Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Приходько, Светлана Владимировна

  • Приходько, Светлана Владимировна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 157
Приходько, Светлана Владимировна. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 1997. 157 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Приходько, Светлана Владимировна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава I. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

ОБЩЕСТВА

1. Духовность как философская категория

2. Место духовного возрождения в развитии общества

Глава II. ОСНОВНЬЕ УСЛОВИЯ ДУХОВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

ОБЩЕСТВА

1. Влияние объективных факторов на духовное возрождение общества

2. Влияние субъективных факторов на духовное возрождение общества

3. Празднично-обрядовая культура как фактор духовного возрождения общества

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

145-157

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования художественной культуры как фактора духовного возрождения общества обусловлена закономерным развитием цивилизации, установлением творческих контактов с другими культурами. Духовное возрождение общества - это побуждающее воздействие на огромный арсенал духовного опыта, накопленного за всю историю развития и определяющего его современный интеллектуальный, нравственный и эстетический потенциал народа. В генетическом отношении духовная деятельность всегда находилась в зависимости от социально-экономического детерминанта, способствуя внутреннему совершенствованию личности.

Кризисное состояние духовности общества, над которым в течение семидесяти лет проводился социальный эксперимент и обуславливает современный характер его духовных потребностей, понижение динамики социокультурных процессов, остро ставит вопрос о духовном возрождении общества.

Художественная культура как феномен духовного возрождения общества представляет сложный феномен отображения общественных отношений, социальной деятельности людей, а категория "духовное возрождение" служит для определения системы специфических способов духовного производства и соответственно результатов этого производства.

Место художественной культуры в духовном возрождении общества обеспечивается обобщённым концентрированным выражением духовного производства, в том числе общественного сознания и духовной культуры.

Реально кризис феномена художественной культуры стал

очевиден уже 1980-70-у годы, когда такие культурные феномены, как рок, движение самодеятельной песни, диско, йога, психотренинг, "дикий" туризм, увлечение дзен-буддизмом и каратэ, брейк и т.д. возникали, развивались и достигали пика распространения за пределами официальной культуры.

Официальная "учрежденческая" культура оказалась не просто неподготовленной к конструктивному диалогу с культурным наследием прошлого. Созданная в недрах административной системы, она была сконструирована для трансляции на местах образцов культуры, создаваемых в "Центре", т.е. того, что укладывалось в понятие "воспитательной функции". Реально система культурного обслуживания могла иметь дело лишь со стандартным набором образцов, жанров, видов деятельности, что и было закреплено в нормативных документах, отчётности, способе оценки деятельности.

Именно поэтому художественная культура развивалась очень сложно. В связи с тем, что среди основных компонентов художественной культуры, имеющих общее идейное содержание исключались национальные особенности, тормозило процесс трансформации сущностных элементов художественной культуры, бытовавших в прошлом.

Официальная художественная культура, синтезирующая все стороны жизни общества являлась вспомогательным механизмом регулирования общественно-политической и трудовой деятельности, досугом людей.

Каждый праздник, обряд, профессиональное и самодеятельное искусство выступали в качестве традиционного метода устройства и проведения торжеств в их установившейся форме. Отсю-

да и логика соотношения официального и религиозного аспектов духовной культуры состояла в постепенном вытеснении религии из области культуры. Поэтому процесс духовного возрождения общества должен рассматриваться, как возрождение его общественного сознания, смысла народной художественной культуры, в которой взаимовлияние и взаимообогащение живущих в локальной среде народов детерминирован генетическими потребностями освоения духовных ценностей друг друга.

Отсюда противоречие между потребностями духовного возрождения общества обусловленного развитием феномена художественной культуры и потерей его престижа в общественном сознании, где ещё присутствуют предрассудки, стереотипы, идеи, взгляды, представления о значении художественной культуры в духовном возрождении общества.

Поэтому актуальность данной проблемы - рассмотрение феномена художественная культура как фактора духовного возрождения общества вытекает из противоречия о необходимости восстановления преемственности духовной культуры и отсутствием этого механизма на практике. Актуальность проблемы исследования обусловлена и рядом судьбоносных процессов, связанных с распадом тоталитарных структур и отсутствием научных исследований по духовному возрождению общества.

Степень научной разработанности проблемы. Многогранные процессы преемственности духовной культуры получили широкое освещение в трудах С.Н.Артановского, 3.А.Баллера, В.И.Волови-кова, В.В.Горбунова, В.В.Гринина, В.М. Каиряна, С.М.Ковалёва.

Большой вклад в изучение проблем, связанных с закономерностями развития духовной культуры, сущностью культурного нас-

ледия, внесли: Э.Г.Абрамян, А.И.Арнольдов, А.Я.Гуревич, В.Е.Давидович, О.И.Джиоев, Н.В.Дьяченко, Ю.А.Жданов, Н.С.Зло-бин, С.Н.Иконникова, A.B.Карпушин, И.К.Кучмаев, Н.С.Мансуров, Э.С.Маркарян, В.М.Межуев, С.Н.Некрасов, В.Д.Плахов, Г.М.Таври-зян, Н.З.Чавчавадзе.

Проблема человека как субъекта преемственности культуры, соотношения традиций и новаторства, рассматривались: Г.С.Бати-щевым, В.С.Библером, Л.П.Буевой, В.Т.Григоряном, Н.П.Дубининым, М.С.Каганом, Л.Н.Коганом, В.А.Крутиковым, И.Л.Смирновым, А.Г.Спиркиным.

Для понимания рассматриваемой проблемы велико значение трудов И.И.Волкова, С.В.Голода, Б.Г.Грушина, B.C.Коробейника-ва, А.А.Земцрва, А.Г.Здравомыслова, В.Н.Иванова, А.В.Кабыша, A.B.Колбановского, Г.В.Осипова, В.П.Рожина, А.И.Ракитова, М.Н.Руткевича, Р.М.Рывкина, Э.В.Соколова, А.Г.Харчёва и др., связанных с определением духовной культуры и культурной активности людей в сфере досуга.

Вопросы функционирования художественной культуры занимают труды: А.Я.Апресяна, С.Д.Безклубенко, Г.Г.Дадамяна,

A.М.Андреева, М.С.Кагана, Ю.А.Сохора, У.Ю.Фохт-Бабушкина,

B.С.Цукермана и др., которые анализируют факторы, активно влияющие на способы деятельности личности средствами искусства.

В контексте осмысления духовных аспектов художественной культуры существенную помощь оказали работы В.Г.Афанасьева,

C.Ф.Андреева, К.А.Абульхановой-Славской, А.И.Арнольдова, В.С.Библера, М.А.Давыдовой, С.Н.Иконниковой, В.Е.Кемерова, В.М.Межуева, А.К.Уледова, Н.Н.Федосеева и др.

Специфика предмета исследования обусловила необходимость

- ? -

обратиться к трудам А.В.Даринского, С.М.Ковалёва, Б.И.Лихачёва, Е.Н.Медынского, Б.М.Морозова, Б.Д.Парыгина, А.В.Петровского, А.П.Пинкевича, В.В.Шинкаренко, рассматривающих художественную культуру как автономный феномен.

Принципиальное значение для понимания проблемы с позиций теории культурологии имеют труды Р.И.Ибрагимова, А.С.Кабанова, Л.Н.Когана, Н.Г.Михайловой, Н.Н.Палеевой, А.С.Фриша.

Уделяя должное внимание исследованиям предшественников по проблемам духовной и художественной культуры следует отметить , что в столь динамичное время многие их положения устарели, а некоторые не отражают реальной действительности сегодняшнего дня. Вот почему диссертантка исследует проблему восстановления подлинно художественной культуры через призму процесса возрождения утраченных духовных ценностей, очищения существующих идеалов и принципов жизнедеятельности от деформаций, обогащая новым содержанием все сферы жизни общества.

С точки зрения проблематики данного исследования приходится констатировать, что художественная культура как автономный феномен духовного возрождения общества затрагивалась не в той мере, какая была необходима для выявления предмета исследования .

Кризисное положение в производстве со всей остротой обнажило социальную и духовную драму жителей нашей страны. В духовной культуре до сих пор происходят разрушительные процессы. Не изучен и духовный мир горожанина, уклад его жизни, не осмыслена интеллектуальная и культурная жизнь города, которая лежит в основе всего народного духа.

Новые экономические отношения, прогрессирующая коммерци-

ализация всей сферы общественной жизни способны в ближайшие годы разрушить оставшийся слой культурного гумоса, на основе которого существует и развивается духовная жизнь общества.

Учитывая актуальность и недостаточную разработанность проблемы, диссертантка избрала объектом исследования художественную культуру, а предметом процесс духовного возрождения общества.

Предварительный анализ проблемы позволил сформировать рабочую гипотезу, которая состоит в предположении о том, что процесс духовного возрождения общества может проходить наиболее эффективно в том случае, если будет разработана Федеральная программа "Духовное возрождение общества", в которой художественная культура будет рассматриваться как ведущий феномен духовного возрождения общества.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность процесса духовного возрождения общества через художественную культуру.

Эта целевая установка обусловила необходимость решения ряда взаимосвязанных задач:

- рассмотреть сущность процесса духовного возрождения общества;

- определить характеристики основных компонентов художественной культуры;

- проанализировать влияние объективных и субъективных факторов на духовное возрождение общества;

- выявить основные направления духовного возрождения общества;

- разработать методические рекомендации для программы

духовного возрождения общества.

Основными базами исследования стали учреждения культуры Краснодарского края, Дагестана и Владимирской области. Выбор баз исследования был определён идентичностью состояния учреждений культуры, примерно равной ж материально-технической базой и кадровым обеспечением, что позволило решить задачи реп-регентативностой достоверности полученных данных.

Методологическую базу исследования составляет концепция духовного возрождения, впитывающая основополагающие идеи мыслителей и просветителей-гуманистов конца XIX и начала XX века.

Большое значение для разработки методологии имели труды выдающихся русских философов: М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, О.Н.Булгакова, Л.П.Карсавина, К.Н.Леонтьева, Д.С.Лихачёва, Э.В.Ильенкова, А.Ф.Лосева, Б.В.Розанова, П.И.Сорокина, В.С.Соловьёва, Е.Н.Трубецкой, Н.Ф.Фёдорова, Г.Г.Штепа и др., доказывающих значимость духовной культуры и художественного творчества как высших проявлений человеческой природы.

Особо выделим концепцию диалогизма духовной жизни, разработанную М. М.Бахтиным и развиваемую в исследованиях С.С.Аве-ринцева, Г.С.Батшцева, Д.С.Лихачёва, Э.В.Соколова.

Диссертантка опиралась на труды представителей западной философии О.Больнова, И.Канта, К.Кереньи, Н.Хейзенги, Х.Коха, Г.Лефевр, У.Хартмана, У.Эберхарда и др., раскрывающих роль свободы личности в творческим процессе.

Существенную роль в определении теоретической позиции диссертантки сыграли работы, обобщающие совокупный культурологический опыт по духовному возрождению России.

Эмпирическую основу диссертации составили материалы раз-

вития народной художественной культуры регионов России.

Организация и методика исследования. Исследование проводилось в течение пяти лет в три этапа (1992-1997 гг.).

Первый этап (1991-1993 гг.) предусматривал изучение и анализ философской, педагогической, психологической, социологической и культуроведческой литературы с целью теоретического анализа состояния проблемы. На этом этапе проходила разработка программы, выбор инструментария и методики исследования. Осуществлялось изучение теоретических аспектов проблемы, анализировались документы Министерства культуры Российской Федерации, материалы периодической печати, статьи, монографии.

На втором этапе (1993-1996 гг.), носившем констатирующий характер, изучалось состояние художественной культуры и её роль в духовном возрождении общества.

Методика исследования включала комплекс различных методов, направленных на выявление деятельности учреждений культуры, самодеятельного художественного творчества, духовного состояния населения в современный период. О этой целью были разработаны анкеты, опросные листы, проводились беседы по заранее разработанной методике, велось включенное и невключенное наблюдение , что дало возможность получить материалы, позволяющие определить реальный уровень духовного состояния населения и художественной культуры.

Проведённый контент-анализ документации учреждений культуры позволил получить необходимые данные о профессиональном уровне специалистов и характере деятельности учреждений культуры. Наблюдение, опрос и беседы позволили выявить реальное отношение специалистов и сотрудников учреждений культуры к

процессу духовного возрождения общества.

На третьем этапе (1998-199? гг.), носившем аналитический характер, где на основе собранного эмпирического материала проводился поиск основных условий по духовному возрождению общества, делались теоретические выводы и практические рекомендации, проверялось соответствие исходной гипотезы и конкретных результатов от внедряемых в практику методических рекомендаций.

В настоящее время существуют объективные предпосылки духовного возрождения общества. Это прежде всего тектонический сдвиг в сторону сочувственного интереса к религии, церкви -органическим компонентам истории и культуры. Вызвано это, на наш взгляд, не только желанием осудить несправедливое отношение к верующим в прошлом, но и стремлением к возрождению целостности отечественной культуры. В сложных страницах истории и современности как бы заново открываются подлинные истоки человеческого бытия, такие непреходящие его ценности, как честь, совесть, духовная стойкость, передающиеся из поколения в поколение, поддерживающие высокий гуманистический настрой. Поэтому население предпринимавт отчаянные попытки противостоять силовому давлению, новой ломке, политике абстрактного экспериментирования. В результате - усиливается социальное напряжение, сокращается производство, нарастает противостояние города и деревни.

Назревшие экономические и социальные нововведения сталкиваются с отторжением их сознанием народа. Очевидна несовместимость осуществляемых целей с потребностями и ценностями, ориентациями населения, которые всегда определяли формы и ме-

тоды осуществляемых реформ и одновременно тормозили их.

"Духовное обновление как процесс является крайне противоречивым явлением. Догмы, мифы, стереотипы, подлежащие пересмотру, искоренению, весьма живучи и во многом определяют позицию, поведение, деятельность человека. Их преодоление предполагает переоценку ценностей, способность к самоочищению, самовоспитанию, адекватной самооценке, что в свою очередь требует волевых усилий, выдержки. Человек под влиянием происходящих в обществе изменений невольно осознаёт несостоятельность тех или иных взглядов и представлений и готов от них отказаться, что нередко и делает на словах, но по привычке часто поступает по-старому".1

Духовная культура общества - не изолированное понятие, ведущее автономное существование, она развивалась и развивается в тесном взаимодействии со всеми явлениями общественной жизни народа.

Отсюда концепция духовного возрождения общества, призвана не только "вписаться" в общий контекст духовной культуры, но и утвердить художественную культуру в качестве фундамента освоения культурного наследия прошлого.

В самые драматические периоды нашей истории - даже в годы, когда происходило становление и укрепление культа личности, именно е духовной культуре и прежде всего - в художествен-

1. Уделов А. К. Духовное обновление общества. - М., Мысль, 1990, С.15.

ной сохранялся механизм., который противостоял и отчасти блокировал разрушительное воздействие тоталитарного режима на сознание людей. Поэтому обновление началось именно в художественной жизни, задававшей тон процесса демократизации и гласности в нашем обществе. "Это формируется демократическое многоголосие, по сути дела, означало, что общество, до тех пор как бы поглощённое государством, передававшее ему свои функции, заново обретало свой духовный суверенитет, возвращалось к полнокровной жизни".1

Вся художественная культура - в совокупности звучащих одновременно голосов, в диалоге различных творческих индивидуальностей, представляющих разные культурно-исторические эпохи, но спроецированные на современный художественный процесс, составляющий единое целое, синтезированное из многих противоречащих друг другу составляющих.

Именно понимание художественной культуры как системного качества духовной сферы общества, как интеграции всех проявлений духовной сферы делает процесс духовного возрождения незаменимым фактором осуществления реформ.

Переход нашего общества в качественно новое состояние невозможен без общественного сознания, включающего в себя художественную культуру как совокупность нравственных и эстетических ценностей. На первый план выходят те компоненты художественной культуры, которые наиболее полно и всесторонне

1. Еурдин Ю. "Вам из другого поколения..." К публикации поэмы А.Твардовского "По нраву памяти". Октябрь. - 1987. N 8, СЛ98.

раскрывают гуманистическое содержание, созидательные возможности народа в различных проявлениях его бытия.

Понижение динамики развития художественной культуры, её ценностно-смыслового потенциала, за счёт которого и происходит приращение новых качественных параметров общества, грозит разрушением базовых элементов его духовного возрождения.

Предварительный анализ показывает, что одним из доминирующих мотивов участия в самодеятельном художественном творчестве является стремление к этнической самоидентификации. Отсюда необходимость изучения национального самосознания как одной из существенных характеристик художественной культуры. Создание условий для этнического самоощущения, для адекватной этнической самоидентификации участников художественных коллективов, праздников и обрядов, необходимо, поскольку все элементы художественной культуры в процессе функционирования взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга.

Наличие на селе учреждений культуры и интеллигенции создают объективные предпосылки для приобщения сельского населения к различным формам художественной культуры. "Возникли организационные и неорганизационные формы воспроизведения и в известной мере производства художественной культуры (клубная самодеятельность, литературные кружки, самодеятельные студии художников-любителей, композиторов и т.д.). Вое эти формы в различной степени на разных стадиях развития духовной культуры и в разных этнокультурных ситуациях сосуществовали с традиционными формами фольклорного типа, нередко изменяя их функции,

включая их в новые культурно-бытовые системы".1

Рассматривая содержание и функции всех компонентов художественной культуры, которые являются носителями её духовного смысла, диссертантка считает, что их правильнее было бы охарактеризовать как совокупность форм деятельности, взятых в неразрывном единстве с условиями этой деятельности.

Это в известной мере порождает и определённые духовные отношения, которые функционируют не только на уровне сознания, но и на уровне практически целесообразной духовной деятельности человека. Духовным отношениям присуще чувство традиции, связи о историей, стремление сохранить всё ценное, что было создано за историю культуры, её преемственность.

Сущность преемственности как необходимого условия развития культуры состоит в неразрывном органическом единстве наследования накопленных прежними поколениями культурных ценностей, то есть традиции, а с другой стороны - критического анализа и творческой переработки этих культурных ценностей, то есть новаторства. Развитие художественной культуры не может питаться одними традициями. Око нуждается в отрицании, вытеснении, е изживании устаревших традиций, старых форм культуры и в замене их другими, более отвечающими новым, современным условиям. "Диалектика развития культуры осуществляется как веч-

1. Еромлей Ю.В., Козлов В.И., Чистов К.В. К вопросу об этнических процессах в художественной культуре народов СССР. Культура развитого социализма. Некоторые вопросы теории и истории. - М., Наука, 1978. С.338.

ная борьба установившихся, унаследованных из прошлого и сохранённых элементов, что можно было бы назвать властью традиции, с тем новым, что нарождается в культуре, что составляет её хронически "верхний" слой и, что можно было бы назвать властью обновления. В этом следует видеть другую важную сторону закона •традиции и обновления культуры".1

В культурной науке пока не появилась целостная концепция духовного возрождения общества, охватывающая фундаментальные вопросы влияния объективных и субъективных факторов на этот процесс. Недостаточная развитость культурной среды накладывает свой отпечаток и на сформированность индивидуальной духовности. Отсутствие лидеров, профессиональных организаторов культурной деятельности, знающих духовные потребности населения, не позволяет преодолеть отставание темпов духовного возрождения, принижает значение многовекового творчества народа в сфере духовной культуры. Этот процесс находится в непосредственной связи с маргинальностью сознания во многих регионах России. Отсюда преклонение молодёжи перед городской культурой, что является одним из самых распространённых мотивов её миграции в город.

Создание современной культурной среды, при условии возвращения и приращения к культурным образцам прошлого, является основой духовного возрождения общества.

1. Пименов В.В. О некоторых закономерностях в развитии культуры. М.: 1989, С.6

Поскольку процесс духовного возрождения общества представляет сложный полиструктурный предмет, его всесторонний анализ требует применения концептуального аппарата, развиваемого в русле системно-функционального подхода. Учитывая это, мы стремились разработать соответствующий этому подходу понятийный аппарат, позволяющий всесторонне охватить содержание процесса духовного возрождения общества, а также влияние объективных и субъективных факторов на этот процесс с тем, чтобы найти способ разрешения возникающих в нём противоречий.

Достоверность и обоснованность исследования. Достоверность исследования обеспечивалась использованием на всех этапах идентичного инструментария, применением взаимодополняющих методик, сбором репрезентативного эмпирического материала и относительно равными возможностями обследуемых объектов. Обоснованность исследования исходила из применения методов, адекватных объекту, предмету, цели, задачам исследования, из достаточности отбираемого для полноценного количественного и качественного анализа и подлежащего изучению материала.

Обоснованность научных положении, выводов и рекомендаций, полученных в результате исследования, обеспечивалась:

- последовательным, длительным наблюдением за обследуемыми базами;

- всеобъемлющим подходом к исследуемой проблеме-,

- многократной экспертизой и тщательным анализом полученных материалов, апробированием результатов исследования на конференциях, семинарах, беседах с учёными, методистами, специалистами учреждений культуры, профессорско-преподавательским составом вузов культуры.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые была раскрыта художественная культура как фактор духовного возрождения общества, по-новому рассмотрены духовность как философская категория, разработан понятийный аппарат процесса духовного возрождения общества.

Теоретически осмыслен комплекс объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на духовное возрождение общества, позволивший преодолеть бытовавшие в литературе разночтения при их трактовке.

Определена деятельность учреждений культуры, направленная на духовное возрождение населения, опирающаяся на сотрудничество с церковью и неформальными объединениями. Как полифункциональный феномен учреждение культуры было рассмотрено в аспекте сужения границ его деятельности рамками духовного возрождения населения, освобождающего его от несвойственных ему функций. Очищение механизма реализации, стоящих перед учреждением культуры задач по духовному возрождению от сковывающих их решение хозяйственных проблем в условиях рыночной экономики, позеолит соединить творчество инновационного типа, с адаптацией к культурным традициям с целью включения их в современную жизнь. Приобщение к культуре прошлого, соединение порвавшейся цепи времён и культур позволяет функционально и структурно исследовать с позиций системного подхода феномен художественной культуры как фактор духовного возрождения общества.

Доказано, что деятельность учреждений культуры, с одной стороны, объективно задана как закономерно интегрирующий механизм в духовном возрождении, в другой стороны она зависит от субъективных факторов, культурно-досуговых интересов населе-

ния.

Научная значимость рассмотренного диссертанткой предмета состоит в обосновании применения в механизме духовного возрождения культурных программ, через которые компетентным органам предоставляется возможность использовать экономические механизмы, стимулирующие процессы возрождения духовной жизни общества, а учреждениям культуры - располагать большим потенциалом форм духовного творчества и условий для создания уникальных культурных ценностей, продолжать открывать для себя сферу бытового искусства, многообразие фольклора, праздников и обрядов, в которых пробуждается всё более явный интерес к углублению в свою, местную культуру, её традиции. Причём ставятся цели не только их сохранения и использования, но и вживания в них, а также оживления культурной традиции в современной ситуации.

Практическая значимость исследования заключается в разработке, внедрении и развитии программ художественной культуры.

Диссертанткой сделаны выводы, разработаны рекомендации и предложения по совершенствованию деятельности учреждений культуры по духовному возрождению общества.

Материалы, полученные в ходе исследования данной проблемы, могут быть использованы и в институтах культуры в процессе преподавания курсов "Теория культуры", "Теория и методика художественной культуры".

Содержание диссертации послужит подспорьем для чтения лекций и проведения практических занятий в училищах культуры. Внедрение в деятельность учреждений культуры методических ре-

комендаций по духовному возрождению населения показало их продуктивность, что позволило зафиксировать реальные позитивные результаты на обследуемых объектах.

Апробация работы осуществлялась по ряду направлений путём:

- опубликования результатов исследования в печати;

- выступлений на межвузовской научно-методической конференции;

- на научно-практической конференции в Москве, 1395;

- на краевой научно-практической конференции "Теория и практика национальной политики" Краснодар, 1990;

- на инструктивно-методических совещаниях и семинарах работников государственных и профсоюзных учреждений культуры Дагестана и Краснодарского Края.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска и последовательного изложения его результатов.

В первой главе "Сущность процесса духовного возрождения общества" анализируются основные понятия этого процесса, рассматривается духовность как философская категория, место духовного возрождения в развитии общества, что соответствует первой и второй задачам исследования.

Во второй главе "Основные условия духовного возрождения общества" на большом фактическом материале исследуется влияние объективных и субъективных факторов на духовное возрождение общества, предлагается региональная программа как способ духовного возрождения, что соответствует третьей, четвёртой и пятой задачам исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Приходько, Светлана Владимировна

ЗАКЛЮЧиНИь выявление на примере празднично-обрядовой культуры, роли, которую в процессе духовного возрождения играет художественная культура, на наш взгляд, достигнута. Обоснована необходимость целенаправленной деятельности по приобщению населения к культурным ценностям, связанным о фольклорной традицией.

Выявив причины,'которые породили кризисное состояние духовности общества, диссертантка субординировала по значимости влияние объективных и субъективных факторов на духовное возрождение общества и определила приоритетные направления деятельности, по использованию этих факторов. Главное внимание сосредоточено на тех направлениях, которые способны восстановить продолжающийся процесс духовного падения общества. Данные проверки разработанных положений на практике позволили сделать

-""1 7Ti!!i ТТ\ ГТГ*ТТ?Т.!Г Ti? ТТ1 /-». Tf * ? W BÎ1Ч* {Ц у IL/ilijïi ÇT £Э П1JD W ,Ц а

Сегодня, актуальным остаётся "крестьянский вопрос". Без жизнеспособного оельокого жителя не может быть сильной и богатой Российская Федерация. Деревня обезлюдила, состарилась, разрушается вековой уклад крестьянской жизни, забыты трудовые навыки, подорваны нравственные устои,

Однако, прозрение происходит нередко на уровне эмоций, риторики, а не беспристрастного и объективного анализа. Пока в обществе в осуществляемой политике нет ответов на коренной вопрос сельской жизни - о собственности крестьян на землю общество остаётся заложником острых противоречий, кризисной о ситуации» Отношения собственности - это коренной вопрос преобразования производственных отношений, а вместе с тем и духовного обновления.

Другим одерживающим началом духовного возрождения общества является отсутствие у населения России идеала, В поисках идеала люди обращаются к истории, Никогда еще интерес к прошлому не был столь великим и возвышенным,

Еще сильна возможность идеализации истории страны, которая предполагает сглаживание острых углов. Историческому сознанию противопоказана идеализация, его пафос - знание правды и о негативных событиях, и о том позитивном, что было в многовековой жизни народа. Более широкие возможности реалистической оценки общественной истории содержат памятники родной культуры, которые уже заключают в себе идеал, заложенный их создателями.

Осуществляемая в обществе децентрализация позволит включить е культурную жизнь духовный потенциал, который сейчас еще не задействован из-за'отчуждённости национальной интеллигенции, чья озабоченность проблемами просветительства десятилетиями сдерживалась среднеарифметическими для различных национальностей указаниями центра, Подлинно национальная культурная автономия возлагает на национальную интеллегенцию особую миссию, которая имеет в своей основе духовное возрождение общества,

В ходе исследование диссертантка пришла к выводу, что духовный потенциал сельского жителя, работающего на земле, долгие годы оставался не востребованным. Это привело к оттоку наиболее предприимчивых людей в город, к разрушению духовной культуры оставшейся на селе, к провалам в генофонде, к разрыву в культурных традициях поколений, к деградации духовности личности.

В результате массовых репрессий на селе, отчуждения от труда и собственности, утрачены материальные и моральные стимулы к труду, подавлены ориентации на самоутверждение личности на земле и самовыражение на ней, что привело к вырождению истинного землевладельца, кормильца и гражданина.

Упадок национальной культуры, нравов, утрата исторической памяти делают российского крестьянина слабоориентированным на добросовестное отношение к земле, к труду, к здоровому образу жизни, к семье, что и при сегодняшнем состоянии экономики не создаёт условий для возрождения квалифицированного, добросовестного сельского труженика, способного накормить народ,

Состояние социальной сферы России также следует оценивать как кризисное, что не позволяет надеяться на скорое духовное возрождение, поскольку коммерческие, рыночные начала стихийно входящие в жизнь, в деятельность социальных институтов, ведут к дальнейшей деградации духовности общества.

Меры социальной -и духовной защиты граждан, способны остановить процесс дальнейшего духовного и социального оскудения слабы, Традиционные духовные ценности (народность, преданность-отчизне, религиозность и т.д.) примитивно политизированы, идеологизированы, а потому и не являются сегодня движущим фактором возрождения общества, источником его развития, Духовная жизнь общества вынуждена подчиняться утилитаризму, а в мировоззрении господству философии прогматизма её наиболее примитивных (эмпирических) формах.

Эффективно противостоять этому можно, опираясь прежде всего на подлинные ценности национальной художественной культуры, поскольку они несут в себе выработанный народом позитивный нравственный опыт, выраженный в формах, доступных как для рационального, так и конкретно-чувственного эмоционального восприятия. Мир художественной культуры чрезвычайно широк, но издавна наиболее тесно был связан с повседневной жизнью народных масс такой её компонент как фольклор и празднично-обрядовые действия, Они воспринимались как нечто осязаемое, постоянно присутствующее и создающее гармонию жизни, Значение этого компонента было принижено в условиях тоталитарного режима, На современном этапе появляются возможности для оживления интереса к празднично-обрядовой культуре и активного приобщения к ней населения. Реализация этих возможностей одна из актуальных задач учреждений культуры, Среди многообразных форм деятельности учреждений культуры следует отдать предпочтение тем, которые требуют активного соучастия населения.

Функции учреждений культуры в процессе духовного возрождения общества состоят в следующем:

- в формировании системы духовных ценностей, продолжающих традиции празднично-обрядовой культуры с учётом специфики современных условий;

- е совершенствовании методов организации массовых празднично-обрядовых действий и практической деятельности комитетов, пропагандирующих национальные фольклорные традиции;

- в поисках путей увеличения разнообразия художественной деятельности, позволяющих компенсировать недостатки формализованных структур, предлагая новаторские способы решения проблем и нестереотипичные, инновадионные структуры;

- в развитии интйтуциалнзированных форм художественной культуры с повышением их роли в духовном возрождении общества.

В этом процессе духовная деятельность должна развиваться как по пути, аналогичному другим институционализированным формам социальной организации, являясь их вариантом в досуговой сфере, так и по пути конструирования специфических институциональных форм организации,

Параллельно деятельности учреждений культуры существует духовная деятельность, которая функционирует вне учреждений культуры. Осуществление "неорганизованной" духовной самодеятельности прежде всего связана с задачами творческой самореализации личности, а форма и способ деятельности становятся вторичными, не являются самоцелью, а складываются в связи с установками на самореализацию,

Важным рычагом решения задач духовного возрождения общества является совершенствование методики разработки региональных программ, для этого необходимо:

- определение основных путей интеграции задач духовного возрождения региона?

- обеспечение соответствия содержания фольклорного движения и празднично-обрядовой культуры объективным условиям жизни населения;

- выявление влияние субъективных факторов на развитие художественной культуры региона; установление областей предпочтительного применения деятельности учреждений культуры;

- активизация участия интеллигенции в духовном возрождении общества,

Как показало наше исследование., художественная культура, региона требует осуществления комплекса мер, обеспечивающих повышение её роли в процессе духовного возрождения общества.

Это предполагает повышения в системе художественной культуры статуса и роли элементов, непосредственно выражающих традиции празднично-обрядовых действий и фольклора - элементов, содержащих художественные ценности, созданные на протяжении многих веков усилиями многих мастеров народного творчества, Каждый этнос России на протяжении всей своей истории создал свою традиционную празднично-обрядовую культуру, которая служит удовлетворению духовных потребностей населения, Однако, духовные потребности удовлетворяются оптимально лишь через создание таких фольклорных празднично-обрядовых действии, которые гармонически сочетают нормы, смысловые представления и идеалы данной этнической группы, общности. Празднично-обрядовая культура отличается от всех других компонентов художественной культуры традиционностью, то есть сохранением при передаче из поколения в поколение всех лучших достижений художественного мастерства, народных промыслов. Празднично-обрядовая культура как комплекс включающий устойчивые образы и сюжеты, композиции, мелодический строй, танцевальные ритмы, сформировалась на ранних этапах развития каждой нации и совершенствовалась на протяжении всей истории её развития.

Сохранение и возрождение празднично-обрядовой культуры -объективное требование, вызванное естественной реакцией населения на процессы стандартизации, обезличивания, связанные с огосударствлением крестьянства, нивелировкой быта в жестких рамках сменяющихся мод и "интернационализации" его в духе массовой культуры, Судьбы празднично-обрядовой культуры находятся в прямой зависимости от того, как пойдёт сейчас процесс возвращения деревни в её природную сущность, какую поддержку получит идея духовного возрождения села. Примечателен тот факт, что в последние годы возросла потребность сельского жителя России в приобщении к традиционной празднично-обрядовой культуре .

Открытие новых сторон в культуре прошлого даёт населению дополнительный материал для размышления об истине, добре, красоте, идеале, смысле жизни, • воздействуя на новую систему его взглядов, на нормы и характер поведения. Это ставит перед интерпретаторами празднично-обрядовой культуры двустороннюю задачу: с одной стороны, максимально сохранить первоначальный вид и конкретно-исторический колорит той или иной формы художественной культуры прошлого: а с другой - попытаться "повернуть" его к современности той гранью, которая наиболее ей соответствует.

Итак, художественная культура как феномен духовного возрождения может успешно выполнять эту функцию, если в ней получат более последовательную реализацию принцип гармонического сочетания новаторства и традиции, если более полно будут проявляться в духовной жизни вое пласты культурной традиции - не только "верхний", выраженный в художественной классике, но и глубинный пласт, содержащий богатство фольклора и празднично-обрядовой культуры,

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Приходько, Светлана Владимировна, 1997 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев В. исихотехнология решения проблем ситуаций. М., Фе-

Л П t\AJ j X w'Z^iC а

2. Авраамова Е.М., Здравомыслова О.М., Турунцев Е.Б. Россия в

поисках идентичности // Соц.иссл. - 1992, - N 11, С.143-148.

3. Агафонов В.А. Анализ и разработка комплексных программ. М.: наука, - 1990.

4. Азаров Ю.П. Радость учить•и учиться. Педагогика гармонического развития. М., Политиздат. 1989. 0.232.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. М., Аргументы и факты, 1993.

6. Азаров Ю.П. Педагогика свободы и любви. М., 1995. 0,429. 7 = Алейникова П.В. основы меркетинга. М., МГИК. 1993.

8, Американская социология. Перспективы, проблемы, методы.-М»: Прогресс. 1992,

9, Анисимов O.G. Основы методологического мышления.- М.: Вне-

ШРхЗдсзгг 5 х У w^ *

10, Артемьева Т.И. Взаимосвязь актуального и потенциального в развитии личности // Психология формирования и развития личности. - М,I Наука, 1981.

11, Асеев В,Г, Соотношение значимого и незначимого в Формировании личности // Психология личности и образ жизни.- М.: Наука, 1987,

12, Атаманчук Г.В. К вопросу о взаимодействии субъектов и объектов социального управления // Вопросы философии. - 1984. N7.

■и г ~ в

13» Афанасьев В»Г. Общество: системность, познание и управление. М.: Политиздат. 1981, 0,132.

14. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом,- М,: Политиздат» 1977. 0,58»

15, Бакланова Т.Н. Русская традиционная культура как источник духовно-нравственного исцеления личности, М., МГИК, 1997,

0.40-42 // Тезисы международной научно-практической конферен-*

16, Беляева Л. И. Теоретические вопросы исследования культурных интересов различных социально-демографических групп населения, // Культурные интересы и запросы сельского населения, пути их удовлетворения и развития средствами культурно-просветительской работы: Межвуз. сб.науч.тр. - / МГИК, 1981. 0,6-19,

17. Велик А»А» Культурология, теория культуры» М., 1997, 18» Белялов А.З. Как стать миллионером в СНГ, М., 1992,

19, Бердяев Н.А. Русская идея // 0 России и Русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья.

S S

М,

Наука» 1990,

20. Бердяев К,А. Философская истина и интеллигентская правда. /7 Вехи» Интеллигенция в России, М.: Мол.гвардия, 1991,

21. Бердяев Н.А, Философия неравенства // Русское зарубежье, Лениздат, 1991,

22. Бердяев H.A. Кризис искусства (Репринтное издание) М,,1990

23. Бернгитам Т.А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX - начала XX вв. Наука. - 1988,

24. Библер В,0, Россия и Запад в канун XXI века. /7 Мегаполис,- Экспоесс. 1991. N3.

20, Ееловинокий Л,В, История русской православной церкви, М., 1992,

28. Вирженюк Г.М., Марков А.П, Основы религиозной культурной политики и формирования культурно-дооуговых программ, Санкт-Петербург, 1992,

27. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество // Вехи, Интеллигенция в России, - М.: Мол. гвардия. 1991,

28. Бромлей Ю.В. Новая обрядность - важный компонент советского образа жизни // Традиционные и новые обряды в быту народов СССР: Об, статей, - М,, 1981, - 0,5-28«

29. Брылова Л,Г« Психолого-педагогические условия самореализации личности в клубном художественном коллективе. Дисс. канд.пед.наук. - М.» 1989,

30. Буева Л.П. Общественная детерминация и управления формированием личности. Проблема управления процессом воспитания, (Материалы симпозиума). М., 1971,

31. Бюллетень иностранной коммерческой информации /ВИКИ/. -1986, Приложение N 8, ВИКИ, - 1984, - Приложения N6, 12,

32. Бюджет времени сельских жителей. Об, ИСИ АН СССР. - М.: 1991, .

33« Ващенкин Н.П. Научно-информационная деятельность Сфило-софско-методологические проблемы), - М.: Мысль, 1984. 34, Ведин И. Теорема личности. - М.: Мол.гвардия. 1988« 35« Волощенко Г,Г, Досуг как русско-славянский концепт, Омск. 1994, - 55 о,

36. Гегель, Соч. - М,, - Л., 1985. т.8.

37. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. Санкт-Петербург. : Наука, 1993.

38, Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи. Интеллигенция в России. - М.: Мол.гвардия, - 1991,

39, Голенпольский Т.Г., Шесташв В.П. Американская мечта и американская действительность. - М,i Искусство, 1981,

40, Гулыга Л, Философия в поисках смысла жизни // Диалог, -1990, N 12,

41, Гумилев Л,Н, Этногенез и биосфера земли,- Л.: 1980,

42, Гумилев Л.Н. Этнос и ландшафт // Извест.Всесоюзн.Геогр.

общества СССР, - 1992, N 3,

43, Гутчин И.Б, Компьютер в клубе,

44, Демидов В.Е. Реклама как вид социальной деятельности. - М.,

1QQS?

45, Демидов В.Е. Сущность рекламы и психология ее восприятия» - М.: Реклама, 1984,

46, Добробабенко А,С, Фирменный стиль: принципы разработки, использование, оценка, - М,: Реклама, 1986,

47, Духовная культура и проблемы социального управления: Сборник, - Новосибирск: Наука, 1981. - С,209,

48, Жигульский К. Праздник и культура. - М.: Прогресс, 1983,

Р <3<р-1

49, Жуков В.Н. Игровая концепция культуры и проблема преемственности традиции гуманизма "Человек, Философия, Культура, -М,, 1988", С,132,

50, Зись А,Я, На подступках к общей теории искусства. М.: ГИ-ТИС, 1995, С,296,

51, Ибрагимов Р»И, Научные основы культурного развития современного села: Учеб.пособие. - М., 1976. - С.96.

52, Ивик А,А, Интеллектуальный консенсус исторической зпохи //

Познание в социальном контексте // РАН. Ин-т философии. - М.,

1994. - С.80-105,

53. Иконникова С.Н. Диалог и культура. - Л., - 1987.

54. Ильенков Э.В. Что же такое личность? - С чего начинается личность? - М.: Политиздат, 1983,

55. Каган М.С. Мир общения. - М.: Политиздат, 1988,

56. Каргин A.C., Хренов H.A. Фольклор и кризис общества,- М.: 1993.

57. Карасов Л.В. Русская идея /символика и смысл/, Вопр. фил. N 8, 1992. С.92-104,

58. Как провести социологическое исследование. - M.г Политиздат, 1985,

59. Капица П.Л, Некоторые принципы творческого воспитания и образования. Вопросы философии. 1980. N 2,

60. Капица П.Л, Эксперимент. Теория. Практика. - М.: Наука, 1977, - 351 о,

61. Капустина Н.Е. Теория и практика маркетинга в США. - M.i Международные отношения, 1981.

62. Карнеги Д. Как завоевать друзей. - W, 1989,

63. Келле В.В. Методологические проблемы системного анализа. -Вопросы философии. 1979. N 3. - С.165-167.

64. Кондаков И,В, Введение в историю русской культуры М. 1996,

65. Конович А.А, Театрализованные праздники и обряды в СССР, -Москва "Высшая школа, 1990 г.",

66. Концепция региональной культурной политики.- Тверь, 1990,

67. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию: Учебн. пособие для гуманитарных вузов, - М.: Наука, 1994. - 188 с,

68. Кризисный социум: Наше общество в трех измерениях // РАН,

Йн-т философии. - М,, 1994,

69. Кожевников С.Б. Феномен дилетантизма в истории художественной культуры // Моск.гос.ин-т культуры. - М.I 1995, - 38 о.

70, Комаров E.H. Организатор и организаторская деятельность, -

w -

м, ;

Мое,рабочий. 1988.

71. Короленко И,П,, Донских Т.А. Семь путей и катастрофа: деструктивное поведение в современном' мире, - Новосибирск, Наука, 1990,

v

: tw

Коротеев Б,И, Педагогика как совокупность педагогических

теорий, - М.: Просвещение, 1986,

73, Краоильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования. - М.: МГИК, 1993.

74, Культура: Тезисы и проблемы // Руков. авт.кол-ва Кузнецова Т.Ф., Межуев В,М, и др. - М.: Наука, 1995. - 279 с,

75, Культурная деятельность и культурная политика,- М.: Мин, культуры. 1991.

76, Куприян А.П. Проблема эксперимента в системе общественной практики. - М,: Наука, 1981, - 168 с,

77, Культурная деятельность: Опыт социологического исследования //Отв.ред. Л,Н,Коган, - М,: Наука, 1981, - 237 с,

78, Кучинский Я, диалектика культуры // Вопросы философии,-

198 3 - N 5,- I n 17-1 8,

79, Лапп Д, Улучш аем память в любом во зрасте. - М.: "Мир",

199 о,

80, ван Лиоенков ' ия. - 1993 В.С, М -1 з 1 Ч Л. й Идеализм и С.215-220 культура / / Философские исследо-

81, тво Лотман BD, 1QQv - i , -l & ö&vj , 1 Куль С,489, тура и инфс )рмация-, - София: Наука и искусс-

- i gi -

82, Леонтьев А,И. Проблемы развития психики, М,: МГУ, 1981, 83» Леонтьев A.A. Языкознание и психология, - М.: 1965,

84, Леонтьев A.A. Деятельность и общение // Вопросы философии.

•1 QTQ М -1 П i 5Н-1 ЭТ

iS г 3 . л, * w , i. ь J. J. ы^ ,

85, Лихачев Б.Т. О взаимодействии объективных и субъективных факторов в воспитательном процессе // Сов,педагогика, 197?, N 4, 0,100-110,

86, Лосев А.Ф. Бытие - Имя - Космос, - М,: РОУ. 1993,

ПЧ ГГ.-,.' Oi , JIUI.

Сев А.Ф, Жизнь, Повести, Рассказы, Письма, Санкт-Петер-

бург. 1993,

88. Луначарский A.B. О массовых представлениях, эстраде, цирке. - М.: Искусства. 1981,

89. Марцинковская Т.Д. Русская ментаяьнооть и ее отражение в науке о человеке. - М., 1994, 0,156,

90. Мазаев А.И. Праздник, как социально-художественное явление // Опыт историко-теоретического исследования, М., Наука, 1978.

91. Маркс К., Энгельс Ф, Соч., Т.46, ч,2. 0.221,

92. Мартон Р. Социальная теория и социальная структура // Ооц, исследования. 1992, N 2,3, С.112-126.

93. Методологические основы системологии, Учеб. пособие. Л.,

-1 П*70 р -1

13? О, w-,J-iCÜ»

94. Методология и методика исследований культурно-просветительной работы: Проект- программы для институтов культуры и искусства, М,, 1985, 0,25,

95. Мимиконов А,Г. Управление и информация, М,: Мысль, 1985,

96. Михайлов В, Языки культуры, М., 1997.

97. Молчанов В. Массовая мистификация: поп-культура и суеверие. Л. , 1987,

98. Мокроносов Г.В. Процессы возрождения народов России и их социальная направленность /7 Народы России: возрождение и развитие. ВыпЛ. Общество и человек: Пути самоопределения. СПб.: 1994. С.123-133

99. Моль A.M. Социодинамика культуры. М.: Наука. 1973.

100. Молдавский А, и стимулах, результатах и хозяйственном механизме // Культурно-просветительная работа, 1989. N 11.

101. Молтобарова К.И, Роль художественного познания в освоении социокультурной реальности: Автореферат дис.канд.филоо.наук.-Алматы, 1994. N 5, 0,152-160,

102. Назаретян А. Совесть в пространстве культурно-исторического бытия (полиметические заметки) /7 Обществ.науки и современность, 1994. N 5, С.152 -160.

103. Нздирашвили Ш.А. Установка и деятельность. Тбилиси: Мец-ниераба, 1987,

104. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVIII начало XX века, Л.: Искусство. 1988,

105. Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность.

М,: Мысль, 1975.

106. Новик Л.Г. Социология культуры. М,, Логос 1996. С.278.

107. Объединения культурно-просветительной направленности. Справочник. Изд-во "Культура" 1992.

108. Общественные самодеятельные движения: проблемы и перспективы. М,: НИИ культуры. 1990,

109. Общество и культура. Проблемы множественности культур.

4.2. М.: 1988,

110. Парсонс Т. Общая теория в социологии // Социология оегод-

- Ib'S -

ня. M.i Прогресс, iyöb.

111. Пелипенко A.A., Яковенко И»Г» Культура как система, М,, 1997,

112. Петровский А.В.., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы фил., 1982, N 13. С.63-78.

113. Петровский Л,И, Теория права и государства в связи с теорией нравственности. Т.1,2. СПб. 1909, 1910,

114. Петухов В.В. Природа и культуры М., 1997,

115. Перспективы развития и формы социальной организации. Сборник научных трудов. М., 1990,

116. Перегудов д.и., Тарасенко Ф.Р. Основы системного анализа: Учебное пособие, М.: Высшая школа, 1990,

117. Петренко Е.С. Кадры массовых учреждений культуры, В кн.: Культура и средства массовой информации: социально-экономические проблемы,

118. Плахов В.Д. Традиции и общество: Опыт философско-социологического исследования. - М,: -Мысль, 1982, - 220 с.

119. Плеханов Г,В» Письма без адреса: Письмо третье. Собр. соч. в 20 т, м., М., 1924.

120. Поляков В.Г. Формула успеха в бизнесе. Новосибирск. 1993.

121. Попов Г,Х, Проблемы теории управления, - М.: МГУ, 1974.

122. Попов В,Д. Экономика плюс педагогика: Очерки об экономическом воспитании молодежи, - М,: Мол,гвардия, 1986,

123. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. - М.: Наука, 1979.

124» Пригожин А,И, Перестройка: переходные процессы и механизмы, - М,: Наука, 1989»

125» Родионова Е.Л. Общее как условия развития личности //

Психология формирования и развития личности, М.: Наука, 1981.

126. Русская цивилизация и соборность // Ассоциация по комплексному изучению русской нации. Ин-т мировой литературы РАН, М., 1994. С.252,

127. Рылеева С.И. Контроверзы универсализма и плюрализма культур // Философские исследования, 1994. N 1. С.85-93,

128. Рыбов В.Ф. Современная художественная культура - пути выхода из кризиса, - В Сб. науч. трудов // Культура и мировоззрение; Методологические и методические вопросы. СПб, 1994. С,4-13,

129. Сазонтьева Н.Б. Игра, как метод и проблема современной

психологии. Наука. 1987.

130. Силин А.Д. Театр улиц и- площадей. М.: Сов,Россия. 1989.

131. Семашко А.Н. Методические проблемы изучения функционирования и развития художественной культуры. В кн.: Методические проблемы прогнозирования и управления в области художественной культуры, М.: Наука, 1980. С,112-119,

132..Седов Л.А, Место русской культуры среди мировых культур /У Полит, исслед. 1994. N 4, С.96-110.

133. Силюк H.A.. Веселов П.В., Галахов В.В. Организация управленческого труда, М,; Экономика. 1986.

134. Снегирев И.М, Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Сов.Россия. 1990.

135. Смирнов П.И. Ценностные основания общества (концепция исследования): Автореферат дисс. докт.филос.наук. Санкт-Петербург. 1994. С.31.

136. Словарь современного русского литературного языка, М, Л.; Академия наук СССР, Т.Н.

1 HR -

137. Социальное проектирование в сфере культуры. Игровые методы. Сб.науч.трудов М., 1987,

138. Социология культуры, методология и практика культурно-просветительной деятельности: Сб.науч.трудов // ЛРИК им.Н.К.'Крупской. Л., 1982. С.172.

139. Социология культуры. Методология комплексного социологического исследования // Труды НИИ культуры. Вып.96. М,, 1980.

U.114.

140. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. М.: 1990.

141. Суслович P.P. Зритель массового праздника // Массовые праздненства. Сб. Комитета социального изучения искусств. Л.,

Академия, 1926.

142. Столович Л.Н. Искусство и игра. М.: Знание. 1987.

143. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М.: Политиздат, 1976. С,216,

144. Титов В.А., Коотрова H.A. Досуг в США. Учебное пособие.

Санкт-Петербург, 1992.

145. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР. М.! Наука. 1985.

146. Угринович Д. Обряды, За и против. М.: Политиздат. 1973.

147. Украинцев B.C. Самоуправляемые системы и причинность. М.,

1972;

148. Уорд Л.Ф. Психические факторы цивилизации. М.: Прогресс. 1987,

149. Управление движениями (отв. ред. А.А.Митькин, Г.Пик). М.:

Наука, 1990,

150. Управление, Информация. Интеллект, М., 1989.

151. Уотнненко В.1. Место и роль игрового феномена в культуре

// Философские науки. 1980. N 2.

152, Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // 0 России и русской философской культуре. М.: Наука. 1990.

153, Федотов Г,П. Будет ли существовать Россия ? // Встреча. 1991, N 11. С, 23-26.

154, Философский.энциклопедический словарь. М.: Сов.энциклопедия, 1983, С,610-613,

155, Философско-социологические проблемы воспитания: Сб.науч. трудов // Свердловск пед.ин-т - Свердловск, 1980, С,88,

156, Франк С.Л. Духовные, основы общества: Введение в социальную философию // Русское зарубежье. Лениздат. 1991,

157, Франк В, Человек в поисках смысла, М.: Прогресс, 1990,

158, Фролов ИЛ. Перспективы Человека, М. : Мысль, 1979,

159, Ханипов АЛ, Интересы как форма общественных отношений.-Новосибирск, Наука, 1987,

160, Халкама К. Моральное развитие и личность // Психология

личности и образ жизни, М.: Наука, 1987,

161, Хейзинг И, Игровой элемент в современной культуре // Политические исследования. 1991, N 5,

162, Хозяйственная реформа в вопросах и ответах, М,: Экономика. 1989,

163» Хойер В, Как делать бизнес в Европе, М., 1991,

164, Худавердян В.Н. Современные альтернативные движения (молодежь Запада и новый иррационализм) М,: Мысль, 1986,

165, Чечетин А,д. Основы драматургии театрализованных представлений. М.: Просвещение, 1981,

166, Шароев И,Г, Режиссура эстрады и массовых представлений» М,: Просвещение, 1986.

- -

167. Швырев B.C. Научное познание как деятельность, М.: Политиздат 1984. С,232 (Над чем работают, о чем спорят философы).

168. Шептулин А.П. Диалектический метод познания. М.i Политиздат 1983. С,320.

169. Шмидт Р. Искусство общения. М.: 1992.

170, Экспресс-информация "Культура и искусство за рубежом'1, Тенденция развития сферы досуга в США и Великобритании. М.: 1987. Вып.3,

171. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 7 томах, Т.З (ст, "0 строении вещей", "Органичность и пафос"); Т.4 (ст. "Очередная лекция") к М. I Искусство, 1964,

172, Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. М.:

Наука, 1978.

173, Уемов А.И. ' Системный подход и общая теория систем» М.: Мысль - 1978, 0,272,

174, Юрчаков А»Л, Категории русской средневековой культуры. М.

1997,

175. Якимович А» К, Тоталитаризм и независимая культуры // Вопр.фил. 1991, N 1, С.16-32.

176. Якобсон П.М. Психологические компоненты и критерии становления зрелой личности. // Психологический журнал, 1982» N 4,

177, Ярошенко В, Энергия распада // Новый мир, N 3, 1991. С,138-189,

178, Яковенко И.Г., Пелипенко А.А, Культурософия: Категории и понятия // Философские исследования.- 1994. N 1» С, 199-209,

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.