Оптимизация процесса обучения на струнно-смычковых музыкальных инструментах: на материале учебной работы в классе альта тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Попова, Марина Викторовна

  • Попова, Марина Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Тамбов
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 162
Попова, Марина Викторовна. Оптимизация процесса обучения на струнно-смычковых музыкальных инструментах: на материале учебной работы в классе альта: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Тамбов. 2008. 162 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Попова, Марина Викторовна

Введение.3

Гл. I. Теоретико-методические проблемы обучения альтовому исполнительству.12

1.1. Роль альта в мировой музыкально-исполнительской культуре /исторический аспект/.12

1.2. Педагогические взгляды В.В. Борисовского.33

1.3. Альт и российская музыкальная культура XX века.52

1.4. Оптимизация обучения игре на альте: теоретико-методические аспекты.70

Гл. II. Опытно-экспериментальное исследование процессов оптимизации обучения игре на альте.95

2.1. Педагогические наблюдения.98

2.2. Педагогические собеседования и анкетирование.114

2.3. Обучающий /формирующий/ эксперимент.142

Выводы.147

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Оптимизация процесса обучения на струнно-смычковых музыкальных инструментах: на материале учебной работы в классе альта»

Актуальность проблемы исследования. Серьёзные общественно-политические, экономические и социокультурные преобразования в России конца XX - начала XXI вв. вызывали заметные изменения в отечественном образовании и культуре. В кругах специалистов нередко высказывается мнение - и оно не лишено оснований — что учить молодых музыкантов так, как учили их несколько десятилетий назад, сегодня уже вряд ли возможно. Возникновение так называемого рынка труда, выдвинувшего определенные требования к подготовке музыкантов-профессионалов, существенно изменило ситуацию в музыкальном образовании.

Сказанное в полное мере касается и специалистов в области оркестрового исполнительства. И здесь, в этой сфере, модель специалиста узкого профиля, культивировавшаяся в недавнем прошлом, ориентация музыкальных учебных заведений преимущественно на подготовку исполнителя-солиста в настоящее время малоэффективна. На повестке дня сегодня стоит задача приобретения учащимся-музыкантом широкого, многоаспектного комплекса знаний и умений, который позволил бы ему по завершении учёбы реализовать свой потенциал в различных видах музыкальной деятельности - в педагогике, в сольной практике, в камерно-ансамблевом или в оркестровом исполнительстве.

Таким образом, в российском музыкальном образовании сложилась ныне сложная, противоречивая ситуация, связанная с определённым несоответствием содержания и методов обучения — запросам времени. К сожалению, есть основания утверждать, что в этом плане сфера струнно-смычковой педагогики (скрипка, альт, виолончель) остаётся достаточно консервативной. Это проявляется, в частности, в отсутствии необходимого баланса между векторами сольного, камерно-ансамблевого и оркестрового исполнительства. Ставшая традиционной ориентация музыкально-воспитательного процесса на преимущественную подготовку исполнителя-солиста создает серьёзные

• 4 • . ■ трудности перед молодыми людьми, когда им в силу тех или иных обстоятельств, приходится искать свою нишу на современном рынке труда.:

Наиболее остро встаёт эта проблема при обучении игре на альте — инструменте,традиционно ансамблевом и оркестровом по своей природе, хотя и получившим: в последние десятилетия, достаточно широкое применение в сольном (концертном) исполнительстве. Именно последнее обстоятельство и определило тенденцию трактовать альт как сольный инструмент. Естественно, это обстоятельство не могло не отразиться на профессиональной ментальное™ педагогов-альтистов, соответственно и на содержании и методологии их учебно-воспитательной работы. Между тем, повторим, выпускники по ■ классу альта профессиональных музыкальных учебных заведений находят себе применение чаще всего в ансамблево-оркестровой и педагогической деятельности. Налицо определённое противоречие между стратегическими ориентирами в обучении и фактическим использованием специалистов у кат занного профиля в: современной музыкальной культуре, в музыкально-исполнительской практике.

Отсюда цели настоящего исследования: а) обосновать вектор учебно-воспитательной работы с учащимися класса альта (и других музыкальных инструментов) в сторону реальных потребностей современной музыкальной жизни; б) указать на необходимость приведения направленности и характера обучения в соответствие с запросами времени (не в последнюю очередь — с требованиями «рынка труда»); в) ликвидировать определённые диспропорции в практике преподавания музыкально-исполнительских дисциплин, характерные не только для струнных,, но и для других музыкальных инструментов.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на отделениях (факультетах) струнных музыкальных инструментов (класс альта и др.).

Предмет исследования: содержание, формы и методы учебной работы, релевантные (соответствующие) запросам времени, отвечающие требованиям, которые сегодня предъявляются к музыкальной молодёжи различными видами практической музыкальной деятельности.

Задачи исследования:

Обосновать теорию многоаспектного обучения и воспитания современного учащегося-музыканта (на материале работы в классе альта);

Обозначить корреляционные связи и зависимости между практикой обучения в музыкальных учебных заведениях - и реалиями современной музыкальной жизни («рынок труда» и др.).

Определить и систематизировать атрибутивные свойства и параметры профессиограммы исполнителя на альте (а также на других музыкальных инструментах); указать на основные «составляющие» этой профессиограммы, обусловленные спецификой ансамблево-оркестровой практики;

Выявить основные аспекты обучения игре на альте: проанализировать факторы, негативно сказывающиеся на качестве этой работы:

Предложить — в контексте основной проблемы исследования — конкретные установки и рекомендации, направленные на оптимизацию учебно-воспитательного процесса в классах струнно-смычковых инструментов музыкальных училищ, училищ искусств и высших учебных заведений; экспериментально проверить и подтвердить целесообразность и обоснованность этих рекомендаций.

Гипотеза исследования:

1. Подготовка музыканта-исполнителя в профессиональном музыкальном учебном заведении должна включать в себя три основных, внутренне взаимосвязанных блока: а) профессиональные знания, практические умения и навыки; б) знания и умения в области педагогики (общей и специальной), возрастной психологии, методики преподавания той или иной музыкальной дисциплины; в) общекультурная эрудиция, духовный кругозор, интеллектуальный потенциал, комплекс морально-этических, нравственных качеств и свойств.

Одна из важных задач педагога - сбалансированность указанных блоков в общей, комплексной подготовке будущего специалиста. Как правило, не оправдывает себя в современных условиях односторонний, узко ориентированный курс на подготовку учащегося к сольной, концертно-исполнительской деятельности. Реальная действительность требует сегодня от молодого специалиста гибкости, лабильности профессионального мышления, психологической готовности к вариативности решений и действий, к смене направлений и характера деятельности в рамках основной специальности.

2. Приоритетным в обучении должен быть многоаспектный подход к работе с музыкальной молодёжью. Так, на отделениях (факультетах) струн-но-смычковых инструментов (альт и др.)1 акцент в обучении - наряду с занятиями по основной специальности - должен ставиться на камерно-ансамблевом и оркестровом исполнительстве. Профессионально значимыми становятся такие качества, как умение согласовывать свои действия с действиями партнёров по коллективу, исполнительская самодисциплина, готовность участвовать в реализации художественных идеи и замыслов дирижёра, в укреплении горизонтальных связей между группами музыкантов и др.

3. Профессиональная подготовка учащихся в классе альта требует существенных корректив, в частности, пересмотра практики переориентации учащихся-скрипачей на альтовое исполнительство. В самом процессе переучивания, переориентации с одного музыкального инструмента на другой, есть ряд негативных моментов (профессионально-технических, психологических и др.).

Для будущего альтиста начальный период обучения должен быть периодом занятий на альте, а не на скрипке или каком-либо ином инструменте.

Методологическим» фундаментом исследования послужили концептуальные положения отечественных дидактов, связанные с содержанием образования, формами и способами учебно-воспитательной работы (Ю.К.Бабанский, В.В.Краевский, М.Н.Скаткин, И.И.Лернер и др); исследова

1 Сказанное относится, естественно, и к классам духовых инструментов. ния, посвящённые истории становления и развития альтового исполнительства и педагогики (В.Горбунов, М.М.Гринберг, С.П.Понятовский, Е.Ю.Стоклицкая, В.А.Юзефович и др.); методические установки и практико-ориентированные рекомендации российских и зарубежных специалистов в области струнно-смычкового искусства (Л.С.Гинзбург, В.Ю.Григорьев, М.М.Берлянчик, И.М.Ямпольский): труды, анализирующие проблемы камерно-ансамблевого и оркестрового искусства (Л.С.Сидельников, Г.Л.Ержемский, Л.М.Гинзбург и др.)

Методы исследования:

Изучение научно-литературных источников (педагогика, теория и методика преподавания музыки, психология, музыкознание);

Анализ и обобщение передового музыкально-исполнительского опыта; обобщение личного профессионального опыта автора диссертации;

Методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).

Новизна исследования:

1. Определено содержание основных, профессионально значимых блоков знаний и умений, образующих в совокупности структуру профессиональной готовности музыканта-исполнителя к будущей деятельности. Проанализированы в этом ракурсе главные «составляющие» учебно-воспитательного процесса на струнно-смычковых отделениях профессиональных музыкальных учебных заведений.

2. Выявлены корреляционные связи и зависимости между содержанием обучения в современных музыкальных учебных заведениях — и реалиями современной музыкальной жизни, запросами и требованиями «рынка труда». Раскрыта суть основных противоречий и «нестыковок» в практике обучения будущих музыкантов - ансамблистов и оркестрантов; определены пути и способы разрешения этих противоречий.

Уточнена в данном контексте профессиограмма музыканта-исполнителя (альтиста, скрипача и т.д.); обозначены её основные параметры и свойства.

3. Рассмотрены психолого-педагогические аспекты формирования камерно-ансамблевой и оркестровой исполнительской культуры у обучающихся на струнно-смычковых отделениях музыкальных учебных заведений; отработаны в этой связи конкретные рекомендации, направленные на оптимизацию учебно-воспитательного процесса.

Дана дефиниция понятия «многоаспектный подход» в обучении музыкальному исполнительству; обоснована его приоритетная роль в ходе занятий.

Определены условия и факторы, способствующие успешной самореализации музыканта в условиях группового, коллективного музицирования.

4. Сделан критический анализ существующей практики подготовки специалистов в области альтового исполнительства; выявлены методологические штампы и стереотипы, утвердившиеся в начальной фазе (стадии) обучения игре на альте.

Теоретическая значимость исследования:

Выявлены и систематизированы знания и умения, обеспечивающие необходимый уровень профессиональной подготовки музыкантов-исполнителей на современном этапе. Определены методологические принципы, обеспечивающие восхождение учащихся к новым, актуальным знаниям и умениям, органично встраивающимся в традиционные знаниевые структуры. Показана рискованность, неоправданность одномерных, жёстких ориентации учащихся-музыкантов на будущую профессиональную деятельность. Обоснована необходимость реалистической оценки состояния дел на «рынке труда» и проистекающих отсюда возможностей профессиональной самореализации.

Обосновано положение, согласно которому успешность самопроявления и самоутверждения музыканта в череде изменчивых, трудно прогнозируемых ситуаций предполагает выработку в годы учёбы определенного комплекса профессионально-личностных качеств и компетенций. Указано в этой связи на важность не только профессиональных, но и психологических факторов. Проанализированы пути и методы повышения психологической готовности молодого музыканта к адаптационным процессам, практически неизбежным в условиях профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования:

Расширены и обогащены представления о практических аспектах работы с учащимися-музыкантами (в первую очередь с будущими ансамблистами и оркестрантами). Модернизированы представления о начальном периоде обучения игре на альте; аргументированы коррективы, необходимые для улучшения практики работы с начинающими альтистами.

Полученные в ходе настоящего исследования данные, а также выработанные на их основе методические установки и рекомендации, используются как в классах струнных инструментов, так и в классах других музыкальных инструментов, применяемых в условиях коллективного музицирования. Теоретико-методические положения, откристаллизовавшиеся в процессе диссертационной работы, могут органично войти в структуру лекционных курсов «Методика обучения игре на струнно-смычковых инструментах», «История и теория камерно-ансамблевого музицирования», «История и теория оркестрового исполнительства».

Положения, выносимые на защиту:

1. Современная ситуация в сфере музыкальной культуры диктует пересмотр многих традиционных подходов к профессиональной подготовке музыкантов различных специальностей. Востребованными становятся такие качества как универсализм, готовность к самообучению, саморазвитию, при необходимости - к смене ориентиров в деятельности (в связи с теми или иными обстоятельствами, а также актуальными запросами «рынка труда»).

2. Профессиограмма музыканта-исполнителя (альтиста, скрипача и др.) должна включать в себя ряд качеств, играющих особо важную роль в контексте ансамблево-оркестровой деятельности. Многообразие и отличительные особенности этих качеств могут быть сведены в конечном счёте к понятиям коллективное музицирование», «синхронность музыкально-исполнительских действий».

3. Формированию ансамблевой и оркестровой культуры препятствует подчас упрощённо-прямолинейная трактовка целей и задач обучения в «спецклассах»; несогласованность в действиях преподавателей различных учебных дисциплин, разнонаправленность векторов их практической работы. В этом одно из серьёзных противоречий в жизнедеятельности современных музыкальных учебных заведений среднего и высшего звена.

4. Начальный период обучения игре на музыкальном инструменте является сензитивным (благоприятным) для формирования и последующего развития" «технического аппарата» и профессионально-исполнительского сознания («профессиональной ментальности») будущего специалиста. Это в полной мере относится и к альту, который в этом отношении не является исключением из правила.

Достоверность результатов исследования обеспечивается адекватностью (соответствием, обоснованностью) методологических подходов, применением комплекса методов, релевантных проблематике исследования, целям и задачам диссертации, а также резепрентативностью источниковой базы, использованной в ходе работы над диссертацией.

Апробация исследования проводилась в ходе обсуждения диссертации на кафедре оркестровых струнных инструментов и кафедре музыкальной педагогики Тамбовского государственного музыкально-педагогического института имени С.В. Рахманинова; в докладах на межвузовских и международных научно-практических конференциях (Тамбов, 2004, 2005, 2006, 2007, 2008 гг.); через опубликование статей и методических материалов по теме диссертации:

1. Попова М. В. К вопросу методики начального обучения игре на альте // Вестник Тамб. Ун-та. Сер. Гуманитарные науки. - Тамбов, 2007. Вып. 11 (55). С. 276-279.

2. Попова М.В. Развитие сольной техники альта в условиях интегративi » i I ной культуры социума. // Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы межвузовской научно-практической конференции. - Тамбов: ТГМПИ, 2004. с.124-126.

3. Попова М.В. К вопросу подготовки альтистов в системе музыкального образования России. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы международной научно-практической конференции. -Тамбов: ТГМПИ, 2005. с. 39-40.

4. Попова М.В. Педагогическое наследие В.В. Борисовского (вопросы методики, преподавания в классе альта). // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы II международной научно-практической конференции. - Тамбов: ТГМПИ, 2006. с. 121-124.

5. Попова М.В. Оркестровая подготовка студентов струнников в музыкальных учебных заведениях. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы III международной научно-практической конференции. - Тамбов: ТГМПИ, 2007. с. 133-135.

6. Попова М.В. Особенности подготовки альтистов в музыкальных учебных заведениях. // Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. - Тамбов: ТГМПИ, 2006. Вып.7. - С. 98-118.

7. Попова М.В. Проблемы подготовки альтистов в музыкальных учебных заведениях дополнительного образования. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы IV международной научно-практической конференции. - Тамбов: ТГМПИ, 2008. - с.34 - 35.

12

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Попова, Марина Викторовна

Выводы.

1. Одна из главных, стратегических задач педагога в процессе занятий с учащимися в музыкально-исполнительском классе - сбалансированность, внутренняя уравновешенность трёх фундаментальных блоков, образованных: а) профессиональными знаниями, практическими (исполнительскими) умениями и навыками; б) знаниями и умениями в области педагогики (об-щей и специальной, частно-дисциплинарной); возрастной психологии; методики преподавания той или иной музыкальной дисциплины; в) обще-культурной эрудицией; духовностью внутренней жизни; интеллектуальным потенциалом; комплексом морально-этических, нравственных качеств и свойств.

2. Обобщение и анализ данных широкой, массовой практики обучения музыкальному исполнительству свидетельствует, что односторонний, жёстко ориентированный курс на сольную концертно-исполнительскую практику, курс, традиционно культивировавшийся в российских музыкальных учебных заведениях (детских музыкальных школах, училищах, высших музыкальных учебных заведениях), в современных условиях не оправдывает себя. Следование этому курсу создаёт нередко серьёзные проблемы (в том числе и психологические) для молодого музыканта в ходе его адаптации к той или иной музыкальной деятельности, не связанной напрямую с концертно-исполнительской практикой.

3. Логика профессиональной музыкальной жизни, а также специальные социокультурные (и иные) исследования подсказывают, что приоритетными сегодня становятся такие качества как универсализм, готовность музыканта к самообучению, саморазвитию, в случае необходимости - к смене ориентиров в профессиональной деятельности (в связи с теми или иными обстоятельствами, а также актуальными запросами на «рынке труда»).

4. Из сказанного следует, что предпочтение должно отдаваться много аспектному принципу обучения, который обеспечивал бы — наряду с наращиванием базового профессионально-технического потенциала в классе «по специальности» - также высококачественную подготовку учащегося к камерно-ансамблевой и оркестровой деятельности. Отход от многоаспектного принципа обучения, от курса на гармоничное, всестороннее развитие учащегося-музыканта свидетельствует либо о профессиональной несостоятельности педагога, ограниченности его возможностей, либо об эгоцентризме его подхода к ученику, - либо (наиболее распространённый вариант) о том и другом одновременно.

5. Могут иметь место разные пути и способы вхождения в специальность «альтовое исполнительство». Настоящее исследование в то же время подтвердило обоснованность методологической позиции, согласно которой наиболее благоприятные условия для учащегося создаются тогда, когда он с самого начала занятий, с первых же шагов в обучении имеет дело с тем музыкальным инструментом, который в дальнейшем станет для него основным, профилирующим, не меняя инструментарий на том или ином этапе своей профессиональной биографии. Таково правило, допускающее, как и всякое правило, исключения из него.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Попова, Марина Викторовна, 2008 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. - М.: Прометей, 1990. — 480 с.

2. Авазашвили М.Д., Веденин И.Г. Об оптимизации теоретической и методической подготовки педагога инструменталиста. // Актуальные вопросы струнно — смычковой педагогики: Сб. трудов Новосибирской гос. Консерватории. - Новосибирск, 1987. - с. 58 - 67.

3. Агарков О. Современной музыке современных исполнителей. // Советская музыка, 1966. № 12. - с.80 - 84.

4. Алексеев А.Д. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музгиз, 1961.-271 с.

5. Алексеев А.Д. Совершенствование педагогической практики — насущная задача музыкальных вузов. // Проблемы совершенствования педагогической практики на исполнительских факультетах музыкальных вузов. Вып. 102. М.: Музыка, 1988. - с. 5 - 18.

6. Алексеев А.Д. Творчество музыканта-исполнителя. М.: Музыка, 1991. - 102 с.

7. Алексеева JI.H., Григорьев В.Ю. Страницы зарубежной музыки XIX века. М.: Знание, 1983. 112 с.

8. Арноркур Н. Мои современники: Бах, Моцарт, Монтеверди. М.: Классика XXI, 2005. 280 с.

9. Артамонов С. Замечания инженера о механизмах звучания инструментов скрипичного семейства. // Музыкальная академия, 1995. № 1 , с. 109 -111.

10. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. М.: МГЗПИ, 1990.-52 с.

11. Асафьев Б. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М.: Музыка, 1965. 149 с.

12. Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке. М.: Музыка, 1965. - 270 с.

13. Бабанский Ю.К. и др. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. - 478 с.

14. Бабанский Ю.К. Интенсификация процесса обучения. М.: Знание, 1987.-78 с.

15. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. — М.: Просвещение, 1982. 192 с.

16. Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности. — М.: Знание, 1981.-96 с.

17. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Тамбов: ТГМПИ им. Рахманинова, 2002. -311 с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. М.: Музыка, 1974. 336 с.

19. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. М.: Советский композитор, 1973.-270 с.

20. Баренбойм Л.А. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века. // Советская музыка, 1971. № 8, с. 96 111.

21. Баренбойм Л.А. Педагогическое размышление. // Советская музыка, 1967. № 9, с. 74 79.

22. Барсова И.А. Книга об оркестре. М.: Музыка, 1978. 121 с.

23. Башмет Ю.А. Вокзал мечты. М.: Вагриус, 2003. 271 с.

24. Башмет Ю.А. Наше подсознание безбрежный таинственный мир. // Деловой мир, 1993. 25-31 окт., с.22.

25. Башмет Ю.А. О музыке и не только о ней: С Ю. Башметом беседует профессор Г. Цыпин. // Музыкальная жизнь, 1993. № 4 , с.6-7.

26. Безруков Г.И. Во славу альта. // Советская музыка, 1990. № 1, с. 90- 95.

27. Безруков Г.И. О некоторых проблемах формирования альтиста в детской музыкальной школе и музыкальном училище // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7 М.: Музыка, 1987. С. 81-97.

28. Безруков Г.И., Ознобищев К.В. Основы техники игры на альте. М.: Музыка, 1983.- 189 с.

29. Безъязычный В. Вадим Борисовский — новое поэтическое имя. // Советская музыка, 1990. с. 84 - 87.

30. Березин В. Начальный период обучения игре на духовых инструментах в связи с возрастными особенностями учащихся. // Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1991. С. 143-154.

31. Бержелацкий Е. Юрий Башмет осваивает профессию дирижёра и гастролирует по русской глубинке // Итоги.ги / Искусство. 2004. № 21 (415).

32. Берио Ш. Школа игры на скрипке. М.: Музгиз, 1930. 332 с.

33. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке. Том 1. М.: Музыка, 1972. 307 с.

34. Берлянчик М.М. Некоторые вопросы педагогической практики студентов оркестрового факультета. // Проблемы совершенствования педагогической практики на исполнительских факультетах музыкальных вузов. Вып. 102. М.: Музыка, 1988. с. 56 - 59.

35. Берлянчик М.М., Мазченко Ю.Н. Проблема преемственности в обучении альтиста. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. С. 5-25.

36. Благовещенский И.П. Некоторые вопросы музыкального искусства. Минск, 1965. 145с.

37. Благовещенский И.П. Зарождение профессионального скрипичного исполнительства и педагогики в России. // Вопросы скрипичной педагогики и истории исполнительства. Минск, 1991.-е 6-50.

38. Блок М.С. К вопросу о воспитании музыкально — исполнительской техники. // Очерки по методике обучения игре на скрипке. М.: Музгиз, 1960.-е. 3-18.

39. Борисовский В.В. Предисловие. // Бруни А. Школа для альта. М.: Муз-гиз, 1946. с.2.

40. Бруни А. Школа для альта. М., Музгиз, 1946. 93 с.

41. Бунин В. Педагогика С.Е. Фейнберга. М.: Музыка, 2000. 80 с.

42. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 695 с.

43. Веприк A.M. Трактовка инструментов оркестра. М.:Музгиз,1961.-302с.

44. Ветлицина И.М. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века: об истоках оркестра в России до Глинки. М.: Музыка, 1987. -92 с.

45. Выготский JI.C. Педагогическая психология. — М.: Педагогика-пресс, 1999.-534 с.

46. Выготский JI.C. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. — 576 с.

47. Гантман JI.A. К вопросу о подготовке студентов к оркестровой дея-тельности.//Актуальные вопросы струнно — смычковой педагоги-ки:Сб.трудов Новосибирской гос. Консерватории. Новосибирск, 1987. с. 51-58.

48. Гинзбург JI.C. История виолончельного искусства. Русская классическая виолончельная школа (1860-1917). М.: Музыка, 1965. 615 с.

49. Гинзбург Л.С., Григорьев В.Ю. История скрипичного искусства. М.: Музыка, 1990. 283 с.

50. Гинзбург Л.М. Современное музыкальное исполнительство: проблемы и средства. // Музыкальное исполнительство, вып. 11. М.: Музыка, 1983. -с. 68-100.

51. Гинзбург Л.М: Избранное. М.: Сов. композитор, 1981. 302 с.

52. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве // Под. ред. Д. Благого. -М.: Музыка, 1975. -415 с.

53. Горбунов В.Н. Русское альтовое искусство XVIII XX вв.(инструмент, сфера применения, композиторское творчество): Автореф. Дис. Канд. Пед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. - 17 с.

54. Горлинский В.И. Модернизация системы музыкального воспитания и образования в современной России: актуальные проблемы переходного периода. М.: МГИМ им. А. Шнитке, 1999. - 59 с.

55. Горностаева В. Башмет- 88: творческий портрет альтиста Ю. Башмета. // Советская культура, 1988, 1 марта, с .5

56. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. -193 с.

57. Григорьев В.Ю.Некоторые черты педагогической системы Д. Ф. Ойст-раха //Музыкальное исполнительство. М.: Музыка, 1991. с.5- 34

58. Григорьев В.Ю. Методика обучения игре на скрипке. М.: Классика -XXI, 2006.-256 с.

59. Григорьев В.Ю. О некоторых психологических аспектах работы педагога — музыканта. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987.-С. 44-55

60. Григорьев В.Ю. Скрипачи, альтисты, виолончелисты. // Русская музыка и XX век. М.: Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ, 1997. с. 723 - 776.

61. Григорьев В.Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением. // Актуальные вопросы струнно смычковой педагогики: Сб. трудов Новосибирской гос. Консерватории. Новосибирск, 1987. - с. 25 - 38.

62. Гринберг М.М. Русская альтовая литература. М.: Музыка, 1967. 192с.

63. Гуревич JI.H. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации. JL: Музыка, 1988. 112 с.

64. Гущина JI.H. Подготовка оркестрового музыканта на струнном отделении // Методические записки по вопросам музыкального образования. Вып. 3 . М.: Музыка, 1991.-е. 60- 78.

65. Давидян P.P., Стоклицкая Е.Ю. Г.С. Талалян. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. С. 118- 137.

66. Давидян P.P. Квартетное искусство: Проблемы исполнительства- теоретические основы, практический опыт. М.: Музыка, 1994. 318 с.

67. Давидян P.P. М.Н. Тэриан // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. С. 90 - 101.

68. Долинская Е. Прекрасное звучание альта. // Музыкальная жизнь, 1979. №8, с.6.

69. Дьяченко Н., Котляревский И., Полянский Ю. Теоретические основы воспитания и обучения в музыкальных учебных заведениях. Киев: Му-зична Украина, 1987. - 111 с.

70. Ержемский Г.Л. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен. М.: Музыка, 2004. 304 с.

71. Ержемский Г.Л. Музыканту дирижёру XXI века. Психолингвистика профессии. СПб.: Деан, 2007. 240 с.

72. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. -М.: Педагогика, 1990. -418 с.

73. Зверева С. Струнно-смычковое исполнительство в России в XIII веке // Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Н. Новгород, 2006. Вып. 7. с. 233-237.

74. Ивашкин А.В. Беседы с Альфредом Шнитке. М.: Классика XXI, 2005. - 320 с.

75. Кержнер Е.С. Некоторые пути совершенствования подготовки альтистов. // Актуальные вопросы струнно — смычковой педагогики: Сб. трудов Новосибирской гос. Консерватории. Новосибирск, 1987. с. 789 - 96.

76. Коган Г.М. У врат мастерства. М.: Классика-ХХ1, 2004. 136 с.

77. Комплексный подход к проблемам современного музыкального образования. -М.: МГК им. Чайковского, 1986. — 153 с.

78. Крамаров Ю.М. Некоторые вопросы альтовой педагогики // Вопросы музыкальной педагогики, вып.2. М.: Музыка, 1987. С. 91-103.

79. Кременштейн Б.Л. К вопросу о противоречиях как источнике развития в процессе обучения музыканта — исполнителя. // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7 М.: Музыка, 1987. С. 51-65.

80. Кременштейн Б.Л. Педагогика Г.Г. Нейгауза. М.: Музыка, 1984. 89 с.

81. Кривицкая Е. Голос альта. // Музыкальная жизнь, 2003. №1, с.8

82. Кривицкая Е. Скрипки, альты, виолончели. // Музыкальная жизнь, 2004. № 11, с. 16-18.

83. ЛандовскаВ. О музыке. М.: Радуга, 1991. 437 с.

84. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 185 с.

85. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96 с.

86. Мазченко Ю.Н. , Сквирский Л.М. Вопросы формирования учебного репертуара в классе альта // Актуальные вопросы струнно смычковой педагогики: Сб. трудов Новосибирской гос. Консерватории. Новосибирск, 1987. - с. 79 - 89.

87. Методы системного педагогического исследования. // Кузьмина и др. — Л.: Из-во ЛГУ, 1980. 172 с.

88. Мострас К.И. Интонация на скрипке. М.: Музгиз, 1947. 136 с.

89. Музыкальное исполнительство и педагогика: История и современность: Сб. ст. М.: Музыка, 1991. - 238 с.

90. Музыкальный инструмент (скрипка, альт, виолончель). Программы для детских музыкальных школ. М., 1989. 47 с.

91. Назайкинский Е.Е. Звуковой мир музыки. М.: Музыка,1988. 254 с.

92. Назайкинский Е.Е. О психологии музыкального восприятия.- М.: Музыка,1972.-383 с.

93. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: Заметки педагога. М.: Музыка, 1988. 300 с.

94. Ольгин Е. Профессия альтист. // Музыкальная жизнь, 1993. № 1, с. 5

95. Пазовский A.M. Записки дирижёра. М.: Музыка, 1966. 560 с.

96. Палшков Б.Б. .Пути подготовки к оркестровой деятельности в специальном классе альта. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. С. 55 - 69

97. Палшков Б.Б. Некоторые аспекты проблемы интонирования на альте. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. С. 25-44.

98. Пащенко Е. Коронация альта. // Музыкальная жизнь, 1996. № 2. с. 11 - 12

99. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учеб пособие для студентов и преподавателей. — М.: Владос, 1997. 384 с.

100. Погожева Т.В. Вопросы методики обучения игре на скрипке. М.: Музыка, 1966. 151 с.

101. Понятовский С.П. История альтового искусства. М.: Музыка, 1984. -224 с.

102. Понятовский С.П. К интерпретации Концерта для альта с оркестром Г.Ф. Телемана. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987.-С. 77-90.

103. Порвенков В.Г. Акустика и настройка музыкальных инструментов: Методическое пособие по настройке. — М.: Музыка, 1990. 192 с.

104. Попова М.В. Особенности подготовки альтистов в музыкальных учебных заведениях. //Актуальные проблемы музыкального воспитания и образования: история, теория, практика. Тамбов: ТГМПИ, 2006. Вып.7. -С. 98-118.

105. Попова М.В. Оркестровая подготовка студентов струнников в музыкальных учебных заведениях. Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы III международной научно-практической конференции. Тамбов: ТГМПИ, 2007. - с.133-135.

106. Попова М.В. К вопросу методики начального обучения игре на альте // Вестник Тамб. Ун — та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2007. Вып. 11 (55).-С. 276-279.

107. Попова М.В. К вопросу подготовки альтистов в системе музыкального образования России. // Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тезисы международной научно-практической конференции. Тамбов: ТГМПИ, 2005. - с. 39-40

108. Попова М.В. Развитие сольной техники альта в условиях интегратив-ной культуры социума. //Вопросы музыкознания и музыкальной педагогики: тезисы межвузовской научно-практической конференции. — Тамбов: ТГМПИ, 2004. с. 124-126.

109. Раабен JI. Жизнь замечательных скрипачей и виолончелистов. Биографические очерки. М.: Музыка, 1969. 261 с.

110. Рабей В. Московская скрипичная школа в период становления (1866 -1917). // Музыкальная академия, 2004. № 1, с. 111-115.

111. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М.: Владос, 1997. -315 с.

112. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994.-141 с.

113. Ражников В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении. //Вопр. психол. 1998. -№1. - с. 33-41.

114. Рейтих М. Школа юного альтиста. М.: Музыка, 1988. 128 с.

115. Рогаль-Левицкий Д. Современный оркестр. Том 1. М.: Музгиз, 1953. -451 с.

116. Сафонова E.JI. Золотые страницы альтового искусства. // Беседы о педагогике и исполнительстве. Вып. 4. М.: М.Г.К. им. П.И. Чайковского», 1999. - 78 с.

117. Сафонова Е.Л. Золотые страницы альтового искусства. Ф. С. Дружинин // Беседы о педагогике и исполнитебльстве: Сб. статей, вып.4. М., 1999.-с. 4-15.

118. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство: Теория и эстетика: Ист. очерк. М.: Сов. композитор, 1991. -284 с.

119. Симонов Ю.И. Об артисте, наставнике, друге. // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. С. 113 - 118.

120. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. Проблемы и суждения. — М.: Педагогика, 1971. 206 с.

121. Сквирский Л.М. Игра на альте в высоких позициях// Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987.-С. 69-77.

122. Скибин В.Н. Механика достижения устойчивости положения скрипки (альта) в исполнительском процессе. Вопросы скрипичной педагогики и истории исполнительства. Минск, 1991. с. 93 - 111.

123. Сластёнин В.А., Каширин В.П. Педагогика и психология. М.: Академия, 2001.-478 с.

124. Слободенюк В. Талантливый музыкант и педагог. // Музыкальная жизнь, 1980. № 19.-С. 17.

125. Станиславский К.С. Работа актёра над собой. М.: Искусство, 1985. -479 с.

126. Стоклицкая Е.Ю. Борисовский педагог. М.: Музыка, 1984. - 62 с.

127. Тарасова К.В. Онтогенез музыкальных способностей. -М.: Педагогика, 1988.- 173 с.

128. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1947. - 335 с.

129. Толкушкина О. Некоторые проблемы оркестрового исполнительства. Струнные инструменты. // Проблемы культуры и искусства в мировоззрении современной молодёжи: преемственность и новаторство. Вып. 3. Саратов, СГК им. JI, В, Собинова, 2005. с. 223 - 225.

130. Толмачёв М.Г. Профессиональное становление оркестровых музыкантов духовиков в процессе обучения. Тамбов: ТГМПИ им. С.В. Рахманинова, 2000. - 18 с.

131. Устинов А. Я не изменяю своему альту. // Музыкальное обозрение. № 10, 2003 г. с.5

132. Фёдоров Е. Творческая инициатива артиста оркестра и «диктат» дирижёра: заметки оркестранта. // Советская музыка, 1979. № 8. с. 82-86.

133. Фихтенгольц М. Особый жанр. Концерт Ю. Башмета памяти А. Шнитке. // Культура, 1999. № 40. с. 10.

134. Флеш К. Искусство скрипичной игры. Художественное исполнение и педагогика. М.: Классика-ХХ1, 2004. 304 с.

135. Хейт Р. Работа в оркестре: что это и как её получить. // Музыкальная академия, 1995. № 1, с. 110-115.

136. Цыпин Г.М. Музыкально исполнительское искусство: Теория и практика. СПб: Алетейя, 2001. - 320 с.

137. Цыпин Г.М.Обучение игре на фортепиано. М.: Просвещение, 1984. -176 с.

138. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988.-384 с.

139. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения: Пособие для учащихся. М.: Интерпракс, 1994. - 373 с.

140. Швейцер А. Иоганн Себастьян Бах. М.: Музыка, 1964. 312 с.

141. Шервинская Е. Фёдор Дружинин. Воспоминания. Страницы жизни и творчества. М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001. 232 с.

142. Шерихова Г. В новом амплуа. // Музыкальная жизнь, 1986. № 18, с. 18-19.

143. Шохман Г., Бугрова О. Репетиция оркестра. // Музыкальная академия, 1993, №2. с. 65-90.

144. Шульпяков О.Ф. Исполнительские и педагогические принципы Ю.М. Крамарова // Вопросы музыкальной педагогики, вып 8. М.: Музыка, 1987. -С. 101 113.

145. Шульпяков О.Ф. Проблема единства «художественного» и «технического» в теории и практике музыкального исполнительства. // Актуальные вопросы струнно смычковой педагогики: Сб. трудов Новосибирской гос. Консерватории. Новосибирск, 1987. - с. 7 - 25.

146. Шульпяков О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика. С-Пб.: Композитор-СПб, 2006. 496 с.

147. Щапов А.П. Фортепианная педагогика. М.: Советский композитор, 1960. 169 с.

148. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 208 с.

149. Юзефович В.А. Борисовский- основатель советской альтовой школы. М.: Сов. Композитор, 1977. 161 с.

150. Юзефович В.А. Д. Ойстрах: Беседы с И. Ойстрахом. М.: Сов. Композитор, 1978. -351 с.

151. Юзефович В.А. Двое из двухсот. // Музыкальная жизнь, 1975.л№4, с. 17- 18.

152. Юзефович В.А. Майский триптих: О концертной деятельности музыканта Ю. Башмета. // Советская музыка, 1987. № 10, с. 100-103.

153. Юзефович В.А. Симфония «Гарольд в Италии» и её автор. М.: Музыка, 1972. 208 с.

154. Юрьев А.Ю. Очерки истории и теории смычковой культуры скрипача: Из творческого наследия скрипичного педагога. С-Петербург: Ut, 2002. 280 с.

155. Ямпольский А.О. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей. // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М.: Музыка, 1968. С. 18-31.

156. Ямпольский А.О. О методе работы с учениками. // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики. М.: Музыка,1968. С. 54-70.

157. Ямпольский И.М. Давид Ойстрах. М.: Музыка, 1968. 140 с.

158. Ямпольский И.М. Избранные исследования и статьи. М.: Сов. Композитор, 1985. 280 с.

159. Янкелевич Ю.А. Педагогическое наследие. М.: Постскриптум, 1993. -312 с.

160. Egon Saf3mannshaus Fruher Anfang auf der Bratsche. Band 1. Barenreiter6618-Verlag Karl Vottere GmbH & Co. KG, Kassel, 1987. 64 c.

161. Egon Sapmannshaus Fruher Anfang auf der Bratsche. Band 2. Barenreiter6619-Verlag Karl Vottere GmbH & Co. KG, Kassel, 1988. 64 c.

162. Egon Sapmannshaus Fruher Anfang auf der Bratsche. Band 3. Barenreiter6620-Verlag Karl Vottere GmbH & Co. KG, Kassel, 1989. 72 c.

163. Egon Saf3mannshaus Fruher Anfang auf der Bratsche. Band 4. Barenreiter 6665-Verlag Karl Vottere GmbH & Co. KG, Kassel, 2005. 72 c.

164. Orszagh Tivadar. Bracsaiskola. Editio Musika, Budapest 1954. 90 c.

165. Renate Bruse-Weber Die frohliche Viola. Bratschenschule fur den Anfang. Band 1. Schott Musik International, Meinz, 2000. 125 c.

166. Renate Bruse-Weber Die frohliche Viola. Bratschenschule fur den Anfang. Band 2. Schott Musik International, Meinz, 2000. 125 c.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.