Онтологические и гносеологические проблемы философии Интернета: Генезис и синтез фундаментальных идей тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Романов, Олег Витальевич

  • Романов, Олег Витальевич
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2003, Иваново
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 155
Романов, Олег Витальевич. Онтологические и гносеологические проблемы философии Интернета: Генезис и синтез фундаментальных идей: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Иваново. 2003. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Романов, Олег Витальевич

Введение

Глава I. Идея виртуальности в философии, науке и технике

§ 1. История идеи виртуальности

§ 2. Понятие виртуальной реальности

Глава II. Гипертекст: новая философия текста

§ 1. Отцы-основатели Интернета: идеи и классические проекты

§ 2. Понятие гипертекста: дефиниции и основная терминология

§ 3. Свойства гипертекста

§ 4. Происхождение идеи гипертекста: от Библии до электронной Библии

Глава III. Всемирная Паутина как Супер-Мозг: сознание в космической перспективе

§ 1. Супер-Мозг: от метафоры к гипотезе

§ 2. Сознание в космической перспективе Заключение Библиография

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Онтологические и гносеологические проблемы философии Интернета: Генезис и синтез фундаментальных идей»

Актуальность темы исследования. Философская проблематика Интернета колоссальна и с трудом поддается учету: в современных международных классификациях философских специальностей выделяются ок. 900 позиций, связанных с Интернетом. При этом наблюдается определенный методологический пробел. С одной стороны, дотошно расписываются те или иные нюансы "обыкновенной", "бумажной" философии, которые переносятся в Интернет без учета его виртуальной, гипертекстовой, сетевой специфики. С другой - философская проблематика самого Интернета слабо осмыслена и зачастую даже не названа. Философия сталкивается с новой технологической и социокультурной реальностью, более того - она обретает в Интернете новую реальность самой себя, новые возможности философствования и человеческого мышления вообще. Чтобы осознать эти возможности, необходимо выявить и осмыслить философские основания Интернета, т.е. те фундаментальные идеи, на которых он построен и без которых существовать не может.

Отцы-основатели Интернета - Ванневар Буш, Теодор Нелсон, Дуглас Энгелбарт - были не только великими математиками и инженерами, но и выдающимися мыслителями, заложившими теоретический и идеологический фундамент Интернета. Замысел Интернета - классическое эссе В. Буша "Как мы можем мыслить" [Bush V. (1945)] - относится к 1945 г., воплощение - к концу 1960-х. Около четверти века напряженной работы ума понадобилось человечеству, чтобы осуществить этот грандиозный замысел. Идеи колоссальной мощности должны были лежать в начале этого процесса, чтобы привести в движение гигантские технические, финансовые, научные и человеческие ресурсы, которые создали Интернет. Эти мощные идеи-пружины, идеи-двигатели, идеи-динамит и интересуют автора настоящего исследования, об их актуальности и следует говорить в первую очередь.

Происхождение Интернета объясняется синтезом идей виртуальности, гипертекста, мультимедиа, универсальной информационной сети, сетевого общества, нелинейного мышления и некоторых других. Каждая идея в отдельности не создавала Интернет, но, соединившись в последней трети XX в. в единой парадигме постмодерна, они отчетливо разделили историю мировой цивилизации на до и вместе - времена, когда Интернета не было, и эпоху Интернета.

Выделение фундаментальных теоретических идей Интернета вписывает его в широкий контекст мировой истории и культуры. [См.: Чесноков С. (1996) С. 182-5] Эти идеи носят не технический, а гуманитарный характер, и появились они не в XX в., а существовали в течение столетий и даже тысячелетий и развивались относительно независимо друг от друга. Парадигмы и доминанты европейской культуры формировались в переломные эпохи, связанные с радикальными изменениями интеллектуальных технологий, т.е. средств производства, хранения, передачи и потребления информации. Обычно эти перемены осмысливаются как революции.

Первая революция в интеллектуальных технологиях, радикально изменившая европейского человека, произошла в конце IX - начале VIII в. до н.э. и связана с изобретением греческого алфавита. Без алфавита немыслимо само становление европейской культуры - появление письменных текстов поэм Гомера и письменных законов, возникновение в VI в. письменной прозы, философии, науки, истории.

К I в. н.э. относится переход от рукописного свитка к представлению рукописи в форме кодекса - прообраза книги. Это изменение способа фиксации письменных текстов и доступа к ним стало второй революцией в интеллектуальных технологиях. В это время устанавливается библейский канон и создаются корпусы сочинений Платона и Аристотеля, ставшие основой развития западной цивилизации. Появляется понятие классики. Школа от диалога переходит к кодексу. Главная книга христианской Европы - Библия - это именно кодекс. Кодекс воплощает высшие духовные достижения Средневековья и Возрождения.

Следующая переломная эпоха - вторая половина XV в., начало книгопечатания. Эта третья революция столь же радикальна, как первые две. "Изобретение книгопечатания -величайшее историческое событие. В нем зародыш всех революций. Оно является совершенно новым средством выражения человеческой мысли; мышление облекается в новую форму." [Гюго В. (1977) С.188]. Запад называют "цивилизацией книги" [Derrida J. (1976), р.З], "галактикой Гутенберга", а человека эпохи модерна - "типографическим человеком" [McLuhan М. (1962)]. Мы живем "в тени Книги" [Keep С., McLaughlin Т.]. Радикально изменился менталитет европейца, появился новый человеческий тип - человек читающий, homo legens. Наша религия, философия, литература, само наше понимание мира неразрывно связаны с идеей книги. Книга - модель нашего стремления к совершенству, целостности и законченности. Она соответствует нашим увлечениям генезисом и синтезом, этиологией и телеологией, началами и окончаниями. Сама физическая форма книги предопределяет линейное движение текста, линейное движение мысли.

Четвертая революция, связанная с интеллектуальными компьютерными системами, происходит у нас на глазах. Масштабы ее беспрецедентны. Коренным образом меняется вся система производства, хранения и трансляции культурных ценностей. Интернет дает такие возможности работы с текстами, о которых нельзя было и мечтать. Распространение электронной словесности радикально изменяет мировую цивилизацию. "Как бы там ни было, большинство американцев согласятся с тем, что модем - место вхождения в новую фазу цивилизации", -замечает Ли Маршалл в интервью Умберто Эко [Эко У. (1997) С.З]. Современный мир можно назвать цивилизацией гипертекста, галактикой Буша, Нелсона и Энгелбарта, а современного человека - виртуальным, сетевым человеком. Мы живем в тени гипертекста, или, как выразился У. Эко, "под Сетью" [Ibid., с. 1-7]. Наша наука, философия, литература, религия, само наше мировоззрение стало виртуальным, гипертекстовым, сетевым. Гипертекст только на первый взгляд кажется квази-физическим объектом, компьютерной виртуальной реальностью. Более абстрактно гипертекст, с его разбегающимися во все стороны путями и тропинками, есть модель нашего стремления к независимости, демократии и свободе [Barlow J.P. (1996)].

Итак, философские основания Интернета, идеи его отцов-основателей - это величайшая интеллектуальная революция, необходимость осмысления которой и определяет актуальность темы исследования.

Степень теоретической разработанности темы. В литературе рассматриваются различные аспекты философских оснований Интернета. При этом следует различать исторические корни, предпосылки и генезис современных идей и сами эти идеи. В рамках темы выделяются три направления: исследования виртуальности, гипертекста и универсальной информационной сети.

Прежде всего, исследуются происхождение и история идеи виртуальности в античной, китайской, индийской, византийской и средневековой схоластической философии (A.B. Ахутин, А.И. Кобзев, А.Ф. Лосев, H.A. Носов, Е.П. Островская, В.И. Рудой, A.A. Столяров, Е.А. Торчинов). Слабее изучена эта идея в философии Нового времени, что объясняется установкой классической рациональности на необходимое, достоверное, объективное знание, приводившей, с одной стороны, к смешению виртуальности с возможностью, потенциальностью, а с другой - к отрицанию ее как видимости, кажимости, мнимости (поэтому, напр., несмотря на хорошую, в целом, изученность философии Г.В. Лейбница, понятие виртуальности у него изучено недостаточно).

Лучше обстоит дело в современной философии, науке и технике. Понятие виртуальности как специфическое, несводимое к другим, вновь появляется в работах Ч.С. Пирса, А. Бергсона, А.Н. Леонтьева (виртуальные способности), А. Арто (виртуальный театр) и др. Идея виртуальности получает второе дыхание в середине XX в. В квантовой физике виртуальность понимается как мнимость (открытие виртуальных частиц и скрытых параметров). В компьютерной технике создаются виртуальные устройства (виртуальная машина, виртуальная память). В самолетостроении разрабатывается виртуальная кабина самолета, в эргономике создаются виртуальные модели полета. В психологии открыты и начинают исследоваться виртуальные состояния человека.

В последнее десятилетие идея виртуальности активно развивается в философии (С. Аустакалнис и Д. Блатнер, Дж. Барт, Ф. Биокка, А.Е. Вейс, Б. Вули, A.M. Гембелин, М. Гобел, Л.

Джекобсон, Д. Кроуфорд, П. Левинсон, М. Льюис, Дж. Оравес, Б. Перелман, X. Рейнголд, П. Ротман, П. Скагестад, Л. Стивене, Н. и Д. Талман, А. Уэкселблат, М. Хейм, С.К. Хелсел и Дж. Рот, Ф. Хэмит, К. Хоррокс).

Оценке новых информационных технологий и их роли в современном обществе посвящены работы философов-постмодернистов, среди которых выделяется книга Ж.-Ф. Лиотара "Состояние постмодерна" (1979), провозгласившая вступление развитых стран в эпоху постмодерна, в связи с становлением постиндустриального, информационного общества. Влияние новых информационных технологий исследуют и другие представители постструктурализма и постмодернизма - Ж. Бодрийяр, Ж. Делез и Ф. Гватгари, У. Эко, А. Крокер и Д. Кук.

Новейшие исследования ориентированы на междисциплинарное, комплексное рассмотрение теоретических оснований "вездесущей виртуальности" с точки зрения философии, эпистемологии и когнитивистики, философии сознания, философии науки, образования, психологии, лингвистики, биологии, медицины, антропологии, социальных наук, технологических приложений и применения в разных областях. Акцент делается на решении концептуальных философских и эпистемологических вопросов, а не на технических деталях. Главные дискуссионные проблемы: теоретические основания виртуальности, новые носители информации и Всемирная Паутина; философские и эпистемологические аспекты виртуальности; влияние виртуальных миров на наше мышление, восприятие и познание; виртуальность и симуляция в науке - философские основания и приложения метода симуляции к процессу создания теории; конструирование и виртуальность в когнитивном процессе; виртуальные сообщества; новые носители информации в сфере образования и искусства.

Среди отечественных интерпретаций проблем постмодерна обращают на себя внимание работы A.B. Гулыги, В.А. Кутырева, В. Емелина. В диссертации последнего [Емелин В. (1999)] Интернет рассматривается в контексте философии постмодерна - понятие ризома используется в качестве "ключевой категории для философского анализа глобальной сети Internet", предпринимается попытка с помощью данного понятия раскрыть сущность устройства и функционирования Всемирной Паутины. Принципы организации ризомы, выделенные в Тысяче поверхностей Ж. Делеза и Ф. Гваттари (гетерогенность, множественность, незначимость разрыва и картография), рассматриваются применительно ко Всемирной Паутине и делается вывод: Интернет - это ризома. С помощью данного понятия раскрываются онтологические аспекты глобальной сети. Ризоморфная конструкция Интернета влияет на социальные отношения вокруг сети и способствует формированию киберкультуры как специфической формы культуры информационного общества.

Философии виртуальной реальности посвящены работы С.А Борчикова, Е.В. Ковалевской,

И.Г. Корсунцева, М.М. Кузнецова, М.Ю. Опенкова, В.М. Розина. Особую роль в исследованиях виртуальной проблематики играет Центр виртуалистики Института человека РАН, основателем и первым руководителем которого был H.A. Носов. Центр изучает не только компьютерные виртуальные реальности, но и любые другие - психологические, социальные, этические, биологические, физические и т.д. Издаются "Труды лаборатории виртуалистики" [Вып. 1-17. М., 1995-2001]. Конечная цель Центра - создание виртуальной модели человека.

В работах H.A. Носова разрабатывается виртуальная психология - новый научный подход, особенностью которого является анализ событийного аспекта психики, ранее не концептуализированного в науке. H.A. Носов предложил собственную трактовку идеи виртуальности, утверждающую сосуществование разных онтологических реальностей и определенный тип взаимодействия между ними (возможность свертывания одной реальности в элемент другой реальности и разворачивания элемента реальности в целостную реальность). С этой точки зрения, и западная, и восточная философия гипостазируют модели мира и человека, что не дает возможности анализировать процессуально-событийный аспект бытия - генезис психики человека, его индивидуальную историю, единичные поступки, измененные состояния сознания и т.п.

Второе направление исследований философских оснований Интернета связано с идеей гипертекста. Описание первой в мире гипертекстовой системы мемекс принадлежит В. Бушу. Понятие и термин "гипертекст" изобрел Т.Х. Нелсон (сер. 1960-х гг.), определивший его как "непоследовательное письмо". Другие определения принадлежат авторам "Электронного лабиринта", Якобу Нильсену, команде разработчиков Интермедиа, а также П. Делани и Дж. Лэндоу. Теоретические проблемы гипертекста - основные понятия и свойства (децентрированность, нелинейность, "бесконечность" и т.д.) - исследуют многочисленные авторы (Э. Барретг, Э. Берк и Дж. Девлин, М. Бернстейн, С. Дж. Дероуз, Д. Джонассен, Э.Дж. Конклин, Б. Коттон и Р. Оливер, Р. Кувер, С. Мултроп, Дж. Найс и П. Кан, Т. Оурен, Р. Рада, A3. Стэнли, Ж. Фидерио, М. Фриссе, Р.Э. Хорн, Б. Шнейдерман и Дж. Керсли, Н. Янкелович).

Классические работы отцов-основателей Интернета [Bush V. (1945); Engelbart D.C. (1963; 1988; 1990); Nelson Т.Н. (1978; 1987; 1988; 1990] до сих пор не переведены на русский язык и недоступны широкому читателю. Среди отечественных исследований проблематики гипертекста выделяются работы А. Гениса, М.М. Кузнецова, В.Л. Эпштейна.

Третье направление исследований философских оснований Интернета связано с идеей универсальной информационной сети, причем эта идея рассматривается в двух аспектах: обсуждаются ближайшие возможности человеческого мышления (в перспективе нескольких лет); Интернет рассматривается в отдаленной перспективе космической эволюции (несколько миллионов и даже миллиардов лет).

Первый аспект связан с представлением человечества как единого организма, а компьютерной сети - как его мозга (Дж. Сток, В. Турчин, Ф. Хейлиген и Й. Боллен). Человечество как целостная система, сформированная всеми людьми, вместе с каналами обмена, рассматривается как супер-организм, "супер-существо" (super-being) или "метачеловек" [Turchin V. (1977); Stock G. (1993)]. Интернет играет роль его мозга [Heylighen F., Bollen J. (1996)]. Идея супермозга развивается в модель для разработки более интеллектуальной глобальной сети. Всемирная Паутина через свою распределенную гипермедиа-архитектуру функционирует как ассоциативная память, которую можно развивать, укрепляя часто используемые связи. Специальные программы-агенты, изучая Паутину через распределенную активацию, функционируют как разрешающие-проблемы "мысли". Пользователи интегрируются в этот супер-мозг через взаимный обмен информацией с Паутиной и прямые человеко-машинные интерфейсы (У.П. Джоунс, Д.Т. Кэмпбелл, П. Маэс, Дж. Салтон и К. Бакли, У.М. Файяд и Р. Утурусами). Отечественные исследования компьютерных нейронных технологий принадлежат В.К. Абросимову и H.A. Носову.

Другой аспект идеи универсальной информационной сети - рассмотрение ее в отдаленной перспективе космической эволюции. Идея ноосферы П. Тейяра де Шардена - В.И. Вернадского развивается в современных эволюционных теориях, описывающих дискуссионные проблемы происхождения и развития сознания (Дж. Джейнс, Э. Ласло, К. Саган, Дж. Салк, Д. Хофстэдтер, Э. Чейсон). Отечественные авторы, рассматривающие перспективы новых информационных технологий в контексте эволюции человечества, а также виртуальные аспекты космической эволюции, - М.Б. Игнатьев, Ю.Л. Неделин, В.Д Эрекаев.

Объект исследования • Интернет как целостный социокультурный феномен, новая виртуальная, гипертекстовая, сетевая реальность человеческого бытия и мышления. Предмет исследования -интеллектуальные предпосылки, философско-мировоззренческие основания, фундаментальные теоретические идеи Интернета.

ЦЕЛЬ исследования: выявление, анализ и систематизация философских оснований Интернета, т.е. тех фундаментальных идей, на которых он построен и без которых существовать не может.

В соответствии с целью в диссертации ставятся следующие задачи:

1. Исследовать идею виртуальности в философии, науке и технике: выяснить происхождение и проследить историю идеи виртуальности; прояснить само понятие виртуальности и интегрировать теоретические основания виртуальной реальности; проанализировать свойства виртуальных событий и особенности виртуального восприятия.

2. Исследовать идею гипертекста: охарактеризовать идеи и проекты отцов-основателей Интернета - В. Буша, Д. Энгелбарта, Т. Нелсона; проанализировать дефиниции, основную терминологию и свойства гипертекста; выяснить происхождение гипертекста и проследить его историю от рукописи до гипер-книги.

3. Исследовать идею универсальной информационной сети: проанализировать одну из наиболее интересных современных научных и философских метафор - человечество как суперорганизм, компьютерная сеть как супер-мозг; рассмотреть феномен Интернета в отдаленной перспективе космической эволюции.

Методология и методы исследования. Теоретические и методологические основы исследования тесно связаны с его целью и задачами. В целом, работа исходит из гегелевского представления о единстве исторического и логического методов познания. Рассматривается историческое происхождение ключевых идей Интернета, теоретическое и мировоззренческое обоснование Интернета его отцами-основателями, ближайшие и отдаленные перспективы его развития. Ставится вопрос о новой парадигме человеческого мышления, синтезирующей фундаментальные идеи Интернета.

Что касается собственно методики, то она разнообразна и в значительной степени традиционна, это известные общенаучные методы: анализ и синтез, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия и др.

Научные результаты и их новизна

1) Исследовано происхождение и современное состояние идей виртуальности, гипертекста и универсальной информационной сети как ключевых идей Интернета и нового информационного общества. Хотя названные идеи реализованы посредством компьютерных технологий, однако сами по себе они с компьютером не связаны и появились - независимо друг от друга - в те времена, когда компьютеров не было и в помине. Изобретение Интернета - результат взаимодействия двух процессов: синтеза великих гуманитарных идей и технической реализации этого синтеза.

2) Исследована идея виртуальности в философии, науке и технике. Выявлены исторические корни данной идеи в античной философии и параллели в философии даосизма и буддизма, прослежена ее история в византийской патристике, западноевропейской средневековой схоластике, философии Возрождения и Нового времени, современной философии, науке и технике. Понятие виртуальной реальности проанализировано в контексте категориальных оппозиций бытия и небытия, возможности и действительности, актуальности и потенциальности, реальности и мнимости. Изучены свойства виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Рассмотрены особенности виртуального развития человека и охарактеризованы свойства виртуальных событий: непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, объективность и превращенность. Проанализированы особенности виртуального восприятия объективной и субъективной реальности, виртуального восприятия времени.

3) Исследована идея гипертекста. Изучены идеи и классические проекты отцов-основателей Интернета - В. Буша, Д. Энгелбарта, Т. Нелсона. Проанализирован замысел Интернета как технологии расширения возможностей человеческого мышления. Изучены дефиниции, основная терминология и свойства гипертекста - нелинейность, незавершенность, децентрированность, подвижность, иллюминация, символизм предметного содержания, единство текста и графики, диффузия и мультипликация авторства. Прослежена история гипертекста от рукописи до компьютерной книги.

4) Исследована идея универсальной информационной сети. Проанализирована метафора -человечество как супер-организм, компьютерная сеть как супер-мозг. Описано функционирование Всемирной Паутины как ассоциативной памяти, возможности познания и мышления в Паутине. Охарактеризована тенденция интеграции человечества под влиянием Паутины. Феномен Интернета рассмотрен в контексте эволюции человечества в отдаленной перспективе космической эволюции.

5) Общим теоретическим итогом исследования является контур новой философской парадигмы, основанной на идеях виртуальности, гипертекста, универсальной информационной сети и лежащей в основании нового информационного общества.

6) Социально-философским приложением исследования является обоснование понятия нового информационного общества. Различение "старого" и нового информационного общества основано на различии старых и новых информационных технологий. Старое общество использовало традиционные СМИ (радио, телефон, телевидение, ЭВМ). Новым информационным обществом предлагается называть общество, основанное на новых информационных технологиях (ПК и Интернет).

Выявлены следующие основные характеристики НИО:

- новая социальная реальность имеет виртуальный характер, это виртуальная реальность (в отличие от старого общества, базисом которого было "материальное" социальное бытие);

- новые социальные отношения опосредованы виртуальным субъект-объектным медиумом: Б-М-Б (в отличие от старых отношений, опосредованных объектом: Б-О-Б);

- логика новых социальных отношений имеет ассоциативный гипертекстовой характер (в отличие от старого информационного общества, основанного на линейной дискурсивности текста);

- НИО имеет сотовую, сетевую структуру, это сетевое общество (в отличие от древовидной иерархической структуры старого общества);

- Интернет создает универсальную техногенную информационную среду НИО (в отличие от старого общества, существовавшего в естественном окружении первой природы).

Научная и практическая значимость исследования

1) Теоретический интерес: философия Интернета представлена как синтез нескольких фундаментальных мировоззренческих идей, имеющих древнее происхождение и долгую историю развития; эти идеи рассматриваются вне прямой связи с компьютерными технологиями, как выражение общих тенденций эволюции человечества, что позволяет говорить о новой парадигме человеческого мышления в начале III тысячелетия.

2) В работе критически освоены и введены в научный оборот труды и идеи отцов-основателей Интернета - В. Буша, Т. Нелсона, Д. Энгелбарта, а также таких известных теоретиков виртуальности, как Дж. Барт, Э. Брукман, Д. Кроуфорд, М. Постер, X. Рейнголд, П. Скагестад, М. Хейм, Ф. Хэмит и др. Проанализированы малоизвестные в отечественной литературе эволюционные теории Дж. Джейнса, Э. Ласло, К. Сагана, Дж. Салка, Д. Хофстэдтера, Э. Чейсона.

3) Содержание диссертации использовано в авторском спецкурсе по философии Интернета для студентов и аспирантов государственных и негосударственных вузов. Разработаны методические рекомендации по теме "Философия Интернета", закономерна постановка вопроса о включении темы в базовый университетский курс философии.

Апробация результатов исследования. Существенные аспекты содержания диссертации изложены в выступлениях автора на III-й Международной открытой сессии "MODUS ACADEMICUS: Компьютерные технологии в науке и образовании XXI века" (Ульяновск, УлГУ, 1999), научно-методической конференции "Традиционные и новые технологии в учебном процессе" (Самара, СамГУ, 2000), 32-й научной конференции преподавателей и сотрудников (Самара, СамГУ, 2001), Международной научной конференции "Инновации в социальных науках: будущее исследований и преподавания" (Казань, КГУ, 2001), IX-й и Х-й Российской научной конференции профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов (Самара, Поволжская государственная академия телекоммуникаций и информатики, 2002; 2003), XI-й и ХН-й Российской научно-методической конференции "Пути и методы совершенствования учебного процесса" (Самара, ПГАТИ, 2002; 2003) и др. Методологические основы исследования обсуждались на теоретическом семинаре по философии науки в СамГУ, методические аспекты темы - на заседании Учебно-методического совета СамГУ. Ход исследования и основные результаты отражены в 13 публикациях, в т.ч. 1 учебном пособии (общий объем 7 п.л.). Материалы диссертации использовались в лекциях и семинарах по философии, философии и методологии науки, логике в СамГУ и ПГАТИ.

Структура диссертации подчинена цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав основной части, заключения и библиографии (270 наименований).

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Романов, Олег Витальевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интуитивно ясно, что изобретение Интернета основано не на одной-единственной идее - "идее Интернета", а представляет собой синтез нескольких (возможно, 10-12-ти) фундаментальных гуманитарных идей, появившихся отнюдь не в XX в., существовавших в течение столетий и даже тысячелетий и развивавшихся относительно независимо друг от друга. В их числе можно назвать идеи (1) виртуальности; (2) гипертекста; (3) универсальной информационной сети; (4) сетевого общества; (5) этничности; (6) глобализации; (7) информационной или культурной среды; (8) мультимедиа; (9) искусственного интеллекта; (10) идею "нелинейного" мышления и "понятие" гипермысли. Происхождение Интернета связано с синтезом названных (а возможно, и нек.др.) идей, каждая из которых в отдельности не создавала Интернета, но, соединившись вместе в последней трети XX в., они отчетливо разделили историю мировой культуры на до и вместе -времена, когда Интернета не было, и эпоху Интернета.

В настоящей работе Интернет рассматривается как особый социо-культурный феномен; исследованы генезис и синтез его основных идей (на примере идей виртуальности, гипертекста и универсальной информационной сети); построена мета-дескрипция гипотетической идеи X, предположительно участвующей в синтезе; выявлены характерные черты Интернета как неклассического социо-культурного феномена эпохи постмодерна.

Фундаментальные идеи Интернета характеризуются следующим образом:

1] идея виртуальности выражает особого рода бытие: виртуальный квази-объект существует не объективно и не субъективно, не идеально и не материально, реально, но не субстанциально, и в то же время - не потенциально, а актуально; это некое латентное, скрытое, свернутое бытие, "новый" вид или способ бытия;

2] идея гипертекста, или "непоследовательного письма", состоит в представлении информации как взаимосвязанной сети узлов, которые автор и читатели свободны выстраивать нелинейным (вообще говоря, произвольным) образом. Это предполагает широкие возможности работы с текстом для автора и читателя, до известной степени уничтожая различие между ними. Гипертекстовые ассоциативные связи и использование справочных ссылок для быстрого и легкого доступа к информации преодолевают характерные признаки традиционного письменного текста -линейность, ограниченность и неподвижность. Гипертекстовая система позволяет автору или группе авторов связать информацию, создать маршруты через связанный материал, аннотировать существующие тексты и создать примечания, отсылающие читателя к библиографическим данным или справочному тексту;

3] идея универсальной информационной сети основана на одной из наиболее интересных современных научных и философских метафор: человеческое общество как супер-организм, компьютерная сеть как его супер-мозг, обладающий функциями ассоциативной памяти, а также возможностями познания и "мышления", связанными с действием удаленных и подвижных программ-агентов. Тенденция интеграции человечества во Всемирную Паутину в контексте эволюции вселенной означает перспективу дальнейшего распространения сознания в космосе и возникновение "космического мозга" в масштабах галактики.

Хотя вышеназванные идеи реализованы посредством компьютерных технологий, однако сами по себе они с компьютером не связаны и появились независимо друг от друга в те времена, когда компьютеров не было и в помине. Augmentation - not automation! В изобретении Интернета взаимодействовали два процесса: синтез нескольких великих гуманитарных идей и техническое осуществление того, что получилось в результате этого синтеза. И неизвестно, что важнее: техника ли дала возможность осуществить названный синтез - или "гуманитарный удар" по компьютеру привел к появлению Интернета.

Интернет как новый социо-культурный феномен обладает странной способностью выявлять фундаментальные идеи человеческой культуры, переоткрывая и переосмысливая их в новой теоретической перспективе и новом синтезе. Интуитивно не ясно: сколько таких идей лежит в основании Интернета, каковы они, какие из них играют ведущую роль? В то же время, заметно определенное сходство в описаниях уже отрефлексированных и исследованных идей. Поэтому можно предложить мета-описание некой "неизвестной" идеи X, незримо участвующей в синтезе.

Идея X обладает следующими характеристиками:

1) в отличие от интегральности классической идеи, выражающей общее, идея X дифференциальна - она выражает особенное: особого рода бытие (виртуальность), особое представление информации (гипертекст), особую социальную реальность - не глобальную систему, а глобальные сети (глобализация), особый характер мышления - ризомную репрезентацию единого умозрения гипермысли (нелинейное мышление). Названная характеристика связана с принципиальным методологическим поворотом XX в. от тождества к различию, от единства к множеству, от общего к единичному. Особенность идеи X - не манифестация тождества, а плюралистический синтез дифференций, сингулярностей;

2) в отличие от темпоральности классической идеи, появляющейся во внешнем для нее времени, хорошо поддающейся датировке, часто имеющей конкретное авторство и последовательно развивающейся от какого-н. начала к середине и "концу", идея X экс-темпоральна - она обнаруживается как уже существующая и разворачивает свое собственное время вперед и "назад", отыскивая собственные корни в далеком прошлом и оказываясь одной из фундаментальных идей человеческой культуры, существовавших в течение столетий и даже тысячелетий и развивавшихся относительно независимо от других идей;

3) в отличие от центрированности классической идеи, отличавшейся экспансивностью, стремившейся занять господствующее место в культуре и подчинить себе все остальные идеи, идея X децентрирована - она ориентирована на синтез и интеграцию с др. идеями (в т.ч. неизвестными и непризнанными), создавая новую социо-культурную реальность последней трети XX в., отчетливо разделившую историю человечества на до и вместе - времена, когда Интернета еще не было, и эпоху Интернета;

4) в отличие от полноты классической идеи, стремившейся к предельному, исчерпывающему выражению своего содержания, идея X допускает пустые компоненты синтеза, предполагая, таким образом, принципиальную неполноту оснований синтезируемого социо-культурного феномена;

5) в отличие от мета-мета-предметности классической идеи (предполагавшей выделение предметного, метапредметного и мета-мета-предметного уровней абстракции), идея X метапредметна и, по-видимому, исключает саму возможность мета-мета-предметности: "обобщив" идеи виртуальности, гипертекста и т.д., мы не получим некую новую идею, скажем, "идею Интернета", а получим лишь еще одну идею, рядоположенную названным и подпадающую под мета-дескрипцию (таким образом, мета-дескрипция представляет собой не методологическую абстракцию, а теоретическую модель нового основания предметной реальности исследуемого социо-культурного феномена);

6) в отличие от оригинальности классической идеи (выражавшей собственное умозрение мыслителя), идея X метаболична, производна от классической идеи, представляет собой некий неожиданный поворот или сдвиг последней: идея виртуальности - метабола идеи бытия; идея гипертекста - метабола идеи текста; идея универсальной информационной сети - метабола идеи информации; идея сетевого общества - метабола идеи сети; идея этничности - метабола национальной идеи; идея глобализации - метабола идеи истории; идея информационной или культурной среды - метабола экологической идеи; идея мультимедиа - метабола идеи медиума; идея искусственного интеллекта - метабола идеи классической рациональности; идея нелинейного мышления - метабола идеи логики;

7) наконец, в отличие от классической идеи, допускавшей как чисто объективистскую (в объективном идеализме), так и чисто субъективистскую (в субъективном идеализме) интерпретации, идея X и соответствующая ей социо-культурная реальность субъект-объектна, квази-объективна и квази-субъективна: таковы виртуальная реальность, гипертекст, информационная сеть, вообще сетевые отношения, этничность, глобализация, мультимедиа, искусственный интеллект, нелинейное мышление - они ни чисто объективны, ни чисто субъективны, а квази-объективны и квази-субъективны, объективны и субъективны одновременно, появляются во взаимодействии субъекта и объекта, порождаются самими субъект-объектными отношениями.

Итак, в отличие от интегральности, темпоральности, центрированности, полноты и мета-мета-предметности классической идеи, оригинальной по происхождению и допускающей различные объективистские и субъективистские интерпретации, идея X дифференциальна, экс-темпоральна, децентрирована, принципиально неполна, метапредметна, метаболична и субъект-объектна (квази-объективна и квази-субъективна), предполагает пустые компоненты синтеза и исключает возможность мета-мета-дескрипции.

Научные результаты и их новизна

1. Исследована идея виртуальности в философии, науке и технике. Выявлены исторические корни данной идеи в античной философии (понятие у^из/ареттО и прослежена ее история в философии даосизма (дэ) и буддизма (татхагатагарбха), в византийской патристике, западноевропейской средневековой схоластике и философии эпохи Возрождения, классической философии и науке Нового времени, неклассической философии Х1Х-ХХ вв. и современной науке и технике.

Понятие виртуальной реальности проанализировано в контексте классических категориальных оппозиций бытия и небытия, возможности и действительности, актуальности и потенциальности, реальности и мнимости; обосновано понятие объективной мнимости. Охарактеризованы свойства виртуальной реальности - порожденность, актуальность, автономность и интерактивность. Рассмотрено виртуальное развитие человека (феномены удвоения реальности и принцип "виртолюции"). Проанализирован феномен виртуального события/состояния и охарактеризованы свойства виртуальных событий - непривыкаемость, спонтанность, фрагментарность, квази-объективность, измененность статуса телесности, сознания, личности, воли. Рассмотрены особенности виртуального восприятия объективной и субъективной реальности, виртуализация и виртуальное восприятие времени.

Все это позволяет сомневаться в том, что "бытие сущего" - единственный способ или модус бытия. Вероятно, не будет слишком большим преувеличением, если мы представим не виртуальность как одну из форм реальности, а наоборот, давайте представим виртуальность как "всеобщую форму" реальности, а саму реальность - как частный случай.

2. Исследована идея гипертекста. Охарактеризованы идеи и классические проекты отцов-основателей Интернета - Ванневара Буша, Дугласа Энгелбарта, Теодора Нелсона. Проанализирован сам замысел Интернета как технического средства расширения возможностей человеческого мышления (классический вопрос В. Буша: как мы можем мыслить? - классический лозунг Д. Энгелбарта: аугментация - не автоматизация!). Проанализированы понятие гипертекста, дефиниции, основная терминология и свойства гипертекста. Прослежена история гипертекста от рукописи до электронной библиотеки.

Возможно, не будет слишком большим преувеличением, если мы скажем, что в основе развития всей человеческой культуры лежит одна-единственная мысль (либо то, что можно мыслить как таковое). Рукопись, кодекс, печатная книга, электронный гипертекст - все это исторически развивающиеся и постепенно сменяющие друг друга способы представления этой сверх-, супер- или гипер-мысли в тексте. В работе достаточно подробно рассмотрена история текста, с учетом тех особенностей, которые развернулись в полную силу в Интернете. Исследованы философские, литературные, издательские, юридические проблемы и аппаратные средства современной электронной литературы и предпринята попытка представить новую гуманитарную реальность электронной библиотеки будущего.

3. Исследована идея универсальной информационной сети. Проанализирована одна из самых интересных современных научных и философских метафор: человеческое общество как суперорганизм, компьютерная сеть как супер-мозг. Рассмотрено функционирование Всемирной Паутины как ассоциативной памяти, ее познавательные и "мыслительные" возможности, связанные с действием удаленных и подвижных программ-агентов. Исследована тенденция интеграции человечества в WWW.

Феномен Интернета рассмотрен в контексте эволюции вселенной: сознание в космической перспективе. Идеи Эрика Чейсона об "эре жизни" и перспективе возникновения "космического мозга", Дугласа Хофстедтера о "космосфере", Джулиана Джейнса о "двухкамерном мозге" и человеческой субъективности, Эрвина Ласло о "третьем состоянии" систем и "умственном измерении вселенной", Карла Сагана о "звездном веществе, обдумывающем звезды", Джонаса Салка об ответственности человечества за биологическую и космическую эволюцию - все это, вместе взятое, позволяет говорить об особой роли Интернета как "визитной карточки" человечества во вселенной.

По-видимому, мы не слишком ошибемся, если скажем, что дальнейшая космическая эволюция возможна не столько на путях материи и энергии (физических контактов, полетов в иные миры и т.п.), сколько на пути информации: никто никуда не должен лететь, чтобы изменить направление и характер космической эволюции, сделать его более гуманным и разумным; распространяться будет Сеть в космосе, "лететь" будет компьютерная программа (даже не робот!) по этой Сети.

4. Очерчен контур новой философской парадигмы, основанной на идеях виртуальности, гипертекста, универсальной информационной сети и др. Новое, неклассическое мышление характеризуется нелинейностью, ризомностью (в отличие от концептуального, концептного классического мышления), ассоциативностью (а не дискурсивностью), основано на открытых (а не закрытых) логиках. Я обосновываю "понятие" гипермысли как выражение новой онтологической реальности мышления в современных сетевых структурах. В связи с этим рассмотрен вопрос об онтологии мыслителя в сети (как существует то, что мыслит?) и предложено понимание всей классической философии как одной мысли - некого единого умозрения бытия.

5. Общим итогом исследования является характеристика Интернета как особого, неклассического социо-культурного феномена эпохи постмодерна.

Как таковой, Интернет характеризуется деконцентрацией смысла - в противоположность классическим культурным феноменам, требовавшим концентрации смысла. Интернет был задуман как техническое средство для расширения возможностей человеческого мышления - а фактически приводит к сужению таких возможностей. Вся философия предстает в Интернете как "одна мысль", однако не как единое умозрение, лежащее в основании мировой культуры классической эпохи, или система классической рациональности, а как некое расплывчатое, диффузное, дисперсное, ассоциативное смысловое пространство культуры постмодерна.

Деконцентрация смысла идет по следующим основным направлениям: виртуализация реальности; децентрация гипертекста; деконструкция концепта и замещение его ризомой; разрушение дискурса свободной игрой ассоциаций; замена точного выражения мысли в классическом тексте - "гипермыслью" как неким смысловым облаком или туманностью, клубящейся вокруг и около гипертекста; замена линейного мышления сетевой структурой; замена закрытых логик - открытыми; деконцентрация субъекта мышления.

Деконцентрация смысла связана с децентрацией гипертекста. У С.-Щедрина в Господах Головлевых есть такое словечко: густомыслие. Можно сказать, что Интернет как новая социокультурная реальность отличается жидкомыслием. Гипертекст был придуман для концентрации текста, его изобрели люди, не удовлетворенные линейностью, ограниченностью и неподвижностью линейного текста и стремившиеся, аккумулируя ассоциативные связи информации, вложить в гипертекстовую систему больше смысла, чем может вместить обычный текст. В идеале, в пределе внутренняя интенция Интернета состоит в реализации одной-единственной мысли, лежащей в основании всей человеческой культуры. В действительности же оказалось, что почти 100% документов в сегодняшнем Интернете - распыленные, раздробленные, разбросанные, жидкие, они не только не представляют одну мысль, но распыляют даже те множественные конкретные мысли, которые доступны для представления на бумаге. Несомненно, это связано с культурой постмодерна, которая разрушает традиционные способы представления мысли в тексте и веселится по этому поводу, не создавая в большинстве случаев ничего нового.

Перспективы исследования связаны с более подробным анализом рассмотренных идей (напр., типология виртуальной реальности или классификация реальных гипертекстов в Сети), изучением остальных идей и их взаимодействия, а также широким комплексом неисследованных тем и направлений.

Напр., проблема "российской специфики" Интернета. Считается (и до известной степени справедливо), что Россия и NIS "опоздали", "отстали" в развитии (и исследованиях) Интернета. Однако Россия отличается яркой спецификой в понимании основных философских, культурных, гуманитарных идей западной цивилизации. Существует представление об особом пути, миссии России в мире III тысячелетия. Можно ли говорить об особом вкладе России - о русской идее как компоненте синтеза Интернета? или Россия не имеет собственного лица в Интернете, а должна включиться в общий процесс глобализации сетевого общества? Предварительные соображения состоят в следующем. Существует заметное противоречие между быстрым и интенсивным развитием Интернета в России и явным отставанием исследовательской активности в этой области. Разрозненные усилия энтузиастов не складываются в полноценные исследовательские программы и широкомасштабные проекты; отсутствуют регулярно организуемые конференции, специально посвященные Интернету. Если у нас есть свой особый потенциал в Интернете, то мы его теряем на глазах и можем потерять окончательно.

Далее, очевидно, напр., что современные дети, подростки, молодежь, благодаря компьютеру и Интернету, оказываются в другой социальной, культурной, образовательной ситуации, чем та, в которой сформировались старшие поколения. Интернет коренным образом изменяет процессы образования и социализации молодежи. Социальные последствия этих перемен требуют серьезного изучения. В чем привлекательность компьютера и Интернета для детей, подростков и молодежи? Чем отталкивает Интернет старшие поколения?

Какова специфика опосредованной компьютером и Интернетом коммуникативной, игровой и познавательной деятельности?

Проблемы письма, чтения, понимания (в т.ч. на разных языках) необходимо рассматривать в новом контексте универсальных гипертекстовых структур, созданных Интернет-средой. В то же время, остается практически неясным, какие социо-культурные и психологические механизмы обеспечивают быстрое ориентирование человека в колоссальных по объему (и недоступных для понимания в подавляющей части) гипертекстовых системах. Browsing, navigation - ключевые понятия Интернета. Никто, однако, не понимает до конца их смысл. Как осуществляются выбор и селекция полезных, значимых, пертинентных элементов и принимается решение о переходе к следующему элементу?

Невыясненным остается психологический статус виртуальной реальности и возможная связь ее с психоделическим опытом, проблематикой измененных состояний сознания и т.п. Правомерно ли представление о "наркотической зависимости" от Интернета, т.н. Интернет-аддикции? До какой степени увлечение компьютерными играми, в особенности ролевыми групповыми играми (т.н. MUD) объясняется защитными механизмами и стремлением к эскапизму?

Открытым остается вопрос: как относиться к попыткам многих пользователей Интернета менять идентичность и создавать множественную сетевую идентичность?

Интернет объективно способствует развитию андерграунда, маргинализации отдельных социальных субъектов и групп (хакеров, киберпанков и др.) - следует ли считать это закономерностью, или это побочный продукт Интернета?

Наконец, нуждается в дальнейшем исследовании часто постулируемая и отчасти рассмотренная нами связь Интернета с популярной культурой постмодерна.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Романов, Олег Витальевич, 2003 год

1. Абросимов В.К., Носов H.A. О формализованном представлении виртуальных реальностей посредством нейронных сетей // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1998. С.11-4

2. Абросимов В.К., Носов H.A. Виртуальная реальность и компьютерные нейронные технологии // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М.: ИЧ РАН, 1998. С.94-9

3. Алексрома, Бро Г.В., Васютин A.B., Пожитной Н.М., Чубаров М.П. Философия виртуальности: Ресурсы и материалы http://www.hut.ru/; http://ad.tbn.ru/ 2001.

4. Арто А. Театр и его двойник. М.: Мартис, 1993

5. Астафьева О.Н. Компьютерная виртуальная реальность и искусство (к вопросу о расширении эстетического опыта личности) // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

6. Ахутин A.B. История принципов физического эксперимента (от античности до XVII в.). М.: Наука, 1976

7. Ахутин A.B. Понятие "природа" в античности и Новое время ("фюсис" и "натура"). М.: Наука, 1988.207с.

8. Бабенко B.C., Махлина С.Т. Виртуальная реальность в музейном деле. СПб.: Академия культуры, 1997

9. Барт Р. Смерть автора; От произведения к тексту // Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С.З84-91,413-23

10. Ю.Белл Д. Третья технологическая революция и ее возможные социоэкономические последствия: Реферат. М.: ИНИОН АН СССР, 1990

11. П.Бергсон А. Творческая эволюция. СПб.: Русская мысль, 1914

12. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М,: Синодальное изд., 1991. 1376с.

13. Бодрийяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. М., 1994, № 3. С.33-6

14. Борхес Х.Л. Вавилонская библиотека; Сфера Паскаля // Борхес Х.Л. Проза разных лет. 2-е изд. М.: Радуга, 1989. С.80-5,200-2

15. Борчиков С.А. Метафизика виртуальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.8. М., 2000.49с.

16. Бродский И. Нобелевская лекция (1987) // Стихотворения. Таллинн: Ээсти раамат; Александра, 1991. С.5-18

17. Брязгунов И.П., Михайлов А.Н., Носов H.A. Виртуальное дыхание (бронхолегочная патология свиртуальной точки зрения) // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1998. С.16-9

18. Быченков В.М. "Ничто" как "Другой". Виртуальное измерение социальной реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

19. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого архиепископа Кесарии Каппадокийской, ч.1. М., 1845;1991

20. Васубандху. Абхидхармакоша. Главы 1 и 2. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1980

21. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го изд. СПб.: Изд. автора, 1899. М.: ГЛК, 1991.1370стб.

22. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271с. (Несколько слов о ноосфере, с.235-44)

23. Визгин В.П. Идея множественности миров: Очерки истории. М.: Наука, 1988. 294с. Библиогр.: с.287-92

24. Виртуальная реальность как феномен науки, техники и культуры. СПб., 1996

25. Виртуальная реальность: Философские и психологические проблемы / Ред. H.A. Носов. М., 1997. 187с.

26. Вопросы кибернетики, № 181. Моделирование сложных систем и виртуальная реальность, 1995

27. Гагарин Ю.А., Лебедев В.И. Психология и космос. М.: Молодая гвардия, 1976

28. Гамильтон Дж., Смит Э., МакУильямс и др. Виртуальная реальность // Бизнес уик, 1993, № 1

29. Генис А. Книга книг: Комментарий к одному изобретению // Иностранная литература, 1999, № 10

30. Генисаретский О.И. Процепция и виртуальность в возможных жизненных мирах // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике. М., 1995

31. Генисаретский О.И., Носов H.A. Виртуальные состояния в деятельности человека-оператора // Труды ГосНИИГА. Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып.253. М., 1986

32. Гессе Г. Сон // Избранное. М.: Радуга, 1991. С.354-6

33. Гиренок Ф.И. Культура как виртуальность: событие и смысл // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

34. Глинский Б.А. Философские и социальные проблемы информатики. М., 1990

35. Делез Ж., Гваттари Ф. Ризома// Философия эпохи постмодерна. Минск, 1996

36. Древнекитайская философия: Собр. текстов в 2-х т. Т.2. М.: Мысль, 1973

37. Дьяченко Г. Практическая Симфония для проповедников Слова Божия, содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные ицерковно-практические истины. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992.498с.

38. Емелин В. Информационные технологии в контексте постмодернистской философии: Автореферат диссертации. к.ф.н. М.: МГУ, 1999

39. Жданов В.Ф., Носов H.A. Виртуальная реальность в исполнительском искусстве // Виртуальная реальность: Философские и психологические аспекты. М., 1997. С. 132-43

40. Игнатьев М.Б. Информационное зазеркалье будущее человечества // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

41. Исаак Сирин. Творения иже во святых отца нашего Аввы Исаака Сирианина, подвижника и отшельника, бывшаго епископом христолюбивого града Ниневии. Слова подвижнические. Сергиев Посад, 1911; М., 1993

42. Каптерев А.И. Виртуальный мир российского библиотекаря. М: ГПНТБ, 1998

43. Кобзев А.И. Дэ // Китайская философия: Энциклопедический словарь. Гл. ред. M.JI. Титаренко. М.: Мысль, 1994. С. 119-20

44. Кобзев А.И. Дэ и коррелятивные ей категории в китайской классической философии // От магической силы к моральному императиву: категория дэ в китайской культуре. М.: Восточная литература, 1998. С. 12-35

45. Ковалевская Е.В. Виртуальная реальность: философско-методологический анализ. Автореферат дисс. .канд. филос. н. М., 1998. 22с.

46. Копаладзе P.A. Виртуальные и возможные миры: свобода, ответственность, нравственность // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

47. Корсунцев И.Г. Философия виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997

48. Корсунцев И.Г. Субъект и виртуальная реальность. М., 1998

49. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. М.: Филология, 1996.943с.

50. Крокер А., Вайнштайн М.А. Политическая экономия виртуальной реальности: пан-капитализм

51. Труды лаборатории виртуалистики. Вып.З. Виртуальные реальности и современный мир. М., 1997

52. Кронеберг И. Латинско-российский лексикон. В 2-х частях, с прил. "Словаря российских речений." М.: В типогр. С. Селивановского, 1834. 1096,1270стб.

53. Кузнецов М.М. Современная западная философия и идея виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997

54. Кузнецов М.М. Гипертекст в виртуальной реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

55. Ласло Э. Пути, ведущие в грядущее тысячелетие // VIVOS VOCO http://www. techno .ru/vi vo voco/W/PAPERS/HISTORY/ERVIN2 .HTM

56. ЛейбницГ.В. Соч. T.2. M.: Мысль, 1983

57. Леонов A.A., Лебедев В.И. Восприятие пространства и времени в космосе. М.: Наука, 1968. 116с.

58. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972

59. Лефевр В.А. Космический субъект. М.: Ин-кварто, 1996бЗЛобанов С.Д. Бытие и реальность. М.: Наука, 1999. 156с.

60. Лосев А.Ф. Эллинистически-римская эстетика I—II вв. н.э. М.: МГУ, 1979. 416с. (История философии)

61. Майленова Ф.Г. В виртуальном мире современных нравственных ценностей и убеждений // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

62. Микешина Л.А., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности. М.: РОССПЭН, 1997

63. Неделин Ю.Л. Перспективы цивилизации как виртуальной реальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

64. Николай Кузанский. Соч. в 2-х т. М.: Мысль, 1979-80. 488,471с.

65. Носов H.A. Духовная лествица Исаака Сирина // Человек, 1992, № 5

66. Носов H.A. Психологические виртуальные реальности. М.: Институт человека РАН, 1994.195с.

67. Носов H.A. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М.: Магистр, 1997. 192с. Библиогр.: с.190-2

68. Носов H.A. Фома Аквинский и категория виртуальности // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997. С.68-85

69. Носов H.A. Идея виртуальности // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.З. Виртуальные реальности и современный мир. М.: Ин-т человека РАН, 1997. С.7-32

70. Носов H.A. Виртуальная парадигма // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1998. С.87-94

71. Носов H.A. Виртуальная философия // Философский век. Вып.7. Между физикой и метафизикой: наука и философия. СПб., 1998. С. 115-24

72. Носов H.A. Виртуальная реальность // Вопросы философии, 1999, № 10. С. 152-64

73. Носов H.A. Виртуалистика // Электронный журнал "Исследовано в России", 1999, № 20 / Центр виртуалистики Института человека РАН http://ich.iph.ras.ru <Расширенный вариант статьи в "Вопросах философии">

74. Носов H.A. Виртуальная психология // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.6. М.: Аграф, 2000. 432с.

75. Носов H.A. Словарь виртуальных терминов // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 7. М.: Путь, 2000. 69с.

76. Носов H.A. Манифест виртуалистики // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 15. М.: Путь, 2001.17 с.

77. Панкратов A.B. О различном понимании термина "виртуальная реальность" // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

78. Патанджали. Йога-сутры // Классическая йога. М., 1992

79. Пекер Ф.Л., Морозов Б.А. Прикладное программирование в системе виртуальных машин ЕС ЭВМ. Минск: Выш. школа, 1989

80. Петровский В.А. Феномен субъектности в психологии личности. Автореф. .д. психол. н. М., 1993

81. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. М., 1991

82. Розин В.М. Виртуальная реальность как форма современного дискурса // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997

83. Розин В.М. Природа виртуальной реальности (условие философского дискурса) // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

84. Розин В.М. Существование и реальность: смысл и эволюция понятий в европейской культуре // Вопросы методологии, 1994, № 3-4

85. Рубцов B.B. Основы социально-генетической психологии. М.; Воронеж, 1996

86. Рудой В.И. Введение в буддийскую философию // Васубандху. Абхидхармакоша (Энциклопедия Абхидхармы). 4.1. Анализ по классам элементов. Предисл., перев., коммент. В.И. Рудого. М., 1990

87. Саган К. Драконы Эдема: Рассуждения об эволюции человеческого разума. М.: Знание, 1986. 256с.

88. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования). Автореф. .д. психол. н. М., 1994. 78с.

89. Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып.1 (XI первая половина XIV в.). JL: Наука, 1987. 494с.

90. СмирноваТ.В. Виртуальные реальности в музыке http://ich.iph.ras.ru

91. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М.: Наука, 1987.240с.

92. ЮО.Технологии виртуальной реальности: Состояние и тенденции развития / Под ред. H.A. Носова. М.: ИТАР-ТАСС, 1996.160с.

93. Торчи нов Е.А. Даосизм. СПб., 1993

94. Труды лаборатории виртуалистики. Вып.1. Виртуальные реальности в психологии и психопрактике / Ред. H.A. Носов, О.Н. Генисаретский. М.: Ин-т человека РАН, 1995. 181с.

95. ЮЗ.Труды лаборатории виртуалистики. Вып.2 / Носов H.A., Яценко Ю.Т. Параллельные миры.

96. Виртуальная психология алкоголизма. М.: Ин-т человека РАН, 1996 Ю4.Труды лаборатории виртуалистики. Вып.З. Виртуальные реальности и современный мир. М.:

97. Ин-т человека РАН, 1997. 85с. 105.Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М.: Ин-т человека РАН, 1998.212с.

98. Юб.Фейнман Р. КЭД странная теория света и вещества. М.: Наука, 1998 107.Флоровский Г.В. Восточные отцы IV века. М., 1992.240с.

99. Ю8.Фома Аквинский. Сумма теологии // Антология мировой философии. Т.1, ч.2. М.: Мысль, 1969. С.848-52

100. Фрагменты ранних стоиков. T.I. Зенон и его ученики. М.: ГЛК, 1998.229с. 1 Ю.Чесноков С. Компьютеры, язык, культура // Человек, 1996, № 4. С. 182-5

101. Ш.Шугуров М.В. Виртуальная герменевтика // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 13. М., 2001.69с.

102. Эко У. Под Сетью (интервью) / Пер. с англ. // Исскуство кино, 1997, № 9. С. 1-7 ПЗ.Эко У. От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст Отрывки из публичной лекции на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 г.

103. Н.Элиот Т.С. Бесплодная земля // Поэзия США. М.: Художественная литература, 1982. С.409-20

104. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994

105. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к пробуждению. СПб., 1994

106. Эпштейн B.JI. Введение в гипертекст и гипертекстовые системы. Институт проблем управления РАН http://www.ipu.rssi.ru/publ/epstn.htm

107. Эрекаев В.Д. Виртуальное состояние ранней вселенной // Труды лаборатории виртуалистики. Вып.4. Виртуальные реальности. М., 1998

108. Этюд о виртуальности // Декоративное искусство, 1996, № 1. Специальный выпуск

109. Юрьев Г.П. Виртуальный человек в экстремальных условиях // Труды лаборатории виртуалистики. Вып. 9. М., 2000. 61 с.

110. Яценко Ю.Т. Хронический алкоголизм как виртуальная реальность мировосприятия пациентов, страдающих алкогольной зависимостью // Технологии виртуальной реальности. Состояние и тенденции развития. М., 1995

111. Adam J.A. (1993). Virtual Reality. IEEE Spectrum 30(10), Oct., p.22-9

112. Adorno T. (1997). Minima Moralia: Reflections from Damaged Life. Verso, L.;N.Y.

113. Barlow J.P. (1996). A Cyberspace Independence Declaration. Davos, Switzerland, Feb. 8 http ://www.eff.org/~barlow

114. Barrett E., ed. (1988). Text, ConText, and HyperText. MIT Press, Cambr.

115. Barrett E., ed. (1989). The Society of Text: Hypertext, Hypermedia, and the Social Construction of Information. MIT Press, Cambr.

116. Barth J. (1994). Virtuality, in Johns Hopkins Magazine, EE, Special Issue: Straws in the Wind, Sept.

117. Barthes R. (1981). Theory of the Text, in Young R., ed. Untying the Text. Routledge, L., p.31-47

118. Baudrillard J. (1994). Simulacra and Simulation. U of Michigan Press

119. Beck U. (1992). Risk Society. Towards a New Modernity. Sage, L.

120. Berk E., Devlin J., eds. (1991). Hypertext/Hypermedia Handbook. McGraw-Hill, N.Y.

121. Bernstein M. The Navigation Problem Reconsidered, in Berk & Devlin, p.285-91

122. Bollen J., Heylighen F. (1996) Algorithms for the Self-Organization of Distributed Multi-user Networks, in Trappl R., ed. Cybernetics and Systems '96

123. Bolter J.D. (1991). Writing Space: The Computer, Hypertext, and the History of Writing. Lawrence Erlbaum, Hillsdale, NJ

124. Burnett K. (1993). Toward a Theory of Hypertextual Design, Postmodern Culture 3.2, Jan., n.pag.

125. Bush V. (1945). As We May Think, Atlantic Monthly, Jul., p.101-8. Rpt. in Nyce & Kahn, p.85-110

126. Cambridge International Dictionary of English. (1995). Cambridge UP, N.Y.; Melbourne, 1774p.

127. Campbell D.T. (1974). Evolutionary Epistemology, in Schilpp P.A., ed. The Philosophy of Karl

128. Popper. Open Court Publish., La Salle, 111., p.413-63

129. Castells M. (1996). The Rise of the Network Society. Blackwell, Oxf.

130. Chaisson E. (1988). Credo: Our Cosmic Heritage, Zygon, vol.23, no.4, Dec.

131. Chaisson E. (1987). The Life Era: Cosmic Selection and Conscious Evolution. W.W. Norton Company

132. Cohen L. (1966). Beautiful Losers. Viking, N.Y.

133. Conklin E.J. (1987). Hypertext: An Introduction and Survey, IEEE Computer 20, Sept., p.17-41

134. Coover R. (1992). The End of Books, The New York Times Book Review, Jun. 21, p.l

135. Coover R. (1993). Hyperfiction: Novels for the Computer, New York Times Book Review, Aug. 29, p.1-12

136. Cotton B., Oliver R. (1993). Understanding Hypermedia: From Multimedia to Virtual Reality. Phaidon Press, L.

137. Cotton B. (1994). The Cyberspace Lexicon: An Illustrated Dictionary of Terms from Multimedia to Virtual Reality. Phaidon Press, L.

138. Darling D. (1995). Computers of the Future: Intelligent Machines and Virtual Reality. Silver Burdett Press

139. Delany P., Landow G.P., eds. (1991). Hypermedia and Literary Studies. MIT Press, Cambr.

140. Deleuze G., Guattari F. (1987). A Thousand Plateaus: Capitalism and Schizophrenia. U of Minnesota Press, Minneapolis

141. DeRose S.J. (1991). Biblical Studies and Hypertext. In Delany & Landow, p. 185-204

142. Derrida J. (1976). Of Grammatology. Trans. G.C. Spivak. John Hopkins UP, Baltimore

143. Derrida J. Writing and Difference. Trans. A. Bass. Chicago UP, Chicago

144. Don A. (1990). Interactive Fiction, ARTCOM 9.9-10, n.pag.

145. Dragland S. (1991). Back to Front: An Introduction, in McLaughlin T. & robin, eds. Air Wave Dream Scapes. Ergo Press, London, ON, p.8-12

146. Duns Scotus. (1993). Concerning Metaphysics, in Philosophical Writings. Hackett, Indianapolis, IN, p.1-12

147. Eagleton T. (1983). Literary Theory: An Introduction. L.

148. Eliot T.S. (1988). The Waste Land and Other Poems. Faber & Faber, L.

149. Emerson T. (1993). Virtual Interface Technology: Selected Citations from the Literature. Report no B-93-2. HumanlnterfaceTechLab, Seattle, WA http://www.hitl.washington.edu/projects/knowledgebase/meta/

150. Emerson T. (1996). Information Resources in Virtual Reality. Tech Report no B-93-1 http://www.hitl.washington.edu/people/diderot/

151. Engelbart D.C. (1963). A Conceptual Framework for the Augmentation of Man's Intellect, in Vistas in Information Handling. Spartan Books, L.

152. Engelbart D.C. (1990). On Bootstrapping, Byte, Sept., p.330

153. Engelbart D.C., LehtmanH. (1988). Working Together, Byte, Dec., p.245-52

154. Fayyad U.M., Uthurusamy R., eds. (1995). Proc. 1st Int. Conference on Knowledge Discovery and Data Mining. AAAI Press, Menlo Park, CA

155. Feibus M., Slater M. (1993). Pentium Power, PC Magazine, Apr. 27

156. Fetzer J. (1990). Artificial Intelligence: Its Scope and Limits. Kluwer

157. Fiderio J. (1988). A Grand Vision, Byte, Oct., p.237

158. Fortier F. (2001). Virtuality Check: Power Relations and Alternative Strategies in the Information Society. Verso

159. Frisse M. (1988). From Text to Hypertext, Byte, Oct., p.247

160. Fukuyama F. (1995). Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. The Free Press, N.Y.

161. Garson G.D., Garson D.G., eds. (2000). Social Dimensions of Information Technology: Issues for the New Millennium. Idea Group Publishing, 350p.

162. Giddens A. (1984). The Constitution of Society: Outline of the theory of structuration. Polity Press, Cambr.

163. Giddens A. (1990). The Consequences of Modernity. Polity Press, Cambr.

164. Giddens A. (1999). Runaway World. How Globalization is Reshaping our Lives. Profile Books, L.

165. Gilder G. (2000). Telecosm: How Infinite Bandwidth Will Revolutionize Our World. Free Press, 368p.

166. Hague B.N., Loader B. (1999). Digital Democracy: Discourse and Decision Making in the Information Age. Routledge, 277p.

167. Hammet F. (1993). Virtual Reality. N.Y.

168. Hegel G.W.F. (1970). Enzyklopädie der philosophischen Wissenschaften im Grundrisse, in Werke in 20 Bd., vol. 10. Suhrkamp, Frankfurt a/Main

169. Heim M. (1991). The Metaphysics of Virtual Reality, in Virtual Reality: theory, practice and promise. Westport'; L., p.27-33

170. Heim M. (1993). The Metaphysics of Virtual Reality. OUP, Oxf.; N.Y.

171. Helsel S.K., Roth J.P., eds. (1991). Virtual Reality: theory, practice and promise. Westport; L.

172. Herder J.G. (1967). Kalligone. Vom Angenehmen und Nutzlichen, in Samtliche Werke, vol.22. Olms, Hildesheim, p. 1 -122

173. Heylighen F. (1991). Cognitive Levels of Evolution, in Geyer F., ed. The Cybernetics of Complex Systems. Intersystems, Salinas, CA, p.75-91

174. Heylighen F. (1991). Design of a Hypermedia Interface Translating between Associative and Formal Representations, Int. J. Man-Machine Studies 35, p.491

175. Heylighen F. (1993). Selection Criteria for the Evolution of Knowledge, Proc. 13th Int. Congr. on Cybernetics. IAC, Namur, p.524-8

176. Heylighen F. (1994). World-Wide Web: a Distributed Hypermedia Paradigm for global networking, Proc. SHARE Europe, Spring, Geneva, p.355-68

177. Heylighen F. (1995). (Meta)systems as Constraints on Variation, World Futures 45, p.59-85

178. Heylighen F., Campbell D.T. (1995). Selection of Organization at the Social Level, World Futures 45, p.181-212

179. Heylighen F., Bollen J. (1996). The World-Wide Web as a Super-Brain: from Metaphor to Model, in Trappl R., ed. Cybernetics and Systems'96. World Science, Singapore; Free U. of Brussels, Belgium

180. Holdstein D.H., Seife C.L., eds. (1990). Computers and Writing: Theory, Research, Practice. Modern Language Assoc. of America, N.Y.

181. Hofstadter D.R. (1979). Goedel, Escher, Bach: An Eternal Golden Braid. Vintage Books

182. Horn R.E. (1989). Mapping Hypertext: The Analysis, Linkage, and Display of Knowledge for the Next Generation of On-Line Text and Graphics. The Lexington Institute, Lexington, MA

183. Jaynes J. (1976). The Origin of Consciousness in the Breakdown of the Bicameral Mind. Houghton Mifflin Company, Boston, 467p.

184. Jennings E. (1991). EJournal: An Account of the First Two Years, The Public-Access Computer Systems Review 2.1, p.91-110

185. Jonassen D.H. (1989). Hypertext/Hypermedia. Educational Technology Publishers, Eaglewood Cliffs, NJ

186. Jones W.P. (1986). On the Applied Use of Human Memory Models, Int. J. of Man-Machine Studies 25, p.191-228

187. Joret P., Remael A. Language and beyond: Actuality and Virtuality in the Relations between Word, Image and Sound. Rodopi, 498p.

188. Josipovici, Gabriel (1971). The World and the Book. MacMillan, L.

189. Kant I. (1770). De mundi sensibilis atque intelligibilis forma et principiis. Kanter, Königsberg ?

190. Keep C., McLaughlin T., The Electronic Labyrinthhttp://www.village.virginia.edu/elab/

191. Koch C. (1992). Combining Connectionist and Hypertext Techniques in the Study of Texts: A HyperNet Approach to Literary Scholarship, Literary and Linguistic Computing 7.4, p.209-17

192. Kovacs G.T., Storment C.W., Halks-Miller M. (1994). Silicon-Substrate Microelectrode Arrays for Parallel Recording of Neural Activity in Peripheral and Cranial Nerves, IEEE Trans. Biomed. Engin. 41, p.567

193. Krol E. (1993). The Whole Internet. O'Reilly, Sebastopol, CA

194. Krueger M.W. (1991). Artificial Reality: Past and Future, in Virtual Reality: Theory, Practice and Promise. Westport; L., p. 19-26

195. Landow G.P. (1992). Hypertext: The Convergence of Contemporary Critical Theory and Technology. Johns Hopkins UP, L.

196. Landow G.P. (1989). The Rhetoric of Hypermedia: Some Rules for Authors, J. of Computing in Higher Education 1, p.39-64. Rpt. in Delany & Landow, p.81-103

197. O.Landow G.P., Delany P. Hypertext, Hypermedia, and Literary Studies: The State of the Art. In Delany & Landow, p.3-50

198. Langer S.K. (1953). Feeling and Form: A Theory of Art. Charles Scribner's Sons, N.Y.

199. LaQuey T., Ryer J.C. (1993). The Internet Companion: A Beginner's Guide to Global Networking. Addison-Wesley, N.Y.

200. Laszlo E. (1996). Evolution: the General Theory. Hampton Press, N.Y.

201. Laszlo E. (1987). Evolution: the Grand Synthesis. New Science Library.

202. Leary T. (1994). Chaos and Cyber Culture. Ronin Publishing, Berkeley

203. Leibniz G.W. (1965). Nouveaux essais sur l'entendement humain, in Die philosophischen Schriften von G.W. Leibniz, ed. C.I. Gerhardt, vol.5, Berlin 1882, rpt. Hildesheim: Olms 1965; cf. vol.4, 1880, rpt. 1965

204. Levinson P. (1991). Review of Harvey Wheeler's The Virtual Society, J. of Social and Biological Structures 14(3), p.363-6

205. Luhmann N. (1979). Trust and Power. Wiley, Chichester

206. Lyotard J.-F. (1988). The Postmodern Condition: A Report on Knowledge. 1984. Trans. G. Bennington, B. Massumi. U. of Minnesota Press, Minneapolis

207. Maes P. (1994). Agents that Reduce Work and Information Overload, Comm. of the ACM 37(3)

208. Malloy J. Electronic Storytelling in the 21st Century. Ed. C. Pickover. Visions of the Future. Preprint

209. Marchionini G., Schneiderman B. (1988). Finding Facts vs. Browsing Knowledge in Hypertext Systems, IEEE Computer 21.1, Jan., p.70-80

210. Matazzoni J. (1992). Books in a New Light, Publish, Oct., p. 16-21

211. Mayer-Kress G., Barczys C. (1995). The Global Brain as an Emergent Structure from the Worldwide Computing Network, The Information Society 11(1)

212. McLellan H. (1992). Virtual Reality: A Selected Bibliography. Educational Technology Publications, Inc., Englewood Cliffs, NJ

213. McLellan, H. (1994). Virtual Reality: Case Studies in Design for Collaboration & Learning. Meckler Corp., Westport, CT

214. McLuhan M. (1962). The Gutenberg Galaxy: The Making of Typographic Man. U. of Toronto Press, Toronto

215. Michelangelo Buonarroti. (1954). Rime. Mailand. Rizzoli

216. Moulthrop S. The Shadow of an Informand: A Rhetorical Experiment in Hypertext, in Gess. Perforations, n.pag.

217. Moulthrop S. Toward a Paradigm for Reading Hypertexts: Making Nothing Happen in Hypermedia Fiction, in Berk & Devlin, p.65-78

218. Nelson T.H. (1978). Dream Machines: New Freedoms Through Computer Screens A Minority Report. Issued with "Computer Lib." Distributors, South Bend, IN

219. Nelson T.H. (1987). Literary Machines. Self-published, Swarthmore, PA

220. NelsonT.H. (1988). Managing Immense Storage, Byte, Jan., p.225

221. Nelson T.H. (1990). On the Xanadu Project, Byte, Sept., p.298-9

222. NeIson T.H. (1990). How Hypertext (Un)does the Canon. Paper delivered at the Modern Language Association Convention, Chicago, Dec. 28

223. Nielsen J. (1990). The Art of Navigating through Hypertext, Communications of the ACM 33, Mar., p.296-310

224. Nielsen J. (1990). Hypertext and Hypermedia. Academic Press, San Diego, CA

225. Oxford Russian Minidictionary (1997). OUP, Oxford; N.Y. 696p. ?

226. Peirce C.S. (1887). Logical Machines, American J. of Psychology 1(1), p. 165-70 ;

227. Peirce C.S. (1902). Virtual, in Baldwin J.M., ed. Dictionary of Philosophy and Psychology. ? Gloucester, Mass., p.763

228. Poster M. (1995). The Second Media Age. Blackwell

229. Postman N. (1993). Technopoly: The Surrender of Culture to Technology. Vintage Books, 222p.

230. Rada R, (1991). Hypertext: From Text to Expertext. McGraw-Hill, Maidenhead, UK

231. Rheingold H. (1991). Virtual Reality: Exploring the Brave New Technologies. Summit Books, Simon & Schuster Trade, N.Y.

232. Rheingold H. (1994). The Virtual Community: Homesteading on the Electronic Frontier. HarperCollins

233. Russell P. (1995). The Global Brain Awakens: Our Next Evolutionary Leap. Miles River Press 250.Sagan C. (1977). The Dragons of Eden: Speculations on the Evolution of Human Intelligence.

234. Ballantine Books 251.Sagan C. (1980). Cosmos. Ballantine Books 252.Salk J. (1972). Man Unfolding. Harper-Row

235. Salton G., Buckley C. (1988). On the Use of Spreading Activation Methods in Automatic Information

236. Virtual Reality, J. of Social & Evolutionary Systems 16(1), p.99-105 256.Skagestad P. (1993). Thinking With Machines: Intelligence Augmentation, Evolutionary

237. Stock G. (1993). Metaman: the Merging of Humans and Machines into a Global Superorganism. Simon & Schuster, N.Y.

238. Sztompka P. (1999). Trust: a Sociological Theory. The Missing Resource of Post-Communist Society. Cambridge UP

239. Tsagarousianou R., Tambini D., Bryan C. (1998). Cyberdemocracy: Technology, Cities and Civic Networks. Routledge, 200p.

240. Turchin V. (1977). The Phenomenon of Science. A Cybernetic Approach to Human Evolution. Columbia UP, N.Y.

241. Virtual cockpit's panoramic displays advanced mission capabilities (1985). In Aviation Week and Space Technology, no 2

242. Voiskounsky A.E. (1999). Internet: Culture, Diversity and Unification, in Javnost the Public. J. of the European Institute for Communication and Culture, vol. VI, no 4, p.53-65

243. Wallace P. (1999). The Psychology of the Internet. Cambridge UP

244. Webster's New World Dictionary of American English. (1988). Cleveland; N.Y. 1574p.

245. Yankelovich N. et al. (1988). Intermedia: The Concept and the Construction of a Seamless1.formation Environment, IEEE Computer 21, Jan., p.81-96

246. Yankelovich N., Meyrowitz N., Dam A. van. (1985). Reading and Writing the Electronic Book, IEEE Computer 18, Oct., p. 15-30

247. Yankelovich N. From Electronic Books to Electronic Libraries: Revisiting Reading and Writing the Electronic Book, in Delany & Landow, p. 133-41

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.