Основные тенденции изменения ценностных ориентаций личности в условиях либерализации общественных отношений: На материалах Крайнего Северо-Востока России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.06, кандидат социологических наук Зыкова, Наталья Николаевна

  • Зыкова, Наталья Николаевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.06
  • Количество страниц 255
Зыкова, Наталья Николаевна. Основные тенденции изменения ценностных ориентаций личности в условиях либерализации общественных отношений: На материалах Крайнего Северо-Востока России: дис. кандидат социологических наук: 22.00.06 - Социология культуры, духовной жизни. Москва. 2003. 255 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Зыкова, Наталья Николаевна

Введение.

Глава 1. Ценностные ориентации личности в континууме либерализма и ментальности.

1.1. Теоретико-методологические основания социологического исследования ценностных ориентации личности.

1.2. Сущность и генезис ценностных ориентаций личности в сфере духовной культуры.

1.3. Либерализация общественных отношений в России и российская ментальность.

Глава 2. Социологическое исследование ценностных ориентаций современного российского общества.

2.1. Методы социологического исследования ценностных ориентаций личности.

2.2. Социологическое исследование ценностных ориентаций северян.

2.3. Изменение ценностных ориентаций населения России под влиянием либерализации общественных отношений.

2.4. Основные тенденции изменения ценностных ориентаций личности на Крайнем Северо-Востоке России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Основные тенденции изменения ценностных ориентаций личности в условиях либерализации общественных отношений: На материалах Крайнего Северо-Востока России»

Современная социокультурная ситуация в России последнего десятилетия характеризуется масштабными преобразованиями в экономике, политике, образе жизни населения, что влечёт за собой значительные изменения в ценностных ориентациях и социальных действиях личности. Два основных аспекта этого явления - социальный и культурный сложились и действуют в нашем обществе одновременно, точнее взаимодействуют, охватывая как совокупность социальных отношений, так и культуру деятельности человека, взаимодействие социальных отношений и культуры. Обстоятельному же изучению культуры и, ещё конкретнее, социокультурного, до сих пор уделяется недостаточно внимания в исследовательской литературе.

В стране произошли основательные изменения духовно-культурного пространства. Одним из индикаторов таких изменений является повышение социально-культурной напряжённости в современном российском обществе. В частности, усиливается рефлексия по поводу ценностей, формирующих основу мировоззрения людей. Иными словами, процесс социальных трансформаций затрагивает и сферу духовной культуры: происходят подвижки в системе ценностных ориентаций личности, изменяются их мотивационные основания, одни ценностные доминанты замещаются другими. Очевидно, что ценностные ориентации находятся в процессе изменения.

Духовная ситуация в России в период либерализации общественных отношений вполне соответствует широко распространённому мнению, что «мы находимся на распутье» или «живём в эпоху перемен».1 При этом система ценностей может выступать как фактор, ускоряющий процесс либерализации общественного развития, но может стать барьером на пути такого развития. В свою очередь, либерально-демократические преобразования могут стать необратимыми только тогда, когда они будут восприняты обществом и закреплены в системе ценностей, на которые ориентируется российское общество. Этим обусловлено сегодня важное значение исследования проблемы ценностей.

Настоящее исследование направлено на изучение изменений ценностных ориентаций личности в сфере духовной культуры северян. Разработка концепции этого предмета ведётся сравнительно недавно как в западной философской и социологической литературе, так и в отечественной. По мнению В.А. Ядова, в мировой и отечественной литературе ещё только происходит «осмысление общенациональных ценностей»2 и, соответственно, формирование новых приоритетных направлений социологической науки.

Марксистская социология стремилась преодолеть субъективизм изучения ценностных ориентаций и мотивов поведения людей. В современном же общественном развитии роль субъективных факторов постоянно возрастает. Этим обусловлено сегодня важное значение исследования проблемы ценностей. Появляется необходимость в научном поиске новых, ещё неизвестных социокультурных закономерностей для решения возникшей проблемы.

Актуальность темы исследования.

Либерализация общественных отношений смещает один из центров тяжести социокультурного развития общества на региональный уровень. Стилевое многообразие в социальной и культурной сфере заметно увеличивало интенсивность духовной жизни, её динамику. В средних и небольших городах этот процесс, отразивший и региональную специфику, также имел место. В частности, в Северо-Восточном регионе, где население отличается более высокой политической активностью, были учреждены представительства практически всех действующих в России политических

2 Ядов В.А. Приоритетные направления исследований// Социологические исследования - 1995,- №3 - С.25. партий; создано Общество еврейской культуры, организованы молдавское, татарское, украинское и белорусское землячества; зарегистрировано несколько десятков религиозных конфессий.

Одновременно с этим многие учреждения по организации досуга были закрыты или коммерциализировались. В таких условиях, сложных и неоднозначных, старалась выжить и традиционная культура, ориентируясь на спонсоров в лице коммерческих фирм, промышленных предприятий. В процессе либерализации общественных отношений распадались традиционные социокультурные и административные системы, и вместе с ними рушились складывавшиеся десятилетиями традиции, убеждения, идеологии, образы мира, жизненные стили и формы, трансформировались структуры престижа. Болезненнее всего распад советской культуры сказался на наиболее законопослушной части общества, ориентированной на самореализацию, сопровождающуюся общественным признанием в рамках сложившихся ранее институтов. Однако утрата прежней идентификации предполагает обязательную восстановительную работу, прежде всего в сфере духовной культуры. Для нас уже несомненно, что процесс перехода нельзя рассматривать как строго однонаправленный.

В условиях преобразований современного российского общества трансформируется всё социальное пространство в целом, включая и систему ценностей. Формирование новых систем ценностей происходит под влиянием ряда специфических факторов: географических условий, климатических особенностей, природных ресурсов, способов организации труда в регионе, самобытности уклада хозяйственной деятельности, условий социальной действительности, духовной культуры северян. Уровень жизни северян в новых условиях в определённой мере - результат их собственной инициативы и предприимчивости. Эта деятельность опирается на такие личностные качества, как: творческое мышление, высокая внутренняя культура, способность принимать решения и нести ответственность, готовность к изменениям, инновациям и риску, умение действовать в неопределённой ситуации, в системе гибкой организации, импровизировать. Очевидно, что подобный набор личностных характеристик, предполагающий активность социального субъекта и соответствующую ей деятельность, обусловлен системой ценностей общества и личности. Поэтому нам представляется актуальным исследование ценностных ориентаций личности в зависимости от социокультурных обстоятельств и региональных особенностей, наблюдение и изучение социальной реальности, в том числе социокультурных процессов, влияющих на селекцию, отбор имеющихся ценностей.

Мы считаем, что именно в переходный период происходит становление иных мотивов поведения нашего современника, активное формирование новых социально-культурных потребностей, превращающихся в основу ценностных ориентаций. Внимание к личности, обладающей собственной иерархией ценностей, являющейся носителем культурно-исторического опыта, - важный компонент изучения современной действительности. Идея демократизации российского общества, декларация прав человека в России ставит перед социологической наукой вопрос: что такое человек как самоценность для культурно-исторического развития?

Однозначно ключевым является то, что ядро новой системы ценностей должно интегрироваться в сферу духовной культуры. Высказанное предполагает усиление рефлексии общества по поводу системы ценностей в качестве исходного условия конструктивного общественного развития.

Актуальность исследования и выбор его проблемы определены также степенью научной разработанности концептуальных основ данной проблемы в современной социологии духовной жизни и культуры. Наконец, необходимость разработки теории ценностей признана большинством отечественных философов и социологов.

Степень научной разработанности проблемы.

Современная концепция ценностей складывается ещё со времён античности в виде сократовского триединства - красота, добро, истина, а также в форме "общечеловеческого". Научная разработанность проблемы исследования ценностных ориентаций имеет глубокие корни, как в социологии, так и в других областях гуманитарного знания. Тем не менее, остаётся много неизученных проблем. Остаются открытыми вопросы исследования механизмов формирования ценностных ориентаций личности и социокультурных факторов, влияющих на формирование ценностей.

В числе первых приблизились к проблеме ценностей C.JI. Рубинштейн3 и JI.A. Гордон,4 ещё в 1930-е годы предсказавшие особый потенциальный интерес науки к этому социально-психологическому феномену. Волна научного интереса к проблеме социальных установок личности пришлась на середину 50-х - начало 60-х годов и связана с появлением работ М.Н.

5 6 7

Чхарташвили, A.B. Петровского и Г.А. Фортунатова, В.Н. Мясищева и других. Положительную роль при этом сыграла «дискуссия о мотивации поведения личности»8, прошедшая на страницах журнала «Вопросы психологии». Большое значение имела разработанная Д.Н. Узнадзе «теория установки»9 и исследования школы грузинских психологов в целом. Следует заметить, что в тот период какого-либо чёткого водораздела между психологической и социологической трактовками этого понятия не было, особенно в работах социально-психологической направленности.

Начало современному социологическому анализу ценностной проблематики в отечественной социологической литературе положил В.П. Тугаринов,10 занимавшийся систематической разработкой аксиологических

3 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1973.

4 Гордон Л.А. Потребности и интересы.// Советская педагогика. - 1939. - № 8-9.

5 Вопросы психологии. - 1953. - № 4.

6 Вопросы психологии. - 1956. - № 4.

7 Мясищев В.Н. Личность и отношения человека.// Проблемы личности: Материалы симпозиума. - М., 1969; Мясигцев В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека.// Психологическая наука в СССР. - М., 1960. Т. 1.

8 Михайлов H.H. Потребности личности: проблемы формирования. - Челябинск, 1981.

Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. - Тбилиси, 1961.

10 Тугаринов В.П. О ценностях жизни и кулыуры. - Л., 1960. проблем. Несомненный интерес представляют вышедшие в период 60-70-х гг. работы М.Ф. Ненашева, В.Г. Афанасьева, B.C. Маркова,11 H.H. Михайлова,12 Н.И. Мехонцева,13 исследовавших ценности в их соотношении с интересами, разумными потребностями, в континууме морали,14 нравственности и воспитания личности. В рамках ценностной проблематики этими учёными изучалось взаимодействие объективного и субъективного, материального и духовного; помимо перечисленного их заслугой явилось то, что именно их конкретно-социологические исследования дали значительный импульс и послужили основой для активной разработки категории ценностей.

Разработке метода и понятийного аппарата аксиологии как самостоятельной дисциплины отведено большое место в трудах В.А. Блюмкина, В.А. Василенко, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, Р.Г. Кетхудова, Л.Н. Когана, Н.И. Лапина, Л.Н. Столовича, других. Главными результатами их работ стали формулировки ряда дефиниций ценностей, осуществление онтологического, гносеологического и социологического анализов понятия. Н.И. Лапин - крупный теоретик в области аксиологии, а также методики исследования ценностных ориентации и других аспектов изучения ценностей.

Региональные проблемы образа жизни, соотносимого с ценностными ориентациями, исследованы в работах H.A. Аитова,15 А.Г. Каххарова,16 A.B.

17 18

Попова, А.Н. Чилингарова, Л.В. Акимовой, Е.М. Кокорева, Ю.Н. Гладкого и А.И. Чистобаева,19 У.А. Винокуровой,20 Громовой Н.З.,21 других.

11 Афанасьев В.Г., Марков B.C., Ненашев М.Ф. Источники действенности марксистско-ленинской идеологии. - М, 1979.

12 Михайлов H.H. О потребностях человека, их возвышении и формировании. - М., 1981.

13 Мехонцев Н.И., Михайлов H.H. Лекция в оценке слушателей: Опыт конкретно-социологического исследования. - М., 1973.

14 Михайлов Н.К. Морал и ценности. - София, 1994.

15 Аитов H.A. Социальное развитие регионов. - М., 1985.

16 Каххаров А.Г. Социология регионов. Приоритеты экосоциального развития. - М., 1996.

17 Попов A.B. Управление регионами. - Ростов н / Д., 2001.

18 Человек в северном измерении: Опыт социологического исследования.// Авт. Кол.: Л.В. Акимова и др.; отв. ред. Е.М. Кокорев. - Магадан, 1991; Чилингаров А.Н., Кокорев Е.М. Нужен ли России Север? -М., 1995.

19 Гладкий Ю.Н., Чистобаева А.И. Основы региональной политики. - С-Пб., 1998.

20 Винокурова У.А., Лапина З.Г., Шилин К.И. Жизнь - творенье человека - М., 1995.

Существенен вклад в теорию ценностей учёных-психологов: J1.C. Выготского22, C.J1. Рубинштейна23, А.Н. Леонтьева24, A.M. Руткевича,25 П.С. Гуревича26. Ценностную проблематику затрагивают такие зарубежные психологи, как А. Маслоу27, К. Юнг28, М. Коул29, Г. Олпорт30, другие.

В зарубежной аксиологии наиболее значительные исследования представлены в работах М. Вебера, Э. Дюркгейма, Ф. Адлера, Ф. Знанецкого, М. Рокича, У. Томаса, В. Франкла. Наиболее часто в исследованиях используется методика Милтона Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса социальных установок, «аттитюдов», соответствующих традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.31

В нашей стране незадолго до выхода в свет основных монографий М. Рокича по проблеме ценностей была создана исследовательская группа по изучению ценностных ориентации. Методика Рокича уже в 70-е годы была адаптирована В.А. Ядовым, А. Гоштаутасом и A.A. Семёновым в ИСЭП АН СССР. В процессе адаптации список терминальных ценностей был существенно изменён - по культурным и отчасти по политическим причинам. Получила известность «диспозиционная концепция» В.А. Ядова, в которой вычленяются различные уровни социальных установок, находящихся в соподчинении. В теории диспозиционной регуляции поведения личности32 понятие «ценностных ориентации» заняло одно из центральных мест.

21 Громова Н.З. Принцип региональное™ в образовательных программах подготовки кадров Северо-Востока.// Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения. - Магадан, 1998.

22 Выготский Л.С. Психология. - М., 2000.

23 Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. - М., 1997.

24 Леонтьев А.Н. Эволюция психики. - Воронеж, 1999.

25 Руткевич A.M. Психоанализ и современная философская культура. - М., 1997.

26 Гуревич П.С. Психология. - М., 1999.

27 Маслоу А.Г. Мотивация и личность. - СПб., 2001.

28 Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. - М., 1996.

29 Коул М. Культурно-историческая психология. - М., 1997.

30 Олпорт Г. Личность в психологии. - М.; СП6.Ю 1998.

31 Рокич М. Методика «Ценностные ориентации.// Кордуэлл М. Психология. А-Я. - М., 1999.

32 Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальнй психологии. - М., 1996.

В 80-х годах наблюдается повышение интереса исследователей к

33 ценностной проблематике. Появляются новые работы А.Г. Здравомыслова , B.C. Вакирова34, других. Тем не менее, остаётся ещё ряд "белых пятен". Это: проблемы дальнейшей разработки "гнезда" ценностных категорий, классификации ценностей, специфики ценностного отношения, исследование механизмов усвоения и закрепления в сознании ценностей, продуцирования новых ценностей, формирование ценностного отношения и управление этим процессом.

Значительные достижения в разработке этой проблемы принадлежат Н.И. Лапину. Учёному с группой разработчиков удалось успешно решить сложную задачу обоснования совокупности базовых ценностей, характерных для ценностного сознания в кризисно-реформируемом обществе.35

36

Разработанные Н.И. Лапиным методики «парных сравнений» и «незаконченных высказываний»,37 фиксирующие реальные, а не декларируемые ценности, были сразу включены в актив современного поколения исследователей.

90-е годы примечательны появлением ряда коллективных работ по ценностной проблематике с участием таких учёных, как: А.Г. Эфендиев, B.C.

38

Коробейников . Актуально для этого периода проведение сравнительного анализа ценностных ориентаций различных групп населения России и США, в частности, в исследованиях К. Касьяновой,39 С. Кокошвили.40

Среди работ американских учёных 1990-х гг. необходимо отметить новаторство исследований Э.Р. Хохшильда в изучении преобладающих ценностных ориентаций в структуре личности. Учёный использовал приём

33 Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. - М., 1986.

34 Вакиров B.C. Ценностное сознание и активизация человеческого фактора. - Харьков, 1988

35 Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. - М., 1996.

36 Там же.

37 Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского обществаю// Социологические исследования. - 1997. - № 3.

38 Ценности массового сознания СССР и США / Под ред. B.C. Коробейникова. - М., 1990.

39 Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1996.

40 Кокошвили С.М. Кросс-культурное исследование ценностных ориентаций студентов Северо-Востока России и Севера США. - М., 1996. комбинирования методов: простого и включённого наблюдения, анализа документов и глубинного интервью. Л. Хвелл и Д. Зигаер развивали стратегию исследования ценностных ориентации. Они обосновали вывод о том, что «именно приём комбинирования методов в исследовании позволяет

41 повысить надежность полученных результатов» .

В настоящее время ценности исследуются в социальных науках при помощи метода опроса. При этом, как правило, удаётся выявить инструментальные ценности. К. Касьянова предприняла попытку зафиксировать ценности-цели путём моделирования силовых полей терминальных ценностей.

Проблема.

В сознании современного человека социальные установки всё чаще разделяются на желаемые (или декларируемые) и реально достижимые как объекты разных человеческих устремлений. У части людей происходит изменение структуры потребностей в сторону большей значимости материальных ценностей и ослабления значения духовных потребностей. Этот процесс в огромной степени определяется сегодняшними социально-экономическими условиями, заметно оттесняющими реализацию духовных потребностей.

Сама же проблемная ситуация видится в следующем: возникло противоречие между знанием о культурных потребностях людей и их определённой практической деятельностью, а также незнание путей разрешения этой проблемы в пределах имеющегося знания.

В современном российском обществе получила широкое распространение идея аксиологического плюрализма, повлёкшая произвольное увековечение всевозможных систем "ценностей", в том числе взаимоисключающих и носящих случайный характер. Неизбежно возникает проблема ценностей в предельно широком значении. Игнорирование

41 Хвелл Л., Зигаер Д.Теории личности: основные положения, исследования и применение.-СПб., 1997.-С.521 общественных противоречий, либерализация общественных отношений без учёта культурно-исторических особенностей российского менталитета, как, впрочем, и преувеличение роли культурно-ценностных механизмов в регуляции человеческой деятельности также могут поставить нас перед проблемой абстрагирования декларируемых культурных ценностей от реальных ценностей духовной культуры. При этом у нас не вызывает сомнения существование ценностей, реально детерминирующих поведение личности. С этой позиции одной из проблем данного исследования выступает изучение возможностей регулятивных механизмов ценностных ориентаций.

Объектом исследования являются северяне - общность людей, чья жизнедеятельность связана с проживанием на Крайнем Северо-Востоке России.

Предметом исследования являются ценностные ориентации северян, актуализирующиеся и изменяющиеся в настоящее время.

Цель исследования.

Цель общественного развития в "промежуточной фазе"42 - культурная легитимизация социальных действий на основе выявления ценностей, регулирование социальных процессов и социальный контроль с ориентацией на конкретные ценности; выявление в сфере духовной культуры факторов, способных ослабить или устранить негативные тенденции общественного развития и усилить конструктивные. Цель современной аксиологии - выявить ценностные ориентации личности в сфере духовной культуры, способные служить регуляторами социальных отношений.

Целью диссертационного исследования является определение основных тенденций формирования ценностных ориентаций северян в условиях либерализации общественных отношений. Достижение поставленной цели потребует решения ряда задач.

Задачи исследования:

42 Парсонс Т. Эволюционная доктрина// Седов Л.А. Парсонс Толкотг. - М., 1992. - С. 259.

1. Провести анализ зарубежных и отечественных подходов к изучению ценностей для определения генезиса и сущности понятий "ценности" и "ценностные ориентации".

2. Провести социологическое исследование ценностных ориентаций жителей Крайнего Севера.

3. Выявить факторы, определяющие региональную специфику формирования ценностных ориентаций личности.

4. Выявить детерминанты ценностных ориентаций в системе мотивов повседневной деятельности северян на основе сравнительного анализа статистических данных разных периодов времени.

5. Определить к окончанию исследования изменения в направленности ценностных ориентаций наших современников, проживающих на Крайнем Северо-Востоке России.

Теоретико-методологической основой исследования являются основные положения аксиологии, социальной психологии, социологических теорий переходных состояний общества и территориальных социумов; принципы сравнительно-эволюционного анализа.

Основные методы исследования: метод анализа научной литературы, региональный подход, сравнительно-эволюционный метод, анкетный опрос, элементы метода ММР1, метод шкальных оценок, метод тенденций.

Эмпирической базой диссертации является социологическое исследование ценностных ориентаций жителей шести городов и двадцати двух посёлков Северо-Восточного региона, проводившееся с помощью метода опроса (анкетирования) в период с 2000 по 2002 гг.

Научная новизна диссертационного исследования прежде всего обусловлена тем, что идея взаимосвязи либерализации общественных отношений с изменением российской ментальности комплексно до сих пор не изучалась. Кроме того, представленная диссертация является одной из первых социологических работ, которая исследует региональные особенности формирования ценностных ориентации личности в период реформирования. В качестве полученных результатов особо выделим то, что 1. на основе сравнительного анализа итогов регионального исследования в разные периоды времени определяются следующие основные тенденции развития ценностных ориентации северян:

Базовые ценности населения Северо-Востока России в большинстве случаев совпадают с базовыми ценностями россиян в целом. Триаду «правопорядок - общение - семья» можно рассматривать в качестве универсального терминально-интегрирующего ядра базовых ценностей как всего ценностного пространства россиян,43 так и населения Крайнего Северо-Востока России.

Основными источниками культурных заимствований северян являются центральные районы России, возможно, страны СНГ. Были выявлены, в частности, ориентации коренного населения на модели деятельности мигрантов из ЦРР и СНГ, направленные на улучшение материального положения, преуспевание, другие конструктивные характеристики образа жизни; ориентации северян на образцы культурного личностного развития, привнесённые прежде всего представителями интеллигенции Центральной России (в 23,3 % случаев).

На уровне северной ментальности можно выделить ценностное ядро: «следование традициям - взаимовыручка - образованность - правопорядок -доминирование».44 Можно предположить, что сюда примыкает высокий интерес северян к политике, служащий «интегрирующим резервом ядра»,45 его высокий (на момент опроса) уровень можно интерпретировать как «эффект маятника»46 под временным воздействием социально-психологической напряжённости (или стихийной турбуленции).

43 Лапин Н.И. Динамика ценностей реформируемой России. - М., 1996. - С. 70.

44 Личностный статус в нашей культуре: [ Из содерж.: Доминирование как ориентация на какую-либо систему духовных ценностей.]// Касьянова К. О русском национальном характере. - М., 1994. - С. 330.

43 Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. - М., 1996. - С. 70.

46 Там же.

Ценности, провозглашённые в современном российском обществе (независимость, равенство возможностей, свобода от ограничений, собственность, религиозность, другое), точнее, их декларативные формы, усваиваются северянами только в той мере, в какой они могут быть востребованы в процессе становления либерально-демократических отношений.

Одновременно с этим, процесс либерализации общественных отношений активизировал глубинные пласты российской культуры, сохранившие ментальные основания для становления этих ценностей (см. параграф 3 главы 1, параграф 3 главы 2).

Труд, являясь одной из важнейших сфер самореализации личности, представляет «существеннейшее содержание жизни людей».47 Значительная часть северян в современных объективных условиях превращается в наёмных рабочих, у которых способность к труду - их единственная собственность. Поэтому она «могут жить, удовлетворять свои жизненные потребности только при условии продажи своей рабочей силы, то есть отчуждения своего труда».48 Следовательно, в итоге они вынуждены отчуждать содержание своей собственной жизни. Неадекватная оплата труда значительной части населения Крайнего Севера наращивает настроения социально-психологической напряжённости, что, в свою очередь, заметно влияет на всю структуру ценностных ориентаций. Стабильное конструктивное развитие общества возможно в случае, когда трудовая деятельность становится ведущей основой для самоутверждения личности.

6. Исследование терминальных ценностей северян позволило выявить стабилизирующее влияние централизованного руководства на северные регионы через социальные институты правопорядка и высшего образования.

7. Концепция личностного развития в континууме либерализации общественных отношений и ментальности включила в себя приоритетные ценностные ориентации на семью, общение, правопорядок, благополучие, безопасность жизни, работу, образование, взаимовыручку, инициативность, свободу. В концепции учтены возможности их конструктивного формирования и средства их реализации.

8. В процессе моделирования силовых полей терминальных ценностей (методом MMPI) на шкале «Общение» были зафиксированы высокие показатели, значительно превышающие общероссийские и средние американские.49 При этом значения по «общению» оказались особенно велики в тех районах Крайнего Севера, где имели место экстремальные ситуации.50 По мнению автора, значительное расхождение известных средних показателей с «северными» может сигнализировать о появлении в процессе социального общения фрустрационного компонента, непосредственно связанного с ростом неблагополучия. Автор подкрепляет этот тезис ссылкой на разработанную Т. парсонсом модель анализа конкретных социологических проблем посредством «двухэкстремальных переменных», одна из которых относится к «типу общения, задаваемому ценностными стандартами определённой культуры».51

Практическая значимость работы заключается в следующем: во-первых, результаты и выводы, полученные в ходе исследования, могут быть использованы при дальнейшей разработке ценностной проблематики на региональном уровне; во-вторых, материалы диссертационного исследования могут быть включены в учебные программы и спецкурсы для преподавания общественных наук; в-третьих, полученные результаты могут быть использованы в кросс-культурных исследованиях, а также в прогностических целях.

Положения, выносимые на защиту;

48 Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - Т. 12. - С. 709.

49 См. приложение 3 диссертации.

50 См. приложение 2 диссертации, таблица № 16.05.

51 Parsons Т. Essays in sociologial theory. Glencoe, 1964. - С. 421 -439; Касьянова К. О русском национальнгм характере. - М„ 1994. - С. 249.

1. Концепция ценностных ориентации личности может быть использована в качестве инструмента познания трансформирующегося общества. Изучение реальной действительности через систему ценностных ориентаций личности является весьма эвристичным подходом, так как позволяет выявить не только актуальные и конструктивные ценностно-нормативные ориентации, но и выйти на анализ прикладных функциональных аспектов темы и получить в результате приращение научного знания.

2. Актуальные для значительной части северян ценностные ориентации констатируют их высокую потребность в государственном патернализме, в частности, на Крайнем Севере - в централизованном управлении.

3. Процесс либерализации общественных отношений оказывает заметное влияние на массовое сознание россиян. Изменение форм собственности, становление либерально-демократических институтов обусловливает сдвиги в системе ценностных ориентаций населения, развиваются частные инициативы, формируется идеологический плюрализм. Значительная часть северян принимает базовые либерально-демократические ценности. Однако провозглашённые ценности ещё не стали реальным инструментом решения социальных проблем населения.

4. Терминальные ценности коренного населения Северо-Востока формируются в значительной мере под влиянием носителей культуры из центральных районов России и СНГ. Либерально-демократические ценности стран Северо-Атлантического региона усваиваются большинством северян лишь в той мере, в какой это необходимо для конструктивного социально-культурного диалога.

5. Система основополагающих и специфических факторов формирования ценностных ориентаций личности, проживающей в Северо-Восточном регионе, включает:

- продолжающийся процесс либерализации общественных отношений,

18

- северную ментальность, являющуюся результирующей влияния систем ценностей населения Центральной России, стран СНГ, стран СевероАтлантического региона, культурно-самобытного опыта коренных малочисленных народностей Севера;

- своеобразие природно-климатических особенностей Крайнего Севера.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре социологии и политологии Северного международного университета и рекомендована к защите.

Проблематика и структура исследования были представлены и обсуждены на семинаре ИППК при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Основные положения диссертации отражены: в докладах на 8 научно-практических конференциях аспирантов и преподавателей Северного международного университета, 1 Международной научно-практической конференции исследователей Северо-Востока России и штата Аляска США "От патернализма к партнёрству". По теме работы опубликовано 12 научных статей. Результаты работы использовались автором при разработке лекционного курса "Социология духовной жизни".

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав -теоретической и практической, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социология культуры, духовной жизни», 22.00.06 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социология культуры, духовной жизни», Зыкова, Наталья Николаевна

Выводы.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что исследование явилось достаточно актуальным и новым. Информацию, полученную в ходе исследования можно использовать в практике дальнейших разработок ценностной проблематики.

В условиях социально-экономической нестабильности человек познаётся через его отношение к ценностям духовной культуры. Каждый человеческий акт предстаёт осмысленным лишь при его соотнесении с ценностями. Установки и ценности служат мотивами поведения людей. Выявленные ценности выступают как установки конкретного исторического периода, как характерное для переживаемой эпохи направление интереса, в частности, как система феноменов, борющихся против деструктивных сил.

Базовые ценности россиян выполняют важную социальную функцию по отношению к сфере духовной жизни северян - они служат источником культурной информации, духовной питательной средой. Северная ментальность служит хранилищем гуманитарных человеческих ценностей, она не является чем-то неизменным - это развивающийся феномен, ведущий постоянный мониторинг ценностей.

Система ценностных ориентаций личности до некоторой степени регламентирует её экономическое поведение. Степень регламентации находится в прямой зависимости от степени удовлетворённости материальных проблем личности.

Так или иначе, исследование ценностных ориентаций эмпирически вышло на изучение индивидов ценностно-рационального типа, более характерного для российского менталитета, чем для тенденций развития западной цивилизации. При этом достаточно очевидно, что среди носителей российского менталитета именно у жителей Крайнего Севера наиболее ярко выражена ценностно-рациональная ориентация действий. По мнению автора, она будет сохраняться и впредь в опросах северян, при условии, что в выборку будет попадать достаточное количество носителей российских этнических культур (независимо от генетического происхождения этих носителей).

Либерально демократические ценности заметно потеснили ценности духовной культуры. Однако социально-экономические трансформации не затрагивают ценностных ориентации определённых слоёв населения. Как правило, этих индивидов отличает наличие устойчивых принципов, ценностей в сфере духовной культуры.

Сравнивая региональные и общероссийские показатели по одним и тем же переменным, мы можем отметить как общее, так и регионально особенное в культурном самопроявлении северян. Расхождение средних показателей показывает устойчивость региональных архетипов.

К сожалению не всё, что можно отнести сегодня к регионально особенному, носит конструктивный характер. Система северной ментальности в период стабильного развития, как правило, толерантна, открыта для культурных заимствований. Но при жёстком давлении она становится более требовательна при ценностном отборе, иногда агрессивна при защите своих жизненно важных ценностей.

Общество можно трансформировать, но не насильственным внедрением каких-либо образцов и систем ценностей. Более эффективным будет в Северном регионе приведение духовной жизни в соответствие с собственными регионально особенными ценностями, которые традиционно одобряются большинством народонаселения. Хотя это путь наиболее сложный и длительный.

Путь простого заимствования привнесённых ценностей в принципе также возможен, но в ограниченных пределах. Процесс принятия некоей системы декларируемых ценностей на конкретной территории в период либерализации общественных отношений не является только процессом усвоения культурной информации. Это почти постоянно сложный процесс культурно-ценностной рефлексии (осознанная необходимость «выжить в современных условиях, не теряя собственного достоинства»). В ходе либерализации общественных отношений происходит интеграция лишь отдельных ценностных ориентаций в относительно целостное мировоззрение индивидов, уже обладающее собственной иерархической структурой

В переживаемый период отмечается слабое освоение северянами сферы самовыражения через творчество, что, тем не менее, не означает стагнации, духовной энтропии. Дело в том, что идёт интенсивное освоение предыдущей ступени (согласно А. Маслоу), связанной с самовыражением личности в профессионально-трудовой деятельности, характеризующейся заметными подвижками мотивационных оснований. Эти изменения связаны с появлением новых профессий (программист, менеджер, социальный работник, аудитор, банкир, диллер, др.) и отчуждением, или трансформацией традиционных профессий, с изменениями в системе оплаты труда, сменой иерархии престижности профессий, формированием образов профессионалов в СМИ. Безусловно, оказал влияние сознательный переход государства от крупного производства к среднему и мелкому, переход от промышленного производства к производству информации и услуг. В свою очередь, социальное производство зачастую может являться средством саморазвития личности.

В реальной жизни действия человека являются результирующей не одной, а нескольких потребностей. Одновременно с этим действуют не один, а несколько факторов. Результаты воздействия реальных обстоятельств не тождественны тому, что несёт в себе человек на каждом данном этапе общественного развития. Процесс формирования личности и её ценностных предпочтений несводим к влиянию только общественных отношений конкретной социально-экономической формации и не является единственным, самодостаточным и самодовлеющим. Следовательно, процесс либерализации общественных отношений не может быть единственным детерминантом человеческой деятельности. Он, в частности, опосредуется влиянием процессов становления личности северянина как трансисторического субъекта.

Вероятно, в период либерализации общественных отношений ценностные ориентации личности в сфере духовной культуры - это не просто сопутствующая и не всегда вспомогательная пристройка к экономике и политике. Это обобщённые представления индивидов о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры, жизни (даже выживания) отдельного региона, возможно и всего общества.

Рекомендации.

С нашей точки зрения, окажется плодотворной дальнейшая научная разработка ценностной проблематики и возможной реализации актуальных ценностей через соответствующие механизмы и институты в зависимости от социокультурных обстоятельств и региональных особенностей. Дополнительным импульсом к этой работе является нарастающая динамика социокультурных процессов.

Однозначно ключевым является то, что ядро современной системы ценностей должно находиться в культурном континууме человеческого развития. Следовательно, необходимо усиление рефлексии общества по поводу системы ценностей духовной культуры в качестве исходного условия конструктивного социального развития. !

Деятельность административно-хозяйственных руководителей по совершенствованию локальных социальных отношений должна базироваться на социальном анализе. Однако до настоящего времени региональная политика в лучшем случае основывается лишь на опытном знании социальных процессов региона.

172

Заключение.

В заключении подводятся итоги исследования, рассматриваются основные особенности ценностных ориентаций северян в процессе

17 Бородин П.П., Осипов Г.В. Что надо сделать, чтобы гигантский потенциал России заработал на россиян. -М, 2001.-С. 36.

18 Култыгин В.П.Парадигмы социологической теории. Преобладающие тенденции.// Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. - М., 2000. - С. 9-13. либерализации общественных отношений, намечаются перспективы дальнейшего рассмотрения проблемы.

В данной работе была предпринята попытка концептуального обоснования приоритетности ценностей духовной культуры, выявления приоритетных ценностей северян в континууме либерализации и ментальности, а также рассмотрены различные подходы к дефиниции ценностных феноменов, исследованию социальных установок и прогонозированию будущих состояний на основе анализа прошлого и настоящего изучаемого феномена.

Основной частью диссертации является социологическое исследование по проблеме ценностной динамики северян в континууме западного либерализма и ментальности российского Севера. Возвращаясь к основным гипотезам, следует отметить, что подтвердились гипотезы:

Гипотеза 1. Терминальные ценности населения Северо-Востока России не имеют существенных различий с базовыми ценностями россиян.

На проверку данной гипотезы были нацелены вопросы № 16, 17, 19, 23, а также сопоставление ответов на них с результатами исследования Н. И. Лапина: Таблица №11.

Ценности (очень ценно) ЦР России Северо-Восток

1 Семья 69,3 68

2 Общение 73,9 77

3 Правопорядок 65 65

4 Благополучие 47 67

5 Безопасность жизни 41 64

6 Инициативность 36 66

7 Работа 50 49

8 Самопожертвование 37 43

9 Авторитет 55 53

10 Нравственность 46 61 и Традиционность 40 61

12 Свобода 46 53

13 Независимость 45 56

14 Равенство 57 59

Анализ ответов респондентов показывает, что в большинстве случаев базовые ценности северян и россиян в целом совпадают. Общение и семья неотчуждаемые, тесно связанные между собой ценности. Вероятно, высокий рейтинг инструментальной законности («правопорядок» - вопрос 17) несёт отблеск этих терминальных ценностей (стремление к упорядоченности по ММР1, безусловно, - терминальная ценность). Следовательно, триада «правопорядок - общение - семья» в целом можно рассматривать как универсальное терминально-интегрирующее ядро базовых ценностей как всего ценностного пространства россиян19, так и населения Крайнего Северо-Востока России. Ценность «благополучие» повысила свой статус, так как прямо ассоциируется с благополучием семьи, материальным благополучием, безопасностью жизни и социальной защищённостью.

Это ядро имеет интегрирующий резерв в виде группы терминальных ценностей, провозглашённых в современном российском обществе: свобода, независимость, равенство возможностей, свобода от ограничений, инициативность.

Анализ приведённых данных показывает, что гипотеза подтверждена полностью.

19 Лапин Н. И. Динамика ценностей реформируемой России.

М., 1996.

С. 70.

Гипотеза 2. Ценности духовной культуры превалируют в системе ценностей северян над материальными, потребительскими ценностями в большей мере, чем в системах ценностей жителей ЦРР.

Для проверки данной гипотезы необходимо рассмотреть ответы респондентов на вопросы №3,6, 7, 8.

Вопрос 3: Что для Вас является наиболее важным при выборе работы?

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Зыкова, Наталья Николаевна, 2003 год

1. Агошкова Е.Б., Ахлибинский Е.В. Эволюция понятия система.// Вопросы философии. - 1998. - № 7.

2. Аитов H.A. Социальное развитие регионов. М., 1985.

3. Альбуханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. СПб., 2001.

4. Ануфриев Е. А., Лесная Л. В. Российский менталитет как социально-политический и духовный феномен.// Социально-политический журнал. -1997.-№№3-6.

5. Артюхов A.B. Социальная ситуация на российском Севере.// Социологические исследования. 1999. - №4. - С.29-37.

6. Афанасьев В.Г., Марков B.C., Ненашев М.Ф. Источники действенности марксистско-ленинской идеологии. -М., 1979.

7. Ахиезер A.C. Россия: Критика исторического опыта. В Зт. М., 1991.

8. Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999.

9. Базилевич О., Ведерникова Л. определить приоритеты.// Библиотека. -1995.-№2.

10. П.Башкирова Е.И. Трансформация ценностей российского общества.// Полис. 2000. - №6.

11. Беневольский Б., Вартанян С., Кривцов А. Перспективы использования и развития минерально-сырьевой базы золота Российской Федерации в начале 21 века.// Недра России: Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2000. -№1.-С. 20-21.

12. Бенуа. А. де. Хайек: закон джунглей.// Элементы: Евразийское обозрение. -1994.-№ 5.

13. Бестужев-Лада И. Социальное прогнозирование.// Социология в России. -М., 1998.

14. Бойко В.Ю. Типология ценностных позиций и состояние кризисного сознания.// Ценности социальных групп и кризис общества. М., 1991.

15. Бойко В.И. Ценности и технологии устойчивого социального развития. -Новосибирск, 1994.

16. Бородин П.П., Осипов Г.В. Что надо сделать, чтобы гигантский потенциал России заработал на россиян. М., 2001.

17. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

18. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

19. Винокурова У.А. Экологичный рационализм экософии северян.// Винокурова У.А, Лапина З.Г., Шилин К.И. Жизнь - творенье человека. -М., 1995.

20. Выготский Л.С. Психология. -М., 2000.

21. Гаврилюк В.В., Трикоз H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации.// Социологические исследования. 2002. - №1.

22. Гидденс Э. Культурные универсалии.// Гидденс Э. Социология. М., 1999.

23. Гладкий Ю. Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. СПб., 1998.

24. Гольденберг И.А. Хозяйственно-социальная иерархия в России до и после перестройки.// Социологические исследования. 1995. - №4.

25. Горяинов В.П. Групповая солидарность и ценностные ориентации.// Социологические исследования. 1997. - №3.

26. Громов И., Мацкевич А., Семёнов В. Западная теоретическая социология. СПб., 1996.

27. Громова Н.З. Принцип региональности в образовательных программах подготовки кадров Северо-Востока.// Северо-Восток России: проблемы экономики и народонаселения. Магадан, 1998.

28. Гуревич П.С. Психология. М., 1999.

29. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

30. Гусейнова JI.A. Ценностные ориентации: гедерный аспект.// Социологические исследования. 1999. - №5.

31. Дискин И.Е. Социокультурный базис перестройки. М., 1992.

32. Дробижева JIM. Этническое и историческое самосознание народов СССР на рубеже последнего десятилетия XX в.// Духовная культура и этническое самосознание. Вып.2. М., 1991.

33. Дряхлов Н.И., Давыденко В.П. Социокультурные ценности россиян: вчера, сегодня, завтра.// Социологические исследования. 1997. - №7.

34. Дугин А. Демократия и либерализм.// Элементы: Евразийское обозрение. 1994. - № 5.

35. Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.

36. Дюркгейм Э. Ценности и «реальные» суждения.// Социологические исследования. 1991. - № 2.

37. Забродский Ю.Н. Через рынок к общечеловеческим ценностям.// Международная жизнь. - 1992. - №2.

38. Зарубина H.H. Самобытный вариант модернизации.// Социологические исследования. 1995. - №3.

39. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности. М., 1986.

40. Здравомыслов. Социология российского кризиса. М., 1999.

41. Зубов А. Град земной или град небесный. Цели и ценности современного российского общества.// Знание сила. - 1995. - №1.

42. Иванов В.Г. Ценностные установки молодёжи. Что их определяет?// Человек и труд. 1995. - №7.

43. Ильин И. А. Русская идея. М., 1992.

44. Иное: Хрестоматия нового российского самосознания. В 3 т. М., 1995.

45. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

46. История ментальностей. Историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах. М., 1996.

47. История социологии в Западной Европе и США./ Отв. ред. Г.В. Осипов. -М., 2001.

48. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.

49. Капитонов Э.А. Социология XX века. История и технологии. Ростов-на-Дону. - 1996.

50. Капица С.П., Малинецкий Г.Г., Курдюмов С.П. Синергетика и прогнозы будущего. -М., 1997.

51. Капустин Б.Г. Начало русского либерализма как проблема политической философии.// Полис. 1994. - № 5.

52. Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.

53. Каххаров А.Г. Социология регионов. Приоритеты экосоциального развития. М., 1996.

54. Качановский И. Будущее либеральной демократии в России.// Общественные науки и современность. 1995. - № 2.

55. Кинг Г., Барноу Дж., Баньковская С.П. Личностные ценности русскоязычных менеджеров в Латвии.// Социологические исследования. -1995.-№12.

56. Классификация методов исследования К. М. Тахтаревым.// Социология в России.-М., 1998.

57. Климова С.Г. Изменение ценностных оснований идентификации.// Социологические исследования. 1995. - №1.

58. Ключевский В. О. Сочинения в 9 т. М., 1987. Т.1.

59. Козлова Н. Социология повседневности: переоценка ценностей.// Общественные науки и современность. 1992. - №3.

60. Колёсин И.Д. Подходы к изучению социокультурных процессов.// Социологические исследования. 1999. - №1.

61. Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984.

62. Кон И.С. Социологическая психология. Воронеж, 1999.

63. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Социология перехода к рынку в России. М., 1998.

64. Косова Л.Б. Динамика ценностных ориентаций: анализ результатов эмпирического исследования.// Социологические исследования. 1994. - №2.

65. Котилко В. В. Стратегия развития золото-платиновой промышленности в 21 веке (этапы, методы и сценарии развития). Красноярск, 2002.

66. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997.

67. Краева О.Л. Воронин Г.Л. Типология ценностно-нормативных ориентаций.// Социологический журнал. 1995. - №3.

68. Крылова Н.Б. Культурология образования. М., 2000.

69. Куда идёт Россия. Общее и особенное в современном развитии./ Т.И. Заславская. М., 1997.

70. Кузнецов И.Ю. Территориальные аспекты самоопределения жителей Северо-Востока России.// Северо-Восток России: прошлое, настоящее, будущее. Магадан, 1999.

71. Кузнецов Н.С. Человек: Потребности и ценности. Свердловск, 1992.

72. Кузнецова СЛ. Методологические основания исследования региональных аспектов жизненного и профессионнального пути.// Идеи, гипотезы, поиск. Вып. №5. Магадан, 1998.

73. Кукушкина Е. И. Русская социология 19 начала 20 века. - М., 1993.

74. Култыгин В.П. Парадигмы социологической теории. Преобладающие тенденции.// Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. М., 2000.

75. Лапин Н.И. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996.

76. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян.// Социологические исследования. 1996. - №5.

77. Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в кризисной России.// Социологические исследования. 1993. - №9.

78. Лапин Н.И. Социокультурный подход и социетально-функциональные структуры.// Социологические исследования. 2000. - №7.

79. Лапин Н.И. Тяжкие годы России (перелом истории, кризис, ценности, перспективы).// Мир России. 1992. - №7.

80. Лапин Н.И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества.// Социологические исследования 1997. - №3.

81. Лапин Н.И. Ценности как компоненты социального развития современной России // Социологические исследования. 1994. - №5.

82. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г. Динамика ценностей населения в реформируемой России. М., 1996.

83. Леонова О. Г. Национальные основы формирования новой социально-экономической системы России. М., 2001.

84. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. Воронеж, 1999.

85. Леонтьев Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. - №4.

86. Локосов В.В. Стабильность общества и система предельно-критических показателей его развития.// Социологические исследования. 1998. - № 4.

87. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я: Словарь-справочник: Пер. с англ. М., 2000.

88. Луман Н. Понятие общества.// Проблемы теоретической социологии. -СПб., 1994.

89. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта.// Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т.8.

90. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб., 1997.

91. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1998.

92. Менталитет и анрарное развитие России (19-20 вв.). -М., 1994.

93. Мехонцев Н.И., Михайлов Н.Н., Ненашев М.Ф. Лекция в оценке слушателей: Опыт конкретно-социологического исследования. М., 1973.

94. Минц Г.И. Человек в расцвете лет: Ценностные ориентации. Рига, 1989.

95. Михайлов Н.Н. Факторы и механизм формированрия разумных потребностей. Неразумные потребности и пути их нейтрализации.//

96. Михайлов H.H. Потребности личности: проблемы формирования. -Челябинск. 1981.

97. Навасардов С.М. Демографическая ситуация и социальные последствия экономических реформ в Магаданской области.// Социологические исследования 1994. - №7.

98. Ненашев М.Ф. Индивидуальная воспитательная работа: Проблемы, практика, опыт. Челябинск, 1975.

99. Ненашев М.Ф. Эффективность идейно-воспитательной работы. Некоторые проблемы и пути решения. М., 1974.

100. Никандров Н.Д. Россия: ценности общества на рубеже 21 века. М., 1997.

101. Новый курс России: предпосылки и ориентиры./ Под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1996.

102. Олпорт Г. Личность в психологии. М., СПб., 1998.

103. Основы социологии./ Под ред. А.Г. Эфендиева.- М., 1994.

104. Панфилова Т. Идёт ли Россия к открытому обществу?// Общественные науки и современность. 1995. - №2.

105. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

106. Перов Г.О. Депрессивный российский регион: тенденции развития и управление социально-экономическими изменениями: Автореферат докт. дис. Ростов н / Д., 2002.

107. Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. М., 1998.

108. Попов A.B. Управление регионами. Ростов н / Д., 2001.

109. Пригожин А.И. Перестройка: переходные процессы и механизмы. М., 1990.

110. Регионоведение / Т.Г. Морозова. М., 1999.

111. Ш.Рокич М. Методика «Ценностные ориентации».// Кордуэлл М. Психология: Справочник. -М., 1999.

112. Российская социологическая энциклопедия./ Под ред. Г.В. Осипова. М., 1998.

113. Россия в зеркале реформ: Хрестоматия по социологии современного российского общества. М., 1995.

114. Россия на рубеже веков. М.: РНИСиНП, РОССПЭН, 2000.

115. Россия: национальная стратегия и социальные приоритеты./ Под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1997.

116. Россия: новый этап неолиберальных реформ./ Под ред. Г.В. Осипова, В.К. Левашова, В.В. Локосова. М., 1997.

117. Россия у критической черты: Возрождение или катастрофа./ Г.В. Осипов. -М., 1997.

118. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. М., 1997.

119. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Россия между прошлым и будущим.// Социологические исследования. 1995. - №5.

120. Руткевич A.M. Психоанализ и современная философская культура. М., 1997.

121. Сборник дидактических материалов к курсу "Гуманистические ценности европейских цивилизаций и проблемы современного мира". СПб., 1993.

122. Силласте Г.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации.// Социологические исследования. 1995. - №10.

123. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

124. Современный либерализм: Д. Роулс, Р. Дворкин, Ч. Тэйлор./ Пер. с англ. Л.Б. Макеевой. -М., 1998.

125. Согомонов А.Ю. Социология культуры: теоретический аспект.// Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1996.

126. Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени. М., 1998.

127. Сорокин П.А. Об основных условиях возможности возрождения нашего народного хозяйства.// Социологические исследования. 1994. - № 2.

128. Сорокин П.А. Общедоступный учебник социологии. Статьи разных лет. -М., 1994.

129. Сорокин П. А. Общие черты и различия между Россией и США.// Социологические исследования. 1993. - №8.

130. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

131. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество./ Общ. ред., сост. и предисл. А.Ю. Согомонов: Пер. с англ. М., 1992.

132. Социально-экономические проблемы современного периода преобразования в России. М., 1996.

133. Социально-экономическое положение регионов РФ./ Под ред. И.А. Герасимова. М., 1996.

134. Социальное развитие Магаданской области 1985-1999 гг.: Статистический ежегодник. Магадан, 2000.

135. Социологический справочник./ В.И. Волович. Киев, 1990.

136. Социологический энциклопедический словарь./ Под ред. Г.В. Осипова. -М. 1998.

137. Социология: Большой толковый энциклопедический словарь. М., 1999.

138. Социология в России./ Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.

139. Социология перестройки./ В.А. Ядов. М., 1990.

140. Столович JI.H. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

141. Струве П.Б. Исторический смысл русской революции и национальные задачи.// Пути Евразии. М., 1992.

142. Сурина И.А. Ценности. Ценностные ориентации. Ценностное пространство. М., 1999.

143. Суслаков Б.А. Идентификация социальных систем. М., 1997.

144. Таршис Е.Я. Ментальность человека: подходы к концепции и постановка задач исследования. М., 1999.

145. Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.

146. Тайлор Э. Б. Пережитки в культуре.// Тайлор Э. Б. Первобытная культура. М., 1989.

147. Тихонова Н.Е. Факторы социальной стратификации в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1999.

148. Толстова Ю.Н. Измерение в социологии. М., 1998.

149. Триодин B.C. Гуманитарная культура как фактор преобразования России.// Социологические исследования 1999. - №1.

150. Тугаринов В.П. Избранные философские труды. Л., 1988.

151. Тугаринов В.П. О ценностях жизни и культуры. Л., 1960

152. Тугаринов В.П. Природа, цивилизация, человек. Л., 1978.

153. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. Л., 1968.

154. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1998.

155. Условия и перспективы развития третьего сектора в регионах России./ И.Д. Гуревич.-М., 1998.

156. Филд Д. История менталитета в зарубежной исторической литературе.// Менталитет и аграрное развитие России 19 20 вв. - М., 1996.

157. Философия культуры./ Под ред. М.С. Кагана. СПб., 1995.

158. Философский энциклопедический словарь. В 3 т. - М., 1996.

159. Философский энциклопедический словарь./ Е.Ф. Губский. М., 1999.

160. Франк С.Л. Смысл жизни. Брюссель, 1992.

161. Фромм Э. Душа человека. М., 1998.

162. Хайек Ф.А. фон. Индивидуализм и экономический порядок. М., 2000.

163. Хвелл Л., Зигаер Д. Теория личности: основные положения, исследования и применение. СПб., 1997.

164. Человек в северном измерении: Опыт социологического исследования./ Авт. кол.: Л.В. Акимова, Л.П. Бирюкова, В.Н. Дятлов и др.; отв. ред. Е.М. Кокорев. Магадан, 1991.

165. Чилингаров А.Н., Кокорев Е.М. Нужен ли России Север? М., 1995.

166. Шевченко В. Духовность, деятельность, культура.// Свободная мысль. -1993.-№3.

167. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб., 2002.182

168. Шефель С. В. Малочисленные народы Крайнего Севера: модель трансформации из прошлого в будущее.// Шефель С. В. Личность постиндустриальной эпохи как феномен социокультурного синтеза. М., 2002.

169. Шилин К.И. Россия гармоничного будущего. Социология духовной жизни. -М., 1998.

170. Шмелёв Н.П. Экономические перспективы России.// Социологические исследования 1995. - №3.

171. Штомпка П. Социология социальных изменений: Пер. с англ. М., 1996.

172. Шуберт Е.Э. Социально-демографическая характеристика населения Северо-Востока в переходном периоде.// Международное сотрудничество и образование молодёжи на Севере. Магадан, 1995.

173. Шумихина J1.A. Генезис русской духовности. Екатеринбург, 1998.

174. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М., 1996.

175. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности.// Методологические проблемы социальной психологии. М., 1976.

176. Ядов В.А. Приоритетные направления исследований.// Социологические исследования 1995. - №3.

177. Ядов В.А. Социологические иследования: Методология, программа, методы. Самара, 1995.

178. Ядов В.А. Трансформирующееся общество. -М., 2001.

179. Михайлов Н.К. Морал и ценности. София, 1994.

180. Parsons Т. Essays in sociologial theory. Glencoe, 1964.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.