Наркомания как социокультурный феномен: особенности проявления в России: На примере Тюменской области тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Билкей, Сергей Иосифович

  • Билкей, Сергей Иосифович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 170
Билкей, Сергей Иосифович. Наркомания как социокультурный феномен: особенности проявления в России: На примере Тюменской области: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2003. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Билкей, Сергей Иосифович

Введение

Глава I.

Глава II.

Теоретико-методологические аспекты исследования наркомании как социокультурного и духовного феномена. 17

Наркомания как социальная проблема. Уровень исследования наркомании как социокультурного и духовного феномена. Концептуальный подход к принципам исследования наркомании в условиях переходного периода

Наркомания в России: состояние и проблемы (на примере Тюменской области).

Тенденции и особенности наркотизации общества. Характер распространения и виды проявления, наркомании, состояние информированности населения.

Плюрализм представлений в массовом сознании о наркомании и ее регулировании государством и обществом.

Глава III. Социально- культурные и духовные аспекты борьбы с наркоманией.

18-36 37

§ 1. Отношение к наркомании и оценка ее уровня населением в регионе. 117

§2. Место наркомании в числе актуальных проблем населения и портрет наркозависимого. 129

§3. Программа борьбы с наркоманией, профилактика и реабилитация наркозависимых.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Наркомания как социокультурный феномен: особенности проявления в России: На примере Тюменской области»

Наркомания в силу своей распространенности, особенно в молодежной среде, как и среди связанной с искусством интеллигенции более зрелого возраста, — незаметно для большинства приобрела ныне большую актуальность для общества.

Хотя психологически понятно в переходно-трагические эпохи уходить от окружающего абсурда и беспредела в иллюзорной мир успеха и счастья. А это уже социальное явление, связанное с жизненной культурой личности. В связи с этим встает вопрос о глубинных механизмах окультуривания человеческой природы, потребностях подкорки, подсознания. Там, где не воспитаны эмоциональные культурные стереотипы, связанные с духовным наслаждением, отмечается восприимчивость к химическим факторам, стимуляторам, эйфория к кайфогенераторам, каковыми и являются наркотические средства. Подобные потребности легко возникают у тех, у кого не воспитана жажда знаний, творчества, справедливости, лидерства, успеха и т.д. Этому способствует и недооценка роли воспитания в современной педагогике, делающей упор только на познание. А это уже в широком смысле вопрос культурной политики.

Слишком много среди современных людей не умеют подчинять подсознание сознанию и часто поступают под влиянием своих первичных глубинных потребностей. Большинство из них сознают, что делают неправильно, но ничего с собой сделать не могут из-за отсутствия соответствующего воспитания. Поэтому окультуривание человека - это прежде всего окультуривание подсознательных механизмов.

Художественная же интеллигенция утверждает, что легкие наркотики стимулируют творчество (А.Троицкий и др.). По современным представлениям, саму способность к воображению, абстрактному мышлению и другим компонентам творчества человек получил благодаря употреблению растительных наркотических средств, в частности, галюциногенов. А по ряду исследований последние менее вредны для здоровья, чем алкоголь.

С древних времен и до настоящего времени применяются наркотические средства и с лечебной целью. Достаточно отметить, что отец медицины Гиппократ умер от передозировки наркотиков, которые применял для самолечения. А здоровье Брежнева и Гитлера было подорвано чрезмерным употреблением снотворных препаратов - либо близких к наркотическим, либо в смеси с ними - первитином, опием и т.п.1.

Применяются наркотики и для того, чтобы способствовать своей стране в экономической и политической гонке за лидерство. Так, в период холодной войны это осуществляли спецслужбы КНР в отношении США, что хорошо вписалось затем в массовую культуру и даже захватило таковую «новых левых». В настоящее время на территорию России наркотики поставляются в смеси с вирусом СПИДа. Это признала даже американская радиостанция «Свобода» в отношении Урала и Сибири.

Само культурное и политическое движение консерватизма на Западе появилось частично как реакция на широкое употребление молодежью, подпавшей под влияние «новых левых», наркотических средств, в чем видели разложение традиционных культурных основ. Поэтому вполне можно назвать наркоманию не только медицинской или социальной проблемой, но и культурным феноменом.

1 Kardel «Adolf Hitler - Begrunder Jsraels», 1974, Mamia-gent.

Сами же понятия «наркомания», «наркотики», «наркоман» стали неотъемлемой частью жизни всего человечества и особой сверхактуальной проблемой совсем недавно, - в XX веке и даже во второй его половине. Еще в XIX веке, когда опиум и гашиш были хорошо известны просвещенной Европе, - таких понятий не существовало. Их использование было связано со сферой медицины. Наркотики были всего лишь медикантами. Постепенно, на рубеже веков, они перекочевали в места обитания богемы, в артистические салоны и гостиные, и далее - в бары, кабачки и мир шоу-бизнеса. Тем не менее потребления наркотиков как особой социальной и культурной опасности не существовало. Были отдельные опьяняющие вещества, наряду с алкоголем, и обезболивающие медикаменты с одурманивающими свойствами. Намечались лишь отдельные черты проблемы, когда то или иное европейское правительство вынуждено было ограничивать опиомокурение в портовых городах. Отдельные случаи наркотической зависимости квалифицировались либо как отравление, либо как душевная болезнь. Поэтому злоупотребляющий опием или гашишом становился объектом внимания чаще всего психиатров.

Наркомания как особая сфера и как понятие в его современном смысле - результат последних десятилетий жизни общества. Это понятие стало обозначать связанную с культурой и духовной жизнью социально-биологическую угрозу, имеющую глобальный масштаб. Появление отдельной области медицины, сотен наркологических клиник и лечебниц, тысячи смертей от наркотиков, причем, часто лучших представителей общества - художников, музыкантов, поэтов; детская наркомания, ужасающая статистика, мировой бизнес, имеющий самый крупный денежный оборот и самую сильную, с мировым влиянием мафию, угроза генофонду, специальные политические программы, комитеты и общества по борьбе с наркотиками, наконец, целые направления в искусстве, связанные с наркотической культурой, такие, как «психоделия» или «acid», наркоманский сленг и т.д. - все это феномены второй половины XX века, когда наркомания стала обиходным понятием, а ее угроза оставила далеко позади опасность алкоголизма или психических заболеваний.

Во все большем числе стран, порвавших с традициями, где люди все более атомизированы и неприкаяны, появляются мертвые городища, жители которых оказались порабощены наркотиками. Становятся все более привычными маленькие деревушки, чьи обитатели пребывают в беспробудном кайфе и медленно вымирают. В самых крупных западных городах появились районы, куда стараются не заходить здоровые горожане. Там трудно встретить человека, не употребляющего наркотики, там замерла обычная жизнь, туда не ходят ни автобусы, ни такси. Мало кто отваживается посещать эти злачные места потому, что случайного прохожего здесь могут убить, чтобы снять с него ботинки или вытащить бумажник. По данным статистики, в Америке в настоящее время мужчины до 25 лет чаще всего (в 72%) погибают в результате убийств, связанных с наркотиками. Россия не только стремительно приближается к такому положению, но и опережает его. По мнению футурологов, проблема наркотиков представляет собой самую большую из угрожающих сегодня нашему обществу опасностей, которая в ближайшие десятилетия принесет ущерб, превышающий все беды, которые только случались в истории человечества.

Уже в настоящее время наркоманическая эпидемия все шире охватывает нашу страну без какого-либо серьезного противодействия со стороны правоохранительных органов, а иногда и при их пособничестве. Хотя отдельные очаги наркомании были в советском государстве, она считалась преимущественно западным пороком, а советские пограничники зорко следили за тем, чтобы ни один подозрительный груз не пересек союзную границу

Сегодня, когда сам образ Советского Союза перестал оказывать устрашающее воздействие, а границы стали во многом условными, утратив свою стабильность и герметичность, из стран Востока и особенно из Афганистана и Пакистана, а также через кавказских и таджикских единоверцев к нам хлынули тонны опия, героина и кокаина. Сегодня эти тяжелые, смертельные наркотики употребляют тысячи наших детей и подростков - ситуация поистине беспрецедентная.

Американцы обещали после свержения талибов уничтожить плантации сырья для изготовления наркотиков, но не выполнили своего обещания. Масштабы выращивания этого сырья только увеличились. Ведь экономика Афганистана в значительной мере держится на подобного рода производстве, а для восстановления разрушенной страны нужны дополнительные колоссальные средства.

На Западе наркомания последние полвека распространялась по сравнению с нами относительно постепенно, и общество успевало для большинства граждан вырабатывать или использовать традиционные противоядия, прежде всего, культурные. Теперь же, когда в мире сложилась гигантская мафиозная индустрия распространения и эффективного навязывания наркотиков - внезапное открытие наших границ с абсолютно коррумпированным госаппаратом сделало распространение наркотиков поистине подобным пожару в сухостое.

- Врачи всерьез заговорили об угрозе генофонду нации. Так, к примеру, в Краснодарском крае только выявленных, зарегистрированных наркоманов - 20 тысяч. Учитывая, что наркоман - источник цепной реакции, и, как установили специалисты, вокруг каждого из них группируются как возле аттрактора, выражаясь в терминах синергетики, - пять-шесть подростков, мы можем получить в недалеком будущем результат, анализировать который будет некому. И действительно, по сравнению с 1994 годом, в 2001 году численность только зарегистрированных наркоманов выросла более, чем вдвое. По прогнозам межведомственной комиссии Совета Безопасности РФ через несколько лет в стране будет более 10 миллионов душевнобольных. А в основе большинства психических болезней сегодня лежит наркомания. Из года в год растет число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Даже в маленьких, почти изолированных бездорожьем от окружающего мира провинциальных городках 7-10% опрошенных старшеклассников употребляют наркотики. В крупных же городах эти показатели гораздо выше. Заботливые дяди из стран Ближнего Востока и Латинской Америки снабжают мальчиков и девочек России героином и кокаином, - все чаще отмечаются случаи злоупотребления тем же героином в 10-12-летнем возрасте. Многочисленные химические лаборатории, количество которых измеряется тысячами, производят синтетические наркотики.

Токсикомания - социальная болезнь, с которой очень трудно бороться из-за общедоступности летучих наркотических химикатов, -поразила самых маленьких. Средний возраст токсикомана 8-12 лет. Ядовитые клеи и растворители производят необратимые разрушения в детском организме, навсегда оставляя ребенка слабоумным инвалидом, не способным к восприятию духовной культуры. Сотни тысяч сегодняшних детей России - токсикоманы. За 10 лет в их среде умерло 22% из наблюдавшихся врачами подростков.

Наркомания поражает молодых, но в своем роде распространяется в направлении все более младших. А при таких тенденциях катастрофа самого человека может наступить даже раньше, чем таковая окружающей среды. Ф

Исходя из актуальности проблемы, нами был осуществлен анализ научной литературы с целью выяснения степени ее изученности и разработанности.

Источниковая база диссертации определялась спецификой темы, целями и задачами исследования. При этом весь массив литературы условно разделен нами на несколько групп.

Первую группу источников составили медико-психологические работы: Колесова Д.В., Ларионова А.В., Крутицкого Е.М., Беркалиева Т.Н., Палея А.И., Chitwood D.D., Huxley A., Zit, Martin A., Shlain В., Werner Е.Е. и др.1

Вторую группу составили общесоциологические работы, связанные с проблемой наркотиков: Кесельмана J1.E., Мацкевича М.Г., Кадырова М.М., Омигова В.И., Поздняковой М.Е., Коробкиной З.В., Алешина Е.А., Романова В.А., Ярмолича Н.А., Затешилова Н.Г., Куприна В.Д., Бочкарева В.К., Соломзеса Д.А., Чебурсона В., Соколовского Г., Байковой В.Г., Белогурова С.Б., Горанского А.Н., Кара-Мурзы С.Г., Кастанеды К. И. и многих других.2

1 Колесов Д.В. Эволюция психики и природа наркотизма. М., 1991; Ларионов А.В. Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия. Екатеринбург, 1997; Крутицкий Е.М., Беркалиев Т.Н., Палей А.И. Наркомания. М., 1995; The American pipe dream: Crack cocaine a the inner city / Ed by Chitwood D.D. et al - Fort Wort etc: Hatcourt, Brace, 1996; Huxley. The Doors of Perception - New York: Harper, 1974; Zit, Martin A. Shlain B. Acid Dream: The CIA, ZSD, and the Sixties Rebellion - New York: Grove Press, 1985; Werner E.E. High-risk children in yond adulthood: A Congitudinal study from birth to 32 years American Jonrnal of Orthopsychiatry, p.59, 1989.

2 Кесельман JI.E., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. Наркобизнес. СПб, 2001; Омигов В.И., Кадыров М.М. Наркомания: панацея или социальное зло? Ташкент, 1990; Наркомания как форма девиантного поведения / РАН, Ин-т социологии. Под ред. Поздняковой М.Е. М., 1997; Коробкина З.В. У опасной черты: Монография. М., 1991; Алешин Е.А. Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде. Казань, 2000; Романов В.А., Ярмолич Н.А., Затешилова Н.Г., Куприн В.Д. Молодежь города Пскова на рубеже веков: социологический и социально-философский анализ, практические рекомендации. Псков, 2000; Бочкарев В.К. Наркоситуация в России: сегодня, завтра. М., 2000; Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М., 1998; Байкова В.Г., Белогуров С.Б., Горанский А.Н. Наркомания: причины, последствия, меры защиты. Тюмень, 2000; Кастанеда К. Учение Дона Хуана. Киев, 1992; Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М., 2000; Cohn N. Cosmos, chaos and World to Come, New Haver, 1993.

Третья группа представлена работами авторов по юридическим аспектам наркомании и правовым методам борьбы с ней: Новиковой Д.А., Харичкина О.Н., Середы Г.В., Середы И.М., Любавиной М.А., Бакушева В.В., Щербатенко В.В., Есина JI.H., Гасановой Э.Г., Глинкина А.Н., Лавуты А.А., Булавина В.И., Давыдова В.М., Князева В.В., Пятницкой И.Н.1

К четвертой группе отнесены работы по культурологическим аспектам наркомании следующих авторов: Долговой Т.П., Клейберга Ю.А., Шапинского В.А., Бодлера LLL, Хаксли О., Гайденко П., Данилина А.Г., Шпакова А.О., Ананьева Ю.В., Кармина А.С., Левита С.Я., Каратаевой В.П., Добкина де Риоса М. Judd Е. и др.

Из анализа научной литературы следует сделать вывод, что в настоящее время еще нет специальной работы на уровне диссертационного исследования, содержащей комплексные представления

1 Новиков Д.А., Харичкин О.Н. Меры по предотвращению наркоугрозы из Средней Азии. М., 2001; Середа Г.В., Середа И.М. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Иркутск, 2001; Любавина М.А. Квалификация преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (ст.228 УК РФ). СПб, 2000; Бакушев В.В., Щербатенко В.В. Политика и наркобизнес. М., 1993; Есин Л.Н. Война с наркомафией: пока без победителей. М., 1992; Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты. М., 2000; Глинкин А.Н., Лавут А.А., Булавин В.И. Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой. Под редакцией Давыдова В.Н. М., 1999; Князев В.В. Правовые и организационные проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков за рубеж. М., 1998; Пятницкая И.Н. Наркомании. М., 1994.

2 Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы. Тверь, 1997; Шапинский В.А. Культурная маргинальность как социофилософская проблема. М., 1990; Бодлер 111. Искусственный рай. СПб, 1994; Хаксли О. Двери восприятия. СПб, 1994; Гайденко П. Прорыв к трансцедентному: Новая антология XX века. М., 1997; Данилин А.Г. LSD, галюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2002; Шпаков А.О. Иллюзия рая. СПб, 1999; Ананьев Ю.В. Культура как интегратор социума. Н.Новгород, 1996; Кармин А.С. Культурология: культура социальных отношений. СПб, 2000; Левит С.Я. Культурология, XX век: кризис культуры. М., 1994; Каратаева В.П. Наука и феномен культуры. Саратов, 1999; Добкин де Рнос М. Растительные галлюциногены. М., 1997; Judd Е. Hallucinogens and the Origin of Language. Sociolinguistic Newsletter, vol II, N.Y., 1980. в контексте современной социологии о наркомании как социокультурном феномене.

Объектом данного исследования является наркомания как социокультурный и духовный феномены.

Предмет исследования: особенности проявления этого феномена в период социальной трансформации российского общества.

Цель исследования состоит в комплексном изучении эмпирических и теоретических данных по генезису и распространенности наркомании как социокультурного и духовного феноменов для выявления тенденций ее эволюции и определения мер по ее предотвращению. Достижение заявленной цели предполагает решение следующих задач:

• выявить психо-физиологические и духовно-культурные особенности распространения наркомании в переходный период трансформационных изменений российского общества;

• разработать социальный портрет наркомана;

• раскрыть социально-терапевтическую функцию российской и западной социологии по преодолению наркомании;

• провести анализ позиций российских и западных ученых по практическому регулированию социокультурных процессов для преодоления негативных явлений, включая наркоманию;

• разработать теоретическую модель и стратегическую программу профилактики и борьбы с наркоманией как социально-культурным и духовным феноменами.

Теоретическую основу диссертации составили аналитические и концептуальные работы отечественных и зарубежных авторов, раскрывающие причины девиантного поведения и, в частности, наркомании как социокультурного и духовного феноменов. Для понимания сущности изучаемого явления использовались фундаментальные работы классиков социологии: М. Вебера, К. Маркса, П. Сорокина, Р. Мертона, У. Бека и др.

В методологическом плане диссертационное исследование основывалось на системном и диалектическом подходах, а также на историческом и логическом анализе развивающегося феномена. Синтезирующий характер исследования предполагал, что оно будет сочетать в себе методы различных уровней социологического знания - от методов теоретической социологии, близких социальной философии, до эмпирической социологии, анализирующей изменения статистических и эмпирических показателей социокультурных и духовных процессов в переходном обществе. Применялся также многократно доказавший свою эффективность интегральный подход с включением в социологию позитивных для ее развития положений из других наук. Так, мотивация исследовалась под углом зрения гуманистической психологии и путей реализации творческого потенциала человека, т.е. изучения возможностей его развития под социальным влиянием, но с учетом наследственности.

Эмпирическая база исследований представлена, во-первых, материалами Комитета по профилактике и борьбе с наркоманией исследовательского фонда «Социум» и проекта «Мониторинг ситуации с наркоманией по югу Тюменской области за 2002 год, осуществленного при участии автора; во-вторых, данными отчета по результатам опроса экспертов проекта «Наркомания в Тюменской области: степень распространения, причины, тенденции, методы противодействия» научно-исследовательского центра «Горизонт-14» за 2001-2002 гг., включающего исследования и наркорынка; в-третьих, данными официального сайта Комитета по профилактике и борьбе с наркоманией администрации Тюменской области за 2002 год; в-четвертых, материалами отчета по исследованию публикаций тюменских газет, посвященных проблеме и наркомании за 2001-2002 гг.; в-пятых, статистическими данными Госкомитета РФ, НИИ наркологии Минздрава РФ и других учреждений и ведомств Российской Федерации.

Научная новизна исследования состоит в следующих концептуальных, научно-методических разработках и аналитических выводах автора:

• разработаны теоретико-методологические подходы к исследованию наркомании как культурного и духовного феноменов;

• проведен концептуальный анализ эволюции современной культуры;

• осуществлен сравнительный анализ массовой культуры и наркотической субкультуры, выявлена их взаимосвязь;

• определена роль наркомании в распространении СПИДа и туберкулеза;

• показана взаимосвязь между реализуемыми моделями глобализации и роста наркомании;

• дан сравнительный анализ либеральных и консервативных тенденций в культурах современных государств как факторов влияния на распространенность наркомании;

Теоретическая значимость работы: созданы основы теоретического подхода к исследованию наркомании как духовного и культурного феноменов периода кризисной трансформации российского и становления глобального социумов, характеризующегося инструментально-искусственным лидерством западной цивилизации со все большим преобладанием гедонизма и антиинтеллектуализма вместо неоцивилизационной позитивной творческой активности.

Практическая значимость исследования:

Обоснованные автором социальный портрет наркомана и программа борьбы с наркоманией могут способствовать разработке мер по противодействию нарастанию процесса распространения этого грозного феномена XX века с тем, чтобы добиться инволюциии этого явления, а затем и его преодоления с целью дальнейшего социального развития российского общества и его консолидации.

Исследование представляет практический интерес для политических и управленческих структур, заинтересованных в социальном здоровье российского общества, а также для научных и учебно-педагогических учреждений и заведений.

Положения, выносимые на защиту

1. Переходный период в России, который представлен кризисом прежней социетальной системы и деструктивным характером реформ, породил процессы социальной дезорганизации и деградации, что, несомненно, способствовало быстрому распространению в стране наркомании. Хотя массовое потребление наркотиков пришло в российский социум по сравнению с Западом с опозданием на 40 лет, этому в немалой степени способствовали как неподготовленность и неприспособленность государства и общества к негативному валу наркомании, так и некоторые особенности менталитета россиян (склонность к виртуальности, к беззаботности, к подражательству, слабый иммунитет против негативной информации, предоставляемой СМИ, надежда на «авось» и т.п.)

2. Российское общество, недавно освободившееся от поглощения его моноидеологическим государством, до сих пор находится в процессе самоидентификации. При явно недостаточной информированности, правоохранительной, общекультурной, пропагандистской и воспитательной деятельности единой реакции на угрозу наркомании у него не выработано, ее с его стороны практически нет. Налицо многочисленные партикулярные подходы, в основном, на базе старых стереотипных представлений, поскольку новые находятся на стадии формирования.

3. Наркомания представляет собой громадную социальную проблему, которая создает в обществе, пользуясь языком синергетики, девиантный аттрактор, притягивающий к себе неустойчивые элементы. Подобное происходит не только в силу физических, биологических, психических, даже социальных причин, но, прежде всего, — культурных, духовных. При этом важная роль принадлежит эмоциональной сфере духовности и культуры.

4. Исторически, когда в новое время начался постепенный отход от духовности, от достигнутой предшествующей культурой гармонии с внутренней природой человека, произошло нарастание потребности во вторичном, искусственном уравновешивании ее различными, в том числе наркотическими, средствами. Новейшее время значительно усилило эту негативную тенденцию. Выступления против культуры стали оформляться в контркультуру, маскирующую гипертрофию эгоистических страстей, потребительский супергедонизм, попытки установить глобальное доминирование путем разрушения иных культур и цивилизаций.

5. Говоря о выходе из этого, чреватого катастрофой положения, можно наметить два возможных варианта. Первый из них инерционный и потому негативный, который характеризуется нарастанием дисбаланса внутреннего мира человека с преобладающим влиянием на его мотивацию гипертрофии подкорковых центров. В итоге — перспектива глобальной социальной смуты, экологического коллапса, перерастание эпидемии наркомании и связанного с ней СПИДА в пандемию. Второй вариант - позитивный, становится возможным лишь на основе гармонического сочетания творческого и рассудочного разума, а также высших духовных ценностей с подпиткой из подкорковых центров вместо их репрессивного подавления или вырождения в доминирующую контркультуру, которая стимулирует распространение наркотиков.

6. Теоретико —методологический подход к изучению наркомании в переходный период не может применяться в отрыве от соответствующей оценки характера происходящей трансформации общества с позиции того, какой она должна быть и какой осуществляется в реальности. Современное состояние изучения наркомании как социокультурного феномена в мире в целом является противоречивым и неадекватным позитивному направлению социальной и духовной эволюции человечества. Для России эта проблема является новой, которой многие годы не уделялось должного внимания, а уже рассматривать ее как духовно-культурный феномен считалось вообще недопустимым.

Предложенный автором конструктивный подход к изучению наркомании, с точки зрения обогащения эмоционального мира человека через духовную культуру, может в известной степени способствовать позитивному решению этой гигантской проблемы.

Апробация работы. Основные теоретические положения и выводы диссертации апробированы и получили положительную оценку в научных и государственных учреждениях, в управленческих кругах. Они были многократно представлены на всероссийских и международных конференциях, круглых столах. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании отдела социологии национальной безопасности и федерализма ИСПИ РАН.

Структура диссертации отражает цель и задачи исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Билкей, Сергей Иосифович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги диссертационному исследованию «Наркомания как социально-культурный феномен», следует отметить, что данная тема как в отечественной, так и в зарубежной литературе практически не разработана. Имеющиеся работы посвящены, в основном, медицинским и правовым аспектам проблемы. Духовные аспекты рассматриваются преимущественно в теологической литературе, а социологические исследования касаются, в основном, констатации фактов роста наркомании и влияния на нее ряда материальных факторов.

Наше исследование позволяет признать наркоманию не только медицинской или чисто социальной проблемой, но и духовно-культурным феноменом. Об этом свидетельствует, во-первых, широкая включенность в наркоманию художественной, музыкальной элиты и потребителей их творчества, особенно среди посетителей рок-концертов, дискотек и т.д. Во-вторых, установлено влияние ряда наркотических средств, в частности, галлюциногенов, на сознание. В-третьих, появление специального диалекта (наркоманского сленга), который нельзя не признать пусть и негативным, но социокультурным, точнее, контркультурным явлением. В-четвертых, недостаточность структур духовно-нравственного совершенствования социума и каждого человека, что ведет к торжеству биологических закономерностей, причем, в больном обществе - в извращенно-поведенческой форме (вплоть до вымирания целых сел и поселков). В-пятых, трансформация естественного стремления к самоутверждению, которое после принятия наркотиков, подчас начинает удовлетворяться преступным путем1.

1 Так, в США три четверти убийств мужчин происходит на почве наркомании. Наши исследования показывают, что мы быстро приближаемся к такому же положению.

В-шестых, психические заболевания миллионов людей, в основе которых также лежит наркомания. С последней не справляется и Президентский Совет по культуре, в котором после смерти академика Д. Лихачева не оказалось членов, способных формировать культурную политику. В-седьмых, воздействие кризиса системы образования, когда даже нищенскую зарплату учителям во многих регионах задерживают на многие месяцы, в результате многие школьники обращаются к токсикомании (ею особенно часто страдают дети 8-12 лет). Последняя делает их уже неспособными к восприятию какой бы то ни было культуры, но создает потребность к переходу на наркотики, предрасполагает к их потреблению.

Создание специального государственного органа по борьбе с распространением наркотиков - хорошее начало для понимания проблемы, но этого недостаточно.

Научная новизна данного исследования состоит в следующих концептуальных и методических разработках, а также аналитических выводах автора.

Разработаны теоретико-методологические подходы к исследованию наркомании как социокультурного и духовного феномена, реализовано сравнительное изучение ее влияния на различных этапах исторического развития, определены механизмы действия наркотиков на организм, физиологическая, психологическая и культурная сущности наркомании.

Проведен также концептуальный анализ эволюции современной культуры, которым установлено, что, по мнению одних авторов, начиная с эпохи Возрождения, а по мнению других - с эпохи буржуазных революций по мере освобождения человеческих инстинктов снижался уровень духовной культуры. Особенно ускорился этот процесс в конце XX и начале XXI веков. До этого создаваемый специальным воспитанием эмоциональный мир духовной культуры порождал потребности в возвышенном, в цельном мировоззрении и сдерживал тем самым потребление наркотиков. Бездуховность же ведет ко все большей неудовлетворенности партикулярным и фрагментарным видениям мира и возможности ощущения его в своей цельности через различные химические средства и, прежде всего, наркотические.

Осуществлен сравнительный анализ массовой культуры и наркотической субкультуры. Выявлена их связь, так как многие современные музыканты, композиторы, скульпторы, писатели и т.д., создающие массовые произведения так называемого современного искусства, сами принимают наркотики для стимуляции чувственности и расширения сознания, усиления воображения. А затем транслируют этот эмоциональный мир, уже требующий при его восприятии потребления наркотиков, - на широкую аудиторию.

Определена роль наркомании в распространении СПИДа и туберкулеза. Найдена коррелятивная связь распространения последних с расширением потребления наркотиков. Во многих поступающих из азиатских регионов в России ампулах с наркотиками выявлены вирусы иммунодефицита. Кроме того, наркоманы часто используют один шприц для нескольких человек. А громадные средства, требуемые для покупки наркотиков, почти не оставляют денег на еду. Да и потребность в ней уменьшается, что предрасполагает к такому классически социальному заболеванию, как туберкулез.

Показана взаимосвязь наркотизации и нынешней модели глобализации, осуществляемой под руководством финансового капитала, не брезгующего получением максимальной прибыли ни от какой преступной деятельности, а больше всего дает ее именно производство и торговля наркотиками и рост наркомании. Именно поэтому большинство программ борьбы с наркотиками, особенно в странах третьего мира, имеют преимущественно декоративно показной характер. И именно власть финансового капитала диктует двуполюсно-паразитический характер современного капитализма, когда он способен развивать одних только за счет других. При более или менее сбалансированном развитии всех или большинства стран мира появились бы такие глобальные структуры, которым финансовый капитал уже не смог бы диктовать свою волю. В таком случае приоритетную роль стали бы играть индустриально-технологический и инновационно-венчурный капиталы.

В работе представлен сравнительный анализ либеральных и консервативных тенденций функционирования современных государств как факторов влияния на распространение наркомании. Последние десятилетия в человековедческих, антропологических и социобиологических исследованиях выявили громадную роль традиций в позитивной эволюции человека. Так, в странах, где более сохранены традиции, - легче бороться с различного рода девиантными проявлениями, в том числе с наркоманией. В западных странах, в частности, в США, Англии и других вынуждены были свернуть либеральную политику в области культуры на консервативную с возвратом к институтам семьи, религии и другим традиционным ценностям. Другим же государствам всячески навязывается культурный либерализм с полным разрушением традиций. Больше всего в данном отношении неблагоприятная ситуация складывается в России, где вначале радикальный социализм три четверти века искоренял тысячелетние традиции, а ныне радикальные демократы еще более успешно искореняют советские традиции в силу их недолговечности.

В теоретическом плане в работе раскрыты основы теоретико-исторического и прогностического подходов к исследованию наркомании как духовного и культурного феномена периода кризисной трансформации российского и глобального социумов. Показана отнюдь не одностороннее влияние экономики на культуру, а последней на экономическую мотивацию, т.е. их взаимодействие.

Автор подтвердил и развил высокоэвристическую концепцию Адорно о том, что ориентирование только на полученные эмпирические данные означает их апологетику. Обязательно сравнение с той ситуацией, которая должна бы быть, т.е. с результатами позитивно-органического развития как экономики, так и науки, культуры. Так, уже в середине XIX века имело место слияние, трансформация финансового капитала в индустриальный, особенно в Германии. А в XX веке этот последний должен был трансформироваться в инновационный как ведущий. Тогда глобальные проблемы решались бы по мере их возникновения и планетарный кризис бы не возник. Параллельно должна была бы происходить концентрация и интеграция научной информации. А также совершенствование духовной направленности культуры и, особенно, музыки. Это и означало бы переход модерна в органическое развитие.

Но произошла искусственная задержка господства финансового капитала с подчинением ему индустриального и инновационно-венчурного капитала с превосходящим превышением его над последними триста раз. Этому сопутствовало освобождение и гипертрофия инстинктов вместо освобождения личности, партикуляризация творчества и знания с потерей связи между их ингредиентами, разложение культуры с появлением контркультуры и вырождение духовности с завершением, венчанием этого процесса массовой наркоманией как социокультурным феноменом.

Если модернизм больше связан с рационализацией, культурой труда, то постмодернизм с инфантильной расслабленностью, безоглядным потребительством, массовой культурой и контркультурой досуга. А расслабленность хорошо стимулируется химическими, особенно наркотическими, средствами.

Изучение общественного мнения в динамике показывает, что российское общество созрело до осознания колоссальной опасности наркомании и понимает необходимость усиления борьбы с нею, хотя и по разному оценивает действенность принимаемых мер со стороны администрации и правоохранительных органов. Но проблема наркомании уже стоит на одном из первых мест, более всего тревожащих население.

Наш анализ также показал, что наиболее сильно проблема наркомании волнует два сегмента населения: молодых мужчин до 25 лет и женщин в возрасте 35-50 лет, т.е. матерей, чьи дети вовлечены или могут быть вовлечены в употребление наркотиков.

Изучены в работе и наиболее популярные места употребления наркотиков с определением их удельного веса в общей структуре.

Для уточнения социально-культурного и медико-биологического портретов потребителей наркотиков, ставших наркозависимыми, нами совместно с НИЦ «Горизонт-М» проведено исследование на 6 территориях Тюменской области. В результате удалось выделить как социальные, так и медицинские признаки злоупотребления наркотиками у подростков и молодежи, которые их в настоящее время употребляют чаще всего. Это облегчит более раннее выявление наркозависимости родителями, педагогами, работниками правоохранительных органов, да и медработниками других специальностей, не связанных с наркоманией. Разработку этих признаков предлагается считать одной из частей программы борьбы с наркоманией, которая представлена в диссертации.

Изучены и охарактеризованы также основные направления воздействия наркотиков на организм. Так, показано, что больными наркоманией чаще становятся легко внушаемые лица, лишенные позитивных интересов, плохо контролирующие свои желания, с чертами психического инфантилизма, а также психопатические личности.

Установлено, что успешное подавление транснациональной наркомафии требует адекватной организационной, материально-технической и координационной поддержки на уровне регионального и международного сообщества. Для реального претворения в жизнь предписаний, содержащихся в международно-правовых нормах, необходимо создать помимо России и в СНГ соответствующую структуру, которая займется проблемой преодоления наркотизма не от случая к случаю, не ограничится декларациями, а станет повседневно, результативно координировать действия соответствующих органов государств региона, организовывать обмен информацией о наркопотоках и наркопоставках, т.е. реально и результативно влиять на ситуацию. В противном случае продолжится превращение СНГ в аномическое сообщество.

Наше исследование показало, что понятие «наркомания» выражает громадную социальную проблему, которая в соответствии с понятийным языком синергетики создает в обществе девиантный аттрактор. Последний как «черная дыра» в космосе все больше вначале притягивает к себе неустойчивые элементы, а затем, после создания уже более обширной девиантной структуры, вступает в диффузное взаимодействие со здоровой частью общества, снижая потенциал его нормативности.

Что касается современного состояния изучения наркомании как социокультурного феномена в мире в целом, то оно является противоречивым и неадекватным позитивному направлению социальной и духовной эволюции человечества. Для России эта проблема совершенно новая, ибо многие десятилетия теме наркомании вообще не уделялось должного внимания, а уж рассматривать ее как социокультурный феномен было вообще недопустимым. Поэтому предложенный автором инновационный и конструктивный подход, с точки зрения развития эмоционального мира человека через духовную культуру, - может способствовать решению этой гигантской проблемы.

По мнению автора, теоретико-методологические подходы к изучению наркомании в переходный период не могут применяться в отрыве от соответствующей оценки самой эпохи трансформации. В частности, такой, какой она должна быть и какой осуществляется в реальности. Необходимо понимание того, как детерминирует социальную аномию и девиантное поведение именно такая модель переходного периода, которая отбросила нашу страну на полупериферию, а где и на периферию мирового развития.

Однако в результате этой напряженной борьбы в столь неблагоприятных условиях все же не все общество становится аномичным, а идет его усиливающееся, по нашим наблюдениям, поляризация на часть с позитивными изменениями, а другую - с негативными. И именно, опираясь на сохранившую здоровье и конструктивную мотивацию часть нашего народа, можно ставить вопрос о расширении борьбы с наркоманией.

Наши исследования показали, что как государство, так и общество оказались одинаково неподготовленными и неприспособленными к внезапному переходу от тоталитарного к открытому обществу. А, следовательно, и к сопутствующему ему, помимо положительных факторов, вхождению в единое мировое сообщество и пространство свободы мысли, слова и печати - к негативному валу наркомании. Положение усугубили и совершенно ошибочные представления о сведении роли государства в России на современном историческом этапе до минимума. Такой подход к государству может быть оправдан для устоявшихся рыночно-демократических систем Запада, но не для стран с коллективистской исторической культурной традицией, вроде тех же Японии, Филиппин, Южной Кореи и более подходящим их опытом для России. И только сейчас эти ошибки начинают осознаваться и исправляться.

Общество же, освободившееся от поглощения его тоталитарным государством, еще и до сих пор находится в состоянии самоидентификации. И единой реакции на угрозу наркомании с его стороны практически нет. А имеются многочисленные партикулярные подходы, в основном, на базе преимущественно старых стереотипов. Новые же находятся в процессе формирования.

Как один из главных итогов исследования в работе разработана Программа борьбы с наркоманией, состоящая из 8 позиций.

К первой из них мы отнесли 5 социальных и 10 медицинских признаков злоупотребляющего наркотиками, т.е. дали портрет наркозависимого. Наиболее значимые из них - избыток свободного времени, материальных средств, наличие вредных привычек и плохие отношения между родителями. А также изменение внешнего вида -бледность или, наоборот, - покраснение лица и верхней половины туловища, нарушение координации движений, речи, настроения, аппетита, поведения, замкнутость, ухудшение памяти, падение интереса к работе или учебе. Учет этих признаков сделает более прозрачной социальную ситуацию с наркоманией, когда ее на ранних стадиях смогут распознавать не только врачи-наркологи, но и родители, педагоги, врачи других специальностей и все, с кем общаются наркоманы. Далее нами изложены методы контроля за вышеуказанными признаками, которые составили вторую позицию предлагаемой Программы.

Третья позиция - новые подходы к антинаркотической пропаганде с учетом психологических типов, интересов, пола, склонностей, увлечений и т.п. факторов с обязательным привлечением психологов детского и подросткового возраста, где чаще всего и отмечаются факты массового распространения наркомании.

Четвертая позиция - это коренная реконструкция культурной политики, особенно в области музыки, где современные музыкальные формы, возникшие под влиянием «психоделической революции» являются мощными стимуляторами потребления наркотиков.

К пятой позиции Программы отнесены принципы реабилитации и лечения больных наркоманией.

К шестой позиции отнесена новая социальная и экономическая политика для всего народа, ибо без обретения перспективы для всех, а не для кучки богатых эффект от предлагаемых мероприятий снижается. Именно психология уверенности в завтрашнем дне - первое условие прочности проводимых специальных мероприятий.

Седьмой позицией следует признать чистку такого правоохранительного органа, как милиция, где отмечается не просто многочисленные факты сотрудничества с наркоторговцами, но и их «крышевание».

И, наконец, восьмой позицией предлагаемой Программы должно явиться постановление о продаже средств, используемых детьми для токсикомании, в частности, различного рода лаков только взрослым лицам с указанием на этикетках вреда токсикомании, которая предрасполагает к наркомании.

Нельзя вновь не приветствовать недавнее создание специального государственного органа по борьбе с наркоманией, которого многие давно добивались.

Ближайшей целью внедрения хотя бы части предлагаемой нами Программы является прекращение роста наркомании, а при использовании большинства позиций - неуклонное снижение данного опасного социально-культурного и медико-биологического явления.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Билкей, Сергей Иосифович, 2003 год

1. Агеев В.Ф. "Английское завоевание Синда". М., 1979.

2. Аграйл М. "Психология счастья". М., 1990.

3. Алешин Е.А. "Профилактика наркомании в подростковой и молодежной среде". Казань, 2000.

4. Ананьев Ю.В. "Культура как интегратор социума". Н.Новгород,1996.

5. Анисимов А.Л. "Колониальная экспансия США в Китае в период опиумных войн". Томск, 1989.

6. Аристотель. "Избранные произведения в 2-х томах", Т.2, 1990.

7. Бандинелли А. Радикалы и наркотики. Рим, 1995.

8. Байкова В.Г., Белогуров С.Б., Горанский А.Н. "Наркомания: причины, последствия, меры защиты". Тюмень, 2000.

9. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. М., 2000.

10. Белик А.А. Культурология. М., 1999.

11. Белик А.А. Измененные состояния сознания и психотерапия // Твое здоровье. 1991. № 1,2.

12. Бенедикт Р. Образы культуры. М., 1992.

13. Бодлер Ш. "Искусственный рай". СПб, 1994.

14. Бочкарев В.К. "Наркоситуация в России: сегодня, завтра". М.,2000.

15. Воронцова Л.П. Культурная антропология как наука. М., 1992.

16. Гасанов Э.Г. "Борьба с наркотической преступностью: международный и сравнительно-правовой аспекты". М., 2000.

17. Гайденко П. Прорыв к трансцендентному: новая антология XX века. М., Республика, 1997.

18. Глинкин А.Н., Лавут А.А., Булавин В.И. Под редакцией Давыдова В.Н. "Глобализация наркобизнеса: угрозы для России и других стран с переходной экономикой". М., 1999.

19. Грайве Р. Мифы Древней Греции. М., 1992.

20. Гроф С. Области человеческого бессознательного. М., 1994.

21. Гуревич П.С. Культурология. М., 1996.

22. Дам Р. Это только танец. Киев, 1994.

23. Данилин А.Г. "LSD, галлюциногены, психоделия и феномен зависимости". М., 2002.

24. Данило С.Н. Публичные лекции. СПб, 1894.

25. Даурли Д., Эдингер Э., Зеленский В. Юнг и христианство. СПб,1999.

26. Делягин М.Г. Формирование единого общемирового финансово-информационного пространства. В кн. Глобализация экономики, региональная интеграция. Труды международной научной конференции. М., 2002.

27. Демидова А. Бегущая строка памяти. М., 2000.

28. Джеймс У. Мистические состояния сознания. Киев, 1994.

29. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

30. Добкин де Риос М. «Растительные галлюциногены». М., 1997.

31. Долгова Т.П., Клейберг Ю.А. «Молодежная субкультура и наркотики: социокультурные и социопсихологические факторы». Тверь, 1997.

32. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Киев,, 1992.

33. Евзлин М. Космогония и ритуал. М., 1993.

34. Емельянов Ю.Н. Основы культурной антропологии. СПб, 1994.

35. Есин Л.Н. «Война с наркомафией: пока без победителей». М.,1992.

36. Звартай Э. Методология изучения наркомании. М., 1988.

37. Зеньковский В. О сектанстве в России. Вестник русского студенческого христианского движения, № 4. Париж, 1929.

38. Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. Париж, 1953.

39. Инайят Хан X. Мистицизм звука. М., 1998.

40. Исаев С., Гальцова Е. (составители). Антология французского сюрреализма. М., 1994.

41. Истомина П. Социология социальных изменений. М., 1996.

42. Кара-Мурза С. «Манипуляция сознанием. М., 2000.

43. Каратаева В.П. ред. «Наука и феномен культуры». Саратов,1999.

44. Кармин А.С. «Культурология: культура социальных отношений. СПб. 2000.

45. Кастанеда К. «Учение Дона Хуана». Киев, 1992.

46. Кесельман JI.E., Мацкевич М.Г. «Социальное пространство наркотизма. Наркобизнес». СПб. 2001.

47. Князев В.В. «Правовые и организационные проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков за рубежом». М., 1994.

48. Ковалев В.И. «Безопасность: социально-биологические аспекты». М., 2001.

49. Колесов Д.В. «Эволюция психики и природы наркотизма». М.,1991.

50. Коробкина З.В. «У опасной черты». М., 1991.

51. Крейг Г. Психология развития. СПб., 2000.

52. Крутицкий Е.М., Беркалиев Т.Н., Палей А.И. «Наркомания». М.,1995.

53. Ландекер В. Социальная спплоченность. СПб., 1994.

54. Ларионов А.В. «Наркомания: Мифы. Смысл. Причины. Терапия». Екатеринбург, 1997.

55. Лебедько В. Хроника российской саньясы. СПб., 2000.

56. Леви-Брюль Л. Сверхественное в первобытном мышлении. М.,1994.

57. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1980.

58. Левит С.Я. «Культурология, XX век: кризис культуры». М., 1994.

59. Лилли Д. «Программирование и метапрограммирование человеческого биокомпьютера». Киев, 1994.

60. Липовецки Ж. Эра пустоты. Эссе о современном индивидуализме. СПб., 2001.

61. Лосев А. Из ранних произведений. М., 1990.

62. Лосский В. Очерк мистического богословия восточной церкви. М., 1994.

63. Лосский Н. Бог и мировое зло. М., 1994.

64. Лэнг Р. Расколотое «Я» СПб., 1995.

65. Любавина М.А. «Квалификация преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» (с.228 УК РФ)». СПб., 2000.

66. Маккена Теренс. Пшцаа богов: поиск первоначального древа познания радикальная история психоактивных веществ и человеческой эволюции. М., 1995.

67. Малиновский Б. Магия и религия. М., 1996.

68. Маркова Н.Е. «Культуринтервенция». М., 2001.

69. Маркузе Г. Одномерный человек. Киев, 1995.

70. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995.

71. Марли Б. Культура и наркотики. СПб., 1998.

72. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999.

73. Мэрлин Добкин де Риос. Растительные галлюциногены. М., 1997.

74. Мертон Р. Социальная структура и аномия (Социология преступности). М., 1996.

75. Мид Дж. Г. «Идеальное общество и современность». Львов, 1992.

76. Наркомания как форма девиантного поведения / РАН, Ин-т социологии; под редакцией Поздняковой М.Е., 1997.

77. Ницше Ф. Избранные произведения. М., 1998.

78. Ницше Ф. Сочинения в 2-х томах. Том 1. М., 1990.

79. Новиков Д.А., Харичкин О.Н. «Меры по предотвращению наркоугрозы из Средней Азии». М., 2001.

80. Олигов В.И., Кадыров М.М. «Наркомания: панацея или социальное зло? Ташкент, 1990.

81. Петрова С.Ю Проблема борьбы с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотических средств. Саратов. 1998.

82. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985.

83. Платон «Избранные сочинения». Киев, 1989.

84. Пожидаев Д. Две войны две трагедии // Армейский сборник, № 2,1997, с.30-32.

85. Позднякова М.Е. Наркомания как социальная проблема. М.,1999.

86. Покровский Н.Е. Проблема аномии в современном обществе. М.,1995.

87. Пятницкая И.Н. «Наркомании». М., 1994.

88. Рассел Б. История западной философии. М., 1999.

89. Романов В.А. Ярмолич Н.А., Затешилова Н.Г., Куприн В.Д. «Молодежь г.Пскова на рубеже веков: социологический и социально-философский анализ, практические рекомендации». Псков, 2000.

90. Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты. Социальная и социально-политическая ситуация в России в первой половине 1996 года, под редакцией Г.В Осипова (руководитель), В.К. Левашова, В.В., В.В. Локосова. М., 1997.

91. Сафонов А.Г. Избранные вопросы наркологии. СПб., 1997.

92. Середа Г.В., Середа И.М. Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и криминологический аспекты». Иркутск, 2001.

93. Сердюкова Н.Б Наркотики и наркомания. Ростов-на-Дону, 2000.

94. Соломзес Д.А., Чебурсон В., Соколовский Г. «Наркотики и общество». М., 1998.

95. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1997.

96. Социальная и социально-политическая ситуация в России в 2001 г. под редакцией Г.В. Осипова (руководитель), В.К. Левашова, В.В. Локосова, В.В. Суходеева. М., 2003.

97. Тимоти Лири. Новые горизонты. СПб., 1992.

98. Уайт. Работы по культурологии. М., 1996.

99. Ухтомский А. «Интуиция совести». СПб., 1996.

100. Фрейд 3. Я и оно. Тбилиси, 1991.

101. Хаксли О. «Двери восприятия». СПб., 1994.

102. Хан Х.И. «Психология и музыка. М., 1920.

103. Ханиган П. Молодежь, испытывающая трудности: понять, чтобы помочь. М., 1999.

104. Хорни К., Фромм Э. Психоанализ и культура. М., 1995.

105. Хаттингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2000.

106. Шапинский В. А. «Культурная маргинальность как социофилософская проблема». М., 1990.- 107. Шпаков А.О. «Иллюзия рая». СПб., 1999.

107. Юнг К.Г. Воспоминание, сновидение, размышление. Киев,1994.

108. Янч Э. Перспективы развития человека. М., 1980.

109. Adorno Th. W. Soziology und empirihe Forsmng in Wesen und wirklichveit dur Helmut Plessner Gottingen, 1973.

110. Ardrey R. The Social Cantracts. N.Y. 1990.

111. Cohn N. Cosmos, chaos and World to Come. New Haven. 1993.

112. Coult A.D. Psychodelic. Antropology. Philadllphia. 1997.

113. Freska E., Kulcsar Z. Social Bonding in the Modulation at the Physiology of Ritual France//Ethos.1 1. 1989.

114. Huxley. The Doors at Perception-New York: Harper, 1974.

115. Judd E. Hallucinogens and the Crigin of Language. Sociolinguistic. -Newsletter. Vol. II. N.Y., 1980.

116. Kardel. Addf Hitler. Begrunder Jsralls. 1974 Mava-Gent.

117. Jeary T. The Principles and Bactice at Hedonic Psychology // Psychology Today-January. 1973.

118. Zit, Martin A., Shlain B. Acid Dream: The CIA, LSD and the Sinties Rebellion-New York: Grove Press. 1985.

119. Lorenz K. Der Abbau Menschlichen. Munchen, 1983.

120. Maslou A. Motivation and personality. N.Y., 1999.

121. Prince R. Shamans and Endorphines: Hypothesis for Synthesis // Ethos. >4, 1982.

122. Scott C. Music: its Mysterions influence in ages. London. 1981.

123. Smit G. Religions Ecstasy (Ed. by Holm N.Y. Uppsalos. 1982)

124. Sorokin P. Society, Culture and personality. N.Y. 1982/

125. The American pipe dream: Crack cocaine a. The inner city / Ed. by chitwood D.D. et al. Fort Worth etc. Harcourt, Brace. 1996.

126. Wallerstein J. The Madern world system amd evolution I I Journal of world-system research, 1995. Vol.1. 1 19.

127. Werner E.E. High-risk children in yong adulthood: A longitudinal study from birth to 32 years American Jornal of orthopsychiatry. 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.