Охранительная магия современных турок Анатолии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.07, кандидат исторических наук Иванова, Вероника Витальевна

  • Иванова, Вероника Витальевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ07.00.07
  • Количество страниц 345
Иванова, Вероника Витальевна. Охранительная магия современных турок Анатолии: дис. кандидат исторических наук: 07.00.07 - Этнография, этнология и антропология. Санкт-Петербург. 2010. 345 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Иванова, Вероника Витальевна

Введение

Глава I. Ислам и турецкая магия: культурные нормы и повседневные практики

Коранический текст как идеальная норма

Сунна и традиция ее толкования

Концепция предопределения и сглаз 30 Амулеты и талисманы в контексте легализации магических практик

Традиция профессиональных занятий магией

Выводы I главы

Глава II. Анатолийская охранительная магия: системная характеристика по способу магического воздействия

Укрепление (апотропеизация)

-украшение

-коранизация

-укрепление амулетом

-отчитка (заговор)

-дуновение

-наречение

-измерение

Обман

-переодевание

-наречение и смена имени 64 %

-отвлечение внимания

-обратное (изнаночное) поведение

-приобщение к источнику опасности

-фальшивая угроза

Отгон

-отпугивание звуком

-отпугивание запахом

-призывание Аллаха

-отпугивание магическими словами

-отвращение опасности

-отражение

-окуривание

-устрашение

Преграда

-запечатЬ1вание

-возведение водной преграды

-литье свинца

-завязывание узлов

-закрывание

-зашивание

-отстранение

Окружение

-очерчивание

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Охранительная магия современных турок Анатолии»

-обход 94

-опоясывание 95

Нейтрализация 96

-выкалывание 96

-связывание 100

-сжигание 102

-оглушение 103

-нейтрализация амулета 104

-наказание 105

Выводы II главы 106

Похожие диссертационные работы по специальности «Этнография, этнология и антропология», 07.00.07 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Этнография, этнология и антропология», Иванова, Вероника Витальевна

Выводы

Проведенный анализ комплекса анатолийских магико-охранительных верований в рамках формальной характеристики демонстрирует необыкновенную устойчивость традиции и преемственность в передаче знаний.

Представленный материал позволяет разделить магические практики на профессиональные и профанные. В первых магическое знание передается от учителя к ученику и состоит в сложных приемах астрологических подсчетов, применении тайных имен и написании муска на языке, как правило, неизвестном для клиента, т.е. наиболее всего отвечает сформировавшемуся в исламе пониманию магии как «сгара» - знания, передаваемого по цепочке начиная с ангелов Харута и Марута.

Наряду с этим видом магии существует магия профанная, проявляющаяся в закрепленных традицией ритуалах, практиковавшихся уже у древних тюрок. Эта магия основывается на древнетюркской картине вселенной и месте в ней человека. В этой «народной» магии даже общемусульманские охранительные символы получают новую трактовку согласно многовековым общетюркским представлениям. Отдельно следует отметить суфийские магические практики, в рамках ислама совмещающие 9 использование мусульманских элементов и тюркскую традицию.

Если профессиональная магия имеет свою внутреннюю логику развития, закрепляемую максимально точной фиксацией и передачей, то приемы магии профанной преимущественно универсальны и характерны для архаического типа мышления, оперирующего логикой сопри частностей. Эта логика в отношении охранительной магии проявляется в потребности охраны от опасностей не только видимых глазу, но и ощущаемых, принимаемых на веру (сглаз, джинны и пр.).

Вера в существование иного мира, ощущение его постоянного 9 присутствия и реального, преимущественно негативного воздействия на жизнь человека, свойственные традиционной культуре, провоцируют особый вид поведения, состоящий в поиске различных средств защиты. Такого рода причинность и обусловленность всех происходящих несчастий приводит к созданию целой системы запретов и предписаний, призванных обеспечить хотя бы временной относительной безопасности. Разнообразие видимых и ощущаемых источников опасности возбуждает в человеке чувство тревожности, которое находит выход в попытке создания между собой и опасностью некой магической преграды. Однако эта преграда носит 9 исключительно временный характер, так как силы опасности и средства защиты воспринимаются несоизмеримыми величинами.

Поскольку большая часть элементов системы магических представлений совмещает функции охраны (коруюджулук) и защиты-спасения (куртарыджьглык), то к области охранительной магии возможно отнести широкий круг магических практик превентивного, лечебного, вредоносного, укрепляющего характера, в частности, упреждение удара, сокрытие своих порицаемых обществЬм поступков, предотвращение нежелательного события или исправление его последствий. Отнесение их к охранительно-защитной магии направленно на обеспечение легальности производимых действий и их социальной приемлемости.

156

Заключение

1. В ходе проведенного исследования было установлено, что выделение охранительной магии из всего корпуса магических верований индивидуально и строится на ряде внутренних установок:

- отнесение магического действия к охранительной магии как попытка оправдания (в том числе самооправдания), проистекающая из общего запрета на реализацию магинеских практик;

- разделение магии на колдовство (сихр, кара бюю) и дозволенную магию (ак бюю) по цели, источнику силы, использованию не относящихся к религии знаков и слов;

- причисление осуществляемых практик к охранительной магии для придания большего авторитета производителю и успокоения совести клиентов;

- попытка придания легальности' в глазах общины однозначно порицаемым действиям (вредоносной, любовной магии и магии на изменение судьбы).

2. В результате рассмотрения охранительной магии анатолийских турок в контексте тенденций легализации и запрета магических практик было выявлено следующее:

- охранительный характер магии является ведущим аргументом в полемике приверженцев запрета и дозволенности магии;

- несмотря на общий запрет магических практик, Коран и сунна оставляют возможности для свободной трактовки ряда спорных вопросов;

- опираясь на сунну, предотвращение сглаза и устранение его последствий признаются в анатолийской среде достаточными основаниями для прибегания к охранительной магии.

3. Проведенный функциональный и структурный анализ всего комплекса магико-охранительных представлений и практик привел к созданию классификации охранительной магии анатолийских турок в ее действии и основных элементах. Деление по функциональному признаку позволило исследовать такие сюжеты, как наречение, переодевание и др. в контексте охранительной магии. Деление по основным элементам расширило варианты трактовок функционирования этих элементов в традиционной культуре. Одновременное применение двух подходов дало возможность наиболее полно представить систему принципов, приемов и средств охранительной магии современных турок Анатолии.

4. Сопоставление турецкой охранительной магии с общемусульманской и общетюркской магическими традициями показало включенность Анатолии в общемусульманский и общетюркский культурные ареалы и сохранение преемственности в передачи магических практик и представлений.

5. Рассмотрение магической мотивации дало возможность разделить мусульманскую магию и молитву-обращение к Аллаху по интенции, обозначив мотивацию основной характеристикой охранительной магии.

158

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Иванова, Вероника Витальевна, 2010 год

1. Абрамзон С. М. Киргизы и их этногенетические и историко-культурные связи. - JL: Наука, 1971. - 404 с.

2. Ал-Кашгари М. Диван Лугат ат-Турк, Алматы: Дайк-Пресс, 2005. - 1288 с.

3. Аль-Кахтани М X. Предел желающего. Краткое изложение книги «Правильный путь понимания поклонения» шейха Салиха ибн Абд аль-Азиза Аль аш-Шейха. Пер. А.Ю. Исаев. Свет Ислама, 2006. - 277 с.

4. Алексеев Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск: Наука, 1980. - 318 с.

5. Амулет и его происхождение // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Ред. Л. Каценельсон, Д.Р. Гинцбург. СПб.: Брокгауз и Ефрон. - Т. II. - С. 354-367.

6. Ан-Навави Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф ад-Димашки аш-Шафи'и. Поминания Аллаха.Пер. А. Нирша. М.: Эжаев, 2006. - 766 с.

7. Ан-Навави Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф ад-Димашки аш-Шафи'и. Сады праведных. Пер. А. Нирша. М.: УММА, 2007. -768 с.

8. Андреев М. С. Таджики долины Хуф. Верховья Аму-Дарьи. -Сталинабад: АН Таджикской ССР, 1953, 251 с.

9. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев // Сборник МАЭ. Л., 1924. - Т. IV, в.2. - С. 14-17.

10. Антонова Е. В. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока. М.: Наука, 1990. - 287 с.

11. Асадов С. М. Арабские источники о тюрках в раннее средневековье. Баку: Элм, 1993. - 204 с.

12. Аствацатурян Э. Г. Турецкое оружие. СПб.: Атлант, 2002. - 336с.

13. Ахметьянов Р. Г. Общая лексика материальной культуры иродов Среднего Поволжья. М.: Наука, 1989. - 200 с.

14. Базили К. М. Босфор и новые очерки Константинополя. М.: Индрик, 2006. - 464 с.

15. Байбурин А. К. Ритуал в традиционной культуре. Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. -240 с.

16. Байбурин А. К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. Л., 1989. -С. 63-88.

17. Баскаков Н. А. К проблеме китайских заимствований в тюркских языках // Turcica et Orientalia. Studies in honour of Gunnar Jarring on his eightieth birthday. Istanbul-Stockholm, 1988. - P. 1-8.

18. Батунский M. А. Россия и ислам. М.: Прогресс-Традиция, 2003. -Т.1.- 384 с.

19. Баялиева Т. Д. Доисламские верования и их пережитки у киргизов: автореф. дис. . канд. ист. наук. JL, 1969. - 37 с.

20. Бичурин Н. Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. M.-JL: АН СССР, 1950. - Т. I.-381с.

21. Благова Г. Ф. Антропономическая система как проекция космологических и социальных представлений пратюрков // Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков, пратюркский язык-основа.

22. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М.: Наука, 2006. - С. 660-765.

23. Борозна Н. Г. Некоторые материалы об амулетах украшениях населения Средней Азии // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. -М., 1975. -С.281-297.

24. Будагов JI. 3. Сравнительный словарь турецко-татрских наречий со включением употебительнейших слов арабских и персидских и с переводом на русский язык. М.: Восточная литература, 1960. - Т. II. - 419 с.

25. Бутанаев В. Я. Культ богини Умай у хакасов // Этнография народов Сибири. Новосибирск, 1984. - С. 93-105.

26. Валеев Ф. Т. Обереги как пережиток доисламских верований у сибирских татар // Из истории Сибири. М., 1976. - Вып. 19. - С. 244-249.

27. Васильева Г. П. Магические функции детских украшений у туркмен // Древние обряды, верования и культуры народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки. М., 1986, С. 182-195.

28. Васильева Г. П. Головные и накосные украшения туркменок XIX первой половины XX в. // Костюм народов Средней Азии: Историко-этнографические очерки. - М., 1979. - С. 174-205.

29. Васильева Г. П. Украшения-обереги у туркмен // Этническая история и традициднная культура народов Средней Азии и Казахстана. -Нукус, 1989. С. 171-183.

30. Введенский Г. Э. Янычары. История. Символика. Оружие. -СПб.: «Атлант», 2003. 176 с.

31. Византийские историки Дексипп, Эвнапий, Олимпиодор, Малх, Петр Патриций, Менандр, Кандид, Ноннос и Феофан Византиец, переведенные с греческого Спиридоном Дестунисом. СПб., 1860. - 496 с.

32. Войтов В. Е. Древнетюркский пантеон и модель мироздания в культово-поминальных памятниках Монголии VI-VIII вв. М.: ГМВ, 1996. -152 с.

33. Гаскойн Б. Великие Моголы. М.: Центрполиграф, 2003. - 271 с.

34. Голобородько И. И. Турция. М., 1912. - 290 с.

35. Гордлевский В. А. Анатолия // Избранные сочинения. История и культура. М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. III. - С. 12-16.

36. Гордлевский В. А. Быт османца в суевериях, приметах и обрядах (Материалы) // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Изд-во вост. лит., 1968. - Т. IV. - С. 76-84.

37. Гордлевский В. А. Государство Сульджукидов Малой Азии // Избранные сочинения. Исторические работы. М.: Изд-во вост. лит., 1960. -Т. I.-С. 31-318.

38. Гордлевский В. А. Дни мохаррема в Константинополе // Избранные сочинения. История и культура. М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. III.-С. 417-421.

39. Гордлевский В. А. Из османской демонологии // Избранные сочинения. История и культура. М.: Изд-во вост. лит., 1962. - Т. III. - С. 299325.

40. Гордлевский В. А. Представления османцев о земле (Материалы) // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. -М.: Изд-во вост. лит., 1968. Т. IV. - С. 74-75.

41. Гордлевский В. А. Образцы османского народного творчества // Труды по востоковедению, издаваемые Лазаревским институтом восточных языков. М.: Тип. «Крестного календаря», 1916. - Ч. 1. Тексты, Т. XXXIV, Вып. IV. - 184 с.

42. Гордлевский В. А. Османская свадьба // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Изд-во вост. лит., 1968. -Т. IV. - С. 94-127.

43. Гордлевский В. А. Османские сказания и легенды (Серия первая) // Избранные сочинения. Исторические работы. М.: Изд-во вост. лит., 1960. -Т. I. - С. 321-361.

44. Гордлевский В. А. Османские суеверия о зверях (Материалы) // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Изд-во вост. лит., 1968. - Т. IV. - С. 88-93.

45. Гордлевский В. А. Османские суеверия о птицах (Материалы) // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Изд-во вост. лит., 1968. - Т. IV. - С. 85-87.

46. Гордлевский В. А. Рождение ребенка и его воспитание. Материалы по османской этнографии // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Изд-во вост. лит., 1968. - Т. IV. - С. 128-130.

47. Гордлевский В. А. Сказания и легенды, собранные в Турции в 1926-1928 гг. (серия четвертая) // Избранные сочинения. Этнография, история востоковедения, рецензии. М.: Изд-во вост. лит., 1968. - Т. IV. - С. 403-437.

48. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.-350 с.

49. Давлетшин Г. Белый волк и крылатый барс: наивная мудрость мифа // Родина. 2005. - №8. - С. 23-26

50. Дыренкова Н. П. Культ огня у алтайцев и телеут // Сборник МАЭ. -Д., 1927. Т. VI. - С.63-78.

51. Дьяков "Н. Н. Мусульманский Магриб. Шерифы, тарикаты, марабуты в истории Северной Африки (Средние века, новое время). СПб.: Изд-во СПБГУ, 2008. 344 с.

52. Еремеев Д. Е. Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории). М.: Наука, 1971. - 272 с.

53. Жуковская Н. JI. Амулет // Свод этнографических понятий и терминов. Религиозные верования. М.: Наука, 1993. - Вып. 5. - С. 17-19.

54. Захарова И. В., Ходжаева Р.Д. Головные уборы казахов (опыт локальной классификации) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М., 1989. - С. 204-228.

55. Зеленин Д. К. Идеология сибирского шаманства // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. М.: Индрик, 2004. - С. 77110.

56. Зеленин Д. К. Магическая функция слов и словесных произведений // Избранные труды. Статьи по духовной культуре 1934-1954. -М.: Индрик, 2004. С. 45-55.

57. Земное искусство небесная красота. Искусства ислама. Под ред. М. Б. Пиотровского. - СПб.: Славия, 2000. - 359 с.

58. Иванов В. В., Топоров В. Н. Птицы // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т. 2. - С. 346-349.

59. Иванов В. В. Змей // Мифы народов мира: Энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1991. - Т.1. - С. 468-471.

60. Иванова В. В. Змея Джинн - Предок. Анатолийский взгляд на хранителя дома // .Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. - СПб., 2009. - С. 151-160.

61. Иванова В. В. Мир сверхъестественного по материалам турецкой демонологии // Четвертые Торчиновские чтения. Философия, религия и культура стран Востока. Материалы научной конференции. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2007. - С. 124-129.

62. Иванова В. В. Турецкая демонология: структура, функция, поведенческие мотивации: магистерская дис. СПб., 2007. - 117 с.

63. Киселев С. В. Древняя история Южной Сибири. М.: АН СССР, 1951.- 642 с.

64. Кисель В. А. Новации в погребальном обряде тувинцев // Мифология смерти. Структура, функция и семантика погребального обряда народов Сибири. Этнографические очерки. СПб.: Наука, 2007. - С. 220-277.

65. Кляшторный С. Г. Мифологические сюжеты в древнетюркскихтпамятниках // Памятники древнетюркской письменности и этнокультурная история Центральной Азии. СПб.: Наука, 2006. - С. 241-265.

66. Кляшторный С. Г. Терхинская надпись // Советская Тюркология. -Баку, 1980. -№3. С. 82-95.

67. Коран. Пер. И. Ю. Крачковский. Ростов на Дону: Феникс, 2009. - 537 с.

68. Краснодембская Н. Г. Птица в обыденном и сакральном пространстве // Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. СПб., 2009. - С. 117-142.9

69. Кулланда М. В. Эволюция ремесленного производства как отражение перемен в жизни Османской империи XVI-XIX в. (по материалам музейных коллекций): дис. . канд. ист. наук. М., 2008. - 343 с.

70. Курылев В. П. Одежда анатолийских турок // Традиционная культура и быт народов Передней и Средней Азии / Сборник МАЭ. 1970. -Т. 26. - С. 235-261.

71. Леви-Брюль Л. Первобытный менталитет. СПб.: Европейский дом, 2002. - 400 с.

72. Левкиевская Е. Е. Славянский оберег. Семантика и структура.1. М.: Индрик, 2002.-334 с.

73. Левкиевская Е. Е. Агрессия как форма защитной магии в славянской традиционной культуре // Агрессии в языке и речи. М., 2004, -С. 81-105.

74. Льюис Р. Османская Турция. М.: Центрполиграф, 2004. - 240 с.щ

75. Макал М. Наша деревня. Записки турецкого учителя. М.: Изд-во иностранной литры, 1951. - 154 с.

76. Малов С. Е. Памятники древнетюркской письменности. M.-JL: АН СССР, 1951.-451 с.

77. Маточкин Е. П. Лучник и птица петроглифов Карагема // Гуманитарные науки в Сибири. 1997. - №3. - С.57-63.

78. Махов А. Е. HOSTIS ANTIQUUS. Категории и образы средневековой христианской демонологии. М.: Intrada, 2006. - 432 с.

79. Миллер Ю. А. Художественное оформление холодного оружия Турции XVII-XVIII в. // Труды ГЭ. М.-Л., 1958. - Т.2. - С. 167-178.

80. Мириманов В. Б. Первобытное и традиционное искусство. М.: Искусство, 1973. - 320 с.

81. Неразик Е. Е. Сельское жилище в Хорезме (I-XIV в.). Из истории жилища и семьи. Археолого-этнографические очерки // Труды хорезмской археолого-этнографической экспедиции. М.: Наука, 1976. - Вып. 9. - 256 с.

82. Норов А. С. Путешествие к семи церквам упоминаемым в апокалипсисе. М.: Индрик, 2005. - 328 с.

83. Ожередов Ю. И. Сакральные стрелы южных селькупов // Приобье глазами археологов и этнографов. Томск: ТГУ, 1999. - С. 77-119.

84. Павлинская Л. Р. Некоторые вопросы техники и технологии художественной обработки металлов // Материальная и духовная культура народов Сибири / Сборник МАЭ. Л., 1988. - Вып. XLII. - С.71-85.

85. Палкина Р. Доминанты мировоззрения алтайцев в структуре алтайской литературы // Journal of Turkish Studies. Vol. 2/2. - 2007. - P. 531539.

86. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII-XV веках. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2007. - 427 с.

87. Полевиков Н. В. О верованиях огузов в доисламский период // Филология и история стран Азии и Африки. СПб., 1994. - С. 53-54.

88. Посольство Российской Федерации в Турции Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.turkey.mid.ru/liron7r.html. -15.02.2010.

89. Потапов JI. П. «Иер Суб» в орхонских надписях // Советская тюркология. Баку, 1979. - №6. - С. 71-77.

90. Потапов J1. П. Культ гор на Алтае // Советская Этнография. -1946. №2. - С.145-160.

91. Потапов Л. П. Одежда алтайцев // Сборник МАЭ. М.-Л. 1951. -Т. 13. -С.5-59.

92. Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М.: Наука, 1969.-402 с.

93. Потапов Л. П. Умай божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник 1972. - М., 1973. - С. 265-286.

94. Рахимов Р. Р. Костер на перекрестке. К нумерологической символике в культуре таджиков // Материалы полевых этнографических исследований. СПб., 1998. - Вып. 4. - С. 142-165.

95. Резван Е. А. Пророчество и религиозное вдохновение в исламе (к проблеме научной интерпретации феномена «пророческих откровений» Мухаммада // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992. - С. 20-33.

96. Резван Е. А., Резван М. Е. Чтобы проклятия остались снаружи или «платье-оберег» (женщина и ее одежда в магическом пространстве Центральной Азии) // Грезы о Востоке. Русский авангард и шелка Бухары. -СПб., 2006. С. 76-85.

97. Резван М. Е. Коран в системе традиционной мусульманской магии ('илм ал-джафр, 'илм ал-кур'а, тамима): автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 2003.-28 с.

98. Резван М. Е. Овеществленное слово: талисманы, обереги, амулеты // Центральная Азия: Традиция в условиях перемен. СПб., 2007. -Вып. 1. - С. 41-70.

99. Родионов М. А. Мурувва, асабийа, дин: к интерпретации ближневосточного этикета // Этикет у народов Передней Азии. М., 1988. -С. 60-68.

100. Родионов М. А. Нож и честь в Южной Аравии // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1997. - Вып. 11. - С. 134-139.

101. Родионов М. А. О змеях и птица в долине смерти (Хадрамаут) // Азиатский бестиарий. Образы животных в традициях Южной, Юго-Западной и Центральной Азии. СПб., 2009. - С. 170-176.

102. Руденко С. И. Горноалтайские находки и скифы. M.-JT: АН СССР, 1952.-268 с.

103. Сахих аль-Бухари. Сост. Абу-ль-сАббас Ахмад бин 'Абд-уль-Латыф аз-Зубайди. Пер. А. Нирша. М.: Умма, 2007. - 960 с.

104. Сахих Муслим. Казань: Иман," 2003-2004. - 868 с.

105. Серебрякова М. Н. Доисламские черты в турецком обряде вызывания дождя ягмур дуасы и значение применения обрядовой куклы в его атрибутике // Кюнеровские чтения 1995-1997 гг. Краткое содержание докладов. СПб., 1998. С. 128-130.

106. Серебрякова М. Н. К вопросу об истоках и эволюции традиционного мировоззрения турок // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992. - С.61-94.

107. Серебрякова М. Н. К характеристике некоторых аспектов обряда наречения имени у fypoK // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института Этнографии АН СССР 1974-1976. Л., 1977. - С. 56-57.

108. Серебрякова М. Н. Нож в этнокультурной традиции турок // Кунсткамера. Этнографические тетради. СПб., 1997. - Вып. 11. - С. 139-156.

109. Серебрякова М. Н. О знаковой функции народного костюма (на примере костюма невесты чепни в Турции // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. JL, 1989. - С. 154-175.

110. Серебрякова М. Н. О некоторых видах лечения, наблюдаемых в турецкой деревне // Этнографические аспекты изучения народной медицины. Тезисы всесоюзной научной конференции 10-12 марта 1975 г. JL, 1975. - С. 45-46.

111. Серебрякова М. Н. О некоторых обрядах, связанных с рождением ребенка, в турецкой крестьянской семье // Краткое содержании докладов годичной научной дессии Института Этнографии АН СССР 1972-1973 гг. -Л., 1974.-С.151-152.

112. ИЗ. Серебрякова М. Н. О некоторых представлениях, связанных с семейно-бытовой практикой сельских турок // Символика культов и ритуалов зарубежной Азии. -М., 1980. -С. 165-177.

113. Серебрякова М. Н. Семья и семейная обрядность в турецкой деревне (Новейшее время). М.: Наука, 1979. - 168 с.

114. Сидоров А. С. Знахарство, колдовство и магия. Материалы по психологии колдовства. СПб.: Алетейя, 1997. - 288 с.

115. Симокат^а Ф. История. Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы. Пер. С. П. Кондратьева. М.: АН СССР, 1957.-224 с.

116. Скобелев С. Г. Подвески с изображением древнетюркской богини Умай // Советская археология. М., 1990. - №2. - С. 226-233.

117. Скобелев С. Г. Вариации принадлежностей понятия «кут» у тюрков Сибири и Средней Азии в эпоху средневековья // Сибирь в панораме тысячелетий. Новосибирск, 1998. - Т.1. - С. 534-542.

118. Скобелев С. Г. Курган № 7 могильника Койбалы уникальный памятник древнетюркской культуры с территории Западного Присаянья //

119. Памятники культуры древних тюрок в Южной Сибири и Центральной Азии. -Новосибирск, 1999. С. 129-149.

120. Смирнов А. В. О логической интуиции арабо-мусульманской культуры // Новое литературное обозрение. М., 2003. - № 64, вып. 6. - С. 8196.

121. Смирнова Е. Ю. Магия в традиционном мировоззрении: по материалам традиционной одежды сибирских татар // Культурологические исследования в Сибири. Омск, 1999. - №1. - С. 92-99.

122. Соломонова печать // Еврейская энциклопедия. Свод знаний о еврействе и его культуре в прошлом и настоящем. Ред. Л. Каценельсон,-СПб.: Брокгауз и Ефрон. Т. XIV. - С. 447-448.

123. СтеблеваИ. В. К реконструкции древнетюркской религиозно-мифологической сиетемы // Тюркологический сборник 1971. М., 1972. - С. 215-216.

124. Столяр А. Д. Происхождение изобразительного искусства. М.: Искусство, 1985. - 298 с.

125. Сухарева О. А. История среднеазиатского костюма. Самарканд (2-я половина XIX начало XX в.). - М.: Наука, 1982. - 142 с.

126. Тадинова Р. А., Экба 3. Н. Тюркские общие духовные понятия и ритуалы // Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков, пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М,: Наука, 2006. - С. 562-628.

127. Тенишев Э. Р. Символика чисел // Сравнительно-историческая грамматика тюркских языков, пратюркский язык-основа. Картина мира пратюркского этноса по данным языка. М.: Наука, 2006. - С. 629-647.

128. Топорков А. Л. Символика и ритуальная функция предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры.-Л., 1989.-С. 189-101.

129. Топоров В. Н. Древо мировое // Мифы народов мира: Энциклопедия. Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - С. 398-406.

130. Французов А. Суеверия и колдовские обряды в Южной Аравии XIII-XV вв. (Абйан, Хадрамаут, аш-Шихр, Зофар) // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. М., 1992. - С.7-19.

131. Ханауэр Дж. Мифы и легенды святой земли. М.: Центрполиграф, 20Q9. - 319 с.

132. Худяков Ю. С. Защитное вооружение номадов Центральной Азии. Новосибирск: НГУ, 2003. - 202 с.

133. Черемисин Д. В. К изучению ирано-тюркских связей в сфере мифологии // Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур: Тез. докл. Междунар. науч. конф. Новосибирск, 1995. - Т. 1. - С. 342-345.

134. Штернберг JI. Я. Культ орла у сибирских народов // Сборник МАЭ. Л., 1925. - Т. V, вып. 2. - С. 717-740.

135. Шукуров Ш. М. Искусство средневекового Ирана. Формирование принципов изобразительности. М.: Наука, 1989. - 248 с.

136. Щербак А. М. Огуз-наме. Мухаббат-наме. Памятники древнеуйгурской и староузбекской письменности. М.: Изд-во восточной лит-ры, 1959. - 171 с.

137. Эко У. Поиски совершенного языка в европейской культуре. -СПб.: Александрия, 2007. 430 с.

138. Юхнева Н. В. О понятии «современность» в этнографии // Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии AHCCGP. 1974-1976.-Л., 1977.-С. 8-11.

139. Литература на европейских языках:

140. Amulets and talismans // Encyclopedia of Islam. Ed. Juan E. Campo. New York: Facts on File, 2009. - P. 40-41.

141. Beaujard P. Les manuscrits arabico-malgaches (sorabe) du pays

142. Antemoro (Madagascar) // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. - P 219-265.

143. Berk S. Ottoman talismanic seals // Art and culture magazine. Magic in art. -2004. Issue 12. - P. 18-27.

144. Budge E. A. W. Amulets and talismans. New York: Collier, 1968.543 p.

145. Btiyiikkarci F. The world of spirits in Firdevsi-i TaviPs Davetname: Book of Magic // Art and culture magazine. Magic in art. 2004. - Issue 12. - P. 28-45.

146. Chebel M. Le corps en Islam. Paris: Presses Universitaires De France, 2004. -234p.

147. Dumezil G. Les dieux souverains des indo-europeens. Paris: Gallimard, 1977.-268 p.

148. Dumezil G. Naissance d'Archanges (Jupiter, Mars, Quirinus, III). -Paris: Gallimard, 1945. 191 p.

149. Elboudrai H. De la magie en Islam: entre liceite et illiceite. Paradoxes et ambivalences // Correspondance. Fev. 2008. - № 49. - P. 10-15.

150. El-Tom A. O. Berti Qur'anic Amulets // Journal of Religion in Africa. Oct. 1987. - Vol.17,"№ 3. - P. 224-244.

151. Garnett L. M. Mysticism and magic in Turkey. An account of the religious doctrines, monastic organization, and ecstatic powers of the dervish orders. New York: Charles Scribner's Sons, 1912. - 202 p.

152. Goff L. B. Symbols of Prehistoric Mesopotamia. New Haven: Yale University Press, 1963. - 276 p.

153. Gokyay O. Talismanic shirts // Art and culture magazine. Magic in art. 2004. - Issue 12. - P. 46-61.

154. Hames C. La notion de magie dans Le Coran // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. - P. 17-47.

155. Hames С. Magie, morale et religion dans les pratiques talismaniques d'Afrique occidentale // Religiologiques. Montreal, 1998. - №18. - P. 99-112.

156. Handloff E. R. Prayers, amulets and charms: Health and Social Control // African Studies Review. Jun.-Sep. 1982. - Vol.25, No. 2/3. - P. 185194.

157. Heaven on earth: art from Islamic lands. Works from the State Hermitage Museum and the Khalili Collection. Ed. M. B. Piotrovsky, J. M. Rogers. Munich-Berlin-London-New York: Prestel, 2004. - 192 p.

158. Herber J. La main de Fathma // Hesperia. 1927. - Vol. VII. - P. 209219.

159. Hildburgh W. L. Images of the human hand as amulets in Spain // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. Jan.-Jun. 1955. - Vol. 18, №1/2. -P. 67-89.

160. Hildburgh W. L. Lunar crescents as amulets in Spain // Man. Jul.-Aug. 1942. - Vol. 42. - P. 73-84.

161. Khalili N. D. Visions of splendour in Islamic art and culture. Worth Press Ltd., 2008. - 186 p.

162. Khedimellah M. Une version de la ruqiya de rite prophetique en France. Le cas d'Abdellah, imam guerisseur en Lorraine // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. - P.385-407.

163. Koroglu G. Byzantine amulets illustrated by examples from the Haluk Perk collection // Art and culture magazine. Magic in art. 2004. - Issue 12. - P. 12-17.

164. Kuczynski L. Variations sur les retour de I'aime. Consultations maraboutiques parisiennes // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. - P. 347-384.

165. Lakhsassi A. Magie: le point de vue d'Ibn Khaldun // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. - P. 95112.

166. Lamin S. О. The Jakhanke: The history of an Islamic clerical people of the Senegambia. London: International African Institute, 1979. - 276 p.

167. Marques-Reviere J. Amulettes, talismans et pantacles dans les traditions orientales et occidentales. Paris: Payot, 1950. - 367 p.

168. Margoliouth D. S. Harut and Marut // The Muslim Word. 1930. -Vol. XX. -P.73-79.

169. Nykl A. R. A shepherd's amulet // Journal of the American Oriental Society. Jan.-Mar., 1949. - Vol. 69, № 1. - P. 34-35.9

170. Pinch G. Magic in Ancient Egypt. London: The British Museum Press, 2006. - 191 p.

171. Rahal A. La tradition talismanique en Tunisie // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. - P. 113-145.

172. Regourd A. Deux coupes magico-therapeutiques, biens de foundation pieuse (Nord du Yemen): transmission du savoir et efficacite // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques en milieu musulman. Paris, 2007. P. 309-345.

173. Thomas W., Pavitt K. The book of talismans, amulets and zodiacal gems. London: William Rider & Son Ltd, 1922. - 95 p.9

174. Turkish miniature painting. Ed. E. Esin. Vermont: Charles E. Tuttle Company, 1960. - 33 p.

175. Wensink A. J. Harut et Marut // Encyclopedie de l'lslam. Dictionnaire geographique, ethnographique et biographique des peuples musulmans. Leyde-Paris, 1927. - Т. II. -P. 289-290.

176. Westermarck E. Pagan survivals in mohammedan civilization. -London: MacMillan, 1933.- 190 p.

177. Wilson T. The amulet collection of professor Belucci // The Journal of American Folklore. Apr - Jun., 1891. - Vol. 4, №13. - P. 144-146.9

178. Yamauchi E. M. Magic in the biblical world // Tyndale Bulletin. -1983. -№34. P. 169-200.

179. Zappa F. La magie vue par un exegete du Coran: le commentaire du verset de Harut et Marut par al-Qurtub! (XIIIе siecle) // Coran et talismans. Textes et pratiques magiques'en milieu musulman. Paris, 2007. - P.49-74.

180. Литература на турецком языке:

181. Acipayamli О. Tiirk kt'ilttirunde "ad koyma folklorifnun morfolojik ve fonksiyonel yonlerden incelenmesi // IV. Milletlerarasi Tiirk Halk Kiilttiru Kongresi Bildirileri. Ankara, 1992. - С. IV. - S.l-14.

182. Acipayamli O. Tiirkiye'de dogumla ilgili adet ve inanmalarin etnolojik etiidii. Erzurum: Atatiirk Universitesi Yaymlan, 1961. - 172 s.

183. Afa M. Tiirk inani§ ve dii§iinii§ sistemlerinde meyve // Prof. Dr. Fikretm

184. Turkmen Armagani. Izmir, 2005. - S.l 1-22.

185. Akalin §. H. Uzerlik // II. Uluslararasi Karacaoglan ve Qukurova Halk Kiilturu Sempozyumu 20-22 Kasim 1991 Adana Bilidiriler, Adana, 1993. -S.247-260.

186. Ak^ek E. Tiirk halk hekimliginde sarmisak // Tiirk halk hekimligi sempozyumu bildirileri. Ankara, 1989. S. 9-33.

187. Akman E. Tiirk halk hekimliginde ocaklik gelenegi ve Safranbolu'daki ocaklar // Kastamonu Egitim Dergisi. Mart 2007. C.15, №1. -S.393-400.9

188. Akman E. Safranbolu'daki adak yerleri ve bu yerlerle ilgili inan^ar. -Ankara: Safranbolu Hizmet Birligi Kiilttir Yayinlan, 2000. 156 s.

189. And M. Oyun ve biigii. Tiirk lcultiiriinde oyun kavrami. Istanbul: Yapi Kredi Yayinlari, 2007. - 571 s.

190. Araz R. Harput'ta eski tiirk inan9lan ve halk hekimligi. Ankara: AKM Yaymlan, 1995. - 248 s.

191. Ankan M. Bursa halk kiilttirtinde eski tiirk inanflannm izleri ve bunlarin Tiirk dtinyasi sozlii anlatmalarmdaki yansimalan // II. Bursa Halk Kiilturu Sempozyumu Bildiri Kitabi. 2005. - С. II. - S. 401-413.

192. Artun E. Anadolu inan9 onderlerini besleyen eski inan9 sistemleri, dinler, inam§lar// Uluslar Arasi Turk Dunyasi Inan? Onderleri Kongresi Bildirileri. -Ankara, 2001. S. 25-39.

193. Artun E. Anonim Tiirk halk edebiyati nesri. Istanbul: Kitabevi Yaymlari, 2004. - 503 s.

194. Ataman S. Y. Folklor ara§tirmalan a9isindan halk oyunlanmiza genel bir baki§ ve ate§ kiiltti ile ilgili oyunlar // III. Milletlerarasi Tiirk Folklor Kongresi Bildirileri. Ankara, 1987. - C. 3. - S. 39-47.

195. Ate§ S. Kur'an-i Kerim ve Yiice Meali. Istanbul: Yeni Ufuklar Ne§riyat, 2004. - 604 s.

196. Avcioglu D. Tiirklerin tarihi. Istanbul: Telcin Yaymevi, 1995. - 551s.

197. Ayva S. Tiirk kiilttiriinde gelinler ve ocak // Ana yurttan ata yurda TUrk dunyasi. Istanbul, 2002. - S. 59-72.

198. Balikfisi'H. Merhaba Anadolu. Ankara: Bilgi, 1985. - C. 4. - 228 s.

199. Barlas H. U. Anadolu diigiinlerinde btiyiisel inanmalar. Karabiik: Dilman kitapevi, 1974. - 191 s.

200. Ba§ar Z. Erzurum'da tibbi ve mistik folklor ara§tirmalari. Ankara: Atatiirk Universitesi Yayini, 1972. - 271 s.

201. Ba§9etin9elik A. Karaisali ve 9evresinde dogum, evlenme, oliim // Kuvayi Milliye §enlikleri Diinden Bugiine Karaisali. Karaisali-Adana, 2001. -S.l-18.

202. Bayat A. H. Tiirk dttnyasmda ozellikle tibbi folklorunda akil hastahklarmin tedavi* yollari ve kaynaklan // Tiirk halk helcimligi sempozyumu bildirileri. Ankara, 1984. - S. 59-82.

203. Bayram S. Tiirk kiiltiirunde miihr-i Siileyman'in yeri // Kiiltur ve Sanat. Ankara, 1998. - Sayi 37. - S. 47-51.

204. Bayri M. H. Istanbul Folkloru: Nazar ve Nazarlik // Tiirk Folklor Ara§tirmalari. Istanbul, 1955. - Y.6, C.3, Sayi 70. - S. 1107-1108.

205. Bey A. Osmanli adet, merasim ve tabirleri (insanlar, inani§lar, eglece, dil) (Adat ve merasim-i kadime, tabirat ve muamelat-i kavmiye-i osmaniye). -Istanbul: Tarih Vakfi Yurt Yayinlan, 1995. -612 s.

206. Beydili C. Turk Mitolojisi Ansiklopedik Sozliik. Ankara: Yurt Kitap Yayinlan, 2005. - 637 s.

207. Bilmen O. N. Kurani Kerim'in Тйгкфе meali alisi ve tefsiri Istanbul: Bilmen Yayinevi, 1962. - 8 C. - 4129 s.

208. Binler M. Z. Tiirkiye'nin Karadeniz bolgesi'nde evlenme gelenekleri ve gorenekleri // TiirkDunyasi Ara§tirmalan. Sayi 127. - S. 213-237.

209. Boratav P. N. 100 soruda tiirk folkloru. Istanbul: Ger9ek Yayinevi, 1984.-272 s.

210. Bozkaplan A. Anadolu agizlarinda giizel adlandirma ornekleri // Turkish Studies. International periodical for the languages, literature and history of Turkish or Turkic. Vol. 4/3. - Spring 2009. S. 376-396.

211. Bula? A. Kur'an-i Kerim ve Тйгкфе Anlami. Istanbul: Baki§ Yayinlan, 2009. - 645 s.

212. Btiyii // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа:www.URL:http://www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/B/buyu.htm. 15.02.2010.

213. Biiyii ve fala inanir misiniz? // Anketi seyderen tek site Oyumsana Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.oyumsana.com/anketler.php?q=anketgoster&aid=4912. -15.02.2010.

214. Biiyii ve sihir aym §eyler midir? // Anketi seyderen tek site Oyumsana Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.oyumsana.com/anketler.php?q=anketgoster&aid=34454. -15.02.2010.

215. Cibt // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа:www.URL:http://wvvw.cileweb.neiyislam/islamansiklopedis1502.2010.

216. Qam N. Turk ve islam sanatlarmda alti kollu yildiz (miihr-i Siileyman) // Prof. Dr. Yilmaz Onge Armagam. Konya, 1993. - S. 207-230.213. £antay H. B. Kur'an-i Hakim ve Meal-i Kerim. Istanbul: Risale, 1972. - 3 C. - 1252 s.

217. Qay A. Turk ergenekon bayrami (Nevruz). Ankara: Tiirk Kiilturimu Ara§tirma Enstitiisii Yayinlan, 1985.-219 s.

218. Qay A. Tiirk milli kiilturiinde hay van motifleri. Ankara: Turk Kiilttiriinu Ara§tirma Enstitiisii Yayinlan, 1990. - 288 s.

219. Qelik I. Nazar, nazarlik ve ilgili biiyiisel i§lemler // Bogazi9i Universitesi Halkbilimi Yilhgi. 1974. - S. 155-184.

220. Qiblak N. Halk kiilturiinde nazar, nazarlik inanci ve bunlara bagli ugulamalar // Tiirkliik Bilimi Ara§tirmalan. 2004. - Sayil5. - S.103-125.

221. Qoruhlu Y. Tiirk mitolojisinin anahtarlan. Istanbul: Kabalci Yayinevi, 2006.-237 s.

222. Donmez M. Manisa // Halkbilimi Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.scribd.com/doc/6694438/HALK-BLl. 15.02.2010.

223. Duvarci A. Halk hekimliginde ocaklar // Milli Folklor. Sayi 7. -Eylul, 1990.-S. 34-38.

224. Ebced // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа:www.URL:http://www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/E/ebced.htm. 15.02.2010.

225. Efsun // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа:www.URL:http7/www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/E/efsun.htm. 15.02.2010.

226. Elmalili M. H. Y. Kur'an-i Kerim ve afiklamali meali. Istanbul: Huzur Yayinevi, 2009. -610 s.

227. Erbek M. Qatalhoyuk'ten giinumuze Anadolu motifleri. Ankara: Kultur ve Turizm Bakanhgi Yaymlan, 2002. - 217 s.

228. Ergin M: Dede Korkut kitabi. Istanbul: Hisar Kiiltiir Goniilliileri, 2003,- 147 s.

229. Ergun P. Turk kulttirtinde aga? (orman) kiiltii: Selcuk Universitesi Sosyal Bilimler Enstitiisti Doktora Tezi. Konya, 2002. - 794 s.

230. Erk Z. Anadolu'da kirklama // I. Uluslararasi Turk Folklor Kongresi. -Ankara, 1976. С. IV. - S.101-109.

231. Esed M. Kur'an mesaji. Qevir. C. Koytak. Istanbul: i§aret Yaymlan, 2001. - 1375 s.

232. Esin E. Ottiken yi§ (Tiirk sanatmda aga^i dag hakkinda notlar) // Atsiz Armagani. Istanbul: Otiiken Yaymlan, 1976. - S.147-187.

233. Eyuboglu I. Z. Anadolu buyiileri. Istanbul: Der Kitabevi, 2004. - 504s.

234. Eyuboglu I. Z. Anadolu ila^ari. Istanbul: Derin Yaymlan, 2007.268 s.

235. Eyuboglu I. Z. Anadolu inan^ari. Istanbul: Derin Yaymlan, 2007.240 s.

236. Eyuboglu I. Z. Cinci buyiileri yildizname. Istanbul: Derin Yaymlan, 2001.-310 s.

237. Gokalp Z. Tiirk medeniyeti tarihi. Istanbul: Toker Yaymlan, 1995.332 s.

238. Gokalp Z. Turk toresi. Ankara: Ziya Gokalp Yaymlan, 1976. - 140s.

239. Golpmarli A. Kur'an-i Kerim ve meali. Istanbul: Elif, 2003. - 840 s.

240. Goniillii Д. R. Turk halk inar^Iarmda demir motifi // Turk Diinyasi Ara§tirmalari. Aralik, 1998. - Sayi 117. - S. 123-128.

241. Giilensoy T. Tiirklerde 3, 7 ve 40 sayilari // Bayrak. Aralik, 1966. -Sayi 25. - S. 12-15.

242. Giiler A. Mardinde ugur ve ugursuzluk hakkinda inani§lar // Turk Folklor Ara§tirmalari. 1975. -№306. - S. 7193.

243. Giinay U. Turk masallarmda geleneksel ve efsanevi yaratiklar // Hacettepe Universitesi Edebiyat Faktiltesi Dergisi. Ankara, 1983. - С. I. - S. 2146.

244. Giinay U,, Giingor U. H. Ba§langi9tan giiniimuze Tiirklerin dini tarihi. Ankara: Ocak Yayinlan, 1997. -406 s.

245. Harut ve Marut // islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. -Режим доступа: w\v^v.URL:http://www.cileweb.n^htm. 15.02.2010.

246. Hi? biiyii bozdurmak i?in cinci hocaya gittiniz mi? // Anketi seyderen tek site Oyumsana Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.oyumsana.com/anketler.php?q=anketgoster&aid=66406. -15.02.2010.

247. Inan A. Tarihte ve bugiin §amanizm. Ankara: Tiirk Tarih Kurumu yayinlan, 1986.-229 s.

248. I§9iler S. S. Tekirdag'inda inani§lar: kur§un dokme, nazar okuma, yaki // Turk Folklor Ara§tirmalari. Mayis 1962. - Y.13, C.7, Sayi 154. - S. 2718.

249. Kafesoglu I. Tiirk milli kiilttiru. Istanbul: Bogazi<?i Yayinlan, 1988.445 s.

250. Kalafat Y. Dogu Anadolu'da eski Tiirk inan^larmm izleri. Ankara: Ataturk Kultiir Merkezi Yayim, 1995.-169 s.

251. Kalafat Y. Goktiirklerden guniimtize Tiirk halk inan^larmda kurt // XIV. Tiirk Tarih Kongresi, Anakara, 9—13 Eyliil 2002. Kongreye Sunulan Bildiriler. Anakara 2005. - С. III. - S. 461-475.

252. Kalafat Y. Osmanli'dan giiniimuze Sivas alevilerinde kurt kiiltii // Osmanli'dan Giiniimtize Sivas. Sivas, 2007 Электронный ресурс. - Режим доступа: www.URL:http://www.haberakademi.net/haberyaz.asp?hbr=3846. 15.02.2010.

253. Kalafat Y. Sozlii kiiltiiriimiizde Bursa ve yoresi ornekleri ile kurt // II. Bursa Halk Kulturii Sempozyumu Bildirileri. Bursa, 2005. - С. II. - S. 415-423.

254. Kalafat Y. Tiirk halklannda kurt agzi baglama inanci // Sosyal Bilimler Enstitusu Dergisi. Sayi: 20, 2006/1. - S. 273-280.

255. Karadogan A. Tiirk §ahis adlarinda hayvan kiiltii // Milli Folklor. Yil 15, Sayi 57. - S. 109-116.

256. Kaya M.'Eski Turk inani§lannin Tiirkiye'deki halk hekimliginde izleri //Folklor/Edebiyat. С. VII, Sayi 25, 2001/1. - S. 199-218.

257. Kenen H. B. Ozbelin son <?orap sergisi // Tiirk Folklor Ara§tirmalari. -1964. Vol. 184.-S. 3574-3575.

258. Kirci E. Tiirk kiiltiirunde ate§le ilgili inani§lar // Prof. Dr. Dursun Yildirim Armagani. Anlcara, 1998. - S. 398-407.

259. Kocattirk S. Bazi din ve kavimlerde, ozellikle Islamiyette yedi sayisi // II. Milli Turk Fplklor Kongresi (Bildiriler). Ankara, 1982. - C.IV. S. 279-297.

260. Ко§ау Н. Z. Etnografya miizesindeki nazarlik, muska ve hamailler 11 Turk EtnografyaDergisi. S.l. - 1956. S. 86-88.

261. Ku§oglu Z. Tiirk sanatmda miihr-i Siileyman // ilgi. Istanbul, 1990. -Sayi 161. - S. 32-35.

262. Looklex Encyclopaedia Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://lexicorient.com/e.o/turkey.peoples.htm. - 15.02.2010.

263. Mihr Imam Iskender Ali. Kur'an-i Kerim Tefsiri Электронный ресурс. Режим доступа: www. URL:http://www. imamiskenderalimihr.com/kuranikerimtefsiri/sureler/rhS .aspx. - 15.02.2010.

264. Mucize // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL: http://www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/Ivl/mucize.htm. - 15.02.2010.

265. Muska // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа:www.URL:http://www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/M/muska.htm. 15.02.2010.

266. Numan S. Erzurum'da tipki ta§i // Halkbilgisi Haberleri. 1930. -Sayi 3. - S. 10-11.

267. Ocak Y. Alevi ve bekta§i inanflannin islam oncesi temelleri. -istanbul: ileti§im Yaymlan, 2005. -312 s.

268. Onk N. Aras boyu Orf ve adetleri, Nevruz bayrami // Tiirk Kiiltiirii. -Y.IX, Sayi 119. -S.1208-1216.

269. Ogel B. Tiirk Kiiltiiriiniin Geli§me Qaglan. Istanbul: Milli Egitim Basimevi, 1971.-C.-I. - 161 s.

270. Ogel B. Turk Mitolojisi. Ankara: Devlet Kitaplan, 1971. - Cilt II.342 s.

271. Ornek S. V. Anadolu folklorunda oliim. Ankara: Ankara Universitesi, Dil ve Tarih-Cografya Fakiiltesi yaymlan, 1971. - 149 s.

272. Ornek S.*V. 100 soruda ilkellerde din, biiyii, sanat, efsane. Istanbul: Ger9ek Yayinevi, 1988. -231 s.

273. Ornek S. V. Sivas ve 9evresinde hayatin 9e§itli safhalariyla ilgili batil inan9larin ve biiyilsel i§lemlerin etnolojik tetkilci. Ankara: Ankara Oniversitesi Dil ve Tarih-Cografya Fakiiltesi, 1966. - 139 s.

274. Ornek S. V. Tiirk follclorunda ad se9me ve ad koyma // Bogazi9i Universitesi Halkbilimi Yilligi. Istanbul, 1975. - S. 101-112.

275. Ozba§ H. Yozgat'ta congolos // Turk Folklor Ara§tirmalari. Mart, 1967. - Sayi 212. - S. 1967.

276. Ozen K.* Divrigi yoresindeki alevi-bekta§i Tiirk toplumunda toprak kiiltiirii // Halk Kiiltiirii. 1985. - Sayi 2. - S. 59-63.

277. Ozerdem A. Tarihi kultiiru ve folkloruyla Karaozii: Ardahan, Giiven9, Basak, Gok212, s. Ku^saray, Koriicek, Alicik, Magara. Istanbul: Cem Matbaacilik, 1994.-326 s.

278. Oztiirk A. Tiirk anonim edebiyati. istanbul: Bayrak Yayirncihk, 1985.- 414 s.

279. Oztiirk Y. N. Kur'an-i Kerim ve Tiirk9e meali. Istanbul: Yeni Boyut Yayinevi, 2006. - 637 s.

280. Piri§ §. Kur'an-i Kerim Tiirk9e anlami. Kayseri: Olcyanus Yayinlan, 2004.-318 s.

281. Sadak B. Kur'an-i Kerim ve T'iirk9e anlatimi. istanbul: Ilahiyat Fakiiltesi Vakfi Yayinlan, 2009. - 624 s.

282. Sakoglu S. Anadolu folklortinde Goktiirk efsanelerinin izleri // Be§inci Milletler arasi Turkoloji Kongresi. Istanbul, 1985. - C.l. - S. 256-262.

283. Scogaamillo G. Istanbul Gizemleri. Biiyiiler, Yatirlar, inani^lar. -Istanbul: Altin Kitaplar Yayinevi, 2003. 205 p.

284. Sihir // Islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/S/99.htm. -15.02.2010.

285. Stiheyl A. Turkiye'de tibbi folklor iizerine rapor // Halkbilgisi Haberleri. Haziran, 1936. - №56. - S. 113-136.

286. Tan N. Karahan'da olii gomme ve yas tutma // Tiirk Folklor Ara§tirmalan. 1965. - Sayi 189, - S. 3712-3713.

287. Tan N. Tiirk folklorunda ay tutulmasi // Tiirk Ktilttirii. Aralik, 1974. S. 81-84.

288. Tanyu H. Fatma Anamiz (Fadime Anamiz) ve el ile ilgili inanflar uzerine bir ara§tirma // II. Milletlerarasi Tiirk Folklor Kongresi (Bildiriler). -Ankara, 1976. С. IV. - S. 479-497.

289. Tanyu H. Turklerde ate§le ilgili inan^ar // I. Uluslar arasi Tiirk Folklor Kongresi Bildirileri. Anlara, 1976. - C.IV. - S. 283-304.

290. Tanyu H. Tiirklerde ta§la ilgili inan^ar. Istanbul: Elips Kitap, 2007. - 240 s.

291. Т. C. Ba§bakanlik. Tiirkiye Istatistik Kurumu (TUIK) Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.tuik.gov.tr/PreTablo.do?tbid=39&ustid=l 1. 15.02.2010.

292. Т. С. Diyanet Ba§bakanlik. Diyanet i§leri Ba§kanligi. Kur'an-i Kerim Meali Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL :http ://www. diyanet. gov.tr/Kuran/KuranMeali/KUR AN. doc. 15.02.2010.

293. Tezcan H. Topkapi Sarayi'ndaki §ifali gomlekler. istanbul: Bika, 2006,- 199 s.

294. Tezcan M. Kiiltiirel antropolojisi. Ankara: Kiiltiir Bakanligi Yaymlari, 1997.-232 s.

295. Tilsim // islam Ansiklopedisi Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL: http://www.cileweb.net/islam/islamansiklopedisi/T/120.htm. - 15.02.2010.

296. Tosunba§ M. Qukurova'da nazardan korunma pratikleri // Tiirk Folklor Ara§tirmalari. Kasim, 1976. - Y.28, C.17, Sayi 328. - S.7807-7809.

297. Turan M. Kars'ta olii ile ilgili gelenekler // II. Milletlerarasi tiirk folklor kongresi bildirileri. Ankara, 1982. - С. IV. - S. 547-557.

298. Turkiye Diyanet Vakfi. Kur'an-i Kerim ve a9iklamali meali. -Istanbul: Turkiye Diyanet Vakfi Yaymi, 2007. 604 s.

299. Utper M. Anadolu Folklorunda Fadime Ana // Tiirk Folklor Ara§tirmlari Yilliigi. Ankara, 1981. - S. 113-120.

300. Ulkiita§u- M. Turkiye Tiirklerinde ad verme ile ilgili gelenek ve inan9lar // I. Uluslararasi Tiirk Folklor Kongresi Bildirileri. Ankara 1976. - C. IV. S. 369-384.

301. Westermarck E. Nazar degmesi inanci. Ankara: Yeni Matbaa, 1961.-48 s.

302. Yardimci M. Geleneksel ktiltiirtimtizde ve a§iklann dilinde sayilar //I. Uluslararasi Qukurova Halk Kiiltiirii Bilgi §oleni (Sempozyumu) Bildiriler. -Adana, 1999. S.636-648.в) f,

303. Yardimci M. Geleneksel kulturumiizde ta§, Zil'de ta§larla ilgiliinanmalar, ugulamalar ve oyunlar Электронный ресурс. Режим доступа: www. URL: http ://www. geleneksel elsanatlari. com/15 -kosey azi-Geleneksel

304. Kulturumuzde-Tas.html. 15.02.2010.

305. Yavuz A. F. Kur'an-i Kerim ve izahli meal-i alisi. Ankara: Alperen Yaymlari, 2002. - 638 s.

306. Yazici K. Kurt dede kavramimn tarihi ve kulturiimUz i9indeki yeri Электронный ресурс. Режим доступа: www. URL: http ://www. gulenkoyu.com/forum/index.php ?topic=2364.0; wap2. 15.02.2010.

307. Yildinm C. Kur'an-Kerim meal ve tefsiri. Istanbul: Tercuman Yaymi, 1982.- 647 s.

308. Yildinm S. Anahatlanyla Kur'an-i Kerim ve Kur'an ilimlerine giri§. Istanbul: Ensar Ne§riyat, 2005. 240 s.

309. Yilmaz S. Aksakoy folkloru: gozalmak ve kozsondiirmek // Tiirk Folklor Ara§tirmalari. Y.19, C.ll, Sayi 228.-S. 5009-5010.

310. Yugu§eva N. Altaylilarda kamlik (§amanizm) inanci ve Anadolu'daki yansimalari Электронный ресурс. Режим доступа: www.URL:http://www.tdkdergi.gov.tr/TDD/2001s590/200159020NYUGUS EVA.pdf. - 15.02.2010.

311. Yiiksel E. Mesaj Kuran Qevirisi. Istanbul: Ozan Yaymcilik, 2000.597 s.

312. РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК МУЗЕЙ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ имени ПЕТРА ВЕЛИКОГО (КУНСТКАМЕРА)04201006774

313. ИВАНОВА ВЕРОНИКА ВИТАЛЬЕВНА

314. ОХРАНИТЕЛЬНАЯ МАГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТУРОК1. АНАТОЛИИ

315. Специальность: Этнография, этнология и антропология1. На правах рукописи1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.