Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат искусствоведения Золотухин, Александр Васильевич

  • Золотухин, Александр Васильевич
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 1998, Ижевск
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 196
Золотухин, Александр Васильевич. Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г.: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. Ижевск. 1998. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Золотухин, Александр Васильевич

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Живопись

1.1. Тематическая картина

1.2. Портрет

1.3. Пейзаж

1.4. Натюрморт

1.5. Творческие объединения

1.6. Особенности творчества художников коренной национальности

Глава 2. Графика

2.1. Станковая графика

2.2. Книжная графика

2.3. Плакат

Глава 3. Скульптура

Заключение

Список использованных источников

Приложение. Словарь художников

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальное своеобразие искусства Удмуртии, 1975-1995 г. г.»

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность темы исследования.

В настоящее время в нашей стране, несмотря на серьезные трудности во всех сферах жизни происходят глубокие изменения: возникают новые формы и механизмы управления в области экономики, политики, появляются новые структуры, процессы, явления в духовной сфере, в частности, происходят значительные изменения и в сфере искусства. Поэтому актуальная задача искусствознания обусловлена насущной потребностью в научном анализе жизненно важных и объективных закономерностей своевременного развития изобразительного искусства народов Российской Федерации.

На современном этапе усиливается необходимость выявления ведущих тенденций развития искусства каждой национальной республики, его национального своеобразия.

В этом плане важное значение приобретает практическое исследование и теоретическое осмысление современного профессионального изобразительного искусства Удмуртии, с присущим ему многообразием художественных явлений, которое характеризуется новыми чертами и особенностями, не имевшими места прежде.

Это связано с усилившимся влиянием народного художественного творчества, а также с тем, что профессиональное искусство аккумулирует поток этнического самосознания, вырабатывает символы и визуальные концепции, адекватные этническому менталитету. В профессиональном искусстве Удмуртии на современном этапе особенно ощутимо преломляются особенности национального характера, мировосприятия удмуртского народа.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение национального своеобразия изобразительного искусства Удмуртии 1975-95гг.

Степень разработанности вопроса.

Творчество художников Удмуртии получило отражение в ряде диссертаций, монографий, книг, периодических изданий.

Определенный материал для осмысления процессов современного состояния изобразительного искусства содержат каталоги выставок, буклеты об отдельных художниках, подборки репродукций, газетные статьи и рецензии на выставки.

Из всего многообразия источников выделим следующие:

Диссертации.

Выполнена в 1972 г. диссертация Поляк А.И "Становление и развитие изобразительного искусства Советской Удмуртии".

Это первая попытка сбора, обобщения, научной систематизации материала по изобразительному искусству Удмуртии 1917-70 гг. В ней прослеживаются процессы зарождения, формирования, развития профессионального творчества художников вплоть до 1970г.

Диссертация Розенберг Н.А. "Становление и развитие книжной графики в автономных республиках Поволжья и Приуралья" выполненная в 1986 году, лишь частично касается творчества художников Удмуртии, в частности, М.Г.Гарипова, Г.Г.Верещагина,В.В.Окуня, Р.К.Тагирова, И.Н.Нурмухаметова, А.Р.Балтина.

Думается, что локальное исследование данной работы ограничило автора в выявлении проблем и общей характеристики изобразительного искусства Удмуртии. Кроме того, трудно согласиться с автором и в оценке некоторых принципиальных моментов, в частности, с утверждением о имевшем место в графике Удмуртии "сурового стиля".

Монографии.

Поляк А.И. Художники Удмуртии. - Ижевск, Удмуртия, 1970г.

В работе впервые дается периодизация изобразительного искусства Удмуртии,

анализируется творчество ведущих мастеров (1917-1970гг.), выявлена роль художественных учреждений республики, показано развитие искусства в непосредственной связи с национальным и культурным строительством в республике.

Поляк А.И. Художники Удмуртии. - Художник РСФСР, 1976г.

В контексте основных социальных и культурных этапов истории Удмуртии, автором характеризуются черты изобразительного искусства республики, вплоть до середины 1970-х годов. Монография насыщена богатым фактическим материалом, дан глубокий анализ лучших произведений художников.

Розенберг H.A. Развитие удмуртской графики. - Ижевск, Удмуртия, 1977г.

Как положительную сторону данного издания, можно отметить предпринятую впервые попытку автора, проследить пути развития удмуртской графики, с момента зарождения до середины 1970-х годов. Автором обширно проанализировано разнообразное и разнохарактерное творчество художников на всех этапах его развития, вместе с тем, в исследовании не сохранено равновесие между разными областями графики, уделяя много внимания прикладной графике, автор недостаточно анализирует искусство станковой графики.

Монографии об отдельных художниках.

Матвеева Т.А. Художник Н.А.Косолапов - Ижевск, Удмуртия, 1982г.

Автор реконструирует события прошлого, знакомит с жизнью одного из первых профессиональных художников республики, чье творчество формировалось в первые годы советской власти. Выявляет и анализирует работы художника, в которых наиболее ярко и полно раскрылось дарование живописца, внесшего своеобразный вклад в развитие искусства живописи Удмуртии.

Поляк А.И. Скульпторы Удмуртии. Очерки о творчестве А.Аникина и В.Цибульника. - Ижевск, Удмуртия, 1982г.

В книге, в живой и образной форме рассматриваются истоки творчества ведущих скульпторов республики. Автор выявляет особенности их пластического языка, намечает перспективные пути развития искусства скульптуры. Один из разделов книги посвящен творчеству А. Аникина - первого профессионального национального скульптора Удмуртии.

Поляк А.И. Творчество П.С. Семенова - Ижевск, Удмуртия, 1984г.

На обширном, познавательном материале, служащим своеобразным фоном монографии, автор прослеживает творческий путь П.С. Семенова - одного из ведущих мастеров живописи Удмуртии.

Структура книги, выстроенная из нескольких разделов, дает возможность не только проследить основные этапы творчества художника, но и увидеть в целом пути художественного развития многих жанров искусства живописи периода 1960-х, начала 1980-х годов.

Поляк А.И. Петр Елкин. - Л, Художник РСФСР, 1990г.

Монографический очерк знакомит с творчеством П.В. Елкина, искусство которого, вписало яркую страницу в культуру Удмуртии. В контексте анализа основных работ художника, автор стремится показать связь профессионального искусства с традиционными национальными формами.

Шумилов Е.Ф. А.П. Холмогоров, Л., Художник РСФСР, 1988г.

Структура монографии выстроена из многих разделов, позволяющих автору дать полную характеристику творчества художника. В тексте книги акцентируется внимание на том, что полотна художника вошли в число лучших произведений советской живописи периода 70-80-х годов, с чем трудно не согласиться. Вместе с тем, в основательном издании, с хорошим зрительным рядом как нам кажется, присутствует оттенок субъективности автора, чрезмерно уделяющего внимание работам, о которых можно было не

упоминать. Кроме того, можно отметить и невнимание автора к датам, что не допустимо для издания такого уровня.

Справочники.

Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии. - Ижевск, Удмуртия, 1974г.

В нем дана краткая биография, перечень работ, список литературы о художниках. Впервые систематизированы и обработаны сведения о выставках, в которых участвовали художники Удмуртии.

Шумилов Е.Ф. Художники Удмуртии. В кн.: Писатели, художники, композиторы Удмуртии. Краткий справочник. - Ижевск, Удмуртия, 1981г.

Справочное издание дает краткие сведения о художниках республики с указанием их тематической направленности творчества и с перечислением основных работ. Вместе с тем, беглая и скупая информация не способствует емкости содержания, что утрачивает ценность данного издания.

Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии. События. Мастера. Памятники. Справочник. - Устинов, Удмуртия, 1986г.

В справочнике в сжатой форме дана краткая характеристика изобразительного искусства Удмуртии, рассмотренная автором в контексте основных исторических этапов развития республики. Материал издания, состоящий из нескольких разделов, отличается четкостью и логикой построения. Вместе с тем, своевольное обращение автора в отношении справок о художниках, где допущена бездна неточностей, портит общее впечатление издания.

Научные статьи.

Познавательны и разнообразны по своему характеру, выступления местных искусствоведов, внесенные ими в разные периоды времени на страницы журналов и научных сборников, являвшиеся своего рода, подготовительным материалом для последующих

монографических изданий.

Среди этих статей выделим следующие:

Поляк А.И. Некоторые тенденции современной живописи Удмуртии. - В сб.: Вопросы искусства Удмуртии. - Ижевск, 1976г.

Поляк А.И. Современность в творчестве молодых художников Удмуртии. - В сб.: Вопросы искусства Удмуртии. - Ижевск, 1976г.

Шумилов Е.Ф. Образ Удмуртии в живописи А.П. Холмогорова. - В сб.: Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. - Ижевск, 1979г.

Шумилов Е.Ф. О людях земли удмуртской. Искусство, 1982г. N 5.

Розенберг Н.А. МенсадыкГарипов. В сб.: Советская графика, 1985г, N 9.

По теме нашего исследования, в рассмотренной выше литературе об изобразительном искусстве Удмуртии, можно встретить лишь отдельные высказывания. Кроме того, вопросы, поставленные в этих исследованиях, безусловно не могли быть окончательными без анализа творчества художников двух последних десятилетий, предмета нашего исследования. Наконец, в комплексе не рассматривалось и творчество художников коренной национальности. По этой причине авторы не позволяли себе высказываний о становлении и развитии художественной школы, равно как и о своеобразии изобразительного искусства Удмуртии. Все это говорит о том, что эти вопросы, связанные с освоением традиций и наследия, их отражением в современном творчестве мастеров и, особенно в творчестве художников удмуртской национальности, до настоящего времени не привлекали должного внимания исследователей изобразительного искусства Удмуртии.

Безусловно, этот вопрос очень сложный и, в силу своей специфики, долгое время находился вне поля зрения. Между тем, вопросы близкие к предмету нашего исследования, уже давно нашли свое разрешение в этнографии и литературоведении Удмуртии.

Настоящая работа является первым опытом осмысления в искусствоведческом аспекте преемственности традиций, национального художественного мышления в творчестве художников Удмуртии на основе большого культорологического материала.

Цели и задачи исследования.

Целью диссертации является изучение и обобщение ведущих тенденций развития изобразительного искусства Удмуртии последних двадцати лет. В ходе изучения материала, автора интересовали в первую очередь следующие проблемы: преемственность художественных традиций; динамика развития структуры художественного образа в изобразительном искусстве Удмуртии названного периода; пути преломления особенностей национального характера, мировосприятия удмуртского народа в изобразительном искусстве.

Исследование строится на материалах художественного собрания Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, Удмуртского республиканского краеведческого музея. Кроме того, изучались произведения мастеров искусства Удмуртии, экспонировавшиеся на выставках последних лет, хранящиеся в Союзе художников Удмуртии, в частных собраниях, являющиеся собственностью художников.

В качестве источников послужила имеющаяся литература, перечень которой приведен в библиографии, а также личные архивы некоторых художников, записи бесед автора со многими из них.

В настоящей работе пристальному рассмотрению подвергается профессиональное станковое искусство художников коренной национальности, обогативших своим самобытным творчеством и новыми художественными находками изобразительное искусство республики.

Ретроспективный взгляд на творчество этой группы художников позволяет обнаружить, что художественный опыт предшественников был весьма незначительным, а еле-

довательно, не было той надежной базы, которая бы дала толчок и послужила дальнейшим ориентиром для вновь формирующегося профессионального национального искусства. Вместе с тем, сегодняшнее общее состояние изобразительного искусства Удмуртии убеждает в том, что на каждой новой ступени своего развития творчество художников удмуртской национальности обретало не только профессиональный опыт, но и углубляясь к истокам народной жизни, накапливало и осмысливало ее самобытные традиции.

Национальная направленность творчества, заложенная первыми художниками удмуртской национальности, в дальнейшем получила свое развитие в творчестве художников следующих поколений, каждый раз вбирая в свою орбиту новые темы и жанры, отражающие современную жизнь и историю своего народа. В целом, творчество художников коренной национальности рассматриваемого нами периода, пожалуй, впервые в истории изобразительного искусства Удмуртии стремится со всей полнотой и силой обрести и освоить богатые культурные и национальные традиции.

Современная художественная жизнь Удмуртии, - не простое, но, в то же время, очень выразительное явление. В своем исследовании мы попытались показать и проанализировать многообразие общих и специфических явлений двух последних десятилетий, что в итоге, определяет сегодняшнее состояние изобразительного искусства республики и позволяет предопределить дальнейший процесс его движения, выявив при этом и главные составляющие. Это, - прежде всего, прочность реалистического развития изобразительного искусства и взаимодействие и взаимообогащение двух национальных культур со своеобразными особенностями и чертами каждой из них.

Научная новизна работы.

Данная работа является первой попыткой сбора, обобщения и научной систематизации материала об изобразительном искусстве Удмуртии 1975-95 гг.

Автор впервые обращается к изучению ведущих тенденций развития трех важней-

ших видов изобразительного искусства Удмуртии: живописи (станковой), скульптуры (станковой, монументальной, мемориальной), графики ( включая основные разновидности станковой - рисунок, акварель, эстамп, а также книжное оформление и плакат). Каждый из этих видов искусства рассматривается во всей его специфике в его основных жанрах, в свойственных ему традициях.

За пределами рассматриваемого в диссертации материала остались другие области художественной культуры Удмуртии 1975-95гг., а также смежные виды искусства, требующие специальных исследований: декоративно-прикладное (как профессиональное, так и народное), дизайн, сценография.

Лишь частично отдельные факты и некоторые вопросы творчества мастеров смежных искусств затрагиваются в диссертации в связи с необходимостью показать генезис ряда явлений живописи, скульптуры, графики или чтобы показать многогранность творчества того или иного художника.

В исследовании на передний план выдвинут углубленный анализ структуры видов и жанров изобразительного искусства. Автор стремится рассмотреть и выяснить не только тематическую направленность творчества художников, богатство их художественного языка, индивидуальных пристрастий и систему подготовки, но и ряд вопросов, непосредственно касающихся искусства художников удмуртской национальности, творчество которых, в целом базируется на особой эстетической платформе, связанной с национальной психологией их творчества, с освоением и изучением исторических традиций, с национальной направленностью творчества, сформировалось сегодня в изобразительном искусстве Удмуртии, как самобытное художественное явление.

Многие страницы настоящей работы построены автором как очерки об отдельных художниках, творчество которых еще не подвергалось детальному изучению, но, вместе с тем, представляет для нас определенный интерес.

Практическая ценность работы.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что выявление и определение особенностей национального своеобразия изобразительного искусства Удмуртии 1975-95 гг. позволяет по-новому взглянуть на пути дальнейшего развития профессионального творчества, его ведущих видов и жанров. В работе сделана попытка выявить отживающие явления, не оправдавшие себя в художественном процессе; в контексте анализа творчества даны практические советы и рекомендации отдельным художникам. Автор акцентирует внимание на тех чертах, особенностях, принципах художественной практики, которые, по его мнению, следует сохранить, развить дальше (об этом подробнее в главах).

На основе выявленных тенденций появляется возможность прогнозировать дальнейшее развитие искусства, наметить ближайшую перспективу, его завтрашнее лицо.

Анализ художественных произведений доказывает, что в рассматриваемый нами период, в основе творчества мастеров лежит изобразительное начало. Образы, как и вся художественная идея произведений, построены на реальных событиях и впечатлениях жизни. Это главная и объединяющая тенденция, существующая в творческой практике мастеров разных поколений.

Вместе с тем, современное состояние изобразительного искусства свидетельствует о том, что сохранение неразрывного движения реалистического пути развития отнюдь не является препятствием для, выражаясь философским языком, "изменчивости постоянства". Это особенно отчетливо проявилось в период деполитизации искусства как в творчестве мастеров старшего, так и младшего поколений, что обнаружило не только существенную разницу их эстетических платформ, но и вскрыло их стремление с новой точки зрения посмотреть на задачи реализма: попытки новыми изобразительными прие-

мами, средствами цвета, новыми композиционными решениями, выразить и передать свои мысли и чувства.

В комплексе с общим анализом изменений, происходящих в изобразительном искусстве республики, в нашем исследовании впервые, предпринята попытка определения особенности национальной художественной школы, сложившейся из взаимообогащения и взаимопроникновения двух художественных культур, выступающих в изобразительном искусстве равными партнерами. В изучении этого вопроса в исследовании отдельной строкой выделяется и впервые в комплексе анализируется искусство художников удмуртской национальности. Влияние на их творчество и, в этом смысле, выявление роли и места национального фактора, включающего в себя традиции и наследие удмуртского народа.

По сути дела, этот вопрос до настоящего времени не находил должного отражения в научных работах, сопряженных с изучением изобразительного искусства Удмуртии. Поэтому сегодня, выяснение происходящих изменений в творческом процессе художников коренной национальности, обусловленных специфическими изменениями в обществе, требуют своего осмысления в искусствоведческом аспекте.

В исследовании этого непростого вопроса мы апеллируем непосредственно к "живому материалу", включающему в себя, прежде всего, анализ работ художников, а также, наши личные беседы с ними. Это позволило более объективно подойти к выяснению природы творчества художников удмуртской национальности и принять во внимание то, что, в целом, их искусство во многом определяется спецификой художественного мышления и выделяется среди других мастеров изобразительного искусства. Это особенно проявилось в 1980-е- 1990-е годы, когда искусство художников в целом направлено к главному руслу - попытке отыскать в своем творчестве новую грань, связанную с представлением о национальной форме искусства.

В определенных случаях, к художникам удмуртской национальности переходит роль лидеров в художественном процессе республики. Если в прошлые годы наблюдалась определенная политизированность в выборе тем, стремление к созданию исторических портретов национальных героев и политических деятелей, связанных со строительством удмуртской государственности, то сегодня на первый план выходит привязанность к фольклорным источникам, романтическим пластам языческого мировосприятия.

В контексте с анализом общего состояния изобразительного искусства, автор исследования стремится дать и творческие портреты наиболее интересных художников, искусство которых ранее не было раскрыто и не подвергалось изучению.

Кроме того, собранный в диссертации обширный фактологический материал может послужить основой для осмысления проблемы взаимовлияния художественных культур Удмуртии и других финно-угорских народов, а также проблемы преемственности народного художественного творчества и профессионального искусства.

Апробация работы.

Основные положения диссертационной работы докладывались на Всероссийской научно-методической конференции "Проблемы гуманитарного образования в высшей профессиональной школе" г.Ижевск, 1997г.; на третьей Российской университетско-академической научно-практической конференции г.Ижевск, 1997 г.; на международной научной конференции "Гуманитарное знание на пороге XXI века" Ижевск, 1997г.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии.

Основное исследование дополнено приложениями:

- Биобиблиографический словарь художников Удмуртии (1975-95 гг.).

- Альбом, включающий в себя 222 репродукции с произведений художников.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», Золотухин, Александр Васильевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В современной культуре Удмуртии изобразительное искусство занимает важное место. Весь путь его развития, хотя и протекал не только по восходящей, тем не менее был достаточно ровным. Процесс формирования, дальнейший рост и становление удмуртского изобразительного искусства на всех этапах времени был сопряжен с закономерностями развития общества - экономической, социальной и культурной жизни автономии.

Еще сравнительно недавно вряд ли можно было вполне уверенно говорить о наличии национального своеобразия в изобразительном искусстве Удмуртии (в полном объеме этого понятия). В рассмотренный нами период эта ситуация решительно изменилась. Об этом свидетельствуют два момента: во-первых, происходит бурный приток новых художников с сильной профессиональной подготовкой, работающих во всех видах и жанрах изобразительного искусства; во-вторых, наблюдается значительное увеличение числа художников - представителей коренной национальности, творчество которых несет в себе мировосприятие и мироощущение удмуртского народа.

Вместе с тем, было бы ошибочным обособлять национальных художников, рассматривая их творчество только по локальным признакам, а их самих как основных "виновников" придания изобразительному искусству Удмуртии национального своеобразия.

Это понятие должно рассматриваться в неразрывной связи разных творческих поколений и индивидуальностей, единство которых и определяет национальное своеобразие искусства.

На разных этапах изобразительное искусство Удмуртии не миновало пути (характерного, впрочем, для многих творческих коллективов), увлечения непосредственным отражением в искусстве типичных образцов этнографических особенностей. В основном, этот этап преодолен.

Современное состояние изобразительного искусства и накопленный опыт всех предшествующих лет, позволяют говорить о сложении в Удмуртии художественной школы, со своими традициями и особенностями.

1. Характерной стороной изобразительного искусства Удмуртии, является разнообразие методов, стилей форм образно - пластических решений, открывающих пути выявления индивидуальности художника.

2. Особое значение принадлежит творческой атмосфере развития удмуртского изобразительного искусства, дающей художникам свободу тематического выбора и индивидуальных художественных пристрастий.

3. Существенным моментом представляется система художественного образования в республике. Большая часть художников во всех областях станкового искусства - представители местной художественной школы.

4. Велика роль русской художественной культуры в изобразительном искусстве Удмуртии, которая явилась не только базой для профессионального мастерства художников, представителей коренной национальности, но и постепенно обусловило формирование национальной художественной школы, с ее яркой художественной самобытностью.

5. Характерной особенностью современного изобразительного искусства Удмуртии, является единство творческих задач художников всех национальностей, живущих на удмуртской земле.

6. В изобразительном искусстве республики был задан ритм освоению национальных художественных традиций и сближению их с реалиями жизни. Творчество большинства художников удмуртской национальности формировалось и развивалось по локальному признаку. Образно-философское мышление этой группы мастеров изобразительного искусства, основанное на национальной духовной культуре, естественным образом наложило отпечаток на их творчество.

Наглядным доказательством этого тезиса служит обращение художников не к темам привнесенным извне, а к исконно народной теме, к фольклорному материалу сопровождаемое богатством стилистических направлений и обновлением выразительных возможностей живописи, скульптуры, графики, что вовсе не означает их национальной замкнутости.

7. Вместе с тем, творчество национальных художников в целом, неоднородно и отличается по своему мироощущению. Это объяснятся тем, что для произведений другой группы национальных художников характерно воздействие русского реалистического искусства - более классические композиционные приемы, упор на психологическую разработку модели, иное колористическое построение работы. Однако различие в манерах и почерках художников, не мешает им в понимании и разрешении одной творческой задачи - попытке отыскать в своем творчестве новую грань, связанную с возрождением культуры, традиций своего народа.

8. Стремление художников к правдивому отображению действительности, сопровождаются индивидуальными художественно-выразительными средствами, из совокупности которых складываются главные составляющие, что определяет своеобразие изобразительного искусства: расширение тематического диапазона и попытка художников ответить на вопросы современности с нравственных позиций, в богатстве пластических приемов и особенностей стилистических решений. В этом и заключается главная особенность и новизна изобразительного искусства Удмуртии двух последних десятилетий.

9. В искусстве живописи поиск национальной формы, осуществляемый художниками, дал немало образцов самобытного искусства. Сходят на нет унифицированные приемы использования традиций живописи. Явно обозначилось стремление художников к более глубокому и серьезному изучению и отражению в работах поэтики народного быта.

- Особая поэтика национальной самобытности характерна для произведений художников коренной национальности, использующих сюжеты и образную систему удмуртского эпоса.

- Национальное мироощущение, связь с народными традициями, глубокое знание фольклора и обычаев, образное и мифологическое мышление удмуртского народа - все это наложило отпечаток на творчество живописцев.

Художники обращаются к национальным истокам, фольклору, религиозно - мифологическому восприятию мира древними удмуртами, - темам, через которые выявляются характерные национальные признаки жизни и культуры удмуртского народа.

- Расширение тематического диапазона творчества художников коренной национальности выявило в области пластическо - выразительных средств две тенденции: примитив и стилизация. Для многих характерны открытые чистые цвета, стремление к разработке принципов "наива", архаической стилизации.

- Черты национального своеобразия проявились и в творчестве художников авангардистского направления, умеющих современным языком, - интерпретируя народные образы, сказать о подлинно духовном.

- Определились черты местной национальной живописной пейзажной школы: а) связь творчества художников с живыми фольклорными традициями; б) пантеизм в понимании изображения природы; в) связь с языческим мироощущением.

10. Заметные изменеия произошли в искусстве графики. При всем разнообразии почерков и манер в удмуртской графике выражены и ее общие черты: лиричность, мягкость, особая поэтическая созерцательность. Большую роль играет изображение природы, растительного и животного мира, несущих в себе познавательное начало и являющихся как бы, неким общим "духом" удмуртского графического искусства. "Скупой" цвет графических листов воссоздает своеобразие их общего строя, связанного с особенностями удмуртского края.

- Характерным для искусства графики является широкий диапазон графических техник и мастерства исполнения.

- Натурные впечатления, а также ассоциативное мышление художников при создании композиций и образов - это еще одна отличительная особенность удмуртской графики, дающая возможность наполнить работы многозначностью содержания.

- Самостоятельным видом, и в этом смысле, своеобразным знаком удмуртской станковой графики, явилось интенсивное развитие акварели, отмеченной общим камерным характером.

- Самобытностью, с присущим оттенком национального своеобразия, выраженного через тематику работ, отмечено развитие искусства книжного знака.

- Существенные позитивные изменения произошли в искусстве книжной графики, своеобразие которой проявилось на новой основе, когда художественное видение через традиционные формы техники, отражают самобытный фольклор удмуртского народа.

- Новые грани творчества, - сюжеты, народное цветосочетание, образная система удмуртского эпоса, характеризующие мировосприятие художников, отличает искусство плаката, окрашенного национальным колоритом.

- В целом, в современной удмуртской графике сочетаются два направления, - использование фольклорно - бытовой тематики со своеобразными стилизаторскими приемами, а также точность и строгость классического изобразительного языка в оформлении сюжетной основы произведения.

11. Говоря о своеобразии удмуртской скульптуры, выделим, в первую очередь, ее лирико - драматический строй. Безусловно, подобную оценку, можно встретить и в искусстве пластики других регионов. Однако в Удмуртии эта характеристика имеет свои особенности.

- Ярче всего черты национального своеобразия проявились в передаче собирательного типа красоты человека, не лишенного, однако, внутренней психологической характеристики, в понимании и трактовке скульптурных форм, стилистике языка, способствующего общей выразительности пластики.

- Для современной скульптуры Удмуртии особенно характерны малые формы, в основном, исполненные в дереве и отличающиеся современной интерпретацией национальных художественных традиций, близостью стилистического языка художников, а также хорошим ощущением материала. Эта общность, придающая особенность деревянной пластике, заключена и в применении легкой декоративной раскраски, как бы говорящей о цельности мировосприятия скульпторов и поисках национальной самобытности.

12. К настоящему времени профессиональное станковое изобразительное искусство республики пристально изучается. Выявлены его основные этапы развития в конкретный период, определена специфика его видов и жанров, собран большой фактический материал, в научный оборот введены многие имена художников. В совокупности, вся литература об изобразительном искусстве, думается, дает возможность составить представление о его месте и роли в культурной жизни республики.

13. Вместе с тем, к настоящему времени нет серьезных научных исследований, касающихся взаимосвязи и влияния народного художественного творчества на профессиональное искусство. Взгляды исследователей могли бы быть обращены на то, какое влияние оказывают народные образы и представления, условная символика, специфика изобразительного языка и цветовая система на творчество профессиональных художников. Сопоставление современных художественных произведений с данными этнографии, народного творчества и археологии, позволило бы выявить корни и истоки формирования удмуртского изобразительного искусства в системе художественной культуры финно-угорских народов.

14. Другим вопросом, который заслуживает внимания будущих исследований, является творчество самодеятельных художников, в котором национальное начало обнаруживается с большей четкостью и ясностью, нежели в работах профессиональных художников. Точки соприкосновения и отличительные особенности, взаимовлияние и пути взаимодействия самодеятельного и профессионального искусства - вот те аспекты, которые могли бы быть рассмотрены в последующих научных трудах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Золотухин, Александр Васильевич, 1998 год

Список использованных источников.

1. Лебедев В.В. Вятские записки. - Киров, 1957. - с.78-79.

2. Поляк А.И. К вопросу о становлении форм общественного сознания малых народов (на анализе изобразительного искусства советской Удмуртии). // Вопросы исторического материализма и критика некоторых концепций буржуазной социологии. - М.: Издательство МГУ, 1969,- с.224-240.

3. Поляк А.И. Живопись Советской Удмуртии // Искусство. -1970.-Ы 12. - с. 12-16.

4. Поляк А.И. Художники Удмуртии,- Ижевск: Удмуртия, 1970- 78 с.

5. Поляк А.И. Искусство Удмуртского края Дружба народов. - 1971.-К 8- с.193-195.

6. ВансловВ.В. Единое многонациональное // Художник.-1971.-Ы 10. с.2-15.

7. Язынин И. Слово о выставке // Художник,- 1971.-К 10.-с. 19-21.

8. Ванслов В.В. Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. - Л.: Художник РСФСР, 1973,- с. 13.

9. Крюкова Т А. Удмуртское народное изобразительное искусство. - Ижевск-Ленинград, 1973,- 159 с.

10. Павлов П. Выставка произведений художников автономных республик РСФСР // Прогресс художественных культур Российской Федерации.-М.:Советский художник, -1974.с. 154-171.

11. Виноградов С.Н. Удмуртская одежда.-Ижевск, 1974.-с.З.

12. Поляк А.И. Изобразительное искусство Удмуртии // Биобиблиографический справочник - Ижевск. Удмуртия, 1974 - 176 с.

13. Шумилов Е.Ф. Военно- патриотическая тема в творчестве удмуртских художников //Искусство Удмуртии.-Ижевск, 1975.-с.71-85.

14. Поляк А.И. Зарождение профессионального изобразительного искусства Удмуртии // Искусство Удмуртии. - Ижевск, 1975.-c.5-18.

15. Поляк А.И. Художники Удмуртии - Л.: Художник РСФСР, 1976,- 211 с.

16. Поляк А.И. Современность в творчестве молодых художников Удмуртии // Вопросы искусства Удмуртии.-Ижевск, 1976.-с.68-81.

17. Поляк А.И. Образ современника в творчестве удмуртских художников // Искус-ctbo.-1976.-N 12.-с.23-28.

18. Поляк А.И. Исследования изобразительного искусства Удмуртии // Изучение искусства Удмуртии.-Ижевск, 1977.-с.21-35.

19. Лебедева Т А. Молодые на зональных смотрах. В.Олюшин // Художник.-1976,-N 1.-е.33.

20. Лебедева Т.А. Молодые на зональных смотрах. П.Елкин // Художник,-1976^ 1.-С.ЗЗ-34.

21. Лебедева Т.А. Поиски своего пути. Б.Постников / Художник.-1976.-N6.-0.30-31.

22. Карпов В. Встреча на проселке - М.: Молодая гвардия, 1976.-с.79-82.

23. Розенберг Н.А. Развитие удмуртской графики.-Ижевск, 1977.-с.35.

24. Червонная С.М. Живопись автономных республик РСФСР (1917-1977). -М. Искусство, 1978.-с. 64-72.

25. Королева Н.С. Удмуртская вышивка Х1Х-ХХ вв. // Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. - Ижевск,1979. - с.28,36.

26. Шумилов Е.Ф. Образ Удмуртии в живописи А.П.Холмогорова // Проблемы развития профессионального и народного искусства Удмуртии. - Ижевск,1979.-с.3-27.

27. Тимашевич А С. Выставка произведений художников РСФСР. 60 лет Великого Октября. - Л.: Художник РСФСР, 1979. -с.7-10.

28. Ткачев А.П. П.В.Елкин // Каталог. - М., 1980.-.22 с.

29. Шумилов Е.Ф. Живопись родникового края. Судьба республики-судьба народа // Статьи и очерки, посвященные 60-летию Удмуртской АССР. - Ижевск, 1980.-С.268-274.

30. Куликов К.И. Напутствие. Судьба республики - судьба народа // Статьи и очерки, посвященные 60-летию Удмуртской АССР.-Ижевск,1980.-с.275-287.

31. Шумилов Е.Ф. Художники Удмуртии // Писатели, художники, композиторы Удмуртии. -Ижевск, 1981. -с. 107-175.

32. Акимова Л. Шестая выставка. "Советская Россия" //Искусство-1981.-N3-0.10-11.

33. Матвеева Т.А. Художник Н. А.Косолапов,- Ижевск,1982,- 64 с.

34. Шумилов Е.Ф. О людях земли удмуртской. // Искусство.-1982.-N5.-с.28-32.

35. Червонная С.М. Единое многонациональное // Художник.-1982-!Ч 1.-е.2-15.

36. Поляк А.И. Скульпторы Удмуртии. - Ижевск, 1982,- 63 с.

37. Сысоев В.П. Молодые советские художники. - М.: Изобразительное искусство, 1982. -с.13.

38. Филковская В.С. Очерк жизни и творчества заслуженного деятеля искусств УАССР художника И.М.Ходырева // Каталог выставки.-Ижевск, 1982,- 30 с.

39. Костина Е. Искусство автономных республик и областей. - М., 1977 (история искусства народов СССР) т.8,- с.149-150.

40. Червонная С.М. Искусство автономных республик, областей и округов РСФСР. - М., 1982 (история искусства народов СССР) т.9. кн.1. - с.186-189.

41. Ермолова Н.Ю. Художники братья Сведомские // Поиски, исследования, открытия. -Ижевск, 1984. -с. 128-132.

42. Филковская B.C. Чтобы ..."строить большое искусство Удмуртии" // Поиски, исследования, открытия, - Ижевск, 1984 - с. 122-127.

43. Поляк А.И. Творчество П.С.Семенова. - Ижевск, 1984. - 76 с.

44. Розенберг H.A. Менсадык Гарипов // Советская графика. - М.: Советский художник, 1985.-С.85-89.

45. Шумилов Е.Ф. История искусства Удмуртии // События, мастера, памятники. -Устинов, 1986,- 142 с.

46. Популярная художественная энциклопедия, т.2. М.: Советская энциклопедия, 1986.-c.315.

47. Искусство Советской Удмуртии. -Киев: издательство "Реклама" ,1987,- 40 с.

48. Елкин П.В. Портреты друзей // Очерки. - Ижевск, 1987. - с.303-307.

49. Емшанова H.A. Скульпторы Удмуртии // Каталог. - Ижевск, 1988. - 24 с.

50. Лебедева Т.А. Творчество, отданное людям//Художник. - 1988. -N 1.-е.7-14.

51. Поляк А.И. История остается с нами // Альбом репродукций произведений художников Удмуртии. - Ижевск, 1988. - 116 с.

52. Шумилов Е.Ф.Алексей Павлович Холмогоров.-Л.Художник РСФСР, 1988-144 с.

53. Карпов В.Ф. Алексей Павлович Холмогоров (1925-1987). - М.: Советский художник, 1988. - 43 с.

54. Червонная С.М. "... Там вековая тишина ?" О современном искусстве Российской Федерации // Искусство. - 1988. - N 7. - с.6-14,

55. Поляк А.И. Петр Васильевич Елкин. - Л.: Художник РСФСР, 1990 - 71 с.

56. Мнения и споры // Художник. - 1990. - N1. с.27-47.

57. Червонная С.М. Искусство российских автономий//Искусство.-1990-Ш-с. 11-16.

58. Перфильев В. Размышление о скульптуре России //Искусство.-1990-N2. с. 17-21.

59. Союз художников Удмуртии // Каталог. - Ижевск, 1990,- 67 с.

60. ВладыкинВ.Е. ХристолюбоваЛ.С. Этнография удмуртов-Ижевск, 1991с121-127.

61. Калашников В. О критериях современности // Художник. -1991. - N12. с.6-13.

62. Гартиг В.О. Историко-революционная тема в произведениях художников Удмуртии // Удмуртия: новые исследования. - Ижевск, 1991. - с. 105-111.

63. Наймушина Е.И. История создания памятника И.Д.Пастухову скульптором ИС.Ефимовым//Удмуртия: новые исследования. - Ижевск, 1991.-е. 112-123.

64. Емшанова H.A. Экспозиционно-выставочная работа музея изобразительных искусств УАССР // Удмуртия: новые исследования. - Ижевск, 1991. - с. 21.25.

65. Бакулевский А. Графика волгарей // Художник. - 1993. - N2. - с. 18-20.

66. Владыкин В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. - Ижевск, 1994. -с.34.63.

67. Емшанова H.A. Выпускники худграфа - художники - станковисты // Вестник удмуртского университета.- Ижевск, 1994.-N5. - с. 175-180.

68. Ключевская Е.П. Казанские историко-культурные и художественные традиции, как фактор взаимодействия национальных художественных культур среднего Поволжья и Приуралья // Традиционная материальная культура и искусство народов Урала и Поволжья. - Ижевск,издательство удмуртского университета, 1995. с. 116-128.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.