Музыкальность русской поэзии XIX века как культурный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Мартыненко, Люцина Римовна

  • Мартыненко, Люцина Римовна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2011, Нижневартовск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 137
Мартыненко, Люцина Римовна. Музыкальность русской поэзии XIX века как культурный феномен: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нижневартовск. 2011. 137 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Мартыненко, Люцина Римовна

Введение.

Глава 1. Музыка и «музыкальное» в русской культуре XIX века

1.1. Музыкальность литературы как объект культурологического исследования.

1.2. Философско-эстетические концепции в русской культуре XIX века: музыка/«музыкальное».

1.3. Роль музыки в культурной жизни русского общества.

Глава 2. Образ музыки в русской поэзии XIX века

2.1. Музыкальное пространство русской поэзии XIX века.

2.2. Музыка в поэтических текстах как акустический портрет русской культуры

XIX века.

2.3. Музыка в творчестве А. А. Фета.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Музыкальность русской поэзии XIX века как культурный феномен»

Актуальность темы исследования. В настоящее время, когда современная Россия определяет пути своего развития и происходит переоценка духовных накоплений, актуальным является обращение к ее прошлому. Произошедшая смена ценностных ориентиров привела к тому, что многие реалии и смыслы русской культуры, отраженные в классической отечественной литературе, постепенно уходят из сферы интеллектуальных интересов. В этой связи, культурологический потенциал русской поэзии, которая есть «внутреннее ядро, самое сердце нашей культуры»1, как части культурного наследия предстает актуальной сферой познания.

Изменения в традиционной системе отечественного гуманитарного знания стимулировали интерес к культурологическим методам изучения взаимодействия искусств. Музыкальность русской поэзии и ее роль в истории русской культуры XIX века еще не стали предметом теоретического осмысления, поэтому обращение культурологии к вопросу взаимодействия музыки и поэзии в классическом периоде отечественной культуры выглядит совершенно закономерным.

XIX век русской культуры - эпоха вершинных достижений в области как музыкального, так и словесного искусства, являет собой пример уникального взаимодействия музыки и слова. Культурологическое исследование музыкальности поэзии XIX века позволит понять то, как в классическом периоде русской культуры человек взаимодействовал с музыкой, открывающей ему мир чувственных, интеллектуальных возможностей, ценности Универсума и внутреннего мира. Специфика культурологического подхода к изучению музыкальности поэзии заключается в выявлении и интерпретации культурно-специфических черт Музыки, отраженной в Слове: музыка - это непосредственная реальность

1 Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра. -М.: Современник, 1978.-С. 10. культуры, а ее словесное отражение в художественном сознании -самосознание культуры, ее портрет, «образ мира в слове явленный»2.

Важным представляется осмысление русской культуры этого периода и с точки зрения современного понимания взаимодействия языков культуры (в частности интермедиальности), которое может придать ей новые черты и духовные смыслы, в том числе и в проекции на индивидуальное творческое сознание. Именно этим обусловлено обращение к музыкальности поэзии А. А. Фета, творчество которого являет собой кульминацию взаимодействия поэтического слова и музыки в русской культуре XIX века.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблема музыкальности поэзии является частью научного дискурса, посвященного вопросам соотношений искусств, их воздействия друг на друга. Эти вопросы составляют значительное поле рефлексии европейской эстетической традиции и имманентны всей истории культуры. Так, об обратимости живописи и поэзии рассуждал Симонид, его мысль повторил Гораций, об оценочном значении понятия «музыкальность» писал Секст Эмпирик; к изучению явления «золотого сечения» обращался Ричард Паттерсон, исследовавший его в поэзии, живописи и архитектуре; в этом ряду так же Д. Дидро и Г. Э Лессинг, видевшие в описательной поэзии перенос «живописности» в словесный текст. Целую эпоху в истории вопроса составили русские и европейские романтики; Г. Вельфлин, установивший категории, общие для всех видов изобразительных искусств; О. Вальцель, писавший о возможности «освещения» поэзии при помощи изобразительных искусств, и др.

Однако лишь в XX веке появились научные работы, обращающиеся с позиции широкого культурологического сознания к вопросу различения и общности искусств и опытам их взаимодействия Это, прежде всего, ряд 2

Кондаков И.В. «Образ мира в слове явленный»: волны литературоцентризма в истории русской культуры // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве. - М.: Наука, 2004. -С. 229-293. трудов философского, философско-эстетического, культурологического направления: труды М. М. Бахтина, Г. Д. Гачева, Л. А. Закса, В. Н. Ильина, М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, в которых раскрываются проблемы взаимодействия и синтеза, культурного диалога и семантического обмена, взаимодействия художественных текстов, вопросы герменевтики, мифопоэтики, философские и эстетические аспекты анализа бытия искусства. Важное значение для проблематики исследования имел ряд современных работ, посвященных вопросам философии музыки: исследования В. А. Апрелевой, О. Л. Девятовой, 3. Р. Жукоцкой, Г. В. Иванченко, Г. Г. Коломиец.

Для определения характеристик и особенностей развития философских идей в русской литературе XIX века были привлечены труды И. В. Кондакова, А. М. Пятигорского, Л. Н. Когана, В. В. Кожинова, Т. Л. Шумковой.

Поскольку идея взаимодействия и синтеза искусств получила развитие в русле идей европейского романтизма, автор, исследуя традиции сопоставления музыкального и словесного искусства в романтической эстетике, привлекал результаты исследования по теории и истории романтизма Н. Я. Берковского, И. Ф. Бэлзы, В. В. Ванслова, Г. А. Гуковского, Ю. В. Манна, И. И. Соллертинского, Л. А. Софронова, А. В. Михайлова, А. Е. Махова и др.

Источниками данных об истории музыкальной культуры XIX века стали фундаментальные труды академика Б. В. Асафьева, «История русской музыки» под редакцией Ю. В. Келдыша, исследования Т. Н. Ливановой, О. Е. Левашевой, очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века Ю. А. Кремлева. Для определения степени увлечения музыкой и характера музыкальных интересов русского общества в XIX столетии важное значение имели результаты исследований музыкально-общественной жизни изучаемого периода Б. Ф. Егорова, Е. М. Орловой; исследование литературных кружков и салонов М. Аронсон и С. Рейсер; работа по истории цыганского исполнительства Т. А. Щербаковой; труды по истории русского романса В. А. Васиной-Гроссман, Г. Г. Соболевой. Существенную помощь в исследовании документальных материалов оказал справочник Г. К. Иванова «Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года)» (1966) и исследование Б. Р. Вольмана «Русские нотные издания XIX - начала XX веков» (1970).

Многие аспекты, связанные с обсуждаемой проблемой, в традиции музыковедения в разных контекстах исследуются уже не одно десятилетие и достаточно подробно разработаны. Так, весьма хорошо изученной является область, связанная с исследованием взаимоотношения исторически сложившихся видов искусств и сопоставления их материалов в разные этапы развития музыкальной культуры. Несомненный интерес здесь представляют труды по русской музыке Б. В. Асафьева, работы по взаимосвязи музыки и поэтического слова В. А. Васиной-Гроссман, которые вывели вопрос о связях поэзии и музыки на уровень связей музыки с литературой в целом и далее -в сферу широких социокультурных процессов; труды М. Г. Арановского, М. Ш. Бонфельда, А. Н. Сохора, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Б. Л. Яворского, С. Т. Махлиной, посвященные языковой природе музыки; результаты исследований о речевой природе музыки Е. А. Ручьевской; работа о диалектике семантических связей слова и музыки И. В. Степановой.

Другой, хорошо разработанной областью, имеющей отношение к настоящей работе, является исследование проблемы музыкальности литературы в традиции литературоведения. Внимание к литературоведческим аспектам темы обусловило изучение классических трудов по филологии Г. А. Гуковского, М. М. Гаспарова; исследования семиотики искусства Ю. М. Лотмана, Б. А. Успенского, Ю. С. Степанова; трудов Б. М. Эйхенбаума. Исследование Б. М. Эйхенбаума «Мелодика русского лирического стиха», вышедшая в свет в 1922 году (переиздана в кн. «О поэзии» в 1969 г.) является наиболее известной и авторитетной. Эта книга и сейчас служит «трамплином» для исследований в данной области. Большое значение для изучения музыкально-литературных связей имели работы отечественных ученых, объединенные в сборнике статей «Поэзия и музыка» (1973), в котором освещена, в том числе, дискуссионная и на сегодняшний день проблема музыкальной композиции в литературе (статьи Л. Е. Фейнберга, Е. Г. Эткинда), и сборнике трудов «Литература и музыка» (1975), раскрывающем проблему влияния музыки на художественную литературу зарубежных стран.

Ряд методологических, базисных научных работ, вводящих конкретные музыкальные термины и реалии, отраженные в слове, в более широкий универсальный контекст в целом сформирован в XX веке: это труды Б. В. Асафьева, Б. М. Эйхенбаума, М. С. Кагана, которые внесли существенный вклад в формирование базовых культурологических оснований диссертации.

В конце XX века вопросы взаимодействия искусств получили разработку в трудах филолога, музыковеда, искусствоведа А. В. Михайлова, которого привлекали феномены Слова и Музыки в широком историко-культурном контексте. Существенный интерес представили материалы задуманных им научных конференций «Слово и музыка», объединяющие статьи разных авторов, раскрывающие современное состояние вопроса.

Большое значение для автора имело фундаментальное исследование Н. М. Мышьяковой, в докторской диссертации которой исследуются морфологические взаимоотношения литературы и музыки на материале русской культуры XIX века. Исследователь рассматривает общение видов искусств в аспекте «присваивающей» и «инфицирующей» способности их художественной структуры.

В последнее десятилетие XX в. в терминологическом аппарате философии, филологии и искусствоведения появилось понятие «интермедиальность», как особый тип внутритекстовых взаимосвязей в художественном произведении, этот вопрос получил разработку в отечественной литературе последнего времени в отдельных публикациях и монографии, описывающей опыт интермедиального анализа западноевропейского искусства Н. В. Тишуниной; в диссертации И. Е. Борисовой. Результаты исследований этих авторов имели существенное значение для диссертационной работы.

Несомненную важность для данного исследования представили труды современных ученых, совмещающих музыковедческий и литературоведческий подходы к проблематике исследования в контексте истории культуры: исследования Б. А. Каца, посвященные параллелям словесного и музыкального в русской поэзии XIX и XX века (в том числе составленные им сборники «Музыка в зеркале поэзии» в 3-х выпусках); работы А. Е. Махова, посвященные изучению истории развития идей о музыке в европейской поэтике; музыкально-литературные исследования Я. М. Платека, в которых прослеживается роль звуковых картин и ассоциаций в образном контексте известных литературных произведений, раскрывается значение музыки в жизни и творчестве Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова; глубокое исследование Л. Л. Гервер о музыке и музыкальной мифологии в русском поэтическом творчестве начала XX века, в котором содержится обширный теоретический и эмпирический материал, находящийся на пересечении филологических и музыковедческих представлений.

Важными в контексте работы оказались труды современных ученых, обращающихся к аспектам избранной проблематики в параллельных исследованиях по истории русской культуры: Е. О. Айзенштейн о звуковом мире М. Цветаевой, Е. М. Петрушанской о музыкальности творчества Иосифа Бродского, Т. В. Цивьян о музыке в творчестве А. Ахматовой, которые могут служить образцом культуроведческого исследования музыкальности литературы.

Существенным для диссертации является блок работ, представленный литературоведческими трудами, связанными с исследуемой проблематикой в творчестве А. А. Фета, включающими нотографию и факты музыкально-общественной жизни писателя: исследованиями Д. Д. Благого, Б. Я.

Бухштаба, Б. М. Эйхенбаума, Л. Н. Озерова, А. Е. Тархова, И. М Тойбина, Л. Я. Ермиловой, Р. Г. Магиной, в которых личность и творческое наследие поэта представлены наиболее полно. Благодаря этим работам, появившимся в 70е - 80е годы XX века, А. А. Фет занял особое место в отечественной культурной традиции. В этом блоке работ наиболее фундаментальным является труд авторитетного «фетоведа» отечественной литературы Б. Я. Бухштаба «А. А. Фет. Очерк жизни и творчества» (1975), в котором исследователь, наряду с биографией и анализом поэтического мира, затрагивает и «музыкальную» сторону дарования поэта. Особую ценность для понимания данного аспекта представляет небольшая по объему работа А. Е. Тархова «„Музыка груди" (О жизни и творчестве Аф. Фета)», помещенная в качестве предисловия к двухтомнику сочинений поэта.

Специальный блок работ представлен трудами В. А. Васиной-Гроссман, Т. А. Левой, Т. Н. Ливановой и Е. М. Орловой, раскрывающими на основе анализа романсов русских композиторов на стихи А. А. Фета влияние поэтического слова на формирование и развитие русской музыки. В отмеченных музыковедческих исследованиях раскрываются и важные для данной проблематики тенденции повышения роли поэтического текста в композиторском творчестве XIX века и в проекции на последующий этап развития русской культуры.

Обзор научной литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ценность многих существующих исследований музыкальности поэзии, до настоящего времени специально не исследовалась роль взаимодействия искусств в формировании мира идей о музыке в русской культуре XIX века; в значительной степени за пределами внимания ученых осталась такая сфера культурологического описания эпохи как осмысление искусства и культуры этого периода через призму философской и художественной рефлексии значения музыки и «музыкального» в поэтических текстах, что делает необходимым выделить эту проблему в качестве главной и определяющей.

Объект исследования - русская поэзия XIX века как феномен культуры.

Предмет исследования - музыкальность как эстетический вектор культуры в русской поэзии XIX века.

Цель исследования: выявить специфику музыкальности русской поэзии XIX века как культурного феномена.

Задачи исследования:

1. Выявить принципы культурологического подхода к исследованию музыкальности русской поэзии, уточнить содержание понятий, выражающих специфику данного подхода.

2. Определить философско-эстетический ракурс понимания музыки, источники его формирования, развития и бытования в русской культуре XIX века.

3. Раскрыть значение музыки в духовной жизни и формировании культурных интересов русского общества XIX века.

4. Охарактеризовать примеры «музыки слова» в поэтических текстах как отражение философско-эстетических идей о музыке.

5. Проанализировать область «музыки слова» русской поэзии как отражение музыкально-звуковой среды русской культуры XIX века.

6. Выявить роль и значение музыки в проекции на индивидуальное творческое сознание на примере анализа творчества А. А. Фета.

Методологическая основа исследования.

Сложность объекта и предмета исследования в данной работе предполагает применение комплексного, междисциплинарного подхода, привлечение выводов различных гуманитарных наук (философии, культурологии, искусствоведения, музыковедения, литературоведения). Методологический принцип исследования состоит в единстве искусствоведческого, семиотического, герменевтического и философско-культурологического подходов, которое оправдано их имманентными возможностями выхода в сферу междисциплинарных отношений. Феномен музыкальности русской поэзии в отечественной культуре XIX века исследуется в работе в художественно-герменевтическом аспекте. Так как предметной основой гуманитарных наук является текст, который, находясь в эпицентре гуманитарного знания характеризуется особой духовной наполненностью, то мощным средством его анализа выступает слово как существенный, системообразующий элемент культуры.

Герменевтический подход в понимании и интерпретации музыкального смысла в литературных текстах позволяет, с одной стороны, выявить ценную информацию о мировоззрении и культуре классической эпохи, с другой -обнаружить уникальную субъективность индивидуального творческого сознания. Для данной работы важен метод культурологической интерпретации как актуальный метод современной гуманитаристики, необходимый для анализа культурного пространства художественного текста. В осмыслении феномена музыкальности поэзии, а также вопросов взаимодействия языков культуры в работе применяется метод интермедиального анализа, необходимый для сопоставления особенностей понятийной и образной сфер слова и музыки.

Теоретико-методологическая основа диссертации разрабатывалась на основе исследований Ю. М. Лотмана, М. С. Кагана, М. М. Бахтина, Б. А. Каца, А. В. Михайлова, А. Е. Махова, Л. Л. Гервер, Н. М. Мышьяковой, Н. В. Тишуниной.

Источниковедческая база исследования.

Границы исследования определены русской классической культурой XIX века, литература которой понимается как «самодостаточная модель русской культуры»3, в которой, согласно Ю. М. Лотману, культурное пространство между А. С. Пушкиным и А. П. Чеховым представляет собой единое культурно-историческое явление4.

Лотман Ю.М. О русской литературе классического периода // О русской литературе. -СПб.: Искусство-СПБ, 1997. - С. 595.

4 Там же.

Непосредственным материалом практической части послужили поэтические произведения русской словесности. Из художественных произведений были отобраны наиболее репрезентативные для иллюстрации взаимодействия поэтического слова и музыки тексты. Русская классическая поэзия представлена именами А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Ф. Н. Глинки, П. А. Вяземского, С. П. Шевырева, А. М. Жемчужникова, Ап. Григорьева, Я. П. Полонского, А. А. Фета, Н. П. Огарева, В. Г. Бенедиктова, К. К. Случевского, А. Н. Апухтина и др.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- осуществлен анализ современной методологии культурологического исследования музыкальности поэзии;

- раскрыты философско-эстетические основания концепции музыки/ «музыкального» в русской культуре XIX века, представляющие собой комплекс романтических идей о музыке;

- определено интегрирующее значение музыки в духовной жизни и культурных интересах русского общества XIX века, способствовавшей обмену идеями, образами, духовными интенциями между музыкальным и словесным искусством;

- дана культурологическая интерпретация области «музыки слова» русской поэзии, как «единого текста» культуры XIX века;

- выявлена культуротворческая специфика музыкальности поэзии, обращающая словесное искусство к поискам музыкального образа русской культуры;

- осуществлен анализ музыки/«музыкального» как архетипа словесного искусства в творчестве А. А. Фета.

Теоретическая и практическая значимость работы. Материалы диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях проблем взаимодействия искусств, а также применены в изучении художественной практики классического периода русского искусства и культуры. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в курсах по теории и истории культуры, при разработке специальных курсов по философии музыки, русской культуре.

Основные результаты исследования, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Культурологический подход к исследованию музыкальности русской поэзии основывается на концепции диалога культур (М. М. Бахтин), идее исследования культуры как системного образования (М. С. Каган), концепции художественных коммуникаций (Ю. М. Лотман). Актуальным методом анализа культурного пространства художественного текста является метод культурологической интерпретации, расширяющий значение понятия «художественный текст», как объективной культурной реалии и источника культурологической информации.

2. Философско-эстетический ракурс музыки в русской культуре XIX века сформирован в результате влияния романтической парадигмы музыки (В. Ф. Й. Шеллинг, А. Шопенгауэр). Русское философствование о музыке представляет собой романтический комплекс идей о музыке: музыка в метафизическом смысле; музыка души, как отражение музыкально космической гармонии; музыка, как принцип, лежащий в основе всех искусств.

3. Музыка в художественном сознании и культуре классической эпохи - нравственный и эстетический камертон, предмет романтических исканий идеального, прекрасного. В результате обмена духовными интенциями, идеями, образами между музыкой и словом, музыка понимается в расширенном, трансцедированном состоянии. Музыка причастна к трем сферам бытия - к устройству мира, к внутренней сути человека, к фундаментальным основам искусства; «музыкальное» предстает как эстетический вектор русской культуры.

4. Музыкальное пространство русской поэзии как «единый текст» русской культуры XIX века представляет собой художественную картину мира в образах звука. Музыка, перешедшая в словесную форму, сформировала интенции «музыки слова» в русской поэзии, которые включают в себя пространство «мировой музыки» и «внутренней музыки человеческой души», как отражение основных векторов музыки/«музыкального» русской культуры XIX века. Репрезентация «музыкального» в поэтических текстах на протяжении всего классического периода русской культуры демонстрирует романтическую «сущностность» музыки в художественном сознании эпохи.

5. В поэтическом отражении музыкально-звуковой среды русской культуры передается ценностный смысловой контекст музыки. Музыкальное пространство русской поэзии, включая в себя поэтику музыкальных названий, сферу музыкального звука, «цитирование» музыкальных произведений, мифопоэтически осмысленные «женско-музыкальные» образы, являет «акустический портрет», музыкальный образ русской культуры XIX века.

6. Лирика А. А. Фета репрезентирует интермедиальную природу творческого мышления как путь от «мелоса» к «логосу». Музыкальный вектор творческого процесса поэта открывает путь к осознанию смысла каждого конкретного текста и, одновременно, к расширению и углублению представлений об уровнях взаимодействия музыки и слова в русской культуре XIX века.

Апробация работы. Материалы диссертационного исследования представлены в публикациях, отдельные положения изложены автором в докладах на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях: II, III, VI VII Международная научная конференция «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 23-24 декабря 2004 г.; 08-09 декабря 2005 г.; 07 ноября 2008 г.; 03 декабря 2009 г.); Межвузовская очно-заочная научно-практическая конференция «Искусство в современном мире» (Нижневартовск, 26 марта 2004 г.); Всероссийская научно-практическая очно-заочная конференция «Современные проблемы межкультурных коммуникаций» (Нижневартовск, 25-26 марта 2006 г.); Международная научно-практическая конференция «Россия сегодня: гуманизация социально-экономических отношений. VI Марксовские чтения» (Нижневартовск, 06 марта 2008 г.); II Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (Санкт-Петербург, 25-29 ноября 2008 г.), методологических семинарах кафедры культурологии и философии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ФГОУ ВПО «Тюменского государственного университета».

Структура и объем диссертационного исследования: диссертационная работа состоит из введения, 2-х глав, заключения и библиографического списка. Общий объем работы - 137 страниц. Список литературы включает 198 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Мартыненко, Люцина Римовна

Заключение

В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам.

Методология и методы культурологического исследования музыкальности слова, исходя из междисциплинарного характера избранной темы, основываются на достижениях различных наук гуманитарного цикла: философии, культурологии, искусствоведения, музыковедения, литературоведения. Культурологический подход к исследованию музыкальности русской поэзии основывается на концепции диалога культур (М. М. Бахтин), идее исследования культуры как системного образования (М. С. Каган), концепции художественных коммуникаций (Ю. М. Лотман). Актуальным методом анализа культурного пространства художественного текста является метод культурологической интерпретации, расширяющий значение понятия «художественный текст», как объективной культурной реалии и источника культурологической информации.

В истории русской культуры XIX век выделяется как особый период в совместном долгом «течении» Музыки и Слова. «В XIX веке наиболее

987 глубоко идеал, суть России улавливались в патриотизме, любви, музыке» , - писал Г. Д. Гачев о национально-историческом своеобразии русской художественной культуры. Русская литература, в XIX веке обретшая огромный общественный авторитет и идейно-психологическую мощь, обращалась к музыке как к воплощению идеального, прекрасного, как к нравственному и эстетическому камертону.

Особое значение музыки в художественном сознании и культуре классической эпохи обусловлено, в том числе, активным взаимодействием музыкального и словесного искусства. Романтически окрашенный философско-эстетический дискурс о музыке создал атмосферу насыщенной высокой «музыкой сфер» духовной жизни русской интеллигенции, утвердил

287

Гачев Г Д. Образ в русской художественной культуре / Г.Д. Гачев. - М.: Искусство, 1981. -С. 82. музыку как источник вдохновения в литературном и философском творчестве, определил музыкальный генезис многих явлений русской литературы XIX века.

В результате интенсивного обмена идеями, понятиями, образами между музыкальным и словесным искусством в русской культуре XIX века, музыка стала пониматься в расширенном, трансцедированном состоянии (Музыка). Она - больше, чем совокупность звучаний, музыка оказалась причастной к трем сферам бытия - к устройству мира, к внутренней сути человека, к фундаментальным основам искусства, «музыкальное» становится вектором русской культуры.

В русской словесной культуре классического периода образовалась сфера словесного «трансмузыкального», которая носила промежуточный, посредующий характер и находилась в постоянном взаимодействии с музыкальным искусством, включала в себя комплекс идей и представлений о музыке, который рассредоточен в массиве словесных текстов, включающем музыкально-теоретические трактаты, философские, эстетические труды, прозу и поэзию, письма, дневниковые записи.

Русская поэзия классической эпохи, прочитанная как «единый текст» культуры, обнаружила в себе область «музыки слова», в которой фундаментальная двойственность в понимании музыки как отражения музыкально-космической гармонии и музыки как искусства, определила эволюцию «музыкального», формы его репрезентации. Культурологическая интерпретация области «музыки слова» русской поэзии выявила музыкальное пространство художественного текста, представленное картиной мира в образах звука: «мировой музыкой» - метафизической музыкой-субстанцией, существующей объективно; «инструментовкой» природных явлений в образах музицирующей природы; «мировыми» музыкальными инструментами - струнными, ударными и духовыми; «мировыми музыкантами», включая «Создателя».

В «человеческом» измерении музыкального мира музыкальные категории переносятся на человеческие отношения, передавая сюжеты человеческой жизни как музыкальный процесс. «Музыкальные» названия произведений русской лирики становятся «камертоном» эмоции. Поэтическое произведение становится подобием музыкального по степени выразительности, его эмоциональным эквивалентом.

В «музыке слова» поэтических текстов выстраивается иерархическая система музыкальных ценностей: величие и красота духовных прозрений классической музыки; «унылая», «заунывная», «тоскливая», но «печалию согретая» русская песня; «буйное веселье» и «жгучая тоска» цыганского романса; «певучие звуки рояли», «печальные струны», звуки «тоскливой скрипки», «злой шарманки» как повседневная музыкально-звуковая среда. Мифопоэтически осмысленное женское-музыкальное трансформируется в собирательный образ певицы-богини, голос которой - связующее звено мира небесного и земного, восстанавливает утраченную гармонию. Женски-окрашенный звуковой образ занимает заметное место в поэтических текстах на протяжении всего XIX века, что указывает на романтическую доминанту художественного сознания, так как именно романтизм создал тип женственности, основанный на слуховом впечатлении.

Кульминацией музыкальности русской поэзии XIX века стало творчество А. А. Фета, которое явилось связующим звеном между русским романтизмом первых десятилетий XIX века и «великими музыкальными открытиями» поэзии следующей культурной эпохи. Музыкальный вектор мировоззрения и творчества А. А. Фета выявил интермедиальную природу мышления поэта как путь от «мелоса» к «логосу». Воплощение поэзии А. А. Фета в русской музыке охарактеризовано как чуткое «культурное слышанье» русскими музыкантами его напевной лирики.

Анализ музыкальных мотивов русской поэзии выявил музыкально-акустический «портрет» русской культуры XIX века, в котором средствами музыки передается ценность смыслового контекста музыки для человека; обнаружил музыкальные предпочтения и романтический культурный «выбор» эпохи. Проведенное исследование музыкальности поэзии как культурного феномена позволяет утверждать, что в русской культуре XIX века Музыка стала событием в истории поэтического Слова. Музыкальность поэзии в русской культуре XIX века представляется культурным алгоритмом взаимодействия искусств, в котором согласованы универсальные закономерности саморазвития Музыки, Слова и человеческой духовности.

121

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Мартыненко, Люцина Римовна, 2011 год

1. Адорно, Т.В. Избранное: Социология музыки Текст. / Т.В. Адорно. М.; СПб.: Университетская книга, 1999. - 445с.

2. Азначеева, E.H. Музыкальные принципы организации литературно-художественного текста Текст. / E.H. Азначеева. Пермь: Изд-во Перм. унта, 1994.-228 с.

3. Айзенштейн, Е.О. Построен на созвучьях мир. Звуковая стихия М. Цветаевой Текст. / Е.О. Айзенштейн. СПб.: Журнал Нева, ИТД Летний сад, 2000.-288 с.

4. Апрелева, В.А. Музыка как эстетическая реальность. Теоретические проблемы Текст. / В.А. Апрелева. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999. - 327 с.

5. Апухтин, А.Н. Стихотворения Текст. / А.Н. Апухтин. М.: Сов. Россия, 1994.-384 с.

6. Апухтин, А.Н. Стихотворения Текст. /А.Н. Апухтин. Л.: Детская литература, 1990. - 159 с.

7. Арановский, М.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства Текст. / М.Г. Арановский. М.: Композитор, 1998. - 221с.

8. Аронсон, М., Рейсер С. Литературные кружки и салоны Текст. / М. Аронсон, С. Рейсер. СПб.: Академический проект, 2000. - 400 с.

9. Асафьев, Б.В. Русская музыка: XIX и начало XX века Текст. / Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1978. - 304 с.

10. Асафьев, В.В. Музыкальная форма как процесс. Текст. / Б. В. Асафьев. -Л.: Музыка, 1971. Кн. 1-2. -376с.

11. Афанасий Фет и русская литература: материалы Международной научной конференции XIX Фетовские чтения (Курск, 7-9 октября 2004 г.) / под ред. Н.З. Коковиной, М.В. Строганова. Курск: Курск, гос. ун-т., 2005. - 182 с.

12. Барт, P. Texte Текст. / Р. Барт // Интертекстуальность // Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник / под ред. И.П. Ильина, Е.А. Цургановой. М.: Интрада, 1996. - 320 с.

13. Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики Текст. / М.М. Бахтин. М.: Худ. лит-ра, 1975. - с. 502.

14. Белинский, В.Г. Разделение поэзии на роды и виды Текст. / В.Г. Белинский // Собр. соч.: в 3 т. М.: ГИХЛ, 1948. - Т. 2. - 932 с.

15. Белякаева-Казанская, Л.В. Силуэты музыкального Петербурга. Путеводитель по музыкальным театрам, музеям, концертным залам прошлого и настоящего Текст. / Л.В. Белякаева-Казанская. СПб.: Лениздат, 2001.-499 с.

16. Берковский, Н.Я. Романтизм в Германии Текст. / Н.Я. Берковский. -СПб.: Азбука-классика, 2001. 511 с.

17. Бернандт. Г.Б. В.Ф. Одоевский и Бетховен. Страница из истории русской бетховенианы Текст. / Г.Б. Бернандт. М.: Сов композитор, 1971. - 52 с.

18. Бершадская, Т.С. Статьи разных лет Текст. / Т.С. Бершадская // Сб. ст. / под ред. О.В. Рудневой. СПб: Союз художников, 2004. - 320 с.

19. Благой, Д.Б. Афанасий Фет поэт и человек Текст. / Д. Б. Благой // Фет А. А. Воспоминания. - М.: Правда, 1983. - С. 3-26.

20. Благой, Д.Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.Фета Текст. / Д. Д. Благой // Стихотворения А. Фета. М.: Худож. лит., 1975. - 111 с.

21. Бобровский, В.П. Тематизм как фактор музыкального мышления: Очерки: в 2-х вып. -М.: Музыка, 1989. Вып. 1 - 268 с.

22. Бонфельд, М.Ш. Музыка: Язык. Речь. Мышление. Опыт системного исследования музыкального искусства Текст. / М.Ш. Бонфельд. СПб.: Композитор, 2006. - 648с.

23. Борисова, И. Е. Интермедиальный аспект взаимодействия музыки и литературы в русском романтизме : Дис. . канд. культурологии: защищена 14.02.2000 : Текст. / И.Е. Борисова. СПб., 2000. - 251 с.

24. Бухштаб, Б.Я. A.A. Фет Текст. / Б.Я. Бухштаб // A.A. Фет. Стихотворения. Л.: Худож. лит., 1956. - 380 с.

25. Бухштаб, Б.Я. A.A. Фет. Очерк жизни и творчества Текст. /Б.Я. Бухштаб. Л.: Наука, 1990.- 140 с.

26. Бухштаб, Б.Я. Русские поэты. Тютчев, Фет, Козьма Прутков, Добролюбов Текст. / Б.Я. Бухштаб. JL: Худож. лит., 1970. - 274 с.

27. Бухштаб, Б.Я. Фет и другие. Избранные работы Текст. / Б.Я. Бухштаб. -СПб.: Академ, проект, 2000. 560 с.

28. Бэлза, И.В. Исторические судьбы романтизма и музыки: Очерки Текст. / И.В. Бэлза. М.: Музыка, 1985. - 200 с.

29. Вакенродер, В.Г. Краски Текст. / В.Г. Вакенродер // Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980. - 639 с.

30. Ванслов, В.В. Эстетика романтизма Текст. / ВВ. Ванслов. М.: Искусство, 1966. - 403 с.

31. Васина-Гроссман, В. А. Музыка и поэтическое слово. Интонация. Композиция Текст. / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1978. - Ч. 2-3366 с.

32. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово. Ритмика Текст. / В.А. Васина-Гроссман. М.: Музыка, 1972. - Ч. 1. - 149 с.

33. Васина-Гроссман, В.А. Русский классический романс XIX века Текст. / В.А. Васина-Гроссман. М.: Изд-во АНСССР, 1956. - 352 с.

34. Веневитинов, Д.В. Анаксагор Текст. / Веневитинов Д.В. // Стихотворения. Проза. М.: Наука, 1980. - 608 с.

35. Веневитинов, Д.В. Скульптура, живопись и музыка / Веневитинов Д.В. // Стихотворения. Проза. Текст. -М.: Наука, 1980. 608 с.

36. Винокуров, Е. Лирика Афанасия Фета Текст. / Е. Винокуров // А. А. Фет. Лирика. М.: Худож. лит., 1966. - 183 с.

37. Владышевская Т., Левашова О., Кандинский А. История русской музыки: учебник. В 3 вып. Текст. /Ред. А. Кандинский, Е. Сорокина. Вып. 1 М.: Музыка, 1999.-216 с.

38. Вольман, Б. Р. Русские нотные издания XIX начала XX века Текст. / Б.Р. Вольман. - Л.: Музыка. - 216 с.

39. Вяземский, П.А. Соч.: В 2 т. Стихотворения Текст. / П.А. Вяземский /. -М.: Худож лит., 1982. - Т. 1 - 462 с.

40. Гаспаров, M.JI. Время Некрасова и Фета Текст. / M.JI. Гаспаров // Очерк теории русского стиха. Метрика. Ритмика. Рифма. Строфика. М.: Фортуна Лимитед, 2000. - 352 с.

41. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии: Анализы, интерпретации, характеристики Текст. / М.Л. Гаспаров. СПб.: Азбука, 2001. - 480 с.

42. Гачев, Г.Д. Образ в русской художественной культуре Текст. / Г.Д. Гачев. М.: Искусство, 1981.-247 с.

43. Гервер, Л.Л. Заметки на полях Бориса Каца Текст. / Л Л. Гервер // Музыкальная академия. 2001. - № 2.

44. Гервер, Л.Л. Музыка и музыкальная мифология в творчестве русских поэтов (первые десятилетия XX века) Текст. / Л.Л. Гервер. М.: Индрик, 2001.-248 с.

45. Герцен, А.И. Былое и думы /А.И. Герцен // Собр. соч.: В 30 т. М.: АН СССР, 1956.-Т. 8.-320 с.

46. Глинка, Ф.Н. Сочинения Текст. /Ф.Н. Глинка. М.: Сов. Россия, 1986. -352 с.

47. Гоголь, Н.В. Скульптура, живопись и музыка Текст. / Н.В. Гоголь // Арабески. М.: Молодая гвардия, 1990. - 430 с.

48. Григорьев, A.A. Воспоминания Текст. / A.A. Григорьев. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1980. - 437 с.

49. Григорьев, A.A. Стихотворения А. Фета. Москва. 1849. Текст. / A.A. Григорьев // Вопросы литературы. 2009. - Март-Апрель. - С. 406-448.

50. Григорьев, A.A. Стихотворения и поэмы Текст. /A.A. Григорьев. М.: Сов Россия, 1978. - 288 с.

51. Гуковский, Г.А. Пушкин и русские романтики Текст. / Г.А. Гуковский. М.: Интрада, 1995.-320 с.

52. Гулыга, А. В. Шеллинг / А.В. Гулыга. М.: Соратник, 1994. - 316 с.

53. Егоров, Б.Ф. Музыкальная жизнь Текст. / Б.Ф. Егоров // Из истории русской культуры. (XIX век). М.: Языки русской культуры, 2000. - Т. 5. -848 с.

54. Емельянов, Б.В. Три века русской философии (ХУШ-ХХ вв.): Учеб. пособие Текст. / Б.В. Емельянов. Екатеринбург; Нижневартовск: Изд-е Нижневарт. пед. ин-та, 1995. - 226 с.

55. Ермилова, Л .Я. Психология творчества поэтов лириков Тютчева и Фета Текст. / Л.Я. Ермилова. - М.: Мое. гос. пед. ин-т, 1979. - 85 с.

56. Жемчужный, И.С. Музыкальная классика в контексте поэзии А. А. Фета / И.С. Жемчужный Текст. // Афанасий Фет и русская литература: XIX Фетовские чтения / под ред. Н. 3. Коковкиной. Курск: Курск, гос. ун-т, 2005. -182 с. С. 20-25.

57. Жукоцкая, 3. Р. Культурологические концепции: краткий обзор Текст. / З.Р. Жукоцкая // Культурология: Дайджест. РАН ИНИОН. Центр гуманит. науч.-информ. исслед. Отдел культурологии. / под ред.: И. Л. Галинской. -М.: ИНИОН, 2007.- 120 с.

58. Жукоцкая, З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма: монография Текст. /З.Р. Жукоцкая. М.: РГГУ, 2003. - 288 с.

59. Закс, Л.А. О культурологическом подходе к музыке Текст. / Л.А. Закс // Музыка. Культура. Человек.: сб. научных трудов / под. ред. М.Л. Мугинштейна. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1988. - Вып 1 - 206 с.

60. Закс, Л.А. Художественное сознание Текст. / Л. А. Закс. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. - 212 с.

61. Зорилова, Л.С. Поиск духовных идеалов личности в науке, культуре, и музыкальном искусстве: монография Текст. / Л. С. Зорилова М.: Альма-Матер; Академический Проект, 2008. - 253 с.

62. Иванченко, Г.В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы Текст. / Г.В. Иванченко. М.: Смысл, 2001. - 264 с.

63. Ильин, В.Н. Эссе о русской культуре Текст. / В.Н. Ильин. СПб.: Акрополь, 1997. - 462 с.

64. Интерпретация художественного текста: сб. научных материалов Текст. / под ред. Л.А. Купец и др. Петрозаводск, 2001. - 141 с.

65. История русской музыки: монография. В 10 т. Текст. / Ю.В Келдыш [и др.]. М.: Музыка, 1988. -. Т. 5. - 1826-1850. - 520 с.

66. Каган, М. С. Философия культуры Текст. / М. С. Каган. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. - 416 с.

67. Каган, М.С. Морфология искусств: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств Текст. / М. С. Каган. - Л.: Искусство, 1972. - Ч. 1-3. - 440 с.

68. Каган, М.С. Музыкальный язык в семье художественных языков Текст. / М.С. Каган // Музыка в мире искусств. СПб.: 1Л, 1996. - 232 с.

69. Кац, Б. А. Об аналогах трехчастной и сонатной форм в поэтической лирике Текст. / Б.А. Кац // Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. очерки и комментарии. СПб.: Композитор, 1997. - с. 25-54.

70. Кац, Б. А. Стань музыкою, слово!: Критические этюды. Из опыта претворений поэтической лирики в камерных вокальных циклах советских композиторов Текст. / Б.А. Кац. Л.: Музыка, 1983. - 151 с.

71. Кац, Б.А. Музыкальные ключи к русской поэзии: исслед. очерки и комментарии /Б.А. Кац. СПб.: Композитор, 1997. - 270 с.

72. Коган, Л.Н. В четвертом измерении: идеи русской литературы Текст. / Л.Н. Коган. Нижневартовск; изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 1994. - 192 с.

73. Коган, Л.Н. Теория культуры Текст. / Л.Н. Коган. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос.ун-та, 1993. - 160с.

74. Кожинов, В.В. Книга о русской лирической поэзии XIX века: Развитие стиля и жанра Текст. / В.В. Кожинов. М.: Современник, 1978. - 303 с.

75. Кожинов, B.B. Размышления о русской литературе Текст. / В.В. Кожинов. -М.: Современник, 1991. 526 с.

76. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. Изд-е 2-е. Текст. / Г.Г. Коломиец. М.: Издательство ЛКИ, 2007. - 536 с.

77. Кондаков, И.В. Введение в историю русской культуры Текст. / И.В. Кондаков. М.: Аспект Пресс, 1997. - 687 с.

78. Кондаков, И.В. Образ мира в слове явленный: волны литературоцентризма в истории русской культуры Текст. /И. В. Кондаков // Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве / отв. ред. H.A. Хренов. М.: Наука, 2004. - 621 с.

79. Кравченко, А.И. Культурология: Уч. пособие Текст. /А.И. Кравченко. -М.: Академический проект, 2001. 496 с.

80. Кремлев, Ю. А. Русская мысль о музыке. Очерки истории русской музыкальной критики и эстетики XIX века. В 3 т. 1954 1960 Текст. / Ю.А. Кремлев. - Л.: Музгиз. - Т. 1. - 1954. - 288 с. Т. 2. - 1958. - 614 с. Т. 3. - 1960. -368 с.

81. Кудряшов, А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учеб. пособие. Текст. / А.Ю. Кудряшов. -СПб.: Изд-во Лань, 2006. 432 .: ил.

82. Культурология. XX век: энциклопедия. В 2-х т. Текст. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. - Т. 2. - 447с.

83. Лагунов А.И. Весь трепет жизни / А.И. Лагунов // Фет А. Стихотворения. Поэмы. М.: ACT; Харьков: Фолио, 2005. - 557.

84. Левашова, О. Е. Музыка в кружке А. А. Дельвига (Из истории музыкально-общественной жизни пушкинской эпохи) Текст. / O.E. Левашова // Вопросы музыкознания. М.: Музгиз, 1956. - Вып.2 - С. 323325.

85. Левая ,Т.Н. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи Текст. / Т. Н. Левая. М.: Музыка, 1991. - 166 с.

86. Лермонтов в музыке. Справочник / сост. Л. Морозова, Б. Розенфельд. — М.: Советский композитор, 1983. 176 с. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://feb-web.ru/febupd/lermont/critics/lvm/lvm-001 -.htm

87. Лермонтов, М.Ю. Ангел Текст. / М.Ю. Лермонтов // Стихотворения. Поэмы. Маскарад. Герой нашего времени. М.: Худож. лит. 1972. - 768 с.

88. Лермонтов, М.Ю. Панорама Москвы Текст. / М.Ю. Лермонтов // Собрание сочинений. Проза; письма. В 4 т. М.: Худож. лит., 1984. - Т. 4. -527 с.

89. Ливанова, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом: исследования и материалы. В 2 т. 1952-1953. Текст. / Т.Н. Ливанова. М. : Музгиз. - Т. 1. - 1952. - 535 с. Т. 2. - 1953. -476 с.

90. Ливанова, Т.Н. Русские поэты и вокальная лирика Текст. / Т.Н. Ливанова // Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года): справочник. Вып. 1 / сост. Г. К. Иванов. М.: Музыка, 1966. - С. 2-23.

91. Литература в системе искусств: методология междисциплинарных исследований. Тезисы I Международной конференции Текст. / отв. ред. Н.В. Тишунина. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. - 92 с.

92. Литература и музыка. Контакты и взаимодействия: сб. трудов Текст. /. отв. ред. Б.Г. Реизов. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1975. - 277 с.

93. Литературные манифесты западноевропейских романтиков Текст. / под ред. A.C. Дмитриева. -М.: Изд-во Моск. ун-та., 1980. 639 с.

94. Лосев, А. Ф. Диалектика художественной формы Текст. / А.Ф. Лосев. -М., 1927.

95. Лосев, А.Ф. О музыкальном ощущении любви и природы Текст. / А.Ф. Лосев // Форма. Стиль. Выражение. М., 1995. - 944 с.

96. Лотман, Ю. М. Человек каких много» и «исключительная личность». (К типологии русского реализма первой половины XIX века) Текст. / Ю.М. Лотман // О русской литературе. С.-Петербург: Искусство-СПБ, 1997. - С. 105-120.

97. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек текст - семиосфера -история Текст. // Ю. М. Лотман. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 464 с.

98. Лотман, Ю.М. О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста: Статьи и исследования. Заметки. Рецензии. Выступления Текст. / Ю.М. Лотман. -СПб.: Искусство-СПБ, 2001. 847 с.

99. Лотман, Ю.М. О русской литературе Текст. / Ю.М. Лотман. С.Петербург: Искусство-СПБ, 1997. - 848 с.

100. Лотман, Ю.М. О русской литературе. Статьи и исследования Текст. / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПБ, 1997. - 848 с.

101. Лотман, Ю.М. Текст и функция Текст. / Ю. М.Лотман // Избранные статьи. В 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: Александра, 1992. - Т. 1. - 479 с.

102. Магина, Р.Г. Русский философско-психологический романтизм (Лирика В.А. Жуковского, A.A. Фета, Ф.И. Тютчева) Текст. / Р.Г. Магина. -Челябинск: Челяб. гос. пед. институт, 1982. -92 с.

103. Майков, А.Н. Избранные произведения Текст. / А.Н. Майков. Л.: Сов. Писатель, 1977.-е. 912.

104. Маймин, Е.А. О русском романтизме Текст. / Е.А. Маймин. М.: Просвещение, 1975. с. 240.

105. Маковский, М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: образ мира и миры образов Текст. / М.М. Маковский. М.: Владос, 1996. - 416 с.

106. Манкевич И.А. Поэтика обыкновенного: опыт культурологической интерпретации: монография / И.А. Манкевич. СПб.: Алетейя, 2011. - 712 с.

107. Махлина, С.Т. Семиотика культуры и искусства: словарь-справочник Текст. / С. Т. Махлина. СПб.: Композитор. -2003. - Кн.2. - 340с.

108. Махов, А Е. Música literaria: идея словесной музыки в европейской поэтике Текст. / А Е. Махов. Москва: Intrada, 2005. - 224 с.

109. Махов, А.Е. Ранний романтизм в поисках музыки Текст. / А.Е. Махов. М.: Лабиринт, 1993,- 116 с.

110. Медушевский, B.B. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки Текст. / В.В. Медушевский // Восприятие музыки: сб. статей М.: Музыка, 1980.-С. 178-194.

111. Михайлов, A.B. Музыка в истории культуры: избр. статьи Текст. / А.В Михайлов. М.: Моск. гос. консерватория, 1998. - 264 с.

112. Михайлов, A.B. Обратный перевод: Русская и западноевропейскаяtкультура: проблема взаимосвязей Текст. / A.B. Михайлов. М.: Языки русской культуры, 2000. - 853 с.

113. Михайлов, A.B. Романтизм Текст. / Михайлов A.B. // Музыкальная жизнь. №5. - 1991. - С. 21-23.

114. Михайлов, A.B. Слово и музыка. Музыка как событие в истории слова Текст. /Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова / ред.-сост. Е. И. Чигарева и др. М.: Моск. гос. консерватория, 2002. С.6 - 23.

115. Михайлов, A.B. Языки культуры. Риторика и история искусств. Ключевые слова культуры. Самоосмысление гуманитарной науки: учеб. пособие по культурологии Текст. / А. В. Михайлов. -М.: Языки русской культуры, 1997. -910с.

116. Музыка в зеркале поэзии: .Нам музыка звучит. Текст. / сост., вступи, ст. и коммент. Б.А. Каца. JL: Сов. Композитор, 1985. - Вып. 1 - 240 с.

117. Музыка в зеркале поэзии: В этих строчках песня. Текст. / сост., вступит, ст. и коммент. Б.А. Каца. - Л., 1986. - Вып. 2 - 200 с.

118. Музыка в зеркале поэзии: Что в музыке? / Текст. / сост., вступит, ст. и коммент. Б.А. Каца. JL: Сов. Композитор, 1987. - Вып. 3 - 304 с.

119. Музыка души и музыка слова: Культурологический альманах Лики культуры Текст. / сост. С.Я. Левит. М.: ИНИОН РАН, 1995. - 131 с.

120. Музыка и незвучащее: материалы международной конференции Текст. / сб. ст. М.: Наука, 2000. - 327с.

121. Музыка. Культура. Человек. Текст. / сб. ст. Свердловск: Изд-во Урал.гос. ун-та, 1991.-Вып. 1 -225с.

122. Музыкальная боэциана Текст. / Е.В. Герцман. С.-Петербург: Глаголъ, 1995.-479 с.

123. Мышьякова, Н. М. Литература как «школа» в русской музыке XIX века Текст. / Н.М. Мышьякова // Музыкальная академия. № 2. - 2005. - С. 148152.

124. Мышьякова, Н.М. Литература и музыка в русской культуре XIX века: дис. .докт. искусствоведения Текст./ Н.М. Мышьякова СПб., 2003. - 238 с.

125. Назайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки Текст. / Е.В. Назайкинский. -М.: Музыка, 1988.-254с.

126. Никитин, И.С. Сочинения Текст. / И.С. Никитин. М.: Правда, 1984. - 528 с.

127. Огарев, Н.П. Избранное Текст. / Н.П. Огарев. М.: Худож. лит., 1977. -446 с.

128. Одоевский, В.Ф. Последний квартет Бетховена Текст. / В.Ф. Одоевский // Повести и рассказы. М.: Худож. лит., 1988. - с. 382.

129. Одоевский, В.Ф. Русские ночи. В 2 т. Текст. / В. Ф. Одоевский. М.: Худож. лит., 1981. - Т. 1.-365 с. Т. 2. -365 с.

130. Озеров, Л.А. То что вечно человечно Текст. / Л. А. Озеров // Фет А. А. Улыбка красоты: избранная лирика и проза. - М.: Школа-Пресс, 1995. - 736 с.

131. Орлова, Е.М. Лекции по истории русской музыки: учеб. пособие / Текст. Е. М. Орлова. М.: Музыка, 1979. - 383 с.

132. Орлова, Е.М. Очерки о русских композиторах XIX начала XX века Текст. / Е.М. Орлова. - М.: Музыка, 1982. - 223 с.

133. Петровский, М. Езда в остров любви, или Что есть русский романс Текст. / М. Петровский // Вопросы литературы. 1984. - № 5. - С. 55-90.

134. Петрушанская, Е.М. Музыкальный мир Иосифа Бродского Текст. / Е.М. Петрушанская. СПб.: Звезда, 2004. - 352 с.

135. Петрушанская, Р.И. Музыка и поэзия Текст. / Р.И. Петрушанская. М.: Знание, 1984.-56 с.

136. Платек, Я.М. Под сенью дружных муз: музыкально-литературные этюды Текст. / Я.М. Платек. М.: Сов. композитор, 1987. - 232 с.

137. Плещеев, А. Н. Стихотворения Текст. / А. Н. Плещеев. М.: Худож. лит., 1975.-432 с.

138. Поэзия и музыка: сб. статей и иссл. Текст. / сост. В.А. Фрумкин. М.: Музыка, 1973.-302 с.

139. Поэты тютчевской плеяды Текст. / сост. В.В .Кожинов, Е.Кузнецова. М.: Сов. Россия, 1982.-400 с.

140. Проблемы музыкального мышления: сб. ст. Текст. / сост. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. - 336с.

141. Пузин, Н.П. Т. А. Кузминская об A.A. Фете Текст. / Н.П. Пузин // Русская литература. 1968. -№ 2. - С. 174-175.

142. Пушкин, A.C. Домик в Коломне Текст. / A.C. Пушкин // Собр. соч.: В 10 т. М.: Худ. литература, 1975. - Т. 3. - С. 223-235.

143. Пушкин, A.C. Собр. соч.: В 10 т. Текст. М.: Худ. литература, 1975. - Т. 3.-482 с.

144. Пятигорский, A.M. Философия или литературная критика Текст. / A.M. Пятигорский // Избранные труды. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-590 с.

145. Ранчин, A.M. Еще раз о тургеневской редактуре стихотворений Фета Текст. / A.M. Ранчин // Вопросы литературы. -2009. Январь-февраль. - С. 208-220.

146. Рахманова, М. Вместо предисловия Текст. / М. Рахманова // Миньона: Музыка в русской прозе: вторая половина XIX века. М: Музыка, 1991. - 319 с.

147. Русская поэзия в отечественной музыке (до 1917 года): справочник. Текст. / сост. Г.К. Иванов. М.: Музыка, 1966. - Вып. 1 - 438 с.

148. Русская романтическая повесть писателей 20-40-х годов XIX века Текст. -М: Пресса, 1992.-464 с.

149. Ручьевская, Е.А. О методах претворения и выразительном значении речевой интонации Текст . / Е.А. Ручьевская // Поэзия и музыка: сб. статей и иссл. / сост. В.А. Фрумкин. М.: Музыка, 1973. - 302 с.

150. Савельева, И.П. Идеи космизма в музыкальной культуре Серебряного века: монография Текст . / И П. Савельева. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2009. - 127 с.

151. Синтез в русской и мировой художественной культуре: материалы второй научно-практической конференции, посвященной памяти А. Ф. Лосева. -Ярославль: Изд-во Ремдер, 2002. 316 с.

152. Сконечная, А.Д. Московский Парнас Текст . / А.Д. Сконечная. М.: Моск. рабочий, 1983. - 176 с.

153. Слово и музыка. Памяти A.B. Михайлова: сб.ст. Текст. / ред.-сост. Е.И. Чигарева и др. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2002. -145 с.

154. Слово и музыка: материалы научных конференций памяти A.B. Михайлова Текст. / ред.-сост. Е.И. Чигарева и др. М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2008. - Вып. 2 - 256 е., нот., ил.

155. Соболева, Г.Г. Русский романс Текст. / Г.Г. Соболева. М.: Знание, 1980. -120 с.

156. Соллертинский, И. И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика Текст. / И.И. Соллертинский. Л.: Госмузиздат, 1956.

157. Софронова, Л.А. Несколько замечаний к поэтике романтизма Текст. / Л.А. Софронова // Русская литература и культура нового времени. СПб.: Наука, 1994.-272 с.

158. Сохор, А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия Текст. / А. Н. Сохор // Проблемы музыкального мышления: сб. ст. / сост. М.Г. Арановский. М.: Музыка, 1974. С.59-74.

159. Степанов, Ю.С. Константы; Словарь русской культуры: Опыт исследования Текст. / Ю.С. Степанов. М.: Языки русской культуры, 1997. -824 с.

160. Степанова, И.В. Слово и музыка: диалектика семантических связей: втореф. дис. . докт. искусствоведения: защищена 02.12.1999 : утв. 21.07.2000 Текст. / И.В. Степанова М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 1999. - 39 с.

161. Тархов, А.Е. Музыка груди (О жизни и поэзии Афанасия Фета) Текст. / А.Е. Тархов // Фет A.A. Сочинения. В 2 т. / сост., вступ. ст. и коммент. А. Е. Тархова. М.: Худож. лит., 1982. - Т. 1. - С. 5 - 20.

162. Тархов А.Е. Человек со вздохом Текст. / А.Е. Тархов // Фет. A.A. Стихотворения. Проза. Письма / сост. Т.Д. Аслановой и др. М.: Сов. Россия, 1988.-464 с.

163. Тишунина, Н.В. Западноевропейский символизм и проблема взаимодействия искусств: Опыт интермедиального анализа: монография Текст. / Н.В. Тишунина. СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. - 160 с.

164. Тютчев, Ф.И. Стихотворения Текст. / Ф.И. Тютчев. М.: Сов. Россия, 1976. - 336 с.

165. Успенский, Б.А. Семиотика искусства Текст. / Б.А. Успенский. -ML: Языки русской культуры, 1995. 360 с.

166. Федоров, Н.Ф. Жуковский: слово и звук Текст. / Н.Ф. Федоров // Сочинения. М.: Мысль, 1982. - 711 с.

167. Фет, A.A. Воспоминания Текст. / А. А. Фет. М.: Правда, 1983. - 496 с.

168. Фет, A.A. Жизнь Степановки, или лирическое хозяйство Текст. / A.A. Фет. М.: Новое литературное обозрение, 2001. - с. 480.

169. Фет, A.A. Сочинения. В 2 т. Текст. / A.A. Фет. Худож. лит., 1982. - Т. 1. -575 с.

170. Фет, A.A. Сочинения. В 2 т. Текст. / A.A. Фет. Худож. лит., 1982. - Т. 2. -461 с.

171. Фет, A.A. Улыбка красоты: избранная лирика и проза Текст . / A.A. Фет. -М.: Школа-Пресс, 1995. 736 с.

172. Флоренский, П.А. Храмовое действо как синтез искусств Текст. / П.А. Флоренский // Иконостас: избранные труды по искусству. М.: ACT, 2001. -208 с.

173. Францева-Дозорова, E.H. Философы и музыка. От Пифагора до Кеплера. Культурологические очерки Текст. / E.H. Францева-Дозорова. М.: ООО Луч, 2007. - Часть I. - 240 с.

174. Холопова, В.Н. Понятие музыка / В.Н. Холопова // Музыкальная академия. -2003.-№4.-С. 1-17.

175. Хопрова Т.А. А.Г. Рубинштейн: популярная монография. Изд. 2-е / Т.А. Хопрова. Л.: Музыка, 1987. - 96 с.

176. Цареградская Т.В. Время и ритм в творчестве Оливье Мессиана / Т.В. Цареградская. М.: Классика-ХХ1, 2002. - 375 с.

177. Цивьян, Т.В. Ахматова и музыка Текст. / Т.В. Цивьян // Russian Literature. -Amsterdam. 1975,- № 10/11. P. 173-212.

178. Чайковский, М.И. Жизнь П.И. Чайковского. В 3 т. Текст. / М.И. Чайковский // Жизнь П. И. Чайковского М.: Алгоритм, 1997. - Т. 3. - 1885-1893.-617 с.

179. Шевчук, М.А. Романтизм в культуре и русской музыке первой половины XIX века: монография Текст. / М.А. Шевчук. СПб.: Инфо-да, 2003. - 110 с.

180. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1999. - 608 с.

181. Шеллинг, Ф.В. Философия искусства Текст. / Ф.В.Й. Шеллинг. М.: Мысль, 1966.-496 с.

182. Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление Текст. / А. Шопенгауэр // Шопенгауэр А. О четвертом корне. Мир как воля и представление. Критика кантовской философии. М.: Наука, 1993. - Т. 1. - 672 с.

183. Шумихина, JI.A. Генезис русской духовности Текст. / J1. А. Шумихина. -Екатеринбург: УрО РАН, 1998. 400 с.

184. Шумкова, Т.Д. Романтизм в Германии и в России: монография Текст. / Т.Д. Шумкова. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та; Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. пед. ин-та, 2001. - 174 с.

185. Щербакова, Т.А. Михаил и Матвей Вильегорские Текст. / Т.А. Щербакова // Русские музыканты XIX века. М.: Музыка, 1990. - 128 с.

186. Щербакова, Т.А. Цыганское музыкальное исполнительство и творчество в России Текст. / Т.А. Щербакова. М.: Музыка, 1984. - 176 с.

187. Эйхенбаум, Б.М. Литература и писатель Текст. / Б.М. Эйхенбаум // Аронсон М., Рейсер С., Литературные кружки и салоны. СПб.: Академический проект, 2000. - 400 с.

188. Эйхенбаум, Б.М. Мелодика русского лирического стиха Текст. / Б.Эйхенбаум // О поэзии. JL: Сов. писатель, 1969. - 302 с.

189. Эткинд, Е.Г. От словесной имитации к симфонизму (принципы музыкальной композиции в поэзии) Текст. / Е.Г. Эткинд // Поэзия и музыка: сб. трудов / сост. Фрумкин В. А. М.: Музыка, 1973. С. 186-220.

190. Яворский, Б.Л. Избранные труды Текст. / Б.Л. Яворский. М.: Советский композитор, 1987.-Т. 1.-365с.

191. Ямвлих. О Пифагоровой жизни Текст. / пер. с древнегреч. И. Ю. Мельниковой. М.: Алетейа, 2002. - 192 с.

192. Gier, А. Musik in der Literatur: Einflüsse und Analogie Текст. / A Gier. // Peter V. Zima (Hrsg), Literatur intermedial. Musik Malerei - Photografie - Film. -Darmstadt. - 1995.

193. Sher, St. P. Notes Toward a Theory of Music Текст. / St. P Sher // Comparative Literature. 1970. -vol. XXII. - № 2.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.