Национальная и религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев: исторический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Джантуева, Фатима Рашитовна

  • Джантуева, Фатима Рашитовна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Владикавказ
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 193
Джантуева, Фатима Рашитовна. Национальная и религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев: исторический аспект: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Владикавказ. 2010. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Джантуева, Фатима Рашитовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. КАРАЧАЕВЦЫ И БАЛКАРЦЫ

В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАРОДОВ КАВКАЗА.

1.1 .Этноцивилизационное пространство Северного Кавказа и этноидентификация карачаевцев и балкарцев.

1.2. Понятие личностной и этнической идентификации.

Глава 2. ЭТНОГЕНЕЗ БАЛКАРЦЕВ И КАРАЧАЕВЦЕВ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ЭТНОФОРМИРОВАНИЯ.

2.1. Особенности и специфика становления карачаево-балкарского этноса.

2.2. Этническая идентичность карачаевцев и балкарцев: общее и особенное.

Глава 3. ОБЩАЯ ИСЛАМСКАЯ ДУХОВНОСТЬ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ.

3.1. Религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев.

3.2. Карачаево-балкарский этнос в системе современного мусульманского сообщества Северного Кавказа.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная и религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев: исторический аспект»

Актуальность темы исследования. Среди важнейших факторов общественного прогресса одно из главных мест занимает национальное самосознание больших и малочисленных народов. Оно является той духовной движущей силой, которая консолидирует интеллектуальные возможности и политическую волю каждого народа, направляя его политическую, общественную и гражданскую активность в русло разрешения наиболее актуальных общезначимых экономических, политических, духовно-нравственных проблем, удовлетворения коренных национальных интересов.

Национальное самосознание народов и необходимый его инструмент -механизмы этнической идентификации являются сложным духовным явлением, которое возникает и развивается на определенном конкретном общественно-историческом этапе, на фоне аналогичных процессов у других народов, отображая, более или менее адекватно, весь комплекс имеющихся экономических, политических, общественных реалий, присущих определенному народу, его виденья своих возможностей и перспектив развития. На уровень развития национального самосознания существенно влияют как объективные показатели жизнедеятельности нации, ее геополитическое, социальное, политическое, технологическое, экологическое положение, так и потенциал накопленных данным народом духовных ценностей. В своей развитой форме национальное самосознание основывается на рациональном знании, которому подчиняются ценностные ориентации, чувства, волевые интенции. В конечном итоге этническая идентичность реализуется как поливариантное осуществление национального самосознания - синтетического, внутренне разнообразного и в то же время целостного образования, которое включает в себя систему элементов духовного опыта самопознания нацией собственной жизнедеятельности, идеальные модели и представления, которые отображают ее стремление, виденье целей национального развития и средств их достижения.

Исследование духовных принципов функционирования систем этнической идентичности, становления национального самосознания как целостной системы рефлексивного знания, содержания и логики связи ее основных конституирующих элементов, механизма влияния этого феномена на общественную жизнь, роли национальной элиты в национальной самоидентификации граждан страны являются актуальной научной проблемой, которая имеет важное теоретическое и практическое значение для решения назревших научных задач этногенеза, всестороннего изучения карачаево-балкарского народа1, активизации его конструктивной этногенерирующей деятельности. В синхроническом аспекте указанный круг проблем и вопросов в достаточной, на наш взгляд, мере охватывают основные моменты деятельности систем этнической идентификации и национального самосознания2 в целом.

Необходимо отметить, что с точки зрения этноментальной синхронии на сегодняшний день существует множество лакун. Более того можно аргументировано констатировать, что системативационное и классификационное изучение институтов этнической идентификации и национального самосознания карачаевцев и балкарцев находится на первых стадиях своего развития. Данные проблемы не нашли достаточного освещения в имеющейся научной литературе3, хотя вопросам, связанным со становлением национального самосознания, выяснением его роли в жизнедеятельности народа, рассмотрением составных элементов содержания, общественных функций уделялось значительное внимание исследователей4.

Следует также подчеркнуть, что представление о развитии общественных процессов и явлений не может быть чем-то застывшим и неизменным. Люди постоянно изменяют свои взгляды и оценки прошлого, обогащаясь новыми знаниями, видоизменяя и совершенствуя методы исследования. Этот сложный и противоречивый процесс формирования нового виденья, другого взгляда на человека, его историю, ценности осуществляется и сегодня, имеет прямое влияние на повседневную жизнь индивидуума, группы, этноса, государства. Не удивительно, что научный мир проявляет повышенный интерес к вопросам современного состояния этнического сознания и этнической идентификации5.

Свидетельство этому - обращение ученых к исследованию разных проявлений социального и национального характеров, ментальности, роста интереса к ценностным, морально-культурным аспектам духовной жизни, усовершенствования методов научного анализа и т.д. В последние годы внимание к подобным исследованиям постепенно возрастает, хотя приходится признать, что и здесь фундаментальных трудов, раскрывающих сущность этнического характера и возможности организации его структурных компонентов, очень мало6.

Изучение этнического характера народа в целом и отдельных составляющих его идентификации должно быть положено в основу концепции стабилизации общества, поскольку в этническом характере народов в целом и отдельных индивидов закодированы все разнообразные возможности и стороны любого вида деятельности. Сказанное относится в целом к общетеоретической сфере. В более конкретном ракурсе ситуация выглядит совершенно запущенной. Даже в самом базовом содержании бытия карачаево-балкарской этничности имеются разные компоненты, смыслы, ценности, архетипы, системное единство которых пока еще не нашло целостного научного изучения. Это выводит отмеченную проблематику в разряд социально значимых и актуальных в научно-теоретическом значении задач. Изучение разных проявлений духовности всегда было актуальной темой в истории, этнологии и социологии. Именно поэтому исследование национального характера, его специфических проявлений, форм, видов, презентативных норм, типов институализации актуально в нескольких аспектах. Во-первых, осмысление этнического характера в целом и отдельных его структурных элементов требует поиска новых и реставрации традиционных категорий, таких как национальный дух, народная воля, общественный дух, коллективное сознание, душа народа, национальная психика и т.д. Эти категории отображают сложное единство социально-психологических, образных, понятийных, духовных, интеллектуальных и других трудноопределяемых феноменов. В известной мере введение в дискурсивный контекст понятия этнический характер дополняет категориальный ряд в анализе и определении отмеченных системных явлений. Во-вторых, в последние годы гуманитарные науки (история, социология, психология и др.) подошли к новому периоду в своем развитии, и, прежде всего, к осознанию того факта, что изоляционистские - сугубо психологические, либо сугубо социальные - подходы исчерпали свой эвристический потенциал. Классический подход к выявлению и обозначению структур индивидуальной психики (ум. чувство, воля) активно осуществлял свое влияние в течение последних двух веков, стимулируя поиски адекватных индивидуальным явлениям психики структур социального сознания и духа. Сегодня этнический характер понимается как явление многоуровневое и сложное. Однако, основные компоненты, которые составляют его структуру, до этого времени не выделены. В-третьих, характерным признаком современного развития народов является усиление роли этнического фактора в общественно-политических и культурных процессах, активизация желания людей отстоять свои национальные и культурные традиции. Оказывается, что индустриализация, урбанизация, рост влияния СМИ на самосознание членов общества не уменьшают роли этничности в общественных процессах. Напротив, этнический элемент приобретает достаточно большое значение, поскольку влияет на функционирование социальных механизмов и распределение общественных ресурсов.

Многолетние научные наблюдения свидетельствуют о текучести этнической идентификации. Можно со всей определенностью констатировать наличие пластичности в большинстве секторов идентификационной матрицы. Стабильным остается лишь ближайшее аттрактивное окружение (семья, друзья, коллеги) как генерирующая среда и этнического, и социального самоопределения. Незначительным видится идентификационный потенциал структур высших порядков, а также политическая идентичность. Трансформационные . процессы, которые происходят на территории современного Северного Кавказа, сопровождаются значительными изменениями положения всех этнических групп, распадом старых идентификационных связей и формированием новых. Своеобразие этнополитической и этносоциальной ситуации региона определяют такие черты, как этнополитический ренессанс коренных народов Кавказа, ярко проявленные процессы консолидации этносов на почве идеологических концептов, не всегда аутентичных для них. Для субъектов Северного Кавказа в этих условиях осознание индивидуальной и этнической идентичности стало весьма актуальным. Это объясняется в первую очередь неопределенностью социальных путей развития этносов. В результате роста социальной мобильности, лавинообразного и хаотичного выброса информации по абсолютно неконтролируемым каналам СМИ увеличилась степень влияния моделей чужого общества, и, таким образом, резко осложнилось формирование собственных координат для этнического и социального самоопределения.

Вместе с тем, в имеющихся подходах к пониманию идентификации, в том числе этнической, практически не обращается внимание на изучение этнических идентификационных процессов с ■ точки зрения их пространственной организации. Учитывая потребности современного общества и возможности социологической теории, можно сделать вывод о существовании еще одной научной проблемы, а именно: недостаточность имеющихся исторических, психологических и социологических знаний для адекватной научно-теоретической рефлексии относительно этнической идентификации населения, которое проживает в республиках Северного Кавказа.

Необходимо подчеркнуть, что понимание значения причинно-следственных зависимостей в процессе трансформации духовных ценностей общества является предпосылкой для создания механизма его возрождения и полноценного функционирования. Ценностные ориентации личности формируются в определенной социальной среде на определенном отрезке исторического развития общества. Именно поэтому, трансформационные изменения, которые имеют место в разных плоскостях бытия современного общества, предопределяют комплексные особенности представителей разных поколений и влияют на их ценностные ориентации. В соответствии со стадиальными особенностями определяется система приоритетов для представителей каждого конкретного поколения народа. Одна из главных задач настоящего исследования видится в осуществлении интегральной оценки этнических приоритетов различными поколениями карачаевцев и балкарцев.

Степень научной разработанности проблемы. Говоря о разработанности данной проблемы в научной литературе, необходимо выделить ряд ее аспектов. Очевидно, что быстрые трансформационные изменения требуют системного рассмотрения идентификационных процессов в этих районах, углубленного изучения взаимосвязи между процессом этнической идентификации и фундаментальными изменениями социальной, экономической и политической жизни народов в условиях полиэтнизма. Необходимо отметить, что исследований, ориентированных на научный анализ вопросов интересующего нас характера и относящихся к карачаевцам и балкарцам очень мало. Это, прежде всего основательные исследования профессоров Р.Г. Абдулатипова, С.И. Аккиевой, Б.Х. Бгажнокова, В.Д. Дзидзоева, Ф.Х. Гутнова, М.М. Кучукова, И.И. Маремшаовой8 и других. Заметим, что перечисленные авторы рассматривают различные аспекты карачаево-балкарского народа, в том числе его национальное самосознание, в контексте взаимоотношений с другими народами Северного Кавказа.

Следует подчеркнуть, что при определенной тенденции к дерусификации, в Кабардино-Балкарии не развивались процессы, которые могли бы привести к резкому нарушению баланса этнических сил. В этом важную роль играют характер и особенности развития народов республики, взаимоотношения этносов, проживающих в КБР в течение длительного исторического периода времени, особенности национального характера кабардинцев и балкарцев.

В современных сложных экономических и этнополитических условиях все балкарские населенные пункты страдают от сплошной безработицы. В результате депортации в 1944 году балкарцы потеряли более трети своей численности, было нарушено нормальное воспроизводство этноса на многие годы. Балкарский народ понес значительные потери в области языка, культуры. Позже чем у других народов, у них начался процесс формирования национальной интеллигенции.

Несмотря на деформацию национального сознания и национального самосознания, которая имела место в страшные годы ссылки (с 1944 по 1957 гг.) и в первые годы реабилитации, не были полностью утрачены национальные ценности, такие, например, как язык, религия, иные специфические компоненты духовной жизни балкарцев и карачаевцев.

Следует особо подчеркнуть, что в свою весомую роль в сохранении национальной самобытности балкарцев и карачаевцев сыграли такие особенности национального характера как исключительное трудолюбие в любых тяжелых условиях, сдержанность, толерантность, верность своей малой родине-земле предков, почитание старших и женщин, открытое и доброжелательное отношение к своим соседям, огромная любовь к потомкам и родственникам и т.д.

С конца XX века, с учетом сложной общественно-политической ситуации в стране и возрождением религиозного сознания, особенно в Северокавказском регионе, появились исследования, посвященные изучению влияния религиозных течений на самоидентификацию народов, населяющих

Северный Кавказ. Духовное возрождение кабардинцев и балкарцев, в том числе и религиозное, берет свое начало с середины 80-х годов XX века, и получало мощный толчок в первой половине 90-х годов. В это время наблюдается небывалый рост национального самосознания, когда с активным участием широкого круга людей разных профессий, возрастов, политических и духовных ориентаций осуществлялся всесторонний анализ и переоценка прежних духовных ценностей.

Общепринятым критерием религиозности человека является религиозная культура, укоренившаяся в его сознании и имеющая существенное влияние (реальное либо потенциальное) на логику его мыслей и образ жизни. Субминимальный индикатор присутствия такой культуры у конкретного человека или группы выражается в ценностной доминанте религиозной веры, сочетающейся с соответствующей религиозной и конфессиональной самоидентификацией (например, «верующий» и «православный»). Такое сочетание указывает на то, что в сознании человека (совокупности людей) сложилось системное ядро самоорганизующейся религиозной культуры, способное со временем трансформировать в соответствующем ключе весь исходный светский культурный репрезентант.

Все эти процессы в той или иной степени нашли свое отражение в исследованиях С.Х. Асиятилова9, М.В. Вагабова и Н.М. Вагабова10,

11 19 1

Р.Гайнутдина , И.П. Добаева и В.И. Немчиной , М.З. Магомедовой , Н.М. Емельяновой14, А.Х. Ерижевой15, В.Д. Дзидзоева16, К.М. Ханбабаева17, Э.Ф.

I R

Шарафутдиновой и других.

Более внушительным представляется список авторов, которые в своих исследованиях, в той или иной степени, затрагивают вопросы этнической и религиозной идентификации в их этнологическом .или общекультурном осмыслении. К ним относятся работы К.Г. Амирова19, JI.X. Авшалумовой20, З.Г. Агалавовой21, А.К. Алиева22, P.M. Абакаровой23, М.М.

У л 25 2С 27

Бетильмерзаевой , O.K. Гожевой , К.М. Гожева , Э.А. Гадисиева , Ф.Х. Гутнова28, Т.А. Дидигова29, З.М. Дзараховой30, Э.Х. Джегутанова31, JI.B.

Кубановой32, Е.А. Щербиной33, М.И. Баразбиева34, М.Х. Гуговой35, А.Х. Мукожева36, И.И. Маремшаовой37 и других.

Однако параллельные исследования никоим образом не перекрывают зияющих ниш в сфере анализа взаимодействия этнического самосознания и социальных институтов, этнической идентификации и современных адаптационных требований, вообще тонкого взаимного детерминирующего влияния этноса и социума. Думается, что все вышеуказанные соображения со всей очевидностью доказывают актуальность данного круга проблем как в чисто теоретическом аспекте, так и в их экстраполяции на этническое бытие конкретных народов Северного Кавказа - карачаевцев и балкарцев.

Необходимо подчеркнуть, что вышеперечисленные ученые-исследователи в основной своей массе считают особенности межэтнических отношений результатом индивидуальных, а точнее - мотивационных факторов. Важными для понимания этнической идентичности являются выводы содержащиеся в фундаментальных исследованиях профессоров что идентичность изменяется и зависит от социального контекста, в котором осуществляется межгрупповое взаимодействие.

Трактовка природы социальной реальности в значительной мере влияет на исследование идентичности с точки зрения исторических и социологических концепций. Исторический ракурс идентичности проявляется в групповом взаимодействии, индивидуальной и коллективной. Анализ теоретико-практических выводов относительно места, роли и значения этнического фактора в жизнедеятельности современного общества позволяет утверждать: современная точка зрения в трактовке этнической идентификации увеличивает значимость детерминант, которые предопределяют суть, содержание и особенности процесса идентификации.

Выяснение контекста межэтнического взаимодействия и этнической идентификации побуждает обратить внимание на их обусловленность с точки зрения социального в физическом пространстве. В целом рассмотрение этнического характера в исторической и социологической науке осуществлялось с точки зрения разных теоретических позиций и представлено несколькими исследовательскими направлениями, которые содержат как описательные, так и объяснительные характеристики этого феномена.

Для современной исторической и социологической мысли анализ этнического характера и этнической идентификации происходит через призму социальности, когда условия социальной среды выступают как основополагающие и доминирующие факторы формирования этнического характера, вынуждают человека строить свои адаптационные стратегии с учетом социальной реальности. Определяющим фактором жизнедеятельности человека выступает уже не традиция, а современные социальные институты. Это приводит к возникновению концепций социального характера этничности. Поиски оснований для анализа и характеристики современного значения этого понятия с учетом исторической и социокультурной реальности, которая находится в состоянии перманентной трансформации, неизбежно приводят еще к одному кругу вопросов основоопределяющего качества - межстадиальное взаимодействие институтов этнической идентификации - пресловутый «конфликт поколений», для карачаевцев и балкарцев имеющий сегодня особую важность.

В условиях перенасыщенной информационной среды, ярко выраженного агрессивного влияния этико-эстетических и ментальных стандартов альтернативного по отношению к традиционным характера резко возрастает значимость психологических факторов в формировании этнического характера.

Особенности ориентации в социальном пространстве, наличие -отсутствие частного интереса в деятельности, особенности самовосприятия и принятия «новых ценностей», вариативность ценностной системы - эти и другие выводы социально психологических исследований последних лет дают возможность допустить, что изучение социального характера органически связано с характеристиками поведения индивидов, становлением новой этнической субъективности (в противовес субъективности советского общества).

В этом смысле несомненный интерес представляют теоретические и методологические работы, связанные с проблемам изучения традиционного, модернистского и постмодернистского обществ.

Современное реформирование жизнедеятельности общества предусматривает превращение механизмов не только материального, но и духовного развития. Беспрекословным условием перестройки нации является эффективное функционирование ее экономической, политической и культурно-духовной системы. Социальные изменения в нашем обществе влияют на формирование сознания человека и мотивируют ее ценностные ориентации. Проблемы национального возрождения карачаевцев и балкарцев включают становление и развитие собственной национальной идеологии, предопределяют актуальность развития национальной культуры, воспитания национального самосознания, раскрытия духовного потенциала личности.

Объект исследования. Объектом настоящего исследования являются сложные процессы идентичности карачаевцев и балкарцев, национального самосознания карачаево-балкарского народа, испытавшего последствия тоталитарного режима советского государства.

Предметом исследования являются источники и движущие силы национальной и религиозной идентичности карачаевцев и балкарцев, в целом этнополитических процессов в Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике.

Источниковая база диссертации. Заявленная тема и поставленные для ее изучения задачи решаются на основе большого круга неопубликованных (архивных) и опубликованных источников: нормативно-правовых документов, трудов государственных, политических, общественных и религиозных деятелей Карачаево-Черкесской Республики и Кабардино-Балкарской Республики, в целом Российской Федерации, а также признанных отечественных ученых, различных сборников документов и статей, энциклопедий, статистических данных и справочников и т.д.

Первая группа источников. Выявление новых документальных источников осуществлялось в архивах Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике, где имеются интересные материалы, проливающие свет на историю карачаевцев и балкарцев, на современную национальную политику Российской Федерации на Северном Кавказе, сложные взаимоотношения народов многонационального и многоконфессионального региона.

В Центре документации новейшей истории Кабардино-Балкарской Республики (ЦДНИ КБР) хранятся интересные документы о деятельности общественных организаций «Адыгэ-Хасэ» (фонд 2599) и Национального совета балкарского народа (фонд 2632). Среди них следует выделить программы и уставы общественных движений кабардинцев и балкарцев. Здесь же имеются различные заявления, постановления и резолюции, принятые на съездах кабардинского и балкарского -народов в 1990-1996 годы. Изучение этих материалов позволяет «заглянуть» в те сложные, противоречивые процессы, которые имели место в национальной политике и межнациональных отношениях в Кабардино-Балкарии. Они же помогают объективно воссоздать картину национальной идентичности карачаевцев и балкарцев.

В Государственном архиве Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР) изучены документы фондов Народного собрания (Парламента) -Карачаево-Черкесской Республики (фонд 898) и Правительства Карачаево-Черкесской Республики (фонд 942), где имеются • важные документы, которые позволяют углубленно проанализировать многие аспекты диссертационной темы (межнациональные отношения в республике, рост национального самосознания карачаевцев и солидарность с балкарцами по всем вопросам общественно-политической жизни, особенно по проблеме полной реабилитации и т.д.). Отдельные архивные документы представляют большую ценность для отечественной исторической науки, для объективного анализа сложных и противоречивых процессов в сфере межнациональных отношений на Северном Кавказе.

Вторая группа источников состоит из различных сборников важнейших документов, научных статей, а также статистических справочников, энциклопедий и т.д.

Третья группа источников в основном состоит из опубликованных документов и материалов, посвященных различным аспектам депортации и реабилитации карачаевцев и балкарцев, их взаимоотношениям с другими народами Северного Кавказа во второй половине XX - начале XXI века.

Четвертая группа источников состоит из., газет и журналов издававшихся и издающихся в Карачаево-Черкесской Республике и Кабардино-Балкарской Республике, в целом в Российской Федерации и в бывшем Советском Союзе («Кабардино-Балкарская правда», «Заман», «Советская молодежь», «Версия», «День Республики», «Карачай», «Большой Карачай», «Правда», «Известия», «Российская газета» и т.д.), которые существенно дополнили и обогатили некоторые аспекты исследования.

Территориальные и хронологические рамки исследования охватывают XX - начало XXI века. Национальная и религиозная идентичность карачаевцев и балкарцев особенно проявилась в страшные годы их депортации в республики Средней Азии.

В целях глубокого и объективного анализа актуальных проблем современной истории карачаевцев и балкарцев, этнополитических процессов в Карачаево-Черкесской Республике и в Кабардино-Балкарской Республике, автор местами расширяет хронологические рамки исследуемых вопросов, а также рассматривает проблемы роста национального самосознания карачаево-балкарского народа в контексте взаимоотношений с другими народами Северного Кавказа и возрождения ислама в регионе.

Хронологические рамки исследования охватывают период истории, наполненный грандиозными событиями, которые оказали огромное влияние на судьбы не только карачаевцев и балкарцев, но и других народов страны. Гражданская война, установление советской власти, сложные процессы советской модернизации, Великая Отечественная война, депортация карачаевцев и балкарцев и упразднение их автономий, а также реабилитация репрессированных народов Северного Кавказа, восстановление их национальной государственности, распад СССР и становление современной демократической Российской Федерации, в составе которой карачаевцы и балкарцы совершенствуют основы национальной государственности и многие другие сложнейшие явления отечественной истории не могли не способствовать росту национального самосознания нерусских народов, в том числе карачаевцев и балкарцев, их национальной и религиозной идентичности. Таким образом, анализ национальной и религиозной идентичности карачаевцев и балкарцев представляется в высшей степени актуальным и своевременным не только с научной точки зрения, но и с общественно-политических пози ций.

Таким образом, с учетом всего вышесказанного, мы имеем возможность сформулировать цели и задачи любого актуального исследования, связанного с вопросами этнической и религиозной идентичности и этничности в целом. Научная проблема заключается в раскрытии сути понятия эволюционной трансформации духовных ценностей карачаево-балкарской этнокультуры, в выявлении зависимости формирования системы этногенерирующих приоритетов различных поколений современной карачаевской или балкарской этнической ячейки от их комплексных социальных характеристик.

Естественно, решение ее подразумевает прохождение целого ряда промежуточных научных анализационных этапов, каждый из которых имеет свою сциентологическую значимость. Сюда прежде всего входят: разработка комплексного, концептуально обоснованного и методологически сориентированного подхода к исследованию трансформационных изменений системы этнических ценностей различных поколений карачаево-балкарского этноса, определения направленности их основных тенденций и выделения главных факторов актуальной генерации.

- осуществление теоретического анализа особенностей определения и понимания места и роли системы этнических ценностей в социологической теории; исследование общенациональных проявлений трансформации этногенерирующих приоритетов современных карачаевцев и балкарцев; разработка методологического подхода к определению приоритетности этноконсолидирующих факторов в эволюционном аспекте;

- определение комплексных особенностей этнической идентификации современных поколений карачаевцев и балкарцев и главных социальных факторов, которые их обусловливают; осуществление интегральной оценку ценностных идентификационных приоритетов карачаево-балкарской этнокультуры.

- выяснить систему базовых, рационально формулируемых концептов, на основе которых происходит процесс самоидентификации народа;

- моральные ценности, нормы и императивы, которые определяют поведение, направляют жизнедеятельность людей в лоне национального бытия и в процессе этноформирования; проанализировать имманентную связь национальной идеи, национальной идеологии и национального самосознания; определить содержательную и функциональную особенность этих духовных феноменов в современной национальной жизни карачаевского и балкарского народов;

Теоретико-методологические основы исследования. Предметная область, реализация цели исследования и решение поставленных задач потребовали соответствующей методологической базы. Сложность исследуемой проблемы не позволяет оставаться в рамках какого-либо единого метода, либо логического подхода. Из общепринятых методов используется метод диалектической взаимосвязи, который позволяет выработать концептуальную схему анализа воззрений по проблеме как российских, так и зарубежных научных трудов. В качестве общенаучного метода применяется метод структурного анализа, который предоставляет возможность выделить отдельные аспекты исследуемых проблем. Кроме того, используются и общетеоретические методы и приёмы (анализ, синтез, обобщение, теоретическое моделирование), способствующие систематизации и упорядочиванию излагаемого материала.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыта роль национальной элиты как своеобразного «генератора» национального самосознания и распространителя ее в среде народных масс, с одновременной оценкой уровня национального самосознания карачаевского и балкарского народов.

- определены основные источники формирования национального самосознания субъектов национальной жизни (непосредственная практика в лоне национального бытия, целеустремленное просветительско-воспитательное влияние, познание и критическое освоение исторического опыта, осознаваемая этногенерирующая деятельность).

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты дополняют общую картину формирования этнической самоидентификации балкарцев и карачаевцев, что способствует более глубокому и целостному осмыслению самочувствия представителей народов как в регионе, так и в масштабах всей страны. Материалы исследования, основные положения и выводы, сформулированные в нем, способствуют расширению знаний и пониманию сложных этнополитических и конфессиональных процессов, происходящих в самом сложном многонациональном регионе Российской Федерации - Северном Кавказе.

Основные положения работы имеют и практическое применение. Выводы настоящей исследовательской работы могут быть применены в разработке культурных и образовательных программ, а также проектов различного уровня. Её материалы могут быть использованы для развития и углубления научных работ по изучаемой проблематике, для учебно-методической деятельности, при разработке семинарских и практических занятий, спецкурсов по истории Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республике, в целом Северного Кавказа, а также по социологии, религиоведению.

Апробация работы. Основные положения и выводы настоящего исследования неоднократно обсуждались на кафедре политологии СевероОсетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова. Важнейшие выводы, представленные в настоящей диссертации, отражены в опубликованных статьях, в том числе в журнале, рекомендованном перечнем Высшей Аттестационной Комиссии (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации. Отдельные положения и выводы диссертации были изложены автором на различных научных конференциях, в том числе на региональной конференции: «Политико-правовые аспекты национальной и федеративной политики Российской Федерации и проблемы национально-государственного строительства на Кавказе» (24-25 апреля 2009 г. во Владикавказе), на Международной конференции «Российский парламентаризм: опыт, проблемы, перспективы» (19-20 ноября 2009 г. во Владикавказе), на региональной научной конференции «Национальная политика Российской Федерации и проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе» (24-25 сентября 2008 г. в г. Махачкала), на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы противодействия преступности в современных условиях» (12-13 мая 2008 г. в г. Нальчик) и др.

Диссертация была дважды обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры политологии Северо-Осетинского государственного университета им. K.JI. Хетагурова.

Структура работы. Поставленные автором в диссертационной работе цели и задачи определили структуру научного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Джантуева, Фатима Рашитовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образов, исходя из целей и задач, поставленных в диссертации, можно сделать следующие выводы:

1. Исследование трансформационных изменений системы этнических ценностей различных поколений карачаево-балкарского этноса требует комплексного подхода.

2.Каждый индивид есть частица . множества масс, связанных посредством сети идентификаций. Потому человек строит свой идеал "Я", руководствуясь множеством образцов и моделей поведения, которые он выбирает более или менее сознательно.

3.Основные механизмы этнической идентификации заключаются в сопоставлении (или противопоставлении) интересов, взглядов, ценностей, оценок, моделей поведения своей этнической общности с интересами чужой, установлении линии демаркации между „внутренним" и „внешним" этническими континуумами (непрерывным многообразием), одновременным формированием образа „нас" и „их"; осуществлением идеальных и ситуативных самоидентификаций. Для формирования этнической идентичности решающим фактором является исторический опыт, ценности данного этноса в процессе исторического развития и степень присвоения их каждым индивидом.

4.Этническую идентичность и связанную с ней другую базовую категорию - этническое самосознание - достаточно сложно описать методологически (этническая идентичность вытекает из этнического самосознания как форма отождествления и отнесения себя к определенной этнической общности).

5. Современные этнические общности не имеют непререкаемых традиций и стабильной картины мира, многие элементы их культуры размываются - интернационализируется хозяйственная деятельность, жилище, пища, искусство и т.д. Этносы в значительной степени оторваны от традиций, поведение предков уже не рассматривается многими представителями современного этноса как эталон. При этом этническая идентичность наиболее устойчива и значима для, большинства людей (особенно в условиях общественного кризиса).

6. Карачаевцы и балкарцы в лице своих прямых предков имеют многовековой опыт проживания в едином геополитическом пространстве, называемом сегодня Российской Федерацией, наследницей не только христианской Российской империи, но и мусульманской Золотой Орды. Определение собственной религиозной - и этнической идентичности приобретает важнейшее значение в процессе формирования современного национального и гражданского самосознания карачаевцев и балкарцев.

7. Анализ теоретико-практических выводов относительно места, роли и значения этнического фактора в жизнедеятельности современного общества позволяет утверждать, что современная точка зрения в трактовке этнической идентификации увеличивает значимость детерминант, которые предопределяют суть, содержание и особенности процесса идентификации.

8. Ислам на Северном Кавказе, как ислам во всем мире, чрезвычайно многообразен и внутренне, и в вариациях своего соприкосновения с социумом. Поэтому поиски наиболее оптимальных и востребованных типологий, в рамках которых можно было бы по-новому представить себе общую картину функционирования исламской составляющей в социальном процессе, всегда останутся актуальными.

9. Ислам давно стал фактором, определяющим ментальность карачаево-балкарцев если не в главных составляющих, то, во всяком случае, в части этики и морали, имеющим доминирующий характер. И в этом смысле особый интерес представляет то обстоятельство, что и эта часть комплексов самоидентификации карачаевцев и балкарцев подверглась значительным катастрофическим воздействиям.

10. Несомненно, что единственным путем проникновения исламских миссионеров на территории нынешнего Карачая и БаЛкарии был восточный, со стороны Дагестана, куда Ислам пришел еще в XVII веке, в эпоху 2-го праведного халифа Умара Аль-Фарука. Основным источником доказательств непрерывности и глубины этого процесса являются данные генеалогии карачаевских родов, особенности карачаево-балкарской лексики и топонимики, насыщенной мусульманской терминологией, данные фольклора и устной истории.

11. Однако политика государства по отношению к исламу в советские годы была направлена на тотальное уничтожение этого пласта духовной жизни народов СССР. Октябрьская революция 1917 года и приход в горы Северного Кавказа Советской власти практически свели на нет развитие мусульманства среди балкарцев и карачаевцев в его классической форме - с публичным отправлением религиозных обрядов, общим совершением намаза в мечетях. Следует подчеркнуть, что действующих мечетей при Советской власти в Карачае и Балкарии было очень мало.

12. Оживление мусульманской религиозной жизни в Карачае и Балкарии приходится на 1980-е - 1990-е годы XX века (на перестроечное и постсоветское время). Оживление происходит во всех сферах: в политической активности мусульман, в развитии сети мусульманского образования, ведение проповедей Ислама в карачаево-балкарской литературе, в строительстве мечетей и активнее внедрение в Карачае и Балкарии мусульманских традиций в быту.

13. В 1990-х годах на волне перемен началось возрождение ислама. Однако, обстановка осложнилось инстинктивным неприятием мусульманами нетрадиционных для Карачая и Балкарии религиозных течений, которые с середины 80-х развивались в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии весьма бурно, вовлекая в свою орбиту и представителей других коренных народов.

14. Это привело к борьбе за чистоту обрядов, что в свою очередь вызвал конфликты со старейшинами - «хранителями традиций». При этом важно отметить, что, несмотря на поверхностное знакомство с исламом, огромное количество литературы, аудио- и видеокассет, распространявшихся в Кабардино-Балкарской и в Карачаево-Черкесской республиках и весомые финансовые вливания со стороны международных организаций, абсолютное большинство мусульман не восприняло экстремистской идеологии. Люди смогли понять, куда ведет путь, предлагаемый экстремистами, а местные жители порой даже изгоняли их агитаторов из мечетей.

15. В то же время явно обозначились проблемы мусульманской уммы, оказывающие влияние не только на религиозную жизнь, но и на общественно-политическую ситуацию в целом. По мере реабилитации ислама и возвращения ему важных социальных функций возникли противоречия и конфликты в общественной жизни карачаевцев и балкарцев. В настоящее время отчетливо выделяется два направления исламского активизма: 1) традиционный, бытовой ислам ханафитского мазхаба; 2) религиозное движение, которое можно обозначить как «молодежный ислам». Оба направления исламского активизма должны принести пользу карачаево-балкарскому народу, как и другим народам Северного Кавказа, в целом Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Джантуева, Фатима Рашитовна, 2010 год

1. Архивные материалы.

2. Центр документации новейшей истории Кабардино-Балкарской1. Республики (ОДНИ КБР).

3. Фонд 2632, оп.40, д.66, л.4-5. Фонд 2632, оп.48, д.16, л.124. Фонд 2632, оп.52, д. 18, л.62. Фонд 2632, оп.54, д.60, л. 12.»

4. Центральный государственный архив Кабардино-Балкарской1. Республики (ЦГА КБР).

5. Фонд Р-134, on. 1, д.36, л.120. Фонд Р-134, on. 1, д.36, л.122. Фонд Р-16, оп.1, д.150, л.20. Фонд Р-16, оп.1, д.150, л.22. Фонд Р-1025, оп.2, д.47, л.10-12. Фонд 23, оп.2, д. 1273, л.20-28.

6. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (ГА1. КЧР).

7. Фонд 898, оп.6, д.80, л.140-146. Фонд 898, оп.6, д.80, л.136-138. Фонд 898, оп.8, д. 120, л.18-22. Фонд 898, оп.10, д.46, л.90-96. Фонд 898, оп.12, д.26, л.28. Фонд 898, оп.12, д.26, л.30-32.

8. Сборники документов и исследования отечественныхспециалистов.

9. Броссе. О грузинском письме царя Арчила к шведскому королю Карлу XII, от 2 февраля 1706 года и о пребывании царя Арчила в России // Ученые записки Императорской академии наук по I и II отделениям. СПб., 1855. Том 2.

10. Документы по взаимоотношениям Грузии с Северным Кавказом в XVIII в. Тбилиси, 1968.

11. Карачаевцы. Выселение и возвращение (1943-1957). Материалы и документы. Черкесск, 1993.

12. Полиевктов М. А. Этнографические и политические разведки Московского государства в XVII в. на Кавказе. Тифлис, 1932.

13. Пурцеладзе Д. П. Грузинские крестьянские грамоты. СПб., 1882.

14. Спенсер Э. Путешествие в Черкесию. Майкоп, 1994.

15. Авксентьев А.В. Ислам на Северном Кавказе. Ставрополь: 1984.

16. Алексеева Е.П., Происхождение народов Кавказа. Краниологическое исследование. М., 1974.

17. Алексеева Е.П. Карачаевцы и балкарцы — древний народ Кавказа. Черкесск, 1963.

18. Ю.Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству. М., 2001.

19. П.Арутюнян Ю. В. Дробижева JI. М., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учебн. пособие для вузов. М.,1998.

20. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.

21. З.Асадов Ф. М. Арабские источники о тюрках в раннем средневековье. Баку, 1993.

22. Асмолов А.Г., Е.И.Шлягина Е.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа // Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. M.-JL, 1984.

23. Ачкасова ВА. Этническая идентичность в ситуациях общественного выбора. М., 1996.

24. Бабаев С.К. О происхождении балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 1960.

25. Вопросы государственного строительства. М., 2001.

26. Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков, М., 1969.

27. Байчоров С. Я. Петроглифы Бийчесына // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск, 1988.

28. Бобровников В. О., Ярлыкапов А. А. «Ваххабиты» (Северного Кавказа) // Ислам на территории бывшей Российской империи: Энцикл. словарь. М., 1999. Вып. 2.

29. Вагабов М. В. Ислам и семья. М., 1980.

30. Волкова Н.Г. Народы России. М., 1979.23Хаджиев Р.А. Ваххабитский фактор в кавказской геополитике. Грозный, 2004.

31. Гадло А. В. Кузнецов В. А. Алания Х-ХШ веков. Византийский временник. М. 1977, т. 38 (рецензия).

32. Голованова С.А. Региональные группы казачества юга России: опыт системного анализа. Армавир, 2001.

33. Гордин Я. А. Кавказ: земля и кровь. Россия в Кавказской войне XIX века. СПб., 2000.

34. Граков Б.Н. Скифы. Киев, 1947.

35. Гумилев JI.H. Древние тюрки. М., 1967.

36. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера Земли. JI.,1990.

37. Губогло М.Н. Идентичность идентичности: Этносоциологические очерки. М., 2003.

38. Гутнов Ф.Х. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Владикавказ, 1989.

39. Гутнов Ф.Х. Тяжело быть аланом? // Кавказский сборник (Москва), 2007. Том №4 (36), с. 362-393.

40. Гутнов Ф.Х. Горский феодализм. (Ч. I.) Владикавказ, 2007: (Ч. II.) Владикавказ, 2008 и др.

41. Гутнов Ф.Х. Средневековая Осетия. Владикавказ, 1993.

42. Гутнов Ф.Х. Аристократия алан. Владикавказ, 1995.

43. Гусейнов Г., Драгунский Д. Новый взор на старые истины // Ожог родного очага / Под ред. Г. Гусейнова, Д. Драгунского. М., 1990.

44. Грач А. Д. Древние кочевники Центральной Азии. М., 1980.

45. Гордин Я.А. Реформатор и Кавказ. Взгляд на сегодняшние российские проблемы из XIX века // Первое сентября, М., № 22, 2002.

46. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. М., 2003.

47. Дзидзоев В.Д. Балкарский Паганини (малоизвестные страницы биографии видного музыканта и просветителя Северного Кавказа С.Абаева) // Минги-Тау (Эльбрус) (г. Нальчик), 1987, № 1, с. 124-126 (на балк. яз.).

48. Дзидзоев В.Д. Корни нашей дружбы // Минги Тау (г. Нальчик), 1987, №2, с. 17-18 (на балк. яз.).

49. Дзидзоев В.Д. Некоторые аспекты культурной революции в Кабардино-Балкарии (в соавторстве с проф. Р.Х.Гуговым) // Минги-Тау (г. Нальчик) , 1988, № 1, с. 130-134 (на балк. яз.).

50. Дзидзоев В.Д. Больше компетентности (в освещении вопросов национальной политики) // Минги-Тау (г. Нальчик), 1990, № 1, с. 105-107 (на балк. яз.).

51. Дзидзоев В.Д. Два взгляда на историю Кавказской войны // Минги-Тау (г.Нальчик), 1993, № 2, с. 213-218 (на балк. яз.).

52. Дзидзоев В.Д. Истоки нашего единения (осетино-кабардино-балкаро-карачаевские этнокультурные связи в конце XIX — начале XX веков) // Минги-Тау (г. Нальчик), 1991, № 2, с. 77-79 (на балк. яз.).

53. Дзидзоев В.Д. Анализ пройденного пути (в соавторстве с проф. М.М.Кучуковым) // Минги-Тау (г. Нальчик), 1995, № 3, с. 158-160 (на балк. яз.).

54. Дзидзоев В.Д. Выдающийся просветитель и музыкант (о С.Абаеве) // Минги-Тау (г.Нальчик), 1995, № 6, с. 135-142 (на балк. яз.).

55. Дзидзоев В.Д. Выселение народов Северного Кавказа в годы Великой Отечественной войны и проблемы межнациональных отношений // Минги-Тау (г. Нальчик), 1998, № 5, с. 195-206 (на балк. яз.). "

56. Дзидзоев В.Д. Даровано каждому (о становлении социалистической культуры народов Кабардино-Балкарии) // Точка отсчета (1917-1987 гг.). Нальчик, 1987, с. 129-134.

57. Дзидзоев В.Д. Совершенствование межнациональных отношений в условиях перестройки // Известия СКНЦ ВШ (серия «Общественные науки»), (г. Ростов-на -Дону), 1990, № 2, с. 136-138.

58. Дзидзоев В.Д. О культуре интернационального общения // Политическая агитация (г. Нальчик), 1990, № 7-8, с. 33-38.

59. Дзидзоев В.Д. Диалектика единства и братства. Нальчик, 1990.

60. Дзидзоев В.Д. История далекая и близкая (этнокультурные связи осетин, кабардинцев, балкарцев и карачаевцев в прошлом и настоящем) // Точка зрения (г. Нальчик), 1991, № 1, с. 24-29.

61. Дзидзоев В.Д. Историческая справедливость нужна всем // Проблемы экологии, экономики и культуры (Сборник научных трудов). Нальчик, 1992, с. 223-239.

62. Дзидзоев В.Д. В поисках национального согласия. Махачкала, 1992 (в соавторстве с A.M. Кадилаевым).

63. Дзидзоев В.Д. Истоки проблемы ногайского народа // Половецкая луна (ежеквартальный журнал, издающийся в Черкесске на русском языке). 1993, № 1, с. 24-34.

64. Дзидзоев В.Д. Этнокультурные и родственные связи кабардинцев с соседними народами Северного Кавказа в XVIII нач. XX в. Владикавказ, 1993.

65. Дзидзоев В.Д. Искусство поединка (страницы зарождения и развития спорта в Кабардино-Балкарии). Владикавказ, 1996.

66. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта (Третье издание). Владикавказ, 2002.

67. Дзидзоев В.Д. «Борьба против политики геноцида», плагиат и историческое мифотворчество // Вопросы политологии, истории и социологии. Выпуск №1. Владикавказ, 1999, с. 28-114.

68. Дзидзоев В.Д. Коста Хетагуров и Кязим Мечиев // Осетинская филология: история и современность. Выпуск № 3. Владикавказ, 1999, с. 107-114.

69. Дзидзоев В.Д. Предисловие к книге: В.Ж.Кудаев. Курсом политических преобразований. Нальчик, 1999, с. 3-10.

70. Дзидзоев В.Д. Страницы истории осетино-кабардино-балкарских отношений (XVIII-XIX вв.) (в соавторстве с профессором Б.К.Мальбаховым) // Вопросы политологии, истории и социологии. Выпуск № 1. Владикавказ, 1999, с. 272285.

71. Дзидзоев В.Д. Белый и красный террор на Северном Кавказе в 1917-1918 гг. (Второе издание). Владикавказ, 2000.

72. Дзидзоев В.Д. Кавказ конца XX века: тенденции этнополитического развития (историко-политологическое исследование) (Второе издание). Владикавказ, 2004.

73. Дзидзоев В.Д. Летопись добрососедства (размышления о глубинных корнях осетино-кабардинских взаимоотношений в XVIII-XIX веках) // Дарьял (г. Владикавказ), 2000, № 3, с. 231-243.

74. Дзидзоев В.Д. Культура и национальное самосознание народов Северного Кавказа (20-30-е гг. XX в.) (в соавторстве) // Вопросы политологии, истории и социологии (Сборник научных трудов). Выпуск III. Владикавказ, 2000, с. 25-39.

75. Дзидзоев В.Д. Осетия в системе взаимоотношений народов Кавказа в XVII -нач. XX вв. (историко-этнологическое исследование) (Второе издание). Владикавказ, 2003.

76. Дзидзоев В.Д. От Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана до Горской АССР. 1917-1924 гг. (Начальный этап национально-государственного строительства народов Северного Кавказа в XX веке). Владикавказ, 2003.

77. Дзидзоев В.Д. Исторические мифы и реальность // Факты и историю искажать нельзя (по поводу книги «Пережитое» А. Галазова и не только.). Владикавказ, 2003, с.127-161.

78. Дзидзоев В. Д. Политическая мифология современной историографии Кавказа // Научная мысль Кавказа (г. Ростов-на-Дону), 2004, № 4, с. 33-43.

79. Дзидзоев В.Д. Народы Северного Кавказа в XVIII-XIX вв. (Второе издание). Нальчик, 1995.

80. Дзидзоев В.Д. Осетино-кабардино-балкарские отношения в контексте политики России на Северном Кавказе (XVIII — нач. XXI вв.) // Вестник Владикавказского научного центра (Владикавказ), 2007, № 2, с. 2-22.

81. Дзидзоев В.Д. Переселение мусульманских народов Кавказа в Турцию. 18601870-е гг.: причины, характер, последствия // Вопросы истории (г. Москва). 2008, № 9, с. 85-98.

82. Дзидзоев В.Д. Некоторые вопросы махаджирского движения и судьба переселенцев в Турции (60-70-е годы XIX века) // Вестник Кабардино-Балкарского государственного университета (Серия «Гуманитарные науки»). Выпуск 12. Нальчик, 2008, с. 25-29.

83. Идентичность и толерантность / отв.ред. Н.М.Лебедева. М, 2002.

84. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

85. История Кабардино-Балкарии. Учебное пособие для средней школы. Нальчик, 1995.

86. Казиев Ш.М., Карпеев И.В. Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке. М., 2003.

87. Калоев Б.А. Осетины. Историко-этнографический очерк. М., 1967.

88. Карачаевцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1978.

89. Клычников Ю.Ю. Использование религиозного фактора в российской политике на Северном Кавказе в XIX века // Вопросы северокавказской истории. Вып. 6. Часть 1. Пятигорск, 2005.

90. Кузнецов В.А. Алания X-XIII веков. Орджоникидзе, 1971.

91. Кузнецов В.А. Аланские племена Северного Кавказа. М., 1962.

92. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. Владикавказ, 1992.

93. Кузнецова А .Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Нальчик, 1982.

94. Куприянова Л.В. Города Северного Кавказа во второй половине XIX в. М., 1981.

95. Кушева Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина XVI 30-е годы XVII века). М., 1963.

96. Кушнер П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии им. Миклухо-Маклая. Т. 8. М., 1949.

97. Лавров Л.И. Карачай и Бал кар ия до 30-х годов XIX века. М., 1969.

98. Лайпанов К.Т., Мизиев И.М. О происхождении тюркских народов. Черкесск, 1993.

99. Лебедева К. М. «Синдром навязанной этничности» и методы его преодоления // Этническая психология и общество / Под ред. Н.М. Лебедевой. М., 1997.

100. Малашенко А.В. Исламское возрождение в современной России. М., 1998.

101. Малашенко А.В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М., 2001.

102. Мерперт Н.Я. Об этнокультурной ситуации IV—II тысячелетий до новой эры в Циркумпантийской зоне // Древний Восток. Этнокультурные связи. М., 1988.

103. Мизиев И. М. История Балкарии и Карачая. Нальчик,-1992.

104. Маремшаова И.И. Балкария и Карачай в этнокультурном пространстве Кавказа. Нальчик, 2003.

105. Маремшаова И.И. Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай. Нальчик, 1999.

106. Матвеев В.А. Исторические особенности утверждения геополитических позиций России на Кавказе // Под ред. В.Б. Виноградова. — Армавир -Ростов-н/Д., 2002.

107. Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.

108. Московичи С.В. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

109. Мчедлов М.П. Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. М., 2005.

110. Национальная доктрина России (проблемы и приоритеты). М., 1994.

111. Национальная политика России: история и современность. М., 1997.

112. Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. М., 1993.

113. Осипов Г.В. Россия: национальная идея, социальные интересы и приоритеты. М., 1997.

114. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000.

115. Попов А. Причины возникновения и динамика развития конфликтов // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Ред. Марта Олкотт, Валерий Тишков М., 1997.

116. Пб.Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М., 1973.

117. Потто В. А. Два века Терского казачества (2-ое издание). Т. 1. Нальчик, 1991.

118. Рамазанов Р. А., Бобровников В. О. Святые-чудотворцы в народном исламе Южного Дагестана (на материалах аула Шиназ) // Дагестан: село Хуштада. М., 1995.

119. Рассказы по истории родного края. Учебное пособие для учащихся 6 кл. Грозный, 1991.

120. Регионоведение (Юг России: краткий тематический словарь) /Под общ.ред.Ю.Г. Волкова, А.В. Попова. Ростов н/Д., 2003.

121. Религия и идентичность в России / сост. и отв. ред. М.Т. Степанянц. М., 2003.

122. Савоскул С.С. Русские нового зарубежья: выбор судьбы. М., 2001.

123. Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.

124. Северокавказская цивилизация: вчера, сегодня, завтра. Пятигорск, 1998.

125. Смирнов Н. А. Политика России на Кавказе в XVI XIX веках. М., 1958.

126. Смирнов А. П. Скифы. М., 1966.

127. Солдатов Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

128. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 1999.

129. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М., 1989.

130. Такайшвили Б.С. Археологические экскурсии, разыскания и заметки // Известия Кавказского отделения Московского археологического общества. Вып. 4. Тифлис, 1915.

131. Тайсаев Дж.М. Этногенез и основные факторы этнической эволюции // Эволюция. Этничность. Культура. М., 2005.

132. Татищев В.Н. История Российская. Т. 3. M.-JL, 1964.

133. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

134. Тишков В.А. Политическая антропология. М., 2000.

135. Тодуа З.А. Экспансия исламистов на Кавказе и в Центральной Азии. М., 2005.

136. Трансформационные процессы в России и их отражение в массовом сознании. Матер, междун. симп. 24-25 мая 1996 г. М., 1996.

137. Тураев В.А. Этнополитология. М., 2004.

138. Фадеева. А.В. Россия и Кавказ в первой трети XIX века. М., 1960.

139. Хантингтон С.П. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

140. Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации // Россия в XIX нач. XX вв. Ростов н/Д., 1992.

141. ШафарикП.А. Славянские древности. Т. 1. Кн. 2. М., 1966.

142. Шпет Г.Г. Психология социального бытия. М.: Институт практической психологии. Воронеж, 1996.

143. Шпет Г.Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996.

144. Этнокультурные проблемы Северного Кавказа: социально-исторический аспект / Под ред. А.И. Шаповалова. Армавир, 2002.

145. Шаманов И.М. Карачаевцы // Народы России. Энциклопедия. М., 1994.

146. Шел я вместе с людьми, разделяя их долю. К 90-летию со дня рождения Х.Хутуева. Нальчик, 2008.

147. Шнайдер В.Г. Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов. М., 2005.

148. Этнические стереотипы в меняющемся мире // Отв.ред.и сост. Е.П.Батьянова, А.Н.Калабанов. М., 1998.

149. Этногенез карачаевцев и балкарцев. Материалы "круглого стола (сентябрь 1994 г., Карачаевск). Карачаевск, 1997.

150. Этнокультурные процессы в национально-смешанной среде. М., 1998.

151. Этносы и этнические процессы. М., 1993.

152. Эриксон Э. Идентичность: молодость и кризис. М., 1996.

153. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. М., 1993.

154. Журнальные и газетные статьи

155. Абдулатипов Р.Г. Нация это метафора // Дружба народов, 2000, №7.

156. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль Кавказа, 1995, № 1.

157. Абдулатипов Р.Г. Кавказская политика России и российские ориентации Кавказа // Научная мысль Кавказа. 1999. № 3.

158. Абзаева А. Россия и ислам: политические и экономические аспекты диалога // Центральная Азия и Кавказ, 2006, № 2.

159. Авьюцкий В. Северный Кавказ как «внутреннее зарубежье» России // Центральная Азия и Кавказ. № 5(23), 2002.

160. Акаев В.Х. Кавказская война: старые концепции и новые подходы // Кавказская война: старые вопросы и новые подходы. Махачкала, 1998.

161. Акаев В.Х. Суфийские братства и ваххабиты // Азия и Африка сегодня. 1998. № 6.

162. Акритас П.Г. Археологические исследования Чегемского ущелья // Сборник статей по истории Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961.

163. Андреева Г.М., Хелкама К., Дубовская Е.М., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А. Уровень социальной стабильности и особенности социализации//Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1997. № 4.

164. Ю.Арутюнов С.А. Меньшинство без большинства: этническая мозаика Кавказа // Расы и народы. Вып. 24. М., 1998.

165. П.Асмолов А.Г., Е.И.Шлягина Б^.И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа/ Психологические проблемы индивидуальности. Вып.2. M.-JL, 1984.

166. Бабич И.В. Соотношение политической, религиозной и этнической идентичности в современном кабардино-балкарском обществе // Фактор этноконфессиональной самобытности в постсоветском обществе. Сб. Московского центра Карнеги. М., 1998.

167. Батыр ас Аланский. Живите честно, делайте добро и все будет хорошо // Литературная Кабардино-Балкария, 2007, №3.

168. Бережной С. Кабардино-Балкарская республика как пример эволюции исламского фундаментализма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ, 2006, №2.

169. Бетрозов Р. Ж. Захоронение вождя гунского племени у сел. Кишпек в Кабардино-Балкарии // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980.

170. Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Северный Кавказ: этапы взаимоотношений // Известия Кабардино-Балкарского научного центра. 1998. № 1.

171. Бобровников В., Ярлыкапов А. Ваххабиты на Северном Кавказе // Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь. Вып. 2. М., 1999.

172. Вдовин А.И., Корецкий В.А. Распад СССР и проблемы национально-политического развития России // Российское государство и общество, XX век. М., 1999.

173. Гаврилов Ю.А., Кофанова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г. Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях // Социологические исследования. 2005. № 6.

174. Газиева Г., Мельков С. Мусульманская умма в современном российском обществе: По материалам социологического исследования «Российские мусульмане. Кто они?», проведенного в 2001—2002 гг. на территории европейской части России. М., 2003.

175. Геллнер Э. Пришествие национализма. Мифы нации и класса // Путь. 1992. №1.

176. Гордин Я. А. Русский человек и Кавказ // Культура и общество. Альманах Фонда им. Д. С. Лихачева. Вып. 2-3. СПб., 2006.

177. Гутов А. М. Фактор открытости в межконфессиональных и межнациональных отношениях // Материалы научно-практической конференции (г. Нальчик 27января 2007года) // http://www.zapravakbr.ru

178. Дегоев В.В. Кавказская война: альтернативные подходы к её изучению // Вопросы истории. М., 1999. № 6.

179. Донцов А. И., Стефаненко Т.Г., Уталиет Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.

180. Дагестан: ислам как фактор политического процесса // Южный Федеральный. 2004. 21 апреля.

181. Денни Ф.М. Ислам и мусульманская община // Религиозные традиции мира. Т. 2. М., 1996.

182. Дробижева JI.M. Этническая идентичность: советское наследие и современные подходы // Бюллетень «Население и общество», № 143-144 26 января 8 февраля 2004.

183. Донцов А.И., Стефаненко Т.Г., Уталиева Ж.Т. Язык как фактор этнической идентичности // Вопросы психологии. 1997. № 4.

184. Дробижева JI.M. Опыт национализма и демократизация в республиках Российской Федерации // Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. М., 1995.

185. Дробижева Л.М., Аклаев А.Р., Коротеева В.В., Солдатова Г.У. Демократизация и образы национализма в Российской Федерации. М., 1996, с. 269.

186. Дубин Б.В. Прошлое в сегодняшних оценках россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 5 (сентябрь-октябрь).

187. Емельянова Н.М. Тайное и явное в Северокавказском исламе (на примере Кабардино-Балкарии и Северной Осетии) // Россия и мусульманский мир. 2002. № 4.

188. Ефимов И, Степанов А. Северный Кавказ вновь становится тревожным фоном политических процессов в России // Московские новости. М., 2007, № 37.

189. Калмыков Ж.С. Ислам и традиционная культура кабардинцев и балкарцев на современном этапе // Литературная Кабардино-Балкария. 2007, №1

190. Капицын В.М. Национальная идентификация и политико-правовые стратегии государства // Национальный вопрос и государственное строительство. М., 2001.

191. Карыбаева М.А. Этническая идентичность в условиях социальных трансформаций // Этнический мир (Информационно-аналитический бюллетень), 1998, №2.

192. Кисриев Э.Ф. Ислам на Северном Кавказе: от исторического многообразия к однородности современных тенденций // Россия и мусульманский мир. 2007, №12.

193. Клычников Ю.Ю. Использование религиозного фактора в российской политике на Северном Кавказе в XIX века // Вопросы северокавказской истории. Вып. 6. Часть 1. Пятигорск, 2005.

194. Ковальская Г.А. Татарстан: вполоборота к исламу // Еженедельный журнал. М., 2003, 8 апр.

195. Козырев Ю.Н. Козырева П.М. Дискурсивность социальных идентичностей // Социологический журнал. 1995, № 2.

196. Козлов В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса// Советская этнография. 1974, №2.

197. Комарофф Дж. Национальность, этничность, современность: политика самосознания а конце XX века // Этничность и власть в полиэтничных государствах: Материалы международной конференции 1993 г., М., 1994.

198. Кратов Е.В. Ислам в Северо-Кавказском крае (1924—1934 гг.) // Гуманитарная мысль Юга России (Краснодар), 2005, № 1.

199. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997.

200. Лебедева Н.М. «Синдром навязанной этничности» и способы его преодоления // Этническая психология и общество. М., 1997.

201. Левкович В.П., Панкова Н.Г. Социально-психологические проблемы этнического сознания // Социальная психология и общественная практика. М.,1985.

202. Леонтьев А. А. Личность как этническая категория // Советская этнография. 1983, №3.

203. Лубский А.В. Северный Кавказ периферия Российской цивилизации // Научная мысль Кавказа. 2000, № 2.

204. Майборода Э.Т. О сосуществовании цивилизаций различного типа // Научная мысль Кавказа. 2000, №2.

205. Малашенко А. Радикальный ислам это нормальный феномен // Политический журнал. 2004, 18 октября.

206. Малышева Д.Б. Россия и мусульманский Север в водоворотах нового миропорядка// Сборник статей. М., 2003.

207. Малышева Д.Б. Ислам в современном мире // Новый мир. 2002, №2.

208. Межуев В.М. Идея национального государства в исторической перспективе // Полис. 1992. № 5-6.

209. Мизиев И.М. Могильник у сел. Тайлы-Тала // Археолого-этнографический сборник. Нальчик, 1974.

210. Мукожев А.Х. Ислам в истории и культуре кабардинцев и балкарцев // Материалы научно-практической конференции (г. Нальчик 27января 2007года) // http://www.zapravakbr.ru/

211. Мункожаргалов Д.А. Этнополитические конфликты в современной России: пути урегулирования // Россия и мусульманский мир. 2005, №4.

212. Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах// СОЦИС. 2006. № 10.

213. Науменко Л.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период // Этническая психология и общество. М., 1997.

214. Наумкин В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов // Россия и мусульманский мир. 2006, №7.

215. Наша Версия, 2006, 16 января.

216. Независимая газета, 2003, 14 октября.

217. Паин Э.А. Динамика национального самосознания россиян. О кризисе идентичности // Этнопанорама, 2002, №1.

218. Поляков К. Влияние внешнего фактора на радикализацию ислама в России в 90-е годы 20 века // Ислам на постсоветском пространстве: взгляд изнутри. М., 2001.

219. Расследование теракта в Нальчике завершено // Российская газета. №3943, 2005, 6 декабря.

220. Рашковский Е. Ислам в динамике глобальной истории // Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 6.

221. Россия и исламский мир: проблемы, предпосылки и перспективы долгосрочного взаимодействия // Россия и мусульманский мир. 2005, № 6.

222. Рунич А. П. Захоронение вождя эпохи раннего средневековья из кисловодской котловины // Советская археология. 1976, № 3, с.256-266.

223. Рыбаков С.Е. Национализм и нация // Этнографическое обозрение. 1999, №4.

224. Семенова О.А. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы, тенденции развития // Вестник МГУ, серия №12, политические науки, 2007, №1.

225. Северный Кавказ, 2006, 17 января.

226. Северный Кавказ, 2005, 29 ноября.

227. Сикевич З.В. Этнический фактор в политических процессах современной России. Докт. дисс. СПб., 1996.

228. Семенова О.А. Исламский фундаментализм как течение политической мысли: генезис, идеи, этапы, тенденции развития // Вестник МГУ, серия №12, политические науки, 2007, №1.

229. Скворцов Н.Г. Этничность и трансформационные процессы // Этничность. Национальные движения. Социальная практика: Сб. статей. СПб., 1995.

230. Советское прошлое: поиски понимания // Отечественная история, 2000, №4-5.

231. Соколовский С.В. Топология русскости: исторические, географические и социальные измерения // Школа и мир культуры этносов. Вып.2. М., 1995.

232. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности // Электронный ресурс http.

233. Страда В. Национализм русский, национализм советский, постнационализм // Человек, 1991, №6.

234. Темирбулатов-Хутуев Р. Сколько лет исламу в Карачае? // Знамя ислама. 1997, №1.

235. Тишков В.А. Культурная мозаика и этническая полтика в России // Россия и мусульманский мир, 2003, №7.

236. Тишков В.А. О нации и национализме // Свободная мысль. 1996. № 3.

237. Тишков В. Идентичность и культурные границы // Идентичность и конфликт в постсоветских государствах: Сб. статей / Под ред. М.Б.Оллкот, В.Тишкова, А.Малашенко. М.,1997.

238. Трусов В.П., Филиппов А.С. Этнические стереотипы//Этническая психология (Этнические процессы и образ жизни людей). JL, 1984.

239. Файзуллин Ф.С., Зарипов А .Я., Грани этнической идентификации // Социологические исследования, 1997, № 8.

240. Филиппов В. «Нулевой вариант» в этнополитике путь к гражданскому равноправию в обществе // Федерализм. 1997, №2.

241. Черноус В.В. Кавказ контактная зона цивилизаций и культур // Научная мысль Кавказа. 2000, № 2.

242. Черноус В.В., Цихоцкий С.Э. Кавказский вопрос в истории Российской геополитики // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998, №2.

243. Черноус В.В. Россия и народы Северного Кавказа: проблемы культурно-цивилизационного диалога // Научная мысль Кавказа. 1999, №3.

244. Черноус В.В. Кавказ: контактная зона цивилизаций и культур. //Кавказ: проблемы культурно-цивилизационно развития. Ростов-на-Дону. 2000.

245. Шнирельман В.А. Очарование седой древности: Мифы о происхождении в современных школьных учебниках // Неприкосновенный запас, 2004, №5(37).

246. Штихве Р. Амбивалентность, индифферентность и социология чужого.// Журнал социологии и социальной антропологии. Т.1. СПб., 1998, № 1.

247. Юсупов М. Ислам в социально-поли тической жизни Чечни // Центральная Азия и Кавказ. 2000, № 2 (8).

248. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социс. М., 1994, № 1.

249. Ярлыкапов А. «Народный» ислам и мусульманская молодежь Центрального, и Северо-Западного Кавказа // Этнографическое обозрение, 2006, №2.1. Интернет ресурс

250. Аккиева С.И. Основные проблемы развития балкарцев и карачаевцев на современном этапе// http://turkoloq.narod.ru .

251. Бобровников В.В. Ислам на постсоветском Северном Кавказе: мифы и реалии // http://www.islamedu.iTi/articles/dag.htm

252. Курайши Хафизулла Хаджа. Отношение ислама к народным традициям // Материалы научно-практической конференции, г. Нальчик, 27января 2007года // http://www.zapravakbr.ru

253. Липина С., Межкультурные коммуникации на Северном Кавказе // www.viperson.ru

254. Светлана Липина: Северный Кавказ. Уроки истории. Знать, чтобы не повторять // www.viperson.ru

255. Мухаммад Абдулла Къарачай. Ислам в истории и самосознании карачаевского народа // http://www.karachaevsk.info

256. Оразаева Л.И. Кабардино-Балкария: некоторые проблемы в исламе // Кавказский узел, 2004. Май.

257. Политический ислам и Россия — взаимодействие идентичностей. Интервью Гейдара Джемаля (председатель Исламского комитета, идеолог политического ислама) // http:antropotok.frchipelag.ru

258. Сейран Арифов Миссия мусульман и сохранение исламской идентичности // информационно-аналитический портал Islamonline

259. Ю.Тишков В.А. Наука, мифология и политикаhttp://www.valervtishkov.ru/

260. П.Усубалиев Э.Е. Исламская идентичность и политический прогресс в Кыргызстане http://www.easttime.ru/analitic/l/3/381 .html

261. Харитонова Н. Русская идентичность. Этническая или гражданская http://www.rosnation.ru

262. Хоконов М.Х. Социально-политические причины событий 13 октября 2005 года в Нальчике // Материалы паучно-практической конференции (г. Нальчик 27января 2007года) // http://www.zapravakbr.ru

263. Черноус В.В., Цихоцкий С.Э. Кавказский вопрос в истории Российской геополитики// Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки, 1998, №2.

264. Литература на иностранных языках

265. Ellenberger H.F. The discovery of the Unconscious: Basic Books. N.Y., 1970. c. 528

266. Erikson E. Insight and Responsibility. N.Y., 1964. c. 203.

267. Epstein A.L. Ethnos and Identity: Three Studies in Ethnicity. London, 1978. c. 16.

268. Neumann I.В. Russia as Central Europe's Constituting Other.// East European Politics and Societies. 1993. Vol. 7. N 2. c. 349.

269. Touraine A. Production de la societe. Paris, 1973. c. 360.

270. Кристинов Ц. Към вопроса этногенеза бълкарский народ // Исторический проглед. София, 1966. № 3. С. 33-51.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.