Народный свадебный костюм как образ русской культуры второй половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.02, кандидат культурол. наук Игнатьева, Татьяна Ивановна

  • Игнатьева, Татьяна Ивановна
  • кандидат культурол. науккандидат культурол. наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.02
  • Количество страниц 159
Игнатьева, Татьяна Ивановна. Народный свадебный костюм как образ русской культуры второй половины XIX века: дис. кандидат культурол. наук: 24.00.02 - Историческая культурология. Москва. 2000. 159 с.

Оглавление диссертации кандидат культурол. наук Игнатьева, Татьяна Ивановна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА ПЕРВАЯ. Свадьба как обрядовая культура

1.1. Сватовство

1.2. Венчание

1.3. Вьюнишники

ГЛАВА ВТОРАЯ. Культура свадебного костюмного комплекса

2.1. Одежда: этическая и эстетическая характеристика

2.2. Льняная, конопляная свадебная рубаха

2.3. Девичий сарафан в свадебном обряде

2.4. Одежда замужней женщины-молодухи

2.5. Свадебные головные уборы

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. Цветовая культура народных обрядов

3.1. Красный цвет - символ праздника

3.2. Орнамент свадебного костюма 107 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115 БИБЛИОГРАФИЯ 117 ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Словарь терминов 124 ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Иллюстрации

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Народный свадебный костюм как образ русской культуры второй половины XIX века»

Предметный мир культуры всегда был основным материалом для ее изучения. Культура включает в себя образы человеческих отношений, вещи, средства передвижения, предметы быта и другое. Она материализуется в многочисленные объективные формы прошлого и настоящего. Под культурой понимается социальное содержание людей. Непосредственным предметом изучения человечества является культура человека. Это свидетельствует в своих исследованиях Э.А. Орлова [56].

Предметом данного исследования является народный свадебный костюм в духовной, социальной и материальной жизни русского народа второй половины XIX века. Основное внимание при этом уделяется преимущественно женскому костюму в сложном цикле русского свадебного обряда, который сочетает в себе весь спектр приемов, разносторонне раскрывающих народное художественное творчество. Подлинники русского свадебного костюма, собранные исследователями, рассредоточены по фондам различных музеев и хранятся как отдельные самостоятельные предметы и редко экспонируются как цельный праздничный комплекс.

В настоящее время почти отсутствуют научные работы, обобщающие и раскрывающие традиции женского свадебного костюмного комплекса в общем контексте праздничной обрядовой культуры русского народа второй половины XIX века. Приходится также констатировать, что, особенно на современном этапе, продолжают утрачиваться национальные традиции, в том числе и свадебные, являющиеся хранителями ценностей многовековой культуры.

Нарядная, богато орнаментированная одежда занимает в жизни русского народа значительное место. Всестороннее рассмотрение этой проблемы во все времена и особенно в настоящую пору, когда процессы урбанизации общества, денационализации образа жизни приводят к переосмыслению выработанных веками традиций, имевших, помимо всего прочего, и эстетические характеристики, а также способствовали формированию чувства красоты, приобретает первостепенную значимость^ 3]

Образ русской свадьбы, впитавший исторические традиции, называется исследователями сложным действом, красивым костюмированным спектаклем, который длился несколько дней. В этом народном празднике справедливо видели один из важных источников для изучения быта и традиций русского народа в определенные периоды его истории. Свадебный ритуал - один из наиболее сложных обрядов традиционной народной культуры. Он формировался из большого количества разнохарактерных компонентов -ритуальных действий символического и магического характера, элементов материальной культуры: обрядового комплекса одежды, украшений, приданого, праздничных атрибутов.

Актуальность работы определяется стремлением как исследовать свадебный обряд во имя сохранения основ национального бытия, так и способствовать наметившемуся в последнее время тяготению к восстановлению традиций, гармоничному включению их в жизнь современного общества.

В этой обширной теме выделяется такой содержательный аспект как женский свадебный костюмный комплекс, образно представляющий культуру праздников и обрядов, так как именно в нем, сравнительно с мужской, ярче проявились и дольше сохранились этические, эстетические нормы образа жизни. Женский костюм XIX века сохранил и сосредоточил в себе самые ценные обрядово-праздничные традиции русского народного искусства, став объектом пристального изучения и переосмысления с позиций современной культуры. Комплексность русского женского костюма определялась не только территориальными, но и возрастными градациями. Девушки повсеместно носили открытые головные уборы, замужние женщины до рождения первого ребенка, молодухи, одевали кокошники; в более зрелом возрасте носили сор оки, кички; после венчания сарафаны сменялись на юбки-поневы.

Следует отметить орнаментацию и декоративное убранство обрядового костюма, так как он, являясь отраслью народного бытового искусства, принадлежит к той области русской национальной культуры, на основе которой продолжает развиваться последующее поколение.

Объект исследования определился характером подлинного материала, хранящегося в музейных коллекциях: Государственного исторического музея, Музея народного искусства, Музея декоративно-прикладного искусства, Музея художественных тканей МГТУ им. А.Н.Косыгина, краеведческих музеев Каргополя, Вологды, Твери, Московской области.

В диссертации проанализированы работы исследователей: историков, философов, этнографов, искусствоведов, посвятивших свои научные труды этой теме. Среди них известные исследователи народного искусства: И.П.Работнова, ("Декоративное решение русской народной одежды"), Е.Г.Яковлева, ("Курские ковры"), С.М. Темерин ("Русское народное ткачество"), Ф.М.Пармон ("Искусство русского народного костюма"), И.Я.Богуславская ("Русская народная вышивка"), Н.П.Бесчастнов ("Становление методов художественного проектирования печатного текстильного рисунка в России"), Т.С.Алешина ("Историко-культурный потенциал обуви городского типа ХУ111 - начала XX в.в.") и др. В большей степени эти работы посвящены исследованию конкретных видов народного творчества. Автор опирается также на труды Д.К.Забелина, А.В.Арциховского, В.С.Воронова, В.Н.Гагина, Ю.А.Лукина, С.П.Полякова и других, в которых освещаются вопросы русской культуры, этнокультурные и духовные ее аспекты. В работе использованы материалы экспедиций, совершенных в районы севера России и центрально-промышленного района. Проведен анализ исторических документов, архивных источников, касающихся темы свадебного ритуала, содержащих описание костюмов, нарядов, облачений участников этого процесса.

Праздничная одежда представляется в исследовании главным элементом самобытной национальной культуры, характеризующей прогрессивные традиции, которые составляют ценность народного искусства прошлого.

Главная идея праздничного обряда - это окружение красотой костюмов и одежд, убранством жилища и свадебного ритуала самого важного события в жизни человека, рождения новой семьи для продолжения рода. И закрепляется этот факт божественным, священным обрядом венчания, чтобы просить Создателя разрешить создание новой семьи, ибо все прекрасное божественно и все божественное - прекрасно. Именно это и положено в основу русской духовности и нравственности. В свадебной одежде человек совершал создание новой семьи, получая при этом как общественное, так и духовное признание. Праздничный костюм представляется не как красивая ткань, а как выражение духовности и нравственности, связанное с рождением новой семьи. А уже вторым фактом костюм рассматривается как проявление разностороннего мастерства, творчества.

В исследовании народный костюм, как элемент национальной культуры, выступает яркой характеристикой истории народа, его традиций, а также ценным источником для изучения духовных, эстетических и творческих потенций народа. Для сохранения традиционной культуры необходимо понимание характера бытования праздничного, обрядового костюма, его целостности, комплексности, его истории и связи со всей народной культурой.

Целью и задачами исследования было поставлено изучение историко-культурного аспекта обрядовой, традиционной культуры, сформировавшейся ко второй половине XIX века.

Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- изучение историко-культурного аспекта обрядовой, традиционной культуры, сформировавшейся ко второй половине XIX века;

- разработка научных основ исследования художественных особенностей народного русского костюма в процессе свадебного цикла;

- выявление последовательной взаимосвязи и значимости основных предметов одежды свадебного комплекса на разных циклах обряда;

- анализ динамики свадебного ритуала на основе исторических документов и сохранившихся памятников: представить свадебный ритуал как постоянно развивающуюся форму жизни, в свете современной обрядовой культуры;

- рассмотреть женский свадебный костюмный комплекс, несущий эстетическую и информационную функцию, на всех стадиях свадебного, праздничного обряда;

- проанализировать художественные особенности основных предметов и деталей свадебного костюма, хранящиеся в фондах музеев, а также по результатам научных экспедиций в северные и центральные районы России;

- показать свадебный костюмный комплекс в цикле свадебного обряда как хранителя лучших эстетических и духовных качеств многовековой национальной народной культуры, имеющей продолжение в современной жизни;

- провести анализ свадебного обряда, включая предсвадебные, свадебные и послесвадебные периоды, в сочетании с традиционными обычаями, для более полного понимания генетической и исторической взаимосвязи этих процессов.

Хронологические и пространственные рамки исследования охватывают период второй половины XIX века. Основой диссертационного исследования является русский праздничный обрядовый костюм как образ традиционной народной культуры этого периода. Для полноты исторического исследования, проведения сравнений, аналогий, автор обращается к более ранним периодам существования свадебного обряда, начиная с ХУ11-ХУ111 веков.

Методологическая основа исследования включает комплекс общенаучных и исторических принципов. Исследование проводится в рамках системно-исторического метода, который требует соблюдения последовательности и взаимосвязи всех циклов социальных процессов. Метод объективности и метод системного рассмотрения предусматривает исследование источника, как части материальной и художественной культуры. Теоретической базой диссертации послужили результаты развития отечественного музееведения и источниковедения. Проанализированы и исследованы образцы праздничных народных костюмов, хранящиеся в фондах музейных коллекций и представленные в экспозициях.

В диссертации впервые осуществлен комплексный подход к изучению женского свадебного костюма как предмета материальной культуры, демонстрирующего многовековые традиции духовного и материального образа жизни: теоретически обоснована возможность, необходимость и своевременность проведения исследований народного праздничного, костюма в рамках традиционной обрядово-художественной культуры России второй половины XIX века; именно в этот временной период появляются научные статьи и начинают проводиться исследования данного объекта народной культуры; выявлен комплекс особенностей и признаков женского свадебного костюма отдельных областей России - северных и центральных; определены циклы трансформации свадебного костюмного комплекса в процессе свадебного ритуала: девичьего, венчального, первого года замужества; проведен анализ отдельных предметов и деталей свадебного наряда, как произведений народно-художественных промыслов, с учетом декоративных методов оформления, конструкции, кроя, материала.

В диссертации осуществлен комплексный подход в исследовании данного объекта как предмета материальной культуры, прикладного искусства и объекта духовного образа жизни народа.

Проведенные исследования имеют социально-культурное значение и результаты работы дают основание решать искусствоведческие проблемы в области народной культуры и художественных традиций национальностей Российской Федерации.

Разработаны схемы проведения свадебных обрядов на основе сравнительного анализа свадебных циклов и этапов северных регионов и центральных районов России.

Реконструирован свадебный обрядовый костюмный комплекс, хранящийся в музейных коллекциях в отдельных предметах и деталях, который может использоваться как образец для копирования, воссоздания и творческой работы художников и специалистов различных текстильных специальностей.

Результаты исследования дают возможность использовать традиции конструктивного и декоративного решения народного обрядового костюма при разработке и создании современных коллекций одежды, украшений, головных уборов, учитывая конкретный пример применения при проведении праздников, значимых событий.

Предоставляется возможность для разработки учебных программ с широким спектром тематики по народной культуре для учебных заведений различного уровня.

Результаты исследования апробированы на конференциях в виде научных докладов, на лекционных занятиях со студентами, при проведении экскурсий в экспозиции музея. Отдельные аспекты исследования этой проблемы освещены в научно-технических и популярных изданиях, сборниках научных трудов.

Нигде, как в одежде, так прочно и так наглядно не сливались воедино два человеческих начала: духовное и материальное. Духовную культуру недопустимо сводить только к совокупности каких-либо ценностей. Недостаточно также было бы огранйчиться выделением активной стороны творческой деятельности, учитывая, что то и другое составляет важные существенные компоненты духовной культуры. Культуру невозможно представить как что-либо застывшее, потому что она включает процесс производства, потребления и распространения духовных богатств [42].

Одежда, обладая сложной структурой, отличается в свою очередь многоэлементностью и вариативностью. Одежду в народе до сих пор называют "оболочкой". Об этом пишет в своей книге "Лад" Василий Белов [7]. Он сравнивает этот термин с чем-то зыбким и легким, напоминающим красоту небесного облака. У некоторых славянских народов, таких как болгары, одежда и сейчас носит название "облекло". Народными приметами отмечено, что в облачные дни зимой теплее, чем в солнечные. Облака являются оболочкой земли, в какой-то степени. Поэтому у народа всегда существовала вечная забота о том, во что одеться на какой случай жизни и как защитить себя от холода и дождя. Но одежда защищала человека не только от природных и физических воздействий. По сравнению с другими видами творческой деятельности, костюм обладает одним важнейшим качеством - возможностью быстро реагировать на события в окружающей социальной среде. Он способен мгновенно изменяться, раскрывая глубинную сущность народной жизни. Историк Ключевский в курсах лекций для художников обращал внимание на подробное описание бытовой обстановки прошлого, старого русского костюма, обычаев, поверий и поговорок [34].

Еще в глубокой древности подмечено, что костюм каждого человека, как правило, указывает на его пол, возраст, национальность социальную и культурную принадлежность, а также на отдельные черты характера и настроение души. Платье - это признание, а подчас даже исповедь. Такой "исповедью" являлись костюмы персонажей Шекспира [85]. Внешность всегда связана с внутренним состоянием, поэтому цвет, форма, детали костюма подчеркивают, помимо прочего, определенное состояние духа.

В своей книге "Женщины древней Руси" Н.Л. Пушкарева рассказывает о женщине в древней Руси, ее роли в политической и культурной жизни [63].

Автор показывает женщину в древнерусской семье, со всеми пристрастиями к украшениям, одежде, давая подробности о заключении и расторжении брака.

В крестьянской народной культуре существовало большое количество примет, обычаев, касающихся свадебного обряда. В широком диапазоне, освещает красоту крестьянских обрядов исследователь народного искусства ПегиловаТ.А. [61].

Историк B.C. Соловьев представляет красоту как плод любви идеи к материи. Вопрос о красоте ставится как вопрос о спасении материального мира. Благая, добрая основа богиня есть его сущностная истина, в плане выразительности и являющая себя красотой. B.C. Соловьев связывает надежды на преображение мира в красоте, когда любящего и художника вдохновляет женственность и индивидуальный лик любимой женщины [73].

Похожие диссертационные работы по специальности «Историческая культурология», 24.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Историческая культурология», Игнатьева, Татьяна Ивановна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Народная художественная культура XIX века еще долго будет привлекать внимание историков, этнографов, культурологов, деятелей искусства и театра как летопись исторического развития художественного творчества, культуры народа в виду того, что празднично-обрядовая культура, сформировавшаяся ко второй половине XIX века сохранила лучшие традиции древней Руси в схеме проведения праздников и в характере свадебных костюмов.

На основании анализа образцов свадебной одежды, а также письменных и исторических источников в диссертации подтверждается и развивается положение о том, что характер праздничной, обрядовой одежды неразрывно связан с развитием общекультурных процессов [13].

На основании проведенных исследований можно сделать следующие краткие выводы.

1. Длительную жизнеспособность свадебного обрядового костюма следует рассматривать как классическую форму, отражающую обрядовые традиции и культуру русского народа.

2. Свадебный костюмный комплекс является содержательной коллекцией всех видов текстильных художественных ремесел, отраженных во всех предметах и деталях наряда. Это ткачество, вышивка, кружевоплетение, лоскутная мозаика и другие виды текстильного мастерства.

3. Сравнительный анализ русского праздничного обряда северных и центральных губерний России дает основание для выработки типологии свадебного ритуала славянского населения с сохранением традиционных форм обрядового костюма.

4. В сложном комплексе русского свадебного обряда следует рассматривать в единстве костюмы и наряды не только главных действующих лиц, но и одежды гостей и близких родственников, имеющих также определенное значение.

5. При исследовании структуры свадебного действия впервые рассматривается схема пространственного перемещения действующих лиц праздника с определенным акцентом на особые обычаи и приметы.

6. Анализ декоративного убранства свадебного костюмного комплекса выявил особые символы, которые с определенным значением изображались на подолах рубах, передниках-запонах, головных уборах, полотенцах. Это - древо жизни, птицы, стилизованные фигуры женщин, цветочных форм и, безусловно, символ солнца.

7. Исследование обряда венчания показывает, что древняя система ритуала в схеме проведения и форме облачений претерпела небольшие изменения и в будущем сохранит устойчивые вековые традиции.

8. Праздничный костюмный комплекс как важный элемент материальной культуры отражает не только этническую и географическую среду, в ней отражается экономический уровень, социальное положение, духовный уровень народа.

9. Народный костюм в настоящее время логически вписывается в праздничную культуру современной жизни. Языческие традиции с древних времен находят место в жизни настоящего поколения в таких обрядах как венчание, крещение.

Анализ русского праздничного обряда северных и центральных губерний России дает основание для выработки сравнительной типологии свадебного ритуала славянского населения с сохранением традиционных форм обрядового костюма.

Проведенное исследование предоставляет возможность для создания и разработки учебных и лекционных программ по народной и национальной культурологии, с включением их в методические лекционные курсы учебных заведений разного уровня.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурол. наук Игнатьева, Татьяна Ивановна, 2000 год

1.K. О символике русской крестьянской вышивки архаического типа. CA. 1966. № 1.

2. Арциховский A.B. Одежда. История культуры древней Руси. Домонгольский период. Т.1, гл. У. Академия наук СССР, М-Л, 1948.

3. Байбурова Р.И. Величайший дар творить красоту. Наука и жизнь.№ 5.1996.

4. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. Часть 1. Издательство Московского государственного университета культуры, М.,1995.

5. Белогорцева Е. Домострой. Устроение русского быта и нравов во времена царствования Иоанна Грозного.

6. Богуславская И.Я. Древние мотивы русской народной вышивки (К проблеме образования и развития орнаменталных форм в народном искусстве). Автореферат диссертации. Издательство МГУ, 1973.

7. Буровик К.А. Красная книга вещей. ЭКОНОМИКА. М., 1996.

8. Буфеева И.Ю. Использование традиций народного искусства при моделировании современной модной одежды с вышивкой и кружевом. Сборник научных трудов. НИИХП. Традиции народной одежды и искусства современного моделирования. Тип. НИИМАШ, М., 1983.

9. Ведерникова H.H. Эстетика народной одежды в произведениях фольклора. Сборник научных трудов. НИИХП. Тип. НИИМАШ. М., 1983. с.133.

10. Ю.Власов В.Г. Иллюстрированный художественный словарь. Международный колледж искусства реставрации. АО "ИКАР", Спб., 1993.

11. Войтенко. А.что двор, то говор. "Московский рабочий", М., 1993.

12. Воронов B.C. Крестьянское бытовое искусство. Сборник трудов. НИИХП. Вып.7, Вып.4. М., 1967.

13. Гагин В.Н. Культура России. Праздник как феномен культуры. Учебное пособие по курсу "Художественная культура России". Выпуск 7. М., 1998.

14. М.Герчук Ю.Я. Что такое орнамент. "Галарт", М., 1998.

15. Гладышева Е.В., Нерсесян JI.B. Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. Библиотека Альманаха "Странный мир". М., 1991.

16. Городцов В.А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном творчестве. ГИМ. Вып.1 .М.,. 1926.

17. Градескул H.A. История материальной культуры. М., 1930.

18. Гринкова Н.П. Одежда юго-западной части Калужской губернии. JL,1927.

19. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1981.

20. Данилевский Н.Я. "Россия и Европа". Литературное наследие русских мыслителей. Издание шестое. Издательство "Глаголь". Издательство С-Петербургского Университета, 1995.

21. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. Спб., 1862.

22. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. T.l. М., 1862., Т.4. М., 1984.

23. Даль В.И. Месяцеслов. Лениздат, 1992.

24. Динцес Л.А. Древние черты в русском народном искусстве. История культуры древней Руси. Домонгольский период. Т.2, гл.Х1. Акад.наук. СССР, М-Л., 1951.

25. Дурасов Г.П., Яковлева Г.А. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. "Советская Россия". Типография Фортшрит, Эрфурт, ФРГ, 1990.

26. Захаржевская Р. Костюм для сцены "Советская Россия". М., 1967.

27. Кузьменко П. Наши традиции. "Букмен". М., 1998.

28. Климова Н.Т. Народный орнамент в композиции художественных изделий. "Изобразительное искусство". М., 1993.

29. Ключевский В.О. История русского быта. "Ваш выбор ЦИРЗ". М.,1995.

30. Киреева Е.В. История костюма. "Просвещение", М., 1976.

31. Коршунова Т.Т. Костюм в России ХУ111 начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. "Художник РСФСР", Л., 1979.

32. Куфтин Б.А. Материальная культура русской Мещеры. Труды Государственного музея центрально-промышленной области. Выпуск 3. 1926.

33. Лебедева Н.И. Материалы по народному костюму Рязанской губернии. Рязань, 1929.

34. Лебедева Н.И. Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX -начала XX века. "Советская этнография", №-4, 1956.

35. Липе Ю.А. Происхождение вещей. М., 1954. Лирика русской свадьбы. Л., 1973.

36. Листова Т.А. Заметки о русской свадьбе. Русские народные традиции и современность. М., 1995.

37. Лукин Ю.А. Культура и культурная политика. Учебно-методическое пособие по курсу "Культурология". М., 1995.

38. Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционныхобычаях и обрядах XIX начала XX вв. М., 1984.

39. Мешалнн И.В. Текстильная промышленность крестьян московской губернии ХУ111-Х1Х в. Издательство Академии наук СССР. M.-JL, 1950.

40. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма. М., 1975.

41. Миненко H.A. Живая старина. Будни и праздники сибирской деревни в ХУ 111 первой половине XIX в. "Наука", .Новосибирск, 1989.

42. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В трех томах. Т.1. "Прогресс Культура", М., 1970

43. Михайлова A.M., Васильева Т.О. Российская культура в законодательных и нормативных актах. М., 1991-1996. МКРФ, ГИМ, ИПО, "Полигран". М., 1998.

44. Морозов И. А. Женитьба добра молодца. Государственный республиканский центр русского фольклора. "Лабиринт", М., 1998.

45. Моисеенко Е. Русская вышивка ХУ11 начала XX века. Из собрания Государственного Эрмитажа. "Художник РСФСР", М., 1978.

46. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец ХУ111 начало XX века. Ленинградское отделение. "Искусство", 1988.

47. Надеждин Н.И. Об этнографическом изучении народности русской. Кн.2. ИРГО, 1847.

48. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987.

49. Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика. М.,1983.

50. Пармон Ф.М. Композиция костюма. "Легпромбытиздат". М., 1985.

51. Пармон Ф.М. Русский народный костюм. Легпромбытиздат, М., 1994.

52. Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма. Автореферат диссертации. М., 1991.

53. Пегилова Т.А. Народная культура. Хрестоматия. Часть 1. Старинная русская свадьба. Фирма "Русский дом". Издательство "Русское поле", Подольск, 1994. с. 14-23.

54. Прохоров В.А. Материалы по истории русских одежд и обстановки народной жизни. СПА, 1981.

55. Пушкарева Н.Л. Женщины древней Руси. "Мысль", М., 1989.

56. Работнова И.П. Русская народная одежда. "Легкая индустрия", М.,1964.

57. Ривош Я.Н. Время и вещи. "Искусство", М., 1990.

58. Рождественнская С.Б. Русская народная, художественная традиция в современном обществе. Автореферат докторской диссертации. М., 1981.

59. Рожнова П. Радоница. Русский народный календарь. Обряды. Обычаи. Травы. Обережные слова. Древо жизни. "Дружба народов". М., 1997.

60. Рудометова О., Сагдеева А. Каргопольская свадьба. Каргопольский краеведческий музей. Каргоп. тип., 1992.

61. Русинов Н.Д. Древнерусский язык. "Высшая школа", М., 1977.

62. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. "Наука", М., 1981.

63. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX века. Издательство Московского университета. М., 1989.

64. Сенина В.Т. Домострой. (По рукописи ХУ11 века, хранящейся в Российской национальной библиотеке. Древнехранилище Погодина). СПб. Лениздат, 1992.

65. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. "Искусство", М., 1991.

66. Стасов В.В. Заметки о женских головных уборах. Собр. Сочинений, т. 11, СПБ, 1894.

67. Стасов В.В. Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево. СПБ., 1872.

68. Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. Иллюстрированная энциклопедия. "Искусство", СПБ., 1998.

69. Супрун А., Филановский Г. Почему мы так одеты? "Молодая гвардия", М., 1990.

70. Сурганова Г.А. Русские шали и платки в городском женском костюме XIX века. Сборник трудов № 6.НИИХП. "Легкая индустрия", М., 1972. с.201.

71. Терещенко А. Быт русского народа. Часть 1. "Русская книга", М., 1997.

72. Тресиддер Д. Словарь символов. "ГРАНД", М., 1999.

73. Фалеева В.А. Русская народная вышивка (древнейший тип). Л., 1949.

74. Фалеева В.А. Женский персонаж в русской народной вышивке. Фольклор и этнография русского Севера. Л., 1973.

75. Флетчер Д. О государстве русском. Изд.З-е, Спб.,1906.

76. Чистов К.В., Бернштам Т.А. Русский народный свадебный обряд. "Наука",. Л., 1978.

77. Чернова А. Все краски мира, кроме желтой. "Искусство", М., 1987.

78. Шмелева М.Н., Тазихина Л.В. Украшение русской крестьянской одежды. Историко-этнографический атлас. Русские. Т.1, М., 1970.

79. Шаховская С.Н. Узоры старинного шитья в России. Т.1. Вып.1. М.,1885.

80. Юрьевъ, Владимирскш. Правила светской жизни и этикета. Хороший тонъ. (репринтное издание) Типограф1я и Литограф1я В.А.Тиханова. СПб., 1889.

81. Якобсон А.Л. Ткацкие слободы и села в ХУ11 веке. (Кадашово, Хамовники, Брейтово, Черкасово). М., 1934.

82. Яковлева Е.Г. Особенности современного производства изделий ручного художественного ткачества. Сборник трудов. НИИХП. "Легкая индустрия", 1986. с.4-20.

83. Яковлева Е.Г. Русское закладное ткачество. Сборник научных трудов. НИИХП. Тип. ВНИИТЭМП, М, 1986.

84. Костюм народов России в графике ХУ111-ХХ веков. Российская государственная библиотека по искусству. РИК "Культура". 1-я Обр. тип. Изд. №-144.124

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.