Оконный декор фасадов структурообразующих магистралей Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX веков: Анализ типологических предпочтений тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 18.00.01, кандидат архитектуры Боткин, Петр Владимирович

  • Боткин, Петр Владимирович
  • кандидат архитектурыкандидат архитектуры
  • 2005, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ18.00.01
  • Количество страниц 450
Боткин, Петр Владимирович. Оконный декор фасадов структурообразующих магистралей Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX веков: Анализ типологических предпочтений: дис. кандидат архитектуры: 18.00.01 - Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия. Санкт-Петербург. 2005. 450 с.

Оглавление диссертации кандидат архитектуры Боткин, Петр Владимирович

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. ГЕНЕЗИС И СЕМАНТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ

АРХИТЕКТУРНОГО ДЕКОРА.

1.1. Столп, колонна

1.2. Фронтон

1.3. Архитектурный ордер .'

1.4. Тема «женской головки».

1.5. Львиная маска

1.6. «Бараньи головы»

1.7. Букрании .'

1.8. Кадуцей

1.9. Картуш

1.10. «Всевидящее око»

1.11. Маскарон

1.12. «Растительный» декор

1.13. Геометрический декор .'.

1.14. Рустовка

1.15. Балясины

Выводы к главе

Глава 2. ДЕКОР ФАСАДОВ: ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ. '

2.1. Градостроительные факторы

2.2. Факторы архитектурного процесса

2.3. Композиционно-стилистические факторы Выводы к главе.

Глава 3. ДЕКОР ОКОННЫХ ПРОЕМОВ: ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ

ПРЕДПОЧТЕНИЯ

3.1. Состав структурообразующих магистралей.

3.2. Типология элементов оконного декора.

3.3. Динамика предпочтений отдельных форм оконного декора.

3.4. Предпочтения в сфере декорирования отдельных зон оконных обрамлений.

3.4.1. Декор верхней зоны оконных обрамлений.

3.4.2. Декор нижней зоны оконных обрамлений.

3.4.3. Декор средней зоны оконных обрамлений (боковин).

3.5. Приоритетность отдельных типологических групп оконного декора.

Выводы к главе.

Глава 4. ОКОННЫЙ ДЕКОР ЗДАНИЙ НА ОТДЕЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЯХ: АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ.

4.1. Предпочтения на уровне типов декора.

4.2. Предпочтения на уровне форм декора.

4.2.1. Предпочтения форм оконного декора на магистралях I порядка.

4.2.2. Предпочтения форм оконного декора на магистралях 2 порядка—76 Выводы к главе.

Глава 5. ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ФОРМ ОКОННОГО ДЕКОРА.

5.1. Антропоморфно-зооморфный декор.

5.1.1 «Женская головка».

5.1.2. Маскарон.

5.1.3. Львиная маска.

5.1.4. «Голова барана».

5.1.5. «Раковина».

5.2. «Растительный» декор.

5.2.1. «Венки».

5.2.2. «Гирлянды».

5.2.3. «Ветви».

5.2.4. Розетка.

5.2.5. «Лист аканта».

5.2.6. «Волнообразный растительный мотив».

5.3. Предметно-символьный декор.

5.3.1. «Цепь».

5.3.2. Кадуцей.

5.3.3. Вазон.

5.3.4. «Факел».

5.3.5. «Бегущая волна».

5.3.6. «Чешуя».

5.3.7. «Жгут».

5.3.8. Арматура.

5.4. Геометрический декор.

5.4.1. «Диск».

5.4.2. Меандр.

5.4.3. Ромб.

5.5. «Ордерный» декор.

5.5.1. Картуш.

5.5.2 Медальон.

5.5.3 Ионики.

5.5.4 Вертикальные порезки.

Выводы к главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оконный декор фасадов структурообразующих магистралей Санкт-Петербурга середины XIX - начала XX веков: Анализ типологических предпочтений»

Неоспоримо существование феномена Петербурга, так же как неоспоримо утверждение, что этот феномен имеет архитектурно-градостроительную основу. Распространенное понятие «петербургский стиль» ассоциируется с такими качествами облика города как классичность, ансамблевость, соразмерность пространств и архитектурных масс, строгая подчиненность декора тектонической структуре фасадов. Однако большинство попыток наполнить конкретным содержанием определения Петербурга как архитектурно-градостроительного феномена до сих пор сводилось лишь к рассмотрению системы его центральных ансамблей и общеизвестных архитектурных доминант. За пределами конкретного анализа остается специфический уличный фронт петербургского центра эпохи архитектурного историзма, заменивший собой малоэтажную усадебную застройку предыдущего периода. Своеобразные «выставки фасадов», которыми стали центральные петербургские улицы благодаря брандмауэрной сомкнутости многоэтажных домов, давно сами являются объектами историко-культурного наследия, достойными подробного исследования, без чего невозможно приблизиться к действительно научному пониманию такого уникального явления общемирового значения как Санкт-Петербург.

Приведенные к единой системе «эстетических показателей» (в том числе количественных) характеристики фасадов петербургских магистралей могут стать основой для многопланового анализа архитектурной специфики С.-Петербурга второй половины XIX в., когда в архитектуре возобладали «стилевые» концепции и значительно многообразнее стала типология декорируемых зданий, о чем еще в середине столетия писал П.Петров: «Русская архитектура день ото дня заметно улучшается. Привлекательность орнаментации, которая не так еще давно оказывалась исключением из общего правила, принадлежностью одних дворцов, и там не всех еще частей, а разве одного лицевого фасада, - теперь делается явлением обычным, общим, обязательным для домов частных и построек далеко не роскошных, беспритязательных» [37]. Кроме научных интересов сугубо петербургского характера заявленная в настоящей диссертации тема важна для более глубокого и в то же время конкретного понимания природы и проявлений архитектурного историзма, а в более широком смысле - для исследования проблем изобразительности и ассоциативности архитектуры рассматриваемого периода.

Актуальность темы напрямую связана с активностью современного этапа реконструкции исторического Петербурга. Критерии реконструкции, характер уплотнительной застройки - все это требует научного обоснования, в том числе полных знаний о типологии и предпочтениях в сфере фасадного декора эпохи архитектурного историзма, когда в основном завершилось формирование уникального исторического облика Санкт-Петербурга.

Степень научной разработанности проблемы. Настоящая диссертация является первым систематическим исследованием заглавной темы. Но оно было бы невозможно без опоры на массив предшествующих работ, посвященных как общим вопросам стиля и формообразования, смены этапов, приоритетов, генезису форм, так и характеристике традиционных форм декора в архитектуре. Категория пластики как одна из основных (наряду с пространством) категорий архитектурной формы была впервые осознана формальной школой искусствознания (А.Бринкман, Г.Вельфлин, А.Шмаров). Конкретные особенности декора в архитектуре эклектизма, стилизаторства и модерна выявлены в работах В.С.Горюнова, В.Г.Исаченко, Б.М.Кирикова, В.В.Кириллова, В.Г.Лисовского, А.Л.Пунина,

М.С.Штиглиц, а также в монографиях, посвященных творчеству Н.Бенуа, Л.Бенуа, Г.Боссе, А.Брюллова, А.Бубыря, Н.Васильева, И.Китнера, Ф.Лидваля, И.Монигетти, Н.Султанова, К.Тона, В.Шретера, М.Щурупова. Свою версию закономерностей в развитии декора предложила З.Ф.Семенова. Суждения современников об архитектурном декоре периода историзма проанализировал С.П.Заварихин. Вопросы происхождения и семантики конкретных архитектурных и декоративных форм рассматривали в своих трудах И.А.Бондаренко, В.Г.Вагнер, В.Л.Воронина, А.Г.Габричевский. А.Голан, М.А.Ильин, А.В.Ополовников, Н.Л.Павлов, В.И.Плужников, Б.А Рыбаков. Методом экстраполяции и перекрестного анализа академик Б.А.Рыбаков выявил систему символов в архитектуре Древней Руси.

Исследователи, занимавшиеся вопросами мифологии (А.Ф.Лоссв, М.М.Маковский, Е.М.Мелетинский, В.А.Сафронов, М.Элиаде), внесли вклад в разработку теоретической базы изучения первичной символики в искусстве и архитектуре. Принципиальные вопросы смены стилистических эпох, природы и генезиса архитектурного историзма в полной мере разработали И.А.Азизян, Е.А.Борисова. В.С.Горюнов, Т.П.Каждан Е.И.Кириченко. Г.И.Ревзин, Т.А.Славина.

Цель диссертационной работы - выявление характера декоративной пластики фасадов петербургских зданий середины XIX - начала XX века. Задачи исследования:

- выявить генезис и семантику традиционных форм фасадного декора;

- разработать типологию наиболее распространенных в Петербурге форм декора оконных проемов;

- выявить характер распределения форм оконного декора на фасадах зданий каждой структурообразующей магистрали

- определить степень вариабельности форм оконного декора

- выявить степень распространенности конкретных форм оконного декора в зависимости от времени строительства зданий;

- составить обобщенную характеристику декора оконных проемов зданий Санкт-Петербурга рассматриваемого периода.

Предмет исследования - специфика и типология декоративной составляющей петербургской архитектуры периода историзма.

Объект исследования - конкретный декор оконных проемов зданий Санкт-Петербурга рассматриваемого периода.

Методика работы включает в себя изучение литературы по теме исследования и смежным проблемам, подробное натурное обследование фасадов зданий структурообразующих магистралей города, обработку материалов с применением методов эстетического, структурного и статистического анализа.

Границы исследования обозначены в названии диссертации. Хронологические границы обусловлены специфичностью этого этапа развития отечественного зодчества. В столице архитектурный историзм (эклектизм, стилизаторство, неоклассицизм, неонациональные тенденции) проявил себя особенно отчетливо и строго, без тех «вольностей» которые позволяла себе провинция. Поэтому вполне закономерно петербургская тематика локализуется в настоящей работе и таким образом очерчиваются топографические рамки исследования - территория исторической застройки города. Обширность этой территории не позволяет в рамках кандидатской диссертации проанализировать декор фасадов всех улиц, поэтому для изучения были выбраны лишь структурообразующие магистрали, составляющие градостроительный каркас и во многом формирующие архитектурный облик города.

Так как основу декоративного решения фасадов в период историзма чаще всего составлял декор оконных проемов, то для углубленного изучения заявленной темы за рамки исследования были вынесены такие фасадные элементы как карнизы, тяги, пилястры, полуколонны, дверные порталы.

Для более глубокого исследования оконного декора его типология в диссертации ограничена формами, имеющими древние генетические корни.

Научная новизна исследования состоит в активном использовании количественных статистических методов для выявления специфики такой «эстетической материи» как фасадный декор. В научный оборот введены пласты фактической и теоретической информации о специфике петербургского зодчества второй половины XIX - начала XX вв.

Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их непосредственного использования при решении вопросов преобразования отдельных зданий и конкретных участков исторической территории города.

На защиту выносятся:

- типология элементов и форм оконного декора петербургских зданий рассматриваемого периода;

- характеристика факторов, влиявших на специфику оконного декора;

- характеристика приоритетов в сфере декора оконных обрамлений за весь рассматриваемый период;

- динамика изменения приоритетности в сфере форм оконного декора по десятилетиям;

- характеристика приоритетов в сфере оконного декора по магистралям;

- характеристика вариабельности базовых форм оконного декора;

- характеристика предпочтений декора в зависимости от места в системе оконного обрамления.

Апробация материалов и результатов исследования проведена в виде докладов на пяти научных конференциях СПбГАСУ (в том числе три международных) в 2001 - 2004 гг. и на заседании Ученого совета ВНИИТАГ (по результатам исследования, выполненному по гранту РААСН). По теме диссертации опубликовано 9 статей.

Структура работы. Диссертация состоит из двух томов - основного текста и приложения. Основной текст объемом 123 страницы включает в себя Введение, 5 глав, Заключение и Список использованной литературы. Второй том объемом 389 страниц включает в себя данные натурного обследования и результаты их первичной статистической обработки.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», 18.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия», Боткин, Петр Владимирович

Основные результаты проведенного исследования представлены положениями, изложенными ниже.

1. Установлено, что ни одна из форм оконного фасада не возникла как сугубо эстетическая: их генезис уходит корнями в глубину тясячелетий.

2. Отмечено, что на характер оконного декора петербургских зданий середины XIX - начала XX вв. оказали влияние следующие особенности архитектурно-строительного процесса:

- массовость и интенсивность строительства многоэтажных каменных зданий в этот период;

- активное подключение к реальному проектному процессу, ранее осуществлявшимуся главным образом выпускниками Академии художеств и Строительного училища, широкого круга специалистов смежных областей;

- обусловленная брандмауэрной застройкой концентрация творческих усилий архитектора на решении только «лицевых» фасадов, трактуемых как крупномасштабные архитектурные барельефы;

- свойственные эпохе историзм, «изобразительность» и плюрализм эстетического сознания.

3. Выделено пять крупных типологических групп традиционного оконного декора по принципу общности образного потенциала и (или) генезиса конкретных форм. Эти группы обозначена как «растительная», антропоморфно-зооморфная, предметно-символьная, геометрическая и «ордерная». Типология их наполнения конкретными формами включает в себя 27 наименований. Полностью весь этот «набор» стал использоваться архитектурной практикой лишь с начала 1900-х гг.

4. Подтвержден ранее сделанный историками зодчества вывод о том, что в период историзма отсутствовала свойственная классицизму иерархия форм фасадного декора.

5. Выяснено, что в рассматриваемый период декор оконных проемов зданий Петербурга почти полностью основывался на формах, характерных для периодов Ренессанса, барокко и классицизма. При этом наиболее распространенная (более 40% фасадов) «растительная» группа этих форм оказалась вдвое популярнее, чем «ордерная».

6. Установлено, что наибольшей приоритетностью при декорировании оконных проемов в течение всего периода обладали две формы - гирлянды и картуши, что придавало обильно декорированной архитектурной среде определенную целостность. Вторую по приоритетности группу форм составляли «венки», «ветви», «диски», «лист аканта», «раковина», львиная маска, меандр.

7. Установлено, что большинству структурообразующих магистралей Петербурга свойственна относительная приоритетность групп «растительного» и (вслед за ним) «ордерного» декора. Приоритетность форм «ордерной» группы свойственна лишь Большому проспекту П.С., Невскому, Вознесенскому, Каменноостровскому проспектам и улицам Кирочной, Шпалерной, Таврической, Декабристов.

8. Установлено, что максимальной интенсивностью антропоморфно-зооморфного декора отличается застройка улиц Ломоносова, Большой Морской, Владимирского проспекта, а наименьшей - Литовского и Вознесенского проспектов, Гороховой улицы, Большого проспекта П.С.

9. Установлено, что для 70% структурообразующих магистралей города безусловно приоритетной формой оконного декора являются гирлянды, для 25% - картуши. Для Владимирского пр., ул.Ломоносова и Малой Конюшенной приоритетны «ветви», для Литовского пр. - медальоны. Форма гирлянд использована в оконном декоре всех магистралей; картуши не использованы только на Литейном и Владимирском проспектах. Но среди обследованных нет ни одной магистрали, в застройке которой были бы использованы все 27 отмеченных в диссертации форм оконного декора.

10. Выявлены и классифицированы многочисленные вариации базовых (канонических) форм оконного декора. Установлено, что на вариабельность форм декора кроме особенностей собственно авторского творческого почерка влияли также местоположение элемента в состеме оконного обрамления (в верхней, нижней или боковой зоне, в конкретном архитектурном окружении), и характер антуража в виде лепных барельефных композиций

11. Установлена приоритетность включения в систему оконного обрамления карнизных (прямых или фигурных) и фронтонных сандриков, а также карнизов, фризов и профилированных поясов.

12. Определена типология размещения элементов декора в системе оконного обрамления (на замковых камнях, в подоконных нишах, надоконных панелях, в тимпанах и пр.).

13. Установлено, что наибольшей вариабельностью отличались элементы антропоморфно-зооморфного и «растительного» декора. Наименее вариабельны элементы «геометрического» декора.

14. Составлен иллюстрированный каталог петербургского оконного декора, включающий в себя 500 фотографий Каталог имеет самостоятельную научную ценность и может быть ( как и другие материалы приложений) использован для дальнейшего изучения архитектуры периода историзма.

15. Материалы диссертации расширяют и значительно конкретизируют банк данных об архитектуре Петербурга периода историзма, а также дают возможность расширить представления о реальной «фактуре» архитектуры эклектизма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По данным натурного обследования декора оконных проемов зданий на основных структурообразующих магистралях исторического Петербурга и на базе проведенного многоаспектного анализа этих данных в настоящей диссертации:

- предложена методика комплексного обследования и анализа декора фасадов исторических зданий;

- проведен краткий обзор генезиса и семантики отдельных форм архитектурного декора;

- выявлены градостроительные, композиционно-стилистические и процессуальные факторы, оказывавшие влияние на характер архитектурного декора;

- определена типология элементов оконного декора;

- выявлена общая приоритетность отдельных титпологических групп оконного декора;

- выявлена общая динамика предпочтений отдельных форм оконного декора по десятилетиям;

- выявлена общая картина предпочтений в сфере декорирования отдельных зон оконных обрамлений;

- составлена картина предпочтений типов и форм оконного декора на конкретных структурообразующих магистралях Петербурга;

- определена степень вариабельности 27-и основных форм оконного декора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат архитектуры Боткин, Петр Владимирович, 2005 год

1. Бенуа, А. О современной русской архитектуре /А.Бенуа // Речь. 1910.-№ 171.

2. Бондаренко, И.А. «Свое», «чужое» и «общее» в истории архитектуры /И.А.Бондаренко// Архитектура мира: материалы конференции «Запад Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». - М.,1993. - Вып.2. - С. 179-182.

3. Бондаренко, И.А. Творчество без образца /И.А.Бондаренко //Архитектурное сознание XX XXI веков: разломы и переходы: сб. науч. тр. НИИТАГ / под. ред И.А.Азизян. - Москва: УРСС, 2001.- С. 90 -103.

4. Борисова, Е.А. Некоторые особенности восприятия городской среды и русская литература второй половины XIX в. /Е.А.Борисова // Типология русского реализма второй половины XIX века. Москва: Наука, 1979.-С. 252-285.

5. Борисова, Е.А. Русская архитектура второй половины XIX века /Е.А.Борисова Москва: Наука, 1979. - 320 е.: ил.

6. Борисова, Е.А. Русская архитектура конца XIX начала XX века /Е.А.Борисова, Т.П.Каждан - Москва: Наука, 1979. - 240 е.: ил.

7. Боткин, П.В. Древняя символика в архитектурных формах истилях Петербурга // Факты и версии. Эмблемы, знаки, символы России/ гл. ред. В.Ю.Жуков. СПб., 2002. 10 е., ил.

8. Боткин, П.В. Семантика фронтонных композиций // Докл. 59-й науч. конф. профессоров, преподавателей, науч. работников, инженеров и аспирантов ун-та / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. СПб., 2002. - Ч. 2. - С. 61-62.

9. Боткин, П.В. Тема женской головки в архитектурном декоре Санкт-Петербурга // Докл. 60-й науч. конф. профессоров, преподавателей, науч. работников, инженеров и аспирантов ун-та / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. СПб.) - 4.2. - С. 59-60.

10. Боткин, П.В. Типология архитектурного декора Петербурга периода историзма // Докл. 57-я международная науч.-технич. конф. молодых ученых / С.-Петерб. гос. архитектур.-строит. ун-т. СПб., 2004.-Ч. З.-С. 103-107.

11. В Петербурге // Санкт-Петербургские ведомости. 1863. - 15 октября. - С. 934.

12. Вагнер, Г.К. Беломраморная резьба древнего Суздаля /

13. Г.К.Вагнер. Москва: Искусство, 1975. - 184 е.: ил.

14. Вопросы генезиса капитализма в России: сб. статей / отв. ред.

15. B.В.Мавродин. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. -240 с.

16. Горюнов, B.C. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера / В.С.Горюнов, М.П.Тубли. С.-Петербург: Стройиздат СПб, 1992. - 360 с.:ил.

17. Гуревич, А.Я. Категории средневековой культуры / А.Я.Гуревич. Москва: Искусство, 1984.-350 е.: ил.

18. Г.Б. Нечто о проектах // Строитель. 1895. - № 20. - С. 8-9.

19. Далибор, В. Архитектура и поэтика репрезентации /В.Далибор // Архитектура мира: материалы конференции «Запад -Восток: искусство композиции в истории архитектуры». М.,1996. — Вып. 5. - С.6-11.

20. Дом Ф.Л.Гуна в С.-Петербурге // Зодчий. 1875. - № 7-8.1. C.91.

21. Заварихин, С.П. Русская архитектурная критика / С.П.Заварихин. Ленинград: Изд-во ЛГУ. - 1989. - 224 с.:ил.

22. К-о, А. Архитектор-подрядчик / А. К-о //Наше жилище. -1895.-№9.-С. 13-15.

23. Казусь, И.А. Организация архитектурного проектирования в России (период 1905 1917 гг.) / И.А.Казусь // Архитектурное наследство. - 1985.-№ 33.- С. 278-283.

24. Кириченко, E.II. Восток-Запад: истоки русского искусства конца XIX начала XX века /Е.И.Кириченко // Архитектура мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». - М.,1993. - Вып. 2. - С. 70-74.

25. Кириченко, Е.И. Пространственно-временные характеристики в русской архитектуре середины и второй половины XIX века / Е.И.Кириченко //Типология русского реализма второй половины XIX века. Москва: Наука, 1979. - С. 286-351.

26. Кириченко, Е.И. Романтизм и историзм в русской архитектуре XIX века (К вопросу от двух фазах развития эклектики) /Е.И.Кириченко // Архитектурное наследство. 1988. - № 36. - С. 130 — 143.

27. Кириченко, Е.И. Русская архитектура 1830 1910-х годов /Е.И.Кириченко. - Москва: Искусство, 1978. - 399 с.:ил.

28. Комеч, А.И. Символика архитектурных форм в раннем христианстве / А.И.Комеч // Искусство Европы и Византии. М., — 1978.-С. 18-28.

29. Лисовский, В.Г. «Национальный стиль» в архитектуре России /В.Г.Лисовский. Москва: Совпадение, 2000. — 416 с.:ил.

30. Мерц, И. Из памятной книжки /И.Мерц // Зодчий 1875. - № 2.-С. 20.

31. Морозов, И.В. Таинственным путем Гермеса / И.В.Морозов. Минск: Университет, 1994. - 303 е.: ил.

32. Павлов, ПЛ. Архаические представления о пространстве и времени в европейской традиции античного ордера /Н.Л.Павлов// Архитектура мира: материалы конференции «Запад — Восток: античная традиция в архитектуре». — М., 1994. Вып 3. - С. 178-180.

33. Павлов, ПЛ. Идея столпа-молнии в архитектуре и ндоевропейцев /Н.Л.Павлов // Архитектура мира: материалы конференции «Запад-Восток: взаимодействие традиций в архитектуре». -М., 1993.-Вып. 2.-С. 182-185.

34. Петров, П.Н. Ректор архитектуры И.А.Х. Константин Андреевич Тон / П.Н.Петров. СПб, 1865. - 14 с.

35. Плужников, В.И. Организация фасада в архитектуре русского барокко /В.И.Плужников // Русское искусство барокко: материалы и исследования / под ред. Т.В.Алексеевой. Москва: Наука, 1977.-С.88-127.

36. Пунин, АЛ. Архитектура Петербурга середины XIX века / А.Л.Пунин. Ленинград: Лениздат, 1990. - 351 с.:ил.

37. Ревзин, Г.И. Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века / Г.И.Ревзин. Москва: Общество историков архитектуры, 1992.-208 с.

38. Рикверт, Дж. Коринфский ордер /Дж. Рикверт.// Архитектура мира: материалы конференции «Запад-Восток: античная традиция в архитектуре». М., 1994. - Вып.З. - С. 6 - 13.

39. Рожанский, И.Д. История естествознания в эпоху эллинизма и Римской империи / И.Д.Рожански й, Москва: Наука, 1988. - 448 с.

40. Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси /Б.А.Рыбаков. — Москва: Наука, 1987. 782 е.: ил.

41. Санкт-Петербург. Планы и карты. СПб.: Карта, 2004.-I20 е.:ил.

42. Семенова, З.Ф. Закономерности архитектурного декора средневекового Закавказья и Западной Европы / З.Ф.Семенова // Архитектурное наследство. 1996. - № 40. - С. 18 - 26.

43. Смолина II. Подобие, закономерность, метод и другие метафизические мотивы: к истории архитектурного мышления Нового времени / Н.Смолина // Архитектура мира: материалы VII Международной конференции по истории архитектуры.-М.,1998. -Вып. 7.-С. 6-12.

44. Хроника // Зодчий. 1875. - № 10. - С. 116.тД

45. Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет1. На правах рукориси

46. Боткин Петр Владимирович архитектор

47. ОКОННЫЙ ДЕКОР ФАСАДОВ СТРУКТУРООБРАЗУЮЩИХ МАГИСТРАЛЕЙ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

48. СЕРЕДИНЫ XIX-HA4AJIA XX вванализ типологических предпочтений)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.