Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Цилинко, Александр Петрович

  • Цилинко, Александр Петрович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 169
Цилинко, Александр Петрович. Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2007. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Цилинко, Александр Петрович

Введение

Глава 1. Развитие эмоционального мира личности как психолого-педагогическая проблема

1.1 .Эмоциональная сфера в жизни и деятельности человека-.

1.2. Художественное переживание в эмоционально-чувственном постижении пространства культуры

Глава 2. Музыкально-театральное искусство в эстетически-ценностном становлении личности

2.1. Музыкальный театр как источник художественного переживания

2.2. Концепция игры в осуществлении музыкально-театрального воспитания

Глава 3. Осуществление музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования: организация и ход опытно-экспериментального исследования

3.1. Педагогические условия эффективности развития эмоциональной личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания. Параметры и критерии уровней развития эмоциональной сферы личности школьника

3.2. Подготовка и проведение констатирующего и учебно-формирующего эксперимента

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкально-театральное воспитание в процессе развития эмоциональной сферы личности современного школьника»

Актуальность исследования. Пространство культуры на современном историческом этапе развития человечества отличается техногенным типом, характерными чертами которого являются: рационализм, прагматизм, направленность технического прогресса на преобразование среды, природы, самого человека, удовлетворение его практических потребностей, что создает целый ряд серьезнейших проблем во взаимоотношениях человека с окружающим миром. Техногенный тип культуры направлен на покорение природы во имя личного или коллективного благополучия человека. Внешними регуляторами поведения становятся управление и подчинение, а внутренние регуляторы теряют личностно-ценностную направленность, опираясь на закон и норму.

А между тем важнейшим условием гармоничного существования человека в окружающем мире является его способность постоянно развиваться, воспринимать всю полноту связей человека и природы, все тонкости общения между людьми, весь «спектр вариативных переживаний» (Л.Рожина), сопровождающих человека с момента его рождения и на протяжении всего жизненного пути. Для соблюдения этого условия необходимо, чтобы две сферы, составляющие целостность его духовного мира, - эмоциональная и интеллектуальная - находились в равновесии, в постоянном взаимодействии, позволяющем ему на протяжении всего жизненного пути целеустремленно и плодотворно осуществлять творческий процесс созидания и самосозидания.

Подавление эмоциональной сферы, характерное для современного исторического этапа развития культуры, несущее в себе активное преобладание прагматизма и рационализма над способностью чувствовать и ощущать все звуки и краски Вселенной, насаждающее абсолютизацию стандарта над духовно-ценностной составляющей, может оказаться губительным для человека как «творца и творения культуры» (М.Каган).

Таким образом, сегодня, когда проблема отчуждения и дегуманизации бытия воспринимается чрезвычайно остро, перед образованием выдвинута задача гуманизации как возможности противостоять существующим негативным тенденциям, преодолеть их, создать предпосылки для сохранения и приумножения духовного потенциала человеческой личности. Это определяет актуальность и значимость поиска путей, способных обеспечить человеку возможность постижения мира человеческих чувств, возможность ощутить, осмыслить все его богатство и обрести, благодаря этому, способность к пониманию, сопереживанию, сочувствию, диалогу с другим человеком, а, следовательно, и с окружающим миром.

Значительную роль в противостоянии негативным тенденциям современного этапа развития культуры играет искусство как специфический вид освоения и преобразования действительности, несущий в себе ряд социальных функций: познавательную, воспитательную, коммуникативную, эстетическую, эвристическую. Искусство открывает множество путей для развития эмоциональной сферы личности, приобщая ее к бесконечному духовному пространству, создаваемому человечеством на протяжении его многовековой истории. В пространстве искусства музыкальный театр занимает особое место как синтетический жанр, объединяющий в себе музыку, слово, движение, декоративное искусство, создающий сценическое пространство, с одной стороны значительно отличающееся от реальной действительности, а с другой, представляющее собой модель жизни, в которой герои обращаются к зрителю в поиске сочувствия, понимания, сопереживания, соучастия, является сильным средством развития эмоциональной отзывчивости, восприимчивости к переживаниям другого человека, способности к эмпатии, одним из эффективных способов формирования эстетически-ценностного отношения к окружающему миру.

Приобщение ребенка к миру музыкального театра в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания, вовлечение его в художественно-творческую деятельность, раскрывающую творческий потенциал ребенка, позволяет создать благоприятную образовательную среду, в которой личность начинает восхождение к ценностям культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Рассматриваемая в диссертации проблема развития эмоциональной сферы человека как условие для формирования целостного духовного мира являлась предметом исследования в философии и культурологии, психологии и социологии, общей педагогике и педагогике искусства. На роль эмоций в становлении личности человека указывают мыслители древности и современные исследователи, писатели и поэты, актеры и музыканты, представители точных наук. В трудах Аристотеля и Платона, диалогах Сократа и размышлениях Плотина, трудах Б.Спинозы и Р.Декарта, афоризмах Г.Лихтенберга и Ш.Монтескье, в драматургии В.Шекспира и А.Чехова, прозе А.Цвейга и стихах И.Анненского, высказываниях Ф.Шаляпина и Г.Вишневской, А.Баталова и И.Смоктуновского, А.Эйнштейна и Н.Бора подчеркивается роль эмоций в творческой деятельности человека.

Проблеме роли эмоций в жизни и деятельности человека посвящены многочисленные труды зарубежных (В.Вундт, И.Грот, Д.Джеймс, К.Иззард, К.Ланге, А.Маслоу, П.Натан, Т.Рибо, Е.Синнот и др.) и отечественных (Б.Ананьев, П.Анохин, В.Белобородов, И.Васильев, Л.Выготский, О. Дашкевич,Б. До донов, А.Запорожец, В.Вилюнас, А.Леонтьев, К.Платонов, Я.Рейковский, С.Рубинштейн, О.Тихомиров, О.Черникова и др.) исследователей.

Роли эмоций в учебно-воспитательной деятельности также посвящено значительное количество научных трудов (О.Тихомиров, О.Клочко, А.Чебыкин, П.Якобсон и др.). Психологии переживания в художественном развитии личности посвящены научные труды А.Малюкова, роли бессознательного в становлении музыканта - А.Тороповой, психологии исполнительской деятельности - А. Бочкарева, Г.Цыпина, эмоциональному и интеллектуальному освоению музыкальных стилей - А.Николаевой. Формированию личности в эмоциональном и интеллектуальном постижении национальной культуры - труды Т.Мариупольской и А.Юдина, ее духовному становлению в процессе восхождения через сопереживание к эстетически-ценностному осмыслению и оценке музыкального искусства и образования -работы А.Щербаковой.

Л.Рожина и представители ее школы изучают психические особенности художественного познания. Проблему развития творческих способностей в его взаимосвязи с эмоциональным восприятием и эмоциональной отзывчивостью ребенка рассматривают: Ю.Азаров, А.Алейников, М.Афасижев, В.Белова, Б.Березовский, Х.Василькович, Н.Ветлугина, Д.Говорун, Э.Голубева. Значение переживания как фундаментального фактора в обретении гуманитарной культуры подчеркивает в своих работах Ю.Шор. Проблему влияния театрального искусства на становление творческих способностей школьников представляют в своих работах: О.Грачева, А.Ершова, Ю.Куликов, А.Мазаев, В.Максимов, И.Малахова, А.Михайлова, В.Мышкина и др.

Однако, несмотря на значительное число работ, посвященных различным сторонам проблемы развития эмоциональной сферы личности, острота ее в современной социокультурной реальности, а также существующая определенная недооценка данной проблемы в практике современного образования обусловливают поиск эффективных путей, способствующих преодолению существующих негативных тенденций, что диктует необходимость в продолжении и расширении сферы исследований в этой области.

Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы личности современного школьника.

Предмет исследования - процесс развития эмоциональной сферы личности школьника при осуществлении музыкально-театрального воспитания.

Цель исследования - выявление научно обоснованных и действенных способов и методов развития эмоциональной сферы школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания.

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

• выявление роли эмоциональной сферы в жизни и деятельности человека;

• изучение и анализ возрастных психологических особенностей формирования и развития эмоциональной сферы ребенка;

• анализ способов воздействия искусства на формирование внутреннего «Я» школьника;

• разработка критериев и параметров уровней развития эмоциональной сферы школьника;

• выявление способов и методов, максимально эффективных для процесса развития эмоциональной сферы школьника;

• проведение опытно-экспериментальной работы по изучению развития эмоциональной сферы личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания;

• анализ и статистическая обработка полученных результатов.

Гипотеза исследования состоит в следующем:

1. Проблема гуманизации образования, являющаяся одной из наиболее актуальных на современном этапе исторического развития общества, может быть успешно решена только в случае создания педагогических условий, способствующих формированию целостной личности, в духовном мире которой органично взаимодействуют и эмоциональная, и интеллектуальная сферы.

2. Процесс развития эмоциональной сферы личности школьника способствует формированию у него эмоциональной отзывчивости на явления, происходящие в окружающем мире, рождению чувства сопереживания, сопричастности, эмпатии, создавая мотивацию для взаимобогащающего диалога как стиля жизни и деятельности.

3. Значительную роль в процессе развития эмоциональной сферы личности школьника играет приобщение его к миру искусства, вовлечение в художественно-творческую деятельность, активизирующую его творческий потенциал и формирующее в нем эстетически-ценностное отношение к окружающему миру, что позволяет раздвигать рамки жизненного опыта детей, открывая им бесконечные возможности для познания и самопознания.

4. Осуществление музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования, базирующееся на концепции сотворческой игры как фактора духовного становления личности, способствует развитию познавательного интереса и познавательной активности, самостоятельности в принятии решений, креативности, формированию постоянной потребности в творческой деятельности, стремлению к идеалам Красоты и Добра.

5. Эффективность процесса развития эмоциональной сферы школьника при осуществлении музыкально-театрального воспитания может быть достигнута только в том случае, если педагог-воспитатель базируется в своей работе на принципе диалога, ценностного взаимодействия со своими учениками, обладает способностью чувствовать, понимать, анализировать особенности духовного мира каждой развивающейся личности, знает действие механизмов, открывающих шлюзы творческой активности школьника, и умеет с их помощью осуществлять целенаправленное воздействие на существующую психологическую реальность.

Методологическую основу исследования составляют работы, освещающие философские, психологические, культурологические, социологические аспекты творческой реализации личности в пространстве культуры.

Теоретической основой исследования явились научные труды, посвященные:

• философскому обоснованию процесса духовного становления личности человека (Аристотель, М.Бахтин, А.Бергсон, П.Гуревич, М.Каган, Н.Киященко и др.);

• исследованию эмоциональных особенностей формирования личности (В.Вилюнас, К.Иззард, И.Юсупов, П.Якобсон и др.);

• природе художественной одаренности (Г.Альтшуллер, Б.Березовский, Н.Ветлугина, А.Сараскина, Б.Теплов и др.);

• роли переживания в становлении личности человека (Б.Ананьев,

A.Леонтьев, А.Малюков, Ж.Пиаже, Л.Рожина, С.Рубинштейн, Ю.Шор и др.);

• психологии искусства (Л.Выготский, В.Дружинин, Б.Мейлах, и др.); значимости искусства как способа постижения бытия (Б.Асафьев, Л.Выготский, Б.Покровский, Ю.Ракс, С.Раппопорт и др-);

• психологии творчества (А.Мелик-Пашаев, В.Ражников, Г.Тарасов, А.Торопова и др.);

• проблемам музыкального восприятия (Г.Иванченко,

B.Медушевский, Е.Назайкинский, А.Соколов, Г.Цыпин и др.);

• концепции игры, ее роли в процессе развивающего обучения, влиянию актерского творчества на процесс духовного становления личности школьника (Л.Выготский. Л.Грачева, А.Михайлова, В.Мышкина, Л.Ретюнских, Н.Сац, Д.Эльконин и др-);

• эмоциональным механизмам личностного и творческого развития (В.Белова, Я.Григорович, В.Данилова К.Иззард, В.Кан-Калик, В.Лейбсон, Ю.Фохт-Бабушкин и др.);

• роли эмоций в осуществлении развивающего обучения в педагогике искусства (Н.Ануфриева, Т.Воронова, Р.Гжибовская, Т.Житенева, А.Каузова, Е.Красовская, Т.Мариупольская, Е.Мелешкина, А.Николаева, Г.Цыпин, А.Юдин и др.);

• роли педагога в эстетически-ценностном становлении личности школьника (Э.Абдуллин, О.Зимина, В.Сластенин, А.Щербакова и др.).

База исследования: Детский Музыкальный Театр им. Н.И.Сац, Московский педагогический государственный университет, ГОУ КМТИ (Колледж музыкально-театрального искусства) №61.

Методы исследования: анализ различных направлений философской, психологической, культурологической, социологической мысли, новых течений в общей педагогике и педагогике музыкального образования, освещающих проблемы развития эмоционального мира личности; изучение трудов, раскрывающих роль художественного творчества в эмоциональном развитии личности ребенка; педагогическое наблюдение и педагогические беседы; анкетирование и интервьюирование учащихся, педагогов и родителей; разработка методов диагностики, параметров и критериев уровней развития эмоциональной сферы личности школьника; проведение констатирующего и учебно-формирующего экспериментов; качественный анализ и статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на протяжении 1996 -2006 гг. Условно его можно разделить на три этапа:

Первый этап (1996-2001 гг.) можно рассматривать одновременно как базово-фундаментальный и предварительный, так как на этом этапе проводилась подготовка к организации констатирующего и учебно-формирующего эксперимента, включающая в себя: выдвижение и всестороннее изучение поставленной проблемы; анализ широкого круга научных трудов, освещающих различные ракурсы этой проблемы; определение понятийно-категориального аппарата исследования; выдвижение гипотезы; формулировку положений, выдвигаемых на защиту.

На первом этапе исследования проводились беседы, интервьюирование и анкетирование учащихся, педагогов, родителей для выявления актуальности и своевременности поставленной проблемы. В анкетировании и интервьировании на первом этапе исследования приняло участие более 300 человек.

Второй этап исследования - основной (2002-2005 гг.) был посвящен разработке хода и содержания опытно-экспериментальной работы, определению основных целей, задач и способов их решения, организации и проведению констатирующего, учебно-формирующего и дублирующего экспериментов. На основном и дублирующем этапе исследования количество участников эксперимента составило более 100 человек.

Третий этап исследования (2006 г.) - заключительный. На этом этапе проводился качественный анализ и статистическая обработка полученных результатов, формулировались выводы и рекомендации, направленные на развитие эмоциональной сферы личности ребенка в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания.

Научная новизна исследования заключается в том, что: выявлена острая актуальность и значимость проблемы развития эмоциональной сферы личности в гуманизации современного образовательного процесса; определена роль музыкально-театрального воспитания в процессе развития эмоциональной сферы личности школьника; сформулированы основные принципы осуществления музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования.

Теоретическая значимость работы определяется: разработкой методики диагностирования уровней развития эмоциональной сферы личности школьника; определением параметров и критериев диагностики уровней развития эмоциональной сферы личности школьника; разработкой научно обоснованных способов и методов, составляющих экспериментальную технологию развития эмоциональной сферы личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания.

Практическая значимость работы заключается в возможности: использования методики диагностики уровней развития эмоциональной сферы личности школьника в практической деятельности современных педагогов; внедрения экспериментальной технологии музыкально-театрального воспитания в систему дополнительного образования; использования способов и методов развития эмоциональной сферы личности школьника для осуществления гуманизации и совершенствования современного образовательного процесса.

В результате проведенного исследования на защиту выносятся следующие положения:

1. Современная социокультурная ситуация, обусловленная техногенным характером культуры, характерным для данного исторического этапа развития человечества, создает острую потребность в гуманизации системы образования, поиске новых подходов к духовному становлению целостной личности, гармонично сочетающей в себе эмоциональное и интеллектуальное начала и способной противостоять негативным тенденциям современного социума.

2. Осуществление музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования, вовлекающее учащихся в процесс художественного творчества, является одним из способов гуманизации образования, способствуя динамичному и целенаправленному развитию эмоциональной сферы личности школьника, формируя у него эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, соучастию, эмпатии.

3. Повышение эмоциональной отзывчивости в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания в системе дополнительного образования обусловливает возникновение потребности в творческой деятельности, стимулирует познавательный интерес, познавательную активность школьника, способствует возникновению художественного переживания, вовлекает в процесс творческого взаимодействия с учителем, учениками, окружающим миром, создавая предпосылки для самореализации и самоактуализации в дальнейшей жизнии деятельности.

4. Вовлечение в художественно-творческую деятельность в процессе осуществления музыкально-театрального образования способствует эстетически-ценностному становлению личности школьника, приобретению им культурно-исторического опыта, постижению ценностей национальной и мировой художественной культуры.

5. Формирующееся в процессе осуществления музыкально-театрального образования эстетически-ценностное отношение к окружающему миру создает предпосылки для избирательности в сфере духовной деятельности, обусловливает ее направленность и содержание, умение самостоятельно и объективно оценивать окружающую действительность и адекватно реагировать на нее.

6. Развитие эмоциональной сферы личности школьника в процессе осуществления музыкально-театрального воспитания в сфере дополнительного образования способствует личностной идентификации, строительству индивидуального духовного мира, отражающего уникальную сущность человека.

7. Развитая эмоциональная сфера, полученные и осмысленные в процессе музыкально-театрального воспитания представления о добре и зле, счастье, цели и смысле жизни, эстетическом и этическом идеалах способствуют социализации школьника, открывают ему возможности для коммуникации, общения во взаимообогащающем диалоге с другими культурными мирами.

Апробация исследования и внедрение результатов работы осуществлялись в научных публикациях автора, обсуждались на кафедре методологии и методики преподавания музыки МПГУ и межвузовских конференциях. Конкретные рекомендации и методические установки, отработанные в ходе исследования, внедрялись в практической деятельности в рамках опытно-экспериментальной работы.

Достоверность исследования обеспечена: соответствием методов исследования поставленной цели и задачам; анализом широкого круга изучаемых научных источников (философских, психологических, культурологических, социологических, искусствоведческих, педагогических); апробацией выдвинутых положений в практической деятельности в процессе проведения опытно-экспериментальной работы.

Структура исследования.

Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии, содержащей научные труды по теме исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Цилинко, Александр Петрович

Заключение

Проведенное исследование, в котором были изучены и проанализированы психологические и педагогические условия развития эмоциональной сферы личности в процессе музыкально-театрального воспитания, а также проведены констатирующие и учебно-формирующие эксперименты позволяют сделать следующие выводы:

1. Эмоциональная сфера личности играет значительную роль в жизни и деятельности человека, так как является носителем его потребностей, чувств, переживаний и побуждений, выражает его индивидуальные особенности, принадлежность к тому или иному психологическому типу, содержит в себе личностную информацию, личностный смысл, отражающий личностно-ценностное отношение к окружающему миру и представление о своем месте в этом мире.

2. Развитие эмоциональной сферы личности школьника в учебно-воспитательном процессе представляет собой серьезную психолого-педагогическую проблему, требующую поиска новых психолого-педагогических подходов, создания необходимых условий, способствующих ее решению. Развитие эмоциональной сферы личности в учебно-воспитательном процессе играет значительную роль в эстетически-ценностном становлении школьника, определяя творческую направленность жизни и деятельности и создавая предпосылки для самореализации и самоактуализации в пространстве культуры. Развитие эмоциональной сферы личности в учебно-воспитательном процессе отвечает задаче гуманизации образования на современном историческом этапе развития, способствуя формированию целостной личности, гармонично сочетающей в себе эмоциональное и интеллектуальное начала.

3. Обращение к миру искусства в процессе развития эмоциональной сферы личности как особому виду духовного творчества человека, преобразующего мир и создающего новую реальность, является эффективным способом познания и самопознания. Музыкальный театр как синтетический жанр, объединяющий различные виды искусства, обладает способностью мощно воздействовать на эмоциональную сферу личности, вызывая сопереживание, сочувствие, эмпатию, художественное переживание.

4. Осуществление музыкально-театрального воспитания в сфере дополнительного образования, базирующееся на концепции игры и ее роли в духовном становлении личности, на принципе ценностного взаимодействия учителя и учеников, взаимообогащающего диалога в совместной творческой деятельности, оказывают значительное воздействие на процесс развития эмоциональной сферы личности школьников, повышая их эмоциональную отзывчивость, стимулируя познавательный интерес и познавательную активности, вовлекая в художественно-творческую деятельность, формируя эстетически-ценностное отношение к окружающему миру и создавая условия для активного творческого взаимодействия.

5. Осуществление музыкально-театрального воспитания в сфере дополнительного образования, способствующее развитию эмоциональной сферы личности школьника, формированию художественного переживания, определяет особый универсальный тип мирочувствования, мироощущения, мировоззрения, несущий в себе:

• живое интуитивное постижение реальности;

• возможность ценностного осмысления и оценки окружающего мира;

• постижение национальной культурной традиции;

• духовную общность с национальной и мировой культурой. Проведенное исследование полностью подтвердило актуальность поставленной проблемы, выдвинутую гипотезу и положения, представленные на защиту.

156

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Цилинко, Александр Петрович, 2007 год

1. .Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. -186 с.

2. Абачиев С.К. Эволюционная теория познания. М.: УРСС, 2004. -520 с.

3. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-334 с.

4. Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. М.-С.-П.: Университетская книга, 1999. - 445 с.

5. Айзенк Г., Кэмин J1. Природа интеллекта, битва за разум. М.: Эксмо-Пресс, 2002. - 352 е., илл.

6. Ансерме Э. Статьи о музыке и воспоминания. М.: «Советский композитор», 1986. - 224 с.

7. Античная драма М.: Художественная литература, 1970. - 765 с.

8. Античная литература. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

9. Ануфриева Н.И. Педагогические условия развития познавательной активности учащихся в процессе начального специального музыкального образования (автореф. диссер. на соискание ученой ст. канд пед. наук). М.: МПГУ, 2005. - 25 е.

10. Апрелева В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. -С.-П.: ИНФО, 2004.-380 с.

11. П.Артамонова Е.И. Развитие духовной культуры учителя. Теория и методика. М.:Прометей, 2000. - 128 с.

12. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. М.: ACADEMA, 2001.-592 с.

13. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -M.-J1.: Музыка, 1965. 151 с.

14. Н.Асафьев Б.В. Избранные труды. Т.2. М.: Музыка, 1954. - 384 с.

15. Баталов А. Судьба и ремесло. М.: Вагриус, 2005. - 256 с.

16. Бахтин М.М. От философии поступка к Риторике поступка. М.: Лабиринт, 1996.- 176 с.

17. Безюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность. Взгляд поиск -решение. - М.: Вербум - М, 2003. - 168 с.

18. Бергер Л.Г. Эпистемология искусства. М.: «Русский мир, 1997.432 с.

19. Бергсон А. Творческая эволюция. Минск: Харвест, 1999. - 1408 с.

20. Бердяев Н.А. Кризис искусства. /Репринт, изд./ - М.: СП Интерпринт, 1990.-48 с.

21. Бердяев Н.А. Самопознание /опыт философской автобиографии/. М.: Международ. Отношения, 1990. - 336 с.

22. Бердяев Н.А. Смысл истории. Воля к жизни и воля к культуре. М.: Мысль, 1990.-175 с.

23. Бердяев Н. Философия свободы. Харьков: «Фолио», М.: «АСТ», 2002. -733 с.

24. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. Москва -Волгоград: «Перемена», 2003. - 164 с.

25. Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. 4.1. М.: Владос, 2002.-400 с.

26. Бернс Р. Развитие «Я концепции» и ее воспитание. - М.: Прогресс, 1986.-422 с.

27. Бернстайн Л. Концерты для молодежи. Л.: Сов. комп., 1991. - 227 с.

28. Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М.: Знание, 1981. - 64 с.

29. Болотоков В.Х, Кумыков A.M. М.: «Лелиос АРВ», 2002. - 480 с.

30. Богданов А.А. Эмпириомонизм. М.: «Республика, 2003. - 400 с.

31. Бонфельд М.Ш. Музыка. Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства. -М., 1991. 125 с.

32. Бочкарёв Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М.: Классика - XXI век, 2006. - 352 е., илл.

33. Булкин А.П. Социокультурная динамика образования. Дубна: «Феникс», 2005. - 208 с.

34. Буш Ф. Из жизни музыканта. JL: Музыка, 1983. - 182 с.

35. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. М.: МГУ, 1984. - 200 с.

36. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1984. -143 с.

37. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.341 с.

38. Выготский JI.C. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

39. Выготский Л.С.Психология развития ребенка. М.: ЭКСМО, 2004.

40. Гаккель Л.Е. Исполнителю. Педагогу. Слушателю. //Статьи, рецензии. -Л.: Сов. комп., 1988.- 167 с

41. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире. М.: Наука, 2003 - 256 е.

42. Гейвин X. Когнитивная психология. М.-С-П.: ПИТЕР, 2003.272 с.илл.

43. Гершунский Б.С. Философия образования. М.: МПСИ, «Флинта», 1998.-432 с.

44. Гинзбург Г. Статьи, воспоминания, материалы. Сост. М.Яковлев. М.: Сов. комп., 1984.-288 с.

45. Григорьев А.А. Искусство и нравственность. М.: Современник, 1986 -350 с.

46. Григорьев А. Эстетика и критика. М.: «Искусство», 1980. - 496 с.

47. Грэм Г. Философия искусства. М.: Слово, 2002. - 256 е., илл.

48. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. М.: Эксмо «Алгоритм», 2003. -448 с.

49. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Знание», 1999. - 288 с.

50. Гуревич П.С. Философия человека. Часть 1.- М.: ИФРАН, 1999. 221с.51 .Гуревич П.С. Философия человека. 4.2. М.: ИФРАН, 2001. - 209 с.

51. Давыдова М. Конец театральной эпохи. М.: ОГИ, 2005. - 384 с. с илл.

52. Днепров В.Д. Музыка в духовном мире современника. //Сов. муз. -1971,№8.-С. 38-45.

53. Дружинин В.Е. Психология эмоций, чувств, воли. М.: Творческий центр Сфера, 2003. - 96 с.

54. Друскин М. Избранное. М.: «Советский композитор», 1981. - 336 с.

55. Друскин М.С. О западноевропейской музыке XX века. М.: Сов. Комп., 1973.-269 с.

56. Дьюи Дж. Демократия и образование. М.: «Педагогика - Пресс», 2000.-384 с.

57. Егошина О. Актерские тетради Иннокентия Смоктуновского. М.: ОГИ, 2004. - 192 с.

58. Иванов С.П. Психология художественного действия субъекта. -Москва Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. - 640 с.

59. Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки. М.: Смысл, 2001. -264 с.

60. Ильичева И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней) Москва - Воронеж: РАО, МПСИ, 2003.-208 с.

61. Иззард К.Е. Эмоции человека. М.: Студия ТРИТЭ, 1991. - 32 с.

62. Иззард К.Э. Психология эмоций. М. - Спб, Ниж.Новгород и далее : ПИТЕР, 2006.-460 с.

63. Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: Логос, 1998. - 280 с.

64. Искусство как способ познания. Материалы международной общественно-научной конференции М.: Международный центр

65. Рерихов, Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 1999.-304 с.

66. Кабалевский Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336 с.

67. Каган М.С. Философская теория ценности. С.-П.: Петрополис, 1997. -205 с.71 .Каган М.С. Философия культуры. С.-П.: Петрополис, 1996. - 416 с.

68. Каган М.С. Эстетика как философская наука. С.-П.: Петрополис, 1997. - 544 с.

69. Казанская В.Г. Педагогическая психология. М. - С.-П.: Изд. Дом ПИТЕР, 2003.-366 е., илл.

70. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. М.: «Логос», 2003.-352 с.

71. Кармин А.С. Основы культурологи. С.-П.: Лань, 1997. - 512 с.

72. Карпушина С., Карпушин В. История мировой культуры. М.: Изд. Дом «Nota bene», 1998. - 536 с.

73. Катарсис. Вып.1, М.: «Сфера», 1994. 144 с.

74. Кендалл А. Хроника классической музыки

75. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическое творчество. М.: «Знание», 1984. - 112 с.

76. Киященко Н.И. Эстетика философская наука. - М. - Спб. - Киев:Изд. дом «Вильяме», 2005. - 592 е., илл.81 .Когнитивная психология. Под ред. В.Н. Дружинина, Д.В.Ушакова. -М.: «ПЭР СЭ», 2002.-480 с.

77. Козлов А. Рок. Истоки и развитие. М.: «Мега-Сервис», 1998. - 192 с.

78. Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. -Пнза: НМЦПГОО, 1994. 344 с.

79. Коломиец Г.Г. Музыкально-эстетическое воспитание (аксиологический подход). Оренбург: ОИПКРО, 2001. - 238 с.

80. Композиторы о композиторах. XX век. Сост. Н.Хотунцов. С.-П.: Изд. «Союз художников», 1999. - 48 с.

81. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 19844. - 367 с.

82. Конен В.Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997 - 640 с.

83. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. -312 е., илл.

84. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. -М.: Просвещение, 1982. 96 с.

85. Кремлев Ю. Избранные статьи. JL: Музыка, 1969. - 204 с.

86. Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. 2-е изд., доп. М.: Сов. комп., 1972. -272 с.

87. Ландовска В. О музыке. М.: Радуга, 1991. - 437 с.

88. Латышина Д.И. История педагогики. Учебное пособие. М.: ФОРУМ -ИНФРА-М, 1998,584 с.

89. Левко О. Московская филармония: традиции и перспективы развития./Менеджер, №2. М., 2002. - С. 40-41.

90. Леднев B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.:, Высш. школа, 1991. - 224 с.

91. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Мгу. Серия 14. Психология 1979, №2. С. 3-13.

92. Леонтьев Образ мира // Изб. Произ. В 2-х т. Т.2. М.: Педагогикак, 1983.-318 с.

93. Леопарди Дж. Нравственные очерки. Дневник размышлений. М.: Изд. «Республика», 2000. - 448 с.

94. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года Т.1. -М.: «Музыка», 1983. 696 е.,нот.

95. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т.2. М.: «Музыка», 1982. - 622 е., нот.

96. JIokk Дж. Избранные философские произведения. М.: Просвещение, 1960. Т.1 - 734 с.

97. Лосев А.Ф., Тахо Годи А.А., Аристотель Жизнь и смысл. - М.: Детс. лит., 1982.-286 с.

98. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика. М.: «Мысль», 2002. - 703 с.

99. Лосев А.Ф. Форма. Стиль. Выражение. М.: Мысль, 1995.- 944 с.

100. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис, 1992. - 272 с.

101. Лотмановский сборник /Ред.-сост. Пермяков Е.В. М.: «ИЦ -ГАРАНТ», 1995.-734 с.

102. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 127 с.

103. Луначарский А.В. Религия и просвещение. М.: «Советская Россия»,1985. - 544 с.

104. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: Теоретический очерк, 2-е изд. М.: Музыка, 1991. - 80 с.

105. Малахова И.А. Развитие личности. Художественно-творческая деятельность. 4.2. Минск: «Беларуская навука», 2003 . - 148 с.

106. Малюков А.Н. Психология переживания и художественное развитие личности. Дубна: Феникс, 1999. - 253 с.

107. Мамардашвили М. Эстетика мышления. М.: Моск. Школа политических исследрваний, 2001. - 416 с.

108. Маршак С. Сочинения в четырех томах. Т.З. Избранные переводы. М.: Художественная литература, 1959. - 815 с.

109. Маслоу А. Мотивация и личность. М. - С.-П.: ПИТЕР, 2003. -352 с.

110. Махлина С. Т. Взаимодействие видов искусства. Мет. Пос. для лекторов. Л.: Композитор, 1974 с.

111. Медушевский , В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993. - 266 с.

112. Михайлова А. Ребенок в мире театра. М., 2004. - 208 с.

113. Методологическая культура педагога-музыканта. Под ред. Э.Б.Абдуллина. М.: ACADEMA, 2002. - 269 с.

114. Мухина B.C. Возрастная психология. М.: Academa, 2003. -456 с.

115. Мюнш Ш. Я дирижер. - М.: Музыка, 1965. - 84 с.

116. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории. М.: Per Se, 2001. - 239 с.

117. Нилл А. Саммерхилл воспитание свободой. - М.: «Педагогика -Пресс», 2000. - 296 с.

118. О музыкальной критике. Сост. В.Н.Брянцева. М.: «Советский композитор», 1983. - 96 с.

119. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. М.: ACADEMA, 2002- 272 с.

120. Панкратова А.Н., Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М.: Изд. Инст. Психотерапии, 2004. - 294 с.

121. Пиаже Ж. Психология интеллекта. М. - С.-П. и др.: ПИТЕР, 2003.- 192 с.

122. Покровский Б. Что, для чего и как. М.: Слово, 2002. - 311 с.

123. Психология и музыкознание. Проблемы восприятия, мышления, творчества Тула: Департамент культуры, искусства и кинематографии администрации Тульской области, 2001. - 224 с.

124. Психология самосознания. Хрестоматия. Ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара: Изд. Дом «БАХРАХ - М», 2000. - 672 с.

125. Психология художественного творчества: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. МН.: Харвест, 2003, 752 с.

126. Равичер Я. Василий Ильич Сафонов. М.: Музгиз, 1959 - 343 с.

127. Рапацкая J1.A. Искусство «серебряного века». М.: «Просвещение» «Владос», 1996. - 192 е., илл.

128. Рахманинов С. Воспоминания, записанные Оскаром фон Риземаном. -М: Радуга, 1992. 256 с.

129. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Владос, 2001. - 240 е., илл.

130. Рогов Е.И. Психология общения. М.: Владос, 2003. - 336 е., илл.

131. Рожина JI.H. Развитие эмоционального мира личности. Минск: «Вышейшая школа», 2003. - 272 с.

132. Роман Виктюк с самим собой. М.: Зебра, 2005. - 528 с.

133. Русская поэзия XIX века. Т.1. М.: Художественная литература, 1974.-702 с.

134. Русская поэзия XIX века. Т.2. М.: Художественная литература, 1974.-734 с.

135. Русский фольклор. Хрестоматия. Сост. Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. -М.: Изд. «Флинта», Изд. «Наука», 2001. 480 с.

136. Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория. М.: «Логос», 2004.-272 с.

137. Рюмина М.Т. Эстетика смеха. М.: УРСС, 2003. - 320 с.

138. Сац Н. Жизнь явление полосатое. - М.: Новости, 1991.-561 с.

139. Смехов В. Портрет на фоне голоса. Леонид Филатов. М.: Всос. Твор. Объед. «Киноцентр», 1991. - 56 с. с илл.

140. Семиченко В.А. Психология личности. Киев: Magistr - S, 2001. - 427 с.

141. Сластенин. М.: Изд. Дом Магистр - Пресс, 2000. - 488 е., илл.

142. Сластенин В.А, Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. М.: «Школа-Пресс», 2000. - 512 с.

143. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика. М.: ACADEMA, 2003.-480 с.

144. Сластенин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. М.: АКАДЕМА, 2003. - 192 с.

145. Современный словарь по психологии //сост. В.В.Юрчук. М.: Слово, 1998.-768 с.

146. Соловьев В. Философское начало цельного знания. Минск: Харвест, 1999.-912 с.

147. Соснова M.J1. Искусство актера. М.: Фонд «Мир», 2005.- 432 с.

148. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Чехов М.А. О технике актера. М.: Изд. «Известия», 2006. - 488 с.

149. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.1- М.: Искусство, 1952. -735 с.

150. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.2. М.: Искусство, 1952. -758 с.

151. Стасов В.В. Избранные сочинения. Т.З. М.: Искусство, 1952. -888 с.

152. Таранов П. //От Периандра Коринфского до Ван Шоужэня. М.: ACT, 2001.-352 с.

153. Таранов П. //Звезды мировой философии. От Питтака из Милилены до Руми Ждалалиддина. М.: ACT, 2003. - 381 с.

154. Таранов П. //Звезды мировой философии. От Петраруи до Стендаля. М.: ACT, 2000. - 431.

155. Таранов П. //Звезды мировой философии. От Монтеня до В.В.Розанова. М.: ACT, 2001.-341 с.

156. Театр №1. М.: ООО «Театр». - 1997, 192 с.

157. Театр №3. М.: Фед агентство по культуре и кинематографии, 2005.- 117 с.

158. Театр №1- М.:Фед агенство по культуре и кинематографии, 2006. -161 с.

159. Театрал №26. М.: СТД, 2006. - 35 с.

160. Театрал №27. М.: СТД, 2006. - 35 с.

161. Театрал №28. М.: СТД, 2006. - 35 с.

162. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.: Наука, 2003.-379 с.

163. Философия культуры. Становление и развитие. Под ред. М.С.Кагана, Ю.В.Перова, В.В.Прозерского, Э.П.Юровской. С.-П.: «Лань», 1998.-445 с.

164. Философско-психологические предположения Школы диалога культур /Под общ. ред В.С.Библера. М.: РОССПЭН, 1998. - 216 с.

165. Флоренский П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: «Прогресс», 1993.-324 с.

166. Хейзинга Й. Homo Ludens. М.: Прогресс традиция, 1997. - 416 с.

167. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. М.: Научно-метод. центр МГК им. П.И.Чайковского, 1994. - 258 с.

168. Хоруженко К.М. Схемы. Культурология. М.: Владос, 2003. -336 с.

169. Целковников Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта в поисках смысла.-М., 1999.-231 с.

170. Цуккерман В. Музыкально-теоретические очерки и этюды. М.: «Советский композитор», 1970. - 560 с.

171. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М.: ACADEMA, 1999. -192 с.

172. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика СПб: АЛЕТЕЯ, 2001. - 319 с.

173. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа. Кн. 1. Проб. Психологии творчества. М.: Сов. комп., 1998. - 382 с.

174. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М.: 1978. - 28 с.

175. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры Вып.1. -Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. 215 с.

176. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. Вып.2. -Долгопруднвй: Изд. Аллегро-Пресс, 1994, 173 с.

177. Черниченко В.И. Педагогика высшей школы: Курс лекций по разделу «Дидактика» М.: МГУКИ, 2002. - 120 с.

178. Черняк А.З. Проблема оснований знания и феноменологическая очевидность. -М.: Эдиториал УРСС, 1998. 144 с.

179. Шадриков В.Д, Индивидуализация содержания образовании //Школьные технологии. 2000. - №2. - С. 53-66.

180. Шаляпин Ф.И. Литературное наследие. Т.1. М.: Искусство, 1960.-768 с.

181. Шапарь В.Б. Гений общения или искусство быть разным. -Ростов н/Д.: «Феникс», 2004. 512 с.

182. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: педагогика, 1975. - 200с.

183. Шварцман К.А. Философия и воспитание. М.: Политиздат, 1989.-208 с.

184. Швебель В. Взгляды и суждения. — М.: Республика, 1995.352 с.

185. Швейцер А. Культура и этика. — М.: Прогресс, 1973. — 343 с.

186. Шевалье Д. Пауль Клее.//Серия: Картинная галерея.— М.: Слово, 1995. —95 с.

187. Шеллинг Ф. В. Й. Об отношении изобразительных искусств к природе. К истории новой философии /Мюнхенские лекции/.//Соч. в двух томах. Т. 2. — М.: Мысль, 1989. — С. 52-85, С. 375-386.

188. Шестаков В.П. Эсхатология и утопия. Очерки русской философии и культуры. М.: Владос, 1995. - 208 с.

189. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Авт. предисловия Н. Б. Иванов. — Л.: Ленингр. университет, 1991. — 216 с.

190. Шлегель. Ф. Эстетика. Философия. Критика.//Собр. соч. в 2-х т. Т. 1.—М.: Искусство, 1983. — 479 с.

191. Шлегель. Ф. Эстетика. Философия. Критика.//Собр. соч. в 2-х т. Т. 2 — М.: Искусство, 1983. — 448 с.

192. Шопенгауер А. Афоризмы и максимы. — М.: Эксмо-Пресс; Харьков: Фолио, 1998. — 734 с.

193. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. //Собр. соч. в в пяти томах. Т.1. М.: Оск. Клуб, 1992. - 395 е., илл.

194. Шор Ю.М. Культура как переживание. С.-П.: Изд. СПГУП, 2003.-220 с.

195. Шпенглер О. Закат Европы. Т.2. - М.: Айрис Пресс, 2003.624 с.

196. Щербакова А.И. Аксиология музыкально-педагогического образования. М.: Прометей, 2001. - 424 с.

197. Эволюционная эпистемология и логика социальныйх наук. Карл Поппер и его критики /Сост. Д.Г.Лахути, В.Н.Садовский и В.К.Финн. -М.: Эдиториал УРСС, 2000. 464 с.

198. Экхарт М. Духовные проповеди и рассуждения. С.-П.: «Азбука», 2000.-224 с.

199. Юнг К. Психологические типы. Минск: Попурри. - 656 с.

200. Яковлев Е.Г. Эстетика. Искусствознание. Религиоведение. М.: Изд. «КДУ», 2005 - 640 с.

201. Яконюк В.Л. Музыкант. Потребность. Деятельность. Минск: Белорусская академия музыки, 1993. - 147 с.

202. Янковская Л. Живые камни духовного храма: к вопросу об эволюционной роли музыкального духотворчества. Материалы международной общественно-научной конференции. М.: Медж. фонд Рерихов, Благ. Фонд им. Е.И.Рерих, Мост-Банк, 1998. - С. 152 - 163.

203. Японская лирика. //Пер. В.Соколова. Под ред. В.Орлова. М.-Мн.: ACT - Харвест, 2002. - 455.

204. Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура. С.-П.: ИВЭСЭП, 2003.- 144 е., илл.

205. Abelson R.P., Sermat V.Multidimensional scaling of facial expressions. Journal of Experimental Psychology, 1962, 63 (6), 546 - 554.

206. Argile N. Non-verbal communication New York: Cambridge University Press, 1972, 243 - 269.

207. Ekman P., Friesen W.V. Felt, false and miserable smiles. Journal of Nonverbal Behavior, 1982 (64), 238 - 252.

208. Gibson E.J. Visuaj perception: Depth constancies and cognition. -American Scientist, 1970, 58, 98 107.

209. Ittelson W.H., Kilpatrick F.P. Experiments in perception. Scientific American, 1951,165, 185.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.