Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Юсупов, Ильшат Фаритович

  • Юсупов, Ильшат Фаритович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2008, Уфа
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 153
Юсупов, Ильшат Фаритович. Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Уфа. 2008. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Юсупов, Ильшат Фаритович

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЧЕЛОВЕКА.

§ 1.1. Национальное искусство в структуре духовной культуры общества.

§1.2. Механизмы воздействия национального искусства на человека.

Глава II. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА РАЗВИТИЕ

ЧЕЛОВЕКА.

§2.1. Развитие уровня удовлетворения национально-культурных потребностей как основа повышения воздействия искусства на человека.

§2.2. Пути совершенствования механизма воздействия национального искусства на развитие человека.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное искусство как фактор формирования личности в современном российском обществе»

Актуальность темы исследования. Радикальное реформирование российского общества в конце XX века после распада СССР отразилось не только на общественно-политической, социально-экономической ситуации в стране, но также резко обострило ситуацию в его духовно-нравственной сфере. Трансформационные процессы, происходящие в современном мире, демократизация общественных отношений, обусловили формирование качественно иной социокультурной системы на основе новых ценностных ориентаций, идей, принципов и стандартов, которая стала отвергать прежде устоявшиеся нравственные идеи и моральные принципы общественного развития. В этой связи проблемы, связанные с воспитанием человека и формированием его как личности, как никогда вышли сегодня на передний план в современной науке и практике.

Все это значительной степени усилило и актуализировало значение таких институтов социализации и формирования личности, как национальная культура и искусство, которые всегда считались основными инструментами формирования высоконравственной личности, поскольку именно в традициях своей национальной культуры человек находит тот стержень и духовную опору, которые возродят его и отгородят от сегодняшней духовно-нравственной «опустошенности». Не случайно, представители научной общественности Республики Башкортостан, занимающиеся вопросами социально-политического, экономического и духовного развития региона, не обходя стороной существующие проблемы, пишут, что «поиски духовности отражают сегодня глубокий кризис в нашем общественном сознании, связанный с разрушением прежних идеалов, оказавшихся надуманными, казенными, неистинными. Поэтому возникает потребность в поиске глубинных, надежных корней, основ народной жизни и одновременно в новых идеях и путях культурного построения жизни, ее обновления. И все это соединяется в потребности постичь духовные основы нашей жизни и выразить их в нашей сегодняшней деятельности» 1.

Наблюдаемая в последние годы демократизация национальных отношений, рост национального самосознания и процессы, связанные с национальным культурным возрождением в полиэтничных регионах Российской Федерации, значительно повысили значение вышеуказанных социальных институтов формирования личности в этническом контексте духовной жизни многонационального российского общества.

Национальная культура и искусство всегда поддерживали и выражали духовный и нравственный потенциал народа, без которого существование и духовное развитие как этноса, так и отдельной личности, не представляется возможным и, скорее, утратило бы всякий смысл. Известно, что любой народ, который лишен традиций, народного фольклора и искусства, обречен на исчезновение, именно в них сосредоточены многовековые фундаментальные ценности народа, его духовно-нравственный и социально-культурный опыт, который оказывает сильнейшее влияние на внутренний мир человека, укрепляет его духовный потенциал, способствует формированию его личностных качеств.

Актуальность темы исследования особенно возрастает в условиях демократизации национальных отношений в Российской Федерации, когда стали активизироваться проблемы формирования личности и ее этнической идентификации в этнокультурном пространстве.

Актуальным становятся выяснение удельного веса национального искусства в общей системе художественных интересов и духовно-эстетических запросов населения республики, а также определение этнокультурных ориентаций молодежи как динамично развивающейся части общества.

1 См.: Социальное развитие Республики Башкортостан / Под ред. акад. АН РБ Ф.С. Файзуллина. - Уфа: Гилем, 2001.-С. 256.

Республика Башкортостан - полиэтничный регион, поэтому разработка социальных аспектов проблем национальной культуры остается сегодня наиболее актуальной, и дает возможность глубже изучить и рассмотреть вопросы национальной художественной культуры различных народов, проживающих в Республике Башкортостан, и наметить дальнейшие пути их оптимизации.

Актуальность настоящего исследования определяется также и тем, что большинство аспектов данной проблемы практически до сих пор не были предметом специального теоретико-методологического и социологического анализа в научных кругах Республики Башкортостан.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемы, охватываемые темой диссертации, изучались представителями различных наук: социологами, философами, искусствоведами, музыковедами, культурологами, историками, педагогами, этнографами, фольклористами и др.

В зарубежной и отечественной научной литературе представлены многочисленные методологические и теоретические разработки проблем взаимодействия искусства и общества. По данной проблеме существуют многочисленные подходы (социокультурный, философский, искусствоведческий, этнологический, психологический, педагогический и

ДР-)

В зарубежной обществоведческой науке уже с XVIII века, с эпохи просвещения в работах таких исследователей, как И. Гердер, Ш. Монтескье, Э. Таймп, Г. Клеми, JI. Уайт и др., начал складываться этнологический взгляд на культуру 2.

Особый интерес при разработке темы нашего исследования представляют работы отечественных ученых советского периода, а также современных российских исследователей по проблемам художественной

2 См.: Садохин А.Н., Грушевская Т.Г. Этнология. - М., 2001. жизни общества, значимости искусства как социального феномена в становлении и формировании человека как личности.

Социальная природа и социальная значимость искусства представлены в работах таких исследователей советского периода, как А. Луначарский, М. Коган, А.' Куклин, Н. Киященко, Н. Лейзеров, Е. Волкова, Ю. Фохт -Бабушкин, Ю. Капустин, Ю.Перов, Ю. Давыдов. Особое значение для нас имели работы А. Сохора, которые можно назвать теоретическим фундаментом отечественной социологии искусства и художественной жизни общества.

Значительную помощь при разработке данной проблемы оказали труды западноевропейских исследователей в области социологии и философии искусства Т. Адорно, А. Банфи4. Среди современных отечественных исследователей следует особо отметить работы Е.Ю. Ладенкова, В.В. Сергеева, В.Н. Холоповой, Е.В. Дудкова, B.C. Жидкова, Ю.В. Осокина и др.5

Исследования Г. Ломидзе, А. Егорова, К. Гизатова, Е. Зингера, Н. Шахназаровой и мн. др. посвящены национальной специфике искусства и его социальной и общественной значимости,6 в которых широкое распространение получили такие понятия, как «национальная специфика искусства», «национальные особенности искусства», «национальная форма искусства». 3

См.: Луначарский А.В. В мире музыки. - Изд. 2-е. - М., 1971; Коган М.С. Вопросы социологии искусства. - Л., 1980;Коган М.С. Социальные функции искусства. - Л., 1987; Куклин А. Введение в социологию искусства. - Л., 1978; Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Искусство и духовный мир человека. — М., 1983; Волкова Е.В. Произведение искусства в сфере художественной культуры. — М., 1979; Фохт- Бабушкин Ю.У. Искусство и формирование личности. — М., 1987; Капустин Ю. Музыкант исполнитель и публика: Исслед. -Л.: Музыка, 1985; Перов Ю.В. Художественная жизнь общества как объект социологии искусства. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1980; Давыдов Ю.Н. Искусство как социологический феномен. — M., 1968; Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки. — Л.: «Советский композитор», 1980.

4 См.: Адорно Т.В. Избранное: социология музыки. — M.: СПб, 1999; Банфи А. Философия искусства / Предисл. K.M. Долгова; Пер. с итал. Т.П. Смирнова. - М.: Искусство, 1989.

5 См.: Ладенкова Е.В., Сергеев B.B. Человек и музыка. Влияние музыкальных жанров на формирование личности в условиях мегаполиса. — M.: ИСПИ, 2003; Холопова В.Н. Музыка как вид искусства: Учеб. пособие. - СПб.: Издательство «Лань», 2000; Введение в социологию искусства: Учеб. пособие для гуманитарных вузов / Е.В. Дудков, B.C. Жидков, Ю.В. Осокин и др.; M-во культуры Рос. Федерации; РАН; Гос. ин-т. искусствознания. - СПб.: Алетеия, 2001.

6См.: Ломидзе Г. Единство и многообразие. Советский писатель. — M., 1960; Егоров А.Г. Искусство и общественная жизнь. Советский писатель. - M., 1959; Гизатов К.Т. О развитии национальной формы литературы и искусства. - Казань, 1968; Зингер Е.А. Проблема интернационального развития советского искусства. Советский художник. - M., 1977; Шахназарова Н.Г. О национальном в музыке. - М.: Музгиз, 1963.

Среди современных исследователей большой интерес для нас также представляет работа Л.И. Михайловой «Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности»7, где затронуты актуальные проблемы социального характера национальной художественной культуры в современных условиях развития России.

Различные подходы к сущности этнической культуры (философский, культурологический, искусствоведческий, этнографический, исторический и др.) нашли отражение в работах таких современных исследователей В.И. Добрыниной, Л.Г. Ионина, JI.C. Выготского, А.Я Флиера и др.8

Философские проблемы теории и практики национальных отношений, и в частности, вопросы национального сознания и самосознания, проблемы развития национальной духовной культуры, широко рассмотрены учеными Башкортостана. Они нашли отражение в частности в исследованиях: А.Р.Абдуллина, Д.Ж. Валеева, P.M. Валиахметова, Б.С. Галимова, И.Г. Галяутдинова, Дж. М. Гилязитдинова, С.А. Галина, И.И. Зайлалова, А.Я. Зарипова, Р.И. Ирназарова, А.В. Лукьянова, Л.И. Нагаевой, З.Я. Рахматуллиной, Р.А Султангареевой, P.M. Тухватуллина, Ф.С. Файзуллина и

7 См.: Михайлова Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции и закономерности. Монография. — М.: Вузовская книга, 1999. - 240 с.

8 См.: Добрынина В.И. Актуальные проблемы культуры 20 века. - М.: Общ-во «Знание» РФ, 1993. - 190 е.; Ионин Л.Г. Социология культуры. - М.: Изд. центр «Академия», 1996. -293 е.; Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: «Политиздат», 1968.-94 е.; Флиер А.Я. Культурогенез. - М., Академия. 1995. - 130 с.

9 См.: Абдуллин А.Р. Культура и символ. — Уфа, 1999; Валиахметов P.M. Национально-культурное развитие башкир в сельской местности на современном этапе: Дис. . канд. соц. наук. — Уфа, 1993; Гапимов Б.С., Васильева И.Г. Новые перспективы философского исследования проблемы духовного развития человека. -Уфа, 2001; Гапяутдинов И.Г., Халфин С.А. О новой модели культурной политики в Республике Башкортостан в условиях реформирования страны (1990-2006 гг.) // Национальная политика и культура в современных условиях: Материалы Всероссийской науч-практической конф. (7 декабря 2006 г.): В 2-х ч. Ч.

2. - Уфа: Гилем, 2006. - С. 103.; Гипязитидинов Дж.М. Трансформация российского общества и этнические процессы. — Уфа, БашГУ, 2005 - 364 с; Галин С.А.Башкирский мифологический эпос. - Уфа, БИРО, 1998,103 е.; Зайлалов И.И., Рахматуллина З.Я. Функционирование культуры в многонациональном обществе. -Октябрьский, 2007. - 152 е.; Зарипов А.Я., Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и самосознание - Уфа: Гилем, 2000; Ирназаров Р.И. Равенство этносов в Республике Башкортостан. — Уфа: Гилем, 1997; Лукьянов А.В., Файзуллин А.Ф. Эстетическая культура: ее социальные и нравственные доминанты // Культура народов Башкортостана: история и современность: Материалы региональной науч. конф. «Культурное наследие народов Башкортостана», посвященной памяти Д.Ж. Валеева (Уфа, 18 апреля 2003 года). - Уфа: РИО БашГУ, 2003. - С. 95.; Нагаева Л.И. Башкирская народная хореография. - Уфа, 1995; Рахматуллина

3.Я. Духовное наследие башкир: прошлое, настоящее и будущее. — Уфа, 2001; Султангареева Р.А. Семейно-бытовой обрядовый фольклор башкирского народа. - Уфа, 1998; Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития и межнациональных

Хочется отметить, что, несмотря на значительные успехи в изучении актуальных проблем национальной культуры и искусства как на региональном, так и на общероссийском уровне сегодня не до конца затронуты вопросы социально-регулятивных функций национального искусства.

Объектом исследования является искусство как феномен духовной культуры общества.

Предмет исследования - национальное искусство как социальный институт.

Цель диссертационной работы — исследование специфики национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе на материалах Республики Башкортостан. В соответствии с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:

Цель исследования — осуществить теоретико-прикладной анализ особенностей национального искусства как фактора формирования личности в современном российском обществе. В соответствий с общей целью ставятся и решаются следующие задачи:

- уточнение теоретико-методологических подходов к исследованию роли национального искусства в формировании личности в современном российском обществе;

- раскрытие функциональных особенностей искусства как социального института и механизмов воздействия искусства на формирование личности в условиях трансформации общества; проведение анализа национально-культурных потребностей населения Республики Башкортостан и запросов на основные виды национального искусства (театральное, музыкальное, художественная литература); отношений. — Уфа, 1997; Файзуллин Ф.С. Этническое сознание и самосознание. - Уфа: Башкнигоиздат, 1988. -208с.

- разработка рекомендаций по совершенствованию механизма воздействия национального искусства на духовное развитие личности.

Методологические и теоретические основы исследования.

Методологической основой исследования являются принципы структурно-функционального, институционального и системного подходов, с использованием методов социокультурного анализа. Теоретическую базу диссертации составляют труды зарубежных, отечественных и региональных исследователей прошлого и настоящего в области социологии, социологии искусства, социологии культуры и духовной жизни, философии, социальной философии, этнополитологии, этносоциологии, этики, эстетики, искусствоведения, культурологии, психологии, истории, педагогики и др.

Эмпирическую базу исследования составляют:

1) данные статистики Российской Федерации и Республики Башкортостан, которые отражают основные показатели деятельности учреждений культуры и искусства; статистические данные Министерства культуры и национальной политики Республики Башкортостан, в ходе исследования автором были также привлечены неофициальные статистические данные;

2) результаты российских и региональных социологических исследований, проведенных Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан; сектором социально-правовых исследований Института социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук совместно с Государственным Комитетом Республики Башкортостан по молодежной политике; Центром социально-политических исследований Академии наук Республики Башкортостан, таких, как:

1. «Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан»10. Опрос проводился в Республике Башкортостан и был двухуровневым, были опрошены население и эксперты - члены наиболее активных и многочисленных национально-культурных общественных объединений республики, а также работники Министерства культуры и национальной политики Республики .Башкортостан. Выборочная совокупность составила 968 человек: 679 населения и 289 экспертов. Респонденты характеризовались следующими признаками: национальность, возраст, пол, семейное положение, образование, род занятий и место жительства. Среди опрошенного населения республики было 30,0% русских, 29,6% башкир, татары составили 26,1%, чуваши - 2,4%, марийцы - 2,0%, украинцы - 1,4, евреи - 2,6% и 6,0% - представители других национальностей. Среди экспертов башкир - 43,3%, русские составляют 15,4%, татары — 17,9%, чуваши - 2,0%, марийцы - 2,5%, украинцы - 2,0% и представители других национальностей).

2. исследования «Молодежь Башкортостана: социально-экономический портрет», где объектом изучения была молодежь Республики Башкортостан 14-34 лет, объем выборки составил 1600 человек

3. В исследовании «Социально-политический портрет молодежи Республики Башкортостан» ~ автор принимал непосредственное участие. Объектом данного исследования выступили молодые жители Башкортостана в возрасте от 15 до 34 лет, представляющие демографические, этнические, тендерные, территориальные и социальные группы. Опрос был проведен в г. Уфе, ряде других городов и сельских районов республики по месту жительства методом самозаполнения по стандартизованному опроснику. Объем выборки составил 1000 человек.

10 См.: Отчет по социологическому исследованию «Государственная политика в сфере сохранения национальных культур и удовлетворения этнокультурных и образовательных потребностей народов республики Башкортостан». (Темы № РБ-08-04 от 30.09.2004.) - Уфа. 2005.

11 См.: Молодежь Башкортостана: социально-экономический портрет. - Уфа: Гилем, 2006,— 148 с.

2См.: Академия наук Республики Башкортостан. Центр социальных и политических исследований. Аналитический отчет. «Социально-политический портрет молодежи Республики Башкортостан». - Уфа. 2006.

В ходе работы над диссертацией автором частично были использованы также результаты других социологических опросов.

Научная новизна работы и положения выносимые на защиту:

• определена «сущность искусства» как социального института, в котором в концентрированном виде выражается дух социальных отношений, ценности, нормы, которые могут формировать в человеке его личностные качества;

• обосновано концепция о сущности национального искусства как специфического социального феномена, вида духовно-практической деятельности определенного этноса, основу которой составляют историческое своеобразие условий жизни и продукты национального художественного творчества;

• раскрыты особенности механизмов воздействия национального искусства на человека выражающиеся в реализации им (искусством) познавательной, эстетической, воспитательной функции с использованием художественных средств;

• на основе обобщения материалов общероссийских и республиканских статистических данных, результатов социологических исследований, выявлены, основные причины снижения динамики потребления населением продуктов искусства в последние годы;

• разработаны конкретные рекомендации по совершенствованию уровня национальной художественной жизни в Республике Башкортостан и повышению эффективности воздействия положительных национальных традиций на развитие личности.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что основные ее положения и выводы могут быть использованы для дальнейшего осмысления роли национального искусства в социокультурном развитии личности, а также могут стать методологической основой исследования других социокультурных проблем.

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в диссертации положения и выводы могут быть применены в процессе изучения проблем по социологии культуры, духовной жизни, социологии искусства, культуры Башкортостана, социальной философии, эстетики, культурологии, этнографии, при чтении лекций и специальных курсов по общественно-политическим и гуманитарным дисциплинам.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации докладывались на республиканских, межрегиональных и всероссийских, научно-практических конференциях и были опубликованы в различных научных изданиях: «Межнациональные отношения в полиэтничном регионе: проблемы и пути оптимизации» (Уфа, 2005), в республиканской школе-семинаре молодых ученых «Россия и Башкортостан в условиях глобальных трансформаций» (Юматово, 2006), на Всероссийской научно-практической конференции «Приоритетные направления социально-экономического развития Республики Башкортостан» (Уфа, 2006), на международной научно-практической конференции «Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы» (Уфа, 2007), на международной научно-практической конференции, посвященной 60-летию ЮНЕСКО, «Проблемы социокультурного бытия в национальном измерении» (Уфа, 2007) и т.д.

Общий объем публикаций автора по теме диссертации составил 3.1 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, состоящих из двух параграфов каждая, заключения и списка использованной литературы, включающего 187 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Юсупов, Ильшат Фаритович

Результаты исследования, проведенного на общероссийском уровне, «Социальная стратификация современного российского общества», которое было беспрецедентным по своим масштабам и задачам, в целом также отражают активную посещаемость различных учреждений культуры и искусства 135. Туда были включены также вопросы досуга и свободного времени населения, т. е. посещения театров, концертов, музеев и выставок. На вопрос «Сколько раз за последние три месяца лично Вы были в театре, на концерте, в музее, на выставке?» «1 раз» ответили 9,4% респондентов, 2 раза посетили 4,4% опрошенных, 2,1% респондентов были 3-5 раз. Ни разу не посетили 83,2% респондентов. Как выясняется все же, из всех опрошенных 16,4%, по крайней мере, один раз в три месяца уделяют время посещению театров, концертов, музеев и выставок.

Конечно, опираясь только на результаты этих исследований и представленные статистические данные, на наш взгляд, нельзя делать окончательные выводы и полагать, что у населения в целом теряется' или повышается интерес к театральному искусству. Как мы уже отметили, средства массовых коммуникаций, в частности телевидение создает серьезную конкуренцию традиционным видам искусства, но, на наш взгляд, оно, скорее, обслуживает его. Телевидение в наши дни стало универсальным средством передачи художественной информации в обществе. К примеру, общероссийский канал «Культура» практически ежедневно транслирует постановки мировых театральных коллективов в своем эфире. Постановки республиканских национальных театральных коллективов также регулярно выходят в эфир на республиканских телеканалах. Отсутствие свободного времени и другие причины, на наш взгляд, вынуждают многих сделать выбор в пользу телевидения. Хотя, известно, что живого эмоционального контакта с искусством не заменит ни одно техническое средство.

135 См.: Реальная Россия: социальная стратификация современного российского общества. — M.: «Журнал Эксперт», 2006. - С. 332.

Необходимо понять, что в плане передачи художественной информации театр - это особый институт культуры, в котором сконцентрирована огромная техническая инфраструктура (свет, звук, декорации, костюмы), все это создает в театре особую атмосферу и ауру, и делает его в отличие от других видов искусства более зрелищным и неповторимым.

Исследование, проведенное Министерством культуры и национальной политики Республики Башкортостан, показало, в качестве одной из главных причин редкого приобщения к национальной культуре как население, так и эксперты указали именно отсутствие времени, и этот ответ оказался в рейтенговом отношении первым (см. табл. 2.8). Как выяснилось, это проблема наиболее актуальной стала для женщин (69,5%) и жителей села (56%). Для нас не удивительно, что именно большинство этой категории населения выбрали такой ответ. Практика показывает о чрезмерной занятости именно этой категории населения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Юсупов, Ильшат Фаритович, 2008 год

1. Диаграмма 2.6 Общедоступные (публичные) библиотеки республикина конец года)

2. Основа художественной литературы это язык. Именно он является важнейшим элементом национальной культуры, основным этническим

3. Еженедельно □ Ежемесячно □ Очень редко □ Не посещаю в Затруднились ответить

4. В республике стало традицией ежегодно проводить конкурсы и фестивали народного музыкального искусства разных народов, проживающих в республике. Все это стало способствовать активизации национально-музыкальной жизни населения республики.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.