Национальная мысль в Германии в эпоху Тридцатилетней войны тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.00, кандидат исторических наук Лазарева, Арина Владимировна

  • Лазарева, Арина Владимировна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.00
  • Количество страниц 222
Лазарева, Арина Владимировна. Национальная мысль в Германии в эпоху Тридцатилетней войны: дис. кандидат исторических наук: 07.00.00 - Исторические науки. Москва. 2008. 222 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Лазарева, Арина Владимировна

Введение.

Глава I. «Будители» нации: опыт просопографии.

§ 1. От гуманистов к «академиям»: традиции немецкой идеи нации и кризис XVII в.

§ 2. Жизненный путь и деятельность нельецких литераторов.

§ 3. Пути «национальной коммуникации»: языковые общества и печатная продукция.

Глава II. «Немецкая война»: новый патриотизм и борьба за культурную самобытность.

§ 1. Тридцатилетняя война и новые тенденции в развитии патриотических идей.

§ 2. Образ врага.

§ 3. Борьба с «алямодством».

Глава III. «Союз меча и языка»: представления о Германии.

§ 1. Национальные мифы.

§ 2. Немцы и Германия: национальный характер, символы и аллегории, географические представления.

§3. Конфессиональная проблема - барьер для национального единства?.

§4. «Чистая нация»: языковой аспект.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Исторические науки», 07.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальная мысль в Германии в эпоху Тридцатилетней войны»

XVII в. стал для Европы во многом переломной эпохой. Это век развития буржуазных отношений, век утверждавшегося абсолютизма, век продолжавшейся научной революции. Одной из самых ярких особенностей

XVII в. стали многочисленные социальные конфликты. «Бунташный век» потряс основы европейских государств: революция в Англии, Фронда во 1

Франции, восстания в Нидерландах, Испании, Португалии, Неаполитанская революция, бунты в России, Тридцатилетняя война — все эти события свидетельствуют об общей кризисной тенденции, охватившей европейские страны к началу XVII в. В целом для Европы так называемый «общий кризис»1 второй половины XVI-XVII вв. имел ряд схожих черт и проявился в самых разных областях - от экономической до идеологической. Особую роль при этом играли усиление роли государства и возрастание налогового гнета, недовольство которым выливалось в открытое противостояние власти.

Наряду с уже отмеченным, XVII в. стал во многом решающей вехой в развитии еще одного явления, чрезвычайно важного для всей последующей европейской истории. Речь идет об идее нации. С одной стороны, к этому времени достаточную степень зрелости обрели различные материальные предпосылки, такие, как уровень развитости экономики и коммуникации, унификаторские меры политики абсолютизма, утверждение литературных языков и т.д. С другой стороны, в эпоху кризиса ослабли конкурирующие варианты самосознания: пошатнулись как локальные связи, привязанность к «малой родине», так и идеи о создании «универсальной монархии».2 На

1 Термин «общий кризис» (англ. - General Crisis) появился впервые в англоязычной историографии в середине XX в, в работах Т. Эстона (Aston T. Crisis in Europe 1560-1660. New York, 1965), X. Тревор-Роупера (Trevor-Roper H. The General Crisis of the XVIIth century. London, 1967). Далее важной вехой в изучении «общего кризиса» стал сборник под редакцией Дж. Паркера «Общий кризис XVII века.» (General Crisis of the Seventeenth Century. London, 1978). Одним из последних крупных достижении в историографической дискуссии об «общем кризисе» можно назвать коллективный труд европейских историков «Кризисы XVII века», появившийся в 1999 г. в Германии (Krisen des 17. Jahrhunderts. Göttingen, 1999).

2 «Универсальная монархия» (monarchia universalis) подразумевала объединение европейских стран в единое светское государство, некое подобие царства Божия на земле. Идея «универсальной монархии» приобрела смену партикуляризму и главенству религиозного фактора начинает приходить понятие «государственного интереса», который в XVII в. тесным образом переплетается с развитием идеи нации. В первую очередь эта связь и такое смещение акцентов стали заметными в войнах XVII в. и наиболее четко проявились в годы Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.). В этой войне религиозный фактор выполнял скорее второстепенную функцию, к нему прибегали как к испытанному средству для обоснования своих претензий. Причины военных столкновений XVII в. скорее следует связывать с процессом становления европейских государств3 и новым импульсом для их внутреннего развития, который подразумевал обновление и пересмотр главных ценностей.

Особую роль в становлении национальной идеи сыграл и «общий кризис» XVII в. как таковой. Он потряс привычные устои общества в экономике, политике, социальной и духовной сфере и тем самым подготовил почву для идеи нации. Кризисная ситуация привела к появлению ощущения оторванности от традиционных ориентиров, таким образом создавая возможность задуматься о новых вариантах связи в обществе.

Не во всех странах эти процессы шли одновременно: на первом месте была Англия с ее уже утвердившимся протестантизмом, отказом от средневекового универсализма и культивированием политических достижений тюдоровской эпохи, за ней следовала Испания, правителям которой удалось добиться конфессиональной гомогенности, ставшей основой национального единства, к первым национальным государствам Европы следует относить и Португалию, где уже с XVI в. население осознавало себя единым народом.4 В целом лидерами в процессе становления национальной особое значение в эпоху правления Карла V (1500-1558) и вплоть до начала XVII г? играла важную роль в политических устремлениях императоров.

3 Подробнее о воине как о государствообразующем факторе см.: Burkhard J. Der Dreißigjährige Krieg. Frankfurt am Main, 1992.

4 Подробнее о формировании наций в Европе см.: Национальная идея в Западной Европе в Новое время / Под ред. B.C. Бондарчука. М., 2005. идеи выступали западноевропейские страны, поскольку именно там раньше всего начали складываться абсолютистские государства, население которых было объединено не только политически, но также и на культурной основе: существовали зачатки литературного языка, общие традиции и обычаи. В централизованных европейских государствах национальная мысль под влиянием «общего кризиса» XVII в. становилась все отчетливее и постепенно начала использоваться уже в государственных интересах.

Совершенно иная ситуация имела место в Германии: единого государства не существовало. Более того, германские земли отличала беспримерная территориальная раздробленность, конфессиональная разобщенность, партикуляризм, культурная гетерогенность. В ходе Реформации немецкие земли оказались разделенными даже не на две, а на три соперничавших, а порой и открыто враждующих между собой части. Католиков, лютеран и кальвинистов разделяли различные политические и духовные ценности. Однако даже внутри группы, объединенной вероисповеданием, не было единства. Внутри конфессий постоянно шла борьба за политическое лидерство, поддерживаемая разными иностранными союзниками. Политические распри усугублялись династическими противоречиями - конфликт в доме Габсбургов, непримиримые споры пфальцской и баварской ветвей могущественных Витгельсбахов, и др., а также постоянным противостоянием между императором и князьями вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. Все это делало политическое единство абсолютно недосягаемым. Вместе с тем речь идет не только о политической раздробленности. Конфессионализация и сильнейшая партикуляристская традиция обусловили различия в быте, культуре и менталитете, которые проявлялись в самых разнообразных сферах от разницы в обрядах и праздниках до использования отличных друг от друга календарных систем. Даже в архитектуре и живописи сильнее чувствовалось влияние географически более близких западно- или восточноевропейских соседей, чем немецких княжеств.

Вместе с тем в Германии уже в Средние века появились первые представления о немцах как о своеобразном народе, отличном от других европейцев, которые нашли свое отражение в трудах гуманистов. Образованные слои выступили своеобразными «будителями» нации.3 Особую роль в формировании представлений о немецкой нации сыграла Реформация. Она дала толчок для освобождения от давления римской католической церкви и христианского универсализма, что положило начало процессу осознания национального своеобразия. Этому способствовало в немалой степени становление и распространение литературного немецкого языка, которое началось после перевода Лютером Библии.

Общий кризис» XVII в. принес с собой новый этап развития национальной мысли в Германии. Все типичные черты кризиса - от молчаливого недовольства до вооруженных столкновений и появления оппозиционных кругов, присущие другим странам Европы в начале XVII в., проявились в Империи в полной мере. Кризисное положение усугубляла внешнеполитическая борьба с Францией за европейскую гегемонию. Экономически кризис выразился, как и в других странах, в истощении ресурсов, что было связано с климатическими осложнениями в Европе - еще в XVI в. началось похолодание.6 Ввиду этого обострилась проблема распределения материальных благ, спор за которые стал острее. Неурожаи конца XVI - начала XVII вв. повлекли за собой голод. В это время становятся более частыми миграции. Люди, сознание которых определялось привычкой к конкретному месту, и кругозор которых не выходил за его рамки, были вынуждены переезжать в новые земли, где было возможно более удачное

5 Этот термин происходит от чешского слопа «ЬисШе!», дословно - тот, кто пробуждает. Первоначально так говорили о деятелях чешской культуры конца XVIII - первой половины XIX вв., которые вели активную борьбу за возрождение чешского языка, науки и литературы. В середине XX в. в историографии национализма «будителями» стали называть всех представителей образованных кругов, которые первыми выступили за национальные ценности. См., например: Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др. М., 2002.

6Аз1оп Т. Ор.ск. Р. 38. ведение хозяйства. Внутреннее положение было расшатано и религиозными войнами. В итоге множество людей оказались вырванными из привычных сословных и местных связей. Подобная кризисная ситуация способствовала поиску новых привязанностей и ориентиров, в числе которых одно из главных мест занимала именно идея нации. Вместе с тем немцы прочувствовали эту кризисную ситуацию гораздо острее большинства других европейских народов, так как им пришлось столкнуться с настоящей катастрофой, которой стала для Германии Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.).

Тридцатилетняя война была кульминацией различных проблем, возникших как в Империи, так и в Европе в целом в конце XVI - начале XVII вв. В Империи война усугубила кризисные тенденции, осложнив положение настолько, что само ее существование было поставлено под угрозу. Одновременно мирные слои населения столкнулись с присутствием в Германии иностранных войск. В подобной ситуации передовые умы, в первую очередь, образованные слои немецких территориальных княжеств занимались поиском новых путей для сохранения Империи «германской нации» и возможности ее трансформации. Таким образом, национальная мысль в Германии развивалась в эпоху Тридцатилетней войны с особой интенсивностью и стала доминирующей в трудах «будителей нации» XVII в., в первую очередь, немецких литераторов.

Актуальность темы. Проблема нации и национализма сохранила высокую степень актуальности прежде всего в двух отношениях. С одной стороны, само явление по-прежнему играет колоссальную роль как в политике, так и в идентичности каждого отдельного человека. С другой стороны, с, конца 80-х гг. XX в. проблема нации и национализма находится на самом пике научного интереса во всем мире. Сейчас принято говорить о настоящем «ренессансе национализма», подразумевая под этим не только возрождение самой идеи нации, но и появление большого количества

7 Подробнее о Тридцатилетней войне см. главу II, § 1 данной диссертации. исследований, относящихся к самым разным отраслям знания - истории, социологии, политологии и т.д. Обращает на себя внимание тот факт, что при этом истоки национализма привлекают меньше внимания, чем его расцвет. Проблема развития немецкой национальной идеи и немецкого национального сознания представляет особый интерес в связи со сложностью и противоречивостью этого феномена, а также той ролью, которую немецкий национализм сыграл в последующей европейской истории. Таким образом, обращение к феномену немецкого национализма и зарождению национальной идеи в Германии представляется не только важным, но и необходимым для создания общей картины европейского национализма Нового времени. Обращение к теме национализма в Германии способствует также и объяснению многих процессов немецкой истории, в частности, позднему объединению и появлению национал-социализма.

Предметом данного диссертационного исследования являются национальные представления немецких интеллектуалов, в первую очередь, литераторов и публицистов в эпоху Тридцатилетней войны.

Целью диссертации является анализ формирования и содержательной стороны национальной мысли в Германии в XVII в. В связи с этим ставится ряд конкретных задач. Во-первых, представляется необходимым выяснить, особенности социальной среды, которая в годы Тридцатилетней войны явилась носителем идеи нации. В центре исследования, таким образом, находятся представители образованных слоев немецкого общества, а именно, литераторы и публицисты эпохи Тридцатилетней войны. Во-вторых, будет предпринята попытка показать влияние внешних факторов, таких как война, на процесс формирования национальной идеи в Германии. В-третьих, речь пойдет о том, какие образы, способствующие проведению границ между «своим» и «чужим» появляются в обществе и какое влияние они имеют на идею нации. Здесь же стоит также подробно остановиться на общественных и культурных явлениях, таких как «алямодство», которые повлекла за собой Тридцатилетняя война и проследить, как они повлияли на идею нации в немецком обществе. В качестве четвертой задачи исследования можно определить роль «национальных мифов» и представлений о себе и своем народе в формировании национальной идеи. К задачам исследования относится также изучение влияния исторических реалий Центральной Европы на национальные идеи. В данном случае имеются в виду конфессиональный раскол, сложная структура Священной Римской империи и некоторые другие факторы.

Методологической основой для диссертации послужили теории национализма, выработанные историками и социологами XX в. Кроме того, исследование построено на принципе историзма и научной объективности. Принцип историзма определил рассмотрение избранной проблемы в широком конкретно-историческом контексте и развитии. В диссертации использованы различные методы исторических исследований, а также междисциплинарный подход, благодаря которому стало возможным привлечение статистических компьютерных методов анализа исторических источников. Среди привлеченных методов следует также отметить историко-генетический с типичным для него установлением казуальных связей между событиями и явлениями и хронологический метод.

Хронологические рамки исследования не ограничиваются лишь годами Тридцатилетней войны (1618 - 1648). Они охватывают временной промежуток и нескольких десятилетий после нее - примерно до начала 1680-х гг., что позволяет говорить о целой эпохе, для которой война стала лишь отправной точкой. Рассматривать период с 1618 г. - начало 1680-х гг. как целостную эпоху позволяет тот факт, что это было время жизни и деятельности целого поколения немцев, взгляды которых сформировались под влиянием Тридцатилетней войны, а их сочинения иногда выходили уже после ее окончания.

Научная новизна диссертации определяется тем, что тема раннего этапа развития немецкой идеи нации и роль в этом процессе немецких интеллектуалов с применением междисциплинарного подхода до сих пор не была предметом специального изучения ни в отечественной, ни в зарубежной историографии. Кроме того, многие источники, в частности иллюстрированные листовки и памфлеты эпохи Тридцатилетней войны, использованные для исследования, впервые вводятся в оборот.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать его результаты в различных сферах научной и общественной жизни. Большое количество источников, богатый историографический материал поможет в расширении представлений о Германии в недостаточно изученную эпоху XVII в. Кроме того, на основе материалов диссертации возможна постановка дальнейших проблем, которые следует разрабатывать в новых обобщающих трудах по немецкой истории.

Структура работы отвечает проблемному подходу и имеет три основных составляющих, которые позволяют охарактеризовать как самих литераторов, так и различные аспекты их представлений о немецкой нации, проследить основные тенденции и движущие силы распространения национальных идей на общество и рассмотреть фон, на котором развивался этот процесс.

В первой главе дан просопографический портрет немецких литераторов эпохи Тридцатилетней войны, а также показаны предпосылки развития национальной мысли в Германии XVII в. Во второй главе речь идет непосредственно об эпохе Тридцатилетней войны, рассмотрены основные тенденции изменения представлений о нации в военное время, борьба за культурную независимость, сыгравшая важную роль в становлении немецкого самосознания. В третьей, заключительной части исследования основной акцент сделан на появлении «национальных мифов», представлениях о немецком национальном характере и работе немецких литераторов по выработке норм литературного языка, связанной с поиском национальной самобытности.

Источники, которые послужили основой для исследования, молено разделить на несколько групп. Первую группу составляют научные сочинения немецких литераторов - современников Тридцатилетней войны. К следующей группе источников относятся художественные произведения немецких поэтов. В третьей группе представлены произведения мемуарного характера, а также письма. Четвертой группой можно считать документы, относящиеся к деятельности немецких языковых обществ. Отдельную, пятую, группу источников, образуют памфлеты и иллюстрированные листовки, изданные в немецких княжествах в первой половине - середине XVII в. Для более полного представления об эпохе был использован комплекс официальных документов и других свидетельств 1618-1648 гг. Эти документы находятся в шестой группе.

Для немецкой научной жизни Тридцатилетняя война не стала непреодолимым препятствием. Здесь речь в первую очередь идет о филологических и лингвистических трактатах, появившихся в ту эпоху. Выбор данного типа источников связан, прежде всего, с тем, что для становления немецкой национальной идеи в XVII в. область литературы, филологии и лингвистики дает наиболее богатую почву. Во-первых, вопросы о самобытности родного языка, которым литераторы уделяли магистральное внимание, были в то время одной из главных черт немецкого национализма. Во-вторых, сочинения немецких литераторов содержали не только лингвистические и филологические сведения. В них поэты описывали и современное им положение родных земель, и касались жизни других народов. Они делились идеями о техническом прогрессе, вариантах передачи информации, поднимали тему географических представлений, много писали о родной истории, о нравах и быте не только в немецких княжествах, но и за их пределами. В целом, в научных сочинениях немецких литераторов можно найти сведения о самом широком круге проблем, который был актуален для военной эпохи. Эти трактаты могут сегодня служить источником для создания картины о разнообразных сферах жизни немецкого общества XVII в. Трактаты и другие сочинения немецких литераторов издавались в виде отдельных книг, экземпляры которых сохранились до сегодняшнего дня в некоторых библиотеках Германии и России. При написании данной работы были использованы прижизненные издания, хранящиеся в библиотеках г. Марбурга и г. Вольфенбюттеля в Германии, а также в отделе редкой книги Российской государственной библиотеки иностранной литературы им. Рудомино.

Первопроходцем на поприще издания филолого-лингвистических трудов в эпоху Тридцатилетней войны стал немецкий поэт Мартин Опиц (1597-1639). В 1617 г. Опиц написал небольшой трактат на латинском языке, под названием «Аристарх, или в защиту использования немецкого языка».8 Это стало первой работой, призывавшей к отказу от латыни и обращению к немецкому языку как языку поэзии. Трактат основан на различных источниках, доказывающих древность народа германцев, в том числе на «Германии» Тацита. Опиц пользовался в качестве примера также своими собственными переводами стихов с латинского на немецкий, чтобы доказать их благозвучность. Через несколько лет в 1624 г. свет увидела и его «Книга о немецком стихосложении»,9 являвшаяся первой поэтикой в немецкоязычной литературе. Поэтиками называли сборники грамматических нормативов, использующихся при стихосложении, а также при переводах. «Книга о немецком стихосложении» состоит из 8 глав, в каждой из которых Опиц приводит различные примеры переводов стихов, сделанных им лично или его единомышленниками. Он обращает внимание читателя на грамматические конструкции немецкого языка и стремится обосновать их превосходство над латинскими. «Книга о немецком стихосложении» еще при жизни автора выдержала несколько изданий и пользовалась огромной популярностью как в литературных кругах, так и в обществе интеллектуалов в целом.10

После работ Опица в филологических кругах немецких княжеств начался настоящий бум. Практически каждый ученый-литератор стремился

8 Opitz M. Anstarchus sive de contemptu linguae teutomcae Buntzlau, 1617.

9 Idem Buch von der deutschen Poeterey. Buntzlau, 1624.

10 Kühlmann W. Mai tin Opitz. Deutsche Literatur und deutsche Nation. Herne, 1991. S. 25. внести что-то свое в создание немецкого литературного языка и его грамматики. Литераторы собирали пословицы и поговорки, афоризмы, разрабатывали грамматические нормы. Охватить весь спектр созданных в то время поэтик и близких к ним лингвистических трудов, не представляется возможным. Это обусловило выбор нескольких основных произведений, которые в большей мере повлияли на дальнейшее развитие немецкой национальной идеи. Среди таких работ необходимо выделить труд Юстуса Георга Шоттеля «Подробное исследование главного языка немцев», «Поэтическую воронку» Георга Филиппа Гарсдёрфера, а также работу его соратника Иоганна Клайя «Похвала немецкому языку».

В 1663 г. появилось «Подробное исследование главного языка немцев», автором которого был Ю.Г. Шоттель (1612-1676).11 Это произведение по своему содержанию является синтезом лингвистического и исторического трактатов, с широким привлечением географических, этнологических и культурологических данных. Как лингвист, Шоттель провел поистине грандиозную работу, собрав все свидетельства и научные изыскания немецких литераторов, работавших над созданием грамматик. В итоге, у него получился труд, который занимает около полутора тысяч печатных страниц. Работу над «Подробным исследованием главного языка немцев» он начал во время войны, но закончил лишь в начале 1660-х гг. Грамматической части предшествуют десять «хвалебных речей немецкому языку». Кроме десяти хвалебных речей в книге выделяются разделы «О Германии и немецких писателях», «Немецкие пословицы и поговорки», «Введение в немецкий язык». Книга состоит из двух томов, в каждом из которых содержится информация по грамматике, данная вперемежку с другими сведениями. Не смотря на то, что Шоттель пытался разделить материал тематически, о чем свидетельствуют многочисленные главы, необходимые для раскрытия темы диссертации сведения разбросаны по всей работе. Труд Шоттеля стал опорой

Похожие диссертационные работы по специальности «Исторические науки», 07.00.00 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Исторические науки», Лазарева, Арина Владимировна

Заключение

Несмотря на достаточно длинную предысторию, решительный шаг вперед немецкая национальная идея и национальное сознание сделали в эпоху Тридцатилетней войны, которая стала важной вехой в историческом развитии Германии. Война была результатом «общего кризиса» конца XVI- начала XVII вв., что придало ей характер первой крупной войны, охватившей практически всю Европу.

Тридцатилетняя война являлась многоуровневым конфликтом, в котором заявили о себе многие актуальные для XVII в. вопросы, среди которых важное место занимала проблема образования централизованного государства в Германии. Однако у современников война получила название «Немецкой» не только поэтому, но и потому, что военные бедствия с небывалой остротой заставили задуматься о том, что такое «немецкая нация». Подобным вопросом задавались в первую очередь лидеры немецкого интеллектуального развития XVII в., известные немецкие литераторы и публицисты, такие как М. Опиц, Г. Гарсдёрфер, А. Грифиус, Г.Я.К. Гриммельсгаузеи, Ю.Г. Шоттель и многие другие. Вместе с тем и в повседневной публицистике, созданной часто неизвестными авторами, национальная проблематика также нашла достаточно широкое распространение.

Об определяющей роли Тридцатилетней войны в развитии немецкой национальной идеи позволяет говорить и просопографический портрет литераторов — ее носителей. Практически все они выросли в военное время, сформировав целое поколение, на которое Тридцатилетняя война произвела неизгладимое впечатление. Получив хорошее университетское образование и, как это часто бывало и прежде, реализовав себя на службе у высокопоставленных особ, главной темой своих произведений они сделали судьбу Германии и ее народа. Бедственное положение немецких земель заставляло задуматься над многими вопросами, центральным из которых стал вопрос о необходимости немецкого единства с целью противостояния врагу. Размышляя над ним, немецкие литераторы и публицисты пришли к идее «нации», которую стали разрабатывать в своем творчестве. В авангарде были поэты и литераторы, которые входили в так называемые немецкие «академии». По сути это были языковые общества, объявившие о весьма широкой программе, в которой наряду с чисто лингвистической работой делался акцент на «прививание обществу любви к Отечеству».1 Самым первым и наиболее значительным стало «Плодоносящее общество», основанное в 1618 г. За годы его существования (до 1680 г.) в него вступило около 900 человек. Иными словами, в Германии первой половины - середины XVII в. появилось то, что современная теория национализма считает необходимой предпосылкой развития национальной идеи и национального сознания, а именно наличие ангажированной группы, которая создает представление о нации и осознанно и целенаправленно стремится донести его до более широкой читающей публики.

Литераторы эпохи Тридцатилетней войны предложили новый тип патриотизма. Двумя преобладавшими ранее типами патриотизма были «земельный», то есть чувство привязанности к конкретной земле, месту рождения, и «имперский» - любовь к Священной римской империи германской нации. При сохранении двух этих типов в годы Тридцатилетней войны часть немецких интеллектуалов стала вырабатывать представления о третьем - «германском» (или немецком) патриотизме, главной ценностью в котором провозглашалась «вся Германия». Речь шла не о связи с каким-то отдельным княжеством или местностью, не с Империей, с ее разнообразными составляющими, а с совокупностью немецких земель, то есть с Германией. Показательно, что не смотря на отсутствие «Германии» как политической и географической

1 Schottel J. Fruchtbringender Lustgarten. S. 2. реалии, именно понятие «Германия» вышло у немецких публицистов на первый план. Политической реальностью была Священная римская империя германской нации, состоявшая из отдельных государств, населенных отдельными народами - в сочинениях же публицистов жила и развивалась Германия, населенная одним народом - немцами. Собственно этот критерий был главным для определения того, что же такое Германия и чем она отличается от Империи и отдельных государств - Германия — это место, где живут немцы.

Такая постановка вопроса сделала необходимым следующий шаг -понять и объяснить, почему саксонцы и швабы, вюртембержцы и пруссаки являются немцами, иначе говоря, разработать содержательную сторону национальной идеи. Подобная цель достигалась двумя основными методами - негативным и позитивным. Первый был призван показать границы немецкой нации, продемонстрировав «немецкое», предложив немцам в лице других народов возможность сравнивать и выявлять свои собственные, только им присущие черты. Подобное сравнение по линии «мы» - «они», «свои» - «чужие» является одной из основных составляющих для любой национальной идеи, однако в условиях войны оно приобрело иную степень интенсивности, способствовав формированию классического «образа врага». Под «врагом» понимались в первую очередь те иностранные войска, которые наводнили немецкие княжества с началом Тридцатилетней войны. Однако эти «чужаки» были лишь представителями настроенного против Германии целого враждебного мира. В распространении представлений о «враге» ведущую роль играла повседневная литература. На иллюстрированных листовках можно увидеть страшные вражеские образы, созданные в традициях бестиализации (представления в виде ужасных животных) и брутализацпи (подчеркивание и утрирование жестокого начала). Образ «врага»-иностраица утвердившийся в литературе эпохи Тридцатилетней войны, был своего рода «зеркалом», черты которого были прямо противоположны всему немецкому.

Борьба с «иностранщиной», ставшая важной вехой в творчестве немецких литераторов, нашла свое воплощение не только в появлении образа внешнего врага, но и в жесткой критике внутреннего врага. Его литераторы и публицисты увидели в тех немцах, которые преклонялись перед всем заграничным, иностранным. В годы Тридцатилетней воины в Германии появилось явление, которое современники назвали «алямодством». Этот феномен был связан с засильем иностранной моды и копированием иностранного стиля жизни, прежде всего французского и итальянского, в немецких землях. Среди алямодников были различные слои общества от зажиточных крестьян до высшей знати. Характерными чертами «алямодства» было ношение чрезмерно пышного костюма, злоупотребление иностранными словами в речи и коверкание немецких слов, отказ от немецких традиций (празднования немецких народных праздников и т.д.). Недовольство немецких литераторов новой модой вышло на первый план именно в годы Тридцатилетней войны и было одной из особенностей немецкого патриотизма эпохи. Поэты и публицисты объявили ему настоящую воину. Борьба с «алямодством» нашла свое отражение в резкой критике иностранцев, в первую очередь французов, поскольку именно у них щеголи стремились перенимать нравы и обычаи. Настоящая «воина» с новой модой была развернута в иллюстрированных листовках середины XVII в.: высмеивался костюм щеголей, жестокому порицанию подвергалось их стремление отказаться от «всего немецкого». Страх перед потерей немецкой самобытности превалировал в публицистике. Этот страх был важной чертой в понимании немецкими мыслителями национальной идеи.

Отрицая все иностранное, немецкие литераторы вели и позитивную «национальную работу», смысл которой заключался в создании образа немецкой нации. «Германская нация» входила в группу древних европейских «наций», какими, по их мнению, считались французы, англичане, испанцы. От мысли о равенстве европейских наций поэты и публицисты в скором времени перешли к идее превосходства немцев над другими народами. Этой цели служил комплекс «национальных мифов», постепенно утверждавшийся в эпоху Тридцатилетней войны. Такие мифы — различные сказания и легенды - приводились в больших количествах как в научных трактатах, так и в листовках, напечатанных во время войны. «Национальные мифы» утверждали древность, мощь, величие и духовную красоту немецкого народа. Для немецких сочинителей первой половины -середины XVII в. излюбленными были три основных мифа. Первый из них был связан с «Германией» Тацита. Он пропагандировал древность и силу немцев, которых интеллектуалы отождествляли с германцами. Второй национальный миф — это миф о так называемом «Немецком герое», то есть образе защитника и спасителя всех немцев и Германии от врагов. Основой для третьего мифа стала библейская легенда о «четырех царствах», сменяющих друг друга. Под последним «царством» (или империей) немецкие литераторы понимали Священную Римскую империю германской нации. Обладание последней империей было одной из главных составляющих идеи немецкого превосходства.

Уникальность и самобытность своего народа поэты видели в огромном интеллектуальном багаже, веками накопленном в немецких землях и давшем миру неоценимые сокровища. Национальная идея, пропагандировавшаяся немецкими поэтами, рисовала Германию и немецкий народ создателями многих технических и духовных достижений. Предметом гордости было изобретение книгопечатания, создание некоторых видов вооружения; Германия как родина Реформации, считали литераторы-протестанты, дала всему миру возможность «свергнуть иго папы»2 и начать новое политическое и духовное развитие. Стремление выработать у населения чувство гордости своим «немецким Отечеством» было одной из задач, которые ставили перед собой поэты и публицисты.

В немецкой национальной идее эпохи Тридцатилетней войны литераторами были более отчетливо сформулированы представления о самих немцах. В этом ряду магистральное значение имел лозунг «немцы — герои», сформулированный поэтами. Героизация подразумевала под собой ряд качеств, которые формировали «национальный» характер или, как писали литераторы, «немецкий дух». Качествами, присущими настоящим героям, были отвага, честь, воинственность, свободолюбие, набожность и многие другие. Неотъемлемой частью «немецкого духа» была любовь к Германии. К середине XVII в. формируется несколько символических фигур, олицетворявших немецкую нацию. В первую очередь, таким символом становится «дева-Германия». Германия, превратившись в национальный образ, воплощается в виде «прекрасной девы». В это же время появляется и другая национальная фигура - Немецкий Михель, который становится поборником всего немецкого и борется с иностранщиной. Оба образа нашли свое выражение как в сочинениях литераторов, так и в публицистике военного времени. Здесь же начинает пробивать себе дорогу целый ряд символов, воспринимающихся как «исконно немецкие» или связанные с Германией.

Одной из главных составляющих немецкой национальной идеи в трудах поэтов эпохи Тридцатилетней войны был немецкий язык. Борьба за его чистоту и выработка норм литературной речи стали основной работой «патриотов языка». Началом для подобных тенденций стал небольшой трактат, написанный немецким поэтом Мартином Опицем «Аристарх против пренебрежения немецким языком». Этот трактат стал отправной точкой для всей лингвистической работы XVII в. Члены языковых обществ

2 Schottel J.G. Ausführliche Arbeit. S. 652 активно разрабатывали грамматики и поэтики, филологическая ценность которых признавалась следующими поколениями.3 В родном языке литераторы видели основу немецкой самобытности. Его искажение и желание говорить на других языках они воспринимали как «добровольное рабство» и старались во что бы то ни стало помешать этому процессу. Через тему родного языка и борьбу за его «очищение» от иностранных заимствований немецкие литераторы пришли к мысли о «чистоте» немецкой нации, о ее связи с Богом и богоизбранностью. Поэты-протестанты, которые доминировали в немецком интеллектуальном сообществе, приводили в качестве доказательств этой идеи Реформацию и перевод Библии на немецкий язык. Вместе с тем, конфессиональные противоречия, по общему мнению литераторов и публицистов, не могли препятствовать немецкому единству.

Основной упор в представлениях о немцах поэты и публицисты делали на культурный аспект, на единство языка и традиций, общности нравов и происхождения. Попытки консолидировать общество в годы войны и после нее на основе общей истории, традиций и культурных ценностей стали отличительной чертой немецкой литературы военной эпохи. Тридцатилетняя война стала в данном случае катализатором в процессе формирования немецкого национального самосознания н выработки более четких представлений о национальной идее. Деятельность литераторов эпохи Тридцатилетней войны стала важным этапом в развитии немецкого национализма, в котором Германия представлялась целым миром, ««миром героев, где родилась добродетель, миром христианского триумфа, где проиграли пороки, миром, где верная 4 рука искоренила зло».

3 Breuer D. Deutsche Nationalliteratur. S. 714.

4 Schottel J. G. Ausführliche Arbeit. S. 1012-1013.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Лазарева, Арина Владимировна, 2008 год

1. Источники 1. Неопубликованные документы

2. Материалы библиотеки герцога Августа в Вольфенбюттеле: HAB, Günd.8045, fol.48a. Seltsames Gespräch / So in dem Königl. Schwedischen Lager. 1632.

3. HAB, Günd.8045, fol.7a.Vrsachen vnd Vrsprung alles Jamers vnd Elends. 1619.

4. HAB, Günd.8045, fol.34a.Warnung: Mercurij der Götter Bottenn. 1637. HAB, Günd.8045, fol.50. Der Warner. 1627.

5. HAB, Günd.8045, fol.58a. Der betregten Christenheit CONSOLATION. 1623.

6. HAB, Günd.8045, fol.87a. Abbildung deß hocherwünschten Teutschen Friedens. 1648.

7. HAB, E 5700 /10. Spanische Spinnstuben oder Rockenfahrt. 1620. HAB, E 5700 /45. Englischer Bickelhering / jetzo ein vornehmer Eysenhändeler. 1624.

8. HAB, IE 150. Ala Modo Monsiers : Die Newe vmbgekehrte Welt. 1628. HAB, IE 154. A La Modo Monsiers. Oder Chartell deß Stutzerischen Auffzugs / Der Durchsichtigen / Hochgefidderten / Wolgesport -vnnd gestiffelten.Cavaliers. 1628.

9. HAB, IE 161.Winter Alla modo Meßieurs. 1630.

10. HAB, IE 166. Trauer-Gesang / Uber den allzu früe tödtlichen abgang / Alla modo Monsier. 1633.

11. HAB, IE 169. Eigentliche Abbildung / Wie sich ettliche Dama vnd Signora, inn manche rley Trac hten sollen Kl eyden / Damit sie d en M onsire A IIa M ode gefallen / vnd von ihnen geliebet werden mögen. 1630.

12. HAB, IH 81. Deß Adlers vnd Löwen Kampff. 1621.

13. HAB, IH 101 .Herzliches Seuffzen und Wehklagen / auch Christlicher Trost unnd endtlich Göttliche Hülf unsers Vaterlandes / werter Teutscher Nation. 1621.

14. HAB, IH 528. Abriß Ihr Fürstl: Durchl: in Bayrn / et.c. vnd deß Manßfeldischen Legers: wie sie beyderseits zu Roßhaupten in Böheim / vnd zu Waydhausen in in der Obern ChurPfaltz gegen einander gelegen / im 1621. Jahr.

15. Памфлеты из коллекции Густава Фрейтага:

16. Опубликованные источники Сочинения современников:

17. Birken S.von. Biographia. Nürnberg, 1654

18. Birken S. von. Hoch Fürstlichr Braunschweiger Ulysses. Braunschweig, 1664 Grimmelshausen H.J.Chr. von. Der Teutsche Michel. Frankfurt am Main,1652

19. Harsdörfer G. Ph. Deliciae Physico-Mathematicae. Bd. 1-3. Nürnberg, 16361653

20. Harsdörfer G. Ph. Poetischer Trichter : die teutsche Dicht- und Reimkunst, ohne Behuf der lateinischen Sprache, in 6 Stunden einzugiessen Nürnberg 16481653

21. Schottel J.G. Fruchtbringender Lustgarten. 1647 Zesen Ph. Deutscher Helicon. 1641

22. Zinkgref J.W. Julius Wilhelm Zinkgrefs Scharfsinnige Sprüche der Teutschen Apophegmata genannt. Leipzig, 1835

23. Документы языковых обществ:

24. Der Fruchtbringenden Geselschaft Nahmen / Vorhaben / Gemähide und Wörter: Nach jedes Einnahme ordentlich in Kupfer gestochen / und In achtzeiligen Reimgesetze verfasset. 1646.

25. Satzung der Fruchtbrinngenden Gesellschaft. 1617. Satzung der Blumen -und Hirten Orden an der Pegnitz. 1642. Satzung der Deutschgesinnten Genossenschaft. 1643.

26. Художественные произведения:

27. Auserlesene Gedichte von Georg Philipp Harsdörffer, Johann Klai, Sigmund von Birken, Andreas Scultetus, Justus Georg Schottel, Adam Olearius, Johann Scheffler Leipzig 1826

28. Fleming P. Paul Flemings deutsche Gedichte / Hrsg. von J. M. Lappenberg, Stuttgart, 1865. Bd. 1-2.

29. Gerhardt P. Dichtungen und Schriften. München 1957

30. Grimmelshausen HJ.Ch. Der abenteuerliche Simplicissimus Teutsch. Leipzig, 1871

31. Gryphius A. Kirchshoffs-Geddanken. Oden. Bd. 1-2. Leipzig, 1981 Gryphius A. Gesamtausgabe der deutschsprachigen Werke. Bd.9. Tübingen,2007

32. Harsdörfer G. Ph. Nathan und Jothan. Bd. 1-2. Nürnberg, 1659 Klaj J. Geburtstag des Friedens. Nürnberg, 1650

33. Klaj J. Friedensdichtungen und kleinere poetische Schriften. Tübingen, 1968 Die Lieder des Dreissigjährigen Krieges / Hrsg. von E. Weller. Berlin, 1885 Logau F. Deutscher Sinn-Gedichte drey tausend. Hildesheim, New York,1972

34. Moscherosch J. Visiones De Don Quevedo. Wunderliche und Wahrhafftige Gesichte Philanders von Sittewald. Hildesheim, New York, 1974.

35. Opitz M. Auserlesene Gedichte / von Martin Opitz von Boberfeld. Leipzig,1822

36. Rompier von Löwenhalt J. Des Jesaias Rompiers.erstes gebüsch seiner Reimgedichte. Tübingen, 1988.

37. Rist J. Sämtliche Werke. Berlin u.a. 1967

38. Tränen des Vaterlandes. Deutsche Dichtung des XVI XVII Jh. / Hrsg. von J. Becher. Leipzig, 1980

39. Weckherlin R.G. Georg Rudolf Weckherlins Gedichte in 3 Bd. Stuttgart, 1907

40. Европейская поэзия XVII в. М., 1979. Сборники иллюстрированных листовок:

41. Deutsche illustrierte Flugblätter XVI-XVII Jh. / Hrsg. von W.Harms. Bd.l, 2, 4. Tübingen, 1981-1984.

42. Die deutsche Akademie des 17.Jahrhunderts. Fruchtbringende Gesellschaft: kritische Ausgabe der Briefe, Beilagen und Akademiearbeiten. Tübingen, 1991

43. Der Dreissigj ährige Krieg in Augenzeugenberichten / Hrsg. von H.Jessen. München, 19761. Официальные документы:

44. Briefe und Akten zur Geschichte des Dreissigjährigen Krieges. 12 Bd. München, 1886-1914

45. Briefe und Akten zur Geschichte des Dreissigjährigen Krieges. Neue Folge: die Politik Maximilians I. von Bayern und seiner Verbündeten. 9 Bd. München, 1964-1986

46. Documenta Bohemica bellum. 7 Bd. Praha, 1976-19821.. Литература

47. Алексеев В.М. Тридцатилетняя война. Д., 1961 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. М., 2001

48. Багдасарова А.Б. Социально-философские аспекты формирования этно-национального сознания и самосознания. Ставрополь, 1997

49. Бауэр О. Национальный вопрос и социал-демократия // Нации и национализм. М., 2002

50. Володарский В.М. Культура Германии в конце XV XVI вв. // История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. JI.M. Братиной, М., 1999

51. Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. М.,1994

52. Гарскова И.М. От просопографии к статистике // Источник, метод, компьютер. Барнаул, 1996

53. Морозов A.A. Ганс Якоб Кристоф Гриммельсгаузен и его роман «Сим-плициссимус» //Г.Я.К. Гриммельсгаузен. Симплициссимус. JL, 1967

54. Мыльников A.C. Народы Центральной Европы: формирование национального самосознания. М., 1997

55. Нарочнитская Е.А. Национализм: история и современность. М., 1997 Образ врага / Под ред. JI. Гудкова, М., 2005

56. Поздняков Э.А. Нация. Национализм. Национальные интересы. М., 1994 Поршнев Б.Ф. Тридцатилетняя война и вступление в нее Швеции и Московского государства. М., 1976

57. Прокопьев А.Ю. Германия в эпоху религиозного раскола, 1555-1648 гг. СПб, 2003

58. Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. Шиндлинг А., Циглер В. Кайзеры. Ростов-на-Дону, 1997 Элиас Н. О процессе цивилизации, Т. 1-2. М., 2001

59. Юмашева Ю.Ю. Историография просопографии // Известия Уральского государственного университета. №39 (2005). Гуманитарные науки. Выпуск 10. История

60. Юмашева Ю.Ю. Методологические проблемы создания просопографи-ческих баз данных // Информационный бюллетень Комиссии по применению математических методов и ЭВМ в исторических исследованиях при Отделении истории АН СССР. 1993, № 9

61. Albrecht D. Die Kriegs- und Friedensziele der deutschen Reichsstände // Krieg und Politik 1618-1648 / Hrsg. von K. Repgen. München, 1988, S. 34-60 Alter P. Nationalismus. Frankfurt am Main, 1985

62. Ahlzweig C. Muttersprache-Vaterland. Die deutsche Nation und ihre Sprache. Opladen, 1994

63. Asch R.G. The Thirty Years War. The Holy Roman Empire and Europe 16181648, London, 1997

64. Aston T. Crisis in Europe 1560-1660. London, 1965 Barudio G. Der Teutsche Krieg 1618-1648. Frankfurt am Main, 1985 Beumann H. Zur Nationenbildung im Mittelalter // Nationalismus in vorindustrieller Zeit / Hrsg. von O. Dann. München, 1986. S. 21-33

65. Bosbach F. Die Habsburger und die Entschtehung des Dreissigj ährigen Krieges. Die „Monarchia Universalis" // Krieg und Politik 1618-1648 / Hrsg. von K. Repgen. München, 1988. S. 115-135

66. Breuer D. Deutsche Nationalliteratur und katholischer Kulturkreis // Nation und Literatur in Europa der frühen Neuzeit / Hrsg. von K. Garber. Tübingen, 1989. S. 701-715

67. Burkhardt J. Der Dreissigjährige Krieg als frühmoderner Staatsbildungkrieg // Geschichte in Wissenschaft und Unterricht, 45, 1994. S. 487-499

68. Burkhardt J. Der Dreissigjährige Krieg. Frankfurt am Main, 1992 Büsch O. Deutsche „Einheit" und europäische Realitäten // Die Rolle der Nation in der deutschen Geschichte und Gegenwart / Hrsg. von O. Büsch. Berlin, 1985. S. 39-53

69. Conze W. „Deutschland" und „deutsche Nation" als historische Begriffe // Die Rolle der Nation. S. 21-38

70. Conze W. Die deutsche Nation. Ergebnis der Geschichte. Göttingen, 1963 Dann O. Begriffe und Typen des Nationalen in der frühen Neuzeit // Nationale und kulturelle Identität / Hrsg. von B. Giesen. Frankfurt am Main, 1991. S. 56-73

71. Dann O. Nation und Nationalismus in Deutschland 1770-1990. München,1993

72. Deutsch K.W. Nation und Welt // Nationalismus / Hrsg. von H.A. Winkler. Königstein, 1978. S. 49-65

73. Drux R. Die Dichtungsreform des Martin Opitz: zwischen nationalem Anschpruch und territorialer Ausrichtung // Dichter und ihre Nation. / Hrsg. von Ii. Scheuer. Frankfurt am Main, 1993. S. 53-67

74. Duchhardt H. Reich und europäisches Staatensystem seit dem Westfälischen Frieden // Alternativen zur 'Reichsverfassung in der Frühen Neuzeit? / Hrsg. von V. Press. München, 1995. S. 179-188

75. Ehlers J. Die deutsche Nation des Mittelalters als Gegenschtand der Forschung //Ansätze und Diskontinuität deutscher Nationsbildung im Mittelalter / Hrsg. von J. Ehlers. Sigmaringen, 1989. S. 20-55

76. Eisenbart L. Kleiderordnungen der deutschen Städte zwischen 1350-1700. Göttingen etc. 1962.

77. Eisenstadt Sh.N. Die Konstruktion nationaler Identitäten in vergleichender Perspektive // Nationale und kulturelle Identität. S. 21-55

78. Ernst A. und M. „Ich habe diese Welt beschawt und bald gesegnet: weil mir auff einen Tag all Angst der Welt begegbet". Kriegserfahrangen im Spiegel von Andreas Gryphius Grabschrift für seine Nichte // Zwischen Alltag und Katastrophe. S. 497-506

79. Franz G. Der Dreissigjährige Krieg und das deutsche Volk. Untersuchungen zur Bevölkerungs- und Agrargeschichte. Sttutgait-New-York, 4. Aufl., 1979

80. Freiherr von Aretin K.O. „Das Heilige Römische Reich Deutscher Nation" // Die Rolle der Nation in der deutschen Geschichte und Gegenwart. / Hrsg. von O. Büsch und J. J. Sheehan, Berlin, 1985. S. 73-83

81. Garber J. Trojaner-Römer-Franken-Deutsche. „Nationale"

82. Abstammungstheorien im Forfeld der Nationalstaatsbildung // Nation und Literatur in Europa. S. 108-163

83. Garber J. Vom universalen zum endogenien Nationalismus. Die Idee der Nation in deutschen Spätmittelalter und in der früen Neuzeit // Dichter und ihre Nation. S. 16-37

84. Garber K. Sprachspiel in Friedensfeier. Die deutsche Literatur des 17. Jh. auf ihrem Zenit im festlichen Nürnberg // Der Westfälische Friede. S. 679-71

85. Haberkamm K. Zeitgensse Augenzeuge - Autor. Der H. J. Ch. von Grimmelshausen // Krieg und Kultur. S. 365-399

86. Harms W. Feindbilder im illustrierten Flugblatt der Frühen Neuzeit // Feindbilder. Die Darstellung des Gegners in der politischen Publizistik des Mittelalters und der Neuzeit / Hrsg. von F. Bosbach. Köln-Weimar-Wien, 1992. S. 31-58

87. Hartwig W. Nationalismus und Bürgerkultur in Deutschland. Göttingen, 1994 Hippel W. Armut, Unterschichten, Randgruppen in der Frühen Neuzeit. München, 1995

88. Hofstätter P. R., Gerade wir Deutsche. // Die deutsche Neurose: über die beschedigte Identität / Hrsg. vonP. Lerche. Berlin-Wien, 1980. S. 112-157 Hübner K. Das Nationale. Graz-Wien-Köln, 1991

89. Kaiser M. Inmitten des Kriegstheaters. Die Bevölkerung als militärischer Faktor und Kriegsteilnehmer im Dreissigjährigen Krieg // Krieg und Frieden. S. 281-303

90. Kluxen-Pyta D. Nation und Ethos. Die Moral des Patriotismus. München,1991

91. Krieger L. Germany // Nation Consciousness, history and political culture in Early-Modern Europe / Ed. by O. Ranum. London, 1975. P. 12-30

92. Kroener B. „Kriegsgurgeln, Freireuter und Merodebrüder." Des Dreissigj ährigen Krieges. Täter und Opfer // Der Krieg des kleinen Mannes. Eine Militärgeschichte von unten / Hrsg. von W. Wette. München, 1997. S.51-90

93. Krüger P. Auf der Suche nach Deutschland — ein historischer Streifzug ins Ungewisse // Deutschland, deutscher Staat, deutsche Nation. Historische rkundungen eines Spannungsverhältnisses / Hrsg. von P.Kiüger. Marburg, 1993. S. 41-69

94. Krüger P. Einleitung: über die Schwierigkeiten der Deutschen mit der politischen Nation // Deutschland, deutscher Staat, deutsche Nation. S. 9-24

95. Kühlmann W. Martin Opitz. Deutsche Literatur und deutsche Nation. Herne,1991

96. Kühlmann W. National literatur und Latinität: zum Problem der Zweisprachigkeit in der frühneuzeitlichen Literaturbewegung Deutschlands // Nation und Literatur in Europa . S. 164-206

97. Mauer M. „Nationalckarakter" in der frühen Neuzeit. Ein mentalitätageschichtlicher Versuch // Transformationen des Wir-Gefühls. Studien zum nationalen Habitus / Hrsg. von R. Blommert u.a. Frankfurt am Main, 1993. S. 45-81

98. Medick H. und Krusenstjern B. Die Nähe und Ferne des Dreissigjäerigen Krieges // Zwischen Alltag und Katastrophe. Der Dreissigjäerige Krieg aus der Nähe / Hrsg. von H. Medick und B. von Krusenstem. Göttingen, 1999. S. 13-36

99. Müller R.A. Heiliges Römisches Reich Deutscher Nation. Anspruch und Bedeutung des Reichstitels in der Frühen Neuzeit. Regensburg, 1990

100. Münkler H. Nation als poltische Idee im frühneuzeitlichen Europa // Nation und Literatur in Europa. S. 56-86

101. Parker G. The Thirty-Years War. London, 1984

102. Pfeffer M. Flugschriften zum Dreißigjährigen Krieg. Frankfurt am Main, 1993 Planert U. Wann beginnt der „moderne" eutsche Nationalismus? Plädoyer fur eine nationale Sattelzeit // Die Politik der Nation. S. 21-59

103. Plessner H. Die verschpätete Nation. Stuttgart-Berlin-Köln-Mainz, 1969 Plum A. Die Karikatur im Spannungfeld von Kunstgeschichte und Politikwissenschaft. Aachen, 1997

104. Repgen K. Der Westfälische Friede. Opladen Wiesbaden, 1999 Repgen K. Über die Geschichtsschreibung des Dreissigj ährigen Krieges: Begriff und Konzeption // Krieg und Politik 1618-1648. S. 3-34

105. Prinz F. Wallenstein, das Reich und Europa // Land und Reich. Stamm und Nation. Probleme und Perspektiven bayerischer Geschichte. Bd. II, 1984

106. Ricmcnschneider H. Sprachpatriotismus. Nationale Aspekte in der literarischen Kultur des deutschen Barock // Dichter und ihre Nation. S. 38-52

107. Roeck B. Der Dreissigj ährige Krieg und die Menschen im Reich. Überlegungen zu den Formen psychischen Kriesenbewältigung in der 1. Hälfte des 17. Jh. // Krieg und Frieden. S. 265-279

108. Roeck B. Die Feier des Friedens // Der Westfälische Friede. Diplomatie, politische Zäsur, kulturelles Umfeld, Rezeptionsgeschichte / Hrsg. von Ii. Duchhardt, München, 1998. S. 633-659

109. Scheuer H. Einleitung // Dichter und ihre Nation. S. 9-15 Schieder Th. Typologie ud Erscheinungsformen des Nationalstaates in Europa //Nationalismus. S. 119-137

110. Schilling H. Nation und Konfession in der frühneuzeitiichen Geschichte Europas // Nation und Literatur in Europa . S. 87-107

111. Schilling H. Nationale Identität und Konfession in der europäischen Neuzeit // Nationale und kulturelle Identität. S. 192-252

112. Schmidt G. Der Dreissigj ährige Krieg. München, 2002

113. Schmidt G. Geschichte des Alten Reiches. Staat und Nation in der Frühen Neuzeit 1495-1806. München, 1999

114. Schnell R. Deutsche Literatur und deutsches Nationsbewusstsein. //Ansätze und Diskontinuität deutscher Nationsbildung im Mittelalter / Hrsg. J. Ehlers. Sigmaringen, 1989. S. 249-298

115. Sheehan J. J. The Problem of the Nation in German History // Die Rolle der Nation .S. 3-20

116. Sheehan J.J. Nation und Staat Deutschland als „imaginierte" Gemeinschaft // Nation und Gesellschaft in Deutschland. S. 33-45

117. Simon H. Geschichte der deutschen Nation. Wesen und Wandel des Eigenverständnisses der Deutschen. Mainz. 1968

118. Spurk J. Nationale Identität zwischen gesundem Menschenverstand und Überwindung. Frankfurt am Main New York, 1997

119. Steiger H. Der Westfälische Frieden Grungdgesetz für Europa? // Der Westfälische Friede. S. 33-80

120. Stöber R. Deutsche Pressegeschichte. Konstanz, 2000

121. Szyrocky M. Deutsch-polnische Austauschprozese auf der Wende vom 16. zum 17. Jh. // Nation und Literatur in Europa . S. 688-700

122. Tschopp S.Heilsgeschichtliche Deutungsmuster in der Publizistik des Dreißigjährigen Krieges. Bern, 1990

123. Wahrnehmungsgeschichte und Wissensdiskurs im illustrierten Flugblatt der Frühen Neuzeit (1450-1700). Basel, 2002

124. Германия" в представлениях литераторовцентры языковых обществцентры производства печатной продукции1. ПРИЛОЛ1. АН V

125. Я. Клолпенбург. «Новое и тщателып1.ТА LIДгх V^ s

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.