Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Вьюшкова, Ирина Геннадьевна

  • Вьюшкова, Ирина Геннадьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 248
Вьюшкова, Ирина Геннадьевна. Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Санкт-Петербург. 2011. 248 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Вьюшкова, Ирина Геннадьевна

Введение./.4:

Глава 1. Онейропоэтика Я.Н.Полонского как проблема к

1.1. Пути изучения феномена сна в художественной: литературе..;.:.:.

1.2. Особенности онейропоэтики Я.П.Полонского в оценке критики; и литературоведения^.

1.3. ЯЖ: Полонский о роли CHáв его жизншиэстетике:.:.

1.4. Понятие; мотивного комплекса сна в творчестве jH.il. 1.1 J. Полонского»• t •• • • • • i «i* •*••■>• *3'

Глава 2. Функциональность мотивного комплекса сна в поэзии Я.11.Полонского

2.1. Вариативность И; частотность мотива сна в поэзии . Я'.П-:Полонского.'------.'.■:.■.

2.2. Сон как художественная деталь.

2.2.1. Экспрессивная функция сна в поэзии Я.П.Полбнского.

2.2.2. Дидактическая функция сна в поэзии Я.П.Полонского.

2.2.3. Мотив сна в пейзажной поэзии Я:П.Полонского.

2.2.4. Мотив' сна как обстоятельство (фактор)" сюжетно-фабульного; развития.

2.2.5. Полифункциональность мотива сна в пределах одного текста.

2.3. Мотив сна в сюжетообразующей функции. .,75.

2.4. Онейропоэтика цикла Я.П.Полонского «Сны»(1860).

Глава 3. Мотивный комплекс сна в прозе Я.П.Полонского

З-.Г. Прозаическое наследие Я.ШПолонского в оценке критики и литературоведения:.'.

3.2. Мотивика сна в прозе Я.П.Полонского: лексико-семантический уровень.i.',.

3.3. Формирование поэтики сна в ранней прозе Я.П.Полонского.

3.4. Функциональность мотивного комплекса сна в прозе Я.П.Полонского 1850 - 1860-х гг.

3.5. Онейропоэтика романа Я.П.Полонского «Признания Сергея Чалыгина»( 1867).

3.6. Сон и психические процессы в прозе Я.П.Полонского.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Я.П. Полонского»

Хотя Я.П.Полонский (1819 - 1898) давно признан одним из интереснейших и значительных авторов в истории русской литературы XIX века, оставившим богатое и до сих пор востребованное читателем художественное наследие, его творчество в настоящее время исследовано неравномерно. При том, что внимание литературоведов многократно привлекали вопросы биографии и творческого пути Полонского (Н.Г.Аммон[36], Е.М.Гаршин[71], П.А.Орлов[154], Н.М.Соколов[183], С.С.Тхоржевский[199, 200] и др.), его места в «литературном быте» эпохи (В.В.Барятинский[43], З.Н.Гиппиус[76], Е.Н.Опочинин[152],

В.Смиренский[182], С.С.Тхоржевский[199, 200], Ф.Ф.Фидлер[204], И.И.Ясинский[233] и др.), влияния на него традиций предшественников (Л.П.Бельский[58], Е.Ф.Будде[65], А.А.Голенищев-Кутузов[77],

М.П.Карпинский[98], П.Н.[159], И.Н.Розанов[169], В.Т.[69] и др.) и пр., -сравнительно менее изученной остается поэтика его произведений, особенно прозаических. Несмотря на ряд интересных работ об отдельных проблемах поэтической организации в творчестве Полонского (В.В.Гольцев[78, 79], В .И.Кельсиев[ 102], С.Ю.Косицына[109], В.А.Кошелев[111],

А.В.Круглов[112], А.И.Лагунов[120, 121], Б. А. Леонов [122], М.О.Меныпиков[134], Н.А.Николина[146], Н.М.Соколов[183],

М.Г.Халанский[211], Б.М.Эйхенбаум[229] и др.), явно недостает комплексных исследований в этой области, которые опирались бы на весь массив его творческого наследия — как поэзию, так и прозу — и помогли бы составить представление об особенностях художественной системы Полонского в целом. Наиболее наглядным уровнем анализа, позволяющего выявить инварианты и доминанты этой системы, представляется мотивика в творчестве Полонского. К ее изучению обращено настоящее исследование.

Объемное творческое наследие Полонского (свыше 10-ти томов) обнаруживает верность художника ряду мотивов, которые остаются значимы для него на протяжении всего творческого пути. В* их числе - мотив сна. Полонский не единственный писатель XIX века, которому была интересна тема сна, сновидений. Мотив сна достаточно широко распространен в творчестве многих писателей ХЕК века (А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и др.). При этом каждый из авторов вводит мотив сна в произведения по-разному, разрабатывая тему сна сообразно своим творческим установкам, - но и с учетом сложившихся традиций; этой проблематике посвящено значительное количество исследований1.

На сегодняшний день вопрос об особенностях онейропоэтики в поэзии и прозе Полонского остается открытым, поскольку до сих пор - замечания исследователей о роли сновидческой тематики у Полонского эпизодичны и разрознены. Нам представилось принципиально важным учесть и осмыслить обращения Полонского к этому мотиву в масштабах всего его ^ творчества. Обследовав произведения, вошедшие в «Полное собрание стихотворений в 5-ти тт.»[4], мы. обнаружили 178 стихотворений (из 394-х), в которых встречается мотив сна, что свидетельствует о высокой частотности данного мотива в поэзии Полонского. Что касается прозы, то мотив сна присутствует в 31 тексте (из 33-х нами учтенных).

Настоящее исследование нацелено на анализ всей парадигмы художественных смыслов мотива «сна» в поэзии и прозе Полонского как феномена, важного для понимания особенностей мировидения и эстетики художника. Этим определяется актуальность диссертации, представляющей собой исследование многожанрового наследия Полонского как целостного явления в едином проблемном аспекте, до сих пор не становившегося основой системного изучения творчества писателя.

1 См. об этом подробнее: Маркович В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы Статьи разных лет. - СПб, 1997; Степаньянц Ж.И. О роли сновидений в романах Ф.М Достоевского: Автореферат на соискание ученой степени канд. филолог, наук. - Самарканд, 1990; Фазиулина И.В. Сон и сновидение в раннем творчестве Ф.М. Достоевского: поэтика и онтология: Автореферат на соискание ученой степени канд филолог, наук. - ; Ижевск, 2005; Щенников Г.К Функции снов в романах Достоевского // Щенников Г.К. Художественное мышление Достоевского. - Свердловск, 1978 и др

Цель диссертационного исследования: выявить особенности онейропоэтики Полонского, рассмотрев место и функции мотива сна в образной системе поэзии и прозы Полонского и проследив также эволюцию его бытования. Это должно способствовать определению своеобразия оригинальной картины мира, созданной Полонским.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1) выяснить основные пути изучения феномена сна в современном литературоведении, а также степень изученности вопроса применительно к творчеству Полонского;

2) выявить корпус текстов Полонского, в которых присутствует мотивика сна;

3) определить вариативность и частотность мотива сна в поэзии Полонского;

4) изучить функциональность использования мотива сна в поэзии Полонского;

5) охарактеризовать лексико-семантический спектр значений мотива сна, распространенный в прозе писателя;

6) проанализировать особенности сюжетного функционирования мотива сна в прозе Полонского;

7) установить основные тенденции в эволюции бытования мотива сна в творчестве Полонского;

8) определить роль и значение онейропоэтики в художественной системе и художественной картине мира Полонского в целом.

Объектом диссертационного исследования являются поэтические и прозаические художественные тексты Полонского, включающие мотив сна (178 поэтических и 31 прозаический текст ).

2 Поэмы и мемуарные сочинения Я.П.Полонского объектом изучения в данном диссертационном исследовании не являлись.

Текстология- источников произведений'- Полонского представляет отдельную проблему, связанную с отсутствием ■ современного академического собрания его, сочинений, поэтому мы опирались на два наиболее полные на?сегодняшний день издания XIX века?. Материалом; для?, работы послужило «Полное собрание: стихотворений* Я.П.Полонского в 5;; тт.»4(^189б! г.)[4]| «Полное:собрание сочинений; в; 10"тт.»р885 - 1-886? «На высотах^ спиритизма; (Прибавление • к «Полному собранию; сочпнешш»)(1889 г.)[3], а также повести «Шатков»[5], «Психопатка»[9] и «Проигранная-, молодость»[8], изданные в периодической печати . и не вошедшие:в«Пдлноесобрание сочинениШв! 10-тт.»; .

Предметом исследования является функциональное воплощение мотивного комплекса сна в поэтических и.прозаических текстах Полонского.

Методология исследования ■ обусловлена задачами работы. Основными?: методами исследования- являются» историко-литературный и сравнительно-типологический; Характер поставленной проблемы и специфика литературного материала определили аппарат ведущего в диссертации мотивного- анализа, в котором использована методика, статистического: подхода^ а также контекстуально-интерпретационного и жанрового анализа. . ,

Научная новизна исследования заключается в том, что

1) в работе: впервые целенаправленно в едином проблемном аспекте -изучения, функционирования мотивного комплекса сна — рассмотрено художественное! творчество Полонского (за исключением поэм и мемуаров);

2) определено место мотивного комплекса сна в творчестве Полонского;

3 В остальных просмотренных нами 40 сборниках текстов Полонского, вышедших в XIX - XX вв., не обнаружены дополнительные тексты, вошедшие в «Полное собрание стихотворений в 5 тт.» и «Полное собрание сочинений в 10 тт.». .

4 По мнению Б.М.Эйхенбаума[229], не лишенное недочетов, но наиболее полное на сегодняшний день. 7

3) исследованы образотворческие особенности и механизмы выражения сновидческих мотивов в системе поэзии и прозы Полонского;

4) разработана типология сюжетного функционирования мотивного комплекса, с учетом жанрового своеобразия художественных текстов;

5) изучена роль сновидческих мотивов в создании авторской картины мира и ее проблематизации.

Основные положения, выносимые на защиту:

1) творчество Полонского характеризуется неизменным и постоянным интересом писателя к мотиву сна, что выступает важной определяющей доминантой его поэтики;

2) мотивный комплекс сна представлен у Полонского богатым спектром семантических вариаций, отражающих тему сна не только номинативно прямо, (с помощью лексем «сон», «полусон», «сновидение», «спать», «просыпаться»), но и опосредованно (на основе введения лексем «дрема», «бред», «галлюцинация», «мерещится», «чудится» и др.), что демонстрирует его разветвленность, позволившую писателю активно использовать мотив сна. для построения сюжетов своих произведений;

3) мотивный комплекс сна в поэзии и прозе Полонского проявляется в разнообразных сюжетных функциях: а) в поэзии, фигурируя в качестве детали, мотив сна выполняет экспрессивную, дидактическую функции, служит для создания картин природы, обстоятельством сюжетно-фабульного развития, может быть полифункциональным в пределах одного текста; кроме того, мотив сна вводится для ограничения или организации произведения, определяя его структуру и художественный смысл; б) в прозе мотив сна, участвуя в построении сюжетов, применяется: в функции предсказания, для характеристики психологического и психического состояний героев, как сон-«обманка» и т.д.

4) мотивный комплекс сна реализуется в художественном наследии Полонского с неизменной опорой на сложившиеся литературные традиции: любовной романтической лирики, «дорожных дум» (в поэзии); этнографически-очерковую в духе «натуральной школы» (в ранней прозе), реалистической прозы, основой которой является психологизм (проза 1850-х-1860-х гг.), реалистического романа и т.д.

5) мотив сна функционирует в поэзии и прозе Полонского различным образом, в соответствии с особенностями и возможностями каждой из этих разновидностей литературы, прежде всего - в плане субъектной организации;

6) в поэзии Полонского мотив сна изначально выступает знаком жизненной гармонии, покоя, обнаруживая тенденцию к драматизации художественной реальности в контексте социально-идеологической проблематики, а также прогностических сюжетов;

7) в многосубъектной прозе Полонского мотив сна важен для выявления сложных отношений между героями, демонстрируя отсутствие контакта между ними и сигнализируя об их душевной разобщенности;

8) Полонский на протяжении всего творчества настойчиво проблематизирует относительность границ между сном и явью (фантастичность и достоверность сновидений - в поэзии, связь сна с психическими явлениями — в прозе), что является отражением гносеологических устремлений писателя.

Структура работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Вьюшкова, Ирина Геннадьевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный фронтальный анализ литературного наследия Полонского показал, что мотив сна является важной составляющей его творчества, превращаясь из структурно повторяемой единицы в универсальный мотивный комплекс, который репрезентирован в произведениях всех родо-жанровых разновидностей.

Формы текстового выражения мотивного комплекса в творчестве Полонского предельно многообразны, что проявляется в богатом спектре использования лексем, отражающих сновидческую тематику, - и в активном сопряжении мотива сна с другими мотивами (безумия, смерти, дороги и т.д.). Феномен сна представлен в произведениях Полонского во всевозможных ипостасях бытования: сон-отдых, сон-видение, сон-мечта, сон-бред, сон-воспоминание, сон магнетический, сон-«обманка»; а также метафорически-расширительного его переосмысления: сон природы, сон-смерть и т.д.

В результате исследования мы убедились в исключительно богатой функциональности мотивного комплекса сна на всем протяжении творческого пути Полонского. Наследуя уже сложившиеся различные фольклорные, литературные, жанровые традиции, писатель активно соединяет и развивает их, демонстрируя возможность их сосуществования в русле единого авторского дискурса. В результате художественная реальность моделируется как неоднородная, многосложная, причем в разных ее аспектах и ракурсах. Человек, находящийся в центре картины мира Полонского, ощущает это и в бытовом, и в физиологическом, и в коммуникативно-социальном, и в ценностно-онтологическом отношении. В этом, по Полонскому, состоит вообще особенность человеческого бытия и миропонимания, освоить которую призван творческий интеллект художника. При этом маркером и наглядным репрезентантом этого своеобразия жизни особенно активно выступает именно сон.

Проведенный в диссертационном исследовании^ анализ продемонстрировал, что при постоянном, неиссякаемом интересе Полонского к мотивике сна на протяжении всего его почти полувекового творческого ^ пути, онейропоэтическое поле его творчества» внутренне неоднородно. Эта неоднородность обусловлена как многообразием и многогранностью самого * феномена сна, так и спецификой, родо-жанровых контекстов включения сновидческой мотивики. Наиболее ярко противостоят друг другу, несмотря на ряд взаимодействий и взаимовлияний, поэзия- и проза Полонского, которые по-разному участвуют в формировании! художественной картины, мира.

Несмотря на общее богатство семантических коннотаций и способов, введения* мотивного комплекса сна1, отличающих поэзию; можно выделить главные ценностные доминанты онейропоэтической образности для поэзии в целом. Это изначально сопутствующее мотиву сна позитивно-возвышающее, гармонизирующее значение; сон здесь, прежде всего знак покоя и порядка, отдыха и душевного благополучия. Таков он в бытовом- сознании его персонажей, в пейзажной лирике, и в целом, по большей части — в самоощущении лирического героя. При этом, однако, в поэтическом наследии Полонского выделяются области, в которых мотив сна проблематизируется, утрачивая! идеальный* характер порождаемых им образов ,и меняя аксиологическую характеристику целого. Это происходит в идеологизированных сюжетах, особенно затрагивающих социальную проблематику, где «сонность» выступает синонимом застоя, пассивности, в противовес приветствуемым активности, инициативности человека. Другая, более емкая-сфера — это прогностические сновидческие сюжеты, лирические медитации, обращенные в будущее. Они отражают мировоззренческую позицию Полонского-поэта в. целом; но его прогностика, драматичная и тревожная, получает в онейропоэтическом контексте особую напряженность. «Утешительные» образы, здесь могут появляться лишь в императиве мечты: «Тайных ран глухие муки / Не раздражай, а усыпляй!»[19, с. 44].

Утяжеление» и драматизация темы сна особенно явно проявляется в особенностях цикла «Сны» - «большого» лирического (и тем самым неизбежно концептуализированного) жанра, возникающего как одно из проявлений «романизации» литературы в XIX веке. Между тем, в романно-повествовательной сфере меняется и онейропоэтика Полонского в целом.

В пределах повествовательной прозы сон выступает у Полонского как проявление важнейшей сферы подсознания, внутреннего мира активно «автономизирующейся» личности, не понимаемой или плохо понимаемой другими. Многосубъектная проза представляет материал для постановки проблем разобщенности людей, относительности их миропонимания. Эту проблему актуализирует уже ранняя «кавказская» проза Полонского; она' усиливается в «психологических» рассказах о взрослеющем герое-мечтателе 1850-60-х гг.; становится центральной в романном сюжете («Признания Сергея Чалыгина») - неизменно проявляясь в связи с мотивикой сна. Предельной же напряженности эта проблематика достигает в поздней прозе Полонского, где сон включается уже не в психологические, а психические процессы, а взаимонепонимание и относительность самой нормы (психики) обретают критический характер. Обращение к онейропоэтике позволяет Полонскому, последовательному позитивисту и аналитику, ставить и рассматривать важнейшие для него вопросы о существовании границ рационального миропонимания - и возможностях выходов за его пределы. В сложный период перехода русской литературы от классического этапа ее развития к модернизму симптоматичен и выразителен сам процесс эволюции его онейропоэтической системы, позволяющей оценить характер художественнного мышления писателя. Созданная им картина мира одновременно целостна - и проблемна, системна - и открыта для дальнейших интерпретаций.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Вьюшкова, Ирина Геннадьевна, 2011 год

1. Полонский Я.П. Полное собрание сочинений в 10 тт. - СПб., 1885 -1886. Т. 1 - 498 е.; Т. 2 - 363 е.; Т. 3 - 491 е.; Т. 4 - 577 е.; Т. 5 - 375 е.; Т. 6 - 530 е.; Т. 7 - 562 е.; Т. 8 - 371 е.; Т. 9 - 312 е.; Т. 10 - 392 с.

2. Полонский Я.П. Сочинения. В 3-х тт. Спб. - М., 1869 - 1870. Т. 1 -292 е.; Т. 2 - 314 е.; Т. 3 - 543 с.

3. Полонский Я.П. На высотах спиритизма (Прибавление к Полному собранию сочинений). СПб., 1889. - 597 с.

4. Полонский Я.П. Полное собрание стихотворений. В 5-ти тт. Изд. просмотр, автором. СПб., 1896. Т.1 - 480 е.; Т.2 - 460 е.; Т.З - 484 е.; Т.4 - 497 е.; 5 Т. - 495 с.

5. Полонский Я.П. Шатков. Повесть. Современник. - 1857. — Т. 62. - № 4.-с. 219-275.

6. Полонский Я.П. Прозаические цветы поэтических семян. Сочинения Д. Писарева. I, III и V части» // Отечественные записки. — 1867. Т. 171. -Вып. 4 (апрель). - Кн. 2. - с. 714 - 749.

7. Полонский Я.П. Рецензент «Отечественных записок» и ответ ему / Соч. Я.П. Полонского. СПб., 1871. 14 с.

8. Полонский Я.П. Проигранная молодость. Роман. — Родина. 1891. - № 11. — ноябрь. - 228 с.

9. Полонский Я.П. Психопатка. Роман. Родина. - 1892. - № 10. -октябрь. — 162 с.

10. Полонский Я.П. Старина и мое детство. Русский вестник. - 1890. - Т. 206. - № 2, № 6; Т. 214. - № 5.

11. Полонский Я.П. Школьные годы. (Начало грамотности и гимназия). -Русская школа. 1890. - № 1. - с. 75 - 94; № 2. - с. 6 - 19.

12. Полонский Я.П. О законах творчества. Русский вестник. - СПб. -1892. - Т. 220. - № 5 (май). - с. 33 - 49.

13. Полонский Я.П. Заметки по поводу одного заграничного издания и новых идей графа Л.Н. Толстого. СПб., 1896. - с. 3 - 106.

14. Полонский Я.П. Мои студенческие воспоминания. Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива». — 1898. - № 12. - с. 641 — 688.

15. Полонский Я.П. Из дневника. Ноябрь — декабрь 1855. Отрывки из воспоминаний / Комм. М.Цявловского. — Голос минувшего. — 1919. — №№1-4.-с. 101-122.

16. Полонский Я.П. Из дневника (27 30 июня 1882) / Комм. Г.П. Миролюбова // Звенья. - М., 1950. - Т.8. - с. 230 - 234.

17. Полонский Я.П. Стихотворения и поэмы / Ред. и примеч. Б.М.Эйхенбаума. Л., 1935. - 270 с. (Б-ка поэта, Большая серия).

18. Полонский Я.П. Стихотворения. / Вступ. ст., подготовка текста и примеч. Б.М.Эйхенбаума. Л., 1954. — 648 с. (Б-ка поэта, Большая серия - 2-е изд.).

19. Полонский Я.П. Лирика. Проза. / Сост., вст. ст. и ком. В.Г.Фридлянд. -М., 1984.-607 с.

20. Полонский Я.П. Сочинения: В 2-х тт. // Сост., вст. ст., коммент. И.Б.Мушиной. М., 1986. Т. 1: Стихотворения и поэмы. - 492 1. е.; Т. 2: Проза.-461 2. с.

21. Полонский Я.П. Проза / Сост., вступ. ст., примеч. Э.А.Полоцкой. -М., 1988.-494 [2] с.

22. Полонский Я.П. О новой красоте // ИРЛИ, ф. № 241, № 124. л. 1 - 6.

23. Письма В .М.Лаврову. 1893 - 1898. - Русская мысль. - 1902. - № 10. -Отд. 1.-е. 130-144.

24. Державин Г.Р. Стихотворения / Сост. и вст. ст. М.Латышева. М., 2002. — 384 с. (Народная поэтическая библиотека).

25. Древнерусская литература. М., 1999. — 608 с. (Школа классики).

26. Ершов ГГ.П., Конек-Горбунок. Стихотворения: / Вст. ст. И.И.Лупановой. Сост., подгот. текстаипримеч. Д.М.Климовой.: Д., 1976. - 336 с. (Большая серия, 2-е изд.).

27. Жуковский В.А. Сочинения в 3-х т. М., 1980. Т. 1. Стихотворения / Сост:, вступ: ст. и коммент. И^М.Семенко.:,—438 с. ■28i Некрасов HIA. Сочинения в 3-х т. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — М., 1959.-463 с. .

28. Литературоведческие и критические работы

29. Аверкиев Д.В. О поэтах, старичках «молодого поколения, мудреном и. современном читателе // Дневник писателя. — Вып. 1 (январь). СПб; 1886. -- с. 26 -33.

30. Аверкиев Д.В. О романе Я:П.Полонского «Крутые горки». Роман (VIII. IX тт. Полного собрания сочинений Я.Н. Полонского) // Дневник писателя. - Вып. 3 (март). - СПб, 1886. - с. 97 - 101.

31. Айхенвальд Ю. Полонский // Айхенвальд Ю. Силуэты, русских писателей; Вып. 2. — М., 1994: с. 176 - 183!

32. Акатова О.И. Поэтика сновидений в творчестве М.А.Булгакова: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Саратов, 2006. -21 1. с.

33. Алтаев Ал. Поэт Полонский // Алтаев А. Памятные, встречи. Воспоминания о русских художниках и артистах. 1870 1900. - М., 1955.-с. 113-114,174-177.

34. Амфитеатров A.B. Памяти Полонского. // Собр. соч. А.В.Амфитеатрова. Петроград, 1915. — Т. 35 (Свет и сила). - с. 287 — 297.

35. Арсеньев К. Поэты двух поколений. Полное собрание сочинений Я.П. Полонского. Том первый. Спб., 1885. Стихотворения С.Надсона. Спб., 1885. Стихотворения С.Г.Фруга. Спб., 1885 // Вестник Европы. Спб. -1885. - Т. V. - № Ю. - с. 757 - 768.

36. Асоян A.A. Сон и лабиринт как феномены культуры (семантика встречи) // Асоян A.A. Proscholium. Инструментарий и практика анализа литературного произведения. Омск, 2006. - с. 192 - 199.

37. Афанасьев В.В., Боголепов П. Полонский Я.П. // Афанасьев В.В., Боголепов П. Тропа к Тургеневу. М., 1983. - с. 164 - 166.

38. А.Э. Я.П. Полонский в прозе. Литературный очерк. // Вестник Европы. 1900. № 4 (апрель). - с. 637 - 650.

39. Бабко В.А. Взаимосвязь изобразительности и выразительности в структуре произведения: Полонский Я.П. «Дорога» // Критерии художественности в литературе и искусстве. Казань, 1984. - с. 52 — 58.

40. Барятинский В.В. «Пятницы Полонского» и «пятницы Случевского» // Воспоминания о серебряном веке. — М., 1993. 559 с.

41. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. - 4-е изд. -230 с.

42. Белинский В.Г. Стихотворения 1845 года Я.П.Полонского. Одесса, 1846 // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. В 13-ти тт. М., 1955. - Т.9. -с. 598 - 600.

43. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 9 тт.-М., 1981.-Т. 7.-е. 164-217.

44. Вельский Л.П. Я.П.Полонский. Тула, 1901. - 24 с.

45. Бигелоу Дж. Тайна сна. / Пер. с англ. С.-Петербург, 1906. - 164 с.

46. Богомолов И.С. Армения в творчестве Якова Полонского. Ереван, 1963.- 124 с.

47. Богомолов И.С. Я.П.Полонский в Грузии. Тбилиси, 1966. - 191 с.

48. Богомолов И.С. Из истории грузинско-русских литературных взаимосвязей (Первая половина XIX века). Тбилиси, 1967. — 212 с.

49. Бочаров С.Г. О художественных мирах. — М., 1985. — 296 с.

50. Бройтман С.Н. Я.Полонский «В саду» // Бройтман С.Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008. - с. 123 — 129.

51. Будде Е.Ф. Я.П.Полонский как поэт. Публичная лекция // Филологические записки. Вып. 1 - 2. - Воронеж, 1899. - 99 с.

52. Веселовский Ю. Шиллер как вдохновитель русских писателей // Русская мысль. Год 27-ой. - февраль. - М., 1906. - 15 с.

53. Витберг Ф.А. Яков Петрович Полонский. Вып. 1. - Спб., 1899. - 22 с.

54. Волынский А.Л. (Флексер А.Л.) Литературные заметки (. Фантазия в поэтическом творчестве Полонского. Публицистические отголоски в некоторых его стихотворениях). - Северный вестник. - 1896. — № 8. — с. 271-276.

55. В.Т. Литературная деятельность Я.П.Полонского. («Полное собрание сочинений в десяти томах») // Наблюдатель. 1887. - № 6 (июнь). - с. 293-301.

56. Ганаланян О.Т. Яков Полонский // Армения в творчестве русских поэтов. Ереван, 1972. - с. 11-18.

57. Гаршин Е.М. Поэзия Я.П.Полонского. Критический этюд. Спб., 1887. -27 с.

58. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы: Очерки русской литературы XX в.-М., 1994.-303 1. с.

59. Гачев Г.Д. Развитие образного сознания в литературе // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962. — с. 186 — 311.

60. Гессен JI.А. Л.Н. Толстой в работе над романом «Декабристы» в 1877 -1879 годах: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Л., 1955. - 20 с.

61. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1977. - 443 с.

62. Гиппиус 3. Благоухание седин (О многих). // Гиппиус 3. Живые лица / Сост., вступ. статья и коммент. А.Николюкина. М., 2002. - с. 152 — 178.

63. Голенищев-Кутузов A.A. Памяти Я.П.Полонского. СПб, 1899. - 7 с.

64. Гольцев В.В. Я.П.Полонский как поэт // Дело. М., 1899. - с. 449 -454.

65. Гольцев В.В. Грузия в русской поэзии // На холмах Грузии. Тбилиси, 1953.-с. 5-18.

66. Гончарова О.М. Поэтический сюжет русской лирики XVIII XX веков в контексте национальных традиций // Вестник молодых ученых. -Спб, 2002. - № 10. - с. 3 - 13.

67. Григорьев Ап. Эстетика и критика / Сост.,вступ. ст. и примеч. А.И.Журавлевой. М., 1980. - 496 с.

68. Грякалова Н.Ю. К генезису образности ранней лирики Блока (Я.П.Полонский и В.Соловьев) // А.Блок: исследования и материалы. — Л., 1991.-с. 49-63.

69. Гудонене В. Психология личности в русской прозе и поэзии. — Вильнюс, 2006. 218 с.

70. Дарвин М.Н. Русский лирический цикл: Проблемы истории и теории: На материале поэзии первой половины XIX века. Красноярск, 1988. -137 2. с.

71. Динерштейн Е. Я.П. Полонский // Динерштейн Е. «Фабрикант читателей»: А.Ф.Маркс. М., 1986. - с. 141 - 145.

72. Дедюхина О.В. Сны и видения в повестях и рассказах И.С.Тургенева (проблемы мировоззрения и поэтики): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. М., 2006. - 30 с.

73. Библиотека для чтения; Т. 137. - № 5. - Отд. VI: - с. 35 - 39. 90:Ермилова Е.В. Я.П.Полонский(1819 - 1898); // Полонский Я.П. Стихотворения: — М:, 1981. — с. 5 — 16-(Поэтическая Россия): .

74. Ермилова; Е.В- Диалог с традицией // Контекст 1981. Литературно-теоретические исследования.-М., 1982.-е. 216 — 230.

75. Ершенко Ю.О. Поэтика сна в творчестве; А.С.Пушкина: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. М., 2006. - 24:с.

76. Карпинский М.П. Я.П.Полонский в его лирических произведениях. -Тифлис, 1901.- 15 с.

77. Касаткина В.Н. Поэзия Тютчева. Пособие для учителя. М., 1978. -176 с.

78. Касаткина В.Н. Лирика сновидений А.А.Фета // A.A. Фет. Поэт и мыслитель. Сб. науч. тр. / ИМЛИ РАН, Академия Финляндии. М., 1999.-с. 69-81.

79. Кашпурев A.C. Поэзия Я.П.Полонского как учебно-воспитательный материал. — Житомир, 1902. 16 с.

80. Кельсиев В.И. Я.П.Полонский как юморист. («Кузнечик-музыкант» и «Ночь в Летнем саду») // Всемирный труд. 1868. - № 9. -с. 103-144.

81. Киселева Э. Поэт грез Я.П.Полонский // Гордость земли рязанской. М., 1973. - с. 229 - 237.

82. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX в.: Развитие стиля и жанра. М., 1978. - 303 с.

83. Козубовская Г.П. Проблема мифологизма в русской поэзии конца XIX нач. XX веков. - Самара. - Барнаул, 1995. - с. 22 - 37.

84. Козубовская Г.П. А.Фет и Я.Полонский (проблема художественного мышления) // Проблема изучения жизни и творчества А.Фета: Сборник трудов. Курск, 1992. - с. 183 - 203.

85. Кондратьев Б.С. Сны в художественной системе Ф.М.Достоевского. Мифологический аспект. Арзамас, 2001. - 268 с.

86. Конский П. Я.П.Полонский (18 окт. 1898 г.) // Журнал для всех. -1898.-№ 12. -стлб. 1411 1418.

87. Косицына С.Ю. Консонантные художественно-изобразительные средства в лирике Я.П.Полонского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Харьков, 1990. - 16 с.

88. Кохановска Уршуля. Проза Я.П.Полонского 1840 1860-х годов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук.-Л., 1981.-18 с.

89. Кошелев В.А. «Второстепенный поэт» и «чистое искусство» // Литература в школе. 1994. - № 5. - с. 12-21.

90. Круглов A.B. Я.П.Полонский. Биография и характеристика. -Спб, 1914.-48 с.

91. Кузин А. Золотая свадьба поэзии (по поводу пятидесятилетия литературной деятельности Я.П.Полонского) // Трагедия и комедия. -С.-Петербург, 1870. с. 292 - 300.

92. Кузьмичева Н.В. Мотив сна в поэзии русских символистов (на материале поэзии Ф.Сологуба): Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Ярославль, 2005. — 19 с.

93. Кулябко Е.С. Я.П.Полонский и Академия Наук: По архивным материалам // Русская литература. 1969. - № 2. — с. 172 - 180.

94. Кумбашева Ю.А. Мотив сна в русской лирике первой трети XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. СПб, 2001. - 22 1. с.

95. Лагунов А.И. Истоки лиризма (О прозе Я.П.Полонского) // Вопросы истории и теории литературы. Ставрополь, 1972. - с. 44 — 67.

96. Лагунов А.И. Кавказская лирика Я.П.Полонского // Литература и Кавказ. Ставрополь, 1972. — с. 56 - 64.

97. Лагунов А.И. Лирика Якова Полонского. Ставрополь, 1974. -128 с.

98. Леонов Б.А. Лирика Я.П.Полонского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. М., 1964. — 19 с.

99. Лернер Н.О. Я.П.Полонский // История русской литературы XIX века / Под ред. Д.Н.Овсянико-Куликовского при ближайшем участии А.Е.Грузинского и П.Н.Сакулина. Вып. 12. М., 1909. - с. 491 - 497.

100. Лотман Л.М. Лирическая и историческая поэзия 50 70-х годов.

101. A.А.Фет. А.Н.Майков. Я.П.Полонский. А.К.Толстой. К.К.Павлова. Л.А. Мей // История русской поэзии. В 2-х т. Т. 2. - Л., 1969. - с. 124 -190.

102. Лотман Ю.М. Сон семиотическое окно // Лотман Ю.М. Семиосфера. Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки (1968 - 1992). - С.-Петербург, 2004. - с. 123 -126.

103. Ляпина Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб., 1999.-281 с.

104. Ляпина Л.Е. Железнодорожная дума в русской поэзии XIX века // Русская литература и внелитературная реальность. Историко-литературный сборник. Материалы «Герценовских чтений» 2003. -Спб, 2004. - с. 76 - 85.

105. Ляпина Л.Е. Лекции о русской классической поэзии: Классический период: Учебное пособие. СПб, 2005. - 147 с.

106. Магомедова Д.М. «Век девятнадцатый, железный.» (К проблеме «А.Блок и Я.Полонский») // XX век и русская литература. Alba Regaina Philologiae. Сб. научных статей. М., 2002. - с. 316 - 322.

107. Малкольм Н. Состояние сна / Пер. с англ. и предислов.

108. B.П.Руднева. М., 1993. - 176 с.

109. Манасеина М. Сон как треть жизни человека, или физиология, патология, гигиена и психология сна. М., 1892. - 250 с.

110. Марков В. Спиритизм в русской беллетристике и поэзии // Марков В. Навстречу. Очерки и стихотворения. СПб., 1878. — с. 519 — 530.

111. Маркович В.М. Сон Татьяны в поэтической структуре «Евгения Онегина» // Маркович В.М. Пушкин и Лермонтов в истории русской литературы. Статьи разных лет. СПб, 1997. — с. 8 — 29.

112. Меньшиков М.О. Я.П.Полонский // Меньшиков М.О. Критические очерки. Т.2. СПб., 1902. - с. 484 - 497.

113. Мирошникова О.В. «Гаммы» Я.П.Полонского в ряду дебютных сборников Н.А.Некрасова, А.А.Фета и других поэтов середины XIX века // Вестник Омского университета. 2003. - № 1. - с. 90 - 91.

114. Михайлов Д.Н. Поэзия Я.П. Полонского. Критический очерк. Лекция. Спб., 1900. - 32 с.

115. Михайловский Н.К. О новых повестях гг. Авсенко, Полонского, г-жи Стацевич, Писемского. О психологических типах в беллетристике. // Сочинения. - СПб., 1897. - Т. 4. -с. 551 - 553.

116. Мушина И.Б. Поэзия и проза Я.П.Полонского // Полонский Я.П. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1. Стихотворения; Поэмы / Сост., вступ. ст. и коммент. И.Мушиной.- М., 1986. 493 с.

117. Нагорная H.A. Поэтика сновидения в творчестве А.М.Ремизова // Филологический анализ текста. Сборник научных трудов. — Барнаул, 1995.-с. 89-98.

118. Назарова И.С. Динамика контекстовых форм в творчестве Я.П.Полонского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Омск, 2009. - 18 с.

119. Назиров Р.Г. Творческие принципы Ф.М.Достоевского. -Саратов, 1982.- 160 с.

120. Незеленов А. Юбилей Я.Полонского (10 апреля 1887) // Отд. отт. из Правительственного вестника. 1887. - № 77. - 24 с.

121. Некрасов H.A. Стихотворения Я.П.Полонского. СПб., 1855. -Полное собрание сочинений и писем / Под общ. ред. В.Е.Евгеньева -Максимова. М., 1950. - Т. 9. - с. 274 - 278.

122. Нечаенко Д. А. Художественная природа литературных сновидений / Русская проза XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. М., 1991. - 24 с.

123. Нечаенко Д.А. Сон, заветных исполненный знаков. — М., 1991. 304 с.

124. Николина H.A. «Колокольчик» Я.П.Полонского: жанр и структура текста // Русский язык в школе. — 2004. № 6. — с. 54 — 59.

125. Никольский Ю. История одной дружбы. Фет и Полонский // Русская мысль. 1917. - № 5 - 6. - Отд. II. - с. 82 - 127.

126. Никонова Т.А. Я.П.Полонский и И.С.Тургенев // Ученые записки. Т. 74. Третий межвузовский тургеневский сборник / Под научной ред. проф. Г.С.Курляндской. Орел, 1971. - с. 148 - 161.

127. Новокрещенных Е.Г. Поэтика автобиографической прозы русских второй половины XIX в.: A.A. Григорьева, Я.П. Полонского, A.A. Фета: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Улан-Удэ, 2008. - 18 с.

128. Н.М. Михайловский Н.К. Памяти Я.П.Полонского // Русское богатство. Спб., 1898. - № 11. - Отд. II. - с. 56 - 62.

129. Оболенский JI. Нечто об идеалах, поэзии и Я.Полонском // Русское богатство. 1887. -№ 4. - Отд. III. - с. 129 - 144.

130. Опочинин E.H. Яков Петрович Полонский и его пятницы // Вопросы литературы. М. - 1992. - Вып. 3. - с. 312 - 331.

131. Орлов В.Н. Полонский // История русской литературы. Т. VIII. Ч. 2. Литература шестидесятых годов. - М. - Л., 1956. - с. 261 - 283.

132. Орлов П.А. Я.П.Полонский. Критико-биографический очерк. -Рязань, 1961.-96 с.

133. Орлова O.A. Метрика и строфика Я.Полонского // Русское стихосложение XIX в. Сб-к. М., 1979. - с. 414 - 449.

134. Парадиев В. Я.П.Полонский и его лирика. Киев, 1913. - 33 с.

135. Перцов П.П. Я.П.Полонский // Философские течения русской поэзии / Сост. П.Перцов. СПб., 1896. - с. 283 - 303.

136. Перцов П.П. Литературные воспоминания. 1890 1902. / Предисл. Б.Ф. Поршнева. - М. - Л., 1933. - с. 98 - 133.

137. П.Н. Липкин Ф.А. (?). Яков Петрович Полонский // Жизнь. -Спб., 1898. Том XXIII. - № 31. - ноябрь. - Кн. I. - с. 85 - 86.

138. Поддубная Р.Н. Идейно-художественные функции фантастики и развитие творческих принципов реализма в русской литературе XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени д.ф.н. -Киев, 1990.-30 с.

139. Покровский В.И. Я.П.Полонский. Его жизнь и сочинения. Сборник историко-литературных статей. — М., 1906. 470 с.

140. Полоцкая Э.А. Вклад Я.П.Полонского в русскую поэзию // Русская словесность. — 2006. № 5. — с. 26 - 32.

141. Полоцкая Э.А. Три главы из прозы Полонского // Полонский Я.П. Проза. М., 1988. - с. 3 - 20.

142. Порудоминский В.И. О Толстом. СПб., 2005. - 416 с. (серия «Русское зарубежье: Источники и исследования»).

143. Прозоров В.В. Мотивы в сюжете // Мотивы и сюжеты русской литературы. От Жуковского до Чехова: К 50-летию научно-педагогической деятельности З.Ф. Кануновой. Сб. статей. // Отв. ред. A.C. Янушкевич. — Томск, 1997. с. 8 - 12.

144. Пропп В.Я. Морфология сказки Л., 1928. - 152 с.

145. Протопопов М. Поэт-ветеран. Полное собрание стихотворений Я.П.Полонского. В пяти томах. Спб. 1896 г. // Русское богатство. Спб. - 1896. -№ 10.-Отд. II.-с. 1-19.

146. Рождественский Be. Лирика Полонского // Полонский Я.П. Стихотворения. Л., 1969. - с. 5 - 19.

147. Розанов И.Н. Отзвуки Лермонтова // Венок М.Ю.Лермонтову. Юбилейный сборник. М.: П., 1914. - с. 237 - 289.

148. Романенко С.М. Кавказский миф в русском романтизме и его эволюция в творчестве Я.П.Полонского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Томск, 2006. — 26 с.

149. Савельева В.В. Поэтика и философия сновидений в романе Л.Толстого «Война и мир» // Русская словесность. — 2004. — № 5. — с. 17 -25.

150. Садовской Б. Я.П.Полонский // Садовской Б. Русская камена. Статьи.-М., 1910.-е. 127-138.

151. Садыхов М. Из истории русско-азербайджанских литературных связей (Я.П.Полонский и его произведения на кавказские темы). -Литературный Азербайджан. — 1968. № 10. - с. 120 - 141.

152. Садыхов М. Полонский Я.П. // Садыхов М. Очерки русско-азербайджанско-польских связей XIX века. Баку, 1975. - с. 57 - 88.

153. Сапогов В.А. Поэтика лирического цикла А.Блока: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. — М., 1967.-16 с.

154. Сергеев О.В. Поэтика снов в рассказах Ф.Сологуба М., 2002. -114 с.

155. Сергеев О.В. Алексей Ремизов — узник снов: Поэтика сновидений в прозе A.M. Ремизова 1890 1910-х гг. -М., 2002. - 356 3. с.

156. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: очерк историографии. -Новосибирск, 1999. 104 с.

157. Силантьев И.В. Поэтика мотива / Отв. ред. Е.К.Ромодановская. -М., 2004. (серия «Язык. Семиотика. Культура»). - 296 с.

158. Скабичевский A.M. Живая струя (вопрос о народности в литературе). Отечественные записки. - 1868. — № 4 (апрель). — с. 150 -200.

159. Смиренский В. «Пятницы» Полонского // Прометей. — Т. 9. М., 1972.-с. 303-305.

160. Соколов Н.М. Лирика Я.П.Полонского. Критический этюд. С.Петербург, 1898. - 99 с.

161. Соловьев B.C. Поэзия Я.П.Полонского. Полное собрание стихотворений Я.П. Полонского в пяти томах. Изд. А.Ф.Маркса. СПб. 1896. // Ежемесячные литературные приложения к журналу «Нива». -Спб., 1896.-№ 1-4 (январь, февраль, март и апрель). Стлб. 367-380.

162. Соловьев B.C. Я.П. Полонский. Некролог // Вестник Европы. -Спб., 1898. -№ 11.-с. 419-420.

163. Старосельская Н.Д. Вставная новелла в русском романе XIX века // Писатель и жизнь. Сборник историко-литературных, теоретических и критических статей. М., 1987. - с. 170 - 182.

164. Степанов Н.Л. Бестужев-Марлинский A.A. // История русской литературы: В Ют. / АН СССР. Институт русской литературы (Пушкинский Дом). М.; Л.: 1941 - 1956. t.VI. Литература 1820-1830-х годов. - 1953. - с. 563 - 577.

165. Степаньянц Ж.И. О роли сновидений в романах Ф.М.Достоевского: Автореферат на соискание ученой степени канд. филолог, наук. — Самарканд, 1990. 18 с.

166. Страхов Н. Критика. Сочинения Я.П.Полонского, Т. I-III. СПб., 1869 1870. // Заря. - 1870. -№ 9. - Отд. II. - с. 127 - 164.

167. Строганов М.П. Декабристы и декабристская литература в творчестве JT.H. Толстого: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. -М., 1980.

168. Сухова Н.П. «Трилогия» о маленьком мечтателе // Детская литература. 1979. - № 4 (апрель). - с. 47 - 49.

169. Сухова Н.П. Бытовой романс Полонского // Сухова Н. Мастера русской лирики. М., 1982. - с. 33 — 38.

170. Сухова Н.П. «Волшебный элемент» в поэзии Полонского // Сухова Н. Мастера русской лирики. М., 1982. - с. 54 - 57.

171. Сухова Н.П. Я.П.Полонский «Подойди ко мне, моя старушка.» // Сухова Н. Мастера русской лирики. М., 1982. - с. 97 - 102.

172. Сухова Н.П. Дары жизни. Книга о трех поэтах. А.А.Фет. Я.П.Полонский. А.Н.Майков. М., 1987. - 141 с.

173. Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. / Вст. ст. Н.Д.Тамарченко: коммент. С.Н.Бройтмана при участии Н.Д.Тамарченко (переизд. 1931 г.). -М., 1996.-333 с.

174. Топоров В.Н. Странный Тургенев (Четыре главы). М., 1998. -192 с. (Чтения по истории и теории культуры. Вып. 20).

175. Тургенев И.С. (О стихах Я.П.Полонского) // Тургенев И.С. Статьи и воспоминания. М., 1981. - с. 128 — 133.

176. Тхоржевский С.С. Высокая лестница: Документальная повесть о Я.П.Полонском. // Тхоржевский С. Портреты пером: Исторические повести. — JL, 1986. —272 с.

177. Тхоржевский С.С. Портреты пером: Повести о В.Теплякове, А.Баласогло, Я.Полонском. М., 1986. — 348 с.

178. Улыбина О.Б. Проблемы поэтики «Таинственных повестей» И.С. Тургенева: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. Нижний Новгород, 1996. - 15 с.

179. Фидлер Ф.Ф. Из мира литераторов: Характеры и суждения / Вст. ст., сост., пер., с нем., примеч., указатели m подбор илл: К.М.Азадовского. М., 2008. - 864 с.

180. Флоренский П.А. Иконостас. Избранные труды по искусству. — Спб., 1993.-365 с.206: Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла: Учебное пособие. -Калинин, 1984. 79 с.

181. Фридлянд, B.F. Поэт сердечной и гражданской тревоги // Полонский ЯШ: Лирика; Проза: М;,Д984: - с. 5 - 26;

182. Халанский M.F. Я.П.Полонский в' его поэзии. -Харьков, 1900.: 51 с. ■•■■■'■"'

183. Хирьяков А. Поэзия Я.П.Полонского // Образование. Спб., 1896. - № 10 (октябрь). - Отд. II. - с. 51 -59.

184. Ходанен Л.А. Мотивы и образы «сна» в поэзии русского романтизма // Русская словесность. 1997. - № 1. - с. 2 — 8, № 2. - с.47 -51.

185. Ходанен Л.А. Поэтика Лермонтова: Аспекты мифопоэтики. Учебное пособие. Кемерово, 1995. - 93с.

186. Цявловский М.А. Работа JI. Толстого над романом «Декабристы» // Толстой JI.H. Декабристы. Неизданные отрывки из романа. М., 1925.-с. 3-19.

187. Чапышкин В. А. Особенности психологизма в прозе Я.П.Полонского и С.А.Есенина // С.А. Есенин: проблемы творчества, связи. Рязань, 1995. — с. 50 - 58.

188. Чирков Н.М. О Стиле Достоевского. Проблематика. Идеи. Образы. -М., 1963.- 198 с.

189. Чудинина В.В. Художественно-содержательное своеобразие сновидений в творчестве Ф.М.Достоевского: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. филолог, наук. М., 2004. - 25 с.

190. Чуйко В.В. Я.П.Полонский // Чуйко В.В. Современная русская поэзия в ее представителях. СПб, 1885. — с. 11-17.

191. Чумаков Ю.Н. «Евгений Онегин» А.С.Пушкина. В мире стихотворного романа. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. — М., 1999. 128 с. (Перечитывая классику).

192. Шадури B.C. Грузия в русской литературе // Русские писатели о Грузии. Тбилиси, 1948. - Т. I. - c.VII - XXXV.

193. Шруба Манфред. Полонского пятницы; Литературно-художественный кружок имени Я.П.Полонского. // Шруба Манфред. Литературные объединения Москвы и Петербурга 1890 1917 годов. Словарь.-М., 2004.-с. 170- 171; с.110- 111.

194. Щедрин Н. Салтыков М.Е. Сочинения Я.П.Полонского. Два тома. СПб. 1869. (Новые книги) // Отечественные записки. Спб., 1869. - Т. CLXXXVI. - № 9. - с. 46 - 50.

195. Щемелева Л.М. Мотивы поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А. Мануйлов. М., 1999. - с. 290 - 312.

196. Щенников Г.К. Функции снов в романах Достоевского // Щенников Г.К. Художественное мышление Достоевского. — Свердловск, 1978.

197. Щенников Г.К. Яков Петрович Полонский // Полонский Я.П. Стихотворения. Свердловск, 1990. — с. 5 - 21.

198. Э-н Е. Эдельсон E.H.. «Статуя Весны» (Журналистика) // Отечественные Записки. 1854. - №№ XI и XII (ноябрь и декабрь). -с. 159.

199. Эткинд Е.Г. Психопоэтика. «Внутренний человек» и внешняя речь. Статьи и исследования. Спб., 2005. - 704 с.

200. Эйхенбаум Б.М. Поэзия Полонского // Полонский Я.П. Стихотворения и поэмы. Л., 1935. - с. VII - XXXI.

201. Эпштейн М.Н. Полонский Я.П. // Эпштейн М.Н. Природа, мир, тайник Вселенной. Система пейзажных образов в русской поэзии. -М., 1990.-с. 229-230.

202. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Психология бессознательного / Пер. с нем. М., 1994. - 320 с.

203. Юнг Карл Густав фон Франц М. Л., Хендерсон Дж. Л., Якоби И., Яффе А. Человек и его символы / Пер. Сиренко И.Н; Сиренко С.Н.; Сиренко H.A.; Медков С.Б. - М., 2008. - 352 с.

204. Ясинский И.И. Я.П.Полонский // Ясинский И. Роман моей жизни. М. - Л., 1926. - с. 208 - 214.1. Справочная литература:

205. Ботвинник М.Н., Коган М.А., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Мифологический словарь. 5-е изд. перераб. - М., 1994. - 191 с.

206. Жюльен Н. Словарь символов: Справочное издание. -Челябинск, 1999. -497 1. с.

207. Лермонтовская энциклопедия / Гл. ред. В.А.Мануйлов. М., 1999.-784 с.

208. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М.Кожевникова и П.А.Николаева. М., 1987. - 750 1. с.

209. Михельсон М.И. Русская мысль и речь: Свое и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний. В 2 тт. Т. 1. Спб, 1903 1904. - 779 е.; Т. 2. - Спб, 1903 [1904]. - 250 с.

210. Поэтика: Словарь актуальных терминов и понятий / Гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2008. - 358 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.