Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат искусствоведения Шелудякова, Юлия Васильевна

  • Шелудякова, Юлия Васильевна
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2008, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 244
Шелудякова, Юлия Васильевна. Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Тамбов. 2008. 244 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шелудякова, Юлия Васильевна

Введение.

Глава I. Флейта в контексте инструментального стиля эпохи барокко

1. Инструментальная музыка эпохи барокко.

2. Разновидности и конструкция флейты в эпоху барокко.

3. Флейтовое исполнительство и педагогика.

Глава II. Национальные стили во флейтовой музыке.

1. Итальянский флейтовый стиль.

2. Французский флейтовый стиль.

3. Немецкий флейтовый стил ь.

Глава Ш. Исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко.

1. Артикуляция и динамика.

2. Темп и ритм.

3. Свободная орнаментика.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальные стили и исполнительские традиции флейтовой музыки эпохи барокко»

Проблема и тема исследования.

Значительный интерес к старинной музыке, который появился во второй половине XX столетия сначала в Европе и Америке, а затем в России, в немалой степени обусловленный установками неоклассицизма и реакцией на музыкальный авангард, повлек за собой появление многочисленных ансамблей, камерных оркестров и солистов, специализирующихся на исполнении старинной музыки, в частности, музыки эпохи барокко с участием флейты, и поставил целый ряд проблем, связанных с ее исполнением.

Обращение к музыке ранних эпох выявило важность не просто грамотной и адекватной в стилевом отношении интерпретации, но исторической достоверности, в связи с чем сформировалось понятие «аутентичное исполнительство». Временной разрыв между барокко и современностью, открытие скрытой содержательности музыки данной эпохи вызвали неподдельный интерес исполнителей к утраченным традициям и стремление к их возрождению. За рубежом этот процесс происходил достаточно быстро и естественно, так как там бережно сохранялось историко-культурное наследие: архитектурные строения со своей специфической акустикой, нотные рукописи и трактаты, старинные инструменты, традиции инструментальных и вокальных школ; изучение исполнительского стиля эпохи барокко стало одним из разделов обучения инструменталистов и вокалистов.

Аутентичное движение в России стало актуальным только в последние десятилетия. Начали появляться ансамбли, в которых используются старинные инструменты (копии), проводятся фестивали старинной музыки («Early-music»; «Московское действо», «Антиквариум»), пользующиеся неизменным успехом у публики. Проблему недостатка специалистов, способных обучать адекватному исполнению барочной музыки, отчасти решают факультет исторического и современного исполнительского искусства Московской консерватории, Академия старинной музыки и Школа старинной музыки в Санкт-Петербурге, мастер-классы в рамках различных фестивалей.

В то же время обучение флейтиста во многих российских музыкальных вузах упускает проблему постижения исполнительского стиля не только эпохи барокко, обладающей наибольшей характерностью, но и других стилей. Предмет «История исполнительства на духовых инструментах» носит обзорный характер, в учебных планах по специальности стилистический аспект практически не учитывается. Кроме того, в отечественном музыкознании отсутствуют труды, целостно рассматривающие вопросы стиля исполнения флейтовой музыки барокко. Сведения об исполнительских традициях барокко, необходимые для адекватной интерпретации флейтовых произведений, приходится черпать из работ о клавирной музыке. Этим определяется актуальность исследования, рассматривающего флейту в контексте стиля барокко: конструкцию и разновидности инструмента, педагогические принципы, репертуар, исполнительские традиции.

Степень научной разработанности проблемы

Сведения о барочном исполнительстве на духовых инструментах, в частности на флейте, в весьма ограниченном объеме содержатся в книгах по истории духового исполнительства С. Я. Левина «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры» [77] и Ю.А. Усова «История исполнительства на духовых инструментах» [132], в краткой монографии Б. Тризно «Флейта» [130], в книге В.В. Березина «Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма» [8]. Флейтовой педагогике посвящены две статьи В.П. Качмар-чика «Флейтовая артикуляция эпохи барокко» [51] и «Орнаментика И. Кван-ца» [50]. Существуют выполненные в разное время переводы фрагментов трактата И.И. Кванца «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» в книге «Дирижерское исполнительство» [53], журналах «Старинная музыка» [54], «Музыкальная академия» [52], главы трактата представлены в статье С.В. Грохотова «И.И. Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве» [28]. Но переводы практически исключают «флейтовые» главы.

Более плодотворно исследователи барочной музыки работают в области общих вопросов стиля барокко, исполнительства на клавишных и в меньшей мере струнных инструментах. Проблемы исполнения, затрагиваемые в этих трудах, являются общими для эпохи барокко и могут быть применены к флейтовому исполнительству. Важную роль в формировании научной базы и культуры исполнения барочной музыки в России играют журнал «Старинная музыка», освещающий на своих страницах широкий круг вопросов, Санкт-Петербургское издательство «EARLYMUSIC», предпринявшее издание ряда барочных трактатов в русском переводе, факультет исторического и современного исполнительства при МГК им. П.И. Чайковского (преподаватели барочной флейты: О. Худяков и О. Ивушейкова).

В зарубежной научной литературе флейтовая музыка барокко освещается более широко. Барочной флейте посвящены главы книги А. Пауэлла «Флейта» [197], исследования барочной флейтовой музыки предпринимались немецким музыковедом Х.-П. Шмитцем [206, 207]. Английский перевод трактата И.И. Кванца и статьи о нем принадлежат Э. Рейли [202, 204], в 1990-е годы изданы книги о продольной флейте Р. Грисома и Д. Лазоки [178], а также книга Дж. Солама «Ранняя флейта» [208], в которой рассматривается строение флейты от Ренессанса до классики, техника игры и репертуар, даются советы исполнителям. Немало публикаций, посвященных барочной флейте, содержится в изданиях англоязычного журнала «Early Music» [174, 187, 190, 199, ^ 209, 212]. Обширные и ценные сведения о барочном исполнительстве с нотными примерами можно почерпнуть из трудов Р. Донингтона [170], А. Ныомана [193] и др.

Таким образом, если зарубежное музыкознание достаточно полно освещает вопросы флейтового барочного исполнительства, то в отечественной научной литературе отсутствует исследование, целостно рассматривающее флейтовый исполнительский стиль эпохи барокко.

Объект исследования — флейтовое искусство эпохи барокко в странах Западной Европы (Франция, Италия, Германия).

Предмет исследования — типологические черты барочного исполнительства на флейте, включающие разновидности и конструкцию инструмента, тембровые особенности, репертуар, исполнительские традиции, определяющие адекватную интерпретацию флейтовой музыки.

Цель исследования — выявление инвариантных стилевых черт флейтовой музыки барокко, необходимых для ее адекватной интерпретации.

Задачи исследования:

• раскрыть основные стилевые особенности инструментальной музыки барокко;

• рассмотреть разновидности и конструкцию флейты в эпоху барокко и ее художественно-выразительные возможности;

• проследить пути формирования флейтовой педагогики;

• проанализировать флейтовый репертуар с точки зрения национальных стилей;

• охарактеризовать исполнительские традиции барочной музыки для флейты;

• выявить особенности барочного флейтового исполнительского стиля в современной теории и практике исполнительства.

Гипотеза: художественно полноценная, адекватная интерпретация произведений для флейты эпохи барокко возможна при условии постижения стилевых особенностей музыки барокко вообще и выявлении инвариантных черт флейтового искусства, в частности.

Стилистически выверенный подход к исполнению музыки барокко открывает пути к верной интерпретации музыки и последующих эпох, способствуя формированию универсальной исполнительской модели.

Положения, выносимые на защиту:

• флейтовая музыка барокко, развиваясь в русле общих для эпохи тенденций, обладает инвариантными чертами, которые обусловлены конструкцией инструмента, его тембровыми особенностями, спецификой звукоизвлечения, сферой применения, характерными жанрами;

• современная практика исполнительства, традиционно базирующаяся на классической и романтической музыке, не адекватна барочной интерпретации флейтовой музыки, которая требует аутентичного метода в полной мере (старинный инструментарий и исполнительские традиции), либо частично (только исполнительские традиции);

• выверенный стилевой подход к исполнению флейтовой музыки барокко открывает путь к художественно полноценной интерпретации музыки и других эпох, способствуя формированию универсальной исполнительской модели.

Методологическую основу исследования составили основные положения отечественного и зарубежного музыкознания: теория стиля и жанра (Е.В. Назайкинский [100], М.К.Михайлов [97], С.С. Скребков [123], В.А. Цуккерман [144]), барочная музыкальная эстетика (М.Н. Лобанова [83], В.П. Шестаков [152], С.Маркус [90], О.И.Захарова [42], В.Д. Конен [58]), история исполнительства на духовых инструментах (С.Я. Левин [77], Ю.А. Усов [132], В.В; Березин [8]), форма музыкальных произведений (Л.А. Мазель [87], В.Н. Холопова [140], Т.С. Кюрегян [75]), теория исполнительства (Н.П. Корыхалова [61], В.Н. Холопова [138], О.Ф. Шульпяков [156]), старинные трактаты (С. Ганасси [176], С. Вирдунг [22], К.Ф.Э. Бах [6], И.И. Кванц [201, 202], Ф. Куперен [71], Ж. Оттетер [183, 184]), труды по барочному исполнительству (Н.А. Копчевский [59], Э. Бодки [12], А. Ньюман [193], Р. Донингтон [170], Н. Арнонкур [2]).

Методы исследования. В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы. Теоретические методы включали в себя анализ, синтез и обобщение исторической, педагогической, методической, искусствоведческой литературы. Эмпирические методы включали анализ музыкальных произведений для флейты и их исполнительских интерпретаций.

Научная новизна исследования заключается в целостном охвате проблемы исполнения флейтовой музыки барокко: в в диссертации рассматриваются особенности флейтовой музыки в контексте общих стилистических тенденций эпохи барокко. Флейтовая музыка предстает как одна из отраслей инструментальной музыки барокко, вобравшая в себя общие принципы инструментального стиля; © флейтовая музыка анализируется с точки зрения национальных стилевых особенностей как композиторских, так и исполнительских; • флейтовое искусство исследуется с позиции традиций барочного исполнительства, особенностей средств музыкальной выразительности (темп и ритм, динамика, артикуляция, украшения); ® в рамках теории исполнительства выявляются отличительные черты исполнительского стиля эпохи барокко, его импровизационная составляющая. Подчеркивается невозможность традиционного подхода к исполнению флейтовой музыки барокко в рамках устоявшейся интерпретационной системы. Рассматриваются вопросы аутентичного стиля исполнения барочной музыки. Акцентируется проблема стилистически верного исполнения не только на аутентичных, но и на современных инструментах.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлены инвариантные черты флейтовой музыки барокко, необходимые для ее адекватной интерпретации. Открыты возможности для дальнейших научных разработок проблемы исполнительского стиля в определенный исторический период.

Практическое значение полученных результатов состоит в том, что материал исследования можно использовать на занятиях по специальности, в факультативных курсах по барочному исполнительству и ансамблю старинных инструментов, в курсах лекций по истории исполнительства и методике обучения игре на духовых инструментах.

Достоверность исследования определяется применением системного подхода, обеспечившего комплексное и всестороннее рассмотрение исследуемого явления, обращением к широкому кругу научно-литературных источников, документально-фактологического материала и теоретических наблюдений, соответствием методов исследования его задачам и специфике флейтового искусства эпохи барокко, подтверждением правомерности выводов.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения материалов диссертации на заседаниях кафедры духовых инструментов, кафедры истории и теории музыки Тамбовского государственного музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова; в докладах на международных и всероссийских конференциях (Тамбов 2005, 2006, 2007; Саратов 2005, 2006; Красноярск 2006), интернет-конференциях (Тамбов 2005, 2006); в ходе чтения лекций по курсу «История исполнительства на духовых инструментах»; посредством публикации статей по теме исследования, в исполнительской практике.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Музыкальное искусство», Шелудякова, Юлия Васильевна

Флейтовая музыка в эпоху барокко развивалась в русле общих для ин струментальной музыки тенденций. Особенностью флейтовой музыки явля ется связь со словом, вокальными жанрами, музыкальной риторикой, теорией аффектов. Становление жанров флейтовой музыки происходит в тесной свя зи с развитием исполнительства и бытового музицирования. Важнейшим фактором развития флейтового искусства является осознание выразительного значения тембра инструмента, обладающего определенной семантикой.Инвариантные черты флейтовой музыки обусловлены конструкцией инструмента, его тембром, спецификой звукоизвлечения, сферой применения (характерными жанрами), национальными стилевыми особенностями, свя занными с более или менее углубленной образной трактовкой флейты, боль шей или меньшей виртуозностью инструмента, различием в использовании средств музыкальной выразительности.Существовавшие в эпоху барокко два типа флейт — продольные и по перечные — оказали влияние на становление флейтового исполнительского стиля. Продольная флейта имела «приемлемую» конструкцию, методиче скую базу и обширную сферу применения еще в эпоху Возрождения, попе речная флейта как инструмент, обладающий индивидуальной спецификой, окончательно сформировалась только в конце XVII - начале XVIII веках.Эволюция поперечной флейты от Zwerchpfeijf {Schweitzer Pfeiffen, Schweit-

zerpfeife) к flauto traverse (flute traversiere, Querflotten, flute allemange), со вершенствование конструкции последней привели к улучшению звуковых и технологических качеств инструмента. Следствием этого стала популяриза ция одноклапанной поперечной флейты, стремительное развитие ее образных и виртуозных возможностей.В ходе исследования были выявлены национальные стилевые особен ности флейтовой музыки Италии, Франции, Германии.Для флейтовой музыки Италии характерно обращение к жанрам цер ковной сонаты и сольного концерта, связь со скрипичным искусством и оперным тематизмом, виртуозность, моторность, вокализация медленных частей, лаконичность и стройность формы, яркость и рельефность музыкаль ных образов, использование среднего и высокого флейтового регистра (со прано), применение свободной орнаментики.Французской флейтовой музыке свойственно стремление к портретиза ции, конкретности, картинности, трактовка тембра флейты как носителя ме ланхоличных, жалобно-лиричных, изысканно-грациозных образов; тяготение к жанру сюиты; насыщенность мелкими украшениями, прихотливый и раз нообразный ритм, обилие нисходящих мелодических ходов, задержаний.Соединение французской и итальянской традиции во флейтовой музы ке Германии неоднозначно проявилось в творчестве различных композито ров. Немецкой флейтовой музыке свойственны такие черты, как более углуб ленная и многообразная трактовка флейтового тембра, предельная вырази тельность интонаций, фразы длинного дыхания, продолжительность мелоди ческой линии (И.С. Бах, Телеман) или короткие рельефные фразы в медлен ных частях (Ф.Э. Бах), жанровость (Телеман) или обобщенность тематизма в быстрых частях (И.С. Бах), ритмическая прихотливость (Телеман, Ф.Э. Бах) или однородность (И.С. Бах), склонность к французской орнаментике. Не мецкой флейтовой музыке свойственно также большое разнообразие в ис пользовании тональностей, применение всего флейтового диапазона.Для достижения художественно полноценной интерпретации флейто вой барочной музыки необходимо погружение в традиции барочного испол нительства, достаточно полно отраженные в педагогических трактатах для поперечной флейты и в работах для других инструментов.Стилистически выверенный подход к исполнению флейтовой барочной музыки, основанный на целостном охвате доступных исторических реалий, является наиболее адекватным и перспективным в современной практике. На этой основе может сформироваться универсальная исполнительская модель, которая представляет собой процесс осмысления и звукового воплощения культурно-исторической целостности любой эпохи и открывает возможности для дальнейших научных разработок проблемы исполнительского стиля в определенный исторический период.Дальнейшие исследования в этом направлении требуют выявления стилевых черт флейтовой музыки классицизма и романтизма, многочислен ных направлений XX столетия, в музыкальной культуре которого трактовка флейты весьма многозначна. Особого внимания с точки зрения данного ис следования заслуживают явления, связанные с барочными моделями в ком позициях для флейты XX века.Основной целью последующих разработок становится формирование универсальной исполнительской модели, компонентами которой являются общеэстетические и исполнительские идеи определенной эпохи, националь ные исполнительские традиции, а также традиции локальных школ и направ лений, исполнительская трактовка музыкальных жанров, музыкальных форм и конкретных произведений. Кроме того, в понятие универсальной исполни тельской модели входит специфика флейтового исполнительского стиля, включающая как общие закономерности инструментального стиля эпохи, так и инвариантные черты, обусловленные конструкцией инструмента, особен ностями звукоизвлечения, характерной образной сферой.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шелудякова, Юлия Васильевна, 2008 год

1. Абызова Е. Некоторые вопросы тематизма и формы скрипичных концертов И. Баха Е. Абызова Вопросы теории музыки. М., 1975. Вып. 3. С 237-271.

2. Арнонкур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди: пер. с нем Н. Арнонкур. М.: Издат. дом «Классика-ХХ1», 2005. 280 с.

3. Асафьев Б.В. Книга о Стравинском Б.В. Асафьев. Л.: Музыка, 1977. 2 8 0 с.

4. Бадура-Скода Е. «Интерпретация Моцарта» Е. и П. Бадура- Скода.— М.: Музыка, 1972. 373 с.

5. Барсова И.А. Очерки по истории партитурной нотации (XVI первая половина XVIII века) И.А. Барсова. М., 1997. 571с. 6. Бах К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн. первая К.Ф.Э. Бах; пер. и коммент. Е. Юшкевич. СПб.: «EARLYMUSIC», 2005.—169 с.

6. Бейшлаг А. Орнаментика в музыке А. Бейшлаг; пер. с нем. 3. Ви- зеля; ред., коммент. и послесл. Н. Копчевского. М.: Музыка, 1978. 320 с.

7. Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма В.В. Березин. М., 2000. 388 с. 9. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1772 _г._по Бельгии, Австрии, Чехии, Германии и Голландии: (пер. с англ.) Ч. Бёрни. Б. м.: Гос. муз. изд-во, 1967. 291 с. 10. Бёрни Ч. Музыкальные путешествия. Дневник путешествия 1770 г. по Франции и Италии: (пер. с англ.) Ч. Бёрни. Б. м.: Гос. муз. изд-во, 1961. 2 0 4 с.

8. Берченко Р. В поисках утраченного смысла. Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире» Р. Берченко. М.: «Классика-ХХ1»,

9. Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С. Баха Э. Бодки. М 1993. 338 с.

10. Боссан Ф. Людовик XIV, король артист Ф. Боссан.— М.: Аграф, 2002. 272 с.

11. Бочаров Ю. Забытый классик XVIII века: (Биогр. этюд [о И. А. Хассе]) Ю.С. Бочаров Старин, музыка. 1999. 1. 10-13.

12. Бочаров Ю. Многоликий термин Ю.С. Бочаров Старин, музыка.—2004.—№1-2. 11-13.

13. Бочаров Ю. Французская увертюра в музыке барокко Ю.С. Бочаров. М.: Преет, 1998. 148 с.

14. Браудо И. Артикуляция. О произношении мелодии И. Браудо. Л.:Музгиз, 1961.—198 с.

15. Булучевский Ю. Старинная музыка: словарь Ю. Булучевский, В. Фомин. М.: Музыка, 1996. 224 с.

16. Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец: учеб. пособие М.В. Васильева-Рождественская. М.: Изд-во «ГИТИС», 2005. 378 с.

17. Ветхова А. Вечера старинной музыки А. Ветхова Муз. жизнь. 1997.-N 9.-С. 13-14.

18. Ветхова А. Ностальгия по будущему: интервью с клавесинисткой О. Филипповой А. Ветхова Культура. 2001. 17-23 мая (№17-18)

19. Вирдунг Трактат о музыке Вирдунг; пер. и коммент. М. Толстоборовой. СПб.: «EARLYMUSIC», 2004. 147 с.

20. Власова Н. Об интерпретации некоторых барочных первоисточников у Д. Шнебеля и М. Кагеля Н. Власова Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 183-192: нот. (Научные труды Московской государст21. Гирфанова М. Учение о такте Михаэля Преториуса М. ГирфаВсеобщая история искусства. Т. 4. М.: Искусство, 1963. нова Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 78-91. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

22. Глазунов А. Интерпретация скрипичной музыки барокко: Традиции и современные тенденции А. Глазунов Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 193-206. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

23. Гордеевцева А. Проблема артикуляции музыки эпохи барокко: Новое прочтение клавирных сочинений И.С. Баха А. Гордеевцева Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности: материалы 1-й Междунар. межвуз. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 29-31 марта 2001 г. Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. Р.В. Панкевич. Екатеринбург, 2001.-Т. 2. С 34-37.

24. Грохотов С В И.И. Кванц о свободном варьировании в исполнительском искусстве С В Грохотов Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М., 2003. С 148-180. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 37).

25. Губер Р.И. История музыкальной культуры: в 2-х т. Т.2, ч. 1 Р.И. Губер. М.: Музыка, 1953. 412с.

26. Давыдов В.П. Гобой в инструментальной музыке XVIII века: ав- тореф. дис. на канд. искусствоведения В.П. Давыдов. М., 1984. 23 с.

27. Давыдова В.П. «Флейта-человек», «человек-флейта»: музыкально-поэтический образ искусства XX века В.П. Давыдова Музыковедение.

28. Давыдова В.П. Музыка для флейты в творчестве русских композиторов второй половины XX века (на примере жанра концерта и сонаты): автореф. дис. на канд. искусствоведения В.П. Давыдова. Ростов н/Д, 2007. 2 6 с.

29. Давыдова В.П. Образ флейты: поэтические вариации В.П. Давыдова Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. IV междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Тамбов, 2008. Ч. 1. 7779.

30. Дальхауз К. Интерпретация и практика исполнения К. Дальхауз; пер. О.В. Лосевой Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М., 2003. 234-235. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 37).

31. Демченко А.И. История мировой художественной культуры: крат, курс. Вып.

32. Эпоха барокко: Вторая половина XVI первая половина XVIII вв.: учеб. пособие А.И. Демченко. Тамбов: Тамб. гос. муз.-пед. ин-т им. В. Рахманинова, 2002. 70 с.

33. Демченко А.И. Картина мира в музыкальном искусстве России начала XX века: исследование А.И. Демченко. М.: Издат. Дом «Композитор», 2006. 264 с.

34. Друскин М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI XVIII веков М. Друскин. Л., 1960. 284 с. 38. 383 с.

35. Евдокимова Ю.К. Становление сонатной формы в предклассичеДрускин М.С. Иоганн Себастьян Бах М.С. Друскин. М., 1982. скую эпоху Ю.К. Евдокимова Вопросы музыкальной формы. М.: Музыка, 1972. Вып. 2. 98-138.

36. Епишин А. Исполнительские метаморфозы трио-сонаты А.

37. Захарова О. Риторика и западноевропейская музыка XVII первой половины XVIII века: принципы, приемы О. Захарова. М.: Музыка, 1983. 7 7 с.

38. Зейфас Н. Concerto grosso в творчестве Генделя Н. Зейфас Вопросы теории и эстетики музыки. М.: Музыка, 1973. Вып. 12. 117152.

39. Зейфас Н. Иоганн Маттезон Н. Зейфас Советская музыка. 1982.—№2. С 91-98.

40. Зейфас Н. На телемановских торжествах Н. Зейфас Советская музыка.-1981.-№8. С 110-117.

41. Зенаишвили Т. Артикуляция в органных сочинениях Иоганна Па- хельбеля Т. Зенаишвили Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 92-99: нот. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

42. Кажарская Ю. Стиль клавирных произведений А. Солера в контексте испанской культуры XVIII века Ю. Кажарская Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 36-52: нот. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

43. Каткус Д. Нас многое объединяет Д. Каткус Музыкальная академия —2000. 3 С 179-182.

44. Катунян М.И. Импровизация на основе basso continuo М.И. Кату нян Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполне45. Качмарчик В.П. Орнаментика И. Кванца В.П. Качмарчик //Музыковедение. 2006. №1. 30 36.

46. Качмарчик В.П. Флейтовая артикуляция эпохи барокко В.П. Качмарчик Старинная музыка. 2005. 3-4. 17-22.

47. Кванц И.И. Из трактата «Искусство игры на флейте» (1752): Из гл. XIV. Как исполнять Adagio. Из гл. XVIII. Как судить о музыке и музыканте И.И. Кванц Музыкальная академия 1999. 3. 160.

48. Кванц И.И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте И.И. Кванц Дирижерское исполнительство пер. И. Шрайбера, Н. Кравец. М., 1975.-С. 10-63.

49. Кванц И.И. Опыт наставления по игре на поперечной флейте И.И. Кванц Старинная музыка. 1999. 3. 25 26.

50. Кириченко П.В. Семантические аспекты работы исполнителя с музыкальным текстом (на примере клавирных произведений XVII-XVIII вв.): автореф. дис. на канд. искусствоведения П.В. Кириченко. Магнитогорск, 2002.—23 с.

51. Кокорева Л. Когда в интонации сконцентрирована мысль...: (Михаил Плетнев играет Баха и Скарлатти) Л. Кокорева Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 173-182. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 32).

52. Конен В.Д. Клаудио Монтеверди В.Д. Конен. М.: «Совет, композитор», 1971. 323 с.

53. Конен В.Д. Театр и симфония (роль оперы в формировании классической симфонии) В.Д. Конен. М.: Музыка, 1974. 376 с.

54. Копчевский Н.А. Клавирная музыка: вопросы исполнения Н.А. Копчевский. М.: Музыка, 1986. 96 с.

55. Корсунская «Флейтист на троне». О музыкальной деятельности короля Пруссии Фридриха II Великого Корсунская Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция: материалы науч.-практ. конф. М., 1999. С 166-175.

56. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки Н.П. Корыхалова. Л.: Музыка, 1979. —208 с.

57. Красноскулов А. Практика моделирования барочной клавирной фактуры (современный взгляд) А. Красноскулов Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 346-356.

58. Кривицкая Е.Д. Апофеоз Корелли Е.Д. Кривицкая Старинная музыка. 2002. №1.

59. Кривицкая Е.Д. О некоторых аспектах французской ладовой теории XVII века Е.Д. Кривицкая Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М., 2003. 90 -104. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 37).

60. Кройц А. Орнаментика в клавирных произведениях И.С. Баха А. Кройц Орнаментика в музыке А. Бейшлаг. М.: Музыка, 1978. 311318.

61. Круглова Е.В. Некоторые проблемы интерпретации вокальной музыки эпохи барокко Е.В. Круглова Старинная музыка. 2003. 4. 11-16.

62. Круглова Е.В. Традиции барочного вокального искусства и современное исполнительство (на примере сочинений Г.Ф. Генделя): автореф. дис. на канд. искусствоведения Е.В. Круглова. Ростов н/Д, 2007. 26 с.

63. Кудряшов А. "Хорошо темперированный клавир" И.С. Баха в исполнительских интерпретациях середины и второй половины XIX века А. Кудряшов Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 152-172: нот.

64. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII-XX вв.: учеб. пособие А.Ю. Кудряшов. СПб.: Изд-во «Лань», 2006. 432 с.

65. Кузнецова Н.М. Творческое взаимодействие исполнителя с музыкальным текстом (на примере инструктивных сочинений И.С. Баха для клавира): автореф. дис. на канд. искусствоведения Н.М. Кузнецова. Магнитогорск, 2005. 30 с.

66. Куперен Ф. Искусство игры на клавесине Ф. Куперен. М., 1973.—152 с.

67. Куперен Ф. Предисловия к музыкальным сочинениям Ф. Куперен Искусство игры на клавесине Ф. Куперен. М.: Музыка, 1973. 64-74.

68. Кюрегян Т.С. Стилизация Т.С. Кюрегян Муз. энцикл. М.: Совет, энцикл., 1981. Т 5. С 277-280.

69. Кюрегян Т.С. Фантазия Т.С. Кюрегян Муз. энцикл. М.: Совет, энцикл., 1981. Т 5. С 767-771.

70. Кюрегян Т.С. Форма в музыке 17-20 веков Т.С. Кюрегян. М.: «ТЦ Сфера», 1998 344 с.

71. Ландовска В. О музыке В. Ландовска. М.: КЛАССИКА XXI, 2005.—368 с.

72. Левин Я. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры Я. Левин. Л.: Музыка, 1973. 264 с.

73. Леонова Г. Музыкальные аффекты в «Хорошо темперированном клавире» И.С. Баха Г. Леонова Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 110-139. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

74. Ливанова Т. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн.

75. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И.С. Баха и ее исторические связи. Ч. I. Симфонизм Т. Ливанова. М Л., 1948. 287 с.

76. Ливанова Т.Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. Кн. 1: От античности к XVIII веку Т. Ливанова. М.: Музыка, 1986. 462 с.

77. Лобанова М.Н. Западноевропейское музыкальное барокко: пробл. эстетики и поэтики М.Н. Лобанова. М.: Музыка, 1994. 320 с нот. ил.

78. Лобанова М.Н. Музыкальный стиль и жанр: история и современность М.Н. Лобанова. М., 1990. 221 с.

79. Логинова Л.Н. Тональность барокко, какой мы ее слышим сегодня Л.Н. Логинова Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М. 2003. 105-112. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 37).

80. Любимов А. Бах после Баха: [интервью] А. Любимов Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 139-144. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 32).

81. Любимов А. Начало?: [Беседа] А. Любимов, М. Пекарский; провела М. Ельянова Музыкальная академия 1998. 3-4, кн. 2. 248-254.

82. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки Л.А. Мазель. М.: Советский композитор, 1978. 352 с.

83. Мазченко Ю.Н. Музыка барокко в исполнении струнных инструментов Ю.Н. Мазченко Интерпретация музыки: Ступени познания: межвуз. сб. науч. ст. Краснояр. техн. ун-т, Краснояр. ин-т искусств; науч. ред.: И.В. Ефимова, Э.М. Прейсман (отв. ред.). Красноярск, 1994. 59 68.

84. Малиньон Ж. Жан Филипп Рамо Ж. Малиньон. Л.: Музыка, 1983.—124 с.

85. Маркус История музыкальной эстетики Маркус. М., 1959.-Т. 1. —314 с.

86. Материалы и документы по истории музыки (п/р М.В. Иванова- Борецкого). Том 2. XVIII век (Италия, Франция, Германия, Англия). М.: Гос. муз. изд-во, 1934. 604 с.

87. Меркулов A.M. Каденция солиста в XVIII начале XIX века A.M. Меркулов Старинная музыка. 2002. №2. 21-26; 3. 20-25; №4. 23-29.

88. Мещерякова Н. старинная музыка в эфире (Из опыта работы радиостудии «Дон-ТР») Н. Мещерякова Старинная музыка сегодня: материалы науч.-прак. конф. Ростов н/Д, 2004. 199—206.

89. Милка А. Занимательная бахиана. Вып. 1. Об Иоганне Себастьяне Бахе, Анне Магдалене и некоторых занятных недоразумениях А. Милка, Т. Шабалина. СПб.: Композитор, 2001. 208 с.

90. Милка А. Занимательная бахиана. Вып. 2. О знаменитых эпизодах из жизни Иоганна Себастьяна Баха и некоторых занятных недоразумениях А. Милка, Т. Шабалина. СПб.: Композитор, 2001. 304 с.

91. Мильштейн Я.И. Франсуа Куперен. Его время, творчество, трактат «Искусство игры на клавесине» Я.И. Мильштейн Искусство игры на клавесине Ф. Куперен. М.: Музыка, 1973. 76-118.

92. Михайлов М.К. Этюды о стиле в музыке. Статьи и фрагменты М.К. Михайлов. Л.:Музыка, 1990. 288 с.

93. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII—XVIII веков: сб. текстов сост. В. Шестаков. М.: Музыка, 1971. 688 с.

94. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции Е.В. На- зайкинский. М.: Музыка, 1982. 319 с.

95. Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений Е.В. Назайкинский. М.: ВЛАДОС, 2003. 248 с.

96. Насонов Р.А. «Универсальная музургия» Афанасия Кирхера. Музыкальная наука в контексте музыкальной практики раннего барокко: автореф. дис. на канд. искусствоведения Р.А. Насонов. М., 1995. 26 с.

97. Нестеров Соната или фантазия? (Сочинения И.С. Баха и Г.Ф.Телемана для скрипки соло) Нестеров Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 92-100.

98. Носина В.Б. Символика музыки И. Баха В.Б. Носина. Тамбов, 1993.—104 с.

99. Одер А. Музыкальные формы А. Одер. М.: ACT, 2004. 192 с.

100. Паршин А.А. Аутентизм: вопросы и ответы А.А. Паршин //Музыкальное искусство барокко: стили, жанры, традиции исполнения. М., 2003. 221-233. (Научные труды Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского; сб. 37).

101. Петраш. А. Жанры позднеренессансной инструментальной музыки и становление сонаты и сюиты А. Петраш Вопросы теории и эстетики музыки. Л.: Музыка, 1975. Вып. 14. 177-201.

102. Петрова Мифоритуальный код как один из методов музыковедческого анализа на примере клавирных сюит И.С. Баха Петрова Музыкальная конструкция и смысл. М.: РАМ им. Гнесиных, 1999. Вып. 151.С. 99-107.

103. Проскурин Г. Труба в эпоху барокко: инструментарий, репертуар, исполнительские традиции: автореф. дис. на канд. искусствоведения Г. Проскурин. Ростов н/Д, 2005. 27 с.

104. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI начала XIX века Вл. Протопопов. М.: Музыка, 1979. 327 с.

105. Пылаева Л. «Pieses de clavesin en concert» Ж.Ф. Рамо. С точки зрения развития концертности Л. Пылаева Проблемы музыкального жанра. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1981. Вып. 54. 59-78.

106. Раабен Л.Н. Скрипичные концерты барокко и классицизма Л.Н. Раабен. СПб.: Изд-во РПГУ им. А.И. Герцена, 2000. 127 с.

107. Рабей В. Г.Ф. Телеман. Двенадцать методических сонат для скрипки или флейты и цифрованного баса В. Рабей Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 52-63: нот. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

108. Рабей В.О. Георг Филипп Телеман В.О. Рабей. М., 1974. 64 с.

109. Рабей В.О. Сонаты и партиты И.С.Баха для скрипки соло В.О. Рабей. М.: Классика-ХХ1, 2003. 172 с.

110. Pare Ю.Н. Исполнительский анализ музыкального произведения Ю.Н. Pare Традиции русской художественной культуры: межвуз. сб. тр. М.; Волгоград, 2000. Вып.,3. 97-117.

111. Розанов И.В. «Les Notes Inegales» и их использование в интерпретации французской музыки 18 столетия И.В. Розанов, А.А. Панов Органное искусство. 1995. N 3. 89 94.

112. Розендорн Э. Произведения барокко и необарокко в исполнительских прочтениях Э. Розендорн. М., 2000. 31 с.

113. Розеншильд К.К. Музыка во Франции XVII начала XVIII века К.К. Розеншильд. М.: Музыка, 1979. 168 с.

114. Ройзман Л. Заметки об исполнении английских сюит И.С. Баха Л. Ройзман Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 145-151. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

115. Свободов В. Проблемы стилевой интерпретации музыкальных произведений эпохи барокко В. Свободов Традиционные музыкальные инструменты в современной культуре: к 70-летию Альгирдаса Вижинскаса: материалы междунар. конф. Рос. ин-т истории искусств; отв. ред. И.В. Мациевский. СПб., 1999. 70-71.

116. Симонова Э. Иоганн Иоахим Кванц музыкант эпохи барокко Э. Симонова// Муз. акад. 1999. N 3. 157-160.

117. Симонова Э. Иоганн Иоахим Кванц Э. Симонова Старин, музыка. 1999.-N3.-С. 23-25.

118. Скребков Художественные принципы музыкальных стилей Скребков. М.: Музыка, 1973. 4 4 8 с.

119. Спиридонова В.М. Исполнительский и методический анализ фортепианного произведения: (метод, разраб.). Казань, 1981. 35 с.

120. Степаненко Н. О том, как «Влюбленный соловей» признался в любви на месяц раньше и запел голосом... барочной флейты траверсо в... Запорожье Н. Степаненко Муз. акад. 2002. 3. 26-28.

121. Тараева Г. Артикуляция в инструментальной музыке XVIII века и ритмика текста в вокальных жанрах Г. Тараева //Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 101-119.

122. Тараева Г.Р. Старинная музыка: аутентичный стиль и интерпретация Г.Р. Тараева //Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 8-23.

123. Титов Е.В. Теоретические основы музыкальной артикуляции: автореф. дис. на канд. искусствоведения Е.В. Титов. Ростов н/Д, 2002. 23 с.

124. Триандофилова Н. Искусство импровизации basso continuo и французская клавирная музыка XVII -XVIII веков Н. Триандофилова //Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 338-346.

125. Тризно Б. Флейта Б. Тризно. М., 1964. 64 с.

126. Тюлин Ю.Н. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников Ю.Н. Тюлин Русская книга о Бахе. М.: Музыка, 1986. 249-266.

127. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах Ю. Усов. М.: Музыка, 1989. 207 с.

128. Филиппова О. Basso continuo на клавесине: Стилистика и приемы

129. Филиппова О. Историческое исполнительство: мифы и реальность О. Филиппова Муз. акад. 2002. 2. 148 152.

130. Холопов Ю.Н. Гармония. Практический курс. 4.1 Ю.Н. Холопов. М.: Издат. Дом «Композитор», 2003. 472 с.

131. Холопов Ю.Н. Инициатор: о жизни и музыке Андрея Волконского Ю.Н. Холопов //Музыка из бывшего СССР: сб. ст. М., 1994. Вып. 1. 5-23.

132. Холопов Ю.Н. Концертная форма у И. Баха Ю.Н. Холопов О музыке. Проблемы анализа. М., 1974. 119-149.

133. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. Музыкальное произведение как феномен: учеб. пособие для музыковедов консерваторий В.Н. Холопова. М.: Науч.-творч. центр «Консерватория», 1994. 260 с.

134. Холопова В.Н. Пассакалия c-moll И.С. Баха в нимбе евангельского сюжета В.Н. Холопова Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 64-77: нот. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

135. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: учеб. пособие В.Н. Холопова. СПб.: Лань, 1999. 496 с.

136. Хронограф жизни и творчества И.С. Баха сост., вступ. ст. и коммент. Т. Шабалиной Иоганн Себастьян Бах А. Швейцер. М.: КлассикаXXI, 2002. 684-637.

137. Царева Е.М. Жанр музыкальный Е.М. Царева Муз. энцикл. М.: «Совет, энцикл.», 1974. Т. 2. 383-388.

138. Царева Е.М. Стиль музыкальный Е.М. Царева Муз. энцикл. М.: «Совет, энцикл.», 1 9 8 1 Т 5 281-289.

139. Цуккерман В.А. Музыкальные жанры и основы музыкальных форм В.А. Цуккерман. М.: Музыка, 1964. 160 с.

140. Чинаев В.П. «Картина мира» барокко и некоторые стилевые аспекты клавирных сонат Д. Скарлатти В.П. Чинаев Проблемы стиля и интерпретации музыки барокко: сб. ст. сост. A.M. Меркулов. М.: Моск. гос. консерватория, 2001. 4-18. (Научные труды Московской государственной консерватории; сб. 32).

141. Шабалина Т.В. Рукописи И.С.Баха: ключи к тайнам творчества Т.В. Шабалина. СПб.: «Logos», 1999.— 440 с.

142. Шабалина Т.В. Творчество И. Баха: текстологическое исследование (на материале инструментальных сочинений): автореф. дис. на д-ра искусствоведения Т.В. Шабалина. СПб., 2000. 48 с.

143. Шабунова И. Жанр concerto grosso в творчестве отечественных композиторов второй половины XX века И. Шабунова //Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 259—265.

144. Шаймухаметова Л.Н. Семантический анализ музыкальной темы Л.Н. Шаймухаметова. М.: РАМ им. Гнесиных, 1998. 265 с.

145. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах А. Швейцер. М.: Классика-ХХ1, 2002. —816 с.

146. Шевляков Е. «Музыкальное приношение» из Бразилии: «Бахианы» Э. Вила-Лобоса Е. Шевляков //Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. -Ростов н/Д, 2004. 246-252.

147. Шестаков В.П. От этоса к аффекту В.П. Шестаков. М., 1975. 351 с.

148. Шлыкова Е. Барочные произведения в современном скрипичном исполнительстве Е. Шлыкова //Старинная музыка сегодня: материалы науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2004. 356 362.

149. Шлыкова Е.А. Исполнение скрипичной музыки барокко в свете культурно-исторической традиции: автореф. дис. на канд. искусствоведения Е.А. Шлыкова; Рост. гос. консерватория им. С В Рахманинова. Ростов н/Д, 2000. 24 с.

150. Шульман Л.Г. Флейтовые сонаты И.С. Баха в контексте немецкой традиции приватного музицирования Л.Г. Шульман История, теория и практика исполнительства на духовых и ударных инструментах: тез. докл. междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 1997. 49-53.

151. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художестивенный образ О.Ф. Шульпяков. Л.: Музыка, 1986. 128 с.

152. Юровский А. Филипп Эммануил Бах, его биография, фортепианное творчество и система орнаметики А. Юровский «Ф.Э. Бах. Избранные сочинения для фортепиано». М.; Л., 1947. V XXVII.

153. Юшкевич Е.К. Ф.Э. Бах и его книга Е.К. Юшкевич Опыт истинного искусства клавирной игры. Кн. 1-я. К.Ф.Э. Бах; пер. и коммент. Е. Юшкевич. СПб.: «EARLYMUSIC», 2005. 8-16.

154. Яворский Б. Сюиты Баха для клавира Б. Яворский. О символике «Французских сюит» И.С.Баха В. Носина. М.: Классика-ХХ1, 2002. 156 с.

155. Ямпольский И.М. Исполнение музыкальное И.М. Ямпольский Муз. энцик. М.: «Совет, энцикл.», 1974. Т. 2. 583- 591.

156. Addington Ch. «In Search of Baroque Flute»//Early music. 1984. 1 2 P 34-47.

157. Allihn I. Georg Phillipp Telemann und Johann Joachim Quantz. Der Einfluss einiger Kammermusikwerke Georg Phillipp Telemanns auf das Lehrwerk des Johann Joachim Quantz «Versuch einer Anweisung, die Flote traversiere zu spielen». Magdeburg, 1971. 48 s.

158. Baculewski K. Pasja wedlug kilku swietych Ruch muzyczny. 1995. -Nll.-S.6-8.

159. Berryman, Brian Alexander. Jacques-Martin Hotteterre. «Les GoutsReunis» und die Entwicklung der franzosischen Barockmelodik. Tibia 20.3, (1995). S 517-531.

160. Bowers J. New Light on the Development of the Transverse Flute between about 1650 and about 1770 Journal of the American Musical Instrument Society. 1977. №3. P. 5-56.

161. Brown R. The early flute: a practical guide. Cambridge: University Press, 2002. XV, 179 p.

162. Butt J. Music education and the art of performance in the German Baroque. Cambridge, 1994. 237 p.

163. Castellani, Marcello, "Lart de "transposed sur la Flute traversiere. La pratica della trasposizione secondo Jacques Hotteterre" II Flauto Dolce XVII (April 1987), 26-31.

164. Dehne-Niemann E. The Quantz Flute Traverso. 4 P 1-4.

165. Donington R. Baroque music: style and performance. A handbook. London, 1982.— 206 p.

166. Eppstein H. J. S. Bachs Triosonate G-dur (BWV 1039) und ihre Beziehung zur Sonate fur Gambe und Cembalo G-dur (BWV 1027) Die Musikforschung XVIII. 1965. S. 126 137.

167. Eppstein H. Studien uber J. S. Bachs Sonaten fur Melodieinstrument und obligates Cembalo. Uppsala, 1966; Eppstein H. Uber J. S. Bachs Flotensonaten mit Generalbass В J. 1972. S. 1 2 2 3

168. Folker С Playing In Tune on a Baroque Flute Traverso. 1998. Vol. 1 0 1 P 1-4.

169. Fontijn C.A. Quantzs unegal: Implications for the Performance of 18th-century Music Early Music, Vol. 23, No. 1, Flute Issue (Feb., 1995). P. 55-62

170. Fuller D. Of portraits, «Sapho» and Couperin: Titles and characters in 1997. Vol. 9,

171. Ganassi S. Opera Intitulata Fontegara. La quale insegna a sonare di flauto. Venetia, 1

172. Litografia, La Musica moderna. Milano, via Piacenza 4. 1934- XVII, 158 c.

173. Giannini, Tula. Jacques Hotteterre and his Father, Martin: A Reexamination based on Recently Found Documents Early Music. 1993. XXI.3. P 377-395.

174. Griscom R., Lasocki D. The recorder: A guide to writings about the instrument for players and researchers. New York; London, 1994. 204 p.

175. Harris-Warrick R. Interpreting pendulum markings for French Baroque dances Historical Performance. 1993. Vol. 6, N 1. P. 9 22.

176. Helm E. E. Music of the Court of Frederick the Great. Norman University of Oklahoma press. Cop. 1960. 268 p.

177. Hermes-Neumann A. Die Floten-konzerte von Antonio Vivaldi. Egelsbach-Koln-Washington: Verl. Handel-Hohenhausen, 1993. 104 s.

178. Horusitzky Z. Concluding remarks/J.Ph. Rameau. Pieces de clavecin en concerts. Budapest: Editio Musica, 1966.

179. Hotteterre J.-M. Principes de la Flute Traversiere ou Flute dAllemagne, de la Flute a Bee ou Flute Douce et du Haut-Bois. Paris, 1

180. Deutsche Ubertragung von H. J. Hellwig. Kassel: Barenreiter-Verlag, 1958. 48 s.

181. Hotteterre J.-M. Principles of the Flute, Recorder Oboe (Principes de la Flute); transl. and ed. P. M. Douglas. New York: Dover Publication, 1968. 73 p.

182. Kirnbauer M., Thalheimer P. Jacob Denner and the Development of the Flute in Germany Early Music. 1995. 23.1 P. 82-100.

183. Kolbel H. Von der Flote. Kassel: Barenreiter-Verlag, 1966. 249 s.

184. Lasocki D., Giannini T. Hotteterres Flutes //Early Music, Vol. 22, No.

185. Laszewski R.M, Powell A. On «The hotteterre flute: Six replicas in search of a myth» by Ardal Powell, Summer 1996 American Musicological Society. 1997. Vol. 50, N 1. P. 228 238.

186. Malinowski W. Niektore problemy w okresie renesansu i baroku Ruch muzyczny. 1994. N 11. S. 1, 6.

187. Marissen M. A. Trio in С major for Recoder, Violin and Continuo by J. S. Bach? Early Music. 1985. XIII. P. 384 390.

188. Marshall R. L. J. S. Bachs Compositions for solo Flute: A Reconsideration of their Authenticity and Chronology Journal of the American Musicological Society XXXII. 1979. P. 463 498.

189. Moyse M. On sonority. Art and technique. Paris: A.L. Copyright, 1934. 2 7 p.

190. Newman A. Bach and the baroque: A performing guide to baroque music with spec, emphasis on the music of J.S. Bach. N.Y.: Pendragon press, 1986.-212 p.

191. Newman W. S. The Sonata in the Baroque Era. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1959. 422 p.

192. Palisca C.V. La musique baroque. Paris, 1994. 362 s.

193. Perreau S. Joseph Bodin de Boismortier: Sonatas pour un clavecin et une flute traversiere, osuvre

194. Аннотация к CD (Naxos 8.553414). 1995 16 с

195. Powell A. The Flute. Yale: University Press, 2003. 352 p.

196. Powell A. The Hotteterre flute: Six replicas in search of a myth XmericanMusicoIogicaf Society. TW6V 49W2P7225263Г

197. Powell A Lasocki D. Bach and the Flute: The Players, the Instruments, the Music//Early Music 23.1 (February 1995). P. 9-29.

198. Quantz J.J. Herrn Johann Joachim Quantzens Lebenslauf von ihm selbstent worfen//Historisch-kritische Beytragezur Aufnahme der Musik F. W. Marpurg. Berlin, 1

200. Quantz J. J. Versuch einer Anweisung, die Flote traversiere zu spielen. Berlin, 1752 Mit einem Vorwort von H.-P. Schmitz. Mit einem Nachwort, Bemerkungen, Erganzungen und Registern von H. Augsbach. Reprint. Leipzig, 1983. 3 3 4 s.

201. Quantz J.J. On playing the flute J.J. Quantz; A compl. transl. with an introd. a notes by Edward R. Reily. N. Y.: Schirmer books cop., 1966. 368 p.

202. Rauterberg F. Die Klangrede einer Soloflote Zur rhetorischen Dispositio in der Allemande aus J.S. Bashs Partita a-moll BWV 1013 Musica. 1996. Nl.-S.2-8.

203. Reilly E.R. Quantz and the transverse flute Early Music. 1997. Vol. 25, N 3 P 429-438.

204. Riedermeister P. «"Neuste Forshungen" auf dem Holzweg: Die "Bachflote"» Tibia 9 (1986). S. 200-203.

205. Schmitz H.-P. Die kunst der Verzierung im

206. Jahrhundert. Instrumental and vokale Musizieraxis in Beispielen. Kassel-Basel, 1955. 128 s.

207. Schmitz H.-P. Querflote und Querflotenspiel in Deutschland wahrend des Barockzeitalters. Barenreiter. Kassel Basel, 1952. 135 s.

208. Solum J. The early flute. Oxford, 1992. XIII, 164 p.

209. Swack J. Quantz and the Sonata in E-flat major for Flute and Cembalo, BWV 1031//Early Music, February, 1995.— P. 31 53.

210. Taffanel Gaubert. Complete Flute Method. Paris, Alphonse Leduc. Copyright 1923 and 1998. 228 с

211. Toff N. The development of the modern flute. Urbana, Chicago: Univ. off Illinois press, 1986. XVIII. 286 p.

212. Zohn S. New light on Quantzs advocacy of Telemanns music. Early Music. 1997. Vol. 25 3. P. 441- 461.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.