Музыка как эстетический феномен: Музыкальная культура на страницах русских художественных журналов рубежа XIX-XX веков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Варакина, Галина Владиславовна

  • Варакина, Галина Владиславовна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 1999, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 192
Варакина, Галина Владиславовна. Музыка как эстетический феномен: Музыкальная культура на страницах русских художественных журналов рубежа XIX-XX веков: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Москва. 1999. 192 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Варакина, Галина Владиславовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МУЗЫКА КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН В КОНТЕКСТЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ

1.1. Проблема философии культуры на страницах

русских художественных журналов "серебряного века"

1.2. Музыка в эстетике русского символизма

1.3. Эстетика Ницше в свете русского символизма

ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ РУ БЕЖА XIX-XX ВЕКОВ В СВЕТЕ ЭСТЕТИКИ УНИВЕРСАЛЬНОСТИ

2.1. Формирование "нового искусства" в музыкальной культуре России рубежа XIX-XX

веков

2.2. Эстетика Р. Вагнера и музыкальная культура

России рубежа XIX-XX веков

2.3. Мистериальное искусство А. Скрябина и символистская концепция теургии

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыка как эстетический феномен: Музыкальная культура на страницах русских художественных журналов рубежа XIX-XX веков»

ВВЕДЕНИЕ

Россия рубежа веков XIX и XX - тема неисчерпаемая и завораживающая современного человека, человека конца XX столетия, своей многоликостью и, в то же время, единой устремленностью к космическим высотам, к Божественной Красоте, к Истинному Знанию.

Долгие годы культура "серебряного века" преподносилась отечественной критикой как культура буржуазная, упадническая. Существовал даже термин, введенный в обиход еще свидетелями тех событий, - декаданс. Понятие, относящееся к конкретному явлению культуры, превратили в отвратительную вывеску над всем "серебряным веком", взрастившим, в том числе, замечательных поэтов - И. Анненского, Ф.Сологуба, Вяч.Иванова, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Блока, А.Белого; художников -М.Врубеля, В.Серова, А.Бенуа, К.Коровина, В.Кандинского, К.Малевича, М.Шагала; музыкантов - С.Рахманинова, А.Скрябина, И.Стравинского, Н.Метнера. "Серебряный век" - это время рождения русской философской школы, возникновения такого движения, как религиозно-философский ренессанс в лице Н.Бердяева, С.Булгакова, Л.Карсавина, П.Флоренского, С.Франка, Г.Федотова, А.Лосева, Н.Лосского, Б.Вышеславцева.

Предав забвению и наложив табу на цвет отечественной культуры, социалистическая идеология на долгие годы лишила Россию свободы мысли, слова, действия, став, по сути, идеологическим игом. Теперь, по прошествии почти столетия, мы читаем труды наших великих соотечественников во многом как откровение о днях настоящих, о тех бедах, чему мы свидетели, и от чего они страстно хотели нас уберечь. В их словах мы чувствуем подтекст, помимо воли проводим аналогии с

настоящим. Насколько актуально звучит мысль Е.Трубецкого, высказанная еще в 1916 году: "Человек не может оставаться только человеком: он должен или подняться над собой или упасть в бездну, вырасти или в Бога или в зверя"1.

Прикасаясь к культуре того времени, мы переживаем не только чувство восхищения перед силой и глубиной мысли, но и испытываем, своего рода, ностальгию - извечную спутницу русского человека. Мечта начала XX века, причем, по мнению современников, вполне достижимая, - о гармонии человека с самим собой и с окружающим миром, о преображении последнего, - людям конца века кажется утопией, но прекрасной и желанной.

Конец XIX века - время колоссальных перемен как с точки зрения материального мира (экономический, научно-технический и государственный прогресс), так и в духовном плане. Интерес к человеческой личности, в противовес личности общественной, к духовной культуре, свободной от "гнета социальности" (Н.Бердяев), - все это позволяет говорить о формировании мировоззрения нового типа, трагического и, одновременно, оптимистического.

Трагизм нового мировоззрения заключался, прежде всего, в разнонаправленности материальной и духовной сфер жизни. Конец XIX века - это время зарождения новых социально-экономических отношений, основанных на машинном способе производства, т.е. капитализма; что, в свою очередь, привело к иному соотношению сил в государстве в пользу среднего класса. Для духовной культуры и искусства, как ее части, это означало появление демократической тенденции: с точки зрения

1 Трубецкой. Е. Умозрение в красках. М.. 1990г., с.41.

потребления культурных ценностей, это уже не художественно образованная элита, а широкие слои населения; с точки зрения заказчика, это не аристократические круги и церковь, а класс предпринимателей, главной мерой ценности которого была практическая польза. Машинизация и демократизация жизни изменили и сам мир: новые ритмы, новые образы, новые идеалы. Все это привело к качественным изменениям в недрах искусства, дав первый импульс к формированию массовой культуры.

За всем этим вихрем исторических свершений, ускорением ритма жизни, достижениями научно-технического прогресса потускнел образ самого человека. Он стал частью колоссальной машины, именуемой государством; причем частью настолько незначительной, что, негодную или неисправную, ее легко заменить другой. Душа же человека в этом контексте была ненужным и даже мешающим элементом. "Страшная социальная болезнь XX века - отчуждение личности - обозначилась именно на рубеже веков. Тотальное одиночество перед лицом жестокого, но и прекрасного мира и поиск путей преодоления этого положения - такова исходная точка отсчета художественного сознания рубежа веков"1.

Несмотря на то, что экономическая ситуация была отнюдь не в ее пользу, художественная жизнь России конца XIX - начала XX веков достигла небывалых высот. "Начало века было у нас временем большого умственного и духовного возбуждения, бурных исканий, пробуждения творческих сил"2. Виднейшие умы России грезили будущим. Мечтали о новом человеке - человеке

1 Беренштейн Е.П. Русский символизм: эстетика универсальности // Культура и ценности. Тверь, 1992, с. 134.

2 Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX века и журнал "Путь" // Бердяев Н.А.Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М.. 1994, с.301.

творящем, о новом искусстве - религиозном, о новом знании -цельном, в основу которого положена была бы интуиция, а не рациональное мышление, о достижении Вечной Гармонии и, в конце концов, о преображении всей жизни по законам Божественной Истины и Красоты. В этом и состоял оптимизм нового мировоззрения.

Это несоответствие духовных устремлений единиц и материальных ценностей широких масс - величайшая трагедия того времени. Бердяев Н. говорил о "глубочайшем внутреннем кризисе", в котором находилась культура России рубежа веков. В этом он видел "основную проблему XIX и XX века - проблему отношения творчества (культуры) к жизни (бытию)"1.

XIX век заканчивался. Основные его идеи требовали осмысления. Лейтмотив уходящего столетия - это тема гражданственности, общественного долга. Человек как индивидуум отступал перед образом человека-гражданина, человека общественного. Только в сопряжении с другими членами общества, по мнению мыслителей XIX века, проявляется в человеке его истинное лицо, его личность. И неважно, кто перед нами - пахарь, политик или поэт, - каждый делает свою "работу", тем самым, выполняя свой долг перед обществом. Пахарь обязан пахать землю, засевать поля и, тем самым, кормить страну; политик - управлять делами в интересах Родины; а поэт - прославлять лучших людей Отечества в назидание всему народу. Налицо тотальная социализация культуры и искусства, господство этического, морализующего начала.

1 Бердяев Н. Смысл творчества // Бердяев Н А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т. 1. М., 1994, с.298.

Конец XIX века объявил непримиримую войну тенденциозному искусству, выдвинув новый лозунг - "искусство для искусства". "Великая сила искусства заключается именно в том, что оно самоцельно, самополезно и главное - свободно"1. К началу XX; века эта тенденция - декадентская, по мнению критиков старой школы, - получила философскую поддержку.

Начало XX века в России принято связывать с возникновением такого явления в культуре, как религиозно-философский ренессанс. И хотя "это было все-таки движение культурной элиты, оторванной не только от процессов, происходивших в народной массе, но и от процессов,

л

происходивших в широких кругах интеллигенции" , вопросы, поставленные "философами-революционерами", носили настолько глобальный характер, что остаются актуальными и поныне.

Отправной точкой новой философии и эстетики стало утверждение свободы духовного от социального. Таким образом, был опрокинут главный постулат XIX века о гражданском долге в пользу свободы личности. "То было освобождением человеческой души от гнета социальности, освобождением творческих сил от гнета утилитарности"3.

Конец XIX века наметил освобождение эстетического от этического, противопоставив тенденциозному искусству XIX века искусство свободное, или "чистое". Русский ренессанс абсолютизировал прекрасное, рассматривая Красоту как космическую универсалию, как своего рода "преобразователь"

1 Дягилев С. Сложные вопросы И Мир искусства. Т. 1. №№ 1-12. 1899, с. 151.

~ Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX века и журнал "Путь" И Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М., 1994, с.302.

3 Там же, с. 302.

мира физического в духовный (божественный). Эта мысль была высказана еще Вл. Соловьевым, который рассматривал Красоту как одно из сущностных начал Бога, наравне с Благом (Добром) и Истиной1. Позже П. Флоренский в своем "Вступительном слове перед защитой на степень магистра книги "О Духовной Истине" 19 мая 1914 года" скажет: "красота есть Красота и понимается как Жизнь, как Творчество, как Реальность"2.

Таким образом, красота - это путеводная звезда человечества, а путь к ней (т.е. к Богу) лежит через творчество. Поэтому не удивительно, что между творчеством человека и Творческим Актом Бога устанавливалась определенная связь и даже общность. Творчество из чистого художества вырастало в священнодействие, в творение. В конечном итоге, искусство должно было перерасти в теургию. "Очень быстро художественно-эстетический ренессанс приобрел у нас окраску мистическую и религиозную. Хотели выйти за пределы искусства и литературы. И это было характерно русское явление" .

Налицо сближение искусства и религии, прежде всего в конечной цели - спасении человечества, т.е. приближении к Богу4. Вопрос о религиозности искусства и творчества в целом стал одним из главных вопросов духовной культуры России рубежа веков. "Искусство будет религиозным, ибо только одна религия способна сообщить художественному творчеству то молитвенное вдохновение, которое здесь требуется"5."Искусство

1 см.: Соловьев Вл. Философские начала цельного' знания // Соловьев Вл. Соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1988.

2 Флоренский П.А. Столп и утверждение Истины (II). М, 1990, с.585.

3.Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX века и журнал "Путь"// Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М., 1994, с.306-307.

4 см.: Бердяев Н. Спасение и творчество // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т. 1., М., 1994.

5 Рцы. Нагота рая (теорема эстетики) // Мир искусства. -1903. №№ 3,4, с.219-220.

не имеет никакой цели, есть целью само в себе, оно абсолют, ибо является ограничением абсолюта - души. (...) Искусство, понятое таким образом, становится высочайшей религией, а жрецом ее -художник. (...) Он является космической, метафизической силой, через которую проявляются абсолют и вечность"1. "Новые артисты будут поистине пророками и жрецами, - вещателями внушений Мировой Души. Языком призраков, сновидений, красок и звуков станут они вещать там, где бессильно умолкнет позитивное научное знание (...). Вот почему тогда искусство станет действительно священнослужением и творчество -экстатической молитвой"2.

Концепция "теургического искусства" сложилась в рамках русского поэтического символизма, опиравшегося, в свою очередь, на утопические идеи Н.Гоголя, Ф.Достоевского, а также на концепцию теургического искусства Вл.Соловьева. Сама же идея "пересоздания мира" относится к III - V вв. н. э., временам существования герметических и оккультных течений. Эту проблематику развивал в своем творчестве Н.Бердяев, который считал, что "теургическое творчество в строгом смысле слова будет уже выходом за границы искусства как сферы культуры, как одной из культурных ценностей, будет уже катастрофическим переходом к творчеству самого бытия, самой жизни" . Русская культура имеет и практический опыт в попытке преобразования искусства в теургию, но, увы, опыт незаконченный. Несомненно, речь идет о Мистерии А.Скрябина.

1 Пжибышевский. На путях души // Мир искусства. -1902. - №№5-6, с. 102.

" Имгардт Д. Живопись и революция // Золотое руно. -1906. - №5, с.56.

3 Бердяев Н. Кризис искусства // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М., 1994, с.413.

Вопрос о религиозном искусстве, об искусстве теургическом, связан как с проблемой эстетизации, так и с проблемой синтеза, также поставленной

религиозно-философским ренессансом.

Противоречивость российской действительности конца XIX века пробудила в среде художественной элиты жажду гармонии, цельности, единства. "Новое поколение хотело "объять необъятное", познать непознаваемое, а главное, обрести утраченное единство и даже универсальное всеединство и тем самым утолить духовный голод"1.

В едином порыве к иной жизни, организованной по законам Вечной Гармонии и Красоты, к земному раю, сплотились представители разных отраслей духовной культуры: философы, служители церкви, литераторы, художники и музыканты. В результате этого интегративного процесса родился новый тип мыслителя - универсал. Л.Долгополов, рассматривавший универсализм человеческого сознания в контексте теории относительности А.Эйнштейна, писал: "Человеческое сознание вступило в новую фазу своего развития. Мир стал восприниматься в единстве, независимо от того, какой серы познания касалось человеческое мышление - научной, исторической или художественной"2. И если появление религиозно настроенных философов и философствующих священников было в порядке вещей, то аналогичные искания в артистической среде - это веяния нового времени.

1 Юрьева 3.0. Андрей Белый: преображение жи:ши и теургия /У Русская литература. -1992. -№1, с.58.

" Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX - начала XX века. Л., 1977, с.24.

С распространением концепции "теургического искусства" в художественном мире рубежа веков в России наблюдается тенденция переосмысления личного творческого опыта. Искусство начинают трактовать шире, нежели "чистое художество", но как путь к Богу, как познание Его; а процесс творчества - как Откровение. Личность художника в этом контексте перерастает в образ пророка, более того, мессии, призванного преобразовать человечество и повести его за собой к Создателю.

Историческое завоевание того времени - это освобождение искусства от бремени устоявшихся стереотипов, от всякого рода традиционности, нормативности; это поиск иных путей развития, новых форм и средств; это постановка новой задачи перед искусством, задачи религиозной - приближение через творчество человека к Богу. Тем самым, перед искусством встала задача преодоления дискретности, разорванности мира. Но прежде ему необходимо было преодолеть дискретность самого искусства, став "цельным творчеством"1. "Величайший из вопросов будущей эстетики, конечно, - вопрос о гармонии и слиянии искусств, вопрос об "универсальной музыке" искусств и тех элементах общности между ними, на канве которых осуществляется это слияние"2.

Синтетические искания в искусстве осуществлялись в нескольких направлениях. Во-первых, это опыты в создании нового, универсального языка, т.е. поиск новых средств в искусстве. Здесь мы можем наблюдать всякого рода заимствования. Прежде всего искусство пыталось "примерить" на

1 см.: Соловьев Вл.. Философские начала дельного знания /V Соловьев Вл.. Сочинения: В 2-х т. Т.2. М„ 1988.

2 Имгардт Д. Живопись и революция /У Золотое руно. -1906.- № 5, с.56.

себя "одежды" других форм человеческого духа: науки, философии, религии. Это привело к переосмыслению функции искусства в контексте культуры: оно не ограничивалось более своими специфическими (ремесленными) проблемами, но во многом претендовало на роль философии и религии в вопросах проникновения в сущность явлений, рассматривая творчество как категорию метафизическую. По мнению В.Кандинского, "искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, распластывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души"1.

Кроме того, активно заимствовались средства одного вида искусства другими. Над этой проблемой работали В.Кандинский, Вяч.Иванов и, в особенности, А.Белый. Красной нитью проходит у Белого мысль о всеобщей музыкальности мира и искусства. Эта идея, чрезвычайно популярная на рубеже веков, имела своим истоком философию А.Шопенгауэра, и Ф.Ницше. Если заглянуть в глубь веков, то уже в 6-4 вв. до н. э. в рамках пифагореизма существовала теория гармонии сфер, утверждавшая тождественность законов и принципов существования космоса и музыки. Но пифагорейцы подходили к проблеме музыкальности мира рационалистически, видя основу гармонии космоса в численных отношениях, аналогичных тем, что управляют миром музыки, как акустическим явлением. Представители русской культуры "серебряного века", и в первую очередь русского символизма, трактовали музыку мистически, считая, что в музыке проявляется сущность мира: "В музыке нам открываются тайны движения, его сущность, управляющая миром"2. Поэтому

1 Кандинский В. О духовном в искусстве. М, 1992, с. 102.

2 Белый А. Формы искусства // Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994, с. 102.

не удивительно, что музыку считали универсальным языком, который "объединяет и обобщает искусство"1 и который способен говорить о горнем. Влияние музыки на другие виды искусства - характерная черта времени. Белый говорит по этому поводу следующее: "Не будут ли все формы проявления прекрасного все более и более стремиться занять места обертонов по отношению к главному тону, т.е. к музыке?" Как практическое осуществление этой идеи можно назвать симфонии А.Белого, сонаты М.К.Чюрлениса. Но и музыкальный мир ощущает свою несамодостаточность. Наиболее ярким примером синтетических исканий в музыке является светомузыкальная поэма А.Скрябина "Прометей".

Наравне с созданием синтезированного языка, стоял вопрос об универсальном произведении искусства. Найдя такую форму, где все искусства органично соединились бы в едином творческом порыве, как музыканты в оркестре, дополняя друг друга и не теряя при этом своей уникальности, можно было бы говорить о создании искусства будущего. Зарубежный опыт, -музыкальная драма Р.Вагнера, - во многом, будучи революционным, не устраивал новое поколение борцов за жизнетворчество, прежде всего, своей откровенной сценичностью, оторванностью от масс, от зрителя. В таких условиях искусство оставалось только искусством; оно не мыслилось за пределами театра и сцены.

Идея "теургического искусства" требовала большего пространства - жизни, а не сцены. Как нельзя лучше для этой

1 Там же, с. 102.

2 Там же. с.95.

цели подходила форма античной мистерии, воспетая Ф.Ницше и подхваченная русскими символистами: А.Белым и Вяч.Ивановым. "Мистерия (...) наиболее подходящая форма для теургического искусства, поскольку личность зрителя соучаствует здесь в хоровом ритуале, как компонент "соборного" действия, на которое он проецируется"1. Имел место и реальный замысел мистерии А.Скрябиным, из которого частично осуществлено было лишь Предварительное Действо.

В новых условиях, когда "искусство судорожно стремится выйти за свои пределы", когда "нарушаются грани, отделяющие одно искусство от другого и искусство вообще от того, что не есть уже искусство, что выше или ниже его"2; перед автором встала неизвестная ранее проблема - посредством своего творчества раскрыть человечеству Тайну мира. В результате, родилось не только новое искусство, но и появился новый тип творца, соединяющего в одном лице и ремесленника, и мыслителя, а зачастую, критика и теоретика нового искусства. Примером может служить творческий гений А.Бенуа, К.Малевича, В.Кандинского, А.Скрябина, А. Белого, Вяч.Иванова, Д.Мережковского и других.

Такого рода универсализм существовал, разве что, в эпоху великих титанов Возрождения. Памятуя об этом, неудивительно, что уже современники называли это явление в русской духовной культуре конца XIX - начала XX веков религиозно-философским ренессансом. Н.Бердяев трактовал его несколько шире, называя

1 Юрьева 3.0. Андрей. Белый: преображение жизни и теургия // Русская литература. -1992 -№1, с.65.

~ Бердяев Н. Кризис искусства // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М„ 1994, с.400.

"ренессансом духовной культуры, ренессансом философским и литературно-эстетическим"1.

К проблемам культуры "серебряного века" исследователи обращаются, особенно в последнее время, весьма часто, т.к. это подлинная сокровищница русской культуры. Здесь мы имеем дело как с реминисценциями из художественного прошлого нашей культуры - это прежде всего, историзм, религиозность, обрядовость, мифопоэтическое и народное творчество; так и с предвосхищением откровений художественной культуры грядущего XX столетия - открытие формально-конструктивного творческого метода, с одной стороны, и стремление к достижению Космического Всеединства, с другой.

Кроме того, это было время, когда особенно остро встала проблема освоения многовекового художественного опыта Запада, что сопоставимо лишь с петровской эпохой. Чрезвычайно важны были для русской культуры и контакты с культурой Востока, причем они носили не внешне подражательный характер, историческим примером которого может быть рокайль XVIII века; но концептуальный, затрагивавший вопросы религии и философии, правда, часто в европейской интерпретации. Освоение этого культурного многообразия позволяло уже современникам говорить о русской культуре конца XIX - начала XX веков как о культуре Евразийской, то, что в настоящий момент является самой актуальной темой научных исследований и дискуссий.

Тема настоящей работы посвящена музыкальной культуре "серебряного века", в широком ее понимании как

1 Бердяев Н. Русский духовный ренессанс нач. XX в. и журнал "Путь" // Бердяев Н А. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. Т.2. М, 1994, с.301-302.

специфического мышления. При такой постановке проблемы, объектом исследования является весь спектр художественной культуры России рубежа Х1Х-ХХ веков, а его предметом -музыка. Такой подход к освещению в целом классической проблемы подразумевает сопряжение музыкальной практики исследуемой эпохи - композиторской, исполнительской, критической и слушательской, - с другими сферами художественной жизни России и Запада, выявляя их общеэстетические корни. Это "столкновение" - отнюдь не произвол автора, но историческая действительность, наблюдать которую мы можем и теперь, беря в руки старые журналы по проблемам художественной культуры и искусства. Именно художественные журналы "серебряного века" являются наиболее многогранным и объективным свидетельством тех процессов, которые имели место сто лет назад.

В привлечении в качестве гласного исторического источника русского художественного журнала и состоит, в первую очередь, актуальность работы. Через общение с журналами мы получаем доступ к ценнейшему, в большей своей части неизвестному критическому наследию, затрагивающему вопросы музыкознания либо напрямую, либо в сопряжении с другими проблемами: эстетикой, философией, другими видами искусства. Журнал в том виде, в котором он существовал, символизировал собой эпоху во всей ее противоречивости, динамичности, многоплановости и насыщенности. На страницах журнала искусства сосуществовали, художники искали своего зрителя, критика пыталась помочь этой связи, одновременно воспитывая и тех и других. Результатом и генеральной целью

этого общения явилось воспитание нового вкуса, идеалов, формирование новой эстетики, в которой музыке отводилось первенствующее место.

Проблематика модернистских журналов еще не достаточно изучена; многие аспекты пока не освещены. Можно выделить несколько исследований Института мировой литературы имени М.Горького, в которых интересующая нас тематика рассматривается с точки зрения литературоведения и представляет определенный интерес панорамностью охвата. Большой информативностью отличается исследование С.Я.Махониной "Русская дореволюционная печать. 1905-1914".

Значительный вклад в формирование научного понимания культурных процессов эпохи рубежа Х1Х-ХХ веков внес коллективный труд Всесоюзного научно-исследовательского института искусствознания "Русская художественная культура конца XIX - начала XX веков", в котором искусство рассматривается во всем его многообразии и во взаимосвязи с литературными и философскими исканиями того времени.

Наиболее подробно рассмотрена современным искусствознанием история журнала "Мир искусства". Этой теме посвящены как отдельные монографические издания А.Гусаровой, Вс.Петрова, Н.Лапшиной; так и исследования общеисторического плана: Г.Ю.Стернин. "Художественная жизнь России на рубеже Х1Х-ХХ веков".

Заслуживают интереса издания, в которых журнальная тематика рассматривается через призму жизни и творчества выдающихся деятелей искусства, свидетелей тех дней. Это, прежде всего, две работы Н.Эткинда: "А.Н.Бенуа и русская

художественная культура конца XIX - начата XX веков" и ему же посвященная монография.

Но данная тематика не исчерпывается интересами журналистики, литературоведения и искусствознания. Разрабатывая на своих страницах символистскую проблематику, русские художественные журналы, естественно, не обходили стороной и вопросы музыкальной культуры, о чем говорилось выше. Интерес к ней, а также к проблемам музыкальной истории и теории, был настолько велик, что можно говорить о музыкальной доминанте в рамках общей эстетики символизма.

О соприкосновении и взаимодействии музыкальной культуры и философии символизма говорится много, но, преимущественно, в пользу последнего. Исследований же по проблеме музыкального символизма гораздо меньше, и почти все они носят узко-прикладной характер. Наиболее интересна в данном контексте работа А.Ф.Лосева "Мировоззрение А..Скрябина". Из исследований, рассматривающих проблему взаимодействия символизма и музыки, можно назвать монографию Т.Левой "Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи"; ее же исследования "Символистский принцип актуальной бесконечности и его музыкальной интерпритации"; а также исследования О.М.Томпаковой "Скрябин и поэты Серебряного века. Вяч.Иванов", "А.Н.Скрябин и музыкальный мир А.Белого". Проблему сопряжения творчества А.Скрябина с символизмом затрагивает В.Рубцова1.

1 См. кн.: Рубцова В. Скрябин и русский поэтический символизм // Ученые записки. Выпуск

1. М., 1993. С. 16-24.

Отсюда вытекают главная цель исследования - проблема музыки как эстетического феномена в русской художественной культуре рубежа Х1Х-ХХ веков, - и его основные задачи.

Задачами настоящей работы являются, с одной стороны,

чу Н ||

выявление музыкальной основы эстетики нового искусства (прежде всего, символизма), и, с другой, переосмысление функций музыки как вида искусства самим музыкальным миром (синтетизм в музыке). Таким образом, музыка будет рассмотрена как эстетическая универсалия (содержание Главы I настоящего исследования) и как форма искусства (содержание Главы II).

Проблема соотношения музыкальной эстетики в русле русского символизма с конкретно-историческим ходом развития музыкальной культуры представляет значительный интерес. И, что особенно важно, наиболее полную картину можно получить именно через общение с художественными журналами "серебряного века", отразившими, как было сказано выше, развитые эстетической мысли и точно фиксировавшими хронологию событий музыкальной жизни России и Европы.

Новизна данного исследования состоит, прежде всего, в выборе исходного исторического материала - художественные журналы конца XIX - начала XX веков: "Мир искусства", "Золотое руно", "Весы", "Аполлон", - в противовес более традиционному обращению к чисто музыкальным изданиям того же времен. Это, в свою очередь, позволит дать культурологическое освещение основных проблем музыкального искусства обозначенного периода, что практически не встречается в музыковедческих работах как самостоятельная тема исследования. Несмотря на то, что журналы принадлежат уже истории, их содержание до сих пор не стало доступным для

широкой аудитории из-за их редкости и малоизученности. "Вследствие этого многие ценнейшие суждения о музыке по вопросам художественной жизни, творчества русских и зарубежных композиторов, исполнительской культуры, художественной деятельности оперных театров и концертных организаций рубежа Х1Х-ХХ веков до сих пор не вошли в научный обиход"1.

Кроме того, журналы были, своего рода, творческой лабораторией стилевых явлений и, прежде всего, символизма с его музыкальной эстетикой. Таким образом, мы можем говорить и о музыкальных основах эстетики "нового искусства", а, следовательно, о музыке как эстетической категории. Наконец, учитывая интерес русской культуры к передовому искусству Запада, обращение к журналам, через которые этот интерес и реализовывался, позволяет нам говорить о диалоге двух культур: России и Запада.

Из всего многообразия влияний, творческих симпатий и параллелей, мы остановимся лишь на двух фигурах: Ф.Ницше и Р.Вагнер, - чье влияние на формирование эстетики музыкальности и нового функционального понимания музыки в русской художественной культуре, неоспоримо и несоизмеримо с другими, не менее интересными воздействиями.

Хронологически работа охватывает период с середины 90-х годов XIX века приблизительно до начала первой мировой войны, т.е. до 14-15 годов XX столетия. Нетрадиционность временного ограничения обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это время наибольшей действенности и актуальности

Глущенко Г.С. Очерки по истории русской музыкальной критики конца XIX - начала XX в. Минск, 1983, с.З.

художественных журналов, обозначенных выше (первый из них, "Мир искусства", возник в конце 1898 года, а последний, "Аполлон", просуществовал вплоть до 1917 года). Во-вторых, формирование эстетики символизма (чрезвычайно важной для освещения нашей темы) и наивысший расцвет этого явления относится также к этому периоду - сер. 90-х - 900-е годы, и далее

- 10-е годы XX века - его модификация: перерождение идеалов Дионисийства, замена их Аполлоновыми канонами. С этим же периодом связано увлечение России философией Ницше и музыкой Вагнера. Это период творческой активности А.Скрябина

- центральной фигуры русского музыкального модернизма (1915 год - год смести композитора).

С точки зрения источников исследовательской деятельности, главный акцент сделан на исторических свидетельствах событий тех лет: журналы, преимущественно художественные, теоретические исследования современников. Из журналов, кроме уже упомянутых, автор обращается также к "Вопросам философии и психологии", "Русской мысли", "Северному вестнику", ища в них подтверждения и философского обоснования основных идей

литературно-эстетического ренессанса.

В качестве исторических источников, автором привлекаются работы Ф. Ницше - "Казус Вагнера. Проблема музыканта", "Сумерки идолов, или как философствуют молотом", "Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм"; а также статьи Р.Вагнера - "Произведение искусства будущего", "Музыка будущего". Автор использовал в своем исследовании некоторые работы философов религиозного ренессанса - Н.Бердяева,

Е.Трубецкого, П.Флоренского, Д.Мережковского и их духовного наставника Вл.Соловьева.

Свидетельством того времени, несомненно, являются философские опыты А.Скрябина, изложенные в "Русских Пропилеях. Т.6"; а также мемуары современников - А.Бенуа "Мои воспоминания" и А.Белого "На рубеже веков", "Начало века", "Межь двух революций".

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Варакина, Галина Владиславовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рубеж XIX и XX веков в жизни России - это целая эпоха, давшая миру прекрасное соцветие имен, осуществившая "переоценку ценностей" и сформировавшая новое, отличное от предыдущего столетия мировоззрение. Художественная культура вобрала в себя все многообразие и противоречивость своего времени, явившись, по сути, антиподом материальной сферы жизни России этого периода. Главным лозунгом эпохи становится свободная личность, понимаемая как некий абсолют, подчиняющийся исключительно Высшим Законам, в противовес законам морали общества. На смену тенденциозному, морализующему искусству приходит искусство "чистое", самоценное, в силу того, что само творчество трактуется как Божественное волеизъявление, как постижение Тайны. Рациональный подход к освоению мира уступает место интуитивно-мистическому опыту, в связи с чем утверждается примат творчества над познанием.

Эстетизм выступает в качестве интегрирующего начала в художественной культуре России рубежа веков XIX и XX, соединяя подчас несоединимые художественные явления под знаменем свободной личности, свободного творчества, абсолютной Красоты.

Наряду с эстетизмом, эпоху характеризует синтетическая тенденция, также выступившая консолидирующей силой духовной культуры. Многообразие художественных явлений дало широкий спектр реализации этой идеи: от заимствований до оригинальных философских и эстетических концепций. Идея синтеза затронула, прежде всего, искусство. Это отразилось в стремлении создать универсальное творчество, в котором бы гармонично слились все возможные средства искусства и его формы, достигнув тем самым полноты воплощения Божественного замысла. Синтетизм, а так же поставленные перед искусством задачи познания Истины и преображения человека и мира, привели к тому, что искусство взяло на себя функции других форм духовной жизни, прежде всего религии и философии. Прорастание искусства в другие сферы человеческого духа особенно ярко проявилось в концепциях теургии (А. Белый, Н. Бердяев) и всеискусства (Вл. Соловьев, Вяч. Иванов), а также в философских воззрениях и творчестве А. Скрябина.

Новая концепция искусства, как жизнетворчества породила и новый тип художника - универсала. Универсализм можно определить как третью консолидирующую силу в многоликом художественном мире России рубежа веков XIX и XX. Не случайно, что именно в это время, на рубеже веков, в России просыпается интерес к древним культурам, в том числе к культуре Востока и Античности. Для России зтого периода характерно также активное освоение современной культуры Запада. Начало XX века дает нам первые опыты в соединении основных мировых религий в Единое Знание (Е.П.Блаватская, Н.и Е.Рерихи, А.Скрябин).

А тто ТТ Атптттттт» т^ VJ тл и 11/Л.1.И I iii^ (-.'i^l t.-n Till 11 n Сттлтгатглт^лм тлтгттт Ttrrta nnaJWi пшшс прицелю! iipuicraiin и d jjopOncnvivOn ivji jid i^pc, воспринятые Россией через философию Ф.Ницше, эстетику рол 1I'm ю ч п /•>>*»# ii/л т I ГI' 1 * I 'Л ' 11 «ч i .41 » * к ^ гттт1г»ап/»п гтгтиг rmr\axjTjTT ivlcui inoivid v ri ivi jd wj JtJei oivi a. i тта i: TII 1-х r• i ■ > 1татт/\»ж 1 /1 (ЧЧ-.-Ч 11 . I I. . T(-.m r * i-v 1 ч ! I f-ц II ■

VCVJ/l И na JpV^JDriti IXy'JJD 1 у pDl D целим, UVtiaDBD n\JDy ru IXpCiVJJiCiViy проблему единой культурной зоны - Евразийской.

Итак, эпоха рубежа веков XIX и XX - явление чрезвычайно противоречивое. С одной стороны, мы имеем дело с пестрой, многовариантной и даже калейдоскопической панорамой духовной жизни. Но, в то же время, наблюдаются и общие тенденции, выявляющие некое единство художественного многообразия эпохи. Мы выделили три основные консолидирующие силы: эстетизм, синтетизм и универсализм.

Наиболее полно и зримо эти тенденции отразились в художественных журналах рубежа XIX и XX веков, которые по праву можно назвать документальным свидетельством культурного расцвета России того времени, эстетическим и культурным феноменом. Само появление специализированных периодических изданий символизировало изменение в мировоззрении нового поколения. Содержание журналов и динамика их развития отразили идейные устремления нового искусства и их трансформацию; а широта тематического диапазона свидетельствовала о действительном интересе искусства к проблемам как внутри отдельных его видов, так и к расширению своих возможностей за счет сближения с другими сферами жизни. Журналы выступили в качестве творческой лабораторий нового искусства, а также стали его ораторской трибуной.

Ведущее место в этом отношении занимает символизм, прошедший все основные этапы идейного роста - от эстетизма к пттдо тлггооп тх лгттттпагчлпттт тш^тта и тт тигатэттттш тттттлтглгтл /*< г; ипД^с ^-пщ^/осг м юпч;V1 п, п шпур111ПП цшииа^ш ч/Схо НС

ТТОТ'ГТТ ТЛГ /Л *Л I "М 1 /М'1 тг /1/1 ^/.-<41 (ЛГ II I НО '! ПТ-/1П I /1'1'П/1 "Л Лч Г1 Т^ЛТ4" чашЫА ир1апОи й иодаху]1Ьуиои ^л. .

Л ; !1 /ЛМ./Л/>'1'Ч /М I I II I /Ч чгч ттто ГТТ Т тг^Л^ТГП П0Т/*АП П/Ч/1-ТП1111 /III I 11Л / Ч''1 II1 I V ^ V1 оъппщ^/ л\ур лсинш у у хшиаошш

I I /> I I < 1 / "1 11/1МС1 11 П/ 1 ГГТТП О/ . /1/1 1 I 1 I 11/1 /"1 Г! /1» Ж "1 ' / '1 /1 11 /1 /11 1 II / 1 ТЛ111ТТ 'II ; "П 1 I /1 |'/1 /111 1 I

4<1йпи Ьа/плуЮ Длл. л ии^ип «рОи^ому - июиспис лулоХурхили шшг 'Зпттптгл ^ л ТТ/-ЧТ1 Тк Ж ГГЛЛТ1 ТТ Т» I т хт та ^апада, являясь, по сути, единственным доступным источником информации и своеобразной кафедрой для полемики по этому вопросу. Но самое любопытное, что художественные журналы, ориентированные, прежде всего на проблемы изобразительного искусства, огромное значение придавали освещению музыкальной жизни как в России, так и за рубежом, а также знакомству с исследованиями по различным вопросам музыкознания и, в частности, по проблемам музыкальной эстетики.

Журналы рубежа XIX и XX веков - тема мало изученная; а освещение музыкальной культуры через призму художественных журналов, не специализировавшихся на музыкальной тематике, -явление чрезвычайно редкое в музыкознании. Такого рода исторический материал позволил автору рассмотреть проблему музыкальной культуры под эстетическим и даже культурологическим углом зрения, не замыкаясь исключительно на вопросах музыкознания. Это тем более важно, что в качестве главного музыкального свидетельства эпохи рассмотрено творчество А.Скрябина, в котором музыкальное начало и начало идеологическое находятся в органическом единстве друг с другом и с духом эпохи.

Музыкальная доминанта художественных журналов рубежа веков была отражением глубинных процессов, протекавших в рамках формирующегося эстетического мировоззрения нового поколения. В этом контексте музыка трактуется значительно шире, нежели только вид искусства. Она воспринимается как универсальный язык искусства, как сущностное качало, Душа Мира. Своеобразную интерпретацию получают, в этой связи, античная

1VHчПI III • чч » 11Л111. л Г". о чч. <.—»/л I гI Í.ímKí.1-1 1/4 ч.Í\ 1.11 /\щ 11111 Д I í I .л i i армипйи a t arvyrvt/ ipíijiwu'ipvivi'ic mjxi^t/tijjjriJí iiju" пенгауэра и Ф. Ницше. На этих идеях построена в основном эстетика русского символизма. Для А.Скрябина они послужили исходным творческим импульсом, нашедшим свое конечное воплощение в идее о существовании Кристалла Гармонии.

Мистериальное искусство, которое проповедовали символисты и А. Скрябин, включало в свой круг основные идеи художественной культуры, на которых мы остановились выше: эстетизм, синтетизм, универсализм, - добавив еще один аспект - музыкальный, в его метафизическом значении. Именно музыка, как эстетический феномен объединяет эту триаду, выступая в роли универсального закона, раскрывающего Единство множественного и объясняющего Красоту Бытия, как его полноту.

Таким образом, вопрос о музыкальной культуре рубежа XIX и XX веков имеет широкую амплитуду, включающую как конкретно историческое состояние музыкального искусства исследуемого периода, так и само понятие музыки как эстетической универсалии. Весь спектр проблем широко представлен на страницах художественных журналов, более выигрышное положение которых основано на преодолении, в силу своей не музыковедческой направленности, ремесленнической зависимости и сложившихся в музыкознании стереотипов.

Автор делает акцент именно на универсальной трактовке музыки, т.к. эту идею можно назвать лейтмотивом не только музыкального искусства обозначенного периода, но и эпохи в целом.

В этой связи, проблема музыки выступает в нескольких аспектах:

1. как категория мировоззрения;

2. как категория эстетики (прежде всего, символизма);

3. как категория теории искусства будущего, понимаемая как внутренний механизм осуществления искусством своей миссии всемирного преобразователя.

Актуальность данного исследования состоит не только в новом понимании музыки как эстетического феномена и в специфике избранного контекста - художественные журналы, позволившего дать столь широкую смысловую амплитуду историческому явлению музыкальной культуры рубежа XIX и XX веков в России. Проблемы, поставленные художественным миром рубежа веков, остаются актуальными и сегодня: поиск гармонии, красоты, всеединства, примат духовного, расцвет личности, определение ее места в истории и общей картине мира. "Серебряный век" преподал нам урок, создав свой особый менталитет, ориентированный на господство духа, красоты и творчества. Перед нами опыт создания духовной общности, внеличностной, подчиняющейся законам не общества, но Общего, не морали, но Музыки.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Варакина, Галина Владиславовна, 1999 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Александр Блок, Андрей Белый : Диалог поэтов о России и революции / Сост., вступ. ст., коммент. М.Ф. Пьяных. -М.: Высш. шк, 1990. -687 с.

Андрияускас A.A., Андрияускас А.К. "Мир искусства", М.К. Чюрленис и рождение абстрактного искусства. Рукопись.

Асафьев Б.В. Русская музыка. XIX и начало XX века / Общ. ред. и прим. Е.М.Орловой. -2-е изд. -Л.: Музыка. Ленингр. отд.-ние, 1968. -324 с.

Бандура А.И. А.Н. Скрябин - мистерия жизни и огненное небытие // Ученые записки / Сост. О.Томпакова. -М.: Издательское объединение "Композитор", 1993. -Вып.1. -С.107-111.

Бандура А.И. Иные мира Александра Скрябина. -М.: ИРИС-ПРЕСС, 1994. -24 с.

Бандура А.И. О "Предварительном действии" А.Н.Скрябина // Ученые записки / Сост. О.Томпакова. -М.: Издательское объединение "Композитор", 1993. -Вып.1. -С.118-128.

Бандура А.И. Сказание о семи рассах. Эволюция человека в музыкально-литера-турном наследии А.Н.Скрябина // Дельфис. -1997.-№3 (11).-С.37-42.

Бандура А.И. Тайна Скрябина // Ученые записки / Сост. О.Томпакова. -М.: Издательское объединение "Композитор", 1993. -Вып.1.-С.64-69.

Бар Г. Художники и критики // Мир искусства. -1899.-№ 2324. -С.178-189.

Басинский П. Путешествие Заратустры в Россию. Ницше и русская литература: от Достоевского до Зощенко // Литература. -

1996.-№11.-С.2-3.

Белый А. Об идейном искусстве и презрительном "Терсите" //Русская мысль. -1911. -кн. 12. -С.15-20.

Белый А. Символизм как миропонимание / Сост., вступ. ст. и прим. Л. А. Су гай. - М.: Республика, 1994. -528 с. -(Мыслители XX в.).

Белый А. Чехов // Весы. -1904. -№8. -С. 1-9.

Бенуа А. История русской живописи в XIX веке / Сост., вступ. ст. и коммент. В.М.Володарского. -М.: Республика, 1995. -448 е.: ил.

Бердяев Н. Декадентство и мистический реализм // Русская мысль. -1907. -кн.6. -С.114-123.

Бердяев Н. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре: Философы русского послеоктябрьского зарубежья: [Сборник / АН СССР, Науч. совет по пробл. рус. культуры]. -М.: Наука, 1990. -С.43-271.

Бердяев Н. Философия творчества, культуры, искусства. В 2-х т. -М.: Искусство, 1994. -(Серия "Русские философы XX века"). -Т.1. -542 с. -Т.2. -510 с.

Беренштейн Е.П. Русский символизм: эстетика универсальности // Культура и ценности. Сборник научных трудов. -Тверь,

1 ООО П 1 •}"") 1/10

Б/ч/чII/.-Т'и: I г ;л1II ( 1тти>/л/1г1.1гл1 / Т \ Х^Ггтттттта I ) I гтп I,- О \ • А А ^>-1

^С-иОлОи^ 1 ви /л7ла чк.Пицши. ипш^К

ду (^циллои

и Харибдои ^Концепция власти Бертрана Рассела^. — М.: Знание, 1992. -64 с. (Серия "Философия и жизнь" № 3).

Браудо Е. Музыка после Вагнера. Ст. ! // Аполлон. -1909. -№1. -с. 54-69.

Брюсов В. Ключи тайн И Весы. -1904. -№1. -С.3-21. Брюсов В. Ненужная правда // Мир искусства. -1902. -№1. -

П&П 11Л

V^VJ /"UV.

Брюсов В. Ответ Андреевскому // Мир искусства. -1901. -luxe п ^лп

Брюсов В. Собрание сочинений: В 7-ми т. / В.Брюсов; Под общ. ред. П.Г.Антокольского [и др.]. Т.6. -М.: Художественная литература, 1975. -652 с.

Волынский А.Л. Литературные заметки. Аполлон и Дионис // Северный вестник. -1896. ->1511. -С.232-255.

Вагнер Р. Избранные работы. [Пер. с нем.] / Сост. и ком-мент. Н.А.Барсовой и С.А. Ошерова; Редкол.: М.Ф.Овсянников (пред.) и др.]; вступ. статья А.Ф.Лосева, с.7-48]. -М.: Искусство, 1978. -695 с. -(История эстетики в памятниках и документах).

Вальтер В. Р.Вагнер (1813-1883). К 25-летию со дня его смерти//Русская мысль. -1908. -кн. 1.-С. 17-32.

Виппер Р.Ю. Символизм в человеческой мысли и творчестве // Русская мысль. -1905.-кн. 2.-С.98-117/

Глущенко Г.С. Очерки по истории русской музыкальной

критики конца XIX - начала XX в. - Минск.: Вышэйш. шк., 1983.1 Q1

171 О.

Грабарь И. Письма из Мюнхена // Мир искусства.-1901 .п от^ opi

Гуревич Л. От "быта" к "стилю" // Русская мысль.-1911-

JV-T, 1 1 п ОД 1 A3 1\П . 1 I ,-V.OflUJ .

Гурьев В. Идеалисты и реалисты // Мир искусства.-1899,-№16-17.-С.83-92.

Данилевский Р.Ю. Русский образ Ницше /Предистория и

начало формирования/7// На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы: Сб. Науч. тр./Ин-т рус. лит.(Пушкин. дом); Отв. Ред. Ю.Д.Левин.- Л.: Наука, 1991 .-С.5-43.

Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX- начала XX в. /Л . Долгополов. - Л.: ^ов. хшса-тель",Ленингр. отд- ние,1977.-366 с.

Дурылин С. Рихард Вагнер и Россия. О Вагнере и будущих путях искусства,- М.: Изд. "Мусагет", 1913.-68 с.

Дягилев С. Оперные реформы // Мир искусства.-!902.-№12.-С.60-62.

Дягилев С. Сложные вопросы // Мир искусства. T.I. №№1-12. -1899.-С.1-16, 37-61.

Дягилев С. Художественные критики // Мир искусства.-1900.-Ж7-8.-С. 144-157.

Записи А.Н.Скрябина //Русские Пропилеи. Т.6. Материалы по истории русской мысли и литературы. Собрал М.Гершензон. М.,1919.

Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин B.C. История русской культуры. -М., 1990.

Иванов Вяч. Новые маски // Весы. - 1904.-№7.-С.1-8.

Иванов Вяч. Предчувствия и предвестия. Новая органическая эпоха и театр будущего //Золотое руно.-1906.-№6.-С.53-63.

Иванов Вяч. Родное и вселенское /Сост., вступ. ст. и прим. В.М.Толмачева.- М.: Республика, 1994.-428 е.- (Мыслители XX в.).

Иванов Вяч. Скрябин,- М.. ИРИС-ПРЕСС, 1996.-96 с.

Имгардт Д. Живопись и революция // Золотое руно,-1906,-

п с/; ао

Кандинский В. О духовном в искусстве. - М.: "Архимед", 1992.-112с.

Каратыгин В.Г. Избранные статьи. -М.-Л.: Музыка, 1965.-

асо ^

V/.

Каратыгин В.Г. Молодые русские композиторы // Аполлон.

Ю1А TVTr.11 С^ 1А 0 Г 17

Коптяев А. Кризис музыкальной драмы // Северный вестник.-! 898.-ЛгоЗ.-С.ЗЗ-50.

Коптяев А. Музыкальные портреты: Скрябин // Мир искусства.-! 899.-№7-8.-С.67-70.

Коптяев А. Новая русская музыка с культурной точки зрения // Северный вестник.-1897.-С.203-216.

Коптяев А. Ново-Германская музыка, как отражение современных философских течений // Северный вестник.-1896.-№10,-С.212-222.

Коренева М.Ю. Мережковский и немецкая культура. / Ницше и Гете. Притяжение и отталкивание/ // На рубеже XIX и XX веков: Из истории международных связей русской литературы. Сб. Науч. тр. / Ин-т рус. Лит.(Пушкин. дом); Отв. Ред. Ю.Д.Левин. -Л: Наука,1991.-С.44-59.

Корнилова Г.И. Три портрета Ницше в общественном сознании России конца XIX- начала XX веков // Русская философия: Новые решения старых проблем: Тез. докл. и выступ. 4.1 / 2-й Санкт-Петербург, симпоз. историков рус. философии, 6-8 дек. 1993г. -СПб.: СпбГУ, 1993. -С.46-48.

Красильникова И. А. Онтология добра и зла в русской религиозной философии Х1Х-ХХ веков // Русская культура и мир. Те-

зисы докладов участников международной научной конференции. -Н.-Новгород, 1993. -С.71-74.

Лопатин Л.М. Больная искренность // Вопросы философии и психологии. -1893. -кн.1(16). -С.109-122.

Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи: Исслед. -М.: Музыка, 1991. -166 е.: нот.

Литературный процесс и русская журналистика конца XIX - начала XX века, 1890-1904: Буржуаз.-либерал, и модернист, изд. / [М.А.Никитина, Е.В.Старикова, Е.В.Иванова и др.; Редкол.: Б.А.Бялик (отв. ред) и др.]. - М.: Наука, 1981. -372 с.

Лихтенбергер Г. Взгляды Вагнера на искусство // Мир искусства. Т.1. №№ 1-12. -1899. -С.107-128, 195-206.

Лосев А.Ф. Исторический смысл эстетического мировоззрения Рихарда Вагнера // Вагнер Р. Избранные работы: [Пер. с нем.] / Сост. и коммент. Н.А.Барсовой и С.А. Ошерова; Редкол.: М.Ф. Овсянников (пред.) и др.]; вступ. статья А.Ф.Лосева, с.7-48]. -М.: Искусство, 1978. -695 с. -(История эстетики в памятниках и документах).

Лосев А.Ф. Мировоззрение Скрябина // Лосев А.Ф. Страсть к диалектике: Лит. размышления философа. -М.: Сов. писатель, 1990. -С.256-301.

Манн Т. Собрание сочинений. В 10-ти т. Пер. с нем. Под ред. Н.Н.Вильмонта и Б.Л.Сучкова. Т. 10. -М.: Гослитиздат, 1961. -696 с.

Махонина С.Я. Русская дореволюционная печать (19051914) / Под ред. Б.И.Есина. -М.: Изд-во МГУ, 1991.-205 с.

Метнер Э.К. (Вольфинг). Вагнеровские фестшпили 1907 г. в Мюнхене, стат. (заметки невагнериста) // Золотое Руно. -1908. -

№ 2. -С.59-62. -№ 3-4. -С. 112-116.

Метнер Э.К. (Вольфинг). Калиостро в искусстве // Золотое руно. -1906. -№1. -С.64-73.

Метнер Э.К. (Вольфинг). Модернизм в музыке // Золотое Руно. -1908. -№ 5. -С.60-65.

Михайлов М. Великий катализатор: Ницше и русский неоидеализм //Иностранная литература. -1990. -№ 4. -С. 197-204.

Морольд М. Ответы на некоторые вопросы // Мир искусства. -1899. -№ 21-22. -С.145-155

Мущенко Е.Г. "Живая жизнь" как эстетическая универсалия серебряного века // Филологические записки: Вестник литературоведения и музыкознания: Вып.1. -Воронеж: Воронежский университет, 1993. -С.41-49.

Никитин В. От магии символов к мистике слова // Наука и религия. -1993. -№ 7. -С.26-29.

Ницше Ф. Вагнер в Байрейте // Мир искусства. -1900. -№ 3-4. -С.59-63; № 5-6. -С.99-102.

Ницше Ф. Вагнерианский вопрос (музыкальная проблема) //Артист. -1894. -№ 40. -С.61-75.

Ницше Ф. Сочинения: В 2-х т.: [Пер. с нем.] / [Сост., ред., вступ. ст. и примеч. К.А. Свасьяна]. -М.: Мысль, 1990.

Нордау М. Вырождение. Современные французы: Пер. с нем. -М.: Республика, 1995. -400 с. -(Прошлое и настоящее).

Нурок А. (Силэн). Музыкальная артель //Мир искусства. -1899. -№ 21-22. -С.78-79.

Нурок А. О русских симфонических концертах // Мир искусства. -1902. -№ 9-10. -С.27-29.

Нурок А. О некоторых музыкальных новинках // Мир ис-

кусства. -1902. -№ 11. -С.51-52.

Нурок А. Современная музыка за границей //Мир искусства. -1904.-№7.-С.138-141.

Петровская И.Ф. Источниковедение истории русской музыкальной культуры XVIII -начала XX века. -М.: Музыка, 1989. -214 с.

Пжибышевский. На путях души // Мир искусства. -1902. -№ 5-6. -С. 100-110.

Преображенсий В.П. Фридрих Ницше: Критика морали альтруизма // Вопросы философии и психологии / Под ред. проф. Н.Я.Грота. -1892. -№ 15. -С. 115-119.

Рачинский Г.А. Трагедия Ницше. Ч. 1. Дионис и Аполлон // Вопросы философии и психологии. -1900. -кн. V(55). -С.963-1010.

Рескин Дж. Искусство и действительность // Северный вестник. -1896. -№6. -С.103-121; № 10. -С.80-96; № 11. -С.72-82.

Ржевуский С. Победа Р.Вагнера // Северный вестник. -1896. -№3. -С.98-106.

Рубцова В. Скрябин и русский поэтический символизм // Ученые записки / Сост. О.Томпакова. -М.: Издательское объединение "Композитор", 1993. -Вып.1. -С. 16-24.

Русская литература и журналистика начала XX века, 1905-1917: Болыпевист. И общедемократ. изд. / [В.А.Максимова, И.А.Ревякина, И.Е.Усок и др.]; Отв. ред. Б.А.Бялик. -М.: Наука, 1984.-352 с.

Рцы. Нагота рая (теорема эстетики) // Мир искусства. -1903. -№3. -С.145-154. - № 4. -С.218-225.

Robert de Cerisu. Письма из Парижа // Северный вестник. -

1893. -№8. -С.50-58.

Скрябин А. Письма / Сост. и ред. А.В.Кашперова. -М.: Музыка, 1965. -720 с.

Соловьев B.C. Словесность или Истина // Сольвьев B.C. Собр. соч. T.I-X. 2-е изд. Т.10. -СПб, 1911-1913. -С.28-32.

Соловьев B.C. Сочинения: В 2-х т. / [Сост., общ. ред. и вступ. статьи А.Ф.Лосева и А.В.Гулыги; Примеч. С.Л.Кравца, Н.А.Кормина]; АН СССР, Ин-т философии. -М.: Мысль, 1988. -(Философское наследие). -Т.1. -892 е.; Т.2. -822 с.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX-XX веков. -М.: Искусство, 1970. -293 с.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России начала XX века/Г.Ю. Стернин. -М.. Искусство, 1976. -222 с.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910 годов / ВНИИ искусствознания. -М.: Искусство, 1988. -285 с.

Ступель А.М. Русская мысль о музыке, 1895-1917: Очерк истории русской музыкальней критики. -Л.: Музыка. Ленингр. отд-ние, 1980. -254 с.

Суворовский Н. Чайковский и музыка будущего // Весы. -1904. -№ 8.-С. 10-20.

Томпакова О.М. А.Н.Скрябин и музыкальный мир Андрея Белого // Ученые записки / Сост. О.Томпакова. -М.: Издательское объединение "Композитор", 1993. -Вып.1. С.77-92.

Томпакова О.М. Владимир Иванович Ребиков: Очерк жизни и творчества [композитора]. -М.: Музыка, 1989.-77 е.: ил., нот. ил.

Томпакова О.М. Скрябин и поэты Серебряного века. Вячеслав Иванов. -М.: ИРИС-ПРЕСС, 1995. -16 с.

Трубецкой E.H. Умозрение в красках: Вопр. о смысле жизни в древнерус. религиоз. живописи: Публ. лекция. -[Репринт, изд.] -М.: СП "Интерпринт", Б.г. (1990). -44 с.

Трубецкой E.H. Философия Ницше // Вопросы философии и психологии. -1903. 66. -С.1-35; № 67. -С.190-230.

Трубецкой E.H. Философия Ницше // Философия Ф.Ницше. -М.: Знание, 1991. -64 с. -(Новое в жизни, науке, технике. Сер."Философия и жизнь"; № 1). С.6-25.

Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. -М.: Правда, 1990. -(Прилож. к журналу "Вопросы философии"). -1. -493 е.; II. -840 с.

Хохшулер М. Письмо из Байрейта // Весы. -1904. -№9. С.39-46.

Чиж В.Ф. Ницше как моралист // Вопросы философии и психологии. -1908. -Кн. 4 (94). -С.335-376.

Чистякова Э. Проблема искусства в эстетике символизма // Социально-культурный контекст искусства: Истори-ко-эстетический анализ. Сб. науч. ст. / АН СССР, Ин-т философии. -М.: Б. и., 1987. -С.152-162.

фон Чуди. Искусство и публика // Мир искусства. -1899. -№15. С.41-60.

Шестаков В.П. Искусство и мир в "Мире искусства". ~М.: Славянский диалог, 1998. -167 е.: ил.

Шестаков В.П. "Мир искусства": утопия эстетизма // Шестаков В.П. Эсхатология и утопия: (Очерки русской философии и культуры): Учеб. пособие. -М.: ВЛАДОС, 1995. -208с.

Шестаков В.П. Ницше и русская мысль // Россия и Германия: Опыт философского диалога / Под.общ.ред. доктора

филосовских наук, проф. В.А.Лекторского. Ред.сост. А.Я.Шаров. -М. Медиум, 1993. -С.280-306.

Эйгес К. Вагнер и его художественное реформаторство // Русская мысль. -1913. -Кн.6. -С.56-68.

Эйгес К. Музыка и эстетика //Золотое руно. -1906. -№5. -С.60-62.

Энгель Ю.Д. Глазами современника. Избранные статьи о русской музыке. 1898-1918. -М.: Сов. композитор, 1971. -524 с.

ЭткиндМ.Г. А.Н. Бенуа. 1870-1960 [Вступит, статья чл.-корр. АН СССР заслуж. деятеля искусств РСФСР проф. д-ра искусствоведения А.А.Сидорова]. -Л.-М.: Искусство, 1965. -215с.

Эткинд М.Г. А.Н. Бенуа и русская художественная культура конца XIX-начала XX века. -Л.: Художник РСФСР, 1989. -478 е.: ил.

Юрьева З.О. А.Белый. преображение жизни и теургия // Русская литература. -1992. -№1. -С.58-68.

Nietzsche in Russia. Edited by Bernice Glatzer Rosenthal. -Copyright 1986 by Princeton University Press.

White E.W. Stravinsky. //European music in the 20 centure. Edited by Howard Hartog. -Penguin books Ltd, Harmondsworth, Middlesex, Australia: Penguin Books, Mitchan, Victoria. -First published by Routledge and Kegan Paul 1957. -This revised edition published in Pelican Books 1961.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.