Образно-художественные аспекты формирования визуального содержания в рекламной графике: на материале наружной рекламы Байкальского региона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат искусствоведения Шолохов, Андрей Викторович

  • Шолохов, Андрей Викторович
  • кандидат искусствоведениякандидат искусствоведения
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 201
Шолохов, Андрей Викторович. Образно-художественные аспекты формирования визуального содержания в рекламной графике: на материале наружной рекламы Байкальского региона: дис. кандидат искусствоведения: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Москва. 2011. 201 с.

Оглавление диссертации кандидат искусствоведения Шолохов, Андрей Викторович

Введение

Глава I. РЕКЛАМНАЯ ГРАФИКА КАК ОБРАЗНО

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОРМА КОММУНИКАЦИИ

1.1. Визуальное содержание рекламной графики: генезис, развитие, взаимодействие с изобразительными искусствами

1.2. Образно-художественные содержание рекламной графики в визуальном коммуникативном процессе

1.3. Структура рекламного произведения: семиотические, психологические, социальные и маркетинговые факторы

1.4. Специфика формообразования в рекламной графике, его информационно-эмоциональное наполнение

Глава II. СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ, ИХ АКТУАЛИЗАЦИЯ В НАРУЖНОЙ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЕ

2.1. Содержание, выразительные средства и приемы в рекламной графике

2.2. Шрифт, его образное содержание в графическом дизайне рекламного обращения

2.3. Фотографические средства и приемы в графическом дизайне наружной рекламы, образно-художественное содержание

2.4. Компьютерные средства выразительности и приемы формообразования в наружной печатной рекламе

Глава III. СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНАЯ ПРАКТИКА В ГРАФИЧЕСКОМ ДИЗАЙНЕ НАРУЖНОЙ

РЕКЛАМЫ БАЙКАЛЬСКОГО РЕГИОНА

3.1. Композиционные приемы и виды визуальной организации в рекламной графике Байкальского региона

3.2. Визуальное содержание в дизайне щитовой рекламы городов Байкальского региона, выразительные средства и приемы

3.3. Образное содержание его виды и специфика приемов их выражения в региональной рекламной графике

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образно-художественные аспекты формирования визуального содержания в рекламной графике: на материале наружной рекламы Байкальского региона»

Для современного российского дизайна рекламная графика выступает как относительно новый объект проектной деятельности и теоретических исследований. Ее информационная роль в процессе производства материальных ценностей трансформировалась в развитую систему образного и эстетического воздействия на индивидуума и общество, в важную составляющую часть общественной жизни.

Дуализм рекламы как явления культуры (с одной стороны, ее внутренняя направленность на реализацию утилитарных, прагматических целей, с другой - актуализация ее внешних форм через эмоционально-эстетические, художественные средства выражения) приводит к концептуальной сложности ее исследования как целостной системы. Полифункциональность графического дизайна в рекламе (посредничество в системе взаимодействия продавец-потребитель, механизм распространения новых идей и моделей поведения, формирование художественного мировоззрения и стилистических предпочтений современного человека через визуальные маркеры и эстетические ориентиры и т.д.) вызывает необходимость его комплексного изучения с точки зрения разных научных направлений.

При анализе рекламной графики искусствоведение может выступать основой междисциплинарных исследований в разных направлениях, в том числе изучения принципов художественного формообразования. Концептуальная сложность рекламы (при всей ее кажущейся простоте и даже примитивности) вызывает необходимость обращения к теоретическим и практическим наработкам культурологии, социологии, психологии, лингвистики и т. д., так как используемые в рекламной графике средства решения своих специфических задач заимствованы из научного, культурного и художественного контекстов.

Изучение и систематизация материала, не являвшегося ранее предметом искусствоведческого изучения, является насущной необходимостью в современном графическом дизайне, в том числе и рекламном, что, в свою очередь, позволяет выявить своеобразие его художественного эмоционально-визуального воздействия.

Искусствоведение обладает достаточно разработанным исследовательским инструментарием, который может быть чрезвычайно действенным орудием для понимания принципов функционирования и проектирования в графическом дизайне рекламной продукции, хотя этот потенциал, думается, используется еще недостаточно.

Реклама на билбордах (наружная печатная реклама, щитовая реклама, баннерная реклама) как часть рекламной графики представляет интерес как наиболее показательный пример использования художественных приемов графического дизайна в прагматических целях. В настоящее время щитовая реклама - это стремительно развивающаяся отрасль рекламной индустрии, которая, по некоторым оценкам, занимает более трети всего рекламного рынка. Однако она является не только декоративным украшением городов или отражением присущей городу экономической активности. В городском пространстве она существенным образом связана с массовым сознанием, выступая как «полномочный представитель» массового искусства. Региональный дизайн рекламы на билбордах имеет дополнительную специфику, возникающую как следствие своеобразия жизни и функционирования информационных и потребительских потоков в провинции.

Научной базой диссертации является обширный, при этом достаточно разрозненный массив работ, относящихся к теме исследования, который представлен несколькими типами источников. Первый - литература по теории искусства, поскольку реклама, безусловно являясь частью современной эстетической культуры, при создании собственных образов и форм использует в своих целях достижения искусства. Второй источник - литература по теории дизайна, и графического дизайна в частности, который определяет методологические принципы исследования. Третий - литература по теории и практике рекламы, которая напрямую обращается к объекту и предмету исследования данной диссертационной работы - визуальной рекламе и ее частному случаю - рекламной графике в городском пространстве.

Взаимодействие между этими группами источников в данной работе формируется, главным образом, за счет работ искусствоведческой, культурологической, семиотической, психологической и социологической направленности.

Для целей настоящего исследования наиболее значимыми являются работы о проектной культуре в целом и ее взаимосвязях с широким социальным и художественным контекстами, представления о сущности графического проектирования в дизайне и о структуре проектного образа; представления о стратегиях и тактиках проектного процесса, об эстетической оценке и восприятии продуктов дизайна.

Существует ряд работ, рассматривающих эту тему частично или в рамках определенного научного направления.

С позиции эстетического содержания рекламу изучали В. Н. Ляхов, Е. В. Черневич, Л. В. Корнилов, С. А. Дзинкевич, Э. М. Глинтерник, Е. В. Сальникова и др.

Коммуникативному процессу в ракурсе образной выразительности и методологии проектирования в рекламной графике посвящены труды Е. Э. Павловской, Р. Ю. Овчинниковой, X. Кафтанджиева, П. А. Пименова и др.

Как инструмент регулирования товарно-денежных отношений реклама описывается в работах А. Маслоу, М. Марка, Д. Огилви, Л. Перси, К. Пирсон, М. Пресса, Р. Ривза, Дж. Р. Росситера, К. Хопкинса и др.

Психологию восприятия рекламы исследуют П. А. Кудин, Б. Ф. Ломов, А. А. Митькин, С. Кара-Мурза, Е. В. Медведева, В. Ценев и др.

К разным аспектам графического дизайна рекламного продукта обращены диссертационные исследования Г. П. Аксеновой, Т. А. Вековцевой, П. А. Гузенко, Ю. В. Ерохиной, Е. А. Ефремовой, Т. С. Игошиной, А. П. Симонова и др.

Важными для нашего исследования являются работы, рассматривающие рекламу в городском пространстве с позиций маркетинговых исследований, -И. С. Ищенко, С. Кулижонкова, А. Петелина; психологии рекламного воздей5 ствия - работы А. Н. Лебедева, А. К. Боковикова; социологической и культурологической - В. Злобина, В. Б. Устина; с позиций историографии - А. Са-зикова.

Образно-художественное содержание в рекламной графике необходимо изучать, опираясь на философско-мировоззренческие основы профессии и методологии проектирования, заложенные в трудах В. Р. Аронова, О. И. Ге-нисаретского, В. Л. Глазычева, Е. В. Жердева, А. Н. Лаврентьева, В. Ф. Сидоренко, В. Т. Шимко.

Использование в дизайне рекламы художественных средств для создания особого мифологизированного визуального пространства хорошо изучено современной наукой. Выбор этих средств обусловлен маркетинговыми причинами, которые выступают стиле- и формообразующими факторами, что, как отмечал еще в 1975 году В.Н.Ляхов [110, с. 5-6], приводит к неизбежным сложностям искусствоведческого анализа рекламной графики. Однако, обосновав метод структурно-функционального анализа и системного подхода в формообразовании различных видов печатной продукции, В. Н. Ляхов дает ориентир в решении этих проблем.

Рекламная графика в городском пространстве в своем художественно-образном выражении опирается на опыт, имеющийся в таком достаточно исследованном современным искусствоведением направлении, как графический дизайн афиш и плакатов.

В целом можно констатировать, что исследований, посвященных собственно наружной рекламе, не так много. Однако практически все авторы, анализирующие историю рекламы, в первую очередь опираются на материалы графического исполнения: исторически реклама родилась на страницах газет и изначально требовала соответствующего графического оформления, так же, как афиши, плакаты и вывески явились предтечами современной рекламы на билбордах. Например, в книгах А. Некрыловой «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII — начало XX века» и А. Повелихиной и Е. Ковтуна «Русская живописная вывеска и художники авангарда» [139] ярмарочная реклама и вывески подробно описаны именно как графический продукт.

Одной из первых публикаций, касающихся изучения рекламы в начале XIX века, можно считать работу Ф. Дистрибуенди «Взгляд на московские вывески» [57] и статью «Петербургские вывески», опубликованную под литерой Т в журнале «Иллюстрация» № 30 за 1848 год, посвященные живописной вывеске, ее общему состоянию и детальной характеристике.

С конца XIX века стали эпизодически появляться работы, касающиеся рекламы в целом. Это «Реклама. Ее значение, происхождение и история» Н. Плисского [135] и «Русская реклама» А. Веригина [30], «Реклама в XX веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле» Н. Верхового [31]. И хотя эти брошюры лишь знаменуют факт интереса к истории отечественной рекламы в конце XIX в., тем не менее иллюстрируют подходы к изучению рекламной деятельности этого периода российской истории.

Одним из первых с философско-эстетических позиций оценил рекламу в начале XX в. Р. Гаман [37]. Он рассматривал наиболее распространенный тогда вид рекламы - плакат, отмечая, что воздействие рекламной продукции сходно с влиянием на человека произведения искусства: как первое, так и второе останавливают взгляд, привлекают к себе внимание, но разными способами. Согласно Гаману, эстетическое переживание в рекламе служит лишь приманкой, побуждающей зрителя сосредоточить внимание на смысле рекламного сообщения и облегчающей восприятие и запоминание этого последнего. Эстетическое начало может выполнять роль облагораживания рекламируемого продукта, придания ему тех качеств, которыми он в реальности не обладает, что, в сущности, можно назвать обманом потребителя или квалифицировать как способ манипуляции.

Примечательно, что еще в начале века немецкий исследователь Теодор

Кениг в своей книге «Реклама и плакат как орудия пропаганды», изданной в

1925 году в Ленинграде, отмечал как важное условие качественной рекламы учет психологических особенностей нации, которые являются решающими 7 для создания ее эффективного воздействия на потребителя [175, с. 47-48], что делает его работу интересной для нашего исследования. Он же сделал одну из самых ранних попыток, не потерявшей актуальности до сих пор, проследить процесс создания рекламы [85]. Автором выделены такие практические аспекты рекламы, как ее зрительное восприятие, влияние величины и формы объекта; описано влияние рекламы на внимание, свойства внимания и условия для возбуждения внимания; исследовано ассоциативное действие рекламы, формы, содержания текста, повторений. Показано влияние рекламы на память и действия рекламы на чувство и волю. Отдельно показаны особенности использования в рекламном деле плакатов, витрин, упаковок, названий. На основе экспериментальных исследований определяются визуальные характеристики рекламной графики, наиболее благоприятные для восприятия и способствующие наибольшей эффективности воздействия.

Представляет интерес исследование В. Уперова «Реклама — ее сущность, значение, историческое развитие и психологические основы» [43], вышедшее в 1932 г. и переизданное в 1994 г. Автор еще в двадцатые годы писал о серьезном значении для общества «союза рекламы и искусства» [43, с. 376]. И хотя исследование автора больше касалось зарубежной практики и психологических аспектов функционирования рекламного образа, тем не менее он одним из первых отметил важность фактора художественности в рекламе.

В силу сложившихся исторических причин интерес к рекламному процессу и его теоретическому осмыслению появляется лишь в конце XX века, хотя нельзя не отметить работы советских авторов Н. М. Богачевой, А. А. Архипова и Т. К. Яблочковой, А. X. Бурлаенко, Ю. Дегтярева и М. Корнилова и т.д. Эти авторы не избежали естественного для того времени влияния советской идеологии, но в их работах поднимались вопросы, связанные с функционированием рекламы в обществе.

В работах В. Н. Ляхова исследуется советский рекламный плакат. Автор рассматривает взаимосвязи рекламного плаката со сферой государственной идеологии и отмечает проблемный характер этих отношений. Фиксируется важный момент, связанный с осознанием обусловленности графического языка плаката с его утилитарной функцией.

В последние годы появилось достаточно много российских исследований, касающихся генезиса рекламного продукта, исследованию вопросов его функционирования. Необходимо отметить книгу В. А. Евстафьева и Е. Э. Па-сютиной, серию публикаций В. Агуловой по истории российской рекламы и т. д. Работы Э. М. Глинтерник, Я. Н. Засурского, В. П. Коломиец, О. В. Слядневой, Л. Г. Березовой широко представляют ретроспективу становления и развития рекламы, в том числе и рекламной графики в России и за рубежом.

Представляют интерес издания зарубежных авторов Дж. Сивулки и М. Тангейта, дающих представление о подходах к историографии предмета рекламы в западной литературе, где реклама рассматривается как бизнес-индустрия и как творческий процесс визуализации рекламных концепций. В них описаны истории ведущих мировых рекламных агентств, самые известные рекламные кампании, оказавшие влияние на развитие этого «креативного бизнеса».

В последние годы в ответ на потребности рынка появилось значительное число российских и зарубежных изданий и статей, посвященных институциональным принципам рекламной деятельности. В первую очередь хотелось бы назвать труды таких авторов, как А. Маслоу, К. Хопкинс, Дж. Яффе, У. Уэллс, С. Мориарти, Дж. Бернетт, М. Марк, К. Пирсон, М. Пресс, Д. Огилви, Р. Ривз, Джон Р. Росситер, Л. Перси, А. Дударева, X. Кафтанджи-ев, М. Ковриженко и др.

Именно с этой группой источников связана та часть анализируемой в диссертации информации, которая касается вопросов функционирования и проектирования рекламного конструкта, а также целей рекламного творчества, психологии восприятия элементов рекламы. В то же время следует отметить, что прямая трансляция их теоретических и методологических положений в отечественную теорию и практику дизайна рекламы сопряжена со значительными, а в ряде случаев непреодолимыми трудностями, обусловленны9 ми как спецификой нашей социокультурной ситуации, организационной спецификой проектной деятельности, а также терминологической неопределенностью.

Необходимо отметить монографию Е. В. Сальниковой [150] где анализируется влияние на эстетику российской рекламы элементов архаического сознания и традиционной культуры, предпринимается попытка проникнуть в специфику визуальной рекламы и проследить путь ее развития от эпохи модерна и революции до наших дней.

Эстетические аспекты рекламной деятельности нашли отражения в трудах А. В. Костиной, Е. Дзикевич, М. А. Ковриженко, А. В. Овруцкого, Е. А. Ефремова, А. Р. Дектярева и т. д.

Среди перечисленных выше работ отсутствуют специальные исследования по графическому дизайну наружной печатной рекламы. Однако работы, посвященные некоторым аспектам прагматического функционирования рекламной графики в городском пространстве, представляются интересными для дальнейшего исследования.

Например, публикации, в которых наружная реклама рассматривается с точки зрения маркетинга: И. С. Ищенко, С. Кулижонкова, А. Петелина; с точки зрения психологии рекламного воздействия рассматривал

A. Н. Лебедев; социологической и культурологической - В. Злобин,

B. Б. Устин. Важно, что во всех работах рассматривается визуальная составляющая рекламного конструкта. Работа К. Кнорре [86] имеет скорее рекомендательный характер, но хотелось бы ее также отметить, так как автор делает попытку проанализировать наружную рекламу, особенности ее языка, стиля, средств выразительности с точки зрения их прагматической значимости и исследует их эффективность в условиях современного российского города.

Также существует специализированные периодические издания, касающиеся вопросов создания и функционирования щитовой рекламы. Прежде всего необходимо отметить журнал «Наружка», выпускающийся с 1999 года, который в последние годы дифференцировался в двух направлениях - для заказчиков рекламы и для производителей. Последний, как правило, посвящен вопросам технического и технологического плана и рассматривает на своих страницах материалы и оборудование для производства наружной рекламы.

Выпуски журнала «Наружка» для заказчиков рекламы в контексте нашего исследования более интересны, поскольку помещают на своих страницах материалы касающиеся вопросов региональной наружной рекламы как в прагматическом, так и в творческом аспектах. Необходимо выделить цикл статей профессора МГХПУ им. Строганова С. Г. Устина периодически публикуемые на его страницах, где рассматриваются вопросы содержания и проектирования различных видов наружной рекламы с учетом их функционального назначения, а также серию публикаций А. Сазикова, касающихся истории Московской щитовой рекламы [123].

С 1996 года издается журнал «Наружная реклама в России», в котором, помимо технологических и маркетинговых вопросов, дается богатый иллюстративный материал образцов рекламы в городском пространстве. Однако журнал практически не касается вопросов проектирования наружной рекламы, поскольку основные его рубрики: медиа, маркетинг, технологии. Также с 1996 года выходит ежегодное иллюстрированное справочное издание «Реклама & дизайн на улицах России», публикующее, помимо большого объема иллюстративного материала, статьи, касающиеся вопросов создания наружной рекламы и тенденций в ее развитии, но, к сожалению, подобные материалы имеют эпизодический характер.

В журнале-справочнике «Практика Рекламы», выходящем с 1993 года, регулярно публикуются статьи по теории и практике, в том числе наружной рекламы и маркетинга, советы профессионалов по различным направлениям рекламного бизнеса; однако создания и функционирования вопросов наружной рекламы журнал касается достаточно редко и, как правило, это материалы маркетинговой направленности. Журнал "Реклама. OUTDOOR Media" также касается маркетинговых исследований, вопросов размещения и произ

11 водства наружной рекламы. В нем публикуются материалы, подготовленные рекламными практиками, - подобные материалы интересны как иллюстрация общего состояния рынка наружной рекламы России. Еще одним справочно-информационным изданием является журнал «Современная наружная реклама», который дает информацию об организациях, оказывающих услуги в области производства и размещения наружной рекламы, а также о поставщиках материалов и оборудования для наружной рекламы.

В Байкальском регионе изданий, посвященных наружной рекламе, практически нет. Тем не менее некоторые издания представляют интерес в ракурсе нашего исследования, например, журнал «Все о рекламе и дизайне», который выпускался с 2007 по 2008 в Иркутске и в котором размещались материалы, касающиеся в том числе и дизайна наружной рекламы. Однако общая утилитарная обусловленность, а так же малый объем публикуемого материала не позволяют на его основе произвести анализ региональных подходов к функционированию и проектированию щитовой рекламы.

Необходимо отметить журнал «Проект Байкал», выходящий с 2004 года, 8 номер которого был посвящен рекламе в городском пространстве [143]. Материалы круглого стола, опубликованные в этом номере, кроме обсуждения проблем, связанных с тотальным и бессистемным размещением рекламной продукции в Иркутском городском пространстве, ставят вопрос о принципиальной художественной значимости наружной рекламы, поскольку, являясь социокультурным феноменом современной городской действительности, она влияет на художественные и культурные предпочтения в обществе. То, что в этом обсуждении принимали участие как представители административного аппарата и рекламных фирм, так и дизайнеры, художники, архитекторы делает это обсуждение важным для понимания состояния проектной практики и взглядов на функционирование щитовой рекламы в региональном контексте.

В последующих номерах журнала периодически публикуются материалы на данную тему. Пример этому - статья М. Л. Ткачевой «Поиск образа города», в которой автор рассматривает проблему «конструирования и продви

12 жения бренда города с помощью средств наружной рекламы» [143, с. 26-29]. М. Л. Ткачева рассматривает задачу региональной идентификации через ви-зуальность городской среды в культурологическом ракурсе, в то же время в материале присутствует и искусствоведческий анализ конкретных образцов наружной рекламной продукции.

Есть еще ряд изданий, в которых эпизодически затрагивается тема наружной рекламы, это газеты «Копейка», «Пятница», «Иркутская торговая газета». Однако материалы, размещенные в этих изданиях, отличаются явным непрофессионализмом, дилетантским подходом, а то, что высказываются в этих материалах, как правило, представители маркетинговых подразделений коммерческих фирм, указывает на существующую в региональной рекламной практике проблему профессиональной квалификации.

Отсутствие специальных исследований, посвященных традициям проектирования и образного восприятия графического дизайн-продукта именно наружной рекламы в искусствоведческом аспекте, выявляет существенный пробел в изучении возможностей художественного воздействия рекламной графики в городском пространстве как прагматически-обусловленного продукта.

Назревшая необходимость теоретического осмысления проблемы формирования эстетически целесообразного визуального образа рекламной графики с использованием адекватных прагматическим задачам графических средств, недостаточность разработок по прикладным и тиражным видам графики и разрозненность фактологического материала по данной проблеме обусловили актуальность исследования.

Дизайн наружной рекламной графики Байкальского региона тем более не подвергался специальному анализу в искусствоведческом ракурсе. Отсутствие подобных работ выявляет существенный пробел в изучении региональных факторов формообразования графического дизайна рекламы и позволяет конкретизировать цели и задачи исследования.

Объект исследования - наружная печатная реклама, ее образно-художественное содержание, выраженное графическими средствами.

Предметом исследования являются принципы формирования выразительного содержания в рекламной графике и опыт их применения в региональной наружной печатной рекламе Байкальского региона.

Эмпирическим материалом для исследования современного состояния вопроса послужили наиболее характерные образцы зарубежной и российской наружной печатной рекламы, в том числе наружная печатная реклама, представленная в Байкальском регионе (на примере городов Иркутска, Ангарска, Шелехова, Усолья-Сибирского, Байкальска, Саянска, Улан-Удэ, Читы за период с 2006 по 2011 гг.). Общая эмпирическая база составляет около двух тысяч образцов печатной рекламы.

Границы исследования. Временные границы охватывают период существования и развития прикладной рекламной графики от начала 19 века до настоящего времени. Территориальные границы очерчены современной художественно-проектной практикой дизайна наружной рекламы Байкальского региона.

Целью диссертационного исследования является выявление средств и приемов выражения образно-художественного содержания в рекламной графике как комплексного средства воздействия на потребителя с учетом региональной специфики.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать генезис, развитие визуального содержания рекламного произведения во взаимодействии с изобразительным искусством;

- обозначить место и роль образно-художественного содержания в рекламной визуальной коммуникации как семиотической системы, выполняющей социальные, психологические и маркетинговые задачи;

- выявить специфику формообразования в рекламной графике, его выразительные приемы и средства в обеспечении воздействия на аудиторию, в том числе и средства типографики, фотографии и компьютерного проектирования;

- исследовать современное состояние региональной рекламной графики на примере наружной печатной рекламы Байкальского региона посредством анализа визуального образно-художественного содержания, его структурной организации, используемых изобразительных и выразительных средств и т.д.;

- определить подходы к формированию образно-художественного содержания рекламной графики с учетом роли регионального социокультурного контекста.

Методы исследования. В диссертационной работе в качестве основных методов использованы следующие:

- метод исторического анализа - в целях изучения генезиса и этапов исторического развития рекламной графики;

- метод искусствоведческого анализа - для описания образной и композиционно-графической выразительности в графическом дизайне рекламного продукта;

- метод сравнительного анализа - для выделения признаков, отличительных характеристик изученного материала и выявления тематических разновидностей композиционных, стилистических, колористических и иных принципов образно-графической выразительности рекламной графики Байкальского региона.

- метод систематизации и типологизации объектов и феноменов - для построения типологий: тематических разновидностей образно-художественного содержания; принципов образно-графической выразительности наружной печатной рекламы.

Положения, выносимые на защиту:

- образно-художественные аспекты в содержании рекламной графики, являясь результатом исторического развития, в конечном итоге обусловлены коммуникативными и прагматическими факторами, влияющими на эстетические и художественные качества рекламного произведения.

- проектирование рекламной графики специфично, его образно-художественное содержание является производной от решения маркетинго

15 вых задач, а выбор используемых в проектной деятельности художественные средств зависит от социокультурной специфики целевой аудитории.

- доказано существование композиционной организации и образно-художественных средств, являющихся специфическими для территории Байкальского региона, и использование их позволяет существенно увеличить эффективность воздействия на аудиторию данной территории.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Анализ образно-художественных аспектов формирования визуального содержания в рекламной графике позволил выявить сущность и характер взаимосвязей коммуникативной и коммерческой функций и их визуального воплощения в наружной печатной рекламе в контексте ее эстетического и художественного совершенствования.

Изучение и обобщение отечественных и зарубежных исследований, а также современной проектной практики в области графического дизайна и рекламы позволило впервые комплексно рассмотреть образно-художественное содержание наружной рекламной графики как результат особого вида проектной деятельности, детерминированной коммуникативно-прагматическими факторами.

Впервые систематизированы художественно-образные средства и приемы в рекламной графике, обеспечивающие воздействие на аудиторию Байкальского региона:

- визуализация территориальных социокультурных стереотипов, обращение к значимым для населения данной территории темам (исторические события, персонажи, легенды, мифы и пр.);

- использование графических приемов и колористических решений декоративно-прикладного искусства данной территории (национальное декоративно-прикладное искусство, природно-климатическая специфика, историко-культурные стереотипы восприятия и пр.);

- интегрирование наружной рекламной графики в городскую визуальную среду (характерные архитектурно-художественные стили, мотивы, приемы, сложившиеся визуальные параметры архитектурной среды и т.д.).

Введен в научный оборот большой массив графических материалов наружной печатной рекламы Байкальского региона, который позволил выявить современное состояние графического дизайна на этой территории.

Впервые произведен анализ визуального наполнения региональной рекламной графики в соответствии с его композиционным и образно-художественным содержанием.

Научная и практическая значимость исследования. Выявление основных факторов, влияющих на образно-художественное содержание в рекламной графике, позволяет совершенствовать и оптимизировать проектные технологии создания рекламного продукта, добиваться его высокого художественного уровня при сохранении прагматической целесообразности.

Результаты исследования имеют существенное значение для практикующих специалистов в сфере графического дизайна и рекламы, что позволяет эффективнее и точнее осуществлять рекламно-графическое проектирование с учетом региональных особенностей.

Настоящая работа способствует дальнейшей систематизации и обобщению теоретического и иллюстративного материала, а также заполняет пробел в изучении наружной печатной рекламы в региональном контексте.

Результаты исследования полезны при решении междисциплинарных проблем в смежных отраслях гуманитарного знания, связанных с анализом состояния визуальной среды и ее эстетическим содержанием.

Материалы диссертации могут использоваться в лекционных курсах по теории и практике графического дизайна, рекламной графике, а также при проведении семинаров и практических занятий, посвященных проблемам визуальных рекламных коммуникаций.

Апробация и внедрение результатов диссертации осуществлялись в ходе научно-исследовательской работы, преподавательской деятельности и практического проектирования. По теме диссертации были сделаны доклады на Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности» (СПГУТД, апрель 2007); на VI Международной

17

Биенале Дизайна «Модулор -2007. Время дизайна» (СПГУТД, ноябрь 2007); на Всероссийской научно-технической конференции «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности» (СПГУТД, апрель 2009).

Материалы диссертационного исследования использовались при подготовке авторского курса лекций «Принципы создания и функционирования визуального рекламного продукта», «Дизайн и рекламные технологии».

Внедрение полученных результатов осуществлялось в процессе творческих консультаций, а также при разработке и производстве концептуальной графической рекламной продукции для ряда коммерческих фирм.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Техническая эстетика и дизайн», Шолохов, Андрей Викторович

Заключение

В данной работе были предложены освещение и анализ визуального образа и художественно-проектных методов его формообразования в рекламной графике. Исследования подобной проблематики не могут быть достаточно объективными и показательными, если не будет произведен соответствующий анализ эстетического содержания визуального продукта, поскольку очевидно, что выразительность визуального рекламного образа, а значит и воздействие его основано на законах и принципах художественной практики, в плоскости которой находится графический дизайн. Однако, ключевые факторы его формообразования лежат вне эстетической парадигмы и в этом основная сложность рассмотрения данной проблемы.

Диалектическое взаимодействие между художественными средствами и приемами с одной стороны и утилитарными требованиями и ограничениями с другой является базой формообразовательного процесса в рекламном дискурсе.

Однако, отсутствие достаточно продуктивной и современной философской, идеологической и культурологической основы отечественной методологии дизайн-проектированния оказывает достаточно сильное влияние на состояние отечественной проектной культуры в этом аспекте. Тем не менее,

165 подобная система проектных подходов является актуальной как в теоретическом, так и практическом ракурсе особенно в условиях усиливающихся тенденций к нивелированию национальной и региональной художественной идентичности. Однако, региональные традиции и опыт могут являться основой современного национального дизайн-проектирования.

Проведенные исследования позволяют заключить что:

Систематизация и анализ научного материала по истории графического дизайна и рекламы дают возможность выявить то, что рекламная графика в своем развитии актуализирует общекультурные, художественные, научные и технические достижения общества, однако для достижения коммерческого результата использует их специфически.

Развитие экономики (перепроизводство и появление новых видов товара) порождает потребность в поиске дополнительных возможностей эмоционального воздействия на потребителя, для реализации которых функция воздействия в рекламе переносится с вербальной части на визуальную, на образно-художественное содержание и опирается на приемы и средства изобразительного искусства.

Выявленные в исследовании технические, визуальные и контекстуальные факторы, связанные с коммуникативной сущностью рекламной графики налагают ограничения на использование изобразительных и выразительных средств и приемов в ее формообразовании. Однако, образно-художественное содержание призвано преодолеть эти ограничения при учете психологических, социальных и маркетинговых факторов.

Соотношение визуальных элементов объединенных в композиционную структуру не только воспроизводят информацию о товаре или услуге, но и выполняют задачу целевого воздействия на аудиторию, определяя характер воздействия образа, учитывающего ее социокультурную специфику; элементы композиции и цвет в совокупности представляют собой семиотическую систему и служат ключом к пониманию значения образа, а их воздействие есть производная от воздействия всего рекламного произведения.

Выразительные средства и приемы в рекламной графике позволяют визуально оформить содержание, выявив его смысл через стилистическое и эмоциональное интонирование изобразительного материала в соответствии с маркетинговыми задачами через обращение к логическому, эмоциональному и подсознательному уровням восприятия. Выразительные средства типогра-фики, фотографии, компьютерной графики используются в рекламной графике специфически, в соподчинении всех используемых в рекламном произведении изобразительных средств задаче рекламного продвижения. Эффект выразительности достигается в нем при помощи тропов, возникающих как синтез двух различных знаковых систем - вербальной и визуальной, что позволяет расширить значение рекламного образа при сохранении его точности, яркости, доступности и очевидности ассоциативных связей. Однако, как показывает региональная практика графического дизайна рекламного продукта, избыточность используемых выразительных средств приводит к общей художественной ординарности рекламного сообщения.

Произведенный анализ современного состояния региональной рекламной графики позволил выявить следующие типы рекламных образов: антропологические, антропоморфные, анималистические, архитектурные, фантастические, природные и др. Наиболее частотными являются различные варианты сексуализированных женских образов, заимствованных из западного рекламного и медийного контекстов, что свидетельствует о преобладании на исследуемой территории аналогового способа проектирования.

Кроме этого изучение используемых в региональной рекламной графике средств художественной выразительности показало, что наиболее распространенным является относительно простой прием гиперболизации, связанный с основным рекламным предложением фирмы, более сложный прием переноса значения (метафора) встречается гораздо реже. Использование символического инструментария в подчас ограничено тематически (социальное одобрение, мода, роскошь, личный успех).

Выявлена общая для рекламной графики Байкальского региона тенденция к максимальному заполнению разнообразными словесными и графическими

167 элементами всего визуального поля, композиционная небрежность, избыточность в использовании цвета, слабый учет законов последовательности считывания информации и условий расположения рекламного произведения в городском контексте, что свидетельствует о недостаточности профессиональной подготовки специалистов, занимающихся созданием рекламного продукта.

Образно-художественное содержание в наружной рекламной графике формируется с учетом роли регионального социокультурного контекста в следующих направлениях:

- визуализация территориальных социокультурных стереотипов;

- обращение к значимым темам для населения данной территории;

- использование графических приемов и колористических решений декоративно-прикладного искусства данной территории;

- интегрирование наружной рекламной графики в городскую визуальную среду.

Однако исследование наружной печатной рекламной продукции Байкальского региона свидетельствует о доминировании философии «универсальной культуры» над региональным подходом к проектированию, потере территориальной самобытности и в конечном итоге снижении эффективности решения рекламным графикой коммуникативно-прагматических задач.

В представленной работе был проведен искусствоведческий анализ особенностей системы изобразительно-выразительных средств, используемых в графическом дизайне щитовой рекламы Байкальского региона и сделана попытка выявления предпосылок основных условий эффективности средств визуального воздействия на современном этапе.

В основу анализа положен системный подход, основывающийся на искусствоведческом, типологическом, структурно-функциональном и проект-но-графическом анализе. Выводы данной работы могут быть использованы в научных исследованиях, в практической дизайн-деятельности, в дизайн-образовании. Поскольку методы анализа, конкретизированные в этой работе, позволяют достигнуть при их использовании в проектной практике опти

168 мального сочетания функциональности и художественной убедительности. Важно и то, что междисциплинарный подход, использованный в данной работе, позволяет учитывать весь диапазон имеющихся на данном этапе проектных приемов и средств, что делает данный метод достаточно универсальным.

Данная работа рассматривает эту проблему в достаточно узком сегменте наружной рекламной графики, однако подход, сформулированный в ней, может служить методологической базой при рассмотрении практически любого направления рекламной практики.

Нами рассматривалась щитовая реклама, в первую очередь, трех центральных городов Байкальского региона - Иркутска, Улан-Удэ, Читы, а также малых городов Иркутской области - Ангарска, Шелехова, Усолья-Сибирского, Свирска, Байкальска, Слюдянки в период 2006 - 2009 годов. Общее количество рассмотренных рекламных имиджей - 1 775. Визуальные мотивы рекламных конструктов систематизировались и анализировались по признаку используемых образов, по ценностно-стилевым типам персонажей, по приемам и художественным средствам выразительности, используемым авторами.

По результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что региональная наружная реклама, имеет эксплицитный характер образной репрезентации, выраженный в типах и формах выражения графических средств визуальных рекламных обращений, конкретизирующихся в том, что она:

1. Тяготеет к заимствованию приемов и образов из западного масс-медийного контекста. В репрезентируемых территориях наблюдается тенденция к упрощению образности за счет увеличения и даже избыточности вербальной части, что приводит к общему стилистическому однообразию. Поэтому можно говорить об эстетике наружной печатной рекламы как об эстетике китча, которая выражается в использовании упрощенного, лишенного условности иконического образа, взятого из знакового контекста массовой культуры, что подтверждает основные выводы данной работы. Однако в Иркутске графический дизайн имеет тенденцию к большей комбинаторности и

169 склонности к креативному подходу, обусловленную социокультурной ситуацией этой территории.

2. В городах Чите, Улан-Удэ, Саянске, Ангарске, Усолье-Сибирском, Слюдянке визуальный ряд стилистически опирается на широко используемый в художественной практике жанр натюрморта и решается более откровенно и прямолинейно, нежели в Иркутске. В некоторых случаях анализ информационного и цветографического наполнения рекламных конструктов позволяет констатировать тяготение создателей наружной печатной рекламы к использованию стилистики репортажной фотографии в сочетании с графическими приемами деконструктивного членения визуальной площади. Тем не менее, можно констатировать повсеместное использование устоявшихся стереотипов массовой культуры.

Образное наполнение в региональной наружной рекламе четко дифференцируется по нескольким направлениям.

1. Антропологические и антропоморфные образы.

2. Анималистические образы.

3. Ландшафтные объекты (природные, городские).

4. Предметные образы.

Общим для всех приведенных типов образного наполнения является то, что принципиальным подходом и графическим приемом в их формообразовании наблюдается: а) яготение к повествовательности, иллюстративности графического языка; б) использование в качестве стилеобразующего элемента графического изображения, тяготеющего к эстетике разнообразных ситкомов и сериалов, (что подтверждается фактом размещения билбордов сериями, решенными стилистически одинаково), а также предпочтение к журналь-но-каталожной образности, визуализирующее основное рекламное предложение; в) использование символов как элементов визуального языка в рекламном обращении через придание обыденным вещам дополнительного

170 качества с помощью гиперболизации его функций, понятийно связанных с основным рекламным предложением фирмы. Основным приемом в таком случае является использование совокупного тропа, актуализирующего вербальную и визуальную информацию в единый смысловой массив; г) выявлена системная, общая для рекламной графики Байкальского региона тенденция к максимальному заполнению разнообразными словесными и графическими элементами всего визуального поля, а также общая композиционная небрежность и слабый учет законов последовательности считывания информации. д) цветографический анализ показывает общую избыточность в использовании цвета, а также слабую цветовую контрастность отношений типографических элементов и фонового изображения, что приводит к затруднению восприятия данного рекламного сообщения.

Обращает на себя внимание наличие трех подходов в композиционной организации рекламно-графических конструктов в региональной практике: а) доминирование вербальной части, б) доминирование визуальной части, в) равнозначность вербальной и визуальной частей рекламного сообщения. Подобные образцы рекламной графики демонстрируют фактическое отсутствие минимально необходимого оптического пространства в зоне расположения каждого элемента.

Одним из важных выводов данной работы, подтверждающих тезис о важности создания регионального подхода в дизайн проектировании, является вывод о проявляющихся тенденциях тотального проникновения в визуальный региональный контекст образцов западных масс-медиа; при этом бездумное механическое заимствование их приемов дает довольно уродливые и неэффективные результаты.

Анализ типологии композиционной организации графического дизайн-продукта региональной наружной печатной рекламы позволяет выделить некоторые особенности в подходах к дизайн-проектированию в разных городах Байкальского региона. В частности, в Иркутске наиболее распространенной

171 является композиционная схема с закрытой, вертикальной структурой, которая имеет тенденцию к усложнению. В Чите и Улан-Удэ эта схема применяется реже и в более простой модификации.

Иркутская графическая наружная реклама в целом имеет тенденцию к большей вариабельности и изобретательности в выборе графических выразительных средств, что подтверждается фактом большей распространенности, чем в других городах региона, композиций с диагональной организацией визуального поля; в то же время в Чите и Улан-Удэ преобладают композиционные решения симметричного типа. Общей системной особенностью рекламной графики Байкальского региона следует признать склонность к использованию большого количества шрифтовых гарнитур, слабую увязку их стилистики с изображением или эстетикой рекламируемого товара или услуги.

Исследование выявляет явную зависимость рекламной графики в малых городах от рекламного дискурса больших городов, что связано с размещением на их территории рекламы фирм из больших городов. Тенденция к взаимопроникновению и взаимовлиянию — еще одна особенность рекламного поля Байкальского региона, что подтверждается наличием рекламы иркутских фирм в Чите, Улан-Удэ и наоборот — присутствие в рекламном поле Иркутска рекламных изображений из других городов региона.

Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что структура и типология образов рекламной графики Байкальского региона имеет слабо выраженную межтерриториальную специфику. Однако рекламная графика крупных городов отличается большим диапазоном используемых образов.

Тезис о социокультурной обусловленности образного наполнения и графического языка наружной рекламы в городском пространстве подтверждается выявленной взаимосвязью «архитектурных» образов и качества самой архитектуры в репрезентируемых городах. Отмеченное усиление тенденции к максимальному заполнению графического поля и избыточности вербальной составляющей рекламного обращения от Читы через Улан-Удэ к Иркутску, что также указывает на адаптацию графического выражения к существующим на данной территории культурным предпочтениям и вкусам аудитории.

172

Можно обозначить как основную проблему в ракурсе региональной идентичности вторичность основной массы рекламных образов в региональной наружной печатной рекламе, поскольку их первоисточником зачастую выступают образцы, почерпнутые из западного и столичного рекламного контекста. Что подтверждает факт доминирования философии «универсальной культуры» над региональным подходом к проектированию. В сложившейся ситуации это приводит, особенно в отдаленных территориях России, к потере территориальной самобытности.

Соответственно, рассмотрение региональной рекламной графики невозможно без рассмотрения мирового художественного опыта, в том числе и в графическом дизайне. Речь идет о том, чтобы установить соответствие между фактическими нормами и сложившейся практикой дизайн проектирования регионального рекламного продукта и универсальной нормой, сложившейся в мировом художественном и проектно-графическим контекстах.

Проведенное исследование в соответствии с поставленными целями и задачами позволило сформулировать основные выводы.

Эволюция графического дизайна рекламного продукта происходила как процесс отстранения денотата от предмета, трансформации его в символический образ. Язык искусства выступает катализатором процессов верификации этого образа и превращения его в симулякр, через изобретение и конструирование символического языка выражающего социальное одобрение, стиль, роскошь или успех. Впрочем, специфика функционирования рекламного конструкта как коммуникативной системы выражается в существующих факторах ограничивающего плана на визуальные и художественные характеристики конечного графического продукта, которые имеют с одной стороны техническое происхождение (качество носителя), с другой - семантическое (качество информации) и в совокупности выступают границей онтологии между рекламой и искусством.

В этом контексте строение и функционирование рекламных знаковых систем, как проектного продукта, является напрямую зависимым от социального, тендерного, национального, конфессионального, возрастного и т.д. и т.п. портрета аудитории приложения рекламных воздействий. Таким образом, морфология рекламного конструкта оказывается репрезентацией его прагматики. Однако эстетические качества являются модусом его манипуля-тивного атрибута, поскольку встраивают рекламу в художественно-культурный контекст социума.

Поэтому эстетичность, художественность рекламно-графического произведения есть его родовая черта, ибо без эстетических качеств оно неэффективно. Художественные средства являются в этом контексте механизмом конвергенции всех коммуникативно-манипулятивных ресурсов рекламно-графического конструкта в визуальном образе. Впрочем, формообразование в рекламной графике обусловлено инвариантностью графических средств и многозначностью изображения в верификации обозначаемого и зависят от процессов кодирования, которые 1) коренятся в механизме восприятия, 2) детерминированы культурой и традицией.

Конечно, малые рекламные бюджеты в региональной практике дизайн-проектирования приводят к тому, что единственным автором рекламного конструкта является дизайнер, который в меру своей квалификации выполняет задание заказчика, подбирая визуальную атрибутику из разнообразных условно-бесплатных банков изображений, имеющих зарубежное происхождение и ориентируясь на западные образцы. Соответственно, региональная наружная реклама, кроме своих функционально-обусловленных качеств, приобретает дополнительные качества личного послания дизайнера и, в большей мере, заказчика рекламы, поскольку именно в графическом дизайне региональной рекламы диктат малоквалифицированного заказчика особенно силен.

В целом стоит отметить, что проблема поиска методов и форм продуктивного развития отечественной дизайн-графики и проектной культуры в целом возможна лишь в осмыслении совокупности всех проявлений отечественной культуры. Критический подход в исследовании зарубежного опыта позволит использовать его, обогащая собственную практику дизайна и, в то

174 же время, не теряя его территориальную идентичность. В этом смысле понимание дизайн-проектирования как уникального процесса, имеющего свои региональные и этнические особенности, является залогом успешного противостояния глобализационным процессам в культуре.

Список литературы диссертационного исследования кандидат искусствоведения Шолохов, Андрей Викторович, 2011 год

1. Агостон Жорж А. Теория цвета и ее применение в искусстве и в дизайне. М.: Мир, 1982. - 182 с.

2. Агулова В. Серия публикаций по истории российской рекламы // Рекламный мир. 1996. № 8, 9 10; 1997. № 2.

3. Азизян И. А. Диалог искусств XX века: очерки взаимодействия искусств в культуре. М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 592 с.

4. Азизян И.А. Теория композиции как поэтика архитектуры / И.А. Азизян, И.А. Добрицина, Г.С. Лебедева. М.: Прогресс-Традиция, 2002. -568 с.

5. Аксенов Г. П. Эволюция художественно-образной выразительности в графическом дизайне в процессе развития полиграфических средств: автореф. дис. . .канд. искусствоведения. М., ВНИИТЭ, 2008. - 24 с.

6. Алексеев С. С. О колорите. М.: Изобр. искусство, 1974. - 168 с.

7. Алешина И. Паблик рилейшнз для менекджеров и маркетиров. М.: 1997.-256с.

8. Анатомия рекламного образа / под общ. ред. А. В. Овуцкого. СПб.: Питер, 2004. - 224 с.

9. Арланцев А. В., Попов Е. В., Маркетинг в России и за рубежом. 2001. № 1. электронный ресурс., Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/marketing/2001-l/index.shtml (20.04.2009)

10. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Архитектура-С, 2007.-392 с.

11. Аронов В.Р. Дизайн в культуре XX века. Анализ теоретических концепций: автореф. дис. док-ра искусствоведения (теория и история культуры)/ Российский институт культурологии М., 1995. - 30 с.

12. Аронов В.Р. Теоретические концепции зарубежного дизайна/ В.Р. Аронов. M.: ВНИИТЭ, 1992. - 122 с.

13. Артемьева О. А. Рекламная коммуникация как аффективно-когнитивное единство.: дис. . канд. психол. наук. Ярославль, 2003. -186 с.

14. Баранцев Р.Г. Понятия образы - символы. // Языки науки - языки искусства / ред. сост. З.Е. Журавлева. - М.: Ижевск: Ин-т компьютер. Ис-след., 2004. - 495с.

15. Барт Р. Избранные работы Семиотика. Поэтика; под ред. Г.К. Косико-ва. М.: Прогресс, 1989. - 616 с.

16. Барт Р. Мифологии / пер.евод, вступ. ст. и коммент. С.Зенкина. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1996. - 312 с.

17. Барт Р. Основы семиологии. // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975. - 131 с.

18. Барышников А.П. Основы композиции. М.: Трудрезервиздат, 1951 — 192 с.

19. Беззубова О.В. Историчность эстетического взгляда, электронный ресурс., Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/texts/bezzubova/aest. html (20.05.2009)

20. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М.: Медиум, 1996. - 240 с.

21. Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 2001. - 178 с.

22. Бондаренко C.B., Бондаренко М.Ю. Photoshop. Лучшие фильтры. -СПб.: Питер, 2005. 368с.

23. Бычков В. В. Феномен неклассического эстетического сознания, Вопросы философии. №10, 2003. С. 65

24. Валькман Ю. Р., Книга Ю. Н. Тексты, контексты, универсумы в графических образах и языках. Электронный ресурс. Режим доступа: www.dialog-21 .m/Archive/2003/Valkman.pdf (1.06.2009)

25. Вартанов А. Формы бытования снимков. Советское фото, № 4, 1985.

26. Ващук О. А. Промышленная реклама в Швейцарии как фактор становления международного стиля типографики (1930-1940 гг.). // Изв. Рос. Гос. пед. Ун-та им А.И. Грерцена. Аспиранские тетради. № 96, 2009. -С. 253-258.

27. Вековцева Т. А. Художественный образ в печатной рекламе России: ав-тореф. дис. . .канд. искусствоведения М., 2000. - 24 с.

28. Веригин А. Русская реклама. СПб.: 1898. - 37 с.

29. Верховой Н. Реклама в XX веке как необходимость и единственная верная гарантия успеха в каждом торгово-промышленном деле. Ярославль: тип. Губ. правления, 1902. 12 с.

30. Виппер Б. Г. Введение в историческое изучение искусства. 3-е изд. -М.: Издательство В.Шевчук, 2004. - 368 с.

31. Волков Н. Н. Композиция в живописи. М: Искусство, 1977. - 524 с.

32. Волков Н. Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1985. - 320 с.

33. Воронецкий Б. В., Кузнецов Э. Д. Шрифт. Л.: Художник РСФСР, 1967.- 108 с.

34. Воронов Н. В. Очерки истории отечественного дизайна. М.: Изд-во МГХПУ, 1997.

35. Гаман Р. Эстетика. СПб.: 1907. - 160 с.

36. Ганзен В. А., Кудин П. А., Ломов Б. Ф. О гармонии в композиции / Техническая эстетика, 1969, № 4.

37. Генисаретский О. И. Дизайн и культура. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 1984.

38. Генисаретский О. И. Упражнения в сути дела. М.: Русский мир, 1993. - 280 с.

39. Генисаретский О. И. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., 1991. - 153 с.

40. Гильдебранд А. Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей; О Гансе фон Маре / Адольф Гильдебранд. М.: МПИ 1991.-161 с.

41. Гермес. Торговля и реклама:сборник. СПб.: Аллегория, 1994. - 473 с.

42. Глазычев В. Л. Дизайн как он есть. М.: Европа, 2006. - 319с.45.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.