Национальная культура как объект философского анализа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Козелько, Валерий Владимирович

  • Козелько, Валерий Владимирович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 169
Козелько, Валерий Владимирович. Национальная культура как объект философского анализа: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ростов-на-Дону. 2010. 169 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Козелько, Валерий Владимирович

Введение

Глава I. Теоретико — методологические основы смыслообра-зующих составляющих феномена «национальная культура»

1.1. Нация как один из структурных компонентов исследуемого 13 объекта

1.2. Национальный характер и национальное сознание

1.3. Язык как универсальное средство самовыражения различных 38 форм национальных культур

1.4. Традиция как формообразующая основа национальной 46 культуры

Глава II. Национальная культура как духовный ресурс современного общества

2.1. Национальная культура: сущность и взаимосвязь основных 72 элементов

2.2. Универсальные нормативно-ценностные критерии в 87 культурах различных народов (национальных культурах)

2.3. Национальная культура как фактор идентификации и 112 самоидентификации

2.4. Многообразие национальных культур и процессы 129 глобализации в современном российском обществе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная культура как объект философского анализа»

Актуальность темы исследования. В культуре каждого народа всегда присутствует всеобщее, особенное и единичное, то есть национально-специфическое. В совокупности они представляют собой факторы, объединяющие данную нацию с другими, отличающие ее от других, а также обеспечивающие единство представителей отдельной конкретной нации.

Нельзя понять жизнь нации, ее поступки и действия, если не учитывать ее историю, культуру, язык, традиции и другие особенности. Так, без анализа социальной детерминанты межнациональных отношений невозможно разобраться в сути межнациональных конфликтов, или, наоборот, обеспечить достаточно продуктивное национальное сотрудничество.

Нации различаются не только в социально-историческом плане, 'им присущи также определенные антропологические, психологические, характерологические признаки, проявляющиеся в их культуре, языке, поведении и мышлении. В этой связи можно в известной мере согласиться с французским социологом и антропологом Г. Лебоном, который считал, что «каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как его анатомические особенности, от него-то и происходят его чувства, его убеждения, его верования и его искусства».1

Современный взгляд на культуру исходит из эмпирически наглядного факта множественности национальных культур, их качественного различия и своеобразия. Сегодня нельзя говорить о культуре как о чем-то, лишенном внутренних границ и специфических особенностей. Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур.

В период радикальных реформ общества, как правило, люди разных национальностей остро интересуются истоками своих культур, приобщаясь к ним, к своим древним традициям, они осознают свою принадлежность к

1 Лебон Г. Психология народов. - СПб., 1898, с.5. нации, свое единство с множеством себе подобных. Прошлое своего народа, корни его культуры, веками сложившиеся нормы поведения, вызывают живейший интерес, связанный с осознанием, возможно, инстинктивным, глубинной связи между собственной судьбой и судьбой всей культуры.

Время побуждает людей разных наций искать общие точки соприкосновения. Учитывая все государственные, социальные, национальные различия, необходимо найти общий подход к общечеловеческим проблемам. Это немыслимо без обмена духовными ценностями, развитие которого является актуальной задачей, тем более неотложной в условиях, когда есть опасность негативных последствий технического прогресса, который, интенсифицируя связи между народами, придает их культурам однобокий рационально-утилитарный характер, ущемляя духовное начало в природе человека, стремление к доброму и прекрасному.

Отличительной чертой российской цивилизации является ее полиэтнический, поликультурный характер. Исторически сложилось так, что большое число народов и этнических групп с незапамятных времен стали жить не только рядом друг с другом, но и вместе друг с другом. При этом их культуры оказываются включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. И сегодня понять, как они развивались и как будут развиваться, можно только рассматривая их в связи с общероссийской культурой.

В рамках положения о многообразии культур сохраняет свое значение идея исторической преемственности бытия. Воспроизводство и сохранение общества через преемственность поколений, социальных отношений и духовных достижений - та важная задача, от решения которой зависит жизнеспособность общества, его развитие или прекращение существования. История человечества — бесконечный процесс прерывности и непрерывности, смены поколений, формаций, цивилизаций. В этом процессе от поколения к поколению бережно передаются накопленные ценности духовной и материальной культуры. Человек по-прежнему ориентирован на подлинное, целостное, сакральное, находя их в себе и своей исконной культуре. Это естественное и, очевидное, сущностное отторжение процессов дегуманизации, заполнивших потребительское общество, что приводит в последнее время к частому обращению к исконным ценностям - ценностям национальных культур.

Они прибывают с одной стороны, в состоянии трансформации и постоянной модернизации, которые имеют сложный многомерный технологический и содержательный характер. С другой, в силу нелинейности модификационных процессов, сохраняют целостными все основные составляющие этнокультур. Получается, что национальная культура в своем целостном виде выступает в процессе глобализации не просто как пассивный, препятствующий модернизации объект, но как активный субъект, энергично сопротивляющийся всеобщей этноунификации и сохраняющий себя вопреки всему.

Степень научной разработанности проблемы. Исследование национальных культур - достаточно новая проблема в культурологии. Вместе с тем, анализ источников показал, что в неявном виде различные ее аспекты разрабатывались в контексте философского знания. Поэтому выделим лишь основные источники, наиболее релевантные в свете специфического подхода данной диссертации.

Культура является качественной характеристикой ценностности общества.

В. Виндельбанд, Г.Г. Гадамер одними из первых сделали позитивный задел в изучении гносеологического значения традиции и традиционных культур. В фокусе внимания Э. Гуссерля оказалась традиция как автономное смысловое образование, потеря достоверности в научной традиции по мере удаления от первоначальных смыслов. Впервые термин «традиция» стал использоваться в значении передаваемых канонов, по которым строится общество. Исследования же социальной природы индивидуальных традиций стали прерогативой, преимущественно американских и западноевропейских социологов и социальных психологов: П.Бергера, И.Гофмана, Ч.Кули, Г.Лукмана, Дж.Г.Мида, Р.Тернер; Г.Шибутани и др.

К.Р. Поппер (Criticism and tradition, 1963) обосновал абсурдность деклараций освободиться от традиции, традиционной культуры, т.к. новое общество, построенное на «развалинах» традиции, быстро подвергается старению и становиться все более «традиционным» или переходит от одной традиции к другой. Он известен также тем, что предлагал делить общество на два типа - закрытое и открытое. Открытое общество плюралистичное, индивидуалистическое, демократичное, рыночное. Ему противостоит закрытое общество с идеалами традиционализма, патриархальности, коллективизма, патернализма.

В неклассической философии XX века акцент в осмыслении феномена основ этнокультур и проблем их понимания был перенесен на проблему индивидуализации личности, что нашло свое отражение в экзистенциональной философии А.Камю, Ж.-П.Сартра, М. Хайдеггера, К. Ясперса.

Проблема ментальности народов и взаимодействия культур изучалась представителями многих отраслей знания в исследованиях, предпринятых в разное время. Акцент был сделан на ментальности народов обуславливающих полярность непонимания - взаимопонимания в коллективной и индивидуальной форме, что было заложено в контексте «школы Анналов». Кроме того, это отражено в работах Р.Бенедикт, Ф.Боаса, Ю.М. Бромлея, В.Вундта, Г.Д.Гачева, К.Гирца, Г.В.Гриненко, А.Я.Гуревича, Н.Я.Данилевского, Г. Лебона, Д.С.Лихачева, В.М.Межуева, М.Мид, М.О.Мнацаканяна, Ш.Монтескье, М.Мюллера, А. Тойнби, О.Шпенглера, Г.Г. Шпета, И.Г. Яковенко и многих других.

В контексте философско-гуманитарного дискурса последних десятилетий различные аспекты этнофора получили разработку в теоретических и эмпирических исследованиях М.М.Бахтина, »

Л.С.Выготского, И.С.Кона, А.Н.Леонтьева, Ю.М.Лотмана, М.К.Мамардашвили, В.А.Ремизова, Ю.Хабермаса, и других.

С конца 80-х гг. возрождение национальной культуры и рост национального самосознания способствовали появлению разных исследовательских подходов к изучению комплекса национальных проблем, процесса развития национальной культуры. Это получило отражение в работах Ю.А.Жданова, В.А. Авксентьева, Г.В. Драч, В.Е. Давидович, В.П. Кохановского, B.C. Соколова, Л.Л. Хоперской, О.М.Штомпеля.

Различные аспекты развития и взаимодействия национальных отражаются в работах Р.Г. Абдулатипова, С.А. Арутюнова, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Л.М. Драбижевой, В.К.Егорова, В.В. Савельева, В.А. Тишкова и др. В них национальные культуры, характер их развития рассматриваются в контексте исследования сущности этноса, нации, этнонациональных процессов.

В их трудах на большом фактологическом материале показаны наблюдения и выводы о закономерности взаимовлияния и взаимообогощения национальных культур как результата их взаимодействия. Обращается внимание, что взаимовлияние культур открывает широчайшие возможности для приобщения ко всему ценному, что рождено талантом каждого из народов нашей страны, выделяются механизмы взаимодействия, подчеркивается роль переводческой деятельности, средств массовой информации. В настоящее время важно обратить внимание на преемственность и исследовании духовных ценностей многонационального российского народа.

Как видно из анализа литературы, исследователи рассматривали различные стороны этой проблемы, но в целом аспекте она пока не ставилась.

Цель исследования заключается в исследовании смыслообразующих составляющих национальных культур, обуславливающих их стабильность и параметры динамизма в условиях глобализации.

Задачи диссертационного исследования:

- рассмотреть различные подходы к определению понятия «нация», как структурного компонента исследуемого объекта;

- изучить смыслообразующие и формообразующие составляющие национальных культур: национальный характер, национальное сознание, язык, традиции;

- раскрыть сущность национальной культуры, структуру и взаимосвязь основных её элементов;

- выявить универсальные нормативно — ценностные критерии в культурах разных народов (национальных культурах);

- исследовать национальную культуру как фактор идентификации и самоидентификации личности; показать механизмы взаимодействия национальных культур, составляющих в сумме общенациональную культуру в условиях глобализации.

Объектом исследования является национальная культура как духовный ресурс современного общества.

Предмет исследования - особенности и механизм взаимодействия основных составляющих национальной культуры, существующих в их динамике и статике.

Теоретическая и методологическая основы исследования. Теоретико - методологической основой диссертационного исследования послужили основополагающие принципы материалистической диалектики и положения об общественном развитии, требования объективности при критическом осмыслении комплекса национальных вопросов в единстве этносоциальных и этнокультурных аспектов. Сложность и многооспектность избранной темы, недостаточная её разработанность потребовали междисциплинарного подхода с привлечением культорологической мысли, историко - философских, философских, социологических, социально — психологических, педагогических и других источников. Наряду с диалектическими принципами восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, формального и содержательного, единства и многообразия социокультурной жизни, в настоящей работе была использована традиционная установка деятельностного подхода к анализу субъективности культуры и социальной реальности.

Теоретические основы обусловили использование методов структурно — функционального анализа и междисциплинарного синтеза. Это расширило спектр концептов в интерпретации изучаемого материала, предоставило возможность осмыслить данную проблему.

Научная новизна определяется целью и задачами диссертационного исследования и может быть сформулирована следующим образом:

- выявлено, что универсальные нормативно — ценностные критерии сохраняют внутреннюю устойчивость, исходящую из психологической потребности личности и социума в стабильности, ориентированной на каноничность и традиционализм. Меняя свои формы, они представляют определенные каркасы, которые поддерживают национальную культуру и многочисленные сферы внутри неё, поэтому они продолжают существовать и развиваться даже на полиэтнических пространствах; показано, что идентификация и самоидентификация непосредственным и специфическим образом отражает мироощущение человека, мировоззрение общества, систему идей и взглядов на мир и на место в нем человека, личности. Это органическая совокупность объективно существующих отношений и связей личности с конкретной этнической общностью, а также субъективная личностная направленность на неё.

- установлено, что общенациональная культура выступает как фильтр, ранжирующий вводимые ценности, где уровнем эффективности фильтрации является сходство их с наличными нормативно - ценностными константами. Вследствие этого в условиях глобализации, национальная культура обладает мощными самоохранительными механизмами, защищающими себя от разрушения, передаваясь из поколения в поколение, выступая, как живая традиция трансляции ценностей.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Смыслообразующие и формообразующие составляющие национальных культур, формирующие её ядро, представляют собой сложный комплекс взаимоподчиненных явлений, каждое из которых обладает высокой степенью автономности. Одновременно с национальными особенностями, она встраивает в себя универсалии, отражающие антропологические характеристики, культурные смыслы и образы, которые наполняют человеческую жизнь, служат ей ориентиром и энергетической поддержкой Исследование проблемы этнического сознания и самосознания как феномена в системе общественного сознания, выявляет понимание этносами своих интересов, своего прошлого, настоящего и будущего, отношения с другими народами, а также осознание своего места в структуре установленной социальной системы. Без этого невозможен дальнейший исторический путь развития народов, в судьбах которых на современном этапе этносоциальные и культурные процессы рассматриваются с общечеловеческих позиций. Вместе с тем эти процессы настоятельно требуют и опоры на прогрессивные культурные традиции, на этнопсихологические особенности, национально-особенные черты в этническом характере, на национальную идею и национальный оптимизм различных народов. Национальная идея является продуктом формирования и развития национального сознания и самосознания, рост и изменение которых зависят от многих этносоциальных и культурных факторов национальной жизни.

2. Национальная культура охватывает всю совокупность производимых и потребляемых нацией культурных явлений - как специфических для данной нации, так и элементов общечеловеческой культуры и иноэтнических заимствований. Элементы национальной культуры, воспринимаемые как характерные именно для данной этнической общности, тем самым выполняют этнодифференцирующую и этноинтегрирующую функции. Основные закономерности развития национальной культуры наиболее рельефно демонстрируют самобытность народа, его уникальность и то место в мировой культуре, которое никем не может быть ни замещено, ни возмещено.

3. К основным факторам, влияющим на природу и функционирование этнокультурной идентичности следует отнести национальную культуру и социальную память как явление духовно - нравственной жизни этноса. Вместе с тем в данных процессах существенна роль всей совокупности социально-культурных аспектов. Особенно это касается этнокультурных проблем и национального самосознания как феномена в системе общественного сознания. В нем выражены понимание этносами своих интересов, своего прошлого, настоящего и будущего, отношения с другими народами, а также осознание своего места в структуре установленной социальной системы. Без этого невозможен дальнейший исторический путь развития народов, в судьбах которых на современном этапе этносоциальные и культурные процессы рассматриваются с общечеловеческих позиций.

4. Формирование и развитие этнокультурной идентичности претерпевает многотрудный процесс структурной перестройки национального духовного возрождения в условиях роста этнической дифференциации. Подъем уровня национальной культуры на современном этапе будет во многом зависеть от поликультурного образования в современной России и подлинной демократизации общества. Сейчас идет поиск новых этнокультурных ориентаций, нахождение эффективных каналов взаимодействия с культурой мира. Завершение этих диалектически взаимосвязанных процессов потребует немало времени, духовных сил и социальной активности народов.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации могут быть использованы для дальнейшего исследования культуры народов России, составляющей в сумме своей общенациональную культуру, являющейся незыблемым гарантом формирования нравственных основ государства, гражданского общества в

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Козелько, Валерий Владимирович

Заключение

Отличительной чертой российской цивилизации является ее полиэтнический, поликультурный характер. Исторически сложилось так, что большое число народов и этнических групп с незапамятных времен стали жить не только рядом друг с другом, но и вместе друг с другом. При этом их культуры оказываются включенными, встроенными в общероссийскую культуру, составляя с ней единое целое. Таким образом, кроме модернизации, следует особо отметить проблему ассимиляции. И сегодня, когда обостряется потребность каждого индивида в необходимости не только культурной, но и этнической идентификации, важно понять соотношение этнического и национального в культуре отдельно взятого народа.

В этих условиях особую важность приобретает исследование корней, сущности и форм проявления традиций, утверждающих такие высокие принципы, как честь, достоинство, толерантность, доброжелательность и другие, могущие служить ступеньками возрождения или поддержания общечеловеческих ценностей. Они же содержатся, главным образом, в национальных этикетных нормах, формировавшихся и развивавшихся в течение сотен и тысяч лет.

В связи с этим, большую актуальность приобретает изучение национальных форм общения, религиозных обрядов, методов народной педагогики, а также этикетных норм, которые могли бы стать образцом воспитания новых поколений в процессе детской социализации, а также поддержания осознания этнического как в процессе социализации взрослых, так и выполнения регулятивной функции культуры, в повороте их от абсолютизации научно-технического прогресса к гуманистическим ориентирам и ценностям. Те или иные элементы национальной культуры, возможно, смогли бы стать неким регулятором поведения, которая помогла бы со временем восстановить в обществе стабильность, упорядоченность жизни, вернуть к жизни утрачиваемые ценности и моральные принципы.

Культурная, национальная и этническая идентичность каждого индивида определяется сознательно и подсознательно, объективно и субъективно, его принадлежностью к той или иной культурной общности на макро- и микроуровне. Решающим при этом является влияние культурной традиции, т. е. передачи культурного опыта следующим поколениям. В свою очередь, национальная культура проявляется в деятельности этнической группы, этнической общности, общества, государства, его социальных: институтов, а также в национальных традициях, духовных ценностях, стиле мышления, установках, моральных нормах, стереотипах и образцах межличностного и межгруппового поведения, самовыражения, особенностях языка и образа жизни. Таким образом, национальная определенность личности — это органическая совокупность объективно существующих отношений и связей личности с конкретной этнической общностью, а также субъективная личностная направленность на нее.

Национальная определенность личности отражается в ее структуре и проявляется в мировоззрении, культуре, чертах национального характера и поведении.

Нельзя понять жизнь нации, ее поступки и действия, если не учитывать ее историю, культуру, язык, традиции и другие особенности, эмоционально — когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, его этническую карту мира.

Отличие нации проявляется не только в социально-историческом плане, им присущи также определенные антропологические, психологические, характерологические признаки, проявляющиеся в их культуре, языке, поведении и мышлении, проявлении факторов национального характера. В этой связи можно в известной мере согласиться с французским социологом и антропологом Г. Лебоном, который считал, что «каждый народ обладает душевным строем, столь же устойчивым, как его анатомические особенности, от него-то и происходят его чувства, его убеждения, его верования и его искусства124».

Одновременно с национальными особенностями, культура встраивает в себя универсалии, которые отражают человеческие характеристики, то есть — те культурные смыслы и образы, которые наполняют человеческую жизнь, служат ей ориентиром и энергетической поддержкой. Универсалии составляют основу бытия человека в культуре, его культурно-исторического призвания. Они создают культурные паттерны - принятые в определенной культуре связные конфигурации образов и стереотипов. Их совокупность создает традиции, представляющие собой определенные каркасы, которые поддерживают национальную культуру и многочисленные сферы внутри неё. Поэтому они продолжают существовать и поддерживаться даже на полиэтнических пространствах, так как все или большинство значимых традиций в подавляющем числе сфер по-прежнему передаются новым поколениям в форме этнонациональных установок, норм и ценностей. В любой национальной культуре позиции традиций и традиционной культуры не просто сильны, а качественно отработаны и аксиоматически закреплены. Подобная установка на духовное начало выявляет предрасположенность этноса к саморазвитию, к сосредоточению на душевном комфорте и гармонии.

Глобализация меняет эти соотношения коренным образом. Но традиции, как скрепляющая и определяющая константа этнической культуры, не утрачиваются, но меняют фокус своего воздействия. Здесь социальная полиэтничность приводит к модификации не самих национальных традиций, а пространства и форм их использования. Так, место этнических поселений, занимают корпорации, предприятия, в рамках которых человек проводит большую часть жизни. Социум в целом создает общий конструкт

124 Лебон Г. Психология народов. - СПб., 1898, с.5. миропорядка наднационального свойства, который функционально адекватен национальным традициям.

Современный взгляд на национальную культуру исходит из эмпирически наглядного факта множественности субкультур в составе национальных культур, их качественного различия и своеобразия. Сегодня нельзя говорить о культуре как о чем-то, лишенном внутренних границ и специфических особенностей. Мир, в котором мы живем, сложен и многообразен, чему соответствует и многообразие культур.

В период радикальных реформ общества, модернизации, люди, как правило, остро интересуются истоками своих культур. Приобщаясь к ним, к своим древним традициям, они осознают свою принадлежность к нации, свою этничность, свое единство с множеством себе подобных. Прошлое своего народа, корни его культуры, веками сложившиеся нормы поведения, вызывают живейший интерес, связанный с осознанием, возможно, инстинктивным, глубинной связи между собственной судьбой и судьбой, национальной культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Козелько, Валерий Владимирович, 2010 год

1. Абдулатипов, Р. Россия на пороге XX1.века. Состояние и перспективы федеративного устройства Текст. / Р. Абдулатипов. - М., 1996.

2. Абдулатипов, Р. Национальная политика России должна быть честной и демократичной. Послание Президенту Российской Федерации Ельцину Б.Н. о федеративной и национальной политике Текст. / Р. Абдулатипов // Независимая газета. 1995. 14 марта. - С.З.

3. Абекер, И. Культура как предмет изучения Текст. / И. Абекер. -М., 2000.

4. Андрушкевич, И.Н. Макроистория Текст. / И.Н. Андрушкевич. — Новосибирск, 1992.

5. Арутюнов, С.А. Этничность объективная реальность Текст. / С.А. Арутюнов // Этнографическое обозрение. - 1995. № 5. - С. 7.

6. Асмус, В.Ф. Античная Философия Текст. // В.Ф. Асмус. М.,1976.

7. Баграмов, Э.А. Нация как согражданство? Текст. / Э.А. Баграмов // Независимая газета. 1994. - 15 марта.

8. Баграмов, Э.А. О современной концепции национальной политики в Российской Федерации. Обновление России: трудный поиск решений Текст. / Э.А. Баграмов. М., 1992. - С. 90.

9. Бахтин, М.М. К философским основам гуманитарных наук / в кн. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук Текст. / М.М. Бахтин. СПб., 2000.

10. Бадрйяр Жан. Символический обмен и смерть Текст. / Ж. Бадрйяр. М., 2000. - С.264.

11. Беккер, Г. Современная социологическая теория Текст. / Г. Беккер, А. Босков. М.: Изд-во «Иностранная литература», 1961.

12. Бердяев, H.A. Смысл истории Текст. / H.A. Бердяев. М., 1990. -С. 116.

13. Бердяев, H.A. Философия неравенства Текст. / H.A. Бердяев. М., 1991.-С.11-13.

14. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества Текст. / H.A. Бердяев. М., 1989.

15. Бердяев, H.A. Истоки и смысл русского коммунизма Текст. / H.A. Бердяев. М: Наука, 1990. - С.83.

16. Берк, Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного Текст. / Э. Берк. М., 1979.

17. Бенедикт, Р. Психологические типы в культурах Юго-Запада США Текст. / Р. Бенедикт. М., 1972.

18. Березовская, JI.H. Россия на пороге XXI века: философско -социологическое исследование Текст. / JI.H. Березовская, А.Н. Ковалёв. -М.: Изд-во МГТУ, 1998. С.5.

19. Библер, B.C. Культура. Диалог культур Текст. / B.C. Библер // Вопросы философии. 1989.- №6.-С.37.

20. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляции. Философия эпохи постмодерна Текст. / Ж. Бодрийяр. Минск, 1996.

21. Бромлей, Ю.В. Этнос и география Текст. / Ю.В. Бромлей. М.,1972.

22. Булатов, М.А. Диалектика и культура (историко-философский анализ) Текст. / М.А.Булатов. Киев: Наукова Думка, 1984. - С. 10- 11.

23. Бурлачук, Л.Ф. Словарь справочник по психодиагностике Текст. / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2001. - 528 с.

24. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации) Текст. / В.В. Василькова. СПб.: Лань, 1999. - С. 376.

25. Вавилин, Е.А.Исторический материализм и категория культуры Текст. /Е.А. Вавилин, В.И. Фофанов. Новосибирск: Наука, 1983.-С. 37.

26. Валлерстайн, И. Социальное изменение вечно: Ничто никогда не меняется Текст. / И. Валлерстайн // Социс. 1997 - №1.- С. 7-8.

27. Вебер, М. Избранные произведения Текст. // М. Вебер. М;.: Прогресс, 1990.

28. Ведомости ЗС (Хасэ) Парламента Республики Адыгея Текст.: офиц.текст. - Майкоп. - 1994. - №5.

29. Ведомости Государственного Собрания, президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан Текст.: офиц.текст. 1999. - №8 (92). -Ст. 472.

30. Власова, В.Б. Традиции в мире духовных ценностей Текст. / В.Б. Власова / Рук. деп. ИНИОН. М., 1983. - с. 16

31. Войтыла, К. Основание этики Текст. / К. Войтыла // Вопросы философии.-1991.-№1.-С.5 5.

32. Гайденко, П.П. Социология Макса Вебера / В кн.: М. Вебер. Избранные произведения Текст. / П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. -с. 11.

33. Гартман, Н. Эстетика Текст. / Н. Гартман. М.: Изд. Иностр.лит.1958.

34. Габдулгафарова, И.М. О проблеме национального характера и менталитета Электронный ресурс.

35. Гваттари, Ф. Язык, сознание и общество (О производстве субъективности) Текст. / И.М. Гваттари. ЛОГОС. Кн. 1. Л., 1991.

36. Геллер, М. Российские заметки Текст. / М. Геллер. Изд во МиК. - 1999. - 568с.

37. Геллнер, Э. Нации и национализм Текст. / Э. Геллнер. М., 1991.

38. Гердер, И.Г. Идеи к философии истории человечества Текст. / И.Г. Гердер. М.: Наука, 1977. - 703 с.

39. Громов, И. Западная социология Текст. / И. Громов, А. Мицкевич, В. Семенов. СПб. - 1997. - с. 29.

40. Гидденс, Э.Э. Постмодерн Текст. / Э.Э. Гидденс // Философия истории. М., 1995.

41. Гумилев, Л.Н. Биосфера и импульсы сознания Текст. / Л.Н. Гумилев // Природа. 1978. - №12.

42. Гусейнов, Г., Драгунский Д., Сергеев В., Цымбургский В. Этнос и политическая власть Текст. / Г. Гусейнов, Д. Драгунский, В. Сергеев, В. Цымбургский // Век XX и мир. 1989. - № 9.

43. Гумбольдт, В.О. О различии строения человеческих языков и его влияния на духовное развитие человечества. Избранные труды по языковедению Текст. / В.О. Гумбольдт. М., 1984. - С.73.

44. Гуревич, А.Я. Исторический синтез и «Школа Анналов» Текст. / А.Я. Гуревич. М.: «Индрик», 1993.

45. Давидович, В.Е., Сущность культуры Текст. / В.Е.Давидович, Ю.А. Жданов. Ростов н/Д, 1979. - С.91.

46. Дашдамиров, А.Ф. Культура межнационального общения: предпосылки, проблемы, принципы Текст. / А.Ф. Дашдамиров // Известия. Академия педагогических и социальных наук. Вып.4. М., 2000. - С. 107.

47. Древ, О.И. Роль национальных обычаев и традиций в социальной регуляции поведения Текст. / О.И. Древ. Л., 1982.

48. Дугин, А. Философия традиционализма Текст. / А. Дугин. М.,2002.

49. Дробижева, Л.М. Этничность в современном обществе: Этнополитика и социальные практики в Российской Федерации Текст. / Л.М. Дробижева // Мир России, 2001. Том 10. №2. - С. 179.

50. Дробижева, Л.М. Духовная общность народов СССР Текст. / Л.М. Дробижева. М., 1981. - С. 132 - 198.

51. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование Текст. / Г.Д. Дмитриев. М.: Народное образование, 1999. - С. 14.

52. Дюркгейм, Э. О разделении общественного труда Текст. / Э. Дюркгейм. М.: Канон. - 1996. - С. 67.

53. Дюбуа де Монпере, Ф. Путешествие вокруг Кавказа Текст. / Ф. Дюбуа де Монпере. Сухуми, 1937. — С.116.

54. Ерасов, Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке: (Очерки общей теории) Текст. / Б.С. Ерасов. М: Наука, ГРВЛ, 1990. - 205 с.

55. Ерасов, Б.С. Традиция: проблема перегрузки категории и фармационном анализе Текст. / Б.С. Ерасов. -М., 1989.

56. Законодательное обеспечение вопросов национальной политики РФ в Государственной Думе второю созыва (1996-1993). Ч. I-II // Аналитический вестник. Вып. 15 (серия: Государственное строительство, федеративные отношения и национальная политика). М., 1998.

57. Заров, Д.И. Культура как фактор цивилизационного становления Текст. / Д.И. Заров // Закон возрастания роли культуры. Саратов. - 1998. — С. 149.

58. Зиммель, Г.О. О сущности культуры Текст. // Г. Зиммель Избранное в 2т.-М., 1996.-Т. 1.-С. 478.

59. Зобов, P.A. Социальная мифология России и проблемы адаптации Текст. / P.A. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1997.

60. Зорин, В.Ю. Российская Федерация: проблемы формирования этнокультурной политики Текст. / В.Ю. Зорин. М., 2002. - С.29.

61. Зорин, В.Ю. Национальный вопрос в Государственных Думах России, Опыт законотворчества Текст. / В.Ю. Зорин, Д.А. Аманжолова, C.B. Кулешов. М., 1999.

62. Ильин, В.И. Социальное неравенство Текст. / В.И. Ильин. М.:2000.

63. Ильин, В.И. Главные национальные проблемы Текст. / В.И. Ильин. Тобольск, 1972.

64. Каган, М. Философия культуры Текст. / М. Каган. СПб., 1997.

65. Кнабе, Г.С. Диалектика повседневности Текст. / Г.С. Кнабе // Вопросы философии. М.: 1989.- №5. - С. 26.

66. Киселева, М.С. Культурные коды и типы культуры Текст. / М.С. Киселева; рук. авт. коллектива Добрынина В.И. // Культурология. М: О-во «Знание» РФ, 1993.- 160 с.

67. Козлов, В.И. Национализм и этнический нигилизм Текст. / В.И. Козлов // Свободная мысль. 1996. - № 6.

68. Коротеева, В.В. Воображенные, изобретенные и сконструированные нации: метафора и проблема объяснения Текст. /

69. B.В. Коротеева// Этнографическое обозрение. 1993.

70. Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу Текст. -М. 2002.

71. Лебон, Г. Психология народов Текст. / Г. Лебон. СПб., 1898.

72. Лихачев, Д.С. Агрессивность «бездуховности» Текст. / Д.С. Лихачев // Литературная газета. 1990. - 30 мая.

73. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв Текст. / Ю.М. Лотман. М., 1992.-С. 1-3.

74. Лотман, Ю.М. Семиосфера Текст. / Ю.М. Лотман. СПб., 2003.

75. Лурье, C.B. Культурная антропология в России и на Западе: концептуальные различия Текст. / C.B. Лурье // Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 146-159.

76. Лурье, C.B. Восприятие народом осваиваемой территории Текст. /

77. C.B. Лурье // Общественные науки и современность. 1998. - № 5. - С. 61-74.

78. Лурия, А.Я. Язык и мышление Текст. / А.Я. Лурия. М.: «Аспект-Пресс», 1998.

79. Маркс, К. Соч. Т.4. Текст. / К. Маркс, Ф.Энгельс. 1955. - С.133.

80. Мартынович С.Ф. Философия науки: понятие, архетипы, методы // Современная парадигма социально гуманитарного знания. - Саратов, 2004. -С. 12.

81. Массовая коммуникация в формировании современного социокультурного пространства Текст. // Социологические исследования. -2000. №8.

82. Малахов, B.C. Понятие традиции в философской герменевтике Гадамера Г.Г. Текст. / B.C. Малахов. // Познавательная традиция: философско-методологический анализ. М., 1989. - С. 124-144.

83. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука Текст. / Э.С. Маркарян. М., 1983. - С. 154.

84. Маркович, Д.Ж. Общая социология: учебник / Д.Ж.Маркович // Пер с сербского. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. - С. 322.

85. Мень, А. О Тейяре де Шардене Текст. / А.Мень. // Вопросы философии.-1990.-№ 12.-С.89-100.

86. Мережковский, Д.С. Не мир, но меч Текст. / Д.С. Мережковский. -М., 2003.

87. Милюков, П.Н. Очерки по истории русской культуры Текст. / П.Н. Милюков. -М.: «Прогресс» «Культура», 1993.

88. Мнацаканян, М.О. Этносоциология: нация, национальная психология и межнациональные конфликты Текст. / М.О. Мнацаканян. М.: МГИМО -Университет, 1998.

89. Мур, Дж. Принципы этики Текст. / Дж. Мур. М.: Прогресс. -1984.-С.241.

90. Новикова, Л.И. Цивилизация и культура в историческом процессе Текст. / Л.И. Новикова // Вопросы философии. 1982. - №10. - С.61.

91. О национальном самочувствии народов России. О состоянии и перспективах государственной национальной политики Текст. // Специальный доклад Президенту Российской Федерации.

92. Общественные перемены и культура мира. Текст. М.: Весь мир, 1999. - С. 24.

93. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии Текст. / Д.В. Ольшанский.- Екатеринбург: Деловая книга, 2001. С. 294.

94. Осипова, O.A. Американская социология о традициях в странах Востока Текст. / O.A. Осипова. М.: Наука. ГРВЛ, 1985.-129 с.

95. Оссовская, М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали Текст. / М. Оссовская. М.: Прогресс, 1987. - С. 73.

96. Основы общей теории Текст. / Г.В. Осипов, JI Н. Москвичев, A.B. Кабыща и др.; под ред. Г.В. Осипова, JI.H. Москвичева. М.: Аспект Пресс, 1998-с. 208.

97. Плахов, В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования Текст. / В.Д. Плахов. М., 1982. - С. 10-11.

98. Постмодернизм и культура. И., ИФАН, 1991.

99. Рерих, Н.К. Культура и цивилизация Текст. / Н.К. Рерих. М.: МЦР, 1994.-С. 108-109.

100. Розов, Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития Текст. / Н.С. Розов. Новосибирск, 1992. - С.89.

101. Рассел, Б. Почему я не христианин Текст. / Б. Рассел. М.: Политиздат, 1987. - С. 70.

102. ЮО.Рьюз, М. Эволюционная этика: здоровая перспектива или окончательное одряхление Текст. / М. Рьюз // Вопросы философии. -1989.-№8.-С.42.

103. Сартр, Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм Текст. / Ж.П. Сартр, //Сумерки богов.-М., 1997.-С.341.

104. Селиверстов, A.B. Национальный характер русских и его влияние на становление современной российской государственности Текст. / A.B. Селиверстов. Псков.: 1997. -146с.

105. Сборник законов Республики Хакасия, принятых на IV сессии Верховного Сонета Республики Хакасия Текст. 13-16. 1992. - 20 октября

106. Степнова, JI.A. Социальная мифология и проблемы социального мышления Текст. / JI.A. Степнова. М.: Советский спорт, 1999. - 160 с.

107. Степанов, Ю.С. Вопросы формирования и развития национальных языков Текст. / Ю.С. Степанов. М., 1960. - с. 54.

108. Синкевич, З.В. Национальное самосознание русских (социологический очерк) Текст. / З.В. Синкевич.- М.: Механик, 1996. 208 с.

109. Синкевич, З.В. Социология и психология национальных отношений Текст. / З.В. Синкевич. -СПб.: Изд во Михайлова В.А., 1999. -203 с.

110. Синицина, Н.В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции Текст. / Н.В. Синицина. М., 1998.

111. Сколимовски, X. Информационная эра культуры Текст. / X. Сколимовски. М., 1997.

112. Соловьев, В.М. Соч.в 2 т. Текст. / В.М. Соловьев. -М.: Правда.1989.

113. Ш.Сорокин, П.А. Социологические теории современности Текст. / П.А. Сорокин. М.: ИНИОН РАН, 1992. -194 с.

114. Сорокин, П.А. Человек. Цивилизация. Общество. Текст. / П.А. Сорокин М, 1992. - С. 429.

115. Социальный и культурный облик советской нации Текст. / М., 1986, С. 380-390.

116. Степин, B.C. Философская антропология и философия науки Текст. / B.C. Степин. М.: Высшая школа, 1992. - С. 20.

117. Сусоколов, A.A. Структурная самоорганизация этноса Текст. / A.A. Сусоколов // Расы и народы. 1990. - № 20.

118. Пб.Тадевосян, Э.В. О совершенстве национально — государственных отношений в СССР и русле перестройки Текст. / Э.В. Тадевосян // Что делать? В поисках идей совершенствования межнациональных отношений в СССР. М., 1989.- С. 73.

119. Тадевосян, Э.В. Ленин, федерализм и наше время Текст. / Э.В. Тадевосян // Коммунист. 1990. - № 6.

120. Тард, Г. Социальная логика Текст. / Г. Тард // В кн.: Западноевропейская социология XIX начала XX веков. - М.: Изд-во Межд. универ. бизнеса и управления, 1996. - с. 146.

121. Тайлор, Э.Б. Первобытная культура Текст. / Э.Б. Тайлор. М.: Политиздат, 1989. - С. 18.

122. Тённис, Ф. Эволюция социального вопроса Текст. / Ф. Теннис // В кн.: Западноевропейская социология. М. Изд-во Бизнес и управление, 1996. - с. 169.

123. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека Текст. / П. Тейяр де Шарден. М.: Наука.-1987.-С.210.

124. Тимофеев, Т.Т. Глобализация. Конфликт или диалог цивилизаций? Текст. / Т.Т. Тимофеев. М., 2002.

125. Тишков, В.А. Народы и государство Текст. / В.А. Тишков. // Коммунист. 1989.-№1.

126. Тишков, В.А. О концепции перестройки межнациональных отношений в СССР Текст. / В.А. Тишков. // Советская этнография. 1989. -№1.

127. Тишков, В.А. О новых подходах в теории и практике межнациональных отношений Текст. / В.А. Тишков. // Советская этнография. 1989. - № 5.

128. Тишков, В.А. Как преодолеть интеллектуальные провокации? Текст. /В.А. Тишков. // Независимая газета. 1997. - 18 января. - С.6.

129. Тишков, В.А. Доклад на научно-практической конференции // 10-летие национально-культурного движения в Москве: опыт и перспективы Текст. / В.А. Тишков. М., 2000. (Этнодиалоги). - С. 26-27.

130. Тишков, В.А, Концептуальная революция национальной политики Текст. / В.А. Тишков. М., 2000. - С. 17.

131. Толерантность основа взаимопонимания Текст.- М., 2004. С. 58

132. Тойнби, А. Постижении истории Текст. / Тойнби А. М.: -1991 с.288.

133. Тощенко Ж. Концепция опять не состоялась Текст. / Ж. Тощенко // Независимая газета. 1996. - 4 июня.

134. Тоффлер, О. Эра смещения власти Текст. / О. Тоффлер // Философия истории: Антология. М., 1994.

135. Фейерабенд, П. Избранные труды по методологии науки Текст. / П. Фейерабенд. М.: Прогресс .- 1986.-С. 434.

136. Флоренский, П. А. Из богословского наследия Текст. / П.А. Флоренский // Богословские труды. М., 1977. - С. 110.

137. Флоренский, П. А. О духовной истине. Т.1. Текст. / П.А. Флоренский. М., 1913.

138. Флоренский, П.А. Из богословского наследия Текст. / П.А. Флоренский // Богословские труды. М., 1977. — С. 110.

139. Фромм, Э. Бегство от свободы Текст. / Э. Фромм,. М.: Олимп, изд - во ACT - ЛТД, 1998.

140. Флиер, А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура Текст. / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. -1997.-№2.- С. 124-125.

141. Фукуяма, Ф. Великий разрыв Текст. / Ф. Фукуяма. М.: ООО «Изд-во ACT», 2003. - с. 15.

142. Фукуяма, Ф. Конец истории? Текст. / Ф.Фукуяма // Вопросы философии. 1990. - №3. - с. 134.

143. Чистое учение о праве Ганса Кельзена Текст. // Сб. переводов. Вып. 1.М.: ИНИОН АН СССР.- 1987.- 93 с.

144. Шадже, А.Ю. Национальные ценности и человек (социально — философский аспект) Текст. / А.Ю. Шадже. Майкоп: Изд во Адыгейского гос. ун-та, 1996. - с. 168.

145. Швейцер, А. Этика и культура Текст. / А.Швейцер. М.: Прогресс.-1973 .-С.343.

146. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры Текст. / А. Швейцер. М., 1993. - С. 235.

147. Шпенглер, О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Текст. / О. Шпенглер М., 1993. - С.344.

148. Штомпка, П. Противоречия великой трансформации и шансы социотехники Текст. / П. Штомпка // РЖ «Социология» Серия 11. 1994.-с.67.

149. Штомпка, П. Великие личности как агенты изменений Текст. / П. Штомпка // В кн.: Психология власти. Самара: Изд-во «Бахрах», 1999. -с.52.

150. Хаким, Р. Сумерки империи. К вопросу о нации и государстве Текст. / Р. Хаким. Казань, 1993. - С. 30 - 32.

151. Хакен, Г. Синергетика Текст. / Г. Хакен. М., 2001.

152. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон. М. ООО «Изд-во ACT», 2003. - с. 117.

153. Хонигман, Дж. Подходы Текст. / Дж. Хонигман // В кн. Личность. Культура. Этнос. Современная психологическая антропология. М., 2001.

154. Чешко, C.B. Национальное государство или демократическое общество Текст. / C.B. Чешко // Вестник Академии Наук СССР. 1990. - № 1.

155. Шацкий, Е. Традиция Текст. / Е. Шацкий. М., 1980.

156. Этносоциология: цели, методы и некоторые результаты исследования Текст. М., 1984 - с. 56.

157. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития Текст. Оренбург, 2001. - с. 215.

158. Этциони, А. Проблема переводимости культуры Текст. / А.Этциони. М., 2000.

159. Этнология. Учебник для высших учебных заведений Текст.- М., 1994.-е. 7.

160. Юнг, К.Г. Архетип и символ Текст. / К.Г. Юнг. М., 1991.

161. Юнг, К.Г. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее Текст. / К.Г. Юнг. М, 1995.

162. Юнг, К.Г. Человек и его символы Текст. / К.Г. Юнг. -СПб., 1996.

163. Яковлев, Е. Канон в художественной культуре Текст. / Е. Яковлев. М., 2003.

164. Ясперс, К. Духовная ситуация времени Текст. / К. Ясперс. -М.: ИНИОН АН СССР.-1990.- с. 66.

165. Almond A.G. Introduction: A Functional Approach to Comparative Politics. The Politics of the Developing Areas. - Princeton, 1960.

166. Bourdieu P. Espace social et genese des classes. Actess de la rechcheche en scie socifles. Paris, 1984. -№ 52 -53.

167. Davies I. Ch. Maslow and Theory of Political Development. Getting to Fundamentals // Political Psychology. 1991. Vol. 12. - № 3. - P. 417.

168. Eisenshtadt S.N. Tradition, Change and Modernity. N.Y., 1973.

169. Hozelitz B.F. Tradition and Economic Growth. Tradition, Values and Socio-Economic Development. L., 1961.

170. L'affirmation de l'identite culturelle et la formation de la conscience nationale dans l'Afrique contemporaine. P. UNESCO, 1981.

171. La Dependence de l'Afrique et les moyens d'y remedier. P., 1980.

172. Lakoui A. Le crise des intellectuels arabe. Traditionalisme ou historicisme? P., 1974.

173. Shils E. Tradition. Chicago, 1981.

174. Van den Berghe P. L. The Ethnie Phenomenon. N. Y., 1981. P. 35.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.