Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Соколова, Александра Константиновна

  • Соколова, Александра Константиновна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1984, Киев
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 188
Соколова, Александра Константиновна. Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора): дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Киев. 1984. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Соколова, Александра Константиновна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОЙ ЖЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННОЙ ТРАДИЦИИ.

1. Историко-геограсоический аспект в музыкально-фольклористических исследованиях

2. Трактовка понятия "традиция" в связи с задачами историко-регионального исследования

3. Традиция как система '.

4. Методика изучения музыкально-песенной традиции

ГЛАВА ВТОРАЯ. ИСТОРЖО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК.

1. История расселения липован в условиях миграции

2. Контакты некрасовцев и липован в районе

Нижнего Дуная.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. МУЗЫКАЛЬНО-ПЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН УКРАИНСКОГО ПОДУНАВЬЯ

1. О единстве традиций компактных групп липован Подунавья.

2. Характерные музыкальные признаки песенной традиции липован.

ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. НЕСЕННАЯ ТРАДИЦИЯ ЛИПОВАН В КОНТЕКСТЕ

МЕЖЭТНИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ.

1. Взаимодействие музыкально-песенных традиций липован и некрасовцев

2. Влияние контактов с украинским, турецким, румынским населением на песенную традицию липован

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-песенная традиция липован Украинского Подунавья (к проблеме ареального исследования фольклора)»

Липоване Украинского Подунавья представляют собой компактные переселенческие группы русского происхождения. Объектом данного исследования является их музыкально-песенный фольклор.

Возникновение компактных этнических групп связано с процессами миграции, которые в истории нашей страны имели свои подъемы и спады и всегда были социально обусловлены. Компактные группы образовывались в результате социально-экономического развития и связанного с ним освоения новых земель, а также вследствие кризисных социально-политических ситуаций, приводивших как к миграции групп населения на окраины страны, так и за ее пределы. Русские поселения есть на Украине, в Молдавии, Казахстане, Удмуртии, Прибалтике и ряде других республик. Оторванность от основного этнического массива и инонациональное окружение способствуют с одной стороны консервации их традиции, а с другой - неизбежно ведут к межэтническому взаимодействию. Поэтому при изучении компактных переселенческих групп возникают две основные проблемы. Первая из них связана с выяснением происхождения той или иной группы /что возможно путем выявления степени сохранности фольклорной традиции, ряда характерных признаков, определяющих ее этническую специфику и взаимосвязь с коренными традициями/. Вторая - с вопросами межэтнических отношений и связей /в какой сфере культуры проявилось влияние, какова его степень и т.д./.

В отечественной фольклористике изучению культуры компактных этнических групп посвящены лишь единичные исследования /3.91; 3.70 ; 4.56/. Вместе с тем свидетельством значительного интереса к данной теме является целый ряд сборников поэтических текстов песен, например: Русское народное творчество в Башкирии /3.74/, Русский фольклор в Латвии /3.92/, Русский фольклор в Удмуртии /3.71/ и т.д.

В музыкальной фольклористике приоритет в исследовании фольклора переселенческих русских групп принадлежит А.Мехнецову. Кроме того следует назвать несколько публикаций музыкального материала: "Свадебные песни Томского Приобья" и "Хороводные песни, записанные в Томской области" А.Мехнецова /3.75 ; 3.94/, "Свадьба Обско-Иртышского междуречья" В.Захарченко и М.Мельникова /3.24/, "русские календарные песни на Украине" В.Дубравина /3.21/. Сборник В.,Пубравина, изданный в 1974 году, стал первой музыкальной публикацией фольклора русских переселенцев, живущих на Украине. Эта публикация до сих пор является единственной. Вместе с тем материал для изучения культуры русских компактных групп на территории Украины достаточно богат и разнообразен, о чем могут свидетельствовать работы лингвистов и этнографов /6.1; 6.4; 4.69/. По статистическим сведениям, приводимым В.Наулко, русские - наиболее многочисленный в республике народ после украинцев. Они составляют 16,9$ всего населения /3.50, с.17/. 0 расселении русских на территории Украины дает представление "Карта современного этнического состава населения УССР" /8.2/. Особенно пестрым пятном на этой карте выглядит территория Одесской области, где среди численно преобладающих украинцев /кстати, также являющихся переселенцами /8.1/, проживает ряд компактных групп разных национальностей: русские, болгары, гагаузы, молдаване, чехи и мн. др. По сведениям В.Наулко /3.50/ и справочного издания "История городов и сел Одесской области"/8.1/ русские компактные группы имеют различное происхождение /например, есть села, образованные переселенцами из бывшей Курской губернии /с.Троицкое Беляевско-го района, с.Введенка Саратского района/, а также переселенцами из бывшей Орловской губернии /с.Успеновка Саратского района/. В отношении расселения липован, которые отдельными компактными группами проживают на территории Измаильского и Килийского районов /Левобережье Дуная/, информация крайне ограничена. В "Истории городов и сел Одесской области" о липованах упоминается лишь в связи с г.Вилково, который ранее имел название "Липованское". Все остальные населенные пункты, в которых живут липоване, были обнаружены нами во время полевого обследования.

Впервые вопрос о необходимости изучения культурной традиции липован был поставлен А.Р.Волковым на УП Международном конгрессе антропологических и этнографических наук, состоявшемся в г.Москве в 1964 году /2.2/. Опираясь на материалы, собранные у буко-винских липован /Черновицкая область УССР/, он обратил внимание на ряд сложных и невыясненных моментов, связанных с их историей и культурой, призвал к объединению усилий специалистов разного профиля и указал на необходимость сбора материала среди липован, проживающих на разных территориях: в Румынии, Молдавии, на Украине. Откликом на это выступление стали, видимо, публикации румынских фольклористов - М.Маринеску и А.Винцелер /3.26 ; 4.14/, в основу которых был положен материал, записанный от липован, проживающих в Румынии. В отечественной фольклористике есть единственная публикация текстов песен липован: "Русская народная песня в Молдавии" /составитель и автор предисловия - Р.Богомольная/. Наша работа - это первая попытка изучения фольклора липован Украинского Подунавья и первое исследование их музыкальной традиции.

Так как существенным недостатком в изучении культуры компактных групп является разобщенность работы специалистов разного профиля /этнографов, лингвистов, фольклористов/, в диссертации применяется комплексный анализ фольклорной традиции, в центре которого находится музыкально-песенное творчество. Внимание, уделяемое нами музыкальной стороне традиции, обусловлено тем, что музыкальный материал проявляет большую устойчивость, нежели другие культурные факты, /3.96, с.33/ и поэтому музыкальный язык народного творчества наряду с языком словесным /3.8, с.53; 4.71/ обладает наиболее отчетливо выраженными этническими признаками.

Исходя из сказанного, целью настоящего исследования является описание и систематизация музыкально-песенного фольклора компактных групп липовая Украинского Подунавья в контексте традиции и под углом зрения его локальной этнической специфики. В результате такой постановки вопроса музыкальный фольклор липован рассматривается нами как этнодифференцирующий компонент культуры и историко-этнографический источник.8

Предлагаемый в диссертации комплексный подход к изучению музыкального фольклора компактных групп на уровне традиции требует разработки методики исследования, направленной на решение проблемы ареалъного изучения фольклора. ж "Значение фольклора как историко-этнографического источника, -пишет В.К.Соколова, - не подвергается сомнению. Однако в советской науке за последнее время наметился некоторый разрыв между этнографией и фольклористикой одинаково вредный для обеих смежных дисциплин,,/4.64,с.И/. В частности, это объяснимо тем, что в области изучения традиционного фольклора исследователями констатируется атрофия интереса к этнической проблематике /3.8, с.221 ; 4.71/. Постановка проблемы в данной работе направлена на преодоление указанной тенденции.

В соответствии со сформулированной целью в диссертации решаются следующие задачи: а/ обосновывается необходимость применения историко-регио-нального метода, раскрывается содержание понятия "традиция", определяющего сущность данного метода; б/ в процессе практического применения историко-региональ-ного метода на материале песенного творчества дунайских липовая разрабатывается соответствующая методика анализа музыкально-песенной традиции; в/ изучается история расселения липован ; г/ устанавливается единство фольклорных традиций разных компактных групп липован Украинского Подунавья; д/ определяется совокупность музыкально-стилевых признаков, являющаяся доминантной характеристикой данной локальной традиции ; е/ путем сравнительного анализа фольклорных традиции выясняются различия между дунайскими липованами и некрасовцами ; ж/ выявляются результаты межэтнических и межнациональных контактов, возникающих в условиях миграции ; з/ предпринимается попытка ответить на вопрос о месте жительства липован до начала миграции: показывается возможность использования данных исследования музыкальной традиции для решения вопросов, связанных с их историей и этногеографией. Новизна исследования заключается в следующем: а/ музыкальный фольклор липован изучается впервые ; б/ в научный обиход вводится песенный материал, записанный у липован Украинского Подунавья /Левобережье Дуная/. Это существенно дополняет сведения о фольклоре дунайских липован, так как в сборнике М.Маринеску /3.26/ дунайские материалы, собранные на Правобережье .Пуная, составляют 1/7 часть от общего количества

354/ текстов песен, зафиксированных преимущественно на севере Румынии в районе Буковины. Имеющиеся публикации свидетельствуют о том, что до сих пор исследованием фольклора дунайских липован занимались исключительно румынские фольклористы /3.26 ; 4.14/ ; в/ специфичность объекта исследования - фольклора субэтносов /липован и некрасовцев/ - обусловила новые ракурсы его исследования: музыкально-песенное творчество рассматривается в контексте фольклорной или, шире, культурной традиции, разрабатывается методика изучения музыкально-песенной традиции в ее этнографическом аспекте ; г/ при помощи данной методики в работе разделяются традиции двух близкородственных субэтносов - липован и некрасовцев.

Практическая значимость работы состоит в том, что разрабатываемая методика может быть использована для изучения фольклора компактных переселенческих групп, в целях ареального исследования музыкального фольклора сплошных этнических массивов, а также в практике экспедиционного обследования. Выявленная в диссертации совокупность признаков, определяющая этническую специфику музыкально-песенной традиции, может служить ориентиром в творческой практике руководителей сельской художественной самодеятельности. Этнографический материал работы может быть использован в учебном курсе по народному музыкальному творчеству.

В основу исследования положены материалы экспедиций Одесской консерватории, проводимых под руководством автора в 1978-1981 годах в Килийский и Измаильский районы Одесской области /Левобережье Дуная/, а также материалы экспедиции автора в хутора Новонекрасовский, Потемкинский и Новопокровский Приморско-Ахтарского района Краснодарского края. Общее число записей - 750 единиц. Для сравнения используются фонозаписи, сделанные от липован, проживающих на территории Румынии, переданные румынскими фольклористами в дар фонограмархиву Пушкинского дома ИРЛИ. Кроме того использованы материалы экспедиций Московской консерватории под руководством И.К.Свиридовой к некрасовцам Ставрополья /1963-1966 годы/ и сведения по репертуару некрасовцев, любезно предоставленные автору музыковедами А.Н.Ивановым и В.Н.Медведевой ; записи экспедиции под руководством Н.М.Савельевой в г.Святск Брянской области ; материалы КНМ Московской консерватории и Архива ФК СК РСФСР по Калужской, Московской, Калининской, Брянской, Смоленской областям.

Методологической основой работы являются положения диалектического и исторического материализма. В этом плане этническая проблематика рассматривается нами в контексте пространственно-исторических связей и разрабатывается историко-региональный метод. Песенное творчество изучается в историко-географическом аспекте как один из компонентов традиции. Комплексный подход к предмету исследования обуславливает обращение к таким культурным явлениям, как обряды, язык /его диалект и лексика/, костюм, которые наиболее существенны для изучения фольклора под углом зрения этнических процессов. В диссертации применяются и получают дальнейшее развитие наиболее перспективные методы анализа песенного материала, сложившиеся в работах крупнейших отечественных фольклористов /Ф.Колессы, К.Квитки, Е.Линевой/. Это методы ритмического и мелодического моделирования, моделирования ладовых структур, сравнительного анализа по совокупности вариантов.

Б качестве вспомогательного метода предлагается статистико--математический способ анализа материала, рассчитанный на машинную обработку непосредственно звучащего материала.

В связи с этнической проблематикой возникла необходимость привлечения некоторых понятий и терминов смежных дисциплин - этнографии и культурологии. Такие понятия как этнографические группы, субэтнос, этнос используются нами в трактовке Ю.В.Бромлея. Специально обсуждается вопрос, связанный с определением понятия "традиция" и его методологической ролью в изучении фольклора компактных переселенческих групп. Данное понятие рассматривается нами в этнографическом аспекте с точки зрения теории культуры.

Цель и задачи исследования обусловили логику построения работы: от обоснования метода исследования - к его разработке на конкретном материале и выводам, подтверждающим целесообразность применения данного метода.

Во введении обосновывается актуальность и новизна темы исследования, определяются цель и задачи, кратко характеризуется используемый музыкальный материал. Первая глава посвящена разработке методологии исследования, раскрытию смысла понятия "традиция" как одного из важных понятий, лежащих в основе историко-ре-гионального метода,и обсуждению методического аспекта проблемы комплексного исследования музыкально-песенной традиции. Во второй главе освещается история миграции изучаемых компактных групп, отмечаются связанные с ней межэтнические и межнациональные контакты, акцентируется внимание на тех вопросах, на которые историческая литература не дает однозначного ответа: о происхождении липован и о контактах дунайских липован с некрасовцами. В третьей главе анализируется обрядовый фольклор, на материале которого раскрывается близкое родство традиций разных компактных групп липован Украинского Подунавья. Это позволяет сделать вывод о единстве фольклорной традиции дунайских липован и определить совокупность музыкальных признаков, являющихся доминантной характеристикой их музыкально-песенной традиции. В четвертой главе путем сравнительного анализа на уровне традиций выясняются различия между липованами и некрасовцами и обнаруживаются некоторые следы ассимиляции некрасовцев липованами в ряде населенных пунктов Левобережья Дуная, а также изучается характер влияния межнациональных контактов с украинцами, румынами, турками на традицию липо-ван, развивающуюся в условиях миграции. В заключение предпринимается попытка с наибольшей степенью приближения определить первоначальное местожительство линован. При сравнении с музыкально-песенным материалом по центральной, южной и юго-западной России в центре внимания находятся музыкальные признаки, определяющие локальность изучаемой традиции.

В заключении сконцентрированы выводы каждой из глав работы, а также намечаются . с перспективы исследования музыкального фольклора под углом зрения его этнической специфики.

В приложении помещены материалы, которые можно разделить на две группы. К первой относятся нотации песен, репортажи о свадебных обрядах линован и некрасовцев, расшифрованные с сохранением особенностей произношения, словарь местных слов и выражений, одним из разделов которого являются выражения, связанные с музыкальным исполнительством. Вторую группу составляют материалы, являющиеся результатом аналитической работы: схемы ладового строения, сводные таблицы вариантов ряда песен, зафиксированных в разных населенных пунктах липован, репертуарные списки. Таким образом в приложении, с одной стороны, экспонируется новый материал, а с другой - отражаются принципы методики его анализа.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Соколова, Александра Константиновна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое применение предлагаемой нами методики, направленной на ареальное изучение музыкально-песенного творчества липован, позволило сделать следующие выводы.

1. Музыкально-песенное творчество различных компактных групп липован, живущих в районе Нижнего Подунавья, принадлежит к одной локальной традиции. Характерными музыкальными признаками этой традиции являются: а/ особенности ладового строения - опора на ангемитонный звукоряд, образующийся в результате наложения двух или трех квартовых трихорцовых попевок, объединенных по принципу секундово-терцовой переменности ; расположение основного опорного тона, как правило, внутри звукоряда ; появление фригийских оборотов при заполнении ангемитонных структур и возникновение "мнимой" диатоники ; б/ тип многоголосной фактуры - нижний голос, который поют все участники ансамбля, является основным, а верхний голос исполняется <ьо£о и по своей ансамблевой функции представляет собой подголосок ; наиболее типичные интервалы, возникающие по вертикали - терции и квинты ; в/ характер звучания /ровный, сильный, но не резкий звук/, объективным показателем которого служит зона местоположения основного опорного тона в звуковысотной шкале /ля - ре^/.

2. Единство традиции липован Подунавья определяется общностью не только музыкально-песенного материала и его стиля, но и таких компонентов культурной традиции как свадебный обряд, женский костюм, диалект и лексика.

3. Сравнительный анализ традиции липован Подунавья и некрасовцев свидетельствует о различии их традиций. Это дает основание считать, что липоване и некрасовцы представляют собой разные субэтносы.

4. Следы некрасовской традиции, обнаруженные в таких населенных пунктах липован, как Старая и Новая Некрасовки, Муравлев-ка и Вилково, являются результатом контактов липован и некрасов-цев, имевших место в районе Нижнего Подунавья.

5. Культурная, в частности, музыкально-песенная традиция достаточно замкнутых компактных групп в условиях миграции, неизбежно приводящих к межэтническим контактам, подвергается влиянию. Для музыкально-песенной традиции липован Подунавья наиболее существенным оказалось воздействие украинской среды, окружающей их на протяжении всего периода миграции. Заимствование украинского песенного репертуара привело в ряде случаев к появлению новых мелодических вариантов в стиле традиции липован, а также гибридных вариантов, сочетающих черты стиля обеих взаимодействующих традиций. Таким образом, контакты с украинцами способствовали развитию песенной традиции липован и ее обогащению.

6. Применение комплексной методики в целях сравнительного изучения традиций, при котором музыкальный фольклор рассматривается в качестве одного из важных компонентов, определяющих их локальность, позволяет установить единство или же различие традиций ряда компактных переселенческих групп и тем самым определить ареал традиции.

Результаты нашего исследования находят подтверждение в высказывании К.Квитки о том, что музыкально-фольклористическое исследование может служить проверке и уточнению выводов историков /4.31, с.92/. Использование данных музыкальной этнографии

- по при изучении фольклорной традиции приобретает важное значение, ибо дает возможность в силу своих локальных территориальных признаков четче обозначить границы ареала традиции как историко-культурного образования, и тем самым прояснить некоторые вопросы, связанные с этнической историей. Особую актуальность это приобретает в связи с изучением культуры компактных групп в условиях миграции, история происхождения которых известна весьма приблизительно или же неизвестна вообще.

Предлагаемая методика исследования музыкально-песенной традиции, проиллюстрированная нами на материале фольклора липован, может быть использована как для изучения фольклора других компактных переселенческих групп, так и в целях ареального исследования традиционной русской песни.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Соколова, Александра Константиновна, 1984 год

1. Произведения основоположников марксизма-ленинизма.

2. Маркс К. О капитале. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.46, ч.1, с.185-508.

3. Энгельс Ф. Старое предисловие к "Анти-Дюрингу", 0 диалектике. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.364-372.

4. Энгельс Ф. Диалектика природы. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т.20, с.343-595.

5. Ленин В.И. Философские тетради. Полн. собр. соч., т.29.2. Материалы конференций.

6. Брук С.И., Рабинович М.Г. Вступительное слово. Симпозиум: Методика составления этнографических атласов. УП международный конгресс антропологических и этнографических наук.

7. В кн.: Труды УП Международного конгресса антропологических и этнографических наук, т.8, М., 1970, с.511-519.

8. Иванов А., Медведев В. Вопросы анализа песенных жанров в традиции некрасовских казаков. В кн.: Современное состояние казачьей песенной традиции и проблемы ее изучения: Тезисы научной конференции /22-25 апреля 1983 г./. M., 1983, с.54-56.3. Книги.

9. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд. Московского университета, 1980. - 330 с.

10. Ареальные исследования в языкознании и этнографии. I.: Наука, 1977. - 263 с.

11. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. JI. : Музгиз, 1963. - 378 с. с нот. пл.

12. Атлас русских народных говоров центральных областей к востоку от Москвы. Вступительные статьи. Справочные материалы и комментарии к картам. М.: Изд. Академии наук СССР, 1957. -ч.1., с.ПОЗ; ч.П Карты.

13. Банин А.А., Вадакария А.П., Канчавели Л.Г. Музыкально-поэтический фольклор Новгородской области. Новгород, 1983. -188 с. с нот.

14. Бершадская Т.С. Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни. Л.: Музгиз, 1961. - 155 с.

15. Богомольная Р. Русская народная песня в Молдавии. Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1968. - 184 с.

16. Бромлей 10.В. Этнос и этнография. М. : Наука, 1977. - 280 с.- из

17. Бромлей Ю.В. Современные проблемы этнографии. М.: Наука, 1981. - 388 с.

18. Броневский В. Описание Донской Земли, нравов и обычаев жителей. СПб.: 1834, ч.З - 214 с. ; ч.4 - ХП, 117 /6/ с.

19. Булавинское восстание 1700-1708 г.г. Труды Историко-ар-хеологического института АН СССР, т.XXI. - М. ; Л.: 1935. -- 528 с.

20. Герцен А.И. Былое и думы. Собр. соч.: в 5-ти т., т.5. -М.: Гослитиздат, 1893. - 678 с. с илл.

21. Горд1йчук М. Фольклор I фольклористика. Ки1в: Музична Укра1на, 1979. - 249 с.

22. Гошовский В.Л. У истоков народной музыки славян: Очерк по музыкальному славяноведению. М.: Советский композитор, 1971. - 303 с.

23. Гошовский В. Украинские песни Закарпатья. М.: Советский композитор, 1968. - 478 с.

24. Грица С.И. Мелос укра1нсько1 народно1 еп1ки. К.: Наукова Думка, 1979. - 246 с. з нот.317. 1>менюк А.1. Народне хореограф1чне мистецтво Укра1ни. К.: Акад. наук УРСР, 1963. - 235 с.

25. Демуцький П. Укра1нськ1 народн1 п1сн1. К.: Мистецтво, 1951. - 77 с. з нот.

26. Диалектология и лингвогеография русского языка. М.: Наука, 1981. - 155 с.

27. Добровольский В.Н. Смоленский этнографический сборник, ч.4. М.: тип. А.Васильева, 1903. - 720 с.

28. Дубравин В.В. Русские календарные песни на Украине. М.: Советский композитор, 1974. - 34 с. с нот.

29. Елатов В.И. Песни восточно-славянской общности. Шнек:

30. Наука и техника, 1971. 245 с. с нот.

31. Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках. 6-е изд., в четырех частях. - М.: тип. К.Иогансон, 1890. - 427 с.

32. Захарченко В. Мельников М. Свадьба Обско-Иртышского междуречья. М.: Советский композитор, 1983. - 224 с.

33. Земцовский И. Мелодика календарных песен. Л.: Музыка, 1975. - 222 с. с нот.

34. Зеленыя моя вишенка. Собрание песен липовая, проживающих в Румынии. Сост. М.Маринеску. Бухарест: Изд. Критерион,1978. 302 с.

35. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы. М.: Наука, 1965. - 247 с.

36. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. - 342 с.

37. Колесса Ф.М. Народн1 п1сн1 з Галицько1 Лемк1вщини. Льв1в, 1929. - 469 с. /ЕЗ; т.39-40/.

38. Колесса Ф.М. Музикознавч1 прац1. Упорядк., передмова та прим. С.Й.Грици. К.: Наукова думка, 1970. - 590 с. з нот.

39. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л.: Изд. Л. ун-та, 1964. - 207 с.

40. Королев С.И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М.: Наука, 1970. - 100 с.

41. Культурно-бытовые процессы на юге Украины. М.: Наука,1979. 191 с.

42. Линева Е.Э. Великорусские песни в народной гармонизации, вып.2. СПб., 1909. - ХХУШ, 65 с.

43. Листопадов АД. Песни донских казаков, т.1. М.: Музгиз, 1943. - 244 с.

44. Листопадов A.M. Песни донских казаков. т.1У. М.: Музгиз,1953. 488 с.

45. Листопадов A.M. Песни донских казаков, т.У. М.: Музгиз,1954. 357 с.

46. Лопатрш Н.М., Прокунин В.П. Русские народные лирические песни. М.: 1956. - 458 с. с нот.

47. Мажейка З.Я. Песн1 Паазер'я. MIhck: Навука I тэхн1ка, 1981. - 492 с.

48. Макашина Т.С. Фольклор и обряды русского населения Латга-лии. М.: Наука, 1979. - 159 с.

49. Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: АН Армянской ССР, 1969. - 227 с.

50. Межуев В.И. Культура и история: /Проблема культуры в философии, история и теория марксизма/. М.: Политиздат, 1977. - 199 с.

51. Мельников П. Исторические очерки поповщины, ч.1. М., 1964. - 283 с.

52. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. - 125 с.

53. Можейко З.Я. Песни Белорусского Полесья, вып.1. М.: Советский композитор, 1983. - 183 с.

54. Муравьев A.B., Самаркин В.В. Историческая география эпохи феодализма. Западная Европа и Россия в 5-17 в.в. М.: Просвещение, 1973. - 144 с.

55. Народные песни Вологодской области: Песни средней Сухоны. Сост. А.Мехнецов. Л.: Советский композитор, 1981. -135 с. с нот.

56. Народные песни Смоленской области, напетые А.И.Глинкиной. -М.: Советский композитор, 1969. ПО с. с нот.

57. Народы Европейской части СССР, в 2-х т., т.1. М.: Наука, 1964. - 984 с. с илл.

58. Наулко B.I. Етн1чний склад населения Укра1нсько1 PCP:

59. Стат. картограф1чне досл1дження. - К.: Наукова думка, 1965. - 136 с.

60. Образцы народного многоголосия. Сост., общая редакция и предисловие М.Земцовского. Л., М.: Советский композитор, 1972. - 135 с. с нот.

61. Очерки исторической географии. М.: Гос. изд. геогр. лит., 1948. - 132 с.

62. Парсаданов Н.О. О поступательном характере развития искусства. Существует ли прогресс в искусстве? М.: Советский художник, 1964. - 102 с.

63. Щсн1 ПодЬлля. К.: Наукова думка, 1976. - 522 с.

64. П1сн1 з Волин1. К.: Музична Укра1на, 1970. - 333 с.

65. Плахов В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социоло-гического исследования. М.: Мысль, 1982. - 219 с.

66. Правдюк O.A. Укра1нська музична фольклористика. К.: Наукова думка, 1978. - 327 с. з 1л.

67. Правдюк O.A. Жжнац1ональн1 зв'язки в музичному фольклор1. -К.: Наукова думка, 1982. 211 с. з нот.

68. Программа собирания сведений для составления диалектологического атласа русского языка. М.: Изд. Московского государственного университета, 1946. - 88 с.

69. Происхождение и этническая история русского народа: По антропологическим данным. М.: Наука, 1965. - 416 с. с табл. и черт.

70. Пьянкова С. Свадебные песни родины Глинки. Из коллекции фольклориста. М. : Советский композитор, 1977. - 35 с. с нот.

71. Ригельман А. История или повествование о Донских казаках А.Ригельмана. 1778 г. М.: Общество истории и древностей росс., 1846. - 154 с.

72. Роздольский Й.1., Людкевич СЛ. Галищ>ко-руськ1 народн1 мелодП. ч.1 /ЕЗ, т.21/ Льв1в, 1906.

73. Рубцов Ф. Статьи по музыкальному фольклору. М. ; М.: Советский композитор, 1973. - 221 с. с нот.

74. Руднева A.B. Народные песни Московской области, -г М.: Музыка, 1964. 115 с. с нот.

75. Руднева A.B. Народные песни Курской области. М.: Советский композитор, 1957. - 128 с. с нот.

76. Руднева А., Щуров В., Пушкина С. Русские народные песни в многомикрофонной записи. М.: Советский композитор, 1979. - 342 с.

77. Русские народные песни Калужской области. М.: Музгиз, 1954. - 81 с. с нот.

78. Русские народные песни, напетые Анной Андреевной Степановой. Л. ; М.: Советский композитор, 1975. 40 с. с нот".

79. Русский фольклор Сибири: Исследования и материалы. Новосибирск: Наука, 1981. - 193 с.

80. Русский фольклор Удмуртии. Песни, сказки, частушки. -Ижевск: Изд. Удмуртия, 1977. 223 с.

81. Русский фольклор Прибайкалья. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1968. - 423 с. с илл.

82. Русский фольклор Тункинской долины. Улан-Удэ: Бурятское книжное изд., 1966. - 391 с. с илл.

83. Русское народное творчество в Башкирии. Уфа: Башкниго-издат, 1957. - 327 с.

84. Свадебные песни Томского Приобья. Запись, сост., предисловие, примеч. А.Мехнецова. Л. ; М.: Советский композитор, 1977. - 62 с. с нот.

85. Свитова К. Народные песни Брянской области. М.: Музыка, 1966. - 242 с. с нот.

86. Славянский сборник, т.1. СПб, Изд. отдела славянского комитета, 1975. - 631, 27 с.

87. Современные этнические процессы в СССР, 2-е изд. М.: Наука, 1977. - 562 с.

88. Сокальский П.П. Русская народная музыка, великорусская и малорусская, в ее строении мелодическом и ритмическом и отличия ее от основ гармонической музыки. Харьков, 1888. - 394 с.

89. Сотников Т. Русские народные песни казаков-некрасовцев. М. ; Л.: Музгиз, 1950, 30 с.

90. Сухоруков В.Д. Общежитие Донских казаков в ХУП-ХУШ ст.: Исторический очерк. Новочеркасск: ред. газ. "Донская речь", 1892. - 93 с.

91. Сухоруков В.Д. Историческое описание земли Войска Донского. Изд. 2-е. Новочеркасск: Обл. войска Донского стат. ком., 1902. УШ, УП. - 399 с.

92. Традиционный фольклор Владимирской деревни /в записях 1963-1969 г.г./ отв. ред. и авт. введ. Э.В.Померанцева/. -М.: Наука, 1972. 215 с. с илл. и нот.

93. Тумилевич В.Ф. Песни казаков-некрасовцев. Ростов на Дону: Ростиздат, 1947. - 174 с.

94. Тумилевич В.Ф. Русские народные сказки казаков-некрасовцев. Ростов на Дону: Кн. изд., 1958. - 269 с.

95. Угличские народные песни /сост. ред. И.И.Земцовский/. Л.: Советский композитор, 1974. - 288 с. с илл. и нот.

96. Укра1нськ1 народн1 п1сн1. К.: Мистецтво, 1954. - 483 с.

97. Укра1нське народне багатоголосся. К.: Мистецтво, 1963. - 537 с. з нот.

98. Устьянские песни. Л.: Советский композитор, 1983. -79 с. с нот.

99. Филарет, йсторико-статистическое описание Черниговской епархии, кн.1. Общи обзор епархий. 1873. 153 с.

100. Фольклор русского населения Прибалтики. /авт. сост. А.Ф.Белоусов и др./ - М.: Наука, 1976. - 245 с.

101. Фридрих И.Д. Русский фольклор в Латвии. Песни, обряды и детский фольклор. Рига: Изд. Лиесма, 1972. - 485 с. с нот.

102. Харьков В. Русские народные песни Смоленской области. -М.: Музфонд, 1956. 112 с. с нот.

103. Хороводные песни, записанные в Томской области /сост. А.Мехнецов/ Л. ; М.: Советский композитор, 1973. - 52 с* с нот.

104. Христиансен Л.Л. Ладовая интонационноеть русской народнойпесни.Исследование. М., Сов. комп., 1976. - 390 с.

105. Чекановская А. Музыкальная этнография. Методология и методика. М.: Советский композитор, 1983. - 189 с.

106. Чурк1н Н. БелорускГя песн1 I танцы. М1нск, 1949.

107. Шейн П.В. Великорусе в своих песнях, обрядах, обычаях. т.1. СПб., 1898. - УШ, 835 с. с нот.

108. Банин A.A. Об одном аналитическом методе музыкальной фольклористики. В кн.: %зыкальная фольклористика. М., 1978, вып.2, с.117-158.

109. Банин A.A. 0 принципах моделирования обобщенного слогового ритма. Вопросы методики и методологии. В кн.: Памяти К.Квитки. М., 1983, с.165-179.

110. Банин A.A. Метод морфологического описания произведений фольклора. В кн.: Методы изучения фольклора. Л., 1983, с.80-96.

111. Барабаш Ю.Я. Искусство как объект комплексного изучения. К методологии вопроса. Вопросы философии, 1974, JS 10, c.I06-II8 ; № II, с.131-140.

112. Бачинский А.Д. Некрасовские поселения на Нижнем Дунае и в Южной Бессарабии. В кн.: Материалы по археологии Северного Причерноморья. Одесса, 1971, с.159-163.

113. Бернштам Т.А., Лапин В.А. Виноградье песня и обряд. -В кн.: Русский Север. Проблемы этнографии и фольклора. Л., 1981, с.3-109.

114. Благой Д. 0 традициях и традиционности. В кн.: Традиция в истории культуры. М., 1978, с.28-36.

115. Бромлей Ю.В., Козлов В.И. Этнические процессы как предмет исследования: Предварительные замечания. В кн.: Современные этнические процессы в СССР, 2-ое изд. М., 1977,с.5-14.

116. Бромлей С.Б. Русский диалектологический атлас как источник изучения истории языка. В кн.: Диалектология илингвогеография русского языка. М., 1981, с.8-13.

117. Брук С.1. Проблеш складання 1сторико-етнограф1чних атлас1в. Народна творч1сть та етнограф1я, 1966, № 4, с.3-12.

118. Брук С.И., Козлов В.И. Основные проблемы этнической картографии. Советская этнография, 1961, №. 5, с. 11-26.

119. Брук С.И., Кабузан В.М. Динамика численности и расселения русского этноса /1678-1917 г.г./ Советская этнография, 1982, № 4, с.9-25.

120. Буслаев Ф.И. Местные сказания владимирские, московские и новгородские. В кн.: Летописи русской литературы и древности, издаваемые Н.Тихомировым. М., 1862, т.1У, с.3-24.

121. Винцелер А.Е. Свадебный обряд у липован. Советская этнография, 1968, № I, с.139-147.

122. Гиппиус Е.В. Проблемы ареального исследования традиционной русской песни в областях украинского и белорусского пограничья. В кн.: Традиционное народное музыкальное искусство и современность: Вопросы типологии. М., 1982, с.5-13.

123. Гошовський В.Л. Роль мелогеографП в ареально-комплекс-них досл1дженнях. В кн.: Культура та побут населения укра1нських Карпат. Ужгород, 1972, с.70-72.

124. Гусев В.Е. На окраине Белорусского Полесья. Советская этнография, 1982, № 5, с.82-89.

125. Гусев В.Е. "Плюрализм" и "универсализм" в методологии фольклористики. В кн.: Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр. Л., 1983, с.5-15.

126. Гусев В.Е. Комплексное изучение фольклора. В кн.:

127. Проблемы музыкального фольклора народов СССР. М., 1973, с.7-17.

128. Гусев В.Е. О методах изучения фольклора. В кн.: Методологические проблемы современного искусствознания. М., 1975, вып.1, с.57-64.421. 1услистий К. Лен1нська методолог1я етнограф1чних досл1д-жень. Народна творч1сть та етнографЬя, 1970, № 2, с.8-12.

129. Земцовский И.И. 0 методологической сущности интонационного анализа. Советская музыка, 1979, Г? 3, с.24-29.

130. Земцовский И.И. 0 системном подходе в музыкальной фольклористике. В кн.: Методологические проблемы современного искусствознания: Межвузовский сб. трудов. Л., 1978,вып.2, с.72-82.

131. Земцовский И.И. Введение в вероятностный мир фольклора /К проблеме этномузыковедческой методологии/. В кн.: Методы изучения фольклора: Сб. науч. тр. Л., 1983,с.15-31.

132. Земцовский И.И. Народная музыка и современность / к проблеме определения фольклора/. В кн.: Современность и фольклор. М., 1977, с.28-75.

133. Земцовский И.И. Проблема варианта в свете музыкальной типологии /Опыт этномузыковедческой постановки вопроса/. -В кн.: Актуальные проблемы современной фольклористики.1. Л., 1980, с.36-50.

134. Земцовский И.И. К проблеме взаимосвязи календарной и свадебной обрядности славян. В кн.: Фольклор и этнография, обряды и обрядовый фольклор. Л., 1974, с.147-154.

135. Ивашнёва Л.Л. 0 взаимосвязи календарной и свадебной поэзии. Русский фольклор, вып. 16, 1976, с.191-200.

136. Каменский A.A. О смысле художественной традиции. Советское искусствознание, 82, М., 1983, вып. 1/16/,с.202-243.

137. Кауфман Н. Песни казаков-некрасовцев. Советская музыка, 1968, № II, с.134-136.

138. Квитка К. Об историческом значении календарных песен. -В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.73-99.

139. Квитка К. Вступительные замечания к музыкально-этнографическим исследованиям. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.П. М., 1973, с.3-27.

140. Квитка К. Ритмическая форма АВВА в песнях славянских народов. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.37-44.

141. Квитка К. Пентатоника у славянских народов. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.279-284.

142. Квитка К. Явления общности в мелодике и ритмике болгарских народных песен и песен восточных славян. В кн.: Квитка К. Избранные труды: в 2-х томах, т.1. М., 1971, с.191-211.

143. Квитка К. Этногеографическое распространение пентатоники в Советском Союзе. В кн.: Квитка К. Избранные труды:в 2-х т.омах, Т.П. М., 1973, с.47-64.

144. Кельсиев И. Предисловие. В кн.: Сборник правительственных сведений о раскольниках, т.1. Лондон, 1860, с.У-ХУШ.

145. Колева Т.А. 0 некоторых вопросах развития обычаев /на болгарском материале/. Советская этнография, 1961, $ I, с.68-77.

146. Колесса Ф.М. Народн1 п1сн1 з Швденного НЕдкарпаття. -Наук. зб. т-ва "Просв1та" в Ужгород1, 1923, 2, с.1-84.

147. Колесса Ф.М. Народн1 п1сн1 з П1дкарпатсько1 Pycl: МелодИ I тексты. Наук. зб. т-ва "Просв1та" в Ужгород1, 1938, 13/14, с.49-149.

148. Копленд А. Музыка и воображение, Звучащий образ. Советская музыка, 1968, № 3, с.108-113.

149. Лапин В.А. Об историзме в изучении русского музыкально-песенного фольклора. В кн.: Методы изучения фольклора: Сб. науч. р. Л., 1983, с.31-45.

150. Листопадов A.M. Народная казачья песня на Дону. В кн.: Листопадов A.M. Песни донских казаков, т.1У. М., 1953, с.5-25.

151. Листопадов A.M. Песни казаков-некрасовцев. В кн.: Листопадов A.M. Песни донских казаков, т.1У. М., 1953, с.26-34.

152. Лукьянова Т.П. 0 некоторых старинных обрядах на Брянщине. -Советская этнография, 1972, № 2, с.85-87.

153. Лупулеску И. /Антонович В.Б./. Русские колонии в Добруд-же. Киевская старина, год УШ, т.ХХ1У, 1889, с.с.117-154, 314-336, 685-704.

154. Маргаритов С. Старообрядцы северной части Бессарабии. -Кишиневские епархиальные ведомости, 1893, Ji# 1-3,с.с.17-25, 55-68.

155. Маркарян Э.С. Рецензия: Ю.В.Бромлей. Этнос и этнография. -Вопросы философии, 1973, № II, с.177-180.

156. Мехнецов A.M. Об особенностях песенного стиля старожилов Томского Приобья. В кн.: Музыкальная фольклористика. ГЛ., 1978, вып.2, с. 158-180.

157. Надеждин Н.Я. 0 заграничных раскольниках. В кн.: Сборник правительственных сведений о раскольниках, т.1. Лондон, 1860, с.77-157.

158. Никонов В.А. Оптимизация методов ареальной лингвоэтнографии. В кн.: Ареалъные исследования в языкознании и этнографии. Л., 1978, с.81-82.

159. Парсаданов Н. Художественная традиция: уровни и функции. -Искусство, 1980, & 10, с.40-44.

160. Пименов В.В. 0 некоторых закономерностях в развитии народной культуры. Советская этнография, 1967, № 2, с.3-15.

161. Покровский Д. Фольклор и музыкальное восприятие. В кн.: Восприятие музыки. М., 1980, с.244-255.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.