Нравственные традиции этноса как социокультурное явление: На материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, доктор философских наук Федотов, Василий Артемьевич

  • Федотов, Василий Артемьевич
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2003, Чебоксары
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 279
Федотов, Василий Артемьевич. Нравственные традиции этноса как социокультурное явление: На материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов: дис. доктор философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Чебоксары. 2003. 279 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Федотов, Василий Артемьевич

ВВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ГЛАВА I. НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ПРЕДМЕТ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Традиции как форма исторической памяти этноса.

1.2. Преемственность и социальные функции нравственных традиций.

1.3. Категории общего, особенного и единичного в анализе национального и интернационального в нравственных традициях.

ГЛАВА II. НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ ЭТНОСА КАК ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

2.1. Значение общей теории этноса в интерпретации особенностей национальных нравственных традиций.

2.2. Нравственное сознание этноса как духовно-практическое отражение социальной действительности.

2.3. Социально-психологические уровни сохранения нравственных традиций этноса.

ГЛАВА III. УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО - ФОРМА ХРАНЕНИЯ И СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ 3.1. Народная поэзия как форма проявления и способ репрезентации нравственной культуры этноса.

3.2 Формы аккумуляция и отбора нравственных традиций в устной поэзии народов.

3.3. Поэтическое творчество тюркоязычных народов и особенности его влияния на нравственные традиции.

ГЛАВА IV. НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ В УСТНО-ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ

4.1. Народная мудрость об идеале нравственно-совершенного человека.

4.2 Традиции патриотизма и трудолюбия.

4.3. Традиции гуманизма, честности и правдивости.'.

4.4. Традиции дружбы и гостеприимства.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Нравственные традиции этноса как социокультурное явление: На материале устно-поэтического творчества тюркоязычных народов»

Общая характеристика работы.

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Важным условием построения демократического общества с постепенным и поэтапным переходом к рыночным отношениям является духовное обновление. Актуальность темы ярко вырисовывается на фоне смены социально-экономических и политических режимов. Тоталитарный режим недавнего прошлого нашей страны односторонне акцентировал в нравственности рационально-академический стиль, направленный на ограничение широкого пласта нравственной реальности, исторически присущей публичному сознанию народов. Это привело к забвению многими народами своего исторического прошлого, накопившего образцы бескорыстного взаимоотношения и взаимопомощи. Открытая демократией свобода позволяет использовать в воспитании не только кодексы морали, спущенные сверху, но и многогранный эмпирический опыт народа. Большую роль в этом направлении, несомненно, играют нравственные традиции. Нужно опираться на опыт наших предков, создавать новые условия для их развития. В этом смысле нравственное наследие является реальным богатством современности, требующим как теоретического анализа, так и практического применения.

Актуальность темы обусловливается условиями и особенностями материальной и духовной жизни этносов в России и странах СНГ. В современных условиях российской действительности духовная жизнь этносов испытывает необходимость осмысления и обновления прошлого и настоящего во всех сферах общества. Духовное обновление немыслимо без усвоения непреходящих общечеловеческих ценностей. Оно требует возвращения исторической памяти и восстановление забытых традиций и обычаев, несущих положительное нравственное богатство.

Каждый народ имеет свою, присущую только ему, культуру и историю, стремление определить свое место в потоке исторических событий. Но для этого необходимо формирование в его мировоззрении развитого национального самосознания. Осознанное отношение к нравственным ценностям этноса и чувства, связанные с ними, - все это проявление национального самосознания. В советский период подобное желание осуждалось и квалифицировалось как национализм.

Глубокое и всестороннее исследование нравственного наследия, сконцентрировавшего в себе многовековой опыт, овладение моральными ценностями прошлого способствует познанию закономерностей развития ценностного сознания, оптимальному решению стоящих перед обществом проблем, возникших на фоне глубокого социального и общекультурного кризиса. В этих условиях люди ищут какую-то нравственную опору, обращаются к моральным нормам, которыми жили предшествующие поколения.

Одним из центральных вопросов данного исследования является то, из каких элементов складывается нравственность, которая соответствовала бы реалиям общества с его формирующейся рыночной экономикой, предпринимательской свободой и иной деятельностью, многообразием самовыражения личности и народов.

Актуальность исследования данной проблемы связана с некоторыми аспектами нравственного воспитания. Проблема нравственного выбора была актуальной во все времена и остается таковой и на современном этапе. Идет поиск того, на каких нравственных идеалах и каким образом воспитывать подрастающее поколение. Внимание людей вновь обращается к общечеловеческим моральным ценностям, без творческого усвоения которых прогресс невозможен.

В процессе обновления общества, а также противоречивости развития ее духовной жизни, стала более ощутимой имевшая место в недавнем прошлом недооценка национальных моральных традиций и обычаев, необходимости их учета при решении сложнейших вопросов социальной жизни. При этом особое значение имеет повышение роли и значения народных нравственных ценностей в системе духовной жизни общества. Острота данной проблемы заключается и в том, что по мере движения на более высокий уровень постоянно возрастает не только роль нравственных традиций во всестороннем развитии личности, но и требования к ней со стороны общества.

В нравственном сознании и образе жизни народов России и СНГ ощущается потребность в духовном обновлении. Духовность как глубинное основание культуры, проявление «человеческого в человеке» является действенным принципом ценностного сознания и в этом особую роль играет сфера нравственности. В этом аспекте особенно актуальной является проблема изучения духовно-нравственной культуры многих поколений, которое представлено в фольклоре. Обращение к фольклору, который содержит всеобщие нравственные традиции, позволяет приобщить их к системе общечеловеческих ценностей.

Актуальность проблемы обуславливается также и теми качественными сдвигами, которые происходят на международной арене. В современных условиях, когда мир находится на высоком уровне интеграции, раздаются голоса о выдвижении морали на первый план в налаживании человеческих отношений на разных уровнях. Это обуславливается главным образом происходящими в мире глубокими переменами в духовных отношениях, которые требуют более серьезного социально-научного анализа процесса передачи нравственных традиций от поколения к поколению, от одного народа к другому народу. Ведь нынче, казалось бы, даже самые повседневные действия людей, которых обычно называют рядовыми, могут получить поистине глобальный резонанс. А это значит, что нравственный смысл деятельности каждого человека неизмеримо возрастает, как возрастает и роль моральных норм и заповедей, которыми люди должны руководствоваться, чем бы они ни занимались и где бы они не жили.

СТЕПЕНЬ РАЗРАБОТАННОСТИ ТЕМЫ. Современный этап развития науки характеризуется тенденцией к формированию интегративных направлений для научного знания. Так, исследование нравственных традиций должно проводится на стыке нескольких наук - философии, психологии, педагогики, этнографии, культурологи, а также на основе всестороннего изучения фольклорного материала.

Объектом исследования является социальное бытие, его культурно-духовная картина развития.

Предметом исследования является нравственная культурная традиция тюркоязычных народов, получивших отражение в их устно-поэтическом творчестве. В работе исследуются место народной морали в структуре общественного сознания и ее роль в нравственном воспитании подрастающего поколения. В философском осмыслении проблемы существенное влияние на данное исследование оказали труды видных представителей немецкой классической философии по вопросам сущности человека и роли нравственной культуры в процессе формирования личности. Несомненна значимость проблемы преемственности, передачи нравственного опыта от поколения к поколению. Автором использованы исследования современных отечественных и зарубежных философов по проблемам традиционализма, развития нравственной культуры.

В настоящее время наблюдается усиление внимания философской науки к не только научным, но и культурологическим формам освоения действительности. Возрастание интереса к роли практически-духовных форм освоения мира обусловлено потребностью в сближении философии с жизнью, что находит разные способы реализации. В этой связи в круг философского анализа попадает такое явление, как народная мудрость, народная мораль, нравственная традиция, рассматриваемые с точки зрения выполняемых функций в контексте развития духовной культуры.

Проблемы народной мудрости, народных нравственных традиций столь сложны и многообразны, что вопрос об их роли и месте в человеческой жизнедеятельности привлекает не только философов, но и историков, этнографов, филологов, педагогов и т.д. Эти проблемы нашли свое отражение и в трудах, где они не являются специальным предметом исследования. Так, они затрагиваются в книгах, брошюрах, статьях А.И.Арнольдова, С.А.Арутюнова, М.М.Бахтина, Ю.А.Бромлея,

A.А.Гусейнова, А.К. Уледова и др., посвященых вопросам истории и теории культурного развития, собственной культуре быта и т.д.

Следует признать, что на сегодняшний день в разработке проблем нравственного сознания достигнуты заметные успехи. В результате этих исследований опубликованы труды С.Ф.Анисимова, Л.М.Архангельского,

B.А.Блюмкина, Н.Н.Гумницкого, А.А.Гусейнова, О.Г.Дробницкого, Н.Н.Крутова, А.И.Титаренко, А.К.Уледова и других. Наметились новые подходы, в частности, структурно-генетический.

Основательную аргументацию и разностороннюю разработку идея взаимосвязи сознания, поведения и социальной психологии получает в психологии и педагогике (Г.М.Андреева, А.Г.Асмолов, Л.И.Божович,

C.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Н.Д.Левитов, П.Д.Парыгин, Б.Ф.Поршнев, Г.П.Предвечный, Д.Н.Узнадзе, А.К.Уледов, Ю.А.Шеркович и др.).

К числу наиболее значимых, посвященных проблемам генезиса, жанровых разновидностей, сюжетного состава, системы образов в фольклоре относятся работы А.П. Аникина, А.Н.Веселовского, Е.М.Мелетинского, В.Я.Проппа, Ю.И.Юдина а также А.К.Салмина, В.Г.Родионова Е.С.Сидоровой, М.Я.Сироткина, И.И.Одюкова и др.

Прямое отношение к теме исследования имеют работы Г.Н.Наджимова, В.Д.Плахова, Г.У.Сарсенбаева, И.В.Суханова К.В.Чистова и др.

Особую группу составляют труды, позволяющие выяснить сущность культурной традиции народа, в том числе народной художественной культуры, как значимого общественного явления, как наиболее важной формы выражения жизнедеятельности народа: А.Я.Гуревич, А.Х.Касымжанов, Л.Н.Коган, Д.С.Лихачев, В.Я.Пропп и др.

Философский анализ мировоззрения, представленного в фольклорных жанрах, предприняли исследования Л.Н.Когана, Н.А.Исмукова,

A.И.Петрухина и др., в которых проводится мысль о том, что мировоззрение народа является важным элементом формирования и развития общественно-политической мысли.

В последнее десятилетие были защищены диссертации по проблеме традиций: Рахматуллини З.Я. Традиция башкирского этноса как социокультурное явление (философский анализ). Уфа, 2000. Варюхина Т.О. Культура как ценность: социально-философский анализ. Саратов, 1998. Галиуллин И.Т. Народные традиции в становлении и развитии этнического самосознания: (на примере Республики Татарстан). Казань, 1999. Носова И.В. Традиции как социальный феномен и объект социального и информационного анализа. Новосибирск, 2000. Бойматов А.Х. Традиции как механизм духовного развития субъекта исторического процесса. М., 1987. Ерюшкина О.С. Традиция как действительность культуры. Саранск, 1999. Завьялов М.Г. Традиция как способ самоидентификации общества. Екатеринбург, 1997.

Но среди них отсутствуют научные работы, посвященные нравственным традициям.

Предмет нашего исследования тесно связан со многими другими аспектами нравственного сознания этноса: этнопедагогикой, этнопсихологией. Среди ученых, педагогов и мыслителей, занимающихся проблемами воспитания, получившие отражение в общепризнанных этнопедагогических и этнопсихолгических исследованиях следует отметить

B.И.Водовозова, Г.С.Виноградова, Г.Н.Волкова, З.П.Васильцеву, А.Э.Измайлова, К.Ж.Кожахметову, Т.Н.Петрову, Я.Н.Ханбикова и др. Авторы затрагивают вопросы устного народного творчества в процессе воспитания и привития нравственных ценностей в сознании подрастающего поколения.

Специальных работ, в которых бы рассматривался феномен традиционной нравственной культуры народа, как формы практическидуховного освоения действительности, в нашей философской литературе автором не выявлено. Однако такой анализ крайне необходим.

Эмпирическую базу данного исследования составили различные произведения устно-поэтического творчества тюркоязычных народов, что ни в коей мере не игнорирует богатое устное творчество других народов.

Начальный этап исследования автора - «Отражение в фольклоре обыденного сознания и его роль в формировании нравственного облика личности» (кандидатская диссертация. М., 1981 г.) - был представлен на материале устного творчества тюркоязычных народов Поволжья: чуваш, татар, башкиров. В данной работе автор расширил рамки изучения путем использования в качестве эмпирического материала устно-поэтическое творчество наиболее крупных тюркоязычных народов. Значительная часть выдвинутых положений непосредственно или опосредованно связаны с результатами собранного автором эмпирического материала, который в большей степени стимулировал работу по теоретическому осмыслению проблем народной нравственной мудрости.

Учитывая особую актуальность и практическую значимость нравственных традиций этноса, недостаточную разработанность проблемы, автор избрал ее в качестве предмета самостоятельного теоретического анализа.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. Цель диссертационного исследования состоит в разработке философской концепции, раскрывающей роль духовной культуры как фактора нравственной консолидации этноса. Автор поставил цель: рассмотреть нравственные традиции на уровне всесторонней конкретизации с помощью системного освещения эмпирического материала.

Цель диссертационного исследования состоит в целостном социально-философском анализе нравственных традиций этноса как социокультурного явления. Ее достижение предполагает решение следующих задач:

- проследить действие закона преемственности, предполагающей не только переход в новое качественное состояние, но и раскрывающий механизм аккумуляции и консолидации постоянного, прогрессивного в нравственных традициях этноса;

- определить место и роль нравственных традиций в исторических судьбах и в духовном обновлении этноса в условиях современного пространственно-временного континуума, в рамках которого организована жизнь народа;

- выявить особенности действия принципа всеобщей связи и взаимовлияния в функционировании нравственных традиций этноса в условиях сотворчества с другими национальными культурами в едином духовно-культурном пространстве многонациональных республик;

- показать место и роль нравственных традиций в мировоззренческом и этико-эстетическом просвещении и воспитании подрастающего поколения.

Теоретической и методологической основой исследования выступили следующие принципы научного познания: принцип объективности, принцип развития и преемственности, принцип включения этнических традиций во всеобщую связь общечеловеческих ценностей, единство теоретического и эмпирического, теории и практики.

В процессе исследования автор исходил из принципа совмещенности исторического и логического с целыо выявления стержневых черт, которые консервативно функционируют на протяжении всего исторического бытия нравственности этноса. Этим обусловлена динамика развития нравственных ценностей для исторически различных эпох человеческой цивилизации.

Автор опирался на труды зарубежных и отечественных исследователей в области социальной психологии, традициологии, культурологии, социологии, этнопсихологии и этнопедагогики. Использование богатейшего фольклорного наследия тюркоязычных этносов оказало значительную помощь в исследовании нравственных традиций, их основополагающих ценностей и смысложизненных установок.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И РЕЗУЛЬТАТЫ диссертационного исследования отражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

- выявлен онтологический образ нравственных традиций как способа сохранения и развития бытия этноса. В этом контексте прослежено действие закона преемственности, в логике которой представлена объективно необходимая связь между новым и старым в процессе развития; определена динамика нравственных традиций как саморазвивающиеся системы;

- выявлено место и роль нравственных традиций в исторической судьбе и духовном обновлении этноса;

- определены место и роль нравственных традиций в мировосприятии и этико-эстетическом просвещении и воспитании подрастающего поколения. Исторически сложившиеся нравственные традиции «призывают» жить в мире и согласии со всеми народами, независимо от их национальной принадлежности.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Предложенный концептуальный образ нравственных традиций дает возможность по-новому, трезво взглянуть на прошлую, настоящую и будущую историю этносов с целью определения политической стратегии национальных республик. Данное исследование направлено па выработку соответствующих современной общественной жизни положений о роли нравственных традиций в жизнедеятельности общества, этноса. Автор считает, что они значимы для достижения единства национального и интернационального, для нравственного и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения на богатом фольклорном материале.

Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы при разработке социальной политики, одной из задач которой является развертывание созидательного творчества народа, что немыслимо без включения в этот процесс нравственного наследия. Оно должно сыграть определенную роль в развитии теоретической основы гуманистической ориентации нравственной мудрости народа.

Данное исследование направлено на достижение цельного представления об этических учениях тюркоязычных народов, отраженных в их устно-поэтическом творчестве, ибо содержит материал, который может быть использован при создании программ, предназначенных для изучения истории философской и этической мысли народов мира.

Результаты работы могут быть положены в основу спецкурса по социальной философии, а также использованы как при чтении соответствующих курсов социально-гуманитарного цикла, так и в работе средств массовой информации и пропаганды и воспитании подрастающего поколения.

АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основное содержание диссертации отражено в четырех монографиях: «Природа обыденного морального сознания», Алма-Ата, 1993 г. (4 п.л.), «Народная мораль как составная часть духовной культуры», Алма-Ата, 1995 г. (10 п.л.), депонированных КазГосИНТИ, «Этноэтика: народная система нравственного воспитания», Алма-Ата, 1997 г., издательство «Гылым» (11,5 п.л.), «Нравственные радиции этноса» Map. гос. ун-т Йошкар-Ола, 2003 г. (октябрь) (7,2 п.л.), а также более чем 40 публикациях.

Результаты и основные положения диссертационного исследования апробированы на следующих международных конференциях и симпозиумах: международный симпозиум-семинар «Восток-Запад»: диалог культур. Алма-Ата, 1992 г., международная научная конференция «Учение В.И.Вернадского и современная экологическая ситуация» Акмола-Боровое, 1993 г., I и II международные конференции «Социальные и экономические аспекты развития региона: потенциал, проблемы и перспективы» Павлодар, 20012002 гг.

Основные положения работы использовались в деятельности чувашского общественно-культурного центра и Малой Ассамблеи народов Казахстана Павлодарской области.

Материалы исследования активно использовались в периодической печати в передачах республиканского радио и телевидения, в преподавании ряда социально-гуманитарных дисциплин.

Основные положения исследования были обсуждены на кафедре философии Павлодарского госуниверситета им. С.Торайгырова, в институте философии Академии наук Республики Казахстан, на кафедре философии Казахского государственного национального университета им. Аль-Фараби. Диссертация дважды обсуждалась на кафедре философии и методологии науки Чувашского госуниверситета им. И.Н.Ульянова (сентябрь 2002 г., январь 2003 г.) и рекомендована к защите.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Федотов, Василий Артемьевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретико-эмпирические исследование проблем народной морали -дело чрезвычайно актуальное. Проведенное исследование нравственных традиций позволяет установить этноэтичекие представления, и возможно предмет этноэтики как особой дисциплины. Для этого необходимо определить ее источники, принципы, методы, характерные особенности. Данное исследование, первый шаг на этом пути. Концепция этнического в народной морали рассматривает нравственные воззрения народа как сгусток веками накопленного опыта по воспитанию молодого поколения, гениально воплощенных в разнообразных памятниках народного творчества.

Эмпирическую базу этноэтики создал народ. Теоретическая надстройка ее создавалась, вернее сказать только создается во взаимодействии исторически сложившейся теории морали. Сегодня стоит вопрос о статусе этноэтики как особой дисциплины, она до сих пор не заняла подобающего ей места в общей системе этических исследований.

Всесторонний анализ памятников морали тюркоязычных народов позволяют сделать выводы, подчеркивающие специфику этнических представлений морали. Приводимые в исследовании поговорки, пословицы, сказки, песни, эпосы и т.п. пробуждают чувство оптимизма в своеобразном этническом преломлении, они стремятся привить людям своенравного характера, и, прежде всего молодежи, самые лучшие общечеловеческие качества. Для того чтобы наиболее успешно решать эти благородные задачи, опираясь на народную мудрость, следует принимать во внимание следующие обстоятельства.

Этноэтика, ставшая нормой жизни, опровергает какие-либо межнациональные трения, она целенаправленно формирует доброжелательный интерес к духовным сокровищам других народов и сама в свою очередь тоже является источником такого интереса. Народная мораль этноса всегда озабочена формированием у подрастающего поколения миролюбия, гуманных взаимоотношений. Культура межнационального общения является естественной, неотъемлемой частью народной этической культуры и не одни, в том числе и самый малочисленный народ, не обойдет этой культуры. Изучение этнического опыта воспитания позволяет представить нравственный процесс как естественноисторический. Воспитание при этом выступает как закономерное следование одного общественного явления за другим, то есть как естественная форма поведения. Едва ли можно привести другой, более убедительный аргумент для доказательства объективного характера нравственных закономерностей.

Имеются серьезные исследования, посвященные проблеме традиции. В качестве эмпирической базы в них использовались истории становления традиции разных народов, наций и этносов. К сожалению выпала из поля зрения история и современное состояние тюркоязычных народов. Диссертант ограничил исследовательское пространство извлечением исторической закономерности в сфере преемственности нравственных традиций из материалов устно-поэтического творчества тюркоязычных народов.

Автор преследовал широкоплановую задачу - уложить в единую систему огромный пласт разнообразного эмпирического материала. Сквозь бесконечное разнообразие данных, составляющих эмоциональную мудрость народов, отчетливо просматривается нить исторической закономерности и регулярности. Какой бы специфичностью ни обладала жизнь и творчество тюркоязычных народов в них содержится такое нечто общее, что присуще почти всем народам, имеющим свое историческое прошлое и настоящее. Для этой цели автором собраны и уложены в систему огромный массив из фрагментарных исторических данных, чтобы перебросить единый теоретический мост от прошлого к настоящему.

Основной исследовательский акцент падает на проблему преемственности, свойственной нравственным традициям. Речь идет не о простой преемственности, а о довольно сложной и запутанной причинности, лежащей в основе избирательной сохранности таких традиций, которые обеспечивают живучесть и даже прогресс этноса.

История не укладывается в принцип линейной причинности. Она делает внезапные «петли», скачки к прошлому, хотя и не в буквальном смысле. Исследователь не должен теряться - впасть в философию золотого века. Несмотря на то, что история делает зигзаги, в ней превалирует поступательность, обновление и творчество. Такова диалектика преемственности нравственных традиций прокладывающей себе путь сквозь бесконечный калейдоскоп исторических переворотов.

Диалектика в прошлом слишком большое значение придавала внешним причинам исторического движения. Подлинная диалектика преодолевает ограниченность старой методологии. Изучение исторических материалов показывает, что движение, изменение и развитие происходит за счет «столкновения» двух факторов: внешних и внутренних. Понятно как реальные исторические перемены отражаются в нравственном облике народа, этноса. Но мы не можем отказаться от очевидной реалии того, что историю делают сознательные, духовно ориентированные личности. История - это сплав объективного и субъективного. Субъекты в силу своей приверженности к тем или иным идеям и страстям вносят ощутимые возмущения в линейный исторический процесс.

Традиции и стабильны (инертны), и изменчивы. Одним из существенных факторов, обеспечивающих единство противоположностей, является вторжение субъективных факторов, куда больше всего входит дух, душа народа. Традиции «движутся» и «покоятся» не только в силу внешних толчков, а в силу срабатывания механизмов самоорганизации, очевидно присущей духовной сфере народа.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Федотов, Василий Артемьевич, 2003 год

1. Абсаттаров Р.Б. Национальные процессы: особенности и проблемы -Алма-Ата: Гылым, 1995. - 245 с.

2. Аверин Н.М. Природа общечеловеческого в морали //Филос. науки. -1973. №2. - С.33-40

3. Азербайджанские пословицы и поговорки. Баку: Азернесир, 1968. -124 с.

4. Азербайджанские сказки, мифы и легенды. Баку, Азернесир, 1963. -302 с.

5. Айтматов Ч.Т. Статьи, выступления, диалоги, интервью. М.: Изд-во Агентства печати «Новости», 1988. - 384 с.

6. Алимджан X. Избранные произведения. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, 1971 -335 с.

7. Аникин В.П. Теория фольклорной традиции и ее значение для исторического исследования былин. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 331 с.

8. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.

9. Анисимов С.Ф. Марксистко-ленинская этика: Лекции по курсу. 4.1. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 66 с.

10. Андреева Г.Н. Социальная психология. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 415 с.

11. Антология каракалпакской поэзии. Ташкент: Изд-во худож. лит., 1968. -607 с.

12. Антология педагогической мысли Казахстана /Сост.: К.Б.Жарыкбаев, С.К.Калиев. Алматы: Рауан, 1995. - 512 с.

13. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введ. в культурологию. М.: Изд-во МГИК, 1992. - 237 с.

14. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-243 с.

15. Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Сусоколов А.А. Этносоциология: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 1999.-271 с.

16. Архангельский JI.M. Курс лекций по марксистко-ленинской этике. М.: Высш. шк., 1974.-318 с.

17. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151 с.

18. Ашмарин Н.И. Очерк народной поэзии у чуваш //Этногр. обозрение -1892.-Кн. 13/14, №2/3.-С. 42-65.

19. Ашмарин Н.И. Сборник чувашских пословиц. Чебоксары, 1925. - 56 с.

20. Баллада о Робин Гуде /Предисл. А.М.Горького. М., 1919. - 146 с.

21. Баруллин B.C. Основы социально-философской антропологии. М.: ИКЦ «Академ - книга», 2002. - 455 с.

22. Баруллин B.C. Социальная философия. М., Изд-во МГУ, 1993. ч. 1 -336 е., ч. 2.-240 с.

23. Бахтин М.М. Творчество Ф. Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Худож. лит., 1990. - 541 с.

24. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -423 с.

25. Башкирские народные сказки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1987. - 115 с.

26. Башкирские предания и легенды. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1985. - 287 с.

27. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JI., 1948. -280 с.

28. Белинский В.Г. Избранные философские произведения. Т. 1. М.: Госполитизидат, 1948. - 642 с.

29. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 10. Статьи и рецензии. 1846-1848. М., 1956. - 474 с.

30. Библер B.C. Перестройка и нравственность. Материалы круглого стола //Вопр. философии. № 7, 1990. С. 11-15.

31. Блюмкин В.А. О чести и достоинстве советского человека. М.: Знание, 1974.-62 с.

32. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. -М.: НПО «МОДЭК», 1995. 349 с.

33. Бромлей Ю.В. К разработке понятийно-терминологических аспектов национальной проблематики //Сов. педагогика. 1989, №6. С. 3-17.

34. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. -М: Наука, 1983. -412 с.

35. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

36. Бромлей Ю.В. Этнос и этносоциальный организм //Вестник АН СССР. 1970. №8. С. 48-54.

37. Бромлей Ю.В., Подольный Р.Г. Человечество это народы. - М.: Мысль, 1990.-391 с.

38. Бэллнер Э. Нация и национализм. М.: «Прогресс», 1991. - 320 с.

39. Василенко В.А. Мораль и общественная практика. М.: Изд-во МГУ, 1983.- 176 с.

40. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: (Заметки журналиста). 2-е изд., доп. - М.: Педагогика, 1988. - 157 с.

41. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. - 404 с.

42. Виноградов Г.С. Народная педагогика. Иркутск, 1926. - 293 с.

43. Вичев В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978. - 357 с.

44. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 376 с.

45. Волков Г.Н. Исследование, изучение, освоение и применение народной педагогики //Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Чебоксары, 1991. - С. 3-16.

46. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1989. -334 с.

47. Волков Г.Н. Рассказы моей бабушки. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1957.-96 с.

48. Волков Г.Н. Идея совершенного человека в народном воспитании //Сов. педагогика. 1971, №10. - С. 107-113.

49. Волков Г.Н. Неотъемлемая часть народной культуры //Советская педагогика. 1989, - №7. - С. 98-103.

50. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1974. -376 с.

51. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Academia, 1999. - 168 с.

52. Гаман О.В. Модернизация и культурная традиция //Модернизация и национальная культура. Матер, теор. семинара. М.: Изд-во «Апрель -1985», 1995-87-94 с.

53. Гегель Г.В. Лекции по истории философии. Книга вторая. Соч. Т. 10. -М.-Л.: Наука, 1982.-457 с.

54. Гегель Г.В. Сочинения. Т. 5. Наука логики. М.; Л.: Соцэгиз, 1937. -715 с.

55. Гегель Г.В. Сочинения. Т. 1. Энциклопедия философских наук. Логика. -М.: Соцэгиз, 1930.-367 с.

56. Гегель Г.В. Философия права. М.: Мысль. 1990. - 524 с.

57. Гегель Г.В. Эстетика. В 4-х т. Т. 1. М.: Искусство, 1968. - 312 с. Т. 2. -326 с.

58. Гете И.В. Собрание сочинений: В 13 т. Т. 9. М.; Л.: Соцэгиз, 1932. -614 с.

59. Горький A.M. О литературе. М.: Сов. писатель, 1955. - 867 с.

60. Горячева А.И., Макаров М.Г. Общественная психология. Л.: Наука, 1979.-216 с.

61. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.-279 с.

62. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Прогресс, 1993.-543 с.

63. Гумилев Л.Н. Древние тюрки. М.: Наука, 1967. - 504 с.

64. Гумницкий Д.Н. Нравственное воспитание: цель, условия, закономерности. М.: Знание, 1983. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Этика; № 6).

65. Гуров Ю.С. Новые советские традиции, праздники и обряды. -Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1990. 108 с.

66. Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М.: Мол. гвардия, 1988.-269 с.

67. Даль В.И. Пословицы русского народа. М.: Гослитиздат, 1957. - 991 с.

68. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. -М.: Книга, 1991. 573 с.

69. Джандильдин Н. Природа национальной психологии. Алма-Ата: Изд-во «Казахстан», 1971. - 304 с.

70. Димитриев В.Д. Чувашские исторические предания. Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1983. - 110 с.

71. Добролюбов Н.А. Избранные статьи. М.: Современник, 1980. - 444 с.

72. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений: В 30 т. Т. 20. Статьи и заметки. 1862-1865. М., 1980.-432 с.

73. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М.: Наука, 1977. - 333 с.

74. Жирмунский В.М. Тюркский героический эпос. Избр. труды. JL: Наука, 1974.-727 с/

75. Емельянов Н.В. Сюжеты якутских олонхо. М.: Наука, 1980. - 375 с.

76. Измайлов А.Э. Народная педагогика: педагогическое воззрение народов Сред. Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252 с.

77. Ильенков Э.В. Всеобщее. //Филос. энцикл. М., 1960. - Т. 1. - С. 301304.

78. Ильенков Э.В. Единичное. //Филос. энцикл. М., 1962. - Т. 2. - С. 102104.

79. Ионин Л.Г. Социология культуры: Учеб. пособие М.: Логос, 1998. -278 с.

80. Исмуков Н.А. Диалектика общего и особенного в развитии национальных культур: (Филос.-методол. аспект пробл.). Чебоксары: Чуваш, кн. изд-во, 1992. - 202 с.

81. Исмуков Н.А. Национальное измерение культуры: (Филос.-методол. аспект). М.: МГПУ «Прометей», 2001. - 274 с.82

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.