Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора: Мастера Русского Авангарда: А. А. Веснин, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, В. Е. Татлин тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Адамов, Олег Игоревич

  • Адамов, Олег Игоревич
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 346
Адамов, Олег Игоревич. Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора: Мастера Русского Авангарда: А. А. Веснин, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, В. Е. Татлин: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Москва. 2000. 346 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Адамов, Олег Игоревич

Введение.

Глава I. Образы пространственных построений и творческий процесс.

1.1. Творческий процесс, пространственные построения, образы и семантика как объекты специального исследования.

1.2. Взаимосвязь образов в творческом процессе архитектора.

Глава II. Опыт реконструкции творческого процесса как способ проникновения в образно-семантическое поле мастеров русского авангарда.

2.1. К.С.Мельников.

2.2. А.А.Веснин.

2.3. В.Е.Татлин.

2.4. И.И.Леонидов.

2.5. И.А.Голосов.

Глава III. Особенности образно-семантической организации пространственных построений в творческом процессе архитектора.

3.1. Состав образно-семантического поля архитекторов.

3.2. Структура пространственных построений архитекторов.

3.3. Характер творческого процесса мастеров авангарда.

3.4. Типы связи творческого процесса привлекаемой образности и пространственных построений архитектора.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Образы пространственных построений в творческом процессе архитектора: Мастера Русского Авангарда: А. А. Веснин, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, К. С. Мельников, В. Е. Татлин»

Работа посвящена изучению творческого процесса архитектора. Из всего многообразия действий мастера по задумыванию, изобретению и разработке нового архитектурного решения для исследования выделяется один, ключевой срез творческого процесса -рассмотрение пространственных построений того, как они возникают и изменяются по мере движения мысли архитектора от первых эскизов и предварительных вариантов до осуществления законченного проекта в натуре. Сами пространственные построения рассматриваются не в формально-композиционном, функционально-конструктивном или каком-либо ином аспекте, а только в связи с теми образами, идеями и ассоциациями, которые неизбежно возникают у архитектора по ходу проектирования.

Работа выполняется на материале русского авангарда начала XX века - направления, программно провозглашавшего введение новых методов работы архитектора и изобретение новых, не обременённых историческими канонами и образами пространственных построений. Реализация такой профессиональной установки в творческом процессе наиболее известных мастеров даёт редкую возможность проследить, как зарождаются, видоизменяются пространственные построения в течение проектирования и как влияют на весь ход их развития индивидуальные ассоциации и смыслы, подчас мимолётные. Для детального анализа избрано творчество пяти мастеров авангарда: А.А.Веснина, И.А.Голосова, И.И.Леонидова, К.С.Мельникова, В.Е.Татлина. Состояние вопроса. Изучение творческого процесса, как раскрытие природы взаимосвязи пространственных построений архитектора с возникающими по ходу проектирования образами, идеями и ассоциациями, ещё не служило темой специального исследования.

Настоящее исследование находится на перекрестье изучения таких кардинальных проблем, как пространственные построения, творческий метод, процесс проектирования художника, образ и семантика архитектурных форм и др. Значительный материал, накопленный по данным темам в архитектурной науке, а также в философии, психологии, культурологии, семиологии, искусствоведении, литературоведении служит основой, на которой строится работа. Систематизации этих исследований посвящена 1 глава диссертации.

Рабочая гипотеза предполагает:

1. Пространственные построения в творческом процессе архитектора имеют устойчивую тенденцию к погружению в образно-семантическое поле, т.е. неразрывно связаны со сторонними, казалось бы, образами, идеями и ассоциациями, которые являются органической частью творческого процесса, хотя и не всегда сохраняются в законченном проекте.

2. Описание образно-семантических структур, связанных с пространственными построениями архитектора, возможно через реконструкцию творческого процесса. Цель исследования - раскрытие природы связи между пространственными построениями в архитектуре и тем миром сторонних образов, идей, ассоциаций, который сопровождает творческий процесс архитектора от первых схематических набросков до сложных пространственных структур на завершающих этапах работы.

В задачи работы входит:

- разработка подхода к изучению пространственных построений архитектора в связи с теми образами, которые возникают в ходе творчества;

- проведение опытов постадийной реконструкции творческого процесса мастеров архитектуры, выявление и детальный анализ образов сторонней семантики, сопровождающей их работу над пространственными построениями;

- установление характера связи привлекаемой образности, пространственных построений и творческого процесса архитектора.

Метод исследования. Предпринята попытка вникнуть в процесс от зарождения идеи до принятия проектного решения, пройти вместе с архитектором все стадии этого процесса. Исследование опирается, с одной стороны, на опыт проектирующего архитектора. С другой стороны, используются методы структурного построения моделей, основанные как на синхронном, так и на диахронном способах описания. Объект исследования. Рассматриваются постройки, проекты, модели, эскизы, предварительные варианты, схемы, рисунки и комментарии к ним, случайные заметки, пояснительные тексты, теоретические труды, дневниковые записи, отдельные фразы и высказывания архитекторов русского авангарда - всё то, что даёт материал, из которого можно извлечь образы, идеи, ассоциации, сопровождающие процесс пространственных построений архитекторов.

Предмет исследования. Выявляются образно-семантические структуры, которые возникают у мастеров русского авангарда в ходе создания ими пространственных построений и индивидуальная логика развёртывания построений в творческом процессе каждого из исследуемых архитекторов.

Границы исследования. Изучается только сам процесс создания архитектурного объекта, а не конечный результат, пространственные построения, а не функциональные, конструктивные, стилистические и прочие компоненты проектирования, образы и семантика, сопровождающие пространственные построения, взятые с точки зрения самого проектирующего архитектора (либо его ближайших соратников в той мере, в которой они отражают его видение), а не все иные возможные интерпретации в архитектуре с точки зрения критиков и потребителей осуществлённых построек. Актуальность, научная новизна и значимость исследования. Работа находится в русле устойчивого интереса науки к изучению архитектурного пространства, как центральной сквозной проблемы архитектурной теории и практики, и отчётливо обозначившейся в последние годы тенденции исследования пространственного мышления самого художника. Впервые предпринята попытка проникнуть в образно-семантическое поле архитектора через реконструкцию его творческого процесса. Выявлены закономерности творческого процесса архитектора как стержня становления смысла архитектурного объекта и предложен анализ образно-смысловой организации пространственных построений мастеров авангарда. Предложен подход к пониманию механизма принятия решения по ходу проектирования, состоящий в раскрытии связи пространственных построений с образно-семантическим полем архитектора. Познавательная ценность исследования состоит в возможности использовать отработанные методики постадийной реконструкции творческого процесса для описания архитектурных объектов, для обучения дисциплинам теории и истории архитектуры и проектирования и пополнения архитектурного языка современных архитекторов. Апробация работы и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации опубликованы в 5 статьях и представлены на научных конференциях в МАрхИ и ГНИМА (1995, 1997). В МАрхИ и ВолгАСА прочитаны лекции по теме диссертации (1995, 1996,1997).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, библиографии и приложения, включающего текстовую часть и 18 графических таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.