Национальный дух как основание русской религиозной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Фомин, Вадим Евгеньевич

  • Фомин, Вадим Евгеньевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 178
Фомин, Вадим Евгеньевич. Национальный дух как основание русской религиозной философии: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Барнаул. 2001. 178 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Фомин, Вадим Евгеньевич

Введение.

Глава I Оформление русской религиозной философии как закономерный этап осмысления национальных духовных традиций.

1.1 Проблема хронологического фактора русской национальной философии.

1.2 Национальный дух и самосознание народа как условие генезиса русской религиозной философии.

1.3 Проявление национального духа в синкретизме русского православия.

1.4 Русская идея как форма бытия национального духа

Глава II Решение проблемы национального духа в русской религиозной философии XIX - XX веков.

2.1 Проявление национального духа в философии ранних славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Киреевский).

2.2 Интенциональность национального духа в русской религиозной философии второй половины XIX века

Вл.С.Соловьев, П.Е.Астафьев).

2.3 Национальное, как объект социальных устремлений русской религиозной философии XX века (С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Национальный дух как основание русской религиозной философии»

Актуальность темы исследования определяется несколькими аспектами. Во-первых, ощущение кризиса, появляющееся в общественном сознании на рубеже веков, ставит и обывателя, и представителя интеллектуальной элиты нации перед жесточайшей проблемой выбора жизненных ориентиров. Состояние современной России так же можно определить как кризисное вследствие радикальной смены общественно-политических условий жизни и социально-экономических преобразований. Произошла не только ломка устоявшихся экономических парадигм, но и коренная переоценка ценностей, породившая серьезную проблему идеологического и духовного вакуума. Нельзя в этом кризисном, непредсказуемом состоянии полноценно жить без зрелого, ответственного отношения к реальному бытию.

Само отношение, опирающееся в своем мировоззренческом выборе на безусловность истинного знания, базирующегося на вечных ценностях традиции, выработано русской религиозной философией. Поэтому наше обращение к проблеме оснований русской религиозной философии есть не только историко-философское рассмотрение прошлого отечественной мысли, но и стремление к осмыслению возможных путей развития русской самобытной философии как решения задачи метафизического самопознания России.

В таком ракурсе наш взгляд на русскую философию преломляется сквозь призму национального духа - метафизического основания бытия народа, его мировоззрения, национального самосознания, впитавшего в себя всю глубину сверхэмпирической данности, определяющей единство нации.

Слабая разработка проблемы метафизики национального духа в современных отечественных философских исследованиях побуждает обращаться к наследию русской религиозной философии, рассматривая ее как воплощение творческой активности самоактуализирующегося национального духа. Это дает возможность увидеть ее ценностные ориентиры, ощутить интенцию национального духа. Рационально-критическая рефлексия интеллектуальной элиты нации, в свою очередь, не только объективирует национальный дух, но и вырабатывает теоретический идеал национально-духовной самоидентификации общества.

Во-вторых, динамизм и мощь одностороннего научно-технического прогресса, о скрытой опасности которого писали П.Е.Астафьев, Н.А.Бердяев, тупики узкоспециализированного научного знания, агрессия стихийного классового сознания приводят к позитивистско-сциентистской позиции современной отечественной философской мысли. Разрешение проблемы национального духа как основания русской религиозной философии, на наш взгляд, способствует обращению к традиционной для русского любомудрия позиции анализа целостного, абсолютного, вечного, идеального бытия. Нам представляется, что аксиологическое значение национального духа не только раскрывается в русской философии, но и способствует формированию национально значимых ориентиров духовной жизни общества.

В-третьих, политико-идеологические спекуляции понятиями «национальность», «патриотизм», «национальная (русская) идея» сигнализируют об утрате традиции русского философского подхода к пониманию категорий национального. Выявление национально-духовных начал русской религиозной философии способствует осмыслению феномена национальности категориями метафизики духа. Духовная проработка традиционных истоков, поиск диалектически совершенных методологических способов творческого созидания национального и национальной идеи невозможны без метафизического понимания, характерного для русской философии.

Поиск национально-духовных оснований русской религиозной философии актуализируется и неокончательной разрешен-ностью вопроса соотношения русской самобытной философии с иными философскими системами, которые М.О.Гершензон образно называет «иноземными доктринами»[46.С.85], и обретением русской религиозной мыслью статуса национальной философии.

Таким образом, актуальность исследования имеет собственно философский, научный, идеологический, мировоззренческий, аксиологический и морально-этический аспекты.

Ключевым понятием работы становится понятие «национальный дух», под которым понимается выражающееся в национальном миросозерцании и национальном самосознании вне-рационально постигаемое «идеальное национальное Я», нематериально, сверхэмпирически, на метафизическом уровне организующее этнос-народ-нацию. В контексте исследования он выступает как сверхчувственное начало жизнедеятельности народа, достигшего определенного уровня социокультурного развития, отражающееся в мировоззренческих принципах народа и определяющее своеобразие этносоциокультурного бытия на всем протяжении этносоциогенеза. Предложенное определение понятия «национальный дух» не претендует на универсальность, а существует в контексте органических целей и задач данного исследования, выражая сущностные черты интересующего нас явления.

Степень научной разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования в представленном виденье проблем национального духа как основания русской религиозной философии XIX-XX веков не была предметом специального исследования историков отечественной философии. В то же время, теоретическое чувствование необходимости осознания национального духа явно присутствует в смысловом поле современной философии. Несмотря на это, понятие «национальный дух» до сих пор не является общепринятым философским термином. Вероятно, как категория русской религиозной философии, он не успел оформиться окончательно в XIX - начале XX веков. Но все подвижки к этому явственно просматриваются в отечественной философской литературе. В русской философии в разное время и в различных контекстах представление о национальном духе формировалось, в первую очередь, под воздействием идей Гердера, Гегеля, В.фон Гумбольдта, заложивших основы метафизики национального духа как особой отрасли философского знания. Н.А.Бердяев отмечал, что в метафизике духа Гердер первый говорит о национальном духе, начиная поиск источника духа в историческом; у Гердера «Дух Божий делается имманентным натуральному человеку»[21.С.376].

Русская религиозная философия в процессе оформления, безусловно, попадает под обаяние немецкой философии и среди прочих категорий воспринимает категорию «дух народа», наполняя ее собственным смысловым содержанием. Со свойственной русской философии особенностью - образностью, категории «дух народа», как и собственно «национальный дух», между которыми часто не делалось разницы, использовались А.С.Хомяковым, И.В.Киреевским, Вл.С.Соловьевым,

Н.Я.Данилевским, П.Е.Астафьевым, С.Н.Булгаковым,

Н.А.Бердяевым, И.А.Ильиным, Г.Г.Шпетом.

Оперируя понятием национальный дух, они вплотную подходят к постижению проблемы национального духа, как основополагающего фактора становления русской самобытной философии. Однако только П.Е.Астафьев делает попытку формулировать понятие национальный дух, принимая во внимание те философские образы, которые боле всего соответствуют формируемому понятию.

Образы-понятия «народный дух», «дух народа», «русский дух», «русская душа», «народный характер», используемые в качестве синонимов, интуитивно воспринимаются в русской религиозной метафизике как основания национального мировосприятия, и часто, по сути своей, в контексте изложения отвечают требованиям понятия «национальный дух». Но, кроме статьи П.Е.Астафьева «Национальность и общечеловеческие задачи», исследований, посвященных национальному духу как основанию русской философии, среди богатого литературно-философского наследия отечественной мысли XIX - 1пол. XX веков в процессе данного исследования обнаружено не было. Несколько особняком стоит статья Г.Г.Шпета «Введение в этническую психологию», где автор, анализируя зарубежные источники XIX века, приходит к философско-психологическому пониманию категории дух народа[ 197*]. Чаще всего мы имеем дело с эмпирико-феноменологической рефлексией национального духа как категории культурно-исторической. Особо показательны в этом работы Н.А.Бердяева, И.А.Ильина и особенно Г.П.Федотова.

Национально-духовные основания русской религиозной философии отмечаются и в историко-философских исследованиях Н.О. Лосского, В.В.Зеньковского, Г.П.Флоровского,

С.А.Левицкого. Н.О.Лосский в письме к Т.С.Франк пишет о своей «Истории русской философии», которая, по мнению автора, вместе с книгой В.В.Зеньковского «будет доказательством того, что русская философия, как и вся русская культура.ветвь европейской культуры, - и, конечно с национальным отпечатком. И философия Семена Людвиговича [Франка] - живое свидетельство этой истине»[109. С.273-274].

Прерванная в XX веке традиция русской религиозной философии нашла свое продолжение в конце XX века, большей частью, в историко-философских исследованиях. Духовное наследие русских религиозных философов является предметом внимания многих российских историков философии.

Изучение русской религиозной философии уже имеет свою историю. Можно с уверенностью заявлять о существовании целого направления - историографии русской философии. Отметим, что в современной историко-философской науке имеются своеобразные школы по изучению духовного опыта русской религиозно-философской мысли. Есть все основания говорить о Московской, Петербургской и Екатеринбургской школах исследования истории отечественной философии и назвать наиболее видных представителей Московской школы (А.Ф.Лосев, В.Ф.Асмус, А.В.Гулыга, А.В.Иванов, В.А.Кувакин, М.А.Маслин и другие), Петербургской (Н.Ф.Галактионов, А.А.Ермичев, А.Ф.Замалеев, А.А.Никандров, А.И.Новиков и другие), Екатеринбургской (Б.В.Емельянов, В.И.Копалов, К.Н.Любутин и другие) школ. Основательность и концептуальность историко-философского анализа круга проблем русской философской мысли в исследованиях ведущих специалистов означенных центров российской философии имманентно обуславливает присутствие в их работах метафизического основания - национального духа.

Как считает А.В.Иванов, историк философии попадает под индивидуальный пресс и духовное обаяние гения, тексты которого изучает[70. С.60]. Мы склонны увидеть в таком обстоятельстве органический путь трансляции сущностных характеристик русской философии ее современным исследователям. Следует отметить, что если проблема национального духа как основания русской религиозной философии не рассматривалась в комплексе, то различные стороны и проявления национального духа неоднократно подвергались философской рефлексии как в XIX -начале XX веков, так и в современных исследованиях.

Более всего работ посвящено феноменологическому проявлению национального духа, его потенциальной сущности - русской идее. При этом само понятие «русская идея» рассматривается весьма широко, но всегда в рамках поиска решения проблемы национальной духовности русской религиозной философией. Это работы Н.А.Бердяева, Вяч.Иванова, И.А.Ильина, Л.П.Карсавина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, Вл.С.Соловьева, С.Л.Франка и других мыслителей XIX - 1 половины XX веков. Русская идея как проблема занимает умы современных исследователей - Б.Н.Бессонова, Ю.М.Бородая, В.В.Ванчугова,

A.В.Гулыги, В.М.Межуева, В.И.Мильдона, В.В.Сербиненко и других.

К числу разработанных относятся вопросы становления и функционирования национального самосознания, а также его включенности в процесс оформления русской религиозной философии через деятельность интеллектуальной элиты нации. В XIX - начале XX веков об этом размышляли П.Е.Астафьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, Н.Я.Данилевский, В.В.Зеньковский, И.А.Ильин, Л.П.Карсавин, Н.О.Лосский, А.А.Потебня, Вл.С.Соловьев, П.А.Сорокин, Г.П.Федотов. В последнее десятилетие XX века различные аспекты этой темы плодотворно разрабатывали Ю.В.Арутюнян, А.В.Гулыга, А.В.Иванов, В.И.Копалов,

B.В.Кожинов, Д.С.Лихачев, М.А. Маслин, А.И.Новиков, Л.В.Скворцов, С.С.Хоружий, Л.Е.Шапошников.

Особо следует выделить работы, посвященные истории становления, развития и оформления русской национальной философии. Несмотря на разность позиций относительно хронологических рамок и исходных предпосылок, они представляют собой ценный материал для выявления национально-духовных оснований русской религиозной философии. Это работы

B.В.Зеньковского, Н.О. Лосского, А.Ф.Лосева, С.А.Левицкого, Г.П.Флоровского, Г.Г.Шпета, Б.В.Яковенко, и наших современников, среди которых В.Н.Акулинин, А.А.Галактионов, Н.М.Громов, А.В.Гулыга, А.Ф.Замалеев, В.А.Зоц, Б.В.Емельянов, А.А.Ермичев, Н.С.Козлов, М.А.Маслин,

A.И.Новиков, П.Ф.Никандров, П.А.Сапронов, В.В.Сербиненко,

C.С.Хоружий и Л.Е.Шапошников.

Несомненную ценность в выявлении национального духа в синкретизме русского православия как основополагающего элемента национального самосознания и собственно национальной философии представляют труды С.Н.Булгакова,

B.В.Зеньковского, Н.Я.Данилевского, Л.П.Карсавина, И.В.Киреевского, В.С.Соловьева, Г.П.Федотова,

П.А.Флоренского, С.Л.Франка, Г.П.Флоровского, А.С.Хомякова. В конце XX века о том же размышляли С.С.Аверинцев, С.А.Ан, А.Ф.Замалеев, А.В.Карташев, Б.В.Раушенбах, С.С.Хоружий.

Отметим, что косвенные, а иногда и прямые указания на обусловленность национальным духом тех или иных философских конструкций русских религиозных мыслителей мы находим в работах Н.А.Бердяева, Вяч.Иванова, Н.О. Лосского,

C.А.Левицкого, А.Ф.Лосева, Б.Н.Бессонова, Т.И.Благовой, Б.В.Емельянова, А.В.Иванова, М.В.Исаевой, А.И.Новикова, М.А.Маслина, Ю.М.Федорова.

В исследовании проблемы национального духа как основания русской религиозной философии безусловный интерес представляют исследования метафизики духа в работах Н.А.Бердяева, В.М.Князева. Прямой поиск метафизической сути русской философии осуществляется в трудах Т.Д.Артемьевой, Ю.Н.Давыдова,

A.А.Ермичева и Ю.М.Федорова, предпринявшего попытку создать на базе русской религиозной мысли современный вариант антропологической метафизики. Особое место в современном исследовании метафизических оснований русской религиозной философии занимают труды С.С.Хоружего, в которых есть творческое проникновение в традиционалистские истоки русской религиозной философии и плодотворная актуализация метафизического содержания в контексте ее современного философского поиска общественной мысли России.

В последнее десятилетие XX века к проблеме национального усиливается интерес не только среди маститых ученых, но и среди диссертантов. Следует заметить, что проблема духа народа, не являясь центральной, все же находит свое косвенное выражение в докторских диссертациях А.А.Ермичева,

B.М.Князева, Т.Д.Марцинковской, В.Ш.Сабирова. А так же в кандидатских диссертациях С.М.Абдрасулова, А.В.Бобкова, А.С.Ваторопина, А.А.Гуляева, О.В.Парилова, М.А.Полетаевой, О.Ю.Ролдугиной, О.А.Савченко, В.М.Камнева и других.

Особо необходимо отметить авторов, в своих работах затрагивающих проблему национального духа, но не в философском, а, продолжая традицию русской мысли, в публицистическом стиле. Это А.И.Солженицын, Е.С.Троицкий, И.Р.Шафаревич.

Заметим, что интерес к русской религиозной философии и ее основаниям проявляют не только отечественные, но и зарубежные исследователи. Взгляд западных историков философии несколько отличен от взгляда наших соотечественников, прежде всего тем, что они либо отказывают русской религиозной философии в праве называться философией, либо видят в ней неотделимую часть мировой философии. Но и здесь мы можем обнаружить «национальный дух» в качестве неотъемлемой части русской философии. В частности, книга Т.Г.Масарика, известная в русском переводе как «Россия и Европа», в английском переводе называется «The Spirit of Russia», что согласуется с позицией автора. Американская исследовательница С.Уиттакер (Whittaker) пишет о русской науке, рассматривая ее как продукт национального духа и западного просвещения[207]. Оригинальностью своих взглядов на русскую философию известны польско-американский философ А.Валицкий (Walicki) и американский профессор П.Дж.Скэнлан (Scanlan). Необходимо указать на работы В.Гердта (Goerdt), К.Гарднера (Gardner), А.Гратье (Gratieux), Ф.С.Коплстона (Copleston). Небезынтересной оказалась работа болгарской исследовательницы Фани Хаджиминовой [208].

Несмотря на огромную научную и практическую значимость существующих исследований, входящих в проблемное поле нашей работы, отметим, что в них не получила отражение характеристика национального духа как основания русской религиозно-философской мысли.

Исходя из анализа разработки проблемы, следует определить ее цели и задачи.

Целью настоящего исследования является обнаружение сущности национального духа и установление объективной связи данной метафизической реальности с таким аспектом его развития, как национальная философия России - русская религиозная философия.

Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

- выявить хронологические рамки, национально-духовные факторы и условия генезиса русской самобытной философской мысли;

- отразить понимание представителями русской интеллектуально-философской элиты самобытных духовных начал, лежащих в основе национальной философии, и выявить взаимосвязь элитарно-рефлексивных форм национального самосознания и метафизического самопознания национального духа;

- определить значение национального духа для оформления религиозного мировоззрения субъекта национального самосознания через особенности русского православия;

- рассмотреть русскую идею в контексте ее включенности в эмпирико-феноменологическую форму бытия национального духа;

- показать внутреннюю направленность национального духа на самореализацию в философской мысли и отразить объективный характер интенции русского духа.

Объектом исследования выступает русская философия как национальная форма теоретического развития мировоззрения.

Предметом исследования является национальный дух в творческом становлении русской религиозной философии.

Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической основой данной работы, исходя из сложности и многоаспектности материала исследования, является интегратив-ный подход, включающий принципы диалектики, в частности, принципы объективного анализа, историзма, противоречивости, отрицания и преемственности развития. Вместе с тем, в работе используется и феноменологический подход, позволяющий говорить о проявлении некоторых скрытых черт данного феномена. В методологических основаниях работы проявляются и принципы исследования исторических явлений как семантико-смысловых порядков, построенных на бинарных оппозициях, взятые из структурализма. Исходя из особенности исследуемого материала, характеризуемого как литературно-философские сочинения, в диссертации предпринимается попытка герменевтического анализа текста. В процессе исследования использовались конкретно-исторический и логико-методологический подходы.

Теоретическую базу настоящего диссертационного исследования составили труды ведущих отечественных и зарубежных философов XVIII - XX веков. Особо выделим «Идеи к философии истории человечества» И.Г.Гердера, «Феноменологию духа» и «Философию права» Г.В.Ф.Гегеля, давшие ключ к пониманию проблемы национального духа. В качестве методологических ориентиров были использованы идеи П.Е.Астафьева, Н.А.Бердяева, К.Ясперса и близкие им позиции современных исследователей - С.А.Ан, Б.В.Емельянова, А.В.Иванова.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нем:

1. Предложено категориально закрепить понятие «национальный дух» за сверхэмпирическим основанием русской религиозной философии.

2. Показана роль интеллектуально-философской элиты в объективации национального духа путем реконструкции «идеального национального Я».

3. Впервые рассмотрены феноменологические проявления национального духа в творческом наследии русских религиозных философов как интенция самоактуализирующегося национального духа. В этой связи интенциональность национального духа предложено рассматривать как характерную черту русской религиозной философии.

4. Исходя из сущностных черт русской философской мысли, предложено использовать сочетание «русская религиозная философия» в качестве определения русской национальной, самобытной, самостоятельной философии в противоположность «несамостоятельным» (по своему происхождению - заимствованным) формам русского философского дискурса.

5. Обобщены результаты осмысления национального духа в отечественной и зарубежной философской литературе и выведено его понимание как метафизической, субстанциальной основы русской религиозной философии.

Положения, выносимые на защиту.

1. Понятие «национальный дух», ранее не являвшееся общепризнанным и существовавшее в виде интуитивно осознаваемого образа, может быть введено в категориальный аппарат современной русской философии как полноценная категория для обозначения сверхэмпирических оснований национального бытия во всех его проявлениях.

2. «Русская религиозная философия» есть наименование самобытной, «самостоятельной», национальной формы теоретического развития мировоззрения, основанием которой является национальный дух. В этой связи русскую религиозную философию необходимо отличать от получивших распространение в России, но концептуально оформившихся на Западе философских учений.

3. Национальное самосознание как феноменологическое проявление национального духа наряду с национальной (русской) идеей - формой объективации национального духа - служат условием генезиса русской религиозной философии.

4. Национальный дух, как творящий субъект, выступает определяющим фактором оформления русского православия, оказавшего воздействие на религиозную компоненту русской национальной философии.

5. Внимание к национальным проблемам, выраженное в социальных взглядах русских религиозных мыслителей, следует рассматривать как форму самоактуализации национального духа, объективированного в результатах интуитивно-рациональной философской рефлексии.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в возможности использования выводов исследования в дальнейшем изучении и конкретизации творческого наследия русской религиозной философии.

Результаты работы могут сыграть положительную роль в решении проблемы теоретического обоснования духовно-нравственных ориентиров современной Росси. Постижение национально-духовных, субстанциальных основ русской религиозной философии поспособствуют творческому переосмыслению задач современной русской философии и выходу ее из пределов истории русской философии. Вместе с тем, затрагиваемые в работе проблемы национального самосознания и национальной идеи могут быть благополучно разрешены в практически-эмпирической деятельности на основе творчески свободной реализации интенции национального духа.

Апробация исследования. Основные положения диссертации выносились на обсуждение при участии автора в следующих Международных, Всероссийских, региональных конференциях: Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и наука на пороге третьего тысячелетия» (Новосибирск-Барнаул, 1995), Всероссийская научно-практическая конференция «Православие, современное образование и культура» (Барнаул, 1996), Четвертый российский симпозиум по устной истории (Барнаул, 1996), Международная научно-практическая конференция «Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт» (Барнаул, 1997), Межрегиональная конференция «Теоретические и методические аспекты освоения гуманитарного знания в школе» (Барнаул, 1998), «БГПУ и народное образование на Алтае» (Барнаул, 1998), «Проблемы музыкально-эстетического образования и воспитания молодежи Сибири на современном этапе» (Барнаул, 2000), региональная научно-практическая конференция «Социальные процессы в современной Западной Сибири: философские, политологические, культурологические аспекты» (Горно-Алтайск, 2000, 2001), Международный конгресс «Жизненные силы славянства на стыке веков и мировоззрений» (Барнаул, 2000).

Результаты исследования выносились автором на обсуждение в теоретических выступлениях на кафедре философии БГПУ и использовались в работе аспирантского семинара.

Основные положения научной работы использовались диссертантом при подготовке и чтении лекционных курсов, проведении семинарских занятий в БГПУ и Алтайском краевом ИПК работников образования.

Отдельные аспекты диссертации освещены в публикациях научных статей и тезисов выступлений на конференциях.

Структура работы. Диссертация изложена на 178 страницах и состоит из введения, двух глав (каждая - из четырех и трех параграфов соответственно), заключения, библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Фомин, Вадим Евгеньевич

Заключение

Определяя истоки русской религиозной философии, мы выявили близость внутреннего содержания русской мысли учению великого Платона. Но отечественные мыслители, развивая идеалистическую философию, отвечая на вызов времени, на его требование быть духовно сильным и совершенным, создали свое направление - религиозную метафизику - учение о безусловном в условном пути человека к подлинности бытия духа. Дух, как и платоновские идеи, не умирает. Дух проявляет себя во времени. Во времени проявляют себя и идеи. Идеи русской религиозной философии, появившиеся под воздействием комплекса внешних и внутренних факторов, таинственными, непостижимыми путями пробиваются к нам, возникая из небытия забвения в свой, определенный, час.

Духовная ситуация времени повторяется. И то, что среди прочего становилось предметом осмысления и интуитивной реализации в продуктах интеллектуального труда русских религиозных философов XIX - XX веков, вновь обретает актуальность.

Одной из основополагающих проблем русской философии становится, по нашему мнению, проблема национального духа как творящего субъекта. В начале XXI века проблема национального духа стоит не менее остро, что говорит о динамике творческого самосознания нации в целом, и, в первую очередь, перед субъектом национального самосознания - интеллектуальной элитой общества.

Речь не идет о национальном самоопределении в историко-социальном плане. В какой-то мере этот вопрос снят социологической и социально-философской проработкой проблемы. Наибольшее значение приобретает теоретико-феноменологическое построение концептуального единства нации, её метафизического своеобразия, не связанное напрямую с политико-экономическими реалиями.

Русская религиозная философия XIX - XX веков, обращаясь к метафизическому уровню постижения бытия, в общих и основных чертах уже наметила ориентиры осмысления такого единства нации, при этом сама являла собой пример эмпирической действенности общих, сверхэмпирических оснований.

Предпринятое в данной диссертационной работе исследование богатейшего наследия русской религиозной философии XIX - XX веков показало объем основных образно - понятийных представлений, выражающих сущность нематериально явленных, метафизических оснований национального единства. И, в первую очередь, это касалось области теоретического оформления мировоззренческих принципов народа.

Цель исследования состояла в поиске эмпирически явленных и феноменологически определяемых проявлений творческой активности национального духа как необходимых условий становления-оформления-развития национальной философии России - русской религиозной философии. В этом смысле метафизическая реальность - национальный дух - обнаруживает себя в форме самоак-туализиии, объективируясь в результатах интуитивнорациональной философской рефлексии отечественных мыслителей. Поэтому за границами предметного поля диссертации оказалась тема исследования метафизики духа, как особого направления в русской религиозной философии, представляющая целый комплекс философских проблем, требующих отдельного исследования.

Разрабатываемый представителями Екатеринбургской историко-философской школы персонологический подход к изучению истории русской философии определил структуру II главы диссертации, что позволило выстроить полученные результаты исследования, хронологически показав при этом не только определяющее значение национального, но и участие личного духа выдающихся представителей русской религиозно-философской мысли. Принципом персонологического подхода обусловлено введение в исследование материала о П.Е.Астафьеве, философе малоизученном, но сыгравшем определенную роль в разработке теории национального духа в истории отечественной мысли.

Вопреки сложившейся традиции, в параграфе, рассматривающем Русскую идею, основной упор в анализе философских сочинений делался не на одноименные работы Вл.С.Соловьева и Н.А.Бердяева. Обращение к взглядам на Русскую идею ряда других авторов дало возможность увидеть целый спектр мнений, выявить общие черты, позволяющие говорить о Русской идее как о форме бытия национального духа. Более пристальное внимание к философскому наследию Вл.С.Соловьева и Н.А.Бердяева уделено во втором и третьем параграфах II главы, что оправдано методологией исследования.

Объем диссертационного исследования не позволил в полной мере использовать данные, полученные соискателем по различным направлениям русской религиозной философии. В частности, за рамками представленной работы остался анализ идей русского космизма, являющегося уникальным сочетанием естественнонаучных и духовно-метафизических поисков отечественных мыслителей.

Затронутый в исследовании культурологический аспект становления русской религиозной философии не предполагал своего полного раскрытия и выполняет в работе вспомогательную функцию, вписываясь в рамки комплексного подхода к проблеме национального духа.

К сожалению, в работе не удалось развернуть линию исследования иррационального, как основополагающего элемента в методологических подходах русской религиозной философии. Возможно, такой взгляд на проблему русской философии может внести определенные коррективы в ход исследования национального духа, как необходимого условия существования русской философии, что, вероятно, выйдет за пределы общего направления историко-философской работы.

В результате, оставаясь в рамках заявленной специальности, не выходя за пределы объекта и предмета исследования и решая поставленные задачи, мы пришли к следующим выводам:

1. Оформление русской философии как самостоятельного, или национального, направления с собственными приоритетами, методами и гносеологическими установками, можно связать с динамикой становления национального самосознания как результата творческой активности национального духа. В становлении-развитии-оформлении русской религиозной философии национальный дух, качественно раскрывающийся в самосознании русского народа, выступает необходимым условием генезиса отечественной философской мысли.

2. Представители русской религиозной философской мысли затрагивали вопрос о духовных основаниях национального бытия в духовно-практических формах освоения социальной действительности, отражая метафизический уровень активности национального духа.

3. Русская религиозная философия выступает как практически-теоретическая сфера объективации национального духа, творчески проявляющего себя в интеллектуальной деятельности элиты нации. Не являясь объектом, национальный дух объективируется в эмпирической данности, раскрываясь в субъекте познания - философе, оставаясь творящим субъектом.

4. В аналитическом прочтении, в ряде работ А.С.Хомякова, Вл.С.Соловьева, Н.А.Бердяева и их современников, выявлена интенция национального духа как основание направленности философской деятельности, интуитивно осознаваемое и реализуемое в общей направленности мысли. Интенциональность национального духа в философских конструкциях русских мыслителей обусловлена метафизическим своеобразием императивных основ национального бытия, эмпирически выраженных в национально-культурных традициях.

5. Понятие «национальный дух» может являться полноценной w о 1 о категорией современной русской философии, продолжающей традицию русской религиозно-философской мысли. Категория национальный дух оперирует схожими по смысловому значению образами - понятиями, отражающими его как основание сверхэмпирического единства нации и национальных форм теоретически оформленного мировоззрения.

6. Русская идея является эмпирически явленной формой бытия национального духа, феноменологически проявляющейся в интеллектуальной деятельности гуманитарной элиты нации в виде комплекса эталонно-идеальных представлений о прошлом, настоящем и будущем России.

Проделанная работа высветила и перспективы, одна из которых - выявление национального духа в сфере русской литературы и гуманитарной словесности, как направления развития русской мысли, а также его значение для современного состояния рациональной рефлексии над основаниями и конституативными чертами как русской духовной культуры в целом, так и частными ее проявлениями.

Интересным может оказаться сравнительный анализ влияния национального духа на оформление русской философии и иных национальных философских школ.

Несомненный интерес представляет персонологическое изучение русской религиозной философии и выявление закономерных, национально-духовных оснований философских взглядов малоизученных или малоизвестных в силу конкретно-исторических причин русских мыслителей XX века. В частности, наше внимание привлекли «Очерки христианской апологетики» профессора Н.Н.Фиолетова, достойные тщательного историко-философского анализа, но не затронутые в данном исследовании.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Фомин, Вадим Евгеньевич, 2001 год

1. Августин Аврелий. О граде Божием. Кн. X1.. Гл. XIII-XVII // Августин Аврелий. Творения: В 4-т. Т.З. - СПб.; Киев: Але-тейя; УЦИММ-Пресс, 1998. - 595с.

2. Аверинцев С.С. Крещение Руси и путь русской культуры // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. - 464с. - С.53-60

3. Аксаков И.С. Федор Иванович Тютчев: биографический очерк //Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М.: Современник, 1981. - 383с.

4. Акулинин В.Н. С.Н.Булгаков: вехи жизни и творчества // С.Н.Булгаков. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350с. - С.5-24

5. Акулинин В.Н. Философия всеединства: От Вл.С.Соловьева к П.А. Флоренскому. Новосибирск: Наука, 1990. - 158с.

6. Ан С.А., Голубева Л. Н. Педагогика как форма существования русской философии. Барнаул: изд-во АКИПКРО, 1996. - 224с.

7. Ан С.А. Человек в религиях мира. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999. - 239с.

8. Аржанухин С.В., Благова Т.И. Славянофилы и западники // Очерки русской философии XVIII-XX вв. Екатеринбург: Издательство УрГЮА, 1994. - 140с. - С.34-52

9. Артемьева Т.В. Метафизика в России XVIII века: Диссертация на соискание степени доктора философских наук. СПб., 1996.

10. Артемьева Т.В. История метафизики в России XVIII века. -СПб.: Алетейя, 1996. 320с.

11. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоцио-логия. М.: Аспект Пресс, 1998. - 271с.

12. Архипов Е.А. Воспоминания. Цит. по: Акулинин В.Н. Философия всеединства. От В. Соловьева к П.А. Флоренскому. -Новосибирск: Наука, 1990. 158с.

13. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 208с.

14. Астафьев П.Е. Вера и знание в единстве мировоззрения // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. -М.: Москва, 2000. 544с. - С.352-527

15. Астафьев П.Е. К спору с г-ном Вл. Соловьевым // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. - 544с. - С.65-82

16. Астафьев П.Е. Национальность и общечеловеческие задачи // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. -М.: Москва, 2000. 544с. - С.25-57

17. Астафьев П.Е. Смысл истории и идеал прогресса // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. - 544с. - С.89-132

18. Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. -М.: Республика, 1992. 496с. - С.74-90

19. Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков. М.: Типография Мамонтова, 1912. - VIII. - 251с.

20. Бердяев Н.А. Дух и реальность. Основы богочеловеческой духовности // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с. - (Мыслители XX века). - С.364-460

21. Бердяев Н.А. Русская идея // Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, Харьков; Изд-во «Фолио»,1997. - 624с. (Серия «Антология мысли») - С. 11-248

22. Бердяев Н.А. Судьба России // Бердяев Н.А. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - 544с. - С.4-306

23. Бердяев Н.А. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи // Бердяев Н.А. Философия свободного духа.- М.: Республика, 1994. 480с. - С.318-362

24. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995. - 383с. - (Мыслители XX века).

25. Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994. - 480с. - С.230-316

26. Благова Т.И. Родоначальники славянофильства. А.С.Хомяков и И.В.Киреевский. М.: Высш. шк., 1995. - 352с.

27. Бабахо В.А. Левикова С.И., Ретюнских Л.Т. «Русская идея» в игре // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №6. - С.42-47

28. Бойков В.Ф. Соловьиная песня русской философии // Вл.С.Соловьев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. 896с. -(Русский путь). - С.7-40

29. Бубер М. Затмение бога // Бубер М. Два образа веры. М., 1995. - 464с. - (Мыслители XX века). - С.233-340

30. Буланов A.M. Рациональное и сердечное в теории познания и эстетике славянофилов // Славянофильство и современность. -СПб.: Наука, 1994. 262с. - С.77-91

31. Булгаков С.Н. О даре свободы // Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.- 350с. С.202-205

32. Булгаков С.Н. Размышление о национальности // Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. - 350с. - С.178-194

33. Василенко И. Греко-православная традиция в современном диалоге культур // Культура и экология. Поиск путей становления новой этики. М.: Интеллект, 1996. - 240с. - С.53-62

34. Ваторопин А.С. Основные тенденции и этапы развития русского национального самосознания в XIX-XX вв.: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук. Екатеринбург, 1993. - 17с.

35. Воронцов С.П. «Русская идея» как семиотический феномен // Человек. 1997. №3. - С.87-97

36. Гавриил, арх. История философии, ч. 6. История русской философии. Казань, 1840.

37. Гаврюшин Н.К. Забытый русский мыслитель.К 150-летию со дня рождения П.Е.Астафьева//Вопросы философии. 1996. № 12. - С. 75-83

38. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс Карл. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. - 527с. - С.5-25

39. Гвоздев А.В. Концепция «цельного духа» И.В.Киреевского и его педагогические взгляды // Человек. 1998. № 2. - С.139-148

40. Гегель Г.-В.-Ф. Сочинения: В 13 т.. -М.; Л.: Соцэгиз, 1935. - т. XI.

41. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1994. - 444с.

42. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. - 524с.

43. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.: Наука, 1977. - 703с.

44. Гершензон М. П.В.Киреевский: Биография // Русские народные песни, собранные П.В.Киреевским. Новая серия. М., 1911. - Т. 1. - C.I-XXIX

45. Гершензон М.О. Творческое самосознание // Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, М.О.Гершензона, А.С.Изгоева, Б.А.Кистяковского, П.Б.Струве, С.Л.Франка. М.: Изд-во «Новости» (АПН), 1990. - 216с.- С.74-100

46. Гершензон М.О. Славянофильство // Вопросы философии. -1997. № 12. С.68-72

47. Гиренок Ф. Пато-логия русского ума. Картография дословности. М.: Аграф, 1998. - 416с.

48. Гоготишвили Л.А. Мифология хаоса: (О социально-исторической концепции А.Ф.Лосева) // Вопросы философии.- 1993. №9. С.35-51

49. Громов Н.М., Козлов Н.С. Русская философская мысль X-XVII веков. М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288с.

50. Гулыга А.В. Русская идея и ее творцы. М.: Соратник, 1995.- 310с.

51. Гуляев А.А. Проблема духовности в русской религиозной философии: Автореферат диссертации национального соискание учёной степени кандидата философских наук. Екатеринбург, 1997. - 19с.

52. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984. - 350с.

53. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры. -М.: Искусство, 1981. 359с.

54. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. - 574с.- (Историко-литературный архив).

55. Донских О.А., Кочергин О.Н. О предпосылках культурологического подхода к истории русской философии. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 3.- С. 75-83

56. Достоевский Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы.- М.: Современник, 1989. 557с.

57. Егоров Б.Ф. О национализме и панславизме славянофилов // Славянофильство и современность. СПб.: Наука, 1994. -262с. - С.23-32

58. Емельянов Б.В. Три века русской философии (XVIII XX вв.).- Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1995. 226с.

59. Емельянов Б.В., Исаева М.В. Славянофилы: поиски идентичности / Фонд творческой педагогики. Екатеринбург, 1999. -195с.

60. Ермичев А.А. Русская философия как целое. Опыт историко-систематического построения: Диссертация в виде научного доклада на соискание учёной степени доктора философских наук. СПб., 1998. - 50с.

61. Завьялов М.Г. Русская идея как метатрадиция русской культуры // Судьба России: духовные ценности и национальные интересы. Тезисы Второй Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1996. 382с. - С.19-21

62. Замалеев А.Ф. Зоц В.А. Мыслители Киевской Руси. Киев: «Вища школа», 1987. - 184с.

63. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Издательство Магистр, 1996. - 352л.

64. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544с.

65. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 2. -Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. 544с.

66. Иванов А.В. Уровни русского самосознания // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально политические исследования. 1993. № 6. - С.56-63

67. Иванов А.В. Философско-богословская идея Софии: современный контекст истолкования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7: Философия. 1996. №2. - С.3-18

68. Иванов Вяч. О русской идее // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428с. - С.360-372

69. Иванов Вяч. Религиозное дело Владимира Соловьёва // Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.: Республика, 1994. - 428с. (Мыслители XX века). - С.337-345

70. Иванов О.Е. Предисловие. // Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: «Церковь и культура», 2000. - 396с. - С.7-12

71. Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта. В 2-х томах. М.: «РАРОГЪ», 1993. - 448с.

72. Ильин И.А. О русской идее /Наши задачи (Статьи 1948 -1951гг.) // Собр. соч.: В 10 т. Т. 2. Кн.1. М.: Русская книга, 1996. - 496с. - С.419-431

73. Ильин И.А. Основы христианской культуры // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1996. - 400с. -С.285-330

74. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 1. М.: Русская книга, 1996. - 400с. - С. 39-282

75. Ильин И.А. Сущность и своеобразие русской культуры. Три размышления // Ильин И.А. Собр. соч.: В 10 т. Т. 6. Кн.2. М.: Русская книга, 1996. - 669с. - С. 373-620

76. Казаков Н.И. Об одной идеологической формуле николаевской эпохи // Контекст. М., 1989.

77. Карамзин Н.М. Речь, произнесенная на торжественном собрании императорской Российской Академии// Избранные статьи и письма. М.: Современник, 1982. - 351с. - С.141-147

78. Карсавин Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496с. - С.314-323

79. Кареев Н.И. О духе русской науки // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496с. - С.172-184

80. Карпович М. Ещё раз о русском мессианизме // Новый журнал. 1958. №4.

81. Карташев А.В. Крещение Руси святым князем Владимиром и его национально-культурное значение // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. М.: Столица, 1991. -464с. - С.32-40

82. Киреевский И.В. В ответ А.С.Хомякову // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с. (История эстетики в памятниках и документах) - С.152-163

83. Киреевский И.В. Обозрение современного состояния литературы // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с. - С.164-217

84. Киреевский И.В. Речь Шеллинга // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с. - С.254-266

85. Киреевский И.В. Девятнадцатый век // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с. - С.82-105

86. Киреевский И.В. О необходимости и возможности новых начал для философии // Киреевский И.В. Критика и эстетика.- М.: Искусство, 1998. 463с. - С.314-355

87. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с. - С.266-3 13

88. Киреевский И.В. Отрывки // Киреевский И.В. Критика и эстетика. М.: Искусство, 1998. - 463с. - С.356-357

89. Киселев Александр, прот. Крещение Руси духовный стержень нашей истории // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. - М.: Столица, 1991. - 464с. - С.7-11

90. Клеман Оливье. Зундель, Бердяев и духовность восточного христианства // Страницы. Журнал библейско-богословского института св. апостола Андрея. 1996. № 1. - С.38-52

91. Князев В.М. Метафизика духа в русской религиозной философии конца XIX начала XX века: Диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук. - Екатеринбург, 2000. - 262с.

92. Коган JI.A. «Выслать за границу безжалостно» (Новое об изгнании духовной элиты) // Вопросы философии. 1993. №9.- С.61-84

93. Копалов В.И. Запад и Восток в Судьбе и истории России // Судьба России: духовные ценности и национальные интересы.

94. Тезисы Второй Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1996. - 382с. - С.3-8

95. Копалов В.И. Метафизические основания философии истории Вл. Соловьева и проблемы наступающего века (К 100-летию со дня смерти): Материалы Всероссийской научной конференции: В 2 ч,- Омск: Омск. гос. ун-т, 2000. Ч. 1. 224с. - С.119-128

96. Кошелев В.А. Парадоксы Хомякова // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. М.: Медиум, 1994. Т. 1. - 590с. - С.3-14

97. Кошелев В.А. Славянофилы и официальная народность // Славянофильство и современность. СПб.: «Наука», 1994. -262с. - С.122-135

98. Кремлева И.А. Об эволюции некоторых архаичных обычаев у русских // Русские: семейный и общественный быт. М.: Наука, 1989. - 336с. - С.248-264

99. Кувакин В.А. Религиозная философия в России: Начало XX века. М.: Мысль, 1980. - 309с.

100. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.: Канон, 1996. - 496с. (История философии в памятниках)

101. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля "Наука логики" //Ленин В.И. ПСС. Т. 29. М., 1969. - С.219-278

102. Леонтьев К.Н. Византизм и славянство // Леонтьев К.Н. Записки отшельника. М.: Русская книга, 1992. - 544с. - С.19-190

103. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М.: Мол. Гвардия, 2000. - 613с.

104. Лосев А.Ф. Родина // Литературная газета. 1990. № 4.

105. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Политиздат, 1991. - 525с. - (Мыслители XX века).

106. Лосский Н.О. Письмо Т.С. Франк от 4.V.51 // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997г. СПб.: «Але-тейя»,1997. - 320с. - С.273-274

107. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра: Основы этики; Характер русского народа. М.: Политиздат, 1991. - 368с. - (Б-ка этической мысли).

108. Лосский Н.О. История русской философии. М.: Высш. шк., 1991. - 559с. (Б-ка философа).

109. Любимова Г.В. «Пахание реки» и другие способы борьбы с засухой в обрядах русских крестьян Западной Сибири // Этнография Алтая. Барнаул, 1996. - 240с. - С. 164-167

110. Макарцева Н. Духовно-символические основы русской народной культуры // Культура и экология. Пути становления новой этики. М.: Интеллект, 1996. - 240с. - С.62-71

111. Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках: Образ мира и миры образов. М.: ВЛАДОС, 1996. - 416с.

112. Марцинковская Т.Д. Национальное самосознание и его отражение в российской психологической науке (середина XIX-начало XX века): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 1994. - 34с.

113. Марцинковская Т.Д. Русская ментальность и ее отражение в науках о человеке. М.: «Блиц», 1994. - 156с.

114. Масарик Т.Г. Россия и Европа. СПб.: РХГИ, 2000. - 448с.

115. Маслин М.А. «Велико незнанье России.» // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496с. - С.3-17

116. Маслин М.А. Русская идея // Русская философия. М.: Республика, 1995. - 655с. - С.421-423

117. Маслин М.А., Андреев А.Л. О русской идеи. Мыслители русского зарубежья о России и ее философской культуре. // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: «НАУКА», 1990. - 528с. -С.5-42

118. Межуев Б.В. «Русская идея» перед вызовом современности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Социально-политические исследования. 1993. №6. - С. 29-34

119. Мельников А.Н. Национальное сознание и русская идея // Русская идея. Барнаул: Изд-во Алт. Гос. ун-та, 1992. - 183с. - С. 11- 42

120. Мережковский Д.С. Пушкин // Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - 496с. - С.146-212

121. Мильдон В.И. Русская идея в конце XX века // Вопросы философии. -1996. №3. С. 46-56

122. Мочульский К.В. Владимир Соловьев: Жизнь и учение // Вл. С. Соловьев: pro et contra. СПб.: РХГИ, 2000. - 896с. - (Русский путь). - С.556-829

123. Нагорная JI.K. Понимание свободы в русском неохристианстве // Русская идея. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 1992. 183с. - С.107-121

124. Никифоров-Волгин В. Дорожный посох. М.: Русская книга, 1992. - 368с.

125. Новиков А.И. История русской философии Х-ХХ вв. СПб.: Лань, 1998. - 320с.

126. Одоевский В.Ф. Русские ночи. Л.: «Наука», Ленинградское отделение, 1975. - 317с.

127. Ольшанский Д.А. К вопросу о русской идее. Развитие взглядов В.Соловьёва философами-эмигрантами // В.С.Соловьёв: жизнь, учение, традиции: Материалы I Всероссийской научной заочной конференции. Екатеринбург: УрГУ, 2000. - 245с. - С. 134-143

128. Полетаева М.А. Особенности становления русского самосознания (этический идеал как основание национальной идеи): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. Москва, 1998. - 17с.

129. Полищук В.И. Судороги и томления русского духа // Русская философия и духовная культура современности: тезисы к республиканской научно-теоретической конференции. Книга 2. -Иркутск: ИГПИИЯ, 1991. 108с. - С.43-45

130. Поляков Л. Логика «русской идеи» // Общественные науки и современность. 1992. №3. - С.70-84

131. Поносов Ф.Н., Трофимов В.К. О судьбе русского национального самосознания // Судьба России: Духовные ценности и национальные интересы. Тезисы Второй Всероссийской конференции. Екатеринбург, 1996. -382с. - С.8-10

132. Поповский Н.Н. Речь, говоренная в начатии философических лекций при Московском университете // Русская философия второй половины XVIII века: Хрестоматия/ Сост. Б.В.Емельянова. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та,1990. - 400с.

133. Потебня А.А. Мысль и язык. Киев: СИНТО, 1993. - 192с.

134. Розанов В.В. О понимании. СПб.: Наука, 1994. - 540с.

135. Рябов О.В. Русская философия женственности (XI-XX века). -Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. 360с.

136. Садохин А.П. Этнология. М.: Гардарики, 2000. - 256с.

137. Самарин Ю.Ф. Два слова о народности в науке//Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М.:РОСПЭН, 1996. - 608с. -С.483-493

138. Самарин Ю.Ф. О мнениях «Современника», исторических и литературных // Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. -М.: РОСПЭН, 1996. 608с. - С.411-482

139. Сапронов П.А. Русская философия. Опыт типологической характеристики. СПб.: «Церковь и культура», 2000. - 396с.

140. Сарапульцева А.В. Религиозно-идеалистическая философия

141. B.В.Розанова: Диссертация на соиск. ученой степени канд. филос. наук. Екатеринбург: УрГЭУ, 1996. - 155с.

142. Сербиненко В.В. Вл.С. Соловьев. М.: Изд-во «НИМП», 2000. - 240с.

143. Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век). -М.: Изд-во РОУ, 1996. 112с.

144. Скворцов JI.B. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319с.

145. Скэнлан П.Дж. Нужна ли России русская философия? // Вопросы философии. 1994. № 1. - С.61-64

146. Смолин М.Б. Метафизик и гусар. Забытый мыслитель времен царствования Александра III // Астафьев П.Е. Философия нации и единство мировоззрения. М.: Москва, 2000. - 544с.1. C.5-24

147. Соловьев B.C. Идея человечества у Августа Конта // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - 822с. - (Философское наследие). - С.562-581

148. Соловьев B.C. Идолы и идеалы // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. - 688с. - (Из истории отечественной философской мысли). - С.604-637

149. Соловьев B.C. Кризис западной философии (Против позитивистов) // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - 822с. - С.3-138

150. Соловьев B.C. Любовь к народу и русский народный идеал (Открытое письмо к И.С. Аксакову) // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. - 688с. - С.293-310

151. Соловьев B.C. Национальный вопрос в России. Вып. I // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. - 688с. - С.259-410

152. Соловьев B.C. О народности и народных делах России // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. -688с. - С.279-292

153. Соловьев B.C. Оправдание добра. Нравственная философия // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988.- 892с. С.47-580

154. Соловьёв B.C. Русская идея // Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. - 736с. - С.219-246

155. Соловьев B.C. Самосознание или самодовольство? / Национальный вопрос в России. Вып.II // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Правда, 1989. - 688с. - С.592-603

156. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев В. С. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. - 822с. - С.493-547

157. Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989.- 736с.

158. Соловьёв B.C. Философские начала цельного знания // Соловьёв B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - 822с. -С.139-288

159. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Правда, 1989. - 736с. - С.5-170

160. Соловьев B.C. Об упадке средневекового миросозерцания // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. -822с. - С.339-350

161. Соловьев B.C. Три речи в память Достоевского // Соловьев B.C. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1988. - 822с. - С.289-323

162. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298с. - С.253-250

163. Тихомиров М.Н. Философия в Древней Руси // Русская культура X-XVIII веков. М.: «Наука», 1968. - 447с. - С.90-172

164. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. В 2 т. Т. 1.- М.: Медиум, 1995.- 606с.

165. Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. В 2 т. Т. 2.- М.: Медиум, 1995.- 624с.

166. Трубецкой Е.Н. Старый и новый национальный мессианизм // Русская идея. М.: Республика, 1992. - 496с. - С.242-257

167. Фёдоров Ю.М. Сумма антропологии. Ч. I: Расширяющаяся вселенная абсолюта. Ч. 2: Космо-антропо-социо-природогенез Человека. Новосибирск: «Наука». Сибирская издательская фирма РАН, 1996. - 833с.

168. Федотов Г. П. И есть и будет. Париж, 1932. Цит. по: Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век).

169. Федотов Г.П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990. - 528с. - С.444-450

170. Федотов Г.П. Стихи духовные: Русская духовная вера по духовным стихам. Paris, 1935. Цит. по: Сербиненко В.В. Русская религиозная метафизика (XX век).

171. Флоренский П.А. Общечеловеческие корни идеализма // Философские науки. 1990. № 12. - С.65-70

172. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Paris: YMCA-PRESS, 1983. - 600с.

173. Франк С.Л. De profundis // Из глубины: Сборник статей о русской революции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 298с.-С.251-269

174. Франк С.Л. Политика и идеи // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608с. (Из истории отечественной философской мысли) - С.65-76

175. Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. А.А. Ермичева. -СПб.: РХГИ, 1997. 448с.

176. Франк С.J1. Этика нигилизма // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. - 608с. - С.77-112

177. Хомяков А.С. Предисловие к «Русской беседе». // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994. - 590с. (Из истории отечественной философской мысли) - С.515-518

178. Хомяков А.С. Замечания на статью г. Соловьева «Шлецер и антиисторическое направление» // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1.- М.: Медиум, 1994. 590с. - С.519-533

179. Хомяков А.С. Записки о всемирной истории // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994. - 590с. - С. 15-446

180. Хомяков А.С. Несколько слов о философическом письме (Напечатанном в 15 книжке «Телескопа») // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Медиум, 1994. - 590с. - С.449-455

181. Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы //Хомяков А.С. Полн. собр. соч. Т. 1. М., 1878.

182. Хомяков А.С. Письма к В.Пальмеру (X-XII) // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Медиум, 1994. - 477с. - С.244-308

183. Хомяков А.С. Церковь одна // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т. Т. 2.- М.: Медиум, 1994. 477с. - С.5-23

184. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. -СПб.: Алетейя, 1994. 447с.

185. Цимбаев Н.И. «Под бременем познанья и сомненья.» (Идейные искания 1830-х годов) // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи: (Мемуары современников). М.: изд-во МГУ, 1989. - 446с. - С.5-39

186. Цимбаев Н.И. Капкан Гершензона // Вопросы философии.- 1997. № 12. С.65-67

187. Чаадаев П.Я. Сочинения. М.: Правда, 1989. - 655с. (Из истории отечественной философской мысли)

188. Шапошников Л.Е. Философия соборности: Очерки русского самосознания. СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 200с.

189. Шапошников Л.Е. Учение о соборности в воззрениях ранних славянофилов // Философские науки. 1990. № 10. - С.39-46

190. Шеллинг Ф.В.Й. К истории новой философии (Мюнхенские лекции) // Шеллинг Ф.В.Й. Сочинения в 2 т. Т. 2. М.: Мысль, 1989. - 636с. - С.387-560

191. Шеллинг Ф.В.Й. Система трансцендентного идеализма. Пер. И.Я.Колубовского. Л., 1936. - 479с.

192. Шеллинг Ф.В.Й. Бруно, или О божественном и природном наочале вещей. Беседа // Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2 т. Т. 1.- М.: Мысль, 1987. 637с. - С.490-589

193. Элиаде М. Священное и мирское.-М.: Изд-во МГУ, 1994. -144с.

194. Юнг К.Г. К пониманию психологии архетипа младенца // Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе.- М.: Политиздат, 1991. 336с. - С.119-124

195. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.- 527с. - С.28-286

196. Jaspers К. Vernunft und Existenz, Wien, 1935. Цит. по: Гай-денко П. Философия культуры Карла Ясиерса //Вопросы литературы. - 1972. №9. С. 64-72.

197. Barker A.M. The mother Syndrom in the Russian Folk Imagination. Columbus, 1986.

198. Clement O. Zundel, Berdiaev et la spiritualite du christianisme orientale. Revue de l'lnstitut Catholigue de Paris. 1986, Octo-bre - Desembre, p.23-47.

199. Copleston Frederick C. Russian religious philosophy: Sel aspects. Search press; Notre Dame, 1988. - XII. - 158p.

200. Goerdt W. Russisch Philosophie: Zugange und Durchblicke, -Freiburg, 1984.

201. Hubbs J. Mother Russia: The Feminine Mith in Russian Culture. -Bloomington, 1988.

202. Whittaker Cynthia. Russian education: An intellectual biography of count Sergei Uvarov. 1786-1 855. DeKalb, 1984.

203. Хаджиминова Ф.С. Руската идеалистическа философия и влиянието й върху философската мисъл в България от освобо-ждението до първа световна война. София: АНТИС, 1997. - 119с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.