С. 476-479.

24. Богатенко Я. А. Вопрос о старообрядческом крюковом пении на Соборе Епископов // Церковное пение. 1909. -№ 9/10. - С. 233-247.

25. Богатенко Я. А. О чем спорить // Церковное пение. 1909. - № 7. - С. 192-199.

26. Богатенко Я. А. Певцу-художнику. // Церковь. 1911. - № 13. - С. 314.

27. Богатенко Я. А. Старообрядческий концерт // Церковь. 1911. - № 48. - С. 12601261.

28. Богатенко Я. Певчая азбука прошлого столетия. Киев, 1909. - 13 с.

29. Богатенко Я. Праздник обновления (По поводу концерта морозовских певчих) // Церковь. 1908. -№ 14. - С. 471-475.

30. Богатенко Я. С душевной болью // Церковное пение. 1909. -№ 4/5. - С. 114-128.

31. Богомолова М. В. Путевой роспев и его место в древнерусском певческом искусстве: Автореф. дис. канд. иск. /ВНИИ искусствознания. М., 1983. - 19 с.

32. Богомолова М. В., Кобяк Н. А. Описание певческих рукописей XVII-XX вв. Ветковско-Стародубского собрания МГУ // Русские письменные и устные традиции и духовная культура: (По материалам археогр. экспедиций МГУ 1966 -1980 гг.). М., 1982.-С. 162-227.

33. Богородск, Моск. губ. (Наша жизнь) // Старообрядческая мысль. 1912. - № 12. - С. 1177.

34. Богородск, Москов. губ. (Наша жизнь) // Старообрядческая мысль. 1912. -№ 1. — С. 71.

35. Богородск, Московской губернии (Наша жизнь) // Старообрядческая мысль. —1915. — № 5. С. 39.

36. Богородск, Московской губернии. (От нашего корреспондента) О морозовском хоре // Церковь. 1908. - № 12. - С. 422.

37. Богородск. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1911. - № 2. — С. 51-52.

38. Большаков Ф. Моему «ндраву» не препятствуй // Старообрядческая мысль. — Прил.: Церковное пение. 1910. -№ 5. - С. 96-98.

39. Боханов А. Н. Коллекционеры и меценаты в России. М.: Наука, 1989. —185 с.

40. Боярский Д. Е., Михайлов С. С. Старообрядческие храмы и общества восточной части Воскресенского района. Владимир: Транзит-ИКС, 2007. -182 с.

41. Бражников М. В. Древнерусская теория музыки: По рукописным мат-лам XV-XVIII вв. JL: Музыка, 1972. - 424 е.: нот. прим.

42. Бражников М. В. Русская певческая палеография / Научная редакция, примечания, вступительная статья, палеографические таблицы Н. С. Серегиной. СПб.: РИИИ; СПбГК, 2002. - 296 е.; 30 илл.

43. Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Д.: Музыка, 1975. - 120 е.: нот. прим.

44. Бурышкин П. А. Москва купеческая. М.: Высш. шк., 1991. - 351 с.

45. Бывший регент Женский церковный хор и хор певчих вообще // Церковь. 1908. -№45.-С. 1365-1367.

46. Быстрое Л. В. Как учить старообрядческому пению // Церковное пение. — 1909. — № 2.-С. 31-45.

47. Быстров Л. В. Знаменное пение в старообрядческой истории // Старообрядческая мысль. Пршт.: Церковное пение. - 1911. — № 2. - С. 21-24.

48. Быстров Л. В. К вопросу о певческих книгах // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. — 1913. —№ 23. — С. 616.

49. В благотворительно-просветительском обществе старообрядцев г. Риги // Старообрядческая мысль. 1911. - № 6. — С. 501.

50. В Тимковской старообрядческой общине // Церковь. — 1912. № 27. - С. 658.

51. Варшавская старообрядческая община // Церковь. -1909. № 18. - С. 605-606.

52. Вечер духовных песнопений (Братский хор, 22 февр.) // Слово Церкви. 1915. - № 14. -С. 339.

53. Вечер духовных песнопений // Слово Церкви. — 1916. № 12. - С. 284.

54. Вечер духовных песнопений // Слово Церкви. 1916. - № 9. - С. 213.

55. Вечер духовных песнопений братского хора // Слово Церкви. 1915. - № 9. - С. 221.

56. Вечер духовных песнопений. Афиша // Слово Церкви. 1915. -№ 6. - С.151.

57. Вечер Морозовского хора // Слово Церкви. 1915. -№ 6. - С. 147.

58. Вечер старообрядческих духовных песнопений (От нашего корреспондента) II Слово Церкви,- 1916.-№ 18.-С. 423.

59. Вечер старообрядческих духовных песнопений // Слово Церкви. 1916. — № 8. — С. 234.

60. Виноградов С. П. Собрание портретов, издаваемых П. П. Бекетовым. Каталог составил С. П. Виноградов. М.: Издание А. В. Морозова, 1913. - 86 е., 19 табл. портретов.

61. Владимир {От нашего корреспондента) II Церковь. — 1911. —№ 15. —С. 371.

62. Владышевская Т. Ф. К вопросу о связи народного и профессионального древнерусского певческого искусства // Музыкальная фольклористика. М.: Сов. композитор, 1978. - Вып. 2 / Ред.-сост. А. А. Банин. - С. 315-336.

63. Владышевская Т. Ф. К вопросу об изучении традиций древнерусского певческого искусства // Из истории русской и советской музыки / МГК. — М., 1976. — Вып. 2 / Сост. А. Кандинский. С. 40-61.

64. Владышевская Т. Ф. Ранние формы древнерусского певческого искусства: Дис. . канд. иск. / Ин-т истории искусств. М., 1976.

65. Вознесенский И. И., прот. О всесословном участии народа в церковно-богослужебном пении и о порядке этого пения // Православная жизнь (Orthodox life). 1987. - № 3 (447). - С. 15-24.

66. Вознесенский И. И., прот. О церковном пении Православной греко-российской Церкви: Большой знаменный напев. — Киев, 1887. — 206 с.

67. Володарский В. М. Художественные коллекции Морозовых в Третьяковской галерее // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998. - С. 162-168.

68. Второй старообрядческий духовный концерт. Афиша // Церковь. 1908. - № 13. - С. 463.

69. Г. Богородск (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. 1916. - № 15. - С. 358.

70. Г. Богородск (От нашего корреспондента) II Церковь. 1910. - № 39. - С. 980.

71. Г. Богородск (От нашего корреспондента) II Церковь. 1910. - № 43. - С. 1077-1078.

72. Г. Богородск, Моск. губ. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1910. -№ 2. - С. 56.

73. Г. Богородск, Московской губ. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. 1915. -№ 11. — С. 267.

74. Г. Богородск, Московской губ. (От нашего корреспондента) Общее собрание Богородско-Глуховской старообрядческой общины // Церковь. 1909. - № 25. - С. 797-798.

75. Г. Боровск. (Калужской губ.) (От нашего корреспондента) Училище пения // Церковь. 1908. - № 16. - С. 564.

76. Г. Казань. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1911. -№ 23. - С. 312.

77. Г. Томск. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1913. — № 47. - С. 1137.

78. Гаранин Иоанн О старообрядческом пении // Церковь. 1910. - № 1. - С. 24-25.

79. Гарбузов Н. А. Зонная природа звуковысотного слуха. М.; Л.: Академия наук СССР, 1948.-84 с.

80. Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви: Сущность, система и история. Переизд. - М.: ПСТБИ, 2004. - Т. 1. - 498 е.; Т. 2. - 530 с.

81. Георгий (Хлебников), игумен, Михайлов С. С. Историческое описание Гуслицкого Спасо-Преображенского миссионерского мужского монастыря Московской епархии.- Куровское, 2002. 192 с.

82. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века встреча двух эпох. - М.: Музыка, 1994.-126 с.

83. Гилярова Н. Н. Музыкальный фольклор Рязанской области. Изд. 2-е, доп. - Рязань, 1994. - 194 е.: нот. - (Рязан. этногр. вестн.).

84. Гилярова Н. Н., Морозов И. А., Слепцова И. С. К вопросу о методике комплексного изучения локальной традиции: Шацкий этнодиалектный словарь // Этнографическое обозрение. 1999. — № 1. - С. 41-66.

85. Гиляровский В. А. Москва и москвичи. М.: «Камея», 1997. - 399 с.

86. Гиппиус Е. В. Общетеоретический взгляд на проблему каталогизации народных мелодий // Актуальные проблемы современной фольклористики: Сб. ст. и мат-лов / ЛГИТМиК. Л.: Музыка, 1980. - С. 23-36.

87. Глинка Я. В. Одиннадцать лет в Государственной Думе, 1906-1917: Дневник и воспоминания. М.: Новое лит. обозрение, 2001. — 391 с.

88. Глухово, Богородского уезда. (От нашего корреспондента) II Старообрядческая мысль. 1911. -№ 2. -С. 217.

89. Глухово, Богородского уезда. (От нашего корреспондента) II Старообрядческая мысль. 1912. -№ 3. - С. 282.

90. Глухово, Московской губ. (От нашего корреспондента) // Церковь. — 1911. — № 39. -С. 947.

91. Гусляк Д. Неужели Молчать? // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение.- 1912.- №6,- С. 120.

92. Д. Кузнецы Богородскаго уезда (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. — 1916.-№27.-С. 589.

93. Д. Никулино, Богородского уезда. Освящение храма // Слово Церкви. 1916. - № 7.- С. 690.

94. Д. П. Новый любительский хор // Старообрядческая мысль. 1915. - № 4. - С. 368369.

95. Денисов Н. Г. Воскрешение древности// Сов. музыка. 1986. -№ 2. - С. 102-104.

96. Денисов Н. Г. Из истории деятельности Морозовского хора // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. -М.: Богородский печатник, 1998. С. 249-252.

97. Денисов Н. Г. Из истории певческих традиций Гуслицы // Гуслица старая и новая: Мат-лы межрегиональной науч.-практ. конф. Куровское, 29-30 окт. 2003 г. М.: «Археодокия», 2004. - С. 73-82.

98. Денисов Н. Г. Стрельниковский хор Костромской земли: Традиции старообрядческого церковного пения. М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 480 с.

99. Денисов Н. Г. Устные традиции пения у старообрядцев: пение по «напевке», вопросы интерпретации: Дис. . канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. М., 1996. - 267 с.

100. Денисова Н. Е. Певческие азбуки старообрядцев Урала XVIII-XX вв.: Автореф. дис. канд. иск. СПб., 1999. - 33 с.

101. Дер. Тереньково, (Богородск. уезда). (От нашего корреспондента) II Церковь. 1908.- С. 349.

102. Деревня Кузнецы Богородского уезда // Старообрядческая мысль. 1912. - № 3. — С. 284.

103. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. М.—Л.: Гос. муз. изд-во, 1948.- 107 с.

104. Древности и духовные святыни старообрядчества: Иконы, книги, облачения и предметы церковного убранства Архиерейской ризницы Покровского собора при Рогожском кладбище в Москве. — М.: «Интербук-Бизнес», 2005. 284 с.

105. Дроздов М. С. Род Морозовых: 1770-1917 // Труды Первой науч.-практ. конф. «Морозовы и их роль в истории России («Морозовские чтения»)». Ногинск, 16-18 нояб. 1995 г. Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1996. - С. 44-51.

106. Думова Н. Г. Московские меценаты. — М.: Молодая гвардия., 1992. 333 е., ил.

107. Духовная культура русских Среднего Поволжья. Материалы полевых исследований. — Вып. 3. Ульяновск, 2001. - 110 с.

108. Духовный вечер Морозовского хора // Старообрядческая мысль. — 1915. — № 3. — С. 229.

109. Духовный концерт в Риге // Церковь. 1908. - № 22. - С. 747.

110. Духовный старообрядческий концерт // Церковь. 1908. - № 11. - С. 383.

111. Дынникова И. В. Морозовские книги // Музыковедение. 2007. - № 2. - С.41-47.

112. Ершова О. П. Старообрядческое общество Москвы рубежа XIX-XX веков и Морозовы // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998.-С. 194-203.

113. Ефименкова Б. Б. Ритм в произведениях русского вокального фольклора. — М.: Композитор, 2001. 256 с.

114. Закладка старообрядческого храма. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1908. -№ 20. - С. 685-686.

115. Заметки о церковном пении // Старообрядческая мысль. 1912. -№ 1. - С. 106.

116. Заявление А. И. Морозова (Письмо в редакцию) // Церковь. 1910. -№ 6. - С. 176.

117. Зенин Н. Как еще далеко до рассвета // Старообрядческая мысль. 1911. - № 6. - С. 499.

118. Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII в. Репр. воспроизв. -М.: изд. ж. «Церковь», 1995. - 528 с.

119. Золотарев М. Чудные звуки // Знамя коммунизма: Газ. Ногинск, 1988. - № 188, 24 нояб. - С. 3-4.

120. И. К. Концерт Морозовского хора // Церковь. 1911. - № 12. - С. 218-221.

121. И. К. Некролог П. В. Цветкова// Церковь. 1911. -№ 13. - С. 313.

122. Иванова JI. В. Топография владений Морозовых в Москве // Труды Первой науч.-практ. конф. «Морозовы и их роль в истории России («Морозовские чтения»)». Ногинск, 16-18 нояб. 1995 г. Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1996. — С. 66-74.

123. Ивнин И. М. Рига. Молитвенный дом старообрядцев // Старообрядческая мысль. — 1912.-№ 7.-С. 691-692.

124. Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. — М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. - (Б-ка журн. «Альфа и Омега»).

125. Из истории российского предпринимательства: Династия Кокоревых: Научно-аналитический обзор / Под. ред. М. JI. Гавлина- М.: ИНИОН, 1991. 63 с.

126. Из Нижегородской епархии // Слово Церкви. 1916. - № 31. - С. 659-660.

127. Из Нижегородской епархии. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. — 1916. — № 2. С. 44.

128. Ирмосы. Киев: Знаменное пение, 1908. - 176 с.

129. Ирмосы. Киев: Знаменное пение, 1912.-224 с.

130. К сведению учащихся певцов // Старообрядческая мысль. — 1912. — № 1. — С. 108.

131. Казанцева М. Г., Коняхина Е. В. Музыкальная культура старообрядчества: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. — 156 с.

132. Калашников Л. Ф. Азбука церковного знаменного пения. Издание третье переработанное со второго. М.: «Знаменное пение», 1915. - Репринт. - 38 с.

133. Каноник. Почаев, 1794. - 629 с.

134. Карнышев Е. Открытое письмо Зенину // Старообрядческая мысль. — Прил.: Церковное пение. 1910. -№ 3. - С. 45-52.

135. Келдыш Ю- В. История русской музыки. М.: Музыка, 1983. —Т.1. - 382 с.

136. Керов В. В. Духовность российской промышленности: конфессионально-этические факторы старообрядческого предпринимательства // Индустриализация в России. Информационный бюллетень. М.: МГУ, 1997. - Вып. 3. - С. 68-83.

137. Керов В. В. К вопросу об эсхатологических факторах старообрядческого предпринимательства // Феномены истории. К 70-летию В. J1. Керова. М.,1996. - С. 37-50.

138. Керов В. В. Староверческое предпринимательство и «последние времена» // Россия XXI век. 1998.-№ 11/12.-С. 128-150.

139. Керов В. В. Старообрядческое предпринимательство: опыт социоконфессиональной утопии II Россия в новое время: Историческая традиция и проблемы самоидентификации. Материалы межвузовской научной конференции. — М.: РГГУ,1996.-С. 13-26.

140. Керов В. В. Старообрядческое предпринимательство: от Общего Суда к спасению личной души // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 5. — М.,1997.-С. 29-40.

141. Керов В. В. Т. С. Морозов: идея собственности в старообрядческом предпринимательстве // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник,1998.-С. 28-41.

142. Керов В. В. Формирование старообрядческой концепции «труда благого» в конце XVII-XVIII вв. // Старообрядчество: история, традиции, современность. — Вып. 3. -M., 1995.-С. 34-48.

143. Киприан (Керн), архим. Литургика: (Гимнография и эортология). М.: Крутицкое патриаршее подворье, 2002. - 151 с.

144. Козлов В. Ф. Морозовы храмосоздатели Москвы // Труды Первой науч.-практ. конф. «Морозовы и их роль в истории России («Морозовские чтения»)». Ногинск, 1618 нояб. 1995 г. -Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1996. — С. 135-141.

145. Компанейский Н. И. Старообрядческий духовный концерт // РМГ. 1908. - № 17. -Стб. 407-411.

146. Коняхина Е. В. Гласовая организация певческих стилей старообрядческой службы: Автореф. дис. канд. иск. Магнитогорск, 1999. - 27 с.

147. Краснощекое В. И. Вопросы хороведения. М.: Музыка, 1969. - 300 с.

148. Краткий исторический очерк церковного пения, прочитанный регентом хора А. И. Морозова П. В. Цветковым на 3-м Всероссийском съезде хоровых деятелей в Москве 22-го июля 1910 года // Церковь. 1910. - № 32. - С. 797-800.

149. Круглянская Н. Образцовая мануфактура. Старообрядец Арсений Морозов и его дело // Независимая газета: Газ. Москва, 1999. -№ 238 (2054), 21 декаб. - С. 16.

150. Кручинина А. Н. Попевка в русской музыкальной теории XVII в.: Дис. . канд. иск. / ЛГК.-Л., 1979.- 163 с.

151. К-ский Компанейский Н. И. У старообрядцев. (Из впечатлений) // Муз. труж.1908.-№ 8.-С. 9-11.

152. Л-в С. Церковное пение и хоры // Слово Церкви. 1915. — № 11. - С. 259-260.

153. Лизунов В. С. Минувшее проходит предо мною.- Орехово-Зуево, 1995. 84 с.

154. Лизунов В. С. Старообрядческая Палестина. Орехово-Зуево, 1992. - 161 с.

155. Липаев И. О старообрядческом пении // Утро России. 1910. -№ 24. - С.4.

156. Логинов И. О детских голосах в пении // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910. - № 7. - С. 119.

157. Лозовая И. Е. Самобытные черты знаменного роспева: Дис. .канд. иск. М., 1984. -195 с.

158. Лозовая И. Е. Церковно-певческое искусство // Художественно-эстетическая культура Древней Руси, XI-XVII вв. / Ин-т философии РАН. М, 1996. - С. 267-298.

159. Лопухов Степан Село Сосновая Маза, Хвалынского уезда, Саратовской губ. // Старообрядческая мысль. 1915. - № 4. - С. 393-394.

160. Любительский хор в Ростове-на-Дону (От нашего корреспондента) // Церковь. —1909.-№33.-С. 989.

161. Макаров Вл. Древне-русское «знаменное» пение (По поводу старообрядческого духовного концерта в Большом зале консерватории 25 марта сего года) // Церковь. — 1908.-№ 13.-С. 450-451.

162. Макаровская М. В. Категории пространства и времени в анализе богослужебных песнопений знаменного роспева (на материале котированной Литургии Иоанна Златоустаго XVI-XX вв.): Автореф. дис. канд. иск. / РАМ им. Гнесиных. — М., 2000. -23 с.

163. Макаровская М. В. Традиции исполнения песнопений литургии молдавскими старообрядцами // Мир старообрядчества: История и современность. М., 1999. -Вып. 5.-С. 153-178.

164. Маслов Е. Н. Богородско-Глуховская мануфактура // Фабрично-заводская промышленность и торговля. Богородск Ногинск. Богородское краеведение. Режим доступа: (http//www.bogorodsk-noginsk.ru).

165. Маслов Е. Н. Богородская старообрядческая обшина. Хроника жизни 1910-1913 гг. // Богородский край: Альманах. — М.: Богородский печатник, 2000. -№ 1. — С. 23-26.

166. Маслов Е. Н. Богородская старообрядческая община // Богородский край: Альманах.- М.: Богородский печатник, 1996. — № 4. С. 10-12.

167. Маслов Е. Н. О дате зарождения глуховских фабрик // Богородский край: Альманах.

168. М.: Богородский печатник, 2000. — № 2. — С.14.

169. Мельгунов С. На рогожском кладбище (по поводу распечатания алтарей) // Альманах «Богородский край». 2002. - № 2. — С. 26-40.

170. Мельников Ф. Е. Краткая история Древлеправославной (старообрядческой) Церкви — Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. 557 с.

171. Металлов В. M. Азбука крюкового пения: Опыты систематического руководства к чтению крюковой семиографии песнопений знаменного роспева периода киноварных помет. М.: Синод, тип., 1899. - 130 с.

172. Металлов В. М. Осмогласие знаменного распева: Опыт руководства к осмогласию знаменного распева по гласовым попевкам. М.: Синод, тип., 1900. - 92 с.

173. Мир старообрядчества. М.; СПб.: Хронограф, 1992. - Вып. 1: Личность. Книга. Традиция. -139 с.

174. Мир старообрядчества. М., 1995. - Вып. 2: Москва старообрядческая. - 222 с.

175. Мир старообрядчества. М.; Бородулино, 1996. - Вып. 3: Книга. Традиция. Культура.- 250 с.

176. Мир старообрядчества. М.: РОССПЭН, 1998. - Вып. 4: Живые традиции: Результаты и перспективы комплексных исследований рус. старообрядчества: Мат-лы междунар. конф. — 463 с.

177. Мир старообрядчества. М.: Изд-во МГУ, 1999. - Вып. 5: История и современность. -415 с.

178. Митрополит Макарий Белокриницкий в Успенском соборе // Старообрядческая мысль. 1915. - № 5 / 6. - С. 539.

179. Митрополит Макарий в Богородске // Старообрядческая мысль. — 1914. — № 4. — С. 376.

180. Митрофанов А. Капиталистический рай // Коммерсантъ: Газ. Прил. - Москва, 2007.- № 88(3664), 24 мая 2007. С. 9.

181. Михайлов П. Станица Кирпильская, Кубанской обл. Архиерейское богослужение. Храмовый праздник // Старообрядческая мысль. 1913. — № 8. - С. 629.

182. Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. Т. 1 -4.-М., 1912-1913.-2786 е., ил.

183. Морозов А. В. Каталог моего собрания русских гравированных и литографированных портретов. Т. 1 4. - М., 1912-1913.: Рец. на кн. // Русский библиофил. - 1913. - № З.-С. 105.

184. Морозов А. И. В поморском храме в Москве // Слово Церкви. 1916. - № 23. - С. 511.

185. Морозов А. И. Граммофонные пластинки // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910. -№ 8. - С. 126.

186. Морозов А. И. Новообрядческое богослужение // Слово Церкви. 1916. - № 3. - С. 69.

187. Морозов А. И. Новый храм // Слово Церкви. 1916. - № 14. - С. 333 .

188. Морозов Арсений (Морозов А. И.) Мои маленькие путевые заметки // Церковь. -1910. -№ 17.-С. 453-454.

189. Морозов M. М. Комментарии к пьесам Шекспира. М., 1941. - 104 с.

190. Морозова Т. П. А. П. Чехов и С. Т. Морозов // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. — М.:. Богородский печатник, 1998. С. 100-108.

191. Морозова Т., Поткина И. Савва Морозов. М.: Русская книга, 1998. - 348 с.

192. Морозовы и их роль в истории России: Тр. Первой науч.-практ. конф. «Морозовские чтения». — Ногинск; Богородск: Богородский печатник, 1996. — 216 с.

193. Морозовы и Москва: Тр. юбил. науч.-практ. конф. «Морозовские чтения». Москва, 2627 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998. —264 с.

194. Московский старообрядческий институт // Слово Церкви. 1915. - № 14. - С. 334335.

195. Музыкальная эстетика России XI-XVII веков: Документы и материалы. / Сост. текстов, пер. и общ. вступ. ст. А. И. Рогова. — М.: Музыка, 1973. 245 с. - (Памятники муз.-эстетической мысли).

196. Н.-Новгород. (От нашего корреспондента) Союз певцов // Церковь. 1908. — № 37. -С. 1152.

197. На Рогожском кладбище // Церковь. 1913. - № 16. - С. 397.

198. Недопущение старообрядческой учительницы // Слово Церкви. 1916. - № 6. - С. 140.

199. Некролог // Старообрядческая мысль. 1912. — № 8. - С. 769.

200. Некролог Ивана Аверьяновича Фортова // Старообрядцы. 1908. -№ 1. — С. 94-96.

201. Некролог Ивана Аверьяновича Фортова // Церковь. 1908. - № 4. - С. 128.

202. Некролог С. С. Дерягина // Слово Церкви. 1915. -№ 1. - С. 30.

203. Нестор (Анисимов), митр. Моя Камчатка: Записки православного миссионера — Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. Комментарии. - С. 561.

204. Нижний Услон, Казан, губ. (От нашего корреспондента) //Церковь. 1908. — № 47. -С. 1433.

205. Никольский,А. В. Старообрядческий концерт // Музыка и жизнь. 1908. - № 5. - С. 12-13.

206. Новые храмы в Москве//Церковь. 1911.- №42.- С. 1019.

207. О старообрядческих певцах // Церковь. 1909. - № 16. - С. 531.

208. О. Сергий Дурасов Морозовы-старообрядцы // Труды Первой науч.-практ. конф. «Морозовы и их роль в истории России («Морозовские чтения»)». Ногинск, 16-18 нояб. 1995 г. Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1996. - С. 176-183.

209. Обедница знаменного и демественного пения с архиерейским служением. 1-е изд. -Киев: Знаменное пение, 1909. - 96 с.

210. Обиход церковного знаменного пения. 1-е изд. — Киев: Знаменное пение, 1909. — 144 с.

211. Общее собрание братства // Церковь. 1911. -№ 2. - С. 114-115.

212. Объявление // Слово Церкви. -1915.-№21.-С. 511.

213. Объявление // Слово Церкви. 1916. - № 34. - С. 720.

214. Объявление // Слово Церкви. 1916. - № 37. - С. 768.

215. Одесса // Церковь. 1910. -№ 10. - С. 275.

216. Один из присутствующих Новая граммофонная запись церковного пения // Старообрядческая мысль. — Прил.: Церковное пение. 1910. - № 10. - С. 176.

217. Октай и азбука церковного знаменного пения. Киев: Знаменное пение, 1909.

218. Октай церковного крюкового пения. 1-е изд. - М.: Знаменное пение, 1913. — 92 с.

219. Орехово-Зуево (От нашего корреспондента) II Церковь. -1911. № 25. - С. 828.

220. Орехово-Зуево, Богородского уезда // Старообрядческая мысль. 1912. — № 7. - С. 690.

221. Орехово-Зуево. (От нашего корреспондента) //Церковь. — 1908. -№ 14. — С. 496.

222. Освящение храма // Церковь. -1908. № 49. - С. 1498-1499.

223. Освящение храма. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. -1916. -№ 1. —1. С. 21.

224. Освящение храма. С. Черкасское, Вольского уезда, Саратовской губернии // Старообрядческая мысль. 1913. — № 7. — С. 620.

225. Освященный собор старообрядческих епископов. Третий день // Церковь. 1910. - № 36.-С. 891.

226. Островский А. Б. Формы общественного признания старообрядчества после принятия указов 1905-1906 гг., легитимировавших веротерпимость // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2000. - С. 82-95.

227. От нашего корреспондента // Слово Церкви. 1916. -№ 27. - С. 587.

228. Ответ Т. С. Морозову. Ф. Мельников // Слово Церкви. 1916. - № 2. - С. 36-37.

229. Официальный отдел // Церковь. 1910. -№ 13. - С. 342-343.

230. Парфентьев Н. П. Традиции и памятники древнерусской музыкально-письменной культуры на Урале (XVI-XX вв.). Челябинск, 1994. - 445 е.: ил.

231. Пасхалов В. Отзыв на выступление братского хора // Церковь. -1913.-№15.-С. 371.

232. Перекрестов Р. И. Источники накопления капиталов старообрядцами Стародубья в начале XVIII в. // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2002. — С. 15-28.

233. Перечень зарегистрированных старообрядческих общин // Церковь. 1910. - № 35. — С. 884.

234. Песнопения имеющие быть исполнены 22-го июля 1910 г. на 3-м всероссийском съезде хоровых деятелей // Церковь. 1910. -№ 29. - С. 737-738.

235. Петров Ю. А. Московские банки и Морозовы // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998. - С. 6-12.

236. Пигров К. Руководство хором. Учебное пособие для отделений муз. училищ и высших музыкальных учебных заведений / Под ред. К. Б. Птицы. М. Музыка, 1964. - 220 с.

237. Письменный А. На глуховке за 20 лет М.: Московский рабочий, 1937. - 51 с.

238. По поводу отлучения А. И. Морозова// Церковь. 1910. -№ 10. - С. 263.

239. Пожидаева Г. А. Демественное пение в рукописной традиции конца XV-XIX веков: Дис. канд. иск.-М., 1982.-201 с.

240. Поздеева И. В. Русское старообрядчество и Москва в начале XX в. // Мир старообрядчества. Вып. 2. - М., 1995. - С. 6-40.

241. Полозова И. В. Традиции литургического пения старообрядцев поморского согласия Западной Сибири: Автореф. дис. . канд. иск. / Новосибирская гос. консерватория им. М. И. Глинки. Новосибирск, 2000. - 24 с.

242. Полозова И. В. Херувимская песнь Иргизского напева: вопросы стилевой характеристики // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2007. -С. 324-330.

243. Поморец. Вечер духовных песнопений // Старообрядческая мысль. 1915. - № 4.1. С. 390-392.

244. Поморец. К современному положению хорового знаменного пения в старообрядческих приходах // Церковное пение. 1909. - № 2. - С. 48-57.

245. Поморец. Концерт Морозовцев // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910. - № 2. - С. 45-48.

246. Поселок Погорельский, Оренб. губ. (От нашего корреспондента) // Слово Церкви. — 1916!-№ 2.-С. 43-44.

247. Поспелов Ефим. I. Два напева. II. Крюковое осмогласие. III. О пении // Церковное пение.- 1909.-№ 1.-С. 5-19.

248. Поспелов Ефим. I. О новых напевах. II. Ненайки // Церковное пение. — 1909. — № 4/5. -С. 92-102.

249. Поспелов Ефим. Провинциальная печать о старообрядческом церковном пении // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910. - № 12. - С. 206-208.

250. Праздники. Киев, 1910. - 179 с.

251. При Богородско-Глуховской общине св. Николы // Церковное пение. 1909. - № 3. -С. 91.

252. Прихожане Одесса. Смешанный старообрядческий хор при домовой церкви Д. К. Ларионова // Старообрядческая мысль. 1912. - № 7. - С.690-691.

253. Прозоров И. А. История старообрядчества. — М.: Третий Рим, 2002. — 221 с.

254. Протопопов Вл. Русское православное пение. Опыт библиографического указателя от середины XVI века по 1917 год. М.: Музыка, 2000. - 144 с.

255. Пругавин А. С. Старообрядчество во второй половине XIX века. Очерки из новейшей истории раскола. М., 1904. — 280 с.

256. Путеводитель по научным обществам России / Сост. Комарова И. И. — Нью-Йорк: «Norman Ross Publishing Inc.», 2000. 883 с.

257. Пучков Ив. Старообрядческий духовный концерт // Церковное пение. — 1909. — № 11. -С. 302-307.

258. Разные пастыри // Старообрядческая мысль. 1913. — № 7. — С. 645.

259. Разрешение преподавать закон Божий // Церковь. 1908. — № 6. — С. 202-203.

260. Разумовский Д. В., прот. Богослужебное пение Православной греко-российской Церкви: Теория и практика церковного пения. М., 1886. - 172 с.

261. Расков Д. Е. Новые сведения о московских старообрядцах-предпринимателях // Старообрядчество: история, культура, современность. М., 2002. - С. 23-35.

262. Расков Д. Е. Старообрядческое предпринимательство в экономике России: неоинституционный подход // Дис. .канд. эконом, наук. СПб., 2000. - 214 е., ил.

263. Раскольнические часовни и моленные (1898г.) // Альманах «Богородский край». — 2001.-№ 1.-С. 20-45.

264. Рахманова М. П. Из истории старообрядческой мысли о музыке: (Науч. наследие Я. А. Богатенко) // Всероссийский фестиваль «Невские хоровые ассамблеи». М., 1984. -С. 109-110.

265. Рахманова М. П. Надобность нового и верного шага вперед // Советская музыка. -1988.-№ 8.-С. 64-65.

266. Рахманова М. П. Сохраненное богатство // Муз. академия. 1993. - № 4. - С. 138151.

267. Рахманова М. П. Яков Алексеевич Богатенко // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып.6. - М., 1998. - С. 17-30.

268. Рига (От нашего корреспондента) II Церковь. 1910. — № 36. — С. 908.

269. Рига, Лифляндской губ. (Наша жизнь) // Старообрядческая мысль. 1912. -№ 2. - С. 195-196.

270. Руководитель пения в Риге Г. Ерохин // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910.-№ 10.-С. 177.

271. Рыбаков А. (Рыбаков А. С.) Старообрядческий богословско-учительский институт // Церковь.-1910.-№40.-С. 985-988.

272. Рыбаков А. С. Об открытии Старообрядческого богословско-учительского института // Церковь. 1912. - № 38. - С. 922-925.

273. Рыбина JI. А. Так начиналась община // Альманах «Богородский край». 1996. -№ 1.-С. 42-47.

274. Рябушинский В. П. Купечество московское // Былое: Газ. — М., 1991. № 2, авг. — С. 9.

275. Рябцев С. К вопросу о богослужебном пении женщин // Слово Церкви. — 1916. -№27.-С. 581-582.

276. С. Глухово, Богородского уезда (От нашего корреспондента) // Церковь. 1910. -№ 36. - С. 907.

277. С. Городище Екатериносл. губ. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1913. -№46.-С. 1115.

278. С. Емуртлинское, Тобольской губ. (От нашего корреспондента) // Слово Церкви. -1916.-№32.-С. 679.

279. С. К. Второй старообрядческий духовный концерт // Церковь. — 1908. № 15. — С. 523-524.

280. С. К. Старообрядческий духовный концерт // Церковь. 1908. - № 13. - С. 448-450.

281. С. Красный-Яр, Приморской области. (От нашего корреспондента) // Слово Церкви. -1916.-№31.-С. 660.

282. С. Кузнецово, Тверской губ. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. — 1915. -№ 17.-С. 413-414.

283. С. Матюково, Тверской губ. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. — 1916. -№ 10.-С. 237.

284. Сарафанова Н. С., Дробленкова Н. Ф. Поездка за рукописями в Орехово-Зуевский и Куровской районы Московской области в декабре 1958 г. // ТОДРЛ. Л., 1960. - Т. 16.-С. 539-542.

285. Свешников, студент. О церковном пении // Старообрядец. 1907. - № 5. - 594-595.

286. Село Кузнецово, Тверск. губ. (От нашего корреспондента) II Церковь. 1913. -№ 23. - С. 563.

287. Семенова Н. Ю. Морозовы-коллекционеры // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998.-С. 151-161.

288. Серегина Н. С. Мелизматический стиль в жанре покаянных стихов // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток Русь — Запад. Гимнология. Вып. 3. / Отв. ред. и сост. И. Е. Лозовая. - М.: Прогресс-Традиция, 2003. - С. 127-138.

289. Ситнов В. Ф. К истокам родословной // Труды Второй юбилейной науч.-практ. конф. «Купцы Морозовы российские предприниматели и меценаты («Морозовские чтения»)». Ногинск, 12-14 мая. 1997 г. - Ногинск (Богородск): Богородский печатник., 1997.-С. 134-140.

290. Скабалланович М. Толковый типикон. М.: Сретенский монастырь. - 2004. — 815 с.

291. Скворцова И. А. Стиль модерн и русская музыка рубежа XIX-XX веков // Муз. академия. 2005. - № 4. - С. 189-194.

292. Служение женщин в первохристианской Церкви (Историческая заметка) // Церковь. -1910.-№25.-С. 630-631.

293. Сметанин И. О пении // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910.- № 4. С. 70-71.

294. Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. — М.: «Индрик», 2007. — 432 е., илл.

295. Смоленский С. В. О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии. СПб.: ОЛДП, 1904. — 64 с. -(Памятники древней письменности и искусства; 151).

296. Смоленский С. В. Об указаниях оттенков исполнения и об указаниях музыкально-певческих форм церковных песнопений во крюковом письме // Церковное пение. — 1909. -№ 3. С. 65-83; № 12. - С. 314-317.

297. Смолянинова М. Г. Роль Морозовых в культурной жизни Москвы // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998. - С. 67-81.

298. Снятие отлучения с А. И. Морозова // Церковь. — 1910. № 10. - С. 274.

299. Собрание братства // Церковь. 1908. -№ 30. - С. 970.

300. Собрание старообрядческого братства Св. Креста // Церковь. — 1908. — № 12. — С. 420.

301. Сосновая Маза, Хвалынского уезда, Саратов, губ. // Слово Церкви. — 1915. — № 9. — С. 222.

302. Состав морозовских хоров // Церковь. 1911. -№ 19. - С. 463-464.

303. Спевка любительского хора при братстве //Церковь. 1911. -№ 49. - С. 1285.

304. Староверие в Петербурге / Сост. К. Кожурин. Новоград, 2006. - 26 с.

305. Старообрядческая мысль. Прил. «Церковное пение»: Журн. — Киев-М., 1910-1917.

306. Старообрядческая община в г. Богородске // Церковь. — 1908. — № 51 / 52. — С. 15801582.

307. Старообрядческая типография // Церковь. 1908. -№ 25. - С. 834.

308. Старообрядческие ирмосы // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. -1912.-№ 7.-С. 141.

309. Старообрядческие курсы крюкового пения // Церковь. 1911. - № 39. - С. 946.

310. Старообрядческий вечер в Петрограде памяти Козьмы Минина // Слово Церкви. — 1916.-№27.-С. 580-581.I

311. Старообрядческий вечер духовных песнопений. (В пользу раненых) // Слово Церкви.- 1916. -№ 7. С. 165.

312. Старообрядческий духовный концерт в Петербурге // Церковь. 1908. - № 16. - С. 567-568.

313. Старообрядческий институт // Церковь. 1912. — № 43. - С. 812-817.

314. Старообрядческий концерт // Слово Церкви. -1915. -№ 1. —С. 72.

315. Старообрядческий концерт // Церковь. — 1909. — № 11. С. 384-386.

316. Старообрядческий концерт для раненых // Слово Церкви. 1916. -№ 14. — С. 332-333.

317. Старообрядческий митрополит Макарий в Москве // Старообрядческая мысль. — 1915.- № 2. С. 170-171.

318. Старообрядческий хор в придворной капелле в Петербурге // Церковь. 1908. -№ 17.- С. 596.

319. Старообрядческое духовенство в армии // Слово Церкви. — 1915. № 2. - С. 52-53.

320. Старообрядческое училище // Старообрядческая мысль. 1912. -№ 1. - С. 73.

321. Старообрядчество в России (XVII-XVIII вв.): Сб. науч. тр. / РГАДА; Под ред. Е. М. Юхименко. -М: Археогр. центр, 1994. 236 с. - (Исслед. по рус. истории; 2).

322. Старообрядчество в России (XVII-XX века) / Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: «Языки рус. культуры», 1999. - 456 е., ил.

323. Старообрядчество в России ( XVII-XX вв.): Сб. науч. тр. / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. М.: «Языки славянской культуры», 2004. - Вып. 3. — 562 е., ил.

324. Старообрядчество: История и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи: Мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф., 26-28 июня 2001 г. -Улан-Удэ, 2001.-407 с.

325. Старообрядчество: история, культура, современность: Журн. / Изд. Музея истории и культуры старообрядчества. М., 1994 - 2003. - Вып. 1-10.

326. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. — М., 1998. -259 с.

327. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. М., 2000. — 506 с.

328. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. М., 2002. — 542 с.

329. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. М., 2005. — Т. 1. -434 е.; Т. 2.-415 с.

330. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Материалы. М., 2007. - Т. 1. -346 е.; Т. 2.-349 с.•351. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. -М., 1996. 175 с.

331. Старообрядчество: История. Культура. Современность: Тезисы. -М., 1997. — 263 с.

332. Старообрядчество: Лица, предметы, события и символы: Опыт энцикл. словаря / Сост.: С. Г. Вургафт, И. А. Ушаков. М.: «Церковь», 1996. - 316 с.

333. Старостина Т. А. К вопросу о применении «точных методов» к высотной структуре русского песенного фольклора // Laudamus. Сб. статей к 60-летию Ю. Н. Холопова. -М.: Композитор, 1992. С. 280-287.

334. Старостина Т., Клишин А. Звуковая картина русского троестрочия: опыт электронной реконструкции // Муз. академия. — 2005. № 4. - С. 30-39.

335. Сто новых храмов в один год // Церковь. 1911. - № 4. - С. 85-86.

336. Субботник. Киев, 1910. - 161 с.

337. Тирасполь, Херсонской губ. (От нашего корреспондента) II Церковь. — 1913. -№ 4. — С. 101.

338. Тиханский Об общем церковном пении и участии в нем женщин // Церковь. — 1909. -№ 24. С. 763-766.

339. Токмаков И. Ф. Историко-статистическое и археологическое описание города Богородска (Московской губернии) с уездом и святынями. М., 1899. — 33 с.

340. Трезвоны. М.: Знаменное пение, 1914. - 186 с.

341. Третий всероссийский съезд хоровых деятелей // Музыка и жизнь. 1910. - № 10. -С. 12-15.

342. Тугаринов Е. С. Великий русский регент В. С. Орлов. М.: Музыка, 2004. - 398 с.

343. Туманов Л. Освящение храма. Дер. Горбатово, Мединского у., Калужской губ. // Старообрядческая мысль. — 1913. — № 7. — С. 623.

344. Уржум, Вятской губ. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. 1916. - № 4. -С. 93-94.

345. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. - М.: Сов. композитор, 1971. - 624 е.: ил., нот. прим., библиогр., указ. ркп.

346. Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства: Муз. материал с ист.-теорет. коммент. и ил. 2-е изд., доп. - Л.: Музыка, 1971. - 354 с.

347. Участие братского любительского хора на юбилейном археологическом съезде в Москве //Церковь.-1913.-№23.-С. 558-559.

348. Учебные пособия по пению // Церковное пение. -1909. № 8. - С. 205.

349. Федоренко Т. Г. Забайкальское старообрядчество: книжные традиции и современная певческая практика: Дис.канд. иск. / Новосиб. консерватория. Новосибирск, 1995.- 246 с.

350. Федотов А. С. Старообрядцы в «Записках художника-архитектора» И. Е. Бондаренко // Старообрядчество: история, культура, современность,- М., 1997. Вып. 4. - С. 218223.

351. Филаткина Н., Дроздов М. Морозовы. Династия фабрикантов и меценатов: Опыт родословия. Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1995. — 59 с.

352. Фролов А. И. Коллекционер А. В. Морозов. Опыт творческого портрета // Труды Первой науч.-практ. конф. «Морозовы и их роль в истории России («Морозовские чтения»)». Ногинск, 16-18 нояб. 1995 г. Ногинск (Богородск): Богородский печатник, 1996.-С. 83-91.

353. Фролов А. И. Собрание русских гравированных портретов А. В. Морозова // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998. - С. 174-182.

354. Харьков. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. 1916. -№ 27. - С. 588.

355. Хвальковский А. В., Юхименко Е. М. Поморское староверие в Москве // Старообрядчество в России (ХУН-ХХ вв.): Сб. науч. трудов / Отв. ред. и сост. Е. М. Юхименко. -М.: «Языки славянской культуры», 1999. С. 314-343.

356. Хвальковский А. В., Юхименко Е. М. Морозовы-Викуловичи и поморский храм в Токмаковом переулке // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. — М.: Богородский печатник, 1998.-С. 204-214.

357. Холопова В. Н. Русская музыкальная ритмика. М.: Сов. композитор, 1983. — 281 с.

358. Хутор Нижне-Дуленков, Еланской станции, О. В. Д. (От нашего корреспондента) II Слово Церкви. 1916. -№ 7. - С. 165-166.

359. Цветков П. (Цветков П. В.) В защиту Морозовского хора // Церковь. — 1909. № 25.- С. 794-796.

360. Цветков П. (Цветков П. В.) Письмо в редакцию (об аненайках) // Старообрядцы. -1908. -№ 1.-С. 84-85.

361. Цветков П. В. «А не не не на а ни» // Церковное пение. 1909. - № 8. - С. 254-255.

362. Цветков П. В. «Моим обвинителям» // Церковное пение. 1909. -№ 6. - С. 154-161.

363. Цветков П. В. Моим обвинителям // Церковное пение. 1909. -№ 9. - С. 265-276.

364. Цветков П. В. О демеетвенном пении // Церковь. 1908. -№ 12. - С. 414-415.

365. Цветков П. В. Старообрядческим певцам // Старообрядческая мысль. Прил.: Церковное пение. - 1910. -№ 9. - С. 148-150.

366. Церковное пение / И. Е. Лозовая, Е. Ю. Шевчук // Православная энциклопедия. М., 2000. - Т. РПЦ. - С. 599-610.

367. Церковное пение: Ежемес. старообрядческий журн. -Киев, 1909. -№ 1 12., - 338 с.

368. Церковный старообрядческий певчий вестник. Объявление // Церковь. -1909. — № 12.- С. 428.

369. Церковь (Слово Церкви): Еженед. старообрядческий журн. М., 1908 - 1918.

370. Черкасов Г. Н. Архитектура Морозовских Фабрик и селений после 1905 года // Труды юбилейной науч.-практ. конф. «Морозовы и Москва («Морозовские чтения»)». Москва, 26-27 дек. 1997 г. М.: Богородский печатник, 1998. - С. 143-150.

371. Чесноков П. Г. Хор и управление им. Пособие для хоровых дирижеров. М.: Музгиз, 1952.-224 с.

372. Шалаев *** //Слово Церкви. 1915. -№ 1.-С.10-13.

373. Шанский Л. Т. На могилу П. В. Цветкова // Старообрядческая мысль. -1911. — № 3. -С. 330-332.

374. Шестакова Н. А. Проезд Художественного театра, 3. — М.: Мое. рабочий, 1989. — 64 е.: ил.

375. Шестой всероссийский съезд старообрядцев в Нижнем-Новгороде 2-5 августа 1905 года // Старообрядческий вестник. 1905. - № 9. - С. 536-574.

376. Шурашов И. О церковном пении женщин // Слово Церкви. 1916. - № 23. - С. 499501.

377. Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс 9 века. М.: Искусство, 1977. - 318 с.

378. Юрьев М. Мои письма. М., 1895. - 138 с.

379. Юхименко Е. М. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. М.: Языки славянской культуры, 2005. — 240 е., ил.

380. Я. Б. (Богатенко Я. А. ) Вечер духовных песнопений Морозовского хора // Слово Церкви.-1915,-№8.-С. 195.

381. Я. Б. (Богатенко Я. А.) Десять заповедей для любителя церковного пения // Церковь.- 1908. № 45. - С. 1367-1368.

382. Я. Б. (Богатенко Я. А. ) На концерте // Церковь. 1909. -№ 45. - С. 1272-1274.

383. N. Освящение храма // Церковь. 1910. -№ 16. - С. 420.

384. N. Старообрядческий духовный концерт // Церковное пение. — 1909. № 2. - С. 62.410. 3-й Всероссийский съезд хоровых деятелей и хор А. И. Морозова // Церковь. 1910. — № 25. - С. 635.1. Архивные материалы

385. Акт // ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, л. 150.

386. Акт // ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, л. 152.

387. Акт //ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, л. 155.

388. Афиша // ОР РГБ. Ф. 246. К. 217, ед. 65.

389. Геннадий (Георгий Лакомкин), еп. Донской. Письмо к Морозову Арсению Ивановичу. 1910-е гг. // ОР РГБ. Ф. 246. К. 216, ед. 11.

390. Донесение общины в МГКП от 30 апреля 1913 года // ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 22, л. 506.

391. Заявление директора К0 Богородско-Глуховской мануфактуры и почетного председателя Б.-Глух. старообрядческой общины А. И. Морозова Московскому губернатору от 30 сентября 1909 г. // ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 22, л. 255-256.

392. Заявление старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, в Московское губернское правление от 6 февраля 1907 г. // ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 22, лл.1-4.

393. Зенин Н. Д. Письма// ОР РГБ. Ф. 246. К. 221, ед. 17.

394. Карпов, Геннадий Федорович, проф. русской истории. Письма к Разумовскому, Дмитрию Васильевичу. 1883-1885, 1888 гг. // ОР РГБ. Ф. 380. К. 14, ед. 76. 31 л.

395. Кириллов Василий. Письмо к Морозову Арсению Ивановичу. 1907 г. // ОР РГБ. Ф. 246. К. 222, ед. 11. 1 л.

396. Кошечкин Р. М. Письмо к Морозову Арсению Ивановичу. 1900-е гг. // ОР РГБ. Ф. 246. К. 222, ед. 15. 2лл.

397. Материалы к истории старообрядческой церкви пр. Захарии в г. Богородске. 1924 г. // ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, л. 142.

398. Материалы к истории старообрядческой церкви Святителя Николая села Глухова Богородского уезда. 1924 год// ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, лл. 151-151об.

399. Морозов Арсений Иванович. Письмо к архиепископу Московскому Иоанну. 1906 дек. 15 // ОР РГБ. Ф. 246. К. 222, ед.17. 2 лл.

400. Опись историко-художественных предметов, находящихся в церкви во имя пророка Захарии при Богородской старообрядческой .общине в г. Богородске // ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, лл. 144-147.

401. Опись историко-художественных предметов, находящихся в церкви Пророка Захарии в г. Богородске, ранее находившихся в старообрядческой церкви Св. Николая при Истомкинской мануфактуре того же Богородского уезда // ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, л. 156.

402. Опись историко-художественных предметов, находящихся на хранении фабричного управления Глуховской мануфактуры // ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 15, лл. 148.

403. Письмо А. В. Зенгера к А. И. Морозову // ОР РГБ. Ф. 246. К. 222, ед. 8.

404. Письмо А. И. Морозова о диаконе Игнатии Бирюкове // ОР РГБ. Ф. 246. К. 216, ед. 1. Л. 2 (4).

405. Письмо к А. И. Морозову // ОР РГБ. Ф. 246. К. 216. ед. 1. Л. 6/1.

406. Письмо настоятеля Александрийского патриаршего подворья в Москве // ОР РГБ. Ф. 246, К. 222, ед. 10.

407. Письмо настоятеля Константинопольского подворья в Москве архимандрита Иакова к А. И. Морозову // ОР РГБ. Ф. 246, К. 222, ед. 9.

408. Письмо П. М. Юдина к А. И. Морозову // ОР РГБ. Ф. 246. К. 216, ед. 1.

409. Рапорт Богородского уездного исправника Гранского Московскому губернатору // ЦИАМ. Ф. 17. Оп. 98. Д. 675, лл. 63-119.

410. Свидетельство Богородского уездного полицейского управления от 27 ноября 1908 г //ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 22, л. 161.

411. Славянское общество в Москве. Письмо к Морозову Арсению Ивановичу. 1909 марта 12. // ОР РГБ. Ф. 246. К. 222, ед. 28.

412. Соловьева А. К. Воспоминания о семье Морозовых // Автограф. ОР РГБ. Ф. 709. К.1, ед. 24.

413. Управление московского генерал-губернатора // ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 89. Д. 29, лл. 1-23.

414. ЦИАМ. Ф. 54. Оп. 104. Д. 22, л. 414.

415. Число старообрядцев в Богородском уезде в 1826 году // ЦИАМ. Ф. 16. Оп. 110. Д. 1505, лл. 17-19.1. Аудиоматериалы

416. Тысячелетие Крещения Руси. 988-1988. Старообрядческое церковное пение. Альбом пластинок. Старообрядческая Архиепископия Московская и всея Руси, 1988.

417. С 24950. «Пасха». Gramophone, Москва, 1907.

418. С 24951. «Блаженъ мужъ», знаменного напева. Gramophone, Москва, 1907.

419. С 24952. «С нами Богъ». Gramophone, Москва, 1907.

420. С 24953. «Хвалите имя Господне», знаменного напева. Gramophone Москва, 1907.

421. С 24954. «Волною морскою», знаменного напева. Gramophone, Москва, 1907.

422. С 24958. «Плотию уснувъ», знаменного напева. Gramophone, Москва, 1907.

423. С 24961. «Кровь и огнь», в неделю Богоотец. Gramophone, Москва, 1907.

424. С 24962. «Слыши отроковице», 4 гл. Gramophone, Москва, 1907.

425. С 24963. «Отче нашъ», 6 гл. Gramophone, Москва, 1907.

426. С 24964. «Се тьма и рано», 7 гл. Стихира евангельская. Gramophone, Москва, 1907.

427. С 45705. «Два антифона», 4 гл. (антифонно). Века Grand, Москва, 1909.

428. С 45711. «Гласъ Господень», 8 глас. Века Grand, Москва, 1909.

429. С 45712. «Воскресение твое, Христе Спасе», 6 глас, на стиховне знаменного роспева.- Века Grand, Москва, 1909.

430. С 56710. «Радуйся и веселися», 8 глас, знаменного роспева (на венчании для встречижениха). Века Grand, Москва, 1909.

431. Фонограмма беседы со священноиноком Симеоном, настоятелем старообрядческого храма в деревне Большие Дворы Павлово-Посадского района Московской области. 25 февраля 2006 г.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.